Рефлексы новорожденного: норма и патология
- Какие бывают рефлексы у новорожденных
- 1-я группа рефлексов — оральные автоматизмы (связанные с поиском пищи)
- 2-я группа рефлексов — ладонные автоматизмы
- 3-я группа рефлексов — стопные рефлексы
- 4-я группа рефлексов — вертикальные рефлексы
- 5-я группа рефлексов — в положении на животе
- Видео
Рефлексы представляют собой определенные (стереотипные, ожидаемые) реакции организма на воздействие раздражителей. Контролируются такие реакции нервной системой. Помимо нервной системы в их образовании участвуют также кожные рецепторы и мышцы.
Все рефлексы можно разделить на две большие группы — врожденные и приобретенные. Врожденные рефлексы присущи организму с самого рождения, тогда как приобретенные требуют определенного научения.
Зная, какими именно должны быть реакции здорового новорожденного на тот или иной раздражитель, врач-невролог легко может заподозрить патологию и вовремя направить маленького пациента на дополнительное обследование и, при необходимости, на лечение.
Какие бывают рефлексы у новорожденных
Только что появившийся на свет малыш еще ничего не умеет, у него присутствуют лишь безусловные рефлексы. Но уже в течение первых месяцев жизни на базе этих безусловных рефлексов начнут формироваться сложные произвольные рефлекторные реакции. К году нервная деятельность малыша эволюционирует настолько, что он окажется способен к выполнению сложнейших для его возраста задач.
Существует несколько классификаций физиологических рефлексов новорожденных. Мы остановимся на одной из них.
1-я группа рефлексов — оральные автоматизмы (связанные с поиском пищи)
- Хоботковый рефлекс: быстрый удар пальцами по губам новорожденного вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется у младенца до 2-3 месяцев, а далее угасает.
- Поисковый рефлекс: при поглаживании ребенка в области угла рта губа опускается, голова отклоняется в сторону раздражителя, а язык поднимается. При надавливании на середину верхней губы произойдет открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы голова согнется, а нижняя челюсть опустится. Поисковый рефлекс сохраняется у здорового младенца до 3-4 месяцев, а затем угасает.
Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двусторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС (центральной нервной системы).
Этот рефлекс лучше проверять у голодного ребенка. Особенно ярко он проявляется за полчаса до кормления.
Рефлекс должен быть с двух сторон симметричен (то есть одинаков). Проявление рефлекса лишь с одной стороны говорит обычно об одностороннем поражении лицевого нерва. Полное отсутствие рефлекса — двусторонний парез лицевого нерва или поражение ЦНС. Ребенок с такими нарушениями должен быть в срочном порядке углубленно обследован детскими неврологами.
- Сосательный рефлекс: при введении предмета в рот ребенка появляются характерные ритмичные сосательные движения. Рефлекс в норме сохраняется до 3-4 лет. Нереализованная своевременно потребность в сосании может проявиться грызением ногтей и сосанием пальцев у ребенка в дальнейшем. Профилактикой подобных расстройств является полноценное длительное грудное вскармливание.
Сосательный рефлекс отсутствует при одно- или двустороннем поражении лицевых нервов, поражении ЦНС, тяжелых соматических патологиях, у глубоко недоношенных младенцев.
2-я группа рефлексов — ладонные автоматизмы
- Верхний хватательный рефлекс: при надавливании на ладони новорожденного он крепко обхватывает пальцы.
- Рефлекс Робинсона (направлен на определение тонуса флексоров): когда малыш обхватил пальцы, его можно приподнять вверх. Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев, а затем трансформируется в произвольный навык захватывания и удерживания предметов.
При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, при поражении ЦНС может быть усилен. Сохранение рефлекса у детей старше 5 месяцев говорит о поражении ЦНС.
- Рефлекс Бабкина: при нажатии на ладони новорожденного большими пальцами он поворачивает голову и открывает рот. Рефлекс исчезает к 3 месяцам.
Отсутствие рефлекса с одной стороны может говорить о периферическом парезе руки или лицевого нерва. Симметричное отсутствие или вялость рефлекса может говорить о поражении ЦНС.
- Рефлекс Моро (рефлекс планирования). Его можно увидеть при целом ряде воздействий. Например, хлопок по пеленальному столику или резкое опускание малыша приведет к тому, что малыш разведет руки в разные стороны и раскроет кулачки, а затем вернет в исходное положение. Рефлекс хорошо выражен до 5 месяцев, затем угасает.
При периферическом парезе руки рефлекс может быть асимметричным. Ослабление или усиление наблюдается при поражении ЦНС. Каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно в совокупности с оценкой остальных рефлексов.
3-я группа рефлексов — стопные рефлексы
- Нижний хватательный рефлекс (рефлекс Верхома): при легком надавливании на подошву новорожденного у основания между вторым и третьим пальцем пальцы сгибаются. Рефлекс постепенно угасает к 3-4 месяцам.
- Рефлекс Бабинского: при раздражении кожи на подошве стопы происходит тыльное сгибание и веерообразное расхождение пальцев ноги. Сохраняется до двухлетнего возраста, а затем угасает.
Появление рефлекса Бабинского во взрослом возрасте указывает на тяжелое поражение ЦНС.
4-я группа рефлексов — вертикальные рефлексы
- Рефлекс опоры и выпрямления. Новорожденный ребенок, конечно же, не готов стоять самостоятельно, но если держать его у опоры, он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. В дальнейшем на базе этого рефлекса будут формироваться шаговые движения. Угасает рефлекс к 2 месяцам.
- Автоматическая ходьба: если новорожденного в вертикальном положении у опоры слегка наклонить вперед, он будет делать шаговые движения. Рефлекс угасает к 2 месяцам.
У ослабленных и недоношенных новорожденных, а также у новорожденных с родовыми черепно-мозговыми травмами рефлексы опоры и ходьбы могут быть ослаблены и/или отсутствовать полностью. У детей с поражением ЦНС рефлексы сохраняются намного дольше положенного срока.
5-я группа рефлексов — в положении на животе
- Защитный рефлекс: лежащий на животе новорожденный автоматически поворачивает голову набок, чтобы не задохнуться.
У детей с поражением ЦНС рефлекс может отсутствовать. За положением головы нужно непрерывно следить, чтобы ребенок не задохнулся.
- Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра): если лежащему на животе новорожденному дать опору для пяток, он будет делать характерные ползательные движения. К реальному ползанию это отношения пока не имеет. Рефлекс угасает после 4 месяцев.
У ослабленных детей ползание может быть не выражено. При травмах спинного мозга рефлекс может быть асимметричен. При поражении ЦНС сохраняется намного дольше положенного срока.
- Рефлекс Галанта: при раздражении кожи на спине вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину в противоположную от раздражителя сторону, при этом распрямляется нога. Рефлекс угасает к 4-му месяцу жизни.
Рефлекс отсутствует или слабо выражен при поражении спинного мозга. При поражении ЦНС сохраняется намного дольше положенного срока.
- Рефлекс Переса: при проведении снизу вверх пальцем по остистым отросткам позвонков малыш кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, при этом сгибает верхние и нижние конечности. Рефлекс угасает к 4 месяцам.
Проверка этого рефлекса болезненна для младенца, поэтому нужно его исследовать только в том случае, если есть реальная необходимость.
Как можно понять из всего вышеизложенного, проверка рефлексов имеет крайне важное значение в комплексной оценке неврологического статуса новорожденного. Конечно, провести такое исследование под силу только неврологу, специализирующемуся на работе с детьми первого года жизни и детьми раннего возраста. Своевременное выявление нарушений позволяет вовремя предпринять меры по их устранению. Вот почему так важно не игнорировать плановые неврологические осмотры, даже если на родительский взгляд кажется, что с ребенком все в порядке.
Видео
Стоит ли переживать, если пустышка стала незаменимой?
Для начала: в чем разница?
На самом деле все просто. Соска — это изделие, которое по форме напоминает женский сосок и его надевают на бутылочку. То есть в соске есть отверстие, и она предназначена для кормления ребенка. Пустышка — также изделие, которое напоминает сосок, но в нем нет отверстия, и через нее нельзя накормить ребенка. Ребенок и пустышку, и соску может только сосать, больше ничего. Поэтому рассматривать их буду вместе.
Теперь о мифах. В интернете их достаточно много и я объясню самые распространенные о сосках (пустышках).
Пустышка «портит» прикус.
Правда с одним «но».
Пустышка является одной из причин формирования патологий молочного прикуса у детей, если:
- возраст ребенка более 1 года (прорезались все молочные резцы, а к 3 годам — все молочные зубы)
- применение пустышки не ограничено (круглосуточно)
- при длительном использовании пустышки почти у 80% детей формируется неправильный молочный прикус (молочные зубы верхней челюсти выдвигаются вперед)
- отлучение от нее было быстрым по времени
Например, при неправильном отлучении от пустышки ребенок может начать сосать палец. А это уже вредная привычка.
По данным одного исследования у детей, уже имеющих патологию молочного прикуса, при правильном и своевременном отлучении от пустышки зубочелюстная система может самостоятельно восстановиться (65-83%). Кроме того, наличие такого прикуса молочных зубов не означает неправильное формирование постоянного прикуса.
Небольшой вывод: при правильном использовании пустышки, соблюдая рекомендации врачей, показания и противопоказания, можно избежать вредных последствий.
Пустышка успокаивает ребенка.
Конечно же правда.
Пустышка помогает удовлетворить сосательный рефлекс, малыш успокаивается и засыпает, ночью спит спокойнее с ней. И этим мамочка может вполне пользоваться. Днем конечно можно пользоваться ей реже.
Соска нарушает грудное вскармливание, появляются проблемы, а пустышку вообще нельзя применять во время грудного вскармливания.
Правда в некоторых ситуациях.
Сосать грудь матери — это серьезная работа для ребенка: нужно правильно захватить грудь (у соски площадь захвата меньше), активно сосать грудь, чтобы получить достаточно молока (сосать соску легче, так как отверстие/ия в ней больше и молоко поступает быстрее).
Действительно, когда недостаточно молока, малыша докармливают смесью, то соску нужно подобрать правильную (и продолжать прикладывать к груди, чтобы нормализовать лактацию), так как ребенок не захочет напрягаться и будет сосать грудь вяло, получит меньше молока, а значит будет чаще беспокоиться. Также ребенок может кусаться, и на сосках могут оставаться трещины. В этом случае рекомендовано соску не давать здоровому ребенку без показаний до периода становления грудного вскармливания (это до 1 месяца).
Пустышку применять можно, но по показаниям и ограниченное время. Поэтому в роддоме мамочка должна проконсультироваться с врачом: нужна ли пустышка, как поддерживать лактацию, как правильно ребенок должен захватывать грудь, какая техника кормления и уход за молочными железами.
Риск развития острого отита при использовании пустышек возрастает.
Это мнение основано на одном исследовании, которое проводилось в Финляндии с детьми в возрасте 7-18 мес., по результатам которых риск развития острого отита (инфекция среднего уха) ниже на 29% у детей, не сосущих пустышку. По мнению некоторых специалистов, это зависит от изменения давления в ушах и приводит к скапливанию жидкости внутри среднего уха, инфицирование которой приводит к развитию заболевания.
У меня встречный вопрос: сколько ребенок в сутки должен сосать пустышку, чтобы произошло смещение давления? На это могу только сказать одно: нужно правильно использовать пустышку.
Пустышка в ротовой полости — это источник инфекции.
Это вопрос гигиены:
- раз в день мыть пустышку с детским мылом или специальным средством для ухода
- обязательно стерилизовать кипячением или в стерилизаторе для бутылочек перед первым применением и в последующем её применении
- использовать контейнер для её хранения
- если соска упала на пол — не облизывать её! Промыть под проточной водой или обдать кипятком
- следить за состоянием поверхности соски (наличие повреждений). Если есть хоть одна маленькая царапина — меняйте соску. Неровная поверхность служит местом скопления микробов
Пустышка «тормозит» развитие ребенка.
Сосательный рефлекс — это важный этап в развитии ребенка и, соответственно, он временный. У детей до года (после рефлекс физиологически угасает) проблемы могут быть при неудовлетворении сосательного рефлекса. Но каждая мама должна понимать, что грудь — это лучший вариант для ребенка, поэтому пустышка — это запасной вариант.
Также малыши вырастают более коммуникабельными и общительными (если только длительное сосание пустышки не привело к патологии прикуса и нарушению речи).
Ребенка сложно отучить от пустышки, так как она вызывает привыкание.
У ребенка с рождения выражен сосательный рефлекс и только к 3 годам угасает полностью. В это время важно постепенно и с минимальным стрессом для ребенка отучить его от пустышки, так как далее это может перейти в привычку.
Некоторые врачи полагают, что ребенка наиболее легко отучить в возрасте 1-1,5 года и не нужно затягивать до 3-4 лет. Ниже перечислено, когда обязательно нужно ребенка отучать от пустышки:
- возраст ребенка 3 года
- ребенок в течение суток длительно сосет пустышку с перерывами на еду
- ребенок не хочет общаться со сверстниками и играть в интерактивные игры
- у ребенка врач выявил отставание речи
Что касается самого процесса отлучения, то тут тоже есть несколько правил:
- начинать нужно в период полного здоровья, и при отсутствии других стрессовых ситуаций (детский сад, приучение к горшку, раздельному сну, переезд и другое)
- не нужно пустышку мазать чем-то невкусным, острым или кислым — ребенок это средство может занести в глаза и нос, возможна аллергическая реакция и другие нежелательные последствия
- постепенно срезать резиновую часть пустышки — тоже не вариант, так как ребенок может откусить кусок от нее
Что тогда нужно делать? В интернете есть множество разных способов, но все они делятся на быстрый и постепенный способы.
Быстрый метод — он более жёсткий, но и самый надежный: в один момент мама просто прячет и больше не показывает, не напоминает о пустышке. Этот способ тяжелый, потому что не только ребенок проливает слезы, закатывает истерики, но и родители мучаются, глядя на это. Также родителям нужно твердо стоять на своём и не идти на уступки ребенка.
Постепенный способ — более лояльный и спокойный. Суть в том, чтобы как можно чаще отвлекать ребенка, занимать его делами и играми без присутствия рядом пустышки, доводя до того, чтобы ребенок и вовсе отказался или забыл о ней.
Когда пустышка ребенку стала нужно только перед засыпанием, нужно подобрать другой способ укладывания ребенка: читать сказки, вести диалог с ребенком.
Еще есть метод — подарить другому маленькому ребенку (младенцу). Не все, но многие детки готовы расстаться со своей пустышкой во благо другому ребенку.
Любовь к пустышке у ребенка может перерасти во вредные привычки.
Курение. Некоторые психологи утверждают, что курение – это следствие неудовлетворенного сосательного рефлекса. То есть тут наоборот — недостаточное использование пустышки привело к курению. Или к другой вредной привычке — грызть ногти.
Привычка грызть ногти бывает у людей, которые плохо переносят стресс, напряжение и волнение. Это их способ успокоиться и с пустышкой он никак не связан.
Безусловные рефлексы новорожденного
Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.
Какими бывают рефлексы
Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.
Все безусловные рефлексы новорожденного педиатры – неонатологи разделяют на три основные группы:
- Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы);
- Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей;
- «Временные» рефлексы — например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.
Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.
Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров. Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.
Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.
Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.
Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.
Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.
Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.
Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!
Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.
Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Этот рефлекс подготавливает малыша к ходьбе. Опустите малыша ножками на пол, и он будет стоять, опираясь на стопу, а если наклонить вперед — начнет «переступать ножками».
Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.
Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.
Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.
Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха. В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.
Рефлекс Магнуса-Клейна, или Асимметричный рефлекс. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу — встанет в «позу фехтовальщика». Рефлекс координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата.
Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.
Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы крохи в пространстве. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.
Оценка сосательного рефлекса и эффективности энтерального питания у новорожденных в течение первых месяцев жизни
1) ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Россия;
2) ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия
Цель. Оценить эффективность сосания у недоношенных детей при переходе от питания через зонд к кормлению из бутылочки/грудному вскармливанию и обосновать принципы создания компьютерной программы для объективной оценки сосательного рефлекса.
Материалы и методы. Становление функции сосания было оценено у 105 детей, родившихся в сроке 25–31 недель, которые были разделены на 3 группы в зависимости от выраженности дыхательных нарушений. В рамках исследования осуществлялась разработка нового неинвазивного метода визуального анализа эффективности сосания новорожденных c помощью компьютерных программ.
Результаты. Определены сроки начала сосания и отмены зондового вскармливания у глубоконедоношенных детей в зависимости от выраженности дыхательных нарушений. Наличие среднетяжелой и тяжелой бронхолегочной дисплазии значимо удлиняло время перехода на сосание из соски. Разработан объективный метод оценки эффективности сосания с помощью распознавания образов при помощи компьютерного зрения.
Заключение. Разработанный программный комплекс позволяет производить количественную объективизированную оценку движений различных частей лица новорожденных во время сосания. После верификации и валидации метод может применяться для объективной оценки сосания у новорожденных различного гестационного возраста.
Грудное вскармливание является одним из ключевых моментов, влияющих на развитие новорожденных и определяющих состояние их здоровья в будущем. Помимо уникальных свойств грудного молока, процесс сосания груди матери оказывает благоприятное влияние на правильное развитие челюстно-лицевого скелета, речевого аппарата. Ребенок меньше плачет, лучше спит, отличается более высокой двигательной активностью, реже наблюдаются младенческие кишечные колики, быстрее формируются положительные эмоции, создается чувство защищенности и эмоциональной близости с матерью.
Паттерн сосания у недоношенных детей отражает зрелость центральной нервной системы и организма ребенка в целом [1, 2]. Способность поддерживать жизненно важные функции, стабильность таких основных показателей, как частота сердечных сокращений, частота дыхания, насыщение гемоглобина кислородом, имеют большое значение для предотвращения гипоксии, брадикардии и нарушений дыхания во время кормления [3, 4].
Эффективное и координированное сосание, глотание и дыхание у доношенных новорожденных рассматриваются как признак созревания и нейро-поведенческой стабильности. У недоношенных из-за выраженной морфофункциональной незрелости или общего тяжелого состояния может отсутствовать сосательный рефлекс, что исключает возможность кормления его грудью или с помощью бутылочки, и в этом случае ребенок кормится через зонд. Возможность эффективного сосания также зависит от скорости достижения полного объема энтерального питания, что, в свою очередь, определяется многими факторами, такими как длительность искусственной вентиляции легких или других видов дыхательной поддержки, переносимость энтерального питания, длительность интервалов между кормлениями [5].
Однако эффективность сосания в клинической практике оценивается, как правило, субъективно и зависит не только от способности ребенка к самостоятельному сосанию, но и от опыта матери или медицинских работников, ухаживающих за ребенком. Существующие методы оценки сосательной активности являются или слишком субъективными, или достаточно сложными, требующими специального оборудования и обучения [6, 7].
Цель: оценить эффективность сосания у недоношенных детей при переходе от питания через зонд к кормлению из бутылочки/грудному вскармливанию и обосновать принципы создания компьютерной программы для объективной оценки сосательного рефлекса.
Материалы и методы
Проведено исследование активности сосания у глубоконедоношенных детей в естественных условиях физиологического выхаживания без применения специальных методик оральной стимуляции и без использования ноотропных препаратов. В исследование включены 105 глубоконедоношенных детей с гестационным возрастом (ГВ) 25–31 неделя, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела. Дети с наследственными нарушениями обмена, эндокринными заболеваниями, тяжелой формой гемолитической болезни, а также с врожденными пороками развития, требующими хирургического вмешательства, в исследование не включались.
Одними из основных факторов, влияющих на быстрое достижение полного объема энтерального питания, появление сосательного рефлекса и эффективность сосания, являлись наличие и степень выраженности дыхательных нарушений, длительность инвазивной искусственной вентиляции легких и длительная зависимость от повышенной концентрации кислорода во вдыхаемой смеси. У всех пациентов, включенных в исследование, с рождения отмечались дыхательные нарушения, обусловленные как незрелостью легких – респираторным дистресс-синдромом, так и врожденной пневмонией, что потребовало проведения дыхательной поддержки различными методами, в том числе с применением высокочастотной искусственной вентиляции легких. Все пациенты были разделены на 3 группы: группу А составили 66 детей, у которых дыхательные нарушения не осложнились развитием бронхолегочной дисплазии (БЛД); в группу Б вошли 29 детей с легкой формой БЛД; в группу В – 10 детей с БЛД средней и тяжелой степени (табл. 1).
В рамках исследования нами разработан новый неинвазивный метод визуального анализа эффективности сосания новорожденных, который основан на специально разработанных компьютерных алгоритмах распознавания движений скул, щек и губ новорожденных при видеосъемке ненутритивного сосания на камеру мобильного телефона, что позволило в режиме реального времени объективно регистрировать процесс сосания новорожденного и оперативно получать данные об изменении его эффективности в процессе выхаживания ребенка. Видеосъемка проводилась на основании информированного согласия мамы, как правило, в ее присутствии. Для простоты обозначения данный подход получил название «Компьютерное зрение».
Для достижения поставленной цели были разрабо.
Сосательный рефлекс у новорожденных
Несмотря на кажущуюся беспомощность, новорожденный малыш обладает множеством защитных реакций – рефлексов, которые были созданы природой, чтобы ничего не умеющий ребенок мог выжить и приспособиться к так резко поменявшимся условиям. По наличию рефлекса и степени его выраженности педиатры судят о развитии новорожденного, определяют наличие тех или иных отклонений от развития.
Все рефлексы делятся на две большие группы: условные и безусловные. Условные рефлексы приобретаются человеком в течение его жизни, а безусловные даются человеку с самого рождения. Новорожденный ребенок имеет только безусловные рефлексы, которые помогают малышу ориентироваться в этом мире в первое время. Некоторые из этих рефлексов сопровождают малыша только 2-3 месяца, а другие остаются с ним на всю жизнь. Многие рефлексы новорожденных вместе с развитием его меняются сознательными действиями. Рефлексы, которые со временем исчезают, называют транзиторными и они характерны только детям после рождения до годовалого возраста. По времени появления и угасания транзиторных рефлексов можно понять, как развивается малыш и не отстает ли он в развитии.
При нормальном развитии у здорового ребенка рефлексы должны быть симметричны, то есть малыш справа и слева должен одинаково реагировать на раздражение. Об асимметрии рефлексов говорят тогда, когда ребенок нормально реагирует с одной стороны и отсутствуют реакция с другой. Например, если ребенок хорошо хватает пальцы одной рукой и не делает это другой, то это говорит об отсутствии хватательного рефлекса с одной стороны. В этом случае нужна обязательная консультация педиатра.
У новорожденного здорового ребенка должны быть следующие рефлексы:
Хоботковый рефлекс. Если легкими движениями пальцев постучать по губам ребенка у него происходит сокращение круговой мышцы рта, в ответ он вытягивает губы хоботком.
Поисковый рефлекс. Если погладить область уголков рта, не прикасаясь к губам, то происходит опускание нижней губы и отклонение языка. Малыш поворачивает при этом голову в сторону раздражителя. Поисковый рефлекс особенно заметен перед кормлением, малыш ищет грудь матери, поворачивая головку. Этот рефлекс угасает к концу второго месяца и исчезает к годовалому возрасту.
Сосательный рефлекс. Новорожденный малыш, ощутив во рту соску, сразу начинает активно сосать.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Суть этого рефлекса заключается в том, что умеренное надавливание пальцем на ладонь ребенка в области возвышения большого пальца вызывает у него следующие реакции: он открывает рот и двигает головкой вперед, по направлению к проверяющему человеку. Обычно рефлекс хорошо выражен до 3-4 месяцев, затем он исчезает. Рефлекс проверяется на ладонях, если рефлекс ослаблен или не исчезает у детей старше 5 месяцев, то необходимо выяснить причину.
Хватательный рефлекс Робинзона. Если в ладонь малыша вложить палец, он его крепко схватит. Иногда хватка может быть такой сильной, что его можно приподнять. Хватательный рефлекс характерен и для нижних конечностей. Если слегка надавить на подошву у основания между вторыми и третями пальцами, то малыш сгибает пальцы. Рефлекс постепенно угасает к 3-4 месяцам.
Рефлекс объятия Моро. При похлопывании по бедру и ягодице, при ударе рукой по столу для пеленания на расстоянии 15 -20 см от головы малыша, при внезапном шуме ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает их в исходное положение. Рефлекс выражен сразу после рождения и ослабевает к 4 месяцам.
Рефлекс опоры. Если взять ребенка подмышки, поддерживая пальцами головку, то новорожденный ребенок сгибает ноги во всех суставах. А если обеспечить соприкосновение подошв его стоп с твердой горизонтальной поверхностью, то малыш упирается на нее полной стопой, пытается стоять на полусогнутых ногах, выпрямив туловище, даже делает движения ножками похожими на ходьбу. Рефлекс сохраняется до годовалого возраста.
Защитный рефлекс новорожденного. Если ребенка выложить на живот, то он тут же “автоматически” поворачивает голову в сторону. Этот рефлекс присутствует с первых дней жизни, так малыш защищается, оказавшись в таком неудобном положении на животе. Ведь, если он не повернет голову, то не сможет дышать.
Рефлекс ползания Бауэра. Если новорожденного ребенка выложить на живот и приставить ладони к его подошве, то малыш старается оттолкнуться от них и совершает ползающие движения. Поэтому нельзя даже маленьких детей оставить на краю кровати или на столе для пеленания без присмотра, если есть опора, они могут уползти. Рефлекс сохраняется до 4 месяцев жизни.
Родители, считающие ту или иную реакцию малыша настораживающей, не должны делать выводы о том, что у ребенка есть отклонения в развитии или проблемы с центральной нервной системой. Соответствующие выводы может сделать только специалист после проведения полного обследования. Кроме того, каждый ребенок индивидуален и меняется каждый день, а проявления рефлексов зависит от целого ряда факторов. Например, от питания, от усталости, от перенесенной простуды и многих других неблагоприятных обстоятельств.
– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”
6 простых шагов к правильному захвату груди
Чтобы получить достаточно молока во время кормления, ребенок должен правильно захватить грудь, но это не всегда дается легко. Ознакомьтесь с советами специалиста, которые помогут Вашему малышу захватывать грудь правильно и удобно
Грудное вскармливание является наиболее естественным способом кормления малыша, но чтобы его освоить, вам обоим может потребоваться время и практика. Понимание того, каким должен быть правильный захват (или прикладывание к груди) очень поможет Вам во время установления грудного вскармливания.
В первые дни и недели после рождения ребенка постарайтесь получить как можно больше рекомендаций и поддержки. Лучше всего обратиться к квалифицированному специалисту или консультанту по грудному вскармливанию, чтобы он проверил, правильно ли Ваш малыш захватывает грудь. Верные действия в начале грудного вскармливания позволят избежать проблем в будущем.
Неправильный захват будет не только расстраивать малыша и причинять ему дискомфорт, но и может стать причиной воспаления сосков. Кроме того, ребенок не сможет нормально опорожнять грудь, будет плохо набирать вес, а у Вас снизится выработка молока и увеличится риск закупорки молочных протоков и мастита.
Специалист также проверит, не укорочена ли у ребенка уздечка языка и нет ли других обстоятельств, затрудняющих прикладывание к груди.
Софи, мама из Великобритании, говорит: «Мой главный совет — еще в роддоме попросить специалиста по грудному вскармливанию проверить, как ребенок захватывает грудь. Я целых пять дней не знала, что моя дочка захватывает грудь неправильно. Она просто сосала кончики сосков, не получая достаточно молока и делая мне больно».
Для Камиллы, мамы из Австралии, советы по прикладыванию ребенка к груди также оказались полезными. «Я просила каждую акушерку, которая встречалась мне в больнице за два дня, показать, как помочь ребенку правильно захватить грудь, — рассказывает она, — Как правило, их советы и способы прикладывания слегка различались, и это позволило мне найти тот способ, который лучше всего подошел мне и Фрэнки».
Если у Вас нет возможности сразу поговорить с врачом или консультантом по грудному вскармливанию, или Ваш малыш вдруг откажется захватывать грудь, воспользуйтесь нашими рекомендациями. Мы разделили процесс прикладывания к груди на 6 простых шагов, которые должны помочь Вам наладить грудное вскармливание.
Как помочь ребенку правильно захватить грудь
1: Проверьте положение, в котором ребенок захватывает грудь
Прежде всего, при любой позе для кормления необходимо убедиться, что голова, шея и спина ребенка лежат прямо, не скручиваясь. Его подбородок должен быть направлен вверх, а не прижат к грудной клетке. При этом Вам тоже должно быть удобно — подложите подушки разных размеров под спину и руки или уложите на них малыша. 1
2: Помогите малышу открыть рот
Держите ребенка близко к себе — так, чтобы Ваш сосок находился на одном уровне с его носом. Аккуратно дотроньтесь соском до его верхней губы, чтобы ребенок широко открыл рот. Чем шире он откроет рот, тем проще ему будет правильно захватить грудь. 1
3: Прижмите ребенка к груди
Как только малыш откроет рот и положит язык на нижнюю десну, прижмите его к груди, направляя сосок к его нёбу. Подбородок ребенка должен первым коснуться Вашей груди. Ребенок должен захватить в рот почти всю ареолу, и его нижняя губа и челюсть будут при этом закрывать ее нижнюю часть. 1 Ничего страшного, если ребенок не может захватить ареолу полностью — у всех разные размеры ареолы и разные дети! Некоторые мамы стараются сами слегка сформировать грудь, когда прикладывают к ней ребенка. Поэкспериментируйте и найдите наиболее удобный для Вас вариант.
4: Держите ребенка поближе к себе во время прикладывания
Помните, что у всех мам разная форма груди и расположение сосков, так что классический вариант захвата может Вам не подойти. Старайтесь по возможности держать ребенка поближе к себе, чтобы он касался подбородком Вашей груди. Нос новорожденного ребенка направлен вверх, поэтому при прикладывании к груди у малышей не возникает трудностей с дыханием, и они учатся сосать и дышать одновременно. 1,2
5: Смотрите и слушайте
Во время кормления Ваш сосок должен быть направлен к нёбу малыша и слегка поддерживаться снизу языком. Захват не должен вызывать дискомфорта, только тянущие ощущения. Посмотрите, как ребенок сосет. Сначала он будет совершать короткие и быстрые движения, чтобы стимулировать прилив молока. Когда молоко начнет выделяться, он станет сосать более медленно и глубоко, делать паузы, которые говорят о том, что малыш проглатывает молоко, а это хороший признак! Вы должны увидеть, как движется его челюсть, и, возможно, услышите характерные звуки сосания и глотания. Все это указывает на правильность захвата, но важно также следить за количеством мокрых и испачканных подгузников, а также за тем, как ребенок набирает вес. 2,3
6: Как правильно забрать у ребенка грудь
Если ребенок захватил сосок недостаточно глубоко и Вам больно, или если он начинает жевать сосок или мусолить его кончик своим языком, заберите у него грудь и попробуйте дать ее снова. При необходимости осторожно вложите чистый палец в уголок рта малыша, чтобы остановить сосание.
Признаки правильного захвата
При каждом кормлении обращайте внимание на следующее:
- подбородок малыша касается Вашей груди, и малыш может дышать носом;
- ребенок широко отрывает рот и захватывает значительную часть ареолы (не только сосок);
- Вам не больно;
- ребенок начинает сосать короткими и быстрыми движениями и продолжает более глубокими и медленными. 2,3
Если у Вас плоские или втянутые соски, у ребенка могут возникнуть трудности с захватом. В статье о различных видах сосков Вы найдете полезные советы.
Запомните, если кормление грудью сопровождается болезненными ощущениями, если ребенок кажется голодным после кормления или не набирает вес, причиной может быть неправильный захват груди. В этом случае как можно скорее обратитесь к консультанту или специалисту по грудному вскармливанию.
1 Cadwell K. Latching‐on and suckling of the healthy term neonate: breastfeeding assessment. J Midwifery Womens Health. 2007;52(6):638-642. – Кэдвелл К., “Захват и сосание у здоровых новорожденных: оценка грудного вскармливания”. Ж Мидвайфери Вуменс Хелс. 2007;52(6):638-642.
2 Hoover K. Perinatal and intrapartum care. In: Wambach K, Riordan J, editors. Breastfeeding and human lactation. Burlington MA: Jones & Bartlett Learning; 2016. p.227-270. – Хувер К., “Перинатальный и интранатальный уход”. В: под ред. Вамбах К., Риордан Дж., “Грудное вскармливание и женская лактация”. Берлингтон, Массачусетс: издательство Jones & Bartlett Learning; 2016. Стр. 227-270.
3 UNICEF UK BFHI. Off to the best start [Internet]. 2015 [cited 2018 Feb]. – ЮНИСЕФ Великобритания, инициатива “Больница, дружелюбная к ребенку”, “Начать как можно лучше” [Интернет]. 2015 [процитировано в феврале 2018].
Решение девяти проблем грудного вскармливания в первый месяц
Первые грудное молоко: почему его называют «жидким золотом»
Состав грудного молока. Из чего состоит грудное молоко?
Как выбрать молокоотсос
Способствуют процессу заживления и облегчению боли при трещинах
Быстрое облегчение при болезненных сосках и сухой коже
Сосательный рефлекс у новорожденных
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!
Аннотация: Формирование речи при ДЦП определяется в первую очередь основными симптомами и синдромами данного заболевания.
Статья:
Формирование речи при ДЦП определяется в первую очередь основными симптомами и синдромами данного заболевания. Известно, что «ядерным» синдромом данного заболевания является патология рефлекторного развития. У такого ребенка неправильно развиваются безусловные рефлексы, и это влияет на развитие моторики.
Большинство безусловных рефлексов при нормальном развитии исчезает на первом году жизни. На смену им приходят установочные рефлексы, позволяющие человеку овладеть произвольными движениями и позами. При ДЦП безусловные рефлексы часто появляются с опозданием и, не исчезая, препятствуют образованию нормальных моторных схем. Нередуцированные рефлексы в искаженном виде становятся добавочными компонентами движений, в связи с чем движения приобретают нерациональный и неестественный характер. Автоматизированные неправильные моторные схемы не только затрудняют деятельность ребенка, но и отрицательно влияют на все психофизическое развитие.
Для понимания того, как ребенок с ДЦП овладевает произношением, наибольшее значение имеет анализ развития оральных рефлексов и оральной моторики на первом году жизни ребенка.
Оральные рефлексы относятся к важнейшим врожденным рефлексам, обеспечивающим жизнедеятельность организма.
Оральные рефлексы можно разграничить на:
• рефлексы, обеспечивающие акт сосания;
• поперечный рефлекс, способствующий жеванию;
• выталкивающие, или оборонительные, рефлексы;
• рефлексы взаимосвязи оральной области и руки.
К рефлексам, обеспечивающим акт сосания, относятся поисковый, хоботковый, кусательный, сосательно-глотательный.
Поисковый рефлекс Куссмауля (рефлекс стороны света) выражается в том, что при прикосновении к щеке или губам младенца он поворачивает голову в сторону раздражителя. Хоботковый — проявляется в вытягивании губ в сторону раздражителя. Кусательный — выражается в схватывании челюстями предмета при прикосновении его к деснам. Сосательно-глотательный — является основным в этой системе рефлексов.
Известно, что движения сосания наблюдаются уже на 15-й неделе внутриутробного развития, но эффективное сосание появляется не раньше 32-й недели, а на 34—36-й неделе имеет место уже ритмичное сосание и глотание. Ритмичным сосательным движениям губ соответствуют такие же ритмичные движения языка. При этом кончик языка опущен, прижат к соску и принимает участие во всасывающих движениях губ, а средняя часть спинки языка поднята. Это необходимо для того, чтобы жидкость сначала попадала на язык, а затем уже перемещалась в глоточную область, не вызывая захлебывания. Устойчивое ритмичное сосание предполагает сочетание двух сосательных движений с двумя глотательными и одним-двумя дыхательными движениями.
Рефлексы, обеспечивающие акт сосания, необходимы ребенку до перехода на кормление с помощью ложки и чашки. При отсутствии данных рефлексов новорожденного приходится кормить через зонд. Кормление из ложки и чашки становится возможным на 3—4-м месяце жизни, и хотя сосание сохраняется, оно теряет непроизвольный рефлекторный характер, становится таким же управляемым движением, как жевание. Соответственно, эта группа рефлексов должна редуцироваться к 3—4 месяцам. В том случае, когда редукции не происходит, а ребенок переходит к жеванию, у него образуются сосательно-жевательные синкинезии, при которых жевательные движения сопровождаются вытягиванием губ вперед и при опущенном кончике языка притягиванием передней части его спинки к небу. Такое жевание с открытым ртом сопровождается чмоканием и вытеканием пищи изо рта.
Патология оральных рефлексов может отрицательно влиять на формирование произношения и затруднять проведение логопедической работы. В том случае, когда рефлексы сосания не редуцированы, любое движение губ может «запускать» сосательно-жевательную синкинезию, при которой суженный кончик языка продвигается вперед, а средняя часть спинки языка поднимается. Соответственно возникают эффекты межзубности и палатализации. Особенно характерно проявление данной рефлекторной патологии при произношении свистящих и шипящих звуков. В норме при произношении свистящих и шипящих вытягивание губ усиливает звучание за счет удлинения щели, через которую выходит воздушная струя. В связи с этим окружающие обычно неосознанно фиксируют внимание ребенка на движениях губ при попытках помочь ему правильно произнести данные звуки. У ребенка с сосательно-жевательной синкинезией движения губ провоцируют такую установку языка, при которой правильное произношение свистящих и шипящих становится невозможным.
Проявления поискового, хоботкового, кусательного рефлексов затрудняют проведение логопедической работы, особенно — применение манипуляций во рту ребенка. Известно, что артикуляционный массаж, пассивная гимнастика органов артикуляции и установка артикуляционных поз с помощью рук, зондов или других приспособлений особенно эффективны в постановке звуков при дизартрии. Все эти приемы практически невозможно реализовать в отношении ребенка с оживленными рефлексами сосания.
Поперечный рефлекс появляется в возрасте 6—8 месяцев. Он способствует перемещению пищи во рту во время жевания и выражается в том, что при раздражении боковой поверхности языка последний движется по направлению к раздражителю. Патологическая активность данного рефлекса на одной стороне может приводить к избыточным боковым движениям кончика языка и провоцировать боковое произношение звуков.
Кашель и рвота относятся к выталкивающим, или оборонительным, рефлексам, проявляющимся с рождения и пожизненно. Как большинство безусловных рефлексов, заложенных филогенетически, они носят слабо дифференцированный характер и могут проявляться не только в физиологически оправданных ситуациях (отравление, раздражение трахеи и т. п.), но и в ситуациях эмоционального напряжения, отражая тем самым психофизиологическое стремление организма к самообороне. С возрастом у человека формируется способность волевой регуляции данных рефлексов.
У детей с церебральным параличом кашель и рвота часто чрезмерно оживлены. Это может проявляться в покашливании во время речи, а также в проявлениях выталкивающих рефлексов при попытках манипулировать во рту ребенка.
Назначение рефлексов взаимосвязи оральной области и руки в настоящее время до конца не выяснено. К данным рефлексам относятся хватательный рефлекс, рефлекс Бабкина и ладонно-ротовой.
Хватательный рефлекс связан с сосательным (при сосании у младенца возникают хватательные движения). Рефлекс Бабкина проявляется в том, что при нажиме на основание ладони младенца его рот открывается, глаза закрываются, а голова наклоняется вперед. Ладонно-ротовой (пальмоментальный) — выражается в том, что прикосновение к ладони вызывает сокращение мышц на подбородке.
В том случае, когда эти рефлексы не редуцированы, движения рук провоцируют движения в оральной области и затрудняют артикуляцию.
Исследования, проведенные К. Стока, показали, что наибольшей устойчивостью у детей с ДЦП обладают сосательно-глотательный и, в меньшей степени, кусательный рефлексы. Поисковый, хоботковый и ладонно-ротовой редуцируются быстрее.
Развитие артикуляции у детей с ДЦП осложняется и вследствие патологии тонических рефлексов. Тонические рефлексы новорожденных — это разнообразные движения, связанные с изменением тонуса тех или иных мышц при изменениях положения тела или прикосновении к разным его частям. К.А.Семенова перечисляет 10 тонических рефлексов, из которых для логопедической работы существенны три: это лабиринтный тонический рефлекс, симметричный шейный тонический рефлекс и асимметричный шейный тонический рефлекс, которые в норме должны редуцироваться к 3 месяцам. Эти рефлексы определяют зависимость тонуса мышц туловища и конечностей, а также шеи (что, собственно, и имеет значение для произношения) от положения тела и особенно головы в пространстве. Данные рефлексы в 2-месячном возрасте должны уступить первому установочному рефлексу — лабиринтному рефлексу с головы на шею, благодаря которому ребенок начинает удерживать голову.
Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР) выражается в том, что в положении на спине у младенца проявляется напряжение разгибателей туловища и конечностей, а в положении на животе — повышение тонуса сгибателей. При вертикальном положении тела ребенка повышается тонус сгибателей нижних конечностей, в меньшей степени — разгибателей верхних конечностей. По данным Е. М. Мастюковой, при проявлении ЛТР повышается мышечный тонус корня языка.
Симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР) проявляется в том, что при наклоне головы вниз повышается тонус сгибателей верхних конечностей и разгибателей нижних. При закидывании головы назад повышается тонус разгибателей верхних конечностей и сгибателей нижних. Е. М. Мастюкова пишет, что СШТР повышает мышечный тонус спинки и кончика языка. Выраженное проявление рефлекса затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, продвижение языка вперед и вверх.
Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) обнаруживается в том, что при повороте головы в сторону со стороны лица рука полностью разгибается, а нога сгибается в тазобедренном и коленном суставах, а на противоположной стороне, наоборот, рука сгибается в локтевом суставе, а нога полностью разгибается. Е. М. Мастюкова отмечает, что АШТР вызывает асимметричное повышение тонуса в речевой мускулатуре, при этом тонус больше повышается на стороне, противоположной повороту головы ребенка.
Исследованием К. Стока было обнаружено, что у детей с ДЦП нередуцированный лабиринтный тонический рефлекс встречается чаще, чем нередуцированные симметричный и асимметричный шейные тонические рефлексы.
Нарушения двигательной сферы при ДЦП не ограничиваются рефлекторной патологией. В оральной области, так же как и в общей моторике, наблюдаются расстройства тонуса мышц, гиперкинезы, атаксии, синкинезии,оральные автоматизмы.
Расстройства тонуса мышц выражаются в гипертонусе (спастичности), гипотонусе (вялости) и дистонии (переменном тонусе). Любые изменения тонуса ограничивают подвижность мышц и могут проявляться как генерализованно, так и избирательно в разных отделах речевого аппарата. Соответственно они могут определять нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляции.
Гиперкинезы в оральной области проявляются преимущественно в виде хореического и атетоидного. Они встречаются только у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. Гиперкинезы также могут проявляться во всех отделах речевого аппарата. Во время гиперкинеза мышечные движения выходят из-под контроля, произношение при этом искажается или становится невозможным. Вследствие того, что гиперкинезы являются симптомом поражения подкорковой области, точнее, стриопаллидарной системы, для детей с такими симптомами характерны трудности автоматизации любых, особенно тонких, движений.
Атаксия характеризуется гиперметрией и нарушением координации движений. При атаксии характерны проблемы в управлении дыханием и голосом — интенсивность в начале фраз и ослабление к концу вследствие гиперметрии. Нарушения координации движений проявляются в недостаточном управлении работой мягкого неба и, как следствие, наличием ринофонии, а также в асинхронности работы всех отделов речевого аппарата. Существенно затруднена автоматизация сложных движений.
Синкинезии — это добавочные содружественные движения. Они могут быть координационными — когда движение осуществляется нерационально, сопровождаясь лишними движениями мышц соседних органов; имитационными — аналогичные добавочные движения другим органом; глобальными — проявляющимися в разных частях тела при любых попытках к движениям. В оральной области они проявляются в добавочных лишних артикуляционных движениях, которые искажают произношение.
Оральные автоматизмы — это насильственные движения в оральной области: смех, плач, стон, сосание, облизывание губ, причмокивание и т.д., являющиеся показателем стволовых нарушений. Оральные автоматизмы, так же как и гиперкинезы, искажают произношение или вынуждают ребенка прерывать речь.
Моторные расстройства могут по-разному влиять на формирование произношения в зависимости от своего характера, распространенности и интенсивности. Поскольку артикуляция практически любой фонемы очень вариабельна, это позволяет широко использовать возможности компенсации и воспроизводить фонемы при разной конфигурации артикуляционных органов. Однако процесс формирования артикуляционного праксиса затруднен вследствие недостаточно качественной афферентации.