Ребенок ходит то на цыпочках, то гусиным шагом

Энциклопедия мам

Радость для любого родителя, когда его ребенок начинает самостоятельно ходить, но вот незадача… он ходит на носочках. И действительно, ХОДЬБА НА НОСОЧКАХ весьма актуальный и частый вопрос для обсуждения на приеме у детского невролога.

Критерием этого состояния является отсутствие контакта пятки с поверхностью опоры на протяжении всей опорной фазы шагового цикла, либо ранний отрыв пятки в конце этой фазы.

Эпизоды хождения на носочках встречаются у большинства детей, которые начинают делать первые шаги . Данная модель ходьбы не всегда, но чаще всего проходит спонтанно в течение 3-6 месяцев после начала освоения самостоятельной ходьбы.

Дети, которые продолжают ходить на носочках даже после того, как они достигли возраста 1,5 – 2-х лет, обычно делают это по привычке. Если рост и развитие ребенка нормальные, то самостоятельная ходьба на носочках не повод для беспокойства.

Давайте разберем несколько причин, по которым ребенок может так настойчиво продолжать ходить на цыпочках.

Идиопатическая ходьба на носочках

Самый распространенный и благоприятный случай, причина которого остается неизвестной-идиопатическая ходьба на носочках. Первый случай описан в 1967 году и был расценен, как врожденное укорочение ахиллова сухожилия. Частота встречаемости составляет от 3% до 24% в популяции. Имеет наследственный характер. Её отличительными особенностями являются:

  • в равной степени встречается у мальчиков и девочек ( в соотношении 1:1 )
  • эпизодический характер
  • начало совпадает со временем начала самостоятельной ходьбы
  • динамика может быть разной, но чаще всего она отсутствует
  • ходьба на носочках обеими ногами
  • возможность ходить, опираясь на полную стопу, по просьбе или без
  • движения в голеностопном суставе не ограничены
  • психомоторное развитие ребенка соответствует возрасту
  • сохраняется после 2-х лет ( по некоторым источникам после 3-х лет )⠀
  • отсутствие нарушений координации
  • не зависит от наличия обуви
  • не вызывает жалоб у ребенка

Идиопатическая ходьба на носочках является диагнозом исключения (о данном состоянии можно утверждать только тогда, когда исключены другие состояния, которые будут представлены ниже.)

В некоторых случаях ходьба на пальцах ног может происходить из-за различных заболеваний. Рассмотрим некоторые возможные варианты и потенциальные причины:

Детский церебральный паралич

ДЦП – это понятие, объединяющее группу двигательных расстройств, возникающих вследствие повреждения различных мозговых структур, в перинатальном периоде ( с 22 полной недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного ребенка ). Данные структуры отвечают за контроль двигательных функций, мышечного тонуса, координацию и осанку.

Известно, что при спастическом церебральном параличе мышцы вокруг стоп становятся очень жесткими, что может вызвать затруднения при ходьбе. Некоторые недоношенные дети также могут страдать от кровоизлияния в мозг, которое может вызвать церебральный паралич и привести к проблемам с ходьбой, что способствует ходьбе на пальцах ног.

Укорочение/уплотнение ахиллова сухожилия

Ахиллово сухожилие – это место соединяет мышцы голени с задней частью пяточной кости. У детей встречается достаточно часто. Данное явление, вызвано, как правило патологическими процессами ещё во время внутриутробного развития при формировании соответствующих структур нижних конечностей в целом и ахиллова сухожилия в частности. В среднем эта патология встречается у девочек в 2 раза реже, чем у мальчиков.

Если ахиллово сухожилие очень короткое, то отмечается ограничение объёма движений в голеностопном суставе. Когда ахиллово сухожилие укорочено сильно, пациент стоит с характерным наклоном туловища чуть вперед. Если попросить такого ребенка выпрямиться, он начинается заваливаться назад. Симптомы ухудшаются при осмотре босиком. Если ничего не лечить, то ахиллово сухожилие обычно немного растягивается, что несколько улучшает походку. Тем не менее такие пациенты обычно ходят припрыгивающей походкой, потому что им приходится привставать на носок стопы, когда вес тела переносится при опоре вперед.

Читайте также:  Педиатрия Задать вопрос

Расстройство аутистического спектра

Аутизм – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. В дополнение к этим специфическим диагностическим признакам, часто встречается ряд других неспецифических проблем, таких как фобии, нарушения сна и питания, агрессия и аутоагрессия, которые следует определять как сопутствующие для РАС состояния. Это заболевание выявляется уже в возрасте 1,5 -2 лет, когда ребенок должен активно разговаривать и познавать окружающий мир. Исследования показывают, что среди детей с аутизмом до 41% могут передвигаться на носках.

Мышечная дистрофия

Мышечная дистрофия – это генетическое заболевание, при котором волокна мышц становятся очень восприимчивыми к повреждению, что приводит к их ослабеванию и истощению. Связано это с нарушением белка, называемого дистрофином, который помогает сохранять правильную работу мышц. Частота встречаемости мышечной дистрофии Дюшенна среди новорожденных мальчиков составляет 1 случай на 3 300, мышечная дистрофия Беккера встречается в 6–10 раз реже: 1 случай на 18 000–31 000.

Такие дети начинают поздно ходить, они часто падают при попытке бежать, им трудно прыгать, из-за слабости проксимальных мышц они с трудом поднимаются по ступенькам, лестнице или по наклонному полу, из-за контрактуры сухожилий стопы ходят на больших пальцах. Характерна нарастающая псевдогипертрофия икроножных мышц.

Диагностика

Примеры вопросов, которые может задать врач, включают:

  • Особенности течения беременности и родов.
  • Родился ли ребенок доношенным (с 37 по 42 неделю включительно).
  • В каком возрасте ребенок освоил навык самостоятельного сидения и ходьбы.
  • Наблюдалась ли ходьба на носочках у других членов семьи ( 1 и 2 линия родства ).
  • Может ли ребенок ходить с пятки на носок, когда его просят.
  • Есть ли другие симптомы, связанные с ногами или ступнями, такие как боль или слабость в ногах.

Исходя, из клинической картины врач определит дальнейший план диагностики.
Замечая особенность походки у ребенка во время консультации, врач обязательно проверит подвижность голеностопного сустава, мышечную силу, объём движений бедра, анатомию стопы и икроножных мышц.

В определенных обстоятельствах может потребоваться биохимический анализ крови на креатинфосфокиназу ( КФК ). Это фермент, который содержится преимущественно в клетках миокарда, скелетной мускулатуры, головного мозга, а в минимальном количестве — в щитовидной железе, легких. При разрушении мышц, показатели данного фермента будут очень высокими, превышая норму в 1000 раз.

Также возможно проведение такого исследования, как электромиография (ЭМГ). Вовремя ЭМГ тонкая игла с электродом вводится в мышцу ноги. Электрод измеряет электрическую активность пораженного нерва или мышцы. ЭМГ ног позволяет установить характер, интенсивность и локализацию патологического процесса, нарушения функциональной активности мышечных волокон.

Если врач подозревает такое состояние, как детский церебральный паралич или аутизм, то он может порекомендовать дополнительное обследование (например: МРТ, Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм M-CHAT, генетическое консультирование и т.д.). В случае подтверждения этих состояний, коррекция фокусируется на основном заболевании.

Лечение или наблюдение?

В большинстве случаев к возрасту 5,5 лет происходит спонтанное прекращение ходьбы на носках. Однако в тех случаях, когда дети испытывают перегрузку на суставы и мышцы нижней части спины, может потребоваться консервативная или хирургическая коррекция, что послужит профилактикой болям в спине, нарушениям осанки и появлению контрактуры голеностопного сустава.

Безоперационное лечение

Этапные гипсовые коррекции (смена повязки несколько раз по мере увеличения гибкости и объёма движений в голеностопном суставе). Ношение специальных гипсовых повязок для ног высотой до колена, которые помогут растянуть мышцы и сухожилия задней поверхности голени, если обнаружено, что они напряжены.

Читайте также:  Витамины для увеличения внимания при проблемах с почками
  • Применение ортезов (внешнее приспособление, предназначенное для изменения структурных и функциональных характеристик нервно-мышечной и скелетной системы: разгрузки, фиксации, активизации и коррекции функций повреждённого сустава или конечности.) может помочь растянуть мышцы и сухожилия в лодыжках. Этот тип корсета обычно носят дольше, чем гипс для ног. Является самым изученным, часто применяемым и результативным методом лечения.
  • Инъекции ботокса в ноги могут помочь ослабить напряженные мышцы нижних конечностей. Ботулотоксин типа А действует на уровне взаимодействия нервного окончания и мышцы, препятствуя прохождению нервного импульса, напрягающего мышцу. Это уменьшает формирование спастичности. Его применение возможно с 2 лет. Результат введения препарата – расслабление мышц – обычно наблюдается через 1-2 недели после его использования. В период действия лекарства необходимо сформировать новую, правильную схему движений у ребенка, которая сможет сохраниться и после окончания действия препарата.
  • Физическая терапия ≠ физиотерапия. Это один из методов лечения и реабилитации с помощью специальных физических упражнений. Легкое растяжение мышц ног и стоп может улучшить походку вашего ребенка.
  • Ваш врач может порекомендовать комбинацию процедур для достижения наилучших результатов.

    Хирургическое лечение

    Если консервативные методы лечения не дали результатов, врач может порекомендовать операцию по удлинению мышц или сухожилий в задней части голени.

    После операции ребенок будет носить гипсовые повязки в течение четырех-шести недель. Затем могут быть назначены занятия физической терапией для дальнейшего развития привычки ходьбы на полную стопу.

    Отдельно хотелось бы рассмотреть программу ежедневных домашних упражнений, которая направлена на растяжение задних мышц голени и ахиллова сухожилия, а также укрепление передней группы мышц для того, чтобы ребенок мог ходить с опорой на пятку. Тип упражнений зависит от возраста ребенка. Желательно выполнять упражнения в
    игровой форме. Не забывайте хвалить и поощрять, если у ребенка начинает получаться.

    Упражнения для детей в возрасте до 6 лет

    Важные рекомендации

    • Активный образ жизни – взбирание по шведской стенке, ходьба босиком по пересеченной местности, захват предметов пальцами ног, прыжки, плавание.
    • Подвижные игры
    • Адекватная обувь – гибкая, удобная, легкая, выбранная по размеру.
    • Контроль за состоянием стоп ( мозоли, раны) и ног (синяки).
    • Наблюдение за координацией (задевает дверные проемы, запутываются ноги, спотыкается), поведением (ритуалы, нарушения коммуникации и т.д.).
    • Наблюдение у доктора каждые 6 месяцев.

    При идиопатической ходьбе на носочках НЕ ЭФФЕКТИВНЫ:

    • Ношение ортопедической обуви с высоким жестким задником при отсутствии ортопедической патологии. Ортопедическая обувь при отсутствии показаний ограничивает объём движений и доставляет дискомфорт ребенку, препятствуя нормальной полноценной работе мышц стопы.
    • Массаж. При наличии у ребенка различных неврологических заболеваний массаж может быть вреден.
    • Физиопроцедуры ( электрофорез, магниты, токи и т.д. ) могут приносить ребенку неприятные ощущения.
    • Парафиновые/грязевые обертывания ( данный метод имеет риск получения ожога, а также усугубляет ситуацию у детей с низким мышечным тонусом в ногах).
    • Витамины. Нет связи дефицита витаминов и идиопатической ходьбы на носочках.
    • Ноотропные препараты. Считается, что ноотропы способны стимулировать умственную деятельность, активизировать когнитивные функции, улучшать память и увеличивать способность к обучению. Предполагается, что ноотропы увеличивают устойчивость мозга к разнообразным вредным воздействиям, таким как чрезмерные нагрузки или гипоксия. Однако, имеется отсутствие доказательной базы ( нет достоверных данных, о положительном эффекте этой группы препаратов на состояние ребенка ).
    • Грубая растяжка. Создает негативные ассоциации у ребенка к физическим упражнениям.
    • Остеопатическая коррекция. Высокая стоимость и отсутствие положительного эффекта.
    • Иглоукалывание и его альтернативы. Это больно и неприятно.9.

    Прогноз, выводы и основные положения

    • Ходьба на носочках без других клинических проявлений у детей младше двух лет- вариант нормы и не требует лечения.
    • Идиопатическая ходьба на носочках – диагноз исключения. Требуется проведение дифференциальной диагностики с большим количеством заболеваний.
    • В большинстве случаев в проведении лечения нет необходимости. Наблюдение.
    • Ни один из существующих методов лечения не дает прогнозируемого результата.
    • Упражнения, стельки, тутора, гипс или ботулотоксин – выбор за врачом и родителями.
    Читайте также:  Ребенок не наедается, требует еще

    Не забывайте, что серьёзные диагнозы всегда имеют множество других симптомов, помимо ходьбы на носочках, поэтому пропустить их вряд ли получится.

    Походка у малышей. Правильные первые шаги, как избежать нарушений, как скорректировать проблемы.

    Рассказывает Дарья Павловна Минисиярова,

    Врач ЛФК, диетолог детского медицинского центра «Аква-Доктор»

    В первые годы жизни у детей могут наблюдаться явные нарушения походки. Хотя многие из таких отклонений довольно распространены и проходят самостоятельно, некоторые из них требуют коррекции или проведения лечения.

    До тех пор, пока ребенку не исполнится примерно 3 года, его нормальная походка не будет похожа на походку взрослого. Таких отличий достаточно много, и они являются нормальными. Походка ребенка отличается широкой стойкой с быстрой ритмикой (каденсом) и короткими шагами. Ноги у малыша еще ротированы кнаружи. Свод стопы такой же, как у взрослого при плоскостопии. Координация шага и ответного маха рукой развивается только к возрасту 15-18 месяцев. Бежать и менять направление ребенок сможет только после 2-х летнего возраста. К достижению школьного возраста длина шага у ребенка увеличивается, а частота шагов замедляется. Походка и осанка у взрослых возникают примерно в возрасте 8 лет.

    Чтобы оценить норму и патологию походки, необходимо знать основные этапы ее нормального развития.

    Нормы развития двигательных навыков

    Нормы развития двигательных навыков

    Сидеть без опоры

    Ползать на четвереньках

    Поднимитесь по лестнице на четвереньках

    Спуск по ступенькам

    Подъем по ступенькам (чередуя ноги)

    Прыжок на одной ноге, прыжок в длину

    Баланс на одной ноге 20 секунд

    Нормальные варианты походки у детей

    Хотя родители нередко обращаются за консультацией врача по поводу нижеприведенных вариантов, следующие особенности походки у детей считаются нормальными:

    Ходьба на пальцах ног распространена до 3 лет.

    Подворачивание стопы внутрь может проявляться из-за постоянной антеверсии (поворот с наклоном вперед) бедренной кости. Дети ходят так, чтобы колени и ступни были направлены внутрь (это чаще всего встречается в возрасте от 3 до 8 лет).

    Также часто встречается внутренний перекрут большеберцовой кости (колени направлены вперед, а стопы направлены внутрь).

    Гибкий С-образный боковой край стопы – приходит в норму самостоятельно к 6 годам.

    Кривые ноги (genu varus) распространены с рождения до раннего детства, максимум в возрасте 1 года, часто с расхождением пальцев ног. В большинстве случаев проходит к 18 месяцам.

    Стук в коленях (genu valgus) — обычное явление, связанное с ростом пальцев ног. Проходит к 7 годам.

    Плоскостопие у детей — обычное дело. Арка стопы ребенка не развивается, по крайней мере, до 2–3 лет. Плоскостопие обычно проходит к 6 годам, но в 15% случаев сохраняется.

    Кривые пальцы ног – из-за чрезмерной нагрузки на ноги в детстве.

    Если эти нормальные в определенном возрасте отклонения сохраняются позже, чем ожидалось, прогрессируют или асимметричны, сопровождаются болями и функциональными ограничениями, тогда необходима консультация у детского травматолога- ортопеда.

    Аномальная походка у детей

    К аномальным признакам нарушений, требующим внимания родителей и врачей, относятся следующие:

    Анталгическая походка (походка, вызванная болью).

    Уменьшено время возможной нагрузки на одну из ног.

    Маленький ребенок может проявлять нежелание вставать на ноги.

    «Круговая» походка, когда ребенок словно кружится вокруг одной ноги.

    Чрезмерное отведение бедра при повороте ноги вперед.

    Несоответствие длины ног.

    Ограниченная подвижность суставов.

    Скованность, волочение стопы с переворотом стопы. Это часто наблюдается при неврологических заболеваниях.

    Читайте также:  Расшифровка анализа крови

    Атаксическая (несогласованная) походка.

    Неустойчивость ходьбы (атактическая походка) с чередованием узкой и широкой постановки ног.

    Походка Тренделенберга («матросская походка» с вращением бедер, коленей и ступней наружу.

    Постоянная походка на носках без контакта опоры с пяткой.

    Вышагивающая походка (нога высоко приподнимается при каждом шаге).

    Неуклюжая походка (проблемы с координацией движений, падения.

    Оценка нарушения походки

    Задержка развития навыков ходьбы после 18 месяцев требует тщательной оценки, особенно у мальчиков, чтобы исключить нервно-мышечные заболевания, равно как и общую задержка в развитии речи, слуха, зрения и мелкой моторики. Задержка развития требуют рассмотрения врачом метаболических причин (остеомаляция и лизосомная болезнь). Неблагоприятным признаком является регресс уже приобретенных двигательных навыков, который нередко возникает при артритах, воспалительных миопатиях и нейродегенеративных расстройствах.

    Наличие постоянных болей с острым началом и хромотой может указывать на травму или инфекционно-воспалительные заболевания. Незаметные травмы часто встречаются у очень маленьких детей. Перелом у малышей необходимо учитывать у явно здоровых, но не способных встать на ноги или нести свой вес детей. Травмы могут быть вызваны чрезмерным перенапряжением (стрессовые переломы, отрывные переломы). Этот вариант чаще встречается у активных детей.

    Нарушение походки (анталгическая хромота) и скованность чаще встречаются при ювенильном идиопатическом артрите. Страдающие им дети проявляют раздражительность, плохо спят, отказываются ходить.

    Если проблемы ухудшаются по утрам или после периодов покоя, это указывает указывают на воспалительные причины.

    История укусов клещей с последующими болями в суставах и мышцах может говорить о развившемся боррелиозе.

    Сыпь, такая как при псориазе, может быть связана с псориатическим артритом. Фоточувствительная сыпь при артралгии и недомогании, особенно у девочек-подростков, может указывать на системную красную волчанку. Макулопапулезная сыпь, часто возникающая при высокой температуре, характерна для ювенильного артрита.

    Как правильно проверить походку ребенка и его устойчивость?

    Сначала понаблюдайте за входящим в комнату ребенком — скорость, шаг, равновесие.

    Попросите его пройти через комнату, повернуться и вернуться.

    Попросите ребенка пройтись, ставя ступни пятку к носку по прямой линии.

    Попросите пройтись на носках по прямой, а затем на пятках по прямой.

    Попросите ребенка подпрыгнуть на каждой ноге отдельно.

    Попросите ребенка сделать неглубокое приседание или сгибание ноги в колене.

    Попросите ребенка встать со стула и пройти через комнату, повернуться и вернуться к вам.

    Оцените функцию мозжечка — например, попросите малыша поставить ноги вместе, вытянуть руки в стороны и закрыть глаза, либо попасть пальцем в нос при отрытых и закрытых глазах.

    Если есть подозрение на отклонения от нормы, необходимо получить консультацию у педиатра или детского травмотолога-отропеда. Врач может назначить следующие виды исследований: анализы крови, посев крови и серологические исследования, анализ на анитетела, рентген, КТ и МРТ, УЗИ, генетическое тестирование.

    Ребенок ходит то на цыпочках, то гусиным шагом

    Вопрос, который задают более половины всех родителей на приёме: “ходьба на цыпочках – это норма или болезнь??”

    Итак, давайте разбираться! Стопа здорового ребенка проходит целую эволюцию в процессе своего формирования: у новорожденного ребенка стопа абсолютно плоская и, зачастую, даже имеет по подошвенной поверхности стопы небольшую выпуклость (жировое тело (жировая подушка). С 9-10 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, держась за опору, вертикализация ребенка дает сигнал головному мозгу о том, что надо включать механизмы поддержания вертикального положения – расставить широко ножки, немного развернуть стопы носочками внутрь. Стоя с опорой ребенок начинает “искать” центр тяжести своего тела и балансирует, раскачиваясь вперед-назад. Это, условно, самый первый этап формирования ходьбы.

    В дальнейшем, уже ближе к году, ребенок старается сделать свой первый самостоятельный шаг, всё также широко расставляя ножки (при этом, зачастую, ножки имеют форму буквы О (транзиторная варусная установка голеней)) и очень часто стопы смотрять носочками внутрь (интоинг), что родители могут воспринять как патологию (жалобы, что ребенок “косолапит” при ходьбе).

    Читайте также:  О прививке от пневмококка, если ребенок перенес пневмонию

    Теперь раскачивание происходит в плоскостои влево-вправо. Это второй этап формирования ходьбы, который я условно называю “мишка косолапый”. Продолжительность этого этапа варьируется от 2-3 месяцев до года. Дети, имеющие более выраженную массу тела по сравнению со сверсниками – более долго находятся на этом этапе.

    Следующий важнейший, на мой взгляд, этап формирования походки – это включение группы мышц, формирующий свод стопы. При этом в 98% случаев стопа, за счет повышения тонуса задней группы мышц голени, становится “на носочек”, и это абсолютно нормальная ситуация, которая, почему-то, так пугает молодых мам и бабушек (при этом папы почти всегда относятся к этому нормально).

    Как ни странно, но ходьба на носочках очень пугает неврологов и педиатров, начинается активное лечение преславутого “гипертонуса”, не замечая при этом, что системного гипертонуса у ребенка нет, что стопа выводится в физиологическое положение легко.

    Снижая тонус мышц медикаментами (миорелаксантами, такими, как балофен, мидокалм, сирдалуд), массажами, физиотерапией, ношением жесткой обуви – мы замедляем природный механизм формирования свода стопы и правильной походки!

    Да, я могу согласиться с неврологами, что есть небольшая группа детей с наличием неврологической патологии, сопровождающейся гипертонусом в мышцах ног, но эти дети, как правило, с рождения имеют патологию и находятся под наблюдением неврологов.

    Следующий этап – транзиторная вальгусная установка голеней, ножки становятся Х-образными. Стадия начинается в 2-3 года и продолжается до 6-7 лет. Условно, при сомкнутых коленных суставах максимальное расстоние между лодыжками – не более 9-10 см. Все, что больше – патология.

    На представленной фотографии – патология (вальгусная установка голеней 2 ст., расстояние между лодыжками 27 см., угол наклона голеней 16* на каждой голени).

    Далее следуют этапы послепенного уменьшения наклона голеней и формирование перекатной походки с пятки на носочек.

    Переход с этапа на этап происходит неравномерно на левой и правой ножке, первой изменения проиходят на ведущей (толчковой) ноге. И, часто, левая ножка на варусе, а правая ровная или на вальгусе. И это – норма! Ниже я привожу собственное наблюдение здорового ребенка.

    Если ребенок задерживается в чередовании фаз развития – развивается патология: например ребенку 7 лет, а ножки имеют форму буквы О (варус) – можно заподозрить болезнь Блаунта и т.д.

    Таким образом, походка на носочках в возрасте от 1 до 3 лет – это нормальное состояние, обусловленное “включением” мышц голени, и не требующее лечения в большинстве случаев.

    С уважением, врач ортопед высшей категории, директор центра “Гален”, Алексей Козик.

    Что делать, если маленький ребенок ходит на носочках

    Какие болезни проявляются ходьбой на носочках

    Причиной неправильного передвижения может быть патология мышц или нервной системы.

    Ребенок ходит на носочках из-за неврологических проблем

    В группе риска находятся дети, которые родились раньше срока, а также:

    • глубоко недоношенные;
    • с внутриутробными инфекциями;
    • с родовыми травмами;
    • с гемолитической болезнью.

    Если ребенок в год при ходьбе не опирается на пятку, это может быть симптомом неврологических патологий.

    Ходьба на цыпочках может являться симптомом аутизма. Это заболевание выявляется уже в возрасте 1-2 лет, когда ребенок должен активно разговаривать и познавать окружающий мир. Исследования показывают, что среди детей с аутизмом до 41% могут передвигаться на носках.

    Аутизм может проявляться в разных формах и не всегда связан с задержкой умственного развития. Часто это патология сказывается только на социальном взаимодействии с другими людьми и нежеланием устанавливать контакт.

    У детей в 6 лет вставание на носки при ходьбе может быть признаком укорочения ахиллова сухожилия. Оно проходит по задней поверхности ноги и при недостаточной длине натягивает на себя стопу.

    Читайте также:  Кашель у ребенка в 11 лет

    Перечисленные состояния требуют тщательного обследования и своевременной терапии. Неврологические заболевания в запущенной форме лечить значительно тяжелее.

    В каких случаях это нормально

    Исследования показали, что дети в 5 лет могут ходить на носках без причины и это не сказывается на их состоянии. У малышей это связано с незрелостью нервной системы и недостаточным развитием мышц. По мере взросления такая идиопатическая ходьба проходит самостоятельно без лечения.

    Врачи считают, что не нужно беспокоиться, если ребенок периодически ходит на носочках в следующих случаях:

    • двигательные навыки соответствуют возрасту;
    • у ребенка нет задержки развития;
    • на носках он передвигается иногда, в остальное время ставит ногу правильно;
    • нарушения координации движений отсутствуют;
    • на носки ставятся обе ноги.

    Иногда ходьба на носках передается по наследству, если один из родителей передвигался так же в детстве.

    Причиной может быть рождение раньше срока

    Что делать, если ребенок передвигается на носочках

    Если передвижение на носках наблюдается большую часть времени, необходимо показать его врачу. Оценить состояние на начальном этапе должен педиатр, после него – невролог и ортопед.

    Комплексое лечение включает в себя специальную лечебную физкультуру, массаж ног. Помогает простое упражнение – приседания на небольшой стульчик. Сделать это стоя на носках невозможно, поэтому ребенок вынужден становиться на всю стопу.

    Массаж помогает улучшить кровоток в икроножных мышцах, их питание и рост.

    Эффективны курсы по 10 сеансов с небольшим перерывом. Родители при помощи специалиста могут сами освоить этот навык.

    При неврологических патологиях н азначается медикаментозное лечение, которое направлено на подавление патологической импульсации, уменьшение количества судорог.

    При различных формах гипертонуса мышц может применяться физиолечение:

    • электрофорез;
    • синусоидальные токи;
    • парафинолечение;
    • обертывания с озокеритом.

    Неврологи и ортопеды рекомендуют таким маленьким детям постоянно ходить в обуви. В легких случаях это может быть любая обувь с жесткой пяткой, ортопедической стелькой. При сильно выраженной патологии используют ортопедические туторы, специальные фиксаторы суставов. Хирургическая коррекция требуется при укороченном ахилловом сухожилии. Операция направлена на увеличение длины связки.

    Хождение ребенка на носках – это один из симптомов, на который нужно обратить внимание. При своевременной коррекции болезнь переносится легко и проходит с минимальными последствиями. Если не проводить лечение, возможно развитие неуклюжей походки, искривления ног, развитие плоскостопия.

    Видео

    Что делать, если ребенок ходит на носках?

    Вы об этом спрашивали

    Детский невролог ОКДЦ Надежда Леонидовна Ким отвечает на ваши вопросы

    Если ребенок ходит на носках это норма или патология?

    Ко мне на прием часто обращаются родители чьи дети ходят на носочках. Далеко не всегда это является патологией. Довольно часто ребенок, особенно если он только учится самостоятельно ходить, может вставать на цыпочки, в этом случае опора на всю стопу не составляет для него никакой трудности и хождение на носках проявляется изредка, чаще при ускорении шага, при попытке рассмотреть какой-либо предмет лежащий выше , при ходьбе по неровной поверхности. И совсем другое дело, когда такой двигательный паттерн существует практически постоянно, отмечается деформация стоп, асимметричная походка, затруднение подъема или спуска по ступенькам.

    Что является причиной патологического подъема на носки?

    Их очень много. Одной их самых частых причин этого состояния является локальное повышение мышечного тонуса, также причиной этого могут быть различные наследственные нервно-мышечные заболевания, врожденные деформации стоп, ахиллова сухожилия, патология голеностопного сустава и пр.

    Читайте также:  Манту для недоношенного ребенка

    Почему же происходит повышение мышечного тонуса?

    Локальная спастичность может являться следствием поражения центрального мотонейрона пирамидных путей из-за тех или иных отрицательных влияний на структуры головного мозга плода во время беременности, родов. В зависимости от степени негативного воздействия на стр-ры головного мозга могут формироваться различные формы детского церебрального паралича. Само по себе повышение тонуса в той или иной группе мышц вызывает различные двигательные нарушения, в том числе нарушение походки.

    Что делать, если ребенок ходит на носках?

    Конечно, обратиться к врачу. Это может быть, например, невролог или ортопед.

    Какие исследования выполняются в ОКДЦ для постановки правильного диагноза?

    Объем исследований определяется после осмотра ребенка, это может быть и МРТ головного мозга или спинного мозга и электронейромиография, и различные анализы крови, например КФК. Все эти исследования можно выполнить в условиях ОКДЦ.

    Чем и как нужно лечить это состояние?

    Если причиной ходьбы на носках является нервно-мышечное заболевание, то это поддерживающая метаболическая терапия, в случае выявления первично-ортопедической патологии -то коррекция с использованием стелек, различных физиопроцедур, иногда -оперативное лечение. Если же причиной подъема на носки у ребенка является локальная спастичность, то, безусловно, золотым стандартом для ее коррекции является терапия ботулотоксином.

    А в чем суть этой терапии?

    Это процедура, когда таргетно в спастичные мышцы вводится ботулотоксин типа А с целью их расслабления, улучшение ходьбы и в том числе опоры на всю стопу.

    Есть ли противопоказания для этой процедуры?

    Их крайне мало, это гиперчувствительность к любому компоненту препарата в анамнезе воспалительный процесс в месте предполагаемой инъекции, острая фаза инфекционных заболеваний, беременность и некоторые другие.

    Как выполняется процедура?

    Она представляет собой несколько инъекций в заинтересованные мышцы, в случае необходимости с применением УЗИ контроля.

    А с какого возраста возможно применение ботулотоксина?

    В педиатрической практике разрешено применение с 2-х лет. В целом чем раньше начато лечение, тем лучше отдаленные прогнозы, например, меньше вероятности развития стойких деформаций стоп.

    Используется ли этот метод лечения в ОКДЦ?

    Да, конечно. Сначала нужно пройти консультацию детского невролога, для определения показаний к терапии, объема вводимого препарата, а затем уже записаться на саму процедуру. После выполнения инъекций препарата в течение 20-30 минут надо будет находится в центре для оценки состояния ребенка после процедуры.

    Записаться на консультацию к детскому неврологу можно по телефону регистратуры 8(863) 227-00-00.

    Ребенок ходит то на цыпочках, то гусиным шагом

    Идиопатическая ходьба на пальцах стоп (ИХП) в детском возрасте является распространенным расстройством нормальной формулы ходьбы, в основе которого лежит, как правило, транзиторная билатеральная ходьба с опорой только на передние отделы стопы и пальцы при недостаточности опорной функции пяточной кости.

    На базе ФГБУЗ «Центральная детская клиническая больница Федерального медико-биологического агентства России» специалистами было проведено когортное исследование, в котором приняли участие 59 пациентов в возрасте от 1 года 4 мес. до 15 лет.

    Целью данного исследования стал клиникокатамнестический и электронейромиографический анализ группы детей с ИХП, находящихся под наблюдением в течение последних 6 лет.

    Детальный неврологический осмотр всех пациентов показал отсутствие задержки темпов моторного и когнитивного развития. Длительность ходьбы на пальцах на момент первого осмотра — от 2 мес до 9 лет. Сила мышц во всех мышечных группах соответствовала 5 баллам. Тонус в проксимальных и дистальных мышцах ног был физиологичным у 56 (95 %) пациентов из 59. В 3 случаях наблюдалась умеренная мышечная гипотония в ногах с гипермобильностью в коленных и голеностопных суставах на фоне достаточной мышечной силы, что соответствовало критериям недифференцированной дисплазии соединительной ткани легкой степени.

    Читайте также:  Сказки для психологической подготовки детей к появлению второго ребенка в семье

    У 3 пациентов старшего возраста отмечены признаки умеренной истиной мышечной гипертрофии икроножных мышц из-за постоянного их напряжения в условиях персистирующей ходьбы на пальцах стоп. Объем активных и пассивных движений в крупных суставах в подавляющем большинстве случаев (84,8 %) был достаточен. В 4 случаях у детей в возрасте от 6 до 9 лет отмечалась тугоподвижность в голеностопных суставах с ограничением амплитуды пассивного и активного тыльного сгибания стопы. У 5 пациентов в возрасте 6, 7, 10, 11 и 12 лет обнаружены фиксированные контрактуры одного или обоих голеностопных суставов с невозможностью тыльного сгибания стопы.

    Авторы наблюдали зависимость формирования контрактур от длительности существования ИХП и возраста начала изменений биомеханики ходьбы: в этих случаях картина ИХП была стойкой, а дебют нарушений относился к дошкольному возрасту (4–6 лет).

    Сухожильные коленные и ахилловы рефлексы вызывались у всех детей, причем у 26 (44 %) из них они были умеренно оживлены, а у 5 (8,5 %) детей наблюдалось небольшое расширение зон коленного рефлекса. Однако ни у кого из пациентов не отмечалось патологических стопных пирамидных симптомов, клонусов стоп и коленных чашечек, патологических синкинезий и иных клинических признаков, указывающих на поражение пирамидного тракта.

    Походка детей характеризовалась периодическим подъемом на пальцы и опорой на переднюю часть стоп без формирования эквинусной позиции стоп. Такой тип ходьбы наблюдался у всех детей (100 %) в случаях эмоционального подъема или возбуждения, быстрого темпа ходьбы и при беге. В значительной части (80 %) случаев ИХП возникала при ходьбе без обуви в домашних условиях. При вертикализации в состоянии покоя у 50 (84,8 %) пациентов из 59 опорная функция осуществлялась на полную стопу. Исключение составили 9 пациентов с миогенными и фиксированными контрактурами в голеностопных суставах, которые не были способны опираться на полную стопу из-за возникающей неустойчивости при смещении центра тяжести тела назад.

    Практически у всех пациентов отмечены существенные особенности, касающиеся эмоционально-волевой и поведенческой сферы: повышенная возбудимость (86,4 %), аффективная лабильность, склонность к истериформным, демонстративным, а также протестным реакциям (35,6 %), повышенный уровень тревожности (76,3 %), гипердинамическое расстройство поведения (69,5 %), нарушения процессов внимания и сосредоточения у детей старшего возраста (10,2 %). В некоторых случаях имелись анамнестические указания на периодические аффективно-респираторные состояния (5 %), навязчивости (8,5 %), моторные и вокальные тикозные гиперкинезы (15,3 %), дневную нейрогенную дисфункцию мочевого пузыря по гиперрефлекторному типу (3,4 %), невротические диссомнии (3,4 %), ночной энурез (11,9 %). Таким образом, в когорте обследуемых детей с ИХП наблюдался широкий спектр коморбидных нарушений функционально-невротического характера.

    Исследование методом ЭМГ во всех случаях выявило нормальные параметры скоростей распространения возбуждения по моторным волокнам большеберцовых и малоберцовых нервов (>40 м/с). Амплитуды максимальных М-ответов при стимуляции большеберцовых нервов были достаточными (5–9 мВ), а в 24 случаях (80 % обследованных) даже повышенными (10–17 мВ).

    Необходимо отметить некоторые особенности параметров М-ответов при стимуляции малоберцовых нервов и расположении отводящих электродов над коротким разгибателем пальцев стопы. Известным фактом является то обстоятельство, что у здоровых лиц бывает затруднительно получить адекватный по амплитуде (>3,5 мВ) М-ответ с этой мышцы, что обусловлено ее топографическими особенностями, «распластанностью» на тыле стопы и отсутствием во многих случаях очерченного брюшка мышцы. Это диктует необходимость эмпирического смещения отводящих электродов с изменением их позиционирования с целью определения точки для получения лучшего по амплитуде и форме М-ответа.

    В когорте обследуемых пациентов у 13 (43,3 %) было определено небольшое снижение по амплитуде М-ответов с короткого разгибателя пальцев (пределы колебаний от 2,28 до 2,89 мВ) при обычной форме ответов. Подобное снижение амплитуды М-ответа наблюдалось у всех пациентов с ИХП с тугоподвижностью и формированием контрактур голеностопных суставов, что явилось отражением перерастяжения данной мышцы и не свидетельствовало об аксональном поражении волокон малоберцового нерва.

    Читайте также:  Ребенок 2 года 4 месяца говорит очень мало снов

    У 1 пациента 2 лет 7 мес. определено повышение антидромной возбудимости спинальных мотонейронов поясничного утолщения при регистрации параметров F-волн при стимуляции большеберцовых нервов (увеличение числа повторных F-волн до 30 % справа и 50 % слева, доли «гигантских» F-волн до 10 % справа и 15 % слева), что было расценено как косвенный признак задержки темпов миелинизации пирамидных трактов.

    Таким образом, по результатам ЭМГ нарушений функционального состояния структур периферического нейромоторного аппарата у пациентов с ИХП не определялось. Были достоверно исключены варианты миогенного и нейрогенного поражения. Не выявлены косвенные ЭМГ-признаки поражения пирамидных трактов. Продемонстрировано отсутствие продолженной тонической мышечной активности, свойственной спастическим формам ДЦП, наследственной спастической параплегии и фокальной дистонии стопы.

    Биохимический анализ крови показал незначительное повышение уровня сывороточной креатинкиназы лишь у 2 пациентов (до 189 и 195 Ед/л при норме до 170 Ед/л), что не соответствовало критериям активного цитолиза при первично-мышечном процессе и могло быть обусловлено длительным произвольным напряжением икроножных мышц при ходьбе на пальцах стоп.

    С учетом результатов комплексного клинико-неврологического осмотра, проведенной дифференциальной диагностики, данных ЭМГ и уровня активности креатинкиназы всем детям установлен диагноз ИХП.

    Подходы к терапии. С учетом особенностей аффективной сферы большинства детей в качестве методов лекарственной терапии у некоторых пациентов были применены мягкие средства с транквилизирующим и анксиолитическим действием: гамма-амино-бетафенилмасляная кислота (фенибут), гидроксизина гидрохлорид (атаракс), препараты растительного происхождения, содержащие мяту, мелису, валериану (персен). Препараты назначались у 52,5 % пациентов с ИХП в виде повторных 2-месячных курсов. Таким образом, целью лечения было воздействие на комплекс коморбидных проявлений ИХП только в тех случаях, когда они носили явно выраженный характер. Итогом терапии явилось снижение возбудимости, тревоги, аффективной лабильности, двигательной и психической гиперактивности.

    Всем пациентам было рекомендовано ношение корригирующей ортопедической обуви с фиксацией области голеностопного сустава. Необходимыми педагогическими факторами являлись пересмотр модели внутрисемейных отношений, уменьшение гиперопеки, снижение влияний факторов возбуждения нервной системы ребенка (ограничение зрительной нагрузки и использования гаджетов). Рекомендовались упражнения, обеспечивающие подвижность голеностопных суставов и направленные на ослабление патологического стереотипа ходьбы. В 4 случаях наличия тугоподвижности в голеностопных суставах курсами осуществлялись тепловые аппликации (парафин, озокерит, солевые разогревающие грелки) с последующей механической разработкой суставов (пассивное тыльное сгибание) для предотвращения формирования фиксированных контрактур. Пациентам с фиксированными контрактурами (5 случаев) было показано оперативное лечение (чрескожная ахиллотомия) с последующим ортезированием голеностопных суставов.

    Катамнестическое наблюдение за пациентами в течение 2–6 лет показало полный регресс имевшихся симптомов и нормализацию формулы ходьбы к 7–8 годам жизни в большинстве (84,8 %) случаев ИХП. С учетом данных о том, что транквилизирующая и анксиолитическая терапия, направленная на коррекцию коморбидных расстройств невротического уровня, применялась только у 52,5 % пациентов с ИХП, можно предполагать спонтанный, а не лекарственно обусловленный регресс нарушений биомеханики ходьбы. При формировании миогенных и фиксированных контрактур (9 пациентов) возникала необходимость применения физических методов реабилитации и оперативной коррекции. В 2 случаях были проведены корригирующие ортопедические операции, значительно улучшившие функцию ходьбы у этих пациентов.

    Таким образом, идиопатическая ходьба на пальцах стоп представляет собой доброкачественное возрастзависимое (возрастлимитированное) расстройство формулы ходьбы со спонтанным регрессом симптомов, обладающее высокой коморбидностью с расстройствами невротического спектра, не требующее применения активных методов физической реабилитации, медикаментозного лечения и локальной ботулинотерапии. Вторичные осложнения ИХП в виде фиксированных контрактур голеностопных суставов могут потребовать проведения хирургической ортопедической коррекции.

    Читайте также:  Успокаивающий чай для ребенка в 1 года и 10 месяцев

    Ребенок ходит на цыпочках?

    Когда ребенок ходит на цыпочках это зачастую повод для беспокойства его родных.

    Почему ребенок ходит на цыпочках? Причины

    До 3 лет

    Малыши до 3-х лет только обучаются ходьбе. Они пытаются ходить разными способами, в том числе и на носочках. Иногда ребенок становится на носочки из-за неравномерного напряжения мускулатуры ног во время ходьбы (дистония).

    Другие причины ходьбы на цыпочках:

    • частое пребывание в ходунках. На ходунках ребенок учится делать первые шаги на пальчиках и переучиться ставить ножку по-другому бывает сложно;
    • высокая активность. При избытке энергии малыши могут бегать на носочках;
    • жажда познания, любознательность, стремление быстрее вырасти;
    • подражание маме на каблуках, балеринам;
    • ДЦП. Но при этом будут и другие симптомы этого заболевания;
    • родовая травма, повлиявшая на работу мозга малыша (как правило, ее выявляют и лечат задолго до первых шагов);
    • нарушения работы части нервной системы, отвечающей за передвижение тела (пирамидная недостаточность);
    • психологические проблемы из-за неполадок в семье. Малыш из-за внутреннего напряжения подсознательно ходит на носочках, будто крадется;
    • если ребенок в 4 года или старше продолжает ходить на носочках, причиной может быть неврологическая болезнь;

    Кроме того, дети после 3-х лет могут ходить на цыпочках когда:

    • стараются привлечь к себе внимание;
    • копируют кого-то;
    • пытаются выглядеть выше.

    Можно ли самостоятельно отучить ребенка ходить на цыпочках?

    Да, можно, если ежедневно заниматься с ребенком гимнастикой. Кроме того, хорошо действует плавание, занятия на фитболе и хождение по ортопедическим коврикам.

    Родителям, которые переживают из-за постоянной ходьбы малыша на носочках, следует обратиться к детскому врачу-неврологу. Специалист определит, есть ли симптомы, указывающие на неврологические патологии, и при необходимости назначит обследования.

    Если ходьба на цыпочках связана с дистонией мышц, ребенку необходимо больше движения – вставать, лазать, ползать, ходить по-утиному, ходить на четвереньках, по наклонным и мягким поверхностям, босиком.

    В зависимости от причины, невролог может назначить:

    • физиотерапию, электрофорез;
    • ванны с травяными настоями (ромашка, череда, пустырник, лаванда);
    • лечебную гимнастику, плавание;
    • парафиновые сапожки (только по назначению врача);
    • правильную ортопедическую обувь.

    Многим рекомендуют массаж, который можно проводить дома. Во время массажа родителям следует:

    1. «рисовать» на стопе малыша большим пальцем «восьмерки»;
    2. поглаживать ножки ребенка, начиная от кончиков пальцев до бедер;
    3. большими и указательными пальцами разминать икроножные мышцы;
    4. двигать стопы от себя, а потом на себя;
    5. катать ребенка на фитболе так, чтобы малыш шагал по мячу;
    6. встряхивать стопы малютки;
    7. по отдельности массировать каждый пальчик;
    8. поколачивать детскую стопу тыльной стороной пальцев.

    Решение о необходимости гимнастики нужно принимать совместно с детским врачом-неврологом. Врач оценит неврологический статус ребенка и определит, является ли такой стиль ходьбы патологическим, или же это норма. Но, в любом случае, физическая нагрузка не повредит здоровому ребенку. Не забывайте также, что у ребенка должна быть удобная обувь для прогулок, подобранная по размеру.

    Здоровья Вам и Вашим детям!

    Слаженная, совместная, профессиональная работа всего коллектива МЦ «ОртоМед» позволяет достигать отличных результатов для наших пациентов!

    Услуги высококвалифицированных врачей неврологов медицинского центра «ОртоМед» доступны каждому!

    Приходите! Мы знаем, как Вам помочь!

    Записаться на прием к детскому врачу-неврологу можно по телефонам:
    +375 29 524 04 10, +375 44 544 04 10, +375 152 60 55 77.

    Ссылка на основную публикацию