Какие группы ЛФК бывают для детей и как проходит занятие?
Физическая нагрузка необходима для растущего организма. Она позволяет детям расти и развиваться, укрепляет мышцы и скелет, а также способствует выздоровлению при самых различных недугах. Чтобы физкультура была полезной, она должна быть адекватной, соответствующей возможностям конкретного ребенка. В этой статье мы расскажем, какие группы здоровья для занятий ЛФК существуют, а также как проходят занятия.
Физкультура — обычная и лечебная
Физкультура в целом — понятие довольно широкое. Ее цель — улучшение физического развития, укрепление иммунитета малыша или подростка. Речь идет не о профессиональном спорте и не о покорении олимпийских высот. Просто каждому карапузу вне зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, нужна физическая нагрузка. Естественно, малышам и подросткам она нужна в разном объеме.
Лечебная физкультура (ЛФК) для детей показана при наличии определенных проблем со здоровьем. Она представляет собой особый комплекс упражнений, которые приводят в тонус или расслабляют совершенно конкретные группы мышц, суставы, части тела. ЛФК для детей назначается не только для лечения существующих проблем и недугов, но и для профилактики болезни, если к ней у ребенка, по мнению врачей, есть предрасположенность.
Комплекс ЛФК составлен из упражнений спортивно-прикладных, гимнастических и игровых. В медицине существует несколько десятков разнообразных рекомендованных комплексов, которые назначают для реабилитации детей-инвалидов, для восстановления после травм, для реабилитации после операций.
Лечебная гимнастика подразумевает наличие отдельных программ занятий для малышей и подростков с недугами органов дыхания, для деток с нарушением двигательных функций, для малышей с болезнями почек и других органов, а также для детей с неврологическими нарушениями.
В каждой из этих групп учитывают не только установленный диагноз, но и возраст, степени и тяжесть недуга, сопутствующие заболевания. Только с учетом всего вышеперечисленного врач может назначить конкретные упражнения для ребенка. Имеет важнейшее значение и физкультурная группа ребенка или группа по ЛФК, о них мы расскажем ниже.
Чаще всего занятия ЛФК входят в комплексное лечение — они сочетаются с посещением физиотерапевтического кабинета, массажем, плаванием в бассейне, дыхательной гимнастикой, вспомогательными и альтернативными методами лечения, а также с приемом медикаментов по назначенной доктором схеме.
Эффективность ЛФК зависит от того, насколько соответствующей была выбранная нагрузка. Распространенное народное мнение о том, что больной малыш должен больше находиться в покое, ошибочно. Дети с заболеваниями нуждаются в физкультуре даже больше, чем дети без ограничений по здоровью, но это должна быть совсем другая физкультура.
Группы здоровья
Всех детей принято делить на пять групп. Этим делением занимаются детские врачи. Давайте подробнее поговорим о том, какие ребята относятся к этим группам и какие физические нагрузки им показаны.
Первая (группа А)
К этой группе относятся здоровые дети, у которых нет никаких хронических заболеваний. Физическое и психологическое развитие представителя первой группы полностью соответствует его возрасту. Существенных ограничений для него не существует, кроме возрастных.
Гимнастика ЛФК проводится по желанию родителей и исключительно с профилактическими целями. К рекомендованным упражнениям относят общеукрепляющие комплексы упражнений, занятия со спортивными снарядами, общую физкультуру.
Вторая (группа В)
К этой группе педиатр отнесет в целом здорового ребенка, но имеющего незначительное отставание по росту, весу, по физическому развитию от эталонных возрастных нормативов и стандартов. К этой группе отнесут детей, которые более 3-4 раз в год болеют простудными и вирусными недугами, а также ребят с незначительными нарушениями речи.
Критерии этой группы довольно размыты и неточны, а потому она вызывает больше всего вопросов. Физическая нагрузка детям этой группы рекомендована общая, общеукрепляющая, со спортивными снарядами и без таковых. К ней рекомендуется добавлять дыхательную гимнастику.
Третья (группа С)
Сюда относят детей, у которых есть хронические заболевания, но они не сильно мешают жить, то есть находятся в полностью компенсированном состоянии. Обострения у таких детей бывают редкими, в состоянии ремиссии самочувствие ребенка нормальное.
Обычно третью физкультурную группу ставят детям при хроническом бронхите, при опущении почек, при искривлении осанки, если она не вызывает иных нарушений в организме. Физические нагрузки таким ребятам показаны лечебные, нормативы на обычных уроках физкультуры снижены.
Статьи
- 7754
ЛФК или лечебная физкультура для детей – это особый комплекс занятий, который устраняет последствия физических или психических травм. Основой таких занятий становится природная потребность каждого человека в двигательной активности.
Важно отметить тот факт, что за последнее время двигательная активность и среди взрослого населения, и среди детей заметно уменьшилась. Значит, применение в комплексной терапии лечебной гимнастики играет такую же важную роль, как и выбор подходящих препаратов.
Если говорить отдельно о детях, то им подобные тренировки позволяют избавиться от эмоциональных потрясений, научиться контролировать себя, выработать умение расслабляться, а также дает шанс развиваться и самоутверждаться.
Для них разработано множество специальных игровых упражнений, которые значительно облегчают деятельность, делая ее интереснее и веселее.
Физкультура – не просто способ терапии, но и профилактика различных отклонений.
ЛФК становится чуть ли не основным компонентом купирования большого количества детских заболеваний. Благоприятно она влияет при рахите, гипотрофии и т.п., так как благодаря физкультуре восстанавливаются обменные процессы, снижаются риски необратимой деформации позвоночника, сокращается отставание основных параметров от принятых норм. При их регулярном проведении можно добиться хороших результатов:
- предупредить развитие сколиоза, плоскостопия;
- предупредить или нормализовать нарушения осанки, искривления ног;
- устранить нарушения в работе желудочно-кишечного тракта.
Не стоит пренебрегать вниманием к собственным детям, потому что длительное протекание любой болезни может спровоцировать опасные изменения и последствия. Важно своевременно приступить к реализации рекомендаций врача с целью предотвращения опасных последствий.
У лечебной физкультуры есть свои отличительные характеристики. Главное – множество игровых упражнений. Специалист должен разработать индивидуальную программу для каждого пациента с учетом его возрастной группы, показателей физического и психического развития, специфики психики и моторики.
Преимущества ЛФК для детей
Методы лечебной физкультуры и их правильный выбор
Гимнастика влияет на детей посредством реализации нескольких форм:
Такая тренировка бывает продолжительной или кратковременной с учетом рекомендаций специалиста.
- Лечебная гимнастика. К ней относятся разнообразные упражнения, предполагающие общее физическое развитие или развитие конкретной зоны – поясница, голеностопы, плечи и т.п.
- Дополнительная физическая активность. Эта форма ЛФК зачастую дополняет основные тренировки и предполагает активную ходьбу, легкий бег, восхождения или походы.
- Работа на тренажерах. Обычно специальные залы для лечебной гимнастики оборудованы тренажерами для позвоночника детей, для нормализации тонуса мышц, для терапии и профилактики огромного количества болезней, возникающих из-за задержек в росте малыша.
- Плавание. Вода, благодаря своей большой плотности, удерживает тело человека, тем самым уменьшая воздействие на позвоночный столб. Так, тело может справиться даже с более сложными задачами. Плавание позволит укреплять мышцы, предотвратит смещение внутренних органов, успокоит нервы, поможет преодолеть стрессы и утомляемость.
Выбор конкретной формы ЛФК или совокупности нескольких форм проводит специалист по имеющемуся диагнозу и индивидуальным особенностям. Безусловно, посещение тренировок пойдет на пользу и полностью здоровым, оно становится незаменимым способом комплексной терапии для детей:
- с отклонениями в работе опорно-двигательного аппарата;
- с сердечнососудистыми заболеваниями;
- с дыхательными заболеваниями;
- с поражениями желудка или кишечника;
- нуждающихся в реабилитации после полученных травм;
- с нарушениями осанки;
- после перенесения сложных операций;
- нуждающихся в обучении ходьбе со специальной поддержкой;
- с нарушением психоэмоционального состояния.
Но существуют и противопоказания для ЛФК, например дети:
- недавно перенесшие операцию на стопах;
- с большими отклонениями в функционировании опорно-двигательной системы.
ЛФК для младенцев
Первостепенное правило успеха реализации лечебной физкультуры в любом возрасте – это соответствие её и возрастных особенностей.
С младенцами заниматься может только хорошо подготовленный специалист. Важно соблюдать правила рассеянной нагрузки, а первоначальная длительность нагрузки не должна быть больше 7 – 15 минут.
Малыш в начале своей жизни растет очень быстро. Его рост, масса тела, размер ноги, объем грудной клетки увеличиваются с огромной скоростью. Постепенно движения малыша приобретают осмысленный характер, становятся физически законченными и целесообразными. Но даже тогда в сознании каждого малыша еще преобладает безмятежность, а не концентрация. После проведенных опросов было выяснено, что дети в 2 года 60% времени, не считая сон, активны физически. А в 3 года физическая активность доходит до 70%.
Так, врач подбирает детям данной возрастной группы простые нагрузки, не требующие серьезного сосредоточения. Это могут быть: плавание, массажи или пассивные тренировки. Затем включаются и подвижные игры на основе лечебной физкультуры.
Реализация занятий у дошкольников
Период дошкольного возраста длится с 3 до 7 лет. В этот период у детей быстро растут конечности. Происходит становление речи, ребенок начинает осваивать умения и получать навыки взаимодействия с окружающими его людьми. Для того, чтобы ребенок был к этому готов, нужно заниматься подготовкой к школе. Кроме того, становятся более совершенными телодвижения, улучшается прицельность при метании предметов, улучшаются навыки бега, осваиваются новые элементы прыжков и приземлений.
Дошкольники не способны к продолжительным физическим нагрузкам по причине быстрого утомления и недостаточной крепости скелета. Тренировки нужно максимально разнообразить, реализовывать деятельность в форме игры. Период нагрузки, необходимой для организма, составляет уже 15 – 20 минут. Для данной возрастной группы больше всего подойдут такие формы ЛФК:
- подвижные игры на улице с элементами гимнастики;
- лечебная гимнастика с мячом и фитболом;
- плавание в бассейне;
- оздоровительные массажи.
Реализация ЛФК для школьников
Именно, начиная со школьного возраста, физкультура применяется в полную силу. Время одного занятия составляет 30 – 45 минут. Такой подход способствует формированию правильной осанки, а это неотъемлемая часть здорового развития, потому что асимметрия в строении мышечного корсета или искривление позвоночника провоцирует огромное количество отклонений здоровья от нормы в будущем.
Для детей в образовательных учреждениях обустраивается специальный зал с тренажерами и другим необходимым спортивным инвентарем. Лечебная физкультура проводится только специально обученным человеком.
Правильная техника, отточенная до нюансов, дает возможность быстро и эффективно укрепить здоровье школьников.
Для детей после 7 лет игровые упражнения становятся еще более разнообразными и уже включают в себя большее количество элементов и техник. Для детей в младшем школьном возрасте подойдут сюжетные игры с персонажами и выполнением подражательных движений.
Важно включать в занятия упражнения с мячом. В среднем школьном возрасте дети любят участвовать в эстафетах, куда входит множество элементов упражнений. Также допустимо применять на занятиях гимнастические снаряды.
Итак, ЛФК – это не только способ лечения и коррекции нарушений у детей, но и отличная профилактика, позволяющая сохранить и укрепить здоровье. Нужно постараться ежедневно гулять с ними там, где они смогут передвигаться самостоятельно. Для правильного формирования скелета рекомендуется научить ребенка кататься на лыжах, плавать, приобщать и к другому спорту, учитывая его желание и возможности.
Приложение N 3. Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой
Приложение N 3
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные учреждения и
в период обучения в них, утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н
Правила
определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой
1. Определение медицинских групп для занятий несовершеннолетним физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.
3. К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние:
без нарушений состояния здоровья и физического развития;
с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.
4. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние:
имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.
5. Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную “А” и специальную “Б”.
5.1. К специальной подгруппе “А” (III группа) относятся несовершеннолетние:
с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).
При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.
5.2. К специальной подгруппе “Б” (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.
Отнесенным к этой” группе несовершеннолетним рекомендуется в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.
ЛФК для детей: особенности, упражнения и рекомендации от лучших специалистов Клиники МЕДСИ
Оглавление
- Положительные стороны ЛФК
- Разновидности упражнений
- Противопоказания для ЛФК
- Особенности детской ЛФК
- Некоторые правила при занятиях ЛФК
- Особенности ЛФК при сколиозе у ребенка
- Примерный комплекс для дошкольников
- Примерный комплекс для школьников
- Преимущества ЛФК в МЕДСИ
От различных проблем с позвоночником страдают сегодня не только взрослые, но и дети. Заболевания могут быть как врожденными, так и приобретенными. На состоянии опорно-двигательного аппарата негативно сказываются и малоподвижный образ жизни, и неправильное положение тела во время сна и бодрствования. Недостаток двигательной активности легко можно компенсировать при помощи ЛФК (лечебной физкультуры). Специальный комплекс упражнений дает возможность для устранения небольших искривлений и ряда иных проблем. Занятия напоминают йогу, проводятся аккуратно, но с максимальной эффективностью, сочетаются с правильным дыханием. ЛФК – это не только упражнения, но и водные процедуры, ходьба и даже игры на свежем воздухе. Занимаясь регулярно и под контролем опытного специалиста, можно достичь выраженных результатов. Лечебная физкультура для детей очень полезна и абсолютно безопасна.
Положительные стороны ЛФК
Лечебная физкультура не просто заставляет больше двигаться, но и играет развивающую роль. Выполняя упражнения, ребенок познает окружающий мир, учится соотносить себя с ним.
- Гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата
- Правильному формированию осанки и ее коррекции
- Укреплению мышц
Специальные упражнения развивают силу и выносливость, улучшают координацию движений.
К положительным сторонам ЛФК также относят возможности для:
- Укрепления иммунитета
- Снижения восприимчивости организма к возбудителям различных заболеваний
- Быстрой адаптации к школьным нагрузкам
- Нормализации работы организма
- Улучшения аппетита и сна
Важно! Комплекс упражнений всегда подбирается индивидуально и только специалистом!
Разновидности упражнений
Лечебная физкультура для детей – не простой комплекс гимнастики. К ЛФК можно отнести любой активный отдых. Занятия нередко проходят в игровой форме. Это обусловлено высокой эффективностью комплексов и тем, что они интересны для малышей и формируют устойчивую мотивацию.
Все упражнения делятся на 2 группы:
- Общие. Они применяются для укрепления организма
- Специальные. Такие упражнения направлены на улучшение работы конкретной системы. ЛФК при переломах, например, позволяет быстро восстановить подвижность и стимулирует ускоренные процессы заживления. Проводятся занятия при плоскостопии и иных патологиях
Упражнения могут быть:
- Активными
- Пассивными
- Дыхательными
- Растягивающими
- Расслабляющими
- Координационными и др.
Пассивные занятия актуальны для младенцев, которые не могут заниматься гимнастикой самостоятельно. Все действия (сгибания, разгибания и др.) выполняет специалист.
Противопоказания для ЛФК
Лечебная физкультура для детей не проводится при:
- Злокачественных образованиях
- Частых кровотечениях
- Патологиях в острой форме
- Пороке сердца и нарушении его ритма
- Высокой температуре
Прервать занятия или временно отказаться от их начала следует даже при обычной простуде у ребенка.
Обо всех противопоказаниях расскажет врач. Он же определит, можно ли вашему ребенку заниматься именно сейчас или лучше отложить гимнастику на определенный срок.
Особенности детской ЛФК
Лечебная физкультура для детей имеет следующие особенности:
- Проводится преимущественно в игровой форме
- Включает упражнения, соответствующие возрасту занимающихся, уровню их физического развития и состоянию психики
- Направлена на развитие всех систем и органов, позволяет нормализовать работу сердца и сосудов, укрепить иммунитет, улучшить осанку и др.
Решение о занятиях принимают родители. Врач может лишь порекомендовать ребенку ЛФК.
Некоторые правила при занятиях ЛФК
- Только после посещения врача и обследования. При тяжелых патологиях опорно-двигательного аппарата, например, только лечебной физкультуры недостаточно. Ребенку обязательно будет назначена и другая терапия (прием лекарственных препаратов, физиолечение и др.)
- Опытными специалистами. Они обязательно оценивают состояние ребенка
- С постепенным увеличением нагрузки и контролем. Специалист следит за тем, чтобы упражнения не стали причиной выраженного дискомфорта и боли
- Не менее чем через 45-60 минут после еды
- В хорошо проветриваемых помещениях
- С обязательным включением дыхательных и расслабляющих упражнений, разминкой
- Курсом. Его длительность определяется заранее и только врачом. При необходимости курс можно повторять несколько раз в течение года
Особенности ЛФК при сколиозе у ребенка
Неправильная осанка – проблема многих современных детей. Это обусловлено тем, что они много времени проводят перед компьютерами, а не на свежем воздухе, бегая и играя. Если патология еще не запущена, можно вернуть ребенку хорошую осанку. Для этого следует выполнять специальные упражнения.
При кифозе грудного отдела, например, в комплекс включают занятия для укрепления мышц плечевого пояса и груди. При «плоской спине» также подбираются специальные упражнения. Они направлены преимущественно на укрепление мышц спины и плечевого пояса.
При сколиозе очень важно:
- Увеличивать подвижность позвоночника
- Развивать координацию движений
- Растягивать позвоночный столб
Эффективность занятий определяется не их интенсивностью, а регулярностью! Если выполнять упражнения только 1-2 раза в месяц, эффекта не будет. Обычно лечебная физкультура для детей проводится несколько раз в неделю (как минимум 4).
Примерный комплекс для дошкольников
Занятия дошкольников обычно проводятся по следующей схеме:
- Разминка. Как правило, она заключается в ходьбе с высоким подниманием коленей, передвижениях на пятках и носках
- Махи руками в стороны с одновременным подъемом на носки
- Упражнения с гимнастической палкой: подъем ее с пола на вытянутых руках и возвращение в исходное положение
- Махи ногами, лежа на животе
- Упражнение «ласточка»
- Стойка на одной ноге с разведенными в сторону руками
Гимнастический комплекс нередко выполняется с использованием таких спортивных снарядов, как мяч, скакалка, обруч.
Примерный комплекс для школьников
Занятия школьников проводятся по следующей примерной схеме:
- Разминка
- Опускание и подъем разведенных рук с мячом
- Подъем мяча за голову и опускание
- Сцепление рук «в замок» за спиной
- Прогиб спины в положении, лежа на полу
- Округление спины, стоя на коленях с упором на руки
- Подъем ног и плеч, лежа на животе
- Упражнение «велосипед»
По окончании основного комплекса школьники выполняют дыхательные упражнения.
Преимущества ЛФК в МЕДСИ
- Опытные специалисты. Лечебная физкультура для детей в Москве в МЕДСИ проводится профессионалами, которые постоянно проходят обучение и совершенствуются, осваивая все новые техники и методики
- Использование комплексов, которые уже доказали свою эффективность. Занимаясь, ребенок может улучшить кровообращение в мышцах, вернуть или увеличить подвижность суставов, снять спазмы, избавиться от боли и дискомфорта в позвоночнике
- Комплексный подход. ЛФК может назначаться совместно с физиолечением, массажем, другими методиками терапии ряда заболеваний опорно-двигательного аппарата
- Индивидуальный подход. Перед тем как назначать ЛФК, специалист обязательно проведет обследование ребенка. Это позволит подобрать подходящий комплекс и добиться его максимальной эффективности
Если вы хотите записать ребенка на лечебную физкультуру для детей, уточнить цену услуги, особенности проведения занятий, позвоните
ЛФК и физические упражнения для детей. Советы врача-ортопеда родителям
Комментарий детского ортопеда Юрия Шкурко, поликлиника травматологии и ортопедии НАМН Украины: «Комплекс лечебной физкультуры для профилактики может выполняться с родителями или самостоятельно детьми старшего возраста. При наличии ортопедической патологии ЛФК выполняют под контролем врача-методиста согласно назначению ортопеда или педиатра, установившего точный диагноз во избежание ошибок при выполнении, которые могут привести к ухудшению состояния ребёнка. Для этих целей существуют кабинеты ЛФК в поликлиниках и прочих профильных учреждениях».
Физические упражнения для детей необходимы для полноценного развития. Лечебная физкультура помогает справиться с такими патологиями, как плоскостопие, сколиоз, кривошея и другие.
Физическое развитие малыша не менее важно, чем развитие психоэмоциональное. Современные люди с раннего возраста мало двигаются, проводя время с гаджетами или у телевизора. Утренняя зарядка для детей с элементами комплекса ЛФК поможет укрепить организм и исправить многие проблемы с позвоночником.
Лечебная физкультура помогает справиться с такими патологиями, как плоскостопие, сколиоз, кривошея и другими проблемами опорно-двигательного аппарата. Если у вашего ребенка диагностирована врачом-ортопедом определенное заболевание, рекомендуем согласовать комплекс физических упражнений.
ЛФК в педиатрии
Лечебная физкультура – это специально подобранные и организованные движения, направленные на профилактику и лечение различных патологий. Основные принципы ЛФК:
- систематичность;
- движение от простого к сложному;
- соответствие нагрузки уровню развития и состоянию здоровья ребенка;
- сочетание общего и специального воздействия.
ЛФК применяется для лечения ряда заболеваний и в качестве профилактики.
Как действует ЛФК на организм ребенка?
Лечебная зарядка оказывает положительное влияние на организм ребенка, позволяя:
- сформировать правильную осанку;
- избежать развития плоскостопия;
- нормализовать функции иммунной и эндокринной систем;
- повысить стрессоустойчивость.
ЛФК пойдет на пользу и полностью здоровым ребятам, и малышам, страдающим различными заболеваниями
При каких заболеваниях и состоянии помогают занятия ЛФК?
Лечебная физкультура является вспомогательным средством терапии многих патологий, в том числе заболеваний:
- опорно-двигательного аппарата;
- сердечнососудистой системы;
- органов дыхания;
- желудочно-кишечного тракта.
ЛФК необходимо использовать в период восстановления после травм и операций, при неврологических нарушениях и для стабилизации психоэмоционального состояния.
Как подбирается индивидуальный комплекс ЛФК?
Комплекс ЛФК делится на две части. В первую входят общеукрепляющие упражнения, направленные на укрепление всего организма. Вторая состоит из специально разработанных движений, направленных на исправление конкретных патологий.
При подборе упражнений учитывают:
- возраст;
- уровень физического и психоэмоционального развития;
- развитость мелкой моторики.
Подбирать комплекс должен специалист, способный адекватно оценить состояние маленького пациента.
Противопоказания к ЛФК
Несмотря на очевидную пользу лечебной гимнастики, есть ряд противопоказаний к проведению тренировок. Это:
- любые патологии в острой форме, занятия проводят в период ремиссии;
- наличие злокачественных новообразований;
- серьезные нарушения свертываемости крови;
- порок сердца;
- заболевания с высокой температурой.
Плохое самочувствие малыша – повод отложить тренировку. Снова приступить к занятиям ЛФК можно будет после выздоровления.
И если ЛФК – это индивидуальный подход для решения той или иной проблемы у ребенка, то обычные физические упражнения в виде регулярной зарядки будут полезны и показаны абсолютно всем детям.
Физические упражнения для детей
Физические тренировки подбирают с учетом показателей физического и психоэмоционального развития каждого малыша. В основе детской зарядки:
- ходьба;
- подвижные игры;
- лазанье;
- преодоление препятствий.
Начинать нужно с самых простых движений, постепенно усложняя их. Дошкольники любят подражать, поэтому родителям стоит самим показывать упражнения.
Зачем нужна утренняя зарядка
Пользу утренней зарядки для детей сложно переоценить. Основные цели занятий:
- развитие мышечной системы, связок, суставов;
- стимуляция кровообращения, что обеспечивает все внутренние органы питательными веществами и кислородом;
- улучшение координации движений;
- нормализация работы нервной системы;
- укрепление иммунитета;
- улучшение аппетита;
- формирование полезной привычки начинать день с зарядки.
Поскольку зарядка для малышей проводится в игровой форме, то занятия улучшают настроение, приносят радость.
Время проведения
Зарядка с малышами, как правило, проводится с утра, сразу после пробуждения. Если по каким-то причинам утренние часы заняты, то можно выбрать другое время для проведения физических упражнений.
Важно не проводить занятия сразу же после еды. После кормления должен пройти 1 час. Общая продолжительность тренировки зависит от возраста:
- 1-2 года – 4-5 минут;
- 3-4 года – 5-8 минут;
- 5-6 лет – 8-10 минут.
Физические упражнения для детей младшего школьного возраста может продолжаться 10-15 минут.
Как проводить гимнастику
Упражнения для дошкольников нужно проводить только в форме игры с активным участием родителей. Занятия должны увлекать, а не быть скучной обязанностью.
Ключевая деятельность для этого возраста – предметная, поэтому нужно использовать для занятий игрушки.
Одежда
Одежда должна быть свободной, не стесняющей движения, выполненной из натуральных тканей. Для занятий дома достаточно майки, трусиков и носочков. Если тренировка проводится на улице, следует одеться по погоде.
Исключают присутствие на одежде крупной фурнитуры и других элементов, которые могут сдавливать тело при активном движении и выполнении движений в положении лежа.
Условия
Если есть возможность, то летом физические упражнения или детская утренняя зарядка проводится на улице или открытой веранде. При проведении занятий в квартире летом нужно открыть окно, а зимой предварительно проветрить комнату. Оптимальная температура – 18-20 градусов.
Следует убедиться, что в помещении достаточно места, и ребенок не может случайно натолкнуться на какой-либо предмет при выполнении движений.
Для стимуляции интереса занятия для детей проводится под музыку. Следует подобрать ритмичные мелодии и веселые песенки.
Дополнительные элементы
Детская зарядка для малышей проводится в форме игры. В зависимости от плана тренировки выбирается дополнительный инвентарь. Может потребоваться:
- мячик;
- флажки или погремушки с ручкой для удобного захвата;
- легкий обруч.
Для выполнения упражнений вместе с родителем используют фитбол, шведскую стенку.
Темп и очередность
Физические упражнения для детей проводятся в среднем темпе. Новые движения сначала нужно выполнять медленно, добиваясь того, чтобы оно было выполнено правильно. Затем темп можно будет увеличить.
Любая физзарядка для детей всегда начинается с разминки. Затем переходят к основному комплексу и завершают спокойной ходьбой и растяжкой.
Настроение
Зарядка с детьми должна приносить радость. Если малыш встал с плохим настроением или он неважно себя чувствует, то лучше отложить тренировку. Задача родителей – заинтересовать сына или дочку.
Как сделать зарядку привлекательной
Дошкольный возраст – время игр. Поэтому самый простой способ привлечь малышей к выполнению упражнений – предложить им поиграть. Зарядка для маленьких детей должна быть интересной и весёлой.
Еще один мощный стимул – пример родителей. Чтобы привлечь дошкольников к занятиям физической культурой, нужно «подружиться» со спортом самим.
Утренняя зарядка для детей 8-9 лет – это уже более серьезные тренировки. В этом возрасте стимулом может стать желание стать сильным, приобрести красивую фигуру.
Как составить план занятий
Родители, которые всерьез заботятся о физическом развитии своих детей, проводят занятия по определенному плану. Этот план поможет включать в комплекс зарядки для детей упражнения, направленные на отдельные группы мышц. Особенно важно планировать тренировки, если ребенок имеет некоторые особенности развития и им нужно делать упор на определенные виды нагрузок. Например, при сколиозе необходимо больше внимания уделять укреплению мышц спины.
План занятий лучше составлять на длительный срок, постепенно увеличивая нагрузки. Планирование должно быть гибким, чтобы можно было вносить изменения в зависимости от успехов ребенка.
Помимо планирования на длительный срок, необходимо составлять план занятий на день или неделю, чтобы успеть подготовить требуемый инвентарь и музыку.
Из чего состоит комплекс физических упражнений для малыша
Составляя комплекс упражнений для ежедневных упражнений или утренней зарядки для ребенка, необходимо включить в него три этапа:
- разминку;
- основной комплекс упражнений;
- завершающий этап.
Эта схема едина для детей любого возраста, отступать от неё нельзя.
Разминка
Цель этого этапа занятия – разогрев суставов и мышц. Исключение разминки может стать причиной получения микротравм при выполнении основного комплекса.
В разминку включают такие движения:
- ходьба по комнате или на месте;
- махи руками;
- наклоны.
В процессе разминки можно читать бодрые стихи, рассказать начало игровой истории, по которой составлен комплекс утренней гимнастики для детей.
Основной комплекс
После завершения разминки приступают к выполнению основного комплекса. В него включают физические упражнения для детей, направленные на развитие мышц всего тела. Чтобы дошкольник не терял интерес, все движения должны быть связаны общей игровой историей.
Взрослый выполняет движения вместе с малышом и следит за тем, чтобы движения выполнялись правильно.
Завершающий этап
Завершают тренировку ходьбой по комнате и выполнением растяжки и дыхательных упражнений. После физических упражнений полезно будет сделать массаж. Детей старше 2 лет можно постепенно обучать приемам самомассажа.
Примеры упражнений для рук и плеч
Примеры движений для развития мышц рук и плечевого пояса, которые можно включить в утреннюю зарядку для малышей:
- «Растем большими». ИП (исходное положение) – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Поднять руки, тянуться вверх, вернуться в ИП.
- «Ладошки». ИП то же. Вытянуть руки вперед, ладонями вверх (показать ладошки), затем завести руки за спину (спрятать ладошки).
- «Море волнуется». ИП то же. Немного наклониться вперед, опустив руки. Делать движения руками из стороны в сторону. Вернуться в ИП.
Примеры упражнений для ног
Упражнения для утренней зарядки для детей для укрепления мышц ног:
- «Маленький-большой». ИП стоя, опустив руки. Присесть (стал маленьким), встать, поднимая руки вверх (стал большим).
- «Качаем ножкой». ИП стоя, держась за спинку стула правой рукой. Делать махи левой ногой вперед-назад. Затем повернуться и выполнить другой ногой.
- «Догонялки». Дети бегают по кругу, а взрослый делает вид, что хочет их поймать.
Упражнения для совершенствования ходьбы
В комплекс утренней гимнастики для детей включают движения для совершенствования ходьбы. Примеры:
- «По узкой дорожке». Дорожку обозначают веревками, мелом или любым другим способом. Первоначально ширина должна быть 30 см, затем можно уменьшить её до 20 см, а потом и до 10 см.
- «В горку, под горку». Нужно установить доску или гимнастическую скамейку так, чтобы один конец был выше другого на 20-25 см. Дети ходят по доске вверх и вниз с поддержкой.
- «Влево-вправо». Выполняются мелкие приставные шаги боком по обозначенной дорожке или по доске.
Упражнения в развитии чувства равновесия
Эти игры для зарядки по утрам для детей помогают развить чувство равновесия:
- «На одной ножке». Ребенок поднимает одну ногу, сгибая её в колене, стараясь удержать равновесие.
- Ходьба с переступанием через предметы.
- Ходьба вдоль шнура, проложенного в форме круга или зигзага.
Упражнения в лазанье
Физзарядка для малышей может включать обучение лазанью, если дома есть спортивный уголок со шведской стенкой. При отсутствии этого инвентаря, тренировки проводят во время прогулок на детских площадках. Родители учат ребенка лазать по лесенкам. В первое время малыша необходимо страховать.
Упражнения в ползании
В детскую утреннюю гимнастику включают обучение ползанию. Малыша нужно научить ползать на четвереньках с опорой на колени и ладони. Позднее переходят к обучению ползанию на животе по скамейке – горизонтальной и наклонной. Следующий этап – ползание под натянутой веревкой, перебирание через скамейку.
Общеукрепляющие упражнения
Обязательно используют в зарядке для детей упражнения общеукрепляющего действия. Примеры:
- «Бабочка». ИП стоя, руки опущены. Делать махи руками, имитируя движение крыльев бабочки.
- «Самолет». ИП стоя, руки в стороны. Выполнять наклоны влево-вправо.
- «Собираем грибы». Взрослый разбрасывает по комнате «грибы» (любые предметы), малыш собирает их, делая наклоны вперед с прямыми ногами.
Упражнения с мячом
Игры с мячом часто включают в комплекс утренней зарядки для детей. Примеры:
- ИП сидя на полу, вытянув ноги вперед. Небольшой мячик положить на ноги, близко к животу. Прокатывать мяч по ногам, не сгибая коленей, до ступней и назад.
- ИП лежа на полу. Зажать мяч между ступнями и попытаться поднять ноги.
- ИП лежа на животе. Спереди положить мяч. Ребенок приподнимает руки и голову, стараясь положить руки на мяч.
Упражнения на растяжку
В завершающую часть утренней гимнастики для малышей добавляют упражнения на повышение эластичности мышц и сухожилий. Примеры:
- «Кошечка». ИП встать на четвереньки, голову опустить вниз. На вдохе голову поднять, спину максимально выгнуть. На выдохе возврат в ИП.
- «Лодочка». ИП стоя. Выставить одну ногу вперед, поочередно переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Переменить ноги.
- «Тянемся к носочкам». Сесть на пол, широко расставив ноги. Наклоняться поочередно то к одной, то к другой ноге, стараясь достать до носочка ноги.
Несколько важных советов родителям
Полезные советы для родителей:
- никогда не пропускайте этапы разминки и завершающий этап;
- не занимайтесь, если малыш расстроен или плохо себя чувствует;
- старайтесь разнообразить упражнения, проводите интересные зарядки для детей с играми.
Советы врача
Проведение гимнастики с раннего возраста – необходимое условие развития детского организма. Правильно подобранные упражнения помогают устранить функциональные нарушения и повысить устойчивость к инфекциям. Самое главное условие – регулярность занятий.
Лечебно-физическая культура в детском саду
Наталья Петренко
Лечебно-физическая культура в детском саду
ЛФК в детском саду
Гармоничное физическое развитие в детском возрасте обеспечивается активным образом жизни и ранним приобщением ребенка к спорту. Это является одной из задач специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Безусловно, заниматься с ребенком лечебной гимнастикой нужно и дома, и в специализированных медицинских учреждениях. Однако исследования показывают, что наибольший эффект достигается именно тренировками в условиях детского сада.
Основные причины, побуждающие к внедрению лечебной физкультурыв дошкольные образовательные учреждения:
• Увеличение числа детей с врожденной патологией разных органов и систем;
• Ухудшение экологических условий, негативно сказывающихся на способности детского организма к адаптации;
• Малоподвижный образ жизни ребенка, предпочтение игр на электронных устройствах;
• Высокая загруженность родителей на работе, недостаток времени на занятия с детьми;
• Низкая доступность медицинской помощи – удаленность поликлиник и стационаров, строгий график работы, большие очереди.
Таким образом, детский сад оказывается наиболее доступным местом, где малыши могут регулярно тренироваться и укреплять здоровье.
Цели и задачи лечебной гимнастики в учреждении ДОУ
Первоочередная цель внедрения программы занятий ЛФК в детсадах: лечение и профилактика болезней опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем, общее укрепление здоровья ребенка.
• Регуляция работы сердца, легких, нервной системы, нормализация тонуса сосудов;
• Укрепление мышечного каркаса;
• Выработка и закрепление правильного стереотипа движений;
• Общеукрепляющее влияние на детский организм;
• Улучшение чувства равновесия, координации движений;
• Воспитание в детях адекватного отношения к физкультуре, здоровому образу жизни.
Исследования показывают, что регулярные занятия спортом помогают бороться с гиперактивностью, делают детей усидчивыми, менее агрессивными, так как направляют избыток энергии в полезное русло.
Особенности проведения занятий в ДОУ
Занятия лечебной гимнастикой в ДОУ рекомендуется проводить не менее 2 раз в неделю. Продолжительность тренировок для малышей до 5 лет составляет 20-25 минут, для 5-7-летних детей – 30-35 минут.Занятие состоит из 3 частей:
1. Вводная – 5-7 мин. Организация детей перед тренировкой – беседы о здоровье и пользе ЛФК, короткие игровые или танцевальные упражнения.
2. Основная – 15-20 мин. Выполнение комплекса упражнений, направленных на укрепление различных органов и систем, включая гимнастические элементы со спортивными снарядами.
3. Заключительная – 3 мин. Плавное возвращение детей к состоянию покоя – малоподвижные игры, дыхательная гимнастика, самомассаж ступней.
Кроме комплексных занятий ЛФК дважды в неделю,нужно ежедневно поддерживать двигательную активность детей на высоком уровне: проводить физкультминутки, пальчиковую гимнастику, подвижные игры на свежем воздухе и в помещении.
При планировании тренировок – как взрослых, так и детских –учитываются следующие рекомендации:
1. Наращивать нагрузки нужно постепенно, увеличивая число повторений и общее количество упражнений.
2. Задания подбираются в соответствии с возрастом и физическим состоянием ребенка.
3. Занятия должны проводиться регулярно, равномерно распределяться в течение недели.
4. Каждое упражнение повторяется несколько раз для выработки правильных динамических стереотипов.
5. Сложные элементы нужно чередовать с относительно простыми, с упражнениями на расслабление.
6. Каждые 2-3 недели гимнастический комплекс желательно корректировать, обновлять упражнения.
7. Важно контролировать состояние детей во время занятий. Если кто-то из малышей не справляется с нагрузками, значит комплекс для него стоит облегчить. Не нужно заставлять дошкольников заниматься на пределе своих физических возможностей – это вызовет срыв компенсации.
Поскольку заставить ребенка заниматься спортом бывает непросто, инструкторы в детских садах придумывают необычные и интересные формы тренировок.
Чтобы заинтересовать малыша тренировками, проводить их лучше всего в игровой форме, параллельно рассказывая какую-нибудь увлекательную историю, сказку. Например, выполняя упражнения, дети могут представлять себе, что они собирают грибы и ягоды, плывут по морю, летают, расправив крылья, прыгают, как зайчики.
Для детей определенный интерес представляют занятия с использованием спортинвентаря – мячей, обручей, фитболов, гимнастических ковриков. Для профилактики плоскостопия малышам 2-3 лет полезно ходить в носочках по массажным коврикам, ребристым дорожкам. Детям 4-5 лет рекомендуют катать ступнями шарики, ходить на носочках и пятках.
Веселей тренировки проходят под музыку, которая создает бодрый настрой и улучшает настроение.
Детям старшего дошкольного возраста уже доступны более сложные гимнастические элементы, занятия на канате, на шведской стенке. В тренировки можно включать соревновательный элемент, проводить эстафеты, командные игры. Обязательны бег, приседания, растяжка, простые акробатические упражнения.
В старших группах очень популярна танцевальная гимнастика. Упражнения выполняются синхронно, под музыку, в ритме танца.
Полезны детям и занятия в бассейне. Не только плавание, но и аквааэробика, игры с мячом.
Примерный комплекс ЛФК в детском саду
В этом разделе вы можете ознакомиться с примерной программой тренировок для детей дошкольного возраста. Все задания выполняются по 5-7 раз.
Упражнения для малышей до 2-3 лет:
1. Руки вытянуть над головой, ноги расставить по ширине плеч. Выполнять наклоны, не меняя положения рук.
2. Руки на поясе, ступни на ширине плеч. Делать приседания, имитируя сбор грибов, цветов и т. п.
3. Из прежней исходной позиции выполнять прыжки вверх.
4. Лечь на спину, приступить к упражнению «Велосипед», имитируя ногами нажатие на педали.
5. Из положения лежа на спине с вытянутыми вдоль туловища руками и прямыми ногами перевернуться на живот, а затем вернуться в начальную позицию.
Задания для детей 4-5 лет:
1. Встать прямо, руки положить на талию, ступни на ширине плеч. Поворачиваться корпусом вправо и влево, одновременно разводя руки в стороны.
2. Из прежнего начального положения высоко подпрыгивать и одновременно поворачиваться вокруг собственной оси.
3. В положении стоя взять гимнастический мяч, руки с мячом держать внизу. Выполнять приседания, в то же время вытягивая мяч вперед.
4. Перехватить мяч одной рукой. Протягивать руки перед собой и перекладывать мяч из одной ладони в другую.
5. Сесть на пол «по-турецки», наклоняться вперед, вытягивая руки перед собой и хлопая ими по полу.
Гимнастика для дошкольников 6-7 лет:
1. Ноги расставить на ширину плеч, руки опустить вдоль корпуса. Наклоняться вперед, поочередно пытаясь схватить руками пятку то правой, то левой ступни.
2. Руки протянуть перед грудью. Поочередно поднимать согнутую в колене то правую, то левую ногу, в то же время разводя в стороны прямые руки.
3. Встать лицом к стене, положить на нее ладони вытянутых рук. Наклоняться вперед, перебирая ладонями по стене, и выпрямляться тем же способом.
4. Не отходя от стены, поставить руки на талию. Поочередно поднимать правую и левую ноги, касаясь стены подошвой стопы.
5. Повернуться к стене спиной, приблизившись к ней вплотную, развести руки в стороны, коснувшись ладонями стены. Сводить прямые руки перед грудью, чтобы они перекрещивались наподобие ножниц. Вверху должна оказываться то правая, то левая рука – по очереди.
Нужно следить за тем, чтобы дети подходили к занятиям не формально,а старались правильно выполнить каждый элемент: следили за осанкой, дыханием, положением рук и ног.
Видео – ЛФК в детском саду вместе с родителями
Врачебный контроль проводится для выявления положительной динамики в состоянии малыша и оценки адекватности физических нагрузок. Он осуществляется несколько раз в течение года.Виды врачебного контроля:
1. Предварительный. Обычно проводится в сентябре, чтобы оценить исходный уровень спортивной подготовки и физического развития ребенка.
2. Периодический. Выполняется несколько раз в течение года, чтобы установить, правильно ли подобраны нагрузки и есть ли необходимость вводить в программу занятий дополнительные элементы.
3. Итоговый. Как правило, проводится в мае-июне. Позволяет определить эффективность занятий, наличие положительного влияния ЛФК, темпы физического развития.
Не во всех детсадах в штате присутствует педиатр. В таком случае промежуточные осмотры может проводить медицинская сестра ДОУ.
Врачебный контроль предполагает оценку следующих параметров:
• Осанка, подвижность позвоночника;
• Сила мышц спины, живота, конечностей;
• Координация движений, удержание равновесия;
• Наличие / отсутствие плоскостопия (с помощью плантографии);
• Состояние сердечно-сосудистой системы – пульс, артериальное давление, наличие аритмии;
• Уровень физической выносливости;
• Гармоничность физического развития, прибавку в росте и в весе;
• Состояние эмоциональной сферы.
Преимущества лечебной физкультуры
ЛФК имеет ряд преимуществ перед другими лечебно-профилактическими мероприятиями:
• Общедоступность, она практически не нуждается в финансовых вложениях;
• Подходит как здоровым малышам, так и детям с патологией различных органов и систем;
• Не имеет противопоказаний кроме острого периода инфекционной болезни;
• Простота выполнения, не требует специальных навыков;
• Оказывает комплексное воздействие на организм;
• Влияет не только на физическое развитие, но и на психоэмоциональную сферу;
• Гимнастический комплекс можно в любой момент изменить в соответствии с нуждами конкретного ребенка.
Видео – Игры с мячом. Детские игры. Педагогическое мероприятие в детском саду
Традиционно лечебная физкультура воспринимается как один из элементов закаливания, который способствует адаптации к условиям окружающей среды. В детском возрасте она особенно важна, поскольку в этот период происходит активный рост и формирование всех систем организма.
Таким образом, ЛФК – своего рода инвестиция в будущее. Если человек с детства приучится к спорту, будет гармонично развит, крепок и вынослив – все это поможет ему избежать проблем со здоровьем в старшем возрасте.
«Весёлый день рождения в детском саду». Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.
Фотоотчет «Здорово быть здоровым. Физическая активность дошкольников во время самоизоляции» Спорт и физкультура, Всех вперёд ведут. В трудную минуту Нас не подведут. Источник: интернет ресурс Вторую неделю в режиме самоизоляции,.
Коллекционирование в детском саду .
Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.
Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка» Быть в движении-значит укреплять здоровье! Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду.
Макетирование в детском саду Макет (масштабная модель) – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности.
Оригами в детском саду. Оригами для детей – отличный способ развить логическое и пространственное мышление, стимулировать творческую активность путем активации.
Ширмы в детском саду Театральной деятельность в детском саду позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.
Уголок ПДД в детском саду Огромную роль в воспитании детей имеет знание правил дорожного движения. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная.
Какие группы ЛФК бывают для детей и как проходит занятие?
Лечебная физкультура (ЛФК) – совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, которые основаны на использовании методически разработанных и специально подобранных физических упражнений. При их назначении врачи учитывают характер заболевания, его особенности, стадию и степень патологического процесса в органах и системах.
Лечебную физкультуру в Юсуповской больнице назначает лечащий врач, а методику занятий определяет специалист по ЛФК. Лечебная физкультура применяется в различных формах: лечебной и гигиенической гимнастики, ходьбы, спортивных развлечений, подвижных игр. В Юсуповской больнице реабилитологи индивидуально составляют комплекс ЛФК для каждого пациента. Занятия проводят индивидуально, применяют инновационные методики лечебной физкультуры.
Что такое ЛФК в медицине
История ЛФК начинается с древнего Китая, где методики лечебной гимнастики с основным упором на дыхательные упражнения успешно использовались для исцеления больных. Использовать физические упражнения в целебных целях в России начали в 16-17 веках, зачастую в комплексе с физиотерапевтическими процедурами, закаливанием и водолечением. В настоящий момент ЛФК успешно совмещается с медикаментозным лечением, хирургическими вмешательствами, методами физиотерапии, массажем. Лечебная физкультура и спортивная медицина неразрывно связаны между собой, так как спортсменам необходимо быстро и эффективно восстановиться после полученных травм.
В основе лечебного действия физических упражнений лежат нагрузки, строго определённые применительно к каждому пациенту. Выделяют общую тренировку для оздоровления и укрепления организма и специальную тренировку, которая направлена на устранение нарушенных функций в определённых органах и системах.
Комплексы упражнений лечебной физкультурой способствуют увеличению подвижности суставов, уменьшают последствия растяжения мышц. Они позволяют улучшить обменные процессы в патологически изменённых тканях. С помощью ЛФК (фото есть в интернете) пациент может укрепить здоровье, сбросить вес, восстановить нарушенные функции. Применение лечебной физкультуры предотвращает дальнейшее прогрессирование заболевания, ускоряет сроки выздоровления и повышает эффективность комплексной терапии.
Лечебная физкультура – это самостоятельная научная дисциплина. В медицине ЛФК – это метод лечения, который использует средства физической культуры для профилактики, лечения, восстановления нарушенных функций и поддерживающей терапии. В процессе многократного повторения физических упражнений совершенствуются имеющиеся двигательные навыки, восстанавливаются утраченные и развиваются новые физические качества, происходят положительные изменения функции органов и систем. Это в совокупности способствует восстановлению здоровья, тренированности, повышению физической работоспособности и другим положительным сдвигам в состоянии организма человека.
Физическая нагрузка в процессе занятий ЛФК, которые проводят специалисты Юсуповской больницы, соответствует функциональным возможностям пациента. При выполнении физических упражнений повышается функциональная активность внутренних органов. Это связано с активизацией нейрогуморальных механизмов, включением дополнительных регуляторов обмена веществ, действием гормонов желез внутренней секреции, тканевых гормонов, других биологически активных веществ. Под воздействием ЛФК повышается подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения, улучшается деятельность зрительного, двигательного, слухового, вестибулярного и тактильного анализаторов.
Формы, методы, задачи и средства ЛФК
К основным формам ЛФК относится:
- утренняя гигиеническая гимнастика;
- занятие лечебной гимнастикой;
- дозированные восхождения (терренкур);
- экскурсии;
- прогулки;
- ближний туризм.
Лечебная физкультура на дому (гигиеническая гимнастика) проводится в утренние часы. Она является хорошим средством перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма. Физические упражнения, которые применяются в гигиенической гимнастике, должны быть нетрудными. Реабилитологи Юсуповской гимнастики не включают в гимнастический комплекс статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбирают упражнения, которые воздействуют на различные группы мышц и внутренние органы.
Разрабатывая комплекс упражнений, реабилитологи учитывают перенесенное заболевание, состояние здоровья, физическое развитие и степень трудовой нагрузки пациента. Продолжительность выполнения гимнастических упражнений не более 10-30 минут. Комплекс состоит из общеразвивающих упражнений для отдельных мышечных групп, дыхательных, упражнений для туловища, мышц брюшного пресса, на расслабление. Все гимнастические упражнения пациенты должны выполнять свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, вовлекать в работу сначала мелкие мышцы, а затем более крупных мышечных групп.
Основной формой проведения ЛФК является занятие лечебной гимнастикой. Каждая процедура состоит из трёх разделов:
- вводного;
- основного;
- заключительного.
В ЛФК используют как общеукрепляющие, так и специальные упражнения. При составлении плана занятия реабилитологи соблюдают принцип постепенности и последовательности повышения и снижения физической нагрузки, выдерживают оптимальную физиологическую кривую нагрузки. При подборе и проведении упражнений чередуют мышечные группы, которые вовлекаются в выполнение физических нагрузок.
ЛФК выполняет несколько задач. Лечебная задача определяется как цель восстановительных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения методами лечебной физкультуры определяются представлениями о причине и механизме развития травмы или заболевания. Так, при развитии дыхательной недостаточности у больного пневмонией в остром периоде ведущей лечебной задачей является компенсация дыхательной недостаточности. При бронхиальной астме изменения внешнего дыхания диктуют необходимость улучшения бронхиальной проходимости, снятия спазма и эвакуации патологического содержимого бронхов.
В комплексной терапии могут фигурировать следующие задачи:
- нормализация вегетативных нарушений;
- восстановление нарушенных или утраченных двигательных навыков;
- восстановление нормальной структуры движения после травмы или реконструктивных операций.
Подбор средств ЛФК проводится в соответствии с лечебными задачами. Специальные задачи характерны только для определённой формы патологии и сочетания морфофункциональных изменений. Общие задачи связаны с изменениями реактивности, защитных сил организма, роста и развития пациента, эмоциональной сферы. Они характерны для многих заболеваний.
Для решения специальных задач реабилитологи Юсуповской больницы выбирают средства ЛФК с учётом механизмов трофического и компенсаторного действия. Избирательный массаж оказывает избирательное действие на ткани массируемого участка тела и соответствующего внутреннего органа, связанного с раздражаемой зоной сегментарной иннервации, а специально подобранные дыхательные упражнения оказывают специфическое действие на дыхательную систему. Эффективность ЛФК зависит не только от дозирования физической нагрузки, но и от правильного подбора разнообразных средств, последовательности физических упражнений при однократном занятии и в курсе лечения.
Основные правила ЛФК следующие:
- повторность, регулярность и длительность воздействия, которые необходимы для укрепления двигательного навыка;
- постепенность повышения физической нагрузки, помогающая избежать физического перенапряжения;
- всесторонность воздействия с помощью упражнений для разных групп мышц;
- доступность упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями пациента.
Для усиления тренирующего действия упражнений в клинике реабилитации Юсуповской больницы специалисты ЛФК используют компьютеризированные и механические тренажёры ведущих мировых производителей. Для создания условий, уменьшающих нагрузку, применяют аппараты Экзарта, вертикализаторы, подвесные системы для снижения нагрузки на опорно-двигательный аппарат, действующие аналогично бассейну.
ЛФК для позвоночника
Чаще всего встречаются следующие искривления позвоночника:
- сколиоз (в сторону);
- кифоз (назад);
- лордоз (кпереди).
Наиболее приемлемыми формами ЛФК при искривлении позвоночника является лечебная гимнастика и занятия в воде. Гимнастические упражнения применяют в исходном положении «лежа», «стоя на четвереньках». Тренируют мышцы спины, ягодичной области, живота. Для исправления дефекта используют специальные корригирующие упражнения двух типов – симметричные и асимметричные. Для увеличения подвижности позвоночника используют упражнения на четвереньках, смешанные висы, упражнения на наклонной плоскости.
Комплекс ЛФК при протрузии поясничного отдела позвоночника включает в себя следующие упражнения:
- ходьба «на четвереньках»;
- «лодочка» (лёжа на животе нужно тянуться прямыми руками и ногами вверх, побыть од 1 минуты в напряжённом состоянии и вернуться в исходное положение);
- «ленивый» пресс – лёжа на спине с прямыми ногами, максимально напрячь пресс на несколько секунд, а затем расслабить.
Лечебная физкультура для поясничного отдела позвоночника выполняется ежедневно, с возрастающими нагрузками. Методика ЛФК при травмах позвоночника делится на четыре этапа. В течение первых десяти дней после травмы ЛФК способствует поднятию общего тонуса, улучшению работы пищеварительной и кровеносной системы, выносливости организма. На втором этапе лечения решаются следующие задачи:
- нормализация работы внутренних органов;
- стимулирование процессов регенерации;
- укрепление мышц;
- улучшение кровотока.
Основными задачами, решаемыми на третьем этапе лечения, являются укрепление и развитие мышц тазового дна, туловища и конечностей, улучшение мобильности позвоночника и координации движений. Четвёртый этап направлен на повышение мобильности позвоночного столба, дальнейшее развитие и укрепление мышц, восстановление правильного навыка ходьбы и здоровой осанки.
ЛФК в травматологии
Реабилитологи выбирают методики ЛФК при травмах в зависимости от периода заболевания. Задачами первого периода, соответствующего острой травме, является нормализация психоэмоционального состояния пациента, улучшение обмена веществ, деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, выделительных органов. Во втором периоде применяются следующие формы ЛФК: утренняя гимнастика, пешие прогулки, дозированные бег и ходьба, плавание. Третий период проходит в реабилитационном центре или в санатории. Задачами ЛФК этого периода являются:
- окончательное восстановление функций;
- адаптация организма к бытовым и производственным нагрузкам;
- формирование компенсаций, новых двигательных навыков.
В Юсуповской больнице реабилитологи индивидуально подходят к выбору средств и методик ЛФК при спинальной травме, после операции на коленном суставе, при гипертонии, после инсульта и других заболеваний. Для того чтобы пройти курс реабилитации с использованием новейших методик звоните по телефону Юсуповской больницы.