Как правильно кормить из бутылочки новорожденного?

Как правильно кормить из бутылочки новорожденного?

Использовать в кормлении новорожденного малыша бутылочку приходится по разным причинам. Но в любом случае важно знать, как правильно организовать процесс и какие важные моменты не упустить.

Этапы

Правильный процесс кормления новорожденного с использованием бутылочки включает следующие действия:

  1. Подготовить ребенка и все нужные предметы.
  2. Покормить кроху в правильном положении.
  3. Помочь малышу срыгнуть воздух.

Подготовка

Из бутылочки можно давать как смесь, так и сцеженное грудное молоко. Для правильного приготовления смеси нужно следовать указаниям на ее упаковке. Разводите смесь в той пропорции, которую указал производитель.

Если вы добавите в смесь больше воды, такая разведенная смесь не даст малышу все нужные вещества за одно кормление. Если вы смешаете смесь с меньшим количеством воды, то рискуете вызвать обезвоживание.

Перед приготовлением смеси, а также перед кормлением малыша взрослый должен вымыть руки. Рекомендуется готовить свежую порцию смеси на каждое кормление. Если же смесь была приготовлена раньше и стояла в холодильнике, ее следует подогреть. Для этого используют специальный подогреватель или миску, наполненную теплой водой.

Проверяйте, как вытекает смесь из бутылочки, наклонив ее. Вытекание должно происходить каплями со скоростью около одной капли за секунду. Если молоко течет излишне обильно, соску следует заменить.

Особенности

  1. Проверьте температуру смеси, капнув немного содержимого на свое запястье. Смесь должна быть теплой.
  2. Чтобы кроха не испачкался, наденьте нагрудник. Возьмите малыша на руки и постарайтесь привлечь его внимание, погладив ребенка по щеке. Можно также капнуть немного смеси на губки малютки.
  3. Не разрешайте малышу засыпать, пока он не доест свою порцию смеси. При этом учитывайте, что недоедание около 20 миллилитров является нормальным.
  4. У выпившего все молочко ребенка бутылочку нужно забрать. Если это сделать трудно, используйте для отвлечения игрушку.
  5. Не спешите сразу же уложить ребенка. Дайте ему возможность срыгнуть воздух, для чего подержите кроху ввертикальном положении.

Положение во время кормления

Поза должна быть удобной как для самого малыша, так и для взрослого. Можно держать ребенка на руках в той же позе, в которой кормят малыша грудью. Следите, чтобы голова малыша была немного приподнятой и не запрокидывалась в сторону или назад (это будет мешать крохе глотать). Такое положение новорожденного при кормлении из бутылочки – наиболее правильно. В этой позе малыш чувствует близость мамы и устанавливает с ней психологическую связь, что крайне важно для развития ребенка.

В лежачем положении кормить кроху не рекомендуют, чтобы предотвратить попадание молока в среднее ухо.

Бутылочку держите под небольшим уклоном, чтобы в соске всегда было молоко. Ее не следует держать вертикально, чтобы кроха не захлебнулся. При очень плотно закрученном кольце стоит его немного открутить. Если немного воздуха будет попадать в бутылочку, то это будет препятствовать сплющиванию соски. По пузырькам вы поймете, что ребенок сосет соску правильно.

Срыгивание воздуха

Вместе со смесью или молочком кроха заглатывает и воздух. И потому у малыша может появиться ощущение сытости, когда он еще не допил свою порцию. По этой причине стоит делать небольшие перерывы во время процесса, чтобы ребенок срыгнул воздух. Такой перерыв поможет крохе снова ощутить голод и допить молоко. Также срыгивание воздуха будет предотвращать возникновение колик.

Во время этого перерыва придавайте ребенку полупрямое или прямое положение на несколько минут. Лучше всего положить новорожденного на плечо так, чтобы его руки были на вашей спине. Не забудьте положить на свою одежду полотенце или тряпку, поскольку младенец вместе с воздухом может срыгнуть и часть пищи. Помассируйте малютке спинку или немного похлопайте по попе.

Что еще нужно учесть?

  • Нельзя приступать к кормлению малыша, когда мама напряжена, раздражена, расстроена или подавлена. Постарайтесь успокоиться, сделайте несколько глубоких вдохов, затем расположитесь удобно и лишь после этого начинайте процесс. Не забывайте, что новорожденный чутко чувствует все, что в душе его мамы. И если мамочка напряжена, это станет причиной тревожности малютки.
  • Также не рекомендуется кормить малыша, если его состояние неспокойно. У взволнованного или плачущего ребенка молоко может попасть в дыхательные пути.
  • Никогда не оставляйте кроху с бутылочкой и, тем более, не подпирайте ее чем-то. В такой ситуации существует большой риск, что ребенок может захлебнуться молоком.

Если ваш малыш на смешанном вскармливании и получает питание как из маминой груди, так и из бутылочки, то сначала дают крохе грудью, а затем – докармливают смесью.

Эмоциональная связь

Новорожденным важно ощущать мамину заботу и любовь. Когда мамочка рядом, кроха ощущает себя в безопасности. И потому телесный контакт мамы и маленького ребенка так важен, а кормление является наиболее подходящим моментом, когда можно наладить крепкую эмоциональную связь с малышом.

Читайте также:  Диета «Стол № 5» для детей

Конечно, в случае грудного вскармливания наладить психологическую связь легче, так как мама взаимодействует с новорожденным физически. Однако и при использовании бутылочки мамочка тоже может наладить эмоциональный контакт с крохой, прижимая малыша к своему телу. К тому же, ее использование помогает без проблем оставить кроху с папой или другим родственником, который будет кормить ребенка.

Как правильно кормить из бутылочки новорожденного?

Вскармливание недоношенных детей – серьезная задача, как для родителей, так и для врачей. Кормление недоношенного ребенка отличается от вскармливания детей, родившихся в срок, своей сложностью, ведь в таком возрасте организм новорожденного отличается незрелостью органов и систем. Именно поэтому так важно идеально сбалансировать питание недоношенного ребенка, чтобы избежать возможных осложнений в развитии, связанных с ошибками в периоде кормления.

Специалисты считают, что сниженный вес недоношенных детей должен компенсироваться такими же темпами роста, как и во внутриутробных условиях, но добиться этого бывает очень сложно из-за тяжелого состояния ребенка. Некачественное питание недоношенного малыша влечет за собой нарушение его физического и умственного развития в дальнейшем.

Давно доказано, что материнское молоко – идеальная питательная смесь для вскармливания новорожденного. Однако у мамы далеко не всегда есть возможность давать малышу, рожденному раньше срока, молозиво или молоко сразу после рождения. Причиной этого является общее тяжелое состояние малыша. В таком периоде он еще плохо контролирует акты дыхания, глотания, сосания, а это значит, что хорошее и качественное кормление осуществить не получается.

Ребенок постоянно прерывается, давится, плохо контролирует количество съеденного молока, не всегда может правильно взять сосок, заглатывает воздух. Все это нарушает процессы пищеварения, что отрицательно сказывается на состоянии новорожденного. В среднем малыши могут сосать грудь с 32 недель, однако и в эти сроки все перечисленные проблемы часто имеют место, что заставляет прибегать к искусственному кормлению. Однако позже материнское молоко будет важным компонентом в диете малыша, поэтому очень важно сохранить лактацию до того момента, когда ребенок сможет брать грудь. Это возможно при помощи сцеживания. Также сцеженное молоко можно давать недоношенному новорожденному через зонд или бутылочку.

Мама должна тщательно соблюдать технику сцеживания. Материнское молоко стерильно, поэтому крайне важно перед сцеживанием помыть руки и использовать стерильный молокоотсос и контейнеры. Грудь при этом мыть нежелательно, достаточно обычного душа два раза в день. В больничных условиях мать также моет руки перед сцеживанием, надевает халат и сцеживает молоко в отдельной комнате. Из контейнеров молоко переливается в бутылочку или шприц и используется для кормления.

Оставшееся молоко может храниться в специальном холодильнике 3 часа, после подогревается до 37 градусов и дается новорожденному. “Сцеживаться” можно просто рукам, главное при этом, чтобы молоко попадало в стерилизованную емкость. Обязательно нужно соблюдать технику сцеживания. Активное выделение молока происходит под воздействием гормона окситоцина. Он выделяется в ответ на различные “детские” раздражители. Стимулировать его выработку и облегчить сцеживание молока можно, если перед началом процедуры приложить к груди теплую чуть влажную пеленку, установится контакт мамы и ребенка кожей к коже, посмотреть на малыша, прикоснуться к нему, подержать на руках.

В соске молока нет, поэтому его потягивание не приведет к выделению молока. При ручном сцеживании указательный и большой палец устанавливаются на границу между ареолой соска и белой кожей. Они фиксируются в таком положении, а затем двигаются к грудной клетке и от нее. Старайтесь не натирать кожу пальцами, так как это может привести к появлению трещин. Скорее всего, в начале ручного сцеживания молока будет мало, но имейте терпение, через некоторое время оно начнет активно выделяться, как при сосании груди ребенком. Важно сцеживать молоко из обеих грудей по очереди, во-первых, чтобы избежать его застоя и развития мастита, во-вторых, чтобы не допустить снижения лактации из-за накопления молока в одной из грудей.

Читайте также:  Особенности применения рыбьего жира во время грудного вскармливания

В некоторых случаях кормление недоношенного ребенка грудным молоком невозможно. В таком случае лучше всего использовать специально адаптированные питательные смеси, предназначенные для вскармливания именно недоношенных маловесных детей. В последнее время особенно популярными стали готовые жидкие смеси, которые перед сухими имеют целый ряд преимуществ. Жидкие питательные смеси готовы к употреблению, их не нужно разводить кипяченой водой. Кроме того, при вскрытии упаковки они хранятся намного дольше. В то время как разбавленная сухая смесь может храниться всего 4 часа, жидкая смесь может храниться в холодильнике сутки. Также очень важно, что жидкая смесь имеет идеально подобранную консистенцию, а вот в разведении сухой смеси родители могут допускать огрехи, что приведет к ухудшению пищеварения новорожденного.

Во время хранения разбавленная сухая смесь расслаивается, а жидкие смеси этого недостатка не имеют. Очень важно и то, что жидкая семь стерильна, чего не скажешь о разбавленной сухой смеси, которую вы будете разводить самостоятельно. Из-за обсеменения разведенной смеси микроорганизмами у детей со временем может возникать “бутылочный” кариес. Смеси для недоношенных детей должны быть специально сбалансированными, таким малышам не подходят питательные смеси для доношенных детей, так как маловесные новорожденные хоть и набирают на них массу, но преимущественно жировую, что не является хорошим показателем и пользой для организма.

Выбор жидких питательных смесей для недоношенных детей сегодня огромен. Достаточно хорошо себя зарекомендовали “Семилак”, а также смеси с пометками “пре” или “0” (“Пре-нан”, “Пре-нутрилон”, “Хумана 0”), то есть предназначенные именно для недоношенных малышей. Желательно перед их покупкой проконсультироваться со специалистом. Некоторые смеси учитывают не только ранний срок рождения ребенка, но и имеющиеся у него нарушения в работе пищеварительной системы, аллергии, некоторые болезненные состояния, которые можно корректировать при помощи индивидуально подобранного питания.

– Вернуться в оглавление раздела “Акушерство.”

Позы для кормления грудью

Возобновляя тему грудного вскармливания, хочется поговорить о том, в какой позе нужно кормить ребенка. Ответ максимально прост — в той позе, в которой комфортно обоим.

Союз «мама-ребенок» уникален и неповторим. По этой причине универсальной позиции для кормления попросту не существует. То, что покажется удобным одной матери, другой — может вовсе не подойти. Да и что касается одной женщины — в разные периоды ее жизни позы могут меняться. Так, при обильном приливе молока будет одно положение, при кормлении двойни — другое и т. д. Главное — пробовать и находить варианты, в которых вскармливание грудью станет приятным единением мамы и младенца.

Познакомим вас с самыми популярными позами для грудного кормления.

Колыбелька

Такое положение является самым известным и применяемым при естественном вскармливании. Маме нужно сесть и взять ребенка на руки так, чтобы головка малыша помещалась на сгибе локтя. Затем необходимо повернуть младенца на себя животом и дать грудь. Другой рукой необходимо поддерживать попу или спину ребенка. Для большего комфорта можно подложить под руку валик или подушку.

Обратная колыбелька

Эта поза рекомендуется для применения в первые недели жизни младенца, когда малыш еще не способен самостоятельно присасываться к груди. Мама облегчает этот процесс, контролируя своей кистью движения головы ребенка.

Для того чтобы начать кормить в позе «обратная колыбелька», маме нужно удобно сесть и прижать ребенка так, чтобы мамина левая кисть руки держала голову младенца. При этом левую ладонь нужно расположить под спинкой и плечами малыша. Головка должна поддерживаться пальцами руки. При первых попытках кормления в этой позе можно снизу поддерживать грудь правой рукой (контролируя правильный захват). После возникновения уверенности в том, что ребенок смог хорошо взять грудь, правую руку можно убрать. Для снятия нагрузки на руку, держащую малыша, под нее можно подложить подушку, валик или свернутое одеяло.

Из-под руки

При данной позе исключается давление на мамин живот, поэтому она особенно рекомендуется после родов через кесарево сечение и иного травмирования брюшной полости. Также поза удобна при плоском строении сосков матери или в случае, когда малыш отказывается кушать молоко из одной груди (поза позволяет «нелюбимую» грудь поставить в такое же положение относительно рта малыша, как и «любимую»).

Для позы «из-под руки» малыша необходимо расположить слева или справа от мамы так, чтобы он будто выглядывал из ее подмышки. Аналогию можно провести с держанием мяча в американском футболе. При этом животик младенца должен прикасаться к маминому боку. Ротик малыша располагается на уровне соска, а ноги отодвигаются за спину мамы. Шею и головку маме нужно поддерживать рукой. Чтобы маме не пришлось сильно наклоняться к ребенку, малыша нужно уложить на одну или несколько подушек.

Читайте также:  С какого возраста можно давать ребенку мед?

Лежа боком

Поза удобна во многих случаях — при ночном кормлении или для грудного вскармливания в дневное время, когда маме необходим отдых.

Для этого и мама, и младенец укладываются на бок, повернувшись лицом друг к другу. Маме нужно приобнять малыша и дать ему грудь. Существует много вариантов подобной позы: мама может уложить свою голову на подушку, на свой локоть или просто на кровать. Кормить можно нижней грудью, на которой она лежит (при этом ребенка следует поднять до уровня груди при помощи подушки или собственной руки), а можно верхней грудью — для этого маме нужно чуть больше наклониться к младенцу, согнуть верхнюю ногу в колене и положить ее на кровать.

Расслабленное кормление

Для этой позы понадобятся удобные мягкие подушки. Маме следует подложить их под свою спину так, чтобы оказаться в полулежащем положении. Малыш укладывается на маму, самостоятельно находит грудь и регулирует силу сосания. При этом мама может помочь малышу, поддерживая его голову или спину.

Позу удобно использовать во время отдыха, а также при сильном потоке молока (сила тяжести не дает молоку активно литься из груди).

Мама находится в положении сидя, малыш усаживается на мамины колени к ней лицом. Поза подходит для кормления детей старше 6 месяцев (необходимо, чтобы ребенок к этому моменту умел самостоятельно сидеть).

Стоя с укачиванием

Поза напоминает «колыбельку», только при этом мама стоит и несильно покачивает младенца. Поза может помочь успокоить или уложить спать беспокойного (перевозбужденного) ребенка.

Поза при лактостазе

Для того, чтобы справиться с лактостазом, нужно подбородок ребенка направить на место застоя молока. Так как застой может образоваться в любом месте груди, женщине самой придется придумывать позиции, при которых малыш сможет «рассосать» больной участок.

С нависанием

Поза необходима в моменты перехода с бутылочного кормления на грудное. Для этого маме нужно наклониться над ребенком, облокачиваясь на локоть. Под воздействием силы тяжести молоко будет обильнее выделяться, и малышу нужно будет прикладывать меньше усилий при сосании.

В слинге

Мамам, активно использующим различные слинги, легко можно покормить малыша, не вынимая ребенка наружу. Для этого стоит лишь ослабить слинг так, чтобы ребенок опустился ниже, и его ротик оказался у маминого соска.

Главное в подборе позе — удобство. Если при кормлении вы почувствовали усталость или напряжение в мышцах, попробуйте сменить позу или подложить подушки и одеяла. Когда маме комфортно, молоко будет легко течь, и малышу будет проще кушать. Нужно пробовать, экспериментировать и найти тот вариант, который вам больше остальных подходит. Пусть кормление будет в радость!

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Читайте также:  Можно ли есть сырую тыкву детям и с какого возраста ее давать?

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Читайте также:  Польза и вред пивных дрожжей для детей. Когда и в какой дозировке давать их ребенку?

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

Один из капилляров дается ребенку во время кормления грудью. Ребенок сосет из груди матери и получает докорм либо смесью, либо сцеженным женским молоком. Поильник оснащен шейным шнурком с регулируемой длиной, что позволяет контролировать поток молока, располагая бутылочку выше или ниже сосков. Дополнительная система может использоваться не только в случае недостатка молока, но и в период становления или восстановления лактации, при кормлении незрелых детей со слабым сосательным рефлексом или даже при кормлении приемных детей.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

  1. Воронцов И. М. Питание беременных и кормящих женщин // Вопросы детской диетологии. 2004, т. 2, № 1, с. 11–13.
  2. Демин В. Ф., Ключников С. О., Мухина Ю. Г. Лекции по педиатрии. Т. 7. Диетология и нутрициология. М., 2007. 396 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110–168.
  4. Фатеева Е. М., Коваленко Н. П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. 2005, т. 3, № 6, с. 52–57.
  5. Гаппаров М. М., Левачев М. М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001, № 4, с. 23–27.
  6. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 239 с.
  8. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. СПб: ППМИ, 1993. 200 с.
  9. Moore E., Anderson G., Bergman N. Early skin-to-skin contact for mothers and their healthy newborn infants // Cochrane Database Syst. Rev. 2007. V. 18, № 3. CD003519.
  10. Чемберлен Д. Разум вашего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 224 с.
  11. Фатеева Е. М. Первые капли молозива сразу после родов — залог здоровья ребенка и успешной лактации // Вопросы детской диетологии. 2007, т. 5, № 2, с. 47–50.
  12. Конь И. Я., Гмошинская М. В.. Боровик Т. Э., Булатова Е. М., Джумангазиев А. А. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации // Вопросы детской диетологии. 2006, т. 4, № 2, с. 5–8.
  13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери (пер. с англ.). М.: Класс, 1998. 80 с.
  14. Diaz S. et al. Breast-feeding duration and growth of fully breast-fed infants in a poor urban Chilean population // American journal of clinical nutrition. 1995. Vol. 62. P. 371–376.
  15. Jelliffe D. B., Jelliffe E. F. P. Human milk in the modern World: psychological, nutritional and economic significance. Oxford. 1978. 560 р.
  16. www.medela-russia.ru.
Читайте также:  С какого возраста можно давать сахар ребенку?

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва

Как кормить новорожденного ребенка из бутылочки

Правильное кормление новорожденного из бутылочки — это совокупность нескольких условий. Среди них удобная поза ребенка и мамы, абсолютная гигиена детской посуды, правильно подобранная смесь.

Плюсы и минусы кормления из бутылочки

Прежде чем решить кормить новорожденного смесью из бутылочки, посоветуйтесь с педиатром. Искусственное вскармливание имеет и отрицательные, и положительные стороны. Из отрицательных:

  • ребенок не получает иммунную защиту, которая формируется при поступлении антител с материнским молоком;
  • частые аллергии;
  • длительный подбор смеси;
  • высокая цена детского питания.

Есть и преимущества:

  • мама не привязана к малышу;
  • уменьшается количество кормлений;
  • известно, сколько пищи съел малыш;
  • если на смесь начнется аллергия, не придется пересматривать полностью питание ребенка.

Как часто кормить ребенка из бутылочки

Несколько советов, как правильно кормить новорожденного из бутылочки, если он полностью искусственник.

Частота кормлений — около 6-8 раз в день. Если вы кормите смесью и грудным молоком, приемы пищи увеличатся — молоко быстрее усваивается. Ориентируйтесь на общее количество потребляемого питания в сутки: если оно составляет от 350 до 900 мл, все в норме. К 2 месяцам количество приемов пищи станет 5-6, объем смеси или молока в сутки — от 750 мл до 1 л. После третьего месяца объем вырастет до 180-210 мл за раз, количество кормлений останется тем же.

Будите новорожденного, если он спит больше, чем 3,5 часа. Это касается совсем крошечных грудничков, если их кормят сцеженным молоком. Если малыш сосет смесь, время сна удлиняется до 4,5 часов. Когда ребенок подрастет, режим наладится, мама сама увидит, будить ребенка или нет. Если малыш хорошо сосет, стабильно прибавляет вес, это ни к чему.

Какие смеси использовать

Детские смеси разные по составу, возрастным группам и показаниям для использования. Основной ориентир того, какую смесь подобрать, — сам ребенок. Внимательно отслеживайте его реакцию. Если выбранный вариант не подходит, заменяйте. Поскольку смеси содержат повышенное количество белка, ребенка надо поить простой водой. Основной принцип, как правильно поить новорожденного из бутылочки, такой же, как и при кормлении.

Виды молочных смесей по составу:

  • новорожденным больше подойдут адаптивные или высокоадаптивные, максимально приближенные к грудному молоку. Легко перевариваются и усваиваются детьми с рождения до 3 месяцев;
  • деткам 4-6-мес. предпочтительнее казеиносодержащее и частично адаптированное питание. В нем больше питательных элементов, витаминов.

Смеси на основе коровьего, козьего или соевого молока. Козий белок подойдет малышам, страдающим непереносимостью коровьего. Если ребенок совсем не принимает белок животного происхождения, выбирайте питание на базе сои.

  • гипоаллергенные;
  • антирефлюксные;
  • безлактозные, низколактозные;
  • железосодержащие;
  • кисломолочные.
Читайте также:  Растительное масло в рационе детей: с какого возраста давать и что учесть?

Категория смеси по возрасту обозначается на упаковке:

  • детям первых дней жизни, недоношенным, маловесным — 0 или ПРЕ;
  • до 6 месяцев — 1;
  • от 6 месяцев до года — 2;
  • для годовалых — 3.

Как кормить из бутылочки

Во время кормления необходимо учитывать много факторов: качественная дезинфекция посуды, соски, температура смеси. Основное правило, как держать новорожденного при кормлении из бутылочки, — чтобы не запрокидывалась голова.

Подготовка

Одно из важных условий — правильный подбор соски. Выбирайте ту, которая необходима:

  • круглые напоминают формой грудь, будут кстати, если вы решите вернуться к грудному кормлению;
  • ортодонтические формируют правильный прикус;
  • антиколиковые препятствуют захвату воздуха во время сосания.
  • с первого месяца до 6 — S;
  • с полугода до года — M;
  • старше года — L;
  • нулевой номер — для недоношенных и слабеньких новорожденных детишек.

Срок использования соски — от 60 до 90 дней. Меняйте их каждые 2-3 месяца.

Что входит в подготовку:

  • соску и бутылочку простерилизуйте;
  • разводите по инструкции, не меняйте дозировку самостоятельно;
  • используйте теплую кипяченую воду, но не кипяток. Если есть специальная бутилированная вода, ее кипятить не надо;
  • перед кормлением капните на запястье приготовленную жидкость — допускается прохладная или теплая температура.
Само кормление

Есть несколько правил относительно того, в каком положении кормить новорожденного из бутылочки, чтобы не навредить малышу:

  • он полулежит на согнутой в локте руке мамы;
  • голова ребенка выше корпуса.

Если малыш сосет жадно, захватывает воздух, положите его на бок, зафиксируйте. Мама располагается рядом. Нельзя кормить грудничка, если он лежит на спине. В этом положении неудобно глотать, жидкость затекает в дыхательные пути, проникает во внутреннее ухо. При правильном положении младенец хорошо захватит соску, не наглотается воздуха и не захлебнется.

  1. Следите за наполненностью соски, чтобы малыш не захватывал воздух.
  2. Соску держите под углом 30-40°.
  3. Периодически прерывайте кормление, чтобы дать младенцу возможность освободиться от проглоченного воздуха.
  4. Время от времени вынимайте соску изо рта, чтобы проверить давление внутри бутылочки. Если соска деформировалась, переверните бутылку дном вниз — давление стабилизируется, форма соски восстановится.
Что делать после кормления

После того как малыш наелся, поднимите его вертикально, чтобы отошел воздух:

  • прижмите ребенка лицом к себе, чтобы его грудная клетка была параллельна вашему телу, а голова лежала у вас на плече;
  • придерживайте малыша одной рукой за затылок, второй под спинку и попу.

Не надо сразу класть его на живот, так вместе с воздухом он срыгнет и съеденное. После того как отойдет воздух, попробуйте снова его покормить, чтобы убедиться, что он сыт. Сразу вымойте бутылочку, если питание осталось — не храните, выливайте.

В какой позе правильно кормить малыша из бутылочки

Самые удобные позы для кормления новорожденных из бутылочки для мамы такие же, как и во время грудного вскармливания. Правильное положение не даст женщине устать:

  • сидя, голова ребенка на локтевом сгибе маминой руки, в другой руке — питание. Недостаток этой позы — рука быстро устает;
  • лежа, ребенок на боку, мама лицом к нему.

Выбирайте позу, удобную и вам, и ребенку. Вы можете поднять колено и опереться на него рукой, можете подложить под локоть подушку, так рука не устанет слишком быстро.

Чего опасаться при кормлении из бутылочки

Недостаточная гигиена детской посуды чревата желудочно-кишечными заболеваниями ребенка. Бутылочку после кормления вымойте ершиком с детским чистящим средством. Стерилизовать посуду удобно вечером, особенно если бутылочек и сосок несколько.

Ни в коем случае нельзя облизывать соску! Взрослая микрофлора опасна для грудничка.

Придерживайтесь соответствующих возрасту доз. Не формируйте привычку к перееданию.

Не оставляйте спящего ребенка с бутылочкой во рту. Иначе он начнет сосать во сне и поперхнется, к тому же постоянная кислая среда во рту плохо действует на зубы. Отучить его от этой привычки очень сложно.

Правила кормления грудью

Правила и техника кормления грудью.

Каждая женщина может кормить грудью ребенка.

Все беды возникают из-за незнания правил и техник кормления.

Первое правило очень важное – ранний контакт матери с ребенком в родильном доме, в первые минуты после рождения.

Психологические преимущества грудного вскармливания.

Грудное молоко положительно влияет на становление эмоциональной и интеллектуальной сферы, развитие творческих способностей.

  • эмоциональная связь как со стороны матери, так и со стороны ребенка:
  • тесные, любящие отношения между матерью а ребенком;
  • – эмоциональное удовлетворение мамы и ребенка;
  • – ребенок меньше плачет, формируются положительные эмоции;
  • – мать становится ласковее, появляется привязанность к ребенку, уверенность в своих силах; : – реже вероятность, что ребенок будет брошен или обижен; грудное молоко защищает и от возникновения неврозов.
  • Развитие:ребенок показывает лучшие результаты интеллектуального развития и творческих способностей в более старшем возрасте.
Читайте также:  Грудное вскармливание при лактазной недостаточности (лактозной непереносимости)

Не менее важно правильное прокладывание ребенка к груди, т. к. это является мощным стимулом обеспечения нужного количества молока – галактопоэза.

  1. Положение мамы во время кормления должно быть удобным. Лучше кормить ребенка или из положения лежа или сидя.
  2. Грудь взять в ладонь 4-мя пальцами снизу и 1-м сверху.
  3. Соском прикоснуться к губам ребенка, чтобы он сам открыл рот.
  4. Ребенок должен захватить не только сосок, но и ореолу.
  5. Если мать почувствовала боль в груди при кормлении ребенка -это значит, что ребенок неправильно взял грудь. При этом надо осторожно прикоснуться пальцем к губам ребенка, чтобы он открыл рот, а не тянуть насильно. Попытаться приложить к груди повторно.
  6. Кормить ребенка необходимо по потребности. В первые дни до 10-14 раз в сутки. После становления лактации <приблизительно через 2-3 недели) режим устанавливается самостоятельно и составляет 6-7 кормлений в день.

7, Не рекомендуется делать ночных перерывов в кормлении.

  1. Частое кормление, в том числе и ночное, способствует становлению рефлекса пролактина и окситоцина.

Вырабатывается ДО и ВО ВРЕМЯ кормления заставляет молоко ВЫДЕЛЯТЬСЯ

Сенсорные импульсы отсосы

  • Способствует сокращению матки
  1. Не надо давать никакой дополнительной пищи, кроме грудного молока, ребенку до 3-4 месяцев.
  2. Необходимо помнить, что в течение дня ребенок высасывает разное количество молока.
  3. Отрицательные эмоции блокируют рефлекс окситоцина, возникает спазм и молоко плохо выделяется.
  4. Важен положительный психологический настрой матери, желание кормить своего ребенка грудью и вера в то, что грудное молоко самая лучшая пища для детей.
  5. Важно соблюдение правил личной гигиены (чистое белье, руки, грудь матери).
  6. Длительность кормления в настоящее время не ограничивается.

К числу важнейших факторов становления полноценной лактации в первые дни относятся:

  • Контакт кожа к коже;
  • Раннее прикладывание ребенка к груди;
  • Совместное пребывание матери и ребенка в родильном доме;
  • Кормление ребенка «по требованию»;
  • Прикладывание к обеим молочным железам;
  • Исключение предлактационных кормлений и допаивания; • Исключение устройств, имитирующих грудь матери (соски, пустышки).

С младенцем необходимо придерживаться определенных правил:

– Совместного сна с младенцем быть не должно .
– запретите себе брать в кровать младенца .

– малышу не место в кровати с другими членами семьи, также не кладите его спать между собой, во избежание нанесения вреда во сне;

– не перегревайте малыша, нет никакой необходимости кутать его в большое количество одежды;

– не нужно малыша туго пеленать. У него должна быть возможность поменять положение головы и тела в случае нехватки воздуха;

– поверхность кровати должна быть довольно таки ровной, без лишних подушек, перин, одеял. Данные предметы могут случайно перекрыть поступление кислорода к младенцу. Но и под весом вашего тела, она не должна проваливаться, иначе велика вероятность попадания туда ребенка лицом и может произойти удушение;

– нет нужды укладывать спать ребенка между собой и спинкой дивана, пусть и мягкой, чтобы он не оказался зажатым между тканью и телом взрослого;

– продумайте меры, которые оберегут вашего малыша от неожиданного падения с вашей кровати.

Техника кормления Кормление из бутылочки

Техника кормления Кормление из бутылочки на самом деле не является сложным. Тем не менее, вы должны помнить несколько правил кормления, для того, чтобы избежать детских слез, проливаний питания и других проблем.

Занимаемая кормителем поза должна напоминать естественное положение матери при грудном кормлении:

– Голова ребенка должна лежать на левой руке.

– Соска, которая входит в рот ребенка, всегда должна быть полная молока или смеси – в противном случае ребенок проглотит воздух, который может вызвать колики.

– Появление пузырей в бутылке означает, что ребенок неправильно кушает и вам нужно помочь ему, поменять позицию, по-другому наклонить бутылочку.

– Не оставляйте ребенка наедине с бутылкой и не позволяйте малышу спать с бутылкой во рту – в обоих случаях это может привести к захлебыванию.

Читайте также:  Что делать, если ребенок не пьет воду?

– Лучше всего кормить ребенка, когда он находится у вас на руках – малыши чувствуют себя наиболее безопасно в родительских руках.

– Помните, чтобы головка ребенка всегда должна находиться немного выше, чем его торс.

– Убедитесь, что ребенок не отклоняет голову слишком назад или вперед – при неправильном положении головки ребенку становится труднее кушать, неверное положение головы также может вызвать попадание питания в дыхательные пути.

– Когда ребенок кушает из бутылочки, он с питанием проглатывает воздух, потому у него может появиться ощущение сытости, несмотря на то, что покушал он мало.

– Во время кормления каждые 5 минут нужно делать перерывы, чтобы у ребенка была возможность срыгнуть.

– После того, как он выпустит воздух и немного питания, он снова почувствует голод.

– Для того чтобы ребенок сделал отрыжку вам нужно поменять его положение: положите голову ребенка на ваше плечо и поддерживайте его спинку руками.

– Ребенок должен занимать прямое или полупрямое положение. Если ребенок не сделает отрыжки в перерывах кормления, то накопившийся воздух приведет к образованию болезненных газов.

– Положение сидя – это самая классическая позиции кормителя. При таком кормлении ребенок попой сидит на ваших бедрах, его спина прислоняется к вашей левой руке, а головка находится на сгибе локтя левой руки.

– Подача бутылочки со стороны удобна в случае, если ребенок страдает от желудочно-пищеводного рефлюкса или у него есть насморк. В таком варианте ребенок лежит на боку (согласно рекомендациям врачей, лучше, чтобы ребенок лежал на левом боку), а вы находитесь рядом и также можете занимать положение лежа на боку, повернувшись к нему лицом.

  1. Очищайте и стерилизуйте все части перед каждым использованием.
  2. Не пользуйтесь абразивными чистящими средствами или антибактериальными очистителями для мытья бутылочек и сосок.
  3. Осматривая соску, потяните за нее во всех направлениях, чтобы убедиться в ее целостности.
  4. Выбрасывайте бутылки и соски при первых признаках повреждения, износа и царапин.
  5. Меняйте соски и поильники через каждые 3 месяца.
  6. Не подогревайте молоко в микроволновой печи, так как возможен неравномерный нагрев,что может привести к ожогу у ребенка во время кормления из бутылочки.
  7. Перед кормлением всегда проверяйте температуру молока.

Врач «СМ-Доктор» рассказала, как правильно отлучать ребенка от груди

Малыш рыдает, грудь переполнена, но вы твердо решили свернуть грудное вскармливание. Причин может быть много: пора выходить на работу, настало время отправлять ребенка в сад, состояние здоровья и даже «я просто так решила».

Отлучение от груди может стать настоящим испытанием на прочность для всей семьи: бывают случаи, когда дети напрочь отказываются бросать грудь и просто тиранят маму, чуть ли не сдирая с нее одежду. Можно ли избежать проблем на это пути? Как сделать процесс максимально комфортным для мамы и ребенка? Parents.ru узнал у эксперта, какие ошибки делают мамы, отлучая малыша от груди.

Татьяна Кузнецова
врач-педиатр, врач-нефролог, консультант по грудному вскармливанию клиники «СМ-Доктор» в Марьиной Роще.

Слишком рано

Грудное вскармливание — очень непродолжительный этап в жизни ребенка. Идеально было бы докормить ребенка до того возраста, когда его потребность в прикладываниях угаснет сама собой. Возраст, в котором ребенок сам, без маминой помощи и серьезных усилий с ее стороны, готов расстаться с грудным вскармливанием наступает обычно после трех лет. Мамин организм бывает готов к завершению лактации раньше — уже в 1,5-2 года малыша.

Завершение лактации в более ранние сроки не является физиологичным и, как правило, бывает связано с ошибками и болезнями:

  • редкими кормлениями,
  • допаиванием водой,
  • ранним прикормом,
  • трещинами сосков,
  • лактостазами,
  • маститами и, как следствие, недостатком молока и недобором веса ребенка,
  • либо проблемами со здоровьем мамы.

Отлучение раньше 1 -1,5 лет возможно, как плановое, так и экстренное, и для этого, как правило, бывают свои веские основания: госпитализация мамы, необходимость принимать лекарства, несовместимые с кормлением ребенка, ситуации в семье, требующие отъезда матери и другие непредвиденные обстоятельства.

Слишком быстро

Прежде всего, очень важно определить, насколько готова конкретная пара мама-малыш к завершению грудного вскармливания. Готовность маминого организма определить легко. Главный показатель — как наполняется грудь молоком во время длительного (до 12-24 часов) перерыва в прикладываниях малыша. Если мама несколько часов не кормила своего ребенка, и ее грудь при этом не наполняется до неприятных ощущений и не нуждается в сцеживании, то мама готова.

Читайте также:  С какого возраста можно давать сахар ребенку?

Что касается малыша, то считается, что ребенок готов, если у него в день осталось лишь 1-3 прикладывания и при этом он не сосет соски (пустышки, бутылки), ручки, игрушки, тряпочки, одежду, нижнюю губку и прочее. Во всех остальных случаях надо постепенно сократить количество прикладываний до 1-3 в сутки и только потом делать последний шаг.

Если малышу уже исполнилось 1,5 года, можно попробовать подготовить его к отлучению постепенно. На это у деткам старше полутора лет требуется хотя бы месяца два. Плавное отлучение состоит из нескольких этапов, каждый из которых может занимать около 1-2 недель.

  • Сократите прикладывания во время бодрствования малыша, уберите «прикладывания от скуки». Не провоцируйте малыша: не переодевайтесь при нем, не ходите в нижнем белье, не сидите в присутствии ребенка без дела.
  • Укладывайте ребенка на дневной сон без прикладывания к груди.
  • Далее убирайте вечерние засыпания под грудью. Вначале забирайте грудь у малыша, если он насосавшись заснул, но еще держит ее во ротике.

Утром вставайте раньше ребенка. Отвлекайте на посторонние вещи, предлагайте поиграть, посмотреть в окошко. В один прекрасный день малыш просто забудет утром приложиться к груди.

В постепенном процессе отлучения от груди самое важное — не торопить события и действовать по правилу «шаг вперед, два назад». Тогда ваше отлучение пройдет плавно и безболезненно.

Слишком радикально

Среди мам до сих пор практикуются крайне травмирующие способы отлучения дитя от груди — «перетягивание груди», прием препаратов, подавляющих лактацию, смазывание сосков зеленкой или горчицей, уход из дома на сутки-двое/выходные. В итоге, это приводит к нарушению гормонального фона, лактостазам и даже маститам у мам и серьезным психологическим травмам у детей. Для ребенка отлучение — очень непростой период в жизни, и мама должна обязательно быть рядом, компенсируя отсутствие груди своим вниманием, лаской и заботой.

Важно также учесть, что время отлучения от груди не должно совпасть с отпуском, переездом, выходом мамы на работу или малыша в детский сад, появлением в доме няни, прорезыванием зубов у ребенка, заболеванием малыша. В этом случае лучше отлучить ребенка за 2-3 месяца до планируемого события, либо через 2-3 месяца после.
Прекращение грудного вскармливания не должно проходить одновременно с отселением малыша в отдельную кроватку, тем более комнату. С этим лучше подождать 3-4 месяца. И еще один фактор, на который стоит обратить внимание — это психоэмоциональное состояние малыша. Если у него сейчас трудный период, он бунтует или часто капризничает, с отлучением также лучше немного подождать.

Слишком опасно

Что делать, если…

При сокращении количества дневных прикладываний, ночные прикладывания на какое-то время могут стать более продолжительными и частыми. Если через пару недель ситуация не изменится, это, скорее всего, значит, что ребенку пока трудно смириться с такими ограничениями. В такой ситуации с отлучением бывает лучше подождать.

Когда малыш начинает посасывать свой пальчик, нижнюю губку или что-нибудь еще, эти симптомы нельзя игнорировать. Ваш ребенок пока еще не готов к прекращению грудного вскармливания. Более того, такое поведение малыша говорит о том, что ему очень тяжело смириться с происходящими переменами, он очень страдает внутренне. И если не отнестись с пониманием к такому тихому протесту маленького человечка, это может серьезно отразиться на нервной системе малыша в будущем.

…малыш сам отказался от молока до года

Это нельзя расценить, как физиологичное событие. Многие мамы хватаются за подобный шанс без проблем завершить грудное вскармливание. Однако может оказаться, что ребенок еще не совсем готов к отлучению, и есть важные причины, которые могут спровоцировать такое поведение: прорезывание зубов, повышенная температура тела, инфекция верхних дыхательных путей, воспаление ушей, больно двигать челюстями, заложенность носа, боли в горле, раны, бактериальные, грибковые инфекции в рту и другое. Ребенка стоит немедленно показать педиатру.

Ссылка на основную публикацию