Рефлексы новорожденного

Рефлексы новорожденного: норма и патология

  1. Какие бывают рефлексы у новорожденных
    1. 1-я группа рефлексов — оральные автоматизмы (связанные с поиском пищи)
    2. 2-я группа рефлексов — ладонные автоматизмы
    3. 3-я группа рефлексов — стопные рефлексы
    4. 4-я группа рефлексов — вертикальные рефлексы
    5. 5-я группа рефлексов — в положении на животе
  2. Видео

Рефлексы представляют собой определенные (стереотипные, ожидаемые) реакции организма на воздействие раздражителей. Контролируются такие реакции нервной системой. Помимо нервной системы в их образовании участвуют также кожные рецепторы и мышцы.

Все рефлексы можно разделить на две большие группы — врожденные и приобретенные. Врожденные рефлексы присущи организму с самого рождения, тогда как приобретенные требуют определенного научения.

Зная, какими именно должны быть реакции здорового новорожденного на тот или иной раздражитель, врач-невролог легко может заподозрить патологию и вовремя направить маленького пациента на дополнительное обследование и, при необходимости, на лечение.

Какие бывают рефлексы у новорожденных

Только что появившийся на свет малыш еще ничего не умеет, у него присутствуют лишь безусловные рефлексы. Но уже в течение первых месяцев жизни на базе этих безусловных рефлексов начнут формироваться сложные произвольные рефлекторные реакции. К году нервная деятельность малыша эволюционирует настолько, что он окажется способен к выполнению сложнейших для его возраста задач.

Существует несколько классификаций физиологических рефлексов новорожденных. Мы остановимся на одной из них.

1-я группа рефлексов — оральные автоматизмы (связанные с поиском пищи)

  • Хоботковый рефлекс: быстрый удар пальцами по губам новорожденного вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется у младенца до 2-3 месяцев, а далее угасает.
  • Поисковый рефлекс: при поглаживании ребенка в области угла рта губа опускается, голова отклоняется в сторону раздражителя, а язык поднимается. При надавливании на середину верхней губы произойдет открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы голова согнется, а нижняя челюсть опустится. Поисковый рефлекс сохраняется у здорового младенца до 3-4 месяцев, а затем угасает.

Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двусторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС (центральной нервной системы).

Этот рефлекс лучше проверять у голодного ребенка. Особенно ярко он проявляется за полчаса до кормления.

Рефлекс должен быть с двух сторон симметричен (то есть одинаков). Проявление рефлекса лишь с одной стороны говорит обычно об одностороннем поражении лицевого нерва. Полное отсутствие рефлекса — двусторонний парез лицевого нерва или поражение ЦНС. Ребенок с такими нарушениями должен быть в срочном порядке углубленно обследован детскими неврологами.

  • Сосательный рефлекс: при введении предмета в рот ребенка появляются характерные ритмичные сосательные движения. Рефлекс в норме сохраняется до 3-4 лет. Нереализованная своевременно потребность в сосании может проявиться грызением ногтей и сосанием пальцев у ребенка в дальнейшем. Профилактикой подобных расстройств является полноценное длительное грудное вскармливание.

Сосательный рефлекс отсутствует при одно- или двустороннем поражении лицевых нервов, поражении ЦНС, тяжелых соматических патологиях, у глубоко недоношенных младенцев.

2-я группа рефлексов — ладонные автоматизмы

  • Верхний хватательный рефлекс: при надавливании на ладони новорожденного он крепко обхватывает пальцы.

  • Рефлекс Робинсона (направлен на определение тонуса флексоров): когда малыш обхватил пальцы, его можно приподнять вверх. Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев, а затем трансформируется в произвольный навык захватывания и удерживания предметов.

При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, при поражении ЦНС может быть усилен. Сохранение рефлекса у детей старше 5 месяцев говорит о поражении ЦНС.

  • Рефлекс Бабкина: при нажатии на ладони новорожденного большими пальцами он поворачивает голову и открывает рот. Рефлекс исчезает к 3 месяцам.

Отсутствие рефлекса с одной стороны может говорить о периферическом парезе руки или лицевого нерва. Симметричное отсутствие или вялость рефлекса может говорить о поражении ЦНС.

  • Рефлекс Моро (рефлекс планирования). Его можно увидеть при целом ряде воздействий. Например, хлопок по пеленальному столику или резкое опускание малыша приведет к тому, что малыш разведет руки в разные стороны и раскроет кулачки, а затем вернет в исходное положение. Рефлекс хорошо выражен до 5 месяцев, затем угасает.

При периферическом парезе руки рефлекс может быть асимметричным. Ослабление или усиление наблюдается при поражении ЦНС. Каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно в совокупности с оценкой остальных рефлексов.

Читайте также:  Газоотводная трубка Windi

3-я группа рефлексов — стопные рефлексы

  • Нижний хватательный рефлекс (рефлекс Верхома): при легком надавливании на подошву новорожденного у основания между вторым и третьим пальцем пальцы сгибаются. Рефлекс постепенно угасает к 3-4 месяцам.

  • Рефлекс Бабинского: при раздражении кожи на подошве стопы происходит тыльное сгибание и веерообразное расхождение пальцев ноги. Сохраняется до двухлетнего возраста, а затем угасает.

Появление рефлекса Бабинского во взрослом возрасте указывает на тяжелое поражение ЦНС.

4-я группа рефлексов — вертикальные рефлексы

  • Рефлекс опоры и выпрямления. Новорожденный ребенок, конечно же, не готов стоять самостоятельно, но если держать его у опоры, он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. В дальнейшем на базе этого рефлекса будут формироваться шаговые движения. Угасает рефлекс к 2 месяцам.
  • Автоматическая ходьба: если новорожденного в вертикальном положении у опоры слегка наклонить вперед, он будет делать шаговые движения. Рефлекс угасает к 2 месяцам.

У ослабленных и недоношенных новорожденных, а также у новорожденных с родовыми черепно-мозговыми травмами рефлексы опоры и ходьбы могут быть ослаблены и/или отсутствовать полностью. У детей с поражением ЦНС рефлексы сохраняются намного дольше положенного срока.

5-я группа рефлексов — в положении на животе

  • Защитный рефлекс: лежащий на животе новорожденный автоматически поворачивает голову набок, чтобы не задохнуться.

У детей с поражением ЦНС рефлекс может отсутствовать. За положением головы нужно непрерывно следить, чтобы ребенок не задохнулся.

  • Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра): если лежащему на животе новорожденному дать опору для пяток, он будет делать характерные ползательные движения. К реальному ползанию это отношения пока не имеет. Рефлекс угасает после 4 месяцев.

У ослабленных детей ползание может быть не выражено. При травмах спинного мозга рефлекс может быть асимметричен. При поражении ЦНС сохраняется намного дольше положенного срока.

  • Рефлекс Галанта: при раздражении кожи на спине вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину в противоположную от раздражителя сторону, при этом распрямляется нога. Рефлекс угасает к 4-му месяцу жизни.

Рефлекс отсутствует или слабо выражен при поражении спинного мозга. При поражении ЦНС сохраняется намного дольше положенного срока.

  • Рефлекс Переса: при проведении снизу вверх пальцем по остистым отросткам позвонков малыш кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, при этом сгибает верхние и нижние конечности. Рефлекс угасает к 4 месяцам.

Проверка этого рефлекса болезненна для младенца, поэтому нужно его исследовать только в том случае, если есть реальная необходимость.

Как можно понять из всего вышеизложенного, проверка рефлексов имеет крайне важное значение в комплексной оценке неврологического статуса новорожденного. Конечно, провести такое исследование под силу только неврологу, специализирующемуся на работе с детьми первого года жизни и детьми раннего возраста. Своевременное выявление нарушений позволяет вовремя предпринять меры по их устранению. Вот почему так важно не игнорировать плановые неврологические осмотры, даже если на родительский взгляд кажется, что с ребенком все в порядке.

Видео

Рефлексы новорожденного

Несмотря на кажущуюся беспомощность, новорожденный малыш обладает множеством защитных реакций – рефлексов, которые были созданы природой, чтобы ничего не умеющий ребенок мог выжить и приспособиться к так резко поменявшимся условиям. По наличию рефлекса и степени его выраженности педиатры судят о развитии новорожденного, определяют наличие тех или иных отклонений от развития.

Все рефлексы делятся на две большие группы: условные и безусловные. Условные рефлексы приобретаются человеком в течение его жизни, а безусловные даются человеку с самого рождения. Новорожденный ребенок имеет только безусловные рефлексы, которые помогают малышу ориентироваться в этом мире в первое время. Некоторые из этих рефлексов сопровождают малыша только 2-3 месяца, а другие остаются с ним на всю жизнь. Многие рефлексы новорожденных вместе с развитием его меняются сознательными действиями. Рефлексы, которые со временем исчезают, называют транзиторными и они характерны только детям после рождения до годовалого возраста. По времени появления и угасания транзиторных рефлексов можно понять, как развивается малыш и не отстает ли он в развитии.

При нормальном развитии у здорового ребенка рефлексы должны быть симметричны, то есть малыш справа и слева должен одинаково реагировать на раздражение. Об асимметрии рефлексов говорят тогда, когда ребенок нормально реагирует с одной стороны и отсутствуют реакция с другой. Например, если ребенок хорошо хватает пальцы одной рукой и не делает это другой, то это говорит об отсутствии хватательного рефлекса с одной стороны. В этом случае нужна обязательная консультация педиатра.

Читайте также:  Доктор Комаровский о том, почему ребенок потеет во сне

У новорожденного здорового ребенка должны быть следующие рефлексы:
Хоботковый рефлекс. Если легкими движениями пальцев постучать по губам ребенка у него происходит сокращение круговой мышцы рта, в ответ он вытягивает губы хоботком.

Поисковый рефлекс. Если погладить область уголков рта, не прикасаясь к губам, то происходит опускание нижней губы и отклонение языка. Малыш поворачивает при этом голову в сторону раздражителя. Поисковый рефлекс особенно заметен перед кормлением, малыш ищет грудь матери, поворачивая головку. Этот рефлекс угасает к концу второго месяца и исчезает к годовалому возрасту.
Сосательный рефлекс. Новорожденный малыш, ощутив во рту соску, сразу начинает активно сосать.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Суть этого рефлекса заключается в том, что умеренное надавливание пальцем на ладонь ребенка в области возвышения большого пальца вызывает у него следующие реакции: он открывает рот и двигает головкой вперед, по направлению к проверяющему человеку. Обычно рефлекс хорошо выражен до 3-4 месяцев, затем он исчезает. Рефлекс проверяется на ладонях, если рефлекс ослаблен или не исчезает у детей старше 5 месяцев, то необходимо выяснить причину.

Хватательный рефлекс Робинзона. Если в ладонь малыша вложить палец, он его крепко схватит. Иногда хватка может быть такой сильной, что его можно приподнять. Хватательный рефлекс характерен и для нижних конечностей. Если слегка надавить на подошву у основания между вторыми и третями пальцами, то малыш сгибает пальцы. Рефлекс постепенно угасает к 3-4 месяцам.

Рефлекс объятия Моро. При похлопывании по бедру и ягодице, при ударе рукой по столу для пеленания на расстоянии 15 -20 см от головы малыша, при внезапном шуме ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает их в исходное положение. Рефлекс выражен сразу после рождения и ослабевает к 4 месяцам.

Рефлекс опоры. Если взять ребенка подмышки, поддерживая пальцами головку, то новорожденный ребенок сгибает ноги во всех суставах. А если обеспечить соприкосновение подошв его стоп с твердой горизонтальной поверхностью, то малыш упирается на нее полной стопой, пытается стоять на полусогнутых ногах, выпрямив туловище, даже делает движения ножками похожими на ходьбу. Рефлекс сохраняется до годовалого возраста.

Защитный рефлекс новорожденного. Если ребенка выложить на живот, то он тут же “автоматически” поворачивает голову в сторону. Этот рефлекс присутствует с первых дней жизни, так малыш защищается, оказавшись в таком неудобном положении на животе. Ведь, если он не повернет голову, то не сможет дышать.

Рефлекс ползания Бауэра. Если новорожденного ребенка выложить на живот и приставить ладони к его подошве, то малыш старается оттолкнуться от них и совершает ползающие движения. Поэтому нельзя даже маленьких детей оставить на краю кровати или на столе для пеленания без присмотра, если есть опора, они могут уползти. Рефлекс сохраняется до 4 месяцев жизни.

Родители, считающие ту или иную реакцию малыша настораживающей, не должны делать выводы о том, что у ребенка есть отклонения в развитии или проблемы с центральной нервной системой. Соответствующие выводы может сделать только специалист после проведения полного обследования. Кроме того, каждый ребенок индивидуален и меняется каждый день, а проявления рефлексов зависит от целого ряда факторов. Например, от питания, от усталости, от перенесенной простуды и многих других неблагоприятных обстоятельств.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Безусловные рефлексы новорожденного

Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.

Читайте также:  У ребенка повышены моноциты в крови

Какими бывают рефлексы

Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.

Все безусловные рефлексы новорожденного педиатры – неонатологи разделяют на три основные группы:

  • Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы);
  • Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей;
  • «Временные» рефлексы — например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.

Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.

Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров. Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.

Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.

Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.

Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.

Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.

Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.

Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!

Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Этот рефлекс подготавливает малыша к ходьбе. Опустите малыша ножками на пол, и он будет стоять, опираясь на стопу, а если наклонить вперед — начнет «переступать ножками».

Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.

Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.

Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.

Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха. В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.

Рефлекс Магнуса-Клейна, или Асимметричный рефлекс. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу — встанет в «позу фехтовальщика». Рефлекс координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата.

Читайте также:  Мотилиум для детей: инструкция по применению

Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.

Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы крохи в пространстве. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.

Рефлексы новорожденных

Давайте поговорим о методике исследования врожденных рефлексов.
Проводить исследование рефлексов необходимо в теплой, достаточно освещенной комнате, на полужесткой ровной поверхности. Малыш должен находиться в состоянии бодрствования, быть сухим и сытым. Наносимые раздражения (за исключением специальных типов исследования) причинять боли не должны. При несоблюдении перечисленных условий рефлексы могут быть подавлены реакциями на получаемый дискомфорт. Безусловные рефлексы следует оценивать в положении на спинке, на животике, а также в состоянии вертикального подвешивания.
Ниже мы перечислим методики выполнения некоторых, из наиболее известных рефлексов.

Рефлексы оральные:
– Хоботковый – при ударе по губам ребенка пальцем происходит сокращение круговой мышцы рта, ведущее к вытягиванию губ хоботком. Сохраняется данный рефлекс до двух – трех месяцев.
– Поисковый (Куссмауля) – проявляется при поглаживании кожи в области уголка рта (к губам при этом прикасаться не следует) происходит поворот головы в сторону раздражителя, опускание нижней губы и отклонение языка. Особенно хорошо рефлекс выражен перед кормлением. Сохраняется до трех-четырех месяцев.
– Сосательный – если в рот ребенку вложить соску, он начинает производить активные сосательные движения.

– Рефлекс орбикулопальпебральный – при постукивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей стороны. До третьего-четвертого месяца.

– Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) – вызывается надавливанием большими пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответной реакцией является открывание рта и сгибание головы. Угасать данный рефлекс начинает со второго месяца и к третьему исчезает.

– Рефлекс гемочелюстной (Полянского) – при надавливании с двух сторон головы малыша руками врача-акушера, голова ребенка сгибается с двух разных сторон черепа, вследствие этого вызывается открытие его рта. После диагностирования рефлекса вялость малыша, а также быстрая истощаемость запаса его крови – естественное следствие нормальной работы рефлекса. Отсутствие либо слабая выраженность рефлекса могут быть также и следствием вялости рук врача-акушера.

Рефлексы спинальные:
– Хватательный – выражается схватыванием и прочном удерживании пальцев диагностирующего врача, вложенных в ладошки малыша. В некоторых случаях удается при этом приподнять ребенка над опорой (что называется рефлексом Робинсона). Подобный рефлекс можно вызвать и на нижних конечностях, если надавливать на подошву у основания второго—третьего пальчиков, что также приведет к подошвенному сгибанию пальцев. Физиологичен рефлекс до третьего-четвертого месяца.

– Рефлекс Моро – вызывается этот рефлекс разными приемами: малыша, находящегося на руках у доктора, резко опускают примерно сантиметров на двадцать, а после поднимают до уровня исходного; можно также быстрым движением разогнуть нижние конечности либо произвести удар по поверхности, на которой расположен ребенок, на расстоянии 15—20см, по обеим сторонам от его головы. В ответ на данные действия ребенок сначала отводит ручки в стороны и разгибает пальчики, а после возвращает ручки в исходное положение. Движение рук при этом носит характер схватывания. Физиологичен рефлекс до 4-5-го месяца.

– Рефлекс Бабинского – проверяется штриховым раздражением подошвы малыша по наружному краю стопы в направлении от пяточки к пальцам, это вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся. Физиологичен от полугода до двух лет.

– Рефлекс Кернига – укладываем ребенка на спину и сгибаем одну ножку в тазобедренном и коленном суставах, а далее пытаемся выпрямить ногу в коленном суставе. Этого не удается сделать при положительном рефлексе.

– Рефлекс опоры – при диагностике доктор берет малыша подмышки со стороны спинки, указательными пальцами поддерживая головку. Ребенок, приподнятый в таком положении, сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах. Опущенный же на опору, малыш упирается на нее полной стопой, можно сказать «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив свое туловище.

Читайте также:  Лактазная недостаточность у детей (непереносимость лактозы)

– Рефлекс автоматической походки – применяем положение рефлекса опоры и слегка наклоняем ребенка вперед, при этом малыш совершает шаговые движения по поверхности, но не сопровождая их движениями рук. В некоторых случаях ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней. Физиологичен рефлекс до 1-1,5 месяцев.

– Рефлекс Галанта – ребенок лежит на боку, а специалист проводит указательным и большим пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам. Таким образом раздражение кожи вызывает выгибание дугой туловища назад. Иногда также разгибается и отводится нога. Действует рефлекс 3-4 месяца.

– Рефлекс ползания Бауэра – малыша выкладывают на животик так, чтобы туловище и голова были расположены по средней линии. В этом положении ребенок на несколько мгновений приподнимает голову и выполняет ползающие движения (т.е. спонтанное ползание). Если подставить ладонь под подошвы ребенка, эти движения оживятся, в «ползание» включаются руки и он начинает активно отталкиваться ногами от предложенного препятствия. Физиологичен рефлекс до четырех месяцев.

– Рефлекс Переса – в положении ребенка на животике проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, это вызывает прогибание туловища.

Рефлексы новорожденных

Что необходимо знать молодой маме о рефлексах малыша.

Новорождённые обладают немаленьким запасом безусловных рефлексов и навыков. Рефлексы новорождённых ещё называют архаическими или рудиментарными. Ведь многие из них достались нам в наследство от далёких предков.

Назначение врождённых рефлексов – помочь малышу родиться, выжить и успешно адаптироваться к новым условиям. Дети растут, центральная нервная система развивается, и постепенно врождённые рефлексы угасают, однако некоторые, например, глотательный, остаются с нами на всю жизнь.

Важные показатели

Проверка рефлексов – обязательная часть осмотра новорождённого. В ответ на прикосновения врачей младенцы совершают целый ряд непроизвольных движений. И это позволяет специалистам оценить работу центральной нервной системы и мышц. Причём проверка рефлексов и оценка времени их угасания должны проводиться во время каждого посещения невролога, ведь сохранение рефлексов дольше положенных сроков не менее тревожный сигнал, чем их отсутствие или слабая выраженность. Родители тоже могут самостоятельно проверить рефлексы своих детей. Это несложно, а в некоторых случаях ещё и забавно и трогательно.

Основные рефлексы новорождённых (но далеко не все!) такие:

Группа 1

Рефлексы этой группы связаны с пищей, её поисками и употреблением.

Поисковый рефлекс

Даже малыш, которому всего пара минут от роду, умеет искать пищу. Не верите? Попробуйте легонько погладить уголок рта крохи или подбородок – и он тут же повернёт головку и откроет рот, готовый начать есть. Этот рефлекс сохраняется до 3 – 6 месяцев, а потом постепенно угасает.

Сосательный рефлекс

Этот рефлекс тесно связан с предыдущим. Младенцы не только ищут источник пищи, но и готовы приступить к трапезе даже в первые мгновения после появления на свет. А ведь «добывать» молоко из груди гораздо сложнее, чем из любой, в том числе самой неподатливой соски. Но большинство детей справляются с этим даже во сне, умудряясь не давиться и не отпускать грудь – вот где настоящее мастерство.

Кстати, именно сосательный рефлекс заставляет малышей тянуть в рот буквально всё, что попадётся под руку, в том числе и собственные пальцы, кулачки, а то и ножки. Огромное количество рецепторов, которые сконцентрированы в ротиках детей, позволяют им получать информацию о предмете, подобно тому, как это делают взрослые, разглядывая что-то. Угасает рефлекс между 3 и 4 годами жизни ребёнка.

Ладонно-ротовой рефлекс

Если нажать пальцами на ладошки малыша, он откроет ротик и попробует чуть наклониться вперёд, словно в поисках еды. Этот забавный рефлекс сохраняется вплоть до 2 – 3 месяцев.

Хоботковый рефлекс

Ещё один трогательный рефлекс, косвенно связанный с пищей. Если потрогать пальцем губки ребёнка (делать это нужно быстро), то он сложит их в виде трубочки-хоботка, будто для поцелуя. Сохраняется умилительный рефлекс до 2 – 3 месяцев.

К этой же группе относится и знакомый и понятный всем глотательный рефлекс.

Читайте также:  Желчегонные препараты для детей

Группа 2

Кажущиеся такими беззащитными младенцы умеют не только отыскивать еду, но и бороться за свою жизнь. Помогает им в этом целый ряд рефлексов:

Хватательный рефлекс

Если крохе дать палец, то он мгновенно крепко-накрепко хватается на него. Сторонники теории эволюции убеждены, что этот рефлекс «перепал» людям от обезьян. Ведь детёныши приматов готовы в любой момент вцепиться в шерсть матери, чтобы не упасть во время её прыжков и скачков.

Кстати, действие хватательного рефлекса распространяется даже на ножки младенцев. Потрогайте стопу ребёнка, и вы увидите, как он тут же сгибает пальчики. Так заставляет действовать не боязнь щекотки, как думают некоторые, а именно безусловный рефлекс.

Рефлекс Моро

Этот рефлекс заставляет понервничать многих молодых родителей. Ещё бы, ведь услышав резкий звук, почувствовав какое-то неосторожное движение (например, затряслась задетая собакой кроватка), младенец вдруг вздрагивает, выгибается, всплёскивает ручками и может даже прижать их к себе, словно защищаясь от опасности.

Ничего страшного или странного в таком поведении нет. Всё это проявления рефлекса (они угаснут, когда ребёнку будет около 4 – 5 месяцев). Однако сильный испуг вполне может испортить малышу настроение. Поэтому взрослым следует быть осторожнее.

Учёные считают, что этот рефлекс близкий родственник хватательного. При малейшей опасности детёныш раскидывал ручки, чтобы понадёжнее и поудобнее схватиться за мать, а потом вступает «в дело» и хватательный рефлекс, позволяющий цепко держаться и не падать.

Рефлекс Бабинского

Ещё один близкий к хватательному рефлекс. Стоит несильно провести по ступне ребёнка от пяточки к пальчикам, как он тут же смешно растопырит их наподобие веера (очевидно, что бы тут же крепко вцепиться в родительницу). Сохранение рефлекса до полутора-двух лет – норма, а вот его более поздние проявления могут свидетельствовать о неблагополучии.

Защитный рефлекс

Тоже очень важный для жизни рефлекс. Проявляется он в том, что новорождённый, которого кладут на животик, моментально поворачивает головку в сторону, чтобы иметь возможность дышать. Пропадает к 1,5 месяцам.

Рефлекс ползания

Стоит младенца выложить на живот с вытянутыми вдоль тела ручками, он рефлекторно подтягивает к плечам сначала одну, а затем и вторую. При этом, если подставить под его стопы ладонь или другую опору, малыш поползёт вперёд, используя ручки и ножки. Это жизненно важное умение позволяет младенцам подползать к материнской груди в поисках молока, запах которого уловил чуткий носик, или источнику тепла и, наоборот, избегать раздражающих и опасных факторов (солнца, жары и т.д.). К 3 – 4 месяцам рефлекс угасает.

Важно! Некоторые новорождённые умудряются применять этот рефлекс на практике очень активно. Поэтому оставлять ребёнка на комоде для пеленания или кровати без бортиков ни в коем случае нельзя, даже если он ещё совсем мал.

Рефлекс автоматической ходьбы

Если поднять малыша, держа его за подмышки, и «поставить» на ровную твёрдую поверхность, слегка наклонив вперёд, то кроха начнёт переступать ножками, «ходить». Причём доношенные дети чаще ставят ножки на полную стопу, а недоношенные малыши – на пальчики. Этот рефлекс учёные рассматривают как подготовку к самостоятельной ходьбе, которую дети осваивают ближе к году. В норме рефлекс исчезает довольно рано, максимум к 1,5 месяцам.

Важно помнить, что не всегда эти и другие рефлексы новорождённых проявляются сразу или в полной мере. Иногда в «опоздании» или невыраженности виноваты недоношенность, родовые травмы, асфиксия, некоторые заболевания либо реакция на лекарственные препараты. Скорее всего, спустя некоторое время все рефлексы «заработают».

Экспериментируя, вы обнаружили, что у вашего чада слабо проявляются или вовсе не выражены какие-то рефлексы? Не стоит паниковать.

Во-первых, ребёнок мог уже просто «перерасти» конкретный рефлекс (ведь сроки угасания указаны приблизительно).

Во-вторых, возможно, вы что-то делаете не так и у вас не получается вызвать рефлекторные действия.

Кроме того, отсутствие или слабая выраженность рефлексов, связанных с приёмом пищи (сосательный, глотательный, хоботковый, ладонно-ротовой), скорее всего, говорят только о том, что ребёнок просто не голоден. Попробуйте проверить эти рефлексы перед кормлением, а не после. И они наверняка проявятся «во всей красе».

Читайте также:  Дальтонизм у детей

Что ещё умеют новорождённые?

  • Слышать

Мир звуков доступен малышам ещё со времени жизни в утробе. А через 2 – 3 дня после рождения они прекрасно отличают голос мамы от звуков, издаваемых другими людьми и предметами.

Неумение фокусировать взгляд в первые неделю – две после рождения вовсе не говорит о том, что младенец не видит. Ещё как видит и даже запоминает!

Как уже говорилось выше, обоняние новорождённых развито прекрасно. И это им очень помогает в жизни.

  • Справлять естественные надобности

С этим младенцы прекрасно справляются самостоятельно. В отличие, кстати, от тех же щенят, которым в первое время нужна помощь матери, вылизывающей животики языком.

  • Кричать, кряхтеть, плакать и пищать

Малышам пока доступны только эти способы общения. Улыбаться, гулить и, уж тем более говорить они научатся позже. А пока они облекают все свои «послания» взрослым в доступные им формы.

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Читайте также:  Что показывает ЭЭГ головного мозга у детей? Нормы и причины отклонений

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Рефлексы новорожденного

При появлении на свет младенец ничего не умеет, у него присутствуют только рефлексы.

Новорожденный ребенок появляется на свет с достаточным запасом рефлексов – реакциями организма на разнообразные внешние раздражители, что позволяет ребенку приспособиться к условиям окружающей среды. Многие из этих действий рефлекторны, новорожденный не может контролировать большую часть своих движений.

Исследование рефлексов в основном используют для оценки состояния центральной нервной системы (ЦНС). По рефлекторной деятельности новорожденного и ребенка первого года жизни врачи оценивают его нервно‐психическое развитие.

Рефлексы у здорового доношенного ребенка должны быть симметричны, то есть наблюдаемый ответ должен быть одинаковым справа и слева. Об асимметрии рефлексов говорят тогда, когда рефлексы нормально вызываются с одной стороны и отсутствуют с другой.

Безусловные рефлексы и движения исследуют в трех положениях: на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.

Рефлекс Моро у новорожденных

Рефлекс Моро (рефлекс испуга или объятия) является одним из самых ценных в неонатологии. Может возникнуть в ответ на раздражители:

  • слуховые (хлопок в ладоши, похлопывание по пеленальному столику на которой лежит новорожденный, на расстоянии 15 см от его головы);
  • тактильные (младенца подтягивают за руки, не отрывая головы от пеленки, затем внезапно отпускают руки или резкое, но легкое потягивание за ноги);
  • вестибулярные (резко опустить находящегося на руках ребенка на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно).
Читайте также:  Доктор Комаровский о небулайзерах

Изначальное положение – ребенок на спине. Если младенцу угрожает падение или в ответ на сильный звук он резко поднимает руки вверх, отводит их в стороны и открывает ладони (раскидывает растопыренные ручки, при этом ладошки как бы готовы схватить что-то) и напрягает тело – это первая фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение (сведение рук, будто кого-то обнимает) – вторая фаза рефлекса Моро.

Раньше его иногда называли «кучерским» рефлексом, так как он напоминал согревающие движения кучеров в холодную погоду.

Оживление рефлекса Моро и спонтанное его появление говорят о повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и судорожной готовности.

Рефлекс Моро хорошо выражен с рождения до 3-4-го месяца, но задержка этого рефлекса служит прогностически неблагоприятным признаком. Если рефлекс сохраняется в 6 месяцев и дольше, это может свидетельствовать о нарушении мышечного тонуса или говорить о поражении центральной нервной системы, поражении коры головного мозга.

Рефлекс Бабинского (подошвенный рефлекс)

Рефлекс Бабинского считается одним из самых известных и диагностически очень важных. Смысл рефлекса заключается в том, что в ответ на подошвенное раздражение происходит выраженное разгибание большого пальца и веерообразное расхождение остальных.

Проведите кончиком своего пальца по наружному краю подошвы в направлении от пятки к подушечкам пальцев. При этом у младенца большой палец разгибается, а другие пальцы веерообразно расходятся и тоже разгибаются.

А надавливание большим пальцем на подушечку стопы (в области 2 и 3 пальцев) вызывает подошвенное сгибание пальцев (подошвенный рефлекс).

У здоровых детей рефлекс Бабинского сохраняется до 12-15 месяцев жизни. Созревание коры головного мозга сопровождается исчезновением данного рефлекса.

Рефлекса Бабинского у новорожденных и грудничков является физиологическим, а вот у детей старшего возраста и взрослых считается несомненным признаком патологии при различных заболеваниях нервной системы. Он входит в общепризнанное понятие «синдрома пирамидной недостаточности».

Хватательный рефлекс (Робинсона)

При надавливании пальцем до ладони новорождённый обхватывает и сжимает вложенный ему в кисть палец. Иногда степень обхвата бывает настолько сильной, что ребенка можно приподнять. Врачи оценивают симметричность рефлекса.

Рефлекс может отсутствовать у глубоко недоношенных детей. Рефлекс наблюдается до 3-4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета.

Если у ребенка такая манипуляция вызывает резкий плач, это может свидетельствовать о наличии болевого синдрома вследствие травмы шейного отдела позвоночника. Следует незамедлительно сообщить об этом врачу.

Наличие стойкого хватательного рефлекса после 5-6 месяцев, особенно с конца первого года жизни, как правило, сочетается с повышением мышечного тонуса и позволяет заподозрить патологию центральной нервной системы.

Рефлекс ползания (Бауэра)

Положите ребенка на живот. Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то ребенок поползет вперед, помогая себе руками и ногами. В таком положении он совершает спонтанно ползающие движения руками и ногами – спонтанное ползанье. Рефлекс ползания определяется с третьего дня до 4 месяцев жизни, а затем угасает.

Рефлекс ползания менее выражен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

Защитный рефлекс (защита от удушья)

При выкладывании на живот здоровый новорожденный пытается оторвать голову от поверхности, на которой он лежит и поворачивает голову в сторону, чтобы не задохнуться. Часто он делает несколько качательных движений при попытке голову поднять.

Чтобы поднять и повернуть голову, новорожденный должен иметь достаточную силу мышц шеи, но удержать ее (голову) он еще не может. Дети с патологией шейного отдела спинного мозга сами приподнять и повернуть голову не в состоянии. В данном случае ребенок лежит, уткнувшись лицом в подушку.

Определяется защитный рефлекс до 1,5-2–х месяцев.

В возрасте около 2 месяцев ребенок непостоянно приподнимает голову в положении на животе и удерживает ее 10—20 секунд, но большую часть времени он всё ещё лежит с опущенной головой.

Поисковый рефлекс Куссмауля

Если положить ребенка на спину и погладить пальцем по его щеке или в области угла рта (не прикасаясь к губам), то он повернется с открытым ищущим ртом в сторону раздражителя. Этот рефлекс особенно заметен, когда ребенок проголодался. Гримасы, которые строит при этом ребенок, должны быть одинаковыми с обеих сторон. Если есть различия, возможно наличие родовой травмы или воспаления лицевого нерва.

Читайте также:  Фильтрум-Сти для детей: инструкция по применению

Поисковый рефлекс наблюдается до 3-4 месяцев, затем угасает. У ребенка в этом возрасте появляется реакция на зрительный раздражитель, малыш оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению. Поэтому после 4 месяцев малыш открывает рот при виде соски, а не вследствие прикосновения.

Часто поисковый рефлекс отсутствует у недоношенных детей вследствие угнетения или незрелости ЦНС. Отсутствие рефлекса у доношенных новорожденных и детей первых 2 месяцев перед кормлением указывает на возможное поражение головного мозга. Наличие повышенного рефлекса у младенцев в конце первого года жизни свидетельствует о поражении полушарий большого мозга (энцефалопатия новорожденных, энцефалит).

Хоботковый рефлекс

Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 месяцев.

Сосательный рефлекс

Соска, палец, сосок груди, помещенные между губами ребенка, плотно захватываются и удерживаются в полости рта. Одновременно губами производятся ритмичные сосательные движения. Сохраняется в течение первого года жизни.

При преждевременных родах (до 32 недели беременности) у ребенка недостаточно развиты сосательный и глотательные рефлексы.

У ребенка в возрасте 3 месяцев сосательный рефлекс возникает не только в ответ на вложенную в рот грудь или соску, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных

Новорождённый не способен стоять, но он способен к опорной реакции. Рефлекс опоры вызывается прикосновением стоп ребенка к пеленальному столику. Для этого ребенка держат за подмышки вертикально на весу, ребенок сгибает ноги во всех суставах. Рефлекс опоры состоит из двух фаз:

  • первая – при прикосновении к поверхности стола ребенок отдергивает ножки, поджимая их под себя;
  • вторая – ножки выпрямляются и всей подошвой плотно прижимаются к поверхности стола.

При небольшом наклоне вперед ребенок делает шаговые движения (автоматическая походка).

Указанный рефлекс хорошо выявляется до 2-3 месяцев. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.

У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

Рефлекс задержки дыхания

У всех новорождённых наблюдается рефлекс задержки дыхания — при попадании воды на лицо малыш автоматически задерживает дыхание на 5-6 секунд. Угасает после второго-третьего месяца.

Рефлекс может помочь в обучении плаванию, поэтому его рекомендуется развивать с помощью погружений в воду: по указанию родителя «раз, два, три, ныряем», интенсивно подуете ребенку в лицо. Он сморщится, закроет глазки и задержит дыхание. Когда малыш освоит это упражнение, можно переходить к следующему. На команду: «внимание, ныряем» родитель брызгает ребенку воду в лицо, так чтоб она не попала в нос или полить из кувшина на макушку головы (при этом ребенок находится на руках лицом вниз). Ребенок при этом задерживает дыхание. Если младенец освоил все эти упражнения, можно перейти к настоящему нырянию неглубоко под воду на 2-3 секунды.

Новорожденный чихает, когда щекочут нос или направляют в глаза яркий свет. Кашляет, тем самым помогая освободить дыхательные пути от слизи и жидкости. Моргает при прикосновении к векам и отдергивает конечность от боли, например, когда прокалывают пятку, чтобы взять кровь на анализ.

Простейшие рефлексы исчезают у младенца на первом году жизни, однако некоторые из них, например, рефлекс вздрагивания, мигания, зевания, кашля и чихания, остаются на всю жизнь.

Ссылка на основную публикацию