Что такое канистерапия и как она помогает лечить детей?

Коррекционно-развивающее воздействие канистерапии

Ирина Харламова-Щербак
Коррекционно-развивающее воздействие канистерапии

Коррекционно-развивающее воздействие канистерапии

Канистерапия (от латинского canis — собака) — терапия с использованием собак. Канистерапия является одним из самых востребованных видов зоотерапии из-за своей доступности и социального поведения животных. Терапия применяется как вспомогательная психотерапевтическая методика при работе с пациентами, которые тяжело идут на контакт, помогает развитию эмоциональных, умственных способностей, а также развитию двигательных функций. По мнению специалистов, такие занятия улучшают процесс обучения и способствуют реабилитации. Канистерапию применяют для улучшения состояния детей больных аутизмом, синдромом Дауна, церебральным параличом (ДЦП, страдающих олигофренией, у детей улучшается координация движений, уменьшается спастика, улучшается память.

Собаки благоприятно влияние на интеллектуальное развитие детей:

– являются источником знаний о природе. Ребенок видит животное – он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение;

-являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой.Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т. д. ;

– являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости (собака виляет хвостом – хочет поиграть);

– источник для различных видов деятельности – наблюдение, игра, труд, творчество и т. д.

В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.

Именно поэтому, в нашей работе ребенок является не зрителем, смотрящим, как собака выполняет различные цирковые трюки, а непосредственным участником действия, в котором он и собака – партнеры на равных, чем и достигается максимальная активность ребенка, сама по себе благотворно действующая на его психическое и физическое состояние, улучшающая его самочувствие, повышающая жизненный тонус.

Системность и научность данного подхода заключается в том, что проведение занятий с детьми — это не просто общение с собакой. Как уже отмечалось ранее, пребывание ребенка в поле взаимодействия с животным уже само по себе является терапевтичным, но в данном случае эффект усиливается и становится управляемым и прогнозируемым в связи с тем, что структура занятия продумывается и разрабатывается, опираясь на психологические особенности ребенка. Каждое упражнение имеет свое значение, свою конкретную цель и свой эффект.

На обычных коррекционных занятиях трудно подобрать упражнения, при выполнении которых у детей длительное время сохраняется мотивация, а в данной работе это возможно, преимущественно за счет того, что главным объектом внимания и субъектом взаимодействия является собака.

На таких занятиях взаимодействие с животными происходит в эмоционально позитивной и комфортной обстановке. Дети просто играют, играют в дрессировщиков, ветеринаров, просто общаются с собакой. Такое общение в первую очередь повышает мотивацию, т. к. взаимодействие строится на эмоциональном порыве.

Дети охотно общаются с собаками, т. к. для детей объекты природы имеют очень большое значение наряду с близкими и родителями. В этом возрасте дети склонны очеловечивать животных, разговаривать с ними как с членами семьи либо полноправными друзьями. Они легко доверяют им свои радости и свою боль. Вторым важным аспектом является то, что собака понимает то, что ей хочет сказать ребенок, и у него появляется возможность почувствовать себя успешным в этом взаимодействии, проявить свои лидерские качества и получить позитивную обратную связь как от животного, так и от взрослого, который в этот момент находится рядом. Важно отметить, что дети общаются со взрослыми и со сверстниками гораздо более открыто и непосредственно, когда это взаимодействие строится вокруг собаки и вместе с собакой.

Благоприятное воздействие канистерапия оказывает на развитие когнитивной сферы ребенка. Так как в ходе занятий употребляется много новых слов, в игровой форме предлагаются различные интеллектуальные задания, дети в форме игры расширяют свой кругозор, повышают интерес к обучению.

Особую ценность данные занятия представляют для детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Дети с этим синдромом характеризуются отсутствием глубоких эмоциональных переживаний и чувственных привязанностей. В связи с этим у детей с гиперактивностью часто встречается эмоциональная депривация, которая сопровождается нарушениями взаимоотношений со сверстниками, асоциальным поведением, депрессивными состояниями. Общение с животными помогает им в развитии эмоциональной сферы, дает полную возможность глубокого и качественного проживания эмоциональных состояний, их рефлексию и анализ.

Расставляя определенные акценты в работе с такими детьми, занятия канистерапией позволяют закреплять полученный результат и прогнозировать дальнейшее развитие.

Целью занятий для детей с нарушением координации движений является повышение эмоциональной активности ребенка, формирование навыков моторной активности, которая позволяет более свободно перемещаться в пространстве, обеспечивает навыки самообслуживания в тех случаях, когда это возможно, развитие интеллектуальной сферы, повышение позитивного эмоционального фона, а также релаксирующие мероприятия, социальная адаптация и интеграция.

Специфика данных занятий состоит в том, что организуется активное взаимодействие детей, имеющих минимальные неврологические патологии, не только со специалистами, но и с собаками. Основной акцент делается на общении детей с собаками, которое организуется определенным способом и в определенном ключе, в зависимости от специфики проблемы и желаемого результата. Специалистами внимательно учитываются психолого-медицинские особенности детей с тем или иным диагнозом, и исходя из этой специфики прогнозируется эффект, формулируются цели и задачи и составляется программа занятий. Взрослые выступают посредниками данного взаимодействия и предлагают определенное наполнение программы и занятий. Терапия проводится как индивидуально, так и в группах. Группы объединяются по симптоматике.

Читайте также:  Аптечка для новорожденного: список необходимого

На занятиях используются самые различные приемы: игры, сказкотерапия, арттерапия — рисунки, стихи, лепка, изображение фигур позами и жестами и т. д. Привлечение внимания ребенка к происходящему на занятии и материалу, предлагаемому детям, строится на постоянной поддержке интереса. Можно сказать, что произвольность и повышение познавательной и поведенческой активности у детей происходит через интерес. С этой точки зрения присутствие животного в значительной мере расширяет спектр предоставляемых возможностей.

Важным составляющим компонентом занятий является наглядность. Для проведения занятий используются различные плакаты, игрушки, кинологическое снаряжение (расчески, поводки и т. п.).

Наиболее важным в этом возрасте является формирование стратегий взаимодействия в группе, отношения со сверстниками, развитие лидерских качеств, доверие к окружающим. У детей раннего возраста достаточно серьезные трудности в формировании этих личностных характеристик. Терапевтичность метода лечебной кинологии заключается в том, что собака выступает субъектом взаимодействия, способным в полной мере создать ситуацию доверия, личностной безопасности и выступить связующим звеном в процессе налаживания взаимоотношений со сверстниками. Профессиональная задача специалистов заключается в том, чтобы разомкнуть связь «собака — ребенок» и ввести в это пространство других участников взаимодействия. Эта задача реализуется через выполнение различных совместных заданий,

Грамотная организация пространства межличностного взаимодействия и своевременное переключение акцентов взаимодействия с одного субъекта на другой, расширение стереотипов поведения, формирование различных механизмов эмоционального реагирования.

Одной из главных идей этой программы является опосредованность коррекционной работы. Коррекционная деятельность не должна быть доминирующей, только в этом случае она не вызовет протеста со стороны ребенка.

Несмотря на то, что на занятии используется большое количество игр, наглядностей, демонстрационного материала, они не проходят только в форме развлечения. Ход занятий спланирован таким образом, что перед детьми ставятся проблемные задачи различной степени сложности как интеллектуальные, так и практические, которые им необходимо решать в отведенное для этого время,

Цели и задачи занятий различаются в зависимости от диагнозов и психологических особенностей детей. Но все они направлены на развитие процессов способствующих более успешному овладению речью.

Коррекцияносит комплексный характер и включает в себя следующие этапы:

— проведение разъяснительной работы с родителями и педагогами о целях коррекционных занятий;

— формирование активной мотивации у детей к прохождению данных занятий;

— формирование позитивного эмоционального фона для проявления психической и моторной активности;

— развитие координации движений через развитие крупной и мелкой моторики;

— развитие предпосылок к овладению речью и собственно речевое развитие детей;

— создание атмосферы глубинного взаимодействия собаки и ребенка, что позволяет снимать как эмоциональное, так и мышечное напряжение;

— расширение круга общения ребенка через взаимодействие с другими взрослыми, сверстниками и собаками;

— уменьшение случаев нарушения поведения.

Перед началом занятий проводится разъяснительная работа родителями, которая позволяет уяснить суть занятий и их специфику. В результате данных бесед происходит определение направления коррекционных мероприятий и результатов взаимодействия.

Главным принципом работы с детьми раннего возраста можно считать повышение их мотивации к общественно-полезным занятиям и расширении спектра проявления позитивных эмоций. Уровень доверия к взрослым у таких детей достаточно низкий, адаптация ко всему новому занимает длительное время, при взаимодействии с собакой дети раскрываются гораздо быстрее.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук,головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Таким образом, применение канистерапии как вспомогательного психотерапевтического средства при работе с детьми, имеющих различные неврологические патологии, оказывают благотворное влияние на их умственное, психическое, эмоциональное, моторное и речевое развитие.

Статью подготовила Харламова Ирина Юрьевна МДОУ д/с №5

Коррекционно-развивающее занятие «А мы многое умеем!» Коррекционно-развивающее занятие «А мы многое умеем!» Цель: Развитие познавательной активности и повышение мотивации к обучению в школе.

Коррекционно-развивающее занятие для родителей Участниками данного коррекционно – развивающего занятия являются семьи, которые по результатам диагностики показали неблагоприятный морально.

Коррекционно-развивающее занятие «Простое предложение» Тема: «Простое предложение» Цель: Повторить и закрепить пройденный материал по теме «Слово. Предложение. Текст». Задачи: Развитие.

Коррекционно-развивающее занятие «Путешествие во времени» Программные задачи: 1. Закреплять умение зрительно обследовать предметы. 2. Учить классифицировать дома по их основным признакам. 3. Развивать.

Коррекционно-развивающее занятие с детьми 6–7 лет с ОВЗ «Защитники Отечества» c использованием СОТ 1. Задачи Коррекционно- образовательные: Активизировать обобщающее понятие «Армия». Закреплять навыки словообразования и словоизменения.

Читайте также:  Пеленание новорожденного: все «за» и «против», до какого возраста пеленать ребенка и какой способ выбрать

Коррекционно-развивающее занятие с использованием конструктора-присосок с детьми 2–3 лет Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию коррекционно развивающее занятие с использованием конструктора –присоски.

Коррекционно-развивающее занятие с ребёнком раннего возраста Цель: развитие познавательных психических процессов, коммуникативных и игровых навыков у ребёнка раннего возраста. Задачи: 1. Создать положительно.

Коррекционно-развивающее занятие с ребёнком с ОВЗ в игровом взаимодействии Задачи: развивать межполушарное взаимодействие, межанализаторные связи, произвольную вестибулярно – моторную активность; ориентировку в.

Коррекционно-развивающее занятие с элементами Эбру Методы арт – терапии, широко признаны и активно используются педагогами -психологами в сфере образования для коррекции психологического.

Коррекционно-развивающее занятие психолога с учениками 1 класса Коррекционно-развивающее занятие в 1-и классе НОДА на тему: «Я – уже ученица и я учусь учиться и развивать свои возможности и познавательные.

На приёме у собак. Что такое канистерапия?

Наш эксперт – психолог, психотерапевт, канистерапевт, кинолог Ирина Гришина.

Пёс придёт на помощь

Канистерапия (по-латыни «canis» – «собака») – это особый метод лечения и реабилитации, где в роли доктора выступает собака. У необычного врача широкая квалификация – собаки могут помочь в обучении детей, они справляются с эмоциональными нарушениями, решают некоторые медицинские проблемы. Собака может работать и геронтологом, и педиатром – часто канистерапия используется, чтобы помочь пожилым людям и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Особенные дети нередко занимаются вместе со своими здоровыми сверстниками, а хвостатый доктор помогает и тем и другим: первым – научиться общаться, а вторым – быть терпимее к окружающим.

Секрет успеха четвероногого врача в его искренности. И даже если дрессированный пёс просто выполняет отведённую ему задачу, он проявляет неподдельную радость от общения с человеком. А раз так, у собачьего пациента уходит нервное напряжение, снимаются спазмы и мышечные зажимы, улучшается настроение и уходят комплексы, которые, к примеру, мешали малышу с нарушениями речи начать произносить слова. Да и лечиться, когда даже малейший успех вызывает восторг «доктора», легко и приятно.

Мне страшно!

Канистерапия нередко применяется для коррекции эмоциональных нарушений у детей. Общение с доброжелательным псом помогает ребёнку справиться со страхами, побороть тревогу и избавиться от агрессии.

Пример из жизни

Родители четырёхлетней Нади (имя изменено) обратились к психологу-канистерапевту, потому что Надя мучила их домашнего котёнка. Выяснилось, что мама и папа отчасти сами виноваты в Надиной жестокости – до недавнего времени родители много пили. Надя боялась семейных скандалов, которые были нередки, а родители не обращали на неё никакого внимания. В результате страхи девочки вылились в агрессию по отношению к котёнку. Власть над беззащитным существом давала Наде хоть немного уверенности в своих силах.

На помощь девочке пришёл огромный чёрный терьер. Дрессированный пёс взял на себя роль защитника и няньки. С такой собакой можно ничего не бояться. А ещё пса можно обнять. Или поиграть с ним в парикмахера. Или просто подарить ему игрушку. Или покормить из рук. А иногда пёс сам приносил Наде подарки и часто «целовал» её в нос. В общем, делал всё то, что когда-то не делали родители девочки. Со временем лохматый друг прогнал Надины страхи, дал ей уверенность в себе и возможность проявить заботу, а вместе с этим пропала и Надина жестокость к другим животным.

Разумеется, самостоятельно собака не может догадаться, какую роль ей необходимо сыграть, чтобы помочь ребёнку. В случае с Надей психологи-каниcтерапевты поняли, что девочке просто не хватает опоры в жизни, и создали ситуацию, чтобы девочка смогла её получить, подобрав собаку, которая способна выступить в роли надёжного защитника и друга.

Снять зажимы

Отдельное направление канистерапии – работа с детьми, страдающими детским церебральным параличом. Занятие проходит весьма необычно. Собака или несколько псов ложатся на ковёр, а сверху прямо на них укладывают ребёнка. Собака умеет подстроиться под дыхание больного малыша, к тому же любому псу нравится просто расслабленно валяться на полу. А вслед за собакой расслабляются и дети: разжимаются спазмированные кулачки, уходит напряжённая мимика, а иногда ребёнок просто мирно дремлет в компании сопящей собаки.

Поговори со мной!

Нарушение речи у детей – тоже распространённая проблема для собак-терапевтов. Когда отдаёшь команду псу или просто ласково шепчешь ему на ушко, не нужно стесняться. Собака не станет смеяться, а понимание со стороны лохматого доктора – отличный стимул, чтобы говорить ещё больше и чётче.

Как правило, такие занятия проходят в свободной форме. Ребёнок, который занимается в группе, может быть вовлечён в общую игру, придуманную психологом, но может и просто уединиться с понравившейся собакой, чтобы «поговорить по душам». Родители на таких занятиях или отсутствуют, или просто тихонечко сидят в сторонке, чтобы не давить на детей и не мешать малышам общаться с собаками. Такая доверительная обстановка помогает детям расслабиться. Ребёнок, у которого есть проблема, видит, как другие дети отдают команды, и тоже вовлекается в процесс игры.

Читайте также:  Причины расширенных зрачков у ребенка

Пример из жизни

У Вовы (имя изменено) синдром Дауна. Когда мальчик в пятилетнем возрасте пришёл на первое занятие, он почти не мог говорить, его не брали в детский сад, он не умел общаться ни со взрослыми, ни с детьми. Зато Вова любил собак и ему нравилось, как они выполняют команды других детей. Спустя некоторое время Вова заговорил. Его первыми словами стали: «Сидеть!», «Лежать!» и «Апорт!» Разумеется, этими словами дело не ограничилось, и теперь Вова любит поболтать с одноклассниками, ведь он пошёл в школу!

Кто поступит в медицинский?

Для того чтобы стать врачом, нужно выдержать очень строгий экзамен. Причём отбор проходят не только собаки, но и их хозяева. Дело в том, что далеко не все собаки с щенячьего возраста воспитываются кинологами для того, чтобы помогать людям. Некоторые становятся докторами в зрелом возрасте и приходят в центры канистерапии вместе со своими владельцами.

От человека требуется, чтобы он хорошо понимал своего питомца и умел с ним взаимодействовать, а от собаки – крепкие нервы, отзывчивость и отсутствие агрессии. Если первый тест пройден, начинается учёба. Сначала обучение проходит хозяин, а затем – собака. После того как стажировка закончена и финальный экзамен сдан, можно приступать к делу.

Работа довольно тяжёлая, к концу дня собаки нередко устают. Поэтому в центрах канистерапии для четвероногих сотрудников предусмотрены перерывы и места отдыха. Но свою профессию собаки любят!

Первый читатель

Актриса Илана Юрьева

Моя собака живёт за городом, и она даёт нам чувство спокойствия. Мне почему-то кажется, что она оберегает нас лучше любых замков и сигнализаций.

Канистерапия: как собаки влияют на здоровье и как подобрать пса-помощника

«Приюты для бездомных животных опустели». В этом году с такими заявлениями часто выступали работники подобных заведений в США и Европе. Всему виной коронавирус и локдаун, когда в ситуации стресса люди почувствовали максимальную необходимость в психологическом комфорте.

При этом самыми полезными животными в такой ситуации оказались именно собаки. Научно доказано: наши самые древние друзья, которых человек приручил еще 15 тысяч лет назад, улучшают не только психологическое, но и физическое состояние человека.

Текст проверила Оксана Дубинина, соучредитель фонда содействия гармонизации отношений животных и общества «Не просто собаки», руководитель программы «ПовоДОГ» фонда поддержки социальных инноваций «Вольное Дело»

Согласно данным американской кардиологической ассоциации, владельцы собак живут дольше, чем владельцы других домашних животных [1]. Овчарки и дворняги, терьеры и бульдоги незаметно улучшают качество жизни своих владельцев. Вот что они для нас делают.

Помогают больше двигаться

Согласно данным ВОЗ, сидячий образ жизни — причина многих неизлечимых заболеваний, которые значительно ухудшают качество нашего существования. Любая умеренная физическая активность от 150 до 300 минут в неделю может помочь предотвратить развитие диабета и нормализовать кровяное давление [2].

Ежедневные прогулки с собакой обеспечивают системность нагрузок. В идеале стоит прибавить к обычной прогулке быструю ходьбу, бег и активные игры.

Повышают настроение

Исследования показывают, что взаимодействие между хозяином и собакой положительно сказывается на психологическом самочувствии. Гормон удовлетворения окситоцин может повыситься, даже если просто погладить животное. Причем вырабатываться он будет как у человека, так и у его четвероногого товарища. Именно это свойство взяли на вооружение психотерапевты, которые используют собак для налаживания отношений между своими подопечными и пациентами. В результате удовольствие от терапии получают и люди, и животные [3].

Снижают стресс

Согласно исследованиям Университета штата Вашингтон, достаточно хотя бы десять минут поиграть с животным, и уровень кортизола в крови опустится [4]. За счет этого улучшается самочувствие не только у здоровых людей, но и у склонных к депрессивным и тревожным расстройствам. Итальянские психиатры отмечают, что многим таким пациентам собаки помогли пережить локдаун. [5]

Согласно немецким ученым, самооценка у владельцев собак выше, чем у тех, кто живет с другими животными или без них. Возможно, это связано с тем, что обычный пес порой способен обеспечить лучшую эмоциональную поддержку, чем друг или родственник. Условный корги будет любить вас за то, какой вы есть, а не за то, каким вы могли бы стать и хотите казаться. Плюс ко всему собаки расширяют социальный круг. Мы чувствуем себя причастными к комьюнити других собачников, с которыми как минимум здороваемся на улице или заводим дружбу [6].

Успокаивают

А еще поддерживают способность концентрироваться, в том числе у людей с диагностированным синдромом дефицита внимания. В частности, гиперактивные дети с большим энтузиазмом будут читать книгу своей собаке, чем, например, любимой игрушке. [7]

Поддерживают людей с ПТСР

Четвероногие терапевты помогают людям, которые страдают от посттравматического расстройства. Этот диагноз связан с разного рода тревожными состояниями, паническими атаками, которые помогает преодолеть натренированный пес. Например, если человеку страшно выйти на улицу, зверь может первым проверить, насколько безопасна обстановка и дать владельцу сигнал, что все в порядке. Исследования показывают, что у 84% владельцев специально обученных животных улучшалось психологическое самочувствие, а также пропадали некоторые симптомы, 40% пациентов смогли снизить дозы лекарственных препаратов [8], [9].

Читайте также:  Суспензия «Нимулид»: инструкция по применению для детей

В США при ассоциациях ветеранов существуют кинологические центры, которые воспитывают собак для психологической реабилитации солдат, вернувшихся с войны [10].

Выстраивают режим дня

Собакам необходимо соблюдать ежедневные ритуалы, также как и людям. Предсказуемость дает нам ощущение контроля над собственной жизнью и чувство удовлетворения. Обычно животные сами подстраиваются под распорядок дня хозяина. Собаки хорошо определят время, и, если режим устоялся, а хозяин его нарушает, они будут подходить к нему в то время, когда пора есть. Впрочем, и сам человек может использовать собачьи активности как основу для своего распорядка. Например, завтракать и ужинать в одно и то же время после прогулок. Нерегулярное питание нередко приводит к проблемам с пищеварением, а налаженный режим пойдет организму на пользу [11].

Развивают эмоциональный интеллект

Подробнее о том, что такое эмоциональный интеллект, мы писали здесь. Собака — это живое существо со своим характером и особенностями психики. По уровню развития этих животных можно сравнить с ребенком 2–2,5 лет. Исследования показывают, что собаки лучше считывают поведение и эмоции человека, чем, например, шимпанзе. Также некоторые собаки при серьезной подготовке способны выучить до тысячи слов [12].

Наблюдая за собакой, мы учимся считывать ее невербальные эмоции. Ведь животные тоже с нами разговаривают, только при помощи тела [13].

Помогают врачам

Острый нюх собак широко используется не только в поисковых и полицейских работах. Нередки случаи, когда собаки буквально спасали жизнь своим хозяевам, обращая внимания на изменения в их организме. В наши дни в США, Австралии, Великобритании, Финляндии и других странах успешно проводятся программы по подготовке собак медицинской детекции. Животные уже выявляют некоторые виды онкозаболеваний, причем с высокой эффективностью. Это может позволить быстрее и дешевле проводить диагностику [14], [15], [16].

Летом 2020 года немецкие ученые опубликовали исследование о том, как собаки могут определить наличие вируса COVID-19 в организме человека [17], [18]. Однако на практике собак с этой целью тренируют и даже используют и за пределами Германии, в том числе в Финляндии, США, Италии, Великобритании, ОАЭ и других странах.

Помогают людям с особыми потребностями

Собак используют при работе с детьми, у которых диагностирована задержка развития, обнаружены расстройства аутического спектра, существуют проблемы со слухом или у которых есть необходимость передвигаться на коляске. У многих из них после общения с животными развивается моторика, лучше проходит социализация, быстрее идут учебные процессы.

Кинологические ассоциации по всему миру сотрудничают с центрами по борьбе с деменцией. Такие псы помогают пожилым пациентам организовать свой день, будят их, напоминают о том, что нужно принять лекарства, а если хозяин ведет себя странно, они зовут на помощь других членов семьи [19].

Следят за здоровьем хозяина

Специально обученные собаки помогают больным диабетом. Дело в том, что при снижении сахара у пациента меняется запах изо рта. Животных тренируют, чтобы в таких случаях они трогали лапой хозяина, давая знать о проблеме. Более того, псы способны будить хозяина, звать на помощь, приносить лекарства и телефон в случае экстренных ситуаций [20].

В России много лет существуют организации, которые воспитывают и тестируют собак-терапевтов, однако официального статуса направление пока не имеет. Из официальных документов пока что существует государственный стандарт по воспитанию животных, однако он имеет, скорее, рекомендательный характер [21].

Комментарий эксперта

Оксана Дубинина, соучредитель фонда содействия гармонизации отношений животных и общества «Не просто собаки», руководитель программы «ПовоДОГ» фонда поддержки социальных инноваций «Вольное Дело»

Канистерапия — понятие очень широкое, лучше всего структурирована данная деятельность в международных организациях в странах, где есть стандарты, регламенты и большой опыт работы в этом направлении. В мире есть огромное количество проектов с участием собак, которые можно отнести к понятию «канистерапия». Для каждой задачи выбираются собаки с нужными талантами. Не всегда человека, на кого обращены действия собаки, можно назвать пациентом. Я для себя классифицирую собак так: «для медицинской помощи», «для реабилитации», «для эмоциональной поддержки».

На роль медицинских помощников специалисты выращивают специальные линии собак или отбирают наиболее человеко-ориентированных животных, которые проходят длительное обучение и сдают тесты. Кинологи тестируют реакции животных на громкие звуки, на боль, проверяют их взаимодействие с людьми на колясках или пациентами с нарушениями координации. Также собаки должны быть обучены всем командам из раздела базового послушания. У них должна быть отличная социализация, минимум страхов, устойчивая психика, профессиональная подготовка и еще много качеств, которые требуются для разных направлений работы.

У животных есть разные специализации, например, помощник для людей с физическими ограничениями, для глухих и слабослышащих людей, для детей с расстройствами аутистического спектра и так далее.

Читайте также:  Норма лимфоцитов в крови у ребенка

Помимо этого существуют собаки для реабилитации, в этом направлении мне нравится проект Animal Assisted Play Therapy (AAPT), а еще собаки эмоциональной поддержки. Такой проект этой весной запустили в аэропорту Красноярска фонд поддержки социальных инноваций «Вольное Дело» и приюты для собак «ПовоДОГ».

Традиционно в канистерапии использовались лабрадоры и ретриверы, но после массы научных исследований стало понятно, что возможности собак огромны, и если мы найдем правильные методы обучения, то сможем серьезно расширить спектр «профессий» лучших друзей человека. Также понятно, что каждой породной и беспородной собаке можно найти занятие, исходя из ее таланта. Например, в медицинской детекции в основном применяются беспородные собаки.

Если мы говорим о собаке для семьи, то очень важно выбрать профессионального заводчика, прочитать описание породы или послушать, что рассказывают специалисты приюта, и подобрать собаку под свой темперамент и образ жизни. Если собаку возьмет тревожный человек, то велика вероятность, что она станет тревожной, какой бы породы она ни была, и наоборот, спокойный хозяин передаст уверенность своему псу. Собаки считывают язык тела и поведение проводника и подстраиваются к нему. Не берите хаски, если вы не готовы активно гулять четыре часа в день, не берите щенка, если вы работаете в офисе с утра до ночи, вы просто сделаете несчастным себя и собаку.

Канистерапия вряд ли подойдет людям с боязнью собак и аллергикам, хотя в то же время существует множество методик работы со страхами. Ну и конечно, человек просто имеет право не хотеть общаться с животными.

Тем, кто собирается развиваться в области канистерапии, нужно учитывать, что собака — живое существо и она может выпасть из процесса. Может заболеть, может испугаться и «уйти в отказ», а может просто устать от такой деятельности. Часто у много работающих собак-помощников, потребности которых не удовлетворяются, формируется выученная беспомощность. Канистерапия — это огромная работа проводника и собаки.

Доктор от носа до хвоста. Кто такие собаки-терапевты и как они могут поставить человека на ноги

Таланты собак не ограничиваются охраной дома и подносом тапок. Некоторые питомцы способны по-настоящему лечить людей — этот вид реабилитации называют канистерапией. Altapress.ru побывал на таком занятии и теперь рассказывает , как дети с инвалидностью благодаря собакам учатся ходить и почему алтайские канистерапевты не получают зарплат.

Не прием у врача

Небольшой зал , похожий на хореографический , наполнен почти до отказа. Несколько волонтеров Сибирской ассоциации поддержки канистерапии ( САПКТ) и их собаки очень ждут своего выхода. В стороне — группа студентов кинологического колледжа: они сегодня наблюдают и перенимают опыт канистерапевтов.

Все ожидают , когда соберутся пациенты , хотя здесь их обычно называют гостями или даже друзьями: занятия напоминают теплую встречу , а не прием у врача. Сеансы канистерапии проходят в разных форматах: это может быть индивидуальное занятие , более глубокое и направленное , или групповое , нацеленное больше на общение и эмоциональную разрядку. Сегодня как раз второй случай , поэтому гостей много — около 20 родителей и их взрослых детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Мы работаем с разными категориями людей , чаще всего — с детьми и взрослыми с аутизмом , ДЦП , эпилепсией , нарушениями зрения , задержкой психического развития, — поясняет Наталья Станишевская , гендиректор кинологического центра „Друг“ и президент САПКТ. — Чуть реже проводим занятия с пожилыми людьми из интернатов , с подростками с психологическими проблемами , с детьми из детских домов. Кто-то самостоятельно приезжает к нам , к кому-то мы выезжаем».

Справка

Общественная организация САПКТ существует с 2014 года. До ее появления канистерапевты работали на базе клуба собаководства «Друг», Алтайского техникума кинологии и предпринимательства , организаций в других городах. После объединения и создания Межрегиональной общественной организации «Сибирская ассоциация поддержки канистерапии» отделения ассоциации организованы в разных городах Сибири и Российской Федерации. Они работают по единым правилам и опираются на государственный стандарт.

Главная — Надежда

Сразу заметно , что многие пациенты здесь не в первый раз. Они здороваются , что-то с интересом обсуждают , смеются. В отдельную группу собираются родители и говорят , скорее всего , о своих сыновьях и дочерях.

«Есть такой статус — дети с ограниченными возможностями , а я всегда говорю: и родители , получается , с ограниченными возможностями, — делится Наталья Шкарупина , мама одного из пациентов. — Если нет поддержки бабушки и дедушки — считай , мама „села“ вместе с ребенком. Поэтому канистерапия — это для родителей своего рода досуг. Мы здесь встречаемся , у нас общие интересы и проблемы , к тому же дети на глазах».

Разговоры затихают , когда на «сцену» выходит Надежда Курганова , кинолог и вице-президент САПКТ по Алтайскому краю и Республике Алтай. Если Наталья Станишевская обучает волонтеров теории канистерапии , то вице-президент отвечает за практику и руководит занятиями с пациентами.

В этот зал она впервые вошла 7 лет назад , когда проходила практику в клубе собаководства «Друг» ( соучредителе САПКТ). Надежда Курганова вспоминает , что тогда просто из интереса пошла посмотреть на занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для кинолога это было первое соприкосновение с людьми с особенностями , после был шок и «каша из эмоций в голове». Она решила сходить на занятие еще раз , чтобы разобраться в себе, — и в итоге осталась насовсем.

Читайте также:  Доктор Комаровский о меню ребенка в 10-12 месяцев

«Я начала тренировать свою собаку — французскую овчарку Цею, — рассказывает кинолог. — На одном из наших первых „рабочих“ сеансов был мальчик с аутизмом. Полгода назад его что-то напугало — и с тех пор он не проявлял никаких эмоций. Я долго искала подход к нему и в итоге решила побросать Цее игрушку , чтобы она ловила ее в прыжке. И в один момент мальчик рассмеялся во весь голос , я даже испугалась. Его папа тут же бросился обнимать-целовать сына , потом и Цею , и меня. И тут я поняла , что могу что-то изменить в этом мире».

Подобных историй у Надежды Кургановой много. Как дети с разными диагнозами после занятий начинали работать пальцами , говорить и даже ходить. Но это вряд ли чудо. Это результат работы большой команды. При этом у канистерапии нет задачи полностью излечить пациента — ей это не по силам , а вот достичь конкретного результата вполне реально.

Почему это работает?

Как методы практической психологии канистерапия и в целом пет-терапия ( терапия с домашними животными) довольно молоды. По словам барнаульского практикующего психолога Юлии Качановой , существует приличное количество научных работ и исследований , которые подтверждают эффективность пет-терапии. Хотя часть ученых и не считает ее научным методом.

Что такое канистерапия и как она помогает лечить детей?

Эксперты Организации Объединённых Наций (ООН) и Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) считают, что процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения планеты. По статистике выше означенных организаций 10 % населения земного шара имеют инвалидность физического, психического или смешанного характера. При этом каждый десятый из них – ребёнок, т.е. это более 120 млн. детей в мире.

В России ежегодно увеличивается количество детей, имеющих различные нарушения развития. Причины: патология беременности и родов, инфекционные и дегенеративные заболевания, отсутствие условий для здорового образа жизни, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально – технического обеспечения медицинских учреждений и др. [5].

Сегодня во всех странах мира много детей с диагнозом «детский церебральный паралич» (ДЦП). За последние годы эта патология вышла на одно из первых мест, по частоте встречаемости, среди поражений нервной системы в детском возрасте и является одним из инвалидизирующих заболеваний неонатального периода.

В нашей стране удельный вес детей с ДЦП составляет 46,3 % от всех других патологий. Заболеваемость церебральным параличом возросла с 1,8 до 2,11 на 1000 детей (почти вдвое чаще заболевание встречается у мальчиков); при этом устойчивый рост количества таких детей сопровождается утяжелением нарушений развития.

В настоящее время коррекционно-развивающие занятия предполагают множество направлений и количество специалистов, которых вынужден посещать один ребёнок, оказывается слишком большим: психологи, дефектологи, логопеды, преподаватели арт-терапии, физической культуры и т.д. Возникает вопрос с двойственными потребностями больного: с одной стороны это потребность в разностороннем развитии, с другой – стремление избежать переутомления. Решением, на наш взгляд, являются занятия, основанные на игротерапии, когда коррекционно-развивающие задания интегрируются в процесс игровой терапии, что даёт возможность осуществлять специальное реабилитационное и развивающее воздействие на пациента, не переутомляя его [3].

Такой игротерапией может стать, широко распространённый в США и Европе, метод канистерапии, который приобретает всё большую популярность и в России. В настоящее время действуют фонд «Ордынцы», группа «Солнечный пёс», учебно-кинологический центр «Собаки – помощники инвалидов» в Москве. В Санкт-Петербурге разработана программа «Петербургская зоотерапия», в Тверской области занимается канистерапией Центр Ездового Собаководства «Чу», в Казани в клубе любителей животных «Фауна», в Мурманске клуб «Надежда».

Канистерапия (от лат. «canis» – собака) – это метод коррекционного, терапевтического, реабилитационного и развивающего воздействия на пациента с ограниченными возможностями при помощи специально обученных собак.

Концепция данной терапии была сформулирована детским психиатром из США Борисом Левинсоном в 1960-х годах, когда американский врач впервые заметил, что маленькие пациенты легче идут на контакт, если в кабинете находится его любимец – ретривер. С тех пор этот метод получил достаточно широкое распространение на Западе [1, c. 27].

Лечебная кинология применяется как вспомогательная психотерапевтическая методика при работе с пациентами, которые тяжело идут на контакт, помогает развитию эмоциональных, умственных способностей, а также развитию двигательных функций. Канистерапию применяют для улучшения состояния детей больных аутизмом, синдромом Дауна, детским церебральным параличом, страдающих олигофренией. У детей улучшается координация движений, уменьшается спастика, улучшается память [1, c. 15].

К сожалению, до сих пор реабилитационные мероприятия в основном сводятся к ортопедохирургическим и нейрохирургическим вмешательствам, зачастую не приводящим к достижению реального результата. Применение же медикаментозной терапии и массажа в сочетании с классическими приёмами лечебной физкультуры способствуют достижению в основном «тактических» целей – сдерживанию процесса образования контрактур и усугублению моторных расстройств, способствуя лишь временной коррекции двигательных нарушений [4].

Читайте также:  Уход за новорожденным ребенком

Однако каким бы сложным и страшным не был диагноз ребёнка, как бы глубока не была его умственная отсталость, как только он берёт поводок в руки, он ощущает себя человеком – так воспринимает его собака, так начинает воспринимать себя и он сам.

Принцип лечебной кинологии с больными детьми основан на том, что занятия проходят в игровой форме и эффект достигается ненавязчиво. В зависимости от диагноза, инструкторы подбирают специальную систему упражнений индивидуально для каждого пациента, так как занятие предполагает тесный тактильный и эмоциональный контакт ребёнка с собакой.

Детям с диагнозом ДЦП особенно необходима тактильная стимуляция; так при помощи лечебной кинологии достигается улучшение координации движений, уменьшается спастика, улучшается память, ребята становятся более контактными и самостоятельными [2].

Практически все дети, по мере занятий с собаками-терапевтами, переносят своё позитивное отношение к собакам не только на других животных, но и на людей, и на отношение к миру в целом, становятся общительнее и легче идут на контакт.

1. Каждому ребёнку, в зависимости от формы заболевания, назначается индивидуальный комплекс физических упражнений.

2. При развитии двигательных функций необходимо соблюдать возрастную закономерность их развития. Важно поэтапно тренировать все виды двигательной активности: сначала повороты, потом сидение с последующим вставанием на колени, а затем на ноги.

3. Привлекая дошкольника к активному выполнению движений, необходимо избегать чрезмерных усилий со стороны ребёнка, чтобы избежать резкого повышения мышечного тонуса.

4. В начале работы по развитию движений у детей с диагнозом ДЦП используют упражнения для стимуляции разгибания верхней части туловища и удержания частей тела. Позже проводят серию упражнений для тренировки поворотов туловища.

5. На следующем этапе работы по развитию движений у дошкольников с церебральным параличом, детей обучают стоянию на четвереньках, развивают функцию равновесия, стимулируют ползанье в этом положении. Так же проводят специальные упражнения для тренировки функции сидения; развивают способность самостоятельно садиться, вставать на колени и на ноги; развивают возможность вертикальной позы и ходьбы.

6. Особенное значение в реабилитации имеют специальные упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук, тесно связанной с формированием общей и артикуляционной моторики. Известно, что язык жестов является ранней стадией общения. Тренировка функции рук имеет неоспоримое значение для развития психических и речевых навыков. На занятиях канистерапии ребёнка учат захвату и произвольному отпусканию предмета. При этом важно, чтобы в захвате обязательно участвовали большой, указательный и средний пальцы, а не только безымянный и мизинец.

7. Дошкольнику с ДЦП, даже старшего возраста, трудно не только захватить и отпустить предмет, но и переложить его из одной руки в другую. Поэтому для развития дифференцированных движений пальцев (например, надавливание указательным пальцем) используют различные игрушки и предметы (корм, миска для корма, поводок, мячик и пр.).

8. На этапе развития самостоятельной ходьбы используют следующие специальные упражнения:

– сначала ребёнка с ДЦП обучают правильной вертикальной постановке головы и туловища по отношению к опорной поверхности;

– следующий шаг – это равномерное распределение массы тела на обе ноги;

– далее научают умению перемещать центр тяжести на опорную ногу: вначале ребёнка обучают вставанию и ходьбе с поддержкой, облокотившись на круп собаки, а затем вводится «эффект плацебо» – поводок собаки.

9. Для улучшения общей подвижности и координации движений ребёнка применяют уже изученные основные двигательные навыки, используя их в различных сочетаниях и условиях взаимодействия с собакой:

– упражнения на самые разнообразные перемены положения тела в комбинации с захватами и бросками предметов;

– задания на равновесие при преодолении каких-либо препятствий;

– динамичные и эмоциональные упражнения с мячом, способствующие развитию силы и быстроты простых и сложных двигательных реакций. Задания с большими и малыми мячами требуют способности к концентрации и переключения внимания; пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Так же они эффективно влияют на развитие психических (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) и физиологических (усиление кровообращения, дыхание, обмен веществ) процессов.

Таким образом, канистерапия погружает маленького пациента в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение поставленной реабилитационной задачи, создаёт условия для разрушения уже существующих порочных функциональных систем и формирования новых, более физиологичных. Помимо этого, общение с животным на свежем воздухе улучшает эмоциональный фон больного ребёнка и расширяет его диапазон знаний об окружающем мире.

Канистерапия в работе с детьми с ТМНР..
статья на тему

Канистерапия является очень популярным, оздоровительным направлением в зоомедицине, при котором лечение производится при помощи обученных собах.

Скачать:

Вложение Размер
kanisterapiiya.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:. Миняева Н.Г.

Соавтор: Казакова Н.А

Канистерапия в работе с детьми с ТМНР

В детском доме №4 практикуются занятия со специально обученными собаками. Их проводят инструктора – специалисты совместно с воспитателями. Учителя нашей школы с удовольствием их посещают. Эти занятия благоприятно влияют на всестороннее развитие ребёнка.

Канистерапия является очень популярным и перспективным оздоровительным направлением в зоомедицине, при котором лечение больных осуществляется при помощи собак.

Специально обученные собаки – терапевты помогают значительно облегчить состояние больных пациентов с неврологическими или психологическими нарушениями и отклонениями.

Канистерапия – это нетрадиционная психотерапевтическая методика лечения и реабилитации, для которой используются специально отобранные животные. Учение о том, как лечат собаки, возникло ещё со времён Гиппократа – об этом свидетельствуют произведения искусства, данные археологических раскопок и другие сохранившиеся документы того времени.

Лечебная кинология ориентирована на достижение следующих целей:

  • развитие положительных эмоциональных и умственных способностей;
  • улучшение моторики и нарушенных двигательных функций;
  • избавление от страха, тревоги, напряжения, агрессии , недоверия и рассеянности;
  • развитие общительности и дружелюбия ;
  • значительное улучшение физического состояния больного.
  • воспитывать интерес к окружающему миру и бережному отношению к нему.

Дети после взаимодействия с собаками становятся дружелюбнее, начинают положительно относиться к окружающему миру, так осуществляется основная задача экологического воспитания.

Канистерапия состоит из следующих лечебных направлениях:

  • лечебно – контактное (собака – грелка), или канистерапия при хронических болях. Суть данного направления состоит в том, что собака ложиться на больное место и греет его, после чего боли стихают;
  • диагностическое направление канистерапии, при котором собака – оповеститель способна предугадать приступы астмы, эпилепсии, критическое снижение у диабетика уровня сахара в крови и прочие опасные проявления болезней;
  • обслуживающее направление канистерапии, при котором собаки – помощники инвалидов (поводыри, слуховые собаки и т.д.) помогают слепым, слабослышащим, прикованным к инвалидной коляске;
  • реабилитационное направление канистерапии. В этом случае собака значительно ускоряет процесс выздоровления больных путём наблюдения, общения, проведения и прогулок с животным.
  • при ДЦП, аутизме, неврозах чаще всего используют такие породы, как: лабрадоры, охотничьи, ретривер, немецкая овчарка. Собаки этих пород отличаются спокойным поведением, мягким характером и доброжелательным отношением детям. Однако, для лечения могут привлекаться и беспородные животные, если они обладают природной взаимосвязью с человеком.

О том, действительно ли лечат собаки болезни людей, наглядно свидетельствуют один из следующих известных науке фактов:

Девочка шести лет по имени Настя, страдающая заболеванием РДА, в начале канистерапии не проявляла интереса ни к животному, ни к инструкторам. По истечении двух с половиной месяцев лечения она начала проявлять активный интерес и заботу к животному и контактировать с людьми. После нескольких месяцев занятий канистерапией Настя перестала испытывать трудности в общении, стала общительной девочкой, проявляющей искренний интерес к окружающему миру. Через интерес к окружающему миру возникает бережное отношение к животным и природе.

Особенно широкое применение получила канистерапия для детей с аутизмом, где собаки, успешно воздействуя на психоэмоциональное состояние, выводили больных маленьких пациентов из внутреннего замкнутого пространства, развивали речь, помогали обрести общительность, эмоциональность и позитивное отношение к окружающему миру.

Канистерапия для детей с ДЦП – одна из рекомендованных методик, где собака выступает основным мотиватором, позволяющим развивать моторику. Внимание, память и улучшить мышечный тонус у больного ребёнка.

Канистерапия для реабилитации, коррекции и адаптации детей с нарушением интеллектуального развития помогает снять ощущение неполноценности, стабилизировать эмоциональное состояние, научиться проявлять активность и интерес, развить речь, внимание и память.

Многочисленные положительные отзывы о лечение с помощью канистерапии подтверждают тот факт, что собаки действительно способны значительно улучшить состояние больных людей. Маленькие пациенты достаточно быстро начинают контактировать с животными, проявлять к ним интерес и заботу.

Кроме этого, многими отмечен тот факт, что собаки начинают побуждать малоподвижных или имеющих физические отклонения детей к активности и движению, что способствует развитию мелкой моторики и снижению дистрофии.

Детей привезли из детского дома на занятие с собаками. Среди них был мальчик пяти лет, он вставал, но ходить не мог. Мы предложили ему простое упражнение – выгул собаки на поводке. Инструктор, как обычно, поддерживал ребенка, следя за его мышечным тонусом. В конце упражнения мальчик двигался самостоятельно. На следующий день нам позвонили из детского дома и сказали, что ребенок начал ходить. Собака сняла у ребенка стресс, помогла преодолеть укоренившийся страх болезни.

Это уже другой случай: девочку двух лет сверх меры опекала мама, ловила и сажала при каждом неудачном движении. Истеричное состояние матери передавалось ребенку, ходить она не научилась. И здесь прогулка с собакой помогла. Девочка, держась за поводок, сделала шаг, упала и посмотрела на собаку. Та спокойно сидела и ждала, когда ребенок поднимется. Спокойствие собаки передалось ребенку. Девочка поднялась, сделала еще шаг, другой, и так за одно занятие она начала ходить.

Быстрые исцеления случаются при заболеваниях с четко выраженными психологическими механизмами – стресс, испуг. Собаки могут снять такие состояния за один сеанс.

Упражнения различные, они кажутся несложными, но эффект достигается повторениями. Например, ребенок плохо ходит из-за нарушений опорно-двигательного аппарата. Идти самостоятельно он не может, с помощью взрослого делает неуверенные движения. Мы предлагаем ему прогуляться с собакой. Взять поводок и вести собаку по кругу. Опыт показывает, что от занятия к занятию ребенок будет двигаться все увереннее, его внимание сосредоточено на собаке, он чувствует, что собака зависит от него. Такое естественное упражнение дает эффект быстрее, чем терапия в кабинете врача, где у ребенка, повторяю, может появиться стресс от неуспехов и боязни не выполнить требования врачей и родителей.

Предлагается детям расстегнуть и застегнуть ошейник, дать собаке команду голосом и жестами. Эти и многие другие приемы используются в активной реабилитации больных с различными неврологическими расстройствами. Игровые занятия дают полноценную нагрузку разным органам движения и чувств.

Врач просит ребенка: «Вытяни руку, сожми и разожми пальчики». А потом хвалит его, или, если результат неудачный, требует повторить движение еще и еще. Ребенок понимает, что от него чего-то ждут, его действия оценены плохо. Это стрессовая ситуация, и если наша задача – улучшить опорно-двигательный аппарат ребенка, то быстрого прогресса ожидать не приходится. Собака не ставит оценок действиям ребенка, не показывает, что хорошо, что плохо. Ребенок не испытывает стресса рядом с собакой. Он бросает ей мяч и раз от раза делает это лучше. Его ручка вытягивается, пальцы сжимаются и разжимаются, как и требовал врач. Только теперь ребенок проделывает это упражнение по реабилитации, играя с собакой, а не в кабинете врача. Стресс снят, успех приходит быстрее.

Дети сразу тянутся к собакам. Прикосновение к шерсти собаки, возня с ней доставляют ребенку радость. Собака теплая (нормальная температура тела собаки 38,5-39 градусов), она источает любовь и радость от общения с маленьким человеком. Дети это прекрасно чувствуют. Очень важно, что и собака тянется к человеку, так устроена ее природа. А наши собаки знают, что они работают и рвутся делать это хорошо.

Через любовь к собакам дети начинают лучше себя чувствовать, начинают взаимодействовать с окружающим миром и получают от этого удовольствие. Прослеживается взаимосвязь между человеком и животными.

Общение с собакой в первую очередь повышает мотивацию, т.к. движения строятся не на преодолении боли, а на эмоциональном порыве, на желании сделать что-либо для животного. Собака является достаточно активным участником взаимодействия, но при этом она достаточно тонко чувствует настроенность ребенка, его эмоциональное состояние, угадывает его желания.

В данном случае собаки отдают свою искреннюю любовь и тепло человеку, тем самым помогают улучшить психическое и физическое здоровье, взамен дети тянутся к ним и тоже проявляют тёплые чувства. Поэтому в дальнейшем будут бережно относиться к животным и природе.

Канистерапия: собака – врач человека?

«Лечение собаками»: когда помогает и как работает

О том, что собака – друг человека, известно с древних времён. А вот использовать лохматых питомцев в реабилитации стали сравнительно недавно. Любая ли собака может стать «лечебной»? Кто может стать канистерапевтом? От каких заболеваний собаки «лечат»? Об этом мы спросили у единственного пока в Новосибирске канистерапевта.

Зона эффективности канистерапии

Собаки занимают особое место в энималтерапии: канистерапия («canis» в переводе c латинского языка – собака) применяется по всему миру как в официальной, так и в нетрадиционной медицине.

Союз реабилитологов России признаёт канистерапию эффективным методом реабилитации, который используется в медицине и психологии. Это мультидисциплинарная методика: терапия сочетает психологию, педагогику, этологию, лечебную и адаптивную физкультуру, медицинскую реабилитацию.

Эксперты отмечают, собака-ассистент помогает человеку не зацикливаться на своём заболевании: если обычно пациент зависит от врачей или родственников, то при терапии он проявляет самостоятельность и сам заботится о собаке, и его самооценка повышается. Также собака мотивирует пациента выполнять терапевтические упражнения.

По данным Союза реабилитологов, канистерапия эффективна для реабилитации пациентов с низкой мотивацией и нарушением коммуникации. Терапия показана для пациентов с депрессией, детям с ДЦП, аутизмом, пациентам с генетическими синдромами, например, с синдромом Дауна, а также для лечения последствий черепно-мозговой травмы.

Специалисты рекомендуют канистерапию при восстановлении после инсульта, в социальной реабилитации при рассеянном склерозе, болезни Альцгеймера и болезни Паркинсона.

Важно понимать, что наблюдение выступлений цирковых животных, дрессировка собак не дают терапевтического эффекта. Терапия – это целенаправленные занятия, которые разработаны по определённой программе и имеют свою реабилитационную задачу.

У метода есть и противопоказания. В их число входит аллергия на собаку, респираторные заболевания, повышенная температура тела, открытые раны.

Как собаки стали терапевтами

О лечебном эффекте при общении человека с животными известно со времён Гиппократа. Но сам подход впервые сформулировал американский детский психиатр Борис Левинсон в 1960-х: он заметил положительную реакцию детей на собаку, которая находилась во время сеанса в приёмной. Методика стала развиваться на Западе.

Первое время канистерапия была «дополнением» к психотерапии. Собака отвлекала внимание пациента и стимулировала его к игре, но врач не контролировал поведение собаки и не разрабатывал специальные методики общения пациента и животного. Такой приём давал спорные результаты: у одних пациентов он приводил к неконтролируемым эмоциональным реакциям, но у других пациентов с аутизмом и шизофренией давал эффект улучшения коммуникации и самоконтроля.

В России направление официально оформилось в 2012 году, когда было зарегистрировано «Сообщество поддержки и развития канистерапии». В 2013 году сообщество стало членом Союза реабилитологов России и разработало требования к качеству оказываемых услуг.

К 2017 году канистерапия была внесена в справочный реестр методов социальной реабилитации Минсоцразвития и применялась более чем в 40 российских госучреждения, включая медицинские стационары.

Ещё десять лет назад о канистерапии в России было известно только в узком кругу медицинских специалистов и собаководов. Однако сегодня терапия с собаками завоёвывает признание и распространяется по российским городам, включая Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее время это направление стало полноценным разделом медицинской реабилитации. Ежегодно проводятся конгрессы и конференции, на которых специалисты обсуждают положение «собакотерапии», её интеграцию в систему современной реабилитации, а также новые подходы к работе.

Как стать канистерапевтом?

Курсы реабилитации проводят канистерапевты или обученные волонтёры с сертифицированными собаками.

Собаки-ассистенты имеют ветеринарные паспорта и свидетельства международной ассоциации TDI о подготовке к использованию в реабилитации пациентов, по которым собаки могут работать в течение четырёх лет.

Волонтёром может стать любой желающий даже без медицинского или другого специального образования. Добровольцев дистанционно обучают самой методике и основам первой помощи.

Только после сдачи экзамена и прохождения практики волонтёром специалисты тестируют и обучают его собаку. Волонтёры не могут назначать лечение или ставить диагноз, они лишь выполняют указания специалиста канистерапевта. Волонтёрством можно заниматься помимо основной работы, например, по выходным.

Чтобы стать канистерапевтом, нужно иметь высшее медицинское, педагогическое или психологическое образование. Готовят таких специалистов в Петербургском медицинском университете имени П. Павлова.

Собака же играет роль ассистента. Именно канистерапевт разрабатывает курс терапии, подбирает упражнения. Можно сказать, что собака – это средство реабилитации или лекарство, дозировку которого назначает канистерапевт.

Собака-терапевт может быть любого пола и породы. Главное, чтобы она получала удовольствие от общения с разными людьми, а не была «зациклена» на хозяине.

Животное обязательно должно быть стрессоустойчивым, поскольку нагрузка на «собак-терапевтов» большая. В среднем, они могут работать без перерыва 2 – 2,5 часа.

Канистерапия в Новосибирске

Направление «канистерапия» развивается и в Новосибирске. Сейчас в городе всего один специалист по канистерапии – Надежда Доровских. Как рассказала Надежда порталу Sibmeda, в нашем городе четыре сертифицированные собаки, которые помогают в реабилитации детей.

Специалист по канистерапии отмечает, что на сеансы терапии с собаками попасть сложно, потому что восстановление одного пациента занимает много времени: сколько и какими методами – зависит от реабилитационной задачи. Сначала канистерапевт наблюдает за пациентом, ставит цель реабилитации, разрабатывает упражнения.

Часто бывает, что пациент боится собаки, поэтому несколько первых занятий требуется для того, чтобы установить контакт животного и пациента.

В канистерапии используются упражнения, которые специалисты применяют в других реабилитационных методиках, таких как ЛФК или логопедия. Но для ребёнка занятие выстраивается в форме игры.

«Допустим, мы ставим реабилитационную задачу, чтобы ребёнок с ДЦП, стоя на коленях, удерживал равновесие в течение определённого времени. Просто так это делать скучно и неинтересно. А когда мы говорим, что ему нужно бросить мячик собаке только в этом положении, и собака его принесёт, тогда ребёнок старается для собаки, он более мотивирован. Так цель достигается быстрее, чем при других схемах реабилитации», – комментирует Надежда Доровских.

Сеансы платные – деньги идут на оплату помещения, а также расходы на собак.

Надежда Доровских оценивает терапию с собаками как перспективное и интересное направление: «Сейчас канистерапия входит в состав реабилитационной мультидисциплинарной бригады, она дополняет другие методики: если какие-то задачи невозможно решить в ряде других методик из-за мотивации пациента, то их успешно решает канистерапия».

Есть в Новосибирске и опыт применения канистерапии на базе медучреждения. Так, 21 июля в областную больницу к детям из стационара приходили два золотистых ретривера-терапевта. Встречу организовали сообщество специалистов по канистерапии «Лапа в ладошке» и пресс-служба Новосибирской областной больницы.

С собаками-терапевтами Каратом и Лапой пообщались восемь детей. По словам специалиста по связям с общественностью областной больницы Елизаветы Бражник, говорить о результатах терапии пока рано, но во время игры с собаками «дети забыли на время что они в больнице, что они больны».

«По отзывам мам, дети становились более расслабленными, радостными, ждали следующую встречу. Собаки такие добродушные и большие, их можно обнять, потискать», – рассказывает Елизавета Бражник.

Областная больница оценила положительное влияние лохматых терапевтов на детей и планирует проводить такие встречи раз в месяц, чтобы собаки отвлекали детей от больничной обстановки и мыслей о процедурах.

Ссылка на основную публикацию