Неврозы и тики у детей

Тики у детей – это серьезно

Еще недавно тики рассматривались как невроз навязчивых движений, т. е. состояние, связанное с перенапряжением в психической сфере. И сейчас многие врачи по старинке ставят этот диагноз и пытаются лечить успокаивающими средствами. Центр “Нейро” в течение 10 лет активно занимается проблемой тиков. Мировая практика и наш собственный опыт позволяет отнести это заболевание в раздел серьезных нарушений деятельности мозга, может быть не менее серьезных, чем эпилепсия. Тикозные расстройства по международной классификации болезней отнесены в раздел психических заболеваний и связаны с нарушением обмена в блоке регуляции и контроля произвольных действий. Картина заболевания пестрая, одни симптомы сменяют другие.

Начинается заболевание в 6-7 лет, иногда раньше или позже. Первыми проявлениями чаще всего являются мигательные тики – это частые и сильные зажмуривания глаз. Идти с этим расстройством к окулисту не стоит, сами глаза здесь не при чем. Дальше могут появиться шмыганья носом, откашливания. Идти к ларингологу или лечить какое-то непонятное заболевание верхних дыхательных путей в этом случае тоже бессмысленно. Могут быть открывания рта, высовывание языка, различные движения головой (повороты, встряхивания, запрокидывания). Двигательные расстройства распространяются сверху вниз. Появляются движения плечами, гиперкинезы могут охватить мышцы живота и диафрагмы.

Голосовые тики чаще выражаются нечленораздельными звуками (уканье, хмыканье, хрюканье, свист, лай, вой). По нашим наблюдениям самым ранним вокальным нарушением является откашливание.

При дальнейшем развитии заболевания появляются сложные повторяющиеся действия (поправляет челку, вытирает ладонью нос, дует на руки). Они могут сочетаться с постукиванием по предмету, поколачиванием по своему телу, хлопками в ладоши, наклонами, подпрыгиванием. Каждое из этих действий может существовать самостоятельно или сочетаться с другими. Стереотипные действия у каждого больного проявляются определенным устойчивым сочетанием. Замена на другие стереотипы, как правило, происходит при затухании прежних. В структуре болезни встречается стереотипное импульсивное дотрагивание до предмета, стереотипное повторение одного и того же действия (взял стакан – поставил, включил свет – выключил).

Речевые стереотипии появляются через несколько лет от начала заболевания. Чаще это отдельные слова, иногда короткие фразы. Например: мальчик обращается к матери: “Скажи нет”. Встречается сочетание стереотипных действий с речевыми стереотипиями: мальчик говорит “Нет, нет, нет!” и стереотипно бьет рукой по выключателю. Иногда кричит матери: “Помоги, я не могу остановиться!”. Копролалия – выкрикивание непристойностей – в структуре генерализованных тиков встречаются только на поздних стадиях развития, чаще в юношеском возрасте.

Стереотипии и гиперкинезы отделены от личности, на ранних этапах болезни подавляются волей, больные стремятся контролировать проявления болезни в школе, на улице, часто испытывают мучительные переживания по поводу невозможности их подавить.

Генерализованные тики – это распространенное заболевание. Оно встречается на всех континентах и во всех этнокультурных образованиях. Исследователей беспокоит неблагоприятный прогноз и недостаточная эффективность всех используемых сегодня терапевтических методов и средств. Подтверждением этому служит образование ассоциаций и научных обществ по изучению этого заболевания в Англии и многих штатах США.

Проведенные исследования большого литературного материала, включая публикации в сети Интернет за последние 10 лет, и обобщение собственных наблюдений позволяют нам расценивать тики как некий континуум, на одном полюсе которого наблюдаются транзиторные тикозные расстройства, а на другом – множественные двигательные, вокальные, вербальные тики, разнообразные стереотипии и психические нарушения от конвульсивно-импульсивных расстройств до бредовых психозов. Международная классификация рассматривает все тикозные расстройства как единое заболевание с различной степенью выраженности на различных этапах болезни. Комбинированное голосовое и множественное двигательное тикозное расстройство носит название синдром де ля Туретта.

Причина заболевания относится к генетически обусловленным. Степень выраженности расстройств объясняется различной проявляемостью гена. В семьях больных синдромом Туретта признаки этого заболевания, от тиков до серьезных психических расстройств, встречаются как по прямой, так и по боковым линиям. В этих семьях чаще отмечается заикание, эпилепсия, шизофрения. Мужчины (мальчики) заболевают тиками в 4-5 раз чаще, чем девочки.

У детей, параллельно с тиками, отмечается гиперактивность с дефицитом внимания, что существенно затрудняет их социальную адаптацию. Синдром гиперактивности также считают генетически обусловленным. Гиперактивность встречается в семьях чаще у мальчиков (мужчин), обнаруживается в первые 5 лет жизни, и прослеживается все последующее время. 53% обращений в Центр “Нейро” за помощью связано не с тиками, а с ранними нарушениями поведения. Гиперактивные дети не концентрируют внимание, испытывают постоянную потребность переходить от одного дела к другому, не завершая их. Они проявляют безволие в деятельности, требующей умственного напряжения. Им необходима постоянная организующая помощь. Все это выливается в школьные проблемы с негативным отношением к таким детям, к обвинениям в лени, невнимательности.

В структуре синдрома Туретта встречаются навязчивые страхи. Они могут появиться одновременно с тиками и нередко сопровождаются сложными действиями с бесцельными повторениями одних и тех же движений. Тики могут сочетаться с судорожными припадками.

Лечение тиков – это длительный и непрерывный процесс. Готовых схем нет.

Наш опыт показал, что подбор лекарственных средств должен производится в строгом соответствии не только с ведущим направлением болезни, но и с обязательным учетом всех патогенетических механизмов основных и дополнительных симптомов. Кроме того, необходимо предвидеть активизацию прошлых патологических систем. Особенная тщательность и осторожность нужна при лечении больных с повышенной судорожной готовностью. Назначение так называемого общеукрепляющего лечения с использованием электропроцедур или назначение пирацетама усиливают проявления тиков и могут вызвать эпилептический припадок.

Читайте также:  Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Прерывистое течение тиков и их самопроизвольное исчезновение в течение первого года заболевания не означает выздоровления. У большинства больных отмечается летнее исчезновение или ослабление тиков. Однако тики могут возобновляться через несколько лет с той же или более тяжелой картиной.

Все случаи тиков нуждаются в тщательном исследовании больного и незамедлительном назначении лечения.

Тики у детей

Тики у детей – внезапные повторяющиеся движения, возникающие из-за непроизвольного сокращения различных мышечных групп. Проявляются навязчивыми мимическими, моторными и вокальными действиями: морганием, зажмуриванием, подергиванием носом, ртом, плечами, пальцами, кистями, поворачиваниями головы, приседаниями, подпрыгиваниями, вздрагиваниями, покашливаниями, шумным дыханием, произнесением звуков, слов. Комплексная диагностика включает осмотр невролога, консультацию психиатра, психодиагностическое обследование. Лечение основано на соблюдении дневного режима, психотерапии, психокоррекции, приеме медикаментов.

  • Причины тиков у детей
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы тиков у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение тиков у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Синонимичные названия тиков – тиковые гиперкинезы, нервные тики. Распространенность составляет 13% у мальчиков, 11% у девочек. Тики у детей возникают в промежутке от 2 до 18 лет. Пиковые периоды – 3 года и 7-10 лет, эпидемиологический показатель достигает 20%. Наименее вероятен дебют заболевания после 15 лет, наиболее высокий риск развития отмечается у первоклассников – кризис семи лет и начало школьного обучения становятся провоцирующими факторами «тиков первого сентября». У мальчиков заболевание протекает тяжелее и хуже поддается терапии. У значительной части пациентов выявляются сезонные и суточные обострения симптоматики, гиперкинезы усиливаются в вечернее время, осенью и зимой.

Причины тиков у детей

Гиперкинезы развиваются как результат комплексного воздействия биологических и внешних факторов. С рождения у ребенка существует определенная предрасположенность (биологическая основа) к данной патологии, которая реализуется под влиянием заболеваний, стрессов и других негативных воздействий. Причины гиперкинезов у детей могут быть разделены на следующие группы:

  • Нарушения внутриутробного развития. Результатом гипоксии, инфекции, родовой травмы становится дисбаланс корково-подкорковых связей. При воздействии неблагоприятных факторов он проявляется тиками.
  • Отягощенная наследственность. Заболевание передается по аутосомно-доминантному типу. Поскольку мальчики болеют чаще, предполагается зависимость от пола пациентов.
  • Стрессовые ситуации. Провоцирующим фактором может стать школьная дезадаптация, повышенная учебная нагрузка, увлечение компьютерными играми, семейные конфликты, развод родителей, госпитализация. Заболеваемость увеличивается во время возрастных кризисов.
  • Черепно-мозговые травмы. Тики могут являться отдаленными последствиями травматического повреждения ЦНС. Наиболее характерны гиперкинезы моторного типа.
  • Некоторые заболевания. Нередко длительные болезни с симптомами, включающими двигательный компонент, приводят к формированию тиков. Например, после респираторных инфекций наблюдаются покашливания, шмыганье носом, горловые звуки.
  • Психоневрологические патологии. Тики развиваются у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, церебрастеническим синдромом, тревожными расстройствами. Гиперкинезы дебютируют на фоне обострений основного заболевания.

Патогенез

Патогенетическая основа тиков продолжает исследоваться. Центральное место отводится функциям базальных ганглиев. Основные из них – хвостатое ядро, бледный шар, субталамическое ядро, черная субстанция. В норме они находятся в тесном взаимодействии с лобными долями коры больших полушарий, лимбическими структурами, зрительными буграми и ретикулярной формацией. Связь подкорковых ядер и лобных отделов, отвечающих за контроль действий, обеспечивается дофаминергической системой. Снижение уровня дофамина, нарушения нейронной передачи в подкорковых ядрах проявляются дефицитом активного внимания, недостаточной саморегуляцией двигательных актов, расстройством произвольности моторики. Функционирование дофаминергической системы нарушается в результате внутриутробного поражения ЦНС, наследственных изменений метаболизма дофамина, стрессов, ЧМТ.

Классификация

Тики у детей классифицируют с учетом нескольких факторов. По этиологии гиперкинезы разделяют на первичные (наследственные), вторичные (органические) и криптогенные (возникающие у здоровых детей). По симптоматике – на локальные, распространенные, вокальные, генерализованные. В зависимости от тяжести болезни различают единичные и серийные тики, тикозный статус. В соответствии с Международным классификатором болезней по характеру течения выделяют:

  • Транзиторные тики. Носят характер локальных и распространенных гиперкинезов. Проявляются как подмигивания, лицевые подергивания. Полностью проходят в течение года.
  • Хронические тики. Представлены моторными гиперкинезами. Подразделяются на три подтипа: ремиттирующий – обострения сменяются полным регрессом или локальными единичными тиками при нагрузках; стационарный – стойкие гиперкинезы на протяжении 2-4 лет; прогредиентный – отсутствие ремиссий, формирование тикозных статусов.
  • Синдром Туретта. Другое название – комбинированные вокальные и множественные моторные тики. Заболевание начинается в детском возрасте, выраженность симптомов уменьшается к концу подросткового периода. В легкой форме тики продолжаются у взрослых.

Симптомы тиков у детей

Локальные (фациальные) тики – гиперкинезы, захватывающие одну группу мышц. Среди проявлений в 69% случаев наблюдаются учащенные моргания. Реже встречаются зажмуривания, подергивания плеча, крыльев носа, уголков рта, наклоны головы. Моргания устойчивы, периодически сочетаются с другими лицевыми тиками. В зажмуриваниях преобладает дистонический компонент (тонус). Отличительная черта лицевых тиков – они практически не замечаются детьми, не мешают им в повседневных делах. По тяжести клинической картины локальные тики чаще являются единичными.

При распространенных гиперкинезах патологическим движением охвачено несколько групп мышц: лицевые, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, живота, спины. Обычно тики дебютируют морганием, позже присоединяется заведение взора, подергивания рта, зажмуривания, наклоны и поворачивания головы, подъем плеч. Течение и тяжесть симптомов различны – от единичных транзиторных до хронических с развитием тикозного статуса в обострении. Дети испытывают трудности при выполнении заданий, требующих повышенной концентрации, вызывающих эмоциональное напряжение (тревогу, страх). Возникают проблемы при письме, сборе мелких деталей конструктора, длительном чтении.

Простые вокальные тики часто представляют собой покашливания, шмыганье носом, шумные вдохи и выдохи. Реже наблюдаются повизгивания, насвистывания, проговаривание простых высоких звуков – «а», «у», «ай». В периоды обострения нервных тиков вокальные симптомы могут меняться, что ошибочно расценивается как новый дебют. Пример: ребенок покашливал, в ремиссии вокальных симптомов не наблюдалось, позже появилось шумное дыхание. Сложные вокализмы возникают у 6% пациентов с болезнью Туретта. Представляют непроизвольное произнесение отдельных слов.

Читайте также:  Трихопол для детей: инструкция по применению

Озвучивание ругательств называется копролалией. Беспрерывное повторение целых слов и обрывков – эхолалией. Вокализмы проявляются единичными, серийными и статусными тиками. Усиливаются при утомлении, после эмоциональных и умственных нагрузок, негативно сказываются на социальной адаптации ребенка – произнесение не соответствующих ситуации слов, ругательств ограничивает активность в общении, препятствует установлению новых контактов. В тяжелых случаях пациент неспособен посещать школу, общественные места.

При болезни Туретта клиническая картина определяется возрастом ребенка. Заболевание дебютирует в возрасте от 3 до 7 лет. Первично возникают лицевые тики, подергивания плеч. Гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, отмечаются повороты и запрокидывание головы, разгибание/сгибание кистей, пальцев, тонические сокращения мышц спины, живота, приседания, подпрыгивания. Через 1-2 года присоединяются вокализмы. Редко голосовые тики предшествуют моторным. Пик симптоматики наблюдается с 8 до 11 лет. Развиваются серийные, статусные гиперкинезы. При обострениях дети не могут ходить в школу, нуждаются в помощи, бытовом обслуживании. К 12-15 годам заболевание переходит в резидуальную стадию с локальными и распространенными тиками.

Осложнения

К осложнениям приводят тяжелые формы гиперкинезов – серийные тики, тикозные статусы, хроническое прогредиентное течение. У детей формируются нарушения восприятия, снижение функций произвольного внимания, затрудняется координация движений, выработка двигательных навыков. Развивается школьная неуспеваемость – пациенты с трудом осваивают письмо, плохо воспринимают новый материал, имеют проблемы с запоминанием. Отставание в учебе дополняется социальной дезадаптацией – мышечные подергивания, непроизвольные движения, вокализмы становятся причиной насмешек, отстраненности сверстников.

Диагностика

Диагностика тиков у детей проводится группой специалистов – неврологом, психиатром, психологом. Объем диагностических мероприятий определяется индивидуально при первой врачебной консультации. Полученные данные используются для дифференциальной диагностики, составления прогноза течения болезни, подбора наиболее эффективных способов лечения. Комплексное обследование включает:

  • Опрос, осмотр невролога. Врач уточняет анамнез (осложнения беременности, родов, наследственную отягощенность), расспрашивает о начале заболевания, нарастании, частоте, выраженности симптомов, наличии сопутствующих неврологических патологий. При осмотре оценивает общее состояние, двигательные функции, рефлексы, чувствительность.
  • Беседу с психиатром. Специалист акцентирует внимание на психическом развитии и психологических особенностях ребенка. Определяет связь дебюта гиперкинезов со стрессовой ситуацией, чрезмерными эмоциональными нагрузками, методом воспитания, семейными конфликтами.
  • Психодиагностическое исследование. Психолог проводит исследование эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка, используя проективные методы (рисуночные тесты), опросники, тесты на интеллект, внимание, память, мышление. Результаты позволяют предположить течение заболевания, выявить провоцирующие факторы.
  • Инструментальное исследование. Дополнительно врач-невролог может назначить ЭЭГ, МРТ головного мозга. Итоговые данные необходимы для дифференциального диагноза.

Специалисты дифференцируют тики с дискинезиями, стереотипиями, компульсивными действиями. Отличительные признаки тикозных гиперкинезов: ребенок способен повторить, частично контролировать движения, симптомы редко возникают при произвольном, целенаправленном действии, их выраженность усиливается к вечеру, при усталости, утомлении, эмоциональном напряжении. При увлеченности пациента тики практически полностью исчезают.

Лечение тиков у детей

Терапия гиперкинезов реализуется в рамках комплексного дифференциального подхода. Подбор методов лечения определяется формой заболевания, выраженностью симптомов, возрастом больного. Основные задачи – сократить частоту и выраженность симптомов, улучшить социальную адаптацию ребенка, скорректировать познавательные функции. Используются следующие методы:

  • Соблюдение режима дня. Предусматривает предупреждение голода, усталости, умственного и эмоционального истощения, физическую и интеллектуальную активность, следование графику приема пищи, отхода ко сну и пробуждения. Время просмотра телепередач, компьютерных игр сокращается до минимума.
  • Семейная психотерапия. Причиной тиков может быть хроническая психотравмирующая ситуация, стиль воспитания. Сеансы психотерапии включают анализ внутрисемейных отношений, проработку негативного отношения к тикам. Участников обучают методам, помогающим справиться с тревогой, напряжением, проблемами ребенка.
  • Индивидуальная, групповая психотерапия. Наедине с психотерапевтом пациент рассказывает о переживаниях, страхах, отношении к заболеванию. Методами когнитивно-поведенческой терапии прорабатываются комплексы, осваиваются способы релаксации, саморегуляции, позволяющие частично управлять гиперкинезами. На групповых встречах тренируются навыки общения, разрешения конфликтов.
  • Психокоррекция.Занятия с психологом направлены на развитие отстающих когнитивных функций. Выполняются упражнения на коррекцию пространственного восприятия, внимания, памяти, самоконтроля. В итоге ребенок испытывает меньше трудностей при школьном обучении.
  • Медикаментозное лечение. Лекарственные препараты назначаются неврологом. Подбор средств, продолжительность лечения, дозировка определяются индивидуально. Базовая терапия основана на применении противотревожных лекарств (анксиолитики, антидепрессанты) и медикаментов, уменьшающих выраженность двигательных явлений (антипсихотики). Дополнительно показаны ноотропы, сосудистые препараты, витамины.
  • Физиотерапия. Сеансы оказывают успокаивающее действие, нормализуют процессы возбуждения и торможения в нервной системе, уменьшают симптомы болезни. Используется электросон, гальванизация сегментарных зон, лечебный массаж, электрофорез воротниковой зоны, озокеритовые аппликации на шейно-воротниковую зону, аэрофитотерапия, хвойные ванны.
  • БОС-терапия. Метод биологической обратной связи представлен комплексом процедур, позволяющих пациенту прочувствовать и освоить управление определенной физиологической функцией. При гиперкинезах ребенок через компьютерную программу получает информацию о состоянии мышц, в процессе тренинга осваивает произвольное расслабление и сокращение.

Прогноз и профилактика

Прогноз тиков определяется тяжестью заболевания, возрастом дебюта. Благоприятный исход более вероятен у детей, заболевших в 6-8 лет, при правильном лечении гиперкинезы исчезают за 1 год. Раннее начало с первыми симптомами в 3-6 лет характерно для течения патологии до конца подросткового возраста. Профилактика заключается в организации правильного режима, чередовании отдыха и труда, сокращении времени игр на компьютере, просмотра фильмов, телепередач. Важно предупреждать ситуации стресса, своевременно лечить соматические болезни, не допуская перехода в хроническую форму.

Читайте также:  Доктор Комаровский о списке необходимых лекарств в аптечке для новорожденного

Как избавиться от нервного тика у детей?

Как избавиться от нервного тика – этот вопрос становится очень популярным. С этим явлением в последнее время встречается все чаще и чаще достаточно большое количество детей. Что же такое нервный тик? Нервный тик – это заболевание, имеющее неврологическую природу. Кстати говоря, нервный тик занимает ведущее место среди неврологических расстройств. Чаще всего с нервным тиком сталкиваются дети в возрасте 6 до 10 лет. Транзисторные или, как их еще называют, переходные нервные тики встречаются примерно у трех из десяти детей. Статистические данные говорят о том, что мальчики в пять раз чаще подвергаются этому явлению, чем девочки.

Многие родители очень сильно пугаются, сталкиваясь с нервным тиком. Для того, чтобы разобраться, как бороться с нервными тиками, необходимо точно знать, что это такое и чем вызвано. Врачи дают следующее определение такому явлению, как нервный тик: это непроизвольно возникающее и многократно в течение короткого промежутка времени повторяющееся движение либо какой-нибудь звук. Например, подергивание щек или бровей, напряжение мышц лица, сжатие губ. Голосовые тики проявляются ритмичным посапыванием, вскрикиванием, шумными вздохами либо всхлипываниями. Все тики подразделяются на определенные подгруппы:

1.Моторные тики. Моторные тики зачастую еще называют двигательными Они

проявляются спазматическими движениями различных групп мышц.

2.Голосовые тики. Как уже говорилось, они проявляются резкими всхлипами и вскриками, появляющимися вопреки воле ребенка.

Помимо этого, все без исключения нервные тики у детей подразделяются на простые и сложные. При простых формах тика в нем участвует всего одна группа мышц, например, мимических или икроножных. Причем нервный тик может проявляться не только простым подергиванием щеки или брови, но даже подпрыгиванием или приседанием. Все нервные тики бывают либо преходящими, то есть временными, длящимися не более одного года. А вот в том случае, если тики регулярно появляются в течение 12 и больше месяцев – врачи говорят о хроническом нервном тике.

Нервный тик или…?

Очень часто родители путают нервный тик с таким явлением, как навязчивые движения. Так, например, нередко можно услышать жалобы родителей на то, что ребенок, едва избавившись от привычки беспрестанно моргать, начинает грызть ногти . Другие же родители жалуются на то, что их ребенок стал постоянно накручивать локон на палец или же по десять раз подряд проверять, выключен ли свет или заперта ли дверь.

Так вот – подобные действия не имеют никакого отношения к нервным тикам, скорее они относятся к так называемым навязчивым движениям. Эту проблему необходимо решать совместными усилиями с детскими психологами. Однако если у вас есть какие – либо сомнения, консультация невролога не принесет вашему ребенку никакого вреда.

Отличительные признаки нервного тика у детей

У нервного тика имеются определенные отличительные особенности, которые могут помочь наблюдательным родителям заметить наличие проблемы. Как вы помните, нервный тик является следствием непроизвольных сокращений определенной группы мышц. Но, тем не менее, если ребенка попросить и он очень сильно постарается, то несильный тик можно остановить усилием воли и контролем над мышцами. В результате ребенок перестает непрерывно моргать, сопеть или пожимать плечами.

Кроме того, нервный тик имеет особенность мигрировать, меняя свое местонахождение. Так, например, у малыша может в один день подергиваться глазик, в другой – щечка, а в третий день – мышцы плечевого пояса. Многие родители ошибочно принимают каждое новое месторасположение нервного тика за вновь начавшуюся самостоятельную болезнь. Однако на самом деле это вовсе не так. Миграция – это всего лишь повторяющиеся приступы одного и того же заболевания.

Степень тяжести заболевания и причины, его вызывающие

То, насколько ярко выражен нервный тик, зависит от многих факторов, например, от времени года, времени суток, психоэмоционального состояния ребенка на момент проявления приступа заболевания и прочих. Так, например, у ребенка, длительное время проводящего за компьютерными играми или за просмотром телевизионных передач, психоэмоциональное состояние чаще всего нестабильное. И вполне естественно, что риск возникновения нервного тика намного выше, да и степень его выраженности будет ярче. Такие эмоции, как гнев, обида, смущение и даже радость также увеличивают частоту возникновения нервных тиков и утяжеляют их течение.

А вот в то время, когда малыш занят каким-либо увлекательным делом, которое требует от него максимальной концентрации внимания, например, во время игры или чтения интересной книги, нервный тик может в значительной мере снизить интенсивность проявления нервных тиков, вплоть до их полного исчезновения. Однако стоит ребенку закончить свое увлекательное занятие, как тик немедленно возвращается на круги своя.

Разумеется, что родители деток, страдающих приступами нервного тика, в первую очередь задают врачам – невропатологам вопрос о том, какова же причина возникновения нервного тика. Однако дать однозначный ответ на этот вопрос не в состоянии даже современная медицина. Тем не менее, врачи все же выделяют несколько факторов, при наличии которых дети попадают в группу риска развития нервного тика. Именно о них и пойдет речь ниже.

Итак, нервный тик – причины:

Генетический фактор.

Генетическая предрасположенность в развитии у ребенка нервных тиков играет далеко не последнюю роль. Так, например, если мама или папа ребенка в детском возрасте также страдали от приступов нервного тика, у их малыша очень велик шанс попасть в западню нервного тика.

Читайте также:  «За» и «против» прививки от гриппа детям и как избежать осложнений после вакцинации?

Расстройства работы центральной нервной системы.

Зачастую с нервным тиком сталкиваются те детки, которые страдают синдромом гиперактивности, дефицитом внимания, минимальными мозговыми дисфункциями. Врачи – неврологи знают о подобной особенности данной группы малышей и знают, как помочь такому ребенку.

Стрессовое состояние ребенка.

В том случае, если ребенок испытал нервное потрясение, либо же он находится в состоянии хронического стресса, риск возникновения нервного тика достигает примерно 80%. Стрессовая обстановка может быть вызвана различными обстоятельствами – неблагоприятный микроклимат в семье, болезнь или смерть родственников, появление новых членов семьи и многое другое.

Начало занятий в школе.

У детских неврологов существует такое понятие, как «тик 1 сентября». Вызывается подобный нервный тик теми стрессами, которые за собой неизбежно влечет адаптация к школьным условиям, особенно у первоклассников. Строго говоря, этот вид нервных тиков также является тиками, вызванными стрессовым состоянием ребенка.

Конъюнктивит.

Чаще всего детские врачи-неврологи слышат от родителей жалобы на такую разновидность заболевания, как нервный тик глаза у детей. Однако чаще всего моргание не является нервным тиком. Оно возникает как следствие наличия у ребенка конъюнктивита, либо даже его последствием. Ребенок испытывает неприятные ощущения в глазках и постоянно непроизвольно моргает, пытаясь устранить их.

Влияние внешних факторов.

Иногда причиной возникновения нервных тиков становятся совершено неожиданные факторы. Например, водолазка с тесным горлышком может стать виновником моторного вида нервного тика. Ребенок, пытаясь освободиться от чувства давления на область шеи, будет постоянно вращать головой. И даже после того, как водолазка будет снята, тик будет преследовать кроху в течение некоторого времени.

Восприятие нервного тика малышами

Нельзя также не упомянуть о реакции самих малышей на такой недуг, как нервный тик. Как правило, подавляющее большинство малышей прекрасно сосуществуют со своими нервными тиками, не задумываясь о том, почему они возникают, и вовсе не придавая этому факту никакого значения, в отличие от чрезмерно пугливых родителей. Да и окружающие малыша с нервным тиком детки, как правило, не обращают на эту особенность своего товарища абсолютно никакого внимания.

Кстати говоря, очень часто те родители, чьи дети столкнулись с нервным тиком, обвиняют в этом себя. Очень многие мамы и папы длительное время изводят себя сомнениями и упреками: если бы я не отругал, если б я не отказа, если б я купила и так далее, и тому подобное. Конечно же, стрессовые переживания и нервные потрясения способствуют запуску механизма нервного тика и его дальнейшее развитие, да и многие другие проблемы вполне могут спровоцировать – поэтому не стоит лишний раз травмировать неокрепшую нервною систему ребенка. Однако и себя винить в том, что у малыша развился нервный тик, также не стоит – ведь без предрасположенности к данному заболеванию нервный тик все равно не появится.

Как должны вести себя родители?

Что же должны иметь ввиду родители тех деток, которые столкнулись с такой проблемой, как нервный тик? Врачи – неврологи и детские психологи дают родителям ряд определенных рекомендаций:

Не заостряйте внимание на существующей проблеме.

Не стоит постоянно напоминать ребенку о его недуге, даже невзначай, в разговоре со взрослыми людьми. Врачи доказали, что чем больше вы будете твердить о нервном тике в присутствии ребенка, тем чаще будут возникать его приступы и тем более ярко выраженными они будут.

Не давите на ребенка.

Очень многие родители совершают одну и ту же , очень широко распространенную, ошибку. Они просят и даже приказывают ребенку: «не сопи», «не дергайся», «не моргай». Однако подобная мера не только не принесет никакой пользы, а в весьма значительной мере усугубит ситуацию, возымев самый противоположный эффект – усиленное сопение и моргание. Причем ребенок делает это вовсе не для того, чтобы позлить своих родителей, просто постоянные окрики и одергивания заставляют кроху бессознательно, непроизвольно зациклиться на нервном тике. В итоге даже слабо выраженный нервный тик может принять достаточно тяжелое течение, которое потребует серьезного и длительного медикаментозного лечения.

Своевременно обращайтесь за медицинской помощью.

Обязательно при первых же симптомах появления нервного тика родители должны, не откладывая в долгий ящик, обратиться за медицинской помощью. Однако, к огромному сожалению, очень многие родители этого не делают, так как считают нервный тик не самостоятельным заболеванием, а всего лишь дурной привычкой, ведь в противном случае ребенок бы не знал, как остановить нервный тик.

Скорее всего, родители приходят к такому выводу на основании того, что ребенок усилием воли некоторое время способен сдерживать приступ нервного тика. И в результате ребенок получает необходимую ему медицинскую помощь только того, когда болезнь принимает уже запущенную стадию. А ведь в том случае, если нервный тик у детей, лечение необходимо начинать как можно раньше, чтобы не запускать болезнь.

Создайте комфортную для ребенка психологическую обстановку.

Разумеется, идти на поводу у ребенка во всем и потакать всем его капризам – далеко не лучший выход. Однако родители просто обязаны создать для ребенка благоприятный психологически микроклимат – не стоит обсуждать при ребенке серьезные проблемы, ведь зачастую ребенок понимает гораздо больше, чем кажется взрослым. Не стоит негативно отзываться о его друзьях, и уж тем более выяснять отношения при ребенке, даже если вы делаете это совершенно спокойным тоном и с ледяным спокойствием.

Ограничение времени просмотра телевизора и работы за компьютером.

Читайте также:  Доктор Комаровский о том, как приучить ребенка спать в своей кроватке

Для того, чтобы снизить психоэмоциональное напряжение, да и заодно поберечь зрение ребенка, постарайтесь максимально ограничить время просмотра телевизора и работы с компьютером. Гораздо разумнее организовать режим дня ребенка таким образом, чтобы малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе, а не в душном помещении.

Лечение нервных тиков

Вот мы и подошли к заключительному вопросу: нервный тик – как лечить? В очень многих случаях транзиторные (временные) нервные тики у детей исчезают сами по себе, без какого-либо серьезного вмешательства со стороны врача-невролога. Однако, хоть и достаточно редко, но все-таки врачи сталкиваются со случаями, когда временные тики плавно перетекают в хронические, поражая все больше и больше различных групп мышц. Врачи называют подобные тики генерализированными.

Чаще всего никакого особого лечения детские тики не требуют. Родителям следует всего лишь соблюдать те несложные правила и рекомендации, которые уже были приведены выше. Как правило, правильная организация режима дня ребенка и окружающий его микроклимат очень быстро помогают забыть про такую проблему, как нервный тик.

Однако в особо тяжелых случаях, когда «малой кровью» избавиться от нервного тика у ребенка по каким-либо причинам не удается, врачи оказываются вынужденными прибегнуть к медикаментозному лечению. С учетом возраста, веса ребенка, особенностей течения заболевания врач подберет подходящее лекарство от нервного тика. Родителям не стоит категорично отказываться от него, так как в том случае, если у ребенка сложный запущенный нервный тик, лечение должно быть серьезным. Таблетки от нервного тика не принесут детскому организму никакого вреда.

Иногда от нервного тика очень быстро не остается и следа, буквально две-три недели – и ребенок напрочь забывает о такой проблеме, как нервный тик. Однако, к сожалению, порой врачам приходится наблюдать совершенно противоположную картину – лечение продвигается достаточно медленно и требует постоянного внимания и контроля со стороны мамы. И тут на ум приходит любимое высказывание Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!» В противном случае и болезнь ребенка не поспешит исчезнуть, и сами родители рискуют получить нервный тик!

Тики и невроз у детей

Тики и невроз у детей

Симптоматика невроза навязчивых действий у детей и подростков выражается преимущественно в виде разнообразных навязчивых движений и действий.

Мельникова
Оксана Владимировна

Детский и подростковый врач-психиатр

Невроз и тики у детей

Навязчивые тики возникают на основе различных целесообразных защитных движений, чаще рефлекторных (мигательный рефлекс при попадании и глаз инородного тела или при конъюнктивите; наморщивание лба при низко спускающихся волосах, облизывание губ при их сухости, вздергивание плечами и откидывание головы при появлении пугающего объекта перед лицом и т. п.), хотя в дальнейшем они утрачивают первоначальный защитный характер.

У больного с навязчивыми тиками имеется потребность в повторении навязчивого движения, связанная с эмоциональным напряжением, которое усиливается при задержке этого движения.

В этиологии невротических тиков роль причинных факторов играют длительные психотравмирующие ситуации, острые психические травмы, сопровождающиеся испугом, местное раздражение (конъюнктивы, заболевания дыхательных путей, кожи и т.д.), вызывающее защитную рефлекторную двигательную реакцию, а также подражание тикам у кого-либо из окружающих.

В профилактике невротических тиков ведущее значение имеет нормализация внутрисемейных отношений, коррекция неправильных методов воспитания, устранение чрезмерно строгих требований к ребенку. Психотерапевтические мероприятия должны включать «семейную психотерапию», направленную на устранение или сглаживание тех или иных психотравмирующих моментов и нормализацию воспитательного подхода к ребенку в семье.

Симптомы

Симптоматика невроза навязчивых действий у детей и подростков выражается преимущественно в виде разнообразных навязчивых движений и действий. В дошкольном и младшем школьном возрасте преобладают элементарные навязчивые движения — навязчивые тики, а также относительно простые навязчивые действия.

Характер навязчивых тиков весьма разнообразен, чаще всего это мигания, наморщивание лба или носа, подергивания плечами, респираторные тики («шмыгание» носом, «хмыкание», покашливание и т.п.). Внешне сходные непроизвольные движения часто наблюдаются у детей младшего возраста при различных расстройствах.

Навязчивые движения осознаются больными (исключая детей раннего и преддошкольного возраста) как чуждые, болезненные, как «дурная привычка». Дети школьного возраста часто стесняются своих навязчивых тиков, стараются скрыть или замаскировать их. Навязчивые тики не имеют признаков неврологической локальности (например, в виде четкого преобладания с одной стороны), которые нередко наблюдаются при неврозоподобных тиках резидуально-органического происхождения. Навязчивые тики значительно усиливаются при волнении и в психотравмирующих ситуациях, в то время как в случае соматического заболевания они либо не меняются, либо даже ослабевают. Тики навязчивого характера, как правило, сочетаются с различными невротическими расстройствами, включая навязчивые страхи, опасения и др. Применение психотерапевтических мероприятий при навязчивых тиках часто дает эффект, тогда как при неврозоподобных тиках любого происхождения большинство видов психотерапии (исключая аутогенную тренировку) малоэффективно.

Характерной чертой более дифференцированных форм невроза навязчивых действий является неразрывная связь навязчивых действий с отрицательными эмоциональными переживаниями, в особенности с навязчивыми страхами (фобиями), что делает весьма условным разделение невроза страхов и невроза навязчивых действий.

Так, ребенок с навязчивым страхом заражения часто моет руки или потряхивает ими, школьник с навязчивым страхом получить плохую оценку за письменную работу навязчиво подчеркивает или обводит буквы, ребенок или подросток, испытывающий страх за собственное здоровье, здоровье родителей или чувство неопределенной тревоги («как бы чего не случилось»), выполняет те или иные защитные действия более условного, ритуального характера (прикасается определенное, чаще «магическое» число раз к тем или иным предметам, перешагивает через трещины в полу или на тротуаре, бросает взгляд в определенном направлении и т.п.). Защитные навязчивые действия элементарного характера более свойственны младшим детям. У старших детей и подростков чаще встречаются «символические защитные действия», включая различные сложные ритуалы.

Читайте также:  Ребенок при переношенной беременности

Клиника невротических тиков, несмотря на разнообразие их форм, в целом довольно однотипна. Преобладают движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, а также респираторные тики. Локализация тиков в ходе заболевания может многократно изменяться. Со временем, особенно у детей школьного возраста, тики из психопатологически недифференцированных могут превращаться в навязчивые. Субъективно дети оценивают тики как своеобразную «привычку», нередко считают ее болезненной, хотя в отличие от больных с навязчивыми движениями (в том числе и навязчивыми тиками) обычно не пытаются активно преодолеть эту «привычку». Довольно часто невротические тики сочетаются с невротическим заиканием и энурезом.

Тики обычно возникают по типу непосредственной или несколько отставленной во времени от действия психотравмирующего фактора невротической реакции. В части случаев заболевание ограничивается относительно непродолжительной (до 3–4 недель) невротической реакцией в форме того или иного локализованного тика. Однако чаще такая реакция фиксируется, появляется тенденция к возникновению тиков иной локализации, присоединяются другие невротические проявления: неустойчивость настроения, плаксивость, раздражительность, эпизодические страхи, нарушения сна, астенические симптомы. Дальнейшее течение заболевания часто имеет рецидивирующий характер.

Различные органические гиперкинезы (хореические, хореиформные и др.) отличаются от невротических тиков своей насильственностью, невозможностью подавить их усилием воли, большим размахом движений, которые захватывают целые группы мышц и не являются столь локализованными, а также лишены компонента целесообразности, защитного характера. Иногда за невротические тики принимают элементарные мышечные подергивания (вздрагивания) при миоклонических пароксизмах у больных эпилепсией. При их отграничении следует иметь в виду, что миоклонические пароксизмы, как правило, наблюдаются не постоянно, движения при них не носят защитного характера, не могут быть подавлены, нередко сопровождаются той или иной степенью изменения сознания.

Лечение тиков и неврозов у детей в центре «Феникс»

Лечение невротических тиков часто представляет трудную задачу. На этапе невротической реакции лечение более эффективно. Нередко тики ликвидируются при изъятии ребенка из психотравмирующей обстановки, например при помещении его в санаторий или направлении в детский лагерь. Психотерапевтическое значение может иметь создание у ребенка эмоционально заряженных новых интересов и увлечений (трудовые процессы, работа в кружках, самодеятельность и т.п.). Часто довольно эффективны занятия спортом.

На этапе невротического состояния, при наличии фиксированных и распространенных тиков у детей школьного возраста могут применяться также гипносуггестия, аутогенная тренировка. Вместе с тем на этом этапе важное значение приобретает медикаментозная терапия. Для купирования сопутствующих общеневротических расстройств, в частности аффективных нарушений, устранения эмоционального напряжения назначают транквилизаторы и другие седативные препараты. Полезно также применение лечебной физкультуры и ритмики.

Детские и подростковые психиатры центра «Феникс» осуществляют обследование и лечение пациентов с различными видами тиков. Мы помогаем людям более 30 лет. Наша практика обширна, уникальна и проверена годами.

  • Согласно данным экспертов, эффективность лечения в нашем центре составляет более 80%;
  • Наша клиника отвечает высоким европейским стандартам сервиса;
  • Помощь вам предлагают психиатры, психотерапевты, психологи, специалисты по реабилитации, имеющие огромный практический опыт и научные достижения;
  • Установление диагноза происходит на основе доказательной медицины, в соответствии с международными стандартами;
  • Мы помогаем даже в «безнадежных» случаях, и имеем опыт достижение выздоровления при лечении хронических состояний длящихся более 5 лет;
  • С нами здоровье доступно. Цены на лечение соответствуют качеству наших услуг;
  • Мы бережно храним секреты. Конфиденциальность — один из главных принципов нашей работы.

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Читайте также:  Гидронефроз почек у детей

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Нервные тики у ребенка

Нервные тики или тикозные гиперкинезы представляют собой непроизвольные движения внезапного, насильственного, повторяющегося, стереотипного, неритмичного и отрывистого характера, которые охватывают отдельные мышцы или группы мышц и напоминают фрагменты нормальных произвольных движений. В отличие от других гиперкинезов (хорея, атетоз, миоклония и т.д.), тики могут временно подавляться усилием воли или сознательно имитироваться ребенком, но их подавление, как правило, вызывает сильное внутреннее напряжение, приводящее к усилению интенсивности насильственных движений.

Данная патология является одной из наиболее распространенных в детском возрасте. Частота ее встречаемости в детской популяции, по данным разных авторов, составляет 4-13%, у мальчиков наблюдается чаще, чем у девочек. Возраст появления тикозного расстройства варьирует от 3 до 15 лет, наиболее же часто оно дебютирует в 6-8 лет (что совпадает со стрессовым периодом начала школьного обучения), достигает пика интенсивности к 10 годам и может исчезать до достижения возраста 14 лет, или сохраняться в течение всей жизни, проходя периоды полного исчезновения симптомов, а также уменьшения и увеличения их интенсивности. Существующие на данный момент методы лечения нервных тиков не всегда оказываются эффективными, в некоторых случаях тикозное расстройство легко поддается коррекции, а в некоторых – оказывается устойчивым к воздействиям на протяжении многих лет.

Читайте также:  Персен для детей

Классификация тикозных расстройств

Классификацию тикозных расстройств можно провести по нескольким наиболее существенным основаниям.

По этиологии (происхождению болезни) тики делятся на:

  • Первичные– возникают при отсутствии какого-либо иного расстройства, являются единственным симптомом заболевания и часто связаны с наследственной предрасположенностью ребенка.
  • Вторичные– возникают на фоне другого заболевания.

По клиническим проявлениям тики бывают:

  • Моторными (двигательными) – делятся на простые (например, моргание, открывание рта), и сложные, протекающие в виде целых координированных движений (например, прыжки).
  • Вокальными (голосовыми, звуковыми) – также делятся на простые, проявляющиеся в виде отдельных звуков (шмыганье, кашель, фырканье, писк), и сложные, представляющие собой слова или фразы социально неприемлемого характера (копролалия), повторение слов и высказываний другого человека (эхолалия), или собственных слов и фраз (палилалия).
  • Сенсорными– представляют собой повторяющиеся сенсорные ощущения (холод, давление, жжение) в одной и той же части тела.
  • Ритуальными– проявляются в виде повторяющихся сложных действий типа ходьбы по кругу.

По временной продолжительности выделяются следующие виды тиков:

  • Транзиторные– ежедневно возникают у ребенка на протяжении не менее 1 месяца, но сохраняются не более 1 года.
  • Хронические– практически ежедневно или с перерывами возникают у ребенка на протяжении более 1 года.

И, наконец, по степени выраженности тики делятся на:

  • Локальные– протекают с вовлечением одной мышцы или одной группы мышц.
  • Множественные– протекают с одновременным вовлечением нескольких мышечных групп.
  • Генерализованные, или синдром Туретта – наследственное заболевание, предполагающее сочетание множественных двигательных и вокальных тиков с постепенным подключением копролалии (повторяющиеся выкрики социально неприемлемых слов или фраз).

Причины возникновения первичных и вторичных нервных тиков у детей

Можно выделить две основные группы причин появления первичных тикозных расстройств у ребенка:

  • Биологические причины или отягощенная наследственность. Зачастую тики появляются у детей, чьи родители или родственники также страдали гиперкинезами. Наследственная предрасположенность повышает вероятность возникновения тикозного расстройства у ребенка, но не обязательно приводит к развитию этого заболевания. Как правило, для появления первичных тиков, даже при наследственной предрасположенности, важно влияние психологических факторов.
  • Психологические причины, связанные с внешними стрессовыми воздействиями, являются наиболее распространенной группой причин, приводящих к появлению тиков у ребенка. Среди стрессовых факторов можно выделить:
    • Перенесенные ребенком вирусные инфекции и прочие заболевания (например, тик моргания может появиться после заболевания конъюктивитом).
    • Неблагоприятный психологический климат в семье (постоянные ссоры родителей, завышенные требования к ребенку и непрекращающиеся замечания в его адрес, холодное отношение к ребенку и т.д.).
    • Неблагоприятная атмосфера в коллективе сверстников (проблемы в общении с детьми из детского сада или с одноклассниками в школе).
    • Переживание ребенком психологически травмирующих событий (потеря близкого человека, развод родителей, перемена места жительства, попадание в какую-либо пугающую ситуацию и т.д.)
    • Начало школьного обучения (является очень распространенной причиной возникновения тиков, так как для детей резкий переход к новой обстановке и социальному окружению, строгим правилам и требованиям оказывается сильной психотравмирующей ситуацией).
    • Сформированные у ребенка в процессе воспитания такие особенности характера, как заниженная самооценка, тревожность, неуверенность в себе, чрезмерная инфантильность.
    • Переутомление, недосып, длительное пребывание за монитором компьютера или экраном телевизора.
    • Неправильное питание ребенка, приводящее к недополучению организмом нужных для нормального сокращения мышц веществ, таких как магний и кальций.

Как было сказано выше, вторичные тикозные гиперкинезы появляются как один из симптомов какого-либо другого расстройства. Таким образом, к причинам возникновения вторичных тиков можно отнести:

  • Расстройства психической сферы (синдром гиперактивности и дефицита внимания, расстройства аутистического спектра, обсессивно-компульсивное расстройство, депрессия, умственная отсталость и др.).
  • Аномалии развития головного мозга и наследственные дегенеративные заболевания (дисплазия мозжечка, хорея Гентингтона и др.).
  • Органические поражения головного мозга (черепно-мозговые травмы, опухоли).
  • Инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга (энцефалит).
  • Сосудистые заболевания головного мозга (атеросклероз, инсульт).
  • Прием некоторых лекарственных средств (антидепрессанты, нейролептики, психостимуляторы).
  • Интоксикации организма вредными веществами (опиаты, угарный газ).

Симптомы нервного тика

Общей закономерностью во внешнем проявлении тиков является снижение частоты их появления в направлении от головы к нижним конечностям. В большей части случаев у детей возникает тик моргания, а за ним в порядке убывания частоты следуют мимические тики, движения головы, шеи, корпуса тела и конечностей, голосовые тики. В целом можно перечислить следующие наиболее распространенные симптомы тикозного расстройства:

  • Частое моргание одним или двумя глазами;
  • Поднятие бровей;
  • Наморщивание лба;
  • Подергивание щек, крыльев носа, углов рта;
  • Открывание рта и высовывание языка;
  • Покусывание губы;
  • Судорога взора (заведение глазных яблок вверх или в стороны);
  • Подергивание головы;
  • Вытягивание шеи вперед или в стороны;
  • Пожимание плечами;
  • Втягивание живота;
  • Подергивание рук, ног;
  • Частые глотательные движения или кашель;
  • Шмыганье носом и т.д.

Стоит также отметить, что дети, страдающие тикозными расстройствами, могут обладать и сопутствующими их заболеванию симптомами психологических дисфункций, таких, как задержка моторного развития, замедленность и нарушения плавности двигательных актов, речевые трудности, дефицит внимания, пространственных функций, а также программирования, регуляции и самоконтроля.

Лечение нервных тиков у ребенка

В случае обнаружения у ребенка тикозных гиперкинезов, родителям следует сразу же обратиться за помощью детского невропатолога и, в дальнейшем, детского клинического психолога, так как тикозное расстройство требует квалифицированного лечения.

Сами же родители должны соблюдать в своем поведении с ребенком ряд рекомендаций.

Во-первых, не нужно акцентировать внимание на недуге ребенка и, тем более, ругать его, так как это лишь повышает тревогу и вызывает усиление интенсивности тика.

Читайте также:  Мазь "Бепантен" для детей: инструкция по применению

Во-вторых, нужно создать для ребенка благоприятную, поддерживающую атмосферу в семье, постараться избавить его от каких-либо стрессовых факторов, решить имеющиеся у него проблемы (например, проблемы в общении со сверстниками), снизить его психоэмоциональную нагрузку, обеспечить ему полноценное питание, установить правильный режим дня, в котором было бы хорошо сбалансировано время на труд, отдых, сон.

В-третьих, для уменьшения интенсивности уже начавшегося у ребенка тика, необходимо своевременно переключать его внимание на какую-то интересную, способную полностью увлечь его деятельность (как правило, во время сосредоточения внимания на целенаправленной деятельности тик проходит или уменьшается).

Для построения программы лечения нервных тиков необходим, в первую очередь, клинический осмотр врача-невропатолога, для которого может пригодиться заранее подготовленная домашняя видеосъемка ребенка, так как во время осмотра он может стараться подавить тики и не показать полной картины своего расстройства. По итогам осмотра, врач может также выписать направления на электроэнцефалографию (для исключения наличия у ребенка эпилепсии), МРТ-исследование (для поиска структурных нарушений мозга в случае тяжелых тиков), анализы мазка из зева и носа (для исключения ревматизма в случае возникновения тиков после заболевания ангиной).

Психологическое обследование ребенка, страдающего тикозными гиперкинезами, также необходимо для выбора методов терапии, так как оно выявляет эмоционально-личностные особенности (например, повышенная тревожность) и сопутствующие нарушения психических функций (внимания, памяти, программирования и контроля и др.), которые могут значительно усложнять адаптацию ребенка к окружающему миру (например, препятствовать нормальному усвоению школьной программы) и, вызывая стресс, способствовать появлению и усилению тиков.

Лечение нервных тиков может включать в себя три основных компонента, подбор которых зависит от выявленных в обследованиях специалистов причин появления и особенностей протекания тикозного расстройства у ребенка:

  1. Семейная психотерапия. Главное при лечении тикозных гиперкинезов – устранить факторы, которые их провоцируют. Соответственно, если стрессовые факторы содержатся внутри семьи, необходимо работать с семьей. Выше были описаны общие рекомендации родителям по поведению с заболевшим тиками ребенком, но во многих случаях семье требуется также специализированная психотерапевтическая помощь для разрешения разного рода проблем, создающих в семье хроническую стрессовую ситуацию.
  2. Психологическая коррекция, которая может протекать в трех формах:
    • Индивидуальная коррекция сопутствующих тикозному расстройству нарушений психических функций (внимания, пространственных функций, самоконтроля, двигательного планирования и т.д.).
    • Индивидуальная детская психотерапия, направленная на работу с эмоционально-личностной сферой ребенка, и, в особенности, на уменьшение его внутренней тревожности.
    • Групповая детская психотерапия (группа набирается из детей с тиками или другими поведенческими особенностями), полезная для развития коммуникативных навыков ребенка и проигрывания возможных конфликтных ситуаций, а также оптимальных способов их решения.
  3. Медикаментозная терапия, обычно применяемая в случае, если первые два вида помощи оказались неэффективными. Лекарственные препараты ребенку может назначать только квалифицированный врач-невропатолог, который будет отслеживать динамику состояния ребенка и регулировать дозу препарата. Зачастую хорошим положительным эффектом приема лекарственных препаратов считается не полное исчезновение тиков, а уменьшение их интенсивности до приемлемого уровня.

Таким образом, психологическая коррекция является одним из главных компонентов программы лечения тикозных гиперкинезов у детей. «Центр Нейропсихологического Сопровождения» оказывает услуги индивидуальной детской психотерапии, а также индивидуальных коррекционных занятий с нейропсихологом и логопедом-дефектологом. Данные услуги могут быть полезными Вашему ребенку для преодоления тикозного расстройства.

Гиперкинезы (тики) у детей

Тики – это внезапно возникающие, непроизвольные, насильственные, стереотипные, повторные, неритмичные, кратковременные движения одной мышцы, группы мышц или частей тела. Тики также могут проявляться в виде звуковых аномалий, выражающихся в виде выкрикиваний звука, слога или слова.

Тики проявляются в детском возрасте, в основном от пяти до десяти лет, чаще встречаются у мальчиков, но и у девочек также бывают (хотя значительно реже). В большинстве случаев они поддаются коррекции и исчезают к пятнадцати годам. Тики не всегда являются полностью непроизвольными и неосознанными, иногда их можно затормозить или ослабить волевым усилием.

Разновидностей тиков очень много – от самых простых до очень сложных. Они могут совсем не беспокоить ребенка, он может даже не замечать своих непроизвольных движений, свободно общаться со сверстниками (это могут быть единичные моргания или другие простые моторные тики). Но также тики могут иметь и ярко выраженную форму – ребенку с такими тиками очень сложно находиться среди людей, и они заметно затрудняют его жизнь. Он не может без помех выразить мысли, совершать какие-то действия.

Лечение тиков – очень непростая задача, в основе решения которой прежде всего лежит правильно выявленная причина. При тиках часто отмечается волнообразность течения заболевания – периоды обострений и ремиссий. В периоды обострений тиков особенно важно наблюдение ребенка неврологом.

В Центре речевой неврологии “ДокторНейро” вы пройдете полное обследование под наблюдением опытного врача-невролога. По результатам обследования доктор определит причину тиков, в зависимости от этого назначит медикаментозную терапию, а также в случае необходимости примет решение о введении дополнительных (немедикаментозных) методов коррекции и будет контролировать ход лечения.

Задача квалифицированного невролога – соблюсти баланс между тем, насколько тики влияют на качество жизни, и тем побочным вредом, который может нанести терапия. И принять решение в пользу пациента

Кривцова Юлианна Павловна,
Врач-невролог
врач первой категории

ОБСЛЕДОВАНИЕ

Врач-невролог

При тиках обязательно проводится подробное неврологическое обследование, включающее осмотр невролога, ЭЭГ, УЗДГ сосудов головы и шеи, иногда – МРТ головного мозга. Объем необходимого обследования определяется неврологом. В результате обследования невролог определяет причину заболевания и назначает лечение.

Читайте также:  Почему новорожденные и груднички плачут во сне?

ЭЭГ

Электроэнцефалограмма проводится с целью проведения дифференциального диагноза с эпилептическими состояниями, а также для оценки уровня биоэлектрической активности головного мозга.

Лабораторное обследование

При подозрении на инфекционную причину возникновения тиков может быть назначен биохимический анализ крови на маркеры воспалений (острофазные белки).

Врач-иммунолог

По этой же причине также может понадобиться консультация иммунолога и дополнительное иммунологическое обследование.

Нейропсихолог

Нейропсихолог проводит оценку состояния высших психических функций ребенка (памяти, мышления, двигательной сферы, восприятия и др.), а также оценку эмоционально-волевой сферы.

В ходе нейропсихологической диагностики у детей, страдающих тиками, чаще всего отмечаются нарушения внимания, зрительного и слухового восприятия, речи, моторики. Например, при исследовании сохранности моторных функций ребенка отмечается недостаточная плавность движений, замедленность движений, нарушение правильной последовательности двигательной программы. Также у таких детей часто отмечаются трудности самоорганизации, импульсивность, трудности программирования, регуляции и контроля собственного поведения.

ЛЕЧЕНИЕ

После установления причины врачом-неврологом назначается необходимая терапия. В некоторых случаях к седативной терапии дополнительно назначается противовоспалительная и иммуномодулирующая терапия (в случае, если причиной тиков является инфекционный возбудитель).

Стандартных схем лечения тиков не существует. Подбор терапии – это всегда индивидуальный процесс. Спектр используемых седативных препаратов варьирует от самых «слабых», преимущественно растительного происхождения, до «серьезных» препаратов из группы нейролептиков. Врач-невролог всегда взвешивает эффективность применяемой терапии и возможный побочный вред и применяет стратегию лечения «от слабых препаратов к сильным». Именно поэтому всегда в обязательном порядке процесс лечения тиков требует промежуточных наблюдений невролога, врач должен отслеживать результаты своей терапии. В зависимости от динамики и от тяжести тиков интервал обращения к неврологу может составлять и несколько дней, и несколько недель, и несколько месяцев. Принимать препараты иногда приходится долго, несколько месяцев, а порой – и лет. Все зависит от тяжести течения заболевания.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ (НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЕ) ЛЕЧЕНИЕ

Часто невролог может назначить дополнительные (немедикаментозные) методы лечения: массаж шейно-воротниковой зоны, электросон, остеопатическое лечение.

При необходимости невролог также может назначить курс занятий с детским нейропсихологом и детским психоневрологом, помощь которых особенно эффективна в случае, если тики были спровоцированы стрессовой ситуацией.

В качестве эффективного нового метода лечения применяется метод транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Это уникальная современная неинвазивная методика терапии неврологических нарушений. На сегодняшний день как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе существует достаточно большое количество исследований по лечению тиков с помощью ТМС. Принцип действия ТМС заключается в безболезненном и безопасном воздействии кратковременных магнитных импульсов на нервные клетки коры головного мозга. В случае лечения тиков используется «тормозящий» чрезмерную активность нейронов режим воздействия.

Опыт применения методики ТМС нашим Центром имеет достаточное количество примеров лечения тиков с положительным результатом.

Обострение тиков

Как правило, дебют и обострение тиков приходятся на два возрастных периода гормональной перестройки и активного роста детского организма – 6-7 лет (начальная школа) и пубертатный (подростковый) период, который в последние годы имеет тенденции к более раннему проявлению в 10-11 лет.

Обострения тиков часто случаются на фоне перенесенных инфекций, а также стрессов, испуга, психотравмирующей ситуации.

Виды тиков

По характеру клинических проявлений тики разделяют на двигательные (моторные) и звуковые (вокальные).

Наиболее часто встречающиеся моторные тики – это моргания, движения носом, различные гримасы, наклоны головы, наклоны и повороты туловища, подпрыгивания. Вокальные тики проявляются как отдельными звуками (это может быть даже кашель или лай), так и выкрикиванием целых слов.

По степени выраженности тиков выделяют простые тики (единичные), множественные распространенные (когда отмечается несколько видов тиков) и генерализованные (когда представлены и моторные и вокальные тики, вовлекаются практически все группы лицевой и туловищной мускулатуры).

Причины

Причины возникновения тиков могут быть различными. К основным причинам относят:

Наследственная причина – в семье отмечаются тики у родственников, у родителей. Степень выраженности наследственных тиков может быть различной – от единичных морганий до тяжелой формы тиков, проявляющихся множественными двигательными и звуковыми феноменами, вплоть до копролалии (это тяжелая форма тиков называется болезнью Жиля де ля Туретта, по фамилии врача, описавшего это наследственное заболевание).

Причиной тиков может быть стресс, испуг, психотравмирующая ситуация. Как правило, у таких детей отмечается повышенная тревожность, нарушения сна, эмоциональная неустойчивость, расстройства невротического круга.

У детей тики часто возникают после перенесенной инфекции. Часто бывает, что ребенок вроде бы уже выздоровел от простуды, анализы нормализовались, а кашель у него сохраняется. Его долго и безуспешно лечат педиатры, а в конце концов выясняется, что кашель – это вокальный тик. Этот пример, в частности, убедительно демонстрирует необходимость проведения тщательного обследования для постановки правильного диагноза. Двигательные тики также часто являются следствием перенесенной инфекции. Существует отдельная группа тиков, возникших после перенесенной стрептококковой инфекции. Они являются симптомами сложного аутоиммунного синдрома, причиной которого является стрептококк.

В основе механизма развития тиков лежит нарушение обмена определенных веществ (нейромедиаторов), участвующих в передаче нервных импульсов. Поражаются подкорковые образования головного мозга – это тот отдел головного мозга, который в норме контролируется корой. При тиках он начинает функционировать самостоятельно, поэтому и возникают непроизвольные движения.

Ссылка на основную публикацию