Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.

Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.

Плюсы

  • Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
  • Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
  • Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
  • Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
  • Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
  • При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
  • Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.

Минусы

  • Научной базы по введению такого прикорма не существует.
  • Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
  • При первых пробах кроха может давиться пищей.
  • Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.

О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Рассчитать собственную таблицу для традиционного прикорма вы можете, заполнив форму, расположенную ниже.

Когда можно начинать?

Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.

Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.

Когда и с чего начинать?

Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии следующих моментов.

  • Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
  • Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
  • Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.

Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.

Педагогический прикорм вводят так:

  1. мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу;
  2. кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке;
  3. когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки;
  4. как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов; так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички, для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток;
  5. малыш ест продукт или выплевывает;
  6. если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда;
  7. в течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз;
  8. далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.

Правила и принципы

  • Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
  • Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
  • Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
  • Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
  • Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
  • Никогда не развлекайте детей за едой, потому что при педприкорме это не надо. Поощряя интерес карапуза к пище, которая его заинтересовала, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
  • Ребенку нужно не предлагать еду, а посадить на коленки и есть с удовольствием рядом с ним: именно так формируется правильное отношение к еде, ее ценность, тогда ребенок очень хочет, чтоб ему также досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает.
  • Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.

Признаки неправильного введения прикорма

Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды. Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит. К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает. Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами. Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

Читайте также:  Какие витамины лучше подходят для детей 7 лет?

Педагогический прикорм: естественное введение твердой пищи

Первая ложка

Олежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают — вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует — это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль — как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли…

В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма — ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет — лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки. Внимание племянника чуть ослабеет — он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это?

Современное введение прикорма

Нынешняя система введения прикорма, увы, многие факторы не учитывает — возрастной период, когда вводится прикорм, возрастные особенности психики малыша, небольшой аппетит малышей, интерес к разнообразной пище. Ребенку вводят определенные продукты в положенный возрастной период в строго определенных количествах. Существует целая таблица, когда, что и сколько должен съедать кроха. Если малыш тянется к пище, которая ему еще не по возрасту, например, мама кушает котлету, а 7-ми месячный малыш, глядя на нее, тоже хочет попробовать новое блюдо, то ему ее не дают. Ребенку дают пищу перетертую и не один раз — чтобы ему легче было глотать. Для малышей придумана и специальная еда — овощи в баночках, мясо в баночках, рыба в баночках и прочее. «Лакомства» в них без определенного цвета, запаха и вкуса.
Данная система — продукт нашего времени, изобретенная в лабораториях не одним ученым-медиком, попытка улучшить природу и необходимость для детей-искусственников.

Вернемся к истокам…

К сожалению, наши мамы перестали доверять своему инстинкту, они больше верят авторитету медиков, которые, по их мнению, лучше осведомлены о том, что нужно и полезно для нового члена семьи. Мамы забыли традиции наших бабушек и прабабушек, а ведь те знали, как знакомить малыша с новой для него пищей.

Если представить себе семью лет 200 назад, в которой было человек 10-12, и мать у печи, которая, даже если и захочет, не сможет приготовить что-то отдельное для своего подросшего грудничка. Вот так и приучали детей к новой пище: захотел кроха хлебушка — на, попробуй крошку, схватил из маминой тарелки кусочек капусточки — на здоровье!

Мы пытаемся возродить прежний «дедовский» способ введения прикорма, который был сформирован не за один век, основанный на наблюдении за малышами, многими поколениями матерей. Ныне его называют естественным прикормом и такую тактику знакомства малыша с новой пищей начинают использовать все больше молодых мам.

Отличие ее от традиционной «баночной» состоит в том, что у ребенка поддерживается интерес к еде за общим столом. А это позволит в будущем, после того как крохе исполнится год и больше, родителям быть спокойными за то, что их кроха будет с удовольствием участвовать в семейных трапезах. Ведь он будет уже самостоятельно управляться с ложкой и чашкой, не надо будет волноваться, что ребенок не поел, не придется за ним бегать с уговорами, да разными ухищрениями вталкивать в карапуза какую-то еду.

Естественный прикорм

Данная система учитывает, что ребенок до года не насыщается новыми продуктами — он их просто пробует, как бы создает для себя банк новых вкусов тех продуктов, которые принято кушать в его семье, а основной его пищей продолжает оставаться грудное молоко. Эта система основана на природном интересе ребенка к новой пище, на подражании малыша взрослым — он стремится брать ручкой ту же еду и так же отправлять ее в ротик как мама или папа, на постепенной адаптации организма крохи к новой пище.

Если малышу уже исполнилось 6 месяцев и он активно интересуется содержимым маминой тарелки, значит, пришло время знакомить его с семейным меню, правда, только в том случае, если это здоровое питание. То есть в семье кушают много овощей, фруктов, злаков и круп, а также молочные продукты, умеренно мясо (не обязательно каждый день), рыбу. Как можно меньше жирного, жареного, совсем нет или минимум всяких сосисок, колбас, пирожных, конфет, газировок.

В случае, если малыш проявляет интерес к пище мамы раньше полу года — не стоит торопиться. Лучше начать прикармливать детку позже на пару недель, чем раньше 6-ти месяцев. Пищеварительная система может быть еще не готова к приему новой пищи и, начав ранний прикорм, вы можете нарушить естественное ее созревание.

Описываемый способ введения прикорма может быть использован только в том случае, если ребенок находится на естественным образом организованном грудном вскармливании: прикладывается по требованию, не допаивается чем-либо, не сосет пустышку. В случае неправильно организованного грудного вскармливания, например, кормление по режиму через определенные промежутки времени, прежде чем вводить прикорм, необходимо изменить способ вскармливания ребенка на естественный.

Применяем на практике

Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.

Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.

Читайте также:  С какого возраста можно давать ребенку селедку?

Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

  • Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.
  • Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

И вот мама кушает дальше. Теперь она взяла сочное яблоко и откусила его, а малыша привлек аппетитный хруст и яркий цвет фрукта — он тянется к нему. Предложите ему микродозу для пробы, если ему понравилось и он тянется еще — хорошо, дайте еще пару раз, а потом уберите яблоко, чтобы малыш не переел. Крохе надо совсем немного для первого раза. Малыш только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, он не стремится наедаться даже самым вкусным по его мнению продуктом.

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

Самостоятельный стол крохи

Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!

Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.

Дети-аллергики

Введение прикорма для деток, страдающих пищевой аллергией — вопрос очень тонкий. Действовать надо осторожно, внимательно отслеживая процесс, по принципу «тише едешь, дальше будешь».

Поскольку сама мама должна придерживаться гипоаллергенной диеты, то и кроха начинает знакомиться с пищей, не вызывающей аллергии. Например, фрукты и овощи — не оранжевые и не красные, ему пока не надо пробовать коровьего молока, а знакомство с мясом начинайте с индейки, потом можно пробовать телятину и так далее. В один день дайте ребенку один продукт, следующие 2-3 дня наблюдайте: аллергическая реакция может проявиться не от первой, а от 2-3 пробы. Получается, что следующий новый продукт мама сможет дать крохе только через 3-4 дня.

Ребенку-аллергику нужна особенно мягкая и постепенная адаптация к пище взрослых, так как его желудочно-кишечный тракт и ферментативная система особенно чувствительны. Надо также иметь в виду, что витамины и прочие полезные вещества ребенок начинает полноценно усваивать из другой пищи только после года, а до этого все это поставляет крохе мамино молоко, поэтому можно не спешить с прикормом.

Продолжаем пробовать еду взрослых

Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».

После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.

Читайте также:  Диета при атопическом дерматите у детей

Как кушаем после года

После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.

Авторы:
Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог.
Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации.

Статья была опубликована в журнале “Мой ребенок”, 2003 г.

  • Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).
  • За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.
  • Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.
  • Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

EPA/UNEPSA IPA

Введение прикорма

К ак правильно кормить ребенка – это один из первых и актуальных вопросов, волнующих родителей. Конечно, грудное молоко является лучшим питанием для ребенка с первых дней жизни. Однако по мере роста и развития малыша ему становится недостаточно только грудного молока и необходимо расширять рацион питания. С чего начать знакомство крохи с новыми для него продуктами? В какое время, в каком виде и в каком количестве их предлагать? Эти вопросы часто беспокоят родителей. В данном разделе мы попытались ответить на все интересующие вас вопросы. Если вы не найдете ответ на свой вопрос, пишите нам, мы с радостью поможем вам разобраться.

Вашему малышу уже исполнилось 4 месяца. Он заметно подрос, стал более активным, интересуется предметами, попадающими в его поле зрения, внимательно их разглядывает и тянется к ним. Значительно богаче стали эмоциональные реакции ребенка: он радостно улыбается всем людям, издает различные звуки. Вы до сих пор кормите малыша грудью или пришлось перейти на смешанное или искусственное вскармливание. Ребенок активно растет, только теперь с грудным молоком или детской молочной смесью он уже не всегда может получить все необходимые питательные вещества. А это значит, что настала пора подумать о прикорме.

Согласно Программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации (2019 год), рекомендуемый возраст введения прикорма находится в интервале от 4 до 6 месяцев. Однако конкретные сроки устанавливаются c учетом индивидуальных особенностей ребенка. Ранее 4 месяцев жизни ребенок еще не готов к усвоению иной пищи, чем грудное молоко или детская молочная смесь. К этому возрасту созревает ряд пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета, что снижает риск развития аллергических реакций, ребенок приобретает способность проглатывать полужидкую и более густую пищу, что обусловлено угасанием «рефлекса выталкивания ложки». Введение прикорма после 6 месяцев может вызвать выраженный дефицит микронутриентов (железа, цинка и др.) и привести к задержке формирования навыков жевания густой пищи. Необходимость быстрого введения разнообразных продуктов, а также слишком позднее начало их введения повышает риск развития аллергических реакций.

При введении прикорма стоит придерживаться следующих рекомендаций:

⁃ определить готовность малыша: ребенок пытается сидеть (самостоятельно или с поддержкой), должен угаснуть рефлекс «выталкивания» – когда малыш выталкивает изо рта и предложенную еду, и пустышку и пр., присутствует ли пищевой интерес;
⁃ вводить новый продукт в первую половину дня, чтобы отследить возможные реакции на него;

– каши, овощные и фруктовые пюре следует вводить, начиная с монокомпонентных продуктов, постепенно добавляя другие продукты данной группы;

⁃ начинать давать новый продукт с 1/2 чайной ложки, постепенно увеличивая объём в течение недели;

– в начале прикорма объем одной порции должен составлять не более 30-40 грамм;

– новые продукты не рекомендуется вводить во время острых инфекционных болезней, до и после проведения профилактических прививок (в течение 3−5 дней) или в какие-то особые моменты (переезд на другую квартиру, выезд за город, на отдых, болезнь родителей и т.д.).

Рацион ребенка 4-6 месяцев

С чего же лучше начать прикорм? Первым продуктом прикорма может быть как овощное пюре, так и каша. Если вас ничего не беспокоит в состоянии вашего ребенка, выбор за вами! Но если у малыша имеются особенности роста и развития, решить с чего начинать прикорм вам поможет педиатр. Например, рекомендуется начинать с овощей, если у ребенка имеется склонность к запорам или он слишком быстрыми темпами набирает массу тела.

С началом введения прикорма ребенок постепенно переводится на 5-разовый режим кормлений. Ночные кормления к введению прикорма заканчиваются. Кормить с ложечки нужно терпеливо и осторожно. Если ребенок показывает, что он сыт и больше не хочет есть (например, откинувшись назад или отвернувшись от еды), то не стоит продолжать кормить его через силу, ведь это может привести к избыточному набору веса и нарушению пищевого поведения в будущем. Также не стоит заставлять ребенка есть как можно больше перед сном в надежде, что он не будет просыпаться на ночные кормления.

Вводя новый вид прикорма, попробуйте сначала один продукт, постепенно увеличивая его количество, а затем “разбавляйте” этот продукт новым. Например, овощной прикорм можно начать с чайной ложки пюре из кабачка. В течение недели давайте малышу только этот продукт, постепенно увеличивая его объем. Через неделю к кабачковому пюре добавьте чайную ложку пюре из брокколи или цветной капусты и продолжайте каждый день увеличивать общий объем. Порция должна соответствовать возрастной норме. Со временем можно добавлять новые овощи уже быстрее.

После введения одного овоща (доведя его объем до необходимого количества) можно перейти к введению каши, а разнообразить овощной рацион позже. Если блюдо пришлось ребенку не по вкусу, например, брокколи, не отказывайтесь от задуманного и продолжайте предлагать этот овощ в небольшом количестве 1-2 чайных ложки ежедневно, можно даже не один, а 2-3 раза перед едой, и через некоторое время (7-15 дней) малыш привыкнет к новому вкусу. Это разнообразит рацион, поможет сформировать у ребенка правильные вкусовые привычки.

Что же касается каш, то стоит начинать с безмолочных безглютеновых – гречневой, кукурузной, рисовой. При этом важно использовать кашу для детского питания промышленного производства, которая обогащена, в первую очередь, железом. Кроме того, такая каша уже готова к употреблению, необходимо лишь развести ее грудным молоком, смесью, которую получает малыш или водой . Обратите внимание, каша, разведённая водой, не обеспечивает полноценную пищевую ценность рациона, проконсультируйтесь у педиатра для коррекции питания.

Также к овощному пюре рекомендуется добавлять растительное масло, к каше – сливочное масло.

Следующие продукты прикорма – мясное и фруктовое пюре.

Из мясных продуктов для начала прикорма наиболее предпочтительны пюре из индейки и кролика. Мясное пюре содержит железо, которое легко усваивается, а добавление мяса к овощам улучшает усвоение этого микронутриента из них. Мясо необходимо ввести в рацион ребенка в возрасте 6 месяцев. Ежедневное употребление детской обогащенной каши и мясного пюре позволяет удовлетворить потребности малышей в железе, цинке и других микронутриентах.

Фруктовое пюре можно ввести ребенку в первом полугодии жизни: при запорах, когда введение овощного пюре с растительным маслом не оказало желаемого эффекта, а также детям с недостаточностью питания и сниженным аппетитом, добавляя в каши для улучшения их вкусовых качеств. При этом фруктовое пюре не должно быть первым продуктом прикорма. Оптимальным же является его назначение во втором полугодии жизни ребенка, после введения мясного пюре. При введении в рацион фруктовых пюре рекомендуется начинать с яблочного или грушевого.

Рекомендации и сроки введения прикорма детям из группы риска по развитию пищевой аллергии и страдающим пищевой аллергией, такие же, как для здоровых детей. Во всех случаях прикорм вводится медленно и начинается с гипоаллергенных продуктов. К наиболее распространенным высокоаллергенным продуктам относятся: коровье молоко (цельное коровье молоко не рекомендуется детям до года в связи с высоким риском развития дефицита железа и повышенной нагрузки на почки), куриное яйцо, соя, пшеница, арахис, орехи, моллюски и рыба. Ранее рекомендовалось отсроченное введение высокоаллергенных продуктов с целью предотвращения развития аллергических заболеваний у детей из групп риска. В настоящее время имеются данные, свидетельствующие о том, что подобная практика может привести не к снижению, а к увеличению частоты развития пищевой аллергии. Перед введением в рацион питания высокоаллергенных пищевых продуктов ребенок уже должен переносить несколько менее аллергенных продуктов, таких как, рисовая каша, овощное пюре. При наличии у ребенка высокого риска развития аллергии или имеющегося аллергического заболевания, перед введением высокоаллергенных продуктов рекомендуется консультация аллерголога-иммунолога.

С 5 месяцев объем одного кормления составляет в среднем 200 мл.

Рацион ребенка 7 месяцев

Составляя рацион питания для семимесячного малыша, распределяйте продукты так, чтобы у вас получился прототип меню уже подросшего ребенка с завтраком и обедом. В возрасте 7 месяцев вводится желток вареного куриного яйца (не более ¼ желтка) – ценного источника жира, витамина В12, А, фосфора и селена. Желток в измельченном виде можно добавлять в кашу или овощное пюре.

Также можно дать попробовать ребенку детское печенье без добавления сахара.

Если малыш не воспринимает новый продукт с первого раза, его можно смешать с уже знакомым продуктом. К 7 месяцам следует увеличить объемы каши и овощного пюре до 150 г.

Рацион ребенка 8 месяцев

К возрасту 8 месяцев ваш малыш совершенствует свои навыки, чтобы есть самостоятельно, поэтому постепенно можно менять консистенцию продуктов. Нарезанные небольшими кусочками мягкие продукты (фрукты, овощи, мясо и т.д.) отлично подойдут для маленького гурмана.

В рацион питания детей 8 месяцев можно начинать вводить рыбу, которая является источником легкоусвояемого белка и содержит большое количество полиненасыщенных жирных кислот, в том числе класса омега-3, а также витаминов В2, В12, минеральных веществ. Рыбу ребенку следует давать 1-2 раза в неделю (не более 30 грамм на прием пищи), вместо мяса, обязательно следя за тем, как ребенок переносит этот продукт в целом и отдельные ее сорта. Предпочтение следует отдавать океанической рыбе, лучше белой (треска, хек, минтай, морской окунь и др.), из красной можно порекомендовать лосося, из речной – судака, карпа. Самостоятельно приготовленную рыбу дают ребенку с овощами в отварном и протертом виде.

С 8 месяцев рацион ребенка можно расширить, включив в него творог в количестве не более 50 г/сут, а также кисломолочные продукты (детский кефир, биокефир, бифидокефир, йогурт, биойогурт, биолакт). Кисломолочные продукты готовят с использованием специальной закваски, которая расщепляет молочный белок, благодаря чему малыш сможет получить незаменимый набор аминокислот в хорошо доступной форме. В некоторые продукты добавлены пребиотики, отдельные витамины и минеральные вещества. Их регулярное употребление благоприятно влияет на функционирование кишечника, возбуждает аппетит, повышает усвоение микронутриентов. Детские кисломолочные продукты вводят в рацион малыша постепенно, начиная с 1 ч.л. и при хорошей переносимости увеличивают их объем до 150-200 мл в день.

В этом возрасте, когда уже введены все основные группы продуктов, особое внимание следует уделить разнообразию состава блюд. Вводятся новые, возможно комбинированные продукты, например, не только пюре из различных фруктов и ягод, но и их сочетания с творогом, крупами и т.д.

Рацион ребенка 9-12 месяцев

К 9 месяцам основные продукты прикорма уже введены, поэтому продолжается расширение рациона ребенка. Важно знать, что в этом возрасте должна меняться консистенция продуктов – от гомогенизированной переходим к мелко- и крупноизмельченной.

Мясное блюдо для ребенка этого возраста можно предложить в виде фрикаделек, что разнообразит его рацион и укрепит формирование навыков жевания. Мясные консервы промышленного выпуска для детей старше 8 мес. – крупноизмельченные. Объем рыбного пюре увеличивается до 60 г в день к 12 месяцам.

К году полезно в различные блюда добавлять мелко нарезанную свежую огородную зелень (укроп, петрушка и др.), это существенно обогащает рацион витаминами и минеральными веществами.

К 9-12 месяцам большинство детей обладают ловкостью, чтобы пить из чашки (держась двумя руками) и есть продукты, приготовленные для других членов семьи. Требуется поощрять подобное поведение, но и сочетать с обычным кормлением для удовлетворения потребностей в энергии и питательных веществах.

Стоит напомнить о продуктах и напитках, от употребления которых стоит воздержаться.

В пищу не рекомендовано добавлять соль или сахар для усиления вкуса. К напиткам, от употребления которых стоит воздержать до 1 года, относятся фруктовые соки, цельное коровье и козье молоко, сладкие морсы, компоты и газированные напитки.

Также некоторые продукты следует исключить из рациона младенцев младше 1 года. К ним относятся твёрдые круглые продукты (например, орехи, виноград, круглые конфеты, сырая морковь, изюм, горох и др.), по причине того, что ребенок может ими подавиться.

Детям до года запрещено давать мёд из-за того, что в нем могут содержаться споры бактерий Clostridium botulinum, которые в еще незрелой пищеварительной системе малышей способны размножаться, вырабатывать токсины непосредственно внутри кишечника и, таким образом, вызывать детский ботулизм, течение которого может закончиться летальным исходом.

Соки. В соках содержится мало витаминов и минеральных веществ, а также много сахара, поэтому раньше 12 месяцев предлагать их не стоит. Впоследствии их следует давать не в перерывах между кормлениями, а после того, как ребенок съел кашу или овощи с мясным пюре, а также на полдник. Привычка пить соки между едой приводит в дальнейшем к частым перекусам, прививается любовь к сладкому, у детей чаще возникает кариес и повышается риск развития ожирения.

Детям до года не следует давать манную кашу, так как в ней содержится большое количество глютена.

Прикорм. Основные положения

Опубликовано в журнале:
« Практика педиатра » № 1, 2020, стр. 53-55

О.А. Горячева 1,2 , канд. мед. наук, О.А. Алёхина, Д.В. Горячев 3
1 Кафедра пропедевтики детских болезней педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» МЗ РФ, г. Москва
2 ГБУЗ «Морозовская ДГКБ ДЗМ», г. Москва
3 ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» МЗ РФ, г. Москва

Резюме. В статье изложены основные современные аспекты введения прикорма, в том числе на основании рекомендаций различных мировых школ, даны разъяснения по отличиям педагогического от педиатрического прикорма. Обсуждены преимущества промышленного прикорма над домашним.

Ключевые слова: прикорм, виды прикорма, прикорм промышленного производства, сроки введения прикорма

Summary. The article outlines the main modern aspects of the introduction of feeding up, including the recommendations of various world medical associations, provides explanations on the differences between pedagogical and pediatric feeding up. The advantages of industrial food over self-made are discussed.

Key words: complementary foods, feeding up, types of complementary foods, periods of feeding up

Самый спорный и самый частый вопрос, обсуждаемый в практической работе участкового педиатра, -вопрос прикорма. Почти каждая вторая консультация родителей с грудным ребенком посвящена этой теме. Для объяснения правил прикорма и его введения мы используем:

  • рекомендации ВОЗ (http:// www.euro.who.int/ _data/assets/ pdf_file/0005/98303/WS_115_2000FE_R.pdf);
  • рекомендации ВОЗ для стран бывшего СНГ;
  • рекомендации Американской ассоциации нутрициологов;
  • рекомендации кафедры пропедевтики детских болезней РНИМУ;
  • рекомендации НИИ питания РАМН.

Прикорм – это введение продуктов животного и растительного происхождения в целях постепенного перевода ребенка на продукты общего стола.

Правила введения прикорма

  1. Вводим один продукт в течение 7-10 дней.
  2. Начинаем всегда с гомогенного (однородного) пюре.
  3. Отдаем предпочтение продуктам промышленного производства, так как не можем отвечать за качество продуктов рыночного, непоточного производства. Плюсы использования прикорма промышленного производства:
    • удобнее;
    • безопаснее (строгий контроль качества) и экологичнее;
    • разнообразнее;
    • лучше гомогенность с дальнейшим переходом на кусочки;
    • сбалансирован состав;
    • качественное хранение и контроль за этим (целостность банки, крышки и т.д.).
  4. Вводим продукт в утренние часы (если появится нежелательная реакция, то ее проще отследить).
  5. Начинаем вводить новый продукт прикорма только тогда, когда ребенок здоров. Особенно это касается аллергических реакций и диспепсических явлений.
  6. В поездке, особенно при смене климата, новое вводить не рекомендуется.
  7. Новый продукт вводим до кормления грудным молоком или смесью.
  8. Если что-то не нравится ребенку, нужно не настаивать, а предложить чуть позже, просто докормив грудным молоком или смесью.
  9. Прикорм вводим с 5,5-6 месяцев ребенку на грудном вскармливании и с 5-5,5 месяцев на смеси, не раньше (это связано с развитием желудочно-кишечного тракта, системы глотания, ферментов).
  10. Всегда стараемся ввести прикорм, если нет медицинских показаний, только по мере появления пищевого интереса.
  11. Кормить необходимо из ложки, не ранящей нежную полость рта.
  12. Ребенка кормим на его стуле, не забыв пристегнуть, в полусидячем или сидячем положении (зависит от развития и возраста ребенка).
  13. Не надо вводить больше возрастной нормы.
  14. Начинать прикорм нужно с кончика ложки, каждый день увеличивая в два раза объем, доводя до нужного (объемы – см. таблицу).
  15. Вводимый продукт прикорма должен соответствовать возрасту ребенка.
  16. Открытую банку следует хранить в холодильнике не более 24 часов.
  17. Перед тем как дать еду ребенку, родитель должен попробовать ее сам (отдельной чистой ложкой) для исключения испорченности продукта.
  18. При вскрытии банки должен быть тихий хлопок, а до открытия следует проверить крышку: она должна быть приплюснута, так как в банке нет воздуха.
  19. Пища должна быть комнатной температуры -не холодной и не горячей (поэтому банки хранят в шкафу, молочное – в холоде).
  20. Вводить нужно один продукт за один раз!
Продукт Возраст (месяц)
5 6 7 8 9 10 11 12 13 18
Грудное молоко/ смесь До 1 л До полного объема До полного объема До полного объема До полного объема До полного объема До полного объема До полного объема До полного объема До полного объема
Фрукт ИВ* – 20 мл 5-60 мл 80 100 150 150 170 200
Овощ ИВ* – 10-60 мл 5-100 мл 150 мл 200 200 200 200 200
Каша безглютеновая на воде или грудном молоке/ смеси 5-150 мл 200 мл 200 мл
Каша глютеновая на воде или грудном молоке/ смеси 5-150 мл или безглютеновая 200 мл 200 мл 200 мл
Мясное пюре 5-40 г 80 80 80 80 80 80
Желток перепелиный (1/2 куриного) 0,25 0,5 1 1 1
Кисломолочный продукт (не кефир) 50-100 мл 150 200 200 200
Творог 50 г 50 г 100 100 100
Рыба 40-60 г 80 80
Масло сливочное 0,5 ч.л. 1 ч.л. 1 ч.л. 1 ч.л. 1 ч.л. 1 ч.л.
Масло растительное 0,5 ч.л. 1 ч.л. 1 ч.л. 1 ч.л. 1 ч.л. 1 ч.л.
Хлеб 3-5 г
Кефир 200 мл
Сок 120 мл
Цельное молоко 200 мл
Каша натермически обработанном молоке (вместо безмолочной) 200 мл 200 мл 200 мл 200 мл
Компот, морс (не сок) До 200 мл 200 мл 200 мл 200 мл

* ИВ – Искусственное вскармливание

Если продукт не подходит (реакция на него со стороны ЖКТ или аллергия), то его убирают, а новый вводят через несколько дней.

Выбирая банку с прикормом, всегда нужно читать состав: кроме, например, яблока быть ничего не должно (некоторые производители добавляют крахмал, витамин С, сахар и т.д.).

Напомним, что в более старшем возрасте рисовый крахмал или другой растительный загуститель уже не так вреден, но не на первых порах.

Существует несколько видов прикорма. Самые распространенные – педиатрический и педагогический.

  • основное – в том, что педагогический прикорм основан на пробе всего и сразу: что ребенок захотел, то и съел;
  • педиатрический имеет некую схему введения, он более щадящий, закономерный и рациональный.

Но при правильном педагогическом прикорме (если родители не кормят невозрастными продуктами, не дают фастфуд и т.д.) отговаривать от него не стоит ввиду возможной негативной реакции и полного отказа от прикорма в сторону смеси или грудного молока.

Прикорм бывает обучающий (так называемая подготовка ЖКТ к продуктам, отличным от молока или смеси) и основной.

Обучающий прикорм – это фрукты (чаще всего зеленое яблоко), далее груша и миксы из них. Основной прикорм при здоровье ребенка начинают с овощей (кабачок, брокколи, цветная капуста).

Иногда при малом весе или проблемах со стулом начинают с каш, а при склонности к анемии – с мяса.

Существует много разных способов ввода прикорма:

  • американская школа предлагает вводить так: мясо, каша, овощи и фрукты, молочное;
  • европейская школа, считая фрукты источником повышенных сахаров и причиной энтеритов (проблем с тонкой кишкой), рекомендует такую схему: овощи, каши, мясо, фрукты;
  • ВОЗ: овощи, каши и фрукты, мясо;
  • известный украинский врач первым предлагает вводить кефир;
  • российская школа (в первую очередь НИИ питания РАМН): овощи и фрукты, каши, мясо.

В зависимости от состояния ЖКТ, особенностей роста ребенка, его стула и т.д. есть несколько вариантов введения прикорма. Но в США, например, в целях профилактики анемии рекомендуют прикорм начинать с мяса и фруктов! Так как вторые содержат витамин С, необходимый для улучшения всасывания железа.

Несомненно, у некоторых детей раннее введение фруктов способствует развитию аллергии и нарушению всасывания вторичного генеза, но не является 100% причиной этого.

У ряда детей введение овощей вызывает и/или усиливает запоры, что также требует коррекции введения прикорма.

Всегда необходимо помнить и объяснять родителям, что строгих правил нет и иногда схемы могут колебаться, как и сроки ввода, а прикорм является не только неотъемлемой частью правильного питания, но и залогом общего здоровья ребенка.

Как правильно вводить прикорм?

Порядок и качество создания первого рациона малыша влияет на его здоровье и будущие отношения с продуктами. Рассказываем, как избежать сложностей, уменьшить вероятность аллергии и когда можно начинать совместные семейные ужины.

Зачем нужен прикорм

Организм ребенка созревает ближе к 4,5–6 месяцам , до этого времени младенцу сложно есть что-то кроме грудного молока или заменителя по нескольким причинам:

  • кишечник не готов для более тяжелой пищи чем молоко — это может вызвать понос или запор у малыша.
  • повышенная проницаемость стенок кишечника может привести к отравлению
  • поджелудочная железа не может вырабатывать нужные ферменты для переваривания
  • незрелые почки можно повредить большим количеством белка и других веществ
  • местный иммунитет кишечника пока не может бороться с неподходящими продуктами — это увеличивает риск аллергий и пищевых расстройств.

Сначала ребенку хватает энергии и питательных веществ, которые он получает из грудного молока или смеси, но ближе к полугоду увеличивается физическая активность: малыш начинает переворачиваться, тренируется ползать и сидеть. Из-за этого потребность в энергии растет и привычной еды уже не хватает для восполнения затрат.

У прикорма есть и другая цель — познакомить с разными вкусовыми ощущениями и привить правильные пищевые привычки. Также это способ научить ребенка вовремя жевать и глотать, а твердые продукты помогут правильно сформировать прикус. Как это сделать правильно, мы писали здесь .

Когда начинать

Здоровому ребенку без особенностей и аллергий прикорм вводится не только в определенном возрасте, но и когда появляются признаки готовности:

  • ребенок хорошо сидит с опорой и не заваливается.
  • хорошо держит голову.
  • проявляет интерес к еде, тянет руки, чтобы попробовать продукты из тарелки.
  • угас рефлекс выталкивания пищи языком и ребенок больше не выплевывает все, что попадает ему в рот.

«Прикорм не стоит начинать раньше четырех месяцев из-за незрелости желудочно-кишечного тракта малыша, — рассказывает педиатр клиники “Фэнтези” Мария Рудницкая , — на этот период ему достаточно тех питательных веществ и калорийности, которые он берет в смеси или грудном молоке. Время начала прикорма зависит от того как ребенок прибавляет в весе, есть ли у него проблемы со стулом или какими-то высыпаниями. Если есть какие-то проблемы со смесью или с грудным молоком, то можно вводить прикорм раньше. Обычно я рекомендую начинать с 4,5 месяцев, хотя ВОЗ рекомендует с шести. Позиция Всемирной организации здравоохранения объяснима, ведь она охватывает все страны мира, в том числе развивающиеся. И там, конечно, возникают большие проблемы с соблюдением гигиены и безопасностью блюд прикорма. Поэтому шесть месяцев — это такая условная цифра. То есть, если рассматривать мировую практику, то я с ВОЗом соглашусь, но если рассматривать Россию, Москву и центральные регионы, то я бы остановилась на 4,5–5 месяцев».

С чего начинать

Для прикорма ребенку понадобится кормительный стул, посуда : мягкая ложка с ограничителем и тарелка с крышкой, можно на присоске, чтобы ребенок не мог её опрокинуть. Стул и своя посуда нужны ребенку не только для удобства, но и для понимания культуры приема пищи. Лучше, если прикорм вводится в определенное время дня для создания привычки.

Основные рекомендации для начала прикорма:

  • учитывать национальные особенности. У нас в стране традиционно начинают с овощного пюре, чаще всего с кабачка. В других странах первый прикорм может быть авокадо или манго
  • если ребенок отказывается от одного продукта, лучше подождать три–четыре дня и повторить
  • не стоит добавлять соль или сахар и предлагать фруктовые соки или сладкие напитки с сахаром, лучший вариант для питья — обычная вода.

«В России первым продуктом прикорма, — рассказывает педиатр GMS Clinic Мария Фадеева , — в соответствии с Национальной программой оптимизации вскармливания детей первого года жизни, является овощное пюре или каша. Американская академия педиатрии предлагает в качестве первых продуктов прикорма мясное пюре или тоже каши. Выбор первого продукта зависит от потребности ребенка. Детям с недостатком массы тела и частым стулом предлагают каши, при избыточной массе тела или запорах — овощное пюре. Далее вводится фруктовое пюре, в 6 мес важно добавить в рацион мясо, с 7 месяцев — желток, в 8 мес — рыбное пюре, а также адаптированные кисломолочные продукты».

Как уменьшить риск аллергии

Для этого не стоит откладывать введение якобы настораживающих продуктов. Раннее введение только уменьшает вероятность высыпаний и других аллергических проявлений.

При грудном вскармливании не стоит соблюдать традиционную «гипоаллергенную диету», которую часто рекомендуют молодым мамам различные доброжелатели. Через грудное молоко ребенок получает те же вещества, которые ест мама, только в меньшем количестве и с ферментами для переваривания. Это готовит малыша к прямой встрече с такой пищей и вероятность аллергии снижается.

По словам Фадеевой, к основным способам предотвратить аллергию относятся:

  • только грудное вскармливание до начала прикорма
  • разнообразный полноценный рацион матери
  • использование гидролизованных смесей при необходимости
  • введение допустимых продуктов прикорма в возрасте 4-6 месяцев.

Если у ребенка появилась аллергическая реакция или проблемы со стулом из-за нового продукта, то его надо отложить.

«Введение прикорма происходит от моно- к поликомпонентному, — объясняет Мария Фадеева, — каждый новый продукт следует давать в утренние часы ежедневно с интервалом в 3-5 дней для оценки усвоения и отсутствия аллергической реакции. Если нет явной реакции, объем продукта постепенно увеличиваем. Если во время еды или после у ребенка появилась сыпь, красные пятна на коже, кашель, опухли губы или лицо, а также появился кашель или бледность и трудности с дыханием, то в такой ситуации нужно сразу обращаться за помощью».

Чего не стоит давать до года

  • коровье молоко. Оно не подходит по калорийности и содержанию полезных веществ, а также увеличивает риск развития аллергии и может привести к нехватке железа и анемии.
  • мед. Он может содержать споры ботулизма — опасного заболевания.
  • соль. Не стоит добавлять их в еду — это поможет привить ребенку хорошие пищевые привычки.
  • соки и сладкие напитки. В них мало полезных веществ и много сахара, который может привести к развитию кариеса и ожирению в дальнейшем.
  • манная каша. В ней содержится большое количество глютена и мало полезных веществ, поэтому манная каша уже не входит в число полезных продуктов для малыша.
  • спортивный протеин. Не стоит давать ребенку, даже если его концентрат применяется для изготовления детских смесей. Это может усилить нагрузку на почки из-за избытка белка.

Также, по словам Марии Фадеевой, до 12 месяцев не рекомендованы: твердые круглые продукты: орехи, виноград, сырая морковь, круглые конфеты, попкорн — из-за риска попадания в дыхательные пути и удушья.

Что лучше: домашнее или промышленное питание

Когда мама начинает кормить ребенка, то часто слышит о вреде баночной еды и пользе пюре домашнего приготовления. Но плюсов у домашнего пюре не так уж много по сравнению с тем, что приготовлено на заводе.

На приготовление нужно много времени, сил и приходится покупать дополнительные кухонные устройства: блендер, пароварка и другие. Финансово выгодно готовить домашнее пюре, только если есть свой участок с овощами, но для весны и зимы это не подойдет.

Плюсы домашнего пюре и приготовленного на заводе:

Домашнее пюре Заводское пюре
Известные ингредиенты Нет комков (гомогенное)
Свежеприготовленное Контроль качества продуктов
Стерильность
Разнообразие вкусов
Обогащено витаминами и пребиотиками

Как обезопасить ребенка, если кормить ребенка баночным пюре , рассказывает Мария Фадеева:

  • При покупке, а также перед кормлением всегда проверяйте дату изготовления и целостность упаковки.
  • Если есть дефекты упаковки, не стоит кормить ребенка.
  • Закрытое пюре храните как написано на этикетке.
  • Открытое пюре – в холодильнике не более 48 часов.
  • Пюре при кормлении следует давать из тарелки, а не из банки. Остаток в посуде после приема пища следует утилизировать.

При вскрытии упаковки, она должна «хлопнуть» — это говорит о ее герметичности и стерильности. Также стоит обращать внимание на состав пюре и стараться не покупать с натрием (солью) и сахаром.

Когда переходить на общий стол

Когда ребенок ест одновременно со взрослыми, он быстрее учится пользоваться ложкой, пить из чашки и ест с бо́льшим интересом. Если малыш умеет жевать, у него есть хотя бы четыре зуба, введены основные продукты: мясо, крупы, кисломолочные продукты, фрукты и овощи, то его можно понемногу переводить на общий стол. Особенно, если он при этом интересуется содержимым родительской тарелки.

Сначала ребенок может разбрасывать еду или баловаться — это нормальный способ познания окружающего мира и к этому стоит подготовиться: приучить ребенка есть в фартуке и показывать своим примером, что именно взрослые делают с едой.

«Где-то с года можно переводить ребенка на общий стол, — рассказывает Мария Рудницкая, — это индивидуально, некоторые дети в 8–9 месяцев готовы к переходу: пробовали разные продукты и нет реакций. А некоторые и к году еле-еле ввели несколько овощных продуктов, несколько каш и мясных пюре. Готовить лучше на пару, запекать или тушить. Не надо жарить еду, кормить ребенка копченым, маринадами и добавлять острые соусы».

Первый прикорм

Содержание:

После того, как налажено грудное вскармливание или подобрана искусственная смесь, следующая задача, которую решают родители — научить кроху есть что-то кроме молока или смеси, то есть прикорм.

Как правильно вводить прикорм?

Педиатры постоянно пересматривают правила введения прикорма, и рекомендации, с чего начать, становятся все менее строгими.

Когда вводить прикорм?

Время, когда ребенок начинает нуждаться в более плотном питании, можно определить по некоторым признакам в развитии. Он:

может сидеть с небольшой поддержкой или без нее,

не выталкивает твердые предметы, которые оказываются у него во рту (этот рефлекс обычно угасает к 4-5 месяцам),

засовывает в рот разные объекты, в том числе свои руки, тянется к еде, когда видит, что едят другие,

может отвернуться от ложки, если не хочет есть.

Считается 1,2,5 , что лучше всего вводить прикорм в 6 месяцев.

Почему не нужно вводить прикорм раньше?

Потребности ребенка в энергии, витаминах и микроэлементах до полугода полностью удовлетворяются грудным молоком или адаптированной молочной смесью. Когда-то при искусственном вскармливании прикорм грудничка начинали раньше, но это было связано с недостатками старых молочных смесей, которые удалось исправить в современных.

До 6 месяцев пищеварительная система не приспособлена к разнообразной плотной пище, а кроме того, высок риск подавиться, поскольку ребенок еще не умеет глотать правильно ничего, кроме жидкостей. Поэтому не рекомендуется 2 давать каши с хлопьями из бутылочки ребенку, который ест лежа.

С чего начинать прикорм?

Ответ может быть неожиданным, но вы можете начать прикорм с любых не запрещенных для малышей продуктов подходящей консистенции. Дети до 8 месяцев обычно не умеют жевать и могут подавиться твердыми кусочками, поэтому им нужно превращать все продукты в пюре, которое со временем можно делать все более густым.

Нет подтверждений того, что порядок введения прикорма как-то влияет на здоровье ребенка.

Также до года не рекомендуется поить ребенка большим количеством коровьего молока и давать ему мёд. Но причина не в аллергии, а в том, что коровье молоко содержит мало железа, а мед может содержать споры бактерий, вызывающих ботулизм.

Конечно, не следует давать жирные, соленые, содержащие искусственные красители и консерванты продукты, но большинство родителей вряд ли решит это сделать.

Как это ни удивительно, по современным рекомендациям 1,2,5 на этом запреты заканчиваются. Вы можете выбрать абсолютно любой вид овощей и фруктов любого цвета, любое нежирное мясо, крупу или детский кисломолочный продукт и начать прикорм с него.

Для домашнего использования не актуальны сложные таблицы введения прикорма по месяцам с точностью до 2 недель и 10 граммов. У вас же нет задачи рассчитать стоимость продуктов для 500 грудничков на год. Вы будете ориентироваться на аппетит и вкусы своего малыша, а также семейные традиции питания.

Схема введения прикорма и аллергия

Нет смысла откладывать введение в рацион ребенка «аллергенных» продуктов до возраста после года. Выясняется, что если продукт начинают давать раньше, это снижает вероятность аллергии на него 4 . Тем не менее, если у вас или ваших родственников есть аллергия на определенный продукт, посоветуйтесь с педиатром перед тем, как давать его ребенку. 1

Чаще всего аллергия развивается на орехи, пшеницу, яйца, сою и рыбу (есть еще морепродукты вроде устриц, но ими детей обычно не кормят). Начать прикорм, например, с рыбы — необычное решение, но нет научных данных о том, что это чем-то вредно. Подавляющее большинство детей нормально их переносят, а те, у кого на них аллергия, проявляют ее независимо от срока введения 2 .

Как заменять кормления прикормом?

На эту тему не проводилось строгих исследований, поэтому нельзя сказать, что какая-то методика точно лучше другой. Многие врачи рекомендуют сначала давать прикорм, а потом грудное молоко или смесь, чтобы ребенок не успел насытиться и охотнее ел непривычные пюре.

Однако иногда советуют сначала дать грудь или бутылочку, чтобы ребенок настроился на прием пищи, а не на игру с ней, потом дать прикорм, потом докормить жидким питанием. Может быть, кому-то будет удобнее сначала делать так, а когда ребенок привыкнет есть с ложки, переходить к первому варианту.

Как быстро вводить новые виды продуктов?

Нет необходимости давать малышу сразу несколько видов новой еды. Он в любом случае не голодает, и разумно делать перерывы несколько дней (чаще всего рекомендуют 3 дня) перед следующим продуктом.

Сначала дают совсем небольшое количество еды (примерно половину ложки). Если все в порядке, можно постепенно увеличивать порцию. До скольких граммов? До маленькой детской мисочки. Совершенно не обязательно взвешивать порцию на весах. Все равно ребенку надо дать столько, сколько он охотно согласится съесть.

Имеет смысл отложить ввод нового продукта на несколько дней, если ребенок болеет или ожидается какое-то значимое изменение (например, смена молочной смеси или места жительства). Тогда будет легче понять причину возможной реакции.

«Педиатрический» и «педагогический» прикорм

Педагогическим называют метод введения прикорма, когда ребенку дают очень маленькие кусочки еды с общего стола, когда ест вся семья. Часто его противопоставляют педиатрическому, когда ребенка специально сажают в стульчик и пытаются как-то сделать так, чтобы он съел количество определенной еды, написанное в специальной таблице.

На самом деле никакого противопоставления этих двух видов прикорма нет, и нет четких границ между ними. Никакой современный педиатр не требует ребенка есть строго 150 г именно брокколи обязательно в одно кормление.

При педагогическом прикорме родителю нужно самому есть продукты, которые можно давать детям (не рекомендуется добавлять в прикорм сахар и соль 5 , и это может быть не очень вкусно), а также учитывать, что твердыми кусочками ребенок может подавиться.

Как продолжать введение прикорма?

В 8-10 месяцев дети научаются откусывать и жевать пищу (даже если еще нет зубов, им можно начинать давать кусочки плотных продуктов, например, овощей, но по-прежнему они могут подавиться твердыми продуктами, например, нельзя давать орехи или семечки.

ВОЗ и все врачебные организации мира рекомендуют продолжать кормление грудью по крайней мере до 1 года (ВОЗ даже дольше, но это важно в странах с плохим питанием и гигиеной). Дальше это не имеет несомненных преимуществ для здоровья при полноценном основном питании.

Только грудное молоко или адаптированная молочная смесь.

Можно по желанию давать очень небольшое количество прикорма (те же продукты, что в 6-8 месяцев, но без намерения заменять ими основное питание).

Начинают прикорм с любого из продуктов следующих групп: овощи, мясо, фрукты, зерновые каши, детские кисломолочные продукты, постепенно добавляя остальные продукты этих групп, включая потенциально аллергенные (рыбу, яйца). Консистенция — однородное пюре. Нельзя мёд и коровье молоко до года. Можно предлагать воду, особенно в жару.

Продолжают расширять набор продуктов из групп, подходящих для месяцев, можно давать более крупные кусочки.

После 12 месяцев

Ребенок может есть все продукты, входящие в здоровое питание взрослых (можно ориентироваться на рекомендации ВОЗ), в том числе коровье молоко и мёд. 2,3 Семечки, орехи и мелкие леденцы опасно давать до 3 лет из-за риска подавиться.

Имеет смысл обсудить соки, которые раньше рекомендовали вводить по каплям чуть ли не с 2 месяцев. Сейчас специалисты по детскому питанию не рекомендуют давать много сока (как и других сладких напитков) ни в каком возрасте. Сок снижает аппетит, провоцирует кариес и не содержит ничего дополнительно полезного по сравнению с фруктами.

Ссылки на источники:

Togias A, Cooper SF, Acebal ML, Assa’ad A, Baker JR Jr, Beck LA, Block J, Byrd-Bredbenner C, Chan ES, Eichenfield LF, Fleischer DM, Fuchs GJ 3rd, Furuta GT, Greenhawt MJ, Gupta RS, Habich M, Jones SM, Keaton K, Muraro A, Plaut M, Rosenwasser LJ, Rotrosen D, Sampson HA, Schneider LC, Sicherer SH, Sidbury R, Spergel J, Stukus DR, Venter C, Boyce JA. Addendum Guidelines for the Prevention of Peanut Allergy in the United States: Report of the National Institute of Allergy and Infectious Diseases-Sponsored Expert Panel. Pediatr Dermatol. 2017;34(1):e1.

Fewtrell, Mary; Bronsky, Jiri; Campoy, Cristina; Domellöf, Magnus; Embleton, Nicholas; Fidler Mis, Nataša; Hojsak, Iva; Hulst, Jessie M.; Indrio, Flavia; Lapillonne, Alexandre; Molgaard, Christian. Complementary Feeding. Journal of Pediatric Gastroenterology and Nutrition: January 2017 — Volume 64 — Issue 1 — p 119-132

BR Carruth, PJ Ziegler, A Gordon, SI Barr Prevalence of picky eaters among infants and toddlers and their caregivers’ decisions about offering a new food. Journal of the American Dietetic Association, Volume 104, Supplement 1, 2004,Pages 57-64

ПРИКОРМ ПРИ ГРУДНОМ ВСКАРМЛИВАНИИ. ВВЕДЕНИЕ ПРИКОРМА.

Как и грудное вскармливание, тема введения прикорма – предмет многих дискуссий и множества противоречивых рекомендаций. Сроки варьируются от трех недель (хотя сегодня, к счастью, такие советы слышатся редко) до «как можно позже», продукты предлагаются от совершенно диетических до перевода полугодовалого малыша на родительское меню. Попробуем сориентироваться во всей этой многоголосице.
Для начала отметим, что говорить мы будем именно о ребенке, находящемся на грудном вскармливании. Поскольку диета малышей, получающих искусственные смеси, находится под пристальным вниманием врача и должна определятся его рекомендациями. А мамам грудничков сложнее – ведь нередко участковые педиатры, привыкшие к преобладанию среди пациентов «искусственников», дают всем одинаковые рекомендации. А это не совсем верно.

Итак, каковы принципы введения прикорма детям на грудном вскармливании:

  • Прикорм детям, находящимся на полноценном грудном вскармливании, вводится не ранее, чем им исполнится 6 месяцев. В этом возрасте дети обычно начинают сидеть, управлять своими руками и класть пищу себе в рот. Их пищеварительная и иммунная системы также становятся более зрелыми. Совокупность этих признаков может свидетельствовать об их готовности есть мягкие и полутвердые пищевые продукты. В отдельных случаях по строгим медицинским показаниям (например, гипотрофия, отсутствие прибавок в весе) прикорм может быть введен с 4 месяцев.
  • Дети, которые сосут грудь, не бывают голодными. Дети, которых кормят по требованию, регулируют собственное потребление молока; когда они голодны, они делают поисковые движения, плачут или сами прикладываются к груди. Когда неограниченное кормление грудью продолжается вместе с вводом других пищевых продуктов, младенцы все еще контролируют, сколько они едят. Если они не любят некоторые продукты, или предлагаемой пищи недостаточно, они могут получать большее количество грудного молока.
  • В грудном молоке есть защитные факторы. Противоинфекционные факторы в грудном молоке обеспечивают защиту против болезней и уменьшают серьезность тех, которые происходят. Эта защита продолжает быть полезной и после 6 месяцев, потому что ввод других пищевых продуктов и напитков может привести к большему количеству инфекций и болезнетворных микроорганизмов, в то время, когда собственная иммунная система ребенка все еще не созрела. Поэтому не стоит пренебрежительно относится к грудному молоку после того, как ребенку исполнилось 6 месяцев или даже год – оно все так же ценно.
  • Прикорм не замещает кормления грудью, а дополняет их. Частое кормление грудью по требованию обеспечивает все потребности в энергии младенцев 6-8 месяцев, так что, если они не проявляют интерес к еде, но часто сосут грудь, нет никакой причины чрезмерно беспокоиться по этому поводу. Кормление грудью должно продолжаться с такой же частотой, как и в период исключительного грудного вскармливания. Кормление грудью продолжает быть важным для детского питания, развития и заботы и после 6 месяцев жизни. В среднем, груднички 6-8 месяцев получают около 70 % энергии из грудного молока, 55 % в 9-11 месяцев, и 40 % в 12-23 месяца. Грудное молоко – также главный поставщик белка, витаминов, минералов, эссенциальных жирных кислот и защитных факторов. Оно содержит большее количество калорий и питательных веществ в мл, чем большинство других пищевых продуктов, и гораздо больше, чем в кашах или овощных пюре, которые являются типичными первыми продуктами прикорма для грудничков после 6 месяцев. Если желудок у ребенка заполнен пищевыми продуктами с бедным составом, он будет получать меньшее количество грудного молока, и его питание и общее здоровье будут хуже. Поэтому наша задача – понять, как кормить другими продуктами так, чтобы они дополняли грудное молока, а не заменяли его.

Кормление грудью, если оно происходит по требованию, связано, как правило, со сном. А прикорм вводится в те часы, когда обычно принимают пищу: завтрак, обед, полдник, ужин. Грудью можно кормить и перед, и после предложенного прикорма, если ребенок хочет «запить» незнакомую еду.

  • Очень важно сохранять у ребенка заинтересованность в кормлении, следовать за его интересом, а не пытаться накормить во что бы то ни стало. Заинтересованность сохраняется, если малыш участвует в совместной трапезе, видит, как с удовольствием едят все вокруг, проявляет инициативу, а не пассивно «употребляет» приготовленную пищу. Тем более речь не может идти о насилии.

Что давать в качестве прикорма? Сразу же оговоримся – сок и кефир в настоящее время прикормом не считается. Согласно последним рекомендациям диетологов, сок вообще не стоит вводить в рацион малыша, пока он не начал питаться «взрослой» пищей в больших объемах. Так же не нужны в качестве дополнения к грудному молоку смеси и коровье молоко – это гораздо менее ценные продукты.

В целом все разнообразие схем введения прикорма можно разделить на две части: «лучшие кусочки с семейного стола» (как максимально радикальный вариант – педприкорм) и традиционная схема – специальное детское питание, купленное или приготовленное самостоятельно. Выбор, разумеется, за мамой, поэтому рассмотрим вкратце оба варианта.

Принципам прикорма с семейного стола была посвящена прошлогодняя Всемирная Неделя Грудного Вскармливания. Тема «Кормление грудью и пища с семейного стола» была выбрана потому, что в большинстве домашних хозяйств во всем мире, груднички 6-12 месяцев и маленькие дети питаются теми же самыми пищевыми продуктами, которые едят остальные члены семьи. Это не подразумевает, что в 6 месяцев детей можно перевести сразу с исключительного кормления грудью на еду с взрослого стола. Грудничкам старше 6 месяцев и маленьким детям надо давать наиболее питательные «лучшие кусочки» семейной пищи, соответственно подготовленные (пюреобразные, порезанные, размягченные и т.д), подходящие к пищевым способностям ребенка.
Начало потребления других пищевых продуктов отмечает новую стадию в социальном, эмоциональном и поведенческом развитии грудничков старше 6 мес., поскольку ребенка может кормить теперь не только мать. Дополняющее питание также дает возможности развития общения, координации и моторных навыков, и может заложить основу правильного выбора продуктов питания во всей жизни.

Основные принципы этого способа: знакомить ребенка с пищей, которой питается его семья, позволяя встроиться постепенно во взрослый рацион, но выбирать при этом наиболее ценные для него «кусочки», а именно:

  • Продукты животного происхождения (мясо, домашняя птица, рыба или яйца). Если не ежедневно, то так часто, как возможно, даже если количество маленькое – в добавление к основному элементу.
  • Бобовые (бобы, горох, чечевица, горошек, тофу). Особенно они важны для вегетарианцев, или когда невозможно дать животные пищевые продукты.
  • Молочные продукты (йогурт, сыр)
  • Овощи с основной пищей. Яркие овощи содержат большее количество питательных веществ, чем бледные.
  • Фрукты как закуска и в добавление к основной пище. Яркие плоды содержат большее количество питательных веществ, чем бледные.
  • ‘Основной элемент’ в питании семьи – рис, кукуруза, картофель, пшеница, с некоторыми из пищевых продуктов выше.

Младенцы поначалу просто знакомятся с новой пищей, ее консистенцией, вкусом. Постепенно, по мере возрастания интереса, количество прикорма возрастает.

Если мама предпочитает прикармливать ребенка специально приготовленной пищей, то обычно начинают с монокомпонентных пюре (из одного овоща) или с каши, если ребенок плохо прибавляет в весе.
При таком способе прикорма трудно удержаться от соблазна скормить ребенку больше, чем он хочет съесть – ведь жалко выкидывать с любовью приготовленное пюре или почти полную баночку недешевого питания… Постарайтесь не поддаваться этому соблазну – есть риск нарушить аппетит ребенку, и после года мучаться от того, что ребенок совсем ничего не ест. Можно замораживать питание маленькими порциями сразу после приготовления или вскрытия баночки – например, в емкостях для льда. И размораживать крохотными порциями. Тогда выбрасывать придется совсем немного.
Сейчас не советуют начинать прикорм с фруктов. Они сами по себе имеют сладковатый привкус и уже формируют у ребенка пристрастия к сладенькому. Кроме того, гораздо чаще раздражают слизистую кишечника, вызывая расстройства и аллергию. Овощи намного больше подходят для введения нового продукта. Первые овощи в нашем рационе – кабачок, цветная капуста, морковь. Позже вводится картошка. Первоначально нужно лишь малое количество пищи (одна или две чайных ложки), которые дают на кончике чайной ложки или с пальца. Не нужно непременно доводить объем до определенного количества. Это ошибка многих мам, которая ведет к перекорму ребенка и последующему отказу от еды. Как только ребенок отвернулся от ложки – убирайте еду и предложите грудь.
Вначале в рационе малыша будут монокомпонентные пюре. 1 раз в неделю Вы можете добавлять в пюре новый продукт. Если малыш отреагировал высыпанием, жидким стулом или запором – исключите продукт из рациона как минимум на месяц. Но помните, что стул может измениться, чаще всего появляются маленькие кусочки съеденной пищи, это нормально.
Лучше всего для приготовления овощей использовать пароварку. Овощи готовятся быстро и витамины сохраняются в большем количестве. Разминать удобнее всего блендером. Ближе к году (10-11 месяцев) начинайте разминать пюре вилкой, чтобы ребенок учился самостоятельно жевать.
Через месяц после введения овощей Вы можете порадовать малыша кашкой. Лучше всего для первого блюда подходит рисовая, кукурузная или гречневая каша. Для ребенка на грудном вскармливании больше подходит безмолочная каша. Если Вы покупаете каши, не требующие варки – убедитесь, что они не содержат глютен. Глютеносодержащие каши (пшеница, овсянка, многозерновые) не вводите в рацион малыша ранее 8-9 месяцев. Принцип введения каши такой же – начинать с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем. Каши можно также готовить самостоятельно. Для этого крупа моется, высушивается и перемалывается на кофемолке. Заваривается кипятком.
После каши Вы можете начинать вводить фрукты (в начале не яркоокрашенные), печенье (детское не сдобное), мясо (лучше начинать с индейки, затем вводить телятину, курицу, говядину, от свинины лучше воздержаться) рыбу (морскую) и т.д.

Прикорм желательно сдобрить маслом (не с первых дней введения прикорма!) – предпочтительно сливочным (кашу) и оливковым (овощи). Оливковое масло лучше всего подходит для первого прикорма. Начинайте вводить его с 2 капель. Если у малыша запоры – можно добавлять оливковое масло и в овощи, и в кашу (соблюдая объем, чтобы не добиться обратного эффекта). В среднем, в блюдо добавляется 1 чайная ложка оливкового масла.

Часто мамы задают вопрос – а нужно ли давать пить ребенку с началом введения прикорма? На сегодняшний день нет таких рекомендаций, которые обязывают давать грудничку определенный объем жидкости. Чаще всего дети на грудном вскармливании до года не интересуются никакой другой жидкостью, кроме молока матери. И это нормально. Вы можете предлагать малышу чаек, компот, если он этого хочет. Если же отказывается – не настаивайте.
В каком же объеме кушает прикорм грудничок?
Не огорчайтесь, если малыш съел всего 50-80 грамм прикорма, при положенных 150-180 (указанных на упаковке). Эти цифры – ориентир для искусственного вскармливания, когда порция смеси заменяется прикормом – а грудничок продолжает получать большую часть питательных веществ из маминого молока. Детки на грудном вскармливании предпочитают кушать маленькими порциями, но чаще. К тому же очевиден большой плюс – ребенок учится контролировать чувство насыщения и не переедает.

Каким бы способом Вы не решили вводить прикорм, обязательно соблюдайте правило постепенности, не кормите ребенка насильно, не замещайте полностью кормления грудью, учитывайте его пристрастия и проявляйте смекалку!

Втулова Анастасия
Консультант по грудному вскармливанию и уходу за ребенком,
лектор Семейного лектория и Курса для будущих родителей

При подготовке статьи использованы материалы:

1. “РУКОВОДСТВО ПО ЗДОРОВОМУ ПИТАНИЮ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДЛЯ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА”
2. Методические указания “Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни»
3. Адаптированные руководящие принципы введения прикорма для ребенка, вскармливаемого грудью. PAHO/WHO 2002
4. Материалы Всемирной Недели Грудного Вскармливания-2005
5. Статья Денисовой Е. «Первый прикорм – с чего и когда начинать?» www.rojdenie.org/mamam16.html

Проконсультироваться можно по телефону нашей «горячей линии» по грудному вскармливанию : (495) 926-63-23 (ежедневно с 7.00 до 23.00 ).

Ссылка на основную публикацию