Что такое иппотерапия и почему она полезна детям?

Консультация для родителей “Что такое иппотерапия и почему она полезна детям?”
консультация (старшая группа)

Современная российская педагогическая система в дошкольном образовательном учреждении претерпевает сегодня целый ряд изменений выражающихся в применение новых педагогических технологий и других инноваций. Одна из таких инноваций является метод – «Иппотерапия» термин возник сравнительно недавно и происходит от греческого hihhos – лошадь.

Скачать:

Вложение Размер
консультация для родителей “Что такое иппотерапия?” 495.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Что такое иппотерапия и почему она полезна детям?

Методика традиционного оздоровления – ИППОТЕРАПИЯ

Современная российская педагогическая система в дошкольном образовательном учреждении претерпевает сегодня целый ряд изменений выражающихся в применение новых педагогических технологий и других инноваций. Одна из таких инноваций является метод – «Иппотерапия» термин возник сравнительно недавно и происходит от греческого hihhos – лошадь.

Давайте представим лошадь, бегущую по полю. Какие слова могут охарактеризовать эту картину? Свобода, уверенность, грация, красота, скорость. Этот список можно продолжать.

Эта картина вызывает в основном положительные эмоции в случае, когда мы являемся просто наблюдателями. Если же есть возможность прикоснуться к природе с помощью лошадей, возникают еще более позитивные чувства!

С давних времен люди, наблюдая целебное воздействие верховой езды на организм человека , полагали, что лошадь «забирает плохую энергию» у человека и дает хорошую. Сейчас, наряду с такими объяснениями, есть и попытки сугубо научного объяснения механизмов положительного влияния лошади на тело и психику человека. Крупная лошадь переносит на всадника за минуту около 110 колебательных импульсов: Сложные движения мышц спины лошади, состоящие из множества элементов, оказывают массирующие и разогревающее (температура тела лошади на 1,5 раза выше чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, усиливают кровоток в конечностях. Во время движения лошади, для того, чтобы сохранить правильную посадку, всадник вынужден удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию сложных точечных движений. Общение с лошадью и верховая езда позволяет снять стресс и минимизировать его последствия, дает нагрузку на все мышцы тела и поддерживает всадника в хорошей форме. Лошадь заставляет «работать» практически все группы мышц сидящего на ней человека. В результате чего они получают нагрузку и укрепляются. При сколиозе, например, положительный эффект достигается за счет создания вокруг позвоночника сильного мышечного корсета. Мышцы лошади не только передают колебания человеку, но и как бы массируют его. Причем, поскольку температура лошади выше, чем температура человека , получается своеобразный «массаж с подогревом» – интенсивный. Глубокий, и в то же время щадящий. Более того, доказано, что во время верховой езды в полную силу начинают работать легкие, кровь, мышцы, головной мозг обогащается кислородом. Иппотерапия способствует развитию памяти, внимания, мышления. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий активизирует психические процессы. Еще одна из возможностей, предоставляемых иппотерапией – это возможность практиковаться в социальном взаимодействии. Контакт с лошадью используются для социализации, адаптации, особенно замкнутых, стеснительных и гиперактивных детей. Верховая езда обеспечивает развитие собственной значимости и веры в себя, когда ребенок способен передвигаться на лошади, управлять ей. Верховая езда вызывает у ребенка, да и у любого человека, просто находящегося рядом с лошадью, много положительных эмоций, ощущений и переживаний. Верховая езда кардинально повышает самооценку, уверенность в своих силах. Верховая езда способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, социализации и формированию более гармоничных отношений человека с миром, помогает находить новые, неординарные решения стоящих перед ним задач. Положительный эмоциональный настрой, отличающий занятия верховой ездой, способствует подъему активности и улучшения настроения и общего состояния.Лечебная верховая езда предназначена для детей и взрослых, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации.С помощью иппотерапии можно вылечить или по крайней мере добиться улучшения в состоянии при таких болезнях:

  • тяжелые речевые нарушения (дизартрия, моторная и сенсорная алалия),
  • нарушения когнитивной сферы, задержки психического и психомоторного развития, проблемы в психоэмоциональной сфере,
  • различные ортопедические заболевания,
  • нарушения опорно-двигательного аппарата,
  • сколиозы 1-2 степени,
  • заболевания простудного характера.

Ухаживая за животным, давая корм с руки, гладя, управляя при езде, дети тренируют реакцию, коммуникативные навыки и способность воспринимать окружающий мир в добром, безопасном и гармоничном свете. Особую роль играют ритмичные движения лошади на шагу и рыси, что крайне необходимо при лечении речевых расстройств у детей (дизартрия, моторная и сенсорная алалия).

Общение с лошадью оказывает неоценимое воздействие на коррекцию речевого развития ребёнка.

1. Тренировка базовых рефлексов, крупных мышц тела. Дети осваивают верховую езду, учатся двигаться в положении сидя. Выполняют такие упражнения: «Наклоны» (вперёд-назад); «Пропеллер» (повороты вправо-влево); «Закрути, лампочку» (движение рук вверху). Осваивают езду рысцой.

2. Закрепление речевого материала. В движении дети проговаривают стихи, загадки, пословицы по лексическим темам. Закрепляют игры коррекционного характера: «Сосчитай 1, 3, 5»; «Один-много»; «Назови ласково»..

Лошадь – уникальный «живой тренажер», который приводит в тонус сразу все мышцы всадника. А о положительном психотерапевтическом эффекте, который это животное оказывает на психоэмоциональное состояние человека, написано множество научных трудов.

Конечно, иппотерапия может показаться, мягко говоря, экзотичным предложением (особенно тем, кто считает, что некоторые заболевания навсегда закрыли им дорогу в активную жизнь), поэтому сразу же нужно предупредить ваши возможные возражения:

1. Для того чтобы пройти курс иппотерапии, не нужны навыки верховой езды.

2. Иппотерапии «все возрасты покорны».

3. Иппотерапия не имеет ограничений и может быть рекомендована для реабилитации при заболеваниях различной формы и тяжести.

Детям в современном мире взрослых не хватает общения с живой природой, используйте полезные занятия иппотерепией для детей! Результат будет положительным!

Что такое иппотерапия и почему она полезна детям?

Для пациентов с ограниченными возможностями реабилитация становится ежедневным трудом. Процесс социальной адаптации личности ребенка-инвалида, имеющего ограниченные возможности, сложен и длителен. Это связано с недостатками интеллектуального и физического развития самого ребенка, а также с определенными ограничениями в социальной среде. Одной из инновационных методик реабилитации лиц с инвалидностью является иппотерапия.

Отличительные особенности иппотерапии

Иппотерапия характеризуется рядом дополнительных преимуществ перед традиционными методиками восстановительного лечения. Как вариант лечебной физической культуры, иппотерапия базируется на использовании естественной биологической функции лошади — движения, имеющей огромное социальное значение. Реабилитация с применением иппотерапии – это комплексное воздействие на человека с той или иной патологией, тогда как основные восстановительные методики действуют односторонне. Иппотерапия дает огромные перспективы восстановления для лиц с недостаточностью функции двигательного аппарата, помогает решить тяжелейшие психолого-педагогические задачи, а также является оптимальной методикой интеграции и психосоциальной реабилитации инвалидов.

Положительное воздействие иппотерапии на инвалидов с ДЦП

Одним из самых значимых факторов воздействия верховой езды считают нагрузку координации. При нахождении на лошади формируется особая схема фиксации тела. В процессе естественного удержания тела в прямом, вертикальном положении ведущую роль играет система координации, а также активность мышц спины и таза. Человек удерживается работой приводящих мышц бедер, которые фиксируют таз на теле животного или в седле. Нагрузка на мышцы ног регулируется степенью опоры стопы на стремена — при сильной степени опоры напряжение приводящих мышц снижается, при слабой — повышается. Поступательные движения животного изменяют нагрузку на мышцы тела и конечностей всадника, непосредственно участвующие в удержании на лошади, что является естественным элементом тренинга. Нагрузка симметрична по всем осям, что предусматривает одинаковое функционирование всех групп мышц, участвующих в удержании вертикального положения. Выделяют также воздействие на мышечный аппарат занимающегося низкочастотных колебаний, исходящих от тела движущегося животного. Эти движения снижают повышенный тонус мышц и способствуют возрастанию амплитуды движений в конечностях, как верхних, так и нижних. Дозированная, но точечная нагрузка на вестибулярный аппарат несет элементы тренинга, стимулирует его естественную функцию. В конечном итоге совершенствуется статико-кинетическая организация моторики, появляется уверенность в движениях. Нейрофизиологическое действие, оказываемое колебательными движениями животного на вестибулярный анализатор, проявляется усилением проведения импульсов по проводящим путям. Благодаря этому подвергаются стимуляции глубокие структуры головного мозга, отвечающие за функциональное состояние двигательного анализатора. Достижение значительных результатов в корректировании двигательных нарушений оказывает положительное действие на социально-психический статус инвалида: повышается самооценка нарастает мотивация ко всему процессу реабилитации увеличивается жизненная активность. Таким образом, реабилитация лиц с ДЦП при помощи иппотерапии способствует более эффективному и максимально возможному восстановлению нарушенных функций аппарата движения.

Иппотерапия и ее положительное действие при различных патологиях

Опыт проведения иппотерапии доказал огромную роль этой методики в становлении поз и движений. Больные обретают произвольный контроль над собственным телом, нарастает произвольное внимание, уменьшается тонус мышц, тренируется вестибулярный аппарат, развивается возможность вертикального удержания тела и сохранения баланса. В процессе езды на лошади в работу непроизвольно включаются основные группы мышечного аппарата. Происходит это на рефлекторном уровне. При нахождении на лошади тело человека приходит в движение вместе с передвижением животного. Инстинктивно организм человека пытается сохранить равновесие, побуждая тем самым к активной работе как работающие, так и пораженные группы мышц. Под влиянием такой физической нагрузки отмечается колоссальное усиление функционирования вегетативных систем. При этом иппотерапия действует на организм посредством двух факторов: биомеханического и психогенного. Соотношение доли этих механизмов зависит от болезни и задач, которые должна решить реабилитация. Так, при терапии неврозов, умственной отсталости, детских церебральных параличей, раннего аутизма ведущим действующим фактором является психогенный. При восстановлении постинфарктных больных, людей с нарушениями осанки и сколиозами, остеохондрозами ведущим фактором выступает биомеханический. С психотерапевтической стороны взаимоотношений лошадь является: естественным посредником в диалоге иппотерапевт-всадник; получателем и усилителем информации (реакция животного на команду); незамедлительным передатчиком ответа (послушание лошади и выполнение конкретных команд). Использование метода иппотерапии для реабилитации больных с разнотипными видами нарушений умственного развития приводит к следующим результатам:

  • Снимается общая заторможенность;
  • Уменьшается навязчивое чувство тревоги;
  • Возникает адаптация к реальному времени и пространству;
  • Повышаются практические достижения самостоятельности.

Критерии оценки эффективности иппотерапии

Критерии оценки эффективности иппотерапии условно подразделяют на две группы: медицинские и социальные.

Укрепление и особая тренировка мышц. Происходит одновременная стимуляция ослабленных или неработающих мышц и расслабление групп мышечного аппарата, находящихся в спастическом состоянии;

Укрепление равновесия. Вследствие необходимости сохранять равновесие в течение всего занятия происходит тренировка вестибулярного аппарата;

Улучшение координации и ориентации в пространстве. Во время тренировки пациент ориентируется на площадке или в манеже, возникают зрительные и инстинктивные ассоциации. Развивается слухо- и зрительно-моторная координация;

Улучшение психо-эмоционального состояния, повышение уровня самооценки. Во время занятий уходит ощущение того, что человек болен и слаб. Благодаря нахождению верхом на лошади и управлению животным формируется лидерская нотка, улучшается настроение и появляется желание жить и бороться с заболеванием. Помимо этого, при верховой езде не используются предметы, сопровождающие инвалида в повседневной жизни (трость, костыли, ходуны и т.д.), что приближает человека к раскрепощенному пребыванию в мире здоровых людей.

  • Улучшение коммуникативных возможностей занимающихся. Во время занятий люди общаются и работают совместно с иппотерапевтами, персоналом и друг с другом;
  • Улучшение качества и эффективности процесса социализации инвалида посредством укрепления физического здоровья, выравнивание психологического баланса и стабилизация эмоционального состояния;
  • Значительная интеграция инвалидов в обществе, расширение горизонтов их возможностей, преодоление психологических барьеров инвалидности;
  • Развитие трудовых навыков при уходе за лошадью. Для инвалидов с умственной отсталостью уход за животным может перерасти в профессию конюха, что дает возможность самостоятельного существования в жизни;
  • Развитие активности познавательной сферы. Необходимость постоянно концентрировать внимание при верховой езде, сосредотачиваться, запоминать определенные действия активирует психические процессы.

Реабилитация при помощи иппотерапии не имеет возрастных ограничений. Противопоказаний к занятиям иппотерапией очень мало. Более того, иппотерапия разрешена при сложнейших заболеваниях, когда противопоказано большинство реабилитационных приемов. В заключение следует отметить, что иппотерапия дает неограниченные восстановительные возможности больным людям и представляет собой уникальную реабилитационную методику.

Государственное учреждение здравоохранения
«Гродненский областной центр медицинской реабилитации детей-инвалидов и больных детей психоневрологического профиля»

© cmrdi.by, 2021 г. – Все права сохранены

Республика Беларусь, г. Гродно, 230009 бульвар Ленинского комсомола, 35

Что такое иппотерапия и почему она полезна детям?

Библиографическая ссылка на статью:
Кащеева М.А. Иппотерапия как психотерапевтический метод при лечении детей с детским церебральным параличом // Студенческие научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/09/2659 (дата обращения: 12.04.2021).

Иппотерапия признана средством реабилитирующего воздействия и эффективной терапевтической помощь для больных с различными заболеваниями. О лечебных свойствах верховой езды было известно еще со времен Гиппократа, который утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом. В последующем Дени Дидро писал: «Среди физических упражнений первое место принадлежит верховой езде. С её помощью можно лечить много болезней, но возможно также и их предупреждать, как только они проявляются». Французский врач Перрон в конце XIX столетия научно обосновал воздействия иппотерапии на организм. Он утверждал, что благоприятное влияние верховой езды заключается в активизации двигательных, дыхательных функций, кровообращения и других органов и систем. Основателем иппотерапии считается французский врач и психолог Ю.Лаллери, определивший метод как психосоматическую терапию, цели и задачи которой – помочь достижению двигательной, психологической независимости и сделать человека способным приспособиться к новым, изменяющимся обстоятельствам.

Иппотерапия как психотерапевтический метод в России начала свое становление лишь в 1991 году. Сегодня центры иппотерапии работают по всей стране [4].

Лечебная верховая езда – это форма иппотерапии, основным отличием которой является использование всадником средств управления лошадью.

Занятия по ЛВЕ могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Индивидуальные занятия включают: овладение азами управления лошадью; работа с различными упражнениями сидя на лошади; постепенное усложнение, углубление и расширение умений в управлении лошадью, использование различных элементов фигурной езды. Групповые занятия включают – упражнения и игры верхом на лошадях; прогулочная верховая езда.

ЛВЕ у человека задействовано одновременно и тело, и психоэмоциональная сфера. При занятиях иппотерапией включаются в действия практически все группы мышц.

Занятия иппотерапией включают в себя помимо езды на лошади, общение и уход за ней, что помогает избавиться от излишней тревожности и напряжения, снять стресс и минимизировать его последствия. Так же ЛВЕ помогает развить такие личностные качества как чуткость, внимательность, навыки работы в паре, быстрота реакции, обретение уверенности в своих силах, преодоление различных форм страхов.

ЛВЕ оказывает биомеханическое воздействие на организм человека. При пешей прогулке лошадь передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе.

На тело всадника оказывается термическое и массирующее ощущение во время верховой езды, формируется новые тактильные и мышечно – суставные ощущения, оказывая влияние на формирование и развитие равновесия; слуховое восприятие; зрительные и обонятельные ощущения [2].

Возможности коррекционных мероприятий существенно расширяет применение специального конного снаряжения и дополнительного оборудования. Вместе с применением обычного конного снаряжения, огромное значение придается вспомогательным средствам, разработанных специально для иппотерапии. Это вольтижировочная подпруга с ручками, монтуар (лесенка с тремя – четырьмя ступеньками для посадки на лошадь), специальные стремена.

В иппотерапии помимо последовательности применения упражнений на лошади и специального снаряжения, необходимо использовать средовые факторы воздействия, которые привлекаются при помощи лошади.

ЛВЕ решает следующие задачи в ходе иппотерапевтических занятий:

  1. Коррекция эмоционально – волевой сферы.
  2. Развитие соматогностических функций (навыки управления собственным телом), коррекция и развитие двигательной (моторной) сферы.
  3. Расширение представлений об окружающем мире.
  4. Развитие психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

Верховая езда оказывает сильный оздоравливающий эффект на детей в возрасте от 5 до 12 лет. ЛВЕ всесторонне развивает ребенка, делает ловким, выносливым и находчивым.

Как и любые другие психотерапевтические методы иппотерапия имеет свои показания и противопоказания.

К основным показаниям к иппотерапии можно отнести следующие заболевания:

– нарушения опорно – двигательного аппарата (ДЦП);

– поражения органов чувств – слепота, глухота;

– различные формы нарушения интеллекта, возникшие в результате органических или генетических заболеваний (синдром Дауна);

– нарушения психоэмоциональной сферы – аутизм, неврозы, шизофрения;

– восстановление после стресса, бессонница, депрессия.

Противопоказаний к иппотерапии немного. К основным противопоказаниям относятся:

1. Сердечно – сосудистые заболевания.

2. Сколиоз, остеохондроз и другие деформации позвоночника в острых стадиях.

3. Вывихи, подвывихи, нестабильность тазобедренных суставов, позвонков.

4. Острые и хронические воспалительные заболевания нервной системы.

5. Эпилептиформные синдромы.

6. Сахарный диабет [3].

Влияние иппотерапии на организм человека можно разделить на медицинский и социальный критерий. К медицинским критериям относятся: укрепление и тренировка мышц тела; укрепление равновесия; улучшение координации движений и пространственной ориентации; улучшение психоэмоционального состояния. К социальным критериям можно отнести: улучшение коммуникативных функций; проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня оценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала; улучшение эффективности и качества процесса социализации личности; развитие трудовых навыков по уходу за животными.

Детский церебральный паралич – это серьезное неврологическое заболевание, причиной которого является необратимое поражение головного мозга.

Первая стадия детского церебрального паралича (ранняя стадия) имеет продолжительность около 4 месяцев. В этот период у больного ребенка отмечается учащенный (замедленный) пульс и сердцебиение, периоды нарушения дыхания, нистагм («плавающие» глазные яблоки), судорожный синдром, повышенное внутричерепного давления. Двигательные нарушения практически не заметны.

Следующая стадия – резидуальная стадия, течение болезни начинается с 5 месяца от момента поражения и продолжается до 4 лет. В этот период, на фоне внутриутробного поражения ЦНС или родовой травмы, формируется стойкий мышечный гипертонус, особенно, если это спастическая форма болезни.

В поздней резидуальной стадии, которая начинается после 4 года болезни, происходит закрепление двигательных нарушений, образуются контрактуры (вынужденное положение конечностей, пальцев, головы из-за мышечной атрофии). Если у малыша двухстороннее поражение головного мозга и у него есть двойная гемиплегия, то данная стадия может начаться раньше описанных сроков [5].

При лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости и раннего детского аутизма основным рычагом воздействия ЛВЕ является психоэмоциональный фактор. Лошади помогают больному, страдающему неврозом, избавится от заторможенности, смягчают тревожное состояние [6].

Лечебная физкультура при ДЦП ставит следующие цели:

  • улучшить кровообращение в зоне поражения, укрепить ослабленные мышцы;
  • выработать навык равновесия и ориентации в пространстве;
  • нормализовать мышечный тонус;
  • улучшить работу сердечно – сосудистой, дыхательной систем организма;
  • восстановить координацию движений, уменьшить спонтанность мышечных сокращений.

Достичь всех этих результатов можно только многократным повторением элементарных упражнений. Для детей с церебральным параличом занятия превращаются в тяжелый и изнурительный труд. С другой стороны, ЛВЕ несет пациентам радость и эмоциональный подъем, кроме того заменяет стандартную физкультуру [7].

Лечение больных ДЦП проводиться комплексно. В комплекс мероприятий входит: лечебная гимнастика, иппотерапия и массаж.

Использование различных исходных положений на лошади во время занятий иппотерапией дает возможность результативного сочетания нескольких реабилитационных направлений, что, в свою очередь, является уникальным для реабилитационной практики моментом, присущим только ЛВЕ.

Во время занятий иппотерапией используются несколько основных исходных положений (рис. 1 – 5) [1].

Упражнения при отдельных формах ДЦП:

При спастической гемиплегии занятия направлены на: снижение повышенного тонуса; уменьшение степени пареза и повышения мышечной силы; воссоздание и формирование важнейших двигательных навыков.

При атонически – астатической форме упражнения направлены на: увеличение силы мышц; противоатактические упражнения.

При гиперкинетической форме упражнения подбираются строго индивидуально. Иногда при проведении упражнений с данной формой ДЦП используются различные грузы [5].

В заключении, хотелось бы отметить, что иппотерапия имеет большую практическую значимость в сфере оздоровительных средств против тяжелых, практически неизлечимых заболеваний, в борьбе с которыми традиционная медицина оказывается бессильной. К таким заболеваниям можно отнести: детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, умственная отсталость и др.

Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуаций верховой езды в повседневную социально очень тяжёлую жизнь.

Библиографический список

  1. Денисенков А.И. Специфические возможности иппотерапии при ДЦП / Материалы I Межрегиональной конференции «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы». – СПб.: 2008. – С. 43-60
  2. Ермаков, А. В. Иппотерапия в коррекции состояния детей, больных детским церебральным параличом, гипердинамическим синдромом и логоневрозом/А.В. Ермаков. – М.: Изд-во МГУ 2001. – 21 с.
  3. И. Штраус Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. – М.: РБОО “МККИ”, 2000.
  4. Конькова Е.Н. Когда лошадь лечит. // Природа и человек. ХХI век. – № 4. – 2014. С. 31
  5. Потапчук, А.А. Иппотерапия в физической реабилитации детей с церебральным параличом/А.А. Потапчук. – М.: Либ, 2005. – 29 с.
  6. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно – двигательной системы/ Под ред. С. П. Евсеева, С. Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2010. С. 271-278.
  7. Шайдхакер, М. Особенное значение лечебной верховой езды при лечении разных психических заболеваний // Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике / Учебные материалы и исследования Немецкого кураториума по терапевтической верховой езде/М. Шайдхакер.- М.: МККИ, 2004.- 93 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Иппотерапия для детей

Иппотерапия имеет несколько лечебных эффектов: положительно влияет на психоэмоциональный фон и физическое состояние пациента. Во время лечения иппотерапией усиливается кровообращение в тканях, улучшается состояние нервной, костно-мышечной, дыхательной, эндокринной и др. систем. И в целом общенеи с животными всегда наполнено позитивными эмоциями!

Записаться на прием

ЧТО ТАКОЕ ИППОТЕРАПИЯ

Иппотерапия в дословном переводе – лечение лошадью. Верховую езду применяют как эффективный метод реабилитации детей и взрослых с различными неврологическими, психосоматическими, физическими нарушениями.

Иппотерапия имеет несколько лечебных эффектов: положительно влияет на психоэмоциональный фон и физическое состояние пациента. Во время лечения иппотерапией усиливается кровообращение в тканях, улучшается состояние нервной, костно-мышечной, дыхательной, эндокринной и др. систем. И в целом общенеи с животными всегда наполнено позитивными эмоциями!

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ИППОТЕРАПИИ

Психологи не случайно рекомендуют приобщать детей с юного возраста к общению с животными. Маленький человек учится самостоятельности, учится заботиться и ухаживать за животным, через контакт с животными познает окружающий мир. Общение с лошадью, добрым и благородным животным особенно интересно. Активизация чувственной сферы маленького пациента даёт настрой на выздоровление. Некоторые родители могут удивляться, а как физически помогает иппотерапия инвалидам с детства?

Суть метода заключена в ритмичных движениях, выполняемых лошадью. При определённых шагах лошадь передаёт всаднику разнонаправленные двигательные импульсы. Такие движения вызывают естественную ответную реакцию организма ребёнка. Активируется правильная физическая нагрузка на все группы мышц, задействованных в процессе удержания в седле. В работу включаются мышцы спины, рук и ног. Низкочастотные колебания, исходящие от лошади при движении, снижают гипертонус мышц. А тренировка вестибулярного аппарата помогает стимулировать структуры головного мозга. Кроме того, температура тела лошади выше, чем у человека (около 38,С) и благодаря этому верховая езда подобна массажу с разогревающим эффектом. Сколько стоит

ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ИППОТЕРАПИЕЙ

Метод иппотерапии позволяет восстанавливать двигательные рефлексы, развивать координацию и моторику, тренировать осанку, укреплять костно-мышечный аппарат, нормализовать работу сердечно-сосудистой системы и т.д.

Лечение иппотерапией обязательно включают в программу реабилитации при таких серьёзных патологиях, как:

  • ДЦП;
  • параличи, нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
  • искривление осанки, первая степень сколиоза;
  • рассеянный склероз;
  • умственная отсталость, аутизм, синдром Дауна;
  • тяжёлые расстройства психики, неврозы;
  • нарушение речевого и психического развития;
  • гиперактивность.

Иппотерапия доказала свою эффективность и при восстановлении после тяжёлых спинно-мозговых и черепно-мозговых травм. Полезна иппотерапия и для здоровых детей, испытывающих небольшие сложности в обучении, общении со сверстниками, мотивации. Лечебная верховая езда и тесный контакт с умным животным дают ребёнку положительный заряд, повышают уверенность в себе, позволяют достичь психической гармонии.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИППОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  • устранение последствий вынужденной гиподинамии
  • тренировка практически всех мышц тела
  • восстановление утраченных двигательных и др. функций
  • нормализация работы разных систем организма
  • социальная адаптация (развитие познавательных и трудовых навыков)
  • улучшение эмоционально-психологического состояния

Дети-инвалиды ограничены в общении, им сложно контактировать с окружающими людьми, выражать свои чувства и желания. Для детей-инвалидов иппотерапия становится зачастую самым любимым занятием, а лошадь – настоящим, преданным другом.

ИСТОРИЯ МЕТОДА

О положительном влиянии верховой езды на здоровье человека было известно ещё в античные времена. Но как реабилитационную методику иппотерапию официально признали в Европе лишь в середине 20 века. Этому способствовала история Лиз Хартел, победившей полиомиелит с помощью занятий по верховой езде. Датчанка не просто встала на ноги после долгих лет жизни в инвалидном кресле, но и профессионально занялась конным спортом и даже завоевала медаль на Олимпийских играх. В нашей стране первые центры иппотерапии были открыты 25 лет назад. До сих пор не существует единой систематизированной программы по иппотерапии. Успех лечения во многом зависит от авторских наработок врача и опыта инструктора.

КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ

Программу составляет лечащий врач с учётом всех особенностей маленького пациента. Доктор определяет приоритетные направления для реабилитации, их может корректировать инструктор или иппотерапевт. Первые занятия направлены на установление тесного контакта ребёнка с лошадью (допускается кормление и поглаживание животного), только после этого разрешается верховая езда.

Лошадь для иппотерапии проходит серьёзную подготовку, для занятий подбирают животных со спокойным, сдержанным нравом. На занятиях с новичками иппотерапевт садится на лошадь сзади ребёнка, контролируя ситуацию и обеспечивая безопасность. На последующих тренировках инструктор может просто находиться рядом.

НИИ Дети Индиго набирает желающих на занятия иппотерапией для детей с неврологическими заболеваниями. Каждая встреча на ипподроме длится от 20 до 30 минут. Минимальный курс лечения составляет 10 сеансов. При этом ограничений по количеству занятий и курсов для иппотерапии не существует, общение с лошадью может продолжаться до тех пор, пока доставляет ребёнку удовольствие. Задать вопрос

«Иппотерапия». Развитие коммуникации у дошкольников с нарушением речи средствами лечебно-верховой езды

Светлана Донская
«Иппотерапия». Развитие коммуникации у дошкольников с нарушением речи средствами лечебно-верховой езды

Лошадь – уникальный «живой тренажер», который приводит в тонус сразу все мышцы всадника. А о положительном психотерапевтическом эффекте, который это животное оказывает на психоэмоциональное состояние человека, написано множество научных трудов.

Иппотерапия способствует активизации познавательных процессов. Необходимость постоянной сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации при верховой езде, потребность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животными активизирует психические процессы, повышает способность к обучению, усвоению новых навыков и поведений; расширяются представления ребенка как о животных, так и о природе в целом.

Занятия иппотерапией корригируют недостатки психической деятельности (страх, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных двигательных ситуациях и пр.).

Общаясь с лошадью, ухаживая за ней, ребенок получает яркий положительный эмоциональный заряд, развиваются механизмы эмоционально-волевой регуляции, ребенок получает возможность преодолеть свой страх, достичь успеха, одержать пусть небольшую, но победу, испытать гордость, почувствовать себя способным преодолеть трудности.

Целью нашей работы является создание условий для комплексной абилитации детей дошкольного возраста с нарушением речи и с нарушениями опорно-двигательного аппарата методом лечебной верховой езды – иппотерапии.

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

2. Профилактика и коррекция нарушений осанки, стабилизация мобильности позвоночника, выработка и активизация правильной осанки;

3. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, крупной и мелкой моторики;

4. Стимулирование речевой активности, развитие фонематического слуха и коррекция звукопроизношения;

5. Развитие эмоциональной сферы, снижение уровня тревожности.

Два раза в неделю в наш детский сад приходят лошадки. Дети с большим нетерпением ждут встречи с ними.

Общение с лошадью оказывает неоценимое воздействие на коррекцию речевого развития ребёнка. Инструктор изучает лексико-тематический план логопеда и согласно ему работает с детьми. Логопедом ведётся тетрадь взаимосвязи с инструктором,там прописываются задания на неделю по лексической теме: это пальчиковая гимнастика, заучивание стихов, потешек, поговорок и если идёт автоматизация поставленных звуков, то подбирается речевой материал для ребёнка индивидуально.

Занятие с детьми строится из определенных частей.

1. Дыхательная гимнастика

2. Развитие речевого дыхания, силы и высоты голоса. (пропевание гласных)

3. Упражнение вдоль лошади «мельница»

4. Упражнение лежа поперёк лошади на животе

5. Наклоны прямыми руками к ушкам и к хвосту «вертолетик»

6. Развитие мелкой моторики.

7. Катание ребенка лицом назад. Дуем мыльные пузыри. Посадка задом стимулирует работу мышц, которые при других условиях используются не достаточно, а т. к. при посадке задом панорамное зрение отсутствует – мышца глаза концентрируя внимание напрягается и через некоторое время расслабляется (когда мы смотрим куда полетели мыльные пузыри,в процессе осваиваем понятия: много – мало, один; большой – маленький; высоко – низко; над – под – около и др., это способствует развитию мышцы глаза и развивает дыхательную систему.

9. Обязательной частью занятия является заключительная часть – релаксация. Ребёнок ложится на спину вдоль лошади, головой в сторону крупа. Затем на животе вдоль лошади. Такое положение способствует расслаблению, снятию напряжения. Часто дети прибывают в состоянии близком ко сну, что свидетельствует о комфортном, расслабленном состоянии, снятии напряжения, высокого уровня тревожности и др. проявлений мешающих малышу развиваться.

Температура тела лошади выше человеческой на 1,5 — 2 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы всадника при различных посадках и положениях тела (сидя передом и задом в отношении к голове лошади, лёжа на спине и животе, вдоль и поперёк лошади) и выполнении определённых упражнений, усиливая кровоток. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.

Так же очень важен психогенный фактор который складывается из общения с живым организмом — лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление которым дарит ребенку ощущение победы, повиновения ему такого огромного мощного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле, людьми. Кроме этого необходимо учитывать впечатление, производимое непривычно большим пространством вокруг ребенка (манеж или ливада на открытом воздухе, которое позволяет ему почувствовать себя свободным, раскрепощенным.

После такой работы ребёнок идёт на занятие к логопеду. Пока ребенок расслаблен мы проводим логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, постановку и автоматизацию звуков.

Хочется отметить ещё один положительный момент – у детей заметно снизился процент заболеваемости.

Иппотерапия в детском саду Уже несколько лет в нашем детском саду функционируют занятия иппотерапией, данную услугу, абсолютно бесплатно, предоставляет городская.

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Что такое иппотерапия и почему она полезна детям?

В настоящее время детский церебральный паралич встречается с частотой семь случаев на тысячу новорожденных. Детский церебральный паралич – это понятие неоднородное. Под данным термином рассматривается нарушение деятельности двигательной анализаторной системы, но подходов к определению данного понятия существует достаточно много. В процессе развития учения о данной проблематике, можно увидеть различные подходы, представленные такими авторами, как Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, И.Н. Иваницкая, М.В. Ипполитова, В.И. Козявкин, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, М.Н. Никитина, Т.Н. Осипенко, B.C. Подкорытов, Е.Н. Правдина-Винарская, К.А. Семёнова, И.А. Скворцов, Д.С. Футер, М.Б. Цукер, Л.М. Шипицына, Л.Ф. Шестопалова, М.Б. Эйдинова, и многими другими. Этим термином обозначается ряд патологических состояний, которые возникают, как правило, в период перинатального развития в результате повреждения пирамидных, экстрапирамидных и других систем головного мозга, отвечающих за движения и положение тела в пространстве, что обусловливает возникновение трудностей в формировании двигательной системы.

Если рассматривать патогенез данного нарушения, то можно отметить что в анамнезе сохраняются те безусловные рефлексы, которые должны быть редуцированы после трех месяцев жизни. Их своевременное угасание создает благоприятную основу для развития произвольных движений. Сохранение этих рефлексов существенно тормозит формирование произвольной моторики. Таким образом, в структуре нарушения при детском церебральном параличе характерным является отсутствие редуцирования безусловных рефлексов и отставание в темпе созревания или невозможности формирования двигательных функций. Нарушение мышечного тонуса, наличие гиперкинезов, синкинезий, слабость мускулатуры, некоординированность движений и прочая симптоматика двигательной несформированности приводят к трудностям в формировании умений и навыков в бытовой, учебной и других сферах жизни.

Диапазон выраженности степени тяжести при данной патологии достаточно широк. У определенной группы детей сформирована большая часть двигательных умений и навыков. Они способны к самостоятельному передвижению в пространстве, у них есть навыки самообслуживания. Они могут получить достаточно высокий уровень образования и социально адаптироваться в обществе. Проявление заболевания может быть представлено в виде насильственных движений разной степени выраженности. Также в анамнезе могут присутствовать патологические позы, нарушения походки, нескоординированность движений, низкий уровень сформированности двигательной памяти и др.

Другая же часть детей имеет более выраженную симптоматику. Изменение в состоянии мышечного тонуса настолько значительны, что большая часть двигательных навыков остается несформированной на протяжении всей жизни человека. Невозможность самостоятельного передвижения приводит к необходимости использования ортопедических приспособлений. Поскольку дети испытывают трудности в захвате и удержании предметов, у них отсутствует возможность для формирования предметно-практической деятельности, а значит, и для развития в дальнейшем наглядно-действенного мышления. Остаются несформированными и навыки гигиены и самообслуживания, поэтому дети, а в дальнейшем и взрослые нуждаются во внешнем уходе.

Термин «иппотерапия» является международным. Наряду с использованием слова «иппотерапия» в речи могут употребляться такие слова, как «терапевтическая верховая езда», «адаптивная (реабилитационная) верховая езда», «экитерапия», «верховая езда для инвалидов», «райттерапия». Иппотерапия рассматривается как средство лечения. Содержание ее достаточно разнопланово и включает в себя езду в упряжке, верховую езду на лошади, налаживание общения с лошадью. Таким образом, с помощью иппотерапии осуществляется реабилитация, воспитание, адаптация и интеграция лиц с детским церебральным параличом и не только.

Анализ научно-методической литературы показал, что большинство авторов указывают на эффективность занятий иппотерапией у детей с различными нарушениями, но особую значимость данный вид терапии имеет для детей с церебральным параличом [1, 2]. Биомеханическую основу иппотерапии исследовали В.Н. Коновальчук, Р.А. Пополитов, Е.В. Архангельская [3]. По данным этих авторов, биомеханический фактор способствует снижению спазма мышц, увеличению объема движений в суставах, силы мышц спины, живота и конечностей. С помощью иппотерапии достигается оптимальная согласованность всадника с движениями лошади, которая во многом идентична походке здорового человека.

В силу имеющегося нарушения речевой сферы у детей с детским церебральным параличом ограничен круг общения. Лошадь становится для ребенка неким партнером по коммуникации. Что же касается психогенного фактора, то общение с лошадью и верховая езда вызывает у всадника много положительных эмоций, ощущений и переживаний, обеспечивает развитие собственной значимости и веры в себя, когда ребенок или взрослый с ограниченными физическими возможностями способен передвигаться на мощном животном и осуществлять его управление. Кроме того, в процессе проведения занятий у ребенка начинает формироваться представление о кинетическом чувстве. Это способствует появлению желания двигаться и повышает мотивационный компонент проводимой терапевтической работы [2, 4, 5].

Для ребенка общение с лошадью – эмоциональный подъем и расширение кругозора, а на фоне дефицита общения – это еще и приобретение большого сильного друга. В процессе иппотерапевтических занятий у большинства детей увеличиваются желание общаться с окружающими и стремление к расширению сферы своих интересов. Находясь в обществе лошади, ребенок получает непередаваемые ощущения пребывания в энергетическом поле. У ребенка развивается особое кинестетическое чувство – эмоциональный порыв к движению, что создает высокую степень мотивации к занятиям. Таким образом, результаты исследований доказали, что лечебная верховая езда является комплексным терапевтическим методом, оказывающим воздействие на организм человека путем двух факторов: психогенного и биомеханического [1, 3, 6]. Именно поэтому этот метод в последнее время используется все активнее в реабилитации детей с ДЦП.

К настоящему времени организовано и функционирует достаточно большое количество различных оздоровительных центров, которые предлагают программы реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования иппотерапии (иппоцентр «Ветер перемен» (Украина), центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» (Москва), Центр психолого-медико-социального сопровождения «МиР» (Москва) и др. При этом проблемой является недостаток научно обоснованных методик проведения занятий иппотерапией у детей с церебральным параличом 2–4 лет, а анализ существующих показал их несовершенство.

Цель исследования: совершенствовать методику иппотерапии «Школы адаптивной физической культуры Добежиных» и оценить ее эффективность в коррекции двигательных нарушений у детей 2–4 лет с заболеванием детский церебральный паралич.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе Школы адаптивной физической культуры Добежиных (г. Сочи – Адлер, Россия). Тестирование проводилось до начала курса реабилитации и по его окончании в первой половине дня индивидуально с каждым ребенком в отдельно отведенной комнате. В экспериментальную работу были включены дети в возрасте 2–4 лет с диагнозом детский церебральный паралич (форма – спастическая диплегия). Для оценки двигательных способностей нами был подобран комплекс тестовых методик.

На первоначальном этапе мы оценили способность ребенка к удержанию вертикальной позы. Автором данной диагностической процедуры является R. Babannon (1989). Для проведения диагностики на предмет сформированной способности к сохранению положения тела вертикально в пространстве необходимо соблюдение таких требований, как изменение площади опоры. Сохранение вертикального положения тела в пространстве изучается в обычных и облегченных условиях. Увеличение площади опоры осуществляется за счет положения стоп на ширине плеч. Диагностика имеет балло-уровневую систему оценки. При максимальных показателях (четыре балла) ребенок может держать корпус вертикально более 30 с при меньшей площади опоры за счет того, что стопы соединены вместе. Минимальным показателем является трудность удержания вертикального положения тела в течение 30 с при положении ног на уровне плеч.

С целью проведения оценки функциональных категорий ходьбы была проведена диагностическая процедура, предложенная М.K. Holden (1984). Критерием сформированности функциональных категорий ходьбы была продемонстрированная ребенком способность к самостоятельному передвижению, удержание равновесия при прямолинейном передвижении, координированность походки. Максимальным показателем (оцененным в количестве четырех баллов) является независимость при передвижении. Минимальным (ноль баллов) – отсутствие возможности к самостоятельному передвижению, необходимость помощи сопровождающих.

Также нами была оценена степень социально-бытовой адаптации с использованием методики Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и разработана анкета для родителей и инструкторов с целью проведения опроса о психоэмоциональном состоянии и уровне комфорта ребенка во время проведения занятия. Показателями являлись наличие (отсутствие) раздражительности, проявление (отсутствие) интереса к занятиям. Максимальным показателем являлось свободное и раскованное поведение ребенка (четыре балла). Минимальным – проявление каприза во время занятия (0 баллов).

По результатам обследования с целью отслеживания динамики было сформировано 2 группы – контрольная и экспериментальная по 8 человек в каждой. Курс реабилитации длился три недели по 5 занятий в каждую. Всего было проведено 15 занятий по иппотерапии. Психоэмоциональное состояние и уровень комфортности ребенка оценивались после каждой недели работы.

Два инструктора с каждым ребенком проводят занятие в присутствии родителей. На манеже лошадь ведет коневод. Собственные наблюдения за занимающимися иппотерапией показали, что те дети, которые впервые пробуют данный вид терапии, испытывают страх и волнение на первых занятиях от контакта с крупным животным, от высоты нахождения на лошади, от движений лошади и т.п.. Это, по нашему мнению, приводит к скованности и излишнему напряжению ребенка, затрудняет выполнение дальнейших упражнений, а также приводит к негативным реакциям ребенка, страху, отказу от занятий. Данные реакции существенно снижают эффективность терапии.

Оценка двигательных показателей до и после исследования, (Х ± σ)

Иппотерапия как альтернативный метод реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями

Проблема инвалидности занимает особое место в ряду социально-психологических проблем.

По оценкам ООН,каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн инвалидов, по оценке Агентства социальной информации — не менее 15 млн. В Беларуси насчитывается более полумиллиона инвалидов, причем многие из них нуждаются в технических средствах реабилитации. За последнее 10-летие наблюдается тенденция к увеличению численности инвалидов.

Оптимальным способом решения проблемы инвалидности, является реабилитация инвалидов. Для эффективного решения проблемы необходим поиск новых технологий реабилитационной деятельности социальных служб.

Одним из инновационных методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является иппотерапия.

О пользе верховой езды для восстановления больных и раненных, было известно с Античных времен. Гиппократ утверждал, что раненные и больные поправляются быстрее, если ездят верхом. Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и психологический эффект занятий верховой ездой. Он советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «темных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные».

У истоков современной иппотерапии стояли датчанка Лиз Хартел, врач-физиотерапевт из Норвегии Элизабет Бодикер и французский профессор Ю. Лаллери, который в 1960-1970 гг. всесторонне изучал теоретические аспекты воздействия лошади на течение заболеваний у людей и активно внедрял в лечебную практику результаты своих исследований. Ю. Лаллери дал определение иппотерапии как методу психосоматической терапии, цели и задачи которой – помочь достижению двигательной, психологической независимости и сделать человека способным адекватно реагировать на новые, изменяющиеся обстоятельства.

В США и Европе лечебная верховая езда практикуется с начала 1960-х гг. Показаниями служат полиомиелит, рассеянный склероз, эпилепсия, детский церебральный паралич, сколиоз, мышечная дистрофия. Хороший результат дают прогулки верхом после операций на суставах, особенно на таком, как тазобедренный. Чрезвычайно эффективна иппотерапия при артритах (воспалениях суставов), полном и частичном параличах конечностей, мышечной атрофии, судорожных сокращениях мышц [1].

Центры по иппотерапии стали открываться во многих странах мира. В США сегодня работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп, в которых оздоравливаются более 26 тыс. человек. Во Франции занимаются подготовкой специалистов по иппотерапии: открыт факультет иппотерапии в Парижском университете спорта и здоровья. В Тбилиси в Грузинской медицинской академии открыта кафедра ЛФК и райттерапии.

Научной разработкой проблематики использования верховой езды и конного спорта в целях реабилитации больных занимаются с российские и зарубежные ученые Цверава Д.М., Лория М.Ш., Анаис Атмаджан, Роберт Н.С. и другие.

Иппотерапия, как одна из технологий социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. Иппотерапия это занятия инвалидов верховой ездой на лошадях, проводимые по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания наездника и задач, для решения которых используется иппотерапия.

Согласно определению доктора мед. наук профессора Цверава Д.М. иппотерапия – есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды.

В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, клиент инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого [3]. Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем. Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии. Так, при лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости, раннего детского аутизма основным воздействующим фактором является психогенный. При лечении же постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический [2].

Во время занятий иппотерапией обеспечивается одновременное включение в работу всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку занимающийся инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе все основные мышечные группы.

В России использование иппотерапии началось с открытия в 1991г. в Москве детского экологического центра «Живая нить». Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых для детей-инвалидов на базе отдыха «Зеленый огонек» под г. Луга. В Сергиев-Посаде организованы занятия иппотерапией на базе общественной организации «Старая школа» с детьми имеющих ампутацию конечностей, ДЦП и страдающими различными психическими патологиями.

Первопроходцем белорусской иппотерапии по праву можно считать Валентину Виноградову, которая в 1998 г. основала белорусское общественное объединение верховой езды и иппотерапии (БООВЕИ). В БООВЕИ проходят реабилитацию дети 5 – 15 лет преимущественно больные церебральным параличом (ДЦП 1-3 степени тяжести), а также эпилепсией и другими заболеваниями под научным руководством заведующего кафедрой детской неврологии БМАПО, Академика АМН, проф. Шанько Г.Г. при благословении Православной Церкви и молитвенной поддержке Митрополита Минского и Слуцкого Патриархшего Экзарха Всея Беларуси Филарета. БООВЕИ располагает для работы четырьмя разнотипными лошадьми разных пород. Занятия по иппотерапии проводятся в Минске на территории военного городка Колодищи. За период становления и деятельности была создана собственная методика ЛВЕ, написано 4 научных статьи в разных крупных научных изданиях. Из прошедших реабилитацию 206 детей более 10 начали передвигаться самостоятельно, у 15 снижена или снята степень инвалидности и 6 детей начали подготовку к конноспортивным соревнованиям по параолимпийской программе в категории выездка. Также на базе БООВЕИ было проведено два Международных семинара по иппотерапии: первый 20 – 23.11.2000 г. в г.Марьина-Горка с участием специалистов из Беларуси, России и Польши, а второй – совместно с Православным сестричеством во имя преподобной Ефросинии Полоцкой Храма иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость 17 – 18 апреля 2004 года в Минске с участием специалистов из Латвии, Польши, России и Беларуси.

В 6 км от МКАД в п. Ратомка находится Республиканский центр олимпийской подготовки конного спорта и коневодства. Здесь также проводятся занятия иппотерапии, можно заняться верховой ездой, просто покататься на лошадях.

В Минске в районе Сухарево ИП Стец проводит занятия по иппотерапии, обучает верховой езде.

Только индивидуальные занятия по иппотерапии, верховые прогулки, обучение верховой езде взрослых и детей проводит сертифицированный и дипломированный специалист по лечебной верховой езде в спокойном и красивом месте в частной конюшне Минского р-н, д. Копище (3 км от МКАД).

Также обучение верховой езде и занятия по иппотерапии проводятся командой VIA по адресу: пос. Ратомка, ул. Озерная, д.50 (5 км от МКАД).

Количество таких центров иппотерапии по всей стране увеличивается с каждым годом, что свидетельствует об эффективности этого альтернативного метода реабилитации.

Список использованных источников

  1. Агафонычев, В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство // В. Агафонычев. – СПб.: Наука и техника, 2006.
  2. Атмаджан, А. Умственная патология, страдающий индивид и лошадь // А. Атмаджан. – Париж, 1992.
  3. Лория, М.Ш. Медико-биологические основы райттерапии при диспластическом сколиозе: автореф. … дис. докт. мед. наук: 14.00.01 / М.Ш. Лория. – Тбилиси, 2000. – 23 с.
Читайте также:  "Тералиджен" для детей: инструкция по применению и отзывы
Ссылка на основную публикацию