Развивающие игры для детей до года

Развивающие игры и занятия для детей от 0 до 1 года: обзор упражнений по месяцам

Малыш в доме – безмерная радость для родителей, ночи без сна и груз ответственности за безопасность и развитие крохи. Насколько быстро и активно будет развиваться ребенок зависит, в первую очередь, от усилий родителей, уделяющих ему много внимания и заботы. Развивающие игры, веселые затеи в возрасте до года (с 1 до 12 месяцев) – это выражение любви к маленькому солнышку, поселившемуся в доме.

Развитие ребенка до года целиком и полностью находится на плечах родителей, которые должны посвящать малышу много времени, подбирать для него подходящие по возрасту и интересам занятия

До 3 месяцев

1 месяц

  • Общение с ребенком. Постоянно разговаривайте с малышом в возрасте от 0 до 3 месяцев во время прогулок, переодевания, купания и когда занимаетесь домашними делами. Используйте разные вариации голоса. Успокаивайте малыша тихим голосом и привлекайте его внимание более громким.
  • Лицо любимой мамы. Фокусируя взгляд на мамином лице, 1-месячный ребенок поворачивает головку или переводит взгляд в ту сторону, в которую перемещается мама.
  • Мамин голос. Часто называйте малыша по имени, когда находитесь с ним в комнате. Перемещаясь по помещению, зовите его вновь, чтобы ребенок слухом следил за вашими передвижениями.

2 месяца

  • Колокольчик. Малыш все чаще любит лежать на животике и из такого положения поворачивать головку в сторону издаваемых звуков. Подвесьте колокольчик с какой-либо стороны кроватки и позвоните. В следующий раз, услышав звук колокольчика, ребенок снова повернет головку в сторону звука.
  • Мягкие варежки. Тактильные ощущения также очень важны. Гладьте ручки и ножки малыша разными видами тканей (вязаным шарфиком, хлопковым лоскутком, меховым помпончиком).
  • Фигурное плавание. Проводить занятие нужно в большой ванне. Уложите малыша на спинку, подложив под головку свою ладонь. Двигайте рукой по различным траекториям (кругами, восьмерками). Для 2-месячного ребенка это отличный способ научиться пространственному ориентированию. Водные процедуры – прекрасный способ снятия гипертонуса, а также чудесное времяпровождение.

3 месяца

  • Занятия на фитболе. В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животе. Отличной тренировкой станут упражнения на надувном мяче. Для начала пробуйте легкие покачивания из стороны в сторону и вперед-назад. Развивается пространственная ориентация и улучшается вестибулярный аппарат.
  • Достань игрушку. Положите карапуза на животик, а на некотором расстоянии перед ним разложите несколько ярких игрушек-погремушек. Потрясите их, привлекая внимание малыша. Видя желание ребенка достать одну из игрушек, сделайте опору ладонью детским ножкам. Чувствуя надежную поддержку, малыш будет стараться оттолкнуться и немного проползти. Начав такую игру в 3 месяца, карапуз раньше научится ползать.
  • Звонкий браслет. Веселые колокольчики или бубенчики, зафиксированные на тканевом браслете, – тоже отличный способ научить ребенка ориентации в пространстве. Наденьте такие браслеты на ножки или ручки. Они будут звонить при движениях малыша – так он будет замечать зависимость звуков от его движений.

От 4 месяцев до полугода

4 месяца

  • Смена игрушки. Желательно для игры подобрать предметы с разной фактурой. Дайте сначала одну игрушку малышу в ладошку. Старайтесь помочь противопоставлять большой палец остальным. Пощупав одну игрушку, смените ее на следующую. Такое занятие будет готовить пальчики к развитию мелкой моторики, а тактильное восприятие полезно для развития мозга.
  • Зеркало. Игрушечные зеркала можно зафиксировать над кроваткой крохи на расстоянии примерно 25 см от лица. Малышу наверняка очень понравится разглядывать себя в зеркальце.

5 месяцев

  • Мячики. С колокольчиком внутри поможет развить слуховое восприятие, с мягкими шипами – для мелкой моторики, тряпичный поможет сформировать хватательный навык, а также будет отличной тренировкой для координации работы рук. Начиная с 6 месяцев, малыш уже сможет самостоятельно играть с мячиком, сидя у мамы на ручках или лежа на коврике.
  • «Ку-ку». Любимая игра всех деток и не только в 5 месяцев. Мама закрывает ладонями лицо, затем открывает лицо и говорит «ку-ку». Можно прятаться за платочек.
  • Прыжки. Ребенок любит стоять на ножках при поддержке взрослых. Сопровождая занятие веселыми стишками, помогайте ему приседать и подпрыгивать.

6 месяцев

Для полугодовалого крохи попробуйте следующие варианты забав:

  • Ладушки. Старая добрая игра, любимая детками и взрослыми.

Ладушки – игра, знакомая многим поколениям детишек. Она помогает малышу развить логику, чувство ритма и крупную моторику, развлекает ребенка

  • Исследуем мир. Пришло время для активного исследования окружающего мира. По возможности исключите из поля зрения малыша опасные предметы, чтобы он без боязни трогал и изучал все, что попадается у него на пути.
  • Коробочки, кнопочки. Дети в возрасте 6 месяцев очень любят открывать всевозможные коробочки, а также нелишними будут игрушки с кнопочками (подробнее в статье: во что играть с ребенком в 6 месяцев: лучшие игры).

От 7 до 9 месяцев

7 месяцев

  • Мешочки с крупой. Сшейте небольшие мешочки и наполните их разными крупами. Такие тактильные средства помогут развитию мелкой моторики, а также их так интересно исследовать (щупать, жевать, кидать).
  • Барабаны. Снабдите ребенка деревянной ложкой, а также дайте несколько кастрюлек, мисок и тарелок. Разный стук поможет улавливать звуковые различия, что полезно для формирования слуха и логики.
  • Тканевые и шуршащие книжки. Такие необычные книжки или кубики полезны для развития мелкой моторики. Сначала вы показываете малышу книжку, потом он сможет просматривать ее самостоятельно.

Книги из ткани можно сделать самостоятельно или купить готовые в магазине. Они послужат в качестве тренажера для мелкой моторики и помогут изучить цвета, формы, фактуры

Читайте также:  Чем отличаются скейтборды, лонгборды и скейты-круизеры?

8 месяцев

  • Бутылки с крупой и водой. В одну пластиковую бутылку налейте воды, в другую насыпьте гороха или гречки. Можно начинать звуковые эксперименты, которые помогут развивать внимание и зрение.
  • Пластиковая посуда, пищалки, кубики. Все это можно ронять на пол – так развивается мелкая моторика и потребность к познанию. С 9-месячного возраста можно немного усложнять задания: кидать предметы в корзинку или в ведерко.
  • Третий лишний. Малыша снабдите двумя игрушками (по одной в каждой руке). Положите на пол перед ребенком еще одну игрушку. Малыш захочет взять ее и для этого ему придется сообразить, что одну руку нужно освободить.
  • Музыкальные игрушки. Такие игрушки – отличное средство для развития слуха и мышления. Ребенок сопоставляет свои действия с результатом: после нажатия кнопки начинается музыка или выпрыгивает игрушка.

9 месяцев

  • Игры в ванной. Ребенок уверенно сидит и может играть с игрушками в ванной. Предложите ему попускать кораблик или выкупать утят.
  • Кубики и пирамиды. Играть начинайте с небольшими пирамидками, где колец не очень много. Такие занятия развивают моторику, помогают научить координировать работу рук. Кубики складывайте в башню, а ее падение озвучиваем «Бабах!».
  • Коробка с отверстиями. Небольшие отверстия будут служить «пропуском» внутрь. Игрушки можно проталкивать пальчиками, а потом можно посмотреть куда все они спрятались.
  • Копилки. Бутылочки, баночки с прорезями будут «впускать» в себя мелкие предметы через проталкивание (фасоль, пуговицы, шарики).

В ванной можно не только купаться, но еще и играть – набор игрушек или резиновые утята развеселят малыша, позволят совместить приятное с полезным

От 10 месяцев до года

10 месяцев

  • Машинки. С 10-месячного возраста ребенку будет интересно катать машинку. Покажите, как она поедет, если ее толкнуть. Инерционные машинки – отличный вариант для такой игры. Базовые движения (катание вперед-назад) будут полезны и мальчикам, и девочкам.
  • Музыкальные инструменты. Барабан или пианино тренируют слуховое восприятие и координацию движений. Помогайте малышу играть, напевая песенку или читая стих.
  • Конструкторы. Примитивные варианты будут полезны для улучшения моторики, логики и мышления. Чуть позже можно будет использовать более сложные варианты конструкторов.
  • Куклы. Главное, чтобы у куколок или игрушек были крупные черты лица, где легко можно найти глазки, носик, ушки. Используйте кукол, чтобы научить малыша частям тела. Видя, что малыш не справляется сам, помогите ему, двигая его пальчиком.

11 месяцев

  • Каталки. Всевозможные игрушки на колесиках будут кстати на прогулках. Устойчивые варианты будут хорошим подспорьем в обучении ходьбе.
  • Механические игрушки. Гусеницы, машинки и другие игрушки разовьют логику и моторику. Пусть малыш попробует сам завести игрушку.
  • Приближаемся к спорту. Приобретите качалку-коня или машинку-толокар, на которой можно ездить, отталкиваясь ножками. Такие игрушки – отличный вариант для развития координации и освоения бега. Проводите занятия только под присмотром взрослых.

Игрушка-каталка поможет малышу до года освоить один из самых важных навыков – самостоятельную ходьбу без помощи мамы и папы

12 месяцев

  • Игры с прищепками, кубиками и мячами, рисование и лепка – пусть малыш попробует все. Упражнения для детей до 1 года должны быть разнообразными и затрагивать максимальное количество рецепторов и мышц.
  • Обувь. Настало время тренировки самостоятельного обувания. Изначально помогайте ему в этом деле и всегда подбадривайте, хвалите за успехи. Улучшается моторика, развивается усидчивость, терпение и самостоятельность.
  • Фотоальбом. Малышу будет интересно находить знакомые лица на фотографиях, это поможет улучшить память. Будьте рядом, чтобы проследить за сохранностью ценной вещи.

Заключение

Развивающие игры, представленные в статье, не обязательно использовать строго по месяцам. Главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Почаще включайте ребенку музыку, а также не забывайте про массаж – это полезная нагрузка для всего организма.

Чтобы ваши занятия с детками до года были еще более разнообразными и интересными, посмотрите ряд видеоуроков, где подобраны отличные упражнения для грудничков. Чаще играйте с детьми, и вы научитесь получать от этого процесса большое удовольствие.

Развивающие игры для детей до года

  • 1 месяц
  • 2 месяца
  • 3 месяца
  • 4 месяца
  • 5 месяцев
  • От 6 до 12 месяцев
  • Советы мамам

От рождения до года ребенок проходит огромный путь в своем развитии: из беспомощного крохи он быстро превращается в ловкого и любознательного карапуза, которому наравне с пищей, водой и любовью родителей требуются новые впечатления, эмоции и знания. Если родители будут уделять должное внимание развитию своего малыша, он будет расти более гармоничным, уравновешенным, счастливым. В этой статье мы познакомим вас с развивающими играми для деток, которым еще нет года.

1 месяц

В этом возрасте у крохи активно «настраиваются» органы чувств. Поэтому развивающие занятия должны быть основаны на тактильных ощущениях — единственном понятном пока малышу способе познания мира.

Чаще поглаживайте его, говорите с ним. Четко видеть игрушки малыш пока не может, но его взгляд уже на несколько секунд фокусируется на чем-то определенном: в основном, карапуз пытается рассмотреть лицо мамы. Это пока самое интересное для него занятие. А потому постройте «беседы» на смене мимики, улыбках.

2 месяца

Теперь малыш умеет держать головку, лежа на животе, фокусировать взгляд на яркой игрушке на минутку, он пытается поворачивать головку влево-вправо. Развивающие игры для этого возраста направлены на тренировку зрения — игрушкой поводите медленно перед лицом ребенка на расстоянии 35-40 сантиметров. Это позволит ему научиться следить за предметами.

Читайте также:  Особенности подгузников Palmbaby

Погремушкой слегка позвените сначала справа от крохи, потом слева – это будет развивать его слух.

3 месяца

В этом возрасте ребенок начинает эмоционально общаться,. Есть первые попытки гулить, он узнает маму, папу, улыбается. Постройте развивающие занятия на развитии эмоциональной сферы. Декламируйте ему с выражением стихи, при этом старайтесь как можно ярче интонировать голосом.

Кошке хочется считать.

Потому она немножко

Прибавляет к мышке кошку.

У нее такой ответ –

Кошка есть, а мышки нет!

Мой малыш пойдет гулять.

Очень скоро мой крошка

Будет топать по дорожке.

Подрастет мой милый друг –

Посчитает все вокруг!

С этого возраста очень полезно прослушивать негромкую приятную музыку по четверти часа, а также обязательно пойте малышу свои песенки, даже если природа не дала идеального музыкального слуха и голоса.

4 месяца

Ребенок в этом возрасте очень любознателен. Он уже умеет хватать предметы и даже пытается тащить их в рот. Постройте развивающие занятие с сыном или дочкой на развитии тактильных ощущений. Давайте ему разные кусочки ткани (шелк, ситец, атлас, вельвет), малыш с удовольствием будет перебирать их, изучая новые для себя ощущения в пальчиках.

На прочную нить или резинку можно нанизать крупные яркие бусины, пуговицы. Эту «гирлянду» следует подвесить в непосредственной близости от крохи, так, чтобы он смог дотянуться и потрогать предметы руками. Многие малыши с энтузиазмом перебирают круглые, плоские и рельефные предметы.

5 месяцев

Малыш очень подвижен, он уже хорошо ворочается с боку на бок, некоторые пытаются сидеть. Движение — это то, что сейчас занимает малыша больше всего. Постройте развивающие игры на несложных физических упражнениях, во время которых вы сможете читать ему уже известные стишки, петь песенки. Например, для этого возраста хорошо подходит игра «Поехали-поехали»:

Мама ложится на диван на спину, сажает ребенка к себе на живот таким образом, чтобы его спинка опиралась на ее согнутые ноги:

Мы пошли -поехали в лесок за орехами!

По кочкам, по тропкам, по маленьким пенечкам!

Вдруг попалась ямка, Коля (Петя, Дима, Оля, Лена и т. д.) в ямку БУХ!

При этом мама слегка разводит ноги, держа малыша за ручки, таким образом у крохи пропадает опора в области спинки. На несколько секунд, не выпуская его рук, можно опустить его вниз, и снова поднять.

Больше разговаривайте с ребенком: сейчас у него активно формируется так называемая внутренняя речь — сказать он пока не может, но уже запоминает, как это должно звучать. Чаще показывайте малышу разные предметы и громко и разборчиво называйте их. Поощряйте лепет, ведь сейчас самое время перейти от гуления к эмоциональному лепету.

От 6 до 12 месяцев

Начиная с полугода заниматься с ребенком желательно каждый день, ведь сейчас стремительно развивается не только его тело, но и головной мозг, самые разные его отделы. А потому существующие развивающие методики подразумевают не только занятия, направленные на развитие отдельных навыков. Предпочтительнее выбирать игры, которые будут представлять собой комбинацию разных познавательных процессов.

Лучшие игры знали еще наши бабушки и прабабушки, современные психологи и детские педагоги дополнили их своими разработками. Получился довольно внушительный список развивающих упражнений и игр, часть которого мы постараемся осветить чуть более подробно:

  • «Прятки». Эта игра развивает эмоциональную сферу ребенка, кратковременную память, реакцию. Через год-другой малыш с удовольствием бегать и прятаться по-настоящему, а пока мама может имитировать процесс исчезновения. Достаточно закрыть лицо руками и сказать: « Где же мой малыш?», а потом открыть ладони, улыбнуться и самой же ответить: «Вот же он!».

Такие нехитрые забавы вызывают у большинства детей сильные положительные эмоции, крохи оживляются, им очень нравится играть в мини-прятки. Месяцев в 8-9 можно показывать ребенку игрушку, а потом прятать ее куда-нибудь рядом, чтобы малыш увидел, куда. А потому вместе ее «искать».

  • «Сорока». Эта игра, известная нам всем с детства, развивает мелкую моторику, координацию движений, воображение и речь малыша. Указательным пальцем одной руки водите по ладони другой круговыми движениями:

Сорока-воровка, кашу варила,

А затем начинайте загибать пальчики на руке, на которой «варилась каша»:

Этому дала, этому дала,

Этому дала и этому дала.

А этому (показываете на мизинчик) — не досталось.

Потом пальчики нужно начать разгибать по одному в обратном порядке:

Ты — воду носил, ты – дрова рубил,

Ты – крупу подавал, ты — ложкой мешал,

А ты, самый маленький, ничем не помогал!

Обычно бывает достаточно несколько раз показать малышу это забавную игру, и он начинает сам повторять за мамой движения.

Если этого не происходит, можно помочь крохе, взял его ручки в свои, и показав, как это делается.

  • «Смелый летчик». Старые-добрые «полетели-полетели» всегда были лучшим способом отвлечь ребенка от капризов и плохого настроения. Но для этой игры лучше всего пригласить папу или дедушку, потому что малыши после 6-7 месяцев весят уже достаточно, чтобы маме было тяжело поднимать их на вытянутых руках над головой. Суть игры довольно проста — ребенка надо поднять горизонтально, подложив под грудку руку, и имитировать звук летящего самолета. Такая игра прекрасно тренирует вестибулярный аппарат ребенка, дает ему возможность посмотреть на окружающий мир с большой для него высоты.
Читайте также:  Автокресла Вertoni: модельный ряд и особенности выбора

  • «Строим домик». Если ребенок хорошо сидит и уверенно ползает, нужно рассыпать по полу яркие кубики (без острых углов), лучше пластиковые. Задача ребенка — добраться до кубика, взять его и отдать маме, которая будет строить из собранных чадом элементов домик или башенку. Это не только прекрасная физическая тренировка, но развитие логики, воображения, координации движений. Каждую удачную попытку взять «стройматериалы» следует эмоционально хвалить, тогда малышу процесс будет доставлять настоящее удовольствие.

  • «Ладушки». Одна из лучших игр многих поколений: еще наши прабабушки без советов педагогов и психологов догадались, что хлопки ладошками очень благотворны для развития моторики, слаженности движений, реакции и воображения. Действия просты и доступны малышам 6-8 месяцев — нужно просто хлопать:

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

Что вы ели? Кашку, кашку- малашку!

На дорожку бабушка напекла оладушки!

Досыта поели, домой полетели!

Дальше нужно начать махать ручками, как в полете:

Полетели-полетели, на головку сели!

Мама и малыш поднимают руки и кладут на головы.

  • «Большое и маленькое». Дайте ребенку большую коробку ( от микроволновки, от папиной обуви), сложите в нее более мелкие игрушки или предметы и закройте крышкой. Задача малыша — открыть, достать и сложить обратно. Игру можно усложнять по мере вырастания ребенка — прятать один из предметов, чтобы малыш смог понять, чего не хватает в его коробке.

Игра развивает мелкую моторику, логику, мышление, познавательные способности, внимание и память. Главное, чтобы положенные вами мелкие предметы были не такими уж мелкими, чтобы их можно было проглотить. Подойдут — чайная ложка, мандарин, коробочка от кольца, чайное ситечко и т. д.

  • «Кто в домике живет?». Для этой игры вам понадобятся картинки, на которых изображены самые разные животные. Их можно скачать в интернете и распечатать, а можно нарисовать самостоятельно ( если вы умеете это делать!). В большой плотный конверт или коробку сложите картинки. Во время игры доставайте их оттуда по одной, громко и разборчиво называйте ребенка называние зверя (тигр, кошка, слон, птица, собака), и показывайте, какие звуки производит это животное (кошка-мяу, тигр -р-р-р-р, слон -топ-топ, собака — гав-гав и др.).

Постепенно малыш сможет узнавать животных и воспроизводить не только их звуки, но и названия самих животных. Такая имитация очень полезна для развития речевых навыков, как внутренней речи, так и голосовой, для внимания, стимулирует познание окружающего мира.

  • «Нарисуем, что угодно!». Для такого вольного творчества вам понадобится ватман, а лучше два больших ватмана, склеенных между собой, и пальчиковые краски. Краски обязательно должны быть пищевыми, чтобы кроха смог и порисовать и попробовать их на вкус, не слыша запретов со стороны мамы. Листы бумаги расстелите на полу, выпустите на них маленького художника и дайте баночку с краской.

Такое рисование стимулирует мышление, развивает творчество, координацию движений. Заниматься пальчиковым рисованием маленькие дети могут довольно долго и увлеченно.

  • «Формы». Для развития логики и познавательных процессов крохе можно купить специальные развивающие конструкторы, в которых нужно в основание с прорезями разных геометрических форм поместить соответствующие фигуры. Вырезать фигуры можно и своими руками, из цветного картона, а основание для них сделать из белого картона. Малыш сможет понять, что круглое — не умещается в квадратное, а треугольное никак не запихнуть в овальное. Несколько раз покажите малышу формы, называйте их, а затем хвалите каждый раз, когда кроха правильно подбирает фигуру.​

Советы мамам

В желании развивать свое чадо мамам следует знать меру. Не стоит предлагать ребенку игры, которые пока сложны для его понимания. Он быстро потеряет к ним интерес. Все занятия должны быть адаптированными для того или иного возраста, и правильно будет учитывать особенности развития именно вашего ребенка. Если малыш в 6-7 месяцев еще не сидит, не стоит проводить игр, которые подразумевают сидение.

Если ребенок немного отстает от среднестатистических норм, не нужно ждать от него невозможного.

Продолжительность занятий следует увеличивать поэтапно, чтобы карапуз не уставал.

Занятия желательно всегда проводить в одно время, довольно скоро малыш будет знать, что предстоит игра, и будет ждать этого с нетерпением.

Для развивающих занятий лучше выбирать время, когда ребенок не устал, не хочет спать, есть, гулять. Оптимально подходит время за час до обеда ( обычно это от 11 до 12 часов дня). В вечернее время не стоит играть перед сном, чтобы не перевозбудить малыша. Знакомые стишки можно просто почитать ему во время вечернего массажа и купания.

Будьте терпеливы и последовательны. Чаще хвалите ребенка, даже если у него пока ничего не получается. Ведь развивающие занятия — это еще и отличный способ наладить тесный контакт между ребенком и родителями.

Пример развивающих игр вы узнаете из следующего видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Развивающие игры для детей до года

Старинная притча гласит: однажды к мудрецу пришла женщина и спросила – «Когда мне надо начинать воспитывать своего ребенка?» – «А каков он?» – спросил мудрец. Женщина ответила, что ее ребенок уже начал сидеть. «Ты опоздала, женщина.» – был ответ мудреца. Конечно, как и положено, притчи несколько драматизируют ситуацию, но факт остается фактом – чем раньше начинать заниматься развитием ребенка, тем более развитым, смышленым и счастливым он будет.

Читайте также:  Конструктор-липучка Bunchems от Spin Master

Для чего нужны развивающие игры детей до года

В том, что интеллектуальные и иные способности детей требуется специально развивать при помощи игр и занятий, уже никто не сомневается. Вопрос заключается в другом – с какого возраста надо начинать заниматься с малышом. Последние исследования свидетельствуют в пользу раннего развития – дети, с которыми родители активно занимались до года, впоследствии показывали хорошие результаты. У них быстрее происходит развитие интеллектуальной сферы, быстрее протекает процесс запоминания нового материала, они любознательны. Дети, у которых развивали ловкость, быстроту реакции, подвижность, достигали хороших результатов в спорте, были более выносливыми и здоровыми.

Конечно, нет смысла учить читать и считать детей до года – хотя такие методики существуют и дают результаты. Умение читать и считать на самом деле не являются признаками интеллекта и ранние навыки в этой сфере не станут гарантией опережающего интеллектуального развития впоследствии. Увы, многие родители, увлекшись теорией раннего развития гениев, впоследствии сталкивались с тем, что ребенок внезапно к семи годам утрачивал радость познания и начинал испытывать неприязнь к занятиям. Поэтому игры для детей до года в первую очередь призваны, развлекая, провоцировать у ребенка развитие составляющих интеллекта – внимания, памяти, ловкости, умения анализировать простейшие действия, координацию движений. Стоит помнить, что для детей до года верно то, что развитие двигательной активности и мелкой моторики рук теснейшим образом связано с развитием головного мозга, интеллекта и любознательности, которая в свою очередь лежит в основе тяги к познанию. Оттого-то подвижная игра с малышом, направленная на развитие ловкости, внимательности и способности к запоминанию более полезна для становления его интеллекта, чем механическое запоминание букв, цифр или же имен королей и династий, как предлагается в методике Сессиль Лупан, к примеру.

Главное – развивающие игры детей до года должны быть разнообразными, короткими, веселыми, ни в коем случае не утомлять ребенка и не напоминать занятия. Это должна быть в первую очередь игра.

Играем с ребенком

Можно разделить развивающие игры для младенцев на группы – логические игры, игры на развитие мелкой моторики, на развитие внимания и памяти, подвижные игры.

Игры на развитие мелкой моторики

Просто необходимы для правильного развития речи. Если с ребенком до года активно занимались такими играми, он раньше начинает говорить, при этом снижается риск развития логопедических дефектов речи.

1. Сорока-белобока: очень хорошая игра-забава. Она не просто смешит малыша – в ходе игры происходит стимуляция активных точек на ладоне, легкий массаж, развитие мелкой моторики. Играть можно начиная с рождения.
2. Пальчиковая гимнастика. Есть множество веселых игр с пальчиками – из пальчиков делаются предметы: очки (большой и указательный пальцы соединяются в круг), домик, собачка, флажок, лодка, птица и так далее. Сначала пальчики малышу ставит мама, по ходу игры можно рассказывать подходящее по смыслу стихотворение. Потом к постановке пальцев присоединяется движение – «лодочка» плывет, «птица» машет крыльями. Ребенок учится управлять ручками, развивается координация движений, мелкая моторика, а заодно внимательность. Начинать играть пальчиками можно с 5-6 месяцев.
3. Мешочек с сокровищами. Сложить в мешочек пуговки разного размера, кусочки ткани разной фактуры, фигурки из разных материалов(деревянные, пластиковые, металлические), фасолины, различные мелкие предметы. Пусть ребенок запускает туда ручку и перебирает их, учится отличать наощупь материалы, форму.

Игры на развитие внимания и памяти

1. Игра на внимание к звукам – издавайте разными предметами звуки, привлекая внимание ребенка. Это можно начинать делать с месячного возраста. Дальше присоединяйте название источника звука. Пусть малыш сам извлекает звуки из разных предметов – для этого купите разные погремушки, сделайте своими руками шарики с различным содержимым. Игра развивает внимание, слух, речь.
2. Найди игрушку. Положите игрушку перед ребенком. Потом спрячьте ее среди двух. Когда малыш ее найдет, порадуйтесь вместе. Потом спрячьте среди большего количества игрушек. Развивает память и внимательность.
3. Где носик? Игра в называния – покажи, где носик, глазки, ушки и так далее. Развивает координацию движений, словарный запас, память, внимательность.

Подвижные игры

Такие игры для детей до года нужны для общего развития, они учат координации движений, ловкости, владению своим телом.

1. Дотянись. Перед малышом ставится неваляшка – он пытается дотянуться до нее. Удалось – неваляшка издает звук к радости малыша. Если не получается – не надо доводить дело до расстройства – незаметно подтолкните игрушку к ребенку. Игра подходит для детей, которые начинают переворачиваться и предпринимать попытки ползти.
2. Прятки. Любимейшая игра. Развивает координацию движений, сообразительность.
3. Цирк. Дети очень любят, чтобы их подбрасывали, крутили за ручки, ножки, поднимали за ногу (это не опасно, хотя многих родителей пугает! Главное – крепко держать. Так играть с ребенком лучше папе – у него больше сил и крепче нервы!) Такие игры развивают вестибулярный аппарат, координацию движений, владение своим телом.

Помните, что для малышей до года развивающие игры не должны длиться долго. Но зато можно играть, сменяя одну игру другой – дети любят разнообразие. После года игры усложняются и становятся более длинными.

Какие развивающие игры выбрать для ребенка до года

Какие игрушки нужны ребенку до года и в какие игры с ним играть

Елена Смирнова зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО,
профессор, д. психол. н.

  • Какими детскими игрушками нужно обеспечить ребенка на первом году жизни: базовый набор
  • Игры для детей до полугода
  • Игры для детей от полугода
Читайте также:  Детские планшеты от 2 лет

Появление в семье ребенка сопряжено с рядом новых обязанностей, которые ложатся на плечи родителей. Именно на первом году жизни малыш совсем беспомощный, а вместе с кормлениями, купанием и прогулками родители должны заниматься ранним развитием и выбором развивающих игр. Какие игрушки нужны крохе, каким звукам его учить, какие мультики включать – на эти и другие вопросы попробуем ответить далее.

Какими детскими игрушками нужно обеспечить ребенка на первом году жизни: базовый набор

У каждого родителя свой список нужных игрушек, давайте рассмотрим некоторые рекомендации по их выбору.

  1. Погремушки и поющие игрушки, которые легко захватывает детская ручка.
  2. Не покупайте 50 игрушек, ведь малыш растет, и его интересы быстро меняются. Сегодня он играет погремушкой, а уже завтра тянется за музыкальным пианино.
  3. Качество каждого предмета не должно вызывать сомнений.
  4. Разнообразие материалов – это текстиль, силикон, пластмасса.
  5. После 1-2 месяцев купите круг для плавания, набор уточек, а когда ребенок научится сидеть, то стоит приобрести специальную горку для ванной.

Между 1 и 6 месяцем жизни малыша могут заинтересовать простые игры и наборы для игр.

  • Музыкальный мобиль на кроватку, играющий колыбельные и оснащенный яркими игрушками.
  • Аксессуары для коляски и автокресла (навесные игрушки, погремушки).
  • Развивающий коврик или дуга на кроватку или коляску.
  • Игрушки, которые с раннего возраста развивают моторику: мягкие книжки, все те же погремушки. После 6 месяцев можно привлекать ребенка к играм с пальчиковыми красками, лепкой, кубиками, конструктором с большими деталями.
  • Карточки для интеллектуального развития. Развивающие карточки помогают ребенку запоминать предметы и названия с помощью пассивного зрительного восприятия. Так возможно изучать цвета, алфавит, названия животных.

Самое сложное в развивающих играх с ребенком до года заключается в том, чтобы привлечь его интерес. Регулярные занятия принесут свои плоды: ребенок привыкнет к игре и полюбит этот процесс.

Игры для детей до полугода

Когда малышу исполняется 2-3 месяца, то он стремится изучать окружающий мир, а лучшими игрушками для детей такого возраста становятся окружающие их предметы. Чтобы занять ребенка, стоит использовать игры, которые рекомендуют педиатры.

  1. Для развития речи и слуха маме стоит читать ребенку стишки и петь песни, которые он будет с удовольствием слушать. При звуках любимых мотивов малыш будет радоваться, сжимать кулачки, разглядывать маму.
  2. Для игры возьмите 2 куклы, которые надеваются на руки, а потом разыграйте для малыша сценку или шевелите куклами, издавая простые звуки.
  3. Так же, как слушать, малышу очень интересно разглядывать родителей, поэтому не забывайте о классической игре в прятки. Просто закройте лицо руками, а потом покажитесь малышу, приговаривая “ку-ку”.
  4. Для развития моторики стоит разминать ручки ребенка, водить по ним пальцем, рассказывая при этом считалочку про сороку-ворону или зайчат.
  5. Возьмите яркую игрушку и наклоняйте ее в стороны или сделайте движение “самолетик”, чтобы ребенок следил за ней глазами. После 4,5-5 месяцев ребенок захочет подержать погремушку, поэтому после игры дайте ее ребенку в руку.
  6. Предложите ребенку посмотреть в зеркало, удерживая зеркало на расстоянии 2 ладоней от малыша.

Стоит помнить, что развивающие игры для детей не должны длиться дольше 10-15 минут, а играть с ребенком надо 5-6 раз в день. За короткий срок малыш не успеет устать, не будет капризничать и станет проявлять все больше интереса к игре.

Игры для детей от полугода

Когда ребенку исполняется полгодика, то он интересуется окружающим миром и становится активнее. Сейчас ему интересны игры, связанные с движением и познанием.

  • Под музыку ребенок ручками уже имитирует танец, повторяет звуки, агукает.
  • Дети с радостью играют с мячом: мячик с колокольчиком развивает слух, мячик с пупырышками – моторику. Также стоит взять надувной мяч, положить ребенка на него животом и покачать, хорошо придерживая малыша. Это не только весело, но и полезно для спинки.
  • Понравится ребенку игра с водой: налейте в глубокую тарелку воду, опустите туда пальчики малыша, дайте ему пощупать содержимое емкости.
  • Играйте с мягкими книжками, покажите ребенку на фото маму, папу и других знакомых ему людей.
  • Зовите малыша по очереди с папой или бабушкой, а потом спрашивайте: “Кто это зовет Ванечку?” Малыш должен поворачиваться в сторону того взрослого, который его звал.
  • Разрешайте ребенку трогать все предметы, которые ему нравятся, попутно выговаривая их названия и показывая предназначение. Пультом включите телевизор, позвоните с мобильного и дайте малышу послушать голос папы или бабушки, включите и выключите свет. Чем скорее малыш познает все вокруг, тем раньше он перестанет хватать предметы, которые не являются его игрушками.

Развивающие игры для самых маленьких подбирают в зависимости от того, что интересует малыша на том или ином отрезке жизни. Когда ребенку исполнится 4-5 месяцев, вы уже будете знать, какие именно игрушки и игры его привлекают, поэтому без труда подберете хорошую программу.

Игры для детей от рождения до года

За первый год жизни ребенок проделывает невероятный путь. Он меняется так быстро, что родители не всегда успевают вспоминать игры и занятия, соответствующие возрасту.

Новорожденного можно учить следить за игрушкой, восьмимесячного – катать мяч, а первые учебные пособия некоторые мамы показывают малышам уже в 3 месяца.

Читайте также:  Правила подбора автокресел для новорожденных

С рождения

В роддом маме можно взять с собой яркую пластмассовую игрушку диаметром 8–10 см. Цвет её может быть зелёным, синим, голубым, оранжевым или красным. Новорожденный лучше всего реагирует на эти цвета, так как они соответствуют природной цветовой гамме.

В первые дни взгляд у новорожденного блуждает. Чтобы научить его сосредотачивать на «ярком пятне», нужно как можно чаще привлекать его внимание к игрушке, которую мама держит не выше 20–30 см над ним и медленно перемещает, подстраиваясь к «прерывистому» движению глаз малыша. Не забывайте при этом произносить ласковые слова, создавая благоприятную обстановку.

Частое выполнение подобных упражнений приведет к тому, что на 5-8 день своей жизни новорожденный плавно поведёт глазами, следя за передвижением игрушки.

  • Такие занятия развивают зрительную активность. Малыш начинает рассматривать разные предметы, замечать детали, переводить свой взгляд с одного объекта на другой.

В первый месяц

Дома в течение первого месяца жизни продолжайте демонстрировать ребёнку различные по цвету и конфигурации игрушки. Это могут быть плоскостные или объёмные геометрические формы: кольца, круги с изображением «лица», пластмассовые шары или кубики, фигурки (однотонные, блестящие, в полосочку, в крапинку).

Малыша надо учить следить за передвижением предмета не только по горизонтали, но и по вертикали, приближая и отдаляя от него объект. Можно также производить медленные и плавные круговые движения. Помогайте ребёнку увидеть то, что показываете, помещая игрушку в поле его зрения. Добивайтесь, чтоб скачкообразные движения глаз становились всё более плавными.

  • После этого учите малыша сосредотачивать взгляд. Для этого, передвигая игрушку, время от времени останавливайте её, чтобы ребёнок зафиксировал её взглядом. Следите за эмоциональными реакциями младенца. На 2-3 неделе у него обязательно возникнет ответная улыбка при виде склоненного улыбающегося лица папы или мамы. В эти он также может отреагировать на появление знакомой игрушки, которую вы постоянно ему показываете.

Отличной игрушкой станут колокольчики. Можно использовать штатив от игрушки-мобиля. Повесить на нее три колокольчика и привязать веревочку, которую вложить в руку ребенку. Ребятишкам нравится дергать и звонить.

Крошкам очень нравится изучать мамину мимику. Нужно расположить свое лицо сантиметрах в 25-30 от ребенка и «строить рожицы»: улыбаться, хмуриться и т.д., сопровождая это подходящими звуками. Дети охотно реагируют. Главное – не напугать малыша.

С 2 месяцев

К концу второго – началу третьего месяца, видя и слыша вас, или при восприятии игрушки с «лицом» малыш отреагирует комплексом эмоциональных реакций: ненадолго замрёт, улыбнётся, интенсивно задвигается и начнёт произносить звуки. Такое комплексное реагирование является показателем того, что ребёнок развивается нормально.

Для развития звукового сосредоточения полезно звенеть колокольчиком, использовать пищалку, музыкальные игрушки, неваляшку, погремушки. Плавно передвигайте игрушку на фоне звучания от верхней точки (например, вправо). Затем уберите игрушку и отключите звук. Повторяйте это «действо» по нескольку раз в день. Через два – три дня усложните упражнение. Дайте ребёнку возможность вначале услышать звук игрушки и только после этого покажите её. Опять стимулируйте слежение за её перемещением в том же направлении.

Положите ребенка на спинку, качните или раскрутите над ним игрушку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за её движением, а при остановке сосредоточит взгляд, улыбнётся и, скорее всего, начнёт «разговаривать», произнося лепетные звуки.

Можете предложить малышу рассмотреть сразу две игрушки, располагая их одну над другой или рядом. Позже можно подвесить гирлянду с игрушками разной конфигурации из разного материала (дерева, ткани, пластмассы), перемещающимися свободно по тесьме. Малыш научится передвигать их из стороны в сторону. Игрушки нужно время от времени менять. Гирлянды со звуковым эффектом стимулируют малыша извлечь звук. При этом к 3 месяцам ребёнок может пытаться приподнять головку из положения на спине в надежде увидеть то, что звучит.

Для развития движения ног полезно подвесить гирлянду с маленьким колокольчиком и пушистыми небольшими игрушками. Малыш станет их касаться пальчиками ножек, колокольчик зазвенит, ему понравится, и он захочет повторить упражнение.

С 2,5 месяцев малыша можно научить согласовывать движение рук. Погремушки теперь следует использовать по-новому: давать малышу попеременно в каждую руку и учить удерживать и рассматривать. А если игрушка лежит сбоку или впереди – тянуться, переворачиваться или подтягиваться.

С 3 месяцев

Можно рассматривать плакат с алфавитом: возле каждой буквы есть рисунок. К 6-7 месяцам ребенок сможет сам найти и показать любимую картинку.

Из цветного картона можно вырезать геометрические фигурки разных цветов. Лучше их склеить так, чтобы с обеих сторон были одного цвета, и обклеить широким скотчем. Например, сделать круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, звезду. Это пособие позволит изучить:

  • геометрические фигуры,
  • цвета,
  • основы счета,
  • множества по цвету и форме.

Упражнение «Качалка». Малыш лежит на спинке. Коленки подтянуты к животу, ручки обхватывают их. Мама покачивает ребёнка, как колыбельку. Можно петь песенку или поговаривать стишок: «Ай качи, качи, качи! Прилетели к нам грачи». Это упражнение позволит малышу хорошо почувствовать свою спинку и подарит чувство безопасности.

Упражнение «Яйцо». Сядьте на пол и посадите малыша у себя между ног, обхватив его руками. Руки и ноги как бы образуют яйцо, внутри которого находится кроха. Осторожно покачивайтесь из стороны в сторону, можно включить приятную медленную музыку или напевать колыбельную песенку. Тесный телесный контакт между мамой и малышом позволяет ребенку почувствовать границы собственного тела, защищенность, поддержку близкого человека.

Читайте также:  Выбираем ванночку для купания новорожденных

С 4 месяцев

Можно сделать карточки с фотографиями папы, мамы и других родственников. С другой стороны крупными буквами написать: «мама», «папа», заламинировать и показывать ребенку попеременно обе стороны. Можно дать потрогать, попробовать на зуб – будут задействованы сразу несколько анализаторов: зрительный, тактильный и слуховой. Это позволит ребенку быстрее запомнить, тех, кто на картинке изображен, а впоследствии читать эти слова целиком.

Возьмите маленький фотоальбом. Вместо фотографий подбираем картинки на одну тему. Например: «машины», «еда», «животные». Для детишек чуть старше – «мебель», «одежда», «предметы гигиены», «посуда». К каждой картинке можно сделать подпись печатными буквами. На каждой странице должно быть только по одной картинке, иначе внимание ребенка будет рассеиваться.

Можно развесить по комнате яркие картинки со зверюшками, подходить к ним с ребенком и рассказывать про каждого. А можно читать вслух надписи, развешанные на предметах.

С 6 месяцев

Очень крепко пришейте разные пуговицы на тряпочку. Ребенку будет интересно их ощупывать. Это очень полезно для развития мелкой моторики. Можно добавить к пуговицам застежки от старых бюстгальтеров, пряжки и т.п. Главное – не разрешайте брать в рот!

С 8 месяцев

Ребенку очень нравится выкладывать предметы из коробки, ведерка и других емкостей. Складываем в маленькую коробку разные по фактуре лоскутки: бархат, шелк и т.д. Малыш вынимает, разглядывает, мнет. Так может продолжаться иногда до получаса. Можно класть в емкость маленькие игрушки, крышки от детского питания и прочее.

Дети в этом возрасте любят петь, танцевать, читать книжки с яркими картинками, играть в ладушки и «по кочкам» и очень активно ползать.

Научите малыша катать мяч. Сначала катайте друг другу. Потом можно ставить разные задачи, например, докатить мяч до двери, до стола, до окна. Чтоб малышу было интересно придумайте сюжет для игры. Мяч может стать колобком, он катится по лесной дорожке к зайке, к медведю и т.д.

С 9 месяцев

Изучаем мягкие кубики с изображением животных и действий людей. Также ребенка можно учить собирать пазл из любимой картинки. Сделать его можно самой: нарисовать, приклеить на картон и обклеить скотчем.

Упражнение «великаны и гномы» выполняется стоя. Поднимите руки вверх, подсказывая малышу ход игры: «Мы с тобой большие, как великаны. Затем опустите руки и быстро садитесь на корточки: «А теперь мы маленькие, как гномики». Через собственный опыт ребенок переживает, чем отличается большой и маленький. Аналогичным образом вы можете показывать любые противоположности: высоко – низко, там – здесь, далеко – близко и т.д.

С 11 месяцев

Купите пальчиковые краски: они недорогие и очень яркие. Можно рисовать на бумаге (лучше это делать на полу, предварительно застелив пол газетами) или в ванной (сам нарисовал, сам смыл и еще раз нарисовал).

  • Как развивать мелкую моторику у детей до трех лет и как к этому готовиться
  • Скороговорки. Логопедические скороговорки
  • Носить, нельзя откладывать

И покружимся Кто там делал купи-купи:
По водичке хлюпи-хлюпи
В ванну быстро прыг-прыг
В ванне ножкой дрыг-дрыг
Мыло будет пениться
Грязь куда-то денется
\\\\\\\\\—————–
просыпайся, глазок!
просыпайся, другой!
поздороваться Солнышко вышло с тобой!
посмотри, как оно улыбается!
новый день, новый день начинается!

ой, какие мы большие,
не малюсенькие!
вот такие, вот такие,
вот такуууусенькие!
это кто уже проснулся?
кто так сладко потянулся?
потягуни-потягушечки
от носочков до макушечки.
мы потянемся-потянемся,
маленькими не останемся.
\\\\\\
Веселая зарядка
Раз, два, три, четыре, пять,
Время ножкам побежать,
Спинке бодро разогнуться,
Ручкам кверху потянуться.
Десять раз присесть и встать,
Чтобы расхотелось спать.
Десять раз вперед нагнуться,
Десять раз назад прогнуться.
Нет нужней зарядки дела,
Чтоб окрепли мышцы тела.
Упражнений нет важней,
Чтобы стал малыш сильней.
\\\\\\
Мыли мылом ушки,мыли мылом ножки!
Вот какие ладушки,ладушки-ладошки!
Наварили кашки,помешали ложкой!
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!
Курочке-пеструшке покрошили крошки!
Вот какие ладушки.ладушки-ладошки!
Пожалели птичку,погрозили кошке!
Вот какие ладушки,ладушки-ладошки!
Хлопали ладошки,танцевали ножки!
Вот какие ладушки,ладушки-ладошки!
Прилегли ладошки отдохнуть немножко!
Вот какие ладушки,ладушки-ладошки!
\\\\\\\
Потягунушки, порастунушки,
(поглаживаем малыша от головки до пяточек)
Поперек толстунушки,
(поглаживаем ему животик)
А в ножки – ходунюшки,
(подвигаем ему ножки)
А в ручки- хватунюшки,
(потрогаем ручки малыша)
А в ушки – слышунюшки,
(трогаем и показываем, где у малыша ушки)
А в глазки – глядунюшки,
(показываем, где у него глазки)
А носику – сопунушки,
(показываем, где у него носик)
А в роток – говорок,
(показываем, где у него ротик)
А в головку – разумок!
(целуем малыша в макушечку
\\\\\\\\
При купании
Ай, лады, лады, лады.
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся.
(поливая на разные части тела) Здесь водичка холодная
Здесь водичка – тепленькая,
Здесь водичка – горячая,
А здесь – кипяток, кипяток!
\\\\\\\
Вперевалочку идет
Косолапый мишка.
Он принес в подарок мед
И большую шишку.

Топ-топ, топотушки!
Пляшут лапки,
Пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что лежишь, пляши и ты!

Ой качи-качи-качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички.
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки!
\\\\\
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потянушечки!
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты игрушка погреми,
Нашу детку подними (позвенеть погремушкой)
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
волчком.

Читайте также:  Коляски Noordi: характеристики, обзор ассортимента и советы по выбору

Полезные развивашки для наших малышей до года

От появления на свет до первого дня рождения ребенок проходит громадный путь. Он растет и развивается настолько интенсивно, что родителям порой сложно уследить за всеми его достижениями. С каждым месяцем потребности в развитии малыша растут по мере созревания его органов и систем. Какие развивающие игры для детей до года помогут родителям совершенствовать навыки их детей?

Самое важное – движение

Развитие малышей всегда должно быть комплексным, затрагивать все сферы его жизни: мышление и интеллект, эмоции, моторику, координацию, навыки самообслуживания. Но наибольшее значение имеют упражнения, направленные на развитие двигательных и речевых навыков. Ведь это два основных умения, необходимых человеку.

Физическая форма крохи совершенствуется с каждым месяцем. Подробно об этом рассказано здесь. Соответственно, двигательные развивающие игры до года меняются по месяцам:

  • До 3 месяцев основное внимание уделяют упражнениям на укрепление мышц спины и шеи, чтобы кроха быстрее начал держать головку.
  • С 4 до 6 месяцев важно укреплять спинку, мышцы живота, ножек. Это поможет ребенку научиться переворачиваться, садиться и сидеть. Кроме того, сейчас актуально начинать пальчиковые упражнения, чтобы разрабатывать мелкие мышцы кистей рук, которые в эти месяцы приходят в нормальный тонус.
  • В 7-9 месяцев кроху учат ползать по-пластунски, вставать на четвереньки, подниматься на ножки, ползать на четвереньках.
  • 10 – 12 месяцев – период обучения хождению. Малышу нужны упражнения, которые научат его вставать, топать, передвигаться по опоре. Также важно тренировать вестибулярный аппарат, чтобы карапуз мог держать равновесие, а значит, смог стоять без опоры, а затем пробовать самостоятельные шаги.

Физические упражнения для разного возраста

Гимнастика для новорожденных деток примерно до возраста 3 недель довольно пассивна: мама поднимает и разводит ручки и ножки ребенка, сгибает их, а также делает крохе легкий массаж. Обычно этому мамочек обучают еще в роддоме. Необходимые упражнения рекомендует также педиатр на первом приеме.

Начиная с 3 недель, ребенка начинают выкладывать на животик. Это первое упражнение на тренировку мышц шеи и спинки. Малыш будет учиться приподнимать, а затем удерживать головку. Через пару-тройку недель карапуза можно увлекать яркой погремушкой.

Ближе к 4 месяцам упражнения усложняются. Грудничка учат переворачиваться и садиться:

  • Малыша держат на весу под бедра и животик, поочередно фиксируя его животиком вниз и в боковом положении. Он будет тянуться вверх, укрепляя мышцы.
  • Ребенка кладут на спинку, мама выполняет его ножками движения «велосипед».
  • Положив кроху на животик, взрослый манит его яркой игрушкой вверх и в сторону, стимулируя переворачиваться. То же самое можно делать из положения на спине.
  • Грудничка учат хватать игрушку из разного положения. Он должен как следует тянуться за ней, лежа на спине, животике, на боку.
  • Укрепить мышцы ног помогут пружинящие приседания крохи, когда мама держит его подмышки, не позволяя полностью опираться на стопы.

В 4–5 месяцев ребенку создают условия для активного движения, «расчищая» пространство на полу. Для обучения его ползанию используют все те же яркие погремушки. Но теперь актуально подставлять под стопы крохи опору (мамины руки подойдут идеально).

Старайтесь «запирать» малыша в кроватке или манеже как можно реже. Чем большее пространство ему предоставлено, тем больше у него будет желания ползать. Лучше создайте для него безопасную среду, убрав с пути все, что может упасть, травмировать или не желательно для проглатывания.

В 6–7 месяцев укрепить нужные мышцы поможет мячик, который взрослые толкают к ребенку, прося толкнуть его обратно. Малышу придется наклоняться и тянуться за мячиком, что весьма полезно.

Полезно упражнение, при котором кроху ставят на четвереньки, поместив под животик валик из одеяла или подушку, чтобы удержать в нужном положении, а впереди кладут игрушку, за которой он будет тянуться.

Чтобы ребенку было интересно вставать, к верхнему краю бортика кроватки или манежа можно прикрепить интересный предмет (мигающий или звуковой). Кроха будет подниматься за ним по бортику. Также для укрепления спины и рук сейчас эффективно упражнение «тачка» (ходьба малыша на ручках, когда взрослый поддерживает его под животик).

С этого возраста полезно уделять внимание вестибулярному аппарату. Для этого важно часто менять положение малыша в пространстве: поднимать и опускать, наклонять, кружить, приседать с ребенком на руках, катать на плечах, наклоняя и раскачивая. Можно качать грудничка на одеяле или фитболе.

К 9–10 месяцам малыша нужно как можно больше провоцировать к ползанию. Кстати, оно сейчас может усложниться – родители добавляют препятствия на пути ползунка (книжки, небольшие подушки или игрушки). Кроме этого, полезно раскладывать по дивану (или кровати) привлекательные игрушки, чтобы ребенок переступал, стремясь к ним и держась за диван.

  • Взрослые могут водить ребенка, поддерживая сначала подмышки, затем, по мере укрепления его скелета и мышц, за две ручки, постепенно переходя на одну руку.
  • Водить ребенка можно по полу, на котором разложены мелкие предметы для переступания. Это и интереснее, и полезнее.
Читайте также:  Выбираем прогулочную коляску с большими колесами

В этом возрасте полезной развивалкой для освоения навыка ходьбы может стать прогулочная коляска, которую малыш будет толкать перед собой, идя следом.

Ближе к году ребенок уже в состоянии быть активным участником гимнастических занятий – повторять простые движения за мамой самостоятельно. Например, он может вращать кисти рук, поднимать ручки вверх, раскачивать их в таком положении, наклонять и поворачивать головку, топать ножками, приседать у опоры, наклоняться по сторонам, раскачиваться, хлопать или гладить себя ручками по животику, коленям. Чтобы крохе было интереснее, можно включать в такие моменты ритмичную музыку (к этому времени у него наверняка появится любимая).

Здесь мы подробнее рассказали о том, как заниматься гимнастикой с малышом: в 2 месяца, в 3 месяца, в 4 месяца, в 5 месяцев, в полгода, в 7 месяцев.

Развиваем речь

Первое и главное условие для правильного развития речи ребенка – постоянное общение с ним, создание вокруг него активной речевой среды. Маме необходимо все время говорить с крохой: комментировать все свои действия, рассказывать, что они с малышом сейчас будут делать, сопровождать основные режимные моменты (массаж, купание, гимнастика, укладывание, прогулка) веселыми потешками, петь ребенку песенки, в том числе – колыбельные. Когда малыш начнет агукать и лепетать – непременно отвечать ему, давая «высказаться», побуждая к общению вопросами и улыбками, повторяя его «перлы», а затем показывая новые звуки.

Даже самых маленьких крох нельзя просто «растить». Человек – существо социальное. А главное тут – общение. С самого рождения.

Примерно с 4 – 5 месяцев полезно начинать читать грудничку книжки со сказками или стишками, показывать иллюстрации. В 6 – 7 месяцев малыш может сам листать книгу, рассматривая картинки.

В это же время можно пробовать первую артикуляционную гимнастику: звукоподражания, или игра в «зоопарк». Мама показывает крохе, как «говорят» разные животные, и просит его повторять. Такие игры деткам очень нравятся, их можно использовать, расширяя и усложняя, даже после двухлетнего возраста.

Старайтесь обеспечить малышу максимум положительных эмоций. Веселите его, чаще улыбайтесь, сопровождайте игры веселыми комментариями, оградите кроху от стрессов и криков. Это положительно скажется на развитии ребенка.

Внимание – мелкой моторике

Немаловажная роль в развитии речи ребенка принадлежит мелкой моторике. Давно установлено, что центры, отвечающие за моторику и речь, находятся в непосредственной близости. Стимулируя один, затрагивают и второй.

Игры для развития мелкой моторики также усложняются по мере роста крохи. В первые месяцы это может быть массаж ладошек и пальчиков рук. Начиная с 4-5 месяцев, можно осваивать простейшую пальчиковую гимнастику. Нужные для развития пальцевых мышц движения предполагаются в известных всем потешках («ладушки», «коза рогатая», «сорока-ворона», « мы делили апельсин»). Можно добавлять к этим занятиям массаж с помощью мячиков-шиповок, грецких орехов, ребристых карандашей – все это необходимо прокатывать между ладошками ребенка.

Примерно с полугода к пальчиковой гимнастике можно добавлять занятия, стимулирующие работу рук. Например:

  • игры с мешочками, наполненными разными наполнителями;
  • игры с резиновыми мячиками, игрушками-пищалками, которые весело сжимать;
  • перебирание мелких круп, фасоли, макарон, пересыпание и перекладывание их в емкости.

Примерно с 8 месяцев можно перебирать пуговки, бусины, рисовать пальчиками по манной или гречневой крупе, песку или муке. С этого возраста кроха может сам выполнят движения пальчиковых игр.

К 10 месяцам карапуза можно знакомить с кубиками, сортерами, вкладышами, пирамидками. Такие развивашки для малышей довольно увлекательны и способствуют совершенствованию ловкости пальчиков.

Можно предлагать ребенку лепить простейшие колбаски и колечки из пластилина или теста, «рисовать» мелками или пальчиковыми красками.

Обучение самостоятельности

Развивающие игры для детей до года обязательно должны содержать моменты, способствующие освоению малышом навыков самообслуживания. Точно так же их усложняют постепенно:

  • С 6–7 месяцев нужно учить кроху кушать из ложечки, пить из чашки и через соломинку с маминой помощью.
  • К 9 месяцам ребенка обучают пользоваться ими самостоятельно, а также помогают освоить полотенце, салфетку. Малышу будет полезно научиться накрывать кастрюлю крышкой, завинчивать крышки на бутылках, закрывать коробки.
  • Примерно в 10 месяцев ребенка учат управляться с мочалкой, обучают знанию частей тела.
  • К году – умываться, чистить зубки, надевать и снимать одежки, носочки, обувь.
  • Когда малыш начнет ходить сам, ему помогают научиться пользоваться краном.

Такое обучение обязательно нужно строить в игровой форме. Лучше всего для этого подходят игры с куклами или зверушками. Их ребенок будет учиться умывать, кормить, одевать. Затем все это его просят повторить на себе.

Второй вариант – устраивать соревнования с мамой – у кого лучше и быстрее получится сделать что-то. Естественно, побеждать должен малыш. И получать заслуженную похвалу.

Все это поможет ребенку легче преодолеть кризис первого года, а в дальнейшем – более успешно адаптироваться к дошкольному учреждению.

Большинство основных навыков и умений закладываются и развиваются именно на первом году жизни. От того, насколько грамотно будут вести себя родители в этот период, будет во многом зависеть дальнейшее развитие и становление маленькой личности.

Развивающие игры для детей до года

Предлагаемые развивающие игры для детей до 1 года подарят малышу радость проведенных вместе с папой или мамой счастливых минут, помогут развиваться творчески и интеллектуально.

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «ЛАДУШКИ»

Возьмите ручки ребенка, хлопайте ими и приговаривайте:
Ладушки, ладушки!
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили –
Шу-у-у… Полетели!
На головку сели.
Со словами «Шу-у-у… Полетели! На головку сели» положите ручки ребенка ему на голову.
Постепенно малыш научится совершать такое движение самостоятельно.

Читайте также:  Особенности подгузников Palmbaby

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «КУВЫРКИ»

Поощряйте любое желание малыша двигаться и переворачиваться со спины на живот.
Положите сбоку справа от ребенка яркую, привлекающую его внимание игрушку и помогите тянущемуся к ней крохе осторожно перевернуться со спины на живот.

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «ПОЛЗАНИЕ»

Положите игрушку перед лицом ребенка на таком расстоянии, чтобы он не мог достать до нее рукой. Когда же кроха начнет тянуться к ней, подставьте ладонь к ступням малыша, чтобы он смог упереться и оттолкнуться. Обязательно сопровождайте игру поощрительными словами типа: «Молодец, Коленька, достань игрушку. Вот как Коленька ножками уперся, вот как сильно оттолкнулся и пополз, пополз. Ай какой молодец, Коленька! А давай-ка мы с тобой зайчика достанем. Не уйдешь от Коленьки, зайчик!»

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «ПРЯТКИ»

Накиньте платок себе на голову и позовите малыша: «Сашенька, а где мама? Где мама спряталась? Найди маму». Если ребенок сможет подползти, помогите ему стянуть с вашей головы платок и обязательно похвалите.
Попробуйте набросить платок на голову ребенка, как будто теперь спрятался он. Спрашивайте: «А где Сашенька? Нету Сашеньки? Куда же он подевался?»
Снимите платок с головы ребенка: «Вот где Сашенька! Нашелся!»
Пусть ребенок сам учится стягивать и натягивать платок себе на голову.
Разнообразьте игру. Например, спрячьте какую-нибудь игрушку под платок, но так, чтобы ребенок видел все, что вы делаете. Спросите: «Сашенька, где зайчик?» Если малыш еще не умеет сопоставлять слово «зайчик» с игрушкой, найдите зайчика сами, покажите ребенку и скажите: «Сашенька, смотри, вот зайчик! Покажи мне, где зайчик?» Затем снова спрячьте зайчика и попросите ребенка найти. Меняйте игрушки и терпеливо обучайте ребенка, добиваясь умения находить названную игрушку.

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «ДОГОНЮ-ДОГОНЮ!»

Потопайте ногами на месте около ползающего на полу малыша, приговаривая: «Догоню–догоню–догоню». Дети обычно начинают смеяться и пытаются отползти. «Подогоняйте» ребенка таким способом, добиваясь того, чтобы он отползал.

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «КТО ЭТО?»

Покажите ребенку альбом с семейными фотографиями: «Вот это мама, это папа, это бабушка, это братик» и т. д. После этого спрашивайте: «Катенька, где мама? Покажи бабушку. А папа где? Нет, это дядя Вася, папа вот. Правильно, молодец».
Ребенок должен научиться сопоставлять имена названных людей с их изображением.
По такому принципу можно заниматься с книжкой про животных и др. Выбирайте книги с большими и яркими картинками. Сначала называйте животных, затем спрашивайте: «Вот собачка – ав-ав. Покажи, где собачка? Это кошка – мяу-мяу. Где кошка?»
Научите ребенка указывать части тела: «Где у Катеньки глазки? Где носик? А ушки где? А ручки? А ножки? А пальчики? и т.д.»
Если у вас есть семейные видеозаписи, показывайте их ребенку и спрашивайте: «Это кто там на ручках у мамы сидит? Правильно, Катенька. А кто это взял Катеньку за руку? Папа. А что это? Новогодняя елка. Кто ее принес из леса? Дед Мороз» и т.д.

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «СОРОКА-БЕЛОБОКА»

Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Потому что он мал,
Воды не таскал,
Дров не рубил,
Каши не варил.
Водите пальчиком ребенка по его ладошке, приговаривая этот стишок. При словах «этому дала» загибайте большой палец, затем указательный, средний, безымянный. При словах «а этому не дала» легонько схватите мизинец и пощекочите малышу ладошку.

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «ПОКА-ПОКА»

Учите ребенка выполнять простые движения, знать их названия и понимать, что они обозначают. Например, каждый раз, когда прощаетесь с малышом, машите ему рукой и говорите: «Пока-пока». А когда здороваетесь, протягивайте ребенку руку, легонько пожимайте его ладошку и говорите: «Здравствуй, Мишенька! Дай руку».
Регулярно повторяйте эти движения, и малыш научится и давать руку и махать ею на прощание.
Протяните крохе игрушку: «На, возьми». После того как ребенок возьмет ее и немного подержит, попросите: «Дай мне». Постепенно вводите новые движения и слова: «брось», «сядь», «встань», «иди», «положи» и т.д.

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «КТО ТАК ДЕЛАЕТ?»

Возьмите игрушки, изображающие животных, и поиграйте с малышом: «Кто это к нам пришел? Ко-ко-ко, курочка. Давай позовем курочку, цып-цып-цып. А как курочка делает? Ко-ко-ко. А это кто пришел? Кошечка. Как кошечку позвать? Кис-кис-кис. А как она мяукает? Мяу-мяу. Погладь кису».
Показывайте таким образом малышу разных зверей и птиц и добивайтесь, чтобы ребенок запоминал название животного и мог показать, кто делает гав-гав, мяу-мяу, ку-ка-ре-ку, ква-ква, иго-го, чик-чирик и т.д.

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «ПАЛЬЧИКИ»

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять:
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел.
Приговаривая потешку, возьмите ручку ребенку. При словах «этот пальчик гриб нашел», загибайте мизинец, произнося следующие строчки, загибайте последовательно безымянный палец, средний и указательный. А со словами «ну а этот лишь глядел» легонько сожмите малышу большой пальчик и пощекочите ладошку.

Новое видео:

Новое видео:

Ссылка на основную публикацию