Аффективно-респираторные приступы у детей

Аффективно-респираторные приступы

Общие сведения

Аффективно-респираторные приступы являются приступами спазматического плача или выраженного беспокойства ребенка с «закатом» в условиях отрицательной эмоциональной реакции. Наиболее часто наблюдаются у детей с полугода до полутора лет и проявляются в виде эпизодической кратковременной задержки дыхания (апноэ), которая может сопровождаться апноэтическими судорогами и потерей сознания. Несмотря на пугающие проявления, припадки не опасны для жизни ребенка, и в последствие по достижении трех-пятилетнего возраста проходят самопроизвольно, поэтому не требуют лечения.

От аффективно-респираторных приступов страдает не более 5% населения вне зависимости от пола ребенка. Положительный семейный анамнез был выявлен в 25% случаев.

Патогенез

Аффективно-респираторные проявления возникают в условиях повышенной нервной рефлекторной возбудимости и склонности к истероидным реакциям. Когда ребенок плачет или кричит возникает спазм гортани и может наступить задержка дыхания на этапе вдоха, которая вызывает бледность либо синюшность как кожных покровов, так и слизистых рта. Результатом развивавшейся гипоксии становится нарушение регуляции автономной вегетативной нервной системы, развитие тонических судорог, кратковременные обмороки, которые длятся от нескольких секунд до нескольких минут.

Классификация

В зависимости от патогенеза и полноты клинической картины эффективно-респираторные приступы у детей бывают разного типа:

  • Обычный тип – классическое проявление аффективно-респираторного припадка — задержка дыхания на вдохе, которая возникает в результате травмы либо фрустрации — невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, внешне напоминает ларингоспазм.
  • Синий тип – невротические или неврозоподобные приступы становятся следствием гнева, фрустрации, иногда — боли, в процессе плача ребенок может делать форсированный выдох, происходит задержка дыхания, которая вызывает вегетативно-сосудистые нарушения: цианоз (синюшность кожных покровов), потерю мышечного тонуса, расширение зрачков и синкопальное состояние, чаще всего дети сами приходят в сознание или засыпают на несколько часов; для этого типа аффективно-респираторных припадков характерно отсутствие постиктальной фазы и нормальная ЭЭГ.
  • Бледный или белый тип (аффективно-респираторные синкопы) – в отличие от синего типа вызывает бледность кожных покровов, асистолию и возникает во время плача или его отсутствия, также при нормальной ЭЭГ приводит к обмороку и не имеет пост-иктальной фазы.
  • Аффективно провоцируемые эпилептические припадки или так называемый осложненный тип – считается более выраженной и тяжелой формой вышеописанных типов приступов, которые начинаются как «синий» либо «бледный» и переходят в псевдо эпилептический припадок, ЭЭГ вне приступов обычно нормальная.

Причины

Как проявление повышенно-эмоционального состояния аффективно-респираторные припадки являются наиболее ранним проявлением истерических пароксизмов и обычно возникают в ответ на:

  • чувство разочарования, гнева, испуга, радости и другие сильные эмоциональные потрясения;
  • насильственное кормление;
  • сильную боль, например, при падении с высоты в результате рефлекторной асистолии возникают «бледные синкопы», что особенно опасно для детей с заболеваниями сердца.

Способствовать развитию приступов аномального дыхания может нервное напряжение, голод, усталость, неврастения и невроз, гиперопека, нарушения обмена витамина Д, гипокальциемия и гипогемоглобинемия.

Симптомы

В зависимости от типа аффективно-респираторного припадка симптоматика может отличаться, но в целом она состоит из следующих реакций:

  • остановки дыхания, вызванной криком или плачем;
  • посинения или побледнения;
  • резкой гипотонии (ребенок обмякает);
  • кратковременной потери сознания, за которой может последовать несколько часовой сон;
  • непроизвольное мочеиспускание;
  • возникновение судорог.

Если вовремя не купировать аффективно-респираторные пароксизмы, то впоследствии гипоксии у ребенка может наблюдаться:

  • кратковременная утрата сознания;
  • клонико-тонические либо тонические судороги;
  • послеприступная вялость и сонливость;
  • энурез.

Анализы и диагностика

Самое главное, чтобы респираторные аффективные пароксизмы не были спутаны с эпилептическими припадками, ведь чаще всего изучают лишь амнестические данные и забывают о необходимости установления связи между приступами и эмоциональными реакциями с невротическими проявлениями. На ЭЭГ не удается выявить патологию.

Лечение

Так как патология обычно проходит с возрастом, для здоровья и благополучия семьи самое важно быть полностью информированы и понимать, что проявления исключительно аффективно-респираторные, синдром, несмотря на свою пугающую картину, возрастной. Главное, оказывая первую помощь не нанести травм ребенку и не ухудшить состояние, ведь обычно любые старания недостаточно информированных родителей малоэффективны.

Читайте также:  Симптомы болезни Крона у детей и ее особенности

При частых и тяжелых приступах могут помочь сеансы индивидуальной и семейной психотерапии. Обычно главной целью терапии является устранение невротизирующих факторов, решение проблемы истероидности родителей, неправильного отношения к ребенку.

Аффективно-респираторный синдром у детей

Аффективно-респираторный синдром (АРС) – эпизодические кратковременные остановки дыхания у детей, развивающиеся при интенсивном эмоциональном возбуждении. Приступы апноэ появляются на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения. Аффект внезапно прекращается, ребенок не может вдохнуть, замолкает, синеет или бледнеет, тонус мышц падает. Иногда возникают судороги, обмороки. Через несколько секунд дыхание восстанавливается. Диагностика основана на опросе, осмотре невролога, дополняется ЭЭГ, консультацией психиатра, кардиолога, пульмонолога. Лечение проводится с помощью медикаментов, психокоррекции методов воспитания.

  • Причины АРС у детей
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы АРС у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение АРС у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Название синдрома «аффективно-респираторный» произошло от двух слов: «аффект» – интенсивная неконтролируемая эмоция, «респираторный» – относящийся к процессу дыхания. АРС – нарушение ритмичности вдоха-выдоха на фоне сильного гнева, плача, страха, боли. Синонимичные названия – аффективно-респираторный приступ, закатывания в плаче, приступ апноэ, задержки дыхания. Распространенность синдрома составляет 5%. Эпидемиологический пик охватывает детей от шести месяцев до полутора лет. После пятилетнего возраста приступы развиваются крайне редко. Гендерные особенности не влияют на частоту патологии, однако у мальчиков проявления чаще исчезают к 3 годам, у девочек – к 4-5.

Причины АРС у детей

Детям свойственно испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но эти эмоции не всегда приводят к респираторным нарушениям. Причинами апноэ при сильном аффективном возбуждении могут стать:

  • Тип высшей нервной деятельности. Лабильность, неуравновешенность нервной системы проявляются повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Дети легко поддаются аффекту, вегетативный компонент выраженный.
  • Наследственная предрасположенность. Положительный семейный анамнез определяется у 25% детей, имеющих аффективно-респираторные приступы. Наследуемым является темперамент, особенности вегетативных реакций.
  • Ошибки воспитания. Пароксизмы формируются, поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению, эмоциям. Развитию синдрома способствует вседозволенность, воспитание по типу кумира семьи.
  • Внутренние и внешние факторы . Приступы возникают при воздействии негативных факторов, могут провоцироваться физической болью, накопленной усталостью, нервным напряжением, чувством голода, фрустрацией.

Патогенез

До пяти лет дети неспособны критически относиться к своим эмоциям и поведению, сдерживать, контролировать внешние проявления. Откровенность, прямота, экспрессивность становятся основой ярких аффективных реакций. Плач, испуг провоцируют судорожное сокращение мускулатуры в области гортани. Развивается состояние, напоминающее ларингоспазм: голосовая щель сужается, практически полностью перекрывается, дыхание останавливается. Иногда параллельно возникают тонические и клонические судороги – непроизвольное мышечное напряжение, подергивания. Через 10-60 секунд приступ прекращается – мускулатура расслабляется, дыхание возобновляется. Каждый приступ развивается по фазам: нарастание аффекта, дыхательный спазм, восстановление.

Классификация

Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:

  • Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
  • Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.
  • Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.
  • Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.

Симптомы АРС у детей

Аффективно-респираторные проявления начинаются при плаче, испуге, боли. Ребенок дышит прерывисто, внезапно замолкает, замирает, рот остается открытым. Слышны хрипы, шипение, щелчки. Проявления апноэ непроизвольны. Дыхание прерывается на период от 10 секунд до 1 минуты. Простой приступ завершается спустя 10-15 секунд, дополнительные симптомы отсутствуют. Апноэ после падения, удара сопровождается побледнением кожи, слизистых оболочек. Болевая реакция развивается очень быстро, плач отсутствует либо слышны первые всхлипы. Возникает обморок, пульс слабый или не прощупывается.

Читайте также:  Креон для детей: инструкция по применению

Аффективно-респираторный синдром при негативных эмоциях – обиде, ярости, фрустрации – характерен для малышей 1,5-2 лет. Остановка дыхания происходит в момент сильного плача, крика. Сопровождается посинением кожи, одновременным гипертонусом или резким снижением тонуса мышц. Тело ребенка выгибается дугой либо обмякает. Реже развиваются клонические судорожные мышечные сокращения (подергивания). Во всех случаях происходит самостоятельное восстановление процесса дыхания, цвет кожных покровов нормализуется, судороги исчезают. После простого приступа ребенок быстро восстанавливается – начинает играть, бегать, просит еды. Продолжительные приступы с потерей сознания, судорогами требуют более длительного восстановления. После завершения апноэ ребенок тихо плачет, засыпает на 2-3 часа.

Осложнения

Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы. Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией, расстройствами памяти, внимания, мыслительной деятельности.

Диагностика

Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог. Диагностический алгоритм включает следующие методики:

  • Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
  • Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога, пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы, аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
  • Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография. Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС. Электрокардиография позволяет исключить заболевания сердца, сопровождающиеся остановкой дыхания. Спирография используется для оценки функциональности легких, выявления причины дыхательного спазма.

Лечение АРС у детей

Лечение аффективно-респираторного синдрома проводится комплексно. Помощь психолога, психотерапевта показана всем детям и их семьям. Решение о необходимости назначения фармпрепаратов принимается врачом индивидуально, зависит от тяжести симптомов, возраста пациента. Используются следующие методы терапии:

  • Психотерапия.Занятия с психологом, психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.
  • Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
  • Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.

Прогноз и профилактика

Прогноз аффективно-респираторного синдрома положительный, симптомы обычно исчезают к 5 годам. Предотвратить приступы помогают психологические приемы при взаимодействии с ребенком: необходимо научиться предчувствовать эмоциональные вспышки и предупреждать их – вовремя кормить малыша, обеспечивать полноценный сон, отдых, активные игры, позволяющие снять эмоциональное напряжение. Плач проще остановить переключением внимания, просьбой выполнить действие (принеси, посмотри, сбегай), а не требованием прекратить проявление эмоций. Фразы «не реви», «не ной» «перестань сейчас же» только усиливают аффект. Детям двух-трех лет стоит объяснять их состояние, указывать на неуместность, неэффективность истерики.

Читайте также:  Раствор «Хофитол»: инструкция по применению для детей

Аффективно-респираторные приступы у детей

Аффективно-респираторные приступы у детей (проще говоря, приступы задержки дыхания) – это ранние обмороки и истерические приступы. Чтобы было понятней, с чем связана эта болезнь, необходимо знать, что слово «респираторный» связано с дыхательной системой, а слово «аффект» представляет собой почти неконтролируемую бурную эмоцию.

Необходимо знать, что при данном заболевании, ребёнок специально задержал дыхание, но на самом деле в этот момент срабатывает рефлекс во время того, как он плачет и сильно выдыхает воздух из лёгких, практически не оставляя его там. В этот момент он молчит с открытым ртом, из которого не доносится ни звука. Длительность таких моментов с задержкой дыхания не превышает 30-60 секунд, и заканчиваются, когда он переводит дыхание, вновь начиная кричать.

«Бледный» и «синий» АРП

Аффективно-респираторные приступы делятся на два вида – «бледный» и «синий». «Бледный» зачастую проявляется в виде реакции на боль при уколе, ударе, падении. Пульс исчезает, поэтому его невозможно нащупать и посчитать. Такой тип очень схож с обмороками касательно способа развития. Дети с пароксизмами (дыхательными приступами) в дальнейшем могут страдать от обморочных состояний.

Но в большинстве случаев у детей развиты «синие» приступы. Выражаются они гневом или недовольством ребёнка.

Причины

Основными причинами могут стать отказ в выполнении его прихоти, если он не получит желаемого или на него просто не обратить внимание, когда он этого хочет — ребёнок начинает кричать и плакать. Глубокое дыхание время от времени прерывается, останавливаясь на вдохе, чадо становится слегка синюшный. В лучшем случае дыхание продолжится спустя пару секунд и ребёнок вновь будет чувствовать себя нормально. Внешне «синий» приступ похож на спазм мышц гортани, известный как «ларингоспазм». В более неблагоприятном случае проявляется дольше, в результате чего у ребёнка снижается мышечный тонус – в этом случае он словно «тает» на руках матери; либо наоборот — мышцы сильно напрягаются, из-за чего он выгибается дугой. Чаще всего случаются у вспыльчивых, эмоциональных и раздражительных детей. Они проявляются как истерические приступы. Стандартная детская истерика проходит в виде протестующих жестикуляций – бьёт ножками и ручками о пол, кричит, рыдает, показывает недовольство и ярость.

С 3-4 лет чадо с истерическими реакциями или приступами задержки дыхания, отличается от здоровых детей своими истериками или проблемным характером. Но есть способы воспитания таких детей, чтобы предотвратить дальнейшее развитие у них истерического характера по мере их взросления.

Основные принципы воспитания детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключаются в предупреждении этих приступов и воспитании ребёнка сдержанности, контролировании своих эмоций. Естественно, что всплеск эмоций характерен для всех детей и даже взрослых. Взрослые, понятное дело, умеют сдерживать своё недовольство. Дети, к примеру, в возрасте двух лет более открыты в этом плане, так как ещё не воспитаны.

Лечение

Определённого лечения в этом случае нет, тем более что это не смертельно и после 3-4 лет все это уходит. Очень важно для родителей – быть проинформированными, чтобы не пугаться и не наделать из-за этого ребёнку бед.
Существует, конечно, два направления по лечению – медикаментозное и не медикаментозное. Причём второй способ является основным. Семье необходимо проконсультироваться с психологом, который даст ценные рекомендации по воспитанию ребёнка, действиях во время приступа ребёнка и предотвращению его повторного проявления, а также налаживанию в семье взаимопонимания.

Только лишь в том случае, когда родители не могут помочь ребёнку сами, необходимо использование лекарств, основной функцией которых является лечение повышенной возбудимости и невропатии. Лечение для ребёнка должен подбирать только специалист-невролог, и не нужно слушать советы фармацевта в аптеке. Лекарства подбираются индивидуально для каждого ребёнка.

Читайте также:  Рибоксин для детей: инструкция по применению


Автор сайта: Алексей Борисов — практикующий невролог, отоневролог (специалист по вопросам головокружения).
— Окончил Иркутский государственный медицинский университет.
— Заведую кабинетом головокружения.
— Регулярно прохожу курсы повышения квалификации, участвую и выступаю с докладами на образовательных конференциях, в том числе с международным участием.
— Имею большое количество печатных научных публикаций.

Аффективно-респираторные приступы у детей

Аффективно-респираторные приступы

Добрый день! С Вами главный врач клиники неврологии и эпилептологии «EpiJay» Коростовцев Дмитрий Дмитриевич. В новом третьем разделе мы остановимся на приступах (синоним – пароксизмах), которые возникают у детей дошкольного возраста и могут по своим проявлениям «имитировать» эпилептические припадки. Сами по себе такие пароксизмы в подавляющем большинстве случаев не представляют опасности для здоровья ребенка, но своими проявлениями вводят в шок окружающих, родителей.

Аффективно-респираторные приступы – это пароксизмы во время которых ребенок «заходится при плаче» с остановкой дыхания (англ. breath-holding spells – «приступы задержки дыхания»).

Аффективно-респираторные приступы (АРП) развиваются у детей в дошкольном возрасте, чаще всего на 6-24 месяцах жизни, но могут начаться и с рождения или после двух лет. Частота АРП у детей в возрасте до 5 лет по разным данным составляет 2-10%.

Симптомы

Приступу предшествует обида малыша (что-то не дали, отобрали и т.п.), испуг, боль (ударился, упал и пр.). Ребенок начинает плакать и во время плача происходит остановка дыхания («апноэ») возникающая преимущественно за счет спазма дыхательных путей, крик обеззвучивается. Кожа носогубного треугольника, лица синеет или бледнеет, малыш утрачивает сознание, выгибается, обмякает, быстро приходит в себя. Длительность приступа обычно менее 1 минуты. Возможны варианты более легких проявлений (например, приступ короткий – несколько секунд, нет явной утраты сознания, обмякания), и более тяжелых симптомов (отмечается еще и подергивание конечностей, непроизвольное мочеиспускание, длительность пароксизма несколько минут). После приступа общее состояние ребенка обычно в норме, иногда может быть кратковременная общая вялость, сонливость.

В зависимости от изменения цвета кожи во время пароксизма выделяют «цианотический тип» (с посинением кожи, от слова «цианоз» – синюшная окраска кожи), и «бледный тип» АРП (с бледностью кожи, при этом цианоз отсутствует или очень слабо выражен).

Чаще всего развивается «цианотический тип». При этом варианте приступ чаще всего провоцируется обидой, эмоциями, злостью ребенка. Такие приступы возникают при сильном плаче у детей возбудимых, склонных к истерикам, зачастую и сам приступ у них носит характер истерической реакции на какую-то не понравившуюся малышу ситуацию. Редко провоцирующим фактором является что-то одно: например, известен случай, когда АРП провоцировался только предложением ребенку банана и ничем другим.

Реже встречается «бледный тип». При этом варианте приступ обычно провоцируется испугом, болью (т.е. если ребенок упал, ударился и т.п.). В картине преобладает бледность кожи, а плач может быть слабо выраженным, «нет истерики». Апноэ слабо выражено, но отмечается замедление частоты сердцебиения. Бледный вариант АРП больше похож на обморочное состояние, чем на невротическую реакцию. Иногда может быть сочетание, например, бледности носогубного треугольника и легкого цианоза кожи лица, шеи.

Причины и механизмы развития АРП

При приступе всегда есть провоцирующий фактор, вызывающий плач ребенка. Сразу возникает вопрос: «Но плачут же все дети, а заходятся лишь некоторые?». Конечно, это так. Для того чтобы развился АРП одного плача мало. Необходимым условием является еще и повышенная нервно-рефлекторная возбудимость, иногда даже истеричность ребенка, которая приводит к рефлекторному спазму дыхательных путей (гортани, трахеи) при плаче в ответ на эмоциональный или болевой раздражитель. Кроме того к спазму предрасполагает мягкость хрящевых тканей гортани и трахеи у маленьких детей, особенно если у ребенка имел место рахит. Когда хрящи становятся плотнее, то даже при сильном плаче дыхательного спазма и остановки дыхания (апноэ) уже не происходит.

Читайте также:  Норма анализа мочи у детей по Нечипоренко

Апноэ приводит к снижению содержания кислорода в крови (гипоксии), вследствие чего возникает цианоз и/или бледность, утрата сознания. Если гипоксия достаточно велика, могут произойти судороги (ребенок напрягается, вытягивается в струну, м.б. подергивания конечностей, мышц лица), при более глубокой утрате сознания – непроизвольное мочеиспускание. Наличие судорог и непроизвольного мочеиспускания еще не означает, что у малыша эпилепсия, эти симптомы могут быть следствием гипоксии («нехватки кислорода») мозга на фоне апноэ. В диагностике здесь помогает ЭЭГ и видеоЭЭГ мониторинг (см. раздел «Диагностика»).

При «бледном типе» АРП помимо остановки дыхания у ребенка может быть кратковременное замедление или даже остановка работы сердца, которое перестает биться на секунды (синоним – асистолия). Исследования показали, что асистолия во время приступа может достигать 2-3 секунд, поэтому в клинической картине преобладает не цианоз, а бледность кожи за счет кратковременного снижения притока крови к головному мозгу, усугубляемого, вероятно, и снижением артериального давления. В связи с этим «бледный тип» по своим проявлениям более похож на обморочное (синкопальное) состояние.

Факторами, усугубляющими гипоксию головного мозга при АРП и усиливающими выраженность симптомов, являются анемия (снижение гемоглобина и эритроцитов, железа в крови), рахит, заболевания сердца (врожденные пороки сердца, аритмия и др.), хронические болезни дыхательной системы (бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь, хронический бронхит и др.). Как правило, дети, имеющие такие сопутствующие болезни, страдают АРП с более тяжелыми клиническими проявлениями.

Большое значение в развитии АРП имеют нарушения воспитательно-педагогического подхода к ребенку. Воспитание по типу «звезды», «кумира семьи», с гиперопекой, зачастую приводят к усугублению истерических черт у малыша, что в свою очередь способствует более высокой частоте приступов.

Диагностика и обследование

Все дети с проявлениями АРП должны посетить невролога. При необходимости – клинического психолога, педиатра, кардиолога, пульмонолога. Рекомендуем начать с визита к неврологу, а он уже решит, следует ли обращаться к другим специалистам. Обязательно проведение ЭЭГ. В некоторых случаях, когда возникает подозрение об эпилепсии, требуется длительный видеоЭЭГ мониторинг, но начинать обследование сразу с него не стоит. Из дополнительных исследований может потребоваться УЗИ головного мозга (нейросонография), допплерография сосудов шеи и головного мозга (УЗДГ). Что касается УЗДГ, то значимость данного обследования при АРП не велика, не смотря на то, что многие, почему-то, стремятся в первую очередь выполнить именно это исследование. В механизме развития АРП возможные «проблемы с сосудами шеи» как раз имеют минимальное значение. Более того, качественно выполнить УЗДГ маленькому ребенку с повышенной возбудимостью нервной системы крайне затруднительно.

Что касается электрокардиограммы, УЗИ сердца, анализов крови и пр., то решение о необходимости проведения данных обследований принимают педиатр и/или кардиолог. Рекомендуем вначале посетить врача и вместе решить вопрос о том, какие обследования требуется выполнить ребенку.

Лечение

Лечение АРП должно быть комплексным и заключается в снижении нервно-рефлекторной возбудимости ребенка, выявлении и коррекции возможных нарушений воспитания.

Требуется нормализация режима дня, ограничение возбуждающих мероприятий (театр, цирк, аттракционы, просмотр мультфильмов и пр.). В период учащения приступов и нарастания признаков повышенной возбудимости у ребенка лучше вообще воздержаться от таких мероприятий, ограничить телевизор до 20-30 минут в сутки или лучше вообще исключить его просмотр ребенком. Что касается детского садика, то здесь все очень индивидуально. У некоторых детей АРП никогда не случаются в детсаду, а происходят исключительно дома, причем нередко в присутствие только кого-нибудь из родителей, родственников. Обычно такая ситуация отмечается у детей склонных к истерикам. В этих случаях посещение детского сада как раз очень даже показано, а также не помешает обращение к клиническому психологу, который поможет понять, почему АРП случается только в домашней обстановке.

Зачастую приступ можно предотвратить – в самом начале плача отвлечь ребенка громким звуком (хлопнуть в ладоши или что-то уронить, например), опрыскать его лицо водой, дунуть в лицо, иногда оказывается успешной попытка переключить внимание малыша на какие-то посторонние вещи (посмотреть в окно – «что там делается?», показать новую игрушку и т.п.). Не рекомендуется сразу давать ребенку то, что он хочет и из-за чего начал плакать (машинку, куклу, конфету и т.п.). Если же приступ уже начался ребенка нужно подстраховать чтобы он не упал и не получил травму, взять на руки. Не следует делать «искусственное дыхание» и пытаться проводить реанимационные мероприятия, выход из приступа всегда происходит самостоятельно и в подавляющем большинстве случаев быстрее, чем за 20-30 секунд. После пароксизма состояние ребенка в подавляющем большинстве случаев нормальное, он начинает играть и делать то, что и до приступа. Если ребенок вялый, сонливый после АРП, необходимо дать ему отдохнуть, полежать. Такое состояние не типично для «обычного АРП», если оно возникает необходимо внепланово обратиться к врачу.

Читайте также:  Асфиксия новорожденных: от причин до последствий

Для снижения повышенной возбудимости нервной системы у детей с АРП применяются медикаментозные и не медикаментозные методы лечения. Лекарства следует давать ребенку по назначению врача невролога. Здесь большое разнообразие лекарственных средств, начиная от фитотерапии (пустырник, пион, валериана и пр.), гомеопатических препаратов и мультикомпонентных медикаментов (Эдас 306, нотта, киндинорм и др.), и заканчивая ноотропами (глицин, пантогам, фенибут и т.п.). Но в некоторых случаях можно обойтись и без лекарственной терапии.

Зачастую нужна и помощь клинического психолога. Клинический психолог, во-первых, помогает выявить возможные нарушения в воспитательной сфере и составляет план их устранения, а во-вторых, поможет родителям выработать правильное отношение к проблемам ребенка. Родителям важно понять необходимость единого подхода в воспитании, не должно быть контрастного воспитания в семье (например: «мама все запрещает, а папа или бабушка все разрешает» и т.п.). Ни в коем случае нельзя допускать попустительства ребенку. Если это допустить, то малыш быстро смекнет, что для получения желаемого ему достаточно сильно расплакаться, закатить истерику – и он все получит. Как следствие – усугубление проявлений АРП, увеличение частоты приступов, нарастание истерических черт характера у ребенка.

Конечно, врач должен особо указать родственникам на отсутствие вреда от самого приступа у ребенка, а также на «невозможность умереть во время приступа». Проведены исследования интеллекта у детей с АРП, и выявлено, что показатели интеллектуального развития у таких малышей в среднем не отличаются от здоровых сверстников. Худшие результаты отмечены у тех детей, у которых приступы с цианозом происходили чаще чем 5-6 раз в сутки на протяжении длительного времени, то есть, вероятно, в этих случаях сказывалась гипоксия головного мозга во время частых приступов.

Прогноз

С возрастом АРП всегда исчезают. Обычно это происходит к 3-4 годам, а после 5 лет АРП сохраняются менее чем в 3-5% всех случаев таких приступов при плаче, после 12 лет их уже никогда не бывает. Но у ребенка могут оставаться другие нарушения, связанные с АРП в раннем детстве. А именно: истерики, невротические реакции на стрессовые ситуации, проявления вегетососудистой дистонии (головные боли, обморочные состояния), нарушения сна. Примерно в 1-2% случаев АРП возможно развитие эпилептических припадков, поэтому проведение ЭЭГ обследования необходимо.

Аффективно -респираторный синдром – причины, проявление и лечение.

Аффективно-респираторный синдром у детей в возрасте до 5 лет выявляют в 5 процентах случаев. Он встречает довольно редко, но с каждым годом подобные случаи учащаются. Болезнь диагностируется врачами, если во время эмоционального напряжения у ребёнка проявляются симптомы апноэ: невозможность дыхательной функции на протяжение 1 минуты. Часто апноэ сопровождается судорогами и кратковременными обмороками.

В такие моменты мозгу сложно справляться с трудностями, появляется нехватка кислорода, что влечёт за собой неприятные последствия для здоровья нервной системы. Эти причины служат тому, что мировое здравоохранение на принудительной основе советует детям с таким заболеванием регулярно проходить обследования у врачей даже, если болезнь протекает в лёгкой форме.

Читайте также:  Доктор Комаровский о высокой температуре у детей

Аффективно-респираторный синдром: причины

Следуя МКБ 10, Аффективно-респираторный синдром можно отнести к группе истерических расстройств личности. Но важно осознавать, что эмоциональные перепады у ребёнка не всегда обязаны проявляться в приступах апноэ.

Аффективно-респираторный синдром у детей часто сравнивают с эпилепсией, протекающей в более лёгкой форме. Но не стоит забывать, что это самостоятельное заболевание, которое требует индивидуального рассматривания и лечения. Исходя из всё того же МКБ 10, нужно выделить, что Аффективно-респираторный синдром имеет свой код – F60.4.

На первый взгляд, данное заболевание кажется опасным и устрашающим, но в своей сути оно не приводит к летальным исходам, а скорее указывает на серьёзные патологии в организме ребёнка. Чтобы лучше знать врага в лицо, необходимо разобраться в причинах возникновения заболевания.

Почему происходят приступы

  • Чрезмерная чувствительность, психологическая неуравновешенность на фоне особенностей нервной системы: по причине темперамента или особенностей в висцеральной нервной системе;
  • Причина наследия. К примеру, повышенная возбуждённость передаётся наследственно. По статистике 25 процентов детей с подобным синдромом рождаются в семьях, где уже встречалась это заболевание;
  • Если ребёнок воспитывается в не лучшей психологической обстановке, когда родители часто ссорятся и допускают частые конфликтные ситуации. Всё это влияет на психику ребёнка.

Возрастные нормы

Аффективно-респираторный синдром нечасто диагностируют у маленьких детей. С взрослением также сложно определить заболевание, ведь если ребёнок плачет, он просто общается с миром (по – другому он попросту не умеет), поэтому считать это симптомом в корне неправильно. Находясь уже в более взрослом и осознанном возрасте, дети рассматривают плач, как способ добиться желаемого: получить игрушку, конфету или развлечение.

Способность контролировать эмоции появляется у ребёнка в возрасте от 4 до 5 лет. Именно в этом возрасте Аффективно-респираторный синдром выявляется реже всего. Если же дети не способны контролировать свои эмоции – это свидетельствует о потенциальном симптоме болезни.

Аффективно-респираторный синдром МКБ: проявления

Индивидуальность характера сильно воздействуют на состояние вегетативной нервной системы: мышцы в глотке ребёнка сокращаются, из-за чего ему становится невозможно нормально дышать. Обычно такое состояние длится не более 1 минуты. Оно проявляется следующим образом:

  • Пациент перестаёт контролировать свои эмоции, он замирает и перестаёт выполнять привычные дыхательные процессы;
  • Проявляются спазмы;
  • В конечном итоге ребёнок расслабляется и восстанавливает дыхание. Аффективно-респираторный синдром, проявляющийся в лёгкой форме позволяет ребёнку довольно быстро приходить в сознание и продолжать обыденную жизнь. После приступа ребёнок может прийти в покой и уснуть на несколько часов.

Провоцируют приступ:

  • Страхи;
  • Раздражения;
  • Грусть, обиженность;
  • Излишняя радость, сильное возбуждение;

Аффективно-респираторный синдром: МКБ, классификация

  1. Легкая стадия. Длится около 15 секунд, ребёнок не способен нормально дышать. Опасности для мозга нет, но всё равно стоит обратиться к неврологу.
  2. «Бледная» стадия. Возникает из-за внешних факторов. Например, из-за боли, удара, укола или падения. При приступах, у ребёнка наблюдается бледность, он может упасть в обморок. Аффективные симптомы типа плача или крика могут не проявляться.
  3. «Синяя» стадия. Катализатором приступов является окружающая обстановка: стресс, давление, сильное возбуждение. Симптомами при этой стадии являются: кожа становится синей, апноэ длится около 20 секунд, в редких случаях проявляются судороги.
  4. Осложнённый Аффективно-респираторный синдром. Часто проявляется у грудничков. Данная стадия отличается от прошлых своей сложностью и длительностью приступов. Синдром проявляется не только из-за темперамента или характерных особенностей, но и из-за проблем с ЦНС.

Прогнозы и лечение Аффективно-респираторного синдрома

Какие могут быть осложнения:

  • Эпилепсия;
  • Гипоксия;
  • Проблемы с памятью;
  • Растерянность;
  • Расстройство в мыслительных действиях;
  • Проблемы с речью.

Чтобы сократить количество и сложность приступов у детей, опытные неврологи советуют наблюдаться у психотерапевта и на регулярной основе проходить лёгкую реабилитацию в клиниках:

  • Песочной терапией;
  • Микротоком;
  • Сенсорной интеграцией;
  • Нейропсихологической коррекцией.
Читайте также:  Доктор Комаровский о косоглазии у детей

При возникновение даже неочевидных симптомов подобного расстройства, следует обращаться к специалистам в целях предотвращения развития заболевания. Нужно понимать, что первая стадия с возрастом может развиться, что сильно затруднит лечение. Если находиться на постоянном наблюдение у врачей и следовать всем рекомендациям, с аффективно-респираторным синдромом можно жить спокойно.

Аффективно-респираторные приступы у детей

Респираторные аффективные судороги наблюдаются у детей с повышенной возбудимостью в возрасте от 7 — 8 мес до 2 лет. В 30% случаев они носят семейный характер и провоцируются психогенным фактором: испугом, сильпой болью, гневом. Ребенок начинает кричать, затем наступает задержка дыхания на вдохе (инспираторная остановка дыхания), развивается цианоз, голова запрокинута назад, зрачки расширены, сознание утрачивается на несколько секунд. Мышечный тонус обычно снижен, но иногда отмечается гипертония. Если это состояние не ликвидировать, то в результате гипоксии могут начаться генерализованные судороги. В конце приступа наблюдается непроизвольное мочеиспускание, ребенок вял, сонлив, по может быть и в нормальном состоянии. При переключении его внимания до появления цианоза приступ может купироваться на этом этапе.

Психомоторное развитие в большинстве случаев не страдает, однако в анамнезе иногда имеются указания на патологию преперинатального периода. В неврологическом статусе можно обнаружить микросимптоматику (асимметрию мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, непостоянный симптом Бабинского и др.). На ЭЭГ в 38—45% случаев обнаруживаются изменения, характерные для органического поражения,— фоновая кривая с многочисленными медленными волнами, разрядами пиков, асимметрия колебания биопотенциалов. У 50% детей с аффективными судорогами наблюдаются эмоциональные и поведенческие нарушения. Диагноз этого вида судорог не представляет трудностей, так как они всегда следуют за отрицательной эмоциональной реакцией. Если имеются изменения на ЭЭГ, такой ребенок должен быть отнесен в группу «высокого риска» по развитию в дальнейшем эпилепсии.

Диагноз судорожного синдрома у новорожденных и грудных детей представляет в некоторых случаях затруднение. Это связано с атипичным течением, абортивпостыо, кратковременностью пароксизмов. У новорожденных не всегда четко выражен двигательный компонент. Такие судороги часто принимают за обычные движения новорожденного и диагностируют их лишь после трансформации в генерализованные или выраженные локальные пароксизмы.

У детей грудного и более старшего возраста родители, как правило, отмечают судороги с момента их возникновения. Генерализованные судорожные припадки фиксируются сразу. Малые припадки, особенно если это касается абсансов, улавливаются не всегда, так как ребенок не падает, не теряет сознания. И только по мере их повторения родители обращаются к врачу.
С целью подтверждения клинических данных и уточнения этиологии заболевания используется ряд дополнительных методов обследования.

У новорожденных с судорожным синдромом необходимо провести тщательное биохимическое исследование крови на содержание кальция, натрия, фосфора, глюкозы, пиридоксина, аминокислот. Важное значение имеет люмбальная пункция. Она делается для исключения менингита и субарахноидального кровоизлияния. Повышенный клеточный состав указывает на воспалительные изменения, эритроциты — на субарахноидальное кровоизлияние, повышенное давление ликвора — на внутричерепную гипертензию.

Нейрорентгенологическое исследование следует проводить во всех случаях судорожного синдрома у детей раннего возраста. Оно включает краниографию, пневмоэнцефалографию. С их помощью можно получить информацию о состоянии костей черепа, желудочковой системы, субарахноидальных пространств и выявить гидроцефалию, порэнцефалию, атрофию полушарий мозга и другие аномалии развития. Локальное расширение ликворных пространств свидетельствует о корковой атрофии. Задержка газа перед каким-либо участком субарахноидального пространства указывает на слипчивый процесс в оболочках. На краниограммах можно обнаружить внутричерепные очаги обызвествления вследствие паразитарных заболеваний, кровоизлияний. В последние годы для обследования больных с судорожными пароксизмами начинает применяться компьютерная томография. С ее помощью можно обнаружить кальцнфикаты, атрофические процессы, гидроцефалию, опухоли.
Ангиография позволяет диагностировать сосудистые аномалии (аневризмы, ангиомы), которые могут быть причиной судорожного синдрома.

Читайте также:  Судокрем для новорожденных и грудничков: инструкция по применению

Наиболее важное значение как дополнительный метод исследования при судорожном синдроме имеет электроэнцефалография (ЭЭГ). На ЭЭГ можно выявить более тонкие функциональные изменения, которые связаны с механизмом, провоцирующим возникновение припадка. Метод ЭЭГ как наиболее безопасный широко применяется в раннем детском возрасте. ЭЭГ позволяет не только установить наличие пароксизмальной активности мозга, но в некоторых случаях определить и локализацию патологического очага. Следует отметить, однако, что данные ЭЭГ не всегда коррелируют с тяжестью заболевания. При выраженных изменениях на ЭЭГ у больного могут быть редкие припадки, и, наоборот, частые припадки могут сочетаться с незначительными или мало выраженными дезорганизованными кривыми. ЭЭГ-исследование следует проводить в динамике для оценки эффективности лечения.

В зависимости от характера судорожных пароксизмов и изменений нервной системы, при которых они возникли, на ЭЭГ можно обнаружить различные отклонения. Судорожные припадки возникшие у новорожденного в результате родовой травмы, характеризуются наличием остроконечных волн, которые в дальнейшем сменяются высоковольтными волнами и пиками или комплексами «пик—волна» с атипичной следовой волной.

Для детей с различными вариантами малых пропульсивных припадков характерна гипсаритмия (нерегулярные генерализованные высокоамплитудные медленные волны и разряды пиков, различной длительности и изменяющейся локализации). На фоне пшсаритмии возникают разряды пиков с гиперсинхронными медленными волнами (2—2,5 колебания в 1 с).

При органическом поражении центральной нервной системы на фоне общих диффузных изменений, характерных для этого вида поражения, обнаруживается диффузная дисритмия медленного типа с наличием гиперсинхронных тета- и дельта-колебаний. Патологическая картина более выражена в затылочной области, что характерно для детского возраста.

Комплексное клинико-электроэнцефалографическое и нейро-рентгенологические исследования способствуют ранней этиологической диагностике и целенаправленному лечению.

Причины и лечение аффективно-респираторных приступов у детей

  1. Причины АРП
  2. Симптоматические проявления
  3. Осложнения и последствия АРП
  4. Отличия АРП от эпилепсии
  5. Лечение аффективно-респираторных приступов
  6. Медикаментозная терапия
  7. Советы родителям
  8. Видео

Гарантия эффективности лечения АРП – индивидуальный подход к ребенку со стороны врача и родителей.

Причины АРП

Ведущим фактором, провоцирующим аффективно-респираторные приступы у детей, называют наследственность. Чаще приступы возникают у малышей, чьи родители также страдали в детстве эпизодами АРП. Наследственная предрасположенность наблюдается у каждого четвертого ребенка, страдающего АРП.

Дополнительные причины возникновения приступов:

  • Факторы внешнего и внутреннего характера, к примеру, сильная усталость, боль, ощущение голода, страха, нервное перенапряжение.
  • Пробелы воспитания. Привести к формированию предрасположенности к АРП могут неверные воспитательные приемы, выраженные во вседозволенности, попустительстве, отсутствии поведенческих рамок.

Аффективно-респираторные приступы свойственны детям высшего нервного типа, характеризующегося неуравновешенностью, повышенной возбудимостью, эмоциональностью, лабильностью.

Симптоматические проявления

Синдром подразделяется на четыре основных типа, для каждого из которых свойственны определенные клинические признаки:

  • Простой. Легкая форма, для которой характерен только приступ задержки дыхания. Не сопровождается изменением оттенка кожных покровов, нарушением кровотока.
  • Синий. Является результатом эмоционального перенапряжения. Дыхание становится прерывистым на пике вдоха, наблюдается его остановка, а также синюшность кожных покровов. Если приступ длится более 20 секунд, вероятно появление судорожных состояний.
  • Бледный. Развивается на фоне неожиданной боли, то есть, привести к возникновению могут прививки или уколы. Сопровождается кратковременной остановкой дыхания, потерей сознания.
  • Осложненный. Начала характерно для приведенных выше двух типов. По мере развития появляются тонические судороги, возможна потеря сознания.

При обращении к врачу родителям ребенка важно точно описать симптомы, которыми сопровождается приступ, это поможет подобрать оптимальный вариант терапии.

Клинические проявления осложненного типа АПР являются схожими с эпилептическим припадком. В такой ситуации важно своевременно исключить или подтвердить диагноз «эпилепсия», что требует обращения к неврологу.

Осложнения и последствия АРП

Негативные последствия АРП исключены при условии своевременной диагностики и назначения лечения, синдром не несет опасности для ребенка в целом. Однако, отсутствие врачебного вмешательства при необходимости такового может привести к истощению центральной нервной системы, что чревато снижением памяти, рассеянностью, низкой способностью к концентрации внимания.

Читайте также:  Симптомы болезни Крона у детей и ее особенности

В ряде случаев аффективно-респираторные приступы могут привести к развитию эпилептических припадков. Согласно данным ВОЗ, каждый пятый ребенок, страдающий этим заболеванием, имеет в анамнезе приступы задержки дыхания. Соответственно, оставлять без должного врачебного внимания АРП категорически нельзя.

При своевременном лечении АРП вероятность негативных последствий минимальна

Отличия АРП от эпилепсии

Важно представлять отличия аффективно-респираторных приступов от эпилептических припадков. Основными из них являются:

  • Эпилепсия характеризуется риском развития приступа в любое время, тогда как АРП возникает чаще, если ребенок устал, чувствует боль, голод.
  • Приступы пароксизма могут протекать в различных формах и с различной тяжестью.
  • Пароксизм развивается не ранее 6 месяцев и длится до 5 – 6 лет. Эпилептические припадки могут возникать с рождения, и относятся к категории вневозрастных заболеваний.
  • АРП крайне редко развиваются во сне.

Важно исключить самостоятельную диагностику. При появлении у ребенка признаков, которые могут указывать на то или иное заболевание, следует немедленно обратиться к специалисту.

Лечение аффективно-респираторных приступов

Лечение, подбор лекарственных препаратов, определение схемы и дозировки приема медикаментов осуществляется только после постановки диагноза. В большинстве случаев ребенку не требуется проведения консервативной терапии, достаточно коррекции процесса воспитания и соблюдения родителями ряда правил.

Медикаментозное лечение АРП требуется согласовать с врачом

Медикаментозная терапия

При тяжелых формах АРП ребенку может потребоваться лечение, основанное на приеме медикаментозных средств. Чаще консервативная терапия базируется на использовании седативных препаратов, витаминов, отнесенных к группе В, нейропротекторов.

В рамках лечения детей чаще практикуется использование настоев и отваров лекарственных трав, обладающих успокаивающими свойствами. Готовят их самостоятельно с применением натурального растительного сырья или приобретают готовые препараты на спиртовой основе. Дозировка подбирается с учетом состояния ребенка и его возраста.

Хорошими успокаивающими свойствами обладают теплые ванны с отваром хвои или любой морской солью. Для получения нужного результата проводить водные процедуры рекомендуется перед сном. Вода должна быть комфортной для ребенка температуры.

Принимать лекарственные препараты допустимо только при наличии врачебного предписания. Самостоятельный прием любых средств может привести к негативным для ребенка последствиям.

Советы родителям

В большинстве случаев аффективно-респираторные приступы являются результатом неверно применяемых к ребенку приемов воспитания или отсутствия такового в целом. Если необходимость в применении медикаментозного лечения отсутствует, родителям рекомендуется обратить внимание на следующие правила, которые помогут снизить вероятность возникновения приступов:

  • Важно избегать факторов, которые могут спровоцировать очередной приступ. В числе таких причин называют голод, страх, боль.
  • Если ребенок посещает детский сад, рекомендуется своевременно поставить воспитателя в известность о возможности приступа.
  • Рекомендуется определить ребенка в детский сад, если он не посещает это учреждение. В детском коллективе он научится вести себя подобающим образом. Если приступы являются результатом нежелания идти в сад, важно проконсультироваться с психологом, который выявит причину и поможет устранить ее.
  • Важно уметь переключать внимание. Если ребенок начал капризничать, при этом плач усиливается, требуется акцентировать его внимание на чем-либо, что поможет отвлечь от истинной причины конфликта.
  • Важно четко обозначить границы. Ребенок должен знать, что дозволено ему а что делать нельзя. При этом налагать запреты следует спокойным тоном. Также требуется объяснять ребенку последствия нарушения правил, например, нельзя есть мороженое, так как может заболеть горло.

Комплекс лечения, не основанный на приеме медикаментозных препаратов, включает также соблюдение ребенком режима дня и питания. Малыш должен получать достаточное количество витаминов и микроэлементов. Родителям рекомендуется помнить, что основным методом лечения АРП является положительная и доброжелательная обстановка внутри семьи. Именно спокойная уютная атмосфера поможет ребенку чувствовать себя более уверенно.

Видео

Ссылка на основную публикацию