Хватательный рефлекс у новорожденных

Хватательный рефлекс у новорожденных

Чтобы новорожденный младенец мог адаптироваться к условиям жизни после родов, у него имеется ряд физиологичных безусловных рефлексов. Проверяя их, врачи убеждаются в том, что с малюткой все в порядке, либо выявляют разные проблемы со здоровьем у крохи. Некоторые из рефлексов очень важны для развития двигательных навыков по мере роста малютки. Одним из таких рефлексов можно назвать хватательный.

Что это

Это один из самых древних рефлексов человека, возникающий сразу после рождения. Его считают физиологичным в возрасте первых трех-четырех месяцев, после чего на базе такого рефлекса формируется навык произвольно захватывать предметы.

Чтобы вызвать данный рефлекс, нужно надавить на ладошку младенца. Кроха сразу же обхватит ваш палец, иногда настолько сильно, что малютку можно будет подтянуть вверх. Аналогичным действием можно вызвать проявление хватательного рефлекса на ногах – если надавить большим пальцем на стопу, пальчики будут сгибаться.

О хватательном рефлексе у новорожденных смотрите в видео.

Стадии развития условного рефлекса

Различают четыре этапа, во время которых формируется условный хватательный рефлекс:

  • 1 этап – на первом-втором месяце жизни. На этой стадии малютка будет захватывать пальцы взрослого при нажатии на ладони рефлекторно и неосознанно.
  • 2 этап – в трехмесячном возрасте. Малыш пока еще не научился осознанно хватать предметы, но оживляется, увидев игрушки, подвешенные над кроваткой. Стараясь завладеть ими, он совершенствует координацию движений рук.
  • 3 этап – с четвертого по восьмой месяц жизни. В этот период младенец учится самостоятельно удерживать любые предметы и игрушки, которые его привлекли. К концу данной стадии кроха довольно хорошо их удерживает, но орудует ручками пока еще недостаточно ловко.
  • 4 этап – с девятого месяца до года. На этой стадии ребенок отлично захватывает предметы, используя для этого обе руки. Нередко, чтобы отнять небезопасный предмет, родителям приходится приложить большие усилия, освобождая его их цепких и сильных ручек карапуза.

Выявление проблем по хватательному рефлексу

  • Если у ребенка возник парез рук, хватательный рефлекс будет ослабленным или исчезнет.
  • Ослабление данного рефлекса отмечают при заторможенности нервной системы, а при повышенной возбудимости реакция будет усиленной.
  • Если физиологичный хватательный рефлекс вызывается в возрасте старше 4-5 месяцев, это может быть признаком проблем с нервной системой.

Что делать, если рефлекс слабый или отсутствует

Отсутствие или слишком слабое проявление хватательного рефлекса у младенца первых месяцев жизни должно стать поводом для более детального обследования крохи. Ребенка должен осмотреть невролог, проверяя и другие рефлексы, чтобы исключить неврологическую патологию.

Иногда на проявление хватательного рефлекса влияет пониженный тонус мышц малютки. Такая проблема решается курсами специального массажа.

Чтобы стимулировать развитие осознанного хватательного рефлекса, родителям следует придумывать больше игр, в которых младенец будет захватывать предметы руками. К примеру, можно положить рядом с малышом яркую игрушку и подождать, когда она очутится в руках карапуза.

Если ребенок к 9-месячному возрасту не научился осознанно захватывать предметы, это тоже должно стать поводом для обращения к врачу.

Рефлексы новорожденных

Давайте поговорим о методике исследования врожденных рефлексов.
Проводить исследование рефлексов необходимо в теплой, достаточно освещенной комнате, на полужесткой ровной поверхности. Малыш должен находиться в состоянии бодрствования, быть сухим и сытым. Наносимые раздражения (за исключением специальных типов исследования) причинять боли не должны. При несоблюдении перечисленных условий рефлексы могут быть подавлены реакциями на получаемый дискомфорт. Безусловные рефлексы следует оценивать в положении на спинке, на животике, а также в состоянии вертикального подвешивания.
Ниже мы перечислим методики выполнения некоторых, из наиболее известных рефлексов.

Читайте также:  Мазь "Бепантен" для детей: инструкция по применению

Рефлексы оральные:
– Хоботковый – при ударе по губам ребенка пальцем происходит сокращение круговой мышцы рта, ведущее к вытягиванию губ хоботком. Сохраняется данный рефлекс до двух – трех месяцев.
– Поисковый (Куссмауля) – проявляется при поглаживании кожи в области уголка рта (к губам при этом прикасаться не следует) происходит поворот головы в сторону раздражителя, опускание нижней губы и отклонение языка. Особенно хорошо рефлекс выражен перед кормлением. Сохраняется до трех-четырех месяцев.
– Сосательный – если в рот ребенку вложить соску, он начинает производить активные сосательные движения.

– Рефлекс орбикулопальпебральный – при постукивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей стороны. До третьего-четвертого месяца.

– Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) – вызывается надавливанием большими пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответной реакцией является открывание рта и сгибание головы. Угасать данный рефлекс начинает со второго месяца и к третьему исчезает.

– Рефлекс гемочелюстной (Полянского) – при надавливании с двух сторон головы малыша руками врача-акушера, голова ребенка сгибается с двух разных сторон черепа, вследствие этого вызывается открытие его рта. После диагностирования рефлекса вялость малыша, а также быстрая истощаемость запаса его крови – естественное следствие нормальной работы рефлекса. Отсутствие либо слабая выраженность рефлекса могут быть также и следствием вялости рук врача-акушера.

Рефлексы спинальные:
– Хватательный – выражается схватыванием и прочном удерживании пальцев диагностирующего врача, вложенных в ладошки малыша. В некоторых случаях удается при этом приподнять ребенка над опорой (что называется рефлексом Робинсона). Подобный рефлекс можно вызвать и на нижних конечностях, если надавливать на подошву у основания второго—третьего пальчиков, что также приведет к подошвенному сгибанию пальцев. Физиологичен рефлекс до третьего-четвертого месяца.

– Рефлекс Моро – вызывается этот рефлекс разными приемами: малыша, находящегося на руках у доктора, резко опускают примерно сантиметров на двадцать, а после поднимают до уровня исходного; можно также быстрым движением разогнуть нижние конечности либо произвести удар по поверхности, на которой расположен ребенок, на расстоянии 15—20см, по обеим сторонам от его головы. В ответ на данные действия ребенок сначала отводит ручки в стороны и разгибает пальчики, а после возвращает ручки в исходное положение. Движение рук при этом носит характер схватывания. Физиологичен рефлекс до 4-5-го месяца.

– Рефлекс Бабинского – проверяется штриховым раздражением подошвы малыша по наружному краю стопы в направлении от пяточки к пальцам, это вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся. Физиологичен от полугода до двух лет.

– Рефлекс Кернига – укладываем ребенка на спину и сгибаем одну ножку в тазобедренном и коленном суставах, а далее пытаемся выпрямить ногу в коленном суставе. Этого не удается сделать при положительном рефлексе.

– Рефлекс опоры – при диагностике доктор берет малыша подмышки со стороны спинки, указательными пальцами поддерживая головку. Ребенок, приподнятый в таком положении, сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах. Опущенный же на опору, малыш упирается на нее полной стопой, можно сказать «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив свое туловище.

Читайте также:  Доктор Комаровский о том, что делать с капризным ребенком

– Рефлекс автоматической походки – применяем положение рефлекса опоры и слегка наклоняем ребенка вперед, при этом малыш совершает шаговые движения по поверхности, но не сопровождая их движениями рук. В некоторых случаях ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней. Физиологичен рефлекс до 1-1,5 месяцев.

– Рефлекс Галанта – ребенок лежит на боку, а специалист проводит указательным и большим пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам. Таким образом раздражение кожи вызывает выгибание дугой туловища назад. Иногда также разгибается и отводится нога. Действует рефлекс 3-4 месяца.

– Рефлекс ползания Бауэра – малыша выкладывают на животик так, чтобы туловище и голова были расположены по средней линии. В этом положении ребенок на несколько мгновений приподнимает голову и выполняет ползающие движения (т.е. спонтанное ползание). Если подставить ладонь под подошвы ребенка, эти движения оживятся, в «ползание» включаются руки и он начинает активно отталкиваться ногами от предложенного препятствия. Физиологичен рефлекс до четырех месяцев.

– Рефлекс Переса – в положении ребенка на животике проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, это вызывает прогибание туловища.

Хватательный рефлекс у новорожденных

Несмотря на кажущуюся беспомощность, новорожденный малыш обладает множеством защитных реакций – рефлексов, которые были созданы природой, чтобы ничего не умеющий ребенок мог выжить и приспособиться к так резко поменявшимся условиям. По наличию рефлекса и степени его выраженности педиатры судят о развитии новорожденного, определяют наличие тех или иных отклонений от развития.

Все рефлексы делятся на две большие группы: условные и безусловные. Условные рефлексы приобретаются человеком в течение его жизни, а безусловные даются человеку с самого рождения. Новорожденный ребенок имеет только безусловные рефлексы, которые помогают малышу ориентироваться в этом мире в первое время. Некоторые из этих рефлексов сопровождают малыша только 2-3 месяца, а другие остаются с ним на всю жизнь. Многие рефлексы новорожденных вместе с развитием его меняются сознательными действиями. Рефлексы, которые со временем исчезают, называют транзиторными и они характерны только детям после рождения до годовалого возраста. По времени появления и угасания транзиторных рефлексов можно понять, как развивается малыш и не отстает ли он в развитии.

При нормальном развитии у здорового ребенка рефлексы должны быть симметричны, то есть малыш справа и слева должен одинаково реагировать на раздражение. Об асимметрии рефлексов говорят тогда, когда ребенок нормально реагирует с одной стороны и отсутствуют реакция с другой. Например, если ребенок хорошо хватает пальцы одной рукой и не делает это другой, то это говорит об отсутствии хватательного рефлекса с одной стороны. В этом случае нужна обязательная консультация педиатра.

У новорожденного здорового ребенка должны быть следующие рефлексы:
Хоботковый рефлекс. Если легкими движениями пальцев постучать по губам ребенка у него происходит сокращение круговой мышцы рта, в ответ он вытягивает губы хоботком.

Поисковый рефлекс. Если погладить область уголков рта, не прикасаясь к губам, то происходит опускание нижней губы и отклонение языка. Малыш поворачивает при этом голову в сторону раздражителя. Поисковый рефлекс особенно заметен перед кормлением, малыш ищет грудь матери, поворачивая головку. Этот рефлекс угасает к концу второго месяца и исчезает к годовалому возрасту.
Сосательный рефлекс. Новорожденный малыш, ощутив во рту соску, сразу начинает активно сосать.

Читайте также:  Детский термометр: какой градусник лучше выбрать для ребенка?

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Суть этого рефлекса заключается в том, что умеренное надавливание пальцем на ладонь ребенка в области возвышения большого пальца вызывает у него следующие реакции: он открывает рот и двигает головкой вперед, по направлению к проверяющему человеку. Обычно рефлекс хорошо выражен до 3-4 месяцев, затем он исчезает. Рефлекс проверяется на ладонях, если рефлекс ослаблен или не исчезает у детей старше 5 месяцев, то необходимо выяснить причину.

Хватательный рефлекс Робинзона. Если в ладонь малыша вложить палец, он его крепко схватит. Иногда хватка может быть такой сильной, что его можно приподнять. Хватательный рефлекс характерен и для нижних конечностей. Если слегка надавить на подошву у основания между вторыми и третями пальцами, то малыш сгибает пальцы. Рефлекс постепенно угасает к 3-4 месяцам.

Рефлекс объятия Моро. При похлопывании по бедру и ягодице, при ударе рукой по столу для пеленания на расстоянии 15 -20 см от головы малыша, при внезапном шуме ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает их в исходное положение. Рефлекс выражен сразу после рождения и ослабевает к 4 месяцам.

Рефлекс опоры. Если взять ребенка подмышки, поддерживая пальцами головку, то новорожденный ребенок сгибает ноги во всех суставах. А если обеспечить соприкосновение подошв его стоп с твердой горизонтальной поверхностью, то малыш упирается на нее полной стопой, пытается стоять на полусогнутых ногах, выпрямив туловище, даже делает движения ножками похожими на ходьбу. Рефлекс сохраняется до годовалого возраста.

Защитный рефлекс новорожденного. Если ребенка выложить на живот, то он тут же “автоматически” поворачивает голову в сторону. Этот рефлекс присутствует с первых дней жизни, так малыш защищается, оказавшись в таком неудобном положении на животе. Ведь, если он не повернет голову, то не сможет дышать.

Рефлекс ползания Бауэра. Если новорожденного ребенка выложить на живот и приставить ладони к его подошве, то малыш старается оттолкнуться от них и совершает ползающие движения. Поэтому нельзя даже маленьких детей оставить на краю кровати или на столе для пеленания без присмотра, если есть опора, они могут уползти. Рефлекс сохраняется до 4 месяцев жизни.

Родители, считающие ту или иную реакцию малыша настораживающей, не должны делать выводы о том, что у ребенка есть отклонения в развитии или проблемы с центральной нервной системой. Соответствующие выводы может сделать только специалист после проведения полного обследования. Кроме того, каждый ребенок индивидуален и меняется каждый день, а проявления рефлексов зависит от целого ряда факторов. Например, от питания, от усталости, от перенесенной простуды и многих других неблагоприятных обстоятельств.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Рефлексы новорожденного: норма и патология

  1. Какие бывают рефлексы у новорожденных
    1. 1-я группа рефлексов — оральные автоматизмы (связанные с поиском пищи)
    2. 2-я группа рефлексов — ладонные автоматизмы
    3. 3-я группа рефлексов — стопные рефлексы
    4. 4-я группа рефлексов — вертикальные рефлексы
    5. 5-я группа рефлексов — в положении на животе
  2. Видео

Рефлексы представляют собой определенные (стереотипные, ожидаемые) реакции организма на воздействие раздражителей. Контролируются такие реакции нервной системой. Помимо нервной системы в их образовании участвуют также кожные рецепторы и мышцы.

Читайте также:  Какие группы ЛФК бывают для детей и как проходит занятие?

Все рефлексы можно разделить на две большие группы — врожденные и приобретенные. Врожденные рефлексы присущи организму с самого рождения, тогда как приобретенные требуют определенного научения.

Зная, какими именно должны быть реакции здорового новорожденного на тот или иной раздражитель, врач-невролог легко может заподозрить патологию и вовремя направить маленького пациента на дополнительное обследование и, при необходимости, на лечение.

Какие бывают рефлексы у новорожденных

Только что появившийся на свет малыш еще ничего не умеет, у него присутствуют лишь безусловные рефлексы. Но уже в течение первых месяцев жизни на базе этих безусловных рефлексов начнут формироваться сложные произвольные рефлекторные реакции. К году нервная деятельность малыша эволюционирует настолько, что он окажется способен к выполнению сложнейших для его возраста задач.

Существует несколько классификаций физиологических рефлексов новорожденных. Мы остановимся на одной из них.

1-я группа рефлексов — оральные автоматизмы (связанные с поиском пищи)

  • Хоботковый рефлекс: быстрый удар пальцами по губам новорожденного вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется у младенца до 2-3 месяцев, а далее угасает.
  • Поисковый рефлекс: при поглаживании ребенка в области угла рта губа опускается, голова отклоняется в сторону раздражителя, а язык поднимается. При надавливании на середину верхней губы произойдет открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы голова согнется, а нижняя челюсть опустится. Поисковый рефлекс сохраняется у здорового младенца до 3-4 месяцев, а затем угасает.

Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двусторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС (центральной нервной системы).

Этот рефлекс лучше проверять у голодного ребенка. Особенно ярко он проявляется за полчаса до кормления.

Рефлекс должен быть с двух сторон симметричен (то есть одинаков). Проявление рефлекса лишь с одной стороны говорит обычно об одностороннем поражении лицевого нерва. Полное отсутствие рефлекса — двусторонний парез лицевого нерва или поражение ЦНС. Ребенок с такими нарушениями должен быть в срочном порядке углубленно обследован детскими неврологами.

  • Сосательный рефлекс: при введении предмета в рот ребенка появляются характерные ритмичные сосательные движения. Рефлекс в норме сохраняется до 3-4 лет. Нереализованная своевременно потребность в сосании может проявиться грызением ногтей и сосанием пальцев у ребенка в дальнейшем. Профилактикой подобных расстройств является полноценное длительное грудное вскармливание.

Сосательный рефлекс отсутствует при одно- или двустороннем поражении лицевых нервов, поражении ЦНС, тяжелых соматических патологиях, у глубоко недоношенных младенцев.

2-я группа рефлексов — ладонные автоматизмы

  • Верхний хватательный рефлекс: при надавливании на ладони новорожденного он крепко обхватывает пальцы.

  • Рефлекс Робинсона (направлен на определение тонуса флексоров): когда малыш обхватил пальцы, его можно приподнять вверх. Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев, а затем трансформируется в произвольный навык захватывания и удерживания предметов.

При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, при поражении ЦНС может быть усилен. Сохранение рефлекса у детей старше 5 месяцев говорит о поражении ЦНС.

  • Рефлекс Бабкина: при нажатии на ладони новорожденного большими пальцами он поворачивает голову и открывает рот. Рефлекс исчезает к 3 месяцам.

Отсутствие рефлекса с одной стороны может говорить о периферическом парезе руки или лицевого нерва. Симметричное отсутствие или вялость рефлекса может говорить о поражении ЦНС.

Читайте также:  Перекись водорода в лечении детей
  • Рефлекс Моро (рефлекс планирования). Его можно увидеть при целом ряде воздействий. Например, хлопок по пеленальному столику или резкое опускание малыша приведет к тому, что малыш разведет руки в разные стороны и раскроет кулачки, а затем вернет в исходное положение. Рефлекс хорошо выражен до 5 месяцев, затем угасает.

При периферическом парезе руки рефлекс может быть асимметричным. Ослабление или усиление наблюдается при поражении ЦНС. Каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно в совокупности с оценкой остальных рефлексов.

3-я группа рефлексов — стопные рефлексы

  • Нижний хватательный рефлекс (рефлекс Верхома): при легком надавливании на подошву новорожденного у основания между вторым и третьим пальцем пальцы сгибаются. Рефлекс постепенно угасает к 3-4 месяцам.

  • Рефлекс Бабинского: при раздражении кожи на подошве стопы происходит тыльное сгибание и веерообразное расхождение пальцев ноги. Сохраняется до двухлетнего возраста, а затем угасает.

Появление рефлекса Бабинского во взрослом возрасте указывает на тяжелое поражение ЦНС.

4-я группа рефлексов — вертикальные рефлексы

  • Рефлекс опоры и выпрямления. Новорожденный ребенок, конечно же, не готов стоять самостоятельно, но если держать его у опоры, он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. В дальнейшем на базе этого рефлекса будут формироваться шаговые движения. Угасает рефлекс к 2 месяцам.
  • Автоматическая ходьба: если новорожденного в вертикальном положении у опоры слегка наклонить вперед, он будет делать шаговые движения. Рефлекс угасает к 2 месяцам.

У ослабленных и недоношенных новорожденных, а также у новорожденных с родовыми черепно-мозговыми травмами рефлексы опоры и ходьбы могут быть ослаблены и/или отсутствовать полностью. У детей с поражением ЦНС рефлексы сохраняются намного дольше положенного срока.

5-я группа рефлексов — в положении на животе

  • Защитный рефлекс: лежащий на животе новорожденный автоматически поворачивает голову набок, чтобы не задохнуться.

У детей с поражением ЦНС рефлекс может отсутствовать. За положением головы нужно непрерывно следить, чтобы ребенок не задохнулся.

  • Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра): если лежащему на животе новорожденному дать опору для пяток, он будет делать характерные ползательные движения. К реальному ползанию это отношения пока не имеет. Рефлекс угасает после 4 месяцев.

У ослабленных детей ползание может быть не выражено. При травмах спинного мозга рефлекс может быть асимметричен. При поражении ЦНС сохраняется намного дольше положенного срока.

  • Рефлекс Галанта: при раздражении кожи на спине вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину в противоположную от раздражителя сторону, при этом распрямляется нога. Рефлекс угасает к 4-му месяцу жизни.

Рефлекс отсутствует или слабо выражен при поражении спинного мозга. При поражении ЦНС сохраняется намного дольше положенного срока.

  • Рефлекс Переса: при проведении снизу вверх пальцем по остистым отросткам позвонков малыш кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, при этом сгибает верхние и нижние конечности. Рефлекс угасает к 4 месяцам.

Проверка этого рефлекса болезненна для младенца, поэтому нужно его исследовать только в том случае, если есть реальная необходимость.

Как можно понять из всего вышеизложенного, проверка рефлексов имеет крайне важное значение в комплексной оценке неврологического статуса новорожденного. Конечно, провести такое исследование под силу только неврологу, специализирующемуся на работе с детьми первого года жизни и детьми раннего возраста. Своевременное выявление нарушений позволяет вовремя предпринять меры по их устранению. Вот почему так важно не игнорировать плановые неврологические осмотры, даже если на родительский взгляд кажется, что с ребенком все в порядке.

Читайте также:  Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Видео

Хватательный рефлекс у новорожденных

Квалифицированный детский невролог при первичном обращении к нему делает общий осмотр, который включает в себя: оценку физического развития, наличия пороков развития и стигм (внешние признаки генетических нарушений), оценку психического развития на момент осмотра, проводит детальный сбор анамнеза ( были ли неврологические нарушения в семье и у близких родственников ранее, другие хронические заболевания, не вынашивания беременности, как протекала настоящая беременность, роды, послеродовый период, как ребенок себя ведет, есть ли жалобы у родителей).

Для оценки неврологического статуса невролог определяет симметричность и наличие сухожильных и переостальных рефлексов, состояние черепно-мозговых нервов, чувствительность, а также наличие характерных рефлексов для новорожденных, которые появляются и угасают в определенные периоды жизни новорожденного, что позволяет судить о правильности его развития.

Какие это рефлексы ?

Рефлекс Моро

Рефлекс Моро – реакция испуга, заключающаяся в отведении рук, разгибании ног и последующем сгибании бедер. Рефлекс существует у всех здоровых доношенных ново­рожденных. Рефлекс Моро свидетельствует о симметричности функционирования нервной системы и сохранности спинного мозга и нижних отделов ствола мозга. Рефлекс Моро обычно угасает в возрасте 4-5 мес.

Асимметричный шейный тонический рефлекс

Асимметричный шейный тонический рефлекс вызывается у новорожденного, лежащего на спине, поворотом голо­вы в сторону. Это вызывает разгибание руки на стороне, в которую повернута голова, в то время как на противоположной стороне рука сгибается (так называемая поза фех­товальщика). Он обычно хорошо выражен на 2-3-й неделе после рождения и исчезает в течение первого года 1 жизни.

Перекрестный аддукторный рефлекс и другие пирамидные симптомы

Перекрестный аддукторный рефлекс заключается в двустороннем сокращении мышц, приводящих бедро, при вызывании коленного рефлекса на любой стороне. Этот рефлекс обычно исчезает к 7-8-му месяцу жизни.

Хватательный рефлекс

Xватательный рефлекс выражен с рождения и исчезает на 4-5-м месяце жизни, сменяясь произвольным захва­тыванием предмета, обращенными друг к другу боковыми поверхностями большого и указательного пальцев. Нормальное про­извольное захватывание предмета (подушечками боль­шого и указательного пальцев) формируется к 9-15 мес, что считают значимым признаком нормального развития корковой моторики. Даже у новорожденного ладонь пре­бывает в открытом состоянии приблизительно 50% вре­мени. Если ладонь не раскрывается полностью к возрасту 3 мес, когда ребенок начинает исследовать окружающую обстановку, следует заподозрить поражение нервной системы.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы выражены с рождения и сохраняются обычно до 2 мес. Эти рефлексы вызывают, ставя ребенка ступнями на плоскую поверх­ность, при этом новорожденный распрямляет туловище и «стоит» на полусогнутых ногах, а при небольшом наклоне вперед начинает поочередно совершать ногами шаговые движения, имитируя ходьбу.

Парашютный рефлекс

Рефлекс вызывают, быстро опуская вниз ребенка, нахо­дящегося в горизонтальном положении, вследствие чего он вытягивает руки кпереди с тем, чтобы предотвратить падение; это нормальная поддерживающая реакция. Она ярко выражена в возрасте 6-7 мес. Исследование этого рефлекса позволяет легко оценить двигательное развитие верхних конечностей. Асимметрия рефлекса – возможный ранний симптом поражения нервной системы.

Рефлекс Ландау

Двигательная реакция ребенка, помещенного в горизонтальное положение (спиной кверху), позволяет оценить как ребенок контролирует положение головы и моторным функций: в возрасте 4 мес. он держит голову горизонтально параллельно полу и выгибает спину дугой.

Читайте также:  Что такое незрелость головного мозга у новорожденных и какие признаки на нее указывают?

Использование рук

Открытая кисть руки – благоприятный признак нормального развития корковых двигательных функций. Ребенок начинает захватывать предметы всей кистью руки в возрасте 4-5 мес, перекладывать предметы из руки в руку – в 8-9 мес. Сильное доминирование (предпочтительное использование) одной из рук в возрасте до 1 года обычно свидетельствует о наличии патологии.

Рефлекс Бабинского

Рефлекс Бабинского (переразгибания большого пальца стопы при раздражении подошвы) существует с рождения и считается нормальным до тех пор, пока ребенок не начнет стоять. Рефлекс может сохраняться в течение 1-го года жизни.

Общее исследование

Два самых достоверных признака нормального психического развития ребенке грудного возраста – ранне появление способности правильно захватывать предметы [подушечками большого и указательного или среднего пальца] и ранее формирование речи. Правильное захватывание предметов пальцами формируется к возрасту 9-15 мес. Появление одного этого признака считают достаточным доказательством сохранности нервной системы ребенка. Аналогично появление речевых навыков к возрасту 1 года свидетельствует о нормальном пси­хическом развитии ребенка. Тем не менее и некоторые нормальные дети начинают говорить только в возрасте 3-4 лет. Для оценки основных этапов развития ребенка хорошо подходит Денверский тест развития. Данный тест позволяет в процентах оценить степень развития грубой и тонкой моторики, речи, а также личностных и социаль­ных контактов, соотносимых с возрастными периодами в 1 год. Денверский тест развития не предназначен для оценки интеллекта. Точная оценка интеллектуальных функций возможна у детей старше 4-5 лет с помощью формализованного психометрического обследования. Хотя тесты на когнитивные функции, такие, как шкала Бейли для грудных детей, и позволяют получить неко­торые данные о нормальном развитии, их результаты плохо коррелируют со стандартизированными тестами на интеллект, применяемыми у детей 4-5 лет и старше.

Ниже представлены основные этапы развития детей первых 2 лет жизни.

■ 1-3 мес: самостоятельно улыбаются.

■ 6-8 нед: улыбаются в ответ на улыбку взрослых.

■ 4-6 мес: протягивают руку к предметам.

■ 12-16 нед: следят глазами за предметом в диапазоне 180°.

■ 9-15 мес: начинают пить из чашки, формируется пра­вильный захват предмета пальцами.

■ 6 мес: лепечут, имитируют слова.

■ 15-18 мес: комбинируют слова.

■ 2-й год жизни: формируется способность различать цвета.

■ 2-6 мес: могут стоять (удерживать массу тела) с под­держкой.

■ 7-10 мес: самостоятельно сидят.

■ 9-11 мес: могут стоять без поддержки.

■ 9-18 мес: начинает самостоятельно ходить.

О состоянии когнитивных функций более старшего ребенка информацию можно получить в школе, путем анкетирования учителей или с помощью групповых тестов, таких как тест Отиса-Леннона. Использование подобных тестов во время обучения в школе позволяет проводить сравнительную оценку с определенными возрастными группами. Анализ табелей школьной успеваемости позволяет не только получить информацию относительно учебных навыков, но и изучить множество других аспектов, касающихся поведенческой мотивации, внимания и прилежания (посещаемости). Чтобы наилучшим образом оценить специфические интеллектуальные функции, можно прибегнуть к помощи профессионального психолога.

В медицинском центре «Инсайт Медикал» опытный детский невролог оценит состояние развития нервной системы и психики Вашего малыша. Ответит на все волнующие Вас вопросы, предложит оптимальные пути решения сложившихся проблем и если нужно назначит дополнительные методы исследования, квалифицированную схему лечения. В нашем медицинском центре также оказывают помощь опытный логопед, детский психолог, детский массажист, педиатр. А также консультируют детские кардиолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, ортопед, ЛОР.

Читайте также:  Прокалывание ушей детям пистолетом

Наши специалисты высокого уровня квалификации всегда готовы прийти на помощь, чтобы Ваш малыш рос крепким и здоровым.

Безусловные рефлексы новорожденного

Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.

Какими бывают рефлексы

Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.

Все безусловные рефлексы новорожденного педиатры – неонатологи разделяют на три основные группы:

  • Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы);
  • Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей;
  • «Временные» рефлексы — например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.

Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.

Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров. Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.

Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.

Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.

Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.

Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.

Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.

Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!

Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Этот рефлекс подготавливает малыша к ходьбе. Опустите малыша ножками на пол, и он будет стоять, опираясь на стопу, а если наклонить вперед — начнет «переступать ножками».

Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.

Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.

Читайте также:  Спинальная мышечная атрофия у детей

Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.

Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха. В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.

Рефлекс Магнуса-Клейна, или Асимметричный рефлекс. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу — встанет в «позу фехтовальщика». Рефлекс координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата.

Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.

Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы крохи в пространстве. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.

Хватательный рефлекс у детей

Хватательный рефлекс, который также известен как ладонный, является примитивной реакцией, которая присутствует не только у человеческих младенцев, но и у других приматов. Его лучше всего можно проверить, погладив ладонь малыша или вложив в нее какой-либо предмет.

Хотя этот вид захвата довольно силен, в то же время он очень непредсказуем – ребенок может разжать кулачок, не проявляя никаких предупреждающих признаков.

Помимо того, что этот рефлекс помогает новорожденному контактировать с окружающими, он также является одним из важных параметров, определяющих правильное функционирование и развитие нервной системы.

Эти виды непроизвольных рефлексов исчезают сами по себе примерно в шестимесячном возрасте; однако, если ребенок не перерастает их, это может указывать на некоторые задержки в развитии или повреждение нервной системы.

Когда возникает хватательный рефлекс у детей?

Хватательный рефлекс присутствует у всех новорожденных. Он начинает развиваться еще в утробе матери и может возникнуть где-то после 16 недель беременности.

Как хватательный рефлекс развивается с возрастом?

0-2 месяца

Малыш рождается с хватательным рефлексом, и проверить это легко. Погладьте ладошку ребенка, и он тут же сомкнет маленькие пальчики вокруг ваших.

Эти непроизвольные и инстинктивные движения присутствуют до восьми недель после рождения. В течение этого времени вы можете заметить, что ребенок может начать раскрывать и закрывать кулачки. Малыш может начать хвататься за более мягкие предметы.

Читайте также:  Что показывает УЗИ головного мозга и зачем его делают детям?

3 месяца

В трехмесячном возрасте ребенок все еще может изо всех сил пытаться схватить или удержать предметы. Не стоит беспокоиться, так как это вполне нормальное явление.

В этом возрасте ребенок развивает лучшую координацию рук и глаз: он будет пытаться дотянуться до различных предметов, которые могут быть помещены или находятся в пределах его досягаемости.

Отличным способом поупражнять ребенка в хватательном рефлексе может стать развивающий коврик. Лежа на плоской поверхности, малыш будет пытаться поймать различные висячие предметы.

4-8 месяцев

На этом этапе ребенок лучше держит большие предметы, такие как строительные блоки. Однако к мелким предметам ему еще надо приноровиться. А когда у него появится первый зуб, малыш начнет тянуть все что ни попадя в рот.

Малыш может перемещать предметы из одной руки в другую. Самое время позаботиться о безопасности, если вы раньше этого не сделали – убрать мелкие предметы подальше от ребенка.

9-12 месяцев

В этом возрасте ребенок уже умеет поднимать предметы с наименьшим количеством усилий. Его хватка постоянно улучшается, а это значит, что он сможет поднимать и более мелкие предметы.

Благодаря улучшенной координации рук и глаз ребенок учится держать ложку в руках. Правда, он все еще может предпочесть пальцы, чтобы положить еду в рот.

Когда исчезает хватательный рефленнойкс?

Хватательный рефлекс начинает исчезать к тому времени, когда ребенок достигает 2-3 месяцев.

Этот рефлекс у новорожденных способствует развитию произвольных рефлексов, и если он отсутствует, то это может указывать на определенный вид повреждения двигательного нерва или травмы или неврологического дефекта, такого как детский церебральный паралич.

Как можно стимулировать хватательный рефлекс у ребенка?

Вот некоторые вещи, которые помогут развить хватательный рефлекс у ребенка:

  • Попробуйте расположить вокруг ребенка яркие предметы. Вы можете поместить их немного вне досягаемости малыша, стимулируя его тем самым к движению.
  • Поместите такие предметы, как блоки, кольца, погремушки и т. д. в непосредственной близости от ребенка, чтобы он мог дотянуться до них. Не кладите их слишком далеко – это будет его лишь раздражать.
  • По мере того как ребенок развивает лучшую хватку пальцами, вы можете поощрять его держать продукты питания таким образом. Для этого подойдут вареная морковь, горох и т. д.

Когда следует беспокоиться?

Предметом для беспокойства могут быть следующие ситуации:

  • если ребенок не может схватить предмет, который находится перед ним;
  • если ребенок не в состоянии поднять или делает попытку схватить предмет к тому времени, когда ему исполнится три-четыре месяца.

Однако, если малыш родился раньше срока, его развитие может немного отставать от сверстников.

Хватательный рефлекс является одним из многих рефлексов, таких как сосательный, Моро, шаговый, асимметричный тонический рефлекс шеи и т. д. Все они важны для здорового развития ребенка. Однако если такие рефлексы отсутствуют или проявляются поздно или слабо, то это может быть связано с определенными заболеваниями, лекарствами или травмой во время родов.

Ссылка на основную публикацию