Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни

Гимнастика для детей от рождения до года

Выбираем вид детской гимнастики

Здоровье немыслимо без движения. И если нам иногда трудно уговорить себя лишний раз заняться зарядкой, то дети с удовольствием делают это сами. После того как ребенок пойдет, его уже не остановить. Малыш непрерывно исследует окружающий мир через зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

В первые месяцы жизни ребенок ограничен в движениях и в познании. Но чем разнообразнее движения, тем разнообразнее информация, получаемая благодаря им. Так что умственное развитие ребенка напрямую зависит от его двигательной активности.

Зависимость здесь очень простая: а) малоподвижные мышцы, кости, связки и суставы не получают достаточно стимулов, вследствие чего б) не приобретают необходимый для дальнейшего роста тонус, что в) замедляет развитие двигательных навыков и умений, а это ведет к г) ограничению возможностей узнавать новое о мире.

К счастью, у нас есть гимнастика — она поможет ликвидировать дефицит движения у младенца, создаст благоприятные условия для его здоровья и развития. А еще гимнастика поможет поддерживать эмоциональный контакт между мамой и малышом. Любящие мамины руки, ее нежные поглаживания, ласковый голос, когда она во время занятий читает малышу потешки-потягушки, — все это очень радует малыша.

Младенцы могут участвовать только в программах пассивной гимнастики. Это:

1) гимнастика (физические упражнения);

2) гимнастика на мяче;

О массаже, который тоже считается видом пассивной гимнастики, вы можете прочитать по этой ссылке. А здесь мы поговорим о том, чем интересен и полезен каждый из перечисленных видов гимнастики.

Гимнастика хороша большим разнообразием движений. Упражнения улучшают аппетит, пищеварение, сон, углубляют дыхание (развивая тем самым легкие), вызывают усиленный приток крови к мышцам, к костям, с которыми они связаны, что способствует их росту. Они тонизируют организм, дают малышу большой заряд энергии и радости. Младенец учится чувствовать свое тело, понимать его сигналы и быть в ладу со своим физическим «Я».

До года желательно предварять гимнастику с малышом сеансом массажа. Он разогревает и готовит мышцы к нагрузке во время выполнения физических упражнений, которые и будут завершающей стадией массажа.

Гимнастика на мяче

Упражнения на мяче очень нравятся детям любого возраста. Но в грудничковом возрасте, помимо удовольствия от занятий, можно смело говорить об их несомненной пользе.

  • Снижают мышечный гипертонус;
  • Улучшают работу внутренних органов;
  • Тренируют вестибулярный аппарат;
  • Укрепляют мышцы спины, живота и конечностей;
  • Уменьшают дискомфорт при коликах.

Комплекс упражнений для детей способствует укреплению мышц спины, особенно вокруг позвоночника, делает позвоночник сильным и гибким. А это залог нормального функционирования нервной системы и свободного распределения нервных импульсов по всему организму.

Основные принципы гимнастики на мяче

  • Укрепление мышц спины — кладем ребенка на живот.
  • Укрепление мышц живота — кладем ребенка на спину.
  • Укрепление мышц при пупочной грыже — кладем ребенка на спину.
  • Общее расслабление ребенка — как правило, на животе.
  • Коррекция мышц при асимметрии мышечного тонуса — уклон мяча в ту сторону, где наблюдается повышенный тонус.

Оптимальный диаметр мяча для занятий с грудным младенцем — 60 – 65 см. В грудничковом возрасте для того, чтобы снизить повышенный тонус, мяч немного приспускают; чтобы, наоборот, тонизировать организм — туго надувают. Кроме общих для всех видов гимнастики, специфических противопоказаний для занятий на мяче практически нет, за исключением незажившей пупочной ранки. Начинать занятия можно уже с месячного возраста.

Не переживайте, если в первое время и вы и малыш будете чувствовать небольшую неуверенность и напряжение: вы оба быстро освоитесь, если будете заниматься регулярно и без форсирования событий.

Вы удивитесь, как быстро организм малыша отреагирует на такие занятия: результаты упражнений на мяче будут заметны почти сразу. Кроха станет активнее, крепче, перестанет бояться изменений положения своего тела, у него улучшатся сон и аппетит, он получит положительный эмоциональный заряд.

Техника выполнения упражнений

Сверху держим ножки ребенка, прижимаем их к мячу, вторая рука фиксирует спину. Совершаем мягкие, покачивающие движения: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения влево-вправо. Не нужно очень наклонять ребенка вперед, больший акцент — в сторону ножек. По мере того как ребенок осваивается с мячом, амплитуду можно увеличивать. Можно также сделать еще и движения в двух плоскостях — вперед-назад и вверх-вниз одновременно. На спине совершаются те же движения, что и на животе, начинать их стоит не раньше 3 месяцев: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения в одну и в другую сторону.

  • Малыш на животике. Кладем руки малышу на спину и слегка прижимаем его к мячу. Можно правой рукой придерживать кроху за спинку, а левой — фиксировать левую ножку в области коленного сустава. Начинаем потихоньку покачивать малыша вперед, назад, по кругу, чтобы при этом была небольшая вибрация.
  • В том же положении покачивайте малыша к себе и от себя, с небольшой вибрацией, если малыш уже держит головку.
  • Малыш на спинке. Придерживаем его руками за живот и в области голени, или можно правой рукой фиксировать животик, а левой — левую ножку. Медленно при покачивании мяча к себе сгибаем ножки малыша в коленных суставах, а при движении мяча от себя — выпрямляем. Осторожно качаем ребенка в положении лежа на спине в позиции головой вниз. Хорошо, если малыш будет при этом распрямлять руки, это снижает тонус мышц-сгибателей. Теперь пробуем выполнить это же движение сначала только правой, затем только левой ногой.
  • Малыш снова на животике. Держим его за руки и покачиваем вперед-назад. Постепенно приподнимаем вытянутые вперед ручки, чтобы малыш оторвал грудную клетку от мяча.
  • В том же положении правой рукой придерживаем малыша в области поясницы, а левой пробуем уложить в «позу лягушки», широко разведя коленки. В такой позе покачиваем вперед, назад, создавая вибрацию. Это не только расслабляет, но и очень полезно для развития тазобедренных суставов.
Читайте также:  Меновазин детям

Во время занятий на мяче разговаривайте с малышом, хвалите его, пойте песенки или говорите прибаутки. Если малышу что-то не понравилось или он уже устал — прекратите занятия, продолжите в другой раз. Время занятий на мяче строго не регламентировано. Если вы и ребенок получаете от этого удовольствие, занимайтесь в течение дня сколько хотите.

Аквагимнастика

Дети прекрасно воспринимают этот относительно новый способ физического развития. Можно начать упражнения дома, в ванной и сделать их завершающим этапом после массажа и гимнастики или отдельным занятием.

Плавание с первых месяцев жизни ребенка очень полезно не только для физического развития, но и для укрепления нервной системы. Малыш погружается в среду, к которой он привык, и это дает ему чувство психологического комфорта. Занятия в воде не перегружают ребенка и особенно рекомендуются детям, имеющим нарушения психомоторного развития, страдающим заболеваниями костно-мышечной и нервной систем.

  • укрепляет иммунитет;
  • нормализует сон;
  • регулирует обмен веществ;
  • стимулирует работу желудочно-кишечного тракта;
  • насыщает кровь кислородом;
  • тренирует сердечно-сосудистую систему;
  • формирует правильное дыхание;
  • воздействует на нервную систему.

Главное в занятиях — их постепенность и систематичность. На время привыкания малыша к процедуре вы можете находиться в ванной вместе с ним, обычно и взрослый и малыш получают от этого большое удовольствие.

Основные принципы аквагимнастики

  • Комфортная температура воды на первых занятиях — 37 – 37,5 градусов, с понижением ее до конца первого месяца плавания на 3 градуса, а третьего — еще на 2. Для тех, кто посмелее: пожалуйста, помните, что температура не должна опускаться ниже 28 градусов — в этом случае речь идет уже о закаливании.
  • Температура воздуха в ванной — 20 – 22 градуса, дверь открыта. Занятия проводятся через 40 – 60 минут после кормления и за 30 минут до него.
  • Продолжительность занятий — 5 – 20 минут.
  • Вода должна быть без добавок (марганцовка, эфирные масла, отвары из трав, соль), поскольку ванны с этими добавками являются лечебными и рассчитаны на лежащего младенца, а аквагимнастика — это комплекс активных упражнений с достаточно интенсивной нагрузкой на мускулатуру, дыхательную, сердечно-сосудистую системы.
  • Во время занятий в воде уши малыша могут погружаться в воду, после упражнений не забываем просушивать их.
  • Время проведения занятий в воде с малышами младше 4 месяцев в дополнение к общему массажу составляет около 5 минут, для деток постарше — до 10 минут.
  • В качестве самостоятельного вида занятий аквагимнастика проводится в течение 15 – 20 минут.
  • Противопоказаниями являются: открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа.

Техника аквагимнастики

Начинать обучать малыша плаванию стоит не спеша и спокойно. В первое время стараемся, чтобы проявились плавательные рефлексы, которые начинают угасать после рождения, если ребенок не занимается плаванием. Поначалу держим малыша обеими руками: одна рука поддерживает головку и верхнюю часть спины, а другая — область груди (в положении и на спине, и на животе). Следите за тем, чтобы тело ребенка находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение.

Занятия начинаются со скольжения по поверхности воды (вдоль ванны, восьмеркой) и покачивания. Ушки у малыша могут быть в воде, при плавании на груди поддерживайте подбородок, чтобы в рот не попала вода. Когда заметите появление гребных движений, одну руку можно убрать. Теперь вы поддерживаете только голову малыша. Это создает условия для свободного движения руками и ногами при плавании в положении на животе и спине.

Если малыш с удовольствием занимается в воде, можно начинать учить его задерживать дыхание: полейте головку и лицо ребенка водой, захваченной рукой из ванны. Малыш закроет глаза и на две-три секунды задержит дыхание. Повторяйте на каждом занятии по 3 – 4 раза.

Когда ребенок уже достаточно тренирован, научится задерживать дыхание и овладеет навыком грести руками, можно приучать малыша к самостоятельному плаванию. Но это тема для отдельного разговора, а пока ваша главная цель — просто подружить кроху с водой.

Предлагаемый нами комплекс упражнений предназначен для самостоятельного выполнения дома.

  • Плавание на спине. При этом одной рукой взрослый поддерживает затылок ребенка, другая рука находится у него под спинкой. Совершаются линейные, зигзагообразные движения вперед-назад, с отталкиванием ножками от краев ванны.
  • Плавание на животе. До того момента, пока ребенок не научился хорошо держать голову, ему поддерживают голову и шею с двух сторон. Деток постарше в положении на животе поддерживают одной рукой под подбородок (по типу «ковша»), другой рукой удерживают тельце.
  • Плавание на боку. Голова и туловище ребенка располагаются на предплечье одной руки взрослого, второй рукой удерживается ручка малыша.
  • Дети постарше могут ходить, подпрыгивать в ванной при поддержке взрослым под мышками.

Не забывайте, что самое главное в занятиях аквагимнастикой (как и любой другой) — сочетание пользы и удовольствия, поэтому не старайтесь делать «как надо», прислушивайтесь к пожеланиям своего малыша, импровизируйте и просто радуйтесь минутам такого приятного общения. Если вы не будете излишне напряжены — ваши движения станут мягкими и уверенными, малыш не будет проявлять беспокойства, а упражнения будут приносить лишь положительные эмоции вам обоим.

Другие виды детской гимнастики

Вот вы и познакомились с самыми надежными и проверенными методиками. Однако есть еще несколько видов гимнастики, которые могут быть у родителей на слуху: это бэби-йога, динамическая гимнастика и мама-йога.

В первом случае речь идет о мануальной практике избавления от возможных родовых травм в первые две недели после рождения ребенка, которая осуществляется только высококвалифицированным специалистом. Вторая является набором акробатических упражнений, направленных на коррекцию мышечного тонуса и развитие координации и вестибулярного аппарата; обучение проходит на специальных занятиях с инструктором. В третьем случае речь идет о маминых занятиях йогой в присутствии малыша с небольшим количеством асан, в которых малыш может участвовать, не испытывая никакой физической нагрузки, а просто поддерживая контакт с мамой.

Читайте также:  Шкала АПГАР: расшифровка баллов новорожденных в таблице

Таким образом, все эти виды гимнастики нельзя делать дома без подготовки. Если вы проявляете интерес к этим видам физической активности и настроены их опробовать, предварительно проконсультируйтесь с педиатром, неврологом и хирургом-ортопедом, взвесьте все «за» и «против» и пройдите обучение у сертифицированного инструктора.

Движение — это жизнь! И огромная радость

Мы поговорили о значении двигательной активности на первом году жизни ребенка и выяснили, что гимнастика способна свести к минимуму негативные последствия дефицита движения у грудничка. Движение напрямую связано с умственным развитием в этом возрасте, поскольку основную информацию о мире младенец получает через сенсорные каналы восприятия. Гимнастика во всем ее многообразии дает толчок к обогащению и расширению этих каналов. И чем больше возможностей познавать доступно ребенку, тем более полная картина мира формируется у него в сознании и тем успешнее он справится с задачами, которые будет ставить перед ним жизнь.

Как бы вы ни занимались с вашим малышом, какой бы из видов гимнастики ни выбрали для себя, главное, чтобы вы помнили, для чего начали заниматься с ребенком. При наличии показаний к лечебному массажу следует доверить дело рукам профессионала. Если же их нет и вы решаетесь на занятия в домашних условиях, то это потому, что вы хотите, чтобы ваш малыш был здоров и счастлив.

Пусть домашняя гимнастика будет не только и не столько хорошей физической тренировкой для вашего ребенка, сколько способом прожить вместе с малышом чудесные минуты гармонии, взаимопонимания и тихой радости. Желаем вам и вашему малышу здоровья!

Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни

Новорожденный ребенок большую часть времени проводит во сне. Так сама природа помогает ему пройти период адаптации к новому миру. Во сне все процессы протекают мягче. Бодрствует новорожденный совсем немного — не более двух часов в сутки. Пробуждения его связаны чаще всего с естественными нуждами — желанием поесть, мокрыми пеленками или болями в животе из-за колик. Короткими промежутками бодрствования можно и нужно умело пользоваться.

Для развития малыша будет полезна специальная гимнастика, которая разрешена буквально с самых первых дней жизни. О том, как и зачем ее делать, мы расскажем в этой статье.

Польза

Польза гимнастики для новорожденных мало у кого вызывает вопросы: зарядка никогда не идет во вред, если проводится правильно. Для малышей, которые только что появились на свет, гимнастические упражнения имеют особое значение.

После девяти месяцев в материнской утробе, проведенных в довольно стесненных условиях (особенно тесно было в последние 2 месяца перед родами), нет ничего удивительного в физиологическом гипертонусе мышц, который регистрируется почти у всех грудничков. Гимнастика помогает быстрее избавиться от излишней напряженности в мышцах, малыш получает возможность расти и развиваться физически в более комфортных условиях.

Гимнастика — это не просто комплекс упражнений. Во всяком случае, малыш видит ее иначе: для него это возможность близкого тактильного контакта с мамой. Его отсутствие или недостаток приводят к скудному эмоциональному развитию малыша, к замедлению его психического развития.

Гимнастика улучшает кровообращение, что хорошо сказывается на аппетите, пищеварении и качестве сна: дети спят более глубоко и спокойно. Развиваются мышцы, укрепляются суставы и связки. Все это потом обязательно пригодится ребенку, когда он начнет осваивать перевороты, ползание, ходьбу. Доктор Комаровский, мнение которого имеет вес для многих мам, считает, что гимнастика и закаливание с первых же дней — залог здорового и крепкого иммунитета в будущем.

Противопоказания

Относительными противопоказаниями к гимнастическим упражнениям для новорожденных считаются врожденные пороки сердца, гемангиома, а также наличие большой пупочной или паховой грыжи. Иногда врачи рекомендуют воздержаться от гимнастических упражнений при определенных врожденных заболеваниях суставов и опорно-двигательного аппарата, например, при незрелости тазобедренных суставов гимнастику нужно делать особенную, лечебную и только тогда, когда малыш немного подрастет.

Гимнастику не делают, если у ребенка рвота, диарея, повышенная температура.

Обязательно нужно задать вопрос о возможности занятий педиатру — он посетит вас уже на следующий день после выписки из роддома. Подавляющему большинству малышей такие занятия доктора разрешают, причем с удовольствием: желание мамы развивать своего ребенка всегда похвально.

Общие принципы

Если противопоказания отсутствуют, целесообразно начинать заниматься с ребенком с 1,5-2 недель. К этому времени малыш достаточно хорошо адаптируется к новой среде обитания. Маме, которая намерена заниматься с ребенком гимнастикой, нужно знать некоторые общие правила, которые помогут добиться максимальной пользы и сделать сам процесс занятий интересным и приятным для всех.

  • Занимайтесь с ребенком каждый день. Только ежедневная гимнастика, а не пара упражнений от случая к случаю будет полезной и действенной.
  • Для занятий используйте ровную поверхность, которая не будет проваливаться под весом малыша — стол, столешницу, пеленальный столик или крышку комода.
  • Повторяйте каждое упражнение не более 3-5 раз, этого вполне достаточно, чтобы малыш не уставал.
  • Превратите занятие в игру — со стихом, песней и прибауткой. Малышу это обязательно понравится.
  • Делайте гимнастику в проветренном помещении, в котором нежарко (не более 21 градуса тепла), снимайте на время гимнастики подгузники и всю одежду. Летом, если на улице тепло и не дождливо, можно проводить гимнастику на свежем воздухе.
  • Заставлять ребенка делать зарядку нельзя. Если грудничок капризничает и плачет, не стоит продолжать выполнять упражнения. К гимнастике можно будет вернуться тогда, когда ребенок будет настроен на игру и общение.
  • Составляя программу гимнастики для своего ребенка, выбирайте только те упражнения, которые подходят ему по возрасту, ведь избыточная физическая нагрузка может навредить.
  • Делайте упражнения, которые будут способствовать симметричному развитию парных мышц, чтобы не допустить преобладания односторонней мышечной активности.
  • Длительность занятия установите на уровне 10 минут. Для начала — не более 2 минут, потом каждые два дня увеличивайте время на одну минуту, пока не достигнете десятиминутной «тренировки».
Читайте также:  Ингаляторы и небулайзеры для детей от кашля и насморка

Зарядку можно проводить несколько раз в день:

  • после пробуждения и утренних гигиенических процедур – утреннюю;
  • гимнастику в сочетании с общеукрепляющим массажем – в первой половине дня;
  • несколько расслабляющих упражнений в составе успокаивающего вечернего массажа, который делают перед купанием.

Проводите гимнастику на разогретые мышцы, если даже не проводите предварительного массажа: легко растирайте ладонями ручки, ножки, живот и спинку, прежде, чем перейти к выполнению комплекса упражнений.

Также следите за тем, чтобы ребенок не был голоден на момент занятий, поскольку голод будет отвлекать его, малыш начнет плакать. Опасно делать упражнения и сразу после еды — это может спровоцировать обильное срыгивание.

Оптимально запланировать занятие через полтора часа после еды или за час до очередного кормления.

Классическая зарядка для малышей от 0 до 3 месяцев

Классические упражнения возможно сочетать с массажем, воздушными ваннами. Хорошо приемы классической гимнастики подходят для утреннего занятия, которое мама проводит после умывания, обработки пупочка. Классическая гимнастика выполняется в статичном положении: ребенок находится в стабильном положении в пространстве. Это основное отличие классического комплекса от динамического, о котором мы расскажем ниже.

Маме на заметку можно посоветовать несколько игровых упражнений, которые обязательно пригодятся маме грудного малыша от 2 недель до 2 месяцев.

  • «Гусеничка». Исходное положение — лежа на животе. Мама подносит ладонь к стопам малыша и слегка надавливает на них поступательным движением вперед. Малыш рефлекторно совершает поползновение вперед. Так тренируются мышцы живота, ног, спины. Ползание практикуют с самого раннего возраста именно для этого, а вовсе не для того, чтобы научить ребенка ползать, как думают многие.

  • «Эмбрион». Поза, которую ребенку нужно принять в ходе выполнения этого упражнения, достаточно проста и привычна для него. В ней ребенок находился в маминой утробе. Положите малыша на бок, подведите колени к животу, а ручки удерживайте у груди. Слегка наклоните голову малыша подбородком вниз, к груди. Удерживайте его в таком положении 15-20 секунд, потом отпустите. Повторите 4-5 раз.
  • «Топотун». Поднимите малыша, захватив под мышками, дайте пальчикам ног упереться в поверхность стола и перемещайте малыша вперед. Он рефлекторно будет делать «шаги» по столу. Не расслабляйте свои руки, вес ребенка ни в коем случае не должен ложиться на его неокрепшие конечности и позвоночник.
  • «Велосипед». Исходное положение — лежа на спине. Возьмите ножки малыша в свои руки выше голеностопа и совершайте движения, характерные для езды на велосипеде.
  • «Червячок». Исходное положение — лежа на боку. Проведите пальцами вдоль позвоночника ребенка без нажима и давления. Рефлекторно малыш выгнет спинку, а потом снова вернет ее в исходное положение.
  • «Атлет». Исходное положение — лежа на спине. Возьмите ручки малыша в свои руки. Подведите их к груди, разведите в разные стороны, потом поднимите вверх и опустите вдоль тела. Первое время повышенный мышечный тонус будет существенно ограничивать подъемы и опускания, следите за тем, чтобы ребенку не было больно.

Если ребенку уже более двух месяцев и его возраст приближается к 3 месяцам, вполне можно усложнить программу классической гимнастики следующими упражнениями:

  • «Дельфинчик». Исходное положение — лежа на животе. Положите свои ладони под грудь и живот ребенка, на несколько секунд невысоко приподнимите его на ладонях над поверхностью массажного стола. Все группы мышц, особенно шейные, мышцы спины и живота напрягутся. Спинка прогнется, а головка поднимется выше. Потом аккуратно опустите малыша обратно в исходное положение. Повторяйте 3-4 раза.
  • «Лыжник». Положите малыша на спинку, возьмите одну ножку за стопу, аккуратно распрямите ее в колене и скользящим движением проведите стопой крохи по своей ладони. Потом аналогично проведите упражнения для второй ноги. Это будет похоже на бег лыжника.
  • Следующее упражнение достаточно сложное, его рекомендуется начать делать не ранее 3-месячного возраста. Называется оно «Веретено». Его суть — в тренировке косых мышц живота и длинных мышц спины. Положите ребенка на спинку. Одной рукой захватите ножки, второй потяните за правую ручку с одновременным отведением ножек влево. Малыш перевернется на живот. Потом практикуйте перевороты через противоположную сторону.

Можно добавить упражнения на фитболе – как на спине, так и на животе.

Динамическая зарядка

Этот вид гимнастики для грудничков относится к категории развивающих. Упражнения используются более сложные, все они проводятся в движении с переменой положения тела ребенка в пространстве. Качание, вращение помогают не только развивать мышечную систему, но и эффективно тренируют вестибулярный аппарат ребенка.

Динамические упражнения имеют больше противопоказаний, чем классические, а потому родителям помимо консультации врача предварительно желательно получить пару уроков у специалиста ЛФК. Такой тип гимнастики не показан при кривошее, слабости и недоразвитости суставов. Для начала мама может посетить кабинет ЛФК в поликлинике, пройти несколько групповых занятий с малышом, только после этого возможно домашнее применение полученных навыков – естественно, с осторожностью и соблюдением техники выполнения упражнений.

Программы динамической гимнастики могут быть различными, вот лишь несколько упражнений для домашнего использования.

  • «Летчик». Положите малыша на живот. Одной рукой крепко обхватите запястье крохи, а второй — ногу в области голени с той же стороны. На несколько секунд приподнимите малыша и аккуратно опустите обратно. Повторите упражнение с ручкой и ножкой с другой стороны.

  • «Альпинист». Исходное положение — лежа на спине. Захватите руками ножки малыша чуть выше щиколоток, слегка приподнимите ребенка за ножки, чтобы ноги были в воздухе, а голова — на столике. Слегка потрясите его и плавно опустите обратно.
  • «Самолетик». Это упражнение знают все. Его выполнение лучше доверить папе, его руки крепче маминых. Одной рукой возьмите лежащего на животе малыша под грудь, второй — под животик с противоположной стороны. Малыш должен быть хорошо зафиксирован. Покатайте его по комнате, изображая звук самолета, меняйте высоту «полета», можно несколько раз покружить малыша. Не стоит подбрасывать ребенка в воздух и ловить его, как делают некоторые представители старшего поколения, это создает избыточную нагрузку на позвоночник и кости таза.
Читайте также:  Сколько зубов в 3 года у ребенка и как лечат зубы в этом возрасте?

Динамическая гимнастика, по словам сторонников ее применения, позволяет не только развивать малыша, но и укреплять психологическое доверие между ребенком и взрослым. Многие специалисты рекомендуют начинать ее новорожденным уже с 1 месяца.

Такая гимнастика имеет и своих недоброжелателей, которые уверены, что нет никакого смысла подвергать ребенка травматической опасности. Практиковать или нет — решать вам. В обучении помогут специалисты ЛФК и обучающие видеоуроки, которых на просторах интернета существует великое множество.

Полезные советы и отзывы

Гимнастика сама по себе не принесет ребенку ощутимой пользы, если родители не будут создавать нормальные условия для занятий: в комнате нужно увлажнять воздух (рекомендуемые параметры влажности 50-70%), следить за температурой воздуха. Во время занятия не должно быть сквозняков.

Больших результатов удается добиться родителям, которые совмещают гимнастику с прохладными ваннами по методу доктора Комаровского, с воздушными ваннами, с другими общеукрепляющими методиками, а также с методами арт-терапии (музыкотерапией, сказкотерапией).

Родители, которые с первых дней начали делать ребенку гимнастику, к первому дню рождения малыша обычно смело утверждают, что их дети реже болеют, лучше развиваются, быстрее осваивают возрастные навыки. Многие из них в год, по отзывам, вполне уверенно ходят.

Гимнастика, по словам мам (и с ними полностью согласны педиатры), расширяет не только предел физических возможностей, но и повышает умственное и интеллектуальное развитие, способствует более раннему развитию речи карапуза, повышает его способности к обучению и запоминанию.

В следующем видео физический реабилитолог Ольга Яшная обучит молодых родителей специальным физкультурным упражнениям для самых маленьких и расскажет, почему они настолько важны вашей крохе.

  • Новорожденный
  • Рефлексы
  • Шкала АПГАР
  • Когда начинает слышать и видеть
  • Уход
  • Подгузники
  • Пеленание

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Гимнастика для новорожденных

Весь период внутриутробного развития ребенок находится в закрытом пространстве полости матки и места для движений там не очень много, особенно в последние месяцы беременности. После рождения малыш мало бодрствует, в основном он спит, просыпается лишь в связи с физиологическими потребностями – покушать, сменить подгузник или у него болит животик. Безусловно, новорожденный нуждается не только во сне, питании и тепле, ему также необходима двигательная активность.

Польза гимнастики несомненна, малыш с которым ежедневно занимаются, зачастую развивается более гармонично и может опережать сверстников как в развитии двигательных навыков, так и в умственном плане.

Занятия физическими упражнениями позволяют крохе познавать свое тело, развивают координацию движений, укрепляют мышцы и связки, улучшают кровоснабжение, обменные процессы и аппетит, позволяют легче справиться с кишечными коликами и способствуют близкому тактильному контакту с мамой.

Выделяют общую гимнастику для грудничков и ЛФК. Гимнастикой может заниматься мама самостоятельно, ЛФК же назначается врачом .

Упражнения для грудничков бывают нескольких видов:

  • классические
  • динамические
  • занятия на фитболе

Когда же стоит начинать занятия ?

Если малыш здоров и педиатр не выявил противопоказаний (гемангиома, пороки сердца, патология тазобедренных суставов, наличие большой пупочной или паховой грыжи), то некоторые виды упражнений можно начинать выполнять сразу после выписки из роддома.

К ним относится выкладывание малыша на животик: сначала кроха будет инстинктивно поворачивать голову на бок, потом научится приподнимать ее на несколько секунд. Это упражнение помогает укрепить мышцы шеи, плечей, позвоночник.

Другие упражнение целесообразнее начинать через 1.5- 2 недели после рождения, когда малыш адаптируется к условиям внешней среды.

Прежде чем начинать занятия, мама должна знать определенные правила подготовки к ним:

  1. Гимнастику необходимо делать ежедневно, только регулярные занятия принесут пользу.
  2. Старайтесь организовать занятия в одно и то же время – так у малыша выработается рефлекс и он будет заниматься с удовольствием
  3. Упражнения выполняются на твердой ровной поверхности( стол, пеленальный столик)
  4. Помещение перед началом занятий нужно проветрить , температура воздуха должна быть комфортной – примерно 22 градуса.
  5. Малыша следует раздеть – снимите подгузник и всю одежду, на столик постелите клеенку и пеленку.
  6. Во время упражнений разговаривайте с крохой. Используйте стихи, потешки, прибаутки.
  7. Не занимайтесь если малыш капризничает или ему не нравится, вы сможете продолжить гимнастику когда кроха будет настроен на общение.
  8. Не стоит проводить занятия если малыш голоден, это будет отвлекать его, также не нужно тренироваться сразу после еды. Лучше выбрать время через час после еды или за 1.5 часа до кормления.

  • Повторяйте каждый комплекс от 3 до 5 раз, следите чтобы малыш не устал, постепенно увеличивая время занятий с 3-5 до 10 минут.
  • Каждое упражнение начинайте и заканчивайте легкими поглаживаниями, сильно нажимать не нужно, следите чтобы кожа малыша не собиралась в складочки.
  • Движения во время комплекса стоит проводит от периферии к центру- от ладоней к плечам, от стоп к области паха , животик с боков к пупочку, затем вокруг пупка по часовой стрелке.
  • Вращение ручк , ножки поднятие конечностей вверх и опускание вниз стоит проводить фиксируя свободной рукой близлежащий сустав.
  • Избегайте резких движений.
  • Подбирайте упражнения строго по возрасту ребенка.
  • Можно организовать занятия несколько раз в день – утром после гигиенических процедур, в первой половине дня общеукрепляющую и расслабляющий комплекс перед вечерним купанием.
  • Общая гимнастика. Примерный комплекс упражнений от 1.5 недель до 2 месяцев.

    • Разведение ручек в стороны и скрещивание их на груди( малыш будто обнимает себя).
    • Поднимание ручек вверх и вниз, то вместе, то поочередно.
    • Разведение и сведение ножек в стороны.
    • Вращение бедром поочередно, описывая полукруг.
    • Прижимать ножки к животику и разводить их ( упражнение “лягушка”).

    С помощью данных упражнений осуществляются движения во всех суставах, разрабатываются мышцы и связки, улучшается микроциркуляция, профилактика тугоподвижности при наличии повышенного мышечного тонуса

    • Малыш лежит на животике, мама подкладывает ладони на стопы и слегка толкает кроху, стимулируя “ползти” вперед. Так тренируются мышцы живота, спины, ног.
    • Положение лежа на животе, мама слегка, без надавливания проводит пальцами вдоль позвоночника, малыш рефлекторно выгнет спину и сразу вернет ее в исходное положение.
    • Взять малыша под мышки, ножки должны слегка касаться стола, но ни в коем случае не опираться на стол, малыш рефлекторно станет перебирать ножками имитируя ходьбу.
    • Массируйте стопы ребенка- рисуйте воображаемую восьмерку большим пальцем своей руки . Упражнения на фитболе.

    Фитбол – большой гимнастический мяч, оптимальный диаметр 50 – 65 см. Перед началом занятий нужно накрыть мяч пеленкой. Упражнения на фитболе лучше применять в конце занятий, начинать следует с небольших амплитуд, постепенно увеличивая их.

    Такого рода упражнения можно начинать с 2 недель – 1 месяца жизни, следите за реакцией малыша, если вы видите, что крохе не нравится, то лучше отложить занятия на пару недель.

    В разные возрастные периоды комплексы упражнений на фитболе преследуют определенные цели.

    • В первые месяцы жизни он несет больше расслабляющий характер, с помощью легкой вибрации расслабляются глубокие мышцы.
    • Фитбол помогает бороться с коликами за счет расслабляющего действия и улучшения перистальтики.
    • Пружинящие движения на фитболе напоминают малышу покачивание внутри плодного пузыря и он быстрее может уснуть.

    Упражнения в 3 месяца преследуют цель укрепить мышцы, раскрыть ладошки , перевернуться и сесть.

  • В 6 месяцев фитбол помогает сформировать правильную опору, укрепить мышцы спины.
  • С 9 месяцев с помощью фитбола улучшается координация движений, помогаем малышу сесть из положения стоя.
  • После 12 месяцев и во взрослом состоянии фитбол помогает сохранить правильную осанку.
  • Динамическая гимнастика – это интенсивный вид упражнений, при которых используется вращение малыша, опускание вниз головой и качание. Данный комплекс проводится только специалистом, либо родителями после прохождения специального курса обучения. Имеются противопоказания- повышение мышечного тонуса и внутричерепная гипертензия.

    Данный вид гимнастики используется для занятий с малышами начиная с первого месяца жизни. Она способствует речевому развитию, кроме того на ладонях содержится множество рефлекторных точек , воздействуя на которые можно влиять на работу внутренних органов. Кроме того это постоянный эмоциональный контакт с мамой и отличный способ отвлечь ребенка во время каприз. Во время занятий используются различные стихи и прибаутки, самое распространенное из которых -“Сорока -белобока”.

    Не важно какой вид гимнастики вы выберете для вашего малыша – классическую , динамическую или занятия на фитболе. Любой вид физической активности и постоянный контакт с мамой, принесут только пользу вашему крохе.

    Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

    В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.

    Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.

    Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.

    Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.

    Условия проведения, противопоказания

    Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

    Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.

    Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

    Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье “общие принципы массажа”. Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

    Дыхательные упражнения

    Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

    Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

    Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

    Рефлекторные упражнения

    У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

    Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

    Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

    Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

    Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

    Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

    Исходное положение: ребенок лежит на животике.

    Произвести надавливание на подошву у основания пальцев – ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

    Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

    Рефлекторное ползание

    Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

    Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

    Рефлекторная опора и ходьба

    Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

    Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

    Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

    Пассивные упражнения

    Скользящие шаги – «топотушки»

    Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

    Катание в позе «эмбриона».

    Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

    Активные упражнения

    Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

    Гимнастика для детей 3-4 месяцев

    Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

    Дыхательные упражнения

    Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

    Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

    Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

    Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

    Упражнения на мяче

    Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

    Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

    Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

    Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

    Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

    Гимнастика для детей 4-6 месяцев

    Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

    Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

    Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

    Одновременное сгибание – разгибание ног.

    Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

    Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

    Расширяется спектр упражнений на мяче.

    В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

    На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

    С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

    Гимнастика для детей 6-9 месяцев

    К уже описанным упражнениям добавляются:

    Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

    Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

    Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

    Вводится новое упражнение: велосипед.

    Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

    В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

    Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

    Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

    Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

    В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

    Гимнастика для детей 9-12 месяцев

    Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.

    В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».

    Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

    Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.

    В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.

    В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!

    Правила проведения гимнастики для новорожденных

    Зачем нужна гимнастика для новорожденных

    Гимнастические упражнения развивают координацию движений, тренируют орган равновесия, повышают тонус мускулатуры. Занятия направлены на подготовку к сидению, ползанию и ходьбе.

    При проведении физических упражнений увеличивается приток крови к органам. Двигательная активность усиливает работу мозга. Во время выполнения различных действий образуются новые нейронные связи, активируются зоны речи. Во время гимнастических мероприятий мама постоянно разговаривает с ребенком, что обучает его воспринимать речь.

    Занятия способствуют раскрытию легких. Хорошая дыхательная функция поддерживает необходимый уровень кислорода в организме малыша, предупреждает развитие гипоксии мозга. Гимнастика устраняет гипертонус у детей с гипоксией и травмами в родах. Мышцы постепенно нормализуют свою функцию, объем движений становится больше.

    Основные правила проведения гимнастики

    Занятия физкультурой проводятся только при хорошем самочувствии грудничка. Нельзя силой делать упражнения. При плохом самочувствии или болезни ребенок сопротивляется, что может приводить к повреждениям связок и суставов.

    Для проведения физических упражнений есть ограничения:

    • гемангиома;
    • пороки сердца;
    • патологии суставного аппарата;
    • гидроцефальный синдром.

    Также не следует проводить гимнастику, если ребенок голодный, сильно капризничает, температурит или его беспокоят боли в животе.

    Перед тем, как начинать занятия, необходим осмотр педиатра и невролога, чтобы исключить возможные заболевания суставов, сердца и другие патологии.

    Для здоровых малышей рекомендуется начинать пассивную гимнастику с 2-3 недель. Поглаживания и выкладывание на живот осуществляются с первых дней жизни.

    Малышу первого месяца проводится пассивная гимнастика. Родители сами осуществляют движения за ребенка. Делают пассивные сгибания, разгибания конечностей, сведения, разведения.

    У грудных детей первого месяца жизни имеется постоянный гипертонус мускулатуры, потому что в утробе матери им приходится поддерживать позу эмбриона. Тонус мышц конечностей со временем снижается. С учетом физиологического гипертонуса движения должны быть плавными, медленными. Нельзя резко и сильно разгибать или сгибать конечности, раскрывать кулачки малыша. Это может привести к разрыву мышц и связок.

    Чтобы гимнастика принесла только пользу, следуют определенным правилам:

    • Гимнастику делают через 30 минут после кормления грудью или смесью.
    • За 15 минут помещение проветривают, согревают.
    • Упражнения делают на пеленальном столе или другой плотной поверхности, которую застилают пеленкой или одеялом.
    • С рук снимают драгоценности, часы и другие предметы, которые опасны для грудничка, ногти подстригают.
    • Физкультуру сочетают с воздушными ваннами. Температуру помещения поддерживают в границах 22-25ᵒС.
    • Занятия проводят 5 минут. Со временем увеличивают длительность процедуры до 10 минут.
    • Массажное масло после процедуры стирают сразу, чтобы ребенка не уронить.
    • С малышом разговаривают на протяжении всего занятия.

    Этим правилам нужно следовать, чтобы обеспечить комфортность и безопасность процедуры.

    Виды гимнастики

    Гимнастические мероприятия подразделяют на несколько разновидностей. Выделяют следующие виды физкультуры:

    • лечебная;
    • классическая;
    • динамическая.

    Лечебная физкультура применяется при дисплазии тазобедренного сустава, выраженном гипертонусе, кривошее и других заболеваниях. Такой вид гимнастики осуществляется только доктором.

    Классический комплекс проводится родителями. Он включает в себя поглаживания, растирания, пассивные простые движения конечностями, выкладывание на живот. Комплекс упражнений можно получить у врача- педиатра.

    Упражнения для малыша в 1 месяц:

    • Новорожденного укладывают на спину, осуществляют поглаживание груди, живота от центральной части к боковым.
    • Живот гладят по часовой стрелке.
    • Полаживают ноги от стоп к бедрам. Легонько надавливают на основание пальцев стоп. Проводят пальцем по подошве от пальчиков к пятке.
    • Кладут большой палец в ладошку, чтобы ребенок тренировал захват. Делают массаж рук от кистей к плечевому суставу. Осуществляют поглаживание ладошек.
    • Руки разводят в стороны. При сопротивлении ребенка движение прекращают.
    • Осуществляют сгибание и разгибание коленных суставов.
    • Кладут грудничка на живот, гладят спинку от шеи к ягодицам.
    • Поворачивают малыша на бок, проводят по позвоночнику.

    Каждую из этих манипуляций повторяют по 7 раз. Гимнастика для новорожденного должна длиться не более 10 минут.

    У малышей 2-месячного возраста количество упражнений больше, так как младенец способен некоторые движения выполнять сам.

    Гимнастика к 2 месяцам:

    • Малышу вкладывают большие пальцы в ладошки, другими пальцами кисти обхватывают запястье. Потягивают за ручки на себя, чтобы грудничок подтянулся и попытался поднять голову. Поднимают так, чтобы спина ребенка была под углом 20ᵒ от поверхности пеленальника.
    • Берут голени малыша, начинают поочередно сгибать ноги в коленном суставе, прижимая согнутую ножку к животу. Скорость движений со временем увеличивают, но не намного.
    • В положении лежа на животе привлекают взгляд грудничка погремушкой, чтобы малыш искал предмет, поднимал голову.
    • В положении лежа на животе к стопам малыша прикладывают ладонь, чтобы он оттолкнулся от нее ногами.

    Эти упражнения проводят ежедневно по 10 минут.

    Динамические упражнения

    Динамическая гимнастика для новорожденных является очень агрессивной, поэтому ее применяют с 1-2 месячного возраста. Комплекс содержит висы за ноги и руки, перевороты. Эти упражнения тренируют тонус мускулатуры и орган равновесия.

    Нельзя проводить динамические упражнения у неподготовленного младенца. Это приводит к травмам.

    Занятия достаточно травматичны, поэтому требуется консультация специалиста по правильному проведению упражнений. Тренировки осуществляются под наблюдением инструктора. Не рекомендуется начинать занятия с новорожденными и детьми, у которых есть какие-либо проблемы со здоровьем.

    Занятия на фитболе для ребенка

    Упражнения относятся к динамической технике. На мяче должны быть специальные держатели и пупырышки. Занятия укрепляют мускулатуру, тренируют орган равновесия. Первые упражнения осуществляют с тренером.

    Сначала грудничка укладывают на живот, фиксируют за спину, покачивают вперед и назад. При помощи мячика осуществляется массаж живота, что помогает от колик. Потом добавляют покачивания вправо и влево, по окружности. Через некоторое время разрешается укладывать малыша на спину. Пружинистые движения проводят только после 3-месячного возраста, потому что грудничок должен уверенно держать голову.

    Классическую гимнастику для новорожденного начинают с самых простых движений, которые со временем усложняют. Для малышей с патологиями опорно-двигательной системы показана лечебная физкультура. Динамическую технику начинают только после посещения доктора, так как не всем детям она подходит.

    Видео

    Гимнастика для грудничков с разбором упражнений

    Стартовый комплекс гимнастических упражнений для грудничков. Планирование медицинского массажа и гимнастики для грудничков.

    1. Массаж верхних конечностей грудничка. Приём поглаживание. Количество массажных воздействий – от 6 до 8.

    2. Упражнение приподнимание. Исходное положение грудничка – лёжа на спине.

    3. Массаж нижних конечностей. Приём – поглаживание. Количество массажных воздействий – от 6 до 8.

    4. Выкладываем грудничка на животик. Упражнение на рефлекс. Продолжительность -15-20 сёк.

    5. Массажное воздействие в области спины грудничка. Приём — поглаживание. Количество массажных воздействий — от 4 до 5.

    6. Разгибаем спинку. Упражнение на рефлекс. По 2-3 раза на левом и правом боках.

    7. Массажное воздействие в области живота грудничка. Направление движения – по часовой стрелке. Обходить область правого подреберья (обл. проекции печени.) Приём – поглаживание: 5-6 раз по кругу; 5-6 раз навстречу; 5-6 раз по косым мышцам; Завершение, как и вначале -5-6 раз по кругу.

    8. Гимнастическое упражнение, укрепляющее мышцы пресса. Выполнить 2-3 раза.

    9. Массаж ступнёй грудничка. Приём – поглаживание. Количество массажных воздействий – от 5 до 6.

    10. Сгибаем-разгибаем ступни. Упражнение на рефлекс. Количество повторов — 2-4.

    11. Грудничок ползает. Упражнение на рефлекс. Количество повторов — 2-4.

    12. Массажное воздействие в области груди. Приём — поглаживание. Направление движения — по кругу. Приём вибрация. Повторение — 5-6 раз.

    13. Грудничок ходит. Упражнение на рефлекс. Количество повторов — 2-4.

    14. Встряхнуть ручками.

    15. Сложить руки к груди, ноги к животу. Голову грудничка приблизить к груди и держа в таком положении покачать 2-3 раза.

    16. Грудничок качается на мячике.

    Особые указания и секреты техники эффективной гимнастики для любого грудничка. Подробный разбор упражнений для грудничков.

    Разберём детально каждое гимнастическое упражнение и приём массажа для грудничка.

    1. Массаж верхних конечностей грудничка. Для выполнения этого упражнения необходимо положить ребёнка в положение на спине головой от себя. Используя хватательный рефлекс грудничка, дайте ему взять себя за большой палец правой руки и выполните приём левой, а затем наоборот. Массажное поглаживание имеет здесь направление от кисти к плечу и подмышке. Количество массажных воздействий – 6-8.

    2. Упражнение приподнимание. Исходное положение – лёжа на спине. Снова, используем хватательный рефлекс грудничка. Даём ему на этот раз оба больших пальца сразу и придерживаем его кисти остальными пальцами. Как только ребёнок крепко схватится за пальцы, начинайте слегка тянуть его на себя, побуждая приподниматься. Грудничок будет делать упражнение с удовольствием, если будет чувствовать себя уверенно и не будет утомляться. Поэтому вначале приподнимайте его совсем слегка, не дожидаясь, пока его радостное настроение поменяется на расстроенное или даже серьёзное. Постепенно, неделя за неделей приподнимайте своего грудничка чуть выше, но не дожидайтесь, пока у него испортится настроение. Гимнастика и массаж должны приносить только радость и позитив. Общая продолжительность упражнения – 60 секунд. Количество повторов – 7-8. Обязательно сообщайте малышу, что он «молодец» или «умница» и радуйтесь его успехам вместе с ним.

    3. Массаж нижних конечностей грудничка. Для выполнения этого упражнения необходимо положить ребёнка в положение на спине головой от себя, как и при массаже верхних конечностей. Также, левую ножку держит левая рука, правую – правая. Поглаживающее движение направляйте от ступни к бедру грудничка по внешней и задней поверхности ноги, не затрагивая область колена и переднюю поверхность голени. Заканчивается движение в паховой складке. Количество массажных воздействий – 6-8.

    4. Выкладываем грудничка на животик. Ребёнка кладут на живот так, чтобы он при этом опирался на руки. Ноги при этом разводятся в стороны. В основе данного упражнения лежит защитный рефлекс – при нахождении в положении на животе грудничок рефлекторно поднимает и поворачивает головку. Рекомендуется проводить такие выкладывания перед каждым приёмом пищи для укрепления мышц воротниковой зоны. Продолжительность данного приёма может варьировать от 5 секунд до 20 минут. Увеличение времени происходит постепенно.

    5. Массажное воздействие в области спины. Положите ребёнка в исходное положение: на животе, руки под грудь. Проведите поглаживающий приём массажа, прикасаясь к коже грудничка тыльной стороной кисти руки. Сделайте 4-5 повторов. Методика проведения такова: у ребёнка до 2-х месяцев, у которого положение на животе является нестабильным, поглаживание проводится только одной рукой, другой в это время мягко фиксируют тело ребёнка. В возрасте старше 2-х месяцев поглаживают спинку двумя руками. Направление движения от поясницы к шее и обратно.

    6. Груднички! Разгибаем спинку! Положите своего ребёнка на бочок, мягко фиксируя его положение за ноги одной рукой. Затем, поглаживающим приёмом массажа, проводим двумя пальцами (на ваше усмотрение, какими удобнее в каждом конкретном случае) продольно по позвоночнику сначала в направлении от крестца к шее, затем обратно. Применяя данное движение, мы добиваемся активации так называемого талантова рефлекса кожи спины. Затем, данный приём массажа повторяют на другом боку. Цель его — укрепление и развитие мышц, ответственных за разгибание позвоночника.

    7. Массажное воздействие в области живота грудничка. Для проведения массажа живота нужно положить ребёнка на спину. Первое движение по кругу, в направлении хода стрелки часов. Количество массажных воздействий – от 5 до 6. Избегать воздействия на правое подреберье (область проекции печени). Следующий приём массажа — поглаживание встречного типа. Правую руку ладонью вниз кладут на живот грудничка в области верхнего левого квадрата, а левую кисть опускают тыльной стороной на область правого нижнего квадрата. Не сильно нажимая, двигайте руки навстречу друг другу. Данное движение особо ценно, так как повторяя направление перистальтического движения в кишечнике, эффективно способствует отхождению газов, нормализует кишечную деятельность. Массажное воздействие на косые мышцы пресса грудничка осуществляется так: охватывающими движениями поглаживают тело ребёнка ладонями от поясницы к надпупочной области, то есть косо сзади вперёд и вверх. Количество массажных воздействий — от 5 до 6. В заключении сеанса массажа живота снова проделывают 2-3 круговых поглаживания по часовой стрелке. Возможно изолированное применение только массажа живота при запоре, коликах. В этом случае нельзя воздействовать резко и сильно нажимать.

    8. Гимнастическое упражнение, укрепляющее мышцы пресса. Ребёнок располагается лёжа на спине ногами к вам. Заведите руки ему под спину, и, одновременно поддерживая его голову, уприте его ступни в свой живот. В процессе выполнения упражнения поднимайте руки грудничка до практически вертикального положения и опускайте. Движение выполняется плавно и в медленном темпе. Проверяйте наличие опоры у ребёнка. Таким образом мы готовим грудничка к сидению.

    9. Массаж ступнёй грудничка. Исходное положение такое же, как и в предыдущем упражнении. Поднимите ножку грудничка. Подведите ладонь одной руки под его голень и мягко зафиксируйте. Другую руку располагайте так: на тыльной стороне ступни указательный и средний пальцы, большой — на подошве. Собственно массаж осуществляет большой палец. Рисуйте цифру 8, гладьте от пальцев к пятке. Каждое поглаживание повторяют по 5-6 раз. Сделайте такой же массаж другой ножке.

    10. Сгибаем-разгибаем ступни. Расположите грудничка в том же исходном положении. Для выполнения упражнения осуществите быстрое компрессионное воздействие на подошву ножки малыша в области пальцев, и вы увидите, как произойдёт рефлекторное сгибание пальцев. Осуществите движение с компрессией по внешнему краю ступни и произойдёт рефлекторное разгибание пальчиков. Количество повторов приёма массажа — 3-4.

    11. Груднички! Ползаем! Упражнение на рефлекс. Для выполнения данного упражнения ребёнка кладут на живот в позу лягушки. То есть, колени разведены в стороны, ступни соединены между собой. Укладывать грудничка в это положение нужно очень бережно, во избежание травм. Затем аккуратно, не дотрагиваясь до подошв, заведите пальцы рук под тыльную сторону ступнёй и дотроньтесь большим пальцем до обеих подошв. Это прикосновение запускает рефлекс ползания. И грудничок резко выпрямляет ноги, продвигаясь вперёд. Следите, чтобы ваши руки располагались прямо на столе и не поднимались, иначе малыш просто будет дрыгать ногами и никуда не сдвинется с места. Движение, которое совершает грудничок очень резкое и сильное, поэтому необходимо очень внимательно следить, чтобы пальцы не коснулись подошв, когда ребёнок не защищён надёжно от падения.

    12. Массажное воздействие в области груди. Положите ребёнка в исходное положение – на спину. Начинают массаж груди с одновременного поглаживания пальцами обеих рук. Направление движения следующее: для правой руки это будет движение по часовой стрелке от области грудины в нижней её части, через подмышки и возвращение обратно, а для левой – все движения будут зеркальными. Приём – поглаживание. Направление движения – по кругу. Затем, обхватив грудную клетку ребёнка нажимайте на неё быстро и резко, но не сильно, эта вибрация вызовет активацию дыхательного центра. Повторение – 5-6 раз.

    13. Ходим. Упражнение на рефлекс. Возьмите грудничка почти на руки. Вертикально и спиной к себе. Расположите его так, чтобы его ножки коснулись твёрдой опоры, слегка наклоните его вперёд и – пошли! Это упражнение у детей одно из самых любимых, поэтому выполняйте его чаще. Важно только, чтобы грудничок не стоял полностью, всё-таки держите его на руках, не давите на грудную клетку, не давайте ребёнку идти на цыпочках, ступня должна опираться на поверхность, по которой идёт.

    14. Встряхнуть ручками. Малыш уже назанимался и утомился. Произведите лёгкое встряхивание его рук. Для этого берут кисти рук грудничка, подобно тому, как это делается при проведении массажа, и легонько их встряхивают, немного раздвинув в стороны. Если неонатальный тонус не позволяет провести дано упражнение, то отложите его выполнение на то время, когда ребенок до него дозреет. А пока просто погладьте его ручки.

    15. Качание грудничка в эмбриональном положении. Для выполнения этого упражнения нужен определённый навык. Положите сначала ребёнка на спину, затем в возьмите в руку его кисти и ступни. При этом колени должны быть разведены, а ступни соединены. Голову грудничка одной рукой прижимают к груди, а другой рукой держат конечности. Получается неваляшка, или эмбрион. И вот в этом положении ребёнка раскачивают во всех направлениях. Это помогает развиваться нервной системе грудничка и органу равновесия должным образом. Все направления движения повторяют по 2-3 раза. Выполняется данное упражнение по 3-4 раза в день.

    16. Грудничок качается на мячике. Надуйте большой и красивый мяч. Положите ребёнка на этот мяч животом, раздвинув его ноги пошире. Начинайте движения мячом в различных направлениях, только следите, чтобы амплитуда не была слишком сильной, иначе грудничок может упасть и вместо радости и удовольствия испытает стресс. Если данное упражнение хорошо переносится, то делайте его на здоровье. Есть ещё. Качание на мяче — один из самых действенных способов развить вестибулярный аппарат.

    Вообще, в среднем, процедура массажа для грудничков длится около 15 минут, но это ни в коем случае не означает, что ребёнка надо измучить, но обязательно этот комплекс провести.

    Данный массажно-гимнастический комплекс для грудничков не обязательно осуществлять полностью всегда, когда вы собрались заниматься со своим ребёнком. Возможно и такое, что ребёнок не в духе, приболел, просто не желает общаться. В этих случаях нет необходимости заставлять его, вполне достаточно сделать пару-тройку упражнений, а остальные доделать потом, когда настроение вашего грудничка будет соответствовать задуманному.
    Вполне допустимо делать массаж для грудничков в несколько заходов и в течении дня.

    Необходимо при проведении процедуры медицинского массажа, чтобы у ребёнка сохранялось желание заниматься. Чтобы грудничок получал позитивное общение.

    Все движения должны выполняться неспешно, не слишком сильно и с добрым настроем по отношению к малышу.

    Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

    Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

    Особенности детской нервной системы

    Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

    В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

    Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

    Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

    Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

    Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

    Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

    Неврологические проблемы

    Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

    Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

    Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

    Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

    Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

    Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

    Когда проблема действительно существует?

    Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

    Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.

    С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

    Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

    К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

    К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

    Советы доктора Комаровского

    Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

    Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.

    Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

    Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

    Ссылка на основную публикацию