Седативные препараты растительного происхождения в детской неврологии
- КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психоневрологические расстройства у детей, лекарственные растения, фитотерапия, седативные препараты, детская неврология, педиатрия
Фитотерапия (по-старому «траволечение») – это метод лечения, основанный на применении лекарственных растений и комплексных препаратов из них. Принципы фитотерапии давно применяются в неврологии и педиатрии. Так, с целью достижения седативного эффекта в нейропедиатрии в различных клинических ситуациях нередко используются лекарственные растения и/или препараты на их основе [1–4]. К лекарственным растениям, обладающим седативным эффектом, относятся пустырник пятилопастный (Leonurus quinquelobatus), хмель обыкновенный (Humulus lupulus L.), пион уклоняющийся (Paeonia anomala L.), страстоцвет мясокрасный (Passiflora incarnata L.), арника горная (Arnica montana L.), льнянка обыкновенная (Linaria vulgaris Mill.) и многие другие. Среди множества лечебных растений необходимо выделить три следующих фитотерапевтических агента, нашедших наиболее широкое применение в детской неврологии: валериану лекарственную, мяту перечную и мелиссу лекарственную [3]. Их особенности рассматриваются нами ниже.
Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.) Корни и корневища этого многолетнего травянистого растения рода Валериана (Valeriana) семейства Валериановые (Valerianoideae), называемого также кошачьей травой или ароматником, на протяжении многих столетий используют в медицине в качестве седативного и спазмолитического средства.
Валериана лекарственная снижает рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы, усиливая тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. Валериана не только не вызывает супрессии ЦНС, но и обладает антиневротическим, противоастеническим и общеукрепляющим эффектами. В составе валерианы имеются азулен, бета-каротин, бета-ионон, бета-ситостерол, борнеол, кверцетин, валеренон, лимонен, кумаровая, валериановая и изовалериановая кислоты, кальций (Ca), холин, железо (Fe), магний (Mg), марганец (Mn), фосфор (P), калий (K), селен (Se), цинк (Zn), витамины В1 (тиамин), В2 (рибофлавин), В3 (ниацин) и аскорбиновая кислота (витамин С) [1, 2].
Мята перечная (Mentha piperita L.) Представляет собой многолетнее травянистое растение рода Мята (Mentha) семейства Яснотковые (Lamiaceae) или Губоцветные (Labiatae), полученное путем гибридизации мяты водной (Mentha aquatica) и мяты садовой (Mentha spicata). Относится к эфиромасличным растениям.
Мята перечная обладает успокаивающим и спазмолитическим действием, а также болеутоляющим и рефлекторным коронародилатирующим эффектами. В экстракте этого растения представлены альфа- и бета-каротин, альфа-пинен, азулен, бета-ионон, бетаин, карвакрол, карвон, кумарин, гесперетин, лимонен, линалоол, лютеолин, ментол, р-кумаровая кислота, 1,8-цинеол, пектин, рутин, танин, Са, Fe, Mg, Mn, P, K, Se, Zn, холин, витамины В1, В2 и В3, токоферол (витамин Е) [1, 2].
Мелисса лекарственная (Melissa officinalis) Это многолетнее эфиромасличное травянистое растение рода Мелисса (Melissa) семейства Яснотковые (Lamiaceae) известнo также под названием мяты лимонной.
Мелисса лекарственная обладает анксиолитическим, антистрессорным, антидепрессивным, спазмолитическим, седативным, антиоксидантным и другими эффектами. Это эфиромасличное растение содержит бета-каротин, монотерпены, линалоол, геранилацетат, мирцен, бета-кариофиллен, фенилпропаноиды, флавоноиды, фенолкарбоновые кислоты, витамины В1 и В2, калий, Са, Fe, Mg, Mn, медь (Cu), Zn, молибден (Mb), хром (Cr), Se, никель (Ni) и др. [1, 2]. Мелиссу лекарственную называют «стресс-протектором» и «модулятором настроения»; ее применение считается показанным при негативизме, агрессивности, конфликтности, сниженном настроении и т.д. [2].
Препаратом, содержащим экстракты всех трех перечисленных выше лекарственных растений, является Персен (код по АТХ: N05CM), относящийся к рубрике «Прочие снотворные и седативные препараты» [5–8].
Персен – комбинация седативных компонентов
В одной таблетке препарата Персен содержатся экстракты съедобных лекарственных растений: валерианы лекарственной – 50 мг, мяты перечной – 25 мг, мелиссы лекарственной – 25 мг. Каждый из компонентов препарата характеризуется целым рядом полезных эффектов, описанных нами выше. Cуществует форма препарата в капсулах (Персен форте); в 1 капсуле экстракта валерианы лекарственной – 125 мг, мяты перечной – 25 мг, мелиссы лимонной – 25 мг [7, 8]. В отличие от таблетированной формы препарата Персен, предназначенной для использования у детей в возрасте от 3 лет, капсулы Персен форте применяются с 12-летнего возраста [7, 8]. Состав натурального фитопрепарата Персен соответствует требованиям Европейского совета по лекарственным препаратам, предъявляемым к натуральным средствам (содержание не более трех компонентов). Все три компонента фитопрепарата относятся к числу съедобных лекарственных растений, а многие ингредиенты, входящие в их состав, являются микронутриентами, что позволяет рассматривать препарат Персен в качестве одного из средств нейродиетологии [9, 10].
В соответствии с аннотационными рекомендациями производителей основными показаниями к назначению Персена являются повышенная нервная возбудимость, бессонница и раздражительность, а по различным источникам литературы – неврастения, вегетососудистая дистония: утренняя усталость и утомляемость после физической нагрузки, раздражительность, чувство напряжения и подавленности, нарушение концентрации внимания и памяти, бессонница, потливость ладоней и дрожание рук, психологический стресс, расстройства адаптации, тики, экстраинтестинальные (психоневрологические) проявления пищевой непереносимости, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) и т.д. [5–8, 11, 12].
Применение препарата Персен при гиперактивности и СДВГ
Гиперактивность – частое явление в детском возрасте. Именно гиперактивность детей вызывает беспокойство у многих родителей и побуждает их обратиться к врачам (педиатрам или детским неврологам). Хотя отдельные признаки гиперактивности (гиперкинетического поведения) отмечаются у многих детей, их следует отличать от СДВГ. Последний устанавливается на основании конкретных критериев Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и по достижении возраста не менее 5–6 лет. Болезнь-специфическое лечение СДВГ с использованием препарата атомоксетин (высокоселективный ингибитор пресинаптических переносчиков норадреналина), доступное в России с недавнего времени, осуществляется лишь по достижении детьми 6-летнего возраста [13]. Часть пациентов оказываются резистентными к описываемой терапии.
Как оказалось, СДВГ нередко сопутствует течению мукополисахаридозов у детей, что обусловливает необходимость в коррекции соответствующей симптоматики при этой группе болезней [14, 15]. Принципы коррекции гиперактивности включают использование витаминов, минеральных добавок и седативных средств. Хорошо известно, что натуральные (растительные) седативные средства выгодно отличаются от большинства химически синтезированных фармакологических средств. В частности, в отличие от последних, они не вызывают привыкания, феноменов психической и физической зависимости. Именно поэтому седативные средства растительного происхождения широко применяются в лечении возбудимости, беспокойства и гиперактивности в детском возрасте.
До недавнего времени в отечественной детской неврологии в целях коррекции гиперактивности неоправданно широко использовались препараты ноотропного действия и аминокислотные средства, в частности глицин. В литературе представлены сведения об эффективности применения глицина при инсультах и шизофрении у взрослых, но не при синдроме повышенной возбудимости или СДВГ в детском и подростковом возрасте. В отличие от глицина, Персен помогает быстро и эффективно снять такие проявления стресса, как нервное напряжение, раздражительность, тревога, волнение и беспокойство. Ограничений по длительности применения препарата Персен не предусмотрено, а при прекращении лечения синдрома отмены не возникает. Немаловажно, что Персен (таблетированная форма) может применяться у детей с 3-летнего возраста, не вызывает сонливости в дневное время суток и не снижает концентрацию внимания. В этой связи препарат вполне пригоден для подростков, которые ведут активный образ жизни (Персен форте). Комплексное действие валерианы, перечной мяты и мелиссы, позволяющее контролировать повышенную возбудимость и гиперактивность, признается во всем мире.
Применение препарата Персен по другим показаниям
В литературе сообщается о применении детскими неврологами препарата Персен и в других клинических ситуациях. В частности, Т.И. Авдеева и М.А. Кинкулькина (2008), а также А.П. Рачин и А.В. Сергеев (2008) успешно использовали препарат при тревожных расстройствах и нарушениях сна, а С.А. Мальмберг и Е.А. Огурцова (2008) – при субпороговых тревожных расстройствах у подростков [16–19].
А.В. Пекониди и Н.В. Вострокнутов (2009), И.В. Егоров (2010) применяли Персен при психосоматических расстройствах, а Н.А. Корнетов и Е.В. Шмунк (2010) – при состояниях депрессивного спектра [20–22]. В.Э. Медведев (2007) и Э.Ю. Cоловьева (2008, 2009) рекомендуют использовать этот фитопрепарат при смешанных тревожных и депрессивных расстройствах [23–25].
Д.В. Марушкин и Н.Л. Тонконоженко (2007) указывают на возможность использования фитопрепарата в терапии неврозов у детей и подростков [26]. Л.В. Квашнина и И.С. Майдан (2010) рассматривают в качестве показаний к использованию препарата Персен не только СДВГ и повышенную возбудимость, но и неврозы, легкую бессонницу, хроническую тревогу, а также стрессовые и фобические расстройства [27, 28].
Cобственный практический опыт сотрудников отделения психоневрологии и психосоматической патологии НИИ педиатрии ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН по этому вопросу представлен в ряде наших публикаций. В частности, речь в них идет о применении препарата Персен при СДВГ, расстройствах невротического уровня, так называемых младенческих истериках, стрессе (сопряженном с подготовкой к школе или началом школьного обучения, а также иного происхождения) и т.д. [29–31]. Имеющийся опыт позволяет также рекомендовать Персен при психоневрологических нарушениях в структуре экстраинтестинальных проявлений различных видов пищевой непереносимости у детей (целиакия, лактазная недостаточность, непереносимость белка коровьего молока и др.) [32].
Фитотерапия в неврологии и педиатрии за рубежом
Хотя лекарственные растения нашли широкое распространение в нашей стране, не следует считать, что фитотерапия используется только в России и странах Азии. Исследователи из разных стран мира (в частности, из США и Австралии) – S.A. Saeed и соавт. (2007), G. van der Watt и соавт. (2008), G. Kinrys и соавт. (2009), S.E. Lakhan и K.F. Vieira (2010) – описывают возможности применения седативных лекарственных растений в лечении тревоги и депрессии [33–36]. Последняя работа представляет собой систематический обзор, то есть отражает современные представления по обсуждаемому вопросу с позиций доказательной медицины [36].
При анализе систематических обзоров, посвященных методам комплементарной медицины в педиатрии, K. Hunt и E. Ernst (2011) признают роль лекарственных растений [37]. В другой обзорной статье, представленной C. Feucht и D.R. Patel (2011) из США, рассматривается применение препаратов растительного происхождения в детской нейропсихиатрии [38]. О применении лекарственных растений и препаратов на их основе в структуре альтернативных и комплементарных методов терапии СДВГ и в других клинических ситуациях в педиатрии сообщается в работах J. Pellow и соавт. (2011), J. Snyder и P. Brown (2012), а также в новейшей публикации D. Adams и соавт. (2013) [39–41].
В рандомизированном контролируемом исследовании, представленном W. Weber и соавт. (2008), назначение детям и подросткам с СДВГ зверобоя продырявленного (Hypericum perforatum) в дозе 300 мг/сут не сопровождалось улучшением симптомов болезни [42]. В то же время терапевтические свойства валерианы лекарственной, мяты перечной и мелиссы лекарственной общеизвестны и неоднократно описаны в литературе [43].
Комбинированное фармакологическое действие экстрактов этих лечебных растений, входящих в состав фитопрепарата Персен, позволяет рассчитывать на достижение хорошего терапевтического эффекта при широком спектре нейропедиатрической патологии, сопровождающейся гиперактивностью, возбудимостью, раздражительностью и беспокойством. Синергизм действия растительных ингредиентов препарата приводит к реализации седативного, антиневротического, анксиолитического и адаптогенного действия, не вызывая сонливости и снижения концентрации внимания.
Беспокойные дети и применение препаратов растительного происхождения
Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная
Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная симптоматика означает наличие у ребенка истинной патологии или расстройств нервной системы, родители ожидают от врача конкретной помощи.
Зачастую имеет смысл, не прибегая к аллопатическим лекарственным средствам, использовать препараты растительного происхождения, обладающие мягким седативным действием. Сами родители в большей степени склонны отдавать предпочтение так называемым натуральным (растительным) лекарственным средствам, считая их более безопасными и полезными. Так, в недалеком прошлом в нашей стране колоссальную и порой необъяснимую популярность приобрело использование в грудном и раннем возрасте так называемой микстуры с цитралем (в ее состав, в зависимости от используемой прописи, могут входить экстракт/вытяжка корня валерианы, настойка пустырника, бромид натрия, сульфат магния, а также раствор глюкозы или дистиллированная вода и т. д.).
Арсенал препаратов на основе лечебных растений постоянно пополняется. В настоящее время он довольно широк, что позволяет подобрать соответствующие лечебные средства или их сочетание для каждого конкретного пациента. Поскольку многие лечебные растения относятся к пищевым, применение препаратов на их основе вполне можно рассматривать в качестве одного из компонентов нейродиетологии — нового направления нейронауки, основанного на использовании нутриентов для модулирования состояния и функций нервной системы [4]. A. Richardson et al. (2006) подчеркивают возможность влияния питания не только на психомоторное развитие детей, состояние центральной нервной системы (ЦНС) и когнитивные функции, но и на их эмоции и настроение.
Cледует отметить: когда речь заходит о назначении седативных препаратов в детском возрасте, необходимо помнить о своего рода «исключении из правил». Это значительная часть детей раннего возраста (второй-третий годы жизни), среди которых нередко наблюдаются случаи выраженного беспокойства и активно негативное поведение, зачастую не подлежащие иной коррекции, кроме педагогической. Описываемое поведение является, в сущности, «болезнью роста» и сопряжено с особенностями адаптации детей к условиям окружения при относительной незрелости психоэмоциональной сферы и ограниченной способности к вербальному общению. Пол ребенка при этом не имеет определяющего значения, так как состояния, подпадающие под рубрики Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), — R45.0 («нервозность»), R45.1 («беспокойство и возбуждение»), R45.4 («раздражительность и озлобление») и т. д. — в равной степени типичны как для мальчиков, так и для девочек данной возрастной группы. Ранее в МКБ-9 указанным рубрикам соответствовало понятие «невропатия», которое в настоящее время вышло из употребления и теперь не используется. При необходимости (невротизация, тикозные расстройства и т. д.) седативные препараты растительного происхождения могут применяться и в описываемых клинических ситуациях — с умеренным или ограниченным эффектом.
Обратите внимание, что речь не идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); данный диагноз устанавливается по достижении не менее чем 5-летнего возраста, а для лечения этого состояния в России в настоящее время зарегистрирован и применяется конкретный препарат — атомоксетин (а также средства ноотропного действия и витамины).
Важно подчеркнуть, что использование препаратов растительного происхождения ни в коей мере не является эквивалентом гомеопатии, хотя представители указанной медицинской дисциплины также нередко пользуются препаратами фитотерапии при назначении лечения детям и взрослым.
Ниже мы рассмотрим некоторые растения, которые традиционно используются для изготовления седативных препаратов.
Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.). Растение является представителем семейства валериановых (Valerianaceae), а также одним из наиболее широко употребляемых в медицине растительных средств из числа седативных.
Корневища и корни валерианы содержат от 0,5 до 2% эфирного масла, состоящего из борнеола (сложного эфира) и изовалериановой киcлоты, камфена, пинена и других терпенов борнеола. Более всего богаты эфирным маслом корни валерианы; кроме того, в них содержатся свободная валериановая кислота, алкалоиды валерин и хатинин, летучие основания, дубильные вещества, органические кислоты и сахара. Препараты валерианы уменьшают возбудимость ЦНС и обладают спазмолитическими свойствами.
Лечебное действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней действующих веществ, прежде всего эфирным маслом и алкалоидами. Применение препаратов валерианы способствует уменьшению рефлекторной возбудимости, усилению тормозных процессов в нейронах корковых и подкорковых структур ЦНС, поэтому их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, при нарушениях сна и подобных состояниях.
Настой корня валерианы — традиционное средство в лечении детей грудного, раннего, дошкольного и школьного возрастов.
Мята перечная (Mentha piperita L.). Один из наиболее известных представителей семейства губоцветных (Labiatae). Спектр показаний к применению мяты перечной с лечебной целью довольно широк, а вытяжки из растения используются в связи с имеющимся спазмолитическим и успокаивающим эффектами, а также рефлекторным коронарорасширяющим действием.
Лекарственным сырьем служит надземная часть мяты перечной. Зелень мяты содержит эфирное масло (состоящее из ментола и эфиров изовалериановой и уксусной кислот), медь, марганец и другие микроэлементы, а также каротин, бетаин, флавоноиды, гесперидин, дубильные и прочие вещества.
Препараты мяты оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие, расслабляют гладкую мускулатуру. Эти эффекты обусловлены ментолом, который рефлекторно расширяет сосуды сердца и головного мозга. Мяту используют при неврозах, бессоннице и повышенной возбудимости.
Имеются сведения, что мята перечная (в виде эфирного масла) способствует устранению нервного напряжения, оказывает общетонизирующее, антистрессовое, а также антидепрессивное действие.
Желчегонный и болеутоляющий эффекты мяты перечной — ценное дополнение к фармакологическим свойствам растения, используемым в соматоневрологии.
Мелисса лекарственная, или мята лимонная (Melissa оfficinalis). Еще одно эфирномасличное растение из семейства губоцветных (Labiatae). Обладает фармакологическими эффектами, сходными с таковыми мяты перечной, описанными выше. Характеризуется седативным, спазмолитическим и даже противосудорожным действием.
Основные действующие вещества мяты лимонной:
- компоненты эфирного масла (от 0,06 до 1%);
- гераниол;
- линалоол;
- нераль;
- кариофиллен;
- терпеноиды;
- глюкозиды эвгенола;
- бензиловый спирт;
- фенолкарбоновые кислоты и др.
Благотворное действие на функции нервной системы наряду с эфирным маслом оказывают витамины B1 (тиамин), B2 (рибофлавин), C (аскорбиновая кислота) и комплекс микроэлементов, включая калий.
В связи с наличием целого комплекса биологически активных веществ препараты на основе мелиссы обеспечивают выраженный антигипоксический эффект, который определяет нейропротекторные свойства растения.
Из приведенных выше данных видно, что роль лекарственных растений в коррекции нарушений эмоционально-поведенческих нарушений у детей не следует игнорировать. Вполне естественно, что список седативных препаратов растительного происхождения вполне может быть продолжен, но мы сочли необходимым сфокусировать внимание именно на перечисленных лекарственных растениях как наиболее широкоупотребительных.
Иногда лекарственные растения входят в состав биологически активных добавок и продуктов функционального питания, что не позволяет официально рассматривать их в качестве лекарственных средств. В этой связи, к сожалению, далеко не все препараты растительного происхождения представлены в таких базовых справочно-фармакологических изданиях, как «Регистр лекарственных средств» (2007), «Справочник Видаль» (2007) и «Федеральное руководство по использованию лекарственных средств / формулярная система» (2007).
Даже врачи, не имеющие особого опыта в области применения фитотерапии, нередко склонны прибегать к назначению детям тех или иных препаратов растительного происхождения, прочно вошедших в арсенал лекарственных средств в повседневной практике. Так, среди препаратов растительного происхождения, успешно используемых в коррекции поведения детей с эмоциональным и двигательным беспокойством, особого внимания заслуживает Персен (таблетки и капсулы).
Персен (таблетки) включает в свой состав растительные компоненты, свойства которых рассмотрены выше: (сухие) экстракты валерианы (50 мг), мяты перечной (25 мг) и мелиссы (25 мг). Персен (таблетки) применяется в лечении детей, достигших 3-летнего возраста. Персен форте в форме капсул, в которых содержание экстракта валерианы достигает 125 мг, предназначен только для детей старше 12 лет.
Сочетание описанных растительных компонентов препарата позволяет рассчитывать на седативный и спазмолитический эффекты, а в числе показаний к применению Персена фигурируют повышенная нервная возбудимость, раздражительность и бессонница.
Принадлежность Персена к «чистым» фитопрепаратам, отсутствие в нем веществ, являющихся продуктами химического синтеза, а также этанола, определяют основные преимущества препарата при его использовании в детском возрасте.
Проблема беспокойного ребенка может быть следствием как социальной депривации, так и гиперопеки. В ряде случаев ее можно решить, используя режимные мероприятия (контроль продолжительности сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание и др.), щадящее закаливание, лечебные ванны (со сборами трав), педагогические приемы (воспитание), адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.. Посещение детьми по достижении соответствующего возраста организованных дошкольных учреждений (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания) в подавляющем большинстве случаев позволяет обеспечить социально-педагогическую составляющую коррекции проблем поведенческой сферы.
В свою очередь, медикаментозная коррекция эмоционально-поведенческих и/или двигательных нарушений с использованием седативных средств растительного происхождения представляется немаловажным компонентом комплексной коррекции лечения нарушений психоэмоциональной сферы у детей различного возраста. Применение фитотерапевтических средств в ряде случаев позволяет избежать нежелательных «антитерапевтических» действий таких аллопатических средств, как, например, транквилизаторы/анксиолитики, использование которых в детском возрасте может индуцировать излишнюю седацию, снижение когнитивных функций и патологическое угнетение физической и эмоциональной активности.
В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
С. В. Балканская, кандидат медицинских наук
В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ
НЦЗД РАМН, Москва
Как лечить невроз у детей: мнение педиатра
Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.
Особенности формирования невроза у ребенка
Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.
Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.
Стоит выделить основные «неадекватные» типы воспитания:
- Недостаточное уделение внимания малышу — « гипоопека » .
- Избыточное уделение внимания — « гиперопека » .
- Жестокое воспитание.
- Авторитарное воспитание.
Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.
Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).
Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в « классические » , как у взрослых.
При неврозах у детей часто встречается заиканияе.
Виды и симптомы неврозов
Существуют такие виды общих неврозов, как:
- Истерия . У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко « притворяются » . Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
- Неврастения . У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
- Навязчивые состояния . Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.
Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:
- Тики . Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
После перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
- Заикание . Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье .
- Энурез . Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).
Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения .
Лечение невроза у детей
Основным способом лечения является психотерапия.
Психотерапия способствует:
- Улучшению обстановки в семье.
- Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
- Коррекции воспитания малыша.
Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.
Основным способом лечения неврозов является психотерапия.
Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.
Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:
- Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
- Седативные средства: валериана, пустырник и др.
- Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид) ; настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
- Полезны ванны (хвойные).
- В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах — нейролептик соннапакс (меллерила).
Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.
Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.
PsyAndNeuro.ru
Лечение тревожных расстройств у детей и подростков
За последние десять лет опубликовано несколько мета-анализов, обобщающих современные знания о лечении тревожных расстройств у пациентов детского и подросткового возраста, о переносимости, предикторах и модераторах результатов лечения, а также о факторах риска.
Для данного обзора были отобраны РКИ, опубликованные в течение 10 лет до июля 2019 г., посвященные тревожным расстройствам у детей и подростков. Исследования, в которых применялись диагностические категории DSM-4, причисляли ПТСР к тревожным расстройствам и не всегда включали сепарационное тревожное расстройство.
Эпидемиология
Тревожные расстройства начинаются раньше всех других психических заболеваний детского возраста, средний медианный возраст начала болезни – 6 лет (депрессия – 13 лет, расстройства, связанные с злоупотреблением психоактивными веществами – 15 лет).
Специфические фобии
Специфические фобии относятся к тревожным расстройствам, начинающимся в самом раннем возрасте (средний медианный возраст начала болезни – 6 лет).
Сепарационное тревожное расстройство
Средний возраст начала заболевания – 8 лет. В США сепарационное тревожное расстройство встречается у 6,7 % детей (у девочек чаще, чем у мальчиков). Сепарационное тревожное расстройство повышает риск развития панического расстройства в более позднем возрасте (коэффициент риска – 3,5) и значительно повышает риск генерализованного тревожного расстройства (коэффициент риска – 7,7).
Социальное тревожное расстройство (СТР)
У детей с социальным тревожным расстройством часто наблюдается поведенческая ингибиция. Полное проявление симптомов тревожного расстройства приходится на возраст около 12 лет. Социальное тревожное расстройство, которое встречается примерно у 9 % подростков, связано с повышенным риском развития других тревожных расстройств и отказом посещать школу.
Генерализованное тревожное расстройство (ГТР)
Как и в случае с большинством других тревожных расстройств, женский пол повышает риск ГТР в постпубертатном возрасте. В возрасте 13-18 лет ГТР встречается у 2,2 % подростков.
Паническое расстройство (ПР)
Паническое расстройство – “последнее” по хронологии развития детское тревожное расстройство. Заболеваемость, как и в случае с социальным тревожным расстройством и ГТР, повышается в более старших возрастных группах: 1,8 % в возрасте 13-14, 2,3 % в возрасте 15-16, 3,3 % в возрасте 17-18.
В возрасте 13-17 встречается у 2,5 %.
Пропорция пациентов с тяжелой формой тревожности (значительное ухудшение функциональности или очень сильный дистресс) варьируется в зависимости от диагноза. Тяжелые формы ПР, СТР и ГТР чаще встречаются у более старших детей, затрагивая 8,3 % подростков. Большинство подростков с ПР или агорафобией переживают сильную тревожность; в группе подростков с ГТР тяжелая форма тревожности встречается у половины пациентов. При СТР тяжелая форма тревожности – в 14,3 % случаев. При сепарационном тревожном расстройстве тяжелая форма тревожности – у 7,9 %, при специфических фобиях –
Факторы риска
На данный момент остается неясным, каким образом комбинация известных факторов внешней среды, биологических факторов и факторов развития приводит к возникновению тревожных расстройств.
Когнитивные факторы риска
К когнитивным факторам риска тревожных расстройств относят когнитивные искажения, связанные с реакцией на угрозу, нетолерантность к неопределенности, заученное поведение (например, избегание). Избегание ситуаций, провоцирующих у ребенка или подростка тревогу, действует по принципу негативного подкрепления. Нетолерантность к неопределенности проявляется в тенденции негативно реагировать (на эмоциональном, когнитивном, поведенческом уровне) на состояние неопределенности.
Поведенческая ингибиция как фактор риска
Поведенческая ингибиция – чувство подавленности, возникающее при контакте с незнакомыми людьми или в незнакомых обстоятельствах – наблюдается у 15 % детей и повышает риск тревожных расстройств (ГТР, СТР, ПР и сепарационное тревожное расстройство). Некоторые исследования, включая мета-анализы, говорят, что сильнее всего (в 7 раз) поведенческая ингибиция повышает риск СТР; почти у половины детей с поведенческой ингибицией развивается СТР, при этом риск не зависит от темперамента и возраста. Отдельные аспекты поведенческой ингибиции – боязнь взрослых – могут быть связаны с риском сепарационного тревожного расстройства.
Обстановка в семье как фактор риска
Родитель с ГТР, разлука с родителями и дисфункциональная семья (в соответствии с Шкалой функционирования семьи Макмастера) значительно повышают риск развития ГТР. События, связанные с разлукой с родителями, дополнительно увеличивают риск тревожных расстройств.
По вопросу влияния родительского поведения собраны противоречивые данные. Некоторые исследования показывают, что избыточная родительская опека повышает риск тревожности. С другой стороны, есть исследования, показывающие, что основное влияние на риск тревожных расстройств оказывают конкретные виды родительского поведения, способствующие формированию у ребенка выученных моделей поведения. Программа EDSP (“Ранние стадии психопатологии” – проспективно-лонгитюдное исследование, стартовавшее в 1994 г. в Мюнхене) не выявила связи между избыточной родительской опекой и повышенным риском тревожных расстройств. Родительская модель тревожного поведения способствует тому, что дети уклоняются от новых ситуаций или относятся к ним с повышенной осторожностью.
Тревожные расстройства родителей
Тревожное расстройство или определенные расстройства личности у родителя повышают риск тревожного расстройства у ребенка. Например, родительское ГТР повышает риск развития детского ГТР, но не влияет на риск депрессивных расстройств. При этом если у родителя тревожное расстройства, а также депрессивное расстройство, у ребенка повышается риск тревожного расстройства, но без повышения риска депрессии. У детей родителей с симптомами расстройств личности кластера А и С симптомы тревожности выражены ярче.
Употребление психоактивных веществ и риск тревожных расстройств
Как и в отношении других факторов риска, о связи употребления психоактивных веществ с патогенезом тревожных расстройств сложно судить на основе поперечных и проспективных исследований. Есть доказательства того, что употребление алкоголя усиливает тяжесть симптомов панического расстройства у подростков. В группе старшего подросткового возраста не подтверждается связь между паническими атаками и желанием выпить спиртное, из чего можно сделать вывод о слабости гипотезы, объясняющей употребление алкоголя подростками для ослабления панических атак.
В последние годы проясняется связь между употреблением каннабиса и тревожными расстройствами. Ежедневное употребление каннабиса в подростковом возрасте повышает риск развития тревожных расстройств даже у тех, кто прекратил употребление, что, вероятно, говорит о долгосрочном влиянии каннабиса на психическое здоровье подростков. Употребление синтетических каннабиноидов связано с уменьшением объема серого вещества и изменением активности корковых структур, вовлеченных в патофизиологию тревожных расстройств. Остается невыясненным, оказывает ли такой же эффект употребление других каннабиноидов и какой конкретно психоактивный компонент ответственен за это.
Загрязнение окружающей среды как фактор риска
Относительно немного исследований посвящено влиянию загрязнения окружающей среды, в частности загрязнения атмосферы. Ртуть и другие токсичные вещества повышают риск развития тревожных расстройств. Повышенная концентрация ртути в организме матери на момент родов повышает вероятность диагностики тревожных расстройств у ребенка в возрасте 8 лет. Загрязнение от автотранспорта также связано с усилением симптомов тревожности.
Психофармакологическое лечение
По сравнению с другими группами препаратов антидепрессанты изучены лучше всего и они же показали наилучшую эффективность. Противотревожное действие антидепрессантов подтверждает обоснованность недавно начавшегося в психофармакологии сдвига от терминологии, основанной на диагнозах и часто привязанной к первой области применения препарата, к номенклатуре NbN, основанной на механизме действия и фармакологии.
При лечении детских и подростковых тревожных расстройств наилучшую эффективность показывают СИОЗС, однако пациенты, принимающие СИОЗС, прерывают курс лечения из-за побочных эффектов чаще, чем пациенты, принимающие СИОЗСиН. Кроме того, СИОЗС чаще чем СИОЗСиН производят возбуждающий эффект на детей и подростков.
В США при лечении тревожных расстройств у детей и подростков чаще всего назначаются СИОЗС. Приблизительно в половине случаев курс лечения длится как минимум 6 месяцев. Стоит отметить, что лечение почти каждого третьего невзрослого пациента с тревожностью в США начинается с препарата, который не входит в группу СИОЗС.
Исследования действия СИОЗС в детской психиатрии при лечении тревожных расстройств показывают, что в 70 % тех случаев, когда улучшение фиксируется на 8-й неделе лечения, оно наступило раньше – в течение первых 4 недель. По сравнению с СИОЗСиН улучшение наступает быстрее, траектории улучшения при приеме СИОЗС и СИОЗСиН расходятся около 4-й недели.
Мета-анализ, посвященный побочным эффектам, показал, что прием СИОЗС часто прерывается из-за побочных эффектов, к которым относятся возбуждение, седация, бессонница, боль в животе, головная боль. Ни СИОЗС, ни СИОЗСиН не связаны с суицидальностью, требующей неотложного вмешательства. В группе СИОЗС мета-анализ выявил разницу в риске суицидальности. Наиболее безопасным в этом отношении является сертралин.
Два исследования показали эффективность венлафаксина при лечении ГТР, одно – при лечении СТР . Одно исследование показало эффективность дулоксетина при лечении ГТР, и одно исследование показало эффективность атомоксетина при лечении СДВГ с сопутствующими тревожными расстройствами.
Из-за сравнительно плохой переносимости ТЦА уступили место СИОЗС и СИОЗСиН. Исследований их эффективности при лечении тревожных расстройств у детей немного. Исследование, показывающее эффективность имипрамина при лечении СТР, было опубликовано довольно давно – в 1971 г.
Два исследования 2017 г. показали отсутствие разницы между действием буспирона и плацебо при лечении ГТР в группе пациентов 6-17 лет.
Небольшое исследование 2017 г. показало, что действие гуанфацина при лечении тревожных расстройств не отличается от действия плацебо при оценке результатов по шкале PARS (Педиатрическая шкала тревожности) и превосходит действие плацебо при оценке результатов по шкале CGI-I (Шкала общего клинического впечатления, оценка динамики состояния пациента).
Известны доказательства, говорящие в пользу использования бензодиазепинов при неотложном лечении тревожности у детей и подростков, однако исследования длительного приема бензодиазепинов для лечения тревожных расстройств у невзрослых пациентов свидетельствуют об отсутствии пользы. В том что касается суицидальности, требующей неотложного вмешательства, опасность бензодиазепинов при лечении тревожных расстройств у детей и подростков доказана в мета-анализе 2019 г. Однако результаты этого мета-анализа существенно зависят от одного небольшого РКИ 1994 г., поэтому сохраняется необходимость в проведении дополнительных исследований.
Несколько недавних исследований в сфере детской психиатрии показали, что бензодиазепины в качестве дополнения к основному лечению – по крайней мере при резистентной депрессии – ухудшают переносимость лечения и, предположительно, повышают риск суицидальных событий (суицидальные идеи, самоповреждение, попытки суицида).
Комбинация СИОЗС с психотерапией
Для лечения тревожных расстройств в детской психиатрии эксперты рекомендуют комбинацию СИОЗС + психотерапия (КПТ). Однако эффективность такой комбинации изучалась в сравнительно небольшом количестве исследований.
Крупнейшее исследование эффективности СИОЗС при лечение тревожности у детей CAMS (“Мультимодальное исследование детской/подростковой тревожности”, 2008 г.) показало, что комбинация КПТ + сертралин действует эффективнее чем психотерапия или сертралин по отдельности.
Психотерапия
Более чем 20 РКИ говорят о пользе КПТ при лечении детских тревожных расстройств. Рекомендации КПТ в качестве лечения первой линии основаны на собранных доказательствах эффективности, ограниченном характере побочных эффектов, расположенности пациента и его семьи к психосоциальной терапии. Важно помнить, что существует разрыв между условиями, в которых психотерапия практикуется во время исследований, и условиями в обычной жизни. В частности это касается приверженности лечению в форме экспозиционной терапии – в исследовательских группах этот компонент лучше, чем в клинической практике.
Автор перевода: Филиппов Д.С.
Успокоительные для детей
Успокоительные для детей – это различные формы лекарственных и гомеопатических препаратов (таблетки, капли, суспензии и т.д.), травяные сборы, которые помогают быстро привести нервную систему в состояние покоя.
Выраженность симптомов тревоги и беспокойства зависит от причины их появления. В тех случаях, когда проявления возникают редко и не вызывают особого беспокойства, достаточно ввести ритуалы перед сном и следить за режимом дня. У некоторых детей симптомы гиперактивности присутствуют на регулярной основе: в этом случае могут использоваться капли или таблетки с мягким эффектом. Иногда для нормализации состояния достаточно давать препараты всего пару дней.
Однако длительные жалобы и сопутствующие отклонения могут говорить о наличии заболевания в организме, поэтому перед покупкой успокоительных препаратов нужно советоваться с врачом. Снотворное для детей – это скорая помощь для нервной системы родителей и самого малыша: проблема с большой вероятностью вернется вновь. Иногда нужна помощь психолога, в более тяжелых случаях привлекается невролог или психиатр. Не стоит бояться помощи этих врачей: они помогут найти причину беспокойства, научат справляться с этой ситуацией и назначат необходимое лечение.
Далее в статье мы расскажем, когда нужны успокоительные, какие они бывают, можно ли их давать грудным детям.
Когда нужны успокоительные?
Прибегнуть к приему успокоительных средств для детей рекомендуется только по назначению врача в следующих ситуациях:
- есть симптомы гипервозбудимости нервной системы;
- когда имеются трудности с засыпанием, частые пробуждения и ночные кошмары;
- гиперактивность: ребенок большую часть времени кричит, прыгает, не может сосредоточить свое внимание на играх или занятиях;
- нервные тики, заикание;
- энурез – ночное недержание мочи;
- депрессивное состояние – подавленность, повышенная тревожность, замкнутость, отсутствие мотивации к обучению и асоциальные поступки;
- эмоциональные переживания, связанные с переездом, сменой места жительства или учебы, разводом родителей и т.д.
Виды успокоительных препаратов для детей
Седативные средства делятся на три большие группы: это лекарственные препараты, растительные средства и гомеопатические.
- Медикаментозные средства (Фенибут, Тенотен, Пантогам и т.д.) назначаются врачом после опроса и осмотра, так как при самовольном использовании они могут нанести вред здоровью. Их применяют чаще всего при поражении головного мозга и нервной системы, когда более мягкие средства (Дормикинд, Глицин, травяные сборы и чаи) не могут дать нужного результата.
- Растения и травы, обладающие успокоительным и мягким снотворным эффектом – пустырник, валериана, мята перечная, солодка. Все они оказывают бережное влияние на нервную систему малыша, безопасны и редко являются причиной побочных эффектов или аллергических реакций. Они продаются в аптеке в виде сборов (содержат в себе пустырник, валериану, мяту). Можно заваривать успокоительный чай и давать пить ребенку от 1 года.
- Гомеопатические средства: действующее вещество разводится до миллионных долей грамма в капле препарата. Их плюс заключается в том, что они разрешены детям до года: их можно дать ребенку в 2 месяца, в 6 месяцев без опасения за его здоровье. Одним из таких препаратов является Дормикинд – это безопасное снотворное для детей до года и старше. Оно поможет новорожденным в комфортном засыпании, используется при беспокойстве на фоне прорезывания зубов и в период введения прикорма. Таблетки можно растворять в воде и давать ее выпить годовалому малышу, в более старшем возрасте он может рассасывать препарат самостоятельно.
Можно ли давать снотворное грудному ребенку?
Детям грудного возраста в ряде случаев показан прием успокоительных средств. В этой ситуации подойдут натуральные средства (например, Дормикинд): они разрешены для применения с самого раннего возраста, поэтому их можно использовать без опасений. Обязательно следует посоветоваться с врачом, так как успокоительные и снотворные препараты нужны не всегда. Грудной ребенок может плакать или плохо засыпать по разным причинам и не во всех случаях необходимо именно снотворное. Например, малыша могут беспокоить колики в животе, прорезывания зубов, мокрый памперс и т.д. Достаточно устранить триггерный фактор и проблема решится самостоятельно.
При прорезывании зубов можно воспользоваться специальными гелями, которые наносятся на десну и снимают боль. При аллергических проявлениях нужно внимательно следить за рационом питания, исключить те продукты питания, которые вызывают дискомфорт и колики в животе.
Успокоительные в школьном возрасте
Средства для нормализации деятельности нервной системы вполне можно использовать при наличии показаний у детей школьного возраста. Бояться лекарственных седативных средств не стоит: при грамотном подборе дозировки большинство из них не имеет побочных эффектов и не вызывает сонливости.
Перед поступлением в школу ребенок испытывает колоссальный стресс: начинается новая для него жизнь, полна неизвестностей. Синдром дефицита внимания и гиперактивности нередко обнаруживается у детей начальных классов. В этом возрасте посредством корректировки поведения лекарственными препаратами и различными немедикаментозными методами (спорт, медитация, организация времени ребенка и т.д.) можно добиться нормализации работы нервной системы. Если головной мозг не поврежден и работает нормально, то препараты не дадут никакого эффекта. Занятия в спортивных секциях помогают таким детям направить свою активность в нужное русло, развивают концентрацию внимания.
Без рецепта: что можно?
Назначать успокоительные или снотворные препараты детям, особенно до года, должен только педиатр или невролог. Без рецепта от специалиста ребенку в год можно давать следующие успокоительные в домашних условиях:
- витамины группы В и микроэлементы (чаще всего – это магний);
- комплексное средство, основанное на натуральном составе (Дормикинд);
- фитотерапия – мята, пустырник, ромашка, корень валерианы.
Перед началом применения успокоительных средств родители должны обращать внимание на следующие пункты:
- Седативные средства для детей не должны содержать в себя спирта.
- Препараты не должны влиять на концентрацию внимания, так как ребенок активно познает мир и учится, этот естественный процесс нарушать нельзя.
- Важно убедиться, что у малыша отсутствуют серьезные органические заболевания нервной системы, патологии желудочно-кишечного тракта, инфекции и любые другие заболевания, которые могут вызывать беспокойство и возбуждение малыша.
- Важно устранить влияние психотравмирующих ситуаций и наладить микроклимат в семье: быть может, удастся справиться малыми силами без лекарственных препаратов.
- Перед тем, как дать ребенку на ночь успокоительное, нужно удостовериться, что он сыт, его памперс пустой, нет колик и вздутия живота. Частой причиной появления беспокойства и излишней активности у ребенка являются прорезывающиеся зубы.
- При приобретении средства родителям важно обращать внимание на состав препарата: в нем не должно быть синтетических веществ, производитель должен внушать доверие и заниматься выпуском исключительно лекарственных средств. Даже самые безобидные дополнительные компоненты в составе успокоительного могут вызвать у грудного малыша нежелательную реакцию, особенно при наличии аллергии в прошлом, оказать негативное влияние на почки, печень и другие органы.
Снотворные и успокоительные можно давать ребенку без каких-либо опасений только в случае, если исключены любые патологии и другие методы борьбы не принесли результата. Если при осмотре специалистом обнаружено заболевание, то успокоительными здесь не обойтись. В этом случае нужно лечение, а не купирование симптомов.
Препараты для лечения СДВГ
Медикаменты – важная часть борьбы с симптомами дефицита внимания и гиперактивности. Однако родители часто беспокоятся о том, что лекарства могут повлиять на характер ребенка или выработать у него зависимость. Много вопросов влечет за собой и выбор подходящих препаратов, а также их возможные побочные действия. Попробуем же разобраться, что представляют собой медикаменты при СДВГ и как использовать их максимально эффективно и безопасно для пациента.
Прежде всего, отметим, что ни один препарат не способен полностью избавить от этого диагноза, но может снять симптомы и значительно улучшить общее состояние, поведение, способность к учебе. Наиболее часто назначаемые препараты при СДВГ – психостимуляторы. Учеными было обнаружено, что они являются наиболее эффективным способом лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Стимуляторы помогают повысить уровень определенных нейромедиаторов, тех “посредников” между нейронами головного мозга, которые отвечают за внимание, концентрацию, планирование действий. Благодаря этим лекарствам у ребенка получается лучше сосредоточиться и не обращать внимания на отвлекающие факторы.
В разных странах зарегистрированы и разрешены для использования разные препараты для лечения СДВГ. Стимуляторы полностью запрещены в России, а также в ряде других стран – Тайланде, Омане, Йемене. В большинстве европейских стран, США, Турции, Бразилии, Аргентине, Израиле большинство препаратов-стимуляторов разрешены.
Виды стимуляторов для лечения СДВГ
В основном при синдроме дефицита внимания и гиперактивности используются два класса стимуляторов: амфетамины и метилфенидат. Среди амфетаминов можно выделить амфетамин (смесь солей, Аддералл), метамфетамин, дексамфетамин и лиздексамфетамин. Метилфенидатные препараты подразделяются на собственно метилфенидат и дексметилфенидат.
Действие ряда препаратов для лечения СДВГ, например риталина, изначально было рассчитано на несколько часов (в среднем около четырех), и эти лекарства приходилось принимать по несколько раз в день. В настоящее время существуют психостимуляторы (такие как концерта) которые действую более продолжительное время (эффект может длиться до 12 часов). В целом, по длительности воздействия можно выделить три группы стимуляторов:
- Короткого действия. Они вступают в силу быстро, но также быстро могут и прекращать свое действие. Чаще всего их приходится принимать несколько раз в день.
- Промежуточного действия. Эффект длится более 4 часов, и прием препарата необходим около двух раз в день.
- Препараты длительного действия. Могут приниматься только один раз в день.
Бывает, что маленьким детям трудно глотать капсулы. Родители могут перемешать лекарство с едой, чтобы ребенок мог ее легко проглотить. В то же время существуют препараты от СДВГ в виде накожного пластыря (такие, как Daytrana), который можно прикрепить к бедру для быстрого “всасывания” вещества.
Насколько стимуляторы эффективны?
Вероятность того, что от лечения психостимуляторами состояние ребенка улучшится довольно высокая – положительный эффект наблюдается в 80% случаев. Обычно пользу приносят как метилфенидат, так и амфетамины, но бывают и случаи, когда организм ребенка реагирует только на один из этих препаратов.
Если лекарство неэффективно, поговорите со своим врачом об изменении дозировки или назначении другого класса стимуляторов. Также в подобной ситуации врач порекомендует сочетать прием лекарства с поведенческой психотерапией или одновременно принимать другой препарат, который не относится к психостимуляторам.
Другие препараты при СДВГ
Когда психостимуляторы не работают или становятся причиной серьезных побочных эффектов, на помощь приходят центральные симпатомиметики. К таким препаратам относятся атомоксетин, гуанфацин и клонидин, которые одобрены для лечения детей с СДВГ. Эти медикаменты могут назначить не только как замену стимуляторам, но и как дополнение к ним. Центральные симпатомиметики имеют схожий со стимуляторами эффект и помогут улучшить концентрацию и импульсный контроль.
Как и психостимуляторы, эти препараты имеют и свои побочные эффекты. Атомоксетин способен вызвать нарушения сна, беспокойство, усталость, расстройство желудка, сухость во рту и головокружения. Из-за клонидина может наблюдаться усталость, головокружения, сухость во рту, раздражительность, проблемы с поведением, низкое давления. В свою очередь, резкое прекращение приема этого лекарства может привести к высокому кровяному давлению.
Антидепрессанты, хотя они и официально не одобрены для терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности, иногда назначаются врачами для лечения некоторых симптомов расстройства. Однако эффективность этих лекарств в лечении СДВГ у детей или взрослых еще не установлена, при этом прием антидепрессантов детьми и подростками чреват повышенным риском суицидальных мыслей. Антидепрессанты, иногда назначаемые при СДВГ:
- амитриптилин, дезипрамин, имипрамин, нортриптилин или другие трициклические антидепрессанты;
- бупропион;
- эсциталопрам и сертралин;
- венлафаксин.
Побочные эффекты препаратов от СДВГ
Стимуляторы могут иметь побочные эффекты, но они, как правило, возникают на ранних стадиях лечения. Обычно они проходят быстро и в мягкой форме. Наиболее распространенные из них:
- сниженный аппетит или потеря веса;
- проблемы со сном (на сон и аппетит большее влияние оказывают лекарства длительного действия);
- головные боли, боли в животе;
- раздражительность, тики.
Психостимуляторы, как правило, не влияют на рост, но их прием может замедлить или задержать рост в течение первых двух лет лечения.
В редких случаях лекарства при СДВГ могут вызывать более опасные побочные эффекты. Например, некоторые стимуляторы повышают риск проблем с сердцем и кровеносными сосудами. Могут усугубиться имеющиеся психические расстройства, такие как депрессия, тревожность или психоз. Также известно, что применение препаратов в виде накожных пластырей вызывает обесцвечивание кожи на участках, которые находятся под пластырем.
Как избежать побочных эффектов? Прежде чем ваш ребенок начнет принимать какие-либо лекарства, поговорите с врачом об истории болезней ребенка и заболеваниях, которые встречались в вашей семье: так можно спрогнозировать риск некоторых побочных эффектов. Кроме того, нужно сообщить врачу о любых других лекарствах или витаминах, которые принимает ребенок.
В большинстве случаев от побочных эффектов можно избавиться, если врач поможет вам:
- изменить дозу лекарства;
- отрегулировать время и частоту приема;.
- назначить другое лекарство.
Важно помнить: нельзя как-либо менять порядок приема и дозировку препарата, не посоветовавшись с врачом. Такие необдуманные изменения могут привести к опасным побочным эффектам.
Рекомендуется начинать прием препаратов при СДВГ только в тех случаях, когда другие методы терапии были неэффективны. О методах немедикаментозного лечения СДВГ читайте здесь
С какого возраста можно принимать лекарства от СДВГ?
Для детей дошкольного и школьного возраста рекомендуется сначала попробовать сеансы поведенческой психотерапии, а затем только по мере необходимости принимать препараты. Большинство названных выше лекарств одобрены только для детей от 6 лет и старше, но иногда врачи назначают очень низкую дозу метилфенидата и для детей младше 6 лет.
Как быстро препарат от СДВГ начинает работать?
Психостимуляторы начинают действовать почти сразу, обычно в течение получаса. Однако остальным препаратам может потребоваться несколько недель, прежде чем они принесут полный эффект. Прежде чем прекратить прием лекарства, важно обсудить это с врачом, потому что такой шаг может привести к симптому абстиненции.
Изменит ли прием лекарств характер ребенка?
Если вы заметили изменения в характере вашего ребенка, то, возможно, доза принимаемого препарата слишком высока. При правильном назначении лекарства от СДВГ должны помочь ребенку сосредоточиться и снизить его гиперактивность, но не изменить особенности его личности.
Может ли ребенок стать зависимым от стимулятора?
Психостимуляторы классифицируются как наркотические вещества, вызывающие привыкание. Однако некоторые исследования показывают, что прием стимулятора в целях лечения СДВГ может фактически снизить риск злоупотребления психоактивными веществами в подростковом возрасте, а не увеличить его.
Но все же дети и подростки подвержены риску злоупотребления своими лекарствами. В случае злоупотребления они принимают его в более высоких дозах, чтобы достичь сильного эффекта. Чтобы избежать этих рисков, храните лекарство в безопасном месте, контролируйте прием препарата и по возможности попросите школьный персонал следить за тем, как ребенок принимает лекарство, находясь в школе.
Как долго нужно принимать лекарства при СДВГ?
Это зависит от индивидуальных особенностей конкретного пациента. Тип лечения, как и его необходимость, могут меняться по мере роста и развития вашего ребенка. Некоторые дети достигают стабильного улучшения и прекращают медикаментозную терапию в подростковом или взрослом возрасте, тогда как другим может рекомендоваться продолжить принимать лекарства.
Вам нужна консультация? Сделайте шаг к здоровью! Позвоните нам
Фармакологическая группа — Седативные средства
Описание
Седативные средства (от лат. sedatio — успокоение) — лекарственные средства, оказывающие общее успокаивающее действие на ЦНС . Седативный (успокаивающий) эффект проявляется в снижении реакции на различные внешние раздражители и некотором уменьшении дневной активности.
Препараты этой группы регулируют функции ЦНС , усиливая процессы торможения или понижая процессы возбуждения. Как правило, они облегчают наступление и углубляют естественный сон, усиливают действие снотворных, анальгетиков и других средств, угнетающих ЦНС .
К седативным средствам относятся препараты брома — натрия бромид и калия бромид, камфора бромистая, а также препараты, изготовленные из лекарственных растений (валерианы, пустырника, пассифлоры, пиона и др.).
Бромиды начали применяться в медицине очень давно, еще в XIX веке. Влияние солей брома на высшую нервную деятельность было детально изучено И.П. Павловым и его учениками при экспериментально вызванных неврозах у собак, а также на здоровых животных.
Согласно данным школы И.П. Павлова, основное действие бромидов связано со способностью концентрировать и усиливать процессы торможения в коре головного мозга, восстанавливая нарушенное равновесие между процессами торможения и возбуждения, особенно при повышенной возбудимости ЦНС . Действие бромидов зависит от типа высшей нервной деятельности и функционального состояния нервной системы. В экспериментальных условиях показано, что для получения одинакового лечебного эффекта животным со слабым типом нервной деятельности требуются меньшие дозы бромидов, чем животным с сильным типом нервной деятельности. Кроме того, как правило, чем меньше выраженность функциональных нарушений в коре головного мозга, тем меньшие дозы требуются для коррекции этих нарушений.
Зависимость величины терапевтических доз бромидов от типа нервной деятельности нашла подтверждение и в клинике. В связи с этим необходимо учитывать тип и состояние нервной системы при подборе индивидуальной дозы.
Препараты брома применяют при различных невротических расстройствах в качестве успокаивающих средств. Бромиды обладают также противосудорожной активностью, но в качестве противоэпилептических средств в настоящее время они используются очень редко (см. Противоэпилептические средства).
Следует учитывать, что особенностью солей брома является медленное выведение из организма (концентрация в плазме крови снижается наполовину примерно через 12 дней). Бромиды накапливаются в организме и могут стать причиной хронического отравления (бромизма), проявляющегося общей заторможенностью, апатией, нарушениями памяти, появлением характерной кожной сыпи (acne bromica), раздражением и воспалением слизистых оболочек и др.
В медицине широкое применение издавна нашли препараты, полученные из лекарственного сырья — корневищ и корней валерианы, цветущих верхушек травы пустырника, побегов с листьями травы пассифлоры и др. Действие средств растительного происхождения обусловлено входящими в их состав эфирными маслами, алкалоидами и др.
Препараты валерианы содержат эфирное масло, состоящее из сложных эфиров ( в т.ч. спирта борнеола и изовалериановой кислоты), борнеол, органические кислоты ( в т.ч. валериановую), а также некоторые алкалоиды (валерин и хатинин), дубильные вещества, сахара и др. Валериана оказывает умеренное успокаивающее действие, усиливает действие снотворных средств, обладает также спазмолитическими свойствами.
Основными биологически активными веществами, входящими в состав препаратов пустырника являются флавоноловые гликозиды, эфирные масла, малотоксичные алкалоиды, сапонины, дубильные вещества.
Имеются комбинированные препараты (Валидол, Валокордин и др.), которые содержат различные успокаивающие вещества.
Несмотря на наличие современных транквилизаторов, седативные средства продолжают широко применяться в медицинской практике. Основными показаниями к назначению седативных средств являются повышенная нервная возбудимость, раздражительность, вегето-сосудистые расстройства, нарушения сна, неврозы (в начале лечения), в т.ч. кардионеврозы, неврозоподобные состояния. По сравнению с анксиолитиками и снотворными, особенно производными бензодиазепина, седативные средства (особенно растительного происхождения) оказывают менее выраженный успокаивающий эффект, вместе с тем для них характерны хорошая переносимость и отсутствие серьезных побочных явлений (не вызывают миорелаксации, атаксии, сонливости, а также привыкания, психической и физической зависимости). Все это позволяет широко использовать их в повседневной амбулаторной практике.
Ранее в качестве седативного средства применялся магния сульфат, оказывающий в зависимости от способа введения различное фармакологическое действие на организм. При приеме внутрь магния сульфат плохо всасывается из ЖКТ и действует как слабительное и желчегонное средство. При парентеральном введении магния сульфат уменьшает возбудимость нейронов и оказывает угнетающее действие на ЦНС (проявляется седативным, противосудорожным, в больших дозах — наркозным эффектом), оказывает также миотропное спазмолитическое действие. Влияние на сердечно-сосудистую систему проявляется гипотензивным (снижается преимущественно повышенное АД) и антиаритмическим (при пароксизмах желудочковой тахикардии типа «пируэт») эффектами.
Многочисленные экспериментальные и клинические исследования, проведенные начиная с середины 80-х годов XX века, доказали важную роль ионов магния в регуляции функций нервной, сердечно-сосудистой и др. систем организма (см. Макро- и микроэлементы). Показано, что недостаток магния в организме приводит к повышенной возбудимости клеток, прежде всего мышечных и нервных, к метаболическим расстройствам (энергетический обмен и др.), в т.ч. в ЦНС , к нарушению нервно-мышечной передачи и др. Полагают, что одним из эффектов магния в ЦНС является регуляция возбудимости нейронов и торможение процессов проведения нервных импульсов, что и обусловливает угнетающее действие на ЦНС при повышенной возбудимости нервной системы, которое проявляется, в частности, седативным эффектом. Препараты магния, восполняя дефицит этого катиона в организме, способствуют ослаблению таких симптомов, как раздражительность, повышенная нервная возбудимость, нарушения сна и др.
Седативным эффектом, помимо вышеописанных средств, обладают анксиолитики (см. Анксиолитики), H1-антигистаминные препараты I поколения (см. H1-антигистаминные средства) и ряд препаратов из разных фармакологических групп.