Какие продукты можно есть в сыром виде детям и с какого возраста начинать прикорм ими?

Какие продукты можно есть в сыром виде детям и с какого возраста начинать прикорм ими?

  • Какие продукты дают детям сырыми?
  • Полезны ли сырые овощи?
  • Какие овощи полезнее после тепловой обработки?
  • С какого возраста давать сырые продукты ребенку?
  • Какие продукты нельзя давать в сыром виде

Тепловая обработка многих продуктов уменьшает концентрацию витаминов, микроэлементов и некоторых других веществ в их составе. Поэтому любая мама подрастающего карапуза, начинающего пробовать прикорм, желает дать своему малышу максимум пользы и интересуется, со скольки лет допустимо начать давать ребенку сырые продукты.

Какие продукты дают детям сырыми?

В рационе ребенка в сыром виде могут быть представлены:

  • Овощи. Из них после очистки от кожуры и семян делают салаты, заправляя растительным маслом или лимонным соком. Сначала овощи натирают на мелкой терке, а ребенку старше 2 лет можно нарезать небольшими кусочками и заправлять сметаной.
  • Фрукты. Они появляются в меню детей одними из первых в виде яблочного и бананового пюре. Ломтики яблока дают ребенку в руку для стимуляции жевания уже с 6-8 месяцев. Чтобы малыш не подавился случайно откушенным кусочком, можно использовать ниблер.
  • Ягоды. Из-за риска аллергии их введение в детское меню должно быть очень осторожным. Маленьким детям их протирают через сито, избавляя продукт от косточек, кожицы и плотных прожилок.

Полезны ли сырые овощи?

Варка большинства овощей приводит к утрате большого количества ценных веществ, которые в них содержатся. По этой причине врачи, среди которых и доктор Комаровский, советуют включать в детский рацион салаты из сырых овощей. Однако следует не забывать об умеренности.

Некоторые малыши увлекаются сырыми овощами и готовы есть их в большом количестве. Иногда это свидетельствует о нехватке витаминов (присмотревшись, какой овощ предпочитает ребенок, можно понять, чего не хватает малышу), но допускать излишнего потребления сырых овощей не следует. Это отрицательно скажется на работе кишечника, может стать причиной вздутия, колик и нарушений стула.

Посмотрите вместе с малышом мультфильм, в котором Синий трактор вместе с профессором Кислых щей поет веселую песенку о пользе овощей:

О пользе сырых овощей можно сказать многое:

  • Сырая морковь выступает источником каротина, пектина, витаминов, клетчатки и минеральных веществ. Такой овощ полезен для зрения и состояния кожи.
  • В сырой свекле высокое содержание йода, железа и других минералов, а также витаминных соединений. Этот овощ в сыром виде укрепляет сосуды и положительно влияет на формулу крови, а также защищает печень и поддерживает обменные процессы.
  • Употребляя сырую тыкву, ребенок будет получать клетчатку, аскорбиновую кислоту, каротин, соли калия, витамины группы В и прочие полезные вещества. Такой овощ положительно влияет на работу кишечника, обладает противовоспалительным действием, а также помогает выводить холестерин и токсины.
  • Свежие помидоры дают ребенку бета-каротин, витамины группы В, калий, витамин РР, йод, железо и много других соединений. Такие овощи благодаря пектину, фитонцидам и органическим кислотам в их составе положительно сказываются на пищеварении и обменных процессах. Важно лишь не забывать, что на них нередко бывает аллергия, а тепличные помидоры бывают источником вредных для детей химикатов.
  • Репчатый лук в сыром виде богат эфирными маслами, минералами, фитонцидами, каротином, флавоноидами, множеством витаминов и клетчаткой. Он стимулирует аппетит и выделение желудочного сока, благодаря чему нормализует работу ЖКТ.
  • Сырой чеснок содержит немало витаминов, фитонцидов, микроэлементов и прочих полезных соединений. Он укрепляет защитные силы детского организма, а также обладает бактерицидным действием.
  • Брокколи и цветную капусту полезно есть как в отварном виде, так и в сыром. Эти овощи помогают предотвратить разные болезни, включая патологии ЖКТ и онкозаболевания. В свежем виде такие виды капусты очень вкусные и нравятся многим деткам.
  • Сырую репу можно использовать для предотвращения запоров. В таком овоще много аскорбиновой кислоты, а также витаминов РР, В5, А, В2, В1, серы, магния и фосфора.

Какие овощи полезнее после тепловой обработки?

Несмотря на всю пользу, которую отмечают у многих сырых овощей, некоторые культуры оказывают положительное воздействие на организм ребенка в отваренном, запеченном или тушеном виде:

  • Свекла при термообработке теряет нитраты.
  • Запеченный картофель представляет больше пользы, поэтому сырую картошку детям давать не советуют, как и продукт в жареном виде.
  • Баклажаны после запекания лишаются вредных химикатов, а их полезные свойства проявляются более активно.
  • Спаржа и томаты после тепловой обработки дают организму ребенка больше ликопина и витамина А.
  • Запеченные или тушеные кабачки содержат больше витамина А и фолиевой кислоты.

С какого возраста давать сырые продукты ребенку?

С сырыми овощами ребенка знакомят в возрасте от 1 до 2 лет, внимательно наблюдая, как пищеварительный тракт малыша переносит такие продукты в сыром виде. Годовалому ребенку сначала дают маленькое количество сырого овоща, например, тертую сырую морковь в составе салата. Если кроха перенес такое блюдо хорошо, объем постепенно увеличивают.

Сырой репчатый лук, как и сырой чеснок рекомендуется детям не раньше 3-летнего возраста. Такие продукты ограничивают в детском рационе из-за их раздражающего воздействия на слизистые оболочки и довольно тяжелого переваривания.

Такие сырые фрукты, как яблоко, банан и груша, появляются в рационе малышей еще до года. С другими фруктами и ягодами в сыром виде (персиками, виноградом, клубникой, сливами, абрикосами, цитрусовыми и др.) ребенка знакомят после года.

Какие продукты нельзя давать в сыром виде

  • Яйца. Употребление сырых куриных яиц связано с высоким риском заражения сальмонеллезом. Однако в детском возрасте не следует давать и перепелиные яйца, ведь на их скорлупе могут быть возбудители других заболеваний. К тому же, сырые белки тяжело перевариваются и способны стать причиной диареи и метеоризма.
  • Рыба и мясо. Такие продукты в сыром виде могут выступать источником многих опасных возбудителей, а также паразитов.
  • Грибы. Их вообще не рекомендуют включать в детский рацион раньше школьного возраста, но без тепловой обработки употребление грибов представляет опасность и отрицательно сказывается на пищеварении.

Подробнее о прикорме смотрите в передаче доктора Комаровского.

Введение прикорма детям первого года жизни

В течение длительного времени в нашей стране существовали узаконенные положения о раннем введении прикорма с 3 нед жизни ребенка. Обоснованием для этого служило утверждение о необходимости ранней дотации витаминов, пищевых волокон и клетчатки с целью улучшения переваривания. Такая система введения прикорма определялась очень широким распространением искусственного вскармливания, которое в основном было не адаптированным относительно женского молока (бифидо-кефир, рис или греча, из промышленных смесей — «Малютка» или «Малыш»). Они включали неизмененный белок коровьего молока, углеводы были представлены главным образом сахарозой и глюкозой, а жиры представляли собой смесь насыщенных и ненасыщенных в основном длинноцепочечных жирных кислот. На этом фоне у детей очень часто развивались ферментопатии, нарушения микробиоценоза кишечника, аллергические дерматиты, анемия и рахит. Для уменьшения негативного влияния предлагалось очень медленное введение продуктов (начиная с капель — как бы «подготавливая» кишечник) и очень раннее — для максимально быстрого замещения основной молочной смеси.

Читайте также:  Когда, с чего и как начинать прикорм ребенка?

Схема введения прикорма выглядела следующим образом: начиная с 3 нед предлагалось вводить соки (с капель), потом — овощной отвар, постепенно добавляя по одному компоненту для того, чтобы «приучить» ребенка к этим продуктам. В 2 мес вводилось фруктовое пюре, в 3 — кефир, в 4 — каши, в 5 — овощное пюре и творог, затем — яйцо, в 7 мес — мясо и печенье.

И если чередование продуктов для прикорма, скорость их введения во втором полугодии у детей первого года жизни незначительно отличались в различных странах, то столь раннее введение прикорма в первом полугодии не имело аналогов в мире. Эпидемиологические исследования, проведенные по инициативе ВОЗ в 1999–2002 гг., направленные на выявление причинных факторов распространенности гастроэнтерологических, аллергологических, иммунологических заболеваний среди детского и взрослого населения, установили, что одной из ведущих причин развития этих заболеваний является раннее введение прикорма.

Современные установки, касающиеся введения прикорма, основаны на изучении физиологии развития органов и систем ребенка, его подготовленности к восприятию новой пищи.

Своевременное введение правильно подобранных продуктов прикорма способствует укреплению здоровья, улучшению пищевого статуса и физическому развитию грудных детей и детей раннего возраста в период ускоренного роста и созревания.

В течение всего периода введения прикорма материнское молоко или заменяющая его смесь должны оставаться основным продуктом, потребляемым грудным ребенком.

Постепенное расширение рациона ребенка и дополнение материнского молока (или его заменителей) продуктами прикорма обусловлены:

  • необходимостью восполнения возникающего в организме растущего ребенка дефицита энергии и ряда пищевых веществ (белка, железа, цинка и др.), поступление которых с грудным молоком или заменителями после 4–6 мес становится недостаточным;
  • целесообразностью расширения рациона за счет растительных компонентов, различных видов углеводов, жирных кислот растительных масел и микроэлементов;
  • необходимостью включения в рацион более плотной, чем молоко, пищи для развития пищеварительной системы, жевательного аппарата и стимуляции работы кишечника.

Продукты прикорма можно разделить на две категории. Пища переходного периода — это продукты прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических пищевых и физиологических потребностей грудного ребенка. Пища с семейного стола, домашняя еда — это продукты прикорма, которые вводятся в рацион ребенка раннего возраста и приближаются по составу к тем продуктам, которые потребляют остальные члены семьи.

Способность потреблять твердую пищу требует созревания нервно-мышечной, пищеварительной, мочевыделительной и иммунной систем.

До 4 мес у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации, необходимой для того, чтобы сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить, поэтому введение полутвердой пищи до этого времени не физиологично.

Пищеварение и всасывание. Введение прикорма целесообразно только после того, как полностью созреют желудочные, кишечные и панкреатические пищеварительные ферменты. У различных детей, в зависимости от степени морфо-функциональной зрелости, наследственно обусловленных факторов, полноценно функционировать ферменты начинают в разные сроки, но не ранее 4 мес. Именно поэтому раннее введение прикорма сопряжено с появлением кишечной дисфункции.

Почечная функция. Под нагрузкой растворенных веществ на почки понимается суммарное количество растворенных веществ, которое должно быть выведено почками. Это не трансформируемые в ходе обмена веществ пищевые компоненты — главным образом электролиты: натрий, калий, хлор, фосфор, которые были поглощены сверх потребностей организма, — и конечные продукты обмена веществ, в частности азотные соединения. Потенциальная нагрузка растворенных веществ на почки — это растворенные вещества эндогенного и пищевого происхождения, которые должны быть выведены с мочой. Она определяется как сумма четырех электролитов (натрия, хлора, калия, фосфора) плюс растворенные вещества, полученные в результате белкового обмена, на долю которых обычно приходится свыше 50% потенциальной нагрузки на почки.

Наименьшую потенциальную нагрузку «осмотически активных веществ» на почки имеют грудное молоко — 93 мосмоль/л, детские смеси — 135 мосмоль/л. При введении прикорма нагрузка увеличивается в два и более раз. Формирование почечной функции происходит примерно к 4 мес, а у детей, перенесших хроническую внутриутробную или постнатальную гипоксию, и в более поздние сроки (примерно к 6 мес). Таким образом, и с этой точки зрения введение прикорма после 4–6 мес безопасно.

Иммунная система. Незрелая слизистая кишечника детей грудного возраста крайне подвержена действию энтеропатогенных микроорганизмов и чувствительна к антигенам, содержащимся в пище. В первые месяцы жизни, когда иммунная система кишечника еще не развита, решающую роль в поддержании здоровья ребенка играют неспецифические факторы защиты, к которым относится грудное молоко. Кроме того, кишечная стенка в этот период жизни ребенка является хорошо проницаемой для макромолекул, прежде всего аллергенов пищи. Под воздействием лимфоцитов и частично гидролизованного иммуноглобулина G грудного молока созревает лимфоидная система кишечника (GALT — Gut associated lymphoid tissue), которая не только является главным фактором защиты, но и снижает проницаемость стенки кишечника. К потенциальным антигенам относятся белки сои, клейковина, белки коровьего молока, яйца, рыба и др. Таким образом, чем раньше вводятся эти продукты, тем выше риск антигенного воздействия.

Особое внимание необходимо обратить на то, что таким антигеном может быть белок сои, смеси на основе которого в настоящее время часто назначают при появлении кожных изменений, вне зависимости от их генеза. Смеси на основе сои должны назначаться только при условии непереносимости белка коровьего молока и при обязательном контроле индивидуальной реакции ребенка.

Введение прикорма у детей первого года жизни

При введении прикорма у детей первого года жизни следует учитывать ряд положений.

  • Каждый ребенок может иметь индивидуальную реакцию переносимости.
  • Сроки каждого введения прикорма могут колебаться для каждого ребенка в пределах 1–2 мес.
  • В период, когда ребенок болеет, у него наблюдаются выраженные «кишечные колики», т. е. до 4 мес введение прикорма крайне чревато «срывом».
  • При естественном вскармливании сроки введения прикорма можно сместить на 2 мес и начать вводить новые продукты после 6 мес.
Читайте также:  Растительное масло в рационе детей: с какого возраста давать и что учесть?

Сроки введения прикорма в нашей стране по-прежнему несколько отличаются от мировых норм и рекомендаций ВОЗ. Так, ВОЗ рекомендует не вводить прикорм до 6 мес, а после 6 мес добавлять в рацион новые продукты достаточно быстро. Отечественные специалисты (И. Я. Конь и соавт., 2000) рекомендуют вводить первый прикорм с 4 мес и более медленными темпами. По-видимому, нецелесообразно рассматривать сроки введения прикорма как своего рода догму. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Так, при грудном вскармливании, наличии у матери установки на длительную лактацию, хорошем физическом и психомоторном развитии ребенка прикорм можно начинать вводить с 6 мес. При искусственном вскармливании, возможно, целесообразно сохранить введение новых продуктов с 4 мес. При наличии в семье аллергической предрасположенности, проявлений дерматита у ребенка введение прикорма можно несколько отложить, так же как, например, при длительно неустойчивом стуле или позднем старте ферментов.

Первый прикорм — фруктовый сок и пюре. В России это традиционно яблочное пюре, лучше из чуть «припущенного» яблока: в нем меньше экстрактивных веществ. Желательно, чтобы яблоко было зеленое или желтое. Можно пользоваться и «промышленными» пюре, особенно в зимне-весенний период. Они не менее полезны и содержат необходимые витамины и пищевые волокна. В состав соков входят экстрактивные вещества, более активно влияющие на кишечник. Вопрос, что вводить в начале — сок или пюре, можно решать индивидуально. Следующим фруктом может быть банан, потом абрикос, чернослив (все в виде пюре). Очень хорошо использовать сочетания — яблоко-кабачок или тыква. В 4 мес эти продукты почти безопасны, а в 1–1,5 мес с огромной долей вероятности они вызовут аллергические реакции, кожные проявления или усиление болей в животе.

Фруктовые, фруктово-овощные и овощные пюре и соки могут быть приготовлены из одного или двух видов фруктов, а также из смеси фруктов и овощей. Соки могут быть осветленными и с мякотью. Соки с мякотью вводят позже, чем осветленные, хотя они содержат растительные волокна, которые стимулируют перистальтику кишечника, и могут использоваться как способ лечения запоров.

Основные правила при использовании соков.

  • На этикетке должен быть указан минимальный возраст, начиная с которого можно давать данный сок, но можно начинать давать его детям более старшего возраста.
  • Начинать надо всегда с соков, содержащих один фрукт или овощ. Не рекомендуется начинать с виноградного, морковного, сока из экзотических фруктов.
  • Нельзя одновременно вводить несколько разновидностей соков, так как в этом случае трудно определить, на какой именно сок у ребенка развилась та или иная реакция. Следует начинать вводить сок с минимальных объемов, при этом внимательно наблюдая за ребенком. Нужно проследить, нет ли изменений стула, усиления болей в животе, покраснения кожи. При появлении этих симптомов данный вид сока нужно отменить. Реакция на сок может проявиться отсроченно, при увеличении его объема. Следующий вид сока можно начинать давать ребенку только после того, как полностью освоен предыдущий. Чем позже вы начинаете вводить соки (не раньше 4 мес), тем меньше отрицательных реакций.
  • После введения однокомпонентных соков можно начинать включение в рацион многокомпонентных, но лучше это делать после 6–7 мес. Томатный, виноградный соки чаще других вызывают отрицательные реакции, в связи с чем их лучше начинать давать малышу к году. Также полезны соки из лесных ягод, апельсинов. Лучше использовать абрикосовый, грушевый, сливовый соки.

В состав плодово-овощных пюре могут входит только фрукты и овощи, либо их сочетания с формообразующими компонентами — крахмалом, мукой, загустителями. Фруктовые пюре могут быть одно- и многокомпонентными. Принципы введения пюре те же, что и при введении соков.

Фруктовые пюре могут быть различной степени гомогенизации — полностью измельченные, мелко- и крупноизмельченные. Это деление соответствует стадиям введения продуктов и подготовки ребенка к употреблению твердой пищи. Кроме чисто фруктовых или овощных пюре, в настоящее время на рынке имеются комбинированные продукты, например с добавкой йогурта или каш. Начинать давать их нужно в сроки, соответствующие периоду введения второго компонента, т. е. в период включения в рацион кисломолочных продуктов — в первом случае и каш — во втором.

Фруктово-овощные блюда всегда более вкусные, сладкие и вводятся как фруктовое пюре.

В дальнейшем вводят менее вкусные овощные пюре, к которым нужно приучать ребенка более постепенно. При их введении необходимо учитывать состав, а также индивидуальную реакцию ребенка на состав пюре. При введении овощных пюре начинать следует с тех, которые состоят из минимального количества овощей, постепенно вводят пюре с более сложным и измельченным более крупно составом. Речь идет о пюре из кабачков, тыквы, сладкого картофеля, затем к ним добавляются пюре из моркови, гороха и других бобовых, капусты. В последнюю очередь, после 9–10 мес, вводят пюре, содержащие томаты, лук, специи. Обычно в состав пюре входит растительное масло, поэтому дополнительно его вводить не следует.

Каши являются важным прикормом, который следует добавлять в рацион после фруктовых пюре и соков. Все каши делятся на молочные и безмолочные, а также содержащие один злак или несколько злаков, возможно включение фруктовых и овощных добавок. При наличии этих добавок прикорм относится к кашам, а не к фруктовым пюре.

Молочные каши промышленного производства являются в основном инстантными, т. е. не требуют варки. При разведении их водой в соотношении, указанном на коробке, получается каша, содержащая молочный компонент в виде соответствующей смеси, выпускаемой данной фирмой, или реже — в виде коровьего сухого молока.

На упаковке некоторых каш указывается, что они «не содержат глютена». Глютен, или белок клейковины, содержится преимущественно в злаках. Он может вызывать повреждение слизистой оболочки тонкой кишки, что ведет к понижению всасывания, учащению стула, развитию истощения и анемии. Это состояние называется глютеновой энтеропатией или глютенчувствительной целиакией. Клейковина представляет собой смесь белков, содержащихся в зерновых продуктах. Для кишечного эпителия токсичной является глиадиновая фракция клейковины. Наибольшее количество глиадина содержится в пшенице.

Истинная целиакия представляет собой довольно редкое заболевание. Однако поздний старт ферментов тонкого кишечника может затрагивать и глютенрасщепляющие энзимы. В этом случае возникают не только клинические кишечные проявления, возможна также задержка физического и психомоторного развития. Установлена прямая связь между временем введения прикорма и клиническими проявлениями глютеновой болезни. В то же время у большинства детей введение глютенсодержащих продуктов после 6 мес уже не вызывает этих изменений. Более того, даже у малышей с первичной целиакией позднее начало введения глютенсодержащих продуктов вызывает отсроченное развитие клинической картины. Последнее достаточно важно, так как в особо уязвимый период ускоренного физического развития не возникает помех для питания и роста ребенка. Поэтому первое введение каш лучше начинать с безглютеновых продуктов, не следует также начинать давать цельные каши после 6-го месяца жизни.

Читайте также:  Витамины детям для повышения аппетита

Традиционно западные фирмы используют рисовую, пшеничную муку, реже — овсяную, манную и совсем нечасто — гречневую. Это объясняется тем, что на Западе данные злаки считаются наиболее важными для младенцев, и назначение каш начинают именно с них.

В России принято начинать введение в рацион данного вида прикорма с каш из гречневой и овсяной муки. Изготовление каш из этих круп является данью традициям нашей страны, и производятся они в основном для реализации на территории СНГ.

Известно, что кукурузная мука реже других вызывает аллергические реакции, а рисовая содержит наибольшее количество необходимых витаминов. Рисовая мука для детского питания обычно готовится из недробленого риса, поэтому эти каши не обладают свойством замедлять перистальтику и не провоцируют развитие запоров у детей. Поэтому изготовленные промышленным способом каши из рисовой муки можно рекомендовать всем детям, даже имеющим склонность к урежению эвакуации кала, тогда как рисовая каша домашнего приготовления из размолотого дробленного очищенного риса может провоцировать замедление перистальтики. Овсяные каши, напротив, усиливают перистальтику и способствуют лучшей эвакуации желчи.

Каши из нескольких злаков в сочетании с фруктовыми наполнителями лучше вводить ближе к году. Это в первую очередь относится к кашам с медом, шоколадом, какао, орехами и лесными ягодами.

Мясо, рыбу вводят в 7–8 мес, обычно в сочетании с овощами. Мясо начинают давать ребенку в измельченном, взбитом виде, постепенно переходя на более крупные провернутые через мясорубку или мелко порезанные кусочки — с учетом возможностей ребенка. Ребенок не должен давиться пищей, чтобы не развивался отрицательный рефлекс на еду. Начинать лучше с малокомпонентных мясоовощных пюре или с чисто мясных пюре, которые добавляются к привычным для ребенка овощам. В России традиционно используются картофель, капуста, кабачок, тыква, репка. Морковь необходимо вводить очень осторожно. Особое внимание следует уделять использованию помидоров — дети до 1 года переносят их довольно плохо: они могут провоцировать пищевые «срывы». К добавлению лука и специй также нужно относиться с осторожностью.

Мясо можно использовать любое — говядину, телятину, индейку, крольчатину, нежирную свинину, курицу. Вводить различные сорта мяса необходимо постепенно, с учетом пищевых пристрастий ребенка, контролируя его состояние.

В 6–8 мес вводятся творог и кисломолочные смеси. Детям с рахитом и анемией эти продукты можно начинать давать и раньше — c 5 мес.

В 8 мес вводят хлеб или печенье, которое обычно добавляют в творог и смешивают с фруктовым пюре.

Желток, если у членов семьи нет на него аллергии, лучше включать в рацион начиная с 10–11 мес, в этот же период можно начинать давать слабые бульоны.

Таким образом, в первые 6 мес ребенка почти не «нагружают» незнакомой пищей, тогда как во втором полугодии довольно быстро можно ввести все необходимые ингредиенты.

Всю новую пищу необходимо включать в рацион постепенно, по одному компоненту. При появлении отрицательной реакции данный вид прикорма или составляющий его продукт «убирается» из рациона минимум на 1 мес.

Пищевой рацион ребенка должен строиться таким образом, чтобы сформировать у него рефлекс: завтрак (чаще каша), обед (овощное пюре, потом пюре с добавлением мяса и бульона), полдник (творог с печеньем и фруктовым пюре), ужин (кефир, молоко или каша). Желательно между кормлениями ребенку ничего не давать. Если малыш находится на грудном вскармливании или привык к какой-то смеси, то, возможно, после любого вида прикорма ему потребуется немного любимого продукта.

Итак, рекомендуется следующая последовательность введения прикорма:

4–6 мес — фруктовые пюре и соки;

5–6 мес — овощное пюре;

7–8 мес — мясо; рыба — после 10 мес;

8–9 мес — печенье, творог, кефир;

10–11 мес — желток, бульон.

Можно первоначально вводить кашу, а потом овощное пюре. Творог по медицинским показаниям (течение рахита, анемия, гипотрофия) начинают вводить в 5–6 мес. При стойких запорах с 4 мес можно включать в рацион заквашенные кисломолочные смеси или кефир.

Е. С. Кешишян, доктор медицинских наук, профессор
МНИИ педиатрии и детской хирургии, Москва

Правила первого прикорма

  • Запись на тестдрайв
  • Мамы рекомендуют
  • Мероприятия

Жанна Иосифовна Бабанова

Врач-педиатр, окончила Белорусский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Имеет большой опыт врачебной практики, эксперт в области детского питания, грудного вскармливания, питания беременных женщин и кормящих матерей.

Неоднократно участвовала в международных конференциях по педиатрии, детской диетологии, гастроэнтерологии и аллергологии. Участник съездов педиатров Беларуси, Конгрессов и съездов педиатров России, Конгрессов педиатров стран СНГ. Организатор и участник круглых столов и семинаров для молодых мам и пап по тематике грудного вскармливания, правильного питания ребенка раннего возраста, по уходу за ребенком первого года жизни. Автор многочисленных статей и публикаций для родителей по вопросам питания и ухода за детьми первого года жизни.

Правила первого прикорма

Малыши растут и взрослеют с каждым днем, и в определенный момент наступает период, когда молочного питания ему уже недостаточно и необходимо вводить прикорм.

Прикорм – это пища животного или растительного происхождения, которая постепенно заменяет грудное молоко (молочные смеси) и способствует переводу ребенка на питание “взрослого типа”. Прикорм удовлетворяет возросшие потребности ребенка в пищевых ингредиентах, энергии, витаминах и минералах, кроме того, своевременное ведение прикорма способствует формированию жевательного аппарата и адекватных вкусовых привычек.

Оптимально начинать вводить прикорм в период 4-6 месяцев. Если малыш на исключительно грудном вскармливании, не спешите вводить прикормы рано, т.к. это может снижать выработку грудного молока. Сроки и очередность введения прикормов необходимо согласовать с педиатром.

Существуют определенные признаки готовности ребенка к введению прикорма:

• угасание рефлекса к “выталкиванию” языком при хорошо скоординированном рефлексе проглатывания пищи;

• готовность ребенка к жеванию;

Читайте также:  Диета при панкреатите у детей

• состоявшееся или текущее прорезывание зубов;

• самостоятельное сидение или с небольшой поддержкой;

• умение выразить эмоциями и жестами отношение к пище;

• зрелость функций желудочно-кишечного тракта.

Основные правила введения прикорма:

• ребенок должен быть здоров. Нельзя вводить прикорм при острых заболеваниях, во время поездок, переездов, накануне прививки или сразу после нее в течение 3-5 дней;

• прикорм дают в начале кормления, а затем докармливают ребенка молочным питанием;

• начинают с маленьких объемов (1-2 чайных ложки), постепенно увеличивая объем в течение нескольких дней до возрастной нормы и, соответственно, уменьшая объем молочного питания в это кормление;

• однокомпонентное, низкоаллергенное и гомогенное по консистенции блюдо в качестве первого прикорма, а затем – постепенно усложняя состав (двухкомпонентное, многокомпонентное) и расширяя ассортимент;

• новые продукты вводить в рацион ребенка в первой половине дня, чтобы Вы до вечера могли проследить первоначальную реакцию ребенка (состояние кожных покровов, пищеварение, аппетит и т.д.);

• прикорм дается в теплом виде, с ложечки. Первоначальный отказ от принятия нового вкуса – обычное явление, необходимо терпеливо приучать ребенку к новому вкусу. Большинству детей для принятия нового вкуса требуется как минимум 8-10, а иногда и 15 попыток. Дети также имеют право на свое мнение в этом вопросе. Если малыш не в настроении сегодня, не кормите его насильно, может этот продукт ему понравится завтра или через неделю;

• новый вид прикорма можно вводить после полной адаптации к предыдущему. Два новых продукта вводить одновременно нельзя (и в т.ч. параллельно вводить новую молочную смесь и вводить новый прикорм).

Прикормы домашнего приготовления или детское питание промышленного производства?

Ведущие педиатры во всем мире рекомендуют именно питание промышленного производства, т.к. у них есть ряд неоспоримых преимуществ:

• протестированное сырье высокого качества и безопасное для малыша. Использование сортов, подходящих для детского питания (например, плоды с низкой кислотностью для предотвращения раздражения незрелой слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта ребенка);

• гарантированная химическая и микробиологическая безопасность (соответствие СанПиНу, ГОСТ);

• гарантированный и стабильный химический состав, соответствующий возрастным особенностям метаболизма и пищеварения;

• консистенция и степень измельчения, соответствующая возрастным особенностям жевательного аппарата и пищеварительной системы ребенка;

• разнообразный и не зависящий от сезона спектр сырьевых компонентов, используемых при производстве прикорма (малодоступные в домашних условиях виды овощей, фруктов, мяса, трудно разваривающиеся крупы – кукурузная, ржаная, ячмень и смеси из нескольких круп и др.).

Теперь поговорим о том, с каких прикормов нужно начинать.

С какого прикорма начинать?

В настоящее время в качестве первого прикорма ведущие педиатры рекомендуют так называемый энергетически плотный прикорм. Это связано с малым объемом желудка, чтобы при небольшом пищи она удовлетворяла потребности ребенка в пищевых веществах и энергии. Поэтому продукты прикорма должны иметь высокую энергетическую ценность (плотность) (более 70 ккал/100 мл) и высокое содержание нутриентов, поскольку их дают ребенку в ограниченном объеме.

Какую кашу выбрать первой? Исторически наши мамы и бабушки широко использовали доступную и быструю в приготовлении манную кашу. Однако глютенсодержащие крупы (манная, овсяная, пшеничная) могут провоцировать пищевую аллергию и кишечные нарушения. Также манная крупа бедна витаминами, минералами, а также способствует избыточному набору веса. В качестве первой крупы в настоящее время рекомендуются безглютеновые крупы – гречневая, рисовая, кукурузная. Детям с неустойчивым стулом первой может быть рекомендована рисовая каша. Напротив, ребенку со склонностью к запорам следует вводить гречневую кашу, богатую пищевыми волокнами.

Начните с безмолочных низкоаллергенных рецептур этих каш, имеющих в составе один вид крупы и витамины.

Обычно кашей заменяют утреннее кормление в 10 утра. Вначале вы даете ребенку 1-2 чайные ложки каши, затем докармливаете молочным питанием. При условии хорошей переносимости каши на следующий день увеличьте ее объем еще на 1-2 чайные ложки. И так с каждым днем будете наращивать объем каши, а объем молочного питания, которое съедает ребенок, будет соответственно уменьшаться, пока Вы полностью не замените это кормление кашей, доведя объем до 140 – 150г. Пока вводите новый вид продукта, оставайтесь на одном виде крупы. Когда ребенок адаптируется к каше, и Вы доведете объем до суточной нормы, можно попробовать другой вид – рис, а затем кукурузу. Убедившись, что данные крупы малыш переносит хорошо, Вы сможете использовать молочные каши из этих видов зерна и их сочетаний, а также с добавлением фруктов. К 6,5-7 месяцам ребенку можно давать каши из глютенсодержащих злаков (овсяная, пшеничная, пшено) – как из одного вида крупы, так и многозерновые.

С 7 месяцев кашу можно давать малышу 2 раза в день – утром и вечером, особенно если ребенок плохо набирает вес. Чтобы не перегрузить ребенка зерновым прикормом, утром воспользуйтесь молочной кашей, а вечером предложите мультизлаковый или овсяный вэллинг Semper. Вэллинг – жидкая питьевая каша на основе адаптированной молочной смеси, сытная и питательная, которую вы можете дать малышу из бутылочки или поилочки.

Введение прикормов сопровождается повышенным риском кишечных инфекций. Поэтому актуальны прикормы, обогащенные компонентами, способствующими поддержанию роста дружественной кишечной микрофлоры .

Предпочтительнее использовать готовое детское баночное питание. По степени измельчения пюре промышленного изготовления могут быть гомогенизированные для детей 4-6 месяцев; пюреобразные для детей от 6 до 9 месяцев; крупноизмельченные для детей от 9 до 12 месяцев.

Приучайте к овощам ребенка постепенно – в первый день дайте 1-2 чайных ложки овощей, затем докормите малыша молочным питанием. Начинать желательно с однокомпонентных пюре на основе диетических сортов капусты (цветная капуста, брокколи), кабачка, картофеля. При хорошей переносимости количество овощного пюре увеличивайте с каждым днем, а молочного питания – соответственно уменьшайте. Таким образом, вы доведете объем овощного пюре до 120- 130 г. Давайте овощи малышу в обеденное время, с ложечки, в теплом виде – подогретом до 37ºС. Когда малыш адаптируется к этим видам овощей, можно добавить к ним небольшое количество пюре из картофеля. Таким образом, ребенок получит двухкомпонентное пюре. Затем предложите малышу готовое двухкомпонентное пюре, например, “Кабачок с картофелем”. Можно давать тыкву – хорошо усваивается и переносится маленькими детьми, а ее пищевые волокна мягко регулируют деятельность кишечника.

Чтобы ввести мясо, добавьте небольшое количество пюре, содержащего мясо (мясоовощного или мясного), в уже привычное малышу овощное пюре, например, к 135г пюре из цветной капусты добавьте несколько чайных ложек мясного пюре “Индейка” или “Кролик”. Вы можете также использовать фрикадельки от Semper, Фрутоняня и других брендов, которые имеют высокое содержание мяса и при сочетании с овощными пюре служат полноценным обедом для малыша. При условии хорошей переносимости с каждым днем увеличивайте объем мясоовощного пюре, а овощей – уменьшайте. Таким образом, вы будете в течение нескольких дней сочетать овощи и мясоовощное блюдо, пока полностью не переведете ребенка на мясоовощное пюре. Теперь мясоовощное пюре будет включаться в рацион ребенка каждый день в обеденное время в общем количестве 160 – 180г, а к 8 месяцам – до 190 – 200 г .

Читайте также:  Вигантол для детей: инструкция по применению

Готовые консервы для детского питания более предпочтительны: они лучше усваиваются, оптимальны по параметрам безопасности и соответствуют возможностям незрелого пищеварительного тракта крохи. Мясные, мясоовощные (или их еще называют мясорастительные) и растительно-мясные консервы различаются по содержанию в них мяса и по степени измельчения. Мясо составляет не менее 50% в мясных консервах, не менее 30% – в мясорастительных консервах и не более 10-15% в растительно-мясных консервах. По степени измельчения эти консервы дифференцируются в зависимости от возраста ребенка и подразделяются на консервы для трех этапов (ступеней) развития:

I ступень – для детей 6-8 месяцев (гомогенизированные),

II ступень – 8-12 месяцев (пюреобразные),

III ступень – для детей старше года (крупноизмельченные).

И все же все дети индивидуальны, поэтому схема введения прикормов может меняться:

  • при дефиците массы тела, учащенном стуле каша – наиболее оптимальный первый прикорм;
  • при избыточной массе тела, запорах, признаках рахита – первым прикормом рекомендуется овощное пюре.
  • При этом вслед за ним вводят мясо. Каша в этом случае вводится третьим прикормом;
  • детям с уровнем гемоглобина ниже 115 г/л мясо вводят в качестве второго прикорма через 10-14 дней после каши, а затем вводят овощное пюре;
  • время введения и вид прикорма детям из группы риска по развитию аллергии определяется в индивидуальном порядке.

Первый прикорм

Содержание:

После того, как налажено грудное вскармливание или подобрана искусственная смесь, следующая задача, которую решают родители — научить кроху есть что-то кроме молока или смеси, то есть прикорм.

Как правильно вводить прикорм?

Педиатры постоянно пересматривают правила введения прикорма, и рекомендации, с чего начать, становятся все менее строгими.

Когда вводить прикорм?

Время, когда ребенок начинает нуждаться в более плотном питании, можно определить по некоторым признакам в развитии. Он:

может сидеть с небольшой поддержкой или без нее,

не выталкивает твердые предметы, которые оказываются у него во рту (этот рефлекс обычно угасает к 4-5 месяцам),

засовывает в рот разные объекты, в том числе свои руки, тянется к еде, когда видит, что едят другие,

может отвернуться от ложки, если не хочет есть.

Считается 1,2,5 , что лучше всего вводить прикорм в 6 месяцев.

Почему не нужно вводить прикорм раньше?

Потребности ребенка в энергии, витаминах и микроэлементах до полугода полностью удовлетворяются грудным молоком или адаптированной молочной смесью. Когда-то при искусственном вскармливании прикорм грудничка начинали раньше, но это было связано с недостатками старых молочных смесей, которые удалось исправить в современных.

До 6 месяцев пищеварительная система не приспособлена к разнообразной плотной пище, а кроме того, высок риск подавиться, поскольку ребенок еще не умеет глотать правильно ничего, кроме жидкостей. Поэтому не рекомендуется 2 давать каши с хлопьями из бутылочки ребенку, который ест лежа.

С чего начинать прикорм?

Ответ может быть неожиданным, но вы можете начать прикорм с любых не запрещенных для малышей продуктов подходящей консистенции. Дети до 8 месяцев обычно не умеют жевать и могут подавиться твердыми кусочками, поэтому им нужно превращать все продукты в пюре, которое со временем можно делать все более густым.

Нет подтверждений того, что порядок введения прикорма как-то влияет на здоровье ребенка.

Также до года не рекомендуется поить ребенка большим количеством коровьего молока и давать ему мёд. Но причина не в аллергии, а в том, что коровье молоко содержит мало железа, а мед может содержать споры бактерий, вызывающих ботулизм.

Конечно, не следует давать жирные, соленые, содержащие искусственные красители и консерванты продукты, но большинство родителей вряд ли решит это сделать.

Как это ни удивительно, по современным рекомендациям 1,2,5 на этом запреты заканчиваются. Вы можете выбрать абсолютно любой вид овощей и фруктов любого цвета, любое нежирное мясо, крупу или детский кисломолочный продукт и начать прикорм с него.

Для домашнего использования не актуальны сложные таблицы введения прикорма по месяцам с точностью до 2 недель и 10 граммов. У вас же нет задачи рассчитать стоимость продуктов для 500 грудничков на год. Вы будете ориентироваться на аппетит и вкусы своего малыша, а также семейные традиции питания.

Схема введения прикорма и аллергия

Нет смысла откладывать введение в рацион ребенка «аллергенных» продуктов до возраста после года. Выясняется, что если продукт начинают давать раньше, это снижает вероятность аллергии на него 4 . Тем не менее, если у вас или ваших родственников есть аллергия на определенный продукт, посоветуйтесь с педиатром перед тем, как давать его ребенку. 1

Чаще всего аллергия развивается на орехи, пшеницу, яйца, сою и рыбу (есть еще морепродукты вроде устриц, но ими детей обычно не кормят). Начать прикорм, например, с рыбы — необычное решение, но нет научных данных о том, что это чем-то вредно. Подавляющее большинство детей нормально их переносят, а те, у кого на них аллергия, проявляют ее независимо от срока введения 2 .

Как заменять кормления прикормом?

На эту тему не проводилось строгих исследований, поэтому нельзя сказать, что какая-то методика точно лучше другой. Многие врачи рекомендуют сначала давать прикорм, а потом грудное молоко или смесь, чтобы ребенок не успел насытиться и охотнее ел непривычные пюре.

Однако иногда советуют сначала дать грудь или бутылочку, чтобы ребенок настроился на прием пищи, а не на игру с ней, потом дать прикорм, потом докормить жидким питанием. Может быть, кому-то будет удобнее сначала делать так, а когда ребенок привыкнет есть с ложки, переходить к первому варианту.

Читайте также:  Для кого опасен глютен в детском питании?

Как быстро вводить новые виды продуктов?

Нет необходимости давать малышу сразу несколько видов новой еды. Он в любом случае не голодает, и разумно делать перерывы несколько дней (чаще всего рекомендуют 3 дня) перед следующим продуктом.

Сначала дают совсем небольшое количество еды (примерно половину ложки). Если все в порядке, можно постепенно увеличивать порцию. До скольких граммов? До маленькой детской мисочки. Совершенно не обязательно взвешивать порцию на весах. Все равно ребенку надо дать столько, сколько он охотно согласится съесть.

Имеет смысл отложить ввод нового продукта на несколько дней, если ребенок болеет или ожидается какое-то значимое изменение (например, смена молочной смеси или места жительства). Тогда будет легче понять причину возможной реакции.

«Педиатрический» и «педагогический» прикорм

Педагогическим называют метод введения прикорма, когда ребенку дают очень маленькие кусочки еды с общего стола, когда ест вся семья. Часто его противопоставляют педиатрическому, когда ребенка специально сажают в стульчик и пытаются как-то сделать так, чтобы он съел количество определенной еды, написанное в специальной таблице.

На самом деле никакого противопоставления этих двух видов прикорма нет, и нет четких границ между ними. Никакой современный педиатр не требует ребенка есть строго 150 г именно брокколи обязательно в одно кормление.

При педагогическом прикорме родителю нужно самому есть продукты, которые можно давать детям (не рекомендуется добавлять в прикорм сахар и соль 5 , и это может быть не очень вкусно), а также учитывать, что твердыми кусочками ребенок может подавиться.

Как продолжать введение прикорма?

В 8-10 месяцев дети научаются откусывать и жевать пищу (даже если еще нет зубов, им можно начинать давать кусочки плотных продуктов, например, овощей, но по-прежнему они могут подавиться твердыми продуктами, например, нельзя давать орехи или семечки.

ВОЗ и все врачебные организации мира рекомендуют продолжать кормление грудью по крайней мере до 1 года (ВОЗ даже дольше, но это важно в странах с плохим питанием и гигиеной). Дальше это не имеет несомненных преимуществ для здоровья при полноценном основном питании.

Только грудное молоко или адаптированная молочная смесь.

Можно по желанию давать очень небольшое количество прикорма (те же продукты, что в 6-8 месяцев, но без намерения заменять ими основное питание).

Начинают прикорм с любого из продуктов следующих групп: овощи, мясо, фрукты, зерновые каши, детские кисломолочные продукты, постепенно добавляя остальные продукты этих групп, включая потенциально аллергенные (рыбу, яйца). Консистенция — однородное пюре. Нельзя мёд и коровье молоко до года. Можно предлагать воду, особенно в жару.

Продолжают расширять набор продуктов из групп, подходящих для месяцев, можно давать более крупные кусочки.

После 12 месяцев

Ребенок может есть все продукты, входящие в здоровое питание взрослых (можно ориентироваться на рекомендации ВОЗ), в том числе коровье молоко и мёд. 2,3 Семечки, орехи и мелкие леденцы опасно давать до 3 лет из-за риска подавиться.

Имеет смысл обсудить соки, которые раньше рекомендовали вводить по каплям чуть ли не с 2 месяцев. Сейчас специалисты по детскому питанию не рекомендуют давать много сока (как и других сладких напитков) ни в каком возрасте. Сок снижает аппетит, провоцирует кариес и не содержит ничего дополнительно полезного по сравнению с фруктами.

Ссылки на источники:

Togias A, Cooper SF, Acebal ML, Assa’ad A, Baker JR Jr, Beck LA, Block J, Byrd-Bredbenner C, Chan ES, Eichenfield LF, Fleischer DM, Fuchs GJ 3rd, Furuta GT, Greenhawt MJ, Gupta RS, Habich M, Jones SM, Keaton K, Muraro A, Plaut M, Rosenwasser LJ, Rotrosen D, Sampson HA, Schneider LC, Sicherer SH, Sidbury R, Spergel J, Stukus DR, Venter C, Boyce JA. Addendum Guidelines for the Prevention of Peanut Allergy in the United States: Report of the National Institute of Allergy and Infectious Diseases-Sponsored Expert Panel. Pediatr Dermatol. 2017;34(1):e1.

Fewtrell, Mary; Bronsky, Jiri; Campoy, Cristina; Domellöf, Magnus; Embleton, Nicholas; Fidler Mis, Nataša; Hojsak, Iva; Hulst, Jessie M.; Indrio, Flavia; Lapillonne, Alexandre; Molgaard, Christian. Complementary Feeding. Journal of Pediatric Gastroenterology and Nutrition: January 2017 — Volume 64 — Issue 1 — p 119-132

BR Carruth, PJ Ziegler, A Gordon, SI Barr Prevalence of picky eaters among infants and toddlers and their caregivers’ decisions about offering a new food. Journal of the American Dietetic Association, Volume 104, Supplement 1, 2004,Pages 57-64

С чего начать прикорм грудному ребенку

Не секрет, что информацию по питанию грудного ребенка, и в том числе рекомендации, как вводить первый прикорм, молодые и не очень опытные мамочки получают в основном из двух источников: бабушкиных рассказов и из интернета. К сожалению, оба эти уважаемых источника информации могут вольно или не вольно, но сильно заблуждаться, поскольку бабушки росли в более благополучное в плане экологической обстановки время, а интернет завален различными статьями, которые редко пишут профессионалы, к тому же опираются при этом либо на явно устаревшие справочники по детскому питанию, либо откровенно на непроверенную информацию.

В данной статье я попробую совместить последние научные данные и рекомендации по вопросу, как вводить первый прикорм, с многолетними наблюдениями из опыта практического врача педиатра и аллерголога-иммунолога.

В каком возрасте пора вводить первый прикорм

Согласно рекомендациям НИИ Питания РАМН первый прикорм можно начинать вводить с 4.5 – 5 месяцев вне зависимости от типа вскармливания. Это «в среднем». На практике выбор времени для начала введения прикорма все-таки зависит от индивидуальных особенностей ребенка. К примеру, ребенку с распространенным атопическим дерматитом (диатезом) мы не будем вводить прикорм до устойчивого исчезновения хотя-бы острых кожных симптомов, таких как трещины, мокнутие или вторичная экзема. Повышенная сухость и шелушение кожи конечно требуют постоянного нанесения увлажняющих средств на кожу, но ни в коем случае не являются противопоказанием к началу введения первого прикорма.

Еще одним важным моментом при выборе времени начала введения прикорма является динамика набора массы тела ребенка. Чем интенсивнее ребенок прибавляет в росте и весе, тем раньше у него может возникнуть потребность в дополнительных калориях, поскольку энергетической ценности одного только грудного молока или искусственной смеси ребенку, который растет быстрее своих сверстников, скорее всего не будет хватать уже к 4 – 5 месяцам. Нельзя забывать, что натуральные продукты содержат довольно большой спектр минеральных веществ и витаминов, а организм мамы, увы, не может быть вечным и бездонным источником полезных нутриентов, где-то чего-то постепенно начнет не хватать.

Читайте также:  С какого возраста давать фейхоа детям?

Кроме того, большое влияние на срок введения прикорма оказывает характер лактации у мамы. Если кормящая мамочка начинает ощущать нехватку молока, я бы предпочел сначала дать ей советы по стимуляции лактации, а параллельно начинать вводить прикорм. Это будет лучше, чем вводить искусственную смесь. Но повторю, что самый ранний срок начала введения первого прикорма – это возраст 4 месяцев, раньше организм ребенка еще не готов, высок риск развития аллергии в том числе.

Итак, мы с вами согласны, что первый прикорм можно начинать вводить не ранее 4 месяцев жизни ребенка.

Первый прикорм: Какие продукты выбрать?

Первый прикорм, как правило, должен состоять из овощных или фруктовых пюре, но ни в коем случае не соков. Все-таки соки, пусть даже детские, сильно профильтрованные в основном содержат большое количество органических кислот и «легких» углеводов (то есть сахар, чтобы всем было понятно). Не буду тратить время, чтобы объяснять, почему соки вредны для грудного ребенка, а опишу клинический случай из практики.

Обратились на прием родители с 8-ми – месячной девочкой. Где-то с 5 месяцев практически не прибавила в весе, хотя до этого все показатели были в норме. В анализах кроме видимых признаков дефицита железа, немного сниженного гемоглобина, никакой патологии тоже не выявлено. Основная жалоба: «ничего не ест». А когда стал выяснять, чем же она все-таки питается, оказалось, что ребенок ежедневно выпивает по пол-литра соков. А кашу или творог, или пюре вдвоем насильно впихнуть не могут, все выплевывает. Вкус не нравится. И так – на протяжении трех месяцев. Ребенок, естественно, стал очень нервный, по ночам орет, требует сок.

Так что, делайте выводы, и будьте аккуратнее.

Для первого прикорма, это сей-час признано всеми, лучшие блюда – это овощные пюре из зеленых сортов овощей: кабачок, цветная капуста, брокколи. Первый прикорм вводят, начиная с половины чайной ложки, в утренние часы в течение трех дней, затем постепенно увеличивают количество продукта до 40 – 50 грамм за неделю. Докармливают грудным молоком или смесью.

При проблемах со стулом, запорах хорошо начать вводить пюре из чернослива, зеленого яблока, можно попробовать тыкву, даже пюре из абрикоса, но ни в коем случае не начинайте с моркови. Бета-каротиноиды, которых много в моркови, вообще плохо усваиваются, и могут вызвать аллергию у ребенка.

Второй прикорм. Каши или мясо?

Еще 5 – 6 лет назад мы учили студентов в мед.институте, что с 5 – 5,5 месяцев грудному ребенку в прикорм нужно начинать давать зерновые каши. Это рис, гречка, кукуруза. Первую неделю можно варить 5% каши: 5 грамм молотой крупы на 100 мл воды. Затем каши варят уже более плотные: 10 грамм крупы на 100 мл воды. Но сей-час в основном все используют инстантные (растворимые) каши, которые разводятся водой согласно инструкции на упаковке. Кроме того, в продаже имеются уже готовые к употреблению жидкие каши: например, Беллакт, Фрутоняня и пр.

А почему мясо? Спросите вы. По современным рекомендациям (они правда довольно часто стали меняться), но я в данном случае поддерживаю: при наличии у ребенка к возрасту 5 месяцев выраженного снижения гемоглобина в крови ниже 100 гл имеет смысл после введения фруктовых или овощных пюре начать вводить в качестве второго вида прикорма мясные пюре как источник наиболее хорошо усваиваемого гемового железа. Выбирать надо из таких сортов, как индейка, кролик, ягненок. Говядину и телятину можно предложить только детям, у которых не было красных щек и диатеза.

При отсутствии проблем с низким гемоглобином вторым блюдом прикорма смело вводите каши, особенно если ребенок «малоежка», и не очень хорошо прибавляет в весе. В этом случае можно рекомендовать разведение каш с добавлением грудного молока или смеси (Нан, Нутрилон, Селия, Нэнни). Со смесями на основе козьего молока надо быть очень осторожными родителям детей с предрасположенностью к аллергии. Смеси на козьем молоке – это не лучший выбор для детей, страдающих аллергией или непереносимостью белка коровьего молока, чтобы там не написали в интернете. Поверьте, есть серьезные научные статьи зарубежных авторов, в которых были приведены данные об очень высокой частоте перекрестной аллергии между белком коровьего и козьего молока у детей, которых перевели на смеси из молока козьего. И я это видел сам в своей практике, когда ребенка с дерматитом переводили на смесь из козьего молока, наступало явное улучшение на месяц – два, а затем все по новой и с удвоенной степенью аллергического поражения кожи.

Введение в прикорм кисломолочных продуктов

Это самый непростой вопрос. Уверен, что большинство наших бабушек и дедушек требуют, чтобы их внуков бестолковые родители как можно скорее начинали поить молоком и кефиром. В ряде случаев дети действительно неплохо начинают усваивать кисломолочные продукты уже после 6 месяцев, но раньше этого возраста я с большой осторожностью отношусь даже к кисломолочной Агуше, а уж вводить молоко или кефир до 6 месяцев – это дурной тон, поверьте, и может привести к очень нехорошим для ребенка последствиям. Я понимаю западно-европейскую медицинскую общественность, которая с недавних пор вообще запретила своим педиатрам рекомендовать кисломолочные продукты к введению в прикорм детям до 3-х летнего возраста, представьте себе!

Надо же им (европейцам) куда-то девать свои искусственные молочные смеси. Еще 20 лет назад мы не знали других смесей после «двоечки», то есть второй формулы для детей от 6 до 12 месяцев. Затем появились смеси для детей от 1 – до 2 лет, потом от 2 – до 3х, а сей-час есть уже смеси для детей до 4х лет, и я думаю, если так пойдет, то лет до шестнадцати будут свои заменители молока. Увольте меня, я не считаю этот подход правильным. Но дело в том, что наши с Вами бабушки и дедушки имели гораздо более хорошую генетику, чем поколение наших детей, увы. В условиях роста возможностей медицины, растут и генетически обусловленные заболевания, а в данном случае – непереносимость белка коровьего молока, и таких людей с каждым 10-летием становится среди нас все больше и больше. Но если ребенок действительно страдает аллергией на белок коровьего молока или у него сильно не хватает ферментов, то эту свою особенность он пронесет через всю жизнь, и скорее всего сам не будет пить ни молоко, ни кефир, и не надо его заставлять, если он сам не захочет!

Читайте также:  Молокоотсосы Avent: разновидности и советы по использованию

Но Вам повезло с генетикой, и ни у кого в семье никогда не было аллергии (что в наше время сложно представить), и главное, если у Вашего ребенка всегда была идеально чистая кожа, то первый из молочных продуктов – творог вы начнете предлагать ребенку с 7 месяцев, кефир – с 10 месяцев. Молоко – после года. Так будет лучше.

А вот, если в вашей семье с молоком не очень близкие и радостные взаимоотношения, то даже введение кефира и йогурта в прикорм ребенку лучше отложить на возраст после 18 месяцев.

Рыбный день и первый прикорм

Рыба – очень полезный продукт, богатый витаминами и антиоксидантами, но вводить его также надо осторожно. Первый рыбный прикорм я советую начинать вводить примерно в 7 – 8 месяцев. Начинать лучше с таких видов, как треска, хек, пикша. Правила такие же: первые три дня по «граммулечке», дальше медленно прибавлять. Если за неделю – две проблем не будет, можно попробовать такие деликатесы, как тунец или лосось, детские консервы конечно, если найдете. С форелью и семгой лучше не связывайтесь на первом году жизни, эта рыба вся напичкана красителями и антибиотиками.

Как ни старался, статья про первый прикорм получилась длинная. Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь принесет пользу. Если у Вас есть вопросы по введению прикорма, Вы можете писать свои обращения на нашем сайте в разделе вопрос специалисту. Короткий ответ можно получить по интернету, но для того, чтобы поставить диагноз и дать развернутую консультацию, конечно требуется прийти на очный прием к педиатру и детскому аллергологу.

Прикорм по месяцам: правила и рекомендации

Ваш малыш ещё совсем маленький, но с каждым днём он умеет всё больше и больше. Пройдет совсем немного времени, и грудным молоком он уже не наестся. А значит, будет необходимо позаботиться о прикорме! Перед этим обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Но разобраться, оказывается, не так просто, и вопросов появляется больше, чем ответов: когда и зачем начинать прикорм? Когда вводить мясо? Какая каша лучше для первого прикорма? Как обеспечить малыша всеми необходимыми витаминами и микроэлементами?

Чтобы в заботах о еде вы не пропустили ни один трогательный момент в жизни вашего малыша, мы собрали для вас рекомендации и схему первого прикорма в одной удобной статье.

Когда вводить прикорм?

Но в любом случае перед началом любого прикорма нужно обязательно проконсультироваться со специалистом!

Как вводить первый прикорм?

Продукты для самого первого прикорма

Этапы введения прикорма

Шаг 1 Знакомимся с новыми вкусами

Цель прикорма на данном этапе — не только накормить ребенка, но и познакомить его с новыми вкусами, новой консистенцией еды, а также научить его кушать с ложки. Продукты в это время должны быть максимально безопасными и гипоаллергенными: один максимально измельченный компонент, без коровьего молока и без глютена.

Шаг 2 Учимся питаться разнообразно

Привыкание к каждому новому продукту, если всё проходит гладко, занимает около недели. Если же вы наблюдаете нарушения стула, сыпь или выраженное беспокойство у малыша, откажитесь от этого продукта и проконсультируйтесь со специалистом.

Когда ребенок привыкнет к вводимым в начале прикорма продуктам, важно разнообразить его меню. Это нужно, чтобы увеличить энергетическую плотность рациона и количество питательных веществ, входящих в его состав, а также познакомить ребенка с новыми вкусами.

На этом этапе в рацион уже можно включать дополнительные компоненты: например, чернослив к каше или вводить фруктовые пюре, а также овощные пюре с новыми вкусами.

Шаг 3 Расширяем рацион

К этому моменту пищеварительная система ребенка уже готова к переходу на качественно новые продукты. И после успешного введения в рацион крохи безмолочных каш можно постепенно вводить другие каши: молочные и глютеносодержащие (пшеничную, овсяную). Кроме того, следует продолжать расширять рацион за счёт новых вкусов пюре и даже сока.

Шаг 4 Учимся жевать

Чем старше становится ребенок, тем больше нутриентов ему требуется. Поэтому так важно обеспечить его дополнительной энергией и необходимыми для развития и роста питательными веществами: например, железом и цинком. Кроме того, на этом этапе малышу необходимо развивать навыки жевания.

После введения в рацион крохи молочных каш можно разнообразить его многокомпонентными кашами с кусочками фруктов или йогуртом. Они помогут развить жевательный навык и нормализовать пищеварение. В этот же период вводят мясное пюре, при этом первые его сорта должны быть достаточно постными: это могут быть индейка, кролик, цыпленок, телятина или говядина.

Шаг 5 Учимся ходить и общаться

Когда малыш делает первые шаги и пытается говорить первые слова, его потребность в энергии только возрастает. Кроме того, в это время у ребенка активно развиваются психомоторные навыки: они крайне важны для будущего здоровья малыша, поэтому его меню должно отвечать следующим требованиям:

  • пища помогает учиться жевать и знакомит с разными вкусами;
  • рацион обеспечивает возросшую потребность в энергии;
  • продукты способствуют правильному пищеварению;
  • еда обеспечивает малыша всеми необходимыми витаминами и микроэлементами.

В этот период можно дополнять рацион ребенка новыми детскими продуктами: творогом, фруктовыми батончиками и другими продуктами.

Продукты прикорма

Сколько бы месяцев ни было вашему малышу, перед введением любого нового продукта необходимо всегда консультироваться со специалистом, а также учитывать возраст, потребности и вкусы вашего крохи. Выберите продукт прикорма, о ведении которого хотите узнать подробнее:

Как вводить прикорм?

Изяков Дмитрий Николаевич

В мире существует множество схем введения прикорма детям первого года жизни. Зависит это от национальных особенностей питания и доступности специализированного детского. Даже в нашей стране есть региональные особенности по рекомендациям от педиатров.

В этой статье будет предложен подход питерской школы педиатров пошагового введения прикорма, предложенный профессором Воронцовым И.М. с учётом современных позиций.

1 шаг – каша или пюре из надземных овощей

Читайте также:  Как совместить грудное вскармливание и работу?

2 шаг – пюре из подземных овощей или каша

3 шаг – мясное пюре

4 шаг – масло растительное

5 шаг – кисломолочный продукт

6 шаг – сливочное масло

8 шаг – желток яйца

9 шаг – рыбное пюре

10 шаг – фруктовое пюре

11 шаг – хлебобулочные изделия

Чтобы совершить первый шаг, ребенку необходимо быть готовым к нему.

Признаки готовности к введению первого прикорма:

  • возраст 4 месяца и старше, но оптимально с 6 месяцев
  • прибавка веса за месяц менее 500 грамм
  • проявление интереса ребёнка к другой пище, кроме грудного молока/молочной смеси
  • отсутствие выталкивания ложки языком
  • резкое увеличение двигательной активности
  • стабильное требование еды в одни и те же часы хотя бы раз в день

Наличие только одного признака готовности не является основанием для ввода прикорма. При наличии всех признаков следует начать вводить прикорм. При наличии нескольких, получить совет у педиатра.

После решения ввести прикорм следует выбрать первый продукт. Сначала определяемся с типом. Это может быть каша или овощ.

Основания для первого прикорма кашей:

  • небольшие прибавки веса
  • частые срыгивания
  • частый стул
  • беспокойный сон

Основания для первого прикорма овощами:

  • большие прибавки веса
  • редкий стул

Нецелесообразно начинать с молочных продуктов и фруктов из-за высокого риска аллергии, пищевой непереносимости и нарушений пищевого поведения.

После выбора типа продукта определяем вид и форму.

Каши для первого прикорма: гречневая, кукурузная, рисовая
Форма: жидкая, безмолочная, без добавок, гипоаллергенная
Приготовление: на грудном молоке или основной смеси

Овощи для первого прикорма: кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква
Форма: пюре без добавок, гипоаллергенное

Выберите только один продукт по типу, виду и форме. Например, гречневая гипоаллергенная каша на грудном молоке.

Согласно современным требованиям к безопасности детского питания предпочтение отдаётся специализированным продуктам: “коробкам” и “банкам” с указаниями “гипоаллергенно” и/или “для первого прикорма”. Изучайте состав, чтобы ничего другого, кроме овоща или крупы не было. Тем не менее, если родители уверены в качестве и безопасности тех продуктов, что едят сами, то допустимо использовать их для приготовления детского питания в домашних условиях.

Далее выбираем время когда даем первый прикорм. Обычно это после первой прогулки или продолжительного ночного/дневного сна без кормления. Стратегически помним, что каши дают на завтрак, а овощи на обед.

Затем определяемся с посудой, нужны индивидуальные две ложки и тарелка. Помните о безопасности и приобретайте качественную детскую посуду. Не кормите детей прямо из банок и иных упаковок для детского питания. Это формирует неправильное пищевое поведение, ведь сами вы едите с тарелки. Вручите во время кормления ребенку его ложку и позвольте подражать действиям взрослых за столом. Обязательно кушайте одновременно с ребенком, чтобы он закреплял свой пищевой интерес.

Блюдо прикорма готовим непосредственно перед кормлением. Количество не больше 150 грамм. Температура должна быть не выше температуры тела, а густота такая, чтобы не стекало с ложки при наклоне. Ребёнок снимает пищу с ложки губами и само собой почти сразу глотает.

В первый день дайте одну-две ложки для оценки первичного навыка и переносимости. Затем докормите основным питанием – грудным молоком или смесью. Приготовленный прикорм не храните до завтра.

На следующий день примерно в то же время предложите съесть в два раза больше, то есть две-четыре ложки. И каждый день увеличивайте в два раза предыдущий объём порции в тарелке. Ребёнок не обязан съесть всё, мы лишь предлагаем всё большие порции новой еды.

1 – 2 – 4 – 8 – 16 – 32 – 64 .

При вводе прикорма оцениваете следующие моменты:

1) количество срыгиваний

2) наличие изменений кожи – сыпь и/или покраснения

3) частота стула

При появлении отклонений от привычного состояния, позвоните педиатру или обратитесь на приём, временно остановив ввод прикорма.

При достижении предлагаемого объёма 150 грамм ввод первого прикорма можно считать состоявшимся.

Очень важный момент – речь идет о предлагаемом объеме питания, а не о съедаемом. Если ребенок из 150 грамм съест несколько ложек, то не нужно пытаться заставить съесть остальное.

Если хочется разнообразить блюдо первого прикорма, то новый продукт добавляем к введенному. Например, перед гречневой кашей предлагаем 2-4 ложки рисовой. На следующий день 4-8 ложек. И так далее до объёма 150 грамм. При этом количество гречневой будет уменьшаться, чтобы не увеличивать порцию.

Если разнообразие не очень важно, а хочется чаще кормить, то переходим ко второму шагу.

Второй шаг совершается по тем же принципам, что и первый. Формируем второй приём пищи. Выбираем другое время для приема пищи и другой продукт. Если первым вводили кашу на завтрак, то вводим овощное пюре на обед. Если первым вводили овощное пюре, то вводим кашу на завтрак или пюре из подземных овощей: картофель, свекла, морковь. Обратите внимание, что подземные овощи не заменяют надземные, но вполне могут заменить кашу.

Если на момент второго шага ребенку исполняется 7 месяцев, то ему предлагаем не более 170 грамм на прием. Съедать он может как все 170, так и 10 грамм. В этом нет ничего особенного. Наша задача – предлагать прикорм, а не заставить его съедать.

Если хочется разнообразия второго приема пищи, то далее предлагаем новые каши или новые овощи из перечисленных 10 продуктов (рис, гречка, кукуруза, кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква, картофель, свекла, морковь).

Если хочется быстрее накормить мясом, то переходим к третьему шагу. Добавляем к овощному пюре на обед мясное.

Вид мяса для первого знакомства, одно из трех самых гипоаллергенных: кролик, индейка, конина
Форма подачи: мясное пюре.
Приготовление: детские консервы или самостоятельно сваренное и протертое по старинке через сито (пропущенное в современном мире через самый крутой блендер).

Количество увеличиваем очень медленно – по 1-2 ложки в день.

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 .

Доводим до соотношения к овощному 1:3. Например, если овощного пюре ребенок ест 150 грамм, то мясного можем положить не более 50 грамм.

И снова, если хотим разного мяса, то после ввода одного, пробуем следующее из перечисленной выше тройки.

Если хочется разнообразия овощей и каш, то на четвертом шаге можем вполне этим заняться. Добавка растительного масла как раз производится вместе с вводом новых каш и овощей для формирования третьего приёма пищи. Масло выбираем то, которое любят папа с мамой. Подсолнечное, оливковое или рапсовое – не важно. Количество – не более чайной ложки на порцию каши или овощного пюре.

Читайте также:  Анализ грудного молока на стерильность

Напоминаю, что к этому шагу у нас есть завтрак и обед. Теперь можно озадачиться ужином. Принцип выбора всё тот же, что и для первого прикорма. Если ребёнку к этому шагу исполнилось 8 месяцев, то можем предлагать злаковые каши: овсянка, пшеничная, перловая. Если ещё не исполнилось, то пшенка. Из овощей можем предлагать помидоры, огурцы, сладкий перец, капусту белокочанную или брюссельскую.

С 8 месяцев в тарелку можно положить уже до 180 грамм овощей/каши. И это уже не пюре и жидкие каши, а блендированные овощи и густые каши для формирования начала жевания. А на обед варить суп с кусочками разваренных овощей и с добавкой нового мяса: свинина нежирная или мясо поросенка, говядина, курица.

С этого момента ребенок знакомится с аллергенными в нашем регионе продуктами и готов к пятому шагу. Это время кисломолочного прикорма.

Для детей на искусственном вскармливании это может быть кисломолочная смесь. Ребенок должен быть не младше 8 месяцев и учиться пить из чашки/поильника для ввода кефира или йогурта. Обычно эти продукты предлагаются на полдник или второй ужин в зависимости от режима конкретного ребенка.

Молочные продукты можно покупать готовые или готовить сами с помощью заквасок.

Помним, что начинаем с 1-2 чайных ложек и увеличиваем каждый день в два раза как каши/овощи. Количество конечного предлагаемого жидкого кисломолочного продукта не должно быть более 200 мл.

Если молочный прикорм прошёл без аллергии, то можем каши готовить на молоке и добавить сливочное масло, не более чайной ложки на порцию 200 грамм с 9 месяцев. Это шестой шаг, на котором можно пробовать новые каши и их сочетания. Или шагать дальше.

Седьмой шаг знакомит ребёнка с творогом. Покупаем в магазине детский или готовим сами с помощью заквасок. Такие можно давать ежедневно. Осаждённый хлоридом кальция или покупной, без маркировки «детский» из магазина, можем давать через один-два дня.

Время для творога – второй завтрак или полдник. Увеличиваем так же медленно, как мясо – по 1-2 чайных ложки в день. Максимальное количество предлагаемого – не более 50 грамм. А съедаемого, как и всегда, по аппетиту малыша.

На восьмом шаге вводим ещё один аллергенный продукт – желток яйца. Используем те, что ест семья – куриное или перепелиное, а может индюшки или цесарки – не имеет значения. Начинаем с 1/4 куриного (индюшки, цесарки) или 1/2 перепелиного. Добавляем к готовым блюдам из овощей или просто вприкуску на обед. Давать можно ежедневно в течение 10-14 дней, оценивая реакцию. Если она не возникла, то можно либо расширять ассортимент каш, овощей, мяса, либо шагать дальше.

Девятый шаг знакомит с рыбой. Если семья её не ест, то можно и пропустить. Если ест, выбираем сначала белую и даём вместо мясного пюре два раза в неделю. Соотношение к овощам 1:4. То есть, если овощей едим уже 200 грамм с 9 месяцев, то рыбы можно положить не более 50 грамм.

Не требуется медленного увеличения продукта, так как реакции не зависят от количества, а организм после ввода мяса рыбу переварит уже хорошо. Если реакции за две недели знакомства не возникло, то можно предложить красную в следующие две недели. Или шагать дальше.

Десятый шаг – фрукты. Да, время для них пришло только сейчас, поскольку это самый вкусный продукт. А вкусное даётся на десерт или второй завтрак. Для первого знакомства выбираем: яблоко, грушу, банан.Количество с 1-2 чайных ложек, но после уже введенных блюд прикорма, увеличивая ежедневно в два раза.

Форма: пюре, протертые фрукты, ниблер, компот.
Время для того чтобы предложить ребенку фрукты: второй завтрак, как десерт на обед или ужин, полдник с творогом.

1 – 2 – 4 – 8 – 16 – 32 .

Максимальное количество на прием определяется количеством месяцев, умноженным на десять. То есть, в 9 месяцев это 90 мл компота или 90 грамм пюре. Число приемов в пищу фруктов может доходить и до пяти, но не вместо каши, овощей, мяса и молочного, а именно в качестве десерта.

Не стоит использовать компоты в качестве питья между приемами пищи. Не нужно использовать фрукты в качестве перекуса между приемами пищи. Содержащиеся в них простые сахара меняют пищевое поведение детей, а так же угрожают развитием кариеса.

На текущий момент признано нецелесообразным использование в питании детей первого года жизни фруктовых соков. В качестве питья между основными приемами пищи используйте воду или просто дайте грудь.

На ввод одного фрукта 7-10 дней, затем предлагаем следующий, если хотим разнообразия. Можно уже предлагать фрукты кусочками для формирования навыков откусывания и продолжения жевания. Или шагаем дальше.

Одиннадцатый шаг знакомит с последним аллергеном и самым распространенным продуктом в нашем регионе – пшеницей. Выбор здесь огромный, но сначала предложим хлебобулочное изделие в качестве добавки к нашим пяти приемам пищи: хлеб, сухари, сушки, простое печенье. Количество не более 5-10 грамм на прием. Число приемов тоже может доходить и до пяти.

Реакцию оцениваем две недели, затем можем разнообразить или начать вводить все остальные изделия из пшеницы, которые любят папа с мамой.

На этом шаги прикорма заканчиваются и все новые продукты просто добавляются к имеющимся один раз в 7-10 дней.

Ребенок питается по режиму

завтрак: молочная каша+масло+компот

2 завтрак: фрукты и йогурт/кефир

обед: овощи+мясо+масло+желток+хлеб+/-компот

полдник: фрукты и творог+сушка/печенье

ужин: овощи+/-рыба +хлеб+/-фрукты

Ребенок продолжает получать грудное молоко так, как удобно маме. На искусственном вскармливании происходит полная замена бутылочки и перевод на питье смеси из чашки.

Все возникающие проблемы питания обсудите с Вашим педиатром.

Ссылка на основную публикацию