Частота дыхания у детей: норма по возрастам

Частота дыхания у детей:
норма по возрастам

О состоянии ребенка многое могут поведать не только пульс, температура и артериальное давление. Очень информативным показателем считается и частота дыхательных движений. О том, как научиться ее измерять, и какая частота считается нормой, мы расскажем в этой статье.

Что это такое?

Такой биомаркер, как частота дыхательных движений, известен с самых древних времен. Врачеватели античного мира заметили, что у больного человека этот показатель изменяется. Сегодня ЧДД (частота дыхательных движений) не теряет своей актуальности в диагностике самых разнообразных детских и взрослых заболеваний. За одно движение принято считать одну серию «вдох-выдох». Оценивается количество таких движений за конкретный промежуток времени — обычно это 1 минута.

Следует отметить, что ЧДД у детей совсем не похожа на аналогичный показатель у взрослых. Дети в силу анатомических особенностей дышат несколько иначе — их дыхание неглубокое, поверхностное, частота вдохов и выдохов значительно выше. Потребности в кислороде у растущего детского организма чрезвычайно велики, а объем легких и размеры грудной клетки маленькие. Именно поэтому малышу необходимо интенсивное дыхание.

Однако есть определенные нормы для разного возраста. И превышение частоты дыхания сверх этих норм может свидетельствовать о том, что у ребенка имеется кислородное голодание (гипоксия). Учащенное дыхание сопровождает самые разнообразные патологии у детей.

Зачем измерять?

Частота дыхательных движений вкупе с определением частоты сердечных сокращений и типа дыхания имеет важнейшее диагностическое значение при осмотре новорожденного и грудного ребенка. Такие дети не могут рассказать родителям, что именно их беспокоит, и только по показателям ЧДД можно понять, что с крохой что-то не так. Большинство заболеваний, которые сопровождаются учащенным дыханием у детей, успешно лечатся при своевременном обращении и оказании правильной медицинской помощи. Педиатр, конечно, будет обращать внимание на ЧДД ребенка при каждом плановом посещении поликлиники.

В остальное время на страже детского здоровья находятся родители, именно им нужно уметь отличить нормальное дыхание от ненормального.

Сделать это несложно, частота дыхательных движений — это параметр, который может определить самостоятельно любая мама, любой отец и бабушка малыша. Главное, все сделать грамотно и правильно оценить полученные результаты.

Как измерять?

Если родителям кажется, что ребенок дышит слишком часто, следует измерить частоту дыхания. Лучше всего делать это тогда, когда ребенок спокоен, например, во сне. Когда кроха бодрствует, играет, переживает что-то, испытывает эмоции, дыхание становится более частым, и это вполне естественно.

Маме следует положить руку на грудь или живот ребенка. Выбор места замера очень важен, поскольку он определяет тип дыхания малыша. У грудничков и деток до 4-5 лет преобладает диафрагмальное дыхание (ребенок дышит животом, брюшина на вдохе методично поднимается, а на выходе — опускается).

В 4 года начинается освоение нового для малыша способа дышать — грудного дыхания (когда при совершении вдоха и выдоха поднимается и опускается грудная клетка). К 10 годам у ребенка формируется тот тип, который более свойственен ему по половому признаку. У мальчиков обычно наблюдается брюшное дыхание, а у девочек — диафрагмальное. Таким образом, определить место, куда положить руку, очень просто – надо отталкиваться от возраста ребенка.

Алгоритм подсчета довольно прост. В течение 1 минуты считают эпизоды «вдох-выдох». Одна серия таких движений считается за одно дыхательное движение. Большая ошибка измерять дыхание в течение 30 секунд, чтобы потом умножить полученное число на два. Дыхание не настолько ритмично, как, например, пульс, а потому такой упрощенный способ для измерения ЧДД не подходит. Еще одну минуту родители потратят на измерение частоты сердечных сокращений (пульса) и можно будет оценить состояние ребенка, отталкиваясь от возрастных норм.

Для измерения пригодятся электронные часы, секундомер или часы со стрелкой.

Нормы

В интернете существует масса таблиц, по которым предлагается сопоставить данные, полученные в результате измерения частоты дыхания ребенка с нормами. Сложно оценивать правдивость каждой. Педиатры стараются придерживаться данных, которые опубликованы в Berkowitz s Pediatrics: A Primary Care Approach. Они признаны официально:

  1. Новорожденные. Частота дыхания — 30-60 раз в минуту. Пульс – от 100 до 160.
  2. Дети в 6 месяцев. Частота дыхания — 25-40 раз в минуту. Пульс — от 90 до 120.
  3. Дети в 1 год. Частота дыхания 20-40 раз в минуту. Пульс — от 90 до 120.
  4. Дети в 3 года. Частота дыхания 20-30 раз в минуту. Пульс — от 80 до 120.
  5. Дети в 6 лет. Частота дыхания 12-25 раз в минуту. Пульс — от 70 до 110.
  6. Дети в 10 лет. Частота дыхания — 12-20 раз в минуту. Пульс — от 60 до 90.

Внимательные родители смогут заметить любое отклонение от индивидуальной детской нормы. Речь идет о той частоте, на которой ребенок обычно дышит, ведь у одного грудничка насчитывается 40 вдохов-выдохов за 60 секунд, а у другого малыша в том же возрасте — только 25. Понятно, что во втором случае повышение частоты до 40-45 будет считаться нарушением, а в первом, у крохи с частым от рождения дыханием такие же показатели будут нормой. Родителям не стоит игнорировать собственные наблюдения. Ведь мамы и папы лучше знают индивидуальные особенности своего младенца, чем любой, даже очень хороший доктор, который видит ребенка в первый раз.

Читайте также:  Прививка детям от гепатита А

Причины отклонения

Превышение частоты дыхательных движений в медицине носит название «тахипноэ». Это – не заболевание, а всего лишь симптом, который может говорить о развитии определенной патологии. Говорить о тахипноэ можно в том случае, если ЧДД отличается от нормы в большую сторону не менее, чем на 20%. У частого детского дыхания есть вполне объяснимые физиологические и психологические причины. Когда дети волнуются, переживают, находятся в состоянии стресса, испуга, в нервной ситуации, они очень часто реагируют на стресс именно учащением дыхательных движений.

Такое тахипноэ не требует коррекции, лечения и обычно проходит самостоятельно по мере укрепления нежной детской нервной системы. Если стресс очень сильный, то родителям можно проконсультироваться с неврологом и детским психологом.

Патологическое тахипноэ — это всегда довольно серьезные диагнозы:

  • острое или хроническое инфекционное респираторное заболевание;
  • бронхиальная астма;
  • высокая температура, жар;
  • черепно-мозговые травмы, отеки мозга и кровоизлияния в мозг;
  • пневмония;
  • туберкулез;
  • опухоли в некоторых отделах дыхательной системы;
  • механические травмы грудной клетки (переломы ребер, трещины и смещения);
  • патологии сердечно-сосудистой системы, врожденные пороки сердца.

При одышке поверхностное неглубокое дыхание у ребенка наблюдается только в периоды повышенной физической активности, в моменты, когда ребенок устал и пытается отдышаться. Одышка временная и преходящая. Тахипноэ носит постоянный характер. Если превышение нормальной частоты дыхания не исчезает у ребенка даже во сне, это, безусловно, основание для того, чтобы вызвать врача и обследовать малыша на предмет возможного заболевания.

Что делать?

При обнаружении повышения ЧДД у новорожденных, лучше всего вызвать врача. Если у малыша имеются и другие симптомы — насморк, кашель, жар, вдох или выход стали затрудненными, оптимальное решение — позвонить в «Скорую помощь». Ребенку постарше можно попытаться оказать помощь самостоятельно. Обязательное условие — отсутствие каких-либо дополнительных болезненных признаков.

Для купирования приступа тахипноэ достаточно взять бумажный пакет, прорезать в нем небольшое отверстие и предложить ребенку в игровой форме подышать через пакет. Это поможет восстановить газовый обмен в клетках, и дыхание стабилизируется.

Вдох и выдох должны делаться только через пакет, воздух извне вдыхать нельзя.

Внезапное учащение дыхания без видимых причин (волнения, стресса, испуга) — всегда тревожный симптом, игнорировать который родители не должны. Важно быстро взять себя в руки, успокоить малыша, подышать через пакет, удостовериться, что кожные покровы ребенка имеют нормальный окрас, не изменились, не побледнели и не появилось синюшности. Лечение всегда подразумевает терапию основного заболевания, вызвавшего учащенное дыхание.

Чего делать нельзя?

Родители не должны пытаться дать ребенку с участившимся дыханием медикаменты. Никакие таблетки и капли в этот момент не могут повлиять на отдельный симптом вероятного скрытого заболевания. Но вот ухудшить состояние малыша самовольно данными препаратами вполне возможно. Не стоит пытаться сделать ребенку с нарушениями частоты дыхания ингаляции. Помочь они не в состоянии, а вот ожог дыхательных путей, который кроха может получить при ингаляции паром, – вполне реальная угроза.

Родителям важно научиться отличать тахипноэ от самой обыкновенной одышки.

О том, какая частота дыхания у ребенка считается правильной, смотрите в следующем видео.

Марафон по нормам

О том, что взрослый организм существенно отличается от детского, известно каждому. А вот о том, каким должно быть давление у малыша, каков нормальный уровень гемоглобина, стоит ли бить тревогу, заметив, что у крохи поднялась температура – знают далеко не все. Дело в том, что нормы для детей и для взрослых сильно разнятся. Специально для информирования широкого круга пациентов мы провели в социальных сетях «МедВедика» марафон по нормам. Ежедневно родители знакомились с основными параметрами, которые определяют здоровье человека. Теперь материалы марафона доступны и вам. Читайте и сохраняйте полезную информацию!

Пульс

Родители часто задают нам вопрос: «Какой пульс считается нормальным для ребенка»? Сердцебиение – это один из главных жизненно важных параметров, который используется для выявления ряда патологий. Наблюдая за характером изменений, специалисты могут сделать вывод о состоянии сердца человека и всего организма в целом.

Нормальный пульс у ребенка существенно отличается от нормы для взрослого человека. Хотите проверить нормальный ли пульс у вашего ребенка? Смотрите таблицу норм по возрасту, здесь указано среднее значение и границы нормы.

Возникли опасения? Вы всегда можете проконсультироваться с педиатром или кардиологом в Клинике детского здоровья «МедВедик».

Артериальное давление

Артериальное давление (АД) – один из немногих маркеров здоровья, который можно измерить в домашних условиях. Сегодня прибор для самостоятельного измерения АД имеется практически в каждой семье. Но далеко не все взрослые знают, что показатели нормы для детей отличаются от привычных всем нам «120 на 80».

«МедВедик» напоминает, показатель АД зависит от возраста малыша. Чем младше ребенок, тем ниже его нормальное давление. Это обусловлено тем, что кровеносная система и сердце ребенка продолжают развиваться и после рождения, поэтому изначально сосуды и капилляры ребенка имеют меньший тонус, чем у взрослых.

Читайте также:  Что такое дисграфия и как она проявляется у детей?

Сохраните полезную табличку с нормами АД для детей. Это обобщенные показатели, которые являются результатом многолетних исследований. Они соответствуют рабочему давлению у 95% здоровых детей.

Заметили существенное расхождение по показаниям АД у ребенка и в таблице? Вот это уже повод обратиться к врачу. Он рассчитает индивидуальную норму конкретно для вашего ребенка и при необходимости подберет лечение.

P. S. Кстати, для получения точного результата измерения важен размер манжеты тонометра. Большая манжета на маленькой детской ручке может несколько исказить показания.

Частота дыхательных движений

Подсчет дыхательных движений – одно из действий, осуществляемых педиатром при осмотре ребенка. Не стоит недооценивать этот, казалось бы, простой показатель. Частота дыхательных движений (ЧДД) в минуту способна дать важную информацию о состоянии всего организма в целом и о функционировании органов дыхания и сердечно-сосудистой системы в частности.

Хотите самостоятельно подсчитать ЧДД у ребенка? Для этого потребуется секундомер (имеется практически в каждом мобильном телефоне) и соблюдение простых правил. Ребенок должен находиться в удобной позе и спокойном состоянии (у грудничков рекомендуем считать частоту дыхания во время сна). Можно наблюдать за дыханием визуально либо положив руку на живот малыша. Обязательно проводите подсчет дыхательных движений в течение целой минуты. Для наиболее точного результата рекомендуется провести три подсчета и вычислить среднее значение.

Полученные данные вас удивили? Действительно, ЧДД в минуту у детей в несколько раз превышает тот же показатель у взрослых. Чем младше ребенок, тем выше частота дыхательных движений. По мере взросления их количество уменьшается, а к 15 годам сравнивается с нормой для взрослых.

Смотрите таблицу норм по возрасту. ЧДД для мальчиков и для девочек не различается.

Лейкоцитарная формула

Рассмотрим показатели лейкоцитарной формулы у детей до 5 лет. Многие современные родители предпочитают сдавать анализы крови в специализированных лабораториях, которые выдают результаты на руки или высылают по электронной почте. Получив данные, папы и мамы начинают анализировать цифры, сопоставлять их с референсными значениями и иногда впадают в панику.

Не стоит волноваться раньше времени. У младенцев лейкоцитарная формула несколько отличается от той же формулы во взрослом возрасте. Как и в предыдущих случаях, это объясняется тем, что организм ребенка находится в стадии развития.

«МедВедик» призывает доверять расшифровку результатов анализов профессионалам.

Численность лейкоцитарных клеток постоянно меняется, для этого и была создана лейкоцитарная формула, которая помогает врачам оценить общее состояние пациента, своевременно выявить то или иное отклонение. Нормы содержания разных телец, относящихся к группе лейкоцитов, меняются в зависимости от возраста. Количество одних клеток возрастает, других – уменьшается даже при нормальном развитии. В отдельные моменты происходит выравнивание количества разных лейкоцитов. Специалисты называют все это перекрестом формулы и к патологиям не относят. Чаще всего перекрест происходит в течение первого года жизни ребенка.

В нашей клинике вас готовы проконсультировать по всем возникающим вопросам.

Гемоглобин

Здоровье складывается из множества компонентов, каждый из которых играет определенную роль. Одним из важных показателей является уровень гемоглобина в крови у ребенка. Вы вряд ли удивитесь, узнав, что нормы гемоглобина у детей разных возрастов существенно отличаются от взрослых. Почти всегда их значения выше.

Каждой клетке человеческого организма для жизнедеятельности необходим кислород. Гемоглобин – сложный белок, входящий в состав эритроцитов крови – играет ключевую роль в обогащении организма кислородом.

Наиболее высокий уровень гемоглобина у новорожденных, он колеблется от 145 до 220 г/л. Это объясняется тем, что во время беременности организм будущей мамы создает необходимый для ребенка запас железа. В месячном возрасте запас постепенно истощается и уровень гемоглобина снижается. К трем месяцам может опуститься до 90 г/л. Для его поддержания необходимо правильное питание. Лучший источник пополнения запасов железа и других полезных элементов – материнское молоко. Поэтому по возможности не стоит прекращать грудное вскармливание как минимум до года. Далее уровень гемоглобина у детей начинает плавно повышаться.

После наступления пубертатного периода (12-15 лет) в зависимости от пола ребенка показатели гемоглобина начинают различаться. Как правило, у мальчиков этот он чуть выше, чем у девочек. К совершеннолетию значение гемоглобина в крови приближается к «взрослому» показателю.

В нашей табличке вы можете посмотреть нормы содержания гемоглобина в крови у детей с рождения и до 18 лет.

Температура тела

Молодых родителей часто волнует вопрос, какую температуру у ребенка можно считать нормой?

К увеличению показаний на градуснике всегда нужно относиться серьезно, а тем более, когда это касается малыша. По статистике, 20% звонков и обращений, которые педиатры получают от родителей вне приема, вызваны опасениями из-за повышения температуры тела.

Мы подготовили для вас картинку, которая поможет адекватно воспринимать цифры на градуснике. Важен и способ измерения температуры. Не забывайте, что у детей (даже у грудных) к вечеру температура может подниматься до 37,3 – 37,5 °C. Так что причин для беспокойства быть не должно. Но если цифры при измерении достигли 38 °C и больше, то это уже повод задуматься и попытаться разобраться в причинах возникновения жара.

Читайте также:  Водянка яичек у новорожденных и грудничков

Частота дыхания у детей: норма по возрастам

Мамочки грудничков часто прислушиваются к их дыханию. Что же надо знать о том, как дышит новорожденный?

Трудная наука

Целых 40 недель семья с радостью и нетерпением ожидала рождения малыша. В животике у мамы он полностью зависел от нее. Вместе с ней гулял по лесу или парку, получал достаточное (либо недостаточное) количество кислорода.

Тренироваться дышать кроха начинает уже на последнем месяце внутриутробной жизни, когда совершает около полусотни дыхательных движений в минуту, облегчая поступление крови к сердцу. Он делает вдохи с сомкнутой голосовой щелью, чтобы не захлебнуться в околоплодных водах.

После рождения происходит ряд важных изменений: прекращается поступление питательных веществ и кислорода через плаценту. А с первым криком новорожденного расправляются легкие, и ребенок начинает самостоятельно дышать. Кровообращение и обмен веществ также работают теперь по-новому.

Обмен веществ у ребенка происходит гораздо быстрее, чем у взрослого, и он больше, чем у взрослого, и он больше, чем взрослый, нуждается в кислороде. Повышенная потребность в нем компенсируется более частым дыханием.

Новорожденные дышат неритмично, временами их дыхание становится слабым, едва слышным. Они дышат животом.

В первые трое суток жизни через легкие новорожденного «прокачивается» воздуха вдвое больше, чем у ребенка старшего возраста.

Кроха делает глубокий вдох с затрудненным выдохом, что препятствует спасению и слипанию мельчайших легочных камер (альвеол) и помогает малышу расправить легкие, а всей дыхательной системе – создать высокое сопротивление выдыхаемому воздуху для первого вдоха и первого крика маленького существа.

В случаях удушья, или асфиксии, еще совсем недавно кроме шлепания по попке малыша «взбадривали» окунанием в холодную воду. Сегодня этим методом уже не пользуются. Сначала рефлексы активизируют поглаживанием по спинке или похлопыванием по пяткам. Если малышу по-прежнему плохо, то переходят к действенной реанимации.

Рождение для малыша с его пока несовершенной дыхательной системой – трудный экзамен. Легкие грудного ребенка развиты слабо, их эластичная ткань хорошо наполняется кровью, но недостаточно – воздухом.

Из-за плохой вентиляции у маленьких детей часто наблюдается «спадение» легочной ткани. В первые месяцы жизни постепенно меняется структура

легких: соединительно-тканые прослойки заменяются эластичной тканью, увеличивается количество альвеол. Подвижность грудной клетки у грудничков ограничена, и сначала легкие растут за счет мягкой диафрагмы. Тип дыхания у крохи меняется на диафрагмальный, или брюшной. Грудным или грудобрюшным оно становится только после того, как дети начинают ходить.

К 6 месяцам дыхание становится реже – 35-40 вдохов-выдохов в минуту, а к году ребенок уже дышит с частотой 30 раз в минуту. У взрослого человека частота дыхания в норме не превышает 18 вдохов в минуту.

Врожденные рефлексы

Нет ни одной мамы, которая время от времени не прислушивалась бы: дышит ли малыш?

Особенно волноваться не стоит. Помните, что уже с самого рождения малыш обладает набором врожденных рефлексов. Если положить кроху на живот, он автоматически повернет голову набок, чтобы иметь возможность дышать. Кашель и чихание тоже относятся к таким врожденным рефлексам.

Периодические паузы в дыхание – наследие внутриутробной жизни. Даже у совершенно здоровых малышей наблюдаются короткие паузы в дыхании, но продолжительность этих перерывов никак не может превышать 12-15 секунд.

Педиатры рекомендуют относиться к нерегулярности детского дыхания с большим вниманием, так как из-за временного кислородного голодания головного мозга апноэ может представлять угрозу.

Ненавязчивый контроль за дыханием необходим не только незрелому ребенку, но и совершенно здоровому, доношенному малышу от 3 до 8 месяцев.

Чтобы ребенок «помнил», что ему необходимо дышать ритмично, без остановок, он нуждается в почти непрерывной тактильной стимуляции. Почаще ласкайте кроху, берите его на ручки, прижимайте к себе. Примерно после 8 месяца жизни регулярность дыхания у ребенка наладится, но до той поры ему необходим контакт кожа к коже.

Когда специалисты считают, что случай у вашего малыша особый и ему нужен постоянный контроль за дыханием, можно воспользоваться различными моделями дыхательных мониторов. Принцип их действия таков, если у крошки во время сна или бодрствования возникнут перебои с дыханием, частота его станет менее 10 дыхательных движений в минуту, или же остановка дыхания продолжится долее 12 секунд, раздастся громкий звуковой сигнал и загорится красный индикатор тревоги. Это сообщение о том, что ваш малыш нуждается в экстренных мерах для восстановления нормального дыхания.

Вы его не задавите!

Внезапная смерть при раздельном сне мамы и ребенка наступает в 3 раза чаще, чем при совместном!

Некоторые мамы боятся задавить кроху во сне. Но подумайте сами: вы кормите ребеночка, лежа в удобной позе, становясь в этот момент как бы единым целым. И тут уж вероятность того, что вы задавите своего кроху, абсолютно исключена. Окружите малыша своим теплом и любовью!

Разрабатываем легкие крохи!

Как создать наилучшие условия для малыша?

  • Помещение, в котором находится ребеночек, хорошо проветривайте.
  • Свободное дыхание крохи ничто не должно стеснять. Подушки, нагромождение теплой одежды и пеленок затрудняют приток свежего воздуха к его дыхательным путям.
  • Регулярные прогулки помогут разработать легкие и укрепить иммунную систему младенца.
  • Чтобы малыш правильно развивался и приобрел стойкий иммунитет к различным заболеваниям, с ним необходимо заниматься гимнастическими и дыхательными упражнениями, а также проводить регулярные курсы профилактического или лечебного массажа.
Читайте также:  Особенности вакцины «Совигрипп» для детей

Особенности развития органов дыхания.

  • Если в первые дни жизни новорожденный только учится дышать, то у грудников легкие уже более развиты.
  • В 1-3 года трахея и бронхи крохи еще узкие, сохраняется опасность резкого сужения их просвета и расстройств дыхания при бронхитах, трахеитах, ОРЗ, гриппе.
  • В 3-7 лет дыхание ребенка более глубокое и редкое. И только спустя еще 10 лет дыхательная система у него будет, как у взрослого человека.

Частота дыхания у ребенка

Возраст

Количество вдохов-выдохов (в минуту)

Частота дыхания у детей: норма по возрастам

Внимательный осмотр обычно становится ключом к успеху при обследовании детей. Посмотрите на ребёнка до того, как прикоснуться к нему. Осмотр даст вам важную информацию. – Тяжесть заболевания.
– Рост и питание.
– Поведение и социальная активность. Уровень гигиены и ухода.

Оценка тяжести заболевания

Ребёнок болен или здоров? Если болен, то как? Для младенцев или детей с острым заболеванием проведите «60-секундную быструю оценку».
• Дыхательные пути и дыхание — частота дыхания и сила, наличие стридора или одышки, цианоз.
• Кровообращение — частота сердечных сокращений, наполнение пульса, температура кожных покровов, время заполнения капилляров.
• Тяжёлое состояние — уровень сознания.

Измерения при первичном осмотре ребенка

Патологический рост может быть первым проявлением заболевания у детей, всегда измеряйте и сравнивайте рост со значениями в таблицах центилей для оценки:
• массы тела — сопоставьте предыдущие результаты измерений по данным индивидуальной карты здоровья ребёнка; длины тела (у младенцев — по показаниям) или роста у старших детей;
• окружности головы у младенцев. При необходимости измерьте:
• температуру;
• артериальное давление (АД);
• пиковую скорость выдоха (ПСВ).

Оценка внешнего вида ребенка. Обследуют лицо, голову, шею и руки. Внешние морфологические признаки могут указать на хромосомный или дизморфический синдром. У младенцев пропальпируйте роднички и швы.

Оценка функции дыхательной системы ребенка

Центральный цианоз лучше всего виден на языке.
Утолщение концевых фаланг — «барабанные палочки» на руках и ногах. «Барабанные палочки» обычно формируются при хронических гнойных заболеваниях лёгких, например при муковисцидозе (MB), или при цианотических врождённых пороках сердца, иногда — при воспалительных заболеваниях кишечника или циррозе печени.
Тахипноэ. Частота дыхания зависит от возраста.

Диспноэ у ребенка

Затруднённое дыхание. Усиление дыхания оценивается по следующим признакам.
• Гиперемия носа.
• Экспираторная одышка — для увеличения положительного давления после выдоха.
• Вовлечение вспомогательной дыхательной мускулатуры, особенно грудинно-ключично-сосцевидных мышц.
• Расширение грудной стенки в результате сокращения супрастернальных, межрёберных, подрёберных мышц.
• Затруднение разговора (или кормления).

Форма грудной клетки ребенка

• Гиперэкспансия или бочкообразная форма, например при бронхиальной астме.
• Воронкообразная (впалая грудная клетка) или килевидная деформации грудной клетки (голубиная грудная клетка).
• Борозда Гаррисона (втяжение межрёберных промежутков из-за напряжения диафрагмы), например при неадекватном лечении бронхиальной астмы.
• Асимметрия движений грудной клетки.

Пальпация грудной клетки ребенка

• Расширение грудной клетки — у детей школьного возраста в норме на 3-5 см. Измерьте максимальную экспансию грудной клетки рулеткой. Оцените симметрию.
• Трахея — проверка её центрального расположения редко бывает информативной и не нравится детям. Выполняйте по показаниям.
• Определение верхушечного толчка для выявления смещения средостения.

Перкуссия грудной клетки ребенка

• Требует осторожного проведения, сравнительного анализа, производится средними пальцами.
• Редко бывает информативной у младенцев.
• Локальное притупление — спадение лёгкого, уплотнение, жидкость.

Аускультация легких у ребенка

• Отметьте качество и симметричность дыхательных и любых дополнительных звуков.
• Жёсткое дыхание в верхних дыхательных путях легко проводится в верхние отделы грудной клетки у младенцев.
• Хриплый голос — патология голосовых складок.
• Стридор — жёсткий, низкотоновый, возникающий преимущественно на выдохе звук при обструкции верхних дыхательных путей.
• Дыхательные звуки — в норме везикулярное, бронхиальное дыхание более высокотоновое и длительность вдоха и выдоха равна.
• Одышка — высокотоновые звуки, возникающие во время выдоха, при обструкции дистальных отделов дыхательных путей.
• Влажные хрипы — прерывистые «влажные» хрипы при открытии бронхиол.

Видео методики сравнительной перкуссии легких

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Особенности органов дыхания у детей

  • дыхание
  • развитие ребенка

Особенности органов дыхания у детей, ребенка

Органы дыхания у детей имеют относительно меньшие размеры и отличаются незаконченностью анатомо-гистологического развития.

Нос ребенка, слизистая оболочка носа у детей

Нос ребенка раннего возраста относительно мал, носовые ходы узкие, нижний носовой ход отсутствует. Слизистая оболочка носа нежная, относительно сухая, богата кровеносными сосудами. Вследствие узости носовых ходов и обильного кровоснабжения их слизистой оболочки даже незначительное воспаление вызывает у маленьких детей затруднение дыхания через нос. Дыхание же через рот у детей первого полугодия жизни невозможно, так как большой язык оттесняет надгортанник. Особенно узким у детей раннего возраста является выход из носа — хоаны, что часто является причиной длительного нарушения у них носового дыхания.

Читайте также:  Фукорцин для детей: инструкция по применению

Придаточные пазухи носа у детей

Придаточные пазухи носа у детей раннего возраста развиты очень слабо или совсем отсутствуют. По мере того как увеличиваются в размерах лицевые кости (верхняя челюсть) и прорезываются зубы, возрастают длина и ширина носовых ходов, объем придаточных пазух носа. К 2 годам появляется лобная пазуха, увеличивается в объеме гайморова полость. К 4 годам появляется нижний носовой ход. Этими особенностями объясняется редкость таких заболеваний, как гайморит, фронтит, этмоидит, в раннем детском возрасте. Консультации детского лора в поликлинике «Маркушка».

У детей раннего возраста слабо согревается вдыхаемый воздух

Из-за недостаточного развития пещеристой ткани у детей раннего возраста слабо согревается вдыхаемый воздух, в связи с этим детей нельзя выносить на улицу при температуре ниже -10 град. С. Пещеристая ткань хорошо развивается к 8-9 годам, этим объясняется относительная редкость кровотечений из носа у детей 1-го года жизни. Широкий носослезный проток с недоразвитыми клапанами способствует переходу воспаления из носа на слизистую оболочку глаз (осмотр детского офтальмолога а клинике «Маркушка»). Проходя через нос, атмосферный воздух согревается, увлажняется и очищается. Каждые 10 мин носоглотку проходит новый слой слизи, которая содержит бактерицидные вещества (лизоцим, комплемент и др.), секреторный иммуноглобулин А.

Глотка у детей, ребенка

Глотка у детей относительно узкая и имеет более вертикальное направление, чем у взрослых. Лимфоглоточное кольцо у новорожденных развито слабо. Глоточные миндалины становятся видимыми лишь к концу 1 -го года жизни. Поэтому ангины у детей до 1 года бывают реже, чем у более старших детей.

Миндалины, аденоиды у ребенка, детей

К 4-10 годам миндалины уже развиты хорошо, и может легко возникать их гипертрофия. В пубертатном периоде миндалины начинают претерпевать обратное развитие.

Миндалины являются как бы фильтром для микробов, но при частых воспалительных процессах в них может формироваться очаг хронической инфекции, вызывающий общую интоксикацию и сенсибилизацию организма.

Разрастание аденоидов (носоглоточной миндалины) наиболее выражено у детей с аномалиями конституции, в частности с лимфатико-гипопластическим диатезом. При значительном увеличении аденоидов (1,5-2-й степени) их удаляют, так как у детей нарушается носовое дыхание (дети дышат открытым ртом — воздух не очищается и не согревается носом, и поэтому они часто болеют простудными заболеваниями), изменяется форма лица (аденоидное лицо), дети становятся рассеянными (дыхание ртом отвлекает внимание), ухудшается их успеваемость. При дыхании ртом нарушается также осанка, аденоиды способствуют формированию неправильного прикуса. Лечение аденоидов — детский врач гомеопат, поликлиника «Маркушка».

Евстахиевы трубы у детей

Евстахиевы трубы у детей раннего возраста широкие, и при горизонтальном положении ребенка патологический процесс из носоглотки легко распространяется на среднее ухо, вызывая развитие среднего отита.

Гортань у детей

Гортань у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму (позже — цилиндрическую) и расположена несколько выше, чем у взрослых (на уровне 4-го шейного позвонка у ребенка и 6-го шейного позвонка — у взрослого). Гортань относительно длиннее и уже, чем у взрослых, хрящи ее очень податливы. Ложные голосовые связки и слизистая оболочка нежные, богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, эластическая ткань развита слабо. Голосовая щель у детей узкая. Голосовые связки у детей раннего возраста короче, чем у старших, поэтому у них высокий голос. С 12 лет голосовые связки у мальчиков становятся длиннее, чем у девочек. Указанные особенности гортани объясняют легкое развитие у детей стенотических явлений даже при умеренных воспалительных изменениях слизистой оболочки гортани.

Большое значение имеет также повышенная нервно-мышечная возбудимость маленького ребенка. Осиплость голоса, отмечаемая часто у маленьких детей после крика, чаще зависит не от воспалительных явлений, а от слабости легко утомляемых мышц голосовых связок.

Трахея у ребенка, детей

Трахея у новорожденных воронкообразной формы, просвет ее узок, задняя стенка имеет более широкую фиброзную часть, стенки более податливы, хрящи мягкие, легко сдавливаются. Слизистая оболочка ее нежная, богата кровеносными сосудами и суховата вследствие недостаточного развития слизистых желез, эластическая ткань развита слабо. Секреция желез обеспечивает слой слизи на поверхности трахеи толщиной 5 мкм, скорость продвижения которого – 10-15 мм/мин (обеспечивается ресничками). Рост трахеи происходит параллельно с ростом туловища, наиболее интенсивно — на 1-м году жизни и в пубертатном периоде. Особенности строения трахеи у детей приводят при воспалительных процессах к легкому возникновению стенотических явлений, определяют частые изолированные (трахеиты), комбинированные с поражением гортани (ларинготрахеиты) или бронхов (трахеобронхиты) поражения. Кроме того, в связи с подвижностью трахеи может происходить ее смещение при одностороннем процессе (экссудат, опухоль).

Бронхи у ребенка, детей

Бронхи к рождению достаточно хорошо сформированы. Рост бронхов интенсивен на 1-м году жизни и в пубертатном периоде. Слизистая оболочка их богато васкуляризирована, покрыта слоем слизи, которая продвигается со скоростью 3-10 мм/мин, в бронхиолах медленнее – 2-3 мм/мин. Правый бронх является как бы продолжением трахеи, он короче и шире левого. Этим объясняется частое попадание инородного тела в правый главный бронх. Бронхи узкие, хрящи их мягкие. Мышечные и эластические волокна у детей 1-го года жизни развиты еще недостаточно. Нежность слизистой оболочки бронхов, узость их просвета объясняют частое возникновение у детей раннего возраста бронхиолитов с синдромом полной или частичной обструкции.

Читайте также:  Доктор Комаровский о нейтропении у детей

Легкие у детей, ребенка

Легкие у новорожденных весят около 50 г, к 6 мес. масса их удваивается, к году утраивается, к 12 годам увеличивается в 10 раз, к 20 годам — в 20 раз. Легочные щели выражены слабо.

У новорожденных легочная ткань менее воздушна, с обильным развитием кровеносных сосудов и соединительной ткани в перегородках ацинусов и недостаточным количеством эластической ткани. Последнее обстоятельство объясняет относительно легкое возникновение эмфиземы при различных легочных заболеваниях.

Формирование структуры легких у детей, ребенка происходит в зависимости от развития бронхов

Формирование структуры легких происходит в зависимости от развития бронхов. После разделения трахеи на правый и левый главные бронхи каждый из них делится на долевые бронхи, которые подходят к каждой доле легкого. Затем долевые бронхи делятся на сегментарные. Каждый сегмент имеет самостоятельную вентиляцию, концевую артерию и межсегментарные перегородки из эластической соединительной ткани.

Сегментарное строение легких уже хорошо выражено у новорожденных. В правом легком различаются 10 сегментов, в левом — 9. Верхние левая и правая доли делятся на три сегмента — 1, 2 и 3-й, средняя правая доля — на два сегмента — 4-й и 5-й. В левом легком средней доле соответствует язычковая, также состоящая из двух сегментов — 4-го и 5-го. Нижняя доля правого легкого делится на пять сегментов — 6, 7, 8, 9 и 10-й, левого легкого — на четыре сегмента — 6, 8, 9 и 10-й. У детей пневмонический процесс наиболее часто локализуется в определенных сегментах (6, 2, 10, 4, 5-м), что связано с особенностями аэрации, дренажной функцией бронхов, эвакуацией из них секрета и возможного попадания инфекции.

Внешнее дыхание, то есть обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких, осуществляется посредством простой диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану вследствие разницы парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе и венозной крови, притекающей по легочной артерии в легкие из правого желудочка. По сравнению со взрослыми у детей раннего возраста имеются выраженные отличия внешнего дыхания в связи с развитием ацинусов, многочисленными анастомозами между бронхиальными и пульмональными артериями, капиллярами.

Глубина дыхания у детей

Глубина дыхания у детей значительно меньше, чем у взрослых. Это объясняется небольшой массой легких и особенностями строения грудной клетки. Грудная клетка у детей 1-го года жизни как бы находится в состоянии вдоха в связи с тем, что переднезадний ее размер приблизительно равен боковому, ребра от позвоночника отходят почти под прямым углом. Это обусловливает диафрагмальный характер дыхания в этом возрасте. Переполненный желудок, вздутие кишечника ограничивают подвижность грудной клетки. С возрастом она из инспираторного положения постепенно переходит в нормальное, что является предпосылкой для развития грудного типа дыхания.

Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых

Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых. Так, у детей 1-го года жизни потребность в кислороде на 1 кг массы тела составляет около 8 мл/мин, у взрослых — 4,5 мл/мин. Поверхностный характер дыхания у детей компенсируется большой частотой дыхания (у новорожденного – 40-60 дыханий в 1 мин., в возрасте 1 года – 30-35, 5 лет — 25, 10 лет — 20, у взрослых – 16-18 дыханий в 1 мин.), участием в дыхании большей части легких. Благодаря большей частоте минутный объем дыхания на 1 кг массы в два раза выше у детей раннего возраста, чем у взрослых. Жизненная емкость легких, то есть количество воздуха (в миллилитрах), максимально выдыхаемого после максимального вдоха, у детей значительно ниже по сравнению со взрослыми.

Таким образом, анатомические и функциональные особенности системы органов дыхания у детей создают предпосылки к более легкому нарушению дыхания, чем у взрослых.

1.5.2.1. Дыхательная система. Физиология дыхания

  • Листать назад Оглавление Листать вперед

    Процесс дыхания, поступление кислорода в организм при вдохе и удаление из него углекислого газа и паров воды при выдохе. Строение респираторной системы. Ритмичность и различные типы дыхательного процесса. Регуляция дыхания. Разные способы дыхания.

    Для нормального протекания обменных процессов в организме человека и животных в равной мере необходим как постоянный приток кислорода, так и непрерывное удаление углекислого газа, накапливающегося в ходе обмена веществ. Такой процесс называется внешним дыханием.

    Таким образом, дыхание – одна из важнейших функций регулирования жизнедеятельности человеческого организма. В организме человека функцию дыхания обеспечивает дыхательная (респираторная система).

    В дыхательную систему входят легкие и респираторный тракт (дыхательные пути), который, в свою очередь, включает носовые ходы, гортань, трахею, бронхи, мелкие бронхи и альвеолы (смотри рисунок 1.5.3). Бронхи разветвляются, распространяясь по всему объему легких, и напоминают крону дерева. Поэтому часто трахею и бронхи со всеми ответвлениями называют бронхиальным деревом.

    Читайте также:  Гимнастика для грудничков: веселые и эффективные упражнения

    Кислород в составе воздуха через носовые ходы, гортань, трахею и бронхи попадает в легкие. Концы самых мелких бронхов заканчиваются множеством тонкостенных легочных пузырьков – альвеол (смотри рисунок 1.5.3).

    Альвеолы – это 500 миллионов пузырьков диаметром 0,2 мм, где происходит переход кислородом в кровь, удаление углекислого газа из крови.

    Здесь и происходит газообмен. Кислород из легочных пузырьков проникает в кровь, а углекислый газ из крови – в легочные пузырьки (рисунок 1.5.4).

    Рисунок 1.5.4. Легочный пузырек. Газообмен в легких

    Важнейший механизм газообмена – это диффузия, при которой молекулы перемещаются из области их высокого скопления в область низкого содержания без затраты энергии (пассивный транспорт). Перенос кислорода из окружающей среды к клеткам производится путем транспорта кислорода в альвеолы, далее в кровь. Таким образом, венозная кровь обогащается кислородом и превращается в артериальную. Поэтому состав выдыхаемого воздуха отличается от состава наружного воздуха: в нем содержится меньше кислорода и больше углекислого газа, чем в наружном, и много водяных паров (смотри рисунок 1.5.4). Кислород связывается с гемоглобином, который содержится в эритроцитах, насыщенная кислородом кровь поступает в сердце и выталкивается в большой круг кровообращения. По нему кровь разносит кислород по всем тканям организма. Поступление кислорода в ткани обеспечивает их оптимальное функционирование, при недостаточном же поступлении наблюдается процесс кислородного голодания (гипоксии).

    Недостаточное поступление кислорода может быть обусловлено несколькими причинами как внешними (уменьшение содержания кислорода во вдыхаемом воздухе), так и внутренними (состояние организма в данный момент времени). Пониженное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе, так же как и увеличение содержания углекислого газа и других вредных токсических веществ наблюдается в связи с ухудшением экологической обстановки и загрязнением атмосферного воздуха. По данным экологов только 15% горожан проживают на территории с допустимым уровнем загрязнения воздуха, в большинстве же районов содержание углекислого газа увеличено в несколько раз.

    При очень многих физиологических состояниях организма (подъем в гору, интенсивная мышечная нагрузка), так же как и при различных патологических процессах (заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем) в организме также может наблюдаться гипоксия.

    Природа выработала множество способов, с помощью которых организм приспосабливается к различным условиям существования, в том числе к гипоксии. Так компенсаторной реакцией организма, направленной на дополнительное поступление кислорода и скорейшее выведение избыточного количества углекислого газа из организма является углубление и учащение дыхания. Чем глубже дыхание, тем лучше вентилируются легкие и тем больше кислорода поступает к клеткам тканей.

    К примеру, во время мышечной работы усиление вентиляции легких обеспечивает возрастающие потребности организма в кислороде. Если в покое глубина дыхания (объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого за один вдох или выдох) составляет 0,5 л, то во время напряженной мышечной работы она увеличивается до 2-4 л в 1 минуту. Расширяются кровеносные сосуды легких и дыхательных путей (а также дыхательных мышц), увеличивается скорость тока крови по сосудам внутренних органов. Активируется работа дыхательных нейронов. Кроме того, в мышечной ткани есть особый белок (миоглобин), способный обратимо связывать кислород. 1 г миоглобина может связать примерно до 1,34 мл кислорода. Запасы кислорода в сердце составляют около 0,005 мл кислорода на 1 г ткани и этого количества в условиях полного прекращения доставки кислорода к миокарду может хватить для того, чтобы поддерживать окислительные процессы лишь в течение примерно 3-4 с.

    Миоглобин играет роль кратковременного депо кислорода. В миокарде кислород, связанный с миоглобином, обеспечивает окислительные процессы в тех участках, кровоснабжение которых на короткий срок нарушается.

    В начальном периоде интенсивной мышечной нагрузки увеличенные потребности скелетных мышц в кислороде частично удовлетворяются за счет кислорода, высвобождающегося миоглобином. В дальнейшем возрастает мышечный кровоток, и поступление кислорода к мышцам вновь становится адекватным.

    Все эти факторы, включая усиление вентиляции легких, компенсируют кислородный “долг”, который наблюдается при физической работе. Естественно, увеличению доставки кислорода к работающим мышцам и удалению углекислого газа способствует согласованное увеличение кровообращения в других системах организма.

    Саморегуляция дыхания. Организм осуществляет тонкое регулирование содержания кислорода и углекислого газа в крови, которое остается относительно постоянным, несмотря на колебания количества поступающего кислорода и потребности в нем. Во всех случаях регуляция интенсивности дыхания направлена на конечный приспособительный результат – оптимизацию газового состава внутренней среды организма.

    Частота и глубина дыхания регулируются нервной системой – ее центральными (дыхательный центр) и периферическими (вегетативными) звеньями. В дыхательном центре, расположенном в головном мозге, имеются центр вдоха и центр выдоха.

    Дыхательный центр представляет совокупность нейронов, расположенных в продолговатом мозге центральной нервной системы.

    При нормальном дыхании центр вдоха посылает ритмические сигналы к мышцам груди и диафрагме, стимулируя их сокращение. Ритмические сигналы образуются в результате спонтанного образования электрических импульсов нейронами дыхательного центра.

    Сокращение дыхательных мышц приводит к увеличению объема грудной полости, в результате чего воздух входит в легкие. По мере увеличения объема легких возбуждаются рецепторы растяжения, расположенные в стенках легких; они посылают сигналы в мозг – в центр выдоха. Этот центр подавляет активность центра вдоха, и поток импульсных сигналов к дыхательным мышцам прекращается. Мышцы расслабляются, объем грудной полости уменьшается, и воздух из легких вытесняется наружу (смотри рисунок 1.5.5).

    Читайте также:  Массаж при вальгусной деформации стопы у детей

    Рисунок 1.5.5. Регуляция дыхания

    Процесс дыхания, как уже отмечалось, состоит из легочного (внешнего) дыхания, а также транспорта газа кровью и тканевого (внутреннего) дыхания. Если клетки организма начинают интенсивно использовать кислород и выделять много углекислого газа, то в крови повышается концентрация угольной кислоты. Кроме того, увеличивается содержание молочной кислоты в крови за счет усиленного образования ее в мышцах. Данные кислоты стимулируют дыхательный центр, и частота и глубина дыхания увеличиваются. Это еще один уровень регуляции. В стенках крупных сосудов, отходящих от сердца, имеются специальные рецепторы, реагирующие на понижение уровня кислорода в крови. Эти рецепторы также стимулируют дыхательный центр, повышая интенсивность дыхания. Данный принцип автоматической регуляции дыхания лежит в основе бессознательного управления дыханием, что позволяет сохранить правильную работу всех органов и систем независимо от условий, в которых находится организм человека.

    Ритмичность дыхательного процесса, различные типы дыхания. В норме дыхание представлено равномерными дыхательными циклами “вдох – выдох” до 12-16 дыхательных движений в минуту. В среднем такой акт дыхания совершается за 4-6 с. Акт вдоха проходит несколько быстрее, чем акт выдоха (соотношение длительности вдоха и выдоха в норме составляет 1:1,1 или 1:1,4). Такой тип дыхания называется эйпноэ (дословно – хорошее дыхание). При разговоре, приеме пищи ритм дыхания временно меняется: периодически могут наступать задержки дыхания на вдохе или на выходе (апноэ). Во время сна также возможно изменение ритма дыхания: в период медленного сна дыхание становится поверхностным и редким, а в период быстрого – углубляется и учащается. При физической нагрузке за счет повышенной потребности в кислороде возрастает частота и глубина дыхания, и, в зависимости от интенсивности работы, частота дыхательных движений может достигать 40 в минуту.

    При смехе, вздохе, кашле, разговоре, пении происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного изменения ритма дыхания.

    Человек рождается уже с умением использовать лучший способ дыхания. Если проследить как дышит ребенок, становится заметным, что его передняя брюшная стенка постоянно поднимается и опускается, а грудная клетка остается практически неподвижной. Он “дышит” животом – это так называемый диафрагмальный тип дыхания.

    Диафрагма – это мышца, разделяющая грудную и брюшную полости.Сокращения данной мышцы способствуют осуществлению дыхательных движений: вдоха и выдоха.

    В повседневной жизни человек не задумывается о дыхании и вспоминает о нем, когда по каким-то причинам становится трудно дышать. Например, в течение жизни напряжение мышц спины, верхнего плечевого пояса, неправильная осанка приводят к тому, что человек начинает “дышать” преимущественно только верхними отделами грудной клетки, при этом объем легких задействуется всего лишь на 20%. Попробуйте положить руку на живот и сделать вдох. Заметили, что рука на животе практически не изменила своего положения, а грудная клетка поднялась. При таком типе дыхания человек задействует преимущественно мышцы грудной клетки (грудной тип дыхания) или области ключиц (ключичное дыхание). Однако как при грудном, так и при ключичном дыхании организм снабжается кислородом в недостаточной степени.

    Недостаток поступления кислорода может возникнуть также при изменении ритмичности дыхательных движений, то есть изменении процессов смены вдоха и выдоха.

    В состоянии покоя кислород относительно интенсивно поглощается миокардом, серым веществом головного мозга (в частности, корой головного мозга), клетками печени и корковым веществом почек; клетки скелетной мускулатуры, селезенка и белое вещество головного мозга потребляют в состоянии покоя меньший объем кислорода, то при физической нагрузке потребление кислорода миокардом увеличивается в 3-4 раза, а работающими скелетными мышцами – более чем в 20-50 раз по сравнению с покоем.

    Интенсивное дыхание, состоящее в увеличении скорости дыхания или его глубины (процесс называется гипервентиляцией), приводит к увеличению поступления кислорода через воздухоносные пути. Однако частая гипервентиляция способна обеднить ткани организма кислородом. Частое и глубокое дыхание приводит к уменьшению количества углекислоты в крови (гипокапнии) и защелачиванию крови – респираторному алкалозу.

    Подобный эффект прослеживается, если нетренированный человек осуществляет частые и глубокие дыхательные движения в течение короткого времени. Наблюдаются изменения со стороны как центральной нервной системы (возможно появление головокружения, зевоты, мелькания “мушек” перед глазами и даже потери сознания), так и сердечно-сосудистой системы (появляется одышка, боль в сердце и другие признаки). В основе данных клинических проявлений гипервентиляционного синдрома лежат гипокапнические нарушения, приводящие к уменьшению кровоснабжения головного мозга. В норме у спортсменов в покое после гипервентиляции наступает состояние сна.

    Следует отметить, что эффекты, возникающие при гипервентиляции, остаются в то же время физиологичными для организма – ведь на любое физическое и психоэмоциональное напряжение организм человека в первую очередь реагирует изменением характера дыхания.

    Читайте также:  Доктор Комаровский о гомеопатии

    При глубоком, медленном дыхании (брадипноэ) наблюдается гиповентиляционный эффект. Гиповентиляция – поверхностное и замедленное дыхание, в результате которого в крови отмечается понижение содержание кислорода и резкое увеличение содержания углекислого газа (гиперкапния).

    Количество кислорода, которое клетки используют для окислительных процессов, зависит от насыщенности крови кислородом и степени проникновения кислорода из капилляров в ткани.Снижение поступления кислорода приводит к кислородному голоданию и к замедлению окислительных процессов в тканях.

    В 1931 году доктор Отто Варбург получил Нобелевскую премию в области медицины, открыв одну из возможных причин возникновения рака. Он установил, что возможной причиной этого заболевания является недостаточный доступ кислорода к клетке.

    Используя простые рекомендации, а также различные физические упражнения, можно повысить доступ кислорода к тканям.

    • Правильное дыхание, при котором воздух, проходящий через воздухоносные пути, в достаточной степени согревается, увлажняется и очищается – это спокойное, ровное, ритмичное, достаточной глубины.
    • Во время ходьбы или выполнения физических упражнений следует не только сохранять ритмичность дыхания, но и правильно сочетать ее с ритмом движения (вдох на 2-3 шага, выдох на 3-4 шага).
    • Важно помнить, что потеря ритмичности дыхания приводит к нарушению газообмена в легких, утомлению и развитию других клинических признаков недостатка кислорода.
    • При нарушении акта дыхания уменьшается приток крови к тканям и понижается насыщение ее кислородом.

    Необходимо помнить, что физические упражнения способствуют укреплению дыхательной мускулатуры и усиливают вентиляцию легких. Таким образом, от правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека.

    Современные методы исследования функции легких у детей

    Оценке функционального состояния легких практические врачи в последнее время уделяют большое внимание. Показатели функции внешнего дыхания (ФВД) важны как для установления диагноза и определения степени тяжести заболевания, так и для выбора лечебных пр

    Оценке функционального состояния легких практические врачи в последнее время уделяют большое внимание. Показатели функции внешнего дыхания (ФВД) важны как для установления диагноза и определения степени тяжести заболевания, так и для выбора лечебных программ. Динамические наблюдения за больными с повторными исследованиями ФВД позволяют вносить изменения в лечение, прогнозировать течение и даже исход заболеваний органов дыхания у детей.

    Основной задачей исследования ФВД у большинства пациентов является установление нарушений вентиляционной способности легких, среди которых доминируют обструктивные, то есть вызванные изменениями прохождения воздуха по трахеобронхиальному дереву. Реже диагностируются рестриктивные, или ограничительные, нарушения, происходящие вследствие изменения растяжимости легочной ткани. В отличие от взрослых у детей продолжается рост и развитие бронхолегочных структур. Этим объясняется тот факт, что даже при наличии хронических заболеваний органов дыхания благодаря высоким компенсаторным возможностям нарушения функции легких нередко отсутствуют. Дети, страдающие бронхиальной астмой, часто имеют нормальные функциональные показатели не только в период ремиссии, но даже в стадии обострения заболевания.

    Наиболее полная характеристика вентиляционной способности легких возможна при исследовании структуры общей емкости легких. Метод бодиплетизмографии одновременно с исследованием общей емкости легких позволяет оценить бронхиальное сопротивление, чего достаточно для диагностики характера и степени нарушений. Наиболее востребованным и доступным методом исследования ФВД является регистрация кривой поток—объем форсированного выдоха жизненной емкости легких (ФЖЕЛ). Краткость исследования, визуальный контроль выполнения маневра форсированного выдоха, компьютерная обработка результатов, в том числе сравнительный анализ различных по времени исследования показателей, делают этот метод незаменимым при проведении функциональных тестов с бронходилататорами, бронхоконстрикторами и физической нагрузкой.

    Оценка полученных показателей проводится по отклонению от должной величины, то есть теоретически наиболее вероятной величины показателя, установленной у здоровых детей, которая рассчитывается по регрессионному уравнению. Для оценки границ нормальных значений применяют персентильное распределение, поскольку в группах здоровых детей, как правило, распределение отличается от нормального [1].

    Анализ показателей кривой поток—объем (КПО) выдоха форсированной жизненной емкости легких позволяет выявить нарушения бронхиальной проводимости, степень тяжести этих нарушений, а также уровень поражения: нарушения проходимости мелких (или периферических) бронхов, крупных (или центральных) бронхов или генерализованные нарушения. Начальная часть кривой поток—объем характеризует проходимость центральных дыхательных путей. Снижение показателей ОФВ1 (объема форсированного выдоха за 1 с), ПСВ (пиковой скорости выдоха) и МОС25 (максимальной объемной скорости на уровне выдоха 25% ФЖЕЛ) при хорошей воспроизводимости кривой свидетельствует о нарушении проходимости крупных бронхов. Уменьшение потоков на уровне 50 и 75% выдохнутого легочного объема (МОС50 и МОС75) и скоростных показателей (средняя скорость на участке 25—50% и 75—85% ФЖЕЛ: СОС25-50% и СОС75-85%) характерно для нарушения проходимости периферических дыхательных путей. Генерализованная обструкция характеризуется снижением всех показателей, уменьшением площади под кривой, увеличением времени выдоха, а в выраженных случаях — и уменьшением величины ФЖЕЛ.

    Проведение тестов с ингаляционными бронходилататорами решает вопрос об обратимости выявленной обструкции дыхательных путей. Эти тесты широко используются как у детей с бронхиальной астмой, так и при хронической неспецифической патологии легких. По нашим данным, более половины детей с хронической пневмонией и клиническим синдромом бронхиальной обструкции дают достоверный прирост величины ОФВ1 на ингаляцию бронхолитика. Для правильного выполнения и оценки теста необходимо до начала исследования отменить проводимую терапию: β2-агонисты короткого действия — за 6 часов, β2-агонисты длительного действия — за 12 часов, пролонгированные теофиллины — за 24 часа. При исходном исследовании функции легких у детей важно обращать внимание на воспроизводимость показателей: разница между максимальным и минимальным значением показателей ОФВ1 и ФЖЕЛ не должна превышать 5%. В случае плохой воспроизводимости кривой поток—объем дальнейшая оценка прироста показателей будет затруднительна и необъективна. Повторное выполнение форсированного выдоха дает возможность выявить бронхиальную обструкцию, возникшую в результате спирометрии, то есть ухудшение показателей бронхиальной проходимости при выполнении повторных маневров форсированного выдоха. Наличие этого феномена служит противопоказанием для проведения бронхопровокационных тестов и тестов с физической нагрузкой.

    Читайте также:  Стрептоцид детям: инструкция по применению

    Существующие способы оценки фармакологических проб с бронходилататорами: прирост ОФВ1, выраженный в процентах к исходной величине [^ОФВ1 исх.%], отношение выраженного в процентах абсолютного прироста к должному значению [^ОФВ1 долж.%] — малопригодны для педиатрической практики из-за их значительной вариабельности. В педиатрической практике предлагается прирост ОФВ1 на 12% и более по сравнению с исходным значением оценивать как положительный ответ на ингаляцию бронхолитика. Однако у детей прирост в 12% может равняться и 120, и 250, и 360 мл. Поэтому мы предлагаем проводить оценку ответа на ингаляцию бронхолитика по абсолютному приросту величины ОФВ1. Обычно применяемый 95-процентный доверительный интервал (1,96 сигмы воспроизводимости) составил, по нашим данным, у детей и подростков 190 мл. Поэтому прирост показателя ОФВ1 на 190 мл и более [^ОФВ1] можно оценивать как положительный ответ на ингаляцию бронходилататора. В некоторых случаях при наличии минимальных нарушений бронхиальной проходимости все показатели после ингаляции бронхолитика достигают границ нормы, а прирост ОФВ1 составляет менее 190 мл. Тогда при условии налаженного сотрудничества пациента и врача, а также удовлетворительной воспроизводимости кривой поток—объем при исходном исследовании такой тест можно оценить как положительный.

    Воспаление дыхательных путей сопровождается гиперреактивностью бронхов, для диагностики которой применяются провокационные пробы с гистамином и метахолином. Для исследования гиперреактивности бронхов (ГРБ) существует несколько методов, выбор которых зависит от используемой аппаратуры: корректировка постепенно повышающейся дозы метахолина (гистамина) происходит при вдыхании постоянного объема воздуха и различной концентрации аэрозоля либо дозу увеличивают путем повышения вдыхаемого объема при неизменной концентрации. На последнем способе основано действие прибора «Парипровотест-2» (фирмы «Пари», Германия). В качестве распылителя здесь используется небулайзер; как показали исследования с меченным радиоактивной меткой аэрозолем, образующиеся частицы аэрозоля менее 2—3 мкм в диаметре достигают нижних дыхательных путей. В «Парипровотесте-2», в отличие от первой модели, применяется раствор метахолина (гистамина) одной концентрации (0,33%), что не только экономически выгодно, но и сокращает время исследования. После каждой ингаляции проводят контрольное исследование форсированного выдоха, тестирование прекращают при падении ОФВ1 на 20% или более от базисного значения, за которое принимается величина ОФВ1 после ингаляции растворителя провокационного агента (в случае метахолина — физиологического раствора). Рассчитывают кумулятивную дозу вещества, то есть дозу (ПД20), вызвавшую падение ОФВ1на 20% [3]. В оценке бронхопровокационных проб для выявления степени гиперреактивности, учета гиперчувствительности и сопоставления полученных результатов с данными других исследований важно рассчитывать ПД20, хотя в экологических исследованиях допускается применение ПД10.

    Не следует назначать бронхопровокационные тесты с целью дифференциальной диагностики: на сегодня нет провокационных агентов, позволяющих четко дифференцировать бронхиальную астму и другие хронические болезни легких, протекающие с бронхообструктивным синдромом. Проведение провокационных проб с метахолином (гистамином) обычно показано у детей с длительной ремиссией бронхиальной астмы, в некоторых случаях (при нормальных показателях ФВД) — для установления степени тяжести болезни, поскольку имеется связь степени гиперреактивности бронхов с тяжестью течения болезни. Смена положительного ответа на ингаляцию провокационного агента на отрицательный после проведенного лечения, или снижение степени гиперреактивности бронхов, несомненно, свидетельствует об эффективности назначенной терапии. При хронических неспецифических воспалительных заболеваниях легких, как показали наши исследования, почти у половины больных определяется гиперреактивность бронхов, однако степень ее обычно бывает низкой, гораздо реже — средней, высокой степени ГРБ мы не наблюдали ни разу.

    Тест с дозированной физической нагрузкой широко применяется у детей при заболеваниях бронхолегочной системы. Тестирование проводится на велоэргометре из расчета 1 Вт на 1 кг массы тела при частоте педалирования 60—70 в 1 минуту, можно также использовать беговую дорожку, в этом случае нагрузка устанавливается в зависимости от возраста ребенка [1]. Большинство исследователей оценивают тест как положительный при снижении величины ОФВ1 на 10% после физической нагрузки. Как показали исследования, имеется прямая корреляционная зависимость между частотой возникновения посленагрузочного бронхоспазма и тяжестью течения бронхиальной астмой. Кроме того, посленагрузочный бронхоспазм чаще диагностируется у пациентов, предъявляющих жалобы на одышку при физической активности [4]. Достоверной связи между выявлением посленагрузочного спазма и подтверждением имеющейся гиперреактивности бронхов не существует [5]. В связи с этим выбор комплекса функциональных исследований определяется не только оснащенностью соответствующей аппаратурой, но и кругом проблем, которые приходится решать практическому врачу.

    О. Ф. Лукина, доктор медицинских наук, профессор
    Научный центр здоровья детей РАМН

  • Ссылка на основную публикацию