Ребенок не ест прикорм

Ребенок не ест прикорм

Слишком ранний переход ребенка на общий стол может привести к дисбалансу в работе пищеварительной системы и появлению аллергических реакций. Но и затягивать с этим тоже не следует, так как у ребенка должны формироваться вкусовые предпочтения в раннем возрасте. Кроме того, более твердая пища с вашего стола будет способствовать правильному развитию челюстного аппарата и предотвратит появление неправильного прикуса.

Когда же можно начинать?

Признаки, по которым чётко можно определить готовность малыша к переходу на общий стол:

  1. Зубы. Они должны быть хотя бы в количестве передних 4-х. Если к году их насчитывается 6-8, то ваш ребенок может жевать ими что угодно.
  2. Интерес ко взрослой пище. Заглядывание в ваши тарелки, открывание рта, когда вы едите, выразительные намёки и прямые требования поделиться с ребёнком вашей едой – это все он, интерес.
  3. Если уже перепробована вся детская еда из разряда первого прикорма. Растворимые кашки, фруктовые и овощно-мясные пюрешки, фрукты и молочка – все это спокойно съедается и усваивается.
  4. Когда ребёнок хорошо жуёт – готов. Хорошо проверяется на детском печенье.

Как правильно это сделать?

Пищеварительная система даже годовалого ребенка ещё не готова ко встречи с продуктовым разнообразием из вашего холодильника. Пищеварительные органы у детей этого возраста ещё незрелые и пока не работают в полную силу, не вырабатывают всех необходимых пищеварительных ферментов. Кроме этого, у детей более тонкие стенки кишечника, из-за чего в кровь могут легко проникнуть разные токсины, подрывая иммунную систему. Также от употребления неподходящей еды у ребенка могут возникнуть как проблемы со стулом, так и аллергические реакции.

Принцип внедрения новых продуктов с общего стола точно такой же, как и по правилам первого прикорма. Дали что-то одно, посмотрели на реакцию, потом дали следующее. При появлении аллергии на какой-либо продукт следует исключить его из рациона на 6-12 месяцев.

Используйте простой прием: когда готовите для семьи, в нужный момент уберите в маленькую посуду объем пищи, который вы предложите ребенку. Нужный момент наступит перед добавлением в еду соусов, специй. До трех лет детям не дают жареную пищу, соусы (кетчуп, майонез). Для улучшения вкуса в пищу можно добавить нежирную сметану (15%), нежирный сыр (10-17%), зелень. До трех лет ребенка оберегают от супа на мясном бульоне – бульон нужно разбавлять, и для всей семьи это куда полезнее. Часто можно услышать такую фразу: «чем раньше ребенка приобщить к взрослой еде, тем быстрее его организм к ней привыкнет». Этой же фразой оправдывают ранний прикорм. Это неправда. В борьбе с неправильной пищей организм не укрепляется, а истощается. Ребенок, которого долго кормили полезной едой – паровой, не содержащей химических добавок, нежареной – гораздо лучше справится с неидеальной пищей, когда станет взрослее, чем ребенок, которого слишком рано закормили тяжелой пищей, и чей организм уже ею подорван.

При переходе ребенка на продукты питания со стола взрослых следует их тщательно измельчать примерно до полутора лет. А после (до 2 лет) достаточно перед кормлением овощи размять вилкой. На третьем году жизни измельчать следует лишь мясо.
Членам семьи необходимо изменить свои, неподходящие для ребенка, вкусовые привычки, отказаться от каких-то пищевых предпочтений. В крайнем случае родителям или старшим детям можно употреблять запрещенные малышу продукты (копченую колбасу, чипсы, кока-колу и др.), когда младший ребенок этого не видит.

Перечень продуктов, запрещенных детям до 3 лет: грибы; любые консервы, в том числе домашнего приготовления; маринады и соусы, включая майонез, кетчуп; приправы (хрен, горчица); копчености; жирные продукты (сало, мясо утки и гуся, сыр с высоким процентом жирности); колбасные изделия; мясо и рыба, термически не обработанные (вяленые, соленые), жареные блюда; шоколад и кондитерские изделия с ним; чипсы; высокоаллергенные фрукты (малина, тропические фрукты, клубника, цитрусовые); газированные напитки; продукты с высоким содержанием сахара, включая пирожные и торты; орехи.

При составлении меню после года очень важно правильно сочетать продукты.

Если, например, на завтрак дается каша, то на обед или ужин лучше приготовить овощные блюда (картофель, пюре, тушеная капуста, овощные запеканки и т. д.). На завтрак вместо каши можно дать макароны или пюре, молочный суп, после полутора лет – омлет, запеканку, сырники. На обед целесообразнее готовить блюда из мяса и рыбы, на полдник выдавать творог и фрукты, йогурт, печенье, на ужин – овощные, крупяные блюда, молоко, яйцо, сыр. В перерывах ребенок пьет сок, кефир, грудное молоко или смесь.

Кулинарная обработка продуктов должна отвечать возрасту. Дети в 1,5 года уже активно жуют, потому и кулинарная обработка еды может быть почти такой же, как и для взрослых: овощи кусочками, котлеты, гуляш. Однако пюреобразная консистенция отдельных блюд, как и раньше, одобряется. Если ребенок все еще не любит кусочки – не беда, пусть горячие блюда (обед, завтрак) он получает в измельченном виде, зато в перерывах выдавайте кусочки фруктов, овощей, сухари.

Одноразовое употребление еды не должно превышать физиологичные возможности ребенка. Объем желудка на конец первого года жизни составляет 250 мл, на третьем году – 400-600 мл. Опорожнение желудка происходит через 4 часа, а в кишечнике еда может находиться от 24 до 48 часов. Количество основных кормлений уменьшается до 4-х раз в день.

Читайте также:  Зеленоватый частый жидкий стул у ребенка в 4 года

Пищевой интерес ребенка складывается из привычек и предпочтений, заложенных до года. Если родители не совершали явных ошибок, приучая к прикорму, – не давили, не нервничали, не добавляли сахар и соль – аппетит должен быть нормальным. Если ребенок способен съедать норму формата «половина поварешки» – это очень хороший аппетит. Возможно, ваша «норма» питания ребенка завышена. За день малыш должен получить 1000-1200 г продуктов, включая молоко и кисломолочные продукты. Потребность в калориях после года: 1100-1300 ккал в сутки.

При перевод ребенка на общий стол помните, терпение – залог успеха. В первое время, пока ребенок не научится кушать самостоятельно, маме придется кормить его другой ложкой. Но малышу вручать ложку нужно, даже если он не всегда попадает ею в рот. Когда ребенок ест сам, это способствует развитию не только самостоятельности, но и ловкости, координации движений. Порция в детской тарелке должна быть небольшой, лучше дать добавку, если ребенок этого захочет. Справившись со своей порцией, малыш почувствует себя победителем. Мама может его при этом похвалить. Если же порция была большой и ребенок не смог ее осилить, то чувства уверенности в себе он не получит, наоборот, появится ощущение собственной слабости. Вполне возможно, что не все блюда будут по вкусу ребенку. Нужно запастись терпением. Неполюбившееся блюдо можно будет предложить повторно через пару месяцев, и на сей раз малыш, может быть, не станет его выплевывать. Пробуйте давать продукты в разных видах и вариациях. Некоторые детки не любят есть пюреобразную пищу, а предпочитают, чтобы продукты были кусочками. Кто-то не любит суп, а кто-то и кашу. Кому-то нравится борщ, а кому-то – куриный суп с вермишелью.

Для того чтобы ребенок не отвлекался во время еды, уберите со стола все сладости и все то, что может привлечь внимание малыша. Перекусы, по возможности, должны быть исключены, но если все же вашему ребенку требуется перекус, то лучше дайте ему фрукты, ягоды или йогурт.

Перевод ребенка на общий стол имеет ряд преимуществ как для самого малыша, так и для всей семьи: во-первых, маме не придется готовить ребенку отдельно, что экономит ее время, во-вторых, вся семья неминуемо ест более полезную и здоровую пищу, и, наконец, ребенок учится есть то, что кушают взрослые, ощущая себя взрослее. И пусть терпение и последовательность станут главными вашими помощниками на этом пути!

С уважением, Екатерина Геннадьевна Рожненко,

врач-педиатр МЦ «Детский Доктор»

Отказ от прикорма

Многие родители с волнением ждут периода введения прикорма, так как связывают его с очередным этапом в развитии малыша, его взрослением и появлением новых навыков. У большинства обычно уже есть четкий план действий: когда вводить прикорм, с чего начать, сколько давать. И это абсолютно правильно, ведь своевременное введение прикорма с включением в рацион ребенка всех необходимых продуктов является залогом его дальнейшего успешного развития.

Но далеко не всегда желания родителей совпадают с потребностями или возможностями ребенка. К сожалению, иногда именно в этот период у родителей появляется много проблем и разочарований, среди которых самой частой является отказ ребенка от пркиорма.

С чем это может быть связано?

Давайте попытаемся вместе разобраться в некоторых причинах такого состояния.

Можно выделить 2 группы причин: организационные и медицинские.

Организационные причины

  1. Прикорм начат рано

Нет точной цифры, когда нужно вводить прикорм, так как этот процесс очень индивидуален и зависит от общей зрелости ребенка и его готовности усваивать новую и густую пищу. Точно известно, что не стоит вводить прикорм ранее 4-х мес. Важно, чтобы к моменту введения прикорма у ребенка угас рефлекс выталкивания ложки, были развиты пищевой интерес и способность глотания густой пищи. Раннее введение прикорма может спровоцировать поперхивания, испугать ребенка и задержать его дальнейший интерес к новой еде.

Можно временно отложить введение прикорма на более позднее время

  1. Прикорм начат поздно

Введение прикорма после 6 -7 мес считается поздним. Многие дети – консерваторы, и чем позднее вводится прикорм, тем они более осторожно относятся к новой еде, неохотно ее принимают, предпочитая ей привычную мамину грудь или бутылочку со смесью.

Стараться регулярно предлагать ребенку новые продукты, развивая в нем пищевой интерес, брать его с собой за стол во время семейных трапез, разрешать ему брать еду руками из вашей тарелки и т.д.

  1. Стремление накормить ребенка любой ценой

Самая большая ошибка родителей – это стремление накормить ребенка во чтобы то ни стало. Когда родители знают норму потребления тех или иных продуктов (что правильно), это часто играет над ними злую шутку: они пытаются насильно дать ребенку именно это количество еды, не учитывая индивидуальные потребности малыша. Насилие во время еды недопустимо, так именно оно в дальнейшем может привести к стойкому нарушению пищевого поведения вплоть до полного отказа ребенка от еды или к очень сильной избирательности в еде.

Читайте также:  Отмена Урсофалька и возвращение желтухи

Полностью исключить любое насилие во время еды. К насилию, например, относятся: кормление с завязанными руками, кормление из шприца, кормление под мультики/с игрушками/ гаджетами.

Очень важно кормить ребенка в спокойной обстановке, без всякого отвлечения от еды. Если малыш отказывается от еды, то его нужно спокойно высадить из-за стола до следующего приема еды (через 3-3.5 часа), не предлагая при этом никаких перекусов в этот интервал.

  1. Наличие перекусов между едой.

Это одна из основных причин отказа от прикорма.

При сниженном аппетите ребенка или его отказе от еды в основные приемы, родители стараются накормить его «хоть чем-то» в перерывах. Но пресловутое «пусть съест хоть что-нибудь» приводит к новой проблеме: малыш ест и требует только сладкое или только очень ограниченное количество продуктов (печенье, творожки, фруктовые паучи, сушки и т.д).

Ребенку, отказывающемуся от прикорма, не следует давать никаких перекусов между едой, даже если он поел совсем мало или вовсе отказался от еды.

Ребенку можно и нужно разрешать не доедать положенную ему порцию.

Если ребенок не выражает желания поесть, то можно даже пропустить кормление (и не одно!),

Важно не бояться ребенка оставить голодным: гораздо хуже закрепить в нем привычку к сладким перекусам, избирательности и отказу от «нормальной» еды. В последствие это может привести к нарушению пищевого поведения и стать огромной проблемой для родителей.

  1. Отсутствие разнообразия в еде, в т.ч. в ее консистенции и внешнем виде.

Иногда родители бояться расширять рацион ребенка и неделями дают ребенку одну и ту же кашу или овощи. Нередко малыш получает еду прямо из баночки детского питания. Такая монотонность в еде, отсутствие разнообразия вкусов и консистенции точно не повышает аппетит ребенка и снижает пищевой интерес малыша.

Важно регулярно знакомить ребенка с новыми вкусами и каждые 5-7 дней вводить в его рацион новый продукт.

Также, не следует давать пищу прямо из баночки, а лучше выложить питание в красивую тарелочку.

Важно периодически предлагать ребенку и разную консистенцию блюда: делать его то более жидким, то более густым, для того, чтобы вывить предпочтения малыша.

Имеет значение и температура блюда: оно не должно быть слишком горячим или очень холодным.

Важно помнить, что у ребенка есть свои индивидуальные предпочтения к вкусу, консистенции и температуре блюда .

Медицинские причины

Ребенок может отказываться от прикорма при наличии у него каких-либо проблем со здоровьем, например:

  1. Ребенок болен или заболевает

При начале любого инфекционного заболевания у малыша может снижаться аппетит.

Не нужно настаивать на прикорме. В этот период ребенка важно поить простой водой, чаще предлагать грудь или давать только молочную смесь по желанию малыша.

  1. У ребенка режутся зубы

Сильная боль при прорезывании зубов может очень беспокоить ребенка и также привести к полному отказу от густой пищи.

Не настаивать на прикорме. В этот период давать ребенку по его желанию только жидкую пищу (грудное молоко, смесь, жидкие каши).

  1. Ребенку проведена накануне вакцинация

В течение нескольких дней после вакцинации у ребенка может быть легкое недомогание и повышение температуры, что может привести к снижению аппетита и отказу от прикорма

Не настаивать на прикорме, а давать только жидкую пищу по желанию ребенка

  1. У ребенка есть проблемы с пищеварением, которые вызывают у него общий дискомфорт во время или после еды (запор, боли в животе, повышенный метеоризм, срыгивания, ферментная недостаточность, в том числе лактазная)

Важно проконсультироваться со специалистом, выяснить причину имеющихся жалоб, провести диагностику и соответствующее лечение.

  1. У ребенка есть неврологические проблемы, ему трудно глотать густую пищу.

Провести консультацию со специалистом.

Дорогие родители, важно помнить, что еда – это не просто калории, но и наше уважение к ребенку, его потребностям и желаниям. Еда не должна быть культом и сверхзадачей, а должна доставлять радость и удовольствие для формирования у ребенка здорового пищевого поведения.

Лукоянова Ольга Леонидовна

Д.м.н., ведущий научный сотрудник лаборатории питания здорового и больного ребенка ФГАУ «НМИЦ Здоровья детей» Минздрава России

Что делать, если ребенок не ест прикорм?

Лишь только малышу исполняется полгода, как мама с воодушевлением начинает готовить для него новые блюда. И очень расстраивается, если кроха наотрез отказывается открывать рот и пробовать новый продукт либо выплевывает сваренную мамой кашку. Почему так происходит и как действовать, если малыш протестует против прикорма?

Причины

Ребенок может отказываться от прикорма, если:

  • Ему не понравился вкус нового продукта, ведь он сильно отличается от грудного молока.
  • Блюдо кажется ему слишком густым.
  • Ребенку не понравилась температура предлагаемой пищи.
  • Малыш еще не успел проголодаться после предыдущей трапезы.
  • Ребенка отвлекают посторонние факторы, например, играющие дети или включенный телевизор.
  • Малыш уже насытился.
  • У ребенка жажда.
  • Кроха хочет есть самостоятельно.
  • У малыша плохое самочувствие, например, дискомфорт в животике или режется зубик.
  • Мама слишком активно уговаривает и новая пища начала вызывать у малыша отрицательные эмоции.
  • Ферментные системы малыша еще не развились в нужной мере.
  • Если ребенок потерял интерес к продукту, который ел раньше с удовольствием, значит, блюдо ему надоело.
Читайте также:  Лекарство от сильной головной боли кормящей маме

Что делать?

Многим малышам нужно время на привыкание к новой пище, поэтому период капризов при знакомстве с прикормом – не редкость. Родителям же можно лишь посоветовать быть терпеливыми и позволить малютке освоиться с новыми для него блюдами. Постепенно малыш примет и консистенцию новой еды, и новые вкусы. Также прикорм для грудничка можно поручить давать папе, чтобы ребенок не отвлекался на мамину грудь, в которой есть желанное для него питание.

Не нравится есть с ложки

Блюда прикорма всегда советуют давать малышу с ложечки, которая может быть серебряной или пластмассовой. Если малыш протестует против ложки, возможно, она слишком большая для его рта. В таком случае попробуйте покормить кроху с кофейной ложки, а чуть позже вернуться к чайной. Если вы кормите малютку из пластиковой ложки, привлеките внимания карапуза яркой расцветкой прибора.

Категорически отказывающемуся от еды с ложки малышу дайте возможность попробовать взять еду руками. Затем дайте крохе ложку в ручку. Конечно, чистоты вокруг карапуза в этом случае ожидать не стоит, но такие действия способны изменить отношение малыша к данному столовому прибору.

Не нравится сам прикорм

Обычно младенцы положительно относятся к сладким блюдам прикорма, и нередко отказываются от овощного, рыбного либо мясного прикорма. Учтите вкусы карапуза, но ласково настаивайте на пробах новых продуктов. Давайте новую пищу только на голодный желудок. Аппетит повышают и прогулки, поэтому новую еду можно предложить после возвращения домой.

Первое время новые блюда можно подслащивать и делать крохе более знакомыми, добавляя в них материнское молоко либо смесь. Не спешите с новыми блюдами и сочетаниями продуктов, дайте малютке привыкнуть к новому вкусу. Блюда из одного компонента сразу подскажут маме, какой именно продукт малыш невзлюбил.

Даем право выбора

Как бы вы не относились к тому, что карапуз выплевывает заботливо приготовленную вами пищу, давать волю своему гневу и недовольству нельзя. Это способно лишь усугубить ситуацию. Лучше предложите малютке выбор. Если какое-то блюдо не приглянулось малышу, замените его похожим, а к продукту, который был отвергнут, вернитесь через неделю-вторую.

Если карапуз отказывается от творога, дайте ему йогурт или кефирчик. Если ребенку не понравился какой-то овощ, предложите другие виды овощей, а также другие способы их приготовления (сварите на пару или нарежьте ломтиками и потушите). Малышу, упорно отказывающемуся от мяса, давайте другие продукты, в которых много белков, например, рыбку или творог.

Если раньше ребенок уже пробовал определенный продукт, а потом вдруг стал от него отказываться, перестаньте ему предлагать данный прикорм и вернитесь к нему после долгого перерыва, чтобы интерес к такой пище успел восстановиться.

Во сколько месяцев ребенку нравится пробовать взрослую еду?

Детки начинают интересоваться взрослой едой в то время, когда потребности в грудном молоке, как в пище, у них уменьшаются. Это происходит примерно к 8-9 месяцам. Чтобы заинтересовать малыша прикормом, его стоит усаживать с собой за стол во время семейного обеда либо ужина. Показывайте, какую пищу вы едите, и пусть кроха видит, что вам она нравится. Можете также дать попробовать малышу несколько малюсеньких кусочков со своей тарелки. Такой прикорм называют педагогическим.

Что не делать?

Не следует стараться отвлечь ребенка игрушкой или мультфильмом, чтобы любой ценой дать ему прикорм. Так вы сформируете у малыша неправильную привычку еды во время просмотра телевизора или игры. К тому же, такие кормления, когда кроха не замечает, что ему дали пищу, вредят и пищеварению малютки. В таких случаях во рту выделяется меньше слюны, а в желудке – пищеварительных соков. Все это ведет к нарушению переваривания пищи.

Ни в коем случае нельзя давать ребенку прикорм насильно. Не переживайте, если ребенок совсем ничего не ест из прикорма, ведь это лишь добавление к его основной пище и знакомство с новыми продуктами. Если вы не будете терять самообладание и понаблюдаете за малышом, то вскоре найдете способы разнообразить рацион малютки.

Что делать, если ребёнок плохо ест прикорм? 4 важных совета от психолога

Нередко новоиспечённые мамы жалуются подругам и специалистам, что ребёнок не хочет есть прикорм, от пюре отворачивается, кашку вообще выплёвывает. В результате любая попытки накормить кроху взрослой пищей превращается в настоящее сражение, которое заканчивается обоюдным стрессом.

А начиналось всё, казалось бы, очень стандартно. Малышу исполнилось полгода, у него имеется первый зуб – пора вводить прикорм, переходя от маминого молока либо смеси к более взрослому рациону: различным крупам, пюре из овощей и фруктов.

Введение прикорма – важный этап в жизни каждого младенца, поэтому неудивительно, что родители воспринимают отказ от новых продуктов с тревогой и огорчением. Советы специалистов помогут понять, как следует вести себя матери, чтобы ребёнок стал кушать кашу и пюре.

Новое питание в жизни ребёнка

Основная пища ребёнка до полугодовалого возраста – грудное молочко либо молочная смесь. Ещё один вариант – смешанный рацион, совмещающий оба вида питания. Смысл прикорма заключается в том, что ребёнка переводят на традиционное меню в тот момент, когда его ЖКТ готов к перевариванию взрослых продуктов.

Читайте также:  Температура 37 у гиперактивного ребенка

Приобщение малыша к прикорму происходит крайне осторожно, поскольку его пищеварительный тракт уже привык к молоку или смеси. Если родители хотят избежать кишечных колик, поноса и прочих проблем, необходимо знать оптимальный возраст для введения новых продуктов и соблюдать принципы перехода на взрослую пищу.

Физиологические параметры готовности

Следует уточнить, что подобные сроки в 6 месяцев считаются достаточно условными. Всякий ребёнок «созревает» сугубо индивидуально и в собственном темпе.

Желудочно-кишечный тракт одних детей отличается зрелостью уже в полугодовалом возрасте, пищеварительная система других ребятишек и в 7 месяцев не справляется с новыми продуктами. Если предлагать незнакомую пищу в тот момент, когда детский организм не готов к ней, ребёнок попросту откажется от прикорма. Вот почему так важно знать принципы физиологической готовности.

  • младенец может сидеть, держать ложечку в ладошке. Важность этих умений в том, что малыш должен непосредственно участвовать в самом процессе. А для этого нужно уметь принимать полувертикальное положение, держать ложечку в руке и доносить её до рта;
  • рефлекс выталкивания пищи угасает. В полугодовалом возрасте рефлексивные действия, которые побуждают малыша выталкивать язычком твёрдые пищевые комки, начинают угасать. Значит, ребёнок уже способен потреблять что-то другое, нежели жидкие молоко и смеси. Если же кашка или пюре выталкивается обратно либо наблюдается рвота, детский организм к прикорму не готов;
  • нормальные реакции желудочно-кишечного тракта. Если при введении новых блюд наблюдаются болезненные ощущения в животе, диарея, метеоризм, следовательно, пищеварительная система малыша не созрела в достаточной степени для подобных экспериментов. Особенно подобные признаки необходимо отмечать, если ребёнку исполнилось только 5 месяцев.

Психологические параметры готовности

Помимо физиологической готовности, должна присутствовать и заинтересованность малыша в новой пище. Если ребёнок будет проявлять явный интерес к взрослому столу, стремление пробовать незнакомые продукты, можно говорить о психоэмоциональной готовности к прикорму. В такой ситуации дети не станут отказываться от еды, напротив, дегустация новых продуктов будет проходить в максимально доброжелательной атмосфере. Психологи называют это явление «пищевым интересом».

Психологическая готовность к прикармливанию формируется одинаково и у естественников, и у малышей, питающихся смесью. Понять, что ребёнок эмоционально готов к введению в рацион незнакомых блюд, можно по нескольким признакам:

  • младенец демонстрирует явную заинтересованность взрослой пищей. Сидя на коленях у матери за обеденным столом, тянет ручки к содержимому тарелок и отправляет его к себе в рот;
  • ребёнок недоволен, если ему не дают взрослое блюдо. Причём речь здесь идёт о продуктах, а не о сопутствующих столовых принадлежностях. Некоторые дети могут попросту хотеть поиграть с вилкой или разорвать на части салфетку;
  • малыш всячески стремится заполучить взрослую пищу. Даже если мама отвлекает его игрушкой, ярким предметом, грудным молоком, он снова и снова настаивает на своём желании попробовать понравившуюся еду.

Почему ребёнок плохо ест прикорм?

Исходя из факторов готовности малыша к изменению рациона, можно установить и объяснить основные причины нежелания ребёнка пробовать и съедать новые продукты:

  • чрезмерно раннее прикармливание (до четырёхмесячного возраста), когда у малыша ещё не выделяются пищеварительные ферменты, которые помогают усваивать взрослую пищу;
  • если ребёнок 8 месяцев не хочет кушать прикорм, возможно, у него ещё сохранился младенческий рефлекс выталкивания, который не позволяет воспринимать твёрдую пищу;
  • малышу неинтересны новые продукты, потому что родители не высаживали его рядом с собой, не показывали, насколько приятен вкус взрослых блюд;
  • при введении нового блюда малыш плохо себя чувствовал, у него резались зубки, болел животик, была повышенная температура и прочие симптомы какого-либо недомогания;
  • если мама будет заставлять (пусть даже из благих побуждений) кушать прикорм, ребёнок может в итоге отказаться от новых продуктов, или же у него сформируется отрицательное отношение к процессу приёма пищи;
  • ещё одна возможная причина – негативный первый пищевой опыт. К примеру, овощная пюрешка оказалась горьковатой или кисловатой, или же каша получилась слишком густой.

Особенности введения прикорма при разных типах вскармливания

Естественно, имеются некоторые отличия в развитии пищеварительной системы детей в зависимости от того, искусственник ли малыш или он питается материнским молоком. Нужно ли вводить прикорм раньше, если ребёнок кушает смесь? Поговорим об этом подробнее.

Грудное вскармливание

Представим ситуацию, когда ребёнок, находящийся на естественном вскармливании, не хочет кушать овощное пюре или гречневую кашку. Что делать маме в подобной ситуации? На самом деле, никаких особых усилий прикладывать не нужно.

Двенадцатимесячный ребёнок 75 % всех питательных компонентов получает только из материнского молока и лишь 25 % – из взрослой пищи. По данным некоторых исследований, малыш младше 8 месяцев может получать все нужные вещества из грудного молочка. Таким образом, кормление грудью покрывает большинство потребностей детей до года.

Так что эксперты по ГВ советуют тем мамам, чьи малыши в восемь месяцев плохо кушают прикорм, успокоиться, не нервничать и действовать согласно обстоятельствам. Кроха любит только кабачковое пюре? Пусть пока его и ест. Отказывается от мясных деликатесов? Попробуйте вернуться к ним через некоторое время.

Таким образом, возраст полугода – это начальный и приблизительный период введения новых продуктов в детский рацион. Грудной ребёнок приобщится к полноценному взрослому столу только после годовалого возраста. И это совершенно естественно, если, конечно, мама сохраняет грудное вскармливание.

Читайте также:  Жидкий стул в 2,5 месяца после операции при пилоростенозе

Искусственное вскармливание

Разумеется, материнское молоко более ценное по всем основным параметрам, чем искусственная смесь. Но современным производителям удалось разработать столь адаптированные «суррогаты», что они максимально близко приблизились по составу к натуральному продукту.

Таким образом, специалисты по кормлению младенцев убеждены, что и в случае искусственного питания заменитель грудного молочка сможет прослужить основным источником нужных веществ для полноценного развития ребёнка также до 12-месячного возраста.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют вводить новые продукты при искусственном варианте кормления ориентировочно в 6 месяцев (в 5 или 7 месяцев). До этого дети, которые получают качественную адаптированную смесь, в прочей пище не нуждаются.

Правила введения прикорма

Вопрос, что делать, если ребёнок не ест прикорм, может и не возникнуть, если предупредить развитие нежелательных явлений. Для этого необходимо знать главные правила введения прикорма в рацион младенца.

Ориентируйтесь на ребёнка

Меньше обращайте внимание на советы знакомых и родственников. Конечно, у бабушек и тётушек имеется опыт в уходе за своими детьми, но здесь ключевое слово именно «свои». Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю.

Если возникают какие-либо вопросы, лучше обратиться к педиатру. Он расскажет о нормах, но одновременно укажет и на особенности малыша. Мамина интуиция и опытность лечащего доктора – залог успешности введения первого прикорма.

Прикармливайте только здорового ребёнка

Нельзя дегустировать новые продукты, если малыш недомогает. Высокая температура, лихорадочное состояние, вирусные инфекции, режущиеся зубки, дисбактериоз, период до или после вакцинации – все эти факторы плохо совмещаются с введением прикорма.

Если пренебречь этим фактором, то малыш подсознательно может связать новый продукт со своим болезненным состоянием. К тому же детский организм и так находится в стрессе, поскольку вынужден сопротивляться болезни. Как результат – привыкание существенно затянется.

Давайте понемногу

Любой незнакомый продукт необходимо давать ребёнку в очень небольшом количестве, чтобы избежать негативных реакций со стороны желудочно-кишечного тракта или возникновения аллергии.

Подобная осторожность крайне важна, поскольку маленький человечек впервые пробует новую пищу. Неизвестно, как его организм отнесётся к безвредному, казалось бы, яблоку либо кабачку.

Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев. За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту.

Откажитесь от насилия

Заставить ребёнка есть – крайне вредная и непродуктивная родительская тактика. Нельзя упорствовать, вводя прикорм, поскольку так можно сформировать неправильное пищевое поведение с ранних лет.

С другой стороны, питание малыша должно быть разнообразным, поэтому важно отличать обычную капризность от неприязни к конкретному продукту. В первом случае стоит попробовать вновь предложить пюре или кашу через некоторое время.

Вводите каждый раз по одному продукту

Всякий раз следует знакомить младенца только с одним новым продуктом. Это так называемый принцип монокомпонентности. Если вы даёте ребёнку овощное пюре, то нельзя смешивать кабачок и морковь. Сперва предлагается кабачок, а уже затем морковка.

Последовательное знакомство с продуктами помогает определять, как детский организм реагирует на тот или иной продукт. Если у малыша появится сыпь либо возникнет диарея, можно будет понять, что именно стало причиной нежелательных последствий.

Начинайте с «правильных» продуктов

Чаще всего первым вариантом прикорма становится овощное пюре. Но это если вес малыша соответствует возрастным показателям. В случае дефицита массы тела эксперты по кормлению рекомендуют давать блюда из злаков – различные виды каш.

Что делать, если ребёнок не ест прикорм?

Итак, общепринятые принципы введения прикорма понятны. Но как же вести себя родителям, если ребёнок отказывается от прикорма и всячески демонстрирует неодобрение желанию мамы познакомить его с новыми продуктами?

О том, как приучить малыша к незнакомым блюдам, рассказывают многие источники. Мы выбрали самые действенные и популярные способы:

  1. Старайтесь развивать заинтересованность ребёнка в новой пище. Для этого его необходимо усаживать за семейный стол, давать понемногу то, чем трапезничают взрослые домочадцы. Конечно, предлагаемая пища должна соответствовать возрасту крохи.
  2. Предлагайте новые продукты проголодавшемуся младенцу. Ребёнок, который только что плотно пообедал маминым молоком или смесью, не захочет пробовать что-то другое. А вот после продолжительного гуляния, подвижных игр у крохи разыграется аппетит, чем и можно воспользоваться.
  3. Если малыш не хочет кушать готовые баночные пюре, попробуйте сделать прикорм самостоятельно. Первые детские блюда готовятся очень просто – достаточно в течение четверти часа проварить овощи (или приготовить на пару), а затем измельчить с помощью блендера.
  4. Всегда ищите альтернативу непонравившемуся малышу блюду. Если ребёнок отказывается от кабачка, предлагайте брокколи. Если же не пришёлся по вкусу творог, давайте кефир. Младенцу, который не любит мясо, предлагайте больше белковых продуктов – творога или рыбы.

Решение распространённых проблем

Детям требуется определённое количество времени на привыкание к незнакомым прежде продуктам. Этот процесс часто затягивается или сопровождается некоторыми проблемами, о самых распространённых трудностях мы расскажем подробнее.

Читайте также:  Можно ли давать рыбий жир ребенку 1 года 10 месяцев, малыш часто ходит на пальцах

Малыш не хочет есть с ложки

Знакомство с твёрдыми продуктами происходит с применением ложки. Чаще всего для прикорма приобретают специальные пластмассовые приспособления, которые отличаются лёгкостью и привлекательным внешним видом.

Чтобы проблем со столовыми приборами и прикормом не возникло, многие мамы дают водичку с ложки, отказываясь от использования бутылочки (речь в данном случае идёт об естественниках). Сначала в дело идёт кофейная ложечка, а затем – чайная.

Если ребёнок категорически не ест с ложки, разрешите ему пробовать брать еду ручками. А как только он пристрастится к прикорму, давайте в ладошку столовый прибор. Разумеется, о чистоте на время можно будет позабыть, однако формирование полезной привычки в данном случае намного важнее.

Ребёнок не хочет есть кашу или овощное пюре

Овощная пюрешка может не понравиться ребёнку из-за пресного вкуса, но излишне подслащивать её не следует, иначе в дальнейшем маленький человечек станет отказываться от любых несладких блюд.

То же самое относится и к кашам, которые обычно вводятся после овощных ингредиентов. Самые популярные крупы – гречка, рис или кукуруза. Варят каши для младенцев на воде, избегая добавления коровьего молока и сахарного песка.

Не забывайте, что прикармливание – не замена материнского молока или адаптированной смеси, а добавка к прежнему типу детского питания. Как уже было сказано, до года детское меню будет только на 25 % состоять из прикорма. Поэтому не переживайте, а набирайтесь терпения.

Советы психолога

Перейдём от медицинских рекомендаций к психологическим. Специалисты советуют не зацикливаться на процессе, а воспринимать его как ещё один этап взросления ребёнка. В конце концов, не будет же малыш и в три года кушать исключительно молоко!

О чём ещё следует помнить родителям?

  1. Нельзя наказывать малыша за перевёрнутую чашу или измазанное кашей лицо. Младенец ещё моторно неловок, поэтому аккуратность ему несвойственна. К тому же излишняя мамина принципиальность может негативно сказаться на пищевом интересе ребёнка.
  2. Не заставляйте своё чадо есть, но одновременно старайтесь разнообразить детское меню, грамотно предлагая различные блюда. Чрезмерная избирательность в продуктах чревата будущими капризами или воспитанием малоежки.
  3. Приобретайте яркие столовые принадлежности. Пусть на тарелках, кружках будут изображены любимые младенческие мультяшные персонажи. Ложечки также должны быть привлекающими внимание маленького едока.

Таким образом, введение прикорма требует от родителей максимум внимания и одновременно спокойствия. Не стоит переживать, если, допустим, ребёнок в 8 месяцев не ест гречневую кашу или тыквенное пюре. До годика основным блюдом для малыша является мамино молоко или смесь.

Главная задача родителей в течение второго полугодья жизни младенца – знакомить его с новыми продуктами, поощрять пищевой интерес. Через некоторое время кроха перейдёт к обычному семейному рациону и будет с удовольствием уплетать мамины кулинарные шедевры.

Что делать, если ребенок не хочет есть

Что делать, если ребенок не хочет есть.

— Малюсик, ну еще одну ложечку — и всё! Последнюю! Всего-то две съел, давай еще немного, вот тебе самый вкусный кусочек! — говорит среднестатистическая мама, предлагая ложку одной рукой, другой — играя на гармони, третьей — показывая фокус с исчезновением платочка, четвертой — переворачивая котлеты, при этом делая сальто на одной ноге.

У каждого папы есть инстинкт — принести домой еду, а у мамы — это еду скормить ребенку. И если он отказывается есть, срабатывает сигнал — “я плохая мама” или “ребенок больной”.

В этом случае самое главное для родителя понять — ребенок НЕ ХОЧЕТ или НЕ МОЖЕТ есть?

Если малыш бегает, веселится и выглядит хорошо, не выказывая никаких признаков болезни, то скорей всего он есть не хочет. Причин может быть много:

  • Ребенок на ГВ предпочитает молоко и молочные продукты, интуитивно понимая, что ему нужен кальций, и сейчас молоко для него полезнее, чем суп.
  • Ребенок хочет печеньку, а не овощи.
  • Он действительно не проголодался. Например, его метаболизм работает медленно, завтрак еще не успел перевариться, а уже предлагают обед. Или ребенок после завтрака сидел перед телевизором и его аппетит еще не успел достаточно разыграться. По сравнению с соседским мальчиком, который весь день торчал на улице.
  • Если ребенку генетически не суждено стать дядей Стёпой, то он может есть значительно меньше, чем его сверстник, у которого высокие родители.
  • Психологические проблемы. Если раньше вы случайно дали ребенку горький огурец, то он может отказываться от любой еды зеленого цвета. Или вы кричите на ребенка во время еды, и для него питание воспринимается как травма.

Если ваш ребенок живчик, но при этом у него “плохой аппетит”, то это не его проблема, а ваша — психологическая проблема неудовлетворенного инстинкта. Если ребенок скачет, прыгает, у него здоровые ногти, волосы и пр., поменьше думайте о том, что ему не хватает. Лучше подумайте о чем-нибудь приятном ))

Активный ребенок = не голодный ребенок.

Дождитесь естественного желания и правильно распределите энергозатраты — почаще гуляйте, отдайте ребенка в спортивную секцию или просто скажите: “Не хочешь — гуляй, ужин не раньше семи и никаких перекусов”. То есть если ваше чадо просто не хочет есть, нормализуйте кормление — строго в определенное время и без перекусов. Организм привыкнет выделять желудочный сок строго по графику.

Читайте также:  Плохой сон у ребенка с пороком сердца, гидронефрозом почек, двухсторонней водянкой яичек

И еще. Нормы о том, сколько ребенок должен съесть — не существует. Он может съесть килограмм (и очень этим вас порадовать) и 900 грамм отправить в унитаз. Или съесть 100 г. и все усвоить.

Но гораздо сложнее, если ребенок есть НЕ МОЖЕТ.

  • Если вы на ГВ, то может быть у вас “тугая грудь”, когда ребенку очень тяжело высосать молоко.
  • Насморк у ребенка, и он, когда ест, начинает задыхаться.
  • Пища горячая, холодная, кислая, горькая.
  • У него во рту ранки (например от игрушек), и они болят, когда на них попадает еда.
  • Режутся зубки, болят десна.
  • Проблемы с кишечником. Начинает болеть живот во время еды.
  • Ребенок просто заболел (простуда, ОРВИ, отравление, грипп и пр.). Если ребенок болен, и он у вас не дистрофик, то не надо заставлять его есть. Организм лучше борется с инфекциями, когда голоден. Но пить обязательно давайте.

Если ребенок вначале проявляет аппетит и заинтересованность к еде, но через ложку-другую есть отказывается, то, скорей всего, процесс пищи вызывает у него те или иные трудности.

Если ребенок есть НЕ МОЖЕТ, а вы не можете определить или устранить причину, лучше всего обратитесь к педиатру. Врач точно определит проблему и даст нужные рекомендации.

В нашей клинике работает замечательный педиатр Синягина Юлия Владимировна со стажем работы 17 лет! Можно записаться к ней ))

Всем приятного аппетита! А также сил, терпения и удовлетворенных инстинктов!

Пищевое поведение в 2 – 4 года

2 – 4 года. Почему ребенок ест неохотно

Примерно с 2 до 4 лет многие дети отказываются от незнакомой еды, требуют одни и те же блюда каждый день.

  • 2 – 4 года. Почему ребенок ест неохотно
  • Как создать здоровые пищевые привычки ребенка
  • Как вызвать интерес к еде у ребенка
  • После 4 лет. Как приучить ребенка к здоровому питанию
  • Как научить ребенка правильно вести себя за столом
  • Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом

Причины такого поведения могут быть разными.

1) Согласно одной из теорий, это нормальное поведение человека, имеющее эволюционные корни: новая еда могла означать опасность, поэтому у нас присутствует инстинкт отрицания незнакомой пищи. Как правило, он размывается к 4 – 5 годам, но иногда сохраняется и во взрослом возрасте.

2) Отказываясь от еды, ребенок заявляет свои права на собственный выбор и проверяет рамки возможного в общении со взрослым.

3) Ребенок не может сосредоточиться на еде, так как вокруг много отвлекающих факторов: игрушки, телевизор или что-то еще.

4) Малыш усвоил неправильные пищевые привычки, и его интерес к незнакомой еде угас:

4.1. его могли кормить, когда он не был голоден;

4.2. его торопили во время еды;

4.3. его запугивали, если он плохо ел;

4.4. его слишком много уговаривали и развлекали во время еды;

4.5. его оставляли одного во время трапезы;

4.6. его кормили с ложки, когда он хотел держать ее сам;

4.7. его кормили под мультики, песни или ролевые игры.

5) Иногда ребенок отказывается от еды, потому что ему не нравится текстура, цвет или запах продукта. У него могут храниться воспоминания о том, что его кормили тем же самым, когда он был болен.

Как создать здоровые пищевые привычки ребенка

У ребенка есть инстинкт, позволяющий выбирать ту пищу, которая ему необходима. Задача родителя — предложить маленькому гурману достаточный выбор здоровой и сбалансированной еды и создать окружение, которое настроит малыша на прием пищи.

Если вам действительно важно изменить пищевые привычки ребенка — выделите на это время, подготовьтесь к этому процессу и относитесь к нему как к серьезной работе. Однако будьте реалистами: малыш дошкольного возраста, как правило, не готов пробовать слишком много новой пищи, он «дорастет» до этого не раньше 4 – 5 лет.

  • Дождитесь, пока ребенок сам попросит еды. Конечно, это на несколько дней внесет сумбур в ваш распорядок дня, но такая мера необходима для того, чтобы ваш маленький нехочуха начал с охотой есть.
  • Садитесь за стол вместе с ним. Если время обеда подошло, а малыш все еще не просит кушать, садитесь сами и начинайте с аппетитом есть. Телевизор, телефон и планшет сейчас отвлекать от еды не должны. Если ребенок захочет присоединиться к вам, усаживайте его рядом и покормите.
  • Ешьте всей семьей. Не меньше одного раза в день по будням и не меньше двух раз в выходные садитесь есть все вместе. Ребенок перенимает пищевые привычки у взрослых. Если его постоянно кормят в одиночестве, он не может разобраться, как нужно есть, как вести себя за столом, какой разной может быть пища.
  • Поощряйте его самостоятельность. Уже с 10 – 12 месяцев малыш готов есть ложкой сам. Теперь он самостоятельно решает, сколько принимать пищи, как и с какой скоростью, как долго жевать или сосать еду, наслаждаясь вкусом, нюхать и разглядывать содержимое тарелки.
  • Транслируйте ценность еды. Кладите небольшие порции, чтобы стимулировать ребенка просить добавку.
  • Не поощряйте малыша за еду, не обещайте ему мультики, сказку или игрушку за то, что он все съест. Еда сама по себе должна стать удовольствием для ребенка.
  • Предлагайте новую еду многократно: ребенку нужно привыкнуть к ней. Однако кладите этот незнакомый продукт не на тарелку малыша, а на стол, чтобы не вызвать протест. Не давайте ему сразу большое количество новой еды: достаточно одного кусочка.
  • Если вы хотите познакомить малыша с новыми продуктами, не готовьте пищу целиком из них: пусть в еде будут и знакомые ему ингредиенты.
  • Кладите в тарелку небольшое количество еды. Порция для ребенка равна половине взрослой.
  • Выбор еды не должен быть слишком большим. Не предлагайте малышу самому придумать, что он хочет на обед. Достаточно сказать, что его порция на столе.
Читайте также:  Увеличенное сердце на рентгене

Поначалу выполнение этих инструкций может сбить привычный режим вашего дня, но в результате малыш будет готов самостоятельно питаться за общим столом. Потерпите немного, и вы оцените, насколько это удобно — и для него, и для взрослых.

  • Не запрещайте полностью «вредные» продукты — иначе ребенок перестанет считать их едой и будет видеть в них недоступное удовольствие.
  • Не заставляйте малыша есть полезный продукт, от которого тот настойчиво отказывается, — он перестает воспринимать его как пищу. Как показывает исследование, 72 % людей, которых заставляли в детстве есть определенные полезные блюда, полностью исключили их из своего рациона во взрослой жизни.
  • Если вы заставили малыша есть против его воли, не хвалите его за то, что он «справился со своей задачей». Это приводит к неприятным последствиям: послушные дети перестают есть из-за того, что они испытывают голод, и начинают использовать еду для других целей. Съеденная пища оказывается способом заслужить похвалу мамы и испытать таким образом удовольствие. И в своей взрослой жизни они будут обращаться к еде, чтобы утешить себя в состоянии стресса или грусти.

Как вызвать интерес к еде у ребенка

После 4 лет. Как приучить ребенка к здоровому питанию

Согласно данным исследований, ребенок начинает осознавать понятие «здоровая еда» в возрасте около 4 лет. Это происходит, только если родители объяснили ему, что это такое, причем как можно раньше, в 2 – 3 года, а то и в годик. И тогда уже в возрасте 4 – 5 лет дети могут самостоятельно делать «здоровый» выбор.

1) Подайте ребенку пример. Самым лучшим примером для малыша является его семья. Если мама хотя бы раз в несколько дней готовит вкусный здоровый ужин, папа приносит домой свежие фрукты и овощи, а бабушка показывает внучке, как варить суп, то ребенок получает навыки здорового пищевого поведения.

2) Не кладите в еду много сахара или специй. Ребенок открывает естественный вкус каждого продукта и ощущает такие вкусовые оттенки, которые взрослый не способен различить. Конечно, со временем малыш должен знакомиться с самыми разными блюдами, но сейчас лучше избегать резких вкусов.

3) Присмотритесь к собственному рациону. Пусть семейная трапеза не будет плохим примером для юного гурмана. Привыкайте есть меньше жареного, больше блюд, приготовленных на пару или тушеных. Включайте в диету овощные и фруктовые салаты. Откажитесь от вредных полуфабрикатов и алкоголя. Старайтесь закупаться продовольствием не на месяц, а на неделю.

4) Готовьте вместе с детьми. Учите их мастерству приготовления любой еды — от каши до пирога. Пусть малыш всего лишь насыплет стаканчик муки в миску — этого уже будет достаточно для начала.

5) Придумывайте игры про еду. С помощью игры можно познакомить ребенка с тем, какие продукты полезны для него, а какие — нет. Вы можете придумать целый мир, в котором будут жить любопытные персонажи. Используйте свое воображение!

6) Пусть десертами станут только блюда из натуральных ингредиентов — фруктовые пюре и салаты, пудинги и т. д.

7) Не пугайте малыша категорическими запретами. Мягко объясняйте и старайтесь переключать внимание ребенка в те моменты, когда он слишком активно требует что-то вредное.

Как научить ребенка правильно вести себя за столом

Как преодолеть детские капризы за столом, создать здоровую иерархию в семье, научить ребенка нормам поведения и семейным ритуалам?Уже в 2 – 3 года кроха может начать капризничать, скандалить, уходить из-за стола, где собралась вся семья, без разрешения и игнорировать другие запреты. Как найти общий язык с маленьким бунтарем и научить его правилам поведения?

  • Выработайте единую позицию. Чтобы изменить эту ситуацию, взрослым, включая бабушку, необходимо договориться о единых требованиях и общем подходе к воспитанию ребенка.
  • Среди договоренностей должны быть правила поведения за столом. Будут ли малыша кормить отдельно или он ест вместе со всеми? Как реагировать, если он пытается уйти из-за стола?
  • Важно показать ребенку семейные правила на собственном примере. Можно комбинировать разные подходы: завтрак, обед и полдник — в легком режиме, ужин — все вместе и в общении. В этой ситуации малыш сам захочет посидеть со всеми подольше.
  • Совместные трапезы со взрослыми — важный ритуал, показывающий малышу его место в семейной иерархии. Ситуация, в которой трехлетний ребенок питается отдельно от всех, — это путь к побегам из-за стола. Малыш привыкает к тому, что у него свой режим и ритуал питания и только от него зависит, когда начать и когда закончить. Но если ребенка включить в круг семьи, ему будет проще обучиться правильному поведению за столом. Особенно если перед ним, как и перед остальными, лежит салфетка и ему разрешают пить из стеклянного стакана, как взрослому.
Читайте также:  Стоит ли помогать разрешать конфликты ребенку 10 лет?

Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом

Когда дома существуют четкие правила поведения, внутри которых у малыша есть определенная свобода, кухня перестает быть местом, где ребенку нужно что-то доказывать родителям. В понятно организованной иерархической структуре он чувствует себя комфортно и безопасно: четко знает, где его место, и понимает, что решение всех трудных вопросов возьмут на себя взрослые.

Как правильно вводить прикорм?

Порядок и качество создания первого рациона малыша влияет на его здоровье и будущие отношения с продуктами. Рассказываем, как избежать сложностей, уменьшить вероятность аллергии и когда можно начинать совместные семейные ужины.

Зачем нужен прикорм

Организм ребенка созревает ближе к 4,5–6 месяцам , до этого времени младенцу сложно есть что-то кроме грудного молока или заменителя по нескольким причинам:

  • кишечник не готов для более тяжелой пищи чем молоко — это может вызвать понос или запор у малыша.
  • повышенная проницаемость стенок кишечника может привести к отравлению
  • поджелудочная железа не может вырабатывать нужные ферменты для переваривания
  • незрелые почки можно повредить большим количеством белка и других веществ
  • местный иммунитет кишечника пока не может бороться с неподходящими продуктами — это увеличивает риск аллергий и пищевых расстройств.

Сначала ребенку хватает энергии и питательных веществ, которые он получает из грудного молока или смеси, но ближе к полугоду увеличивается физическая активность: малыш начинает переворачиваться, тренируется ползать и сидеть. Из-за этого потребность в энергии растет и привычной еды уже не хватает для восполнения затрат.

У прикорма есть и другая цель — познакомить с разными вкусовыми ощущениями и привить правильные пищевые привычки. Также это способ научить ребенка вовремя жевать и глотать, а твердые продукты помогут правильно сформировать прикус. Как это сделать правильно, мы писали здесь .

Когда начинать

Здоровому ребенку без особенностей и аллергий прикорм вводится не только в определенном возрасте, но и когда появляются признаки готовности:

  • ребенок хорошо сидит с опорой и не заваливается.
  • хорошо держит голову.
  • проявляет интерес к еде, тянет руки, чтобы попробовать продукты из тарелки.
  • угас рефлекс выталкивания пищи языком и ребенок больше не выплевывает все, что попадает ему в рот.

«Прикорм не стоит начинать раньше четырех месяцев из-за незрелости желудочно-кишечного тракта малыша, — рассказывает педиатр клиники “Фэнтези” Мария Рудницкая , — на этот период ему достаточно тех питательных веществ и калорийности, которые он берет в смеси или грудном молоке. Время начала прикорма зависит от того как ребенок прибавляет в весе, есть ли у него проблемы со стулом или какими-то высыпаниями. Если есть какие-то проблемы со смесью или с грудным молоком, то можно вводить прикорм раньше. Обычно я рекомендую начинать с 4,5 месяцев, хотя ВОЗ рекомендует с шести. Позиция Всемирной организации здравоохранения объяснима, ведь она охватывает все страны мира, в том числе развивающиеся. И там, конечно, возникают большие проблемы с соблюдением гигиены и безопасностью блюд прикорма. Поэтому шесть месяцев — это такая условная цифра. То есть, если рассматривать мировую практику, то я с ВОЗом соглашусь, но если рассматривать Россию, Москву и центральные регионы, то я бы остановилась на 4,5–5 месяцев».

С чего начинать

Для прикорма ребенку понадобится кормительный стул, посуда : мягкая ложка с ограничителем и тарелка с крышкой, можно на присоске, чтобы ребенок не мог её опрокинуть. Стул и своя посуда нужны ребенку не только для удобства, но и для понимания культуры приема пищи. Лучше, если прикорм вводится в определенное время дня для создания привычки.

Основные рекомендации для начала прикорма:

  • учитывать национальные особенности. У нас в стране традиционно начинают с овощного пюре, чаще всего с кабачка. В других странах первый прикорм может быть авокадо или манго
  • если ребенок отказывается от одного продукта, лучше подождать три–четыре дня и повторить
  • не стоит добавлять соль или сахар и предлагать фруктовые соки или сладкие напитки с сахаром, лучший вариант для питья — обычная вода.

«В России первым продуктом прикорма, — рассказывает педиатр GMS Clinic Мария Фадеева , — в соответствии с Национальной программой оптимизации вскармливания детей первого года жизни, является овощное пюре или каша. Американская академия педиатрии предлагает в качестве первых продуктов прикорма мясное пюре или тоже каши. Выбор первого продукта зависит от потребности ребенка. Детям с недостатком массы тела и частым стулом предлагают каши, при избыточной массе тела или запорах — овощное пюре. Далее вводится фруктовое пюре, в 6 мес важно добавить в рацион мясо, с 7 месяцев — желток, в 8 мес — рыбное пюре, а также адаптированные кисломолочные продукты».

Читайте также:  Ребенок срыгивает в 6 месяцев

Как уменьшить риск аллергии

Для этого не стоит откладывать введение якобы настораживающих продуктов. Раннее введение только уменьшает вероятность высыпаний и других аллергических проявлений.

При грудном вскармливании не стоит соблюдать традиционную «гипоаллергенную диету», которую часто рекомендуют молодым мамам различные доброжелатели. Через грудное молоко ребенок получает те же вещества, которые ест мама, только в меньшем количестве и с ферментами для переваривания. Это готовит малыша к прямой встрече с такой пищей и вероятность аллергии снижается.

По словам Фадеевой, к основным способам предотвратить аллергию относятся:

  • только грудное вскармливание до начала прикорма
  • разнообразный полноценный рацион матери
  • использование гидролизованных смесей при необходимости
  • введение допустимых продуктов прикорма в возрасте 4-6 месяцев.

Если у ребенка появилась аллергическая реакция или проблемы со стулом из-за нового продукта, то его надо отложить.

«Введение прикорма происходит от моно- к поликомпонентному, — объясняет Мария Фадеева, — каждый новый продукт следует давать в утренние часы ежедневно с интервалом в 3-5 дней для оценки усвоения и отсутствия аллергической реакции. Если нет явной реакции, объем продукта постепенно увеличиваем. Если во время еды или после у ребенка появилась сыпь, красные пятна на коже, кашель, опухли губы или лицо, а также появился кашель или бледность и трудности с дыханием, то в такой ситуации нужно сразу обращаться за помощью».

Чего не стоит давать до года

  • коровье молоко. Оно не подходит по калорийности и содержанию полезных веществ, а также увеличивает риск развития аллергии и может привести к нехватке железа и анемии.
  • мед. Он может содержать споры ботулизма — опасного заболевания.
  • соль. Не стоит добавлять их в еду — это поможет привить ребенку хорошие пищевые привычки.
  • соки и сладкие напитки. В них мало полезных веществ и много сахара, который может привести к развитию кариеса и ожирению в дальнейшем.
  • манная каша. В ней содержится большое количество глютена и мало полезных веществ, поэтому манная каша уже не входит в число полезных продуктов для малыша.
  • спортивный протеин. Не стоит давать ребенку, даже если его концентрат применяется для изготовления детских смесей. Это может усилить нагрузку на почки из-за избытка белка.

Также, по словам Марии Фадеевой, до 12 месяцев не рекомендованы: твердые круглые продукты: орехи, виноград, сырая морковь, круглые конфеты, попкорн — из-за риска попадания в дыхательные пути и удушья.

Что лучше: домашнее или промышленное питание

Когда мама начинает кормить ребенка, то часто слышит о вреде баночной еды и пользе пюре домашнего приготовления. Но плюсов у домашнего пюре не так уж много по сравнению с тем, что приготовлено на заводе.

На приготовление нужно много времени, сил и приходится покупать дополнительные кухонные устройства: блендер, пароварка и другие. Финансово выгодно готовить домашнее пюре, только если есть свой участок с овощами, но для весны и зимы это не подойдет.

Плюсы домашнего пюре и приготовленного на заводе:

Домашнее пюре Заводское пюре
Известные ингредиенты Нет комков (гомогенное)
Свежеприготовленное Контроль качества продуктов
Стерильность
Разнообразие вкусов
Обогащено витаминами и пребиотиками

Как обезопасить ребенка, если кормить ребенка баночным пюре , рассказывает Мария Фадеева:

  • При покупке, а также перед кормлением всегда проверяйте дату изготовления и целостность упаковки.
  • Если есть дефекты упаковки, не стоит кормить ребенка.
  • Закрытое пюре храните как написано на этикетке.
  • Открытое пюре – в холодильнике не более 48 часов.
  • Пюре при кормлении следует давать из тарелки, а не из банки. Остаток в посуде после приема пища следует утилизировать.

При вскрытии упаковки, она должна «хлопнуть» — это говорит о ее герметичности и стерильности. Также стоит обращать внимание на состав пюре и стараться не покупать с натрием (солью) и сахаром.

Когда переходить на общий стол

Когда ребенок ест одновременно со взрослыми, он быстрее учится пользоваться ложкой, пить из чашки и ест с бо́льшим интересом. Если малыш умеет жевать, у него есть хотя бы четыре зуба, введены основные продукты: мясо, крупы, кисломолочные продукты, фрукты и овощи, то его можно понемногу переводить на общий стол. Особенно, если он при этом интересуется содержимым родительской тарелки.

Сначала ребенок может разбрасывать еду или баловаться — это нормальный способ познания окружающего мира и к этому стоит подготовиться: приучить ребенка есть в фартуке и показывать своим примером, что именно взрослые делают с едой.

«Где-то с года можно переводить ребенка на общий стол, — рассказывает Мария Рудницкая, — это индивидуально, некоторые дети в 8–9 месяцев готовы к переходу: пробовали разные продукты и нет реакций. А некоторые и к году еле-еле ввели несколько овощных продуктов, несколько каш и мясных пюре. Готовить лучше на пару, запекать или тушить. Не надо жарить еду, кормить ребенка копченым, маринадами и добавлять острые соусы».

Ссылка на основную публикацию