Гимнастика для ребенка 3-4 месяцев

Принципы проведения массажа и гимнастики для детей 3 и 4 месяца жизни

Медицинский массаж и гимнастические упражнения для ребёнка третьего и четвёртого месяцев жизни. Описание потенциала и спектра возможных воздействий.

Малыш растёт и развивается. Совершенствует свои навыки. Вот он уже лежит на животе, опираясь на предплечья. Теперь планировать свои с ним занятия стало гораздо удобнее. Увеличилось его время бодрствования. До 4-5 часов в сутки. Как определить, удачное ли выбрано время для массажа? Просто посмотреть на поведение ребёнка. Если он доволен и смеётся, то время выбрано верно.

В этом возрасте ребёнок уже становится более активным, более совершенными становятся движения его конечностей. Ребёнок видит, что совершая различные движения можно менять своё положение в пространстве. И скоро он уже будет понимать, что ему нужны не все эти движения, а только те, которые помогают продвинуться вперёд.

К четырём месяцам малыш уже поднимается на прямые руки, кулачки, которые от рождения не разжимались, теперь разжимаются. Это даёт возможность попытаться поиграть с ним в ладушки, просто давать потрогать предметы с разной фактурой.

К четвёртому месяцу у ребёнка уже сформировано гуление&; он стал гораздо общительнее. Если ему улыбнуться, сказать что-нибудь ласковое, то он отреагирует всем телом. Будет всплескивать ручками и ножками. Начинает оформляться осознанное хватание. В частности, он уже может не только удержать игрушку, которую ему дали, но и самостоятельно хватать предметы. Ребёнок любит всё яркое, так обеспечьте его несколькими яркими погремушками. Предпочтительной формой погремушек является удлинённая. Ручка у такой игрушки должна быть круглой, для правильного захвата игрушки рукой. Сначала ребёнок хватает всё подряд, так как это рефлекс, но постепенно рефлекс уступает место осмысленному действию. Так, ребёнок выбирает себе игрушку, которая ему больше нравится. В возрасте 3-4 месяца у ребёнка появилась уже способность самостоятельно выбирать, захватывать и снова выпускать из рук игрушки.

Становлению более правильных движений поспособствует то, что к этому возрасту нормализуется тонус мышц верхних конечностей. Это говорит о том, что можно вводить в массажно-гимнастический комплекс элементы пассивной гимнастики. Сначала самые простые, и постепенно усложняя их.

Комплекс №2 содержит в себе упражнения для пассивных занятий. Начинать делать эти упражнения нужно с того, чтобы осуществлять вибрационное воздействие.

В возрасте четырёх месяцев ребёнок уже может самостоятельно переворачиваться со спинки на животик. Следите, чтобы он не оставался без присмотра там, где есть опасность падения! В этом возрасте нужно во время массажа делать упражнения корректирующие технику этого переворота. И хотя ребёнок стал старше и массаж может продолжаться уже более длительное время, не давайте ребёнку уставать. Если он утомится, отложите не сделанную часть массажа не потом. К этому возрасту детский массаж делается интенсивнее. Теперь, кроме поглаживающего воздействия вводится новый приём массажа — растирание. Растирают либо кончиками пальцев, либо делая пальцы кольцом. В любом случае, массаж и начинается и заканчивается с поглаживающего воздействия для релаксации мышц и успокоительного эффекта. Таким образом, гимнастика и массаж для детей этого возраста преследует своей целью приведение тонуса мышц нижних конечностей, обучение технике смены положения в пространстве, воспитание хватательных навыков. Для этого кроме обычного вашего массажа добавьте более продолжительное общение с малышом, давайте ему в руку игрушки, которые удобно держать, купание в тёплой воде и обучение грудному плаванию. В сама комплексе детского массажа добавляются новые, более интенсивные движения, упражнения на развитие врождённых рефлексов, упражнения пассивной гимнастики с вибрационными приёмами массажа.

Гимнастика для детей от рождения до года

Выбираем вид детской гимнастики

Здоровье немыслимо без движения. И если нам иногда трудно уговорить себя лишний раз заняться зарядкой, то дети с удовольствием делают это сами. После того как ребенок пойдет, его уже не остановить. Малыш непрерывно исследует окружающий мир через зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

В первые месяцы жизни ребенок ограничен в движениях и в познании. Но чем разнообразнее движения, тем разнообразнее информация, получаемая благодаря им. Так что умственное развитие ребенка напрямую зависит от его двигательной активности.

Зависимость здесь очень простая: а) малоподвижные мышцы, кости, связки и суставы не получают достаточно стимулов, вследствие чего б) не приобретают необходимый для дальнейшего роста тонус, что в) замедляет развитие двигательных навыков и умений, а это ведет к г) ограничению возможностей узнавать новое о мире.

К счастью, у нас есть гимнастика — она поможет ликвидировать дефицит движения у младенца, создаст благоприятные условия для его здоровья и развития. А еще гимнастика поможет поддерживать эмоциональный контакт между мамой и малышом. Любящие мамины руки, ее нежные поглаживания, ласковый голос, когда она во время занятий читает малышу потешки-потягушки, — все это очень радует малыша.

Читайте также:  Уход и частые проблемы у детей после прокалывания ушей

Младенцы могут участвовать только в программах пассивной гимнастики. Это:

1) гимнастика (физические упражнения);

2) гимнастика на мяче;

О массаже, который тоже считается видом пассивной гимнастики, вы можете прочитать по этой ссылке. А здесь мы поговорим о том, чем интересен и полезен каждый из перечисленных видов гимнастики.

Гимнастика хороша большим разнообразием движений. Упражнения улучшают аппетит, пищеварение, сон, углубляют дыхание (развивая тем самым легкие), вызывают усиленный приток крови к мышцам, к костям, с которыми они связаны, что способствует их росту. Они тонизируют организм, дают малышу большой заряд энергии и радости. Младенец учится чувствовать свое тело, понимать его сигналы и быть в ладу со своим физическим «Я».

До года желательно предварять гимнастику с малышом сеансом массажа. Он разогревает и готовит мышцы к нагрузке во время выполнения физических упражнений, которые и будут завершающей стадией массажа.

Гимнастика на мяче

Упражнения на мяче очень нравятся детям любого возраста. Но в грудничковом возрасте, помимо удовольствия от занятий, можно смело говорить об их несомненной пользе.

  • Снижают мышечный гипертонус;
  • Улучшают работу внутренних органов;
  • Тренируют вестибулярный аппарат;
  • Укрепляют мышцы спины, живота и конечностей;
  • Уменьшают дискомфорт при коликах.

Комплекс упражнений для детей способствует укреплению мышц спины, особенно вокруг позвоночника, делает позвоночник сильным и гибким. А это залог нормального функционирования нервной системы и свободного распределения нервных импульсов по всему организму.

Основные принципы гимнастики на мяче

  • Укрепление мышц спины — кладем ребенка на живот.
  • Укрепление мышц живота — кладем ребенка на спину.
  • Укрепление мышц при пупочной грыже — кладем ребенка на спину.
  • Общее расслабление ребенка — как правило, на животе.
  • Коррекция мышц при асимметрии мышечного тонуса — уклон мяча в ту сторону, где наблюдается повышенный тонус.

Оптимальный диаметр мяча для занятий с грудным младенцем — 60 – 65 см. В грудничковом возрасте для того, чтобы снизить повышенный тонус, мяч немного приспускают; чтобы, наоборот, тонизировать организм — туго надувают. Кроме общих для всех видов гимнастики, специфических противопоказаний для занятий на мяче практически нет, за исключением незажившей пупочной ранки. Начинать занятия можно уже с месячного возраста.

Не переживайте, если в первое время и вы и малыш будете чувствовать небольшую неуверенность и напряжение: вы оба быстро освоитесь, если будете заниматься регулярно и без форсирования событий.

Вы удивитесь, как быстро организм малыша отреагирует на такие занятия: результаты упражнений на мяче будут заметны почти сразу. Кроха станет активнее, крепче, перестанет бояться изменений положения своего тела, у него улучшатся сон и аппетит, он получит положительный эмоциональный заряд.

Техника выполнения упражнений

Сверху держим ножки ребенка, прижимаем их к мячу, вторая рука фиксирует спину. Совершаем мягкие, покачивающие движения: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения влево-вправо. Не нужно очень наклонять ребенка вперед, больший акцент — в сторону ножек. По мере того как ребенок осваивается с мячом, амплитуду можно увеличивать. Можно также сделать еще и движения в двух плоскостях — вперед-назад и вверх-вниз одновременно. На спине совершаются те же движения, что и на животе, начинать их стоит не раньше 3 месяцев: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения в одну и в другую сторону.

  • Малыш на животике. Кладем руки малышу на спину и слегка прижимаем его к мячу. Можно правой рукой придерживать кроху за спинку, а левой — фиксировать левую ножку в области коленного сустава. Начинаем потихоньку покачивать малыша вперед, назад, по кругу, чтобы при этом была небольшая вибрация.
  • В том же положении покачивайте малыша к себе и от себя, с небольшой вибрацией, если малыш уже держит головку.
  • Малыш на спинке. Придерживаем его руками за живот и в области голени, или можно правой рукой фиксировать животик, а левой — левую ножку. Медленно при покачивании мяча к себе сгибаем ножки малыша в коленных суставах, а при движении мяча от себя — выпрямляем. Осторожно качаем ребенка в положении лежа на спине в позиции головой вниз. Хорошо, если малыш будет при этом распрямлять руки, это снижает тонус мышц-сгибателей. Теперь пробуем выполнить это же движение сначала только правой, затем только левой ногой.
  • Малыш снова на животике. Держим его за руки и покачиваем вперед-назад. Постепенно приподнимаем вытянутые вперед ручки, чтобы малыш оторвал грудную клетку от мяча.
  • В том же положении правой рукой придерживаем малыша в области поясницы, а левой пробуем уложить в «позу лягушки», широко разведя коленки. В такой позе покачиваем вперед, назад, создавая вибрацию. Это не только расслабляет, но и очень полезно для развития тазобедренных суставов.
Читайте также:  Кашель и температура у ребёнка

Во время занятий на мяче разговаривайте с малышом, хвалите его, пойте песенки или говорите прибаутки. Если малышу что-то не понравилось или он уже устал — прекратите занятия, продолжите в другой раз. Время занятий на мяче строго не регламентировано. Если вы и ребенок получаете от этого удовольствие, занимайтесь в течение дня сколько хотите.

Аквагимнастика

Дети прекрасно воспринимают этот относительно новый способ физического развития. Можно начать упражнения дома, в ванной и сделать их завершающим этапом после массажа и гимнастики или отдельным занятием.

Плавание с первых месяцев жизни ребенка очень полезно не только для физического развития, но и для укрепления нервной системы. Малыш погружается в среду, к которой он привык, и это дает ему чувство психологического комфорта. Занятия в воде не перегружают ребенка и особенно рекомендуются детям, имеющим нарушения психомоторного развития, страдающим заболеваниями костно-мышечной и нервной систем.

  • укрепляет иммунитет;
  • нормализует сон;
  • регулирует обмен веществ;
  • стимулирует работу желудочно-кишечного тракта;
  • насыщает кровь кислородом;
  • тренирует сердечно-сосудистую систему;
  • формирует правильное дыхание;
  • воздействует на нервную систему.

Главное в занятиях — их постепенность и систематичность. На время привыкания малыша к процедуре вы можете находиться в ванной вместе с ним, обычно и взрослый и малыш получают от этого большое удовольствие.

Основные принципы аквагимнастики

  • Комфортная температура воды на первых занятиях — 37 – 37,5 градусов, с понижением ее до конца первого месяца плавания на 3 градуса, а третьего — еще на 2. Для тех, кто посмелее: пожалуйста, помните, что температура не должна опускаться ниже 28 градусов — в этом случае речь идет уже о закаливании.
  • Температура воздуха в ванной — 20 – 22 градуса, дверь открыта. Занятия проводятся через 40 – 60 минут после кормления и за 30 минут до него.
  • Продолжительность занятий — 5 – 20 минут.
  • Вода должна быть без добавок (марганцовка, эфирные масла, отвары из трав, соль), поскольку ванны с этими добавками являются лечебными и рассчитаны на лежащего младенца, а аквагимнастика — это комплекс активных упражнений с достаточно интенсивной нагрузкой на мускулатуру, дыхательную, сердечно-сосудистую системы.
  • Во время занятий в воде уши малыша могут погружаться в воду, после упражнений не забываем просушивать их.
  • Время проведения занятий в воде с малышами младше 4 месяцев в дополнение к общему массажу составляет около 5 минут, для деток постарше — до 10 минут.
  • В качестве самостоятельного вида занятий аквагимнастика проводится в течение 15 – 20 минут.
  • Противопоказаниями являются: открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа.

Техника аквагимнастики

Начинать обучать малыша плаванию стоит не спеша и спокойно. В первое время стараемся, чтобы проявились плавательные рефлексы, которые начинают угасать после рождения, если ребенок не занимается плаванием. Поначалу держим малыша обеими руками: одна рука поддерживает головку и верхнюю часть спины, а другая — область груди (в положении и на спине, и на животе). Следите за тем, чтобы тело ребенка находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение.

Занятия начинаются со скольжения по поверхности воды (вдоль ванны, восьмеркой) и покачивания. Ушки у малыша могут быть в воде, при плавании на груди поддерживайте подбородок, чтобы в рот не попала вода. Когда заметите появление гребных движений, одну руку можно убрать. Теперь вы поддерживаете только голову малыша. Это создает условия для свободного движения руками и ногами при плавании в положении на животе и спине.

Если малыш с удовольствием занимается в воде, можно начинать учить его задерживать дыхание: полейте головку и лицо ребенка водой, захваченной рукой из ванны. Малыш закроет глаза и на две-три секунды задержит дыхание. Повторяйте на каждом занятии по 3 – 4 раза.

Когда ребенок уже достаточно тренирован, научится задерживать дыхание и овладеет навыком грести руками, можно приучать малыша к самостоятельному плаванию. Но это тема для отдельного разговора, а пока ваша главная цель — просто подружить кроху с водой.

Предлагаемый нами комплекс упражнений предназначен для самостоятельного выполнения дома.

  • Плавание на спине. При этом одной рукой взрослый поддерживает затылок ребенка, другая рука находится у него под спинкой. Совершаются линейные, зигзагообразные движения вперед-назад, с отталкиванием ножками от краев ванны.
  • Плавание на животе. До того момента, пока ребенок не научился хорошо держать голову, ему поддерживают голову и шею с двух сторон. Деток постарше в положении на животе поддерживают одной рукой под подбородок (по типу «ковша»), другой рукой удерживают тельце.
  • Плавание на боку. Голова и туловище ребенка располагаются на предплечье одной руки взрослого, второй рукой удерживается ручка малыша.
  • Дети постарше могут ходить, подпрыгивать в ванной при поддержке взрослым под мышками.
Читайте также:  Дельфинотерапия и ее польза для детей

Не забывайте, что самое главное в занятиях аквагимнастикой (как и любой другой) — сочетание пользы и удовольствия, поэтому не старайтесь делать «как надо», прислушивайтесь к пожеланиям своего малыша, импровизируйте и просто радуйтесь минутам такого приятного общения. Если вы не будете излишне напряжены — ваши движения станут мягкими и уверенными, малыш не будет проявлять беспокойства, а упражнения будут приносить лишь положительные эмоции вам обоим.

Другие виды детской гимнастики

Вот вы и познакомились с самыми надежными и проверенными методиками. Однако есть еще несколько видов гимнастики, которые могут быть у родителей на слуху: это бэби-йога, динамическая гимнастика и мама-йога.

В первом случае речь идет о мануальной практике избавления от возможных родовых травм в первые две недели после рождения ребенка, которая осуществляется только высококвалифицированным специалистом. Вторая является набором акробатических упражнений, направленных на коррекцию мышечного тонуса и развитие координации и вестибулярного аппарата; обучение проходит на специальных занятиях с инструктором. В третьем случае речь идет о маминых занятиях йогой в присутствии малыша с небольшим количеством асан, в которых малыш может участвовать, не испытывая никакой физической нагрузки, а просто поддерживая контакт с мамой.

Таким образом, все эти виды гимнастики нельзя делать дома без подготовки. Если вы проявляете интерес к этим видам физической активности и настроены их опробовать, предварительно проконсультируйтесь с педиатром, неврологом и хирургом-ортопедом, взвесьте все «за» и «против» и пройдите обучение у сертифицированного инструктора.

Движение — это жизнь! И огромная радость

Мы поговорили о значении двигательной активности на первом году жизни ребенка и выяснили, что гимнастика способна свести к минимуму негативные последствия дефицита движения у грудничка. Движение напрямую связано с умственным развитием в этом возрасте, поскольку основную информацию о мире младенец получает через сенсорные каналы восприятия. Гимнастика во всем ее многообразии дает толчок к обогащению и расширению этих каналов. И чем больше возможностей познавать доступно ребенку, тем более полная картина мира формируется у него в сознании и тем успешнее он справится с задачами, которые будет ставить перед ним жизнь.

Как бы вы ни занимались с вашим малышом, какой бы из видов гимнастики ни выбрали для себя, главное, чтобы вы помнили, для чего начали заниматься с ребенком. При наличии показаний к лечебному массажу следует доверить дело рукам профессионала. Если же их нет и вы решаетесь на занятия в домашних условиях, то это потому, что вы хотите, чтобы ваш малыш был здоров и счастлив.

Пусть домашняя гимнастика будет не только и не столько хорошей физической тренировкой для вашего ребенка, сколько способом прожить вместе с малышом чудесные минуты гармонии, взаимопонимания и тихой радости. Желаем вам и вашему малышу здоровья!

Гимнастика для ребенка 3-4 месяцев

  • Возрастные особенности
  • Общие требования к зарядке
  • Упражнения
  • Полезные советы

Гимнастика положительно сказывается на самочувствии и развитии ребенка любого возраста. Но для грудничков первых месяцев жизни она нужна особенно.

Помочь малышу освоить новые навыки — задача любого любящего родителя, ведь в общем развитии ребенка первого года жизни тесно взаимосвязаны и психическое, и эмоциональное, и физическое развития. Без одной составляющей картина будет неполной. В этой статье мы расскажем о том, как проводить гимнастику детям в 3-4 месяца.

Возрастные особенности

Для трехмесячного ребенка окружающий мир становится интереснее с каждым днем. Малыш уже умеет удерживать головку лежа на животе, уже старается подниматься на ручках из этой позы, если впереди происходит что-то интересное. Кроха эмоционально реагирует на маму, улыбается, а также более осознанно реагирует на прикосновение взрослых к разным частям его тела. Массаж и гимнастика в этом возрасте могут стать настоящим удовольствием и веселой игрой.

В этом возрасте начинает формироваться полноценное цветовое ощущение. А потому яркие игрушки, погремушки и приметные предметы помогут не только развитию зрения, но и будут отличным стимулом и мотиватором во время детской гимнастики. Точно так же можно использовать и звуки, ведь малыш уже с легкостью определяет, откуда они исходят, и заинтересованно поворачивает голову.

В 3-4 месяца у малыша начинают исчезать врожденные рефлексы, которые активно использовались родителями во время массажа и гимнастики с самого рождения. Теперь им на смену приходят рефлексы условные, малыш уже начинает пытаться выпрямлять туловище, вытягиваться. Это означает, что скоро кроха начнет переворачиваться, а мышцы спины и ножек готовятся к ползательным движениям.

Читайте также:  Доктор Комаровский о ходунках: все «за» и «против»

Спит малыш в течение дня уже меньше, бодрствование становится более длительным, и это дает дополнительные возможности для проведения развивающих занятий.

Общие требования к зарядке

Физическая активность для малышей должна быть ежедневной. Поэтому гимнастика должна стать неотъемлемой частью повседневного рациона. Приступать к упражнениям нужно после того, как мышцы и связки малыша «разогреты» предварительным массажем.

Гимнастика для четырехмесячного ребенка становится более сложной, теперь это не только воздействие на мышцы, это тренировка зрительной и слуховой функций, формирование первых речевых навыков — гуления.

Без вспомогательных материалов маме не обойтись — понадобятся яркие игрушки, погремушки, приятная музыка и знание потешек, считалочек, детских стишков, развивающих восприятие ритмичности человеческой речи.

Каждое движение должно быть прокомментировано. Малыш должен постепенно осваивать части собственного тела, и мама может ему в этом помочь, отчетливо называя их во время выполнения упражнений.

В 3 месяца ребенок нуждается в проведении комплексного занятия, все упражнения которого делятся условно на две группы:

  • пассивные (мама выполняет упражнение спокойно лежащему ребенку);
  • активные (малыш принимает живое и непосредственное участие в происходящем по мере своих возможностей).

В комплекс ребенку с некоторыми проблемами развития и здоровья добавляют упражнения из арсенала ЛФК, если таковые назначены лечащим врачом.

Можно добавить к занятиям упражнения на шаре (на фитболе). Практикующие динамическую гимнастику завершают зарядку проведением динамических упражнений. Каким бы ни был составленный для вашего ребенка комплекс занятий, он обязательно должен включать в себя:

  • выкладывание на животик (развивает мышцы живота и шеи);
  • разминку для конечностей (стимулирует мышцы рук и ног);
  • упражнения для смены положения тела в пространстве (повороты с поддержкой, ползание с поддержкой).

Общеукрепляющая гимнастика не подразумевает точечного массажа, массирования и другого воздействия на позвоночник, поясницу (область почек), на подмышечные и подколенные впадины, на родничок на голове.

Гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, снимает остатки мышечного гипертонуса, с которым рождается до 100% детей, развивает легкие, нормализует работу сердца и сосудов, улучшает кровообращение. Тонус уходит постепенно, и это совершенно нормально.

Сначала ослабевает напряжение мышц ручек, и только к концу 4 месяца — сгибательных мышц ног. Но это происходит не у всех, и некоторое напряжение мышц считается вполне естественным вплоть до полугода.

Всегда проводите гимнастику по определенному плану, начиная с простого и постепенно переходя к сложному:

  • массаж и разминка — 5 минут;
  • пассивные упражнения для рук и ног;
  • упражнения для суставов и связок конечностей;
  • общие упражнения для развития мышц живота и спины;
  • активные упражнения (перевороты, ползание, фитбол);
  • успокаивающий легкий релаксационный массаж — 2-3 минуты.

Воздействие на мышцы и суставы ребенка должно быть аккуратным и незначительным. В противном случае у малыша будут болеть мышцы.

Каждому взрослому, который хотя бы раз перетренировался в зале или переиграл в спортивные игры, знакомо мучительно ощущение «забитости» мышц. У детей мышечная ткань в ответ на избыточную нагрузку ведет себя точно так же.

А потому следите, чтобы нагрузка была умеренной, иначе проблем со сном и аппетитом потом не избежать.

Упражнения

Предварительный массаж проводят традиционным способом. Сначала растирают и легко массируют руки и ноги по направлению от пальчиков вверх. Затем круговыми движениями слегка растирают мышцы груди и живота, спинку, ягодицы. Потом можно переходить непосредственно к гимнастическим упражнениям. Мы рекомендуем такие приемы:

  • «Боксер». Уложите кроху на спинку. Возьмите кисти его ручек в свои и делайте выпады ими вперед, так, как это обычно делает боксер на ринге. Упражнение хорошо развивает мышцы рук и верхней части спины, способствует укреплению плечевых суставов.
  • «Мельница». Ребенок продолжает лежать на спине. Зафиксируйте кисти его ручек между своими большим и указательным пальцами и потрясите кисти, а потом повращайте их по кругу. Делайте это осторожно, чтобы не травмировать малыша.
  • «Бабочка». Разведите ручки малыша в стороны и приведите обратно к груди. После того как вы несколько раз проделаете это, поднимайте ручки вверх и опускайте их вниз, вдоль тела. Завершите упражнения полукруговыми движениями сверху вниз, руки малыша должны выписывать две дуги по бокам от него, как крылышки бабочки.

  • «Велосипед». Не нужно забывать и об упражнениях, которые вы проводили ребенку в первые недели после рождения. По-прежнему актуальным остается «Велосипед» – приведение со сгибом ножек в коленях попеременно. Но привычный уже прием нужно немного усложнить. Делая «велосипед», слегка надавливайте своими ладонями на стопы ребенка, чтобы «педали» крутились с небольшой нагрузкой. Упражнение отлично развивает голени, коленные суставы, бедра, нижние и длинные мышцы спины.
  • «Каракатица». Малыш лежит на спине. Поднимайте его ножки к головке и опускайте их в исходную позицию. При этом следите, чтобы ноги не сгибались в коленях. Для этого придерживайте одной рукой конечности малыша в области голеностопа, а второй — под коленками.
  • «Лягушка». Малыш находится на животе. Подставьте под стопы свои ладони и надавите, чтобы малыш согнул ноги в коленных и тазобедренных суставах. Его поза при этом будет напоминать позу лягушки. Слегка подвиньте малыша вперед. Это упражнение станет хорошей базой для будущего ползания. Стимулируйте участие ребенка в процессе — положите перед ним яркую игрушку, чтобы он сам пытался дотянуться до нее.
Читайте также:  Доктор Комаровский о гемангиоме у новорожденных

  • «Поворот». Положите ребенка на спинку, вложите ему в правую руку свой указательный палец, чтобы малыш крепко за него ухватился. Придерживая малыша за левую сторону тела, потяните руку на себя и аккуратно совершите переворот со спины на живот через левый бок. Затем проделайте переворот через правый бок, но для этого нужно дать малышу ухватиться за ваш палец левой ручкой.
  • «Гусеница». Положите ребенка на живот, вытяните его ручки вперед, приложите ладонь к стопам и слегка наступательно надавите, чтобы кроха продвинулся чуть вперед. При этом его ручки согнутся в локтях, снова возьмите ручки и положите вперед. Таким образом, как гусеничка, малыш будет медленно продвигаться вперед, например, к интересной игрушке. Помните, что у ребенка обязательно должен быть стимул для совершения активных упражнений. Если не будет мотивации, не будет и удовольствия от гимнастики.
  • На мяче. Положите малыша животом на мячик, придерживая за бока. Покатайте мяч вперед и назад, влево и вправо. Поверните ребенка на спину и проделайте то же самое. Упражнение стимулирует развитие мышц живота и спины, а также способствует развитию вестибулярного аппарата.

Полезные советы

Несколько полезных советов помогут сделать занятия для трехмесячного ребенка приятными:

Включайте музыку, разговаривайте с малышом — общение поможет установлению эмоционального контакта, к тому же ребенок будет воспринимать гимнастику как веселую и интересную игру.

Не проводите гимнастику перед вечерним купанием. Упражнения стимулируют нервную систему и усиливают кровообращение. В результате малыш может хуже засыпать и беспокоиться ночью. Лучше всего делать гимнастику в первой половине дня.

Всегда наблюдайте за настроением ребенка. Если у него именно сегодня настроение не очень хорошее, он капризничает, гимнастику лучше не делать.

Если позволяют погода и время года, проводите гимнастику без одежды и на свежем воздухе. Так удастся совместить полезную зарядку с закаливанием, как советует детский доктор Евгений Комаровский.

Гимнастику не делают в дни болезни, особенно если у ребенка повышена температура. Также нельзя делать гимнастику без участия врача детям со врожденными пороками сердца, тяжелой почечной недостаточностью, крупными грыжами (паховыми, пупочными или спинномозговыми).

Прежде чем проводить упражнения, если начинаете заниматься с чадом впервые, посмотрите обучающее видео. Оно поможет понять технику выполнения.

Технику зарядки для ребенка 3-4 месяцев смотрите в следующем видео.

Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.

Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.

Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.

Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.

Условия проведения, противопоказания

Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье “общие принципы массажа”. Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Читайте также:  Как лечить ангину у грудничков детей до 3 лет?

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев – ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Читайте также:  Доктор Комаровский об ОРЗ

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Гимнастика для детей 9-12 месяцев

Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.

В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».

Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.

В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.

В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!

Гимнастика для ребенка 3-4 месяцев

Массаж и гимнастика для грудного ребенка имеют решающее значение для последующего правильного физиологического развития, а также являются залогом будущего здоровья и крепкого телосложения. Начинать массаж рекомендуется с 1,5 месяцев жизни, когда тело уже достаточно хорошо сформировано, чтобы выдерживать легкие надавливания и реагировать на него соответствующим естественным напряжением мышц, стимуляция которых и является основной задачей массажа в этом возрасте.

Основные эффекты и значение массажа для грудных детей

Массаж и гимнастика позволяют ребенку начать физиологическое развитие быстрее, четко сформировать костную и мышечную структуры, а также стимулировать работу опорно-двигательного аппарата. Массаж носит и познавательно-игровой характер, в первые месяцы жизни зрительное, слуховое и тактильное восприятие мира являются самыми главными для ребенка, его сознание еще не сформировано на том уровне, когда он анализирует информацию, а потому общение с матерью или отцом будет для него более полным при наличии постоянного тактильного контакта. Прикосновения к коже также вызывают соответствующее раздражение провоцируя защитные реакции организма, создавая оптимальные условия для активного клеточного генезиса. Совокупные физиологические эффекты массажа у грудных детей проявляются и физиологическом, и психологическом развитии ребенка.

Условия для массажа детей 3-х месяцев

Необходимо соблюдать ряд санитарно-гигиенических условий для проведения массажа в домашних условиях. Далее в статье мы остановимся на данных условиях.

Даже не будем говорить о необходимости относительной стерильности помещения, наличия хорошей циркуляции воздуха, а также оптимальных температурных условиях. Это должно быть соблюдено в любой комнате, где находится грудничок. Перед проведением массажа необходимо тщательно помыть руки с косметическим мылом, а потом полностью смыть мыло и хорошо высушить руки. Ребенка также нужно искупать перед массажем, это позволит увеличить эффект тактильного контакта и сделает массаж еще более продуктивным. Для массажа нужен также массажный стол, при желании соответствующие гимнастические снаряды (гимнастический шар небольшого размера для некоторых упражнений). На стол следует настелить мягкий несинтетический материал.

Не рекомендуется использовать для массажа масла, бальзамы и присыпки. Это не только может навредить коже ребенка, ведь растирание тела и даже легкое поглаживание с присыпкой может вызвать раздражение и даже микроскопические царапины, но и в целом ухудшает эффект от массажных упражнений. Непосредственно перед массажем ладони лучше слегка разогреть, это можно сделать при помощи небольшой кружки с теплой водой, а также просто растерев руки. Массажные процедуры лучше всего назначать на утренний период до первого кормления.

Читайте также:  Доктор Комаровский: что делать, если у ребенка рвота

Основные домашние методы массажа грудного ребенка

Поглаживание. Во время поглаживания организм малыша подготавливается к последующему массажу. Длительность процедуры составляет порядка 5-10 минут, обычно этого времени хватает для подготовки всех частей тела ребенка. Поглаживание позволяет усилить кровообращение, а также подготовить ребенка к более контактным методам массажа. Техника процедуры простая: не нажимая на тело медленно поглаживайте тело малыша открытой ладонью. Начинать нужно с животика, выполняя четкие круговые движения, затем нужно поглаживать руки и ноги, попозже ягодицы и спину. Каждую часть тела следует поглаживать 1-2 минуты.

Растирание. Это собственно сам массаж, точнее одна их техник массажа. Растирание тонизирует кожу, расслабляет мышцы, улучшает кровоток, обеспечивая хорошее питание тканей. Само по себе растирание также позитивно влияет на психику малыша, успокаивая нервную систему. Во время массажа растирание осуществляется подушечками пальцев без сильного давления, но при этом нужно, чтобы подушечки не скользили по коже малыша, а слегка сдвигали ее. Движения должны быть прямыми или дуговыми. При массаже конечностей тела нужно выполнять кольцевое растирание от кистей и стоп к торсу.

Для выполнения кольцевого массажа нужно охватить руку или ногу малыша указательными и большими пальцами рук, после чего производить продольные кольцевые движения с силой нажатия достаточной для легкого сдвигания кожи, но при этом нужно следить за реакцией ребенка, а также появлением покраснений. Легкое покраснение – это признак успешного массажа, но сильные покраснения кожи с появлением красных вкраплений – это результат слишком сильного надавливания и растирания.

Разминание. Разминание тела малыша благотворно сказывается на состоянии нервной системы, стимулирует кровообращение, а также усиливает развитие связок, сухожилий и мышц. Сама техника подразумевает легкое надавливание, что обеспечивает тактильное воздействие на более глубокие мышечные ткани. Техника выполняется легкими нажатиями подушечками пальцев на кожу ребенка.

Вибрация. Этот прием не только успокаивает нервную систему ребенка, но и обладает обезболивающим действием. Вибрационные техники легки в выполнении, их следует выполнять после применения каждой техники массажа по 30-40 секунд. До 3 месяцев можно применять только легкое встряхивание. Для этого ребенка следует взять в руки, приподнять над массажным столом и слегка встряхнуть, придерживая голову. Движения должны быть ритмичными, четкими, но без большой амплитуды.

Поколачивание. Это разновидность вибрационного массажа. Выполняется техника легко: при помощи пальцев слегка поколачиваем тело малыша в любом направлении. Этот массаж прекрасно подходит для заполнения промежуточных пауз массажа между растиранием и разминанием конечностей, а также для успокоения малыша.

Применение гимнастических снарядов. Дополнительным способом массажа, совмещенного с гимнастикой, является использование небольшого гимнастического шара. Кладем ребенка животом на шар, слегка придавливаем открытой ладонью сверху и катаем его на шарике в течение 1-2 минут. Это упражнение будет не только оказывать благотворное влияние сродни массажу, но и обеспечит необходимые тренировки, чтобы малыш учился лучше держать голову и развивал свой опорно-двигательный аппарат. Начинать подобные упражнения можно с 1,5 месяцев.

Противопоказания для детского массажа

Стоить отметить, что массаж для грудных детей противопоказан в следующих случаях:

  • При крайне тяжелых формах атрофии, рахите с явлениями гиперестезии, при заболеваниях костей;
  • При нефритаз, гепатитах, туберкулезах, артритах;
  • При любых острых воспалениях кожи, лимфоузлов, мышц, костей;
  • При врожденных пороках сердца, цианозе и расстройстве компенсации;
  • При грыжах и наклонности к ущемлению органов брюшной полости.

Видео урок методики массажа и гимнастики у детей от 6 месяцев до 1 года от врача-педиатра

– Вернуться в оглавление раздела “Дерматология”

Массаж грудничку: как правильно (пошаговая инструкция, видео)

Дорогие мамочки и папочки, бабушки и дедушки! Призываем вас учиться делать массаж детям своими руками под руководством наших специалистов – детского невролога Елены Геннадьевны Никольской и массажиста Камковой Ольги Николаевны. Это прекрасный метод профилактики детских неврологических заболеваний, простой, безвредный (при правильном выполнении!) и абсолютно бесплатный способ укрепления нервной системы и иммунитета ребенка. Общайтесь с детьми больше! Занимайтесь с ними. Своим опытом делятся одни из лучших специалистов Центра Неврологии и Ортопедии “Алан Клиник”.

Рекомендуем вам делать своим грудничкам массаж ежедневно по 15-20 минут. Самый ранний возраст, когда ребенку можно начать делать массаж, – это 2-3 недели. В 1,5 месяца к массажу можно присоединить простейшие упражнения.

Массаж очень полезен для малышей: помогает успокоиться, избавляет от неприятных и болезненных ощущений в животике, при отсутствии грудного вскармливания помогает восполнить потребность ребенка в телесном контакте с матерью. Массаж оказывает благотворное влияние на мышцы, кости, кровообращение и пищеварение ребенка, приучает к двигательной активности, помогает сформировать правильную осанку.

Читайте также:  Таблетки "Ибупрофен" для детей: инструкция по применению

Разговаривайте с ребенком во время массажа и гимнастики, пусть он слышит ваш голос и видит вашу мимику – это способствует развитию речи, слуха и зрения. Очень хорошо, когда занятия сопровождаются приятной музыкой. Причем желательно использовать каждый раз одни и те же музыкальные композиции – так Ваш малыш быстрее привыкнет к процедурам массажа и гимнастики. Это особенно важно для детей, которые проявляют негативное отношение к подобным занятиям.

Массаж для детей – видео

Как подготовиться к массажу ребенка?

  • Подготовка помещения.
  • Подготовка поверхности (что можно использовать в качестве массажного столика)
  • Подготовка рук массажиста.
  • Нужно ли использовать для детского массажа масло?
  • В какое время делать ребенку массаж – до кормления или после?
  • Основные виды массажа для грудничков.
Массаж рук грудничка

Массаж детей до года лучше начинать с ручек. Все движения проводятся от края к центру. Из видеоролика вы узнаете, как массировать пальчики рук, кисти, локти, плечи малыша. Все движения необходимо выполнять сначала с одной стороны, затем с другой.

Массаж ног грудного ребенка

Переходим к массажу ножек малыша. Главное правило при массаже ног ребенка – снизу вверх: от ступни к паховой области. На стопе находится множество нервных окончаний, которые отвечают за работу всего организма, поэтому массаж стоп имеет особое значение для детей любого возраста.

Обязательно выполнять также рефлекторные упражнения: нижний хватательный рефлекс и рефлекс Бабинского.

Массаж животика новорожденных

Массаж животика улучшает пищеварение и настроение малыша. В подробно рассказывается об особенностях массажа для детей с незажившим пупком и детей, которых мучают колики. Также массажист показывает упражнения для профилактика дисплазии тазобедренных суставов.

Массаж спинки ребенка

Тут важно учитывать возраст ребенка. Выкладывать ребенка на животик можно начиная с 2 месяцев. Врач подробно рассказывает и показывает, как правильно выкладывать ребенка на животик и делать гимнастику для укрепления мышц шеи и спинки. Массаж спины можно начинать делать не ранее чем с 2,5 месяцев. Посмотрите наше видео, и вы узнаете, как с помощью массажа сформировать малышу правильную осанку.

Упражнения грудничкам для улучшения рефлексов

Снова возвращаемся к рефлекторным упражнениям. Выполняем лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову и развиваем рефлексы ползания, опоры и автоматической походки.

После массажа

После окончания массажа ребенка заворачиваем в пеленку и полчаса даем малышу отдохнуть. Вы молодцы!

На что обратить внимание, делая массаж ребенку?

Уважаемые родители, если во время проведения массажа на рефлексы, вы заметили, что малыш не всё делает верно, или если у вашего ребенка мышечный гипертонус (напряжение в мышцах), кривошея (головка наклонена в одну сторону или ребенок постоянно смотрит в одну сторону), следует обратиться к хорошему детскому неврологу.

На первом году жизни сложно обнаружить нарушения работы нервной системы, но именно ранняя диагностика и лечение позволят избежать последствий перинатального поражения мозга. Мозг интенсивно растет и развивается в первые годы жизни, поэтому многие проблемы легко исправить по консультации и лечения у хорошего детского невролога.

Комплексы массажа и гимнастики для детей

Детям на протяжении первого года жизни показаны 5 комплексов массажа и гимнастики, которые учитывают все физиологические особенности этого возраста. Для детей 1-3 лет разработаны особые 3 комплекса упражнений, которые способствуют развитию у них движений.

Первый комплекс (возраст 1,5-3 мес.)

  • Массаж ручек и ножек (поглаживание).
  • Рефлекторные упражнения – выкладывание на животик и ползание.
  • Массаж спины и живота в виде поглаживаний.
  • Растирание стоп.
  • Рефлекторное разгибание и сгибание стоп.
  • Разгибание позвоночника – проводится на левом и правом боку (рефлекторное упражнение).

Второй комплекс (возраст 3-4 месяца)

  • Массаж ручек (поглаживание).
  • Пассивное скрещивание ручек на груди.
  • Массаж нижних конечностей (растирание, поглаживание, разминание).
  • Массаж спинки (разминание и поглаживание).
  • Активно-пассивное упражнение – поворот вправо со спинки на живот.
  • Рефлекторное упражнение – положение «пловца».
  • Массаж (растирание и поглаживание) живота.
  • Массаж (похлопывание и растирание) стоп.
  • Рефлекторные упражнения для стоп.
  • «Бокс» – пассивное разгибание и сгибание ручек.
  • Массаж грудной клетки (вибрационный).
  • Поворот влево со спинки на живот.

Для всех упражнений исходное положение – горизонтальное.

Третий комплекс (возраст 4-6 месяцев)

  • Скрещивание ручек на груди.
  • Массаж ножек.
  • Пассивное упражнение, имитирующее велосипедные движения («скользящие шаги»).
  • Поворот вправо со спинки на животик.
  • Массаж спины (разминание, поглаживание, похлопывание).
  • Массаж животика.
  • Рефлекторное «парение» на животе.
  • Приподнимание туловища и головы при поддержке за отведенные в стороны руки (активное упражнение).
  • Массаж стоп и упражнение для них.
  • Разгибание и сгибание ручек или «бокс» (пассивное упражнение).
  • Попеременное и совместное пассивное разгибание и сгибание ножек
  • Рефлекторное «парение» на спине.
  • Поворот влево со спинки на живот.
  • Массаж (вибрационный) грудной клетки.

Все упражнения проводятся в исходном горизонтальном положении.

Четвертый комплекс (возраст 6-10 месяцев).

  • Скрещивание ручек на груди при поддержке за кольца.
  • Попеременное и совместное сгибание ножек и их разгибание (так называемые «скользящие шаги»).
  • Поворот вправо со спинки на животик без поддержки за ручку.
  • Массаж животика, спинки.
  • Ползание.
  • Присаживание малыша с поддержкой за отведенные в стороны ручки.
  • Пассивное поднятие выпрямленных ножек.
  • Круговые движения ручками.
  • Активное упражнение – напряженное выгибание.
  • Поворот влево со спинки на животик.
  • Активное упражнение – приподнимание туловища (положение на животе), поддерживая дитя за выпрямленные ручки.
  • Присаживание с поддержкой за ручки, которые разводят на ширину плеч (активное упражнение).

Все упражнения этого комплекса выполняются в горизонтальном исходном положении за исключением упражнения «бокс» (его в 8-месячном возрасте, когда ребенок уверенно сидит без опоры, можно выполнять в исходном положении сидя).

Пятый комплекс (возраст 10 месяцев – 1 год 2 месяца)

  • Сгибание и разгибание ручек («бокс») с кольцами стоя или сидя.
  • «Скользящие шаги».
  • Массаж спины.
  • Поворот в одну и другую сторону со спинки на живот.
  • Поднятие тела вертикально из положения на животике, при этом дитя поддерживается за ручки.
  • Наклон и выпрямление туловища.
  • Поднятие до палочки выпрямленных ножек.
  • Массаж живота.
  • Присаживание, поддерживая при этом за разведенные на ширину плеч ручки (с палочкой).
  • Приседание, поддерживая дитя за ручки с кольцами.
  • Напряженное выгибание.
  • Круговые движения ручками с кольцами.
  • Присаживание самостоятельное, с фиксацией коленок, или при поддержке малыша за одну ручку.

Упражнения 3, 4,7, 8, 9 выполняются в горизонтальном исходном положении. Выполнение 10 и 13 упражнений проходит по речевой инструкции.

Шестой комплекс (возраст 1 год 2 мес. – 1 год 6 мес.)

  • Сгибание ручек и их разгибание с кольцами. Выполняют с помощью взрослого в исходном положении стоя на полу.
  • Приседание (ребенок стоит на полу).
  • Поднятие до палочки выпрямленных ножек (исходное положение – лежа на полу).
  • Дитя пролезает через обруч, лежа на животике.
  • Ходьба по ребристой поверхности (к примеру, массажный коврик).

Седьмой комплекс (возраст 1 год 6 мес. – 2 года)

  • Ходьба между двумя палками, веревками, по краю коврика или начерченной мелом дорожке и т.п. Ширину такой дорожки постепенно сужают, начиная с 30-25 см и до 10-5 см.
  • В лежачем положении на полу носками прямых ног нужно достать обруч или из стоячего положения достать предметы, которые лежат на полу, при этом не сгибать колени.
  • Проползти под обруч, скамейку, стул, палку и т.п., прогибая спину.
  • Вытянуть ручки вверх и, держась за обруч или палочку, присесть, а затем подняться на носочки («какие мы маленькие и большие»).
  • Покатать ногой карандаш, палочку и т.п., сидя на стуле.
  • Перешагнуть через несколько предметов на полу, расстояние между которыми 20-30 см.

Гимнастику нужно проводить каждый день, через 30-40 мин. после завтрака, также можно провести занятие после сна малыша в дневное время. Форма одежды – майка и трусы. Упражнения выполняются на коврике босиком, при этом обязательно нужно открыть форточку или фрамугу. Длительность занятия – 10-12 минут. Для данного комплекса гимнастики нужно иметь две скакалки или веревки (длина 1-1,5 м), обруч (диаметр 45-50 см), палочка (диаметр 2,5 см, длина 40-50 см), брусочки, кубики, кегли и т.п.

Восьмой комплекс (возраст 2-3 года)

  • Ходьба вдоль палочки, веревки или по дорожке, ширина которой колеблется в пределах 5-10 см.
  • Достать предметы, лежащие на полу, при этом, не сгибая колени.
  • Поднять голову и в лежачем положении посмотреть на игрушку, которая лежит на стульчике или приподнята на высоту 25-30 см.
  • Перешагнуть через карандаши, палочки, кубики, которые располагаются друг от друга на расстоянии 20-30 см.
  • Пролезать через палку, веревку, в обруч, под скамейку или стульчик, прогибая при этом спину.
  • Поднять пальцами ног карандаш, лежащий на полу.

Проводят занятия через день или ежедневно, спустя примерно полчаса после завтрака или дневного сна. Занятия длятся 12-15 мин, ребенок при этом одет в майку и трусы. Все упражнения выполняются на коврике босиком, при этом нужно держать открытой форточку или фрамугу. Для занятий нужны скакалка или веревка, обруч (диаметр 45-50 см), палка (длина 1-1,5 м, диаметр – 2, 5 см), мяч, кубики, кегли, брусочки.

Ссылка на основную публикацию