Пищевое поведение в 2 – 4 года
2 – 4 года. Почему ребенок ест неохотно
Примерно с 2 до 4 лет многие дети отказываются от незнакомой еды, требуют одни и те же блюда каждый день.
- 2 – 4 года. Почему ребенок ест неохотно
- Как создать здоровые пищевые привычки ребенка
- Как вызвать интерес к еде у ребенка
- После 4 лет. Как приучить ребенка к здоровому питанию
- Как научить ребенка правильно вести себя за столом
- Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом
Причины такого поведения могут быть разными.
1) Согласно одной из теорий, это нормальное поведение человека, имеющее эволюционные корни: новая еда могла означать опасность, поэтому у нас присутствует инстинкт отрицания незнакомой пищи. Как правило, он размывается к 4 – 5 годам, но иногда сохраняется и во взрослом возрасте.
2) Отказываясь от еды, ребенок заявляет свои права на собственный выбор и проверяет рамки возможного в общении со взрослым.
3) Ребенок не может сосредоточиться на еде, так как вокруг много отвлекающих факторов: игрушки, телевизор или что-то еще.
4) Малыш усвоил неправильные пищевые привычки, и его интерес к незнакомой еде угас:
4.1. его могли кормить, когда он не был голоден;
4.2. его торопили во время еды;
4.3. его запугивали, если он плохо ел;
4.4. его слишком много уговаривали и развлекали во время еды;
4.5. его оставляли одного во время трапезы;
4.6. его кормили с ложки, когда он хотел держать ее сам;
4.7. его кормили под мультики, песни или ролевые игры.
5) Иногда ребенок отказывается от еды, потому что ему не нравится текстура, цвет или запах продукта. У него могут храниться воспоминания о том, что его кормили тем же самым, когда он был болен.
Как создать здоровые пищевые привычки ребенка
У ребенка есть инстинкт, позволяющий выбирать ту пищу, которая ему необходима. Задача родителя — предложить маленькому гурману достаточный выбор здоровой и сбалансированной еды и создать окружение, которое настроит малыша на прием пищи.
Если вам действительно важно изменить пищевые привычки ребенка — выделите на это время, подготовьтесь к этому процессу и относитесь к нему как к серьезной работе. Однако будьте реалистами: малыш дошкольного возраста, как правило, не готов пробовать слишком много новой пищи, он «дорастет» до этого не раньше 4 – 5 лет.
- Дождитесь, пока ребенок сам попросит еды. Конечно, это на несколько дней внесет сумбур в ваш распорядок дня, но такая мера необходима для того, чтобы ваш маленький нехочуха начал с охотой есть.
- Садитесь за стол вместе с ним. Если время обеда подошло, а малыш все еще не просит кушать, садитесь сами и начинайте с аппетитом есть. Телевизор, телефон и планшет сейчас отвлекать от еды не должны. Если ребенок захочет присоединиться к вам, усаживайте его рядом и покормите.
- Ешьте всей семьей. Не меньше одного раза в день по будням и не меньше двух раз в выходные садитесь есть все вместе. Ребенок перенимает пищевые привычки у взрослых. Если его постоянно кормят в одиночестве, он не может разобраться, как нужно есть, как вести себя за столом, какой разной может быть пища.
- Поощряйте его самостоятельность. Уже с 10 – 12 месяцев малыш готов есть ложкой сам. Теперь он самостоятельно решает, сколько принимать пищи, как и с какой скоростью, как долго жевать или сосать еду, наслаждаясь вкусом, нюхать и разглядывать содержимое тарелки.
- Транслируйте ценность еды. Кладите небольшие порции, чтобы стимулировать ребенка просить добавку.
- Не поощряйте малыша за еду, не обещайте ему мультики, сказку или игрушку за то, что он все съест. Еда сама по себе должна стать удовольствием для ребенка.
- Предлагайте новую еду многократно: ребенку нужно привыкнуть к ней. Однако кладите этот незнакомый продукт не на тарелку малыша, а на стол, чтобы не вызвать протест. Не давайте ему сразу большое количество новой еды: достаточно одного кусочка.
- Если вы хотите познакомить малыша с новыми продуктами, не готовьте пищу целиком из них: пусть в еде будут и знакомые ему ингредиенты.
- Кладите в тарелку небольшое количество еды. Порция для ребенка равна половине взрослой.
- Выбор еды не должен быть слишком большим. Не предлагайте малышу самому придумать, что он хочет на обед. Достаточно сказать, что его порция на столе.
Поначалу выполнение этих инструкций может сбить привычный режим вашего дня, но в результате малыш будет готов самостоятельно питаться за общим столом. Потерпите немного, и вы оцените, насколько это удобно — и для него, и для взрослых.
- Не запрещайте полностью «вредные» продукты — иначе ребенок перестанет считать их едой и будет видеть в них недоступное удовольствие.
- Не заставляйте малыша есть полезный продукт, от которого тот настойчиво отказывается, — он перестает воспринимать его как пищу. Как показывает исследование, 72 % людей, которых заставляли в детстве есть определенные полезные блюда, полностью исключили их из своего рациона во взрослой жизни.
- Если вы заставили малыша есть против его воли, не хвалите его за то, что он «справился со своей задачей». Это приводит к неприятным последствиям: послушные дети перестают есть из-за того, что они испытывают голод, и начинают использовать еду для других целей. Съеденная пища оказывается способом заслужить похвалу мамы и испытать таким образом удовольствие. И в своей взрослой жизни они будут обращаться к еде, чтобы утешить себя в состоянии стресса или грусти.
Как вызвать интерес к еде у ребенка
После 4 лет. Как приучить ребенка к здоровому питанию
Согласно данным исследований, ребенок начинает осознавать понятие «здоровая еда» в возрасте около 4 лет. Это происходит, только если родители объяснили ему, что это такое, причем как можно раньше, в 2 – 3 года, а то и в годик. И тогда уже в возрасте 4 – 5 лет дети могут самостоятельно делать «здоровый» выбор.
1) Подайте ребенку пример. Самым лучшим примером для малыша является его семья. Если мама хотя бы раз в несколько дней готовит вкусный здоровый ужин, папа приносит домой свежие фрукты и овощи, а бабушка показывает внучке, как варить суп, то ребенок получает навыки здорового пищевого поведения.
2) Не кладите в еду много сахара или специй. Ребенок открывает естественный вкус каждого продукта и ощущает такие вкусовые оттенки, которые взрослый не способен различить. Конечно, со временем малыш должен знакомиться с самыми разными блюдами, но сейчас лучше избегать резких вкусов.
3) Присмотритесь к собственному рациону. Пусть семейная трапеза не будет плохим примером для юного гурмана. Привыкайте есть меньше жареного, больше блюд, приготовленных на пару или тушеных. Включайте в диету овощные и фруктовые салаты. Откажитесь от вредных полуфабрикатов и алкоголя. Старайтесь закупаться продовольствием не на месяц, а на неделю.
4) Готовьте вместе с детьми. Учите их мастерству приготовления любой еды — от каши до пирога. Пусть малыш всего лишь насыплет стаканчик муки в миску — этого уже будет достаточно для начала.
5) Придумывайте игры про еду. С помощью игры можно познакомить ребенка с тем, какие продукты полезны для него, а какие — нет. Вы можете придумать целый мир, в котором будут жить любопытные персонажи. Используйте свое воображение!
6) Пусть десертами станут только блюда из натуральных ингредиентов — фруктовые пюре и салаты, пудинги и т. д.
7) Не пугайте малыша категорическими запретами. Мягко объясняйте и старайтесь переключать внимание ребенка в те моменты, когда он слишком активно требует что-то вредное.
Как научить ребенка правильно вести себя за столом
Как преодолеть детские капризы за столом, создать здоровую иерархию в семье, научить ребенка нормам поведения и семейным ритуалам?Уже в 2 – 3 года кроха может начать капризничать, скандалить, уходить из-за стола, где собралась вся семья, без разрешения и игнорировать другие запреты. Как найти общий язык с маленьким бунтарем и научить его правилам поведения?
- Выработайте единую позицию. Чтобы изменить эту ситуацию, взрослым, включая бабушку, необходимо договориться о единых требованиях и общем подходе к воспитанию ребенка.
- Среди договоренностей должны быть правила поведения за столом. Будут ли малыша кормить отдельно или он ест вместе со всеми? Как реагировать, если он пытается уйти из-за стола?
- Важно показать ребенку семейные правила на собственном примере. Можно комбинировать разные подходы: завтрак, обед и полдник — в легком режиме, ужин — все вместе и в общении. В этой ситуации малыш сам захочет посидеть со всеми подольше.
- Совместные трапезы со взрослыми — важный ритуал, показывающий малышу его место в семейной иерархии. Ситуация, в которой трехлетний ребенок питается отдельно от всех, — это путь к побегам из-за стола. Малыш привыкает к тому, что у него свой режим и ритуал питания и только от него зависит, когда начать и когда закончить. Но если ребенка включить в круг семьи, ему будет проще обучиться правильному поведению за столом. Особенно если перед ним, как и перед остальными, лежит салфетка и ему разрешают пить из стеклянного стакана, как взрослому.
Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом
Когда дома существуют четкие правила поведения, внутри которых у малыша есть определенная свобода, кухня перестает быть местом, где ребенку нужно что-то доказывать родителям. В понятно организованной иерархической структуре он чувствует себя комфортно и безопасно: четко знает, где его место, и понимает, что решение всех трудных вопросов возьмут на себя взрослые.
Что делать, если ребенок отказывается от прикорма?
Как приучить ребенка к прикорму?
- Основные правила введения прикорма
- Схема введения прикорма: что сначала, что потом
- Таблица введения прикорма детям первого года жизни
- Вводим прикорм. Что делать, если.
После нескольких месяцев кормления грудью или смесью, когда мама и ребенок “притерлись” друг к другу, наступает период введения новых продуктов малышу. Это необходимо для пополнения запасов его организма нужными питательными веществами, правильного роста и развития, тренировки глотания и жевания, а вместе с этим — и речевой мускулатуры.
На этом этапе у родителей возникает немало трудностей, вопросов и споров с родственниками о том, как правильно вводить прикорм. Как часто врач-педиатр слышит от родителей, что малыш выплевывает новую пищу, зажимает рот, отворачивается. Как же ввести принципиально новую растительную и животную пищу безопасно, грамотно и с максимальной пользой? Постараюсь ответить на самые животрепещущие вопросы.
Основные правила введения прикорма
Под прикормом для ребенка понимают все продукты, кроме грудного молока и детских молочных смесей. С таблицей введения прикорма можно ознакомиться ниже.
Сроки введения прикорма: с 4 до 7,5 месяцев, в так называемое окно толерантности, когда у ребенка появляется интерес, потребность и возможности получать новую пищу. Если не ввести прикорм в это время, то потом архисложно приучить малыша к твердой пище. Оптимально начать в 4,5-5 месяцев. Если вы видите, что ваш ребенок еще не готов проглатывать полугустую пищу, давится ею — можете отложить введение прикорма на 2-4 недели. Возможно, вашему малышу требуется чуть больше времени для созревания этой функции.
Продукты прикорма желательно вводить в первой половине дня, чтобы в оставшееся время проследить за изменениями здоровья ребенка.
Это всегда должен быть монопродукт, т.к. нам необходимо понимать, на какой продукт у ребенка развилась непереносимость или аллергия. Микс из продуктов мы введем позже, во втором полугодии жизни.
Вводите прикорм постепенно. Мы знакомим ребенка не только с принципиально новым продуктом, но и с новой консистенцией пищи. Я рекомендую вводить вначале ½ чайной ложки, до кормления грудным молоком или смесью, на второй день 1 ч. л., на 3-й день — 2 ч. л., затем по нарастающей 3 — 4 — 6 — 8 — 10. чайных ложек и так далее. Доводим объем до 130-140 мл овощного пюре или каши.
Даем прикорм в одно и то же время. Если малыш устает раньше, чем съедает такой объем, разделите его на 2-3 приема. Позже, когда он будет готов, вы соберете это в одно кормление. Второй прикорм можно вводить смелее и быстрее.
Режим кормления продуктами прикорма приближаем к ясельному: 8.00 — 9.00 — 10.00 = завтрак, 12.00 — 13.00 = обед, 16.00 — 17.00 = полдник, 19.00 — 20.00 = ужин.
Кормим с ложечки, приучаем малыша проталкивать еду язычком, проглатывать ее и не давиться. Иногда малышу требуется 10–15 и даже 20 раз попробовать новый продукт, прежде чем он распробует его. Продолжайте предлагать малышу продукт, проявляя терпение. Это очень важный момент: мы настойчиво предлагаем ребенку сначала пробовать новый продукт, а лишь затем съедать его.
Вводим прикорм на фоне полного здоровья. В случае вакцинации за 3-4 дня до нее, в день вакцинации и 3-4 дня после — новых продуктов не даем, чтобы избежать наслоения пищевой аллергии на вакцинальный процесс.
С началом прикорма начинаем давать ребенку воду. Это нужно для профилактики запоров. Некоторые врачи рекомендуют параллельно давать малышу пробиотики для более гладкого усвоения новой пищи.
Схема введения прикорма: что сначала, что потом
Раньше первым блюдом прикорма были фруктовое пюре и сок. В настоящее время практикуется введение сначала овощей или каши, т.к. после фруктов овощи “буксуют”. Есть две основные схемы введения прикорма:
- Овощи — каши — фрукты — сок.
- Каши — овощи — фрукты — сок.
Но нет никаких однозначных шаблонов. Есть малыш с его личными особенностями. Можно после овощей ввести фруктовое пюре. И потом использовать его как бонус, добавляя в “буксующий” продукт. Возможны и индивидуальные схемы, которые подбирает врач в нетипичных ситуациях.
Овощное пюре вводится первым, если у ребенка все хорошо с весом или есть склонность к запорам. Сначала вводим белые или зеленые овощи: кабачок, патиссон, цветную капусту или брокколи. Выбираем, что ребенку больше по вкусу.
Разберем на примере брокколи. На 5-6-й день от начала введения данного пюре вводим растительное масло (подсолнечное, оливковое или кукурузное, рекомендуется менять периодически). Начинаем с нескольких капель и доводим до ½ ч. ложки. Если производитель добавляет в баночку с пюре растительное масло, то нам добавлять его не требуется.
С 7-8-го дня добавляем в брокколи кабачок. И дальше продолжаем наращивать объем пюре до нужной нормы. Если малыш хорошо переносит брокколи, а потом и кабачок, то можно еще через 5-6 дней подмешивать в пюре цветную капусту. В итоге на выходе у вас три введенных продукта и разнообразие блюд. Вы можете давать сегодня брокколи, завтра цветную капусту, а послезавтра — кабачок.
Можно добавлять на первых порах в овощное пюре немного грудного молока или смеси, чтобы ребенок чувствовал родной и знакомый запах и вкус.
Если малыш маловесный — начинаем с введения каш. Принцип постепенности остается тем же. Первыми вводятся безглютеновые каши — греча, рис, кукуруза. Покупаем безмолочную кашу. Когда вы убедились в хорошей переносимости злака, можно кормить молочной кашей на коровьем или козьем молоке.
Таблица введения прикорма детям первого года жизни
Наименование продуктов и блюд (г, мл) | Возраст (мес.) | ||||||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Овощное пюре | 10-150 | 170 | 180 | 200 | |||||
Молочная каша | 10-150 | 150 | 180 | 200 | |||||
Фруктовое пюре | 5-60 | 70 | 80 | 90-100 | |||||
Фруктовый сок | 5-60 | 70 | 80 | 90-100 | |||||
Творог | 10-40 | 40 | 40 | 50 | |||||
Желток, шт. | – | 0,25 | 0,5 | 0,5 | |||||
Мясное пюре (не ранее 5,5 мес.) | 5-30 | 30 | 50 | 60-70 | |||||
Рыбное пюре | – | – | 5-30 | 30-60 | |||||
Кефир и др. кисломолочные напитки | – | – | 200 | 200 | |||||
Сухари, печенье | – | 3-5 | 5 | 10-15 | |||||
Хлеб пшеничный | – | – | 5 | 10 | |||||
Растительное масло | 1-3 | 5 | 5 | 6 | |||||
Сливочное масло | 1-4 | 4 | 5 | 6 |
–>
Вводим прикорм. Что делать, если.
Что делать, если ребенок активно бастует против, например, каши?
Я рекомендую рецепт, который называю “китайской кухней”. Мы, взрослые, готовим курицу с черносливом, утку в апельсинах или свинину с ананасами. Так же и малышу мы можем смешать ингредиенты с тем продуктом, который он любит, например, с яблочком, грушей или черносливом.
Недавно я получила очередную благодарность в мессенджере от мамы моей 7-месячной пациентки. Накануне она жаловалась на то, что ее дочь ни под каким соусом не желает даже попробовать мясной фарш. А он очень необходим ей в рационе, т.к. имеется угроза развития анемии. “Ваш рецепт „китайской кухни“ сделал свое дело! Вчера она съела телятину с грушей, а потом телятину с кашей. Она ест понемногу, поэтому даем суточную норму мяса за несколько раз. А сегодня съела кабачок с мясом и грушей. Так что спасибо вам огромное! Процесс пошел. И на ночь дали кашу, просыпалась кушать уже два раза за ночь вместо трех. Огромное спасибо!”
Ребенок наотрез отказывается есть какой-то продукт, что делать?
Тут могут быть два варианта: либо ему плохо от этого продукта и лучше от него отказаться, либо стоит отложить его введение на пару недель и вернуться к этому вопросу попозже.
После введения прикорма у моего ребенка изменился стул, он стал гуще, коричневым и более зловонным. Что это означает?
Это нормальное явление. Поменялся характер пищи, следовательно, изменилась и микрофлора в кишечнике и ферменты.
Мне кажется, ребенок недоедает.
В возрасте после полугода прибавка в весе может быть незначительной (+100–350 г за месяц), особенно это характерно для детей на грудном вскармливании. Если малыш хорошо себя чувствует, продолжает развиваться моторно и интеллектуально, то ему вполне хватает еды.
Овощное пюре лучше давать из баночек или готовить самим?
Если у вас есть желание и вы уверены в происхождении и безопасности овощей, то можете кормить ребенка пищей собственного приготовления. Я считаю, что на первых порах все же лучше давать баночное питание, т.к. оно очень хорошо гомогенизировано. Официальная точка зрения: в питании детей до года целесообразно использовать продукты прикорма промышленного производства, т.к. они гарантируют химическую и микробиологическую безопасность, сбалансированный состав в соответствии с возрастными особенностями жевательного аппарата ребенка и его пищеварительной системы, а также нужную степень измельчения.
Какого производителя детского питания порекомендуете?
Я советую попробовать пюре и каши разных производителей и понаблюдать за ребенком. Вы увидите его предпочтения, он даст вам это понять. Тогда и будете кормить продукцией данного производителя.
В заключение хочу добавить, что пищевые привычки формируются с детства. Если вы будете кормить малыша вместе со всей семьей, у него будет больше интереса и мотивации принять новые продукты. Но если вы приучите его есть соленое, сладкое, углеводное, фастфудное и т.п., то он быстро освоит эту модель пищевого поведения.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Отказ от прикорма
Многие родители с волнением ждут периода введения прикорма, так как связывают его с очередным этапом в развитии малыша, его взрослением и появлением новых навыков. У большинства обычно уже есть четкий план действий: когда вводить прикорм, с чего начать, сколько давать. И это абсолютно правильно, ведь своевременное введение прикорма с включением в рацион ребенка всех необходимых продуктов является залогом его дальнейшего успешного развития.
Но далеко не всегда желания родителей совпадают с потребностями или возможностями ребенка. К сожалению, иногда именно в этот период у родителей появляется много проблем и разочарований, среди которых самой частой является отказ ребенка от пркиорма.
С чем это может быть связано?
Давайте попытаемся вместе разобраться в некоторых причинах такого состояния.
Можно выделить 2 группы причин: организационные и медицинские.
Организационные причины
- Прикорм начат рано
Нет точной цифры, когда нужно вводить прикорм, так как этот процесс очень индивидуален и зависит от общей зрелости ребенка и его готовности усваивать новую и густую пищу. Точно известно, что не стоит вводить прикорм ранее 4-х мес. Важно, чтобы к моменту введения прикорма у ребенка угас рефлекс выталкивания ложки, были развиты пищевой интерес и способность глотания густой пищи. Раннее введение прикорма может спровоцировать поперхивания, испугать ребенка и задержать его дальнейший интерес к новой еде.
Можно временно отложить введение прикорма на более позднее время
- Прикорм начат поздно
Введение прикорма после 6 -7 мес считается поздним. Многие дети – консерваторы, и чем позднее вводится прикорм, тем они более осторожно относятся к новой еде, неохотно ее принимают, предпочитая ей привычную мамину грудь или бутылочку со смесью.
Стараться регулярно предлагать ребенку новые продукты, развивая в нем пищевой интерес, брать его с собой за стол во время семейных трапез, разрешать ему брать еду руками из вашей тарелки и т.д.
- Стремление накормить ребенка любой ценой
Самая большая ошибка родителей – это стремление накормить ребенка во чтобы то ни стало. Когда родители знают норму потребления тех или иных продуктов (что правильно), это часто играет над ними злую шутку: они пытаются насильно дать ребенку именно это количество еды, не учитывая индивидуальные потребности малыша. Насилие во время еды недопустимо, так именно оно в дальнейшем может привести к стойкому нарушению пищевого поведения вплоть до полного отказа ребенка от еды или к очень сильной избирательности в еде.
Полностью исключить любое насилие во время еды. К насилию, например, относятся: кормление с завязанными руками, кормление из шприца, кормление под мультики/с игрушками/ гаджетами.
Очень важно кормить ребенка в спокойной обстановке, без всякого отвлечения от еды. Если малыш отказывается от еды, то его нужно спокойно высадить из-за стола до следующего приема еды (через 3-3.5 часа), не предлагая при этом никаких перекусов в этот интервал.
- Наличие перекусов между едой.
Это одна из основных причин отказа от прикорма.
При сниженном аппетите ребенка или его отказе от еды в основные приемы, родители стараются накормить его «хоть чем-то» в перерывах. Но пресловутое «пусть съест хоть что-нибудь» приводит к новой проблеме: малыш ест и требует только сладкое или только очень ограниченное количество продуктов (печенье, творожки, фруктовые паучи, сушки и т.д).
Ребенку, отказывающемуся от прикорма, не следует давать никаких перекусов между едой, даже если он поел совсем мало или вовсе отказался от еды.
Ребенку можно и нужно разрешать не доедать положенную ему порцию.
Если ребенок не выражает желания поесть, то можно даже пропустить кормление (и не одно!),
Важно не бояться ребенка оставить голодным: гораздо хуже закрепить в нем привычку к сладким перекусам, избирательности и отказу от «нормальной» еды. В последствие это может привести к нарушению пищевого поведения и стать огромной проблемой для родителей.
- Отсутствие разнообразия в еде, в т.ч. в ее консистенции и внешнем виде.
Иногда родители бояться расширять рацион ребенка и неделями дают ребенку одну и ту же кашу или овощи. Нередко малыш получает еду прямо из баночки детского питания. Такая монотонность в еде, отсутствие разнообразия вкусов и консистенции точно не повышает аппетит ребенка и снижает пищевой интерес малыша.
Важно регулярно знакомить ребенка с новыми вкусами и каждые 5-7 дней вводить в его рацион новый продукт.
Также, не следует давать пищу прямо из баночки, а лучше выложить питание в красивую тарелочку.
Важно периодически предлагать ребенку и разную консистенцию блюда: делать его то более жидким, то более густым, для того, чтобы вывить предпочтения малыша.
Имеет значение и температура блюда: оно не должно быть слишком горячим или очень холодным.
Важно помнить, что у ребенка есть свои индивидуальные предпочтения к вкусу, консистенции и температуре блюда .
Медицинские причины
Ребенок может отказываться от прикорма при наличии у него каких-либо проблем со здоровьем, например:
- Ребенок болен или заболевает
При начале любого инфекционного заболевания у малыша может снижаться аппетит.
Не нужно настаивать на прикорме. В этот период ребенка важно поить простой водой, чаще предлагать грудь или давать только молочную смесь по желанию малыша.
- У ребенка режутся зубы
Сильная боль при прорезывании зубов может очень беспокоить ребенка и также привести к полному отказу от густой пищи.
Не настаивать на прикорме. В этот период давать ребенку по его желанию только жидкую пищу (грудное молоко, смесь, жидкие каши).
- Ребенку проведена накануне вакцинация
В течение нескольких дней после вакцинации у ребенка может быть легкое недомогание и повышение температуры, что может привести к снижению аппетита и отказу от прикорма
Не настаивать на прикорме, а давать только жидкую пищу по желанию ребенка
- У ребенка есть проблемы с пищеварением, которые вызывают у него общий дискомфорт во время или после еды (запор, боли в животе, повышенный метеоризм, срыгивания, ферментная недостаточность, в том числе лактазная)
Важно проконсультироваться со специалистом, выяснить причину имеющихся жалоб, провести диагностику и соответствующее лечение.
- У ребенка есть неврологические проблемы, ему трудно глотать густую пищу.
Провести консультацию со специалистом.
Дорогие родители, важно помнить, что еда – это не просто калории, но и наше уважение к ребенку, его потребностям и желаниям. Еда не должна быть культом и сверхзадачей, а должна доставлять радость и удовольствие для формирования у ребенка здорового пищевого поведения.
Лукоянова Ольга Леонидовна
Д.м.н., ведущий научный сотрудник лаборатории питания здорового и больного ребенка ФГАУ «НМИЦ Здоровья детей» Минздрава России
Что делать, если ребёнок плохо ест прикорм? 4 важных совета от психолога
Нередко новоиспечённые мамы жалуются подругам и специалистам, что ребёнок не хочет есть прикорм, от пюре отворачивается, кашку вообще выплёвывает. В результате любая попытки накормить кроху взрослой пищей превращается в настоящее сражение, которое заканчивается обоюдным стрессом.
А начиналось всё, казалось бы, очень стандартно. Малышу исполнилось полгода, у него имеется первый зуб – пора вводить прикорм, переходя от маминого молока либо смеси к более взрослому рациону: различным крупам, пюре из овощей и фруктов.
Введение прикорма – важный этап в жизни каждого младенца, поэтому неудивительно, что родители воспринимают отказ от новых продуктов с тревогой и огорчением. Советы специалистов помогут понять, как следует вести себя матери, чтобы ребёнок стал кушать кашу и пюре.
Новое питание в жизни ребёнка
Основная пища ребёнка до полугодовалого возраста – грудное молочко либо молочная смесь. Ещё один вариант – смешанный рацион, совмещающий оба вида питания. Смысл прикорма заключается в том, что ребёнка переводят на традиционное меню в тот момент, когда его ЖКТ готов к перевариванию взрослых продуктов.
Приобщение малыша к прикорму происходит крайне осторожно, поскольку его пищеварительный тракт уже привык к молоку или смеси. Если родители хотят избежать кишечных колик, поноса и прочих проблем, необходимо знать оптимальный возраст для введения новых продуктов и соблюдать принципы перехода на взрослую пищу.
Физиологические параметры готовности
Следует уточнить, что подобные сроки в 6 месяцев считаются достаточно условными. Всякий ребёнок «созревает» сугубо индивидуально и в собственном темпе.
Желудочно-кишечный тракт одних детей отличается зрелостью уже в полугодовалом возрасте, пищеварительная система других ребятишек и в 7 месяцев не справляется с новыми продуктами. Если предлагать незнакомую пищу в тот момент, когда детский организм не готов к ней, ребёнок попросту откажется от прикорма. Вот почему так важно знать принципы физиологической готовности.
младенец может сидеть, держать ложечку в ладошке. Важность этих умений в том, что малыш должен непосредственно участвовать в самом процессе. А для этого нужно уметь принимать полувертикальное положение, держать ложечку в руке и доносить её до рта;
- рефлекс выталкивания пищи угасает. В полугодовалом возрасте рефлексивные действия, которые побуждают малыша выталкивать язычком твёрдые пищевые комки, начинают угасать. Значит, ребёнок уже способен потреблять что-то другое, нежели жидкие молоко и смеси. Если же кашка или пюре выталкивается обратно либо наблюдается рвота, детский организм к прикорму не готов;
- нормальные реакции желудочно-кишечного тракта. Если при введении новых блюд наблюдаются болезненные ощущения в животе, диарея, метеоризм, следовательно, пищеварительная система малыша не созрела в достаточной степени для подобных экспериментов. Особенно подобные признаки необходимо отмечать, если ребёнку исполнилось только 5 месяцев.
Психологические параметры готовности
Помимо физиологической готовности, должна присутствовать и заинтересованность малыша в новой пище. Если ребёнок будет проявлять явный интерес к взрослому столу, стремление пробовать незнакомые продукты, можно говорить о психоэмоциональной готовности к прикорму. В такой ситуации дети не станут отказываться от еды, напротив, дегустация новых продуктов будет проходить в максимально доброжелательной атмосфере. Психологи называют это явление «пищевым интересом».
Психологическая готовность к прикармливанию формируется одинаково и у естественников, и у малышей, питающихся смесью. Понять, что ребёнок эмоционально готов к введению в рацион незнакомых блюд, можно по нескольким признакам:
- младенец демонстрирует явную заинтересованность взрослой пищей. Сидя на коленях у матери за обеденным столом, тянет ручки к содержимому тарелок и отправляет его к себе в рот;
- ребёнок недоволен, если ему не дают взрослое блюдо. Причём речь здесь идёт о продуктах, а не о сопутствующих столовых принадлежностях. Некоторые дети могут попросту хотеть поиграть с вилкой или разорвать на части салфетку;
- малыш всячески стремится заполучить взрослую пищу. Даже если мама отвлекает его игрушкой, ярким предметом, грудным молоком, он снова и снова настаивает на своём желании попробовать понравившуюся еду.
Почему ребёнок плохо ест прикорм?
Исходя из факторов готовности малыша к изменению рациона, можно установить и объяснить основные причины нежелания ребёнка пробовать и съедать новые продукты:
чрезмерно раннее прикармливание (до четырёхмесячного возраста), когда у малыша ещё не выделяются пищеварительные ферменты, которые помогают усваивать взрослую пищу;
- если ребёнок 8 месяцев не хочет кушать прикорм, возможно, у него ещё сохранился младенческий рефлекс выталкивания, который не позволяет воспринимать твёрдую пищу;
- малышу неинтересны новые продукты, потому что родители не высаживали его рядом с собой, не показывали, насколько приятен вкус взрослых блюд;
- при введении нового блюда малыш плохо себя чувствовал, у него резались зубки, болел животик, была повышенная температура и прочие симптомы какого-либо недомогания;
- если мама будет заставлять (пусть даже из благих побуждений) кушать прикорм, ребёнок может в итоге отказаться от новых продуктов, или же у него сформируется отрицательное отношение к процессу приёма пищи;
- ещё одна возможная причина – негативный первый пищевой опыт. К примеру, овощная пюрешка оказалась горьковатой или кисловатой, или же каша получилась слишком густой.
Особенности введения прикорма при разных типах вскармливания
Естественно, имеются некоторые отличия в развитии пищеварительной системы детей в зависимости от того, искусственник ли малыш или он питается материнским молоком. Нужно ли вводить прикорм раньше, если ребёнок кушает смесь? Поговорим об этом подробнее.
Грудное вскармливание
Представим ситуацию, когда ребёнок, находящийся на естественном вскармливании, не хочет кушать овощное пюре или гречневую кашку. Что делать маме в подобной ситуации? На самом деле, никаких особых усилий прикладывать не нужно.
Двенадцатимесячный ребёнок 75 % всех питательных компонентов получает только из материнского молока и лишь 25 % – из взрослой пищи. По данным некоторых исследований, малыш младше 8 месяцев может получать все нужные вещества из грудного молочка. Таким образом, кормление грудью покрывает большинство потребностей детей до года.
Так что эксперты по ГВ советуют тем мамам, чьи малыши в восемь месяцев плохо кушают прикорм, успокоиться, не нервничать и действовать согласно обстоятельствам. Кроха любит только кабачковое пюре? Пусть пока его и ест. Отказывается от мясных деликатесов? Попробуйте вернуться к ним через некоторое время.
Таким образом, возраст полугода – это начальный и приблизительный период введения новых продуктов в детский рацион. Грудной ребёнок приобщится к полноценному взрослому столу только после годовалого возраста. И это совершенно естественно, если, конечно, мама сохраняет грудное вскармливание.
Искусственное вскармливание
Разумеется, материнское молоко более ценное по всем основным параметрам, чем искусственная смесь. Но современным производителям удалось разработать столь адаптированные «суррогаты», что они максимально близко приблизились по составу к натуральному продукту.
Таким образом, специалисты по кормлению младенцев убеждены, что и в случае искусственного питания заменитель грудного молочка сможет прослужить основным источником нужных веществ для полноценного развития ребёнка также до 12-месячного возраста.
Специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют вводить новые продукты при искусственном варианте кормления ориентировочно в 6 месяцев (в 5 или 7 месяцев). До этого дети, которые получают качественную адаптированную смесь, в прочей пище не нуждаются.
Правила введения прикорма
Вопрос, что делать, если ребёнок не ест прикорм, может и не возникнуть, если предупредить развитие нежелательных явлений. Для этого необходимо знать главные правила введения прикорма в рацион младенца.
Ориентируйтесь на ребёнка
Меньше обращайте внимание на советы знакомых и родственников. Конечно, у бабушек и тётушек имеется опыт в уходе за своими детьми, но здесь ключевое слово именно «свои». Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю.
Если возникают какие-либо вопросы, лучше обратиться к педиатру. Он расскажет о нормах, но одновременно укажет и на особенности малыша. Мамина интуиция и опытность лечащего доктора – залог успешности введения первого прикорма.
Прикармливайте только здорового ребёнка
Нельзя дегустировать новые продукты, если малыш недомогает. Высокая температура, лихорадочное состояние, вирусные инфекции, режущиеся зубки, дисбактериоз, период до или после вакцинации – все эти факторы плохо совмещаются с введением прикорма.
Если пренебречь этим фактором, то малыш подсознательно может связать новый продукт со своим болезненным состоянием. К тому же детский организм и так находится в стрессе, поскольку вынужден сопротивляться болезни. Как результат – привыкание существенно затянется.
Давайте понемногу
Любой незнакомый продукт необходимо давать ребёнку в очень небольшом количестве, чтобы избежать негативных реакций со стороны желудочно-кишечного тракта или возникновения аллергии.
Подобная осторожность крайне важна, поскольку маленький человечек впервые пробует новую пищу. Неизвестно, как его организм отнесётся к безвредному, казалось бы, яблоку либо кабачку.
Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев. За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту.
Откажитесь от насилия
Заставить ребёнка есть – крайне вредная и непродуктивная родительская тактика. Нельзя упорствовать, вводя прикорм, поскольку так можно сформировать неправильное пищевое поведение с ранних лет.
С другой стороны, питание малыша должно быть разнообразным, поэтому важно отличать обычную капризность от неприязни к конкретному продукту. В первом случае стоит попробовать вновь предложить пюре или кашу через некоторое время.
Вводите каждый раз по одному продукту
Всякий раз следует знакомить младенца только с одним новым продуктом. Это так называемый принцип монокомпонентности. Если вы даёте ребёнку овощное пюре, то нельзя смешивать кабачок и морковь. Сперва предлагается кабачок, а уже затем морковка.
Последовательное знакомство с продуктами помогает определять, как детский организм реагирует на тот или иной продукт. Если у малыша появится сыпь либо возникнет диарея, можно будет понять, что именно стало причиной нежелательных последствий.
Начинайте с «правильных» продуктов
Чаще всего первым вариантом прикорма становится овощное пюре. Но это если вес малыша соответствует возрастным показателям. В случае дефицита массы тела эксперты по кормлению рекомендуют давать блюда из злаков – различные виды каш.
Что делать, если ребёнок не ест прикорм?
Итак, общепринятые принципы введения прикорма понятны. Но как же вести себя родителям, если ребёнок отказывается от прикорма и всячески демонстрирует неодобрение желанию мамы познакомить его с новыми продуктами?
О том, как приучить малыша к незнакомым блюдам, рассказывают многие источники. Мы выбрали самые действенные и популярные способы:
Старайтесь развивать заинтересованность ребёнка в новой пище. Для этого его необходимо усаживать за семейный стол, давать понемногу то, чем трапезничают взрослые домочадцы. Конечно, предлагаемая пища должна соответствовать возрасту крохи.
- Предлагайте новые продукты проголодавшемуся младенцу. Ребёнок, который только что плотно пообедал маминым молоком или смесью, не захочет пробовать что-то другое. А вот после продолжительного гуляния, подвижных игр у крохи разыграется аппетит, чем и можно воспользоваться.
- Если малыш не хочет кушать готовые баночные пюре, попробуйте сделать прикорм самостоятельно. Первые детские блюда готовятся очень просто – достаточно в течение четверти часа проварить овощи (или приготовить на пару), а затем измельчить с помощью блендера.
- Всегда ищите альтернативу непонравившемуся малышу блюду. Если ребёнок отказывается от кабачка, предлагайте брокколи. Если же не пришёлся по вкусу творог, давайте кефир. Младенцу, который не любит мясо, предлагайте больше белковых продуктов – творога или рыбы.
Решение распространённых проблем
Детям требуется определённое количество времени на привыкание к незнакомым прежде продуктам. Этот процесс часто затягивается или сопровождается некоторыми проблемами, о самых распространённых трудностях мы расскажем подробнее.
Малыш не хочет есть с ложки
Знакомство с твёрдыми продуктами происходит с применением ложки. Чаще всего для прикорма приобретают специальные пластмассовые приспособления, которые отличаются лёгкостью и привлекательным внешним видом.
Чтобы проблем со столовыми приборами и прикормом не возникло, многие мамы дают водичку с ложки, отказываясь от использования бутылочки (речь в данном случае идёт об естественниках). Сначала в дело идёт кофейная ложечка, а затем – чайная.
Если ребёнок категорически не ест с ложки, разрешите ему пробовать брать еду ручками. А как только он пристрастится к прикорму, давайте в ладошку столовый прибор. Разумеется, о чистоте на время можно будет позабыть, однако формирование полезной привычки в данном случае намного важнее.
Ребёнок не хочет есть кашу или овощное пюре
Овощная пюрешка может не понравиться ребёнку из-за пресного вкуса, но излишне подслащивать её не следует, иначе в дальнейшем маленький человечек станет отказываться от любых несладких блюд.
То же самое относится и к кашам, которые обычно вводятся после овощных ингредиентов. Самые популярные крупы – гречка, рис или кукуруза. Варят каши для младенцев на воде, избегая добавления коровьего молока и сахарного песка.
Не забывайте, что прикармливание – не замена материнского молока или адаптированной смеси, а добавка к прежнему типу детского питания. Как уже было сказано, до года детское меню будет только на 25 % состоять из прикорма. Поэтому не переживайте, а набирайтесь терпения.
Советы психолога
Перейдём от медицинских рекомендаций к психологическим. Специалисты советуют не зацикливаться на процессе, а воспринимать его как ещё один этап взросления ребёнка. В конце концов, не будет же малыш и в три года кушать исключительно молоко!
О чём ещё следует помнить родителям?
- Нельзя наказывать малыша за перевёрнутую чашу или измазанное кашей лицо. Младенец ещё моторно неловок, поэтому аккуратность ему несвойственна. К тому же излишняя мамина принципиальность может негативно сказаться на пищевом интересе ребёнка.
- Не заставляйте своё чадо есть, но одновременно старайтесь разнообразить детское меню, грамотно предлагая различные блюда. Чрезмерная избирательность в продуктах чревата будущими капризами или воспитанием малоежки.
- Приобретайте яркие столовые принадлежности. Пусть на тарелках, кружках будут изображены любимые младенческие мультяшные персонажи. Ложечки также должны быть привлекающими внимание маленького едока.
Таким образом, введение прикорма требует от родителей максимум внимания и одновременно спокойствия. Не стоит переживать, если, допустим, ребёнок в 8 месяцев не ест гречневую кашу или тыквенное пюре. До годика основным блюдом для малыша является мамино молоко или смесь.
Главная задача родителей в течение второго полугодья жизни младенца – знакомить его с новыми продуктами, поощрять пищевой интерес. Через некоторое время кроха перейдёт к обычному семейному рациону и будет с удовольствием уплетать мамины кулинарные шедевры.
Что делать, если ребенок не хочет есть прикорм и отказывается от каши, как приучить
Если ребенок не хочет есть прикорм, не стоит расстраиваться. На это есть несколько причин, и при правильном подходе, родители легко могут исправить ситуацию. Отказ от прикорма не стоит воспринимать, как признак психологического или физического недомогания малыша. О патологии такое поведение не свидетельствует. Так в чем причина отказа, и как ввести прикорм, если есть его малыш никак не хочет?
В чем разница между грудным и искусственным вскармливанием
Если ребенок ест мамино молоко, то прикорм ему вводят не раньше 6 месяцев. Но существуют и другие варианты питания:
- Искусственное.
- Смешанное.
Смесь к прикорму не имеет никакого отношения. Это «заменитель» маминого молока, который ребенок ест на протяжении определенного периода времени. Если малыш изначально находится на искусственном вскармливании, то прикорм ему вводят раньше.
Смешанное вскармливание подразумевает использование как молока, так и смеси. Такой вариант питания выбирают, когда у матери есть молоко, но его недостаточно. Чтобы ребенок полноценно питался, его «подкармливают» смесью.
Разница между прикормом и основным питанием заключается в следующем:
- смесь или молоко матери – это основа питания;
- прикорм – дополнение, своеобразный источник новых вкусовых ощущений, полезных веществ и микроэлементов.
Внимание! Каши не могут расцениваться, как замена смеси или молоку, они считаются прикормом, но вводить их рекомендуется постепенно.
Когда стоит вводить прикорм
Есть несколько способов, позволяющих понять, что малыш готов к введению прикорма, распознать это можно по поведению ребенка:
- Охотно соглашается попробовать любую незнакомую пищу и тянет ручки к взрослым блюдам.
- Ест новую пищу без криков и скандалов и не отказывается попробовать прикорм.
- Малыш не испытывает проблем с желудком, у него нет вирусных или простудных заболеваний, в этот момент не режутся зубки.
Психологи различают два вида готовности ребенка к введению прикорма:
- психологическую;
- физиологическую.
Если говорить о психологии, то морально малыш должен быть готов попробовать новую еду. Если ребенок не хочет есть предлагаемые блюда, то нет смысла его заставлять это делать. Что касается физиологии, то степень готовности принять прикорм можно обсудить с педиатром, он поможет прояснить ситуацию.
Физиологические параметры готовности
Это оценка общего состояния ребенка, способности органов ЖКТ принять новую пищу, адекватно на это отреагировать и переварить полученный продукт.
Малыш готов есть новую, взрослую еду, если:
- Нет признаков воспалительного или инфекционного заболевания.
- Нет проблем с пищеварением, нормальный стул на протяжении недели.
- У него нормальная температура тела.
- Нет высыпаний на кожных покровах.
- У него не прорезаются зубы в этот момент.
При всем этом малыш хорошо ест, не отказывается от бутылочки, у него нет проблем со сном. Вес ребенка не меньше 6,5 килограмм, по развитию он не отстает от сверстников. В таком случае можно сказать, что кроха готов есть прикорм, его органы пищеварения способны адекватно отреагировать на поступление новых продуктов.
Психологические параметры готовности
Если грудничок усиленно старается что-нибудь схватить со стола и положить себе в ротик, то речь идет о том, что он готов попробовать новые блюда. Психологическая готовность – это любопытство малыша, желание разнообразить рацион и попробовать что-то новое.
Если ребенок психологически не готов есть новую пищу, то он, как правило:
- отказывается от незнакомой еды;
- закатывает истерики при каждом кормлении;
- отдает предпочтение бутылочке или маминой груди.
Основные причины отказа малыша от прикорма
Когда ребенок не хочет есть прикорм, на это есть несколько причин:
- Организм вырабатывает недостаточное количество пищевых ферментов, в результате чего возникают проблемы с желудком.
- Дети отказываются есть еще и потому, что первый опыт знакомства с новой пищей связан с негативными впечатлениями.
- Просто неприятен вкус нового блюда, по этой причине малыш и не желает его пробовать.
Внимание! Если ребенок выплевывает пищу, не ест, то велика вероятность, что он не может ее проглотить. Это рефлекс, ничего странного в таком поведении нет. Если ребенок плохо глотает или не глотает пищу вовсе, то не стоит заставлять его это делать.
Рефлекторное отторжение твердой пищи проходит самостоятельно, не требует проведения каких-либо процедур, от родителей требуется только терпение и понимание.
С чего начинать первый прикорм
Многие родители начинают давать малышу кашу, но такой прикорм имеет свои особенности:
- Не рекомендуется прикармливать кашами малыша, который имеет большой вес, в таком случае предпочтение отдается фруктам.
- Крупы тяжело перевариваются, по этой причине не стоит злоупотреблять различными кашами. На начальном этапе лучше давать манку, овсянку, приготовленные не на молоке, а на смеси.
Лактоза тяжело переваривается, по этой причине готовьте кашу не на молоке, а на смеси, которую даете малышу в качестве основного питания. Кормить кашей младенца не стоит в том случае, если ему еще не исполнилось 5-6 месяцев. Давать такой прикорм в 3-4 месяца – слишком рано. На этом этапе лучше отдать предпочтение фруктовым пюре.
Некоторые родители начинают прикармливать младенца соком, такое решение вполне оправданно, поскольку позволяет понять, готов ли организм к нововведениям.
Практические рекомендации
Если решили приучить малыша к прикорму, то стоит следовать нескольким правилам. Это поможет привыкнуть к нововведениям и значительно снизит степень давления на организм крохи.
Прикармливать можно только здорового ребенка
Вводить новые продукты, начинать давать напитки, сок и даже компот можно только в том случае, если малыш чувствует себя отлично. Когда у него есть признаки недомогания, от прикорма стоит отказаться, пусть нововведения подождут. Если младенец чувствует себя плохо или мама заподозрила у него вирус, инфекцию, простуду или даже банальный насморк – прикорм откладывают на неопределенный срок, до тех пор, пока состояние здоровья не стабилизируется.
Для начала – маленькая дозировка
Не торопитесь, поскольку спешка тут не поможет. Вводить прикорм нужно постепенно, это позволит организму малыша привыкнуть к новой пище.
- Дайте попробовать ложку новой пищи.
- Оцените реакцию ребенка на блюдо.
- Если малыш откажется, то не заставляйте.
Если заставлять ребенка есть прикорм, то это приведет к негативным ассоциациям. Насилие желательно исключить, но можно прибегнуть к маленьким хитростям. На начальном этапе отвлекайте ребенка, это поможет переключить его внимание.
Введение новой пищи до приема основной еды
Если малыш будет сыт, то ему не нужен никакой прикорм, он откажется от еды или закатит истерику.
Чтобы этого избежать, педиатры рекомендуют:
- давать прикорм до основного питания;
- предлагать воду после приема пищи;
- отказаться от сока, если решили ввести новый продукт.
Сок в большом количестве может спровоцировать проблемы с желудком, чтобы этого избежать, отдайте предпочтение чистой, теплой воде.
Организм должен получать достаточное количество жидкости, поскольку вода участвует в процессах пищеварения, а ее нехватка может привести к недостаточной выработке пищеварительных ферментов.
Попав в желудок, жидкость уменьшает его объем, а это значит, что малыш съест меньше, поэтому употребление жидкости проводят в промежуток между кормлениями.
Никакого насилия
В отношении детей насилие не действительно по нескольким причинам. Но маленькие хитрости, к которым часто прибегают родители, сложно охарактеризовать таким термином.
Что можно сделать с малышом, чтобы он стал есть новую еду:
- Отвлечь любым доступным способом.
- Настоять на своем мнении.
- Прибегнуть к шантажу, если он действует.
Когда мама или папа решит настоять на своем – это сложно назвать насилием. Попробуйте предложить крохе новую пищу, если он откажется, то повторите процедуру. Остановиться стоит в том случае, если ребенок готов закатить истерику, негативные эмоции не принесут пользы.
Монокомпонентность
Рацион ребенка должен быть разнообразным. Не стоит изо дня в день предлагать блюдо, которое не понравилось малышу. Постарайтесь проявить фантазию и накормить ребенка чем-то интересным и вкусным.
Введение прикорма – это важный период в жизни каждой семьи, но не стоит зацикливаться на проблеме. Если ребенок отказывается от новой пищи – не торопитесь. Предложите ему еду, если получите отказ, то сделайте перерыв в 3-4 дня, потом повторите попытку.
Сколько должен есть ребенок: режим питания
Автор статьи: Анастасия Ломакина, нутрициолог и повар
Ночной кошмар всех бабушек, мам и даже некоторых пап: малыш, который еще недавно бодро уплетал мамино молоко и детскую кашу, категорически отказывается пробовать мясо, кефир или творог, каждый прием пищи превращается в битву, ребенок плохо набирает вес. Знакомо?
Во-первых, не паникуйте. Около половины* родителей здоровых малышей сталкиваются с трудностями с кормлением ребенка, а среди детей с особенностями развития эта проблема распространена еще больше.
Что делать, если ребенок не хочет есть прикорм, отказывается от овощей, или не ест кашу? И почему это происходит? Что и сколько должен кушать ребенок? Рассказываем по порядку.
Почему ребенок отказывается от еды?
Давайте разберемся с самой больной для мам темой — почему малыш плохо ест.
- Проблемы со здоровьем. Прорезывание зубов, стоматит, воспаления ЖКТ, простуда — частые причины отказа детей от еды. Если малыш заболел, не кормите его насильно. Организм в этот период направляет свои силы на борьбу с заболеванием, а еще защищает печень — главный орган, очищающий тело от токсинов. Когда ребенок выздоровеет, аппетит вернется. Главное, давайте ему побольше воды, чтобы избежать обезвоживания.
- Переживания, стрессы. Ссоры и новые этапы в жизни также могут лишить малыша аппетита.
- Сезонные колебания. Летом у всех нас слегка снижен аппетит, дети — не исключение.
- Переутомление и недостаток сна тоже плохо влияют на аппетит. Скорректируйте режим дня ребенка, и все наладится.
Дети — наши «зеркала». Малыши внимательно наблюдают, что мы едим, и наш рацион постепенно становится для них нормой. Хотите кормить ребенка определенными продуктами? Пусть они всегда будут на вашем столе.
Некоторые дети едят лишь ограниченный, привычный набор продуктов, например, макароны, творог, яблоки и куриную грудку. Хорошие новости: в принципе, в этом нет ничего страшного, пока ваш ребенок получает достаточно микро и макроэлементов с питанием. Некоторые родители склонны преувеличивать масштабы проблемы. Попробуйте вести пищевой дневник ребенка в течение пары недель, и вы убедитесь что его рацион шире а объем пищи больше, чем вам казалось.
Но если малыш отказывается от целых пищевых групп: молочных продуктов, мяса, овощей или каш – это действительно может стать проблемой. Немного скорректировать ситуацию помогут молочные напитки для детей от 12 месяцев: они содержат необходимый набор витаминов и микроэлементов. Но расширять рацион все равно придется, ведь подобное пищевое поведение может привести к проблемам со здоровьем. Например, в одном из исследований было установлено, что дети, которые едят недостаточно овощей, имеют сниженный уровень витамина С**, в другом утверждается что дети, недополучающие овощей и фруктов в среднем потребляют больше калорий в день, чем их сверстники.***
Плохая новость: запаситесь терпением, возможно, это надолго. Большинство детей перерастает неофобию в 5-6 лет, но в некоторых случаях она может сохраняться и до подросткового возраста.
Присоединяйтесь к Nutriclub
Спасибо, что Вы уже с нами!
Присоединяйтесь к Nutriclub
Вступите в Nutriclub и получайте персональные скидки и акции, актуальные статьи о развитии ребенка или беременности от наших экспертов
Что такое пищевая неофобия?
Точно не известно, но, скорее всего, это эволюционный механизм, который помогал выжить нашим доисторическим предкам. Благодаря критическому отношению к незнакомым продуктам они избегали ядовитой или испорченной пищи.
Как отличить чувство голода от аппетита
Чтобы отличить чувство голода от аппетита, спросите проголодавшегося ребенка, хочет ли он есть, и он, не задумываясь, ответит: «Да!», а не голодный обычно уточняет: «Смотря что».
Условно, голод от аппетита можно отличить так: все, что находится выше диафрагмы (душевные переживания, мысли о еде, «воспоминания» вкусовых рецепторов) — это аппетит, а все, что ниже (ощущения в желудке, слабость в ногах) — это голод.
А как понять, голоден ли малыш, который еще не умеет говорить? Помните главное: голодным по собственному капризу ребенок не будет никогда. Если малыш хочет есть, он даст вам об этом знать плачем или жестами.
Как наладить правильное питание ребенка?
Сколько должен съедать ребенок – дело субъективное, важно прислушиваться к желаниям вашего малыша. Забудьте про «общество чистых тарелок». Сегодня нет никакой необходимости доедать все до последней крошки, ребенок всегда может поесть позже или добрать необходимое в следующий прием пищи.
Не стоит также во чтобы то ни стало заставлять ребенка съесть продукт, который ему категорически не нравится. В конце концов, миллионы людей в мире вообще не едят гречку или творог, оставаясь здоровыми и даже весьма упитанными.
Помните, что ребенок всегда берет пример с родителей, поэтому в первую очередь, наладьте свое питание. Если вы питаетесь бутербродами с докторской на бегу, не рассчитывайте что малыш станет поклонником рыбы и брокколи на пару. Постарайтесь не кормить ребенка отдельно, пусть он ест вместе со всей семьей за общим столом, даже если он только начал пробовать прикорм.
Не превращайте кормление в спектакль: ребенок не должен есть под мультики, не предлагайте ему сладости за то что он хорошо поест, не нужно отвлекающих маневров. Конечно, в краткосрочной перспективе это работает, но может вызвать серьезные последствия, вплоть до нарушений пищевого поведения, в дальнейшем.
Золотое правило, которое стоит запомнить все родителям: мы отвечаем за то, что, когда и где ребенок ест, а вот сколько есть и есть ли вообще – это зона ответственности ребенка, позвольте решать ему самому, даже если ему всего один год.
Как улучшить аппетит ребёнка?
Не стоит заставлять ребенка есть то, что ему не нравится. Иначе у него будет не только стойкое неприятие этого продукта на всю жизнь, но и в целом появится нелюбовь к еде.
Вот что поможет улучшить аппетит вашего малыша:
— положительные эмоции во время еды: отвлекитесь от всех проблем, уберите телефон и наслаждайтесь процессом;
— аппетитная и вкусно приготовленная еда;
— хотя бы раз в неделю собирайтесь на большие семейные трапезы, наслаждайтесь хорошей компанией и вкусной едой. У малыша закрепится ассоциация: еда — приятное занятие в кругу родных людей;
— избегайте перекусов в промежутках между приемами пищи, дайте ребенку проголодаться;
— недоеденная порция — не повод для расстройства.
Как расширить питание ребенка?
Если вы приняли решение расширить меню, существует два основных пути.
1. Проявите некоторую настойчивость
Не идите на поводу у малыша. Если он отказывается от всего, что вы приготовили на ужин, не спешите готовить ему что-то другое или давать вместо ужина печенье с конфетами. Продолжайте мягко, но настойчиво предлагать здоровую и сбалансированную еду, даже если обычно он от нее отказывается. В каждый прием пищи включите хотя бы одно блюдо, которое нравится ребенку, чтобы он не уходил из-за стола голодным.
Сколько кушает ваш малыш в день? Проанализируйте количество перекусов в рационе – возможно ребенок добирает недостающие калории кефиром, фруктовыми пюре и сушками в промежутках между приемами пищи. Спланируйте режим питания (завтрак, обед, ужин, полдник и 1-2 низкокалорийных перекуса). Кормите малыша, по возможности, в одно и то же время и в одинаковой обстановке. В промежутках предлагайте ему только воду.
Избегайте сладостей между приемами пищи, если хотите дать ребенку здоровый десерт, делайте это только после обеда или ужина. Маленькие дети демонстрируют «природную» тягу к сладкому. Сладкий вкус они распознают быстрее остальных, иногда оказывается достаточно всего несколько раз дать малышу попробовать блюдо с добавленным сахаром, чтобы он начал отказываться от полезных овощей и каш. А ведь привычка к сладкому – не самая хорошая привычка. Избыток «быстрых» углеводов повышает нагрузку на инсулярный аппарат поджелудочной железы и увеличивает риск избыточного веса.
2. Да здравствует разнообразие!
Готовьте много и разнообразно, например, если ребенок отказывается от рассыпчатой гречки с молоком, предложите ему ту же гречку, но на воде и хорошо разваренную. Экспериментируйте – пробуйте разные виды круп, добавляйте к ним разные фрукты и овощи в виде пюре или кусочками, растительное или сливочное масло. Не хочет есть куриный суп – попробуйте фрикадельки и пр. Рацион ребенка должен состоять из жиров, белков и углеводов. Если малыш недоедает белков или жиров, он закономерно будет требовать сладостей, которые дают ему быструю энергию, но не принесут организму пользы. Состав жиров в рационе должен быть разнообразным, полезны как растительные, так и животные жиры. А еще предлагайте малышу орехи, семечки, авокадо — кладезь ценных микроэлементов и растительных белков.
Во время основных приемов пищи готовьте 3-4 разных блюда, что-нибудь из этого разнообразия наверняка понравится ребенку. Не давите на малыша, но продолжайте предлагать ему продукт в разных видах. Порой родителям нужно предпринять 6 – 8 – 10 терпеливых попыток, прежде чем малыш поймет: а ведь это и правда неплохо! Главное – терпение и выдержка, и никакого насилия.
Позвольте ребенку есть руками, некоторые дети предпочитают питаться именно так. Нарежьте брусочками отварное мясо, слегка приваренные или сырые овощи и фрукты, чтобы ребенку было удобно взять их в руку.
Когда кроха чуть подрастет, учите его распознавать чувство сытости и голода: почаще интересуйтесь не голоден ли он, не урчит ли животик? Если голоден, узнайте чего бы малышу хотелось съесть, пусть попробует ответить сам, не подсказывайте и не торопите его. После еды поинтересуйтесь, наелся ли он или хочется чего-то еще. Никогда не торопите ребенка за столом, все дети едят с разной скоростью, некоторым требуется больше времени, чтобы почувствовать сигналы сытости.
Но помните, что это довольно дорогой и трудозатратный способ наладить рацион ребенка. Если у вас в семье никто не любит готовить или на это просто нет времени, вряд ли вы долго продержитесь.
Если вы подозреваете, что отказ от еды является признаком заболевания, или если у малыша наблюдаются проблемы со стороны ЖКТ, другие настораживающие симптомы, его вес ниже нормы – начните вести пищевой дневник, в который записывайте подробно все, что съел ребенок, время приема пищи, время появления симптомов, и как можно быстрее обратитесь к врачу.
Что делать, если у ребенка плохой аппетит?
Вы обеспокоены тем, что ваш ребенок может страдать от дефицита питательных веществ и витаминов с минералами? Давайте разберемся – действительно ли это проблема, и как ее решать.
Плохой ли аппетит?
Плохое питание или потеря аппетита у малышей – это частая проблема. Но давайте разберемся – действительно ли у ребенка плохой аппетит или он просто перешел из фазы активного роста в стадию стабилизации и его потребности в питательных веществах снизились. Самый активный рост ребенка происходит на первом году жизни – его рост и вес прогрессируют очень быстро: масса утраивается с рождения, рост – удваивается. Поэтому и аппетит малыша соответствует. Следующий скачок роста ожидаем в 4-5 лет, у некоторых позднее – ближе к 7 годам. Дети вырастают за один сезон на 4-5 см и более. Поэтому, в эти периоды, аппетит будет самым высоким. Во все остальное время он физиологически снижается, но родители упрямо продолжают сравнивать его с былыми временами.
После первого года, у малыша расширяется спектр активности, ему трудно усидеть на месте, он может есть на бегу, кусочничать, и во время обычного приема пищи ест хуже обычного. Поэтому, если ребенок здоров, он растет и прибавляет в весе по нормам, выглядит здоровым, активен и подвижен, пусть ест столько, сколько он хочет. Голодный ребенок всегда даст вам понять, что пора подкрепиться.
Что такое потеря или снижение аппетита?
Потеря аппетита – состояние, когда ребенок не голоден и не хочет ничего есть (хотя должен, он давно не ел). Если ребенок реально пропускает завтрак, не перекусывает вообще (ни печеньку, ни сок, ни йогурт), не хочет есть в обед или съедает буквально пару ложек – да, это снижение аппетита.
Причинами могут стать: прорезывание зубов, начало болезни (обычно простудной или кишечной инфекции), прием некоторых лекарств и даже витаминов, а также внешние факторы – в сильную жару аппетит обычно снижается. Однако, есть и другие причины потери аппетита у малышей:
- Стресс и депрессия: может быть много причин, объясняющих стресс вашего малыша. Вы переехали в новый дом? Он скучает по своим старым друзьям? Он начал посещать новый детский сад или школу? Слишком много строгих наказаний? При стрессе или депрессии вы можете обнаружить, что ваш ребенок стал замкнутым, малоактивным или может быть немного агрессивным, он высказывает тревожные мысли. Это может быть причиной внезапной потери аппетита у малышей.
- Любые проблемы со здоровьем: Ваш ребенок недавно заболел? Педиатр прописал ему какие-нибудь лекарства? После того, как ребенок заболевает, организм бросает все силы на борьбу с инфекцией, временно подавляя аппетит. Вашему малышу потребуется время, чтобы вернуться в нормальное состояние. Потеря аппетита во время выздоровления – нормальное явление. Постепенно расширяйте рацион, и через пару недель все придет в норму.
- Перекусы и напитки между приемами пищи: ваш ребенок много перекусывает или выпивает слишком много стаканов сока, сладких газировок между приемами пищи? Любая из этих двух привычек может объяснить его снижение аппетита во время основных приемов пищи.
- Физически неактивен: если ваш ребенок тратит все свое время и энергию на просмотр телевизора и игры на своем смартфоне – ему некуда расходовать энергию. Отсутствие физических упражнений также может повлиять на пищеварение и аппетит вашего малыша.
Когда обращаться за медицинской помощью?
Обратитесь за консультацией к педиатру в следующих ситуациях:
- Вы замечаете потерю веса у вашего ребенка без видимой причины.
- Если ваш ребенок не набрал вес в течение последних шести месяцев.
- Если ваш ребенок страдает от диареи или лихорадки.
- Если вашего ребенка рвет после каждого приема пищи.
Советы по привычкам питания малыша:
- Самое главное, что стоит запомнить родителям – никогда не заставлять ребенка есть, если он не хочет. Еда не должна ассоциироваться с негативными эмоциями и тем более – наказаниями и угрозами. Улучшения аппетита так не добиться, а вот пищевое расстройство или невроз может развиться очень легко.
- Категорически запрещено ругать ребенка за то, что он плохо ест, наказывать лишением лакомств и применять любые радикальные меры.
- Но и совсем баловать и устраивать «танцы с бубнами» вокруг капризничающего крохи не стоит. Не хочет кушать – убирайте тарелку и отправляйте нагуливать аппетит, но с одним условием. В период между завтраком и обедом никаких конфет, сока или других продуктов с сахаром. Если ребенок просит есть, сдвиньте время обеда. Никаких перекусов, только воду или несладкий компот, чтобы не перебивать аппетит. Такие меры работают в 80% случаев, мы сами часто портим аппетит детям лакомствами и доступными перекусами.
Несколько полезных советов, которые могут повысить аппетит вашего малыша:
- Нужно определиться с количеством пищи в порции. Наполните тарелку пищей, которую приготовили малышу и дайте ему съесть, сколько он сможет. Не заставляйте его доедать через силу. В течение недели вы сможете определить, сколько пищи в среднем съедает ребенок – это и есть его проция. В последующем давайте ему это точное количество и напомните, что, если ему нужно больше, он, безусловно, может попросить добавки. Это поможет вам избежать испорченной пищи и настроения, и ребенок научится доедать все на своей тарелке.
- Ограничение перекусов. Перекусывать нужно один-два в день (на второй завтрак и полдник). Не позволяйте ребенку перекусывать чаще, так как эта привычка перебивает аппетит.
- Избегайте кормления ложкой. Если ваш малыш достаточно взрослый, чтобы есть самому, никогда не кормите его ложкой. Если он голоден, он будет есть сам, принудительное кормление приведет к снижению аппетита.
- Ограничьте потребление молока и жидкости. Давайте малышу не более 2 стаканов молока (кефира, йогурта) в день. Молочные продукты содержат много калорий, а чрезмерное потребление может вызвать чувство сытости и потери аппетита у маленьких детей.
- Сделайте время обеда своим семейным временем. Сделайте время приема пищи приятным и веселым, чтобы ваш малыш с нетерпением ждал этого маленького события каждый день.
- Давайте разнообразные продукты. Если вы будете менять меню каждую неделю и добавлять больше блюд, это поможет вашему ребенку попробовать разные вкусы и ароматы. Плюс, это может помочь вам понять его предпочтения в еде