Доктор Комаровский о режиме дня у ребенка

Доктор Комаровский о режиме дня у ребенка

Можно растить ребенка, придерживаясь режима и распорядка, а можно относиться к этому более свободно, отталкиваясь от сиюминутных потребностей малыша. Однако специалисты утверждают, что дети, которые с рождения приучены к определенному режиму, реже болеют, лучше переносят стрессы, легче адаптируются к новой для себя обстановке. Нужно ли соблюдать режим, и какого распорядка придерживаться, рассказывает известный педиатр Евгений Комаровский.

Особенности

Пища, сон, вода, ощущение безопасности — это то, в чем дети действительно нуждаются. В режиме же, как в таковом, физиологической и психологической потребности ни у одного ребенка в мире нет, говорит Евгений Комаровский.

С этой точки зрения, режим больше нужен не малышу, а его родителям, чтобы оставаться дееспособными взрослыми, которые в состоянии растить ребенка.

Если чадо спит и ест тогда, когда ему захочется, даже среди ночи, то очевидно, что мама и папа не будут высыпаться, и довольно быстро превратятся в вялых и мало на что способных людей с признаками нервного истощения. Поскольку ребенку все-таки очень нужны здоровые и полноценные родители, разумнее ввести режим дня, причем сделать это как можно раньше. В идеале — сразу после выписки из роддома.

Режим — отличный способ упорядочить жизнь семьи, в которой растет грудной ребенок, а также заранее подготовить малыша к будущему посещению садика и школы, ведь там все по режиму. Однако родителям предстоит несколько раз за первые годы менять распорядок дня, поскольку разные возраст требует разного подхода к организации режима.

Распорядок дня по месяцам

На самом первом этапе жизни составлять режим ребенку следует с обязательным учетом норм сна, которые имеют существенные возрастные отличия. Новорожденному, к примеру, требуется не менее 18 часов сна в сутки, ребенку в полгода достаточно 14,5 часов, а годовалому малышу -13,5 часов. Однако многое зависит и от темперамента самого ребенка.

Некоторые малыши отказываются от дневного сна после 2 лет, но прекрасно выбирают положенные им 12-13 часов сна в ночное время. Попытки родителей все-таки заставить малыша спать в светлое время суток при этом заканчиваются полным фиаско — даже если чадо начинает спать днем, то существенно ухудшается количество и качество сна ночью. А потому составление режима потребует от родителей гибкости и понимания индивидуальных особенностей собственного ребенка.

Режим питания удобен для родителей, но есть в нем и свои минусы, говорит Евгений Комаровский. У ребенка начинает вырабатываться желудочный сок именно тогда, когда по привычному для него режиму наступает время обеда или ужина. Но по мере взросления, обстоятельства могут меняться, в садике будет другой режим и время обеда сместится на часок, в школе — свой режим и чаду придется снова приспосабливаться. Выработка желудочного сока при отсутствии пищи не идет на пользу организму.

Учитывая часы питания, следует максимально приблизить их к тому распорядку, который существует в детском саду, который предстоит посещать ребенку или к школьному распорядку.

Это позволит снизить вероятность развития гастрита, язвы желудка и других малоприятных недугов.

Режим прогулок очень важен для малыша и для школьника старшего возраста. Отказываться от прогулок на свежем воздухе нельзя даже во время болезни, особенно если эта болезнь — респираторная. Единственный повод не пойти на улицу — высокая температура. Но как только жар спадает, то, несмотря на насморк и кашель, нужно отправляться на улицу.

Во время болезни режим ребенка может сбиваться, и это совершенно нормально, утверждает Евгений Комаровский. При правильно организованном распорядке чадо довольно быстро вернется в привычную «колею» после выздоровления.

Приблизительный режим может быть следующим.

1-2 месяца

В этом возрасте потребность во сне — от 18 до 20 часов (в зависимости от темперамента малыша). При этом ночной сон (около 12 часов) может быть прерван на 1-2 кормления. Днем малыш спит 4-5 раз, каждый эпизод сна продолжается около 2 -2,5 часов.

Среднее число кормлений — 6-7, промежуток между приемами пищи — от 2,5 до 3,5 часов. «Подогнать» этот примерный план под конкретные часы и минуты любая мама сможет исходя из режима дня семьи. Если домочадцы ложатся рано (в 21-22 часа), то водные процедуры и последнее кормление должно приходиться на 20.30. При этом подразумевается, что семья встает в 5.00.

Если же родители и другие дети в семье ложатся поздно (в 23 часа), то и последнее вечернее кормление должно быть перемещено на 22.30, при этом семья (включая грудничка) просыпается в 7.00.

3-4 месяца

У детей в этом возрасте увеличиваются промежутки бодрствования между эпизодами сна, поэтому режим потребует родительской корректировки. Учитывая, что малыш может не спать уже по 1,5-2 часа, то количество эпизодов сна сокращается до 3-4, продолжительность каждого эпизода — 1,5-2 часа.

Читайте также:  Доктор Комаровский о списке необходимых лекарств в аптечке для новорожденного

Ночью крохе положено около 11 часов сна с пробуждением для кормления. Кушают дети в этом возрасте 5-6 раз в сутки через каждые 3,5-4 часа. При корректировке важно не смешать вечерние процедуры (купание, массаж и последнее кормление должны остаться в то же время, что и раньше).

5-6 месяцев

Ночная потребность во сне в этот период остается прежней — 11 часов. Дневные периоды длятся по 1,5-2 часа. Однако количество этих дневных периодов может быть уменьшено до 3. Бодрствует ребенок по 2-2,5 часа.

Ночью с полугода он может уже не кушать, во всяком случае биологической необходимости в ночном кормлении с 6 месяцев уже нет. Поэтому количество приемов пищи тоже сокращается — до 5 раз в день. Между пищей кроха уже способен выдерживать четырехчасовые интервалы. Общая потребность во сне — около 15 часов в сутки.

7-8-9 месяцев

Это уже активный и любознательный малыш, который достаточно большие интервалы времени проводит в бодрствовании. Количество приемов пищи — 4-5 в сутки. От кормления по ночам стоит категорически отказаться. Спит кроха ночью около 10 часов.

Днем он должен ложиться спать 3 раза, но иногда это количество уменьшается до 2 (ближе к 9 месяцам). Периоды игр и активного познания мира между эпизодами дневного сна могут длиться до 3 часов, главное, не допускать, чтобы малыш переутомлялся и оставался без сна большее количество времени.

10-11 месяцев – 1 год

Кушать такой малыш может уже 4 раза в день с интервалами в 4 часа. Количество дневного сна сокращается до 2 раз, но промежутки увеличиваются — до 2,5 часов на каждый сон.

Потребность в ночном сне — 10 часов. В этом возрасте важно включить в режим более продолжительные, чем ранее прогулки и развивающие занятия.

1,5 года – 2 года

В этом возрасте важно откорректировать режим в соответствии с режимом дошкольного учреждения, которое родители выбрали для своего ребенка. Для этого маме нужно нанести визит в садик, поговорить с воспитателями, записать часы завтрака, обеда, полдника, часы занятий и прогулок.

В среднем дети такого возраста кушают 4 раза в день (с учетом ужина, который в детсадовском режиме отсутствует). Спать днем кроха должен 2 раза, с постепенным переведением на 1 сон (к 2-2,5 годам). Продолжительность каждого «тихого часа» – 1,5-2 часа. Потребность в ночном сне — 10-11 часов.

Промежутки с учетом индивидуальности ребенка могут отличаться от указанных, важно, чтобы всего в сутки малыш спал около 12,5-13 часов, эта норма обусловлена для него физиологически.

Как наладить режим?

Если ребенок не приучен к режиму, и в свои 8-10 месяцев устраивает родителям ночные «бдения» у кроватки с громкими требованиями еды, игрушек и внимания, то Комаровский советует родителям решительно начать устанавливать «диктатуру». На установление режима уйдет около 2-3 дней, после чего мамы и папы таких малышей смогут навсегда забыть о бессоннице.

В дневное время с ребенком нужно максимально много гулять и не давать ему высыпаться. Если он очень хочет спать, все равно следует будить и вести чадо на улицу. Кормить в течение двух «переломных» суток следует скудно, впроголодь. Вечером устраивать прохладную ванну, после чего первый раз за день давать ребенку достаточный объем пищи. Когда он все съест и сразу ляжет спать, можно не волноваться — проспит такой карапуз 6-8 часов беспробудным сном.

После 2-3 суток можно несколько смягчить условия жизни, с большой долей вероятности малыш уже усвоит новый режим с полноценным ночным сном и питанием в нужное время.

Однако тут тоже важно избежать «перегибов», подчеркивает Евгений Комаровский. Питание по часам — не означает, что если мама опоздала с приготовлением обеда на 20 минут, то она преступник и безответственный член семьи. Режим должен быть достаточно гибким и все участники процесса — и взрослые, и дети — должны уметь под него подстраиваться. Неизменной должна быть очередность действий.

Не страшно опоздать на обед, если ребенок заигрался на улице, страшно вообще пропустить обед, хотя если малыш не хочет есть, то можно и пропустить. Главное, чтобы потом, даже если он попросит кушать, не давать ему ничего до следующего запланированного приема пищи.

Соблюдение режима — не сложность для ребенка. Это куда сложнее для его родителей, поскольку иногда от них детский режим будет требовать достаточной строгости. Выпуск программы доктора Комаровского на тему “Режим дня у ребенка” смотрите далее.

  • Доктор Комаровский
  • Ребенок часто болеет
  • Закаливание
  • Режим дня
  • Вес
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Читайте также:  Соскоб на энтеробиоз у детей

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

Читайте также:  Рвота после еды у ребенка

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

4.7. Режим

Слово “режим” – традиционный атрибут любого врачебного листа

назначений. Особое умиление вызывают рекомендации по соблюдению

постельного режима у трехмесячного ребенка. В то же время,

неформальный подход к этому понятию исключительно важен.

Практически любая инфекционная болезнь обусловливает

необходимость сознательного ограничения двигательной активности.

Причины, в связи с которыми это положение рассматривается как

аксиома, достаточно хорошо известны. Прежде всего, следует

отметить такой фактор, как уменьшение энергетических затрат:

очевидно, что потребление энергии при наличии воспалительного

процесса существенно возрастает, а снижение аппетита не позволяет

в достаточной степени компенсировать эти затраты посредством

питания. С другой стороны, активная мышечная работа, сама по

себе, сопровождается избыточной теплопродукцией, что может

Целый ряд используемых при синдроме крупа фармакологических

средств, заставляет крайне осторожно относиться к передвижению

ребенка по палате. Нейролептики (аминазин, дроперидол) или

ганглиоблокаторы (пентамин) делают вполне реальной возможность

ортостатического коллапса, обусловленного резкой переменой

положения тела. Активная седативная терапия или применение

лекарств, обладающих побочным седативным эффектом, например,

антигистаминных препаратов, в немалой степени способствует

нарушению координации движений. В этом аспекте вероятность травмы

существенно повышается, особенно с учетом того, что ковры на полу

отсутствуют, мебель отнюдь не мягкая, а количество кроватей

приближается к десятку.

Таким образом, напрашивается очевидный, на первый взгляд,

вывод: тему главы можно считать исчерпанной, поскольку для

ребенка с вирусным крупом необходим постельный режим. На самом же

деле, ситуация далеко не так однозначна.

Под постельным режимом весьма часто подразумевается

горизонтальное положение тела. Повышенное рвение медперсонала в

этом направлении может привести к печальным последствиям, причины

которых были подробно описаны в главе 2.3.1. Напомним лишь, что

оптимальные условия функционирования вспомогательной ДМ создаются

только в вертикальном положении с фиксированным плечевым поясом.

Неудивительно, в этой связи, следующее: режим ребенка с крупом,

нередко, может быть описан выражением “на руках у матери”.

В целом, рассуждения о режиме и питании могут и должны идти в

параллельной плоскости. Двигательная активность и аппетит, по

своей сути, явления одного порядка, достоверно характеризующие,

как уровень здоровья, так и тяжесть заболевания. Рациональность,

по-видимому, состоит в том, чтобы не перегнуть палку. Всеми

силами удерживая в постели ребенка, стремящегося, опять же, всеми

силами из нее выбраться, мы не добьемся ничего хорошего.

Отрицательные моменты, напротив, весьма очевидны – провоцирование

ларингоспазма на фоне негативных психоэмоциональных реакций, не

говоря уже о том, что крики и слезы способствуют гипертермии не

меньше, чем активизация мышечной работы.

Нет правила без исключения и определенные “вольности” в

осуществлении постельного режима допустимы далеко не всегда.

Целый ряд заболеваний характеризуется тем, что субъективные

ощущения не соответствуют истинной тяжести состояния. Типичный

примерлишний раз подчеркивающий важность дифференциальной

диагностики – дифтерийный миокардит. Явления крупа купированы,

самочувствие прекрасное, но двигательная активность провоцирует

расстройства проводимости. Очевидно, что в этом случае ходить

опасно. Но не менее очевидно следующее: круп при ОРВИ не

относится к заболеваниям, требующим насильственного удержания

Доктор Комаровский про режим дня ребенка

  • Общая информация
  • Рекомендованный режим по месяцам
  • Как приучить к режиму?

Все, без исключения, родители делятся на две большие категории, а споры между ними не утихают. Одни растят своих детей, учитывая их желания и потребности в текущий период времени, а другие стараются с самого начала приучить малышей к определенному режиму. Нужен ли режим и каким он должен быть? Об этом родителям часто рассказывает детский доктор и телеведущий Евгений Комаровский.

Читайте также:  Синафлан для детей: инструкция по применению

Общая информация

Под режимом дня подразумевается определенная последовательность действий: еда, сон, гуляние, игры и т. д. Конечно, можно не устанавливать рамок, но тогда, по словам Комаровского, не нужно жаловаться, что малыша не получается уложить спать или накормить. К тому же, малышу рано или поздно придется столкнуться с детскими коллективами: садиком, школой, где режим — основа основ.

Специалисты в области педиатрии и детской психологии (а Комаровский с ними полностью согласен) рекомендуют придерживаться режима, поскольку дети, приученные делать все своевременно, легче адаптируются ко всему новому, не испытывают проблем с засыпанием, аппетитом, поведением (если, конечно, режим организован правильно).

Если посмотреть на ситуацию с точки зрения ребенка, то ему режим не нужен. Физиологически малыш в нем не нуждается. Он будет требовать пищу, когда проголодается, а засыпать, когда устанет. Но это неудобно для родителей, у которых, помимо воспитания малыша, есть и другие обязанности: домашние дела, работа, личная жизнь, свои интересы и хобби. Что будет с семьей, если родители лишатся всего этого из-за отсутствия какого-либо упорядоченного образа жизни малыша, догадаться не так сложно.

Чтобы мама и отец могли оставаться бодрыми и здоровыми людьми (что для ребенка не менее важно, чем еда и сон), разумнее и логичнее определить тот режим дня, который будет устраивать всех (удовлетворять все естественные потребности ребенка и соответствовать расписанию жизни взрослых).

Определить режим дня Комаровский советует с первых дней пребывания младенца в доме. Как только нового члена семьи привезут из родильного дома, нужно сразу обозначить действующие «правила игры», показав и объяснив ребенку, как в этом доме принято проводить время: когда – спать, а когда — играть и заниматься другими делами. Потом малышу будет проще привыкать к режиму в садике, в школе, что, безусловно, положительно скажется на адаптации. Но прежде чем это случится, родителям несколько раз придется принимать и пересматривать разные режимы, ведь потребности ребенка по мере роста от рождения до 3-4 лет будут постоянно меняться.

Рекомендованный режим по месяцам

Чтобы продумать режим, Комаровский советует ознакомиться с возрастными потребностями в сне. Если новорожденный проводит в состоянии сна до 18-20 часов в сутки, то в 6-7 месяцев ему будет хватать и 14 часов, а для годовалого малыша будет вполне достаточно 12-13 часов.

Но нельзя не учитывать и особенности конкретного малыша: его темперамент, характер. Все существующие педиатрические таблицы, в которых указывается время для сна и время для бодрствования, а также все рекомендации педиатров могут оказаться бесполезными, если родители не учтут, что в их семье растет маленький холерик или маленький сангвиник. Одним малышам вполне достаточно ночного сна, чтобы к полутора годам отказаться от второго дневного сна, а другие чуть ли не до 3 лет продолжают благосклонно относиться к дневному отдыху без ущерба для ночного.

Очень удобно, что правильный распорядок дня дисциплинирует ребенка – не приходится его уговаривать покушать, поскольку к определенному времени, в которое обычно происходит ужин или обед, ребенок начинает хотеть есть сам — вырабатывается нормальный рефлекс. Но это может сыграть и злую шутку — если распорядок дня вдруг меняется, то выброс желудочного сока в определенное время без принятия пищи будет вредным для здоровья малыша. Другим, отличным от домашнего, может быть режим в садике. Поэтому рекомендуется перед садиком максимально подвести домашний режим к тому, который будет в садике.

Режим — это не только приемы пищи и сон, это еще и режим прогулок. И его тоже нежелательно нарушать, даже если кроха заболел (при условии, что у него нет жара).

Режим для новорожденного, для ребенка грудного возраста и младшего дошкольного возраста выстраивается по часам в зависимости от распорядка дня, принятого в семье. Вот лишь примерные ориентиры в разных возрастных категориях:

0-2 месяца

Новорожденный ребенок, малыш в 1-2 месяца, нуждается во сне – потребность эту следует обязательно учесть. Сон должен составлять от 18 до 20 часов в сутки, причем на ночной сон должно уходить около 12 часов. Даже в 2 месяца при грудном вскармливании можно кормить грудничка 1-2 раза за ночь. В дневное время маме нужно предусмотреть 4-5 эпизодов сна в среднем по 2 часа. Кушать ребенок первых месяцев жизни должен 6-7 раз в сутки, важно чтобы между кормлениями были перерывы не менее 2,5 часов. Это основные требования, которые можно удобно и просто включить в распорядок жизни любой семьи.

3-4 месяца

Малыши становятся все более любознательными, а потому в режиме обязательно должно появиться время для активного бодрствования. Дневной сон сокращают до полутора-двух часов, а количество эпизодов сна – до 3-4. Это позволяет освободить пару часов для игр, массажа, развивающих упражнений, прогулок.

Читайте также:  Детское масло: советы по выбору и применению

На ночной сон в этом возрасте отводится не менее 11-12 часов, как того требует физиология ребенка. Ест малыш 5-6 раз, между приемами пищи он уже может выдерживать четырехчасовые паузы.

Родители могут пересматривать дневной режим, но вот ночной лучше не трогать – спать кроха должен отправляться в то же время, что и раньше. Кормить по ночам нужно не более одного раза, если того требует малыш. Если уже не требует, можно не кормить.

5-6 месяцев

В этом возрасте важно отказываться от ночных кормлений — биологической потребности в них уже нет. Сон в ночное время должен составлять не менее 11 часов. Днем малыш должен ложиться 3 раза (минимум по полтора часа). Кормить ребенка нужно 5 раз в день. Не бойтесь делать большие четырехчасовые промежутки между приемами пищи.

7-9 месяцев

В возрасте 7, 8 и 9 месяцев малыши проявляют столько энергии и любознательности, что можно только позавидовать. Такие детки уже не будут спать трижды за день, в большинстве случае приходится уменьшать количество дневной дремоты до 2 раз (с 8 месяцев). Кушать ребенок физиологически может уже 4-5 раз в день, по ночам в норме в таком возрасте вообще не кормят ребенка — это ни к чему, поскольку его пищеварительная система тоже должна отдыхать.

От 10 месяцев до года

Кушает малыш в большинстве случаев уже 4 раза в день, промежутки – 4 часа и более. Днем малыш спит в норме 2 раза, а вот ночной сон должен быть довольно продолжительным — не менее десяти часов. Прогулки должны стать более продолжительными. Для 10-месячного малыша и ребенка чуть старше очень важны развивающие занятия.

В возрасте, старше года, режим можно поддерживать привычным, домашним, а вот ближе к 2 годам его начинают постепенно приводить к тому режиму, который будет в садике. Выяснить его можно у воспитателей детсада, который планируется посещать. К 2,5 годам ребенок должен перейти на однократный дневной сон продолжительностью около 2 часов (как этого требует режим детсада). Длительность ночного сна — от 10 до 11 часов.

Как приучить к режиму?

Ребенок, который привык требовать внимания, пищи и игр тогда, когда ему этого хочется, по вполне понятным причинам будет возмущен желанием родителей хоть как-то упорядочить распорядок дня. Но делать это рано или поздно придется. Комаровский рекомендует таким мамам и папам запастись терпением и решимостью, на все уйдет от 2 до 3 суток, если, конечно, родители будут проявлять твердость духа и непоколебимость намерений.

Днем с малышом нужно больше гулять, не позволять ему спать долго, будить. Порции за завтраком и обедом должны быть уменьшены по сравнению с обычными почти в два раза, чтобы малыш хотел есть.

Важно перед сном обязательно устраивать водные процедуры и после этого давать ребенку еды столько, сколько он захочет. Так можно будет улучшить продолжительность и качество ночного сна.

Режим может меняться по времени — что-то будет задерживаться, что-то будет короче, но порядок действий родители должны соблюдать неукоснительно. Если заигрались на улице и пропустили обед, то в следующий раз нужно давать пищу не сразу после прогулки, а уже в период полдника.

Если малыш, как говорят в народе, «перепутал день и ночь», Комаровский советует подходить к вопросу «исправления» режима и перевода его в нормальное русло точно так же, как и к вопросам приучения к режиму, описанному выше. То есть достаточно малышу, который ночью не спит, зато мирно сопит в течение дня, не давать высыпаться днем, гулять и слегка недокармливать ребенка в течение 2-3 суток, и уже на 4 день есть все основания ожидать, что режим «встанет на место».

Проблема перепутанного режима дня, по словам педиатра, носит не медицинский, а исключительно психологический и социальный характер. Если родители потакают ночному бодрствованию, не хотят будить малыша днем, жалеют – то проблема сама по себе не решится. Обязательно нужно исправить режим в самые кратчайшие сроки. Другого способа, увы, нет.

Мнение доктора Комаровского про режим дня ребенка смотрите в следующем видео.

“Не бойтесь разбудить соню”: Педиатр назвал 10 простых правил для здорового детского сна

Евгений Комаровский, популярный телеведущий и врач-педиатр, составил подробную памятку для родителей о крепком сне ребенка. Если члены семьи будут соблюдать 10 рекомендаций, то ребенку (а также маме и папе) будет обеспечен крепкий сон до самого утра.

Правило №1. Расставьте приоритеты
Семья будет полноценной, счастливой и работоспособной, если родители будут высыпаться, уверяет Евгений Комаровский. Взрослый человек должен спать по 8 часов в сутки, поэтому не стоит забывать и о собственном сне.

Читайте также:  «Септаназал» для детей: инструкция по применению

Правило №2. Определитесь с режимом сна
С момента рождения ребенка его режим сна должен подчиняться режиму семьи. “Готовьтесь к ночному сну заранее и готовьте к нему ребенка. Определите удобное время, когда семья должна ложиться спать. С 21:00 до 05:00? Пожалуйста! С 23:00 до 07:00? Тоже хорошо! Выбрали? Старайтесь соблюдать”, – написал Комаровский в своей памятке в Instagram.

Правило №3. Решите, где спать и с кем
Теоретически и практически возможны три варианта:

  • Когда детская кроватка стоит в спальне родителей. Это оптимально для детей до первого года жизни и приемлемо лет до трех;
  • Когда детская кроватка находится в детской спальне, это идеальный вариант для детей старше года;
  • Сон в одной кровати с родителями. Модное увлечение, которое не поощряют большинство педиатров. Оно не имеет никакого отношения к здоровому детскому сну.

Правило №4. Не бойтесь разбудить соню
Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо спал ночью, то не допускайте лишнего сна днем.

Средняя суточная потребность во сне у детей такова: до трех месяцев – от 16 до 20 часов; шесть месяцев – 14,5 часов; двенадцать месяцев – 13,5 часов; 2 года – 13 часов; 4 года – 11,5 часов; 6 лет – 9,5 часов; 12 лет – 8,5 часов.

После цифр доктор приводит конкретный пример. “Итак, мы с вами знаем, что ребенок в возрасте 6 месяцев спит ориентировочно 14,5 часов в сутки. Если мы хотим мирно проспать 8 ночных часов, то на дневной сон остается не более 6,5 часов. И если вы днем проспите 9, то ночью 8 часов сна маловероятны”.

Правило №5. Оптимизируйте кормление
В первые 3 месяца жизни ребенок может ночью поесть 1-2 раза. В возрасте 3-6 месяцев возможно однократное ночное кормление. После 6 месяцев в ночном кормлении ребенок уже не нуждается.

Малыш будет всеми возможными способами требовать внимания, он также может захотеть на ручки, общения, качания. Установите правила игры раз и навсегда. Можно ли использовать маму не для кормления, а для удовлетворения потребности сосания? Постарайтесь слегка недокормить в предпоследнее кормление и максимально сытно накормить перед сном. Помните: голод – далеко не единственная причина плача, а перекорм может быть главной причиной болей в животе и нарушенного сна.

Читайте также

Правило №6. Хорошо проведите день
Живите активно – гуляйте, спите днем на свежем воздухе, поощряйте познание мира и подвижные игры. Физические нагрузки (без экстремизма) однозначно способствуют детскому здоровому сну.
Перед сном поиграйте в спокойные игры, почитайте ребенку добрые сказки, посмотрите знакомый ему и любимый мультфильм. Не стоит забывать и про традиционную колыбельную.

Правило №7. Подумайте о воздухе в спальне
В детской спальне должен быть чистый прохладный и влажный воздух перед сном. Для этого проветривайте комнату, регулярно делайте влажную уборку, используйте увлажнители воздуха, следите за регуляторами на радиаторах отопления.

Оптимальная температура воздуха – от 18 до 20 градусов, при условии, что это детская комната, в которой ребенок не только спит. Если же речь идет о детской спальне, то оптимальная температура – от 16 до 18 градусов.

Оптимальная относительная влажность воздуха – 50-70%.

Правильно №8. Не забывайте про вечернее купание
Купание в большой ванне в прохладной воде – прекрасный способ физически устать, изрядно проголодаться, а после чего крепко уснуть. Массаж и гимнастика до купания, гигиенические процедуры и теплая одежда после – все это усиливает пользу самого купания.

Правило №9. Подготовьте постель
Матрац плотный и ровный – вес тела малыша не должен приводить к прогибанию. До двух лет никаких подушек. После двух лет подушка вполне возможна (размер изделия – 40х60, а толщина примерно с ширину детского плеча).
Постельное белье из натуральных тканей, постиранное со специальным детским порошком, его необходимо тщательно полоскать.

Правило №10. Не забывайте про качественный подгузник
Чтобы ребенок хорошо и крепко спал, покупайте качественные, удобные и безопасные подгузники.
Именно одноразовые подгузники способны улучшить сон всех членов семьи. Их использование – это закон, самое доступное и легко реализуемое правило из 10 правил здоровго детского сна, подытожил Комаровский.

Здоровье с доктором Комаровским: 8 главных правил здорового детского сна

Почему младенцев не стоит укачивать, и так ли важен режим для маленького ребенка?

Как нормализовать сон малыша? Сколько должен спать младенец? Можно ли ребенку спать в одной кровати со взрослыми? Об этом рассказывает детский врач, кандидат медицинских наук, телеведущий Евгений Комаровский.

Правило №1

Качество и продолжительность сна родителей не менее важны, чем сон малыша. Семья полноценна и счастлива тогда, когда мама и папа имеют возможность спать 8 часов в сутки. Чтобы добиться этого, придется проявить терпение и даже строгость – отказаться от укачивания, сократить дневной сон, сменить микроклимат в спальне. Подробнее об этом – ниже.

Читайте также:  Симптомы и признаки сотрясения головного мозга у грудничка, возможные последствия

Правило №2

Не семья должна подстраиваться под режим младенца, а наоборот. Если вам удобно засыпать в 23 часа, а вставать в 7 утра, пусть ребенок привыкает именно к такому расписанию. Если вы ложитесь и встаете позже, ничего страшного. Правило для младенцев одно: если подъем по утрам происходит естественно и без негативных эмоций, время отхода ко сну никакого значения не имеет. Утверждение о том, что «самый здоровый сон у ребенка – это сон до полуночи», не более, чем миф.

Правило №3

Заранее решите, где будет спать малыш. Лет до трех оптимальный вариант – детская кроватка в спальне родителей. Затем ребенка уже можно переселять в отдельную комнату. Что касается совместного сна, то его большинство педиатров не поощряют, однако здесь не все так однозначно.

Правило №4

Хотите, чтобы ребенок хорошо спал ночью? Не допускайте лишнего сна днем. Есть данные о суточной потребности детей во сне – на них и ориентируйтесь (см. таблицу). Если вам нужен восьмичасовой ночной сон, высчитайте, сколько часов ребенок может при этом проспать днем, и придерживайтесь этой цифры. Не бойтесь разбудить малыша!

Правило №5

Оптимизируйте кормления. До трех месяцев малыш может есть ночью один-два раза, до шести месяцев – один раз. После этого ребенок биологически не нуждается в ночном кормлении. Чтобы он спал спокойно, можно сделать так: слегка недокормить в предпоследнее кормление и максимально сытно накормить непосредственно перед ночным сном.

Правило №6

Чем активнее ребенок проведет день, тем крепче будет спать ночью. Прогулки , игры с мамой, физическая активность только приветствуются. При этом ближе к вечеру важно сократить эмоциональные нагрузки. Пусть малыш перед сном слушает тихие добрые сказки и колыбельные. Перед последним кормлением малыша можно искупать в большой ванне в прохладной воде, сделать ему массаж.

Правило №7

Проветривайте, чаще делайте влажную уборку, установите в детской увлажнитель воздуха и термометр. Идеальная температура воздуха в детской спальне – от 16 до 20°С, идеальная влажность – 50- 70%. Малыш при этом может спать в теплой пижаме.

Правило №8

Позаботьтесь о качестве спального места. Матрас подберите плотный и ровный, который не прогибается под весом младенца. Постельное белье – из натуральных тканей. И до двух лет – никаких подушек! И не забывайте о качественном подгузнике. Он должен быть удобным, надежным и безопасным.

Как быть с укачиванием?

Некоторые младенцы не могут уснуть без укачивания, пустышки, маминых рук, груди и других ритуалов. Родители, боящиеся истерик, обычно не в силах отказать деткам. Доктор Комаровский уверен: это неправильно.

– Если мама полночи укачивает младенца, она не только не высыпается, но и вполне может заработать проблемы со спиной, – подчеркивает Евгений Олегович. – А малышу нужна здоровая и счастливая мама! Кроме того, у детей довольно слабый вестибулярный аппарат. При качании быстро возникает ощущение головокружения, а в некоторых случаях ребенок просто теряет сознание. Так что и для малыша укачивание не полезно. Выход один – отучить.

Да, это сложно, но доктор уверен: вполне реально два- три дня отказывать младенцу в привычных ритуалах и терпеть его плач ради крепкого сна всех членов семьи. Важно: вы должны быть уверены, что плачет ребенок именно из-за этого, а не потому что голоден, замерз или заболел!

Интервью с неврологом

От 23 700 рублей

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

Читайте также:  «Квикс» для детей: инструкция по применению

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Читайте также:  Доктор Комаровский о симптомах и лечении лямблий у детей

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

Читайте также:  Асфиксия новорожденных: от причин до последствий

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Ссылка на основную публикацию