Ребенок не встает на ноги в 8 месяцев, а поджимает их

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Читайте также:  Гемоглобин 101 у ребенка 4 месяцев

Почему малыш, мальчик, девочка стоит на цыпочках, плохо стоит на ножках, куда обращаться? Нужен ли массаж?

Должен ли ребенок стоять на цыпочках?

На консультации в Сарклиник папы и мамы, бабушки и дедушки нас спрашивают: «Почему ребенок стоит на цыпочках? «Что делать, если малыш, грудничок, малыш стоит на цыпочках?» «Хорошо ли стоять на цыпочках?» «Что сделать, чтобы ребенок не стоял на цыпочках, а стоял на всей ножке, ноге, не поджимал пальчики?» «Как правильно стоять на ножках, если ребенок плохо стоит на ножках, ногах?» Давайте разберем ответы на эти вопросы.

Когда ребенок должен стоять, вставать?

В 8 месяцев ребенок самостоятельно встает, держится у опоры и переступает с ножки на ножку. В 9 месяцев здоровый ребенок должен хорошо стоять у любой опоры. Если ребенка, мальчика, девочку держать за две ручки, то он уже уверенно переступает с ножки на ножку. В 10 месяцев ребенок в норме уже хорошо стоит, а также ходит у опоры, если держится за нее одной ручкой. Может с опорой спускаться и подниматься с невысокой лестнички. В 11 месяцев самостоятельно уверенно стоит, ходит, немного придерживаясь за опору, делает 3 – 5 шагов без опоры. В 12 месяцев (1 год) малыш самостоятельно без поддержи и опоры начинает ходить. Если Ваш ребенок укладывает в эти возрастные нормы, то никаких поводов для беспокойства у родителей быть не должно. Если ребенок отстает от этих показателей, то у него задержка моторного развития, которую нужно обязательно лечить.

Ребенок стоит на цыпочках, плохо стоит на ножках – повод для обращения к врачу

В жизни часто встречаются случаи, когда ребенок начинает учиться стоять, но при этом он опирается на кончики пальцев стопы (ног), то есть ребенок стоит на цыпочках, на кончиках пальцев. Это хорошо заметно как родителям, так и врачу. К сожалению, этот симптом указывает на серьезную неврологическую патологию центральной нервной системы, которая требует комплексного лечения. Стояние на цыпочках указывает на повышенный тонус мышц нижних конечностей (гипертонус в ногах) преимущественно центрального генеза. Этот симптом может свидетельствовать о таких заболеваниях и патологических состояниях, как спастическая форма детского церебрального паралича, последствия хронической внутриутробной гипоксии плода, перинатальная энцефалопатия смешанного или постгипоксически-ишемического генеза, перинатальное поражение ЦНС, родовая травма и др.

Лечение гипертонуса ног, нижних конечностей в Сарклиник, задержки, отставания моторного развития в Саратове, России

К счастью, Сарклиник (Саратов, Россия) проводит лечение повышенного мышечного тонуса, высокого тонуса мышц ног (нижних конечностей), лечение задержки моторного развития, лечение ЗРР, ЗПРР, ЗПМР, ЗМР у детей, малышей, грудничков, маленьких детей, лечение перинатальной энцефалопатии, лечение детского церебрального паралича (ДЦП), лечение последствий родовых травм. Комплексное лечение включает в себя как традиционные методики, так и новые аппаратные и неаппаратные методы терапии. Чем раньше начато лечение, тем больше шансов на восстановление утраченных функций и нормализацию работы центральной и периферической нервной системы.

В норме ребенок не должен стоять на цыпочках! Ребенок плохо стоит на ножках? Нужно лечить!

В норме ребенок не должен стоять на цыпочках! Если у матери ребенка тяжело протекала беременность, были слабая родовая деятельность, тяжелые роды, наблюдалась недоношенность, переношенность плода, обвитие пуповины, тазовое предлежание плода, низкие баллы новорожденного по шкале Апгар, патология по данным нейросонографии, ребенок сразу после родов не закричал, у ребенка была желтуха новорожденного (желтушка), возникли осложнения на прививки, то это повод для раннего обращения на консультацию к детскому рефлексотерапевту неврологу для своевременного выявления неврологической патологии и ее комплексного лечения на ранних стадиях. Центральная нервная система ребенка на первом году жизни очень пластичная. И даже если какие-то участки ЦНС были поражены, при своевременном аппаратном лечении соседние здоровые участки головного мозга могут компенсаторно взять на себя ранее утраченные функции.

Лечение патологического мышечного тонуса у детей (лечение гипертонуса, гипотонуса) в Саратове, в России

На первой консультации врач расскажет Вам, как проводится лечение, что нужно сделать, чтобы восстановить мышечный тонус, убрать высокий тонус мышц ног, где лечить такую патологию, куда обращаться, как избавиться от повышенного, высокого, гипертонуса в руках и ногах, в маленьких нежных ручках и ножках Вашего чудесного малыша, нужен ли массаж. Если ребенок не стоит на ножках, плохо стоит, на ножках, стоит на цыпочках, на кончиках пальцев ног, обращайтесь в Сарклиник. Врач поможет Вам и Вашему ребенку.

Запись на консультации.
Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

Ребенок поджимает пальчики на ногах

Рассмотрим детей преимущественно первых 2-х лет жизни, т. к. у малышей более старших возрастов такой симптом бывает в основном, как последствия нарушений ЦНС, в позднем восстановительном периоде. Мы же сейчас о том, что можно устранить в относительно короткие сроки. Ребенок может поджимать пальчики на ногах в том числе в процессе игры, поэтому важно понять причину, игра это или нет. Врачи часто не видят в таких мелочах ничего страшного, но для мам с их беспокойством такая “мелочь” может быть поводом для беспокойства. Что же касается массажистов, то это прямое показание к их работе, т. к. массаж это наиболее мягкое и эффективное средство для устранения зажима пальчиков ног ребенка.

Почему ребенок поджимает пальчики на ногах?

Причинами поджимания пальцев на ножке ребенка могут быть так сказать постоянно действующие факторы, например гипертонус мышц сгибающих пальцы, или приходящие, это эмоции, рефлексы под влиянием вестибулярного аппарата.

Повышенный тонус постоянен и получается, что пальчики поджаты все время, независимо от поз, занятий и т.д. Преимущественно это бывает у грудничков, особенно в период физиологического тонуса. Способствующими факторами могут быть недоношенность, незрелость нервной системы, и прочие неврологические нарушения, при которых возможно повышение тонуса.

Эмоциональность ребенка тоже может быть провоцирующим фактором. Недовольство, плачь, сосредоточенность, игровые манипуляции, новые движения не доведенные до автоматизма, все это может быть причиной напряжения мышц и поджатых пальцев.

Читайте также:  Противоречивость чувств у ребенка

Новые позы у новорожденных нередко влекут за собой большое напряжение мышц удерживающих позу и их синнергистов. Если ребенок только начал вставать на ноги, то конечно его ножки будут в первое время значительно напрягаться, пока малыш не привыкнет. Тоже самое касается и ходьбы.

В каком возрасте ребенок разжимает пальцы на ножках?

В норме у детей пальцы не поджаты даже до 3 месяцев, когда новорожденный скован физиологическим тонусом. Но много случаев, когда ребенок неврологически здоров, а небольшие зажимы есть. Если такое наблюдается, то не при каждом поджатом пальчике надо сразу бежать к врачу, можно понаблюдать сначала. Если малыш, то сжимает пальцы, то наоборот держит их расправленными, скорее всего никакой проблемы нет. Разжимать и держать свободными пальчики дети начинают, когда уходит физиологический тонус с конесностей. На ножках это в возрасте около 4 месяцев.

Теперь дифференцируем по возрастам возможные проблемы

Если ребенок поджимает пальчики на ногах в 5, 6, 7 или 8 месяцев, то в большинстве случаев это говорит об остаточном гипертонусе, или возможно при наличии каких-то диагнозов. Необходимо проверить состояние мышц путем пассивных движений пальцев в обратном направлении. Оцениваем сопротивление разгибанию. В случае тонуса сопротивление будет сохраняться при каждом разгибании.

Если ребенок поджимает пальчики на ногах в 9, 10, 11 месяцев, то в таком возрасте это чаще бывает связано с освоением новых умений, поз. В основном груднички после 9 месяцев пальчики, если зажимают, то в положении стоя, или перешагивая вдоль опоры. Т.е. напряжение пальцев возрастает, когда ребенок встает на ноги. Но так бывает в большинстве случаев. Не забываем, что возможен и просто гипертонус в этом возрасте, несмотря на позу ребенка.

Ребенок поджимает пальчики на ногах при ходьбе в 1-2 года.

Если ребенок после 1 года ходит с поджатыми пальчиками, то не стоит ждать, что само пройдет. На такие моменты нужно реагировать своевременно, потому как ребенок уже ходит и время работает против нас. Возможна подстройка мышц нижней конечности под такое положение пальцев, в худшем случае, при длительном хождении с поджатыми пальцами подстроится и скелет стопы, разумеется за рамки нормы. В 1-2 года происходит становление ходьбы у детей от появления, до уверенного передвижения, поэтому очень важно, чтобы ничего не мешало этому процессу. Вообще рекомендуется детям проходить курс массажа в 1 год при начале ходьбы, как раз по причине того, что когда ребенок начинает ходить, он очень напряжен. Перенапряжение возникает из-за страха падения, неуверенности, и стопы, голеностопные суставы, голени испытывают испытывают перенагрузку. Поджатые пальцы при ходьбе у детей в возрасте 1-2 года, это частый симптом, который надо вовремя убирать. Примерно каждый третий ребенок в год поджимает пальчики на ногах.

Что делать если ребенок поджимает пальчики на ногах?

Конечно же зажим пальчиков ног надо устранять. Наиболее мягким и в тоже время эффективным способом является расслабляющий массаж с упражнениями из ЛФК. Если малыш сильно поджимает пальцы, то рекомендуем воспользоваться услугами профессионального детского массажиста. Из дополнительных рекомендаций, мама может делать профилактический массаж в упрощенном варианте, рефлекторные упражнения.

Массаж ребенку при поджатых пальчиках ног

Массаж ребенку при поджатых пальчиках на ногах начинается с разминания всей нижней конечности, бедро, голень, стопа, это как минимум, если грудничок, то общий массаж. Зачастую мышцы, которые поджимают пальцы напряжены с синергистами, поэтому важно размять не только стопу. Характер массажа классический, как при гипертонусе, темп медленный, разминание глубокое, терпимое для ребенка, чередование с растяжкой мышц. “Рисовать” пальцем на стопе восьмерки или семерки, как везде это показывают, можно, но это не главное. Тщательно разминать нужно область межкостных промежутков с подошвенной стороны стопы. Разминания чередуем с разгибанием одновременно всех пальчиков стопы, а также самой стопы, в пределах терпимости пациента. Из массажных приемов используется спиралевидное растирание, надавливание. Из рефлекторной гимнастики поможет рефлекс Бабинского, проводим пальцем по наружному краю стопы, малыш должен разжать пальчики веером, потом нажимаем пальцем на подушечки под пальчиками, ребенок сжимает пальцы, так повторяем несколько раз. Когда ребенок поджимает пальчики на ногах массаж и ЛФК являются самым простым и эффективным способом исправления такого положения.

Можно ли убрать зажим в пальцах ног ребенка?

Иногда родители спрашивают, можно ли убрать зажим пальчиков ног у ребенка, нужно ли вообще это делать, или может само пройдет? Ответ таков, если у ребенка есть тяжелый неврологический диагноз вроде ДЦП, то может не получиться убрать зажим. Если зажим пальцев в результате легких микроотравм ЦНС, из-за попыток вставать или ходить, то в подавляющем большинстве случаев такой зажим устраняется успешно. Что касается нужно или не нужно, считаю, что это даже не обсуждается. Если есть необходимость поправить ребенку здоровье, то это надо делать обязательно.

Автор статьи, массажист Алексей Матросов. Статья написана для сайта happybabymassage.ru, копировать ее запрещено!

Читайте также:

  1. Привычный поворот головы у грудничка
  2. Массаж гиперактивным детям
  3. Ребенок не подтягивается за ручки
  4. Неврологический массаж детям
  5. Массаж при ДЦП у детей

Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?

Детский травматолог-ортопед

От 23 700 рублей

У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.

— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?

— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.

Читайте также:  Со скольки месяцев нужно давать ребёнку яблочный сок, если ребёнок страдает запорами?

По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.

Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.

Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.

Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.

Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.

— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.

— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.

При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.

— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?

— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.

— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.

— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?

— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.

С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.

Как вспомогательная процедура полезен массаж.

Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.

При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.

— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?

— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.

— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?

— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.

Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.

Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.

— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?

Читайте также:  Красные щеки у ребенка 1 год 8 месяцев

— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.

— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?

— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).

Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.

Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.

Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.

Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.

Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.

Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.

— Настоящее плоскостопие лечится иначе?

— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.

— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?

— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.

— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?

Читайте также:  Безопасно ли современное детское питание для ребенка

— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.

Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.

Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.

При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.

Дополнительно

Подвывих в локтевом суставе

Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.

Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.

В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.

Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.

Когда надо обращаться к травматологу?

Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?

  • Любую резаную, колотую рану надо показать доктору. Не стоит заливать рану зеленкой или йодом! Так вы добавите к порезу еще и химический ожог. Не надо прикладывать к открытой ране вату – ее волокна потом крайне сложно удалить из раны. Если место травмы сильно загрязнено – промойте чистой водой. Потом закройте рану чистой тканью (стерильным бинтом, носовым платком и пр.), наложите давящую повязку и, как можно скорее, отправляйтесь в травмпункт. Врач проведет первичную хирургическую обработку раны, тщательно очистит ее (самостоятельно вам вряд ли удастся это выполнить настолько качественно), восстановит целостность всех структур и наложит повязку.
  • Если на месте травмы появился заметный отек. Это может говорить о том, что это не просто ушиб, но и перелом, вывих или разрыв связок.
  • Если ребенок потерял сознание, даже кратковременно. Это может говорить о черепно-мозговой травме, которая может иметь серьезные последствия.
  • Если у ребенка после травмы была рвота. Рвота, тошнота, бледность также указывают на возможность черепно-мозговой травмы.
  • Если ребенок ударился головой. Последствия удара головой могут быть не заметны сразу, и при этом иметь очень серьезные последствия.
  • Если ребенок ударился животом. При ударе животом возможно повреждение внутренних органов и внутреннее кровотечение.
  • Если ребенок упал с высоты (со стула, стола и пр.), упал с велосипеда и т.п. Бывает, что внешне никак не проявляется, а повреждены внутренние органы.
  • Если ребенок беспокоится, ведет себя необычно.

Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!

Осторожно: батут!

Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.

Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.

Тревожный симптом: патологии у новорожденных

Несмотря на то, что новорожденный ребенок находится под тщательным наблюдением педиатра и других специалистов, именно от маминой внимательности и реакции часто зависит своевременное выявление тех или иных патологий у малыша.

О том, какие симптомы нельзя пропустить у крохи во избежание серьезных проблем со здоровьем в будущем, нам рассказала врач-педиатр клиники «9 месяцев» Авдеева Наталья Николаевна.

— Наталья Николаевна, какие патологии чаще всего встречаются у новорожденных?

— Почти 99 % новорожденных детей имеют неврологические отклонения, которые поначалу бывают минимальными и, при адекватном ведении ребенка, в большинстве случаев нивелируются к году.

— Что значит «адекватное ведение ребенка»?

— Имеется в виду вовремя проведенный массаж, вовремя начатая гимнастика. Причем, хочу заметить, что даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился вовремя поворачиваться, садиться, вставать, ходить. Такие курсы нацелены на доразвитие нервной и, как следствие, скелетно-мышечной систем.

Читайте также:  Ребенок 2 года 4 месяца говорит очень мало снов

— Какие симптомы могут «подсказать» маме, что у малыша имеется то или иное неврологическое отклонение?

— Родителям следует обязательно обратить внимание на такой симптом, как подергивание подбородочка. Это может свидетельствовать о том, что идет недоразвитие нервной системы и отдельных структур головного мозга. Также должно вызвать опасения вставание ребенка на цыпочки. Как правило, на такое явление не обращают внимания. Но если малыш встает на цыпочки и при этом перекрещивает ножки, плохо опирается — это может быть слабовыраженным симптомом вялого нижнего парапареза, а в дальнейшем, к годику, может вылиться в ДЦП.
Дело в том, что обычно диагноз ДЦП до года не ставят, так как этот промежуток времени — большой реабилитационный период, когда у крохи есть хороший потенциал для восстановления. Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека. Здесь должна проходить очень большая работа самой мамы в совокупности с работой невропатолога, врача мануальной терапии, массажиста, врача ЛФК. В лечении применяются водотерапия, медикаментозная терапия, массаж, гимнастика и др.

Еще одним тревожным для мамы симптомом должен стать тремор рук. Обратите внимание, в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Здесь тоже необходимо полноценное обследование. Потребуется измерить внутричерепное давление у ребенка, сделать электроэнцефалограмму, проверить реакцию на световые и звуковые раздражители в спокойном состоянии, во сне и т. д.

Если же в сочетании со вздрагиваниями и испугами у малыша наблюдается также высовывание язычка — это может указывать на такую эндокринологическую патологию, как врожденный гипотиреоз. Изначально в роддоме проводится скрининг, когда берут кровь на 5 инфекций, и генетики это просматривают. Но необходима дальнейшая консультация эндокринолога. Раннее начало лечения предотвращает инвалидизацию ребенка. В связи с вышесказанным, хочу отметить, что крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.

— Помимо неврологических, какие еще патологии родители могут самостоятельно заподозрить у ребенка?

— О многом говорит реакция малыша на внешние раздражители. Так, если ребенок в 2-3 месяца не реагирует на звуки (погремушки, голос), нужно срочно обратиться к отоларингологу. Первая проверка слуха проводится еще в роддоме, но в трехмесячном возрасте лор-врач обязательно должен осмотреть кроху. В Казани, например, довольно часто выявляются дети, которые сначала хорошо реагируют на проверки, но в конечном итоге у них обнаруживается кондуктивная тугоухость. Дело в том, что до этого ребенок мог реагировать чисто интуитивно, скажем, не на мамин голос, а на мимику. Бывает, что уже в 3 года таких детей начинают лечить как аутистов, хотя в действительности все дело в тугоухости.

Также должны возникнуть опасения, если ребенок не следит за предметами (на расстоянии 30 см — самое яркое зрение у новорожденных — кроха должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения), к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета. Конечно, сами цвета малыш еще не идентифицирует, но смена цветов должна вызывать у него какие-то эмоции (радость или, наоборот, раздражение). Реакцию зрачка на свет мама тоже может отследить самостоятельно. Для этого нужно вынести малыша на яркий свет из темного помещения. Если при этом зрачки крохи не сузились, остались такими же широкими, как в темноте — значит, ребенок не видит свет, что говорит о патологии сетчатки глаз. В то же время, одинаковое сужение зрачка — это уже патология неврологическая. В любом случае, нужно срочно обратиться к специалистам.

На плановом осмотре у хирурга в месячном возрасте следует обязательно обратить внимание врача, если малыш часто и обильно срыгивает. По сути, ребенок должен срыгивать. Первые три месяца кроха дает отрыжку практически после каждого кормления. Но он не должен «фонтаном» выдавать всю еду наружу. Если так происходит, и ребенок за первые месяц-два плохо прибавил в весе, необходимо исключать пилороспазм — серьезную хирургическую патологию, требующую госпитализации.

Также мама должна внимательно следить за частотой и объемом мочеиспускания у ребенка. Считается, что до трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это весьма тревожный симптом, который может указывать на такое серьезное заболевание мочевыводящей системы, как уретерогидронефроз, к сожалению, в последнее время встречающееся довольно часто. Выявить его можно уже на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте. Здесь важно не упустить время, так как уже к 3 месяцам, при отсутствии лечения, происходит отмирание тканей почки.

Еще одним тревожным для мамы «звоночком» могут явиться бледность и синюшность носогубного треугольника у малыша, когда ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может быть вызвано низким гемоглобином, и в таком случае бывает достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако важно не пропустить и кардиологическую патологию. Опять же, на последних сроках беременности при УЗИ-обследовании определяют грубые пороки сердца, но могут быть и малые аномалии, которые выявляются только после рождения малыша. Часто к трем годам малые аномалии нивелируются сами собой, но вполне возможно, что потребуется вмешательство. Поэтому если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив (в норме грудные дети не потеют!), имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. Нужно заострить на этом внимание педиатра, сделать кардиограмму, УЗИ сердца и записаться на прием к кардиологу.

Читайте также:  Вздутие живота от лекарств при ОРВИ

В заключение хотелось бы обратиться ко всем молодым мамам: будьте внимательны к своим малышам, доверяйте интуиции и не стесняйтесь задавать вопросы врачу, рассказывайте обо всех своих подозрениях.
Вовремя забитая тревога — залог своевременного и успешного лечения, а значит, и здоровья вашего крохи!

Таблица тревожных симптомов

Патологии Симптомы Действия
Неврологические отклонения Подергивание подбородочка. Вставание ребенка на цыпочки, при этом малыш перекрещивает ножки, плохо опирается. Это может быть симптомом вялого нижнего парапареза, в дальнейшем (к году) может вылиться в ДЦП. Тремор рук, надо обратить внимание в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук и т. п. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Высовывание язычка. В сочетании со вздрагиваниями может говорить об эндокринологической патологии — врожденном гипотиреозе. Необходимо обратиться к невропатологу. У многих детей неврологические отклонения минимальны и, при адекватном ведении ребенка, нивелируются к году. Применяются массаж, гимнастика, водотерапия, медикаментозная терапия и др. Могут потребоваться дополнительные обследования.
Тугоухость Ребенок не реагирует на звуковые раздражители (погремушки, голос). Обратиться к отоларингологу. Первый скрининг проводится еще в роддоме, но лор-врач обязательно должен осмотреть малыша в 3 месяца.
Патология сетчатки глаз 1. Ребенок не следит за предметами, к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета (смена цветов не вызывает никаких эмоций). 2. После того, как ребенка из темного помещения вынесли на яркий свет, его зрачки не сузились, остались широкими. Обратиться к окулисту. Внимательно следите за реакцией ребенка. У новорожденного 30 см — самое яркое зрение. Кроха должен «поймать» на расстоянии 30 см мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения.
Хирургическая патология Ребенок часто срыгивает «фонтаном», плохо набирает в весе при адекватном кормлении. Все это может свидетельствовать о пилороспазме. На плановом осмотре у хирурга необходимо заострить внимание на имеющейся проблеме.
Патология мочевыводящей Считается, что в норме ребенок до 3-месячного возраста должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это может свидетельствовать о серьезном заболевании — уретерогидронефрозе, которое, при отсутствии своевременного лечения, приводит к отмиранию тканей почек. Уретерогидронефроз часто выявляют на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте.
Пороки сердца Бледность и синюшность носогубного треугольника. Ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может свидетельствовать о низком гемоглобине, и в этом случае часто достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако если при этом у малыша наблюдается одышка, он потлив, имеются бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. Необходимо обратиться к педиатру, который назначит ребенку электрокардиограмму и УЗИ сердца. С результатами обратиться к кардиологу.

Даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста.
Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека.
Крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.
На расстоянии 30 см новорожденный должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения.
До трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час.
Если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив, имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца.

Хабибуллина Зульфия Кабировна

Врач педиатр, невролог, врач высшей категории. Наталья Авдеева, врач-педиатр высшей каиегории

Двигательные проблемы у недоношенных детей. Стенограмма прямого эфира с реабилитологом Алексеем Корочкиным

Алексей Владимирович Корочкин — заместитель заведующего центром медицинской реабилитации НМИЦ ДГОИ им. Д. Рогачева, ассистент кафедры реабилитации и спортивной медицины РНИМУ. Консультант по медицинскому обеспечению программы SSDA (sport skills development academy).

Прямой эфир со специалистом состоялся 14 августа 2019 года в социальных сетях фонда «Право на чудо».

Двигательный дефицит

Ребенок, который родился раньше срока, имеет чуть большие риски формирования двигательного дефицита.

Почему у ребенка формируется двигательный дефицит? Ведь ребенок не рождается с ним. Ребенок рождается с какой-то проблемой, например, гипоксическо-ишемическим поражением ЦНС. Но ведь гипоксия происходит и в нормальном механизме родов. Здесь речь идет о том, что повреждающий фактор действует чуть сильнее.

Двигательный дефицит формируется у ребенка, поскольку он не может правильно адаптироваться в условиях, в которые он попал. Внутри мамы он находится в условиях, близких к невесомости, и совершал в утробе довольно много движений, которые он не может делать, когда рождается. Примерно год после рождения у ребенка уходит на то, чтобы адаптироваться и развить свою моторику до уровня, когда он может вставать и ходить самостоятельно. Иногда это происходит раньше, иногда — чуть позже.

Мы единственные представители животного мира, у моторика устроена так сложно, что у нас уходит целый год жизни на то чтобы мы могли двигаться похоже, как двигается взрослая особь. Но и в год, два, три моторика ребенка все равно отличается от взрослых, и он продолжает ее формировать.

Этот период длится так долго, потому что у нас очень много двигательных возможностей: мы можем бегать, прыгать, делать сложнокоординированные движения, мелкая моторика у нас очень развита. Но за это мы платим такую цену, потому что обычно животные рождаются, и сразу же их движения похожи на движения взрослых особей.

Ребенок родился с поражением или без, ему нужно адаптироваться к силе гравитации и пройти последовательно несколько этапов вертикализации: положение лежа на боку, лежа на животе, стоя на четвереньках, постепенное вставание на коленки, вставание возле опоры, падения и самостоятельная ходьба. Все это происходит по определенным законам, для каждого этапа необходимо время. Какое это время не всегда можно сказать. На каждом новом этапе вертикализации уменьшается площадь опоры и центр тяжести начинает располагаться выше относительно опоры.

Читайте также:  Прививка АКДС для ребенка, у которого была киста в головном мозге

Очень важный момент: специалистами по двигательной реабилитации любой навык, который возникает у ребенка, рассматривается не просто как навык и как он выглядит (хотя этот тоже важно). Для нас наибольшее значение имеет то, к чему приведет этот навык. Ребенок сделал поворот, если он сможет из этого положения поползти или сделать какие-то движения, которые приведут его к ползанию, значит для нас этот навык важен. Сделав поворот, если ребенок может поползти из этого положения, значит для нас этот навык важен. То есть двигательный навык важен не как таковой, а как предпосылка для развития следующего навыка.

Когда ребенок рождается недоношенным, у него не до конца сформирован мышечный аппарат, главным образом аутохтонные мышцы (мелкие мышцы, которые соединяют между собой позвонки). Эти мышцы нужны, чтобы поддерживать нашу позу в любом положении, даже в положении лежа. Особенностью развития аутохтонных мышц является то, что их дифференцировка происходит на самых последних сроках беременности. И даже если срок недоношенности не очень большой, ребенок все равно рождается с неполноценно сформированными мышцами. Окончательно формироваться эти мышцы будут внеутробно, в условиях гравитации, и в этом тоже есть определенный двигательный риск.

Недоношенный ребенок лежит так, как его положили, он еще не умеет контролировать позу. Постепенно мышцы формируются, он позу начинает контролировать. Но ему сложнее, чем доношенному ребенку.

То же касается поражения ЦНС — если есть кровоизлияние, есть некая поломка в нервной системе, и нормально регулировать моторику, движение ей сложнее. Мозг пытается что-то придумать: нервная система посылает больше сигналов в тело, чтобы сопротивляться силе гравитации. Это приводит к тому, что тонус мышц повышается, в какой-то момент это может становиться компенсаторным механизмом, ребенку становится проще делать какое-то движение. Но это ненадолго: тонус повышается дальше, и становится как бы причиной того, что ребенок не двигается. На этом я хочу остановиться подробнее.

Мышечный тонус и реабилитация

Многие подходы в реабилитации основываются на том, чтобы убрать патологический тонус. И якобы это может привести к нормализации движения. В действительности это не так, потому что тонус не является причиной того, что ребенок не двигается. Тонус является следствием поражения головного мозга. Это просто две стороны одной и той же проблемы. Если представить, что был бы какой-то медикаментозный способ полностью убрать патологический тонус, это абсолютно не означало бы, что ребенок начнет двигаться.

Иногда бывает, что убирают тонус, у ребенка появляется новое движение. Но как правило, это просто совпадающие вещи, и связи между ними нет. Другое дело, когда у ребенка появляются новые движения, тонус постепенно уходит, потому что тонус потому и появляется, что невозможны движения обычным способом, и мозг пытается что-то придумать.

Когда нервная система не может повысить тонус, и развивается ДЦП по типу гипотонии, это хуже поддается реабилитации. Это можно расценить как более тяжелое поражение, потому что нервная система не может придумать механизм компенсации, пусть это и неправильный механизм.

Для пациентов раннего возраста наиболее эффективным инструментом оценки является протокол реакции по Войта.

В современных протоколах Войта-терапии нет понятия тонуса: если мы видим, что тонус снизился, но никакого нового движения не произошло, мы не можем говорить, что это положительная динамика. Если мы напротив видим, что патологический тонус еще остается, но ребенок уже делает движения, мы понимаем, что идем в правильном направлении. Тонус будет какое-то время оставаться, но скорее всего с развитием движения он будет исчезать.

Войта-терапия

Когда Вацлав Войта придумал свою методику, он принципиально настаивал на том, что терапевт обучает маму заниматься со своим ребенком. Он довольно четко сформулировал, почему это должна делать именно мама: не потому, что у терапевта нет времени. Обучаясь Войта-терапии, мама учится правильно оценивать двигательный статус ребенка, обращать внимание на нужные вещи и использовать это в повседневной жизни: в играх, в том, как держать ребенка на руках и т.д.

Многие считают, что нужно заниматься какими-то методиками. Это действительно так. Но не стоит забывать, что по методике мы занимаемся полчаса-час в день. Все остальное время ребенок должен совершать какие-то движения, и мы должны его как-то стимулировать.

И в нашей стране, и в других странах, можно встретить стереотип, что у нас все плохо с реабилитацией. Это тоже не совсем так.

В Германии Войта-терапией занимаются с рождения, даже в реанимации делают какие-то элементы Войта-терапии. Это ранняя реабилитация. Понятно дело, она делается не в таком объеме, как в 3-5 месяцев. Но раннее начало реабилитации многое определяет. Ребенок итак в сложной ситуации, и когда начинает развиваться двигательный дефицит, двигательные проблемы накапливаются как снежный ком.

Если реабилитация нужна, начинать ее нужно как можно раньше, сразу как ребенок родился. И потом дальше на этапе отделения патологии новорожденных, например. Так как часто бывает, что недоношенные дети попадают домой только через несколько месяцев. Это не значит, что нельзя ребенка полностью восстановить, если начать заниматься в 6 месяцев, ближе к году. Но на максимальный результат мы можем рассчитывать, если начинаем заниматься как можно раньше.

Во многих странах Европы реабилитации для детей с серьезными двигательными нарушениями нет вообще— упор делается на социальную составляющую. Они попадают во множество социальных программ, для них создают комфортные условия существования.

Массаж

У нас в постсоветском пространстве часто используют для лечения пациентов массаж. Массаж работает с мышцами, но проблема ведь не в мышцах. Двигательный дефицит развивается из-за поражения центральной нервной системы. Довольно логично, что, работая с мышцами, мы вряд ли можем получить значимые изменения со стороны нервной системы.

Читайте также:  Ребенок поздно засыпает, бессонница – какие препараты дать

Еще лучше работает такой аргумент: если человек хочет развить силу рук, что он будет делать? Упражнения для рук. Если ему говорят, что упражнения делать не нужно, а нужно например, принимать таблетки или делать массаж, чтобы сила в руках изменилась — это не приведет к результату.

Если ребенок не будет делать активные движения, у него не появятся новые навыки. И Войта-терапия как раз учит приобретать эти навыки. Есть исследования, которые показывают, что в разных положениях Войта-терапии стимулируются разные участки мозга , которые ответственны за построение именно этих моторных актов.

И второй момент: в Войта-терапии все, что ребенок делает, он делает это сам. Он делает это при стимуляции, но за счет повторения этих движений, формирует свою собственную моторику.

Войта-терапия — основа для лечения, а что мы будем делать помимо Войта-терапии, зависит от пациента. Здесь нет универсальных рекомендаций.

Ответы на вопросы родителей:

Как часто можно проводить курсы массажа с элементами Бобат-терапии?

— Реабилитация не может быть эффективной, если она проводится курсами. Здоровый ребенок развивается, делая каждый день движения, которые приводят к развитию мелкой моторики. Нет дней, когда ребенок отдыхает, а потом у него появляется какой-то навык. Для ребенка с двигательным дефицитом двигаться еще более важно. Войта-терапия позволяет родителям иметь в своих руках инструмент, благодаря которому они каждый день могут стимулировать правильное развитие ребенка. Массаж не является эффективным средством восстановления моторики, если речь идет о проблемах с головным мозгом и поражением ЦНС. Да, бывают ситуации, когда помимо Войта-терапии мы назначаем массаж. Обычно это ситуации, связанные с тем, когда у ребенка помимо поражения ЦНС могут присутствовать проблемы с периферическими отделами нервной системой — то есть, когда действительно страдает трофика мышц, и связано это с проблемой в мышцах. Но при проблемах с головным мозгом массаж не эффективен. Моторику движений улучшают только движения. Никакие другие методы в глобальном смысле не работают.

Если ребенок пополз на четвереньках, нужно ли продолжать Войта-терапию?

— Это зависит от возраста, в котором он пополз. И от того, как он пополз — в концепции Войта это называется ползание с соблюдением позической последовательности. Официально считается, что если до года ребенок начал правильно ползать, то терапию можно прекращать, и он хоть с задержкой, но пойдет сам. Но бывают разные ситуации: если, например ребенок долго находится в больнице или есть какое-то соматическое заболевание, которое не позволяет полноценно двигаться в течение дня, иногда мы продолжаем терапия, пока он не начинает ходить, пока моторика не формируется полностью.

Можно ли заниматься Войта-терапией при эпилепсии? Синдром Веста, ребенку 1,5 года. До начала приступов занимались Войта-терапией успешно, сейчас все навыки откатились.

— В Германии занимаются Войта-терапией при эпилепсии довольно успешно. Более того, могут даже отменить противоэпилептические препараты на то время, пока ребенок активно занимается Войта-терапией. Я считаю, что эпилепсия не является противопоказанием. Но должно быть понимание, какая будет терапия, и на время подбора препаратов мы не занимаемся Войтой, так как неврологам важно понять, какие препараты назначать ребенку, чтобы не было никаких отвлекающих факторов. Здесь уже идет взаимодействие внутри мультидисциплинарной команды. Такого пациента наблюдает несколько специалистов: невролог, ортопед, педиатр, специалист по двигательной реабилитации, и они должны договориться между собой о том, как они будут действовать. Невозможно быть специалистом во всех областях медицины и полноценно наблюдать ребенка.

Может ли пеленание плохо сказаться на развитии ребенка? Ведь оно блокирует движения рук малыша.

— Туго пеленают ребенка обычно в раннем возрасте, в первый месяц жизни ребенка. Но в первый месяц у ребенка особенная моторика, он не совершает координированных движений и по большому счету занят тем, чтобы в новых условиях — в условиях, где на него по-другому действует сила гравитации, научиться контролировать свое туловище и относительно стабильного туловища контролировать голову. В раннем возрасте движения ребенка происходят по типу вздрагиваний — это еще связано с особенностями выработки тепловой энергии у ребенка. Я не вижу проблемы в пеленании: долгие годы это делалось, и дети вырастали с нормальной двигательной активностью. Другое дело, что если у ребенка есть какие-то проблемы, то, возможно нужно пересмотреть, постараться организовать другой двигательный режим, чтобы ситуация предрасполагала его к развитию мелкой моторики.

После операции лазером (коррекция ретинопатии) когда можно начинать Войта-терапию? Возраст 3,5 месяца.

— Это не является противопоказанием для Войта-терапии. Среди противопоказаний к Войта-терапии, например, буллезный эпидермолиз, болезнь стеклянных костей — когда мы просто не имеем возможности осуществлять рефлекторную стимуляцию. Лихорадочные состояния, выраженная тромбоцитопения являются временными противопоказаниями. Нужно учитывать факторы риска и делать, возможно, в меньшем объеме.

Как информированному родителю получить помощь Войта-терапевта на ранних сроках?

— Если в штате больницы нет реабилитолога, то конечно, постороннего человека никто в перинатальный центр не пустит. Здесь просто придется говорить о том, что раннее начало — тогда, когда ребенок оказался в амбулаторных условиях. И это тоже неплохо. Когда мы начинали заниматься Войта-терапией 10 лет назад, для нас была редкость, когда мы на первом году жизни получали такого ребенка. Сейчас ситуация изменилась: мы уже недовольны, когда мы получаем ребенка в 3-4 месяца. Мы со своей стороны предпринимаем усилия, чтобы Войта-терапевты были в штате перинатальных центров.

*статья подготовлена при поддержке Фонда Президентских грантов

Задержка моторного развития

Задержка моторного развития или ЗМР – это особенность физического развития малыша, при которой он не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. Симптомы синдрома ЗМР проявляются уже в первые месяцы жизни младенца, поэтому заботливые родители должны предельно внимательно следить за физическим состоянием своего малыша.

Читайте также:  Гемоглобин 101 у ребенка 4 месяцев

Причины ЗМР

Развитие моторных навыков напрямую зависит от работы отделов мозга, отвечающих за правильную осанку и координацию движений. Малыш начинает самостоятельно двигаться тогда, когда его опорно-двигательный аппарат сформировался, за что отвечает наследственная генетическая программа. Однако всегда есть риск – что-то может пойти не так во время беременности, родов, в первые дни/недели/месяцы жизни крохи.

Основными причинами синдрома ЗМР специалисты называют:

  • Патологии формирования коры мозга еще в материнской утробе
  • Инфекционные заболевания, которые перенесла будущая мама при беременности
  • Сложный акушерский анамнез – травмы при родах, гипоксия, асфиксия
  • Злоупотребление родителями наркотическими средствами и алкоголем
  • Воздействие радиации и электромагнитных излучений на плод

О причинах отставания в моторном развитии можно говорить очень много и долго. Нужно понимать, что в этом вопросе многое зависит от унаследованного алгоритма моторного развития. Малыш может пойти в 7 месяцев, но это не значит, что он станет лучшим атлетом, чем тот, кто пошел в 11,5 месяцев.

Главная задача родителей – здраво смотреть на развитие своего ребенка и при наличии малейших симптомов ЗМР не тешить себя иллюзиями и не откладывать поход к специалисту. Очень часто задержка психомоторного развития переходит в гораздо более страшный диагноз – ДЦП. Поэтому здесь надежды на «авось пронесет» быть не должно.

Когда бить тревогу?

  • К концу первого месяца жизни ребенок не может самостоятельно удерживать головку в течение 20-30 секунд.
  • В двухмесячном возрасте он не в состоянии поднять голову на пару минут из положения лежа на животике.
  • К трем месяцам малыш не держит погремушку, когда ее вкладывают ему в руку, не смотрит на свои ручки, не сцепляет их вместе.
  • В четыре месяца младенец не может сменить положение тела, перевернуться на бок со спины.
  • 5 месяцев – держит головку неуверенно, не может перевернуться с животика на спинку.
  • 6 месяцев – ребенок сам не берет игрушки, не перекладывает предметы с одной руки в другую, не перебирает ножками, если поддерживать его под мышками.
  • 7 месяцев – не совершает попыток сесть, удерживаясь за мамины руки.
  • К концу 8 месяца он не способен подползать к интересующему предмету, не может сидеть самостоятельно и стоять с поддержкой.
  • К концу 9 месяца жизни ребенок все еще сидит неуверенно, не может стоять опираясь на мебель/стену, не ползает, не способен сам пить из кружки.
  • В год малыш не делает хотя бы несколько шагов вдоль кроватки или дивана, не садится на корточки, держась за мебель.
  • В два года – не говорит слов, в три года – плохо говорит, часто падает при ходьбе и не интересуется играми.

Если ваш ребенок по поведению и моторному развитию отличается от сверстников, это еще не повод впадать в панику. Но это тревожный звоночек. У каждого малыша собственные физиологические особенности и генетика. Однако если к определенному возрасту у него не сформировалась моторика и двигательные навыки, тогда стоит незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью и начать реабилитационную программу как можно раньше и в комплексе.

Диагностика ЗМР

Чем раньше будет обнаружена проблема в моторном развитии, тем выше шансы на успешную терапию с наименьшими потерями для физического здоровья ребенка. Физическое развитие детей тесно связано с процессами мышления, психоэмоциональным состоянием, речевыми нарушениями. Отстающие в моторном развитии детки хуже усваивают двигательные навыки, чаще страдают от неправильной осанки и нарушений координации движений. Им намного сложнее научится складывать кубики и пазлы, ловить мячик, ездить на велосипеде. Серьезные проблемы возникнут во время обучения чтению и письму.

Еще в роддоме специалисты стараются обнаружить патологию в развитии новорожденного – делают анализ крови на генетические заболевания, оценивают младенцев по шкале Апгар. В дальнейшем малыш наблюдается у педиатра, проводятся регулярные осмотры у детского невролога.

Лечение ЗМР

Программа лечения должна быть комплексной и основываться на анализе проблем и потребностей маленького пациента. Системный, строго индивидуальный подход – центральная ось любого комплекса реабилитационных мер. Поэтому в терапевтическом процессе активное участие принимает сплоченная команда узкоспециализированных врачей – невролог, педиатр, реабилитолог, ортопед, психолог. Часто к процессу лечения подключаются логопеды и дефектологи, поскольку ЗМР накладывает свой отпечаток на речевое развитие детей.

В нашем Центре работают специалисты с опытом работы не только в России, но и в странах Европы, США. В профессиональном арсенале врачей – современные методики, доказавшие свою эффективность, богатейший практический опыт и желание поделиться своими знаниями с родителями больных деток.

Мы воспринимаем родителей как самых главных наших помощников, стараемся обучить их всем тем методикам, которые используем в реабилитационном процессе. Комплексный системный подход к лечению – это гарантия стабильного результата и положительной динамики в реабилитации деток с ЗМР любой степени сложности.

Мы стремимся не просто помочь малышу научится переворачиваться, держать головку, сидеть, ползать, ходить, но и избежать вторичных деформаций, таких как контрактуры суставов, вывихи тазобедренных суставов, нестабильность голеностопного сустава. Все эти патологии тормозят нормальное развитие моторики.

Программа лечения ЗМР включает:

  • Терапия по методу Войта
  • Методика Бобат
  • Методика
  • JKA-метод
  • Занятия на виброплатформе Галилео
  • Микро-мануальная терапия
  • Краниосакральная терапия

Для закрепления результата и предотвращения регрессии мы также рекомендуем занятия ЛФК, которые проходят в нашем Центре в игровой интересной форме. Позитивный настрой маленьких пациентов способствует более быстрому и глубокому усвоению новых движений, а упражнения выполняются без физических и эмоциональных пыток.

Для нас очень важно, чтобы малыши чувствовали себя комфортно на занятиях и верили в успех реабилитации вместе с нами.

Ссылка на основную публикацию