Что такое бэби театр?

Что такое бэби театр?

  • Что такое бэби театр?
  • Популярные спектакли
    • Путешествие в космос
    • Лесная сказка
    • Тайны океана
    • Сказка Реки

    Многие думают, что жизнь после появления детей ограничивается детскими площадками, садиком, детскими центрами и развивашками. Если вы так думаете, значит еще не слышали о бэби театре.

    Что такое бэби театр?

    Это новый формат семейного досуга, в котором дети наслаждаются живым общением вместо просмотра мультиков и игр на гаджетах. Они получают новые знания о мире, учатся сопереживать и принимать активное участие, чтобы помочь героям сказки.

    Это домашняя обстановка. 15-20 малышей вместе с мамами удобно располагаются на пледах и подушках. В зале нет сцены и стульев. Мягкий приглушенный свет не режет глаза и не пугает. Приятная музыка способствует знакомству ребенка с миром искусства. Бэби спектакли проходят в атмосфере доверия, дружбы и живого интереса со стороны маленьких непосед. Они ползают, ходят, трогают декорации шаловливыми ручонками и принимают участие в мероприятии.

    Представление чередуется с интерактивными играми, чтобы малыши не заскучали. Но каждая игра – это часть спектакля.

    Ребенок получает в руки реквизит, и его глаза загораются. Он готов действовать, например: построить свою ракету, почесать пузико киту, ловить рыбу, поливать цветы, накормить лягушку мухами, рисовать на волшебных планшетах светом, играть со светящимися медузами, отгонять акулу и многое другое.

    Бэби спектакли – живые. Актеры не играют на сцене, они рядом с детьми. Их действия наглядны, знакомы и понятны даже крохам. Насыщенный и динамичный спектакль со всеми интерактивами длится 40-50 минут, что не ударит по режиму вашего карапуза и не переутомит его!

    Каждый спектакль рассчитан на определенный детский возраст, поэтому дети в зале хорошо ладят с друг другом, а мамы и папы могут найти новых друзей.

    Сюжеты и герои бэби спектаклей добрые, познавательные и поучительные. Карапузы узнают, как важно слушать маму, раскроют все тайны подводного мира, увидят волшебное превращение гусеницы в бабочку или отправятся в захватывающее путешествие на другую планету.

    В бэби театре знают обо всех переживаниях и желаниях мам. Поэтому если малыш плохо себя чувствует, можно легко перенести посещение спектакля на другой день. Хочется запечатлеть карапуза – во время мероприятия работает профессиональный фотограф, который сделает для вас бесплатные детские и семейные фото. А на память об этом дне вы заберете с собой в подарок раскраску, чтобы дома с ребенком еще раз обсудить сказку.

    Бэби спектакли – это позитивные эмоции для всей семьи!

    Популярные спектакли

    Путешествие в космос

    Есть ли жизнь в космосе? Сколько звезд во вселенной? Как построить ракету и поймать настоящую комету? Ответы на эти и другие вопросы в уникальной постановке с настоящим световым шоу «Путешествие в космос».

    Ребят ждет захватывающая экспедиция к другим планетам. Они пролетят мимо ярких созвездий, увидят красочный рассвет, погуляют по другим планетам, порисуют светом и подружатся с космическими жителями. Бесплатная фотосессия и памятные подарочки не оставят равнодушными деток. Продолжительность полета 50 минут. Возраст космонавтов от 2,5 до 5 лет.

    Лесная сказка

    В спектакле «Лесная сказка» крошка-гусеница на большой лесной полянке мечтает научится летать. Какие приключения ее ждут на пути к мечте? Предлагаем ребятам от 8 месяцев до 2,5 лет присоединиться к гусеничке. Ведь попасть в настоящую сказку мечтают даже взрослые.

    Малыши будут выращивать цветы, соберут полные корзиночки грибов, спрячут мышку малышку от грозного филина, увидят красочную радугу, станцуют под необычным мыльно-пузырьковым дождем и сами превратятся в живописных бабочек. 40 минут пролетят незаметно и очень весело, ведь сидеть на одном месте не придётся! А фотографии и небольшие подарочки будут приятным сюрпризом и воспоминанием.

    Тайны океана

    «Интерактивный Бэби театр» представляет потрясающую интерактивную постановку «Тайны океана» для детей от 8 месяцев до трех лет.

    Ребятам предстоит окунуться в приключения с головой и стать главными героями сказки! Они попадут в настоящий шторм, погрузятся на дно океана, познакомятся с морскими обитателями: огромным добрым китом и озорной маленькой устрицей; поиграют с дельфинами-спасателями, соберут коллекцию красивых ракушек, увидят обворожительных светящихся медуз, потанцуют с весёлым раком-отшельником, спасут маленьких рыбок от грозной акулы и помогут любопытной черепашке найти домик.

    Продолжительность спектакля: 45 минут. Приятным сюрпризом станет небольшой фотосет с понравившимися героями и памятные подарочки.

    Сказка Реки

    Приглашаем детей от года до 3 лет на увлекательный интерактивный спектакль «Сказка реки». Тут танцующие рыбы, поющие стрекозы, потерявшиеся лягушата и настоящий рыбак!

    Весело и познавательно проведем время, научимся ловить рыбу, узнаем, что едят лягушки, подружимся с цаплей, запустим кораблики в плаванье, сфотографируемся на память и заберем небольшие сувениры домой. Продолжительность интерактива – 45 минут.

    Спектакли проходят на разных площадках в центре Москвы!

    Метро: Марьина роща, Новокузнецкая.

    Расписание сеансов и бронь билетов тут – u-skazki. com/performances

    Телефон +7 (499) 350-17-00

    Цена: от 850 до 950 рублей с человека, билеты необходимо приобретать как на ребенка, так и на взрослого.

    Увлекательнее гаджетов. Как работают актеры беби-театра

    Согласитесь, большинство культурных мероприятий рассчитано на семьи с детьми от трёх лет. А в песочнице на площадке эмоции переполняют прежде всего малышей. Логично, что в беби-театре вы действительно зарядитесь энергией детства, на время забудете, что вы взрослый, загруженный заботами человек.

    Объединяющая сила

    Идея театра для родителей с малышами полностью вписывается в концепцию здоровой дружной семьи. Ничто так не укрепляет, не объединяет её, как совместные положительные впечатления. Ребёнку крайне важно именно общее с родителями занятие. В беби-театре мама и папа проживают вместе с детьми то, что происходит на сцене. Поэтому и эмоциональная отдача у ребёнка больше.

    Такой коллективный опыт очень важен: все реагируют на сценическое действие одинаково и в то же время по-своему. Родители получают уникальную возможность увидеть себя и своих детей в новом свете. Ведь дети растут не только в мире их родителей, они видят вокруг себя огромный мир, который их привлекает. В театре малыши получают новый опыт общения.

    Беби-театр – не просто полезный досуг для всей семьи. Представление и реакция малыша дадут массу идей для совместного домашнего времяпрепровождения. Ведь многие молодые родители, воспитывая маленького ребёнка, не понимают, во что с ним поиграть, порой начинают подменять общение планшетом, мультфильмами, дорогущими развивающими играми.

    На самом деле всё гораздо проще. Ребёнку нужно обеспечить детство, полное не только материальных объектов. Создайте малышу особый мир, который он будет вспоминать как магический завораживающий калейдоскоп самых невероятных приключений и эмоций. А безграничное воображение для этого есть абсолютно у каждого ребёнка.

    В каждой квартире имеется ковёр, диванные подушки, стол, плед, стулья, фонарик, возможно, стремянка… Из этого можно построить и домик, и палатку, и корабль, и подводную лодку, и ракету. Нужно только чуть-чуть вдохновения и желания создать воображаемый мир, которые появляются после похода в беби-театр.

    Живая игра актёров, интересные яркие куклы и простые, но занимательные сюжеты театра для малышей – это намного интереснее любого, даже самого продвинутого гаджета.

    Для Европы беби-театр уже давно привычен. В нашей стране он воспринимается как что-то необычное. Многие родители просто не знают о его существовании за пределами столицы. Между тем отечественные беби-театры уже участвуют в фестивалях – например, во Владимире на базе областного театра кукол проводится Международный фестиваль «Малышок».

    Тем не менее, для большинства мам открытием становится то, что в театр можно пойти с годовалым малышом. Интерес к сценическому действию не появляется у ребёнка вдруг лет в пять. Приобщать его к миру театрального искусства нужно как можно раньше. Тогда малыш, а потом взрослый человек будет свободно чувствовать себя в этом удивительном мире, где можно придумывать, воображать, творить. В беби-театре у родителей появляется прекрасная возможность осознать, что маленький ребёнок – это уже личность с комплексом эмоций, реакций и желаний.

    Детскими глазами

    Беби-театры сейчас можно найти во многих городах России. Например, в Москве, Туле, Тольятти, Сургуте, Астрахани, Кемерове, Белгороде, Владимире и других. Здесь нет никаких жанровых ограничений: профессионалы с удовольствием используют и пластику, и музыку, и стихи, и сторителлинг. Театр делают детали, но они, как водится, решают всё. Любое представление должно быть адаптировано для восприятия малыша. Например, ребёнок не в состоянии уследить за двумя планами. Если на сцене начинается какое-то движение – света, актёра или декорации, оно должно завершиться, и только потом возможно начать следующее действие. Внимание ребёнка концентрируется не дольше чем на 15-20 минут, поэтому основное развитие сюжета должно уложиться в эти рамки. А спектакль в целом длится не дольше 30-35 минут.

    При постановке учитывается, что не все дети могут усидеть на месте. Поэтому представление обязательно насыщают интерактивом, чтобы задействовать маленьких зрителей.

    Малыши младше трёх лет и чуть старше могут воспринять театр даже без слов или на иностранном языке! Но понимают они представление своеобразно – как набор ярких картин, мини-сюжетов внутри действия. Дети запоминают ярких кукол, свои тактильные ощущения и эмоции.

    У них очень развитое воображение. Маленькие зрители без труда перевоплощаются в цветы, мышек или бабочек с минимальным реквизитом, чувствуя себя при этом полноправными героями сказки, которую смотрят. Но им важен качественный визуальный ряд, динамичный ритм, красочные, но не перегруженные деталями декорации и живые эмоции актёров. Те, кстати, играют на минимальном от детей расстоянии, поэтому не имеют права на неискренность и фальшь.

    Артисты беби-театра должны быть профессионалами, хотя со стороны может показаться, что всё там происходит легко и просто. Дети в зале не сидят рядами на своих местах, они могут свободно передвигаться по сценической площадке, а это создает для актёров определённые трудности. Значит, им нужно уметь быстро импровизировать и, не прерывая действия, наблюдать за реакцией этой сложной публики. Если нужно, успокаивать гиперактивных или ненавязчиво расшевелить стеснительных.

    В Нижегородской области есть единственный профессиональный беби-театр, он второй год работает на базе Дзержинского театра кукол. По словам директора театра кукол Галины Демахиной, одна из главных задач проекта – рассказывать внимательным и думающим родителям о беби-искусстве как о направлении настоящего, взрослого искусства. Профессионалы театра кукол понимают и учитывают нюансы, это позволяет адаптировать спектакль для восприятия самыми маленькими зрителями.

    Мнение эксперта

    Психолог Екатерина Чистякова, автор научных статей о театре и его психологической составляющей:

    «Время требует раннего развития детей, в том числе и в художественно-эстетическом плане. Сензитивный период развития детей наступает с одного года, а то и раньше. Начинается процесс психологического отделения от матери, а в три года формируется самосознание.

    Очень важно не упустить этот краткий период. Совсем не обязательно с пелёнок водить ребёнка на развивающие занятия, которые не всегда приносят пользу. Гораздо лучше и полезнее провести время в пространстве, которое одновременно дарит положительные эмоции, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет познавать этот мир каждой клеточкой тела.

    К тому же беби-театр – место, где любой взрослый может легально почувствовать себя ребёнком. Это помогает объединению семьи. Совместные позитивные эмоции сближают детей и родителей.

    В особом театре малыш познаёт этот мир тем способом, который ему в данный момент удобен: визуально, тактильно, на слух. Очень важно, что он может участвовать в представлении, пробуя себя в новых контактах с куклами и актёрами. Это новый опыт взаимодействия с миром.

    И что самое главное – этот опыт безопасен! В раннем возрасте малышу нужно познавать, исследовать окружающее пространство, чувствуя при этом опору за спиной.

    Стоит помнить, что внимание ребёнка в раннем возрасте очень быстро переключается, и даже сменяющееся действо может быстро ему наскучить, поэтому небольшая продолжительность спектакля подходит детям до трёх лет. А интерактивность представления позволяет ребёнку даже во время его постоянно менять занятие: наблюдать, участвовать или просто наслаждаться происходящим и заряжаться эмоциями, сидя у мамы на ручках. Беби-театр – хорошее семейное времяпрепровождение!»

    Театр для малышей: 12 лучших мест в Москве для самых маленьких зрителей

    Многие современные мамы уже знают, что фраза «театр начинается!» актуальна даже в самом юном возрасте. И мы с ними полностью согласны. Специалисты по раннему развитию говорят, что приучать ребенка к театральному искусству можно практически с пеленок. Если вы еще не знаете, какие спектакли для самых маленьких стоит посетить в Москве, чтобы получить максимум пользы и удовольствия, мы вам расскажем.

    Театр для малышей, конечно, отличается от своего старшего брата. Зрителям, едва научившимся сидеть, сложно в традиционном смысле «высидеть» целое представление. Поэтому в театре для малышей от одного года всегда можно ходить, говорить, петь и даже танцевать. А если зрители устанут, можно и полежать: многие театры для самых маленьких в Москве оборудованы удобными коврами, пледами и подушками. Но не стоит очень беспокоиться о том, что малыш устанет. Все представления в театре от 0 до 3 лет обычно длятся недолго и специально рассчитаны на еще не окрепшее детское внимание.

    Детские театры Москвы для малышей

    Интерактивный Бэби Театр

    «Интерактивный Бэби Театр» — это уютное пространство для самых юных зрителей, настоящая бэби-территория, где можно лежать, ползать, грызть печенье и делать прочие детские вещи. Сказку здесь можно буквально потрогать руками: в театре нет сцены как таковой, и действие разыгрывается прямо перед зрителями, которые располагаются на мягких пледах. Вместе с родителями, конечно же.

    «Бэби Театр» ставит интересные спектакли для малышей от года (некоторые даже с 8 месяцев). Актеры здесь много общаются с детьми и вовлекают их в театральную игру.

    В репертуаре театра есть спектакли с сюжетами о природе, например, «Лесная сказка», «Тайны океана», а также постановки по мотивам детских сказок: «Двенадцать месяцев», «Сказка про Умку» и другие. Все представления камерные и длятся не более 40—50 минут. Участвуют в них профессиональные детские артисты, которые умеют найти общий язык даже с самыми застенчивыми малышами.

    «Интерактивный Бэби Театр» организует детские спектакли для самых маленьких в Москве сразу на нескольких площадках и даже выезжает на мероприятия по заказу.

    Проект «Первый театр»

    Проект «Первый театр» создает интересные спектакли для детей от 1 года до 4 лет. Артисты театра специализируются на работе с малышами, которые еще не имеют никакого социального опыта и даже еще не говорят. Юных зрителей здесь знакомят с устройством окружающего мира. Например, в их репертуаре есть представления под названием «Вода» или «Первый снег», где дети получают интерактивный мокрый и снежный опыт соответственно. Для малышей от 3 лет театр также проводит уникальный пластический тренинг под названием «Чувство снега».

    По завершении спектаклей все зрители получают маленькие, но очень трогательные подарки — бережно завернутые кусочки того, что они только что увидели.

    Театр дает представления на разных площадках Москвы. При этом всегда выбирается уютное и безопасное место для малышей, в котором нет сцены и зрительного зала, а есть общее пространство игры и совместного творчества зрителей и актеров.

    Кукольный театр для малышей «Потешки»

    Кукольный театр для малышей «Потешки» представляет интерактивные спектакли по мотивам всеми любимых сказок. Для детей от 1 года театр предлагает самые простые спектакли «Теремок» и «Три поросенка».

    Среди спектаклей для малышей от двух лет в Москве стоит обратить внимание на сказки «Колобок», «Волк и козлята», «Гуси-Лебеди». Согласно мнению многих родителей маленьких зрителей, лучшие кукольные спектакли для детей 3—4 лет в театре «Потешки» — это «Красная Шапочка» и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

    Организаторы предлагают посетителям знакомиться с их сказками по нарастающей сложности. В самых простых спектаклях на сцене появляются только куклы, далее им помогают настоящие взрослые актеры. Представления здесь длятся 30—45 минут, в течение которых дети активно двигаются, поют, танцуют и подыгрывают артистам. Театр «Потешки» расположен на станции метро Площадь Ильича по адресу: ул. Библиотечная, д. 23.

    Бэби-театр «Персонажик»

    Милые и трогательные спектакли интерактивного бэби-театра «Персонажик» рассчитаны на зрителей от 8 месяцев до 6 лет. В репертуаре театра сейчас всего три представления: «Вязаная сказка», «Соловьенок» и «Мишуткин сон». Все сюжеты предполагают много разнообразных взаимодействий со зрителями, поэтому равнодушных к происходящему не остается. Во время представлений проходят бесплатные фотосессии. А по окончании все участники получают небольшие подарки.

    Сам театр находится в Зеленограде, но его артисты выезжают на различные мероприятия и показывают спектакли для маленьких детей в Москве.

    Бэби-театр — это одно из направлений деятельности взрослого театра-студии «Персонаж», поэтому все артисты — не случайные люди, а профессионалы своего дела.

    Проект «Вместе с мамой»

    Проект «Вместе с мамой» тоже славится своим детским театром для детей от одного года. Здесь организуются не только спектакли в традиционном понимании, но также разыгрываются сказки под музыку, проводятся книжные встречи, устраиваются концерты живой музыки — все для совместного приятного времяпрепровождения родителей и малышей.

    Спектакли для 2-летних детей здесь всегда включают в себя какой-то тактильный опыт: с водой, песком и другими материалами. Такие ощущения очень нравятся маленьким детям. А для малышей 3-х лет спектакли под живую музыку станут настоящим открытием. И родители не останутся равнодушными, слушая волшебную «Золушку» или «Спящую Красавицу» в исполнении профессионального актера под музыку из одноименного балета.

    Мероприятия проекта«Вместе с мамой» проходят на разных площадках Москвы.

    Московский театр кукол

    «Московский театр кукол» — один из лучших кукольных театров в Москве для самых маленьких. В театре действует целых три сцены и представлен огромный репертуар для юных любителей искусства. Здесь дают как вполне традиционные кукольные представления по мотивам всем известных детских сказок, так и демонстрируют оригинальные постановки для детей всех возрастов.

    Для малышей в возрасте 1+ организован оригинальный проект «Театр на ладошке» — это постановки о временах года, которые прекрасно подходят для первого знакомства детей с театральным искусством. Такие представления проходят в Малом зале театра и длятся 45 минут. В течение этого времени дети вместе с родителями принимают активное участие в действии.

    Среди лучших спектаклей для детей от 3 лет в Москве стоит назвать «Знаменитого Мойдодыра», «Гусенка», «Дюймовочку» и новогоднее представление «Школа снеговиков».

    Администрация театра настаивает на том, чтобы родители обращали внимание на рекомендуемый возраст для того, чтобы дети получили истинную пользу и удовольствие от посещения, так как кукольные спектакли для детей двух лет все же несколько отличаются от спектаклей для детей от трех лет и старше.

    «Московский театр кукол» расположен на станции метро Бауманская по адресу: ул. Спартаковская, дом 26/30. Билеты всегда нужно покупать заранее в кассах или на официальном сайте.

    Московский областной театр кукол

    «Московский областной театр кукол» для детей от трех лет ставит множество красивых и добрых спектаклей по мотивам русских народных сказок и советских мультфильмов. Репертуар театра складывался в течение долгих лет, и сегодня для каждого юного зрителя здесь найдется не одно представление по душе. В числе наиболее трогательных для самых маленьких: «Чудо-радуга», «Как Ежик и Медвежонок Новый год встречали», «Солнышко и снежные человечки», «Котенок по имени Гав».

    С эксклюзивными куклами на сцене работают заслуженные актеры. Каждый спектакль отмечен определенным возрастным ограничением, которое настоятельно советуют соблюдать. Представления в зависимости от сложности длятся от 30 до 50 минут.

    Расположен областной театр в Москве рядом с метро Таганская и Марксистская.

    Совместно с театральным проектом «Бэби Лэб» Московский областной театр кукол ставит музыкальный спектакль «Муха-Цокотуха», о котором стоит рассказать подробнее. Это оригинальное видение знаменитого произведения, в котором актеры рассказывают историю во время чаепития на необыкновенной кухне. Новые герои сказки появляются из самых неожиданных мест. Даже годовалые малыши с удовольствием участвуют в представлении: ловят паука, ищут комара, играют в оркестре на свадьбе мухи.

    Другие спектакли, созданные «Бэби Лэб», проходят на многих детских сценах Москвы. Этот проект организован энтузиастами-профессионалами в театральном искусстве и считается долгосрочной программой развития российского театра для самых маленьких.

    Московский детский театр марионеток

    «Московский детский театр марионеток» ставит сказочные детские спектакли для малышей от двух лет. В постановках этого знаменитого театра задействованы уникальные авторские куклы, которых вы не встретите ни в каком другом кукольном театре для самых маленьких зрителей.

    В числе самых популярных представлений у малышей: «Семеро козлят», «Гусенок», «Теремок для цветов». Лучшими спектаклями для детей 3 лет можно считать «Морозко» и «Чудо-доктор». Все представления поставлены по мотивам старых добрых сказок. Театр находится на станции метро Беговая по адресу: ул. Абельмановская, д. 17а.

    Интерактивный театр «Живая сказка»

    «Живая сказка» — еще один интерактивный театр для малышей от 2 лет. Актеры и зрители вместе участвуют в представлениях в дружеской и сказочной атмосфере камерного театра. Репертуар пока довольно скромный — всего четыре спектакля для малышей. В два года наиболее актуальны самые простые и добрые сказки, разыгранные с большим энтузиазмом профессионалами своего дела. А это в «Живой сказке» точно есть!

    Представления проходят в Центре культуры и искусства «Авангард» на станции метро Домодедовская. Но вполне возможно пригласить такой театр для детей 2-3 лет и на выездное представление. Это может стать отличной идеей для любого детского праздника.

    Детский театр «Комикс»

    Среди театров для малышей в Москве выделяется своей познавательной направленностью детский театр «Комикс». Спектаклям здесь предшествуют своеобразные ликбезы по теме представления. Они построены по принципу интерактивного диалога между актерами и зрителями. По ходу этих диалогов дети получают ответы на все те бесконечные почему, от которых порой так устают родители.

    Все программы «Комикса» очень интересны и познавательны. Каждому будет полезно посмотреть «Страну здоровья» — спектакль об осознанном отношении к своему здоровью и окружающему миру или «Помогай спешит на помощь» — о том, как вести себя в чрезвычайных ситуациях и на дорогах.

    Всего в репертуаре «Комикса» сейчас 5 спектаклей для детей от двух лет — все проходят в Москве в здании Москонцерта на станции метро Кузнецкий мост.

    Театральный проект «Снарк»

    Театральный проект «Снарк», строго говоря, не относится к специализированным театрам для детей 3-4 лет — это скорее место для всей семьи — но зрителям этой возрастной категории точно есть, что здесь посмотреть. И это не традиционные спектакли по мотивам русских народных сказок, а нечто более современное и оригинальное. Обратите внимание на спектакли «Ухти-пухти», «Мама Му и полный порядок», «Сказки детского мира» — это наиболее подходящий репертуар театра для детей от 3 лет.

    В Москве представления проходят на разных площадках города.

    Проект «Бэби Сцена»

    Обзор театров для детей был бы неполным, если бы мы не упомянули о проекте «Бэби Сцена». На базе этого проекта организуются представления, концерты, выставки и другие мероприятия, в которых принимают участие самые разные коллективы, в том числе и вышеупомянутые «Первый театр», театр «Снарк», «Бэби Лэб».

    Среди собственных постановок проекта знаковым можно назвать «Я делаю мир», где на глазах юных зрителей из бумажного листа рождается целый мир. Для детей от 2 лет детский театр предлагает интерактивную постановку «Сказки из маминой сумки» — здесь малыши познают окружающий мир вместе с крохотным новорождённым ежонком.

    Все мероприятия проекта проходят в различных культурных и семейных центрах, а летом иногда и на открытых площадках столицы. Отслеживать наиболее подходящие по времени и месту мероприятия удобно на сайте «Бэби сцены».

    В театр с пеленок

    Бэби-театр — это новое для нас театральное движение, где зрителями являются самые маленькие дети, которым раньше в театре были не очень рады. В здании Филармонии-2 в Олимпийской деревне — редкие для этих залов посетители, которые еще ходить не умеют, у входа — парковка из множества колясок. Маленькие зрители на маминых и папиных руках расходятся по спектаклям. Совсем крошечные пошли на «Серебряное дерево» — спектакль ирландского театра Acting Up!, где ирландская актриса на фоне сияющего серебряного дерева предлагает философскую и абстрактную притчу, в которой участвуют серебристые бабочки и прочие завораживающие детей объекты. Ребята от трех лет отправились на «Лебединое озеро» (Центр Мейерхольда и «Бэби Лаб») — спектакль с элементами балета, теневого театра, пантомимы, кукольного театра, где смешно, красиво, интересно и грустно одновременно и где после спектакля можно выйти на сцену и до упада швыряться резаной лапшой из бумаги. Дети от года пошли на «Круглый год» Красноярского театра кукол — чудесный бумажный спектакль, где две актрисы в бумажном шатре на глазах у детей превращали зиму в весну, весну в лето, лето в осень, предлагая малышам то бумажные снежинки, то листочки, то тюльпаны, которые те с изумлением и восторгом брали (хватало всем!).

    На спектаклях свободных мест не было, интерес публики к этому новому виду досуга очевиден. О том, что такое бэби-театр, откуда он появился, как развивается в России мы поговорили с Екатериной Гаевой, художественным руководителем «Бэби Лаб», вдохновителем и локомотивом этого движения в России.

    Екатерина, что такое бэби-театр?

    Бэби-театр — это театр для тех, кому даже не несколько лет, а месяцев, для малышей от 6 до 18 месяцев и от 1,5-2 до 3-4 лет. Мы делим нашу аудиторию на две части, потому что в этих возрастах разные способы восприятия, разные физиологические возможности ребенка. Ребенок младшей группы сначала не говорит, даже не ходит, сидит на руках у мамы, а потом с двух лет уже смотрит сам, участвует. Конечно, жестких границ нет — мы даем определяющие рамки, а родители решают сами, что будет интереснее и понятнее их ребенку.

    С чего началась эта история в России?

    С того, что лет пятнадцать назад я на одном из европейских фестивалей искусств увидела норвежский спектакль для малышей, и на нем были совсем маленькие зрители одного-двух лет. Перед спектаклем их вынимали из колясок, давали им бутылочки, грудь, они пищали, капризничали, шумели и так далее, но когда зазвучала музыкальная композиция и начался спектакль, этот визжащий, кричащий и бурлящий мир замер и повернулся к сцене. Я была поражена. Спектакль шел минут двадцать пять, и все это время малыши смотрели не отрываясь абстрактную историю.

    То есть сюжета там не было?

    Нет, там можно было под основу подложить свою историю. Там было что-то про прогулку, про то, как пошел дождь, пришли животные… Из реквизита был таз, мочалки, зонтик, которые трансформировались во что-то другое в руках двух актрис и актера-музыканта. И меня это потрясло именно с точки зрения восприятия детей: оказывается, так делать можно! Потом я уже целенаправленно смотрела эти спектакли, ездила на детские фестивали, было интересно, как с этим работают. Вообще, в Европе это движение по понижению возраста прихода в театр началось около тридцати лет назад.

    В связи с чем оно возникло?

    Это следствие смены отношения к детству в целом в нашем обществе. На эту тему написано много трудов — о том, как в девятнадцатом веке и потом во время индустриализации постепенно менялось отношение к детскому труду, к детству, и о том, что слово «детство» и понимание, что у ребенка оно должно быть, появились относительно недавно. Итальянский режиссер Роберто Фрабетти писал, что к маленькому ребенку стали относиться как к человеку, а не как к недочеловеку, то есть так, что младенец уже личность, а не станет ей только в будущем. И к этому повернулась вся культура и театр как важная институция культуры.

    Детский театр становится еще более детским

    Пятнадцать лет назад вы приехали в Москву под впечатлением от увиденного на европейском фестивале, и что было дальше?

    Я жила с этим впечатлением много лет, и наконец три года назад это реализовалось в нашу программу «Бэби Лаб». Я все думала, как это можно сделать, ведь в наших театрах ничего такого не было. Российский детский театр рассчитан на детей с 5-6 лет, в соответствии с заветами Натальи Ильиничны Сац и Сергея Владимировича Образцова. Они в свое время сделали очень большой шаг к детям, и тогда, в послевоенные годы, это было прорывом. Это сейчас считается, что пять-шесть лет — это вполне сознательный возраст, в котором некоторые родители готовы не то что в театр — в космос запустить ребенка, учат его читать, писать, играть в шахматы, решать математические задачи и так далее и готовы развить его до состояния высококвалифицированного специалиста. А тогда 5-6 лет — это были маленькие дети.

    И благодаря Сергею Образцову и Наталье Сац у нас в стране родилась традиция и обширная сеть детских театров и театров кукол. Понятно, что это делалось директивным административным путем, но мы получили уникальную систему театров в самых отдаленных городах. В каждой столице региона России обязательно есть свой театр драмы и театр кукол. В больших городах появились театры юного зрителя, музыкальной комедии, оперы и балета. Это делалось по разнарядке, в зависимости от количества жителей в этом городе.

    Сейчас, конечно, это не так, но костяк остался. Театр кукол предназначен для детей от 3-4 лет. И это совершенно логично, потому что в таком возрасте ребенку нужна кукла — как объект, с которым он взаимодействует. До трех лет кукла как человеческая фигура с глазками и ушками не обязательна — маленький ребенок готов общаться с любой бумажкой, камешком, с маминой рукой, с очками как с равноправным партнером.

    То есть в театре для такого ребенка до 3 лет актером может быть любой предмет: тряпочка, палка, кубик…?

    …и сам актер, то есть сам человек. А дальше ему нужна драматургия. Но наличие сюжетных линий и их развитие зависит от режиссера, от художественного подхода. Кто-то верит в то, что ребенку до двух лет сюжет не нужен, тут тоже зависит от ребенка. Моему ребенку скоро будет два года, и я абсолютно точно знаю, что в последние полгода ему нужна в спектакле история, он готов следить за ее развитием, и если ее нет, то ему менее интересно.

    Кстати, наш подход в «Бэби Лаб» — в том, что в спектаклях для малышей мы исходим из бесконфликтной драматургии, у нас мирное решение ситуаций по ходу сюжета. Например, у нас для детей от шести месяцев есть «Муха-Цокотуха», где нет сцены с Пауком, точнее, она есть, но Комарик щекочет Паука и таким образом спасает Муху. Я хочу сделать адаптированный спектакль по мифам Древней Греции, и мне кажется, будет хорошо, если Персей будет мыть голову Горгоне и она станет доброй, а до этого она была злая, потому что волосы спутались. Но это мой личный подход. У кого-то может быть другой. Здесь априори нет никаких жанровых, тематических, стилистических и еще каких-то рамок, потому что у ребенка вообще рамок нет. Это мы с момента его рождения начинаем задавать ему рамки, причем наше видение сверху вниз достаточно безапелляционно и не учитывает индивидуальность конкретного ребенка.

    Зачем двухлетке театр?

    Есть ли в бэби-спектаклях какие-то далеко идущие цели, помимо того, чтобы хорошо провести время с ребенком? Может, вы таким образом закладываете восприятие искусства, делаете это, чтобы в будущем получить какой-то результат?

    Вопрос про сверхзадачу нам задают всегда. Достаточно частый вопрос при покупке билета в бэби-театр: чему мой ребенок научится на вашем спектакле? Один из вариантов ответа — чему научится ваш ребенок, если вы с ним пойдете в музей и покажете ему картину Рафаэля? Он же от этого не станет автоматически гениальным художником, может, он и рисовать не захочет. Но вы понимаете, что вы походом в музей знакомите его с красотой и смыслами предыдущих веков, расширяете его кругозор.

    В бэби-театре вы даете ребенку возможность посмотреть, в том числе на предмет, с другой стороны, и вспоминаете сами, что утилитарные прикладные признаки этого предмета могут быть легко изменены. То есть на стуле можно не только сидеть, палочкой можно не только ковыряться, но можно построить такой мир, что он станет интересен не только ребенку, но и взрослому зрителю. И на тренингах, когда собираются люди, которые создают спектакль, они много думают про эту трансформацию. Однажды на таком тренинге одним из заданий было придумать, как можно использовать стул, и за три минуты возникли более 60 вариантов. Чем более изобретателен человек, тем более развито его воображение, тем шире восприятие любого предмета, любого человека, с которым он встречается.

    В этом нет ничего нового. Театр — это синтетическое искусство, в нем важно присутствие актера, исполнителя, музыканта, который выступает перед ребенком со своим багажом, своим миром и внутренним пространством. И это очень важное взаимодействие мира малыша и мира взрослого ребенка. В спектакле здесь и сейчас присутствуют музыка, свет, движение, танец, драматургия, поэзия, и можно сходить на концерт, в музей, на занятие по рисованию, а можно прийти в театр и одновременно порисовать, полепить в процессе просмотра, если это заложено в структуре самого спектакля. Как правило, при создании спектаклей для самых маленьких мы учитываем эту их необходимость не только смотреть и слушать, но еще и трогать, иногда нюхать, двигаться.

    Действительно, дети же наверняка рвутся на сцену, пытаются поучаствовать в действии?

    Большинство наших спектаклей построено по такому принципу, что если маме и, что немаловажно, ребенку объяснить, что здесь зрительская зона, а тут сценическое пространство, и пока вы сидите и смотрите, а потом вы сможете пересечь эту черту, так называемую «четвертую стену», у ребенка включается архетип зрителя, и двадцать пять-тридцать минут ребенок спокойно смотрит, а потом в некоторых спектаклях мы напрямую предлагаем: а теперь вы можете присоединиться к нашим героям на сцене.

    Для меня это сокровенный момент, когда ребенок пересекает эту границу, встает на то место, где только что был актер, на которого он смотрел. Что он ощущает? Чувствует ли себя героем? Происходит ли для него продолжение истории? Это такое таинство, которое мне кажется очень важным. Это не интерактив, не анимация, к которой ребенок до трех-четырех лет не готов — в частности, он не может моментально реагировать на реплики аниматора: «Привет!» — «О, привет!». У него свой процесс, свой ритм и темп, в котором он живет. И те, кто общается с малышами, знают, что часто, если сказать ребенку: «Скажи тете «пока», он помашет ручкой, когда тетя уже уйдет. И это не потому что он недоразвитый — просто он существует в своем темпе и ритме. И для него тетя не ушла — она ушла визуально, но контакт сохранился, пока он не завершил свой процесс. А завершил он его в тот момент, когда решил помахать ручкой. И это тоже важная составляющая наших спектаклей — настрой на другое темпо-ритмическое существование актеров.

    Современных родителей часто ругают, мол, что, вы совсем уже с ума сошли — с шести месяцев учите арифметике, с года иностранным языкам… Вам не приходилось слышать такие претензии в свой адрес — зачем ребенку театр, всему свое время?

    Это обратная сторона. Есть не только мамы, которые спрашивают, чему ребенок должен научиться, моментально, незамедлительно прямо здесь и сейчас, но те, которые говорят: а зачем? Например, затем, чтобы побыть вместе с мамой. Ребенку нужна мама. И один из наших принципов — совместный просмотр спектакля, рядом друг с другом, на руках у родителя. Это для того, чтобы ребенок, когда он смотрит спектакль, не испугался, чувствовал себя комфортно, ощущал стук сердца мамы, общался с ней, не обязательно словами.

    У нас дети сидят в основном на руках, особенно малыши. Зрительская зона — это обычно подушки или низкий амфитеатр. Кому удобно на стульчиках — ради Бога. Но в бэби-театре принципиально нет того, что мы можем наблюдать во многих театрах кукол, когда первые два ряда — это дети, а сзади родители, и ребенок сидит с постоянно повернутой назад головой — не потому что он потерял маму или чего-то испугался — просто он что-то увидел и хочет этим поделиться с мамой, например, своими эмоциями по поводу того, что на сцену вышел Винни-Пух. Ему нужен контакт с мамой и подтверждение его эмоционального состояния.

    Ничего удивительного — этого часто хочется даже взрослым. Сидишь рядом с мужем и дергаешь его: «Ты видел, как она на него посмотрела?»…

    Конечно. А тут мама где-то сзади, еще и сидит в телефоне и не смотрит ни на сцену, ни на ребенка… Поэтому у нас по-другому организованно зрительское пространство, это принципиально. И другое отношение к самому спектаклю — это совместный опыт. Поход в театр с родителями — это то, чем можно делиться на эмоциональном уровне. Это не так, как будет потом, в более старшем возрасте, когда вы с ним на кухне будете говорить о том, как у него дела, что он видел, что в школе и так далее. Здесь вы можете взаимодействовать и делиться этим опытом без слов, например, через какую-то вещь.

    Допустим, в спектакле строят башню или выстукивают определенный ритм поварешкой по кастрюльке. Ребенок приходит домой и начинает это повторять, причем до спектакля он этого не делал. И вы с ним понимаете, откуда это и почему. Моя подруга приходила на спектакль с сыном 7-8 месяцев — это возраст, когда дети как раз учатся хлопать в ладоши, оттачивают «ладушки», и ребенок посмотрел в театре, как аплодируют другие дети, и у него эти «ладушки» начали получаться. Через аплодисменты, через их повторение и ритмическую основу он начал воспринимать идею «ладушек». Ребенку, конечно же, нужна мама, я даже не знаю, в какой степени можно говорить о необходимости ее присутствия, но для этого не обязательно сидеть дома. Разумеется, есть разные типы и мам, и детей, но я, например, такая, что если полтора дня подряд дождливая погода, я дома могу сойти с ума, мне нужны новые впечатления. Потом, ты же действительно не знаешь, через что к ребенку придут эти самые «ладушки» — через бабушку, которая приехала на выходные и поиграла с ребенком, через аплодисменты или еще через что-то.

    Если я правильно понимаю, бэби-театр — это возможность, в частности, для таких мам, как я, которые не любят играть с игрушками и сидеть в песочнице, побыть вместе с ребенком, получить совместные эмоциональные впечатления, что-то вместе поделать?

    Очень многие не любят играть с детьми. И вовсе не обязательно любить возить с ребенком машинку туда-сюда, и многие родители просто говорят: я знаю свой предел терпения — двадцать минут я с тобой играю, дальше ты сам. Это нормально. И многие психологи говорят, что вообще-то это естественно для взрослого — не испытывать большого интереса к детской игре. И в этом смысле бэби-театр — эта новая площадка, новое место, где можно побыть вместе с ребенком.

    Но кроме того, у нас и мамы с папами делают интересные для себя открытия. В спектакле «Кухонный концерт» звучат разные кухонные бытовые предметы, купленные в «Икее» и других хозяйственных магазинах. Один раз после спектакля к сцене подошел один папа, взял щеточку, с помощью которой до этого актер извлекал разные звуки (причем написанные по партитуре профессиональным композитором), постучал, пошуршал, и говорит: «О-о-о… звучит!». Это вторая волна открытий: понятно, что он все это знал в детстве, просто забыл, что щеточкой можно не только чистить раковину, но и сделать из нее все, что угодно. И после таких открытий родителям легче смотреть на то, что ребенок, кажется, балуется, шалит с этим предметом, занимается, с точки зрения ерундой, хотя на самом деле это вовсе не ерунда, а очень важный момент познания мира.

    Бэби-театр становится модным

    Рассказывают ли родители о своих впечатлениях и что они рассказывают?

    Они рассказывают в основном истории о том, как ребенок дома потом осуществил, повторил что-то увиденное в спектакле, что ему запомнилось и почему. Понятно, что это — интерпретация действий ребенка родителями, но это тоже очень важно, что родитель начинает наблюдать за ребенком. В нашем сумасшедшем мире скоростей утилитарные вещи забивают общение. Позавтракал — пошел в детский сад — поменяли памперс — сходил на прогулку, с прогулки — пора есть, спать, и так далее. Поэтому открытия, которых у ребенка тысячи на дню, часто проходят мимо родителей. А тут они вдруг приостанавливаются и начинают наблюдать за детьми и даже записывать свои наблюдения. Есть ли связь со спектаклем или нет — трудно сказать, так же, как и в случае с картиной Рафаэля. Может, да, а может, нет.

    Сколько сейчас в России бэби-театров, спектаклей и кто их показывает? Или вы не можете сказать точно, потому что это движение уже живет само?

    Движение, конечно, живет само. Но так как мы регулярно проводим школу «Бэби Лаб», то знаем основных наших коллег, которые приезжают из регионов, а потом делают на своих площадках спектакли. Одним из первых после запуска «Бэби Лаб» сделал спектакль Серовский драматический театр в Свердловской области, Театр кукол из Красноярска. На базе театров кукол сейчас появляется много спектаклей для самых маленьких, но иногда это еще искусственно стимулируется за счет того, что официальная градация — 0+, 6+. И создатели спектаклей ставят 0+, потому что так требует закон, а на деле это вполне может быть не ноль, не два и даже не три. Но это уже вопрос ответственности авторов.

    Обычно, когда начинаются репетиции, мы договариваемся: мы делаем спектакль для детей двух-трех лет. Иногда происходит повышение возраста, иногда понижение, но понять это можно только тогда, когда ты пригласил зрителя, он посмотрел спектакль, и ты по его реакции понял, что возрастной ценз зрителей надо повышать или понижать. Поэтому у нас договоренность с теми, кто проходит наши школы, что до премьеры спектакль проходит апробацию на маленьких зрителях. Мы договариваемся с детскими садами, и они приходят к нам целыми группами, со знакомыми или незнакомыми мамами с детьми. Потому что можно придумать все, что угодно: я расскажу ребенку такую-то историю, он так-то будет реагировать, а на самом деле ничего этого не произойдет. Это тоже важное условие, чтобы бэби-спектакль состоялся. Но раньше было модно любой спектакль, где есть хотя бы одна фонограмма в конце, называть мюзиклом, это хорошо продавалось. А теперь хорошо продается бэби-театр, и стало модным обозначать все детские спектакли — 0+.

    Варвара Коровина: «Создание беби-спектакля – это как родительство»

    Московский театральный продюсер привезла в Киров семинар-модуль «Там, где кончается театр». Она обучает методикам дизайн-мышления, используемым при создании новых работающих проектов, востребованных аудиторией.

    Варвара Коровина известна как продюсер проекта « BABY LAB», который развивает новый в России жанр «беби-театр». Она куратор первого международного фестиваля беби-спектаклей «Кукуся» и театральных фестивалей «Беби Weekend». Кому и зачем нужно дизайн-мышление, почему оно становится востребованным именно сейчас и что такое беби-театр, читайте в нашем интервью.

    Варвара, расскажите, в чём суть семинара?

    – Семинар «Там, где кончается театр», который мы в Кирове провели для педагогов, хореографов и театральных деятелей, направлен на создание новых социальных проектов с детьми и для детей разного возраста.

    Что такое дизайн-мышление?

    – Дизайн мышление – это методика, которую изобрели где-то в 60-х годах. Она довольно универсальна, её часто используют при создании новых продуктов в масс-маркете. Она основывается на том, что ты, создавая что-то новое, отталкиваешься не от того, что ты хочешь сделать и продвинуть на рынок, а от того, что на самом деле нужно этому рынку здесь и сейчас. Для бизнеса эта идея совсем не нова, а вот для рынка культуры в России – абсолютно нова. Вот, например, все школьные учителя должны придумывать проекты с детьми – у них такое, так сказать, госзадание. Много лет уже говорят, что надо работать с подростками. Но кто спрашивает у подростков, что им нужно, кто исследует их страхи, опасения, систему ценностей, картину мира, в которой они живут? Никто. А оказывается, что когда мы начинаем про это специально думать, немного играем с детьми, чтобы выяснить, что для них по-настоящему важно, у нас получаются искренние проекты, которые могут в чём-то помочь ребенку, могут его заинтересовать, вовлечь.

    А чем это отличается от маркетинговых инструментов?

    – Мы интересно знакомились. Поделились на группы по четыре человека и каждый должен был рассказать, как он пришёл в профессию. Задача всех остальных – активно слушать и потом рассказывать друг о друге от первого лица. Здесь важно не оценивать. Все быстро мобилизуются и погружаются в процесс. Это упражнение из театральной педагогики, оно связано с дизайн-мышлением тем, что фокус быстро переключается с себя на других, мы не оцениваем, а сливаемся с персонажем, пытаясь передать в точности образ его мышления. Первый большой этап семинара – участники составляют карту мира, в котором мы сейчас живем. В ней отмечаются 10 факторов того, что изменилось в человеческом поведении в зависимости от времени, 10 факторов, которые изменились по отношению к прошлому контексту, 10 факторов, которые не изменились и 10 факторов, характерных для нашей страны, города или района. Затем участники переходят к тезису «что я хочу изменить». Это и будет та цель, с которой они будут работать. Она должна быть максимально конкретной. Через эту работу картина проясняется и обрастает контекстом, который анализируется и из этого вырастает конкретный проект.

    Кто и с каким запросом пришёл на семинар?

    – В группе 21 человек, в основном это педагоги дополнительного образования, учителя английского языка, есть хореографы и представители кукольного театра. Кто-то из них работает с подростками, кто-то готовит проект по работе с родителями, есть группа, которая хочет заниматься социальным театром и инклюзивными проектами.

    Расскажите о проекте « BABY LAB». Что это? Насколько ново для России?

    – Мы запустили этот проект три года назад в центре им. Мейерхольда. Тогда в России системно никто не занимался театром для самых маленьких зрителей, а это зритель от 6 месяцев до 3-4 лет. Нам хотелось развивать этот жанр. Сначала мы пригласили итальянского режиссера Роберто Фробетти и обучили первые 20-25 человек, которые поставили в первый театральный сезон девять спектаклей. Это было грандиозно! И мы собрали из этих спектаклей специальную программу «Театр: беби версия» и презентовали её на «Золотой Маске» в 2015 году. Так чистая авантюра превратилась в реальный проект: создаются и играются спектакли, проводятся школы и фестивали, создаётся сообщество людей, увлечённых беби-театром по всей стране, воспитывается новый зритель. Сегодня мы провели первый международный фестиваль беби-спектаклей «Кукуся» – огромное количество счастливых детских и родительских глаз и невероятная атмосфера. Мы очень рады, что это случилось с нами со всеми, и надеемся запустить движение «Кукуси» по России.

    В чём особенность беби-спектаклей?

    – Почему-то все так боятся детей, что им хочется получить золотое правило, что делать с детьми можно, а что нельзя. Но эти правила ограничивают фантазию художника. Не стоит бояться экспериментировать. Если ты по-настоящему хочешь работать для такой аудитории, если ты к ней открыт и внимателен, ты точно не навредишь. Для того, чтобы стать родителем, не нужно быть ни психологом, ни педагогом. Всё приходит само собой. Создание спектакля – это как родительство. Тем для разговора с маленькими в театре и способов этого разговора может быть великое множество. Это как с дизайн-мышлением: маркетологи не нужны, чтобы начать проектировать.

    Будет ли в Кирове интерес к беби-театру?

    Бэби-театр – зарубежный опыт и первые российские пробы

    Понятно, что маленькому человеку трудно было соблюдать все необходимые условности и «хорошо себя вести», то есть молча сидеть и смотреть представление. Да и длинные двухчасовые спектакли мог выдержать далеко не каждый пятилетка. Но родители, мечтающие побыстрее приобщить свое чадо к искусству, упорно приводили в театры и трех-, и двухлетних детей, аргументируя тем, что «мой Моцарта слушает с пеленок, он все поймет». А режиссеры хватались за голову, когда с каких-нибудь условных «Хроник Нарнии» выводили очередного рыдающего испуганного ребенка.

    С началом бэби-бума, случившегося в последнее десятилетие, когда в Москве со скоростью эпидемии стали размножаться детские клубы, школы раннего развития, курсы рисования в памперсах и музыкальные студии для ползунков, спрос на театр для самых маленьких повысился в разы. Однако, адекватных предложений было крайне мало, поскольку в России никто не занимался бэби-театром и не представлял, что это за зверь.

    В то время как в Европе это направление существует уже давно. Например, коллектив La Baracca из Болоньи, принимавший участие в итальянском сезоне фестиваля «Гаврош», уже 35 лет делает спектакли для зрителей от 1 года. Как правило, это коротенькие (около 30 минут) бессюжетные и часто бессловесные представления, героями которых становятся обычные, оживающие в руках сказочника предметы или, например, такие стихии как свет и темнота.

    Ребенок, часто еще не владеющий связной речью, живет в мире красок и звуков и отлично понимает язык движений и визуальных образов. Поэтому театр для малышей в Европе тяготеет к жанрам physical and visual arts. Например, театр Helios из небольшого немецкого городка Hamm предлагает своим маленьким зрителям вместе изучать следы на песке (техника sand art), исследовать свойства воды или поиграть с обыкновенными деревяшками. После каждого мини-спектакля дети могу сами выйти на сцену (роль которой выполняет засыпанная мягкими стружками площадка) и повторить показанные актерами опыты.
    Иногда театр для малышей может выполнять и терапевтическую функцию. Так спектакль лондонского театра Polka «Wash», адресованный младенцам от 6 месяцев (!), рассказывает о первом купании любимой игрушки и ненавязчиво прививает им любовь к ванной. Судя по перманентной надписи «sold out» на их сайте этот спектакль пользуется большой популярностью у родителей.

    Все вышеперечисленные коллективы входят в европейскую сеть Small Size, объединяющую около 30 театров, делающих спектакли для самых маленьких. Совсем недавно подобные постановки стали появляться и в Москве.

    Одним из первых стал проект Александра и Ольги Устюговых «Театр на ладошке» в реформированном Театре кукол на Бауманской. Это цикл из четырех спектаклей, посвященных разным временам года. Но спектаклями в привычном нам смысле слова их назвать трудно. Да и играют их не на сцене, а в маленькой комнате в фойе театра, куда помещается от силы 20 человек. Дети вместе с родителями сидят на полу, на мягких подушках и становятся не только свидетелями, но и участниками театральной игры: помогают мышке собрать запасы на зиму, рисуют на стекле морозные узоры, разводят огород, пускают кораблики и солнечные зайчики. Действо незамысловато с сюжетной точки зрения – это иллюстрация циклов природы, зато волшебно красиво. Маленькие зрители попадают внутрь, как сказали бы во взрослом театре, тотальной инсталляции, созданной с помощью тканей, видеопроекций и природных материалов. Малыши тут могут привычно познавать мир с помощью тактильных ощущений и в то же время учатся воспринимать художественные образы и эмоционально на них реагировать – вместе с птицами радоваться приходу весны и грустить, глядя на листопад.
    У Устюговых есть и собственный проект «Первый театр», который от стационарного «Театра на Ладошке» отличается мобильностью. Свой пилотный спектакль «Вода», рассчитанный на детишек от года до четырех, они играют в самых разных помещениях от библиотек до детских клубов. И это, пожалуй, немаловажное достоинство проекта, ведь ехать с маленьким ребенком на другой конец города ради 30-минутного представления – дело хлопотное.

    Такой же кочевой образ жизни ведет спектакль Марфы Горвиц «Сказки из маминой сумки», благо он весь умещается на обыкновенном столе. Эта постановка адресована ребятам от двух лет, способным увидеть в щетках для волос семейство ежиков, а в маникюрных ножницах – хищных ворон. Героями спектакля, придуманного Марфой для своего сына, становятся самые обычные предметы, которые могут найтись в сумке любой мамы. Только здесь они переживают волшебное преображение. Старенький макбук становится норкой для ежей, голубой шарф – рекою, а луковая шелуха – осенней листвой, рулетка превращается в улитку, а флакончики из-под духов – в забавных пингвинов. Обычная в общем-то детская игра с предметами тут перерастает в притчу о том, что у каждого живого и неживого существа, будь то лодка на реке или звездочка в небе, должны быть папа и мама.
    Спектакль учит детей читать театральные метафоры, помогает «включить» поэтическое восприятие мира, а взрослым – снова начать фантазировать. Предложенная Марфой Горвиц игра так увлекательна и заразительна, что после спектакля очень хочется продолжить ее дома.

    Приемами предметного театра пользуется и создатель театра «Снарк» Юрий Алесин в своем спектакле для самых маленьких: в его «Кораблике» лейки превращаются в китов, а утюг – в ледокол. Но этот спектакль устроен чуть более сложно: маленьких зрителей тут подспудно знакомят с разными театральными техниками – теневым театром, театром художника и условным метафорическим театром. Историю одного бумажного кораблика, который пустился в большое плавание и чуть не потерялся, актеры рассказывают без слов, и малыши отлично понимают этот условный невербальный театр. Тем более что на помощь им приходит живая музыка, создающая нужный эмоциональный фон.

    Театр «Домик Фанни Белл», который тоже выпускает спектакли для детей от 2,5 лет, идет более привычным путем и берет за основу классические, всем известные сказки. Ведь радость узнавания любимых героев, вдруг оживших на подмостках, – одно из самых сильных театральных впечатлений для малышей. Но для каждой старой сказки тут стараются найти новый подход. Так «Колобка» здесь играют в необычной технике плоских кукол на магнитах, обитающих в теремке-вертепе, которым управляет человек-оркестр Роман Вольфсон. «Муха Цокатуха», созданная Творческим объединением «9», превращается в театральные именины с самоваром, баранками, балалайками и атмосферой русской ярмарки начала XX века. А в совсем не страшном «Мойдодыре» дети устраивают веселую беготню вместе с оживающими щетками и мочалками. Вообще интерактив присутствует почти во всех спектаклях театра, ведь тут нет высокой сцены, а актеры и зрители находятся совсем рядом, в прямом контакте.

    Домашняя камерная атмосфера, открытость и понимание потребностей маленького зрителя –пожалуй, главное отличие всех новых независимых коллективов или просто одиночек-энтузиастов, которые занимаются сегодня новым театром для малышей. Пока они делают первые шаги, как говорится, «наугад и наощупь». Но уже осенью Центр Мейерхольда и Институт театра, основанный «Золотой Маской», планируют запустить в Москве образовательную программу по бэби-театру. В том, что это перспективное направление, сомневаться не приходится. Ведь эстетический вкус формируется в детстве, и если театры хотят получить в будущем грамотного, образованного зрителя, растить его нужно уже с пеленок.

    Евгения Абкеева – о беби-театре: «Не нужно учить ребёнка учиться»

    6 февраля 2019

    — Беби-театр – это театр для малышей. От детского он отличается возрастом зрителя – от шести месяцев до пяти лет. Основной принцип беби-театра – во взаимодействии с малышами. До четырёх лет дети воспринимают действительность немного медленнее, чем взрослые: они могут полчаса обуваться, например. Спектакли сохраняют этот темп. В какой-то мере это даже терапевтично – родители живут в своём ритме, дети вынуждены неосознанно подстраиваться, а когда они приходят на такие спектакли, у них есть возможность вернуться в свой природный темп.

    — Чем ещё отличаются беби-спектакли от детских постановок в ТЮЗах?

    — Дети сидят на подушках и очень-очень близко к сцене, могут потрогать разные фактуры, услышать разные звуки. Мы сознательно не делаем акцент на громких звуках и ярких цветах – для детского сознания это как минимум неполезно. Мы предупреждаем детей прежде, чем что-то сделать (выключить свет, например). А ещё не говорим со сцены, давая родителям возможность интерпретировать происходящее в рамках своей модели воспитания. Ведь для кого-то то, что лягушка съела светлячка, – это плохо, для других – хорошо или просто естественно.

    — Не совсем. В таком возрасте дети часто ещё не умеют выстраивать логические цепочки, чтобы потом усиленно над спектаклем размышлять. Но всегда вкладывается идея: ребёнку даётся возможность либо что-то познать, либо чему-то научиться. В лондонском беби-театре, например, есть спектакль про уточку, которая всё время купается. Некоторые дети боятся воды, а таким образом им показывают, что купание – это совсем не страшно и даже интересно. Мы же прививаем интерес к исследованию и изучению окружающего мира. У нас есть спектакль про времена года – можно потрогать листочки, слепить снежок и так далее. Это тоже «пища для ума», но попроще, чем у взрослых. Мы пытаемся показать и детям, и родителям, что процесс познания – очень естественный. Не нужно учить ребёнка учиться, нужно просто поддерживать его естественную тягу к исследованию.

    — Расскажите, как так получилось, что вы решили открыть театр для малышей в Алматы?

    —Ольга Султанова уже, наверное, устала слушать мои бесконечные благодарности по этому поводу. Именно благодаря ей и фестивалю «Откровение» прошлой зимой я узнала о существовании этого жанра. Для меня это было чудом. Моя любовь к театру и так безгранична, а тут я увидела, что мой полуторагодовалый сын, который никогда и минуты не стоит на месте, сидит и смотрит, открыв рот. И это не потому, что перед ним машут какими-то яркими палками или клоун что-то делает, а потому, что он действительно погружён впроцесс. После спектаклей была лаборатория для артистов, которые хотят понять, как это работает, как правильно преподносить детям информацию и какие есть инструменты. После мастер-классов я поняла, что я смогу сыграть для своего ребёнка со сцены, и начала думать о том, чтобы собрать команду. Очень сильно меня подтолкнула Марина Константинова (театральный продюсер и фотограф. – Прим. ред.) – скидывала ссылки на зарубежные театры и говорила: «У тебя получится, давай делай!» Это было в марте 2018 года. Я собрала команду из девяти энтузиастов – актёров, детских педагогов, психологов, художников – и мы сделали пробный перформанс для знакомых детей. Тогда мы поняли, где есть пробелы, и что мы сильно скатились в какую-то развивашку. Погружение в определённый мир – это здорово, но важно, чтобы в спектакле был какой-то смысл. Причём это важно и для актёров, и для детей, и для родителей.

    В июне «Трансформа» объявила о программе «Пробный показ» в поддержку интересных молодых режиссёров, чтобы сформировать потенциальный репертуар для площадки. Благодаря этому мы начали активно работать. Я составила план, пригласила Павла Башкатова. Он непрофессиональный режиссёр, но я видела его постановки для арт-вечеров в NOT Ballet (арт-пространство в Алматы. – Прим. ред.). Мне кажется, у него талант. В течение двух с половиной месяцев мы делали спектакль «Светлячок». В конце сентября результат увидели маленькие зрители, получилось очень круто. В декабре была премьера «Ёлочки». Спектакли каждое воскресенье идут в «Трансформе», но мы выезжаем в детские сады и центры. Это действительно театр из чемоданчика – всё, благодаря чему изначально пустая сцена оживает в процессе спектакля, появляется из двух чемоданов.

    Читайте также:  Как недорого отдохнуть с детьми на море?
Ссылка на основную публикацию