Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Ребенок не говорит в 3 года: когда бить тревогу и что делать?

Чаще всего речевые нарушения выявляются в возрасте 3-х лет, когда ребенок начинает активно разговаривать. На реальном примере рассказываем, что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей, опасный это диагноз или нет и как можно помочь ребенку заговорить в домашних условиях.

Нарушения развития речи могут встречаться у детей, которые воспитываются в обычных семьях, так и у детей из двуязычных семей, т.е. у врожденных билингвов, когда родители ребенка разговаривают на разных языках.

Маленькие дети-билингвы с раннего детства осваивают два языка – первый, основной язык, второй, на котором с ними говорят меньше. Поэтому проблемы с речью у таких детей чаще всего связаны с неправильным произношением звуков и смешиванием языков в речи.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей;
  • опасный это диагноз или нет;
  • в каких случаях нужно бить тревогу;
  • к каким специалистам обращаться;
  • как можно помочь ребенку заговорить в домашних условиях.

Чтобы вам было понятнее, все вопросы разберем на реальном примере.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей?

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования речевых навыков у ребенка. Чаще всего оно может обнаружиться в возрасте трех лет, когда ребенок начинает активно разговаривать. Но ОНР – это не симптом серьезного заболевания, а чаще всего просто недостаточное внимание родителей к речи ребенка. Например, если ребенок говорит «ыба», «суба», «дау», а родители его не поправляют, думая, что «само пройдет».

Четыре месяца назад в одну из социальных сетей онлайн-школы Kidskey пришло такое сообщение:

«Моему сыну 4 года. Он с 3-х лет ходит в садик, но почти не разговаривает. Его речь похожа на лепет годовалого ребенка. Я понимаю его только тогда, когда он объясняется жестами. Знакомые успокаивают, что мальчики начинают говорить позже, но я очень переживаю, потому что в саду дети не хотят играть с моим сыном, он постоянно плачет, злиться и даже обижает своих одногруппников.

Не знаю, что делать. Подскажите, пожалуйста, стоит ли мне сейчас что-то предпринимать или все же ждать, пока ребенок перерастет? Обязательно ли идти к специалисту или можно заниматься развитием речи дома?»

Давать какие-то абстрактные советы, не пообщавшись с ребенком, сложно. Поэтому мы пригласили маму с мальчиком на бесплатную онлайн-консультацию.

Замечательный и улыбчивый Рома не имел никаких проблем со слухом и интеллектом, но общался с нашим методистом так:

  • вместо «дай» — говорил «да-да», вместо «есть» — «нам-нам»;
  • вместо целого слова, называл только корень и обозначал им сразу несколько слов – «ма» — «машина», «ба» — «барабан», «банан», «батарейка»;
  • одни и те же слова говорил по-разному: «машина» — «аша», «биби», «пипи», «си»;
  • сложные слова и фразы сокращал: «мама ушла на работу» — «ма ся а ату».

После консультации стало понятно – у Ромы общее недоразвитие речи (ОНР) первой степени.

Этот диагноз логопеды могут поставить ребенку, если он сказал первые слова только после 3-х лет или если он больше объясняется жестами. Например, вместо того, чтобы сказать «Мама, дай конфету», он говорит «дай», а дальше показывает пальцем на шкафчик, где лежат сладости.

Ниже есть таблица с нормами развития речи ребенка по возрасту. Посмотрите, но сильно не зацикливайтесь на этих данных – каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью.

Когда бить тревогу, если ребенок не говорит?

  1. Если до 8 – 9 месяцев жизни малыш больше молчит.
  2. Если в год не реагирует, когда вы с ним говорите. Например, если вы спрашиваете «где стул?», а он не поворачивает голову в сторону, где стоит стул. А чтобы привлечь ваше внимание – часто плачет.
  3. Если в 1,2 – 1,6 года ребенок не различает на слух знакомые предметы и не может показать их на картинке. Например, вы просите его показать, где кровать, а он не может показать ни в комнате, ни на картинке.
  4. Если в 1,5 – 2 года ребенок не понимает, как выполнить ваши простейшие просьбы. Например: «Подай чашку со стола», «Возьми солдатика и положи в коробку».
  5. Если в 2 – 3 года ребенок не говорит простые предложения. Например: «Мама, хочу кушать», «Папа, на».
  6. Если в 3 – 4 года ребенок не может говорить предложениями. Например: «Папа пришел с работы», «Собака лежит под столом». А также неправильно произносит большинство звуков.

Опасно ли ОНР первой степени?

Само ОНР неопасно, но если вовремя не начать коррекцию, то последствия могут быть серьезными. Логопеды и неврологи утверждают, что до 3-х лет не стоит переживать. Но если вашему ребенку уже есть 3, а он не говорит вообще или только сказал первое слово в этом возрасте, это может быть сигналом о задержке речевого развития.

Если игнорировать проблему дальше, она будет усугубляться. На фоне недоразвития речи может нарушиться психическое развитие: мышление станет заторможенным, ухудшиться концентрация внимания и память, нарушится координация движений.

У ребенка упадет успеваемость в школе, снизится самооценка и появятся комплексы, он станет замкнутым и склонным к депрессии. Чтобы этого не случилось, желательно выявить проблему как можно раньше и начать действовать.

К кому нужно обращаться, чтобы выявить общее недоразвитие?

Если ребенок не говорит в 4 года, лучше покажите его сразу нескольким специалистам:

  • логопеду-дефектологу – оценит степень тяжести речевого нарушения, предложит направление коррекционной работы;
  • ЛОРу – поможет убедиться, что слух в норме;
  • неврологу – осмотрит ребенка, ознакомиться с картой развития малыша, чтобы исключить органические повреждения и если, будет необходимость, назначит подходящие лекарства.

Зачастую достаточно консультации опытного логопеда-дефектолога, чтобы определить ОНР и начать коррекцию, как в случае с нашим учеником Ромой.

Но если логопед все же рекомендует посетить других специалистов, то стоит прислушаться.

Читайте также:  Доктор Комаровский о фимозе у мальчиков

Что делать, если ребенку поставили ОНР первой степени?

Мы дали Роминой маме 10 основных рекомендации, как можно развивать речь ребенка в домашних условиях. Первые четыре касаются общения, а следующие шесть – работы по развитию речи:

1. Следите за своей речью

Не сюсюкайте с ребенком, четко проговаривайте слова, фразы, предложения. Следите за темпом – говорите не слишком быстро и не слишком медленно. Дети всегда берут пример с родителей.

2. Не используйте сложные слова при разговоре с ребенком

Фразы должны быть простыми и понятными. Если, например, вы читаете книгу, где попадаются незнакомые слова – останавливайтесь и объясняйте ребенку смысл.

3. Задавайте простые конкретные вопросы и не торопить с ответом

Например: «Ты не замерз?», «Хочешь кушать?», «У тебя что-нибудь болит?» и т. п. На понятные вопросы ребенку будет проще отвечать.

4. Не ругайте за речевые ошибки, а мягко поправляйте

Например, ребенок сказал «пайшоу», а вы аккуратно ему – «Зайка, правильно говорить пошел».

Если в этот момент вокруг есть другие люди, скажите так, чтобы вас никто не слышал. Тогда ребенок не будет смущаться.

5. Развивайте мелкую моторику рук

Позволяйте ребенку самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, чаще давайте лепить, разукрашивать, рисовать, собирать мозаики и конструкторы. Чем лучше развита моторика рук ребенка, тем лучше работает мозг, и быстрее нормализуется речь.

6. Занимайтесь дыхательной гимнастикой с ребенком

Ребенок сможет говорить четко, долго, без заикания и запинок.

7. Развивайте фонематический слух

Фонематический слух помогает быстрому и правильному освоению устной речи через умение слышать и различать звуки. Примеры игр и простых упражнений, как развить фонематический слух ищите здесь.

8. Делайте артикуляционную гимнастику

Такая гимнастика направлена на тренировку всего, что помогает нам говорить: мышцы лица и рта, нос и голос. Развитый артикуляционный аппарат поможет ребенку сразу произносить звуки правильно.

Сюда относятся такие упражнения как «уточка-трубочка», «заборчик», «лошадка», массаж языка зубной щеткой и т. п. Все эти упражнения вы можете легко найти на YouTube.

9. Контролируйте, сколько времени ребенок проводит в гаджетах

Ребенок должен проводить больше времени в подвижных играх. Например, дома тоже можно попрыгать, поиграть в догонялки, построить домик из стульев, подушек и покрывал.

10. Чаще рассматривайте с ребенком книги и читайте ему вслух

Чтение лучше всего развивает воображение, обогащает словарный запас и улучшает память. Если ребенок с детства будет читать с удовольствием, то у него обязательно будет красивая и грамотная речь.

На первый взгляд, делать все вышеописанное сложно. Но если вы переведете все упражнения в игру, ваш ребенок будет в восторге.

Другое дело, если у вас, как и у мамы Ромы, совсем нет на это времени. Именно поэтому мы предложили свою помощь и записали Рому на наш курс «Букварята 43», который ведут педагоги с логопедическим образованием. Чтобы через обучение чтению сначала отработать произношение сложных звуков (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Р, Л), затем увеличить словарный запас и поэтапно развить его речь.

Спустя 4 месяца обучения Рома уже знает все буквы русского алфавита и потихоньку читает по слогам. Но главное – он начал разговаривать. Конечно, его речь еще не идеальна, но он уже перестал заменять слова непонятными звуками и говорит пока короткими, но четкими фразами: «Мама пойдем», «Я хочу есть», «Давай поиграем» и т. п.

Впереди еще много работы, поэтому мы не останавливаемся и идем дальше. К школе Рома уже будет разговаривать не хуже других, а еще будет уметь читать и грамотно писать на русском языке.

Если у вашего ребенка тоже проблемы с речью и вам некогда заниматься с ним дома – попробуйте наши онлайн-уроки. Приходите, проконсультируем, дадим рекомендации, подберем педагога и подходящий курс.

Записаться на первое бесплатное занятие можно здесь.

Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить

Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева рассказывает, что делать и чего ни в коем случае не следует делать, чтобы ребенок заговорил правильно и вовремя.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня наш разговор посвящен очень важной и актуальной проблеме – речевому развитию детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится. На самом деле, такой подход в корне не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться.

Основные этапы развития речи ребенка

Начинать заниматься развитием речи малыша можно уже с первого дня его рождения.

Первое, на что нужно обратить внимание, – как ребенок плачет. Плач ребенка с самого рождения очень разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни, по нему можно понять, что малышу нужно: ему холодно, ему больно, он хочет есть или в туалет, а может, просто хочется, чтобы мама взяла на ручки. Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти «просьбы». В этом случае психическое, а затем и речевое развитие происходит гармонично. Если ребенок плачет монотонно, на одном и том же уровне, и плохо реагирует на голос, обратитесь за консультацией к врачу.

Если ребенок здоров и у него нет проблем со слухом, то в ответ на положительные эмоции на втором месяце жизни он начинает «гулить». Вместе с «гулением» появляется и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым. Звуки «гуления» уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.) Этими звуками он пытается общаться, реагирует на происходящее вокруг него. Если малыш не начинает «гулить», обратитесь к врачу, возможно, у него проблема с ушками.

Читайте также:  Форлакс для детей: инструкция по применению

С двух месяцев начинается период звукоподражания: кроха внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и как бы пытается повторять эти движения, но пока беззвучно. Так к 3,5-4 месяцам формируется истинное «гуление», где ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, как бы слушает сам себя. В период истинного «гуления» звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще возникают губные звуки и сочетания гласных с губными.

К полугоду у ребенка появляется лепетная речь – он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги. В этот период важно отслеживать интонации – как он говорит, как плачет. В полгода здоровый ребенок должен уже болтать, произносить определенные слоги, повторять за мамой конкретные звуки. В период лепета более отчетливо становится подражание звукам взрослого.

К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня». Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.

К году ребенок должен говорить от 8 до 10 простых слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», то есть короткие простые слова из нескольких слогов. Именно в этот период заканчивается раннее речевое развитие и начинает формироваться моторная речь как способ общения между людьми.

После полутора лет ребенок путем подражания легко произносит знакомые и незнакомые слова, как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих. Интенсивное развитие моторной речи обычно начинается со второй половины 2-го года жизни. До одного года шести месяцев ребенок произносит около 30 простых по звуковому составу слов. В два года ребенок говорит уже больше 200 слов, у него практически фразовая речь, он уже должен уметь сформулировать простую мысль или просьбу: «Мама, пойдем в магазин, ты обещала купить мне игрушку». При этом некоторые звуки он может еще пока произносить нечетко. К трем годам в речи ребенка насчитывается до 1200-1500 слов, включающих почти все части речи.

Такое развитие считается нормой. Но происходит это лишь тогда, когда родители постоянно разговаривают с ребенком, рассказывают ему сказки, поют колыбельные песенки. Очень большая проблема сегодня – живую речь все больше заменяют гаджеты. Из-за этого многие изначально рожденные здоровыми с точки зрения неврологии дети не начинают вовремя говорить.

Если здоровый ребенок в 2,5-3 года вообще не владеет фразовой речью и, в лучшем случае, только говорит единичные простые слова, у него задержка речевого развития, и это, к сожалению, надо лечить.

Речь развивается постепенно

Чтобы ребенок научился правильно говорить и строить логичные, образные фразы, требуется время. Когда ребенок только учится ходить, он с маминой помощью делает первые неуверенные шажочки, а через полгода-год он уже самостоятельно бегает, прыгает и танцует. То же самое происходит и с речью: она развивается постепенно. Ребенок не только запоминает новые слова, но и одновременно тренирует артикуляционные мышцы, учится управлять интонацией. На это уходит не один год. Поэтому если в 3-3,5 года ваш ребенок только начинает произносить первые слова и строить простейшие фразы вроде «мама, дай», то к шести годам, когда придет пора идти в школу, у него не сформируется полноценная фразовая речь. Важно заниматься развитием речи постепенно, но с самого раннего возраста.

Причины задержки речевого развития

Первая и самая основная причина – это повреждение головного мозга из-за ишемии, кровоизлияния, инфекции. Но подобные отклонения стразу диагностируются, врачи наблюдают за ребенком и проводят все необходимые мероприятия. Это те пациенты, с которыми уже работает невролог, психолог и логопед.

Но есть категория пациентов, которые рождены абсолютно здоровыми. Но из-за ошибок в обучении у них тоже начинается задержка в речевом развитии. Чаще всего причиной становится чрезмерное увлечение родителей механическим звуком, то есть звуком из телевизора, компьютера, планшета, телефона. У детей, которые много смотрят мультфильмов или постоянно играют с поющими-говорящими игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но их собственная, активная, при этом не формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической. Чтобы ребенок начал говорить, нужно как можно больше разговаривать с ним, самим читать сказки, петь колыбельные песенки.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы телевизор или радио работали фоном в том помещении, где проводит время малыш. Безусловно, если вы хотите показать ребенку какой-то мультфильм или передачу на компьютере, это можно и нужно сделать, но после просмотра устройство нужно выключить и убрать.

Конечно, все эти устройства и игрушки позволяют маме немного отдохнуть или заняться какими-то своими делами. Но когда они заменяют собой живое общение, это приводит к серьезным проблемам с психикой ребенка. Лучше предупредить такие вещи, чем потом годами наверстывать упущенное. Чтобы восстановить у трехлетнего ребенка правильный стереотип речи, изменить его восприятие, требуется очень много сил и времени: ребенок не может быстро нагнать такие пробелы, приходится прибегать к интенсивному медикаментозному лечению, к дополнительным занятиям с логопедами. Это долгий и трудный путь. Зачем до этого доводить, если можно все правильно сделать с самого начала?

Читайте также:  Когда и каким способом лучше прокалывать уши ребенку?

Почему нужно петь колыбельные

Пение колыбельных – это важная часть воспитания ребенка. Самые известные колыбельные, например, «баю-баюшки-баю», были придуманы еще в V-VI веке, и мы не случайно поем их детям до сих пор. Они выстроены специально в том тембре и колебании длины волны, которые понятны ребенку, успокаивают его, развивают мозг. Для каждого возраста существуют свои песни, которые необходимо петь. Напевание таких колыбельных маленькому ребенку и одновременное укачивание его на руках создает основу для правильного психического развития.

Сейчас многие пары подходят к планированию беременности со всей ответственностью: ведут здоровый образ жизни, сдают все анализы, читают книги о здоровье и воспитании будущего ребенка. Включите в эту подготовку и разучивание хотя бы нескольких колыбельных песенок, чтобы петь их малышу. Какими бы простыми они вам ни казались, но в них заключена отработанная веками народная мудрость для правильного становления личности, это очень важно. Пойте эти колыбельные хотя бы до года.

К двум годам, когда ребенок уже хорошо понимает фразовую речь, песни можно подбирать уже более сюжетные, чтобы пока мама поет, он мог в голове представить себе эту картинку.

Говорите с ребенком как можно больше

Не спешите в разговорах с малышом, спокойно и размеренно проговаривайте ему, что происходит вокруг, озвучивайте свои действия. Тогда он на слух начнет воспринимать, как называется тот или иной предмет, так формируется пассивная речь. С полугода добавляйте подробности о цвете и объеме предметов: «маленькая игрушка», «красный мяч». Когда вы делаете это постоянно, ребенок учится слышать и понимать вас.

Это помогает уже после года объяснить малышу, что трусики должны быть сухие, то есть довольно рано приучить ребенка к горшку, а не пользоваться все время памперсами. В полтора года ребенок в состоянии удерживать мочевой пузырь, контролировать свои тазовые функции. Это одно из важных звеньев психического развития. Конечно, проситься в туалет он, в конце концов, научится и сам, но эти навыки придут значительно позже и уже не в той форме, в которой хотелось бы.

Поэтому очень важно приучить себя как можно больше разговаривать с малышом и максимально ограничивать механические звуки вокруг него – это важнейшие звенья профилактики задержки речевого развития. Если мы это выстраиваем правильно, то уже в 2,5 года ребенок начинает говорить фразовой речью, и у родителей нет проблем с его поведением, обучением. Если ваш ребенок в 2,5 года не говорит, особенно если нет так называемой своей тарабарской речи, он молчит и не озвучивает игру, обращенную к вам просьбу о чем-то, то это не вариант нормы, это проблема, которой нужно заниматься.

Как разговаривать с ребенком

  1. Разговаривать с ребенком нужно обычным тембром, именно этот ваш тон и тембр ребенок знает еще с внутриутробного своего состояния.
  2. Старайтесь говорить простыми фразами, но не сюсюкайте, не коверкайте слова.
  3. Если у ребенка проблема со зрением или слухом, то маме нужно как можно раньше начать ярко красить губы, чтобы он мог следить за ее губами и понимать, как именно она произносит звуки.
  4. Если у ребенка на первом году жизни были проблемы с глотанием, то, к сожалению, не избежать проблем и со звукопроизношением. Начать заниматься со специальным логопедом можно уже в первые месяцы жизни малыша, еще в доречевой период.
  5. Решайте все проблемы, как только они появляются, не откладывайте и не ждите, что само пройдет. Не пройдет.

Сад логопедический или обычный?

Итак, ребенок подрос, и пришло время решать, в какое дошкольное учреждение его отвести. В этот момент важно разобраться, есть ли у вашего малыша проблемы с психикой и речью, и какие.

Когда никаких серьезных медицинских проблем у малыша нет, начните с обычного сада. Если в первый год речь не выровняется и не разовьется до нужного уровня, тогда стоит подать заявку на прохождение медико-педагогической комиссии. Она проходит с февраля по июнь. Получить направление можно в детском дошкольном учреждении или позвонить им и записаться на прием. Для прохождения медико-педагогической комиссии необходимо иметь заключение невролога, логопеда, психиатра о состоянии здоровья вашего ребенка.

Если ребенок начал говорить фразовой речью, но не выговаривает определенные звуки, то можно отвести его в обычный сад, в котором есть логопедические группы. Там занимаются с детьми с нормальным психо-речевым развитием, но с неправильными установками самих звуков. Обычно логопед начинает работу с такими ребятами с пяти лет, чтобы к школе выровнять речь и исправить все слабые звуки. В среднем на постановку и закрепление одного звука уходит от трех месяцев.

Одно из частых нарушений у детей 3-3,5 лет – так называемая каша во рту, когда из-за нарушения иннервации речевой мускулатуры ребенок не может чисто, понятно произносить часть звуков. В этом случае без помощи специалиста не обойтись, лучше обратиться к неврологу для установки точной причины дизартрии и проведения необходимого лечения, если оно нужно, также необходимо посещать специальный логопедический сад. Здесь требуется комплексный подход: одновременная слаженная работа логопеда, невролога и психолога.

Распределением детей в специализированные группы или сады занимается медико-педагогическая комиссия.

И снова повторюсь, значительно проще заниматься профилактикой задержки речевого развития, чтобы те дети, которые могли бы говорить, но из-за недостаточного внимания родителей не начали, не попадали в специальные группы. Для этого важно не просто разговаривать с ребенком, а слышать, о чем он говорит, стараться понять его и реагировать на его слова. Уверяю вас, если вы с детства наладите этот контакт, то он сохранится на всю жизнь, поможет малышу стать хорошим членом семьи, общества, надежной поддержкой и опорой для вас.

Как предотвратить заикание

Бывают случаи, когда ребенок долго не начинает говорить, при этом с ним занимаются, он накапливает большой пассивный запас слов, может в голове составлять фразы. Если запустить у него речевой процесс чрезмерно активно, то он не справится с потоком речи и начнет заикаться. Чаще всего это происходит в 2,5-3 года. Особенно подвержены заиканию дети с тиками (навязчивое моргание, мигание, шмыганье носом и подобное). Если вы замечаете, что в начале речи ребенок начинает запинаться, это сигнал, что нужно обратиться к неврологу, чтобы решить проблему. Из всех навязчивых состояний заикание – самая сложная проблема, на лечение которой могут уйти годы.

Читайте также:  Таблетки «Парацетамол» для детей: инструкция по применению и дозировка

Соска и речевое развитие ребенка

Еще один важный аспект профилактики задержки речевого развития – длительное использование сосок и длительное кормление грудью. Я имею в виду ситуацию, когда пустышка или мамина грудь находятся во рту ребенка не для успокоения или кормления, а просто так, в состоянии бодрствования. В этом случае проблема возникает чисто механическая: для того чтобы говорить, рот должен быть свободен, а если рот занят, то говорить невозможно – мешает соска или грудь.

Пустышку можно использовать, когда ребенок засыпает, когда болеет, когда ударился, но во время бодрствования ее нужно убирать. После двух лет от пустышки нужно отказаться полностью. Это поможет избежать проблем с речью и сохранить правильный прикус, что значительно снизит ваши денежные расходы в дальнейшем при лечении ортодонтом некрасивых зубов вашего любимого ребенка.

Это же относится и к материнской груди. Она должно быть источником пищи или средством успокоения, не более того. Безусловно, грудное молоко содержит в себе очень много хороших веществ, но оно нужно ровно до тех пор, пока ребенок не начал есть нормальную человеческую еду. Сосание груди очень важно для формирования психологического общения мамы и ребенка. Но к двум годам ребенок уже хорошо понимает обращенную речь, может и сам говорить, поэтому эта связь только укрепляется и никак не прервется после отлучения ребенка от груди.

Важно с самого начала отучать малыша сосать палец. К 2,5-3 годам ребенок должен спокойно обходиться без пустышки, материнской груди или сосания пальцев. Почему? Во время сосания качательно-поступательные движения дают ощущение успокоения, седацию. С возрастом потребность ребенка в таких движениях слабеет, теперь ему нужно познавать окружающий мир, быть активным. А если ребенок продолжает сосать палец или пустышку, то он автоматически переносит себя в грудничковый период, ведет себя как малыш и не дает себе возможности полноценно развиваться.

Гаджеты: вред или польза

Современные устройства, с одной стороны, очень полезны, но когда речь идет о детях, нужно быть предельно внимательным и осторожным. Никто не говорит о том, что не нужно использовать телевизор и гаджеты совсем. Это важная часть современной жизни, дети должны уметь владеть ими. Но у маленького ребенка еще нет навыков речи, движений, моторики, правильного психического развития, неправильно сформирована критика, самокритика, умение контролировать самого себя. Поэтому очень опасно бесконтрольно давать ему то, что может спровоцировать неправильное развитие.

В России об этом говорят мало, и сегодня в большинстве семей гаджеты используют сверх допустимой меры, на каждого члена семьи, включая грудного ребенка, приходится от двух до трех гаджетов. При этом в той же высокотехнологичной Японии детям разрешают пользоваться телефоном или компьютером только с пяти лет, когда нервная система дозрела. И я согласна с их подходом. Да, вы можете включать ребенку какие-то развивающие игры или мультфильмы, но не более 30-40 минут в день на хорошем экране с хорошим звуком. Планшетов и смартфонов лучше избегать, потому что у маленьких детей быстро формируется цветовая и тактильная зависимость.

В глушь, в деревню

Напоследок я хочу посоветовать всем-всем родителям больше времени проводить с детьми на свежем воздухе. Особенно полезно это будет малышам, имеющим проблемы с психо-речевым развитием. Самое лучшее – на несколько недель или даже месяцев уезжать в сельскую местность, где вокруг только живые звуки природы от бегущего ручейка, шелеста листьев на деревьях, жужжания пчелки и прочих звуков, где нет городского, механического звука от гудения проводов. Это не только поможет нормализовать сон, подарит спокойствие, но и даст возможность перегруженному информацией мозгу ребенка отдохнуть и набраться сил для преодоления всех трудностей в речевом развитии.

Будьте здоровы! Удачи вам и вашим детям!

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Читайте также:  Превенар для детей: инструкция по применению, частые реакции на прививку. Плюсы и минусы

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Что делать, если ребенок не говорит

Когда родители приходят на консультацию к логопеду, часто задают вопрос: ребёнку уже 2 или 3 года, но он не говорит или говорит совсем мало — это нормально? Есть ли повод для волнения — может, нужно просто подождать, и все само наладится? Давайте обсудим этот вопрос.

Выделяют две группы факторов, обусловливающих задержку в формировании речи:

1) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки, т.е. неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых либо, наоборот, в гиперопеке. Итог — у ребенка не формируется мотивация речевого общения: в первом случае ему не к кому обращаться, во втором — незачем, его и так поймут, и всё будет сделано так, как он хочет, максимально быстро;

2) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. В данной ситуации требуются не только изменения условий воспитания, но и помощь специалистов — невролога, детского психолога, логопеда, сурдолога или сурдопедагога. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больше сил и внимания.

К тому же если родители малыша, у которого отмечаются проблемы с развитием речи, постоянно просят его «скажи», «повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма, который может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Также проявления недоразвития речи усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Читайте также:  Симптомы розеолы у детей и принципы лечения

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, — это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги и слова. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Что же делать?

Нужно начинать заниматься развитием речи у ребенка как можно раньше. Самым эффективным периодом считается возраст от полутора до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции.

Важно обратить внимание родителей на тот факт, что в общении с ребёнком, особенно раннего и младшего дошкольного возраста, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай?»), сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст — «детская речь» будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

Отрицательно сказывается на речи малыша также частое употребление взрослым слов с уменьшительным или ласкательными суффиксами, слов, недоступных для его понимания или сложных в звукослоговом отношении.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс формирования речевого аппарата еще не закончен.

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка, т.е. развивается речь — развивается интеллект.

Необходимо помнить и о тесной связи функций речи и рук. Ведь движения пальцев рук, мелкая моторика коррелируют с речевой функцией. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Поэтому начинать тренировку пальцев рук ребёнка необходимо с раннего возраста. Приемы могут быть самыми разнообразными, но важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно точными и энергичными.

Упражнения для развития мелкой моторики

Рвать на мелкие кусочки бумагу (дети делают это с удовольствием).

Перебирать или нанизывать крупные бусины, складывать деревянные пирамидки, вкладыши. Движения, при этом, осуществляются двумя-тремя пальцами.

В дальнейшем задания усложняются: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Хорошо бы регулярно делать массаж пальчиков и ладошек, используя специальные колечки су-джок и мячик-ёжик.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (например, «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Прилетели гули» и т.п..). Начинать лучше с самых простых, постепенно усложняя задания.

Занятия по развитию речи

Также хорошо работают песни и потешки. Если необходимо пропеть потешку — не стесняйтесь! Малыш будет с интересом прислушиваться к мелодии и скоро сам попытается воспроизвести её. Вначале он может протягивать одну гласную, а в дальнейшем будут добавляться согласные, слоги, слова и фразы.

Читайте и рассказывайте детские сказки и стихи. Ваше чтение должно быть настолько эмоциональным и выразительным, чтобы ребёнку хотелось вслушиваться в вашу интонацию.

В дальнейшем старайтесь больше говорить с ребенком, озвучивайте («оречевляйте») все свои действия, комментируйте то, что видите в окружающем мире, произносите слова четко, внятно, разборчиво и терпеливо.

Если есть ощущение тревоги по поводу медленного формирования речи, обратитесь за консультацией к узкопрофильным специалистам — логопеду, детскому психологу, неврологу. Скорее всего, если никаких нарушений состояния здоровья специалисты не найдут, то логопеды вам порекомендуют артикуляционную гимнастику.

И напоследок самый главный совет: не раздражайтесь и не стесняйтесь того, что ваш ребенок до сих пор не разговаривает. Ваша любовь и ваше терпение обязательно помогут преодолеть эту проблему.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Для любого родителя очень важно, чтобы малыш развивался соответственно возрасту. Речевое развитие, один из наиболее значимых процессов в жизни. Принято считать, что к 3 годикам дети неплохо разговаривают. Но иногда случаются отклонения, которые очень беспокоят членов семьи — в свои 3 года малыш не разговаривает или разговаривает плохо.

Ребенок не говорит в 3 года: основные причины

В целом, можно выделить две основные группы причин, по которым дите в 3 года не разговаривает должным образом:

  • физиологические;
  • социальные и психологические причины.

Физиологические причины отсутствия речи у детей:

  • Проблемы со слухом. Любые проблемы, связанные с развитием слухового аппарата, оказывают негативное влияние на развитие речи малыша. Те дети, у которых наблюдается тугоухость, всегда будут отставать в плане речевого развития. Обязательно нужно проверить детский слух, обратившись к квалифицированному врачу.
  • Слабое развитие речевого аппарата. У чада могут быть слабо развиты челюстные и лицевые мышцы. Необходимо обратить внимание на наличие повышенного слюнотечения, рвотного рефлекса при попытках проглатывания твердой пищи, а также на то, часто ли приоткрыт рот. Причиной этого может стать то, что малыша слишком рано отучили от груди.
  • Недоношенная беременность;
  • Тяжелые заболевания, которые перенес в первые годы жизни.
  • Такая болезнь, как аутизм.
  • Особенности генетики. У чада может быть генетическая предрасположенность к замедленному речевому развитию. Это передается по наследству, при этом могут отсутствовать какие-либо патологии.

Психологические и социальные причины:

  • Отсутствие потребности и необходимости в разговоре. Если взрослые постоянно угадывают пожелания и опекают, то у любимца просто нет какой-либо потребности в том, чтобы донести свои желания до окружающих.
  • Психологический стресс. Из-за какого-либо события, которое негативным образом отразилось на психике, процесс развития речи может застопориться. Таким событием может послужить разлука с мамой, смена обстановки заболевание. В таком случае необходима консультация детского психолога.
  • Недостаток внимания. Если с чадом не проводят много времени, не вовлекают его в общие занятия, у него не формируется потребности в выражении своих мыслей.
Читайте также:  Что такое иппотерапия и почему она полезна детям?

Ребенок плохо говорит в 3 года: как проявляется задержка с сохранным интеллектом

Под задержкой речевого развития подразумевается ситуация, при которой малыш овладевает речью позднее, чем предусматривает возрастная норма.

Признаки задержки развития речи

Это явление характеризуется такими чертами:

  • качественное и количественное недоразвитие вокабулярного запаса;
  • несформированная экспрессивность устной речи;
  • отсутствие связной речи к 3 годам;
  • неполное проговаривание слов;
  • невозможность выразить свое пожелание.

К сведению! Определить задержку развития речи можно посредством визита к специалистам. Также, если родители много общаются с ребенком, то им станет очевидно наличие этой проблемы.

Как определить уровень развития речи у ребенка в домашних условиях?

При должном внимании, определить уровень развития речи даже в домашних условиях несложно.

К сведению! Основной параметр, на который нужно обратить внимание, это то, насколько отличается уровень развития речи конкретного малыша от этого показателя у сверстников, иными словами, насколько хуже или лучше он говорит.

Кроме этого, существуют специальные таблицы, в которых отражено соответствие динамики развития речи ребенка возрастной норме. Эта информация общедоступна и понятна даже непрофессионалу. Проведя сравнение развития речи ребенка с такой таблицей, можно выявить наличие у него проблем и пробелов, и помочь разговорить малыша.

Нормы речевого развития

К этому возрасту ребенок должен обладать связной речью, а не мычать и неадекватно реагировать. Он должен уже уметь выстраивать предложения.

К окончанию третьего года жизни должно наблюдаться следующее:

  • отчетливость речи;
  • улучшение произношения;
  • способность называть все окружающие предметы;
  • появление в вокабуляре таких частей речи, как местоимения, прилагательные и предлоги;
  • попытки согласования слов (использование родов, падежей и чисел);
  • умение запоминать и пересказывать маленькие художественные произведения.

К сведению! Именно в этот период дети, развитие речевого аппарата которых происходит в соответствии с возрастными нормами, проявляют особое желание коммуницировать как со взрослыми, так и со сверстниками. Они учатся налаживать вербальные контакты, учить привычки, начинать помогать.

Ребенок не разговаривает в 3 года: что делать

Все родители, столкнувшиеся с проблемой задержки развития речи у ребенка, задаются вопросом, почему не говорит, что делать, как научить, нужно заставить или исключить напор, сколько времени понадобится. Комаровский дает некоторые объяснения.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский, при наличии у мальчика или девочки проблем с речью, настоятельно рекомендует обратиться к квалифицированным специалистам:

  • ЛОР. Потребуется проведение аппаратного обследования слуха, аудиограммы. Это позволит определить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.
  • Невролог. Именно наличие неврологических патологий зачастую служит причиной нарушения развития речи. Важно отметить в разговоре с врачом, когда ребенок стал воспринимать человеческую речь, в каком возрасте началось гуление, какие навыки ему присущи в 3 года.
  • Логопед. Специалисты этого профиля могут определить наличие нарушений речевого аппарата (например, короткую уздечку или слабое развитие лицевых мышц и языка).
  • Психолог. Возможно, недостаточное развитие речи объясняется причинами, связанными с психологическим состоянием.

В качестве важнейших шагов, которые необходимо предпринять родителям, доктор Комаровский выделяет следующие:

  • обследование ребенка на физические и неврологические нарушения;
  • консультации с врачом-логопедом и психологом;
  • ограничение долгого неактивного времени, которое ребенок проводит, играя в гаджеты;
  • проведение большего количества времени в общении с ребенком;
  • частое употребление названий окружающих предметов при общении с ребенком;
  • проговаривание совершаемых действий, что как будет называться.

Важно! Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за молчание. Любые попытки ребенка заговорить нужно оценивать положительно и хвалить.

При общении с ребенком в возрасте трех лет, нужно ставить перед ним несложные открытые вопросы — зачем, почему, как и т. д.

Также ему стоит читать вслух детскую литературу, разучивать короткие стихотворения, поговорки и потешки. Важно всячески стимулировать общение ребенка с другими детьми.

Желания ребенка предугадывать нельзя. У него должна быть потребность в выражении своих потребностей и пожеланий. А его просьбы нужно уточнять.

Ребенка следует ограждать от дополнительного стресса.

Медикаментозное лечение

В некоторых случаях, при наличии у ребенка задержки развития речи, врачи назначают комплекс лекарственных препаратов. Такие таблетки направлены на то, чтобы улучшить питание мозговых нейронов. За счет этого стимулируется работа речевых зон головного мозга. Среди лекарств, применяющихся в данном случае, можно выделить Кортексин, Когитум, Нейромультивит и некоторые другие.

Важно! Лекарственные препараты ни в коем случае нельзя назначать ребенку самостоятельно, сделать это может только врач, исходя из наличия реальных показаний к такой терапии.

Вместе с приемом лекарственных препаратов, перечисленных выше, обычно назначается еще комплекс мероприятий:

  • микротоковая рефлексотерапия;
  • световая терапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • массаж;
  • занятия со специалистом в области нейропсихологии
  • летняя прогулка и разминка на свежем воздухе.
Коррекционный метод

Коррекционный метод подразумевает под собой комплекс мероприятий, целью которых является устранение дефектов речи ребенка. Соответствующие мероприятия проводятся профессионалами в области логопедии и дефектологии.

Среди таких мероприятий выделяют:

  • Артикуляционную зарядку. Это специальные упражнения, направленные на то, чтобы при произношении звуков ребенок правильно использовал язык, губы, легкие.
  • Установку звуков.
  • Звукоподражание.
  • Словоподражание.
  • Логоритмика — комплекс специальных упражнений, который построен на музыке, движениях и словах.
Педагогические методы

Эту группу методов по исправлению проблем речи могут применять родители и в домашних условиях. Основным аспектом в этом методе является процесс формирования мелкой моторики.

К сведению! В ходе многочисленных исследований было выявлено, что движения, совершаемые пальцами рук, активируют ту часть головного мозга, которая ответственна за устную речь.

Соответственно, с ребенком нужно производить следующие действия:

  • заниматься зарядкой пальцев рук;
  • массировать пальцы ребенка;
  • играть в игры, связанные с вкладышами;
  • заниматься с песком и крупами, а также в воде;
  • тестировать разные на ощупь вещества;
  • устраивать пальцевой театр и театр теней;
  • лепить (подойдут как глина и пластилин, так и тесто).
Читайте также:  Неврозы и тики у детей

Другими методиками, относящимися к педагогическому методу коррекции речи, являются следующие:

  • инсценировки;
  • театральные постановки;
  • изучение фольклора;
  • составление рассказов.

Литература по теме Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить»

В настоящее время существует большое количество литературы, посвящённой проблеме становления речи ребенка. Одной из наиболее признанных и проверенных книг в этой области является «Ребенок учится говорить».

В этой книге освещаются основные этапы становления речи, а также даны советы по тому, как способствовать ее развитию у ребенка.

Что такое речь, и как она возникла?

По мнению автора, речь — это то, что позволяет объединить людей, способствует тому, чтобы они понимали друг друга, а также помогает сформировать общие взгляды и убеждения у людей.

К сведению! Речь — неотъемлемый атрибут познания мира, отличающий человека от животных, ставящих его на ступеньку выше в развитии.

Считается, что предпосылкой возникновения речи в человеческом формате явились те сигналы (зачастую сложные), которыми животные обмениваются информацией об опасности, коммуницируют друг с другом касательно пищи, симпатии и водопоя. Иными словами, делятся опытом и впечатлениями, вырабатывают план действий. Для этого, собственно, и предназначена человеческая речь.

Как ребенок понимает речь, и какова роль движений в развитии?

Ребенок сопоставляет слова, сказанные окружающими, с событиями и людьми вокруг него, с теми чувствами и впечатлениями, которые он испытал и познал.

Согласно исследованиям, проведенным Фоминой, речь напрямую связана с мелкой моторикой. Это объясняется тем, что проекция ручной кисти занимает примерно 1/3 на коре головного мозга. Развитие речи напрямую коррелирует именно с развитием моторики кистей рук.

Как нужно разговаривать с малышом?

Разговор нужно строить четко, правильно и полностью выговаривая слова. Требуется уделять внимание окружающим ребенка предметам, выводить его на диалог, стимулировать выражение своих потребностей в словесной форме.

Подбираем правильные игры

Игры должны быть направлены на развитие мелкой моторики рук.

  • пазлы;
  • вкладыши;
  • раскраски.

Полезно занятие театром, инсценировками, хорошо сказывается работа с мячиком и мелкими деталями.

К трем годам малыш уже должен иметь довольно развитую речь. На практике часто наблюдается задержка развития речевого аппарата. Родителям необходимо обратить внимание на такую задержку, чтобы вовремя начать борьбу с ней. Важно проконсультироваться со специалистами и определить правильный порядок лечения.

Здоровая семья
клиника доказательной педиатрии

С 9:00 до 21:00, 365 дней в году
без перерыва и выходных

  • Главная
  • О клинике
  • Цены на услуги
  • Специалисты
  • Галерея
  • Документы
  • Новости
  • Статьи
  • Вебинары

Ребёнок не говорит – Статьи

  • Предыдущая статья
  • Все статьи
  • Следующая статья

Ребёнок не говорит

Речь – это форма общения людей с помощью языковых конструкций. Когда рождается ребёнок, то он не умеет ничего и задача взрослого научить его всему. Научить ходить, держать ложку, кружку, ходить в горшок и говорить. Если с остальным всё более-менее понятно, то с речью у родителей всегда много вопросов. Что делать, если ребёнок не говорит? Если говорит на «своём» языке? И много-много различных вопросов. Сегодня поговорим о развитии речи, о задержках речевого развития, обследованиях и не только.

Про понимание речи

Понимание речи – это один из критериев оценки речи ребёнка, не менее важный. Ребёнок может не говорить, но может полностью понимать речь.

Понимание речи также должно соответствовать возрасту.

Как определить, что ребёнок понимает речь?

Оценка критерия понимания речи происходит в 1 месяц жизни ребёнка.

  • В 1 месяц ребёнок вздрагивает от голоса или звука.
  • В 2 месяца выражает беспокойство на звук или голос.
  • В 3 месяца смотрит на говорящего.
  • В 4 месяца поворачивает голову в сторону говорящего и перестаёт плакать, когда его успокаивают речью.
  • В 5 месяцев начинает откликаться на имя, но это в том случае, если к нему обращались до этого по имени, а не просто «малыш», «зайчик» и так далее, иначе откликаться он будет на малыша и на зайчика.
  • В 6 месяцев останавливается, услышав слово «нет», начинает использовать жесты. Это не значит, что ребёнок понимает, что вы имеете в виду под «нет». Жесты – это один из способов говорения, например, когда малыш тянет ручки, чтобы его подняли.
  • В 7 месяцев смотрит на знакомый объект, когда его называют. Используйте такие конструкции вопросов типа: «А где птичка? А где папа?». Так же обучаем понятию нет: «А где птичка?» – ребёнок смотрит в небо – «нет птички». И показываем головой нет. В 7 месяцев ребёнок осознаёт, где он сам, для этого подносим его к зеркалу, смотрим и показываем, называя по имени.

К году словарный запас ребёнка составляет 5-9 слов, конечно, может быть и больше. Появляются эти слова не сразу в 12 месяцев, а постепенно. Первые слова могут появиться и в 6-7 месяцев, типа «кых – кот», «бах – упал», «сьсь – грудь» и подобные. Если всего этого нет, в год рано говорить о задержке развития речи, проверьте слух и продолжайте развивать и обучать малыша.

Может и вовсе быть ни одного слова и это тоже будет вариант нормы, так как оценка определяется и пониманием речи.

Не норма, если в год:

  • нет лепета,
  • не показывает на предмет,
  • не использует жесты.

Нельзя говорить ребёнку

  • я тебя не понимаю,
  • что ты там шепчешь?
  • говори громче и чётче!

Ребёнок должен знать, что вы его понимаете всегда и даже без слов.

Если уровень речи ребёнка не соответствует норме, скорее всего его не обучали и это тоже вариант нормы. Обучить можно.

Почему не говорит?

На самом деле «не говорит» — это довольно растяжимое понятие. Приведём примеры.

  • Ребёнок не произносит никаких слов абсолютно, даже «да» и «нет». Для 1,5 лет это вариант нормы, а для ребёнка 4 лет – уже проблема.
  • Не говорит предложения. Для 2,5 лет будет вариантом нормы. В 4 года уже нужно беспокоиться.
  • Ребёнок понимает обращённую речь, выполняет просьбы, инструкции, вне зависимости от сложности, но не говорит.
  • Ребёнок болтает много, но на «своём» языке.
  • Ребёнок говорит, но окружающие его не понимают, потому что многие звуки он заменяет.
Читайте также:  Что такое иппотерапия и почему она полезна детям?

То есть в каждой ситуации понятие «не говорит» будет своё. И тут важно понять причину, найти подход и скорректировать. В некоторых случаях возможно подключение более узких специалистов.

Важно понимать, что в процессе формирования речи важнее её понимание, чем произношение.

Что делать, если не говорит?

  • Не давить на ребёнка.
  • Постоянно давать информацию ребёнку.
  • Общаться с малышом на любые темы.
  • Не сюсюкать и чётко произносить слова.

Если малыш совсем не разговаривает или делает это плохо, не нужно постоянно просить его что-то сказать, особенно обращаться к нему со словом «скажи». Вероятнее всего ребёнок не может что-то сказать и вряд ли не хочет. То есть хочет, но не может.

Важно помнить, что:

  • Часть прогулок, начиная с 3-4 месяцев, должны быть в интервале бодрствования.
  • Взрослый должен комментировать часть действий, но не как радио, а если бы он рассказывал 3-4летнему ребёнку. Например: «Пойдём пообедаем, а потом пойдём гулять».
  • С самого рождения ведём с ребёнком ДИАЛОГ, а не монолог. То есть даём паузу и ждём от ребёнка ответа, даже если этого не будет. Когда-нибудь он обязательно ответит, запаситесь терпением.

Самое главное – хвалите ребёнка, если он сам просто произнёс слово, звук или слог, даже если с ошибками и непонятно, он всё равно молодец, потому что пробует. Также важно поддерживать беседу, когда ребёнок что-то вам рассказывает, пусть на своём детском языке, но он должен видеть обратную связь, заинтересованность, что мама и папа его понимают, даже если это не так. «Ничего себе! Правда? Вот так история!» – этого будет волне достаточно для поддержания разговора с малышом.

Что такое ЗРР и как проявляется?

ЗРР – это задержка речевого развития. Для того, чтобы заподозрить у ребёнка ЗРР, необходимо наличие определённых признаков.

  • В 12 месяцев: мало лепета, ребёнок тихий.
  • В 18 месяцев: не понимает своего имени, названий окружающих предметов или обращений «иди сюда», «сядь».
  • В 2 года: использует отдельные слова в ограниченном количестве, не пытается повторить слова.
  • В 2,5 года: не знает названий частей тела, предметов окружающей среды; по просьбе не может назвать предмет или принести что-то, находящееся в поле зрения; не может составить простые фразы из двух слов, например, «хочу есть». Часто ребёнка понимают неправильно.
  • В 3 года: не говорит предложений с простой конструкцией (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.

Стоит отметить, что значительная задержка речевого развития характерна для детей с общей задержкой развития.

То есть в большинстве случаев то, что ребёнок не говорит, не означает наличия ЗРР.

Диагноз ЗРР может быть временным, например, когда малыш в 2 года говорит меньше 50 слов. Этот диагноз будет временный и означает, что у здорового ребёнка есть небольшие проблемы с речью и всё, что нужно – это больше разговаривать с ребёнком.

Кому нужны обследования?

Обследования нужны в случае, если врач подозревает у ребёнка задержку речевого развития (ЗРР). Не у всех детей, которые не говорят, есть эта задержка и не всем детям нужны обследования.

Если ЗРР всё-таки подозревается, то необходимы следующие обследования.

  • Осмотр педиатра.
  • Осмотр невролога.
  • Осмотр психиатра (включён в медосмотр детей 2 лет).

Исследования, которые проводятся по показаниям.

  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ и мониторинг сна. В очень редких случаях у ребёнка наблюдается регресс в развитии и это связано с большим количеством эпиактивности на ЭЭГ во время сна, когда у ребёнка нет эпилептических приступов.
  • МРТ.
  • Генетические тесты.
  • Осмотр сурдолога, проведение аудиометрии,
  • Тест на расстройство акустического спектра.

Какие обследования не нужны?

Эти обследования не помогут в обнаружении причины нарушения и не повлияют на лечение и помощь.

  • Осмотр остеопата.
  • Осмотр гомеопата.
  • Реоэнцефалография (РЭГ).
  • ЭХО-энцефалоскопия (Эхо-ЭС).
  • Допплер сосудов головного мозга, дуплесное/триплексное сканирование сосудов головного мозга.
  • Рентгенограмма черепа, шейного отдела позвоночника с/без функциональных проб.
  • Нейросонография, УЗИ головы.

Тест на аутизм у ребёнка

Мы знаем, что задержка развития речи у ребёнка может быть одним из признаков аутизма.

Этот тест не даёт 100% гарантии, но определяет риск аутизма у ребёнка в возрасте 16-30 месяцев. Тест состоит из 20 вопросов для родителей.

Итак, если ребёнок не говорит – это ещё не значит, что у него задержка речевого развития. Речь оценивается не только по критерию говорения, но и по критерию понимания. Это очень важно. Существуют различные нормы развития речи по возрасту, от этого зависит дальнейшая тактика действия. Важно не только разговаривать с ребёнком, но и дать ему возможность высказаться, делая паузы в ожидании ответа. Также важно проверить слух ребёнка, так как от этого тоже зависит развитие речи. Задержка речевого развития ставится в том случае, когда у ребёнка есть определённые признаки задержки. Берегите себя и своих детей и будьте здоровы!

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Такое иногда случается: ребёнок растёт и, вроде бы, нормально развивается, но никак не начинает говорить. Чем больше проходит времени, тем больше нарастает беспокойство родителей, пока они, наконец, не приходят в расстроенных чувствах к врачу с вопросом: “Почему ребёнку уже 3 года, а он до сих пор не говорит”?

Читайте также:  Симптомы розеолы у детей и принципы лечения

Тут очень важно определиться с тем, что именно подразумевается под “не говорит“. Не издаёт вообще никаких звуков или не произносит связных слов? Просто бубнит что-то нечленораздельное себе под нос, говорит очень невнятно или не понимает слов? Или, быть может, не реагирует, когда к нему обращаются? Всё это довольно разные вещи в этом контексте, поэтому сперва нужно разобраться с симптомами, и тогда уже искать причину.

А причины могут быть различными. Так, в первую очередь проверяется слух малыша. Если он демонстрирует нормальную реакцию на звуки, то можно заподозрить также и болезнь мозга, как причину речевого расстройства ребёнка. В целом, современная наука логопедия определяет две основных группы факторов, влияющих на отставание в развитии речи ребёнка.

1. Недостатки сенсомоторной базы, проблемы неврологического характера. Нарушения моторики, фонематического восприятия, возможностей зрительного восприятия окружающего мира, неврологические заболевания. В таких случаях требуется серьёзная помощь и регулярные занятия со специалистом.

2. Плохие социальные условия, ошибки воспитания. Недостаток внимания со стороны взрослых или гиперопека могут стать причиной отставания в развитии речи в сравнении со сверстниками ребёнка. И в том и в другом случае у ребёнка просто отсутствует мотивация к развитию умения речевой коммуникации. Нередко также на ситуацию влияют и личностные качества самого ребёнка: склонность к истерическим реакциям, либо к упрямству, к своевольному поведению, бунтарским выходкам. Обычно такого рода факторы быстро устраняются при правильном подходе и речевые навыки ребёнка корректируются, подтягиваются на должный уровень.

Очень важно, чтобы родители осознавали необходимость своевременного обращения к специалисту. Если ребёнок не говорит в три, четыре года, наверстать упущенное будет уже несколько сложнее, так что лучше не затягивать. Несформированная вовремя речь может привести к весьма нежелательным последствиям, когда недостатки развития речи уже не могут быть исправлены самостоятельно, без помощи логопеда.

К тому же, несформировавшаяся вовремя речь может стать причиной замкнутости ребёнка, отчуждённости и нежеланию идти на контакт. Ему сложнее социализироваться в начальных классах школы, а уж с предметами (особенно с языками) выходит полный завал.

Известно, что активное становление речи у ребёнка происходит в возрасте 2,5 – 5 лет. Именно в этот дошкольный период и нужно добиться полной компенсации всех недостатков речи. В случае, если у ребёнка нет никаких проблем неврологического характера, у него нормальный физический слух, исправлять его речь в по большей части придётся родителям. И тут, надо сказать, почти все они без исключения начинают совершать типичные ошибки.

Например, начинают жадно ловить каждое осмысленное слово со стороны ребёнка и набрасываются на него с требованиями немедленно повторить его и закрепить успех. Намерения, несомненно, благие, да вот результаты такого подхода обычно плачевные.

Они сидят возле ребёнка подолгу, говоря ему какие-нибудь простые слова и требуя повторить их вслух. Ребёнок упирается, отворачивается, ему не нравятся эти требования. Иногда ему случается произнести какое-то слово самостоятельно, но потом он уже не повторяет его вновь. Всё это говорит о сформировавшемся негативном отношении к процессу воспроизведения собственной речи.

Ещё один неверный приём со стороны родителей – отказывать малышу в помощи, если он не желает говорить. Вот ему хочется игрушку с верхней полки, он мычит что-то и тычет в неё пальцем. Но родитель отказывается давать ему желаемое: “Скажи! Скажи словами что ты хочешь. Скажи: “мячик”. Не дам, пока не скажешь, я тебя не понимаю”. В результате такой политики всякая попытка вывести ребёнка на диалог будет им отвергаться, он будет отворачиваться в ответ на вопросы: “Сколько тебе лет”, “Как тебя зовут”, и так далее.

В общем, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал больше и лучше говорить, первое, от чего вам следует отказаться – это от постоянных требований к нему. Совсем уж глупо ставить ребёнка в угол и наказывать, впрочем, это, скорее, просто констатация родительского бессилия и вымещение злобы за свои неудачи на ребёнке.

Вместо этого вам следует развивать мышление ребёнка. Очень важна в этом случае мелкая моторика – она оказывает очень мощное влияние на развитие малыша. Купите ему специальные массажёры-колечки для пальчиков, и регулярно делайте массажик. Есть также ещё и массажёрные маленькие мячики, которые тоже очень нравятся обычно детям.

Хорошее упражнение, одновременно на развитие моторики и речи, это старые добрые считалочки. Помните “сороку-ворону”? Сначала сорока-ворона “варит кашу”, помешивая её в ладошке у ребёнка, а потом начинает кормить своих птенчиков. Не требуйте от малыша повторений за вами, если ему не хочется, но сами произносите вслух “имена” каждого птенчика, которого сорока-ворона кормит кашей. Если малыш начинает повторять за вами, активно реагирует – это прекрасно.

Простые задачки на логику для детей – тоже эффективное упражнение. Пирамидки, которые ребёнок должен разбирать и собирать самостоятельно, различные паззлы, матрёшки, игры-конструкторы, в которых необходимо правильно соотнести форму предмета и отверстие для него, всё это стимулирует процесс умственной деятельности, а это немаловажно для развития речевых функций.

Помните, что очень важно уделять ребёнку внимание, заниматься его интеллектуальным развитием. Если вы видите, что он в хорошем настроении и ему нравится игра – попробуйте попросить его вспомнить, как называется то или это. В добром расположении духа он будет посговорчивее. Важно выработать в нём позитивную эмоциональную привязку к занятиям. Если же вам никак не удаётся добиться хороших результатов самостоятельно – обязательно обращайтесь к специалисту. Опытный логопед почти гарантированно решит вашу проблему.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Ссылка на основную публикацию