Доктор Комаровский о том, как научить ребенка переворачиваться со спины на живот

Доктор Комаровский о том, как научить ребенка переворачиваться со спины на живот

Лицензия ЛО-46-01-002092 выдана Комитетом здравоохранения Курской области 27.02.2019

Сведения об учреждении

  • Об организации
  • Пациентам
  • Специалистам
  • Медработники
  • Вакансии
  • Лекобеспечение
  • Надзорные органы
  • Документы
  • Отзывы
  • Контакты

Информация

  • Главная
  • Новости
  • Подразделения
  • Людям с ограниченными возможностями
  • Подать обращение
  • Профсоюз
  • Полезная информация
  • Диспансеризация
  • Противодействие коррупции

  • О нас
  • Статьи
  • История
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Госуслуги

Каждый малыш уникален и не похож на других, темп его развития тоже может отличаться. Какие-то навыки появляются раньше, а какие-то могут запаздывать. Часто молодым родителям бывает сложно понять – по возрасту ли развивается их ребенок.

«Не паникуй и не придумывай ребенку болезней!» – благодаря именно таким «успокаивающим» советам многие дети попадают на прием к специалисту намного позже, чем должны. Если и вы их слышите, но все равно чувствуете, что что-то не так – обратитесь к врачу! Ниже перечислены десять сигналов, свидетельствующих о том, что развитие вашего ребенка может протекать не так, как нужно. Если какие-то из них звучат знакомо, не слушайте «добрых советов» и примите меры.

  1. Ребенок не набирает вес. Младенцы на разных стадиях своего развития могут набирать вес быстрее или медленнее. Иногда на это влияют дополнительные факторы, например, простуда или воспаление мочевыводящих путей, которые могут привести к тому, что малыш немного отстает в весе. Однако резкое и длительное торможение прироста веса является уже чем-то другим. Особого наблюдения требует внезапная потеря уже набранного веса. Такие ситуации требуют более широкой диагностики и исключения серьезных нарушений
  2. Ребенок постоянно кричит. Может случиться, что абсолютно нормально развивающийся ребенок реагирует плачем на дискомфорт. Тем не менее, каждый здоровый ребенок имеет также очень длительные периоды спокойного бодрствования и сна, и они должны быть значительно длиннее, чем время плача. Если у вас есть впечатление, что ваш ребенок плачет почти без перерыва, не обманывайте себя. Есть вероятность, что ребенок страдает от боли, например из-за инфекции или воспаления. Необходима немедленная консультация с врачом.
  3. Ребенок не интересуется окружающей средой. Такое поведение часто воспринимается проявлением воспитанности и спокойного характера. К сожалению, такой подход часто задерживает диагностику и лечение. Ребенок может быть от природы спокойным, но он все равно должен интересоваться окружающей средой. Если у вас есть впечатление, что контакт с ребенком затруднен, что он не интересуется вами, братьями и сестрами, игрушками – обратитесь к специалисту. Причиной может быть аутизм, глухота и много других нарушений.
  4. Спустя несколько месяцев после рождения ребенок не фокусирует зрение на вашем лице и игрушках. Конечно, развитие вашего ребенка не обязано быть «хрестоматийным». Некоторые дети фокусируют взгляд на лицах и предметах в три месяца, другие только в четыре или пять. Однако, если ситуация не меняется после первого полугодия жизни малыша, уже нельзя говорить об индивидуальном темпе развития, это симптом нарушения связаны с дефектами зрения.
  5. Ребенок очень часто срыгивает. Есть дети, которые не срыгивают вообще, а есть такие, которые срыгивают довольно много. И те, и другие могут быть вполне здоровыми. Тем не менее, если малыш сразу после еды срыгивает несколько раз – доверьтесь специалистам.
  6. Ребенок ходит на цыпочках. Ходить на цыпочках для недавно начавшего ходить ребенка вполне нормально. Но если по истечении нескольких месяцев ничего не меняется, это может быть сигналом нарушения Ахиллова сухожилия или тканей. Стоит проконсультироваться с неврологом.
  7. В полтора года ребенок не реагирует на имя. Уже годовалый ребенок должен автоматически поворачивать голову после того, как кто-то произносит его имя. Если он этого не делает – это всегда повод для беспокойства. Наиболее распространенные причины такой аномалии – это проблемы со слухом или аутизм.
  8. Ребенок не говорит. Двухлетний ребенок должен говорить, и не обманывайте себя историями в стиле «двоюродный брат племянницы начал говорить в возрасте 4 лет, и вообще, мальчики начинают говорить позже». Другое дело – количество слов в лексиконе ребенка. Есть двухлетние дети, которые говорят лишь несколько слов, но кроме них также используют много жестов. Такой ребенок в ближайшие месяцы быстро наверстает упущенное. Другое дело, когда ребенок вообще не говорит и не владеет даже жестами
  9. Трехлетний ребенок имеет плохую координацию движений. О некоторых детях говорят, что они «неуклюжие», если они в моторном развитии заметно отличаются от сверстников. Не позволяйте, чтобы к вашему ребенку прицепился этот ярлык. Отставание в этой сфере требуют реабилитации. Если ваш трехлетний ребенок все еще спотыкается, имеет трудности с хождением по лестнице, все еще пускает слюни и невнятно говорит, сходите к неврологу и офтальмологу. Эти симптомы могут указывать на проблемы со зрением или на проблемы с мышечным тонусом.
  10. Трехлетний ребенок имеет проблемы с познавательной сферой. Правильно развивающиеся трехлетние дети любят играть в группе, рисовать, играть с игрушками, уже умеют сосредоточиться на одной операции в течение нескольких минут. Если вы видите, что у вашего ребенка когнитивное развитие проходит по-другому – реагируйте. Тревожные симптомы: нежелание рисовать, отсутствие интереса к игрушкам, играм и трудности концентрации. Причиной может быть гипоксия при родах или расстройства нервной системы. Обратитесь к педиатру! Реакция на ранние сигналы нарушений – это не «излишняя паника» и «придумывание ребенку болезней». Это проявление зрелости и ответственности – только вы, родители, отвечаете за то, что ваш ребенок получит помощь вовремя.
Читайте также:  Доктор Комаровский об астигматизме у детей

Доктор Комаровский о том, как научить ребенка переворачиваться со спины на живот

Беспокойство заботливых мам, которые постоянно переживают, укладывается ли ее младенец в нормы развития, педиатры часто называют синдромом «беспокойной мамочки». Такие родительницы не вылезают со специализированных форумов для молодых мам и одолевают педиатра массой вопросов, один из которых: «Можно ли научить ребенка переворачиваться со спины на живот». Известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, нужно ли это делать и как правильно заниматься с ребенком.

Нормы

Нормы развития, которые так часто заставляют мам чувствовать себя ущербными, – понятие очень размытое, говорит Евгений Комаровский. Каждый ребенок развивается по собственной индивидуальной программе, и сравнивать его с другими детьми глупо, а порой даже преступно. Мамы никогда не могут просто сравнивать, а стремятся что-то делать, чтобы ребенок «догнал и перегнал» соседского малыша.

Комплекс неполноценности укрепляют подруги, у которых, по их словам, детки ворочались с боку на бок уже в 2 месяца, а в 4 малыш вообще начал сидеть. Ощущение катастрофы щедро дарят участковые педиатры, которые на очередном приеме констатируют, что если чадо не переворачивается самостоятельно в 4 месяца, то это «плохо».

В результате, доведенная тревожными мыслями до отчаяния мать готова на все, лишь бы научить ребенка любой ценой делать то, что он в своем возрасте пока не умеет.

Проблема существует не у ребенка, утверждает Евгений Комаровский, а у родителей, которые слишком большое значение придают словам «экспертов» – соседок, бабушек, подруг и виртуальных знакомых из Интернета. Лечить в этой ситуации надо маму, а не малыша: поить валерианкой, тренировать ее нервную систему и выдержку.

Нормы, на которые ссылаются «эксперты» и участковый педиатр, существуют лишь в теории. Согласно им, среднестатистический малыш начинает переворачиваться примерно на 4-5 месяце жизни. Однако на практике все бывает по-разному. Одни дети делают попытки перевернуться раньше этого срока, другие и 6 месяцев не переворачиваются. Такое «отставание» не обязательно вызвано болезнями и какой-то неполноценностью, которую мгновенно придумывают в своих мыслях беспокойные мамы. Причин достаточно:

  • Индивидуальные особенности темперамента (ребенок ленив, медлителен, спокоен),
  • Особенности телосложения (ребенок упитан, весит немного больше нормы),
  • Сочетание двух вышеуказанных факторов (очень часто упитанные карапуз бывает ленивым, медлительным и сонливым).
  • Ребенок родился недоношенным.
  • Гибкий и худой ребенок начнет переворачиваться раньше, чем его пухленький ровесник. Однако это вовсе не повод бить в набат и срочно принимать какие-то активные меры.

Что делать родителям?

В первую очередь, Евгений Комаровский советует успокоиться и перестать сравнивать малыша с нормами, другими детками и опытом подруг. Если маму тревожит только тот факт, что кроха в свои 5-6 месяцев не переворачивается со спинки на животик, и при этом никаких других жалоб нет (ничего не болит, ничего не беспокоит), то следует оставить ребенка в покое и дождаться, пока его мышечная система окрепнет настолько, что у него перевороты будут получаться легко и непринужденно. У каждого малыша это происходит в свое время.

Если дополнительные жалобы имеются, то следует обязательно посетить педиатра, ортопеда и невролога. Если у крохи нет серьезных нарушений в деятельности нервной системы, все в порядке с опорно-двигательным аппаратом, то, опять же, следует оставить малыша в покое и дать ему возможность развиваться, как для него лично предусмотрела природа.

Заболеваний, которые могут стать причиной отсутствия двигательной активности, не так много, и все они чрезвычайно серьезны. Об их наличии родители узнают уже в роддоме или на первом плановом осмотре малыша в поликлинике. Если доктора вам до 5 месяцев ничего такого не говорили, и в карточке малыша не стоят диагнозы вроде «детский церебральный паралич», то «списывать» нежелание переворачиваться на болезнь не стоит.

Читайте также:  Аденовирусная инфекция у детей

Если родителям совсем невмоготу смотреть, как карапуз лежит на животике или спинке и не испытывает потребности крутиться, то можно начать делать ему массаж, направленный на укрепление мышц живота, спины, боковых мышц. Можно закаливать малыша, устраивать более длительные прогулки на свежем воздухе.

Чего делать нельзя?

В своих попытках помочь ребенку в физическом развитии, родители не должны заходить слишком далеко, говорит Евгений Комаровский. Так, не надо пятимесячного ребенка подвешивать в прыгунки, а малыша постарше сажать в ходунки (подробнее об этом прочитайте в статье «Со скольки месяцев можно ребенка сажать в ходунки и стоит ли это делать»). Эти устройства очень забавляют и умиляют родителей, но пользы от них куда меньше, чем реального вреда. Ранняя вертикализация грозит ребенку серьезными проблемами с позвоночником в будущем, иногда настолько серьезными, что дело может закончиться получением инвалидности.

Все занятия, если уж вы решили активно помогать своему чаду, должны быть разумными, щадящими и грамотными. Не надо обучать ребенка сидеть, ворочаться, стоять или ходить, если его мышечный аппарат и позвоночник к этому не готовы. Когда они будут готовы к тому, чтобы малыш принял новое положение тела в пространстве, он обязательно сделает это сам — так устроено природой.

Таким образом, задача родителей — только создать благоприятные условия, при которых укрепление спинки, животика, ножек и ручек, а также позвоночника будет протекать быстрее.

Массаж и гимнастика

Мамы, которые принесут малыша на прием к врачу с жалобами на то, что маленький лентяй не хочет переворачиваться на живот в «свои-то 5 месяцев!», с большой долей вероятности получат назначение на массаж, ведь невролог обязательно поставит такому малышу диагноз «гипертонус». Повышенный мышечный тонус свойственен всем новорожденным, и мало кто из младенцев полностью избавляется от него к полугоду.

Этот факт позволяет сводить концы с концами и самим неврологам, и массажистам, которых они настоятельно рекомендуют. Комаровский утверждает, что массаж здоровому ребенку с диагнозом «гипертонус» (а это здоровый ребенок!), лучше мамы не сделает никто. И это верно не только с точки зрения экономии денежных средств, но и по соображениям детского восприятия мира. Малышу нужен тактильный контакт с мамой, ее прикосновения, а не получасовой истошный ор в руках незнакомой женщины с дипломом массажиста.

Массаж для укрепления мышц спинки, живота делается очень просто:

  • Круговые и поперечные приемы на животик. Положите малыша на спину, большим пальцем руки описывайте круги вокруг пупочка, постепенно увеличивая их радиус. Двумя большими пальцами делайте дугообразные движения от пупка к ребрам и от пупка к паху.
  • Классические приемы на спинку. Положите ребенка на животик на твердую поверхность. Используйте три приема классического массажа — сначала поглаживания, затем растирание и давление с вибрацией. Не стоит растирать слишком интенсивно, а давить слишком сильно. Ребенку не должно быть больно. В идеале, маме надо закрыть свои глаза и надавить пальцем себе на веко. Как только станет больно — вот тут и есть предел степени давления, который способен выдерживать маленький ребенок.

Делать массаж надо теплыми руками, с использованием детского крема или массажного масла. Общая длительность сеанса — не более 10-15 минут. Если малыш начинает беспокоится и плакать, следует прекратить манипуляции.

Гимнастика для малыша может включать такие упражнения, как подведение ножки к животу в положении лежа на животе. Если левую ножку подвести, то можно аккуратно повернуть ребенка на правый бок. Если подвести правую ножку, то поворот совершается влево. Важно чередовать, чтобы боковые мышцы и справа и слева развивались одинаково хорошо. Если ребенок уже освоил перевороты, но только в одну сторону, то можно поделать с ним упражнения на тренировку мышц противоположного бока.

Чтобы переворачиваться, малыш должен захотеть это делать. Отличная мотивация — яркая игрушка, которую нужно положить перед ним чуть правее или левее, чтобы он не мог дотянуться, просто лежа на животе. Ему придется потянуться вбок, что будет отличной тренировкой боковых мышц.

Советы Комаровского

Как только вы заметите, что ребенок делает самостоятельные попытки переворачиваться, его больше не следует оставлять без присмотра там, откуда он может упасть при перевороте. Он не должен находиться один в комнате на диване, на родительской кровати. Особенно опасен пеленальный столик — с него падать выше, чем в кровати. Безопасно оставлять кроху на полу, расстелив на него одеяло или простынь, в кроватке, в манеже.

Читайте также:  ЭхоЭГ (эхоэнцефалография) головного мозга у детей

Если ребенок научился переворачиваться во сне и от этого просыпается, постарайтесь ограничить его движения по ночам — подложите с двух сторон одеялко или детский плед, и перевороты во сне и наяву временно станут невозможными, сон наладится.

Коррекционная гимнастика для младенцев поможет малышу научится перевороту со спины на живот.

  • Переворот со спины на живот
  • Доктор Комаровский
  • С живота на спину
  • Со спины на бок
  • Динамическая гимнастика

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Как научить ребёнка переворачиваться?

Переворот со спины на живот груднички начинают осваивать в возрасте 3-4 месяца. В норме самостоятельный переворот должен «состояться» к 4-м месяцам. Но часто наши специалисты приезжая к детям на дом видят «картину» полного отсутствия желания, сил или умения переворачиваться, не только в 4 месяца, но и в 5 и даже в 6 месяцев. Каковы же причины такого «возмутительного бездействия»? Наиболее распространённые причины: мышечная гипотония, гипертонус, либо ребёнок просто не умеет (не понимает), как и что нужно сделать, для того чтобы перевернуться. В любом случае придётся убирать причину, и научить ребёнка переворачиваться. Для освоения переворотов необходима достаточная амплитуда движений, и мышечная сила. Снижение амплитуды движений может быть вызвано гипертонусом мышц (возможно остаточным физиологическим).

Ребенок научился переворачиваться

Массаж и гимнастика ребёнку просто необходимы. Напряжение с мышц снимается расслабляющим массажем и пассивной гимнастикой, в случае гипертонуса у ребёнка. Тонизирующим массажем и активной гимнастикой мы укрепляем гипотоничные (слабые) мышцы, в случае гипотонуса у ребёнка. В числе гимнастических упражнений, для укрепления или расслабления мышц проводятся упражнения и для стимуляции самих переворотов.

Учим ребёнка переворачиваться:

Упражнение № 1. Ребёнок лежит на спине, массажист (мама или папа), взяв правой рукой за левую ножку ребёнка, сгибает её, приводя к животу колено малыша. Далее поворачиваем ребёнка на правый бочок перемещая, левую ножку, которую вы держите в согнутом положении (согнута в коленном и тазобедренном суставах), в правую сторону. Ваш малыш оказывается на правом боку. Далее можно довершить переворот, либо задержав ребёнка на боку покачать вперёд назад, чтобы больше нагрузить боковые группы мышц туловища, с целью их лучшего укрепления. В процессе процедуры массажа детям это упражнение можно повторять 6-7 раз в каждую сторону. Этим упражнением мы тренируем преимущественно ротаторы туловища и мышцы верхнего отдела туловища.

Упражнение № 2. Переворот за ручку. Лучше делать после того, как закрепим упражнение №1. Берём малыша за правую (левую) ручку и подтягиваем в противоположную сторону, стимулируя переворот, но не торопимся помогать ребёнку, необходимо дать ему возможность самому продолжить движение. Можно также задерживать на боку малыша, не давая завершить переворот, раскачивать немного вперёд назад. Малыш должен подтягивать ноги вслед за верхней частью туловища, которую вы поворачиваете, подтягивая его за руку. Этим упражнением укрепляются косые мышцы брюшного пресса (они же ротаторы туловища), а также сгибатели бедра. Это упражнение можно повторять после массажа ребёнку, во время гимнастики 6-7 раз в каждую сторону.

Упражнение № 3. Можно делать также после массажа, во время гимнастики, если малыш уже немного окреп от предшествующих сеансов массажа и гимнастики для детей 3-4-х месяцев, но сам не может перевернуться. Мы просто обхватываем своей рукой малыша за боковую часть туловища и стараемся его подталкивать в противоположную сторону (за руки и ноги не трогаем) , цель научить самостоятельно начать переворот и закончить его. Если ленится, то поворачиваем его на бочок и раскачиваем вперёд назад, но не даём сразу повернуться с бочка на живот, тренируем мышцы. Необходимо добиться, чтобы ребёнок поднял голову от поверхности стола, тогда напрягаются боковые мышцы шеи, а затем и туловища, участвующие в перевороте.

Важно! Когда ребёнок начинает переворот, он сначала поднимает ноги кверху, и подтягивает их к себе, а затем, закидывая их на привычную ему сторону, следует за тяжестью ног и совершает переворот. Значит, ему не должно ничего мешать (гипертонус, гипотонус) поднять ножки от поверхности, на которой он лежит. Для этого и делается предварительно массаж и гимнастика для новорождённых, ведь тонус снимается или повышается сначала массажем с гимнастикой, а после ребенок учится переворачиваться.

Для осуществления переворота также необходимы достаточно крепкие мышцы шеи (сгибатели головы и шеи, и мышцы осуществляющие боковой наклон головы и шеи), которые укрепляются на предыдущих курсах массажа, либо параллельно на этом же курсе.

Читайте также:  Доктор Комаровский об отите

Читайте также:

  1. Как научить ребёнка ходить?
  2. Как научить ребёнка ползать?
  3. Ребенок не держит голову
  4. Ребенок лежит дугой как банан
  5. Ребенок ползает как раненый солдат

Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?

Доктор Комаровский о том, как научить ребенка переворачиваться со спины на живот

Сообщение Артемчик » Пт авг 25, 2006 13:17

Lili, у меня тоже не лежит, памперс на весу одеваем : папа держит, я застегиваю, кофточки предпочитаем, которые через голову одевать , побыстрее получается, пуговицы не успеть застегнуть, а ползунки надеваем, когда он на животе лежит, правда последнее время и из этого положения уползти норовит, но я его прижимаю к столу и делаю свое дело; и всвязи с этим и в коляске на улице не спит и не сидит, все переворачивается и ползет; да и происходит это у нас с тех пор как научился сам переворачиваться на живот, тоже примерно с 5 месяцев; надо терпеть, а вот скоро встанет(мой на днях уже вставал) и побежит, а ты сзади с папой и с памперсом побежите – еще хуже будет наверно

добавлено спустя 3 минуты:

Сообщение Vitaminka » Чт янв 04, 2007 23:37

Сообщение Мышкина Машка » Пт янв 05, 2007 08:39

Сообщение Vitaminka » Пт янв 05, 2007 23:13

Сообщение Оптимистка » Пт янв 05, 2007 23:18

Малышка выворачивается только в одну сторону

Сообщение Маргоша » Вт апр 10, 2007 13:55

Сообщение Sand » Вт апр 10, 2007 16:47

Сообщение Маргоша » Вт апр 10, 2007 17:07

Сообщение МамаМиА » Вт апр 10, 2007 17:15

Сообщение Helen » Ср апр 11, 2007 09:25

Сообщение Маргоша » Ср апр 11, 2007 12:23

Сообщение encanta » Ср апр 11, 2007 21:08

Сообщение Imbir » Пн май 28, 2007 07:10

Сообщение mayanka » Ср май 30, 2007 00:54

Сообщение lesyai » Вс авг 05, 2007 20:51

Сообщение Лисонька » Пн авг 13, 2007 18:08

как научить ребенка переворачиваться на живот?

Сообщение ЮлияК » Чт окт 04, 2007 23:59

Сообщение Наталья_М » Пт окт 05, 2007 12:27

Сообщение Елена Захарченко » Пт окт 12, 2007 08:10

ребенок в 6,5 мес. не переворачивается

Сообщение NataVata » Вс дек 02, 2007 13:05

Сообщение Елена36 » Вс дек 02, 2007 13:46

Сообщение Nika.ru » Вс дек 02, 2007 13:48

Сообщение Віра » Вс дек 02, 2007 14:33

Сообщение NataVata » Вс дек 02, 2007 16:21

Сообщение Віра » Вс дек 02, 2007 16:34

Сообщение NataVata » Вс дек 02, 2007 17:10

Сообщение Океана » Вс дек 02, 2007 18:33

Сообщение Наталья_М » Пн дек 03, 2007 12:42

Сообщение Витка_М » Пн дек 10, 2007 12:03

NataVata, У меня сынка (родила в 35 недель, были проблемы с неврологией после родов) начал переворачиваться со спины на животик почти в 5 месяцев и тоже в одну сторону, так переживала, что так поздно и только в одну сторону, ещё и окружающие атмосферу нагнетали А в 5,5 месяцев начал переворачиваться через другую сторону, теперь только через неё и переворачиваемся, через другую не хотим.

Мне так кажется, что ему просто раньше лень было переворачиваться, напрягаться не хотелось, потому что в 1,5 месяца он несколько раз сам переворачивался со спины на животик, когда животик болел.

А, вообще, все детки уникальны. Замечено, что мальчики “ленивее” девочек. Когда захотят, и переворачиваться начнут, и побегут, только успевай ловить!

Если беспокойство всё-таки не покидает, проконсультируйтесь ещё с несколькими врачами

Здоровья Вашим деткам!

Интервью с неврологом

От 23 700 рублей

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

Читайте также:  Доктор Комаровский о Деринате для детей

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

Читайте также:  Антисептики для детей

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

Читайте также:  Аптечка для новорожденного: список необходимого

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

Читайте также:  Волосы или щетина на спине у новорожденного: причины появления и способы удаления

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Как научить ребенка переворачиваться

Умение переворачиваться – один из важнейших навыков, помогающий ребенку познавать мир. Научившись менять положение своего тела, малыш получает возможность изучать окружающее пространство без непосредственного участия взрослых. Освоив перевороты, младенец переходит на новую ступень развития. Далее грудничок начинает садиться, затем ползать и вставать на ножки. Последовательное обучение всем этим навыкам – залог гармоничного развития ребенка и показатель его физического здоровья.

  1. Когда ребенок должен переворачиваться?
  2. Нужно ли учить ребенка переворачиваться?
  3. Советы родителям
  4. Техника безопасности, или чего нельзя делать

Когда ребенок должен переворачиваться?

Согласно нормам, принятым в современной педиатрии, здоровый ребенок должен начинать переворачиваться со спины на живот в возрасте 3–5 месяцев. С живота на спину малыш начинает вертеться чуть позже – в 4–6 месяцев. Одни дети начинают переворачиваться раньше четырех месяцев, другие и в полгода не желают совершать активных движений. Это не всегда говорит о задержке физического развития. Зачастую незначительное отставание лишь указывает на некоторые особенности:

  • Темперамент ребенка. Медлительные, спокойные и флегматичные дети переворачиваются на живот и на спину позже своих сверстников. Активные малыши осваивают этот навык еще в 3–4 месяца.
  • Вес грудничка. Детям, которые быстро набирают вес и выглядят пухленькими, сложнее научиться переворачиваться, чем худеньким младенцам.
  • Течение беременности и родов. Гипоксия, перенесенная в период внутриутробного развития и в процессе появления на свет, тормозит освоение новых навыков. Ребенок при этом может быть признан педиатром совершенно здоровым, и все происходящее – лишь незначительное последствие нехватки кислорода.
  • Срок родов. Дети, родившиеся недоношенными (до 37 недель), медленнее осваивают новые движения и позже переворачиваются. Чем больше степень недоношенности, тем ниже темпы развития.

Если малыш не переворачивается в указанный педиатром срок, не стоит впадать в панику. Вполне возможно, что это связано с одним из перечисленных факторов и не говорит о развитии патологии. Не страшно, если младенец научится переворотам чуть позже, чем его сверстники. Важно, чтобы он был здоровым, а остальное приложится.

Нужно ли учить ребенка переворачиваться?

Мнения педиатров по этому вопросу разделились. Одни доктора утверждают, что грудничка обязательно нужно учить новым навыкам, иначе он будет отставать в развитии. Особенно это касается пухлых детей, которым не слишком комфортно переворачиваться на живот самостоятельно. Другие врачи успокаивают мам и пап, говоря что здоровый ребенок рано или поздно освоит новый навык. Это заложено в его природе, так стоит ли переживать?

Если придерживаться золотой середины, можно сделать вывод: здоровому младенцу специально помогать не нужно. Придет срок – и он удивит родителей моментальными переворотами, а вскоре и порадует первыми попытками сесть.

Но если медицинская карта пестрит диагнозами, стоит попытаться помочь ребенку в освоении этой непростой задачи.
Тревожные факторы:

  • перинатальное поражение нервной системы;
  • заболевания позвоночника, мышечного аппарата, суставов;
  • задержка физического развития, установленная педиатром

Если присутствует один или несколько указанных факторов, стоит начать заниматься с ребенком – и тем самым помочь ему в исследовании мира. При наличии любых сомнений нелишним будет посоветоваться с доктором.

Советы родителям

В основе помощи малышу лежат два момента – массаж и гимнастика. Медикаментозная терапия назначается только при наличии показаний и после обследования у профильного специалиста.
Как научить ребенка переворачиваться с помощью массажа:

  • Акцент на мышцы спины. Положите малыша животом на твердую и ровную поверхность. Начинайте поглаживать спинку легкими движениями, после чего постепенно переходите к растиранию ладонями и вибрациям (постукиванию). Не делайте резких и сильных движений – грудничку может быть больно.
  • Массаж живота. Расположите малыша на спине. Большой палец поставьте выше пупка и начинайте описывать круги вокруг него. Постепенно увеличивайте радиус движения. В заключение сделайте несколько дугообразных движений от пупка к реберным дугам.
Читайте также:  Народные средства от насморка и заложенности носа у детей

Массаж проводится только в том случае, если малыш здоров, доволен жизнью и не слишком сыт. Не делается массаж сразу после еды, в плохом настроении, во время болезни. Для облегчения скольжения рук нужно использовать массажное масло или детский крем. Продолжительность процедуры – 15 минут или до того момента, как ребенок начнет капризничать.
Как научить ребенка переворачиваться с помощью лечебной гимнастики:

  • Подведите поочередно левую и правую ножку младенца к животу.
  • Подведя вверх левую ногу, аккуратно переверните младенца на правый бок. Повторите с другой стороны.
  • Предложите ребенку подержать вас за пальцы, слегка потяните вверх и в сторону.
  • Положите малыша на бок и аккуратно подтолкните так, чтобы он перевернулся на живот.

Чтобы заинтересовать ребенка, можно поставить перед ним игрушку – рядом, но так, чтобы он не сразу дотянулся. Желание поймать яркий предмет заставит младенца совершать активные движения и научит переворачиваться.

Делать массаж и заниматься гимнастикой можно и нужно дома – ежедневно, не менее двух раз в день. Желательно, чтобы первый раз нужные навыки показал специалист. В дальнейшем родители смогут делать массаж и лечебную физкультуру самостоятельно.

Техника безопасности, или чего нельзя делать

В попытках помочь младенцу освоить новые навыки важно не перестараться. Все следует делать плавно, не торопясь, внимательно наблюдая за состоянием и реакцией грудничка. Если малыш категорически не настроен заниматься, не нужно настаивать. Стоит перенести процедуры на другой день.
Запрещается:

  • пытаться подтянуть ребенка слишком высоко, держа его за руки;
  • резко переворачивать младенца с живота на спину и обратно;
  • оставлять ребенка на долгое время в положении на животе;

Ранняя вертикализация и попытки ускорить физическое развитие ребенка без явных показаний ведут к нарушению работы опорно-двигательного аппарата и серьезным проблемам со здоровьем.
Важно знать:

  • Когда ребенок начнет переворачиваться, нельзя оставлять его одного без присмотра. Освоивший новый навык малыш может упасть с дивана или пеленального столика.
  • Тренировки лучше проводить на полу, постелив мягкую ткань. Так грудничок будет в безопасности и вместе с тем получит возможность вертеться сколько ему угодно.
  • Если освоивший новый навык малыш активно переворачивается во сне и от этого просыпается, ограничьте его движения – обложите по бокам упругими валиками или свернутым в жгут пледом (но не большими подушками!).

Соблюдение этих несложных правил сделает тренировки приятными и безопасными, а значит, поможет малышу быстрее освоить нужный навык и перейти на новый уровень своего развития.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр “Фундаментальный”

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Стаж врачебной практики (лет): 14

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Читайте также:  Симптомы и лечение ротавирусной инфекции у детей

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Ссылка на основную публикацию