Угасание сосательного рефлекса у ребенка

Угасание сосательного рефлекса у ребенка

Несмотря на кажущуюся беспомощность, новорожденный малыш обладает множеством защитных реакций – рефлексов, которые были созданы природой, чтобы ничего не умеющий ребенок мог выжить и приспособиться к так резко поменявшимся условиям. По наличию рефлекса и степени его выраженности педиатры судят о развитии новорожденного, определяют наличие тех или иных отклонений от развития.

Все рефлексы делятся на две большие группы: условные и безусловные. Условные рефлексы приобретаются человеком в течение его жизни, а безусловные даются человеку с самого рождения. Новорожденный ребенок имеет только безусловные рефлексы, которые помогают малышу ориентироваться в этом мире в первое время. Некоторые из этих рефлексов сопровождают малыша только 2-3 месяца, а другие остаются с ним на всю жизнь. Многие рефлексы новорожденных вместе с развитием его меняются сознательными действиями. Рефлексы, которые со временем исчезают, называют транзиторными и они характерны только детям после рождения до годовалого возраста. По времени появления и угасания транзиторных рефлексов можно понять, как развивается малыш и не отстает ли он в развитии.

При нормальном развитии у здорового ребенка рефлексы должны быть симметричны, то есть малыш справа и слева должен одинаково реагировать на раздражение. Об асимметрии рефлексов говорят тогда, когда ребенок нормально реагирует с одной стороны и отсутствуют реакция с другой. Например, если ребенок хорошо хватает пальцы одной рукой и не делает это другой, то это говорит об отсутствии хватательного рефлекса с одной стороны. В этом случае нужна обязательная консультация педиатра.

У новорожденного здорового ребенка должны быть следующие рефлексы:
Хоботковый рефлекс. Если легкими движениями пальцев постучать по губам ребенка у него происходит сокращение круговой мышцы рта, в ответ он вытягивает губы хоботком.

Поисковый рефлекс. Если погладить область уголков рта, не прикасаясь к губам, то происходит опускание нижней губы и отклонение языка. Малыш поворачивает при этом голову в сторону раздражителя. Поисковый рефлекс особенно заметен перед кормлением, малыш ищет грудь матери, поворачивая головку. Этот рефлекс угасает к концу второго месяца и исчезает к годовалому возрасту.
Сосательный рефлекс. Новорожденный малыш, ощутив во рту соску, сразу начинает активно сосать.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Суть этого рефлекса заключается в том, что умеренное надавливание пальцем на ладонь ребенка в области возвышения большого пальца вызывает у него следующие реакции: он открывает рот и двигает головкой вперед, по направлению к проверяющему человеку. Обычно рефлекс хорошо выражен до 3-4 месяцев, затем он исчезает. Рефлекс проверяется на ладонях, если рефлекс ослаблен или не исчезает у детей старше 5 месяцев, то необходимо выяснить причину.

Хватательный рефлекс Робинзона. Если в ладонь малыша вложить палец, он его крепко схватит. Иногда хватка может быть такой сильной, что его можно приподнять. Хватательный рефлекс характерен и для нижних конечностей. Если слегка надавить на подошву у основания между вторыми и третями пальцами, то малыш сгибает пальцы. Рефлекс постепенно угасает к 3-4 месяцам.

Рефлекс объятия Моро. При похлопывании по бедру и ягодице, при ударе рукой по столу для пеленания на расстоянии 15 -20 см от головы малыша, при внезапном шуме ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает их в исходное положение. Рефлекс выражен сразу после рождения и ослабевает к 4 месяцам.

Рефлекс опоры. Если взять ребенка подмышки, поддерживая пальцами головку, то новорожденный ребенок сгибает ноги во всех суставах. А если обеспечить соприкосновение подошв его стоп с твердой горизонтальной поверхностью, то малыш упирается на нее полной стопой, пытается стоять на полусогнутых ногах, выпрямив туловище, даже делает движения ножками похожими на ходьбу. Рефлекс сохраняется до годовалого возраста.

Защитный рефлекс новорожденного. Если ребенка выложить на живот, то он тут же “автоматически” поворачивает голову в сторону. Этот рефлекс присутствует с первых дней жизни, так малыш защищается, оказавшись в таком неудобном положении на животе. Ведь, если он не повернет голову, то не сможет дышать.

Рефлекс ползания Бауэра. Если новорожденного ребенка выложить на живот и приставить ладони к его подошве, то малыш старается оттолкнуться от них и совершает ползающие движения. Поэтому нельзя даже маленьких детей оставить на краю кровати или на столе для пеленания без присмотра, если есть опора, они могут уползти. Рефлекс сохраняется до 4 месяцев жизни.

Родители, считающие ту или иную реакцию малыша настораживающей, не должны делать выводы о том, что у ребенка есть отклонения в развитии или проблемы с центральной нервной системой. Соответствующие выводы может сделать только специалист после проведения полного обследования. Кроме того, каждый ребенок индивидуален и меняется каждый день, а проявления рефлексов зависит от целого ряда факторов. Например, от питания, от усталости, от перенесенной простуды и многих других неблагоприятных обстоятельств.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Стоит ли переживать, если пустышка стала незаменимой?

Для начала: в чем разница?

На самом деле все просто. Соска — это изделие, которое по форме напоминает женский сосок и его надевают на бутылочку. То есть в соске есть отверстие, и она предназначена для кормления ребенка. Пустышка — также изделие, которое напоминает сосок, но в нем нет отверстия, и через нее нельзя накормить ребенка. Ребенок и пустышку, и соску может только сосать, больше ничего. Поэтому рассматривать их буду вместе.

Теперь о мифах. В интернете их достаточно много и я объясню самые распространенные о сосках (пустышках).

Читайте также:  Устинова Наталья Валентиновна

Пустышка «портит» прикус.

Правда с одним «но».

Пустышка является одной из причин формирования патологий молочного прикуса у детей, если:

  • возраст ребенка более 1 года (прорезались все молочные резцы, а к 3 годам — все молочные зубы)
  • применение пустышки не ограничено (круглосуточно)
  • при длительном использовании пустышки почти у 80% детей формируется неправильный молочный прикус (молочные зубы верхней челюсти выдвигаются вперед)
  • отлучение от нее было быстрым по времени

Например, при неправильном отлучении от пустышки ребенок может начать сосать палец. А это уже вредная привычка.

По данным одного исследования у детей, уже имеющих патологию молочного прикуса, при правильном и своевременном отлучении от пустышки зубочелюстная система может самостоятельно восстановиться (65-83%). Кроме того, наличие такого прикуса молочных зубов не означает неправильное формирование постоянного прикуса.

Небольшой вывод: при правильном использовании пустышки, соблюдая рекомендации врачей, показания и противопоказания, можно избежать вредных последствий.

Пустышка успокаивает ребенка.

Конечно же правда.

Пустышка помогает удовлетворить сосательный рефлекс, малыш успокаивается и засыпает, ночью спит спокойнее с ней. И этим мамочка может вполне пользоваться. Днем конечно можно пользоваться ей реже.

Соска нарушает грудное вскармливание, появляются проблемы, а пустышку вообще нельзя применять во время грудного вскармливания.

Правда в некоторых ситуациях.

Сосать грудь матери — это серьезная работа для ребенка: нужно правильно захватить грудь (у соски площадь захвата меньше), активно сосать грудь, чтобы получить достаточно молока (сосать соску легче, так как отверстие/ия в ней больше и молоко поступает быстрее).

Действительно, когда недостаточно молока, малыша докармливают смесью, то соску нужно подобрать правильную (и продолжать прикладывать к груди, чтобы нормализовать лактацию), так как ребенок не захочет напрягаться и будет сосать грудь вяло, получит меньше молока, а значит будет чаще беспокоиться. Также ребенок может кусаться, и на сосках могут оставаться трещины. В этом случае рекомендовано соску не давать здоровому ребенку без показаний до периода становления грудного вскармливания (это до 1 месяца).

Пустышку применять можно, но по показаниям и ограниченное время. Поэтому в роддоме мамочка должна проконсультироваться с врачом: нужна ли пустышка, как поддерживать лактацию, как правильно ребенок должен захватывать грудь, какая техника кормления и уход за молочными железами.

Риск развития острого отита при использовании пустышек возрастает.

Это мнение основано на одном исследовании, которое проводилось в Финляндии с детьми в возрасте 7-18 мес., по результатам которых риск развития острого отита (инфекция среднего уха) ниже на 29% у детей, не сосущих пустышку. По мнению некоторых специалистов, это зависит от изменения давления в ушах и приводит к скапливанию жидкости внутри среднего уха, инфицирование которой приводит к развитию заболевания.

У меня встречный вопрос: сколько ребенок в сутки должен сосать пустышку, чтобы произошло смещение давления? На это могу только сказать одно: нужно правильно использовать пустышку.

Пустышка в ротовой полости — это источник инфекции.

Это вопрос гигиены:

  • раз в день мыть пустышку с детским мылом или специальным средством для ухода
  • обязательно стерилизовать кипячением или в стерилизаторе для бутылочек перед первым применением и в последующем её применении
  • использовать контейнер для её хранения
  • если соска упала на пол — не облизывать её! Промыть под проточной водой или обдать кипятком
  • следить за состоянием поверхности соски (наличие повреждений). Если есть хоть одна маленькая царапина — меняйте соску. Неровная поверхность служит местом скопления микробов

Пустышка «тормозит» развитие ребенка.

Сосательный рефлекс — это важный этап в развитии ребенка и, соответственно, он временный. У детей до года (после рефлекс физиологически угасает) проблемы могут быть при неудовлетворении сосательного рефлекса. Но каждая мама должна понимать, что грудь — это лучший вариант для ребенка, поэтому пустышка — это запасной вариант.

Также малыши вырастают более коммуникабельными и общительными (если только длительное сосание пустышки не привело к патологии прикуса и нарушению речи).

Ребенка сложно отучить от пустышки, так как она вызывает привыкание.

У ребенка с рождения выражен сосательный рефлекс и только к 3 годам угасает полностью. В это время важно постепенно и с минимальным стрессом для ребенка отучить его от пустышки, так как далее это может перейти в привычку.

Некоторые врачи полагают, что ребенка наиболее легко отучить в возрасте 1-1,5 года и не нужно затягивать до 3-4 лет. Ниже перечислено, когда обязательно нужно ребенка отучать от пустышки:

  • возраст ребенка 3 года
  • ребенок в течение суток длительно сосет пустышку с перерывами на еду
  • ребенок не хочет общаться со сверстниками и играть в интерактивные игры
  • у ребенка врач выявил отставание речи

Что касается самого процесса отлучения, то тут тоже есть несколько правил:

  • начинать нужно в период полного здоровья, и при отсутствии других стрессовых ситуаций (детский сад, приучение к горшку, раздельному сну, переезд и другое)
  • не нужно пустышку мазать чем-то невкусным, острым или кислым — ребенок это средство может занести в глаза и нос, возможна аллергическая реакция и другие нежелательные последствия
  • постепенно срезать резиновую часть пустышки — тоже не вариант, так как ребенок может откусить кусок от нее

Что тогда нужно делать? В интернете есть множество разных способов, но все они делятся на быстрый и постепенный способы.

Быстрый метод — он более жёсткий, но и самый надежный: в один момент мама просто прячет и больше не показывает, не напоминает о пустышке. Этот способ тяжелый, потому что не только ребенок проливает слезы, закатывает истерики, но и родители мучаются, глядя на это. Также родителям нужно твердо стоять на своём и не идти на уступки ребенка.

Читайте также:  Консультация по искривлению позвоночника и загибу матки из-за раннего присаживания ребенка

Постепенный способ — более лояльный и спокойный. Суть в том, чтобы как можно чаще отвлекать ребенка, занимать его делами и играми без присутствия рядом пустышки, доводя до того, чтобы ребенок и вовсе отказался или забыл о ней.

Когда пустышка ребенку стала нужно только перед засыпанием, нужно подобрать другой способ укладывания ребенка: читать сказки, вести диалог с ребенком.

Еще есть метод — подарить другому маленькому ребенку (младенцу). Не все, но многие детки готовы расстаться со своей пустышкой во благо другому ребенку.

Любовь к пустышке у ребенка может перерасти во вредные привычки.

Курение. Некоторые психологи утверждают, что курение – это следствие неудовлетворенного сосательного рефлекса. То есть тут наоборот — недостаточное использование пустышки привело к курению. Или к другой вредной привычке — грызть ногти.

Привычка грызть ногти бывает у людей, которые плохо переносят стресс, напряжение и волнение. Это их способ успокоиться и с пустышкой он никак не связан.

Сосательный рефлекс

Привожу статью, полностью с ней согласна.

К слову как педагог, психологией занимаюсь как в профессиональной деятельности, так и в сфере личных интересов — поэтому не нужно ее воспринимать как копирование безмозглой домохозяйки и фанатки ГВ.

Каждая фраза статьи полностью подтвержается современными концепциями психологии новорожденных и детей малого возраста. Поэтому прощу не спорить — Уважаемые мамы ИВ, которые не совсем адекватно иногда реагируют на подобные посты, я пишу для тех кто согласен с данной точкой зрения и хочет узнать что то новое по теме, и для тех кто еще не определился, и возможно заинтересуется коцепциями психологически обоснованного естетвенного родительтва.

Сосательный рефлекс формируется у ребенка еще во внутриутробный период развития и оказывает решающее воздействие на формирование его психики в период раннего детства. Кроме того, что за счет этого рефлекса ребенок утоляет голод, это средство помогает малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее. Сосательный рефлекс является основным в течение первого года жизни ребенка, к концу третьего года жизни он начинает ослабевать, а угасает только к четырем годам. (Здесь, видимо, нужны пояснения. Мне казалось, что если пишут какие-то возрастные ограничения, то всем понятно, что все дети разные, и изменения не происходят ровно в день рождения. Оказывается, это понятно не всем. Так вот: дети разные — и приведеннные возрастные рамки показывают минимальный и максимальный возраст угасания данного рефлекса).

Особенно опасно неудовлетворение сосательного рефлекса для флегматиков: это приводит к снижению общего эмоционального тонуса, впоследствии возможны суицидальные наклонности и склонность к продолжительным депрессиям.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.
В чем это выражается:
Сосание посторонних предметов:
• пальца (самое распространенное);
• материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
• канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
• собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
• любимых игрушек, и прочего.
Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны ” источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя ” (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают ” активную и пассивную ” формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма — болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Почему ребенку, которого мать кормит грудью по требованию, пустышка не нужна, а даже крайне вредна?

Малышу нужно общение с родителями, в противном случае, проводя все свое время в компании пустышки, он начнет им меньше доверять.
Американские психологи говорят: «Если ребенок заплакал и вы потянулись не к нему, а к пустышке – выбросьте ее». Безусловно, для младенца лучший утешитель – не соска, а мама.
Если рот ребенка постоянно занят соской, это плохо сказывается на общем развитии, ведь в период до года ребенок «познает мир ртом». Для того, чтобы он изучал предметы, он должен их грызть, облизывать, тянуть в рот. Если рот занят – основной канал восприятия бездействует, тактильная информация поступает в мозг недостаточно полно.

Если женщина хочет кормить младенца грудью, она ни в коем случае не должна заменять свою грудь (даже изредка) соской-пустышкой!

Ребенок сосет грудь и бутылочку или соску по-разному:
Грудь:
Молочко добывается перистальтическими движениями язычка. Сосок не участвует в сосании, он находится на уровне мягкого неба. Малыш захватывает грудь максимально глубоко, широко открыв ротик, воздействуя на млечные синусы, язычком сцеживает молоко — выдавливает, прижимая язычком к небу. Соблюдается ассиметрия захвата — снизу ареолу ребенок захватывает больше. Ко всему прочему, прилив молочка нужно стимулировать. И малыш знает, что каждый прилив через время сменяется следующим в ответ на его сосательные движения и может терпеливо ждать, слегка посасывая. При сосании груди задействованы все группы мышц лица.

Читайте также:  Ребенок не садится сам в 9 месяцев

Бутылка:
Принцип сосания бутылки основан на разности давления. Когда ребенок сосет бутылку, задействованы лишь мышцы щек. Малыш совершает втягивающее движение и получает непрерывный поток молока. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы сосания этих предметов, ребенок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки (ведь бутылку по принципу груди захватить невозможно). Движения языка при таком сосании изменяются — он совершает поступательные движения — вперед-назад. Если кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки — она больше не получает необходимой стимуляции и уровень пролактина (гормона лактации) снижается. К тому же, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого неба и начнет участвовать в сосании

Сосание пустышки (и бутылочки) может привести к следующим последствиям:
— Трещины, ссадины, травмы сосков
— Лактостаз, мастит
— Недостаток или избыток молока;
— Маленький набор в весе;
— Лактазная недостаточность, пенистый стул, сильное срыгивание;
— Прикусывание ребенком груди, выгибание под грудью и плач;
— Отказ от груди.
также известны случаи возникновения кожной аллергии вокруг рта вследствие сосания пустышки.

Обратимся к психологии новорожденного: он рождается с определенным набором ожиданий. Когда эти ожидания удовлетворяются, формируется некая цепочка развития, т.е. чтобы построить эту цепочку, нужно пройти каждое звено по порядку. Если звено выпало — цепочка прервалась либо направилась в другое русло. Близость к матери и получение груди по первому требованию составляют звенья этой цепочки. Малыш учится любви и доверию на руках у матери. Она помогает ему познавать мир через ассоциации. Все это происходит исключительно у нее на руках, т.к. только в этом положении малыш чувствует себя уверенно и формирует положительное отношение к новому миру.

Если ребенка успокаивает пустышка — он переходит на общение с неодушевленным предметом, как бы замыкаясь в себе и сам себя успокаивая. Это ведет к снижению исследовательского интереса к миру, уменьшению потребности взаимодействия с другими людьми, замедлением социализации, и является одной из причин детского аутизма. Когда малыш при беспокойстве получает грудь, он получает эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, а соска этих гормонов не выделяет, тогда нервная система ребенка страдает – что ведет к сбоям в работе всего организма.

Напоследок – прекрасная цитата из книги Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. – М., 1993 – 208
«Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку. Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако только человеческий рассудок, способный свести сосание груди к механическому акту, может провести тождество между материнским соском и пустышкой. Если мы наконец-то поняли, что кормление грудью – не просто перекачивание молока, то мы должны понять, что разница между сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным половым актом и онанизмом.

Для малыша подобные “самоуглубления” имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным образом?»

Дневник Тусика

Чем грозит неудовлетворенный сосательный рефлекс.

Вс Окт 04, 2009 23:43

Чем грозит неудовлетворенный сосательный рефлекс.

Сосательный рефлекс формируется у ребенка еще во внутриутробный период развития и оказывает решающее воздействие на формирование его психики в период раннего детства. Кроме того, что за счет этого рефлекса ребенок утоляет голод, это средство помогает малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее. Сосательный рефлекс является основным в течение первого года жизни ребенка, к концу третьего года жизни он начинает ослабевать, а угасает только к четырем годам. (Здесь, видимо, нужны пояснения. Мне казалось, что если пишут какие-то возрастные ограничения, то всем понятно, что все дети разные, и изменения не происходят ровно в день рождения. Оказывается, это понятно не всем. Так вот: дети разные! Не у всех он исчезает именно в этом возрасте. Но минимальным для начала угасания этого рефлекса физиологами определяется возраст два с половиной года).

Особенно опасно неудовлетворение сосательного рефлекса для флегматиков: это приводит к снижению общего эмоционального тонуса, впоследствии возможны суицидальные наклонности и склонность к продолжительным депрессиям.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.
В чем это выражается:
1. Сосание посторонних предметов:
• пальца (самое распространенное);
• материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
• канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
• собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
• любимых игрушек, и прочего.
2. Обгрызание ногтей.
3. У мальчиков под влиянием запрета на сосание соски или пальца последствия нереализованного рефлекса часто приводит к мастурбации.
4. В будущем, во взрослой жизни, нереализованный сосательный рефлекс вызывает привычку к курению, или сохраняется привычка держать во рту посторонние предметы (карандаш и пр.). Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Читайте также:  У ребенка в 8 месяцев конъюнктивит, насморк и кашель

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны ” источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя ” (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают ” активную и пассивную ” формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма – болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Почему ребенку, которого мать кормит грудью по требованию, пустышка не нужна, а даже крайне вредна?

Малышу нужно общение с родителями, в противном случае, проводя все свое время в компании пустышки, он начнет им меньше доверять.
Американские психологи говорят: «Если ребенок заплакал и вы потянулись не к нему, а к пустышке – выбросьте ее». Безусловно, для младенца лучший утешитель – не соска, а мама.
Если рот ребенка постоянно занят соской, это плохо сказывается на общем развитии, ведь в период до года ребенок «познает мир ртом». Для того, чтобы он изучал предметы, он должен их грызть, облизывать, тянуть в рот. Если рот занят – основной канал восприятия бездействует, тактильная информация поступает в мозг недостаточно полно.

Если женщина хочет кормить младенца грудью, она ни в коем случае не должна заменять свою грудь (даже изредка) соской-пустышкой!

Ребенок сосет грудь и бутылочку или соску по-разному:
Грудь:
Молочко добывается перистальтическими движениями язычка. Сосок не участвует в сосании, он находится на уровне мягкого неба. Малыш захватывает грудь максимально глубоко, широко открыв ротик, воздействуя на млечные синусы, язычком сцеживает молоко – выдавливает, прижимая язычком к небу. Соблюдается ассиметрия захвата – снизу ареолу ребенок захватывает больше. Ко всему прочему, прилив молочка нужно стимулировать. И малыш знает, что каждый прилив через время сменяется следующим в ответ на его сосательные движения и может терпеливо ждать, слегка посасывая. При сосании груди задействованы все группы мышц лица.

Бутылка:
Принцип сосания бутылки основан на разности давления. Когда ребенок сосет бутылку, задействованы лишь мышцы щек. Малыш совершает втягивающее движение и получает непрерывный поток молока. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы сосания этих предметов, ребенок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки (ведь бутылку по принципу груди захватить невозможно). Движения языка при таком сосании изменяются – он совершает поступательные движения – вперед-назад. Если кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки – она больше не получает необходимой стимуляции и уровень пролактина (гормона лактации) снижается. К тому же, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого неба и начнет участвовать в сосании

Сосание пустышки (и бутылочки) может привести к следующим последствиям:
• – Трещины, ссадины, травмы сосков;
• – Лактостаз, мастит
• – Недостаток или избыток молока;
• – Маленький набор в весе;
• – Лактазная недостаточность, пенистый стул, сильное срыгивание;
• – Прикусывание ребенком груди, выгибание под грудью и плач;
• – Отказ от груди.
также известны случаи возникновения кожной аллергии вокруг рта вследствие сосания пустышки.

Обратимся к психологии новорожденного: он рождается с определенным набором ожиданий. Когда эти ожидания удовлетворяются, формируется некая цепочка развития, т.е. чтобы построить эту цепочку, нужно пройти каждое звено по порядку. Если звено выпало – цепочка прервалась либо направилась в другое русло. Близость к матери и получение груди по первому требованию составляют звенья этой цепочки. Малыш учится любви и доверию на руках у матери. Она помогает ему познавать мир через ассоциации. Все это происходит исключительно у нее на руках, т.к. только в этом положении малыш чувствует себя уверенно и формирует положительное отношение к новому миру.

Если ребенка успокаивает пустышка – он переходит на общение с неодушевленным предметом, как бы замыкаясь в себе и сам себя успокаивая. Это ведет к снижению исследовательского интереса к миру, уменьшению потребности взаимодействия с другими людьми, замедлением социализации, и является одной из причин детского аутизма. Когда малыш при беспокойстве получает грудь, он получает эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, а соска этих гормонов не выделяет, тогда нервная система ребенка страдает – что ведет к сбоям в работе всего организма.

Напоследок – прекрасная цитата из книги Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. – М., 1993 – 208
«Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку. Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако только человеческий рассудок, способный свести сосание груди к механическому акту, может провести тождество между материнским соском и пустышкой. Если мы наконец-то поняли, что кормление грудью – не просто перекачивание молока, то мы должны понять, что разница между сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным половым актом и онанизмом.

Читайте также:  Отмена Урсофалька и возвращение желтухи

Для малыша подобные “самоуглубления” имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным образом?»

Педиатр «СМ-Доктор» о том, до какого возраста следует кормить ребенка грудью

Некоторые новоиспеченные мамы стараются сделать это как можно раньше. Другие продолжают прикладывать ребенка к груди и в 4, и в 5 лет. Играют свою роль и «национальные» особенности. Например, в Великобритании только треть младенцев в свои полгода по-прежнему получают молоко матери, остальных же переводят на смеси. А в ОАЭ закон предписывает кормить детей грудью до двух лет, иначе можно получить суровое наказание.

стати, именно на цифре «два года» сходятся большинство врачей во всем мире. Считается, что после этого возраста дополнительной пользы для здоровья молоко матери уже не приносит. Так ли это? разбираемся со специалистами.

Татьяна Кузнецова
ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА
врач-педиатр, врач-нефролог, консультант по грудному вскармливанию клиники «СМ-Доктор».

По рекомендации Всемирной организации здравоохранения и Детского фонда ООН грудное вскармливание желательно поддерживать до 2-х лет, дольше — по взаимному желанию матери и ребенка. Отечественные педиатры, основываясь на практическом опыте и научных исследованиях, озвучивают цифру до 1,5 лет.

Сейчас нередко можно встретить мам, которые кормят детей грудью после двух лет. Такое продолжительное грудное вскармливание принято называть долгокормлением.

В любом случае, после 2,5 лет у ребенка идет процесс естественного угасания сосательного рефлекса, происходит постепенное самоотлучение от груди и, таким образом, плавное завершение грудного вскармливания.

Вне зависимости от рекомендаций, выбор всегда остается за мамой. И продолжительность грудного вскармливания будет зависеть, прежде всего, от готовности и мамы, и ребенка прекратить этот процесс.

Чем грозит раннее отлучение от груди здоровью ребенка?

Заменители грудного молока не содержат антиинфекционные факторы, поэтому искусственно вскармливаемый ребенок чаще подвержен кишечным инфекциям, респираторным заболеваниям. К ним относятся частые ОРВИ, отиты, бронхиты, пневмонии, кишечные инфекции (чаще вирусной природы) с продолжительной диареей, грибковые заболевания кишечника, а также грозное жизнеугрожающее состояние — некротизирующий энтероколит новорожденных.

Довольно часто у детей на смесях формируется непереносимость белков молока животных (коровьего, козьего) с развитием аллергических реакций, в частности, пищевой аллергии в виде атопического дерматита. К сожалению, в будущем такие дети входят в группу риску по развитию аллергического бронхита, бронхиальной астмы.

Искусственное вскармливание увеличивает риск развития сахарного диабета, а также ожирения, связанного с избыточным потреблением смеси, превышающим потребности ребенка. Возможно развитие судорог из-за избыточного содержания в смесях натрия, кальция, фосфора.

У детей, получающих искусственную смесь, может снижаться интеллектуальное развитие из-за недостатка аминокислот, омега- жирных кислот, которые необходимы растущему мозгу ребенка.

Кроме того, согласно некоторым исследованиям, отказ от грудного вскармливания увеличивает риск синдрома внезапной смерти младенцев.

А какие минусы у позднего отлучения от груди?

Не только за рубежом, но и в России существует множество исследований, доказавших пользу материнского молока на любом сроке кормления. После года грудное молоко изменяет свой состав, но совсем не в худшую сторону.

Основная причина этих изменений состоит в том, что молоко уже не является основной пищей для малыша, и на первый план выходят другие функции.

Чем старше становится ребенок, тем больше увеличивается в молоке концентрация иммуноглобулинов, которые защищают ребенка от инфекционных болезней. Грудное молоко содержит в себе лейкоциты и ряд антиинфекционных факторов, а также антитела против возбудителей инфекций, перенесенных ранее мамой.

Как кормление грудью влияет на психику ребенка?

Сегодня становится очень модным воспитывать в детях раннюю самостоятельность, и преждевременное отлучение от груди видится некоторым родителям как средство сделать ребенка более независимым.

Однако психологи, которые вплотную занимаются исследованием детского развития, предупреждают: преждевременное насильственное отлучение может, наоборот, спровоцировать задержку эмоционального развития и усилить зависимость от родителей. Навязанная независимость превращается в психологическую оторванность и заброшенность. Гораздо лучше дать ребенку возможность стать независимым, когда он к этому готов.

Это хорошо иллюстрируют результаты зарубежных исследований: так, одно из них показало, что самые большие достижения в школе были у детей, которых кормили дольше. А в ходе другого обнаружили, что чем дольше ребенок кормится грудью, тем лучше проходит социальная адаптация уже позже, в шести-восьмилетнем возрасте. И матери, и учителя признавали, что у деток, которые оставались на груди долго, гораздо реже возникает проблемное поведение.

Да и российские врачи, взявшиеся изучать влияние грудного вскармливания на нервно-психическое развитие детей, обнаружили, что малыши, которые долго питались маминым молоком, показывают гораздо лучшие результаты и в два года, при тестах речевого развития, и в три года, при тестах правильного выполнения навыков.

Многие долгокормящие мамы успешно совмещают кормление с работой, а также водят детей в детские сады. Прикладывания остаются только перед сном и ночью. В остальное время ребенок в груди, как правило, не нуждается. В идеале ребенок должен сам перестать просить грудь днем, а затем перед сном и ночью. Как правило, это происходит около 2,5 — 3 лет.

Читайте также:  Сильный понос при прорезывании зубов и температура 39,6

Но если ребенок продолжает прикладываться к груди после 3,5 лет, это может свидетельствовать о каких-либо психологических проблемах малыша или мамы, в этом случае желательно обратиться к психологу, но не к обычному, а к дружественно настроенному на длительное кормление.

А что делать, если грудью кормить не получается?

Сергей Бутрий
СЕРГЕЙ БУТРИЙ
Педиатр, автор книг о здоровье ребенка
Известный врач рассказал об этом в подкасте для «Купрум».

– Одна из самых «взрывоопасных» тем в кабинете у педиатра после прививок — это грудное вскармливание. Сейчас модно быть за ГВ. Конечно смеси — не совсем то, что грудное молоко. Только есть одно «но».

Мамы, у которых не получилось кормить грудью по состоянию здоровья, испытывают громадное чувство вины. Их прессует общество, другие мамы, консультанты по ГВ. Многие погружаются из-за этого в депрессию, пытаются кормить через физическую боль. Но не настолько уж ГВ и важно. «Умри, но корми», — это не наш метод. А таких матерей много, они приходят к врачу и плачут. Им больно даже думать, что они чего-то недодадут ребенку.

Грудное вскармливание — это отлично, но это не единственный метод. Искусственное вскармливание — это не зазорно. Можно вырастить здорового ребенка и на смесях. Главное, чтобы мама была спокойна.

Проблемы нарушения нейромоторной регуляции в раннем детском и младшем школьном возрасте в результате задержки нейросенсомоторного развития у детей на базе персистирующих рефлексов

Проблемы нарушения нейромоторной регуляции в раннем детском и младшем школьном возрасте в результате задержки нейросенсомоторного развития у детей на базе персистирующих рефлексов

Л. Хоппе кафедра аудиопедагогики, Институт реабилитационных наук, Университет им. Гумбольдта, Берлин

Каждый ребенок рождается с набором врожденных рефлексов, которые гарантируют ему выживание в первые дни и месяцы жизни. Это в основном множественные незрелые двигательных реакций, обусловленные нормальным постуральным мышечным тонусом. Эти двигательные «ответы» возникают автоматически при воздействии определенного раздражителя и называются рефлексами (или примитивными реакциями) новорожденных. Они составляют систему защитных рефлексов, и их развитие начинается уже во внеутробный период. В ходе созревания центральных отделов головного мозга во время беременности и на первом году жизни эти безусловные рефлексы должны подавляться и вытесняться более высокими нейрологические процессами. Одни из них, такие как рефлекс Моро, поисковый и хватательный рефлексы, исчезают в процессе развития, а другие видоизменяются и сохраняются на всю жизнь. Если это не происходит, то возникает нарушение неврологической регуляции в процессах возбуждения, и торможения и персистирующие (т. е. сохраняющиеся постоянно) патологические примитивные рефлексы ребенка препятствуют дальнейшему процессу миелизации нервов и становятся весомым длительным препятствием для развития процессов автоматизации различных высших жизненно важных способностей (пространственная ориентация, координация движения, концентрация, овладевание навыками чтения и письма, плавания и др. (Sally Goddard Blythe; 1990).

Изучением нарушения этого процесса нейросенсорного созревания и синдромом нейрофизиологической задержки раннего развития впервые занимались ученые из Института нейрофизиологической психологии (Institute for Neuro-Physiological Psychology – INNP) из Честера в Великобритании. На влияние персистирующих рефлексов на нейро- и сенсомоторное развитие ребенка, а также их влияние на процессы обучения и социального поведения детей раннего и младшего школьного возраста обратили свое внимание уже большое число ученых, медиков, физиотерапевтов, микробиологов, биомехаников и психологов (Bobath (1977); Aures (1979); Göllnitz (1980);Vojta (1988); Kesper/ Hottinger (1994); Sally Goddard Blythe (1996–2011); Nancy P. Finnie, (2005); Gündel / Reiter (2007);С. Масгутова (2007–2009). Еще раньше этим вопросом занимались и русские ученые И. Павлов и И. Сеченов, нейрофизиолог А. Ухтомский, Н. Бернштейн, П. Анохин, психолог Л. Выготский. Все эти ученые связывали рефлексы новорожденного как с высшей нервной деятельностью, так и с низшими нервными функциями. Они считали, что примитивные рефлексы не только выполняют защитную роль в ответ на стресс или опасность, но также являются основой для гармоничного физического, эмоционального и интеллектуального развития. Приведем цитату Льва Выготского (1930): «Самые первые рефлексы новорожденного никуда не исчезают, они продолжают работать, но уже функционируя в составе формаций высшей нервной деятельности».

Рефлексы – автоматические стереотипные бессознательные движения, управляемые стволом головного мозга. Они развиваются еще в утробе матери и необходимы для процесса рождения или сразу же в первые часы и дни после родов. Рефлексы должны постепенно в первые 2– 6 месяцев исчезнуть или интегрироваться в более сознательные функции головного мозга, способствующие развитию ребенка. Рефлекс исчезает (угасает) только после того, как он созрел и был вызван после рождения.

Может случиться, что рефлекс не сформировался до конца или не мог быть активирован (вызван) и поэтому не может угаснуть (остается на фазе несозревания).

Например, при кесаревом сечении многие рефлексы не вызываются, так как для их возникновения необходимы условия естественного прохождения плода через родовые пути матери. (В Германии сейчас 33 % родов с кесаревым сечением). Или если плод закручивается в пуповину еще в утробе матери, то не может развиваться и созревать рефлекс Моро (его защитное назначение раскидывать руки в сторону, когда к плоду приближается пуповина). Ребенок может родиться в асфексии со всеми из этого вытекающими последствиями.

Некоторые рефлексы, которые уже есть у новорожденного, сохраняются на всю жизнь (например, роговичный рефлекс, который проявляется миганием на любое прикосновение к роговице глаза). Или температурный рефлекс, который к счастью, не исчезает, не инабилитируется всю жизнь – мы сразу же отдергиваем руку от горячего, обжигающего предмета и не раздумываем сначала: «о, мне кажется, что я могу обжечь руку, если буду продолжать держаться за эту горячую, дымящуюся паром кастрюлю».

Читайте также:  Ребенок ходит то на цыпочках, то гусиным шагом

Иные рефлексы носят транзиторный характер и угасают через несколько месяцев. Уступая место созревающим сознательным действиям и двигательным механизмам, они впоследствии переходят в автоматизмы и управляются уже из кортекса при участии сознания растущего ребенка.

Так как кора головного мозга у новорожденного еще не функционирует в полном объеме, то существуют безусловные рефлексы (автоматизмы), которые контролируются более примитивными центрами головного и спинного мозга. Здоровый ребенок должен к рождению иметь определенный набор физиологических автоматизмов, которые исчезают к 3–4 месяцам. Отсутствие врожденных рефлексов считается патологией, так же как и их несвоевременное угасание.

Основные жизненно важные безусловные рефлексы новорожденных: дыхательный; сосательный; глотательный; рефлекс кляпа; поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля; хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха); ладонно-ротовой рефлекс Бабкина; верхний хватательный рефлекс (Янишевского); рефлекс подвешивания Робинсона.

Далее: нижний хватательный рефлекс (подошвенный рефлекс), рефлекс Бабинского, пяточный рефлекс Аршавского, рефлекс Галанта, рефлекс Переса, рефлекс опоры, рефлекс автоматической ходьбы, или шаговый рефлекс, рефлекс ползания по Бауэру.

Очень большое значение имеет рефлекс охватывания Моро!

Следующую группу врожденных рефлексов представляют защитные рефлексы:

а) верхний защитный рефлекс;

б) «утиный» рефлекс – при попадании струи воды или воздуха на область носа новорожденный задерживает дыхание;

в) зрачковый рефлекс – яркий свет вызовет сужение зрачка;

г ) мигательный рефлекс – если подуть в личико малыша, то он прищурит глазки;

д) рефлекс отдергивания ноги и др.

Очень важны шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы:

 асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР);

 симметричные тонические шейные рефлексы (СШТР);

 лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР);

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2–3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

Всего отмечается 24 врожденных рефлекса и в дополнение к ним рефлекс плавания.

Проблемы с рефлексами – первые симптомы патологии центральной нервной системы, поэтому необходимо сразу обращаться к врачу педиатру или неонатологу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время – оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии – от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или при необходимости провести своевременное лечение. Ребенок меняется каждый день, и проявление рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение – залог здоровья ребенка в будущем!

Рефлексы имеют двойное назначение – защищать и развивать.

Как автоматический непроизвольный бессознательный ответ на стресс или опасность, они служат для защиты и выживания. Благодаря их наличию новорожденный ребенок может адаптироваться в новых условиях вне утробы матери: познакомиться с силой притяжения и реагировать на всевозможные внешние раздражители. Но также важно и то, что рефлексы являются неврологической базой для двигательного и интеллектуального развития. В рефлекторных двигательных паттернах мы можем распознать зарождение контролируемого, осознанного и умелого поведения. В ходе созревания мозговых центров ребенок приобретает новые возможности для движения, и врожденные рефлексы должны угасать и уступать место новыми сознательным навыкам, например целенаправленное хватание предметов. Если эти рефлексы по какой-то причине остаются, то они влияют на дальнейшее развитие ребенка.

Возникновение и угасание (подавление) некоторых основных врожденных рефлексов

Рефлекс Возникновение Подавление
FPR – подавляющий страх 5 Н.Б. Через МОРО
МОРО 9 Н.Б. 2–4 мес.
Хватательный 11 Н.Б. 2–3 мес.
ЛТР 12 Н.Б. 3–4 мес.
АШТР 18 Н.Б. 6 мес.
ГАЛАНТА 20 Н.Б. 3–9 мес.
Поисковый и сосательный 25 Н.Б. 3–4 мес.
СШТР 20 Н.Б. 9–11 мес.
Реакции хватания и стояния 6–9 мес. c 6 мес.

 Примечание. Н.Б. – неделя беременности

 Адаптировано по Gabriele Gehauf, 2010.

Но не всегда все идет так гладко. На будущее развитие ребенка оказывают большое влияние протекание беременности и родов матери, его окружающий мир и детские болезни. Часто дети могут сами компенсировать некоторые трудности и отклонения в развитии. Но часто не все проблемы могут быть решены сами собой. Это проявляется позже всего в младшем школьном возрасте, когда ребенок начинает писать и читать и должен выполнять сложнейшие движения мелкой моторики и осуществлять сложнейшие познавательные процессы в ходе обучения.

В это время выявляется, смог ли ребенок хорошо интегрировать свои врожденные рефлексы и приобрести высшие навыки и механизмы восприятия, мышления и координации всей моторики (общей, мелкой и речевой). Что происходит, eсли этот механиз вытеснения примитивных рефлексов не сменился их интеграцией в сенсорно-моторную систему?

Далее речь пойдет не о детях с потребностями, а о детях, которых до сих пор никто не мог соотнести к какой-либо определенной группе нарушений, поскольку они:

 имеют трудности в равновесии;

 часто спотыкаются и часто о что-то задевают;

 постоянно в движении, «они бесятся»;

 имеют проблемы при чтении и письме;

 делают много ошибок при переписывании;

 держат ручку с сильным напряжением;

 не могут считать и не имеют представления о количестве предметов;

 имеют при этом полностью сохранный или даже высокоразвитый интеллект;

Читайте также:  Температура, покраснение и опухание пальца на ноге у ребенка 4 лет

 слышат, но не все понимают;

 видят, но не находят (не замечают) предметы перед собой (внизу);

 принимают странную позу при сидении;

 характеризуются взрывами эмоций;

 имеют ограниченные социальные контакты;

 очень сенсибельные и одинокие;

 страдают от приступов гнева;

 беспокойны и не могут сконцентрироваться;

 не могут определить время по часам;

 плохо ориентируются в пространстве и времени (по Gabriele Gehauf, 2010).

Причиной этого являются персистирующие, не исчезнувшие или не преобразованные врожденные рефлексы.

Можно привести еще очень много примеров в отклонии в развитии по этой причине:

 нарушение саморегуляции, развитие грубой и мелкой моторики, переход от рефлекторных двигательных паттернов к осознанным и целенаправленным движениям, совершенствованию осознанных и целенаправленных движений;

 нарушение памяти, внимания, фокусировки, настойчивости, мотивации и уверенности;

 нарушение развития социальных и когнитивных навыков;

 нарушение формирования навыков к обучению.

Некоторым таким детям даже уже был поставлен диагноз AD(H)S! По последним статистическим данным в Германии выявлено, что 40 % детей в массовой школе и 95 % учащихся в специальных школах имеют персистирующие рефлексы!

Какие последствия влекут за собой персистирующие рефлексы? Остаточные врожденные рефлексы могут привести к психическим и физическим нарушениям поведения и или частичных способностей. Наиболее яркий пример агрессивного поведения дает персистирующий рефлекс Моро. Oн имеет сигнальную функцию при опасности: внезапное изменение положения тела, внезапный яркий свет или громкий звук, сильное тактильное ощущение при сжимании вызывает сильный выброс адреналина и интенсивную ответную двигательную реакцию удара, гнева, убегания, крика, слез, оскорбления неприличными слова или ребенок наоборот не может сказать ни слова.

Может быть также реакция страха, например высоты или боязнь животных, а также вегетативная pеакция: багровения в лице или наоборот побледнения и замирания всем телом. У маленьких детей наблюдается повышенный мускульный тонус, выгибание всем телом, сильная раздражительность, агрессивность, приступы непослушания, внутреннее беспокойство. Они тогда грызут ногти или прибегают к другой стимуляции. У них неприятие критики и замечаний. Фазы двигательной сверхактивности сменяются фазами быстрого уставания, истощения. Ребенок не любит изменений, cпонтанныx, незапланированных ситуаций и нуждается лучше всего в ритуалах.

Это усугубляется еще больше в школьном возрасте. Tакие дети находятся постоянно «под напряжением», быть готовым к опасности и отразить ее. Они отвлекаются на малейший раздражитель: изменение света, тихий шепот, шелест в классной комнате, например от решения математической задачи.

Последствия для общей моторики.

Дети с персистирующим симметричным шейно-тоническим рефлексом имеют проблемы в играх с мячом: ловить, бросать, целиться

С персистирующим ассимметричным шейно-тоническим рефлексом не любят плавать и учатся этому дольше. Но могут научиться ездить на велосипеде.

Последствия для мелкой моторики.

Например, причиной нарушения чтения и письма может быть персистирующий симетричный шейный тонический рефлекс.

Неинтегрированный хватательный рефлекс, например, может впоследствии быть причиной неправильного захвата карандаша (ручки).

Гиперактивный ассиметричный шейно-тонический рефлекс заставляет человека напрягать мышцы кисти и плеча, чтобы не дать руке выпрямляться при написании на правой стороне листа, и создает трудности при выполнении действий с пересечением средней линии тела, а также затрудняет формирование центрального зрения и слуха. В результате тройная затрата времени на написание простого текста. Ребенку с неинтегрированным симметричным шейно-тоническим рефлексом трудно сидеть, и он подчас «обхватывает» своими ногами ножки стула, на котором сидит, чтобы не дать коленям выпрямляться, когда его руки согнуты. Все эти компенсаторные механизмы не только энергозатратны, но и препятствуют нормальному двигательному развитию. Дети живут «на постоянно поставленном ручном тормозe» (W. Gündel, E. Reiter, 2007).

Причины персистирующих рефлексов.

Любой стресс может спровоцировать «негативную» защиту (С. Масгутова, 2009): низкий уровень двигательного развития, вызванный длительным ограничением естественного движения (слишком много времени в автокреслах или других ограничивающих движение приспособлениях, медицинские вмешательства, такие как накладка стремян при дисплазии тазобедренного сустава), трудная беременность или рождение, болезнь, физические и эмоциональные травмы и даже хронический стресс в повседневной жизни. «Негативная» защита проявляется в излишнем мышечном напряжении, импульсивности и примитивных реакциях, которые блокируют функцию саморегуляции и формирования навыка. Следствием дисфункционального или патологического рефлекса будет появление более грубых симптомов, таких как стереотипные или хаотичные движения, спастика / гипертонус в конечностях или наоборот развивается хроническая гипотония / атония. Развития не происходит, а процессы мышления в корковых отделах мозга оказываются блокированными рефлексами, которые управляются стволом мозга, и поведение в этом случае контролируется рефлексами. (Мary Rentchler, 2010, S. 2).

Как с этим «бороться»?

Существует несколько подходов к этой проблеме. За последние годы было создано достаточное количество методов как в Германии и Англии, так и в России:

1. Рефлексонорализирующая гимнастика по Мастюковой, 1994– 2010.

2. Метод Institute for Neuro-Physiological Psychology in Chester, 1990– 2011.

3. Метод сенсорно-моторной интеграции рефлексов по С. Масгутовой 1998–2011.

4. Сенсорное воспитание методом мототерапии – «Greizer» Modell по W.Gündel / E. Reiter, 2007.

5. FLEXI – Программа по W. Scholtz, 2005.

И более ранние методы: концепции по B. C. BOBATH (1977), CASTILLO – MORALES (1978), MILLNER (1998), W. VOJTA (1988), KESPER – HOTTINGER (1994). GODDARD / BEIN – WIERBINSKI (1999), RALF WARNKE (1998–2009), PETÖ-метод по (MILLNER (1998), Лечение по методу DOMAN-DELACATO (1980), метод сенсорной интеграции по AURES (1984), метод «BRAIN GYM» по Gail E. Dennison und Paul E. Dennison (2009).

В докладе будут освещены некоторые из вышеназванных методов: 4, 5, и концепция по Ральфу Варнке (RALF WARNKE), а также метод «BRAIN GYM» . Очень важно заметить, что замечается тенденция к росту нарушения нейромоторной регуляции в раннем детском и младшем школьном возрасте в результате задержки нейросенсомоторного развития у детей на базе персистирующих рефлексов!

Читайте также:  Инфекционный или аллергический кашель у ребенка с инвалидностью по неврологии

Список литературы

1. Gail E. Dennison und Paul E. Dennison (2006). BRAIN GYM, VAK Verlag – GmbH; Kirchzarten bei Freiburg.

2. Gabriele Genauf (2010). Die Entwicklung des Kindes und der Einfluss persistierender frühkindlicher Reflexe.

3. Мary Rentchler (2008). The Method of neiro-sensory-motor and reflex integration: Key to Helth, Development and Learning.

4. Sally Goddard Blythe (2011). Greifen und BeGreifen, VAK Verlag – GmbH; Kirchzarten bei Freiburg.

5. W. Gündel /E. Reiter (2007). Neuromotorische Regulationsstörungen im Kindesalter, MediTECH Elektronik – GmbH.

6. W. Scholtz (2005). FLEXI – Programm, MediTECH Elektronik – GmbH.

Ребенок не может расстаться с соской, что делать?

24 марта 2017 14:40

Для многих мам соска в первые месяцы жизни новорожденного становится настоящим спасением. Малыш с ней засыпает, меньше беспокоится и капризничает.

Проходит время, малыш подрастает и наступает момент, когда родители решают убрать пустышку на дальнюю полку шкафа и больше не давать ее ребенку, и вот здесь они сталкиваются с большими трудностями – малыш настолько привязался к соске, что не намерен с ней расставаться. Что делать, если ребенок не может расстаться с соской? Как отучить ребенка от этой привычки? До какого возраста можно пользоваться соской?

Сосание пустышки для младенца – процесс естественный, рефлекторный. Таким образом удовлетворяется сосательный рефлекс, который проявляется у плода еще в материнском утробе. Сосание груди, пустышки или бутылочки у ребенка связаны не только с кормлением, но и с развитием малыша. Дело в том, что ротик ребенка связан с тремя нервами, имеющими обширную зону влияния – блуждающий, троичный и языкоглотательный. Эти нервы являются очень мощными рецепторами, связанными непосредственно с головным мозгом. Их стимуляция запускает процесс развития головного мозга ребенка, а также регулирует важные процессы в его организме: пищеварительные (сосание стимулирует усвоение питательных веществ и улучшает деятельность пищеварительного тракта) и психологические (происходит чувство покоя и удовлетворения).

Угасание этого рефлекса у каждого ребенка проходит индивидуально, в разном возрасте. У некоторых детей нормой будет наличие сосательного рефлекса и в возрасте трех лет. Но чаще всего окончательный отказ от сосания должен естественным образом происходить в возрасте полутора лет. Причины появления привычки.

1. Частичное или полное искусственное вскармливание. Тем детям, которых вскармливают грудью, в этом смысле повезло. Они всегда имеют доступ к тому, что необходимо им для получения питания, психического и физического успокоения. У таких детей вредные привычки – такие как постоянное сосание пустышки или пальца – практически не проявляются, так как у них не возникает необходимости так называемого «дососа». Даже если они и засовывают палец в рот или капризничают из-за отсутствия пустышки, то такие явления носят эпизодический характер.

А вот дети на полном или частичном искусственном вскармливании лишены удовлетворения сосательного рефлекса, у них нарушен столь важный процесс, который позволяет получать питание и успокаиваться. Именно поэтому им требуется замена в виде пустышки. Так как она не полностью удовлетворяет потребности ребенка в психологическом и психическом комфорте, который дает мать при естественном вскармливании, то среди детей-искусственников чаще наблюдаются случаи появления зависимости от сосания пустышки. Нужно отметить, что пустышка для детей на искусственном вскармливании до года физически необходима – такая мера позволит им развиваться более активно и не даст остановиться на «сосательной» стадии. Поэтому чаще всего о возникновении именно зависимости можно говорить в период от года до полутора лет.

2. Раннее отлучение от груди. В современном мире, где мамы стремятся быстрее выйти на работу после появления младенца на свет, «сосательная» стадия чаще проявляется у тех малышей, которых отлучили от груди раньше, чем им было необходимо. «Воду пьет, прикорм ест – пора отлучать от груди» – подобное рассуждение мам зачастую приводит к тому, что дети не полностью развиваются, им все еще необходима такого рода стимуляция, и затем до 2-3 лет не могут отлучиться от сосания всего подряд: соски, пальца, уголков постельного белья или игрушек.

Дети привязываются к тому предмету, который дает им успокоение через сосание. И его потеря может восприниматься как повод для беспокойства. Так, ребенок, который привык засыпать с пустышкой во рту, будет мгновенно просыпаться после того, как он ее потеряет во сне. Поэтому отлучение от пустышки может быть весьма трудным делом, которое потребует от родителей внимательности и терпения.

3. Разрыв связи мать-ребенок. Привычка сосать пустышку также может возникнуть из-за того, что ребенок живет в состоянии психологического дискомфорта. Такой вид навязчивой привычки может свидетельствовать о том, что ребенку не хватает ласки, особенно со стороны матери. Если родители слишком холодны с малышом, они часто оставляют его в одиночестве и не проявляют к нему нежных чувств, то вскоре такой ребенок найдет возможность снять психологический дискомфорт подручными средствами. Еще одной причиной возникновения вредных привычек у малышей может быть неправильный тип воспитания – или тревожно-мнительный, или воспитание по гиперсоциальному типу. Гиперсоциальный тип воспитания подразумевает воспитание идеального ребенка, гордости для родителей. Это слишком «правильные» люди, которые пытаются педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию, не прислушиваясь к тому, что ребенок действительно хочет. Ребенок у таких родителей как бы запрограммирован: он не имеет права подвести их, элементарно не может позволить себе плакать, баловаться и т.д. Геперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. Такое отношение к себе и своим собственным потребностям может приводить к появлению безразличия, апатии, аутоагрессии (желанию сделать себе больно, подавляя и направляя на себя гнев, раздражение и обиду).

Читайте также:  Частая рвота в 3 месяца

4. Медицинские причины. Впрочем, бывают и другие причины гиперразвития сосательного рефлекса, уже медицинского характера. Например, сосание пустышки или пальца чаще всего свидетельствует о том, что ребенок может быть ослаблен болезнями, часто страдает от простудных заболеваний, имеет глистные инвазии, кишечные инфекции или невропатии. При алкоголизме родителей предпосылкой данной привычки может быть минимальная мозговая недостаточность.

Физические и психологические способы борьбы с сосанием пустышки

Как уже говорилось, до определенного возраста сосание пустышки остается нормальным. Процесс отучения ребенка от нее может занять несколько месяцев. Чаще всего отказ от нее нужно осуществить до полутора лет. У детей на естественном вскармливании нужно начинать замещать пустышку на седьмом месяце, а малыши на искусственном вскармливании могут сосать ее до года.

С любыми проблемами у детей нужно бороться последовательно, продумывая свои действия и относясь максимально бережно к малышу, состоянию его здоровья и психики. Самый простой выход, по мнению родителей, – просто отобрать у ребенка пустышку. Как говорится, нет пустышки – нет проблем. Но это далеко не так: у малыша произойдет так называемый эффект замещения. Сосательный рефлекс останется, но удовлетворить его будет невозможно, ведь пустышки нет. Возрастает его беспокойство. И поэтому он начнет тянуть в рот любые другие предметы: игрушки, пальчики, уголки подушки или одеяла. Дети могут начать сосать губу или даже биться головой о подушку, плохо засыпать и просыпаться по нескольку раз ночью.

При таком развитии событий пустышка, конечно же, предпочтительнее, чем пальцы или постельное белье. К тому же, как показывает опыт, сосание предметов длится у детей гораздо дольше, чем сосание пустышки. Полный отказ от этой вредной привычки наблюдается только к 4-6 годам, тогда как пустышку ребенок откладывает в сторону примерно к двум годам.

Чтобы не доводить ситуацию до таких последствий, требуется уделять ребенку больше внимания. Ему нужно уделять много ласки, брать на руки, укачивать, причем, нельзя усердствовать и укачивать его только лишь на руках – иначе это также приведет к развитию привычки засыпать исключительно на руках у родителя – применять адекватное воспитание.

Чтобы не развивалась привычка к сосанию пустышки, нельзя давать ребенку гулять или засыпать на улице вместе с соской. Кроме того, не нужно предлагать ребенку ее перед сном, чтобы у него не вырабатывался рефлекс, который не позволил бы малышу засыпать без пустышки. Сосательные движения позволяют выработать ребенку определенный биоритм, при котором он успокаивается и засыпает. Это может привести к тому, что малыш не будет спать без соски. Заменой пустышки могут быть укачивания, которые также помогают в организации биоритмов мозга ребенка. Если же он не может заснуть без соски, отчаянно протестует, тогда можно позволить ему заснуть с ней, но затем сразу же вынуть ее, чтобы ребенок смог спать без пустышки.

Кроме того, отучить от сосания пустышки может также введение прикорма в рацион малыша. К 7 месяцам уже можно начинать давать ребенку крупы и овощи с ложечки, показывая тем самым, что не только сосание может быть источником насыщения.

Если ребенок все же отказывается ложиться спать без пустышки или же бутылочки, то не следует потакать этой привычке. Лучше всего дать ему вечернее молоко сразу перед сном, а затем уложить и сказать, что бутылочки не будет. Чаще всего после нескольких протестов ребенок успокаивается и засыпает. Если все же получается сразу отучить его от сосания бутылочки перед сном, то можно напоить ребенка молоком, уложить в кроватку и дать замену, например, теплую грелку в виде игрушки.

Если ребенок очень привязан к пустышкам или бутылочкам, хорошо помогают специальные поильники с пластиковыми насадками, которые позволят и покормить малыша, и заменить ему соску.

Материал подготовлен по данным: Ю.В. Потапова, М.П. Шаталина «Кризисы детского возраста: навязчивые привычки у детей»

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Ссылка на основную публикацию