Почему ребенок ест то, что есть не принято?

Пищевое поведение в 2 – 4 года

2 – 4 года. Почему ребенок ест неохотно

Примерно с 2 до 4 лет многие дети отказываются от незнакомой еды, требуют одни и те же блюда каждый день.

  • 2 – 4 года. Почему ребенок ест неохотно
  • Как создать здоровые пищевые привычки ребенка
  • Как вызвать интерес к еде у ребенка
  • После 4 лет. Как приучить ребенка к здоровому питанию
  • Как научить ребенка правильно вести себя за столом
  • Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом

Причины такого поведения могут быть разными.

1) Согласно одной из теорий, это нормальное поведение человека, имеющее эволюционные корни: новая еда могла означать опасность, поэтому у нас присутствует инстинкт отрицания незнакомой пищи. Как правило, он размывается к 4 – 5 годам, но иногда сохраняется и во взрослом возрасте.

2) Отказываясь от еды, ребенок заявляет свои права на собственный выбор и проверяет рамки возможного в общении со взрослым.

3) Ребенок не может сосредоточиться на еде, так как вокруг много отвлекающих факторов: игрушки, телевизор или что-то еще.

4) Малыш усвоил неправильные пищевые привычки, и его интерес к незнакомой еде угас:

4.1. его могли кормить, когда он не был голоден;

4.2. его торопили во время еды;

4.3. его запугивали, если он плохо ел;

4.4. его слишком много уговаривали и развлекали во время еды;

4.5. его оставляли одного во время трапезы;

4.6. его кормили с ложки, когда он хотел держать ее сам;

4.7. его кормили под мультики, песни или ролевые игры.

5) Иногда ребенок отказывается от еды, потому что ему не нравится текстура, цвет или запах продукта. У него могут храниться воспоминания о том, что его кормили тем же самым, когда он был болен.

Как создать здоровые пищевые привычки ребенка

У ребенка есть инстинкт, позволяющий выбирать ту пищу, которая ему необходима. Задача родителя — предложить маленькому гурману достаточный выбор здоровой и сбалансированной еды и создать окружение, которое настроит малыша на прием пищи.

Если вам действительно важно изменить пищевые привычки ребенка — выделите на это время, подготовьтесь к этому процессу и относитесь к нему как к серьезной работе. Однако будьте реалистами: малыш дошкольного возраста, как правило, не готов пробовать слишком много новой пищи, он «дорастет» до этого не раньше 4 – 5 лет.

  • Дождитесь, пока ребенок сам попросит еды. Конечно, это на несколько дней внесет сумбур в ваш распорядок дня, но такая мера необходима для того, чтобы ваш маленький нехочуха начал с охотой есть.
  • Садитесь за стол вместе с ним. Если время обеда подошло, а малыш все еще не просит кушать, садитесь сами и начинайте с аппетитом есть. Телевизор, телефон и планшет сейчас отвлекать от еды не должны. Если ребенок захочет присоединиться к вам, усаживайте его рядом и покормите.
  • Ешьте всей семьей. Не меньше одного раза в день по будням и не меньше двух раз в выходные садитесь есть все вместе. Ребенок перенимает пищевые привычки у взрослых. Если его постоянно кормят в одиночестве, он не может разобраться, как нужно есть, как вести себя за столом, какой разной может быть пища.
  • Поощряйте его самостоятельность. Уже с 10 – 12 месяцев малыш готов есть ложкой сам. Теперь он самостоятельно решает, сколько принимать пищи, как и с какой скоростью, как долго жевать или сосать еду, наслаждаясь вкусом, нюхать и разглядывать содержимое тарелки.
  • Транслируйте ценность еды. Кладите небольшие порции, чтобы стимулировать ребенка просить добавку.
  • Не поощряйте малыша за еду, не обещайте ему мультики, сказку или игрушку за то, что он все съест. Еда сама по себе должна стать удовольствием для ребенка.
  • Предлагайте новую еду многократно: ребенку нужно привыкнуть к ней. Однако кладите этот незнакомый продукт не на тарелку малыша, а на стол, чтобы не вызвать протест. Не давайте ему сразу большое количество новой еды: достаточно одного кусочка.
  • Если вы хотите познакомить малыша с новыми продуктами, не готовьте пищу целиком из них: пусть в еде будут и знакомые ему ингредиенты.
  • Кладите в тарелку небольшое количество еды. Порция для ребенка равна половине взрослой.
  • Выбор еды не должен быть слишком большим. Не предлагайте малышу самому придумать, что он хочет на обед. Достаточно сказать, что его порция на столе.

Поначалу выполнение этих инструкций может сбить привычный режим вашего дня, но в результате малыш будет готов самостоятельно питаться за общим столом. Потерпите немного, и вы оцените, насколько это удобно — и для него, и для взрослых.

  • Не запрещайте полностью «вредные» продукты — иначе ребенок перестанет считать их едой и будет видеть в них недоступное удовольствие.
  • Не заставляйте малыша есть полезный продукт, от которого тот настойчиво отказывается, — он перестает воспринимать его как пищу. Как показывает исследование, 72 % людей, которых заставляли в детстве есть определенные полезные блюда, полностью исключили их из своего рациона во взрослой жизни.
  • Если вы заставили малыша есть против его воли, не хвалите его за то, что он «справился со своей задачей». Это приводит к неприятным последствиям: послушные дети перестают есть из-за того, что они испытывают голод, и начинают использовать еду для других целей. Съеденная пища оказывается способом заслужить похвалу мамы и испытать таким образом удовольствие. И в своей взрослой жизни они будут обращаться к еде, чтобы утешить себя в состоянии стресса или грусти.
Читайте также:  Какие витамины лучше выбрать для ребенка 4 лет?

Как вызвать интерес к еде у ребенка

После 4 лет. Как приучить ребенка к здоровому питанию

Согласно данным исследований, ребенок начинает осознавать понятие «здоровая еда» в возрасте около 4 лет. Это происходит, только если родители объяснили ему, что это такое, причем как можно раньше, в 2 – 3 года, а то и в годик. И тогда уже в возрасте 4 – 5 лет дети могут самостоятельно делать «здоровый» выбор.

1) Подайте ребенку пример. Самым лучшим примером для малыша является его семья. Если мама хотя бы раз в несколько дней готовит вкусный здоровый ужин, папа приносит домой свежие фрукты и овощи, а бабушка показывает внучке, как варить суп, то ребенок получает навыки здорового пищевого поведения.

2) Не кладите в еду много сахара или специй. Ребенок открывает естественный вкус каждого продукта и ощущает такие вкусовые оттенки, которые взрослый не способен различить. Конечно, со временем малыш должен знакомиться с самыми разными блюдами, но сейчас лучше избегать резких вкусов.

3) Присмотритесь к собственному рациону. Пусть семейная трапеза не будет плохим примером для юного гурмана. Привыкайте есть меньше жареного, больше блюд, приготовленных на пару или тушеных. Включайте в диету овощные и фруктовые салаты. Откажитесь от вредных полуфабрикатов и алкоголя. Старайтесь закупаться продовольствием не на месяц, а на неделю.

4) Готовьте вместе с детьми. Учите их мастерству приготовления любой еды — от каши до пирога. Пусть малыш всего лишь насыплет стаканчик муки в миску — этого уже будет достаточно для начала.

5) Придумывайте игры про еду. С помощью игры можно познакомить ребенка с тем, какие продукты полезны для него, а какие — нет. Вы можете придумать целый мир, в котором будут жить любопытные персонажи. Используйте свое воображение!

6) Пусть десертами станут только блюда из натуральных ингредиентов — фруктовые пюре и салаты, пудинги и т. д.

7) Не пугайте малыша категорическими запретами. Мягко объясняйте и старайтесь переключать внимание ребенка в те моменты, когда он слишком активно требует что-то вредное.

Как научить ребенка правильно вести себя за столом

Как преодолеть детские капризы за столом, создать здоровую иерархию в семье, научить ребенка нормам поведения и семейным ритуалам?Уже в 2 – 3 года кроха может начать капризничать, скандалить, уходить из-за стола, где собралась вся семья, без разрешения и игнорировать другие запреты. Как найти общий язык с маленьким бунтарем и научить его правилам поведения?

  • Выработайте единую позицию. Чтобы изменить эту ситуацию, взрослым, включая бабушку, необходимо договориться о единых требованиях и общем подходе к воспитанию ребенка.
  • Среди договоренностей должны быть правила поведения за столом. Будут ли малыша кормить отдельно или он ест вместе со всеми? Как реагировать, если он пытается уйти из-за стола?
  • Важно показать ребенку семейные правила на собственном примере. Можно комбинировать разные подходы: завтрак, обед и полдник — в легком режиме, ужин — все вместе и в общении. В этой ситуации малыш сам захочет посидеть со всеми подольше.
  • Совместные трапезы со взрослыми — важный ритуал, показывающий малышу его место в семейной иерархии. Ситуация, в которой трехлетний ребенок питается отдельно от всех, — это путь к побегам из-за стола. Малыш привыкает к тому, что у него свой режим и ритуал питания и только от него зависит, когда начать и когда закончить. Но если ребенка включить в круг семьи, ему будет проще обучиться правильному поведению за столом. Особенно если перед ним, как и перед остальными, лежит салфетка и ему разрешают пить из стеклянного стакана, как взрослому.

Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом

Когда дома существуют четкие правила поведения, внутри которых у малыша есть определенная свобода, кухня перестает быть местом, где ребенку нужно что-то доказывать родителям. В понятно организованной иерархической структуре он чувствует себя комфортно и безопасно: четко знает, где его место, и понимает, что решение всех трудных вопросов возьмут на себя взрослые.

Ребенок избирательно питается. Психоаналитическая трактовка нарушений питания у ребенка.

AFRID – нарушение пищевого поведения у ребенка, когда ребенок избирательно питается, то есть совсем не употребляет некоторые виды пищи.

«Расстройство избегающего или ограничительного пищевого поведения (ARFID) характеризуется ненормальной едой или кормлением, что приводит к потреблению недостаточного количества или недостаточно разнообразной для удовлетворения потребностей в энергии или питательных элементов пище. В результате происходит значительная потеря веса, неспособность набрать ожидаемый вес у ребенка или при беременности; клинически значимый дефицит питательных веществ, зависимость от пероральных пищевых добавок или кормление через трубки; или иным образом отрицательно влияет на здоровье человека, или приводит к значительным функциональным нарушениям.»

ARFID отличается от нервной анорексии отсутствием озабоченности по поводу веса или фигуры. AFRID характерно именно для детей и подростков, а не у взрослых.

Читайте также:  Меню детского сада для детей

У взрослых людей мы наблюдаем орторексию- избирательное питание и навязчивое деление продукты на полезные и вредные, и отягощенный обсессивно компульсивный синдром, когда больной питается не полезными продуктами, а исключительно одним видом еды, например, чипсами одной марки и одним видом газировки. Кто помнит историю Говарда Хьюза, показанную в фильме «Авиатор», там герой употребляет в пищу молоко и батончики Херши.

Важно понимать, что нет никакой органической природы этого симптома- отказа от еда или от определенной еды.

В основе симптома-деление мира на то, что пригодно и не пригодно.

И если при орторексии деление продуктов происходит по условно «здравым», хоть и навязчивым признакам, то при ОКР это деление произвольно : это ем, а это не ем.

AFRID можно отнести к детскому проявлению ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства).

Во взрослом и подростковом расстройстве «булимия» также наблюдаем разделение еды на пригодное для еды и особую еду, используемую в ритуалах обжорства с последующей рвотой. Еда, предназначенная для рвотных ритуалов, как правило: мороженое, торты, десерты. Это особая сладкая, «материнская» или регрессивная еда – еда детства.

Принципиальным психоаналитическим признаком расстройства или отягощенного состояния здесь будет расщепление – разделение мира на ок и не ок, которое мы видим у детей в игре, когда они избегают наступать на асфальт с трещинками.

Это деление на плохое и хорошее.

Полярность и расщепление- признаки примитивных защит и параноидно-шизоидного состояния психики.

Паранодино-шизиодную фазу наряду с депрессивной впервые описала Мелани Кляйн, английский психоаналитик, работавшая с детьми раннего возраста.

В каком то смысле это расщепление приемлемо для детей в самом младенчестве, их психика формируется начиная с этой фазы, то есть с расщепления. Но после трех лет расщепление сигнализирует о неспособности перейти к депрессивной фазе, когда происходит объединение расщепленного объекта или явления, и приходится испытать при этом горечь от несовершенства целостности по сравнению с идеализацией представляемого магического совершенства. Также вина и горевание становятся пугающими в этой фазе, и чтобы не испытывать вины, ребенок возвращается в параноидно-шизоидную фазу, где есть мечта об идеальном объекте и отщепленные плохие части.

Колебания от паранодно-шизоидного состояния к депрессивному и обратно сопровождает нас по жизни, и важно не застревать в состоянии расщепления, при котором неминуемо нас сопровождает разочарование после идеализации, неспособность смириться с утратам или неудачами.

Поэтому залипание ребенка в состоянии расщепления и избирательного поведения в еде должно что-то сообщить родителю о переживаемом конфликте ребенка.

Поскольку ребенок не может сознательно сообщить родителям, что он переживает стресс или сильные чувства, и если ребенок не согласен с поведением родителей, он складывает или «упаковывает» это послание в еду- в первую попадающуюся ему метафору.

«Вы мне не подходите»- хочет сказать ребенок,- или « мне не подходит ваше поведение, ваш мир, ваш детский сад, то, что вы уходите на работу, то, что со мной остается другая тетя, то, что вы ругаетесь или то, что я слышу из вашей спальни»,- и отвергает пищу, которую дает ему родитель.

  1. Здесь важно знать, что у ребенка нет органических нарушений. Иногда ребенок не может жевать или глотать твердую пищу, у него есть физиологические особенности строения гортани, это важно проверить.

Важно также исключить дисморфическое расстройство или дисфорического расстройства. Классический случай описан у Франсуазы Дольто, когда ребенок отказывается брать еду рукой, но готов брать ее ртом.- то есть ребенок уверен, что у него руки не приспособлены для того, чтобы брать еду или карандаш. Хорошая новость- для лечения такого расстройства не нужны таблетки, это лечится словом, то есть в психоаналитической детской терапии.

  • Ребенок отказывается брать еду руками это один случай и ребенок ел сам и вдруг хочет, чтобы его кормили с ложки – это другой случай.

Это может быть невротическое переживание и регресс в состояние младенца в связи с перенесенным переживанием, в классическом примере в связи с рождением младшего сиблинга, разлукой с родителем или переменами в жизни, к которым он оказался не готов. И он говорит КАК БЫ : «Я еще маленький, родители, погодите со своими ново-введениями».

  • Ребенок имеет пищевую непереносимость. Обычно это фантазии родителя ( матери) о том, что кишечник ребенка не переваривает мясо, молоко или овощи. Случайно ли или нет, такой родитель обычно занимается чем-то вроде нутрициологии, правил питания, имел когда то в анамнезе сам нарушения пищевого поведения или наоборот , гордится тем, что худой и не имеет лишнего веса ( скрытая неклиническая анорексия или орторексия).

Такие взрослые люди, не сами переваривающие овощи, молоко или какие-то особые продукты часто демонстрируют отказ разобраться с проблемой через гастроэнтеролога или аллерголога- это дорого, на это нет времени, это больно или страшно. Но они абсолютно уверенны во вредности продуктов питания. Не всех, конечно.

Или аллергические пробы показывают гораздо меньший спектр реакций на еду, чем тот, что ярко выражен у ребенка.

  • Часто ребенок не переваривает еду у тревожной или агрессивной матери. У них в диаде напряженные отношения : мать раздражается на ребенка, мать недовольна ребенком, мать рада сдать ребенка в дет сад, и вообще он ей мешает жить, ребенок совершенно не украшает ее жизнь. «Все эти инста –мамочки, у которых все хорошо, ребенок какает сам, а мамочка в это время управляет миллионными потоками денег или фолловеров- откуда только они берутся?»
Читайте также:  С какого возраста можно давать щавель ребенку и как сварить щавелевый суп для него?

Ребенок все это чувствует ( это неожиданность для мамы, обычно вытесняемая или хуже- отрицаемая полностью). У ребенка неприятие материнской фигуры и сопротивление ей. И если еду втолкнули насильно, на еду будет раздражение. У ребенка будет хронический понос, раздражение жкт, которое будет сопровождает его по жизни.

Злая рассерженная встревоженная мать не должна кормить- она кормит ребенка своей злобой, своей тревогой и своим страхом.

  • У ребенка раздражение кишечника с самого рождения- ребенок впитал гормонально и через кровь повышенную реакция на стресс еще в материнской утробе- такой ребенок скорее всего был выношен не в благоприятных условиях, например, до брака родителей или под угрозой выкидыша.
  • Ребенок все ел, но перестал есть почти все, при этом у него не было и нет аллергии или непереносимости.

Это симптом говорящий либо о страхе ( и тогда ребенка напугали где-то историями про то, что душа рыбы стоит и смотрит на то, как ты ее ешь, а помидоры плачут, когда их режут) либо гнев ( бог накажет, если есть мясо) . Что происходило в тот момент жизни ребенка, когда он отказался от еды, какие перемены? Переезд родителей, разлука с близким родственником, приезд родственницы с новыми правилами жизни? Детский сад? Школа? Пост родителя? Воцерковление? Введения вегетарианства в семейный обиход? Болезнь родственника и особая диета?

Ребенок агрессивен, и ему запрещают агрессию. Если у ребенка в семье и на его глазах происходят регулярные отказы взрослых от еды по той или иной причине- происходит фиксация на еде , то отыгрывание запрещенной к выражению агрессии может отразиться как агрессия к еде- выплевывание или не-впускание в себя еды.

Если одновременно с отказом от еды ребенок бьет себя, выдергивает волосы, агрессия переходит в аутоагрессивное поведение.

Здесь важно не запрещать ребенку выражать свою агрессию, как часто делают с ребенком на краткосрочным корректирующих психологических сеансах, а разрешить ребенку в семье или на терапии говорить о своей агрессии, о своих чувствах. «Что бы ты сказал, что хотят сказать твои кулаки?»

Они хотят сказать: «не любите младшего братишку, любите меня». Логика ребенка такова- она лишена здравого родительского смысла, она индивидуалистична, она бескомпромиссная.

Мы продолжаем видеть состояние психики как параноидно-шизоидное- расщепление мира на 2 половины, на полярные состояния. Есть обесценивание и идеализация.

Есть невозможность пережить разочарование и объединить половинки в единое целое. Ведь тогда ребенок столкнется с фактом, что он не всемогущ и не центр вселенной, что рядом с ним есть другой, которому надо дать пространство. Что созданный им объект – не совершенен также, что ребенок совершает ошибку, эту ошибку придется исправлять.

Он должен пережить такое разочарование, горе, утрату и смочь прожить весь этот болезненный опыт, восстановиться и отрепарировать объект: исправить несъедобный испеченный им торт, завязать незавязываемый шнурок, увидеть вновь маму, которая отвернулась и потом вернулась к нему с любовью.

Еда- всего лишь метафора того, что хочет сказать ребенок родителям.

Это не огурец дети не хотят или боятся, не кусок говядины и не молоко, от которого пучит. Они не хотят того, кто предлагает им эту еду или ситуацию, в которой они оказались.

Надо обязательно искать и находить, что скрывает еда.У ребенка нет взрослых способов и защит в виде вытеснения, юмора или сублимации.

Хорошая новость- работа с ребенком может разрешить проблему за 10, максимум 20 сессий. Такая работа проделывается с ребенком в кабинете со специальном набором игрушек, ребенок играет в процессе терапии в особую игру, которую стимулирует , но не играет с ним терапевт. В этой игре важно не получить утешение, а обнаружить причину страдания, эту интерпретацию делает психоаналитический терапевт, и причиной страдания, как правило оказывается родитель. Поэтому родитель не может стать терапевтом своему ребенку. Еще одна хорошая новость: ребенок очень быстро смещает свою любовь- и мама снова и быстро становится хорошей, поэтому такой терапии не стоит опасаться родителям.

Приглашаю на консультацию родителей с трудностями в кормлении детей. Клинический психолог Куликова МГ.

Как приучить ребенка правильно питаться?

Сложно уговорить детей, а особенно подростков, нормально поесть. Они питаются чипсами, гамбургерами и наотрез отказываются от овощей и нормального ужина. Рассказываем, как наладить отношения ребенка с едой и что делать, если они уже испорчены.

Что значит правильно

Сбалансированное питание — это способ покрыть все энергетические затраты ребенка для гармоничного роста и развития. При правильном рационе достаточное количество питательных веществ обеспечивают нормальный обмен веществ и дают ребенку силы для познания мира.

«Согласно отечественным и зарубежным рекомендациям, — объясняет педиатр GMS Clinic Мария Фадеева , — ежедневно в рационе ребёнка должны присутствовать: овощи, фрукты, сложные углеводы: крупы, картофель, хлеб, паста, продукты, богатые белком: мясо, рыба, яйца, бобовые, орехи, молочные продукты: молоко, сыр, йогурт, кефир, творог; детские молочные смеси или грудное молоко для детей раннего возраста при потребности, растительные и животные масла, вода».

Читайте также:  Меню ребенка в 10 месяцев: основа рациона и принципы питания

То есть, чтобы нормально развиваться, ребенку достаточно каждый день съедать немного фруктов, овощей, белка, сложных углеводов и молочных продуктов. Форма приготовления не так важна. Варить каждый день супы или каши не обязательно, если ребенок их не ест.

«Суп — вариант приготовления блюда, — рассказывает Мария Фадеева, — если ребёнок отказывается от него, можно предложить те же продукты в другом виде. Температура пищи должна быть комфортной, очень горячую еду не стоит употреблять».

Объем рациона зависит от физической активности ребенка, возраста и образа жизни. Дети едят больше во время периодов активного роста и активных занятий, но меньше при болезни или долгом сидении дома. Родителям часто кажется, что ребенок мало ест. Но если он активен и хорошо растет, то питания хватает.

При настоящей нехватке питательных веществ он больше спит, нервничает, жалуется на слабость и не может долго гулять. Ногти легко ломаются и слоятся, кожа шелушится, а в углах губ могут появиться трещины.

«Нужно обсудить с педиатром рацион питания, — говорит Мария Фадеева, — если ребенок отстает в развитии, плохо прибавляет в весе и медленно растет. А также есть лишний вес и проблемы со стулом: запоры, диарея. Могут быть жалобы жалобы на тошноту, изжогу, отрыжку и боль в животе».

Почему это важно

Нездоровое питание влияет не только на физическое и психическое состояние ребенка. Дети, которые питаются неправильно, находятся в группе риска по развитию ожирения и расстройств пищевого поведения, то есть формирования нездорового отношения к еде. Такое расстройство может развиться в ситуации, когда еда становится не источником энергии, а поводом для тревоги и отрицательных эмоций.

По словам кандидата психологических наук, детского психолога клиники „Фэнтези“ Юлии Себелевой , выделяют три основные фактора риска развития расстройств пищевого поведения:

  • Генетический. Известны некоторые гены, которые значительно увеличивают риск развития РПП.
  • Психогенный, он связан с пережитыми сложными травмирующими событиями. РПП в таком случае может возникнуть как вариант адаптации к тяжелой ситуации.
  • Стереотипы и установки про телесные стандарты и смещение образа тела в сторону худобы.

« Некоторые особенности питания, — рассказывает Юлия Себелева — уже в младенческом возрасте могут быть факторами риска развития расстройств пищевого поведения: отказ младенца от груди, малоежки и дети, которые передают и не чувствуют насыщения. Но обычно, эти особенности сочетаются с высоким уровнем материнской тревоги в раннем периоде общения с ребенком. Это может быть послеродовая депрессия, собственные убеждения по поводу еды, семейные особенности питания».

Как сформировать правильные пищевые привычки

Важная рекомендация — семейный пример, когда родители меняют свой образ жизни и начинают питаться правильно. Перейти на здоровое питание сложно, особенно если воспринимать это как ограничение ради ребенка. Но если подросток постоянно слышит о пользе овощей от родителей с чипсами в руках, пользы от этого не будет.

«Если в семье принято есть не очень полезную еду, — говорит Юлия Себелева, — то неудивительно, что ребенок тоже будет так питаться. Но такие привычки возможно исправить, если вся семья пересмотрит важность культуры пищевого поведения и включит формирование здоровых пищевых привычек для заботы о себе и своих близких».

Также важно, когда родители относятся к еде спокойно и не заставляют доедать. Ребенок не должен съедать половину взрослой порции или все, что родители считают нужным положить в детскую тарелку. Поэтому не нужно стыдить за недоеденную кашу или рассказывать про африканских голодающих детей, чтобы вызвать чувство вины.

«Когда родители насильно заставляют есть, — предупреждает Юлия Себелева, — это травматично и увеличивает риск расстройства пищевого поведения».

С раннего возраста полезно поощрять исследовательский интерес к еде, не бояться давать попробовать разные продукты, чтобы ребенок расширял вкусовые ощущения и не думал, что еда может быть опасна.

«Мне симпатична идея педагогического прикорма, — говорит Юлия Себелева, — когда мама по кусочку даёт попробовать малышу то, что ест сама. Это не обязательно прожевать и проглотить, иногда достаточно дать попробовать на вкус для изучения.

Есть и другие способы формирования правильных пищевых привычек:

  • Давать выбор. Хорошо, когда на столе есть несколько блюд, если ребенок не ест салаты, отдельно порезанные овощи могут привлечь его внимание и интерес.
  • Менять форму подачи продуктов. Есть дети, которые не едят творог, но творожную запеканку пробуют с удовольствием.
  • Не использовать гаджеты за едой. Об этом мы уже рассказывали . Увлеченные дети не замечают, что едят и в каких количествах, поэтому съедают больше и не замечают процесс поглощения пищи.
  • Устраивать семейные ужины. Вместе собираться за столом, привлекать детей к приготовлению, рассказывать из чего делается еда и зачем нужно добавлять приправы. Во время ужина лучше не выяснять отношения. Не стоит в это время ругать ребенка за дневные провинности, чтобы семейный прием пищи не превратился в неприятную обязанность.
  • Не запрещать нездоровую еду. Запреты и строгие ограничения приводят к тому, что ребенок с жадностью может накинуться на чипсы или торты сразу, как выйдет из-под родительского контроля.
  • Добавлять физическую активность. Дети лучше едят после энергетических трат, поэтому прогулки, спортивные секции или другие мероприятия могут усилить аппетит и привлечь внимание к полезной еде.
  • Не торопить. Постоянные замечания о медлительности только уменьшают желание сидеть за столом. Лучше заранее запланировать на еду больше времени.
Читайте также:  Безглютеновые каши для детей

«После 1-2-х лет важным становится внешний вид еды, — рассказывает Мария Фадеева, — происходит обучение нормам приема пищи. Поэтому стоит красиво сервировать стол, использовать яркую посуду, сочетать продукты нескольких цветов. Не кормите ребенка перед телевизором, пусть процесс принятия пищи будет осознанным».

Вне дома сложнее наладить питание. Непривычная еда и отсутствие выбора в школе или детском саду приводят к тому, что ребенок плохо ест или покупает на переменах булочки, чипсы и другую вредную еду.

«К сожалению, качество питания в школах и детских садах, — говорит Юлия, — серьезная проблема. Сам факт привыкания к другой пище для детей может быть стрессом. В каждом отдельном случае нужно придумывать для ребенка возможные способы адаптации. Для кого-то это поиск перекусов, которые можно взять с собой. Другие дети со временем привыкают и начинают есть школьную еду».

Как говорит Мария Фадеева, перекусы должны быть удобными для питания, долго храниться вне холодильника и правильными по составу.

«Для перекуса подойдут, — говорит Мария Фадеева. — аккуратно нарезанные свежие овощи и фрукты, сухофрукты, ягоды, цельнозерновой хлеб, сыр, йогурт. Лучше использовать контейнер с отсеками, чтобы пища не размазывалась и не перемешивалась в “непонятную массу”. Можно предложить ребёнку участвовать в заполнении ланч-бокса самому».

Что делать, если ребенок не ест полезную еду

Если он уже привык питаться неправильно и это сказывается на его здоровье, то в первую очередь нужно пересмотреть семейный подход к еде. Убрать всю нездоровую еду из дома, на перекусы предлагать фрукты, орехи и овощи.

Не нужно критиковать внешний вид — это не поможет улучшить питание, но может усугубить подростковые проблемы и переживания. Лучше рассказывать как полезная еда помогает улучшить внешний вид и состояние кожи.

«При неэффективности обычных способов, — предупреждает Мария Фадеева, может потребоваться помощь специалистов: педиатра, гастроэнтеролога, психолога».

Если ребенок отказывается от еды, постоянно говорит, что он толстый, неадекватно оценивает свою внешность или все время рассуждает о диетах это могут быть первые признаки расстройства пищевого поведения. В этом случае нужно обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Возможно, понадобится семейная терапия, так как большинство пищевых нарушений у детей связаны с родительскими установками.

«Если родители заметили, что у ребенка есть сложности в отношениях с едой, — предупреждает Юлия, — это сигнал для восстановления детско-родительских отношений и поиска причин нарушений вместе со специалистом».

«Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

Ребенок лучше воспринимает те продукты питания, вкус которых был в грудном молоке. О том, когда правильно вводить прикорм, чтобы потом не мучиться от избирательного аппетита малыша и что значит неофобия в еде, рассказывает врач-педиатр Ольга Самохвал.

Чтобы не было избирательного аппетита, не позднее 6 месяцев нужно предлагать малышу прикорм

Пищевое поведение детей формируется еще в утробе матери. Если мама во время беременности и кормления любила, предположим, помидоры, то и ребенок будет их любить. Даже когда вырастет. Это нормально.

Пищевое поведение будущего взрослого формируется также и благодаря своевременному введению прикорма. Вот почему важно вводить его правильно и делать акцент на здоровом питании.

— Избирательный аппетит — новый термин, название проблемы, которая стара как мир. Деток, которые едят не все, называют «малоежками» или капризными едоками. Они, как правило, предпочитают однообразную пищу. При этом негативно реагируют на новые продукты питания или знакомые старые.

Врач рассказывает: если избирательный аппетит встречается у ребенка первого года жизни, то это, скорее всего, определено природой. В таком случае малыш интуитивно понимает, что лучшее и полезное для него — грудное молоко. Именно поэтому он может отказываться от нового вида пищи.

— Но это не значит, что не нужно вводить прикорм. Желательно делать это не позже 6-месячного возраста. Именно в этот период к приему новой пищи готов желудочно-кишечный тракт и челюстно-лицевой аппарат ребенка.

Чтобы не было проблем с прикормом крохи, важно, чтобы он был определенной консистенции, нравился ребенку.

— Неправильным будет кормить малыша до года исключительно грудью, тогда, естественно, у него появится избирательный аппетит. Это может стать причиной ряда серьезных нарушений здоровья и развития. Малыш не будет хотеть есть все и, бывает, даже заболевает. Во всем, как говорится, нужна мера.

Необходимо уметь предложить новую еду ребенку 8-15 раз

Если прикорм дается малышу на первом году жизни, то он и принимается маленьким организмом легче, чем в более старшем возрасте.

Нужно, чтобы ребенок принял новую пищу и даже полюбил ее. Здесь многое зависит от поведения матери.

— Сегодня нередки случаи, когда «малоежки», которые предпочитают однообразную углеводистую пищу, страдают лишним весом. Но при этом у таких детей, как правило, отмечается дефицит целого ряда важных нутриентов и микроэлементов.

Читайте также:  Можно ли принимать активированный уголь кормящей маме?

— Как объяснить ребенку, что есть нужно все?

— Главное — делать это на доступном малышу языке. К тому же следует быть ласковой, но настойчивой. К примеру, предложить ребенку еду много раз (от 8), но с радостью, а не раздражением. В общении матери и сына/дочери должны присутствовать положительные эмоции.

Врач говорит: не менее важен собственный пример. Еще один способ приобщить сына или дочь к разнообразной еде — готовить вместе с ним/ней.

— Можно также поэкспериментировать с сортами мяса, овощей или рыбы. Есть вариант — изменить метод обработки. Вчера тушили, сегодня варим, а завтра запекаем. Вариантов приготовления еды и рецептов множество.

Дети на самом деле не гурманы. Они едят, чтобы утолить чувство голода и восполнить энергетические затраты. Малыши не воспринимают еду как наслаждение.

Врач объясняет, если даже в таком случае ребенок отказывается есть, следует набраться терпения. Пусть не ест, нагуливает аппетит.

— Когда попросит его накормить, предложите тот же борщ (который он отверг накануне). При этом не нужно в промежутках между основными приемами пищи давать чаду йогурты или молоко. Ведь это тоже еда, просто жидкая.

Кроме того, для малыша важно соблюдение режима дня.

— Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, насыщать день физической активностью по возрасту, гулять на свежем воздухе, выбирать активные развлечения. Тогда аппетит будет хорошим, и избирательность уступит место полноценной еде.

Отлично, если блюда будут малокомпонентными. Это позволит ребенку есть их с большим удовольствием.

О неофобии и детском здоровье в целом

Врач объясняет, поведение малыша, в том числе и пищевое, во многом определяется тем, здоров он или нет. Около 20% детей, которые приходят на прием с избирательным аппетитом, имеют неврологические нарушения, задержку развития, часто расстройства аутичного спектра.

— С такими детьми и их родителями работаем индивидуально. Ведь нежелание есть в этих случаях — далеко не основная и не единственная жалоба. В таких ситуациях фокусы и уговоры с едой не помогут.

Врач рекомендует вести родителям пищевой дневник малыша. В нем необходимо записывать все, что съел ребенок в течение дня, информацию о консистенции, составе блюд, объеме съеденного. И так на протяжении минимум недели. Затем уже вместе с доктором анализировать, существует ли проблема, нужно ли принимать меры или это пищевое поведение абсолютно здорового ребенка.

— А что касается неофобии, чем такое явление отличается от избирательного аппетита?

— Неофобия проявляется в том, что ребенок отказывается есть незнакомую пищу. Это явление отличается от избирательного аппетита немногим. Лишь тем, что неприязнь возникает к незнакомой еде. В случае же с избирательным аппетитом человек не ест не только новые, но и знакомые и привычные продукты.

— С неофобией у ребенка родителям справляться легче. Новые продукты можно просто подмешивать в привычные блюда. Если не получается накормить малыша — тогда за советом к доктору.

Энциклопедия мам

Новорожденного кроху прикладывают к груди от 6 до 12 раз за 24 часа. В период активного роста ребенок с каждым днем ест больше. Но иногда случается, что грудничок вдруг теряет аппетит. Это сигнализирует, о какой-то проблеме, на которую маме нужно среагировать как можно быстрее. Ребенок плохо ест, что делать и почему это происходит?

Причины плохого аппетита у новорожденного

Причин, почему грудничок плохо ест, может быть несколько:

  • проблемы с грудью;
  • проблемы с молоком (молока мало или оно сильно льется или изменился вкус молока);
  • беспокоит животик;
  • режутся зубы или появилась инфекция (стоматит, молочница);
  • заболел или нервничает;
  • малоежка.

Задача мамы выявить причину и устранить ее. В сложных случаях нужно проконсультироваться с врачом.

Проблемы с грудью

Слабый сосательный рефлекс у ребенка возникает после сложных естественных родов, стремительных с наложением щипцов, кесарева сечения. Или если малыш родился раньше срока, наблюдается неврологическая симптоматика. Чтобы помочь ребенку, научите его «находить сосок». Для этого возьмите грудь большим и указательным пальцами. Слегка дотроньтесь соском до уголка рта крохи. Если он не реагирует, то аккуратно вложите сосок в ротик сами. Постепенно ребенок научится сам находить грудь и начнет активно сосать.

Неправильное прикладывание к груди

Частая проблема особенно у молодых мамочек. Для начала подберите комфортную для кормления позу. Форма груди и сосков индивидуальна, так что важно подобрать ту, что подходит обоим. Чаще всего это:

  • На боку. Самая распространенная позиция для кормления.
  • Сидя. Ребенок при этом на руках или подушечке.
  • Поза «Футболист». Мама сидит, но головка малыша подведена к груди сбоку.
  • На животе. Мама лежит на спине, малыш на ее животе. Такая позиция «живот к животу» хороша при коликах.

Важно! Грудь не должна давить ребенку на носик. Если ему трудно дышать, он не сможет нормально сосать. Позиции для кормления нужно менять периодически. Так опорожняются все доли молочных желез, и не возникает застоев.

Втянутый сосок

Практически плоские, втянутые соски не позволяют ребенку нормально сосать и наедаться. Проблему можно решить с помощью накладок для кормления. Или можно сцеживать молоко и докармливать малыша.

Читайте также:  С какого возраста можно давать ребенку мандарины?

Учтите, что полная готовность материнской груди к вскармливанию формируется в первые месяцы жизни малыша. Самый сложный момент – первые минуты сосания. Постепенно молочные протоки становятся шире, и молоко легко вытекает из груди.

Если в роддоме ребенок привык кушать из бутылочки, то ему сложно начать сосать грудь. Не стоит отчаиваться, проявите терпение и настойчивость, ведь грудное молоко для малыша самое полезное. Чаще прикладывайте ребенка к груди и он быстро адаптируется.

Проблемы с молоком

Если малыш не наедается, потому что молока мало, то необходимо наладить лактацию. Мама должна пить больше теплой жидкости, лактогонных смесей. Рекомендуется спать с малышом, обеспечить телесный контакт «кожа к коже».

Если все-таки молока не хватает, то можно ввести докорм молочной смесью. Для докорма лучше выбирать качественную молочную смесь на основе козьего молока, которая будет максимально приближена к грудному молоку. В этом случае отлично подойдет смесь для новорожденных на козьем молоке Kabrita.

Но перед докормом дайте малышу одну грудь, затем другую. И если видите, что он не наелся, то докормите смесью.

Когда молока много, то сильная струя бьет в рот ребенка, он захлебывается и не хочет есть. Чтобы ослабить интенсивность струи, нужно немного сцедить молоко перед началом кормления. Если мама проела острое, соленое или кислое, употребила алкоголь, то молоко приобретает характерный привкус, неприятный малышу. Если привычный вкус молока изменился, то нужно внимательно следить за своим рационом.

Болит живот

Младенец охотно берет грудь и присасывается. Но через две-три минуты отрывается от груди и кричит, выгибается дугой. Этот симптом сигнализирует о детских коликах. Справиться с приступом поможет настой укропной воды, прикладывание теплой пеленки к животику, газоотводные трубочки (например, трубочки марки Windi с безопасным ограничителем ввода) или лекарственные средства, но только по назначению врача!

Проблемы с зубами

Если режутся зубки, то грудничок плохо ест, испытывая при сосании боль в деснах. Чтобы уменьшить ее, перед началом кормления нужно смазать десны детским гелем для прорезывания (например, Dentinale natura).

Инфекция в ротовой полости

При молочнице или стоматите во рту появляются небольшие белесые пятна. Со временем они увеличиваются в диаметре. Слизистая при этом раздражена, имеет ярко-красный цвет. Ребенок плохо ест, потому что испытывает боль. Чтобы уменьшить проявления стоматита нужно после кормления обрабатывать ротик малыша и мамину грудь раствором соды.

Как приготовить: на 200 мл воды кипяченной комнатной температуры взять 1 ч.л. пищевой соды. Размешать до полного растворения. Далее обмакнуть в раствор марлевый тампон и протереть внутри ротик малыша. Также обработать и соски груди. Если поднялась температура, то нужно обратиться к детскому врачу не откладывая.

Заболел

Малыш явно голоден, но быстро бросает грудь, с криком. Проверьте, как дышит носик крохи. Свободно или с затруднением, сильно сопит. Если носик заложен, то ребенку сложно сосать грудь. Чтобы прочистить нос, используйте специальный аспиратор (отличным вариантом станет аспиратор NoseFrida), он продается в любой аптеке.

Болят ушки

Если у малыша ушная боль, то при сосании и проглатывании она становится интенсивнее. Чтобы проверить, болят ли ушки или это что-то другое нужно во время кормления слегка нажать на козелок.

При проблемах с ушами кроха будет выгибаться и сильно кричать. В этом случае лучше сцедить молоко и кормить ребенка с ложечки, по чуть-чуть. Для лечения ушек обратитесь к врачу. Не занимайтесь самолечением!

Ребенок в плохом настроении

Например, мама не подошла к нему после пробуждения, и он расплакался сильно. Поэтому может бросать грудь и громко, надрывно плакать. Не стоит паниковать. Нужно успокоить ребенка пустышкой и легким покачиванием. Как только он перестал плакать, можно дать грудь. Если отказывается, то дать соску и на пять минут уложить в кроватку. Обычно после этого малыш полностью успокаивается и охотно ест.

Малоежка

Иногда младенец плохо ест, потому что от рождения не любит много есть. Ему хватает немного молока и вес он тоже набирает медленно. Если отклонения в развитии отсутствуют, он спокоен и подвижен, то это физиологическая особенность вашего малыша. Беспокоиться в этом случае не нужно.

Что делать, если новорожденный плохо ест смесь

Ребенок – искусственник тоже может плохо есть смесь. Кроме вышеприведенных причин, по которым малыш отказывается от еды, возможны следующие:

Смесь подобрана не верно

Если ребенок раньше сосал грудь и его перевели на искусственное вскармливание по каким -либо причинам, то он может не есть, потому что ему просто невкусно. В этом случае необходимо сменить смесь на более качественную и питательную, например, смеси на козьем молоке обладают приятным сливочным вкусом и поэтому приходятся малышам по душе.

Что делать маме, если смесь не подошла читайте в этой статье.

Не подходит бутылочка или соска

Некоторым малышам нравятся силиконовые соски анатомической формы. Другим легче сосать через традиционные резиновые. Обратите внимание и на диаметр дырочки в соске, через которую льется смесь. Если она большая, то смесь сильно льется, малыш захлебывается.

Быстро наедается

Малыш может быстро сосать, а затем отталкивать бутылочку. При этом он не кричит и не плачет. Значит, он уже наелся. Старайтесь кормить по режиму, указанному в инструкции к смеси. Качественные молочные смеси более калорийны и питательны, чем грудное молоко, жирность которого зависит от многих факторов. Поэтому смеси дольше перевариваются, ребенок может, есть реже, чем на ГВ.

Читайте также:  Ночные кормления по Комаровскому

Болеет

В период болезни грудничок плохо ест смесь. Не стоит насильно его кормить. Организму малыша нужно время на полное восстановление.

По норме новорожденный должен есть не менее 90 мл молочной смеси каждые 3-4 часа, далее с возрастом количество смеси увеличивается. Если, несмотря на все меры, грудничок плохо ест, отказывается от смеси, не набирает вес, то нужно обратиться к педиатру для решения проблемы.

Когда обращаться к врачу, если ребенок не ест

Отказ малыша от еды может быть спровоцирован не только плохим настроением или горьким молоком, но и патологическими причинами. Когда нужно быть тревогу и обращаться к детскому врачу:

  • заболевания языка или ротовой полости;
  • дисбактериоз кишечника или инфекция кишечника, частые колики;
  • частый плач и возможные головные боли;
  • воспаление ушей;
  • насморк, ОРВИ.

Часто при подобных состояниях, кроме отказа от еды, присутствуют следующие признаки: ребенок плачет, если дотронуться до козелка или животика, стул имеет резкий запах и зеленый цвет, ребенок срыгивает, есть высокая температура.

При этих симптомах нужно вызвать педиатра и лечиться.

Расстройство избирательного питания

Расстройство избирательного питания на первых этапах легко принять за детские капризы. Малыш ест одни продукты, а от других отказывается. Со временем его рацион становится ограниченным. Это является расстройством пищевого поведения и требует медицинского вмешательства. Специалисты ЦИРПП проводят лечение комплексно: устраняют психические причины, вызвавшие заболевание, борются с физическими последствиями болезни, восстанавливают питание

Что такое расстройство избирательного питания?

В международной медицинской практике это заболевание звучит как «избегающее/ограничивающее расстройство потребления пищи» (ARFID, ИОРПП). Оно выражается в отказе человека от определенных продуктов. Со временем их перечень растет, а рацион пациента сужается до нескольких наименований.

После последнего пересмотра Международной классификации болезней (2019 г.) ИОРПП было включено в МКБ-11. В психиатрических справочниках оно появилось в 2013 году.

Такое пищевое поведение характерно для детей. Сначала оно маскируется под безобидные шалости, но капризы с возрастом проходят, а РПП только усугубляется. Реакция на «неугодную» пищу может быть разной.

Как проявляется избирательное питание?

Для своевременного обращения за помощью родителям важно понять, где заканчивается баловство и появляются симптомы избирательного питания:

  • Ребенок отказывается не от конкретного продукта, а от целой группы. Критерием может быть категория пищи (мясо, молочные продукты), ее цвет, форма или консистенция.
  • Отказ выражается невозможностью съесть предлагаемое. Ребенок не просто морщится или плачет, а испытывает трудности при глотании пищи.
  • На съеденное возникает физиологическая реакция. Даже если родители заставляют ребенка глотать еду, все заканчивается желудочно-кишечным расстройством.

Ребенок не может объяснить, почему он не ест. На сознательном уровне мотивы для него недоступны.

Как меняется аппетит?

Если родители сомневаются, капризничает ребенок или действительно болеет, стоит проследить за его питанием. Часто маленький привереда отказывается от одних блюд, но с удовольствием поглощает другие. Аппетит у него хороший, к удовлетворению базовой потребности он все же стремится. Ребенок получает необходимые растущему организму вещества, если семья принимает его условия и предлагает альтернативу невкусным блюдам.

У больного же аппетит пропадает от вида неприемлемой пищи. Понимая, что сможет съесть ограниченное количество еды, он бессознательно отказывается от естественной потребности. Если ребенок принимает только один продукт, он будет наедаться им. В результате развивается дефицит питательных веществ, поскольку черпать их неоткуда.

Бывает ли ИОРПП у взрослых?

Нарушения в питании у взрослых схожи по симптомам. С ARFID легко спутать орторексию. При этом заболевании человек тоже ест только определенную еду.

Однако есть несколько отличий:

  • Больной орторексией может объяснить, почему ест одно, но не ест другое. При ИОРПП нет логических оснований для деления пищи на «пригодную» и «непригодную».
  • В основе орторексии обычно лежит навязчивая идея (например, о вреде определенной пищи), в избирательном питании она отсутствует.
  • Орторексия побуждает к составлению личного меню и критике рациона других людей. ИОРПП ограничивается отказом от «непригодных» продуктов.

Сходный с ARFID симптом отмечается и при булимии. Пациенты тоже делят еду на «хорошую» и «плохую». Однако от «плохой» они не отказываются, а используют ее в качестве наказания.

Причины расстройства избирательного питания

Поскольку болезнь относительно новая и малоизученная, выявить объективные причины ее возникновения пока не удалось. Медики только пришли к выводу, что природа ее – сугубо психическая.

Диагноз ИОРПП не ставится, если избирательное питание объясняется:

  • непереносимостью отдельных продуктов (аллергия);
  • материальным положением семьи (нет денег на покупку фруктов);
  • религиозными убеждениями, прививаемыми родителями (мусульмане не едят свинину);
  • индивидуальными запретами (не разрешают есть грибы).

Если невозможно логически объяснить, почему ребенок не употребляет отдельно взятые продукты, есть основания подозревать расстройство пищевого поведения.

Какие факторы могут спровоцировать ИОРПП?

Психиатры полагают, что избирательным питанием ребенок демонстрирует внутренний конфликт.

Присутствует травмирующий фактор, но малыш не может словами выразить, что для него неприемлемо:

  • конкретная ситуация;
  • действия окружающих;
  • наблюдаемое изменение.
Читайте также:  Зачем нужен магний детям и когда нужно принимать препараты с ним?

Он выражает это через отказ от части еды, не придавая значения ее видам. Суть – в символическом делении на хорошее и плохое. С определенными продуктами бывают связаны страхи, с которыми ребенок не способен справиться самостоятельно. Он неосознанно запоминает, что было на столе в тот момент, когда произошло травмирующее событие. В дальнейшем на эту пищу формируется реакция отторжения.

Реже пациенты испытывают страх непосредственно перед едой. Дети, услышав рассуждения вегетарианцев, начинают ассоциировать животную пищу с убийством. Аналогичному риску подвержены малыши, видевшие живую корову или свинью, которая потом попала на стол.

Что будет, если не лечить?

Избирательное питание приводит к дефициту полезных веществ. В норме рацион человека должен быть разнообразным, поскольку из одной группы продуктов нельзя получить все витамины и микроэлементы. Если какую-либо категорию исключить, организм начнет страдать от нехватки веществ. В случае с ИОРПП исключается не одна, а сразу несколько категорий продуктов. Нередко ежедневное меню больного сводится к одному и тому же продукту.

Нежелательная еда вызывает психическое отторжение, поэтому пациент теряет аппетит.

  • снижению массы тела, вплоть до истощения;
  • нарушению механизмов всасывания в ЖКТ;
  • авитаминозу.

Для поддержания жизнедеятельности больных приходится применять парентеральное питание. Если не устранить исходную (психическую) причину расстройства, может развиться зависимость от такого способа питания.

Выявление заболевания

Диагностика начинается со сбора анамнеза. Родители подробно рассказывают врачам, в чем выражается избирательное питание, когда симптомы недуга стали проявляться. Важно выявить событие, ставшее триггером расстройства.

Если проблема распознана своевременно, признаки будут только психическими. В запущенных случаях могут присутствовать и соматические проявления.

Поэтому врач обращает внимание на:

  • соответствие индекса массы тела возрастной норме;
  • биохимические показатели;
  • наличие или отсутствие нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта;
  • вегетативные признаки – слабость, головокружение.

Диагностический комплекс включает измерение роста и веса, общий и биохимический анализы крови, первичное неврологическое обследование. При обнаружении отклонений ребенок направляется к узким специалистам.

Как дифференцировать от других РПП?

Избирательное расстройство пищевого поведения обладает отличительными признаками.

При первичном обследовании важно исключить другие РПП, особенно если речь идет не о маленьком ребенке, а о подростке:

  • Отказ от пищи и сопутствующая потеря веса могут вызываться нервной анорексией. Но в этом случае неприязнь распространяется на всю еду, а не на конкретные ее виды.
  • Делят пищу на «хорошую» и «плохую» пациенты с орторексией. Но они руководствуются определенными (хотя бы для них самих) критериями. При ИОРПП деление происходит бессознательно.
  • Отторжение съеденного без видимых проблем с желудком бывает при психогенной рвоте. Но такая реакция не зависит от вида еды.

Подростки с расстройством избирательного питания редко переживают относительно своего внешнего вида. Отказ от определенных продуктов у них не связан с целью похудения.

Как лечить ИОРПП?

Основной метод лечения расстройства избирательного питания – когнитивно-поведенческая терапия. Ее главная задача – выявить мысли, запускающие неправильную эмоциональную реакцию.

В процессе взаимодействия с врачом пациенту предстоит:

  • описать стрессовую ситуацию, подтолкнувшую его к РПП;
  • выразить свое отношение к этой ситуации;
  • определить поведенческую реакцию на нее.

В ответ врач предложит более рациональную реакцию на происходящее. Он подскажет, как справиться со стрессом, не проецируя это на еду. Сформированный у пациента шаблон поведения и мышления предстоит разрушить. Тогда приемы пищи станут восприниматься как акты удовлетворения естественной потребности, а не как способы отражения внутреннего мира.

Нервная булимия — это расстройство пищевого поведения, которому присущи эпизоды переедания …

Несмотря на важность раннего лечения нервной анорексии, очень мало известно о барьерах, …

Есть несколько видов расстройств пищевого поведения, и переедание – один из них. Переедание …

«Если бы ты был девушкой, я бы сказала, что ты страдаешь анорексией». Эти слова сказала 17-летнему …

Самосострадание действительно важно во время выздоровления. Сострадание к себе – это отношение …

Мне впервые поставили диагноз «расстройство пищевого поведения» 15 лет назад, но у меня были …

Что делать, если у ребенка плохой аппетит?

Вы обеспокоены тем, что ваш ребенок может страдать от дефицита питательных веществ и витаминов с минералами? Давайте разберемся – действительно ли это проблема, и как ее решать.

Плохой ли аппетит?

Плохое питание или потеря аппетита у малышей – это частая проблема. Но давайте разберемся – действительно ли у ребенка плохой аппетит или он просто перешел из фазы активного роста в стадию стабилизации и его потребности в питательных веществах снизились. Самый активный рост ребенка происходит на первом году жизни – его рост и вес прогрессируют очень быстро: масса утраивается с рождения, рост – удваивается. Поэтому и аппетит малыша соответствует. Следующий скачок роста ожидаем в 4-5 лет, у некоторых позднее – ближе к 7 годам. Дети вырастают за один сезон на 4-5 см и более. Поэтому, в эти периоды, аппетит будет самым высоким. Во все остальное время он физиологически снижается, но родители упрямо продолжают сравнивать его с былыми временами.

После первого года, у малыша расширяется спектр активности, ему трудно усидеть на месте, он может есть на бегу, кусочничать, и во время обычного приема пищи ест хуже обычного. Поэтому, если ребенок здоров, он растет и прибавляет в весе по нормам, выглядит здоровым, активен и подвижен, пусть ест столько, сколько он хочет. Голодный ребенок всегда даст вам понять, что пора подкрепиться.

Читайте также:  Меню ребенка в 11 месяцев: основа рациона и принципы питания

Что такое потеря или снижение аппетита?

Потеря аппетита – состояние, когда ребенок не голоден и не хочет ничего есть (хотя должен, он давно не ел). Если ребенок реально пропускает завтрак, не перекусывает вообще (ни печеньку, ни сок, ни йогурт), не хочет есть в обед или съедает буквально пару ложек – да, это снижение аппетита.

Причинами могут стать: прорезывание зубов, начало болезни (обычно простудной или кишечной инфекции), прием некоторых лекарств и даже витаминов, а также внешние факторы – в сильную жару аппетит обычно снижается. Однако, есть и другие причины потери аппетита у малышей:

  • Стресс и депрессия: может быть много причин, объясняющих стресс вашего малыша. Вы переехали в новый дом? Он скучает по своим старым друзьям? Он начал посещать новый детский сад или школу? Слишком много строгих наказаний? При стрессе или депрессии вы можете обнаружить, что ваш ребенок стал замкнутым, малоактивным или может быть немного агрессивным, он высказывает тревожные мысли. Это может быть причиной внезапной потери аппетита у малышей.
  • Любые проблемы со здоровьем: Ваш ребенок недавно заболел? Педиатр прописал ему какие-нибудь лекарства? После того, как ребенок заболевает, организм бросает все силы на борьбу с инфекцией, временно подавляя аппетит. Вашему малышу потребуется время, чтобы вернуться в нормальное состояние. Потеря аппетита во время выздоровления – нормальное явление. Постепенно расширяйте рацион, и через пару недель все придет в норму.
  • Перекусы и напитки между приемами пищи: ваш ребенок много перекусывает или выпивает слишком много стаканов сока, сладких газировок между приемами пищи? Любая из этих двух привычек может объяснить его снижение аппетита во время основных приемов пищи.
  • Физически неактивен: если ваш ребенок тратит все свое время и энергию на просмотр телевизора и игры на своем смартфоне – ему некуда расходовать энергию. Отсутствие физических упражнений также может повлиять на пищеварение и аппетит вашего малыша.

Когда обращаться за медицинской помощью?

Обратитесь за консультацией к педиатру в следующих ситуациях:

  • Вы замечаете потерю веса у вашего ребенка без видимой причины.
  • Если ваш ребенок не набрал вес в течение последних шести месяцев.
  • Если ваш ребенок страдает от диареи или лихорадки.
  • Если вашего ребенка рвет после каждого приема пищи.

Советы по привычкам питания малыша:

  • Самое главное, что стоит запомнить родителям – никогда не заставлять ребенка есть, если он не хочет. Еда не должна ассоциироваться с негативными эмоциями и тем более – наказаниями и угрозами. Улучшения аппетита так не добиться, а вот пищевое расстройство или невроз может развиться очень легко.
  • Категорически запрещено ругать ребенка за то, что он плохо ест, наказывать лишением лакомств и применять любые радикальные меры.
  • Но и совсем баловать и устраивать «танцы с бубнами» вокруг капризничающего крохи не стоит. Не хочет кушать – убирайте тарелку и отправляйте нагуливать аппетит, но с одним условием. В период между завтраком и обедом никаких конфет, сока или других продуктов с сахаром. Если ребенок просит есть, сдвиньте время обеда. Никаких перекусов, только воду или несладкий компот, чтобы не перебивать аппетит. Такие меры работают в 80% случаев, мы сами часто портим аппетит детям лакомствами и доступными перекусами.

Несколько полезных советов, которые могут повысить аппетит вашего малыша:

  • Нужно определиться с количеством пищи в порции. Наполните тарелку пищей, которую приготовили малышу и дайте ему съесть, сколько он сможет. Не заставляйте его доедать через силу. В течение недели вы сможете определить, сколько пищи в среднем съедает ребенок – это и есть его проция. В последующем давайте ему это точное количество и напомните, что, если ему нужно больше, он, безусловно, может попросить добавки. Это поможет вам избежать испорченной пищи и настроения, и ребенок научится доедать все на своей тарелке.
  • Ограничение перекусов. Перекусывать нужно один-два в день (на второй завтрак и полдник). Не позволяйте ребенку перекусывать чаще, так как эта привычка перебивает аппетит.
  • Избегайте кормления ложкой. Если ваш малыш достаточно взрослый, чтобы есть самому, никогда не кормите его ложкой. Если он голоден, он будет есть сам, принудительное кормление приведет к снижению аппетита.
  • Ограничьте потребление молока и жидкости. Давайте малышу не более 2 стаканов молока (кефира, йогурта) в день. Молочные продукты содержат много калорий, а чрезмерное потребление может вызвать чувство сытости и потери аппетита у маленьких детей.
  • Сделайте время обеда своим семейным временем. Сделайте время приема пищи приятным и веселым, чтобы ваш малыш с нетерпением ждал этого маленького события каждый день.
  • Давайте разнообразные продукты. Если вы будете менять меню каждую неделю и добавлять больше блюд, это поможет вашему ребенку попробовать разные вкусы и ароматы. Плюс, это может помочь вам понять его предпочтения в еде

Ссылка на основную публикацию