Что такое анималотерапия и в чем ее польза для детей?

Анималотерапия: когда лечат животные

К огромному сожалению, далеко не все заболевания могут быть излечены с помощью фармпрепаратов. В поисках новых возможностей человек обращается к разным методам, один из них – анималотерапия (зоотерапия, пет-терапия, animal-assisted therapy).

Что такое анималотерапия

Анималотерапия – это метод лечения, основанный на контактах с животными (собаки, кошки, лошади, дельфины и т.д.). С самых давних времен было известно, что каким-то образом присутствие животных может улучшать состояние некоторых пациентов, однако систематически наука начала заниматься этим относительно недавно. В настоящее время можно условно выделить направленную анималотерапию, когда пациент взаимодействует со специально обученными животными в рамках терапевтической программы, и ненаправленную анималотерапию, когда пациент контактирует с животными в домашних условиях. В зависимости от того, с какими видами проходит работа, можно выделить канистерапию (с собаками), фелинотерапию (с кошками), иппотерапию (с лошадьми), дельфинотерапию. Отдельно можно также выделить лечение с использованием насекомых, например, пчел (апитерапию).

Предполагается, что физический контакт с животными может способствовать выработке ряда веществ, улучшающих наше эмоциональное состояние: окситоцина, серотонина, дофамина, эндорфинов, пролактина, которые дарят нам чувство радости и умиротворенности. Параллельно с этим снижается выработка кортизола, гормона стресса.

В чем польза анималотерапии

Присутствие животных, обученных для оказания помощи или обычных питомцев, может улучшать качество жизни и здоровья. Так, в ряде исследований было показано, что пожилые люди, у которых есть домашних животные, имели более низкие значения артериального давления, реже принимали антидепрессанты и реже обращались за медицинской помощью. Владение животным позволяет бороться с чувством одиночества и социальной изоляцией, которые сами по себе связаны с показателями смертности у пожилых. Подобные же результаты были показаны и у более молодых пациентов с артериальной гипертензией – у них анималотерапия приводила к снижению потребности в гипотензивных препаратах.

Использование животных позволяло снижать проявления агрессии и депрессии у пожилых пациентов с деменцией, а также замедляло скорость развития симптомов заболевания. Анималотерапия помогает пациентам с хроническими болями снизить выраженность боли и стресса.

Хорошие результаты это лечение показывает и у детей: даже простое присутствие собаки во время забора крови у детей снижало уровень стресса у пациентов. Кроме того, контакт с собаками сразу после медицинских процедур уменьшал болевые ощущения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В настоящее время собаки используются также в лечении пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, расстройствами аутистического спектра, деменцией, другими неврологическими расстройствами.

Использование фелинотерапии приводило к снижению артериального давления и уменьшение депрессивных симптомов у пожилых пациентов.

Подобные результаты были получены с использованием других животных. Так, например, кролик в одном из госпиталей Великобритании помогает пациентам с психологическими нарушениями и медицинскому персоналу, улучшая их самочувствие.

В одном из экспериментов пожилые пациенты с деменцией ели, наблюдая за рыбками в аквариуме, это приводило к более активному питанию и к общему улучшению их состояния.

Все ли так гладко с анималотерапией?

Несмотря на все перечисленные выше успехи, анималотерапия имеет свои ограничения.

В первую очередь, далеко не все люди хотят или могут контактировать с животными. Это может быть связано с личной нелюбовью к животным, а может быть результатом аллергии на их шерсть.

Если говорить о содержании животных дома, то это серьезный труд и далеко не каждый человек может выполнять все необходимые процедуры, связанные с кормлением животного, уходом за ним и прогулками.

Животные могут переносить возбудителей целого ряда заболеваний, это делает невозможным их использование в ситуациях, требующей особой чистоты, даже стерильности.

Кроме того, вызывает вопросы этическая сторона анималотерапии. По-видимому, животные, вовлеченные в терапевтические протоколы, сами могут страдать от стресса и психологических перегрузок. Порой эти животные становятся жертвами агрессивного или провоцирующего поведения со стороны пациентов и медицинского персонала. Кроме того, мы до сих пор не всегда умеем понимать, как себя чувствует животное в тех или иных обстоятельствах, что затрудняет подготовку программ.

Особенно ярким примером спорного отношения к анималотерапии может считаться дельфинотерапия. Несмотря на то, что, по-видимому, эта терапия не приносит тех результатов, на которые рассчитывают врачи и пациенты, она продолжает использоваться, зачастую без учета особенностей поведения дельфинов и их потребностей. Далеко не каждый дельфинарий может предоставить свежую воду с нужной концентрацией растворенных веществ, что приводит к проблемам со здоровьем дельфинов, а пребывание дельфинов, использующих эхолокацию для ориентирования в пространстве, в маленьких бассейнах предположительно приводит к ментальным проблемам у животных.

Таким образом, использование животных, видимо, имеет определенные перспективы в терапии целого ряда расстройств ментальной сферы у детей и взрослых, но требует большой осторожности и профессионализма в выборе протокола, чтобы избежать рисков как для пациента, так и для животного.

Анималотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья людей одна из главных стратегических задач развития страны. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Главным психологическим новообразованием в данном возрасте является начало произвольности психических процессов и формирование психологической готовности к последующему обучению в школе. В связи с этим уделяется повышенное внимание формированию психоэмоционального здоровья дошкольника. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольника определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Читайте также:  Доктор Комаровский о пробе Манту

Среди многочисленных методов и средств укрепления психологического здоровья и эмоциональной стабильности воспитанников дошкольных учреждений ведущее место занимают современные здоровьесберегающие технологии, включающие игротерапию, сказкотерапию, куклотерапию, пескотерапию, музыкотерапию, арттерапию, анималотерапию и пр. Применение перечисленных типов психокоррекционной работы оказывают положительное воздействие на психическое и эмоциональное развитие ребенка-дошкольника [3, c. 16].

Анималотерапия (зоотерапия, пет-терапия) выступает в качестве современного эффективного метода психотерапевтической и психокоррекционной работы, реализуемого средствами взаимодействия человека и животного. Данный вид психотерапевтической работы находится на стыке различных научных областей: психотерапия, психология, психофизиология, медицина. Является междисциплинарным научным звеном, способным оказывать воздействие на личность, как коррекционного, так и развивающего характера, совершенствуя личность человека на различных возрастных этапах и преследуя различные цели. Предназначен для реализации в процессе осуществления медико-психологической и социально-психологической работы.

Актуальность и эффективность реализации данной проблематики, а также определение ее целей и задач и особенностей внедрения исследуется сегодня многими отечественными авторами: Л.В. Смоловой, А.Н. Липовым, Е.И. Бугаевой и пр. Первоначально метод анималотерапии как средства коррекции проблем психологического характера предложил канадский детский психиатр Б. Левинсон, использующий в терапевтических целях на первоначальном этапе собственную собаку. Результаты наблюдений исследователя за детьми в процессе общения с животным позволили констатировать обеспечение ребенку чувства безопасности, преодоление определенных трудностей у необщительных, скованных и замкнутых детей-аутистов [6, c. 41].

На современном этапе анималотерапия весьма распространена, как в России, так и за рубежом. На территории США, Канады, франции и Великобритарии приобретают популярность организации, осуществляющие психотерапевтическую помощь посредством общения людей с животными. В России же отечесьтвенный исследователем Н.Л. Княжевой разработана программа анималотерапевтической направленности «Ребята и зверята», рекомендованная к применению в работе с детьми, испытывающими трудности адаптации и общении, а также испытывающими проявления страхов. Замкнутости, чувства одиночества и агрессивности.

Опыт существующей практической работы позволяет утверждать, что общение с представителями животного мира и выдаваемый ими «кредит доверия» существенно облегчает процесс осознания и принятия ребенком себя как личности. Уход за животным-компаньоном, общение и игра с ним способствует приобретению нового социального опыта и поведения, которые впоследствии с успехом переносятся в другие жизненные ситуации.

Сегодня выделяются разнообразные направления анималотерапии: иппотерапия (психотерапевтическая работа во взаимодействии с лошадьми), канистерапия (работа во взаимодействии с собаками), дельфинотерапия (работа во взаимодействии с дельфинами), фелинотерапия (работа во взаимодействии с кошками) [5, c. 22].

Авторами отмечается существенная роль анималотерапии в процессе коррекции проблем социальной адаптации детей с разнообразными особенностями и отклонениями в развитии: ДЦП, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, синдром СДВГ. С не меньшей эффективностью данный метод применяется и в работе с нормально развивающими детьми в процессе их адаптации к ДОО, развития эмпатии, эмоциональной отзывчивости, стабилизации поведенческих реакций и т.д.

Теоретическое обоснование применения данного метода связывается исследователями с его функциональными особенностями: Взаимодействие с животным-компаньоном способствует снятию стресса, выравниванию работы нервной системы, коррекции психики в целом, реализуя психофизиологическую функцию метода. Общение ребенка с животным существенно влияет на развитие коммуникативных навыков и гармонизацию межличностных взаимоотношений, реализуя психотерапевтическую функцию. Возникновение постоянных контактов с животным в этой связи выступает в качестве дополнительного канала взаимодействия человека с социумом и окружающим миром, параллельно осуществляя его психическую и социальную реабилитацию. В этом заключается реабилитационная функция анималотерапии. Также посредством анималотерапии реализуется и функция удовлетворения потребностей человека в собственной компетентности, поскольку данная потребность, выражающаяся в формуле «я могу», выступает в качестве важнейшей потребности человека. Не менее значима для человека и потребность в возможности реализации собственного внутреннего потенциала личности и потребность «быть значимым» – в этом состоит функция самореализации метода анималотерапии. Однако, основной функцией данного метода по праву считается функция общения, поскольку реализация анималотерапии позволяет ребенку взаимодействовать с партнером-животным, развивая коммуникативные навыки и знания [1, c. 42].

Направленная анималотерапия предполагает использование в психотерапевтической и психокоррекционной практике различных подготовленных животных, не менее успешно может использоваться работа с образами животных. Соответственно отданным предпочтениям определенному животному выделяются фелинотерапия, канистерапия, иппотерапия, дельфинотерапия и др.

Следует учитывать, что использование метода анималотерапии в работе с детьми предполагает и возможность возникновения определенных рисков, выражающихся в проявлении аллергических реакций. Следовательно, подобная работа может осуществляться только с участием здоровых животных. При этом, обязательным является и предварительное согласование с родителями и медицинским работником ДОО участия ребенка в терапии. С учетом возможных рисков отметим, что благотворно воздействовать на психическое развитие и здоровье ребенка способно не только само животное, но и его образ, формируемый в ходе занятий. В этой связи сегодня в ходе терапевтической деятельности в данном направлении активно применяется заместительная терапия. В ходе специально организованного проектирования синестезического характера с подключением всех возможных анализаторов дети создают разнообразные мыслеобразы животного, а также возможно использование животных-игрушек, животных-кукол и пр. [4, c. 29]

Игры с животными-компаньонами, уход за ними, их дрессировка или тренировка, а также применение метода зрительного созерцания, воспоминаний, воссоздания образов и пр. вызывает у детей, как правило, положительные эмоции и умиротворение. Регулярное организованное взаимодействие с животными положительно влияет на развитие внимания, настойчивости, познавательной активности, стабилизацию психоэмоционального состояния детей. Также в процессе занятия стимулируется вербальная и невербальная активность, констатируется изменение поведенческих реакций в лучшую сторону. С этой целью предметно-развивающая среда детского сада должна быть оборудована живым уголком, обитатели которого способны «составить компанию» дошкольникам в совместной деятельности. Проводя время в живом уголке, дети имеют возможность наблюдать за животными, анализировать особенности их образа жизни и повадки, устанавливать различия и сходства в потребностях животного и человека.

Читайте также:  Пульмикорт для детских ингаляций

При выборе животных, с которыми наиболее эффективно будет осуществляться общение детей, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников и повадки животного. Необходимо предварительно выяснить, каким образом животное реагирует на нового человека, поскольку агрессивные проявления со стороны животного могут нанести психологический и физический вред ребенку. Использование в процессе анималотерапии различных животных преследует разные функции, поэтому к выбору животного следует относиться очень серьезно [2, c. 16].

Кошки. Общение с данным животным удовлетворяет потребность ребенка в телесном контакте, снимают проявления агрессивности, нормализуют функционирование нервной системы и сердечно-сосудистой.

Лошади. Способствуют противодействию различных двигательных нарушений, снимая отрицательное влияние гипокинезии, которая обусловлена течением болезни. Способствуют развитию физической активности, совершенствованию нарушенных функций организма; улучшению и восстановлению утраченных во время болезни навыков. Обеспечивают профессиональную реабилитацию, формируя новые или восстанавливая утраченные двигательные навыки.

Собаки. Общение с данным животным кровяное давление. В работе с детьми с неустойчивой или травмированной корректируются негативные формы поведения, снижается уровень тревожности и страхов и пр. Данный вид терапии рекомендуется детям с СДВГ.

Разведение рыбок. Рекомендовано при нейродермите (наблюдение за поведением рыбок притупляет зуд кожи); бронхиальной астми и простуде, истерии, эпилепсии.

Птицы. Общение с ними показано при наличии сердечно-сосудистых заболеваний; избавляют ребенка от меланхолии депрессивного состояния, хандры.

Дельфинотерапия. Способствует избавлению ребенка от невротических состояний. Рекомендована детям с синдромом Дауна и других генетических заболеваний; при наличии синдрома минимальной мозговой дисфункции; СДВГ, ДЦП, заболеваниях аутистического спектра, расстройствах памяти и пр. [5, c. 23]

Таким образом, анималотерапия допускает проведение работы с самыми разнообразными животными, что позволяет удовлетворять потребности и нужды в общении любого дошкольника, даже в случае каких-либо противопоказаний.

Животные в качестве источника интереса для ребенка могут использоваться и как отвлекающий фактор, снижающий напряжение в различных стрессовых ситуациях. Особенности основной части занятия по анималотерапии заключаются в учете психоэмоционального состояния ребенка и построения на его основе различных композиционных аспектов занятия. Занятие может носить структурный характер: иметь четкий, предварительно разработанный план, учитывающий необходимое время для проведения запланированных упражнений и переходов от одного к другому. Процессуальный характер занятия позволяет отслеживать непосредственно процесс самовыражения ребенка, отвечать на возникающие у детей вопросы, уделяя основное внимание особенностям межличностного взаимодействия в группе детей.

Важной составляющей частью занятия по анималотерапии является использование музыкального сопровождения, которое выступает в качестве связующей нити, соединяющей меняющиеся эмоциональные состояния детей в процессе занятия, и способствует адекватному выбору модели поведенческого реагирования. Музыкальные композиции должны выбираться осознанно, соответствовать целям и задачам применяемых упражнений. Отметим, что выполнение разных заданий не следует сопровождать разными музыкальными композициями, повтор музыкальной композиции более целесообразно использовать с целью установки «якоря» или подчеркивания, запуская определенное эмоциональное состояние [3, c. 19].

Применение элементов ритуализации и экспромта также признается важным аспектом анималотерапевтического процесса. Занятия могут быть двух видов [4, c. 31]:

  • с повторяющимися типами заданий, выступающих в качестве «якоря» и выполняющих функции научения, закрепляя измененные модели поведения,
  • занятия, в ходе которых занятия не повторяются (этюды, экспромты). Позволяют детям осуществлять самостоятельное проектирование и проигрывание новых способов эмоционального (невербального и вербального) и поведенческого реагирования.

Рассмотрим особенности работы с образами животных. Реализация подобного занятия предполагает поэтапное следование установленному плану [1, c. 44]:

  • Организационный этап создания группы, выбор животного методом обсуждения. На данном этапе детям задается направление предстоящей работы, сообщаются правила поведения в группе. Приветствуется проведение игры-знакомства и приветствия. Также данный этап включает проведение беседы в свободной форме о животных, которых предпочитают дети, беседа завершается выбором животного для проведения занятия.
  • Трансформация в образ выбранного животного – изготовление атрибутов образа выбранного животного (хвост, ушки, использование масок, роспись лиц детей с применением техники аквагрима).
  • Актуализация имеющегося опыта в контексте контакта с животным. Подразумевает выявление имеющегося опыта взаимодействия с выбранным животным.
  • Накопление нового опыта в образе выбранного животного. Посредством применения элементов психодрамы, телесноориентированной терапии и этюдов-драматизаций происходит накопление знаний об особенностях поведения животного, имитация его повадок и поведения (психогимнастические упражнения).
  • Этап развоплощения подразумевает проведение ритуала развоплощения (выход из образа)
  • Перенос полученного опыта в естественную поведенческую среду. Проведение отсроченной беседы с дошкольниками о пользе опыта общения с животными для жизни людей. Реализация данного этапа может проводиться в форме домашнего задания.
  • Этап отреагирования. Выполнение творческих заданий: создание рисунка, задание «письмо любимому животному», выполнение коллажа или композиции из пластилина по теме занятия.
  • Ритуал завершения. Предполагает выполнение медитативных упражнений. Подразумевает выявление эмоционального состояния детей после занятия. Результативность воздействия целесообразно посредством проведения психодиагностических методик.

Применение данной технологии в ходе учебно-воспитательного процесса ДОО и целенаправленной психокоррекционной работы, по данным Г.В. Антошиной, позволяет отметить: существенное снижение количества проявлений агрессивного поведения у детей, стабильный постепенный рост уверенности дошкольников в себе и собственных силах, повышение уровня самооценки, динамику развития познавательной активности и познавательных потребностей, сохранение позитивного эмоционального настроя на протяжении длительного времени. Родителями же отмечается положительная поведенческая динамика стабильного продолжительного характера.

Читайте также:  Актовегин ребенку

Таким образом, представленный метод анималотерапии является достаточно эффективным инструментом психокоррекционной работы в контексте разрешения трудностей психоэмоционального характера у детей дошкольного возраста и их психического развития. Применение данного метода рекомендовано к использованию педагогами и психологами дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы

  • Антошина Г.В. Анималотерапевтическая программа «Хвостатый лекарь» // Новые исследования (Институт возрастной физиологии, Москва). – 2010. – Т. 1. – № 24. – С. 38-59.
  • Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь // Анималотерапия для детей. Академия Развития, 2000. С. 15-17.
  • Лазорцева А. А. Опыт внедрения инновационных технологий психологопедагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями / А. А. Лазорцева // Работник соц. службы. – 2007. – № 3. – С. 14–25.
  • Огненко Н. Работа с образами животных. Я, ты и тигр. – СПб, Речь, 2006. –
    160 с.
  • Тагиева Э. М. Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов // Молодой ученый. — 2017. — №14.1. — С. 21-24.
  • Черная А.Б. Анималотерапия: история, теория и опыт // Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции
    молодых ученых. СПб. 2012. – №3. – С. 17-22.

Анималотерапия: что это такое и для чего она нужна?

Лечение животными было известно еще пещерному человеку. В XXI веке ученые стали возрождать забытые рецепты наших предков. Отсутствие здоровых взаимоотношений с окружающими у большого числа людей приводит к возрастающему числу депрессий, состоянию одиночества и к различным заболеваниям.

Анималотерапия (с лат. – “лечение животными”) — это разновидность психотерапевтической помощи, при которой используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно.

История анималотерапии

Невозможно отследить, когда именно возникла анималотерапия . В частности известно, что в 5 веке до н.э. древнегреческий врач Гиппократ рекомендовал практиковать лечебную верховую езду. Древние греки примерно 3 000 лет назад обнаружили способности собак помогать людям справляться с заболеваниями. Египтяне использовали в тех же целях кошек , в Древней Индии – прослушивание птичьего пения.

Раннее всего зоотерапия была упомянута при лечении психически больных людей в Йоркском ретрите в Англии. Это было в конце 18-го века. Во главе использования методики стоял Уильям Тьюк . Его пациентам было разрешено бродить по территории, где находились мелкие домашние животные. Считалось, что это эффективные инструменты для социализации. Многие жители Гела (современная Бельгия), имеющие собак, стали принимать больных в свои семьи. А в 1860 году Бетлемская больница в Англии последовала принципу Тьюка и добавила в палату животных. Это значительно повлияло на моральный дух проживающих там пациентов.

Но только во 2 половине 20-го века анималотерапия получила глубокое научное обоснование и была признана медицинским сообществом как самостоятельный метод лечения. Большую роль в этом процессе сыграл американский психиатр Б. Левинсон, который привлёк животных к участию в терапевтических сессиях для детей. В 1961 году он случайно оставил свою собаку наедине с трудным ребенком и, вернувшись, обнаружил, что ребенок разговаривает с собакой.

Сейчас анималотерапия признана во всех развитых странах, созданы институты, занимающиеся исследованием влияния животных на людей. В США, Великобритании, Канаде, Франции, России появились организации, которые занимаются оказанием помощи людям с физическими или психическими проблемами посредством анималотерапии . В программах анималотерапии принимают участие медики, социальные работники, психологи.

Виды анималотерапии

Направленная анималотерапия , подразделяется на виды в зависимости от того, какие именно животные используются:

Иппотерапия – это вид терапии , использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду. Иппотерапию используют при нарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, сколиозе , умственной отсталости.

Дельфинотерапия — дельфины очень часто используются в медицине и психотерапии. Общение с дельфинами помогает стабилизировать психоэмоциональное состояние человека, снять психологическое напряжение. Это прекрасная психологическая реабилитация для детей с заболеваниями нервной системы — аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна, людей, попавших в экстремальные условия ( переживших землетрясения, ураганы и т.д.).

Канистерапия – вид анималотерапии с использованием собак. Собака — прекрасное «лекарство» против гиподинамии, вызванной малоподвижным образом жизни. Прогулки с собакой снижают вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта миокарда. Канистерапия рекомендуется при неврастении, истерии, психастении и неврозах. Частыми гостями являются собаки в хосписах и психиатрических клиниках.

Фелинотерапия — терапевтическое воздействие кошек. Кошки скрашивают одиночество, успокаивают, снижают артериальное давление, стабилизируют работу сердца, снимают суставные и головные боли. Мурлыканье кошки — это определённые звуковые колебания (частота от 20 до 50 Герц), стимулирующие процесс исцеления. Длительная дружба с кошкой укрепляет иммунную систему и способствует здоровью и долголетию.

Использование животных в современной практике

В современной практике зоотерапию начали применять во многих странах. Так же нашла признание данная методика у наших соседей в санатории “Белоруссия” в Юрмале .

Занятия проводит специалист-кинолог со специально обученной собакой-терапевтом индивидуально или в очень маленьких группах (до 5 пациентов). Игра c пушистыми «лекарями» помогает не только преодолеть природную детскую застенчивость или снизить чрезмерную активность ребенка, но и рекомендуется при более сложных случаях, в том числе при физических и интеллектуальных проблемах.

Читайте также:  Доктор Комаровский о том, что делать с капризным ребенком

Летом в здравнице успели поработать с первыми маленькими пациентами. «Наши врачи совместно с инструкторами-кинологами провели с десяток индивидуальных консультаций и занятий. Причем мы взялись за реабилитацию непростых малышей. Играя с собаками, дети менялись на глазах. А родители не могли скрыть своих эмоций, ведь порой медики разводят руками, мол, традиционными методами улучшения не добиться», – делится опытом заместитель главврача санатория Рите Элце .

Что же касается Беларуси, то в Минске преимущественно такая практика осуществляется в частном порядке. Однако в ускоренном темпе зоотерапия завоевывает все больше “сердец”. На сегодняшний день в Минске зарегистрированы специалисты по иппотерапии, дельфинотерапии , фелинотерапии и канистерапии .

Материал подготовила Шупица Марина, 1 курс, ДГК.

Что такое анималотерапия и в чем ее польза для детей?

Анималотерапия – общение с животными как лекарство

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Введение

Обоснование темы выбора исследовательской работы.

Тему своей исследовательской работы я выбрала не случайно. Я заметила, что любое общение с животными, не важно, домашними или дикими, вызывает чувство радости, умиротворения, душевного покоя. Особый интерес вызвала книга «Анималотерапия: домашние животные и наше здоровье», автор Юрий Харчук из которой я узнала, что животные могут лечить людей. Оказывается, такой способ лечения людей от разных болезней, называется «анималотерапией». Мне захотелось больше узнать об этой науке и удостовериться так ли это на самом деле.

Цель работы: познакомиться с наукой «анималотерапия», как видом лечения и коррекции различных заболеваний.

Задачи:

Проанализировать литературу по данной теме;

Рассмотреть эффекты влияния животных на физиологические и психические процессы в организме человека;

Систематизировать терапевтические эффекты влияния различных животных;

Провести исследование влияния животных на состояние здоровья человека.

Гипотеза: животные оказывают положительное лечебное воздействие на людей, как на физиологическом, так и на психо-эмоциональном уровне.

Объект исследования: эффекты влиянияживотных на физическое и психо-эмоциональное состояние людей.

Методы исследования:

теоретические:

практические: наблюдение, анкетирование, сопоставление, интервью.

где собак и лошадей любят»

ГЛАВА I. Анималотерапия. От теории к практике.

1.1 Анималотерапия (от латинского “animal” – животное) – вид лечения, при котором используются животные и их образы. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно.

1.2 История анималотерапии Ещё древние целители рекомендовали при расстройствах нервной системы холодный душ, ходьбу босиком и езду на лошади. В 5 веке до н.э. Гиппократ заметил положительное влияние природы на душевное состояние человека и первым заговорил о пользе верховой езды. Древние греки обнаружили, что собаки помогают людям справляться с различными душевными заболеваниями, а египтяне считают кошку священным животным за ее удивительную способность лечить болезни. Жители Индии до сих пор считают, что пение птиц, в особенности соловья, улучшает настроение, уменьшает тоску, тревогу.

1.3 Роль анималотерапии1) Психофизиологическая роль.

Общение с животными может снимать стресс, улучшать работу нервной системы.

2) Психотерапевтическая роль.

Психологи отмечают, что взаимодействие с животными помогает налаживать общение между людьми.

3) Реабилитационная роль.

Контакт с животным – это связь с природой, которая помогает человеку восстановиться после болезни. 4) Роль самореализации.

Для человека важно быть нужным для кого-то. Животные, требуя заботы и ухода со стороны человека, позволяют почувствовать себя важным и нужным.

5) Роль общения.

Для человека очень важно в жизни общение. Животные могут выполнять роль партнёра в этом общении.

1.4 Виды анималотерапии:

Ненаправленная (или естественная).

1. Ненаправленная анималотерапия – взаимодействие с животными в домашних условиях. Этот вид анималотерапии оказывается наиболее полезным для детей и пожилых людей. Общение с домашними животными особенно необходимо детям, которые страдают от одиночества в собственных семьях. Забота о животных также формирует у детей такие качества и черты, как ответственность, пунктуальность и самодисциплина. Животные могут помочь преодолеть чувство одиночества у пожилых людей и справиться с другими проблемами, связанными с наступлением старости.

2. Направленная анималотерапия Этот вид использует специально обученных животных, а не животных пациента. Наибольшее распространение получила анималотерапия с использованием трех видов животных: собак, лошадей и дельфинов, поэтому на этих видах терапии и следует остановиться более подробно, что я и сделала. Кошки используются реже, так как они менее предсказуемы. Птицы, из-за того, что они часто являются носителями различных заболеваний, редко используются в анималотерапии, но некоторые реабилитационные центры всё же используют их.

Виды направленной анималотерапии:

1. Иппотерапия В основе этого метода анималотерапии лежит верховая езда. Иппотерапия считается одним из видов лечебной физкультуры. Верховую езду используют при нарушениях опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговых травмах, желудочно-кишечных заболеваниях, сколиозе, умственной отсталости.

2. Дельфинотерапия Дельфины очень часто используются в медицине и психотерапии. Это объясняется многими их особенностями, в том числе и дружелюбием по отношению к человеку, повышенным интересом к нему. Дельфинотерапия используется во всем мире для помощи людям с различными диагнозами. Наиболее распространенные из них – это церебральный паралич, синдром Дауна, аутизм и многие другие заболевания. Наконец, активное взаимодействие с дельфином в воде предполагает и игру, а игровая психотерапия – один из основных способов восстановления психических функций, как у детей, так и у взрослых.

Читайте также:  Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

3. Канистерапия Вид анималотерапии с использованием собак получил название канистерапии. Канистерапия используется в работе с различными категориями людей. Очень часто собаки работают в домах престарелых. Собаки незаменимы при работе с детьми, страдающими аутизмом. Собаки могут помогать справиться со стрессом. В канистерапии принимают участие специально обученные животные.

4. Использование других животных в анималотерапии Не только собаки, лошади и дельфины, но и все живые существа могут оказать человеку помощь. В анималотерапии используются и другие животные, но гораздо реже, так как лечебный эффект в этих случаях несколько ниже. Так например, американское общество «Дельта» использует в своей работе более двух тысяч различных животных, в том числе: морских свинок, кроликов, кур, лам, коз, осликов, попугаев и других одомашненных

животных. Использование аквариумных рыбок является превосходным средством для лечения и профилактики неврозов, депрессий и других нервных расстройств. Наблюдая за рыбками, человек получает возможность эмоциональной разрядки, отвлекается от проблем. Также в анималотерапии иногда используются кошки. Они поглощают страхи, удовлетворяет потребность человека в тепле, защищенности и доверии. Наблюдение за птицами – прекрасное средство от депрессий и различных нервных расстройств. Общение с крупными птицами, поднимает настроение.

1.5 Работа с образами животных. Зачастую в психотерапии используются не только сами животные, но и их образы. Например, просмотр фильмов о животных или с участием животных – прекрасный способ расслабления, вдохновения и отключения от ситуации. В психотерапии используются как лечебное средство и звуки животных. Этот метод не нов. Так, еще в Древней Индии «прописывали» в качестве лекарства прослушивание птичьего пения. Используются образы животных и в сказкотерапии. В русских народных сказках, использующих образы животных, представлен опыт разрешения труднейших загадок, которые порой ставит перед человеком жизнь.

ГЛАВА II. Практическая работа

2.1 Интервью со специалистом (с целью исследования воздействия направленной анималотерапии)

В селе Дворцы Дзержинского района Калужской области работает реабилитационный центр Шамарина. Интервью любезно согласилась дать директор реабилитационного центра Орлова Татьяна Тимофеевна:

– В нашем коррекционно-развивающем центре проводятся занятия с пациентами, страдающими детскими церебральными параличами и другими ортопедо-неврологическими заболеваниями. Занятия проводят опытные специалисты под руководством к.м.н. врача-невролога Шамарина Т.Г. Используются оригинальные методики, лечебно-разгрузочный костюм и другие приспособления. Используется также приложение к методике Т.Г.Шамарина по физкультурно-оздоровительной деятельности. Т.Г.Шамарин многие годы (свыше сорока лет) занимается реабилитацией детей с церебральными параличами. Им опубликованы книги: “Гравитация и детские церебральные параличи”, “Восстановительное лечение детей с церебральными параличами”, “Организм человека: самообновление и саморегуляция”, “Почему болит голова”, “Код русской души”. Издана книга “Развитие здорового ребенка и ребенка с перинательной энцефалопатией и детскими церебральными параличами”.

В систему реабилитационных занятий входят: мероприятия по физкультурно-оздоровительной методике, специальная физкультура, занятия в тренажерном зале, занятия разгрузочном костюме, канаты, брусья, занятия на мяче. Дополнительно занятия с психологом, логопедом, дефектологом, музыкальные занятия. Оказывается, в реабилитационном центре применяют иппотерапию.

Именно о результатах применения иппотерапии я и попросила Татьяну Тимофеевну рассказать поподробнее. Результаты применения иппотерапии в группе из 20 детей представлены в Приложении 1.

Проанализировав результаты применения иппотерапии, я удостоверилась, что с помощью лошадей действительно можно лечить детей. Верховая езда всесторонне развивает ребенка, делает его смелым, ловким, выносливым, решительным и находчивым. Не зря говорят, что лошадь, прежде всего, лечит душу. Это главное. На этом базируется все остальное.

2.2 Социологический опрос друзей (с целью исследования воздействия ненаправленной анималотерапии)

Для изучения воздействия ненаправленной анималотерапии я провела опрос среди друзей.

В моем опросе приняло участие 30 человек. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы (приложение 2):

Результаты опроса представлены в приложении 3.

Проанализировав ответы друзей, я пришла к выводу, что дети, имеющие домашнее животное испытывают положительные эмоции, общаясь с ним, у них развито чувство ответственности за своего питомца, так как за каждым животным требуются забота и уход. Дети не чувствуют себя одинокими. Они дружелюбны и открыты для контакта.

2.3 Собственный опыт (пример воздействия ненаправленной анималотерапии).

У меня дома живут две улитки Ахатины. Когда мне их подарили, мне было пять лет. Они были совсем маленькими, с прозрачными панцирями. Сначала я наблюдала за ними с самым обычным любопытством, как, за просто, чем-то новым. Так как я была маленькая, изначально, уходом за улитками занималась мама, а я была просто наблюдателем. Спустя время я стала помогать маме их кормить, мыть аквариум. Иногда я это не делала, так как знала, что мама их все равно накормит и помоет. Взрослея, я узнала у мамы весь рацион, который необходим для моих питомцев, какая температура воды должна быть для купания, как правильно почистить аквариум. Я заметила, что у меня появилось чувство ответственности за улиток и теперь я без помощи взрослых самостоятельно за ними ухаживаю. Вернувшись после школы, я ежедневно проверяю их аквариум, меняю им овощи, фрукты, воду. Несмотря на то, что, казалось бы, улитки безмолвные существа мы с ними понимаем друг друга. Я понимаю, когда они хотят есть, купаться, когда они готовы со мной поиграть, и наоборот. Мне нравится наблюдать за ними, как они плавно двигаются, это приводит меня в состояние умиротворения, покоя. Я разговариваю с ними. Они мои друзья. С ними я не чувствую себя одиноко. Своими наблюдениями я поделилась в таблице.

Читайте также:  Доктор Комаровский о массаже слезного канала у новорожденных

Мое состояние, настроение

Мое взаимодействие с улитками и эффект полученный от контакта

После эмоционально-напряженного дня.

Наблюдение за улитками вызывает чувство умиротворения, покоя, так как все движения улиток плавные и спокойные, особенно полезен такой контакт перед сном.

Если хочется поднять настроение, в периоды грусти

Купание улиток поднимает настроение, они подставляют свои шеи под струи воды и шевелят глазами в разные стороны, мне сразу становится весело.

После спортивных нагрузок, тренировок, лыжных прогулок

Наблюдение за улитками снимает усталость, глядя на них, чувствую, как расслабляются мышцы моего тела.

В период тревожности, подготовки перед контрольными работами в школе

Контакт с улитками близкий. Держа улиток в руках, я рассказываю им о том, что меня тревожит, а они в ответ мне доверительно показывают из панциря свое туловище, кивают головой, как бы говоря «у тебя все получится»

Я поняла, что мои улитки, не только мои друзья, они для меня как два моих личных доктора. Я рекомендую завести улитку Ахатину или даже нескольких улиток у себя дома по следующим причинам:

Улитки просты в уходе. Они едят все овощи и фрукты, не требуют специального корма и приготовления пищи.

Занимают мало места, от них нет шерсти, запаха и они не вызывают аллергии. Они бесшумны и дешево стоят, их можно брать с собой в случае путешествия или отъезда.

Они оказывают положительное воздействие на организм человека: успокаивают, расслабляют, умиротворяют, снимают напряжение в теле, развивают чувство ответственности. С ними ты не будешь одинок.

Заведя улитку у себя дома, ты приобретешь не только доброго друга, но и «домашнего лекаря», который будет положительно влиять на твое здоровье и настроение.

Заключение

Гипотеза, поставленная в работе, подтвердилась. Животные оказывают положительное лечебное воздействие на людей, как на физиологическом, так и на психо-эмоциональном уровне.

На физиологическом уровне.

В результате применения иппотерапии, у детей улучшается осанка, снижается мышечный тонус, улучшается подвижность суставов.

На психо-эмоциональном уровне.

Общение с животными помогает людям испытывать положительные эмоции. Советую завести одноклассникам, друзьям с согласия родителей, домашнего питомца.

Список литературы

Коновалова Н. Г Влияние иппотерапии на работу внутренних органов детей, страдающих детским церебральным параличом /Н. Г Коновалова, С. А. Коваленко, О. М. Архипова //Адаптивная физическая культура. – 2006. – №3. – С. 61 – 64.

Паначев В. Д. Управляющее воздействие адаптивной физической культуры и спорта в социализации личности детей с ограниченными жизненными возможностями /В. Д. Паначев //Лечебная физическая культура. – 2004. – № 4. – С. 32 – 36.

ШайдхакерМ. О лечении расстройств на почве страха с помощью психотерапевтической верховой езды /М. Шайдхакер, Д. Фридрих, В Бендер // Адаптивная физическая культура. – 2003. – № 1. – С. 18-19Штраус Ингрид.

Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды /Ингрид Штраус // пер. с нем. – ДЭП «Живая нить». – МККИ, 2000. – 102 с.

Безобразов П.В. Права животных, М.: Печатня А. И. Снегиревой Остоженка, Савеловский пер., соб. дом 1903 с. 15

Жарова Е.Н. Чему нас учат животные / сайт www.psychologies.ru

Павлова Т.Н. Биоэтика в школе (пособие для учителя) Под редакцией Л.П.Анастасовой ч. 1. Наши любимые животные (материалы для 1-3 классов), М.:Шоу Б. Животные – мои друзья. Журнал “Крик”, № 4, 2001, стр. 54-56

Харчук Ю. Анималотерапия: домашние животные и наше здоровье»

Приложение 1

Приложение 2

Есть ли у Вас дома какое-либо домашнее животное?

Что вы испытываете, общаясь со своим (ми) домашним (ми) питомцем (цами)?

Планируете ли вы завести домашнего питомца?

Доктор с хвостиком, или Что такое анималотерапия

Но мало кто знает, что в медицине есть целое научное направление – анималотерапия (или пет-терапия, от английского слова pet – домашний любимец), которое использует животных для реабилитации пациентов. Оказывается, питомцы не только прекрасно снимают стресс и обладают уникальной интуицией, но и могут помочь в лечении серьёзных заболеваний.

Кем лечат?

В зоотерапии выделяют несколько типов, которые именуются по названиям животных, участвующих в лечебном процессе. Так, лечение при помощи лошадей называют иппотерапией, а если пациент плавает в океанариуме с дельфинами, речь идёт о дельфинотерапии. Когда в роли врачевателей выступают кошки – это фелинотерапия. Однако наиболее эффективными и бескорыстными лекарями являются, безусловно, собаки. Кроме того, контакты с ними более доступны, чем, например, с лошадьми или дельфинами. Лечение с помощью собак называют канистерапией или лечебной кинологией.

В нашей стране анималотерапия только начинает развиваться, и некоторые её виды для нас, сибиряков, могут считаться экзотикой. Так, заниматься дельфинотерапией можно только в Москве, Санкт-Петербурге и южных курортных городах, где есть дельфинарии. Омичам об этом можно только мечтать. Рыбками и птичками у нас тоже пока не лечат, в лучшем случае рыбок вам предложат в каком-нибудь продвинутом спа-салоне для так называемого фиш-пилинга.

Читайте также:  Бактериальный конъюнктивит у детей

Итак, что же предлагают омские зоологи и их пушистые подопечные для жителей нашего города?

С уверенностью можно сказать, что у нас развиты и востребованы такие направления анималотерапии, как канис- и иппотерапия.

Канистерапия

С 2014 года в Омске работает уникальное реабилитационное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья – центр канистерапии «Лапу, Друг!». В этом центре главными врачевателями выступают собаки. Пока в городе функционирует всего один центр, но в сентябре откроется второй филиал в городке неф­тяников, чтобы детям с ограниченными возможностями было удобнее посещать занятия в своём районе.

«Помещение для этих целей нам выделили администрация города и департамент молодёжи по физической культуре и спорту. Мы будем находиться в детском клубе «Радуга», где сейчас производим ремонт на средства городского гранта. В нашем центре восемь собак, которые недавно переаттестовались по ГОСТу на следующие три года, специалисты заканчивают обучение – работа идёт в стандартном режиме», – говорит руководитель центра, президент федерации кинологического и спортивно-прикладного собаководства Наталья Чайка.

Чтобы попасть на занятия в этом центре, нужно предварительно записаться на собеседование с руководителем, указать диагноз ребёнка и оставить телефон для связи. Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа с учётом заболевания и подбирается собака, которая поможет ребёнку справиться с недугом. Занятия в центре бесплатные, проводятся дважды в неделю, но из-за большой востребованности попасть на них достаточно сложно: существует очередь.

Также в Омске большой популярностью пользуется центр зоотерапии «Дверь в лето». Инициаторы создания этого уникального благотворительного проекта – омские журналисты Анастасия Митьковская и Юлия Стрельская, ставшие социальными предпринимателями.

В центре делается упор на реабилитацию детей с ДЦП. Для этого здесь установлены различные тренажёры и снаряды, сконструированные по проектам специалистов центра. Животных для занятий – камерунских коз, морских свинок, кроликов, белок – руководство центра и волонтёры приобретали на собственные средства. Несмотря на то что это бизнес-проект, многие услуги в центре бесплатны, в первую очередь – для детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Собака-терапевт необязательно должна постоянно ходить по команде «Рядом!» и на занятиях с детьми выполнять роль статиста, – считает Юлия Стрельская. – Наши канистерапевты чувствуют своих пациентов и подстраиваются под их потребности. С одним ребёнком они будут лежать тихо и помогать расслабиться, с другим играть в мячик, для третьего покажут трюковое шоу. Таких результатов удаётся достигать в том числе благодаря обучению, которое наши питомцы проходят в школе Белоусовых».

Конечно, говоря о собаководстве и канистерапии в Омске, нельзя не упомянуть знаменитую школу дрессировки собак под руководством Белоусовых (официальное название – «Омский областной центр спортивно-служебного собаководства»). Среди огромного перечня услуг по воспитанию собак отдельным пунктом значится канистерапия.

Иппотерапия

Ещё одно направление анималотерапии – иппотерапия – в Омске также пользуется большой популярностью. Реабилитацией детей и взрослых с ограниченными возможностями при помощи конных поездок занимаются несколько центров.

В 2008 году был зарегистрирован Омский областной общественный фонд «Радовесть», единственная организация, основным направлением деятельности которой является именно иппотерапия. Сейчас в фонде зарегистрировано около 70 детей с такими диагнозами, как ДЦП, задержка психического развития, аутизм.

«Иппотерапия представляет собой комплексный много­функциональный метод реабилитации. В сущности, это форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды, – говорит директор фонда «Радовесть» Елена Корябина. – В процессе верховой езды в работу включаются основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, наездник инстинктивно старается сохранить равновесие и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и поражённые мышцы, не замечая этого».

Ещё один центр, который занимается иппотерапией и лечебной верховой ездой, – это Сибирский казачий центр конного искусства «Атаман», на базе которого функционирует центр адаптивного конного спорта «Солнце в гриве». Чтобы попасть на занятия в центр, необходимо позвонить и озвучить полный диагноз ребёнка (или взрослого), а точнее – весь список всех диагнозов, чтобы, работая над одной проблемой, не усугубить другую. Вас запишут на ознакомительно-диагностическое занятие, которое – внимание! – будет бесплатным. Специалисты познакомятся с ребёнком, его состоянием, определят, смогут ли помочь и нужно ли ему это. Затем происходит знакомство ребёнка с конём и инструктором и определяется начало будущей программы. С кем-то начинают заниматься сразу, а кого-то прежде всего нужно избавить от страхов и негативных ассоциаций.

Фелинотерапия

Как таковых центров реабилитации с помощью кошек в Омске нет, но с натяжкой к этому направлению можно отнести функционирующее в городке нефтяников котокафе. В этом удивительном заведении кошки живут, свободно перемещаясь по всему пространству, удобно располагаются на коленях посетителей, приветливо мурлыча и подставляя ушко для поглаживания. Неизвестно, кто получает большее удовольствие от посещения заведения, но отзывы о нём самые доброжелательные, вроде этого: «Очень советую хотя бы раз в месяц проходить здесь сеанс кототерапии. Отличный вариант для тех, у кого нет возможности держать питомца дома, или для тех, кто ещё не определился с выбором».

Читайте также:  Банеоцин для детей: инструкция по применению

Посетители кафе могут приносить еду с собой и даже заказывать пиццу, играть в настольные игры, читать, одним словом – релаксировать в окружении мурлычащих пушистиков.

Не всякий зверь поможет

Если пет-терапия рассматривается как вспомогательный метод лечения, то животное нужно подбирать со специалистом. Всё зависит от целей лечения, состояния пациента и его личных особенностей. Существуют и более прозаичные противопоказания для пет-терапии. Например, аллергия на шерсть или склонность к токсоплазмозу.

Кроме того, не всякое животное может стать лечебным. Звери бывают агрессивными и пугливыми, и в таком случае общение с ними не принесёт пользы.

Но если заниматься в местах, где животные подготовлены к встрече с пациентами, систематические занятия принесут не только психологический, но и физический реабилитационный эффект.

«Ребята и зверята» (анималотерапия)
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Понятие анималотерапии. Анималотеррапия как один из эффективных методов психокоррекции.

4 занятия по программе анималотерапии с умственно отсталыми детьми.

Скачать:

Вложение Размер
animaloterapiya_rebyata_i_zveryata.docx 21.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребята и зверята»

Составитель: Каменцева Т.А.

Цель: Эмоционально-личностное развитие детей.

Развитие коммуникативных способностей.

Развитие самостоятельности и умения присоединяться к

Из глубины веков берет свои истоки анималотерапия (от англ. Animal – животное) – созданный реальной жизнью метод оказания психологической помощи людям через взаимодействие с животными. Анималотерапия – это раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности детей, обогащение социально адоптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособится к условиям жизни, находится в сбалансированном взаимодействии с окружающими. Каждый из нас в своей жизни так или иначе общается с домашними животными. Дети, живущие в сельской местности, имеют возможность взаимодействовать с более широким кругом “братьев наших меньших”. Городское население чаще контактирует с собаками, кошками, рыбками, птичками, хомячками, комарами. Общение с одними приносит удовлетворение и радость, другая живность неприятна. При выборе определенного животного невольно задумываешься, есть ли психологический смысл в общении с каждым из них: как можно, используя наблюдения за поведением и повадками животных, научить ребенка эффективным способам взаимодействия с окружающим, преодоление страхов, одиночества, замкнутости, агрессивности и беспокойства. Подражая повадкам зверей, раскрашивая тело подобно окраске животных, надевая их маски, издавая похожие звуки и повторяя движения, дети максимально приспосабливаются к окружающей среде и обучаются у животных эффективным способам адоптации.

Анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции – сказотерапией, куклотерапией игротерапией и другими. Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.

В анималотерапии предпочтение отдается “ социализированным ”, домашним животным: лошадям, кошкам, собакам, свинкам, курам – всем, кто научился прилично вести себя в человеческом обществе. Замкнутым, робким, нерешительным детям они нередко заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают его проблемы, страхи, помогают общаться с окружающими. Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, то есть эмпатия – качество, необходимое для успешного общения.

Ребенок четко улавливает настроение животного, так как оно всем видом: позой, движениями, взглядом – его показывает. Такие наблюдения за поведением животного расширяют репертуар эмоций: радость, доброжелательность, грусть, обида.

Наблюдая за животными и взаимодействие с ними положительно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, необходимых для успешной адаптации в социуме. Находя сходство в строении и поведении животных и человека, ребенок убеждается в том, что все живое требует питания, ухода; растет и развивается.

Изменение – движение, активность и отдых – это универсальные свойства живых существ. Получая знания об этом через общение с животными, ребенок учится общаться, сопоставлять и сравнивать.

Занятие по программе анималотерапии с умственно отсталыми детьми .

Задача: Знакомство с домашними и дикими животными. Учить издавать звуки животных.

Упражнение 1. По картинкам назвать животных. Предлагают детям рассказать, какие домашние животные живут в их доме.

Упражнение 2. Поза доброй кошки.

Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в пояснице. Необходимо удерживать позу 10-15 секунд. Дыхание ровное, спокойное. Попросите ребенка подумать о чем-то добром и радостном.

Упражнение 3. Поза сердитой кошки.

Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение то же. Далее ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное. Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит. Удерживать позу 10-15 секунд.

Упражнение 4. Поза ласковой кошки.

Ребенок, лежа на животе, медленно наклоняет корпус, вытянув руки вперед ладонями вниз. Подбородок касается пола, грудь прижата к коврику, спина плавно прогнута. При этом бедра должны быть перпендикулярны полу. Дыхание спокойное, выдох глубокий, долгий. Удерживать позу 10-15 секунд. Затем предложите ребенку отдохнуть, лежа на животе, расслабившись, и потянуться, как это делают кошки.

Повадки домашних животных.

Задача: Ознакомить детей с повадками домашних животных. Учить издавать звуки.

  1. Упражнение. Петушиные бои.

Игра способствует эмоциональной разрядке, выходу агрессии, учить соблюдать правила, снимает телесные зажимы.

Дети в парах встают друг против друга на одной ноге. Руки спрятаны за спину. По команде ведущего они начинают наскакивать друг на друга, толкаться плечами, туловищем, головой, стараясь заставить соперника встать на обе ноги. Воспитатель следит за соблюдением «бойцами» правил.

  1. Упражнение. Зверинец.

Игра развивает коммуникативные способности, умение распознавать язык мимики и жестов.

Одна группа детей изображает движения, повадки, позы разных животных. Другая группа – зрители. Они гуляют по зверинцу, отгадывают «зверей», хвалят их и «фотографируют». Угадав всех, группы меняются ролями.

Детям предлагается по шаблону обрисовать и раскрасить животных подобно их окраске.

Повадки диких животных.

Задача: познакомить детей с дикими животными.

  1. Упражнение – игра. “Крокодил”

В игре развивается ловкость, наблюдательность, внимание, снимаются страхи.

Выбирается водящий – он будет «крокодилом», – вытягивает вперед руки одна над другой, изображая зубастую пасть. Остальные дети просовывают руки в «пасть». «Крокодил» с невозмутимым видом отвлекает детей, поет песни, притопывает ногами, подпрыгивает и неожиданно смыкает руки – «пасть». Кто попался, становится «крокодилом».

  1. Упражнение – игра. “Сороконожка”.

Игра развивает коммуникативные навыки, умение работать в общем режиме группы, снимает телесные зажимы.

Выбирается «голова». Остальные дети приседают на корточки, берут друг друга за пояс и, следуя за «головой», стараются передвигаться всем «телом», обходя препятствия, падая на бок, замедляя или ускоряя движение, заворачиваясь в кольцо. Задача каждого – не выбиться из общего ритма, не оторваться от частей тела.

Дети по шаблону выстригают и по контуру склеивают животных, (шаблоны прилагаются).

Снятие негативных эмоций.

Задача: Способствовать выходу психо-физического напряжения, агрессивности, страхов и поднятию настроения.

  1. Упражнение – игра. “Динозаврики”.

Детям предлагается превратиться в динозавриков: сделать страшные мордочки и, высоко подскакивая, бегать по залу, издавая душераздирающие крики.

  1. Упражнение – игра. “Шаловливые обезьянки”.

Договориться с детьми, что они будут двумя обезьянами- подружками. Одна будет показывать движения, а другая передразнивать, в точности копируя ее. Условия – не сбиваться. Можно включить веселую музыку. Порядок движений: присесть, сделать смешную рожицу, надуть щеки, улыбнуться начать быстро растирать уши, затем нос с боков – по 10 раз. Похлопать себя по щекам, с шумом выпуская воздух, повращать головой 5-6 раз, попрыгать на месте 3-4 раза, сесть, изобразить смешную рожицу. Потереть живот по часовой стрелке, положив одну руку на другую. Лечь на спину, поднять вверх руки и ноги, подергать ими, издавая при этом какие-нибудь смешные звуки. Поднять руки вверх и попрыгать, издавая победный клич. Таким образом делается массаж, развивается внимание и наблюдательность.

  1. Княжева H.JI. Анималотерапия для детей. – 2000 г.
  2. Рыжкова З.Л. Изучение взаимодействия с домашними животными как фактор изучения психического развития и социальной адаптации ребенка. – 1996 г.
  3. Макаров И. Домашний зоопарк. – 2000 г.
  4. Детский журнал “Миша” – 1998 г.
  5. Детский журнал “Мурзилка” – 1997 г.
  6. Княжева H.JI. Кот и пес спешат на помощь. – 2000 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект« Ребятам о зверятах»с детьми группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в рамках лексической темы « Дикие животные наших лесов».

Примерно с 3-х с половиной лет ребенок начинает формироваться уже как личность, и, если родители сумели заложить в фундамент сознания понятия добра и зла, любви к маленьким обитателям улицы, то можно .

занятие по развитию речи во второй младшей группе детского сада.

Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы.

Проект предназначен для воспитателей, работающих с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Цель проекта – создание условий для расширения и обогащения знаний детей о домашних и диких живо.

Конспект занятия на упражнение детей в разных видах ходьбы и бега, ползании, метании в горизонтальную цель, ходьбе по канату приставным шагом.

Анималотерапия — лечение животными. Виды и функции анималотерапии

Анималотерапия (от латинского «animal» — животное) — вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно.

Задача анималотерапии — раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого реперту­ара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным макси­мально приспособиться к условиям жизни, нахо­диться в сбалансированном взаимодействии с окру­жающими.

Изучением психической деятельности животных, их перцептивных процессов, памяти, эмоций, ориен­тировочно-исследовательских реакций, навыков, раз­личных форм научения, рефлексов занимается зоо­психология. Анималотерапия получает от этой на­уки знания о психике животных, их возможностях в осуществлении коррекционных задач.

Виды анималотерапии

Ненаправленная анималотерапия — взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения.
Направленная анималотерапия — целенаправленное использование животных и (или) их символов по специально разработанным терапевтическим программам. Этот вид анималотерапии использует специально обученных животных.

Направленная анималотерапия, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от того, какие именно животные используются — иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия, фелинотерапия, и др.

Функции анималотерапии (по В. А. Ясвину и С. Д. Деребо)

1) Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными нормализует работу нервной системы, психики в целом, снимает стресс.

2) Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными способствует гармонизации их межличностных отношений. При помощи методики «Рисунок семьи» латвийский психолог Антонова Е.В. изучала влияние домашних животных на восприятие ребенком психологического климата в семье. Эта методика позволяет диагностировать пять так называемых симптомов:

  • 1) «благоприятная семейная ситуация»,
  • 2) «конфликтность»,
  • 3) «тревожность»,
  • 4) «чувство неполноценности»,
  • 5) «враждебность».

В эксперименте сравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (собака, кошка, хомяк, попугай и т.д.), и в семьях, где животного не было. Оказалось, что в первой группе двое из каждых трех протестированных десятилетних подростков воспринимают семейную обстановку как благоприятную, в то же время, практически все их сверстники (98%) из второй группы как неблагоприятную.

В семьях, где есть животные, процент детей с относительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебности, тревожности и конфликтности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат.

Поэтому, психотерапевты иногда рекомендуют завести, например, собаку, когда в семье сложились отчужденные отношения. Как отмечала Э.Кейн, у супругов, которые вообще не имели общей темы для разговоров, появлялась возможность общаться друг с другом по поводу своего питомца. Подобная совместная деятельность начинала определять их межличностные отношения: постепенно от разговоров о собаке они переходили к разговорам о самих себе.

3) Реабилитационная функция. Дополнительным способом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать психической и социальной ее реабилитации, являются контакты с животными и растениями. Стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду депривации. Американским ученым М.Робином и его сотрудниками проводилось исследование, в котором принимали участие около 500 подростков, как из благополучных семей, так и находящихся в исправительных заведениях и психиатрических лечебницах. Результаты оказались следующими:

  • — среди школьников 29% называют свое любимое животное «единственным существом, которое можно любить»;
  • — среди подростков из исправительных заведений таких оказалось 47%;
  • — среди пациентов психиатрических больниц — 61%;

Высока роль общения с животными, вообще, с миром природы в школах-интернатах для детей, лишенных родителей. Во взаимодействии с любимым животным депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который, порой другим путем, он получить не может. Наблюдения показывают, что ребенок, заботящийся о каком-либо животном, реально повышает свой статус среди сверстников. Проблемы, возникающие в связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими детьми и взрослыми, что также способствует реабилитации депривированного ребенка.

4) Функция удовлетворения потребности в компетентности. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в компетентности, в успешности, выражаемая формулой «я могу». Люди очень дискомфортно ощущают себя в ситуациях, где некомпетентны, вплоть до того, что стараются их избегать. Чем большее количестве сфер деятельности «отмечено» его компетентностью, тем благоприятнее «образ Я» и выше самооценка человека. Поэтому для подростков характерна частая смена увлечений и знакомых: происходит своеобразное «примеривание» разных видов деятельности в поиске тех, в которых они могут быть компетентными.

Дополнительным каналом удовлетворения потребности в компетентности и успешности может являться взаимодействие с миром природы, которое позволяет существенно повысить самооценку у людей, имеющих трудности в социальной адаптации.

5) Функция самореализации. Исследования психологов А.Маслоу, А.В.Петровского и других показали, что одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала. Невозможность или трудности самореализации приводят к глубочайшему личностному кризису. Взаимодействие с природой позволяет опосредованно удовлетворить эту потребность. Когда ребенок занимается созданием целой системы живых организмов (устраивает аквариум, лежанку для собаки или кошки, строит скворечник), он выступает в роли творца, «вершителя судеб». Тем самым, определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить. Ребенок создает «свой мир», в котором он сам обладает абсолютной властью. Не находя возможности самореализации в социальном взаимодействии, он реализуется в созданном им собственном «мире».

6) Функция общения. Взаимодействие человека с животными и даже с растениями осуществляет одну из важнейших функций – функцию партнёров общения.

В исследовании, проведенном шведским психиатром Л.Торкеллсоном, в котором опрашивалось более 4 тысяч владельцев собак, были получены следующие результаты:

  • 98% обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни.
  • Около 60% признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советниками или исповедниками.
  • 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам.
  • 90% владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент или он болен, или грустит о чем-то.
  • Почти 60% людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене.

педагог-психолог
отдела психолого-педагогической
коррекции дезадаптивных состояний
Колошникова Е. А.

Ссылка на основную публикацию