Задержка развития у ребенка до 3 лет
Кто в группе риска?
Если ребенок вынашивался или рождался с какими-либо проблемами, даже на первый взгляд незначительными, он оказывается в группе риска по формированию неврологической патологии.
Патология нервной системы может проявиться как минимальными и быстро компенсированными симптомами, так и стать причиной для значимых нарушений здоровья ребенка, вплоть до инвалидизации. Дети, рожденные недоношенными, пережившие гипоксию во время беременности, асфиксию в родах или внутриутробную инфекцию, на первом году жизни должны посещать кабинет невролога один раз в 3 месяца. Как правило, такие дети проходят ряд обследований: начиная с нейросонографии, ЭЭГ, ЭНМГ и заканчивая МРТ головного мозга, которое проводится строго по показаниям.
Причины задержки развития очень неоднородны. В зависимости от того, какая патология привела к нарушению в развитии малыша, он наблюдается либо только у невролога, либо у невролога и эндокринолога, или невролога и нейрохирурга, реже – у психиатра. В любом случае, «первым звеном» в определении факта наличия задержки развития является районный невролог, который регулярно осматривает ребенка.
Каждый пациент с задержкой развития уникален, каждый случай заслуживает внимания и особого подхода, который обеспечивает маленьким пациентам научно-практический центр детской психоневрологии.
Задержки моторного развития
ЗМР – это особенность развития, при которой малыш не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. При темповой задержке происходит отставание ребенка в развитии на один декретированный срок, то есть, малыш получает навыки последовательно, но медленно. Это повод наблюдаться у невролога, но, как правило, ситуация не предвещает существенных проблем со здоровьем. Если следовать указаниям врача, то в дальнейшем ребенок с таким типом задержки ничем не будет отличаться от сверстников.
Ситуация более серьезная и требует постоянного контроля, если:
А) Отставание в развитии более серьезное: например, ребенок к 1 году не сидит, или в 7-8 месяцев не переворачивается;
Б) Развитие происходит неравномерно или наблюдаются «откаты» в развитии: это когда ребенок, научившийся уверенно сидеть или ходить, вдруг начинает делать это неуверенно или перестаёт делать вовсе.
В этих случаях врач-невролог может поставить ребенку один из следующих диагнозов
Выраженная задержка моторного развития. Это не обязательно ДЦП, есть масса других патологий, которые имеют схожую клиническую картину – например, пороки развития головного мозга, заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, синдромальные формы задержки развития, которые могут быть обусловлены рядом нарушений на хромосомном уровне, и многое другое).
Избирательное нарушение двигательной функции. Это асимметричная слабость мышц, наблюдается только с одной стороны тела: ребенок переворачивается только на одну сторону, ходит прихрамывая, тянется к игрушкам только одной рукой, неровно держит голову (гемипарез). Еще один симптом – появление «лишних» движений, гиперкинезов.
Нарушение осанки, снижение мышечного тонуса. Если осевая мускулатура ребенка не имеет достаточной поддержки, у малыша нарушается осанка и походка, и это тоже неврологическая проблема. Такие дети часто страдают от дисплазии соединительной ткани и поэтому склонны к травмированию суставов.
ДЦП (детский церебральный паралич). Собирательный термин для определения персистирующих двигательных нарушений, в основе которых лежит непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах. Много лет назад этот диагноз звучал как приговор, но сейчас специалисты-неврологи располагают большим арсеналом современных и высокоэффективных методик. При раннем обращении к врачу и грамотном подборе лечения можно добиться прекрасных результатов и жить полноценной жизнью.
Задержки психоречевого развития
Связаны с отставанием в психическом развитии ребенка, формировании основных психических функций мозга. Чаще диагностируется у детей старше 3 лет, однако некоторые первые симптомы заметны уже в самом раннем возрасте:
Отсутствие улыбки, выражения эмоций, контакта глазами с матерью, безучастность к внешнему миру;
Отсутствие разделения взрослых на своих и чужих, отсутствие страха перед незнакомцами или, наоборот, ребенок каждого взрослого, кроме мамы, встречает как чужого;
Немотивированная агрессия и аутоагрессия (бьет, щиплет себя, вырывает у себя волосы);
Нарушение пищевого поведения: ребенок плохо жует, крайне избирателен в еде или не может насытится и т.д.;
Нарушение формирования собственной (экспрессивной) речи и понимания обращенной речи.
Задержка психоречевого развития может быть просто особенностью на пути формирования ребенка как социальной единицы, но в отдельных случаях это первый симптом расстройства аутистического спектра (РАС). Причины РАС до сих пор доподлинно не установлены; над решением вопросов этиологии РАС бьются специалисты из многих медицинских и немедицинских специальностей (генетики, биологи, неврологи, психиатры, педиатры, иммунологи и многие другие)
Самое главное о задержках развития у детей:
Многие патологические состояния, выявленные в раннем детстве, удается компенсировать, и в большинстве своем успешно лечить. Но даже очень внимательные родители могут не видеть полной картины симптомов, поэтому крайне важно приходить на прием к врачу подготовленными. Ведь на приеме, в суете осмотра, раздевания и одевания ребенка, как правило, родители забывают часть симптомов, о которых они хотели сообщить специалисту, и решение проблемы, постановка диагноза, а соответственно и начало лечения затягивается на неопределенный срок.
Чтобы подготовиться к приему у детского невролога, следуйте несложным правилам:
Заранее составьте перечень всех волнующих вас вопросов;
Наблюдайте за малышом и фиксируйте (записывайте, запоминайте, снимайте на видео) все, что кажется вам странным, необычным, непривычным и т.д.;
Если состояние ребенка изменилось, запомните и отметьте тот момент, когда вы обнаружили эти изменения;
Не откладывайте посещение врача. То, что на бытовом уровне кажется незначительным и не требующим срочного лечения, может быть важным и серьезным симптомом.
Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Нейросонография — «спасательный круг» неонатологов
По статистике, роды во многих случаях идут с отклонениями от естественного сценария. При таком развитии событий нужно проконтролировать состояние главного органа центральной нервной системы ребёнка — головного мозга. Сделать это можно с помощью эффективной процедуры — нейросонографии (НСГ). О том, что она собой представляет, как проводится и какие результаты даёт, вы узнаете из этой статьи.
Суть процедуры
Нейросонографию называют ультразвуковым исследованием мозга. В ходе этой процедуры врач применяет ультразвук, позволяющий изучить состояние:
- головного мозга;
- костей черепа;
- сосудов, снабжающих мозг кровью;
- позвоночника новорождённого.
Датчик генерирует ультразвуковые волны. Они легко проникают сквозь органы и ткани младенца, не причиняя им ни малейшего вреда, и по-разному отражаются ими. Датчик улавливает отражённые волны, а затем на основе этого отклика программное обеспечение сканера строит изображение. Изучая его, врач делает выводы о состоянии мозговых и других тканей новорождённого и формулирует диагноз.
Кости черепа младенца подвижны, что облегчает его прохождение через родовые пути. После родов на головке остаются незакрытые роднички, и именно они позволяют просканировать головной мозг ультразвуком в ходе нейросонографии. В этом случае процедура называется чрезродничковой, и она применима только к новорождённым. Также существует транскраниальная НСГ, выполняемая через черепные кости, доступная взрослым пациентам.
Нейросонография пришла на смену небезопасной магнитно-резонансной томографии (МРТ) и стала настоящим «спасательным кругом» неонатологов.
ВАЖНО! Минздрав России включил НСГ в перечень комплексных обследований, выполняемых в рамках первого скрининга новорождённых в возрасте 1 месяц.
Полная безопасность
Ультразвуковые волны, лежащие в основе нейросонографии, не оказывают никакого влияния на органы и ткани. Вот почему НСГ совершенно безопасна для младенцев и не вызывает у них ни малейших болезненных ощущений.
Новорожденные при выполнении нейросонографии часто плачут, что иногда вызывает опасения у мам и побуждает их оставлять на форумах негативные отзывы о процедуре. Для беспокойства нет оснований — плач связан только с присутствием постороннего человека (врача), который настораживает и пугает младенца. Чтобы ребёнок был спокойнее, рекомендуем накормить его перед процедурой.
Техника проведения
Нейросонографияне требует никаких подготовительных мероприятий. Единственное исключение — упомянутое выше кормление.
Врач наносит на участок головы, через который будет проводиться процедура, безопасный для кожи гель. Он исключает появление воздуха между датчиком и головой, улучшает прохождение ультразвуковых волн и повышает точность исследования.
В течение непродолжительного времени (от 7 до 20 минут) врач двигает датчик по голове младенца, проводя исследование в разных срезах. Программное обеспечение сканера анализирует отражённые ультразвуковые волны и создаёт на экране монитора изображение. Врач изучает контуры головного мозга, выполняет необходимые измерения и фиксирует получаемые данные в медицинском протоколе. Собранные сведения позволяют ему сделать вывод об отсутствии патологий или поставить тот или иной диагноз, назначить лечение.
Ни в коем случае не нужно пытаться проанализировать результаты НСГ самостоятельно. Их расшифровка требует глубоких специальных познаний и должна выполняться только врачом. Пожалуй, единственная запись, которую может верно интерпретировать мама или папа малыша — «Патологий не обнаружено».
В каких случаях выполняется НСГ?
Чаще всего нейросонографию назначают младенцам. Есть ряд показаний к выполнению этой процедуры. В их числе:
- родовые травмы, которые получил ребёнок;
- затруднённая родовая деятельность матери;
- разрешение от бремени раньше и позже срока, то есть недоношенность и переношенность;
- внутриутробная инфекция;
- кесарево сечение;
- резус-конфликт во время беременности;
- генетическое заболевание, которым страдает мать;
- врождённые дефекты, выявленные у новорожденного (неодинаковые размеры глаз, расположение ушей на разной высоте и другие);
- воспалительные процессы, диагностированные у младенца;
- вирусная инфекция, которую тяжело перенёс ребёнок. В этом случае нейросонография позволяет исключить признаки менингита и энцефалита.
Есть симптомы, которые должны насторожить и побудить к проведению НСГ даже при отсутствии перечисленных выше показаний. Процедура рекомендована, если:
- младенец ведёт себя необычно — не проявляет активности, поверхностно спит, проявляет плохой аппетит, часто срыгивает, выгибает спинку, запрокидывает головку;
- у новорождённого плохая реакция на звуковые и визуальные раздражители — он не отзывается на голос взрослых, не в состоянии смотреть на лицо мамы, не отводя взгляд, не следит за движущейся игрушкой;
- у ребёнка появляются судороги и обмороки;
- он упал и сильно ударился головой.
Если по тем или иным причинам исследование в этом возрасте не проводилось, стоит выполнить его в 3 месяца. Это правило носит рекомендательный характер, окончательное решение принимают родители, однако пропускать срок и отказываться от процедуры не следует — в более старшем возрасте, когда родничок закроется, НСГ станет гораздо менее информативной.
Показатели, указывающие на норму
В первую очередь врач, выполняющий нейросонографию, оценивает форму и размеры полушарий головного мозга. Нормальной считается их симметричность.
В пространстве, расположенном между левым и правым полушарием мозга, не должно быть жидкости.
Борозды и извилины, покрывающие кору мозга, должны быть чётко выраженными.
В мозговых оболочках недопустимы патологические изменения.
Желудочки мозга — полости, содержащие спинномозговую жидкость — должны иметь чёткие границы и не быть расширенными, в них не должно находиться посторонних включений.
Мозговой водопровод на эхограмме в норме практически не различим.
Чётко видны ножки мозга, представляющие собой гипоэхогенные образования.
Хорошо различима пульсирующая базилярная артерия.
Размеры структур мозга должны лежать в определённых диапазонах:
- тела боковых желудочков — до 4 мм;
- щель между полушариями мозга — от 3 до 4 мм;
- передние рога боковых желудочков — до 2 мм (если исследование проводится в возрасте 1 месяц), задние рога — от 10 до 15 мм;
- большая цистерна мозга — до 10 мм;
- третий желудочек — от 3 до 5 мм;
- четвёртый желудочек — до 4 мм;
- субарахноидальное пространство — приблизительно 3 мм.
Это — далеко не полный перечень признаков нормальной анатомии головного мозга новорожденного. Врачам известен целый комплекс таких показателей. Кроме того, специалист, выполняющий НСГ, принимает во внимание вес, рост и другие характеристики ребёнка, констатируя нормальность анатомии или ставя диагноз. Именно поэтому родителям не нужно пытаться самостоятельно истолковать результаты ультразвукового исследования — это работа для профессионалов.
Патологии
Значительную долю всех нарушений, диагностируемых при нейросонографии, занимают расстройства гемодинамики (кровообращения). Врач может выявить геморрагическое или ишемическое поражение, которое станет поводом к немедленному медицинскому вмешательству.
Настораживающий признак — патологическое изменение геометрии мозговых структур. Считаются отклонением от нормы асимметрия полушарий головного мозга, сглаженность извилин, неоднородность и асимметричность желудочков, выход размеров мозговых структур из определённых диапазонов.
Является патологией наличие жидкости в области, расположенной между полушариями.
В некоторых случаях при нейросонографии обнаруживаются опухоли, размягчения вещества и кисты.
Так же, как в случае с показателями нормы, выше были перечислены далеко не все признаки патологических отклонений. Их полный комплекс известен врачам, и именно они должны анализировать результаты НСГ. Одни патологии становятся поводом к назначению дополнительных исследований, другие — к немедленному лечению, третьи — к регулярному наблюдению за состоянием здоровья малыша.
Прислушайтесь к мнению врачей и специалистов Минздрава России и не пренебрегайте нейросонографией. Эта безопасная процедура, выполненная своевременно, позволит убедиться в отсутствии патологий, а при их наличии — оперативно принять меры и вернуть ребёнку здоровье.
Незрелость нервной системы у ребенка дошкольного возраста
Светлана Пырьева
Незрелость нервной системы у ребенка дошкольного возраста
Что мы подразумеваем под «незрелостью» коры головного мозга?
Кора головного мозга (напомним, что это его верхняя оболочка толщиной 1,5-4,5 мм) представляет собой слой серого вещества. Несмотря на такой невыразительный цвет, функционально заключает в себе основной признак,который отличает человека от животных:
– она выполняет и регулирует множество функций,от которых зависит жизнедеятельность человека и его взаимодействие с окружающей средой: наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – всё то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.
У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования. Так, корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания, поэтому, говоря о «незрелой» коре головного мозга у детей, врачи, психологи и дефектологи подразумевают дисфункцию головного мозга.
Мальчик (4,5 года) заговорил поздно, около 4-х лет. Развитие речи не соответствует возрасту. Родители жалуются, что бьет детей. Эта реакция является следствием непонимания ребенком некоторых ситуаций, в результате чего он ведет себя «как малыш». Ребенок беспокойный, быстро утомляется, теряет интерес к любой деятельности, не понимает обращенные к нему инструкции, «выпадает» из диалога. В раннем детстве наблюдались нарушения сна, частые срыгивания и т. д. Роды были тяжелыми.
Если беременность протекала неблагополучно, то часто заканчивается рождением «несозревших» детей. У новорожденных детей к основным причинам нейрофункциональной незрелости относят:
– сложное протекание или патология беременности;
– преждевременные роды, тяжелое родоразрешение;
– воздействие токсических веществ на организм беременной женщины.
К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа, инфекционные заболевания.
Признаки «незрелости» нервной системы новорожденного:
– беспокойство или, наоборот, вялость в поведении;
– частый немотивированный крик;
– изменение мышечного тонуса;
– дрожание подбородка и кистей рук, усиливающееся при возбуждении, крике, плаче;
– цианоз (синюшность) носогубного треугольника;
– «мраморный» рисунок кожи (нарушение регуляции сосудистого тонуса);
– поперхивание во время еды и питья;
– нестабильность внутричерепного давления;
Кроме того, ребенокбурно реагирует на любые раздражения: звук, свет, перемену положения тела, кормление грудью и т. д. Он вздрагивает, вскидывает ручки, кричит, плачет. Ребенок пуглив, всего боится.
Согласно статистике, дисфункция головного мозга (ММД, минимальные мозговые нарушения, или ППЦНС, перинатальное поражение центральной нервной системы) диагностируется у каждого 5-го ребенка и обозначается как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии).
По мере взросления у детей к указанным выше признакам добавляется:
– нарушения координации движений;
– повышенная нервозность;
Дисфункция коры головного мозга приводит к задержке речевого развития (ЗРР, слабости мышления. Могут быть и более тяжелые случаи.
При этом для ЗРР характерны бедность словаря, трудности воспроизведения и построения фраз, нарушения грамматического строя речи, слоговой структуры слова.
Несомненно, нужны специалисты. Кто?
– Невролог (определяет характер церебральных нарушений, собирает тщательный анамнез, проверяет рефлексы).
– Педиатр (оценивает психическое состояние ребенка, исключает наличие воспалительных заболеваний).
– Психолог или нейропсихолог (оценивает состояние высших психических функций, эмоционально-волевой сферы).
– Логопед (определяет уровень развития речи или нарушения ее формирования).
ЭЭГ (главная цель – поиск судорожного элемента);
УЗДГ (оценка кровотока сосудов головного мозга и ШОП);
ВП – метод регистрации ответов различных структур головного мозга на внешние стимулы (слуховые, зрительные, соматосенсорные, оценка проведения по восходящим путям центральной нервной системы;
Что делать? Как помочь?
1. Не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Начинайте заниматься его здоровьем прямо сейчас.
70% детей в результате активно проведенных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и не отличаются от них в поведении.
2. Основные направления при лечении – психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, терпение и последовательность родителей.
– Медикаментозные препараты назначаются неврологом. Ведется динамическое наблюдение за ребенком.
– В психолого-педагогическую коррекцию могут входить занятия с логопедом, психологом, нейропсихологом, дефектологом.
– Физиотерапия включает БАК, лазеротерапию, электрофорез, амплипульс, баротерапию, микрополяризацию.
– Необходимы соблюдение четкого режима дня, полноценное питание, организация отдыха и прогулок, количество часов сна, положенное для данного возраста. Выполнение режима делает работу нервной системы синхронной.
– Коррекция двигательной активности ребенка путем включения физической терапии (ЛФК, АФК, массажа (нормализация тонуса, обменных, репаративных процессов, упражнений на балансире (мозжечковая стимуляция). Продуманная физическая активность – лучший способ для выхода накопившейся энергии. Подойдут занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы (плавание, велосипед, гимнастика).
–Возможно проведение немедикаментозной аппаратной терапии: интерактивный метроном (лечебный ритм, БОС-миотренажер, Томатис (улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации).
3. Воспитание в семье ребенка с «незрелостью»предполагает:
– Единство требований родителей, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь.
–Совместное творчество дома: рисование, лепка, вырезание, клеение. Семейное чтение, заучивание стихов, прослушивание музыки.
– Поощрение игр и занятий, требующих внимания и терпения.
– Разделение работы на более короткие, но частые периоды (5-10-15 минут работы, 5 – перерыва, использование физкультминуток.
– Собранность и спокойствие родителей.
Верьте в своих детей! Не опускайте руки и трудитесь.
Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.
Чем в выходные занять ребенка? Игры для младшего дошкольного возраста Вот и наступили долгожданные рождественские каникулы. Не огорчайтесь, если из – за непогоды не удается погулять с малышом, есть много игр,.
Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста. Грамота – довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти – шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его.
Консультация для родителей «Гардероб ребенка дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами, на мой взгляд, полезной информацией о том,.
Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.
Консультация «Строительные игры в жизни ребенка дошкольного возраста» Все педагоги дошкольного образования знают, что игра – ведущая деятельность в детском саду. Дети очень любят играть. Они играют в разные.
Что такое незрелость головного мозга у новорожденных и какие признаки на нее указывают?
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!
Аннотация: Особенность детской нейропсихологии заключается в пластичности мозга человека в возрасте до 11 лет.
Статья:
Детская нейропсихология – быстроразвивающаяся наука, которая дает ответы на многие вопросы вокруг детского поведения и восприятия. Особенность детской нейропсихологии заключается в пластичности мозга человека в возрасте до 11 лет.
Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны. Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т.д.
Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню и сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.
Нужна ли ребенку помощь нейропсихолога?
Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок приносит двойку или тройку, это не говорит о не способности учиться или патологической лени. Зачастую причина заключается в недостаточной сформированности высших психических функций и незрелости мозговых структур.
Детский нейропсихолог оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики.
Именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.
В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?
Функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, может проявляется:
- при наступлении возрастного кризиса;
- при начале обучения в детском саду, школе;
- при возрастании умственной или эмоциональной нагрузки.
Положение может усугубляться стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, разводом родителей, утратой близкого родственника, переездом в другой город и т. д.
Функциональная незрелость структур мозга зачастую возникает при перегрузке детей в раннем возрасте «развивашками». Если трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный, то в результате детский мозг не справляется в полученной нагрузкой.
Порой ребенок, формально полностью готовый к обучению, умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе.
Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, в то время как настоящая причина кроется не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.
Признаки нейропсихологических проблем:
- ребенок не контролирует себя, «не слышит» замечаний взрослых;
- поведение ребенка взрывное, импульсивное;
- ребенок подвержен гиперактивности или излишней медлительности;
- ребенок плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
- у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
- ребенок не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение;
- у ребенка трудности с запоминанием информационного материала;
- ребенок испытывает существенные трудности при самостоятельном выполнении задания в классе или дома;
- у ребенка повышенная усталость, он легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;
- ребенок «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
- ребенок с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.
Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.
С какого возраста можно посещать нейропсихолога?
В основном, детский нейропсихолог работает с детьми в возрасте от 5 до 12 лет, именно в этот период структуры мозга пластичны, и «перестройка» происходит относительно быстро и эффективно.
В более старшем возрасте нейронные связи становятся более жесткими и формируются медленнее. Подросток тоже может прийти к нейропсихологу, но зоны воздействия и принципы работы будут уже другими.
Как работает нейропсихолог с детьми?
Нейрокоррекция начинается с нейропсихологической диагностики. Она безболезненна и состоит из комплекса специальных заданий, выявляющих причины трудностей с учебой и поведением, занимая примерно 1,5 – 2,5 часа.
Главный принцип нейрокоррекции – обратный онтогенез, т.е. нейропсихолог как бы возвращает ребенка к его более раннему детству и «запускает» те мозговые структуры, которые в то время по каким-то причинам «дали сбой».
При нейрокоррекции используется комплекс двигательных заданий и дыхательных упражнений, основанный на тех движениях, которые характерны для детей первого года жизни.
Программа состоит из трех этапов:
1. Восполнение энергетического потенциала: врач устраняет такие проблемы, как безынициативность, плохая память, слабое внимание, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость.
2. Следующий этап направлен на развитие сенсомоторной и двигательной координации, представлений о пространстве, сенсорного восприятия, чувства ритма, памяти.
3. На заключительном этапе ребенок обучается планированию и самоконтролю, следованию правилам, соблюдению границ, действию по определенному алгоритму.
Каждый этап длится от 20 до 25 занятий, с обязательным включением всей семьи, для изменения сложившихся родительско-детских отношений.
В зависимости от тяжести случая, нейрокоррекция занимает от 4 месяцев до 4 лет. Родители должны понимать, что первое время может наблюдаться резкое ухудшение поведения и успеваемости ребенка, но вскоре все придет в норму. Это нормальная реакция мозга на протекающие в нем изменения. Необходимо, чтобы ребенок привык мыслить и действовать по-другому.
Перед началом занятий нейропсихолог обычно направляет ребенка на консультацию к неврологу и педиатру. Она нужна, поскольку некоторые упражнения противопоказаны со стороны опорно-двигательного аппарата и ЦНС. Врач должен владеть полной информацией о здоровье ребенка.
Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо. В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами.
Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять.
Минимальная мозговая дисфункция у детей
Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне недостаточности функций ЦНС. В младенчестве основными проявлениями являются малые неврологические симптомы. У старших детей ММД характеризуется задержкой психического развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией. Диагностика основывается на психологических тестах (система Гордона, «Лурия-90») и инструментальных методах: КТ, МРТ, ЭЭГ и т. д. Лечение включает в себе педагогические, психотерапевтические, фармакологические и физиотерапевтические средства.
- Причины
- Симптомы ММД у детей
- Диагностика
- Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей
- Прогноз и профилактика
- Цены на лечение
Общие сведения
Минимальная мозговая дисфункция у детей, легкая детская энцефалопатия или гиперкинетический хронический мозговой синдром – это патологическое состояние, возникающее при нарушении регуляции ЦНС, проявляющееся отклонениями в поведении, восприятии, эмоциональной сфере и вегетативных функциях. Впервые описано С. Клеменсом в 1966 году. ММД – одна из самых распространенных нервно-психических патологий. Она встречается у 5% детей младших классов, среди дошкольников заболеваемость составляет 22%. Прогноз, как правило, благоприятный, но во многом зависит от этиологии. Практически у половины детей в процессе взросления все клинические проявления бесследно исчезают. Задержка психического развития при условии полноценного лечения почти всегда носит обратимый характер.
Причины
На данный момент ММД у детей раннего возраста расценивается как результат повреждений ограниченных участков коры головного мозга или аномалий развития ЦНС различного происхождения. Формирование данной патологии в 3-6 лет зачастую связано с педагогической или социальной запущенностью ребенка. В зависимости от момента воздействия все этиологические факторы минимальной мозговой дисфункции у детей можно разделить на антенатальные, интранатальные и постнатальные.
К первой группе относятся острые вирусные заболевания или обострения хронических соматических патологий матери, которые сопровождаются состоянием длительной интоксикации, неправильное питание, нарушения обмена белков, жиров и углеводов (в т. ч. сахарный диабет), патологии беременности – преэклампсия, эклампсия, угрозы самопроизвольного прерывания беременности. В этот список также входят загрязненная окружающая среда (в т. ч. усиленный радиационный фон), нерациональный прием медикаментов, употребление алкогольных напитков, табачных изделий и наркотических препаратов, TORCH-инфекции, недоношенность ребенка.
Спровоцировать минимальную мозговую дисфункцию у детей непосредственно во время родов могут такие факторы, как стремительные роды, слабость сократительной деятельности матки и последующая ее стимуляция медикаментозными препаратами, кесарево сечение, интранатальная гипоксия (в т. ч. при обвитии пуповиной), использование акушерских пособий (вакуум-экстрактора или акушерских щипцов), неполное раскрытие родовых путей при родах, крупный плод – масса ребенка свыше 4 кг. Этиологическими факторами развития ММД в неонатологии и педиатрии являются нейроинфекции и травматические повреждения ЦНС. В возрасте 3-6 лет ММД может быть результатом воспитания в неблагополучной семье – педагогической и социальной запущенности.
Симптомы ММД у детей
Первые клинические проявления минимальной мозговой дисфункции у детей могут развиваться как непосредственно после родов, так и дошкольном или школьном возрасте. Независимо от момента манифестации определяются характерные для каждой возрастной категории симптомы.
Клиническая картина на протяжении первых 12 месяцев жизни ребенка характеризуется малыми неврологическими симптомами. В неонатальном периоде ММД проявляется нарушением тонуса скелетной мускулатуры – стойкими миоклоническими сокращениями, тремором, гиперкинезией. Симптомы возникают спонтанно, на осознанную моторную активность влияния не оказывают, с эмоциональным фоном не связаны, в отдельных случаях усиливаются при плаче. Характерны нарушения сна, аппетита, зрительной координации и задержка в психическом развитии. В 8-12 месяцев проявляется патология предметно-манипулятивных движений. Зачастую развиваются дисфункция черепно-мозговых нервов, асимметрия рефлекторной деятельности, гипертензионный синдром. На фоне гипервозбудимости стенок ЖКТ наблюдается чередование диареи и запоров, частое срыгивание и рвота.
В возрасте от 12 месяцев до 3 лет минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется повышенной возбудимостью, чрезмерной моторной активностью, снижением или потерей аппетита, нарушением сна (медленное засыпание, беспокойство во время сна, ранее пробуждение), замедленной прибавкой в массе тела, запоздалым развитием речи и дислексией, энурезом. В 3 года определяются неуклюжесть, чрезмерная утомляемость, импульсивность, негативизм. Ребенок неспособен долго находиться в неподвижном состоянии и длительное время концентрировать внимание на конкретном задании или игре, легко отвлекается на любые внешние раздражители, совершает большое количество осознанных движений, в т. ч. бесполезных и хаотичных. Может наблюдаться непереносимость яркого света, сильного шума, душных помещений и жаркой погоды. Таких детей часто «укачивает» в транспорте – быстро возникает тошнота с последующей рвотой.
Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается при первом попадании в коллектив – в 4-6 лет. Клиническая картина характеризуется гипервозбудимостью, моторной гиперактивностью или заторможенностью, рассеянностью, сниженной памятью, трудностью в освоении детсадовской или школьной программы. Такие дети неспособны полноценно овладеть навыками письма, чтения и элементарными математическими расчетами. С началом посещения школы ребенок все сильнее акцентирует собственное внимание на неудачах, формируется заниженная самооценка, отсутствие уверенности в себе и своих силах. Также определяются характерные черты в поведении: эгоизм, стремление к уединению, склонность к конфликтам, отказ от только что данных обещаний. Среди сверстников ребенок старается исполнять роль лидера или полностью отстраниться от коллектива. В результате на фоне ММД могут развиваться, социальная дезадаптация, психические отклонения, вегето-сосудистая дистония.
Диагностика
Диагностика ММД заключается в сборе анамнестических данных, физикальном обследовании, лабораторных и инструментальных методах исследования. Анамнез позволяет определить возможную этиологию и выявить первичные симптомы, а в возрасте 3-6 лет – проследить динамику клинических проявлений и их тяжесть. При осмотре младенца больше внимания уделяется проверке рефлексов, их симметричности.
Объективное обследование в школьном возрасте малоинформативно, ведущую роль играет психодиагностика. Она позволяет педиатру определить особенности поведения ребенка, его психическое состояние и степень развития. Чаще всего для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей применяются система Гордона, тест Векслера, «Лурия-90» и другие. Общие лабораторные анализы (ОАМ, ОАК) отклонений от нормы не выявляют.
Для оценки состояния тканей ЦНС и мозгового кровообращения проводятся ЭЭГ, рео- и эхоэнцефалография, нейросонография, компьютерная и магнитно-резонансная томография. КТ и МРТ при ММД зачастую определяют уменьшение объема коры головного мозга в левой лобной и теменной области, фокальные повреждения медиальной и глазничной части фронтальной области, уменьшение размеров мозжечка. Для исключения переломов проводится рентгенография костей черепа.
Дифференциальная диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей зависит от возраста ребенка и момента проявления первичных симптомов. Она осуществляется с такими патологиями, как черепно-мозговая травма, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилептиформные заболевания, шизофрения, острое отравление свинцом и др.
Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей
Лечение ММД включает в себя педагогический и психотерапевтический методы коррекции, фармакологические средства и физиотерапию. Как правило, используется комбинированный подход – составляется индивидуальная программа для ребенка с учетом этиологии и особенностей клиники. Приемы педагогики и психотерапии применяются для коррекции задержки психического развития, социальной и педагогической запущенности, а также для адаптации ребенка в коллективе.
Важную роль при лечении минимальной мозговой дисфункции у детей играет психологический микроклимат в семье – так называемая «позитивная модель общения». Она включает в себя акцентирование внимания на успехах ребенка и их поощрение, избегание частых повторений слов «нет» и «нельзя», мягкую, спокойную и сдержанную манеру разговора. Использование компьютера и просмотр телевизора ограничиваются до 30-60 минут в день. В развлечениях преимущество отдается тем видам игр и занятий, которые требуют внимания и концентрации: конструкторы, пазлы, чтение, рисование.
Фармакологические препараты назначаются с целью купирования отдельных симптомов. В зависимости от клинических проявлений могут применяться седативные, транквилизаторы, антидепрессанты. Физиотерапия при минимальной мозговой дисфункции у детей направлена на улучшение работы центральной и периферической нервных систем, максимальное восстановление их функций. Наиболее часто используются массаж, гидрокинезотерапия, ЛФК. Постепенно вводятся спортивные дисциплины, требующие координации движений и ловкости: плавание, бег, лыжный и велосипедный спорт.
Прогноз и профилактика
Прогноз для детей с ММД, как правило, благоприятный. В 30-50% случаев наблюдается «перерастание» заболевания – в подростковом и взрослом возрасте все симптомы полностью исчезают. Однако у некоторых больных определенные проявления остаются на всю жизнь. Нарушения психики на фоне лечения возникают редко. Для людей с ММД характерны нетерпеливость, невнимательность, недостаточная социальная адаптация, проблемы при формировании полноценной семьи и обретении профессиональных навыков.
Неспецифическая профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей подразумевает исключение всех потенциальных этиологических факторов. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.
Нейросонография – что это такое и для чего ее проводят? С какого возраста малышу можно делать процедуру и безопасна ли она – узнайте в Клинике МЕДСИ
Оглавление
- Что такое нейросонография?
- Показания к проведению обследования
- Безопасно ли обследование?
- Виды нейросонографии
- Особенности процедуры
- Как проводится?
- Нужно ли готовиться к диагностике?
- Расшифровка показателей исследования
- Нормы и отклонения показателей
- Где проводится диагностика?
- Преимущества проведения диагностики в МЕДСИ
К сожалению, далеко не всегда роды проходят идеально. Примерно в 80 % случаев возникают те или иные проблемы. Они могут касаться как слабой родовой деятельности, так и обвития малыша пуповиной, затяжных родов, болезненных потуг и др. Возникшие трудности обычно устраняются без вреда для новорожденного и его мамы. Если по каким-то причинам проблемы не были устранены и существует вероятность получения ребенком повреждений или наличия у него врожденных аномалий головного мозга, проводится нейросонография (НСГ).
Что такое нейросонография?
Нейросонография головного мозга – диагностическая процедура, которая стала проводиться относительно недавно. Она позволяет изучить головной мозг новорожденного с помощью ультразвука. Проводится НСГ как по направлению неонатолога, так и с целью профилактического осмотра. Раньше такая диагностика проводилась только в самых опасных случаях. Сегодня нейросонография головного мозга у детей назначается практически повсеместно. Методика пришла на смену МРТ.
Важно! Магнитно-резонансная томография достаточно опасна для ослабленного организма младенцев и может спровоцировать ряд серьезных осложнений.
В отличие от МРТ нейросонография головного мозга новорожденных максимально безопасна. Проводиться она может в первые же минуты жизни крохи. Современная диагностика позволила существенно сократить уровень смертности новорожденных благодаря быстрому обнаружению у них патологий головного мозга.
Показания к проведению обследования
Нейросонография новорожденных проводится с целью определения состояний:
- Головного мозга
- Спинного мозга
- Сосудов
- Черепных костей
- Скальпа
- Позвоночника
Ультразвуковое исследование позволяет обнаружить:
- Кисты
- Повреждения костных тканей и дефекты мягких тканей
- Опухоли
Также во время диагностики определяются симптомы повышения внутричерепного давления, состояние нервов, выявляются различные патологии. Как правило, прохождение НСГ рекомендуют в профилактических целях.
Нейросонография ребенку может быть назначена при:
- Осложненной родовой деятельности
- Врожденных дефектах
- Генетических заболеваниях
- Переношенной беременности
- После кесарева сечения
- Применении в родах акушерских щипцов
- Использовании препаратов, стимулирующих схватки
- Недоношенности
- Внутриутробной инфекции
- Травме черепа младенца
- Реанимации новорожденного
Исследование проводится не только малышам в первые дни жизни. Нередко назначается нейросонография в месяц, в год. В некоторых случаях диагностика проводится даже взрослым пациентам. Применяемый метод исследования называют уже не «нейросонография», а «УЗИ мозга». К современному методу исследований прибегают при травмах и во время оперативных вмешательств или после их завершения.
Безопасно ли обследование?
Нейросонография мозга – исследование, которое является абсолютно безопасным. Ультразвуковая диагностика проходит безболезненно. При этом ребенок не нуждается в специальной подготовке или восстановлении после процедуры. Доказанных фактов того, что ультразвуковые исследования негативно сказываются на здоровье детей в отдаленном периоде, не существует. Благодаря этому нейросонография проводится всем малышам (даже тем, которые находятся в реанимационных кювезах).
Виды нейросонографии
Существует несколько вариантов проведения нейросонографии. Методика выполнения зависит от того, как осуществляются диагностические манипуляции.
Различают следующие виды нейросонографии:
- Через родничок. Данная процедура может проводиться только младенцам. Ее можно делать, пока не зарос родничок
- Транскраниальная. Данная процедура может проводиться детям, подросткам и даже взрослым людям. Обследование осуществляется через кости черепа. Обычно датчик устанавливается в область виска
- Транскраниально-чрезродничковая. Такое исследование отличается повышенной точностью и позволяет снизить риски диагностических ошибок. Следует понимать, что обследование данного типа обычно является самым длительным
- Обследование через дефекты кости: отверстия, трещины и др. (в том числе выполненные во время оперативных вмешательств)
Выбор в пользу того или иного вида исследования делает врач. Зависит такой выбор от возраста пациента, его индивидуальных особенностей, способов проведения диагностики и ее целей.
Особенности процедуры
Основной особенностью процедуры является то, что она может проводиться только через щели черепа. Это обусловлено тем, что ультразвуковые волны не проходят через окрепшие кости. Благодаря этому проще всего выполнять обследование новорожденных.
Нейросонография – эффективная методика, не имеющая противопоказаний.
К ее достоинствам также относят:
- Неинвазивность – отсутствие необходимости в повреждении кожи и тканей
- Высокую скорость проведения (обычно 15-20 минут)
- Точность полученных результатов
- Минимальные риски ошибок во время исследования
- Широкий перечень показаний
Нейросонография позволяет подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз, скорректировать проводимое лечение, выявить скрытые патологии, которые невозможно обнаружить путем проведения других обследований. При этом методика проста в реализации и доступна для многих.
Как проводится?
Обследование проводится с использованием стандартного ультразвукового аппарата.
Для осуществления обследования необходимо снять с головы шапочку или другой головной убор, заколки, бантики и др. Удобнее всего держать ребенка на руках. Так малыш успокоится и не будет совершать ненужных движений во время процедуры. На область исследования врач нанесет специальный гель (он абсолютно безопасен и не вызывает аллергических реакций), обеспечивающий улучшение проводимости ультразвука. После этого специалист выполнит непосредственно диагностику. Он будет водить датчиком по голове, но эти движения не вызовут у малыша неприятных ощущений. На мониторе специалист будет видеть динамическое изображение всех внутренних структур.
По окончании обследования вы получите заключение о состоянии головного мозга и тканей. За расшифровкой полученных результатов следует обратиться к врачу, который наблюдает вашего ребенка или дал направление на нейросонографию.
Нужно ли готовиться к диагностике?
Процедура не предполагает дополнительной подготовки.
Маме или другому человеку, который пришел на обследование с малышом, следует:
- Предварительно накормить кроху. Так малыш будет максимально спокоен
- Находиться рядом с маленьким пациентом постоянно, при необходимости – развлекать его любимыми игрушками. Если ребенок будет расслаблен, исследование окажется максимально точным и достоверным
- Постараться не допускать резких движений крохи
Никаких дополнительных рекомендаций не выдается. Не нужно как-то по-особенному кормить ребенка или ограничивать его в потреблении жидкости. Исследование ничем не отличается от традиционного УЗИ.
Расшифровка показателей исследования
Расшифровывать полученные результаты исследования должен специалист. Это связано с тем, что при оценке всех показателей врач ориентируется на вес ребенка и другие его индивидуальные особенности, уже выявленные патологии и перенесенные заболевания. Следует отметить и то, что у новорожденных практически в 70 % случаев обнаруживаются некоторые отклонения в развитии головного мозга. Они не являются критичными и не говорят об опасных патологических состояниях. В течение первого же года жизни все показатели обычно приходят в норму. Это не имеет негативных последствий для здоровья крохи. Как правило, небольшие отклонения становятся поводом для регулярного наблюдения за состоянием малыша. О необходимости (если она будет выявлена) в постоянном контроле сообщит врач.
При расшифровке показателей исследования внимание уделяется таким важным параметрам, как:
- Строение мозжечка
- Строение полушарий мозга
- Наличие/отсутствие новообразований
- Патологические состояния
- Особенности внутричерепной жидкости
Нормы и отклонения показателей
В протоколе исследования врач указывает:
- Форму тканей мозга (симметричную или асимметричную). При отсутствии отклонений от нормы мозговые ткани имеют абсолютно симметричную структуру
- Визуализацию борозд и извилин мозга
- Отсутствие/наличие включений в желудочках мозга. В норме эти отделы являются однородными и абсолютно одинаковыми
- Форму намета мозжечка. В норме она является симметричной и трапециевидной
- Отсутствие/наличие жидкости в промежутке между двумя полушариями. В норме жидкости не обнаруживается, а сплетения сосудов обладают однородной структурой
Важно! Об отклонениях от нормы вам обязательно расскажет врач. Он же объяснит все результаты полученного обследования. Не пытайтесь провести самостоятельную расшифровку. Для неспециалиста все цифры и различные описания совершенно непонятны. Кроме того, существуют различия в показателях, зависящие от возраста маленького пациента.
Где проводится диагностика?
Нейросонография – диагностика, которая сегодня проводится во всех крупных перинатальных центрах. Она проводится бесплатно сразу после рождения малыша (при наличии показаний). В профилактических целях исследование осуществляется только на платной основе. Цена нейросонографии головного мозга новорожденных и других пациентов зависит от ряда факторов. Уточнить ее вы всегда можете заранее.
Важно! Платную диагностику следует проводить только в известных медицинских учреждениях, располагающих современным оборудованием. Очень важно заранее уточнить, кто осуществляет исследование. Врач должен обладать всеми необходимыми профессиональными знаниями и навыками.
Преимущества проведения диагностики в МЕДСИ
- Высокая квалификация врачей. Исследование проводится специалистом, располагающим необходимыми знаниями и навыками, в соответствии с установленным медицинским протоколом
- Отсутствие очередей. Вам не придется беспокоить и волновать малыша
- Ультразвуковые системы нового поколения. Для исследования используется аппаратура экспертного класса. Она соответствует требованиям ВОЗ в отношении точности и безопасности
- Высокая скорость и качество. Исследование проводится максимально быстро. Это позволяет устранить риски возникновения дискомфорта у малыша
- Моментальная выдача заключения. Вам не придется ждать его дополнительной обработки
- Комфортные условия. Нейросонография в Москве в наших клиниках проводится в современных кабинетах. Они удобны и для маленького пациента, и для его родителей или иных сопровождающих
Для записи на исследование достаточно позвонить Специалист озвучит точную стоимость диагностики и расскажет о том, как она проводится в нашей клинике.