Ребенок боится остаться один перед сном, боится приведений и злых людей

Как перестать бояться приведений и монстров? Учим ребенка

Многие дети в раннем возрасте подвержены страху приведений и всяких монстров. Аналогичное может происходит и с подростками. В этом случае вам необходимо помочь ребенку. Рассказать, показать ему, что приведений и монстров под кроватью не существует. И что он сам себя накручивает. Мы расскажем о том, как помочь ребенку перестать бояться различных приведений, а также монстров.

Как научить ребенка не бояться приведений?

Предложите ему встретить свои страхи лицом-к-лицу

Если ребенок испытывает страх перед приведением и думает, что оно проживает в его квартире, то, скорее всего, он будет прятаться. И будет стараться остаться в квартире с родителями, а не наедине. Порекомендуйте тинейджеру не делать этого.

Объясните, что побег от приведения хорошего эффекта не принесет. Поскольку из-за этого ребенок начнет бояться его еще больше. И уровень его тревоги значительно возрастет.

Вместо этого ребенку нужно поступить зеркально наоборот. Предложите ему остановиться на месте. И встретить собственный страх лицом-к-лицу. В этом случае он поймет, что никакого приведения не существует.

Порекомендуйте ребенку сделать следующее:

  1. Пусть сформулирует, что конкретно вызывает у него страх.
  2. Пусть задумается над тем, что произойдет, если всё-таки приведения (или любые другие пугающие чада объекты) существуют?
  3. Пусть подумает, что послужило причиной возникновения подобной фобии. Если он сможет определить первоначальную причину, это положительно на него повлияет. Сделает так, что вылечить его страх будет намного проще.
Порекомендуйте тинейджеру порасспрашивать о фобиях самого себя

Страх в большинстве случаев полностью иррационален. Он может появляться даже тогда, когда объективных причин для этого нет. В большинстве случаев подросток может пообщаться сам с собой, порасспрашивать себя. После чего проблема закончится так и не начавшись. Так, тинейджер может задать самому себе следующие вопросы:

  1. Что именно испугает его в ситуации, если он действительно увидится с приведением? Что будет делать призрак, если это произойдет? Как он будет себя вести?
  2. Насколько является правдой то, что призраки и разные паранормальные вещи вообще существуют?
  3. Есть ли вероятность того, что призрак может навредить подростку и другим членам семьи? Или же он только пугает и мешает спокойно жить?
  4. Если в доме произошла ситуация, из-за которой ребенок подумал о существования признаков, то проанализируйте ее вместе. Попробуйте найти объективное объяснение тому, почему произошла та или иная ситуация. Например, может оказаться так: посуда упала с полки из-за того, что была неровно поставлена. А не потому, что в вашей квартире живет призрак. И так далее.
Порекомендуйте тинейджеру избавляться от собственного страха с помощью шуток

С помощью юмора ребенок сможет быстро и эффективно сместить свой фокус со страха на смех. Соответственно, перестанет бояться. Применять это рекомендуется в абсолютно всех случающихся ситуациях. С помощью этого ребенок сможет продемонстрировать окружающим, что он взрослый. И показать самому себе, что ничего бояться не стоит.

Например, приведение ребенок может представить в каком-либо нелепом виде. Оно должно быть максимально смешным. В этом случае ребенок отлично почувствует себя в процессе жизнедеятельности. Этот образ ребенку предстоит зафиксировать в памяти. В следующий раз, когда ребенок снова будет бояться приведений, он должен будет вспомнить образ этого призрака. Посмеяться, избавиться от страха. И снова начать заниматься своими делами.

Порекомендуйте подростку начать сомневаться в том, что призраки существуют

Если ребенок немного снизил собственный страх перед различными приведениями и представил, что они являются обычными явлениями, то необходимо продолжать дальше. Задача подростка – еще сильнее ослаблять собственную веру в то, что существуют альтернативные миры. В которых живут призраки.

  1. Всегда ставить под сомнение любые истории, связанные с потусторонним миром. И его силами.
  2. Подросток должен поинтересоваться у себя о том, какие доказательства он может предоставить для того, чтобы подтвердить факт существования призраков. И любых других потусторонних явлений.
  3. Порекомендуйте ребенку вспомнить, что он ни разу в своей жизни не наблюдал настоящих призраков вживую. Соответственно, можно сделать вывод, что их нет. И никогда не существовало.
Если ребенок продолжает везде видеть призраков и боится их, то отправьтесь вместе с ним к психологу или психотерапевту

Если ребенок продолжает сильно бояться приведений, то в ситуацию нужно вмешиваться. Отправляйтесь к психологу или же психотерапевту. Пусть специалист поможет ребенку справиться со страхами. Поскольку, если чадо будет постоянно думать о приведениях, то это ничем хорошим не обернется. Ребенок может получить нервный срыв. Или заработать какую-то психологическую травму. До этого лучше не доводить.

Сделайте так, чтобы ребенок ощутил себя в безопасности

Вместе с ребенком покажите ему, что дома безопасно

В большинстве случаев дети испытывают страх перед паранормальными явлениями потому, что ощущают себя неуютно в квартире. Не считают, что достаточно обезопасены от внешнего мира. Ваша задача – доказать чаду обратное.

Покажите ему, что на вашей двери прочные замки, которые регулярно закрываются. Причем, довольно плотно. Так, что никакие воры не проберутся в дом. Также, объясните чаду, что на окнах вашей квартиры стоят решетки. Следовательно, с улицы тоже никто залезть не сможет. Опираясь на это, ребенок может научиться убеждать себя в том, что ничего плохого нет. И что никаких потусторонних сил рядом с ним не пребывает.

Порекомендуйте тинейджеру отказаться от ужастиков

Просмотр ужастиков негативно повлияет на подростка. Сделает так, что он лишь усилит собственный страх. И будет бояться его еще больше, чем делал это раньше. Вместо этого на ночь желательно смотреть какие-то добрые, позитивные видео. Идеально для этого подойдет Тик-Ток и YouTube.

Порекомендуйте тинейджеру завести ритуал, который будет его расслаблять

Дети испытывает страх перед приведениями не просто так. А потому, что пребывают в тревожном состоянии. И сами себя накручивают на существование паранормального.

Читайте также:  Ребенку 10 лет, рост 128 см

Порекомендуйте ребенку придумать какой-либо ритуал. Главное, чтобы он его расслаблял. И позволял избавиться от негативных мыслей о случившемся. В частности, о приведениях.

Например, тинейджер может начать глубоко, медленно дышать. Или играть в любимую компьютерную игру. Также, подросток может применять любые другие альтернативные варианты для того, чтобы себя успокоить.

Порекомендуйте тинейджеру всеми способами пытаться улучшить собственную самооценку

Подросток всегда должен улучшать уверенность в себе. А также в собственных силах. С помощью этого действия он сможет с легкостью избавиться от различных проявлений тревожности. Повысить самооценку ребенок может следующим образом:

  1. Он должен проанализировать и запомнить, на что способен. Какие достижения имеются в его жизни.
  2. Он должен активно испытывать радость за достижения, которые появились в его жизни.
  3. Пусть подросток видит себя лучшим во всем. Например, если он играет в футбол, то пусть ощутит себя профессиональным игроком. Тем, без кого команда не справится.
  4. Пусть подросток использует позитивные аффирмации. Они могут помочь ему справиться с проблемами, возникшими с самооценкой. В частности, ребенок может говорить себе следующее: “Я сильный, смелый и отважный человек”. “Я бесстрашный”. И так далее. Аффирмации могут любыми. Главное, чтобы ребенок повторял их каждый день. Бесчисленное количество раз.

Заключение

Боязнь приведений и паранормального – вполне обычная вещь для ребенка. Многие в раннем возрасте испытывали аналогичные фобии. В том числе, скорее всего, и вы. Через этот этап нужно всего лишь пройти. И со временем страх улетучится сам собой. Главное – не подпитывать его путем просмотра ужастиков. И ухудшением собственного эмоционального состояния. Ребенку нельзя самому вводить себя в состояние страха и тревоги.

Ребенок боится спать один, что делать?

Страх темноты и чудищ под кроватью. Как научить ребенка засыпать самостоятельно

Линелль Шнееберг психолог в детском медицинском центре Коннектикута (США), специалист по детскому сну, мама троих детей

  • Реальны ли тревоги вашего ребенка перед сном?
  • Не можете ли вы неосознанно поощрять беспокойство ребенка?
  • Боится ли ваш ребенок чудовищ и других ужасов по ночам?

У многих малышей по вечерам разыгрывается фантазия, и им мерещатся монстры под кроватью – однако в настоящую проблему страхи темноты и другие превращаются у детей, которые не умеют засыпать самостоятельно. Что делать, если вы родитель такого ребенка и вынуждены каждый вечер сидеть у его кровати, держа малыша за руку?

С приближением вечера шестилетняя Зора становилась беспокойной и назойливой. Она как могла оттягивала время вечернего купания и чистки зубов. Она требовала еще и еще книжек для чтения вслух, хотя давно пора было ложиться, и соглашалась засыпать, только держа маму за руку. Даже если мама сидела прямо у ее кровати и держала ее за руку, Зора заявляла, что зверюшки-наклейки “смотрят на нее со стены” или что ей мешает шум с улицы. У нее то болел животик, то как-то странно чувствовали себя ноги, хотя до отхода ко сну и с животом, и с ногами всё было прекрасно. Прошло немало времени, пока мама Зоры поняла, что ее дочка просто не умеет засыпать сама, и поэтому по вечерам ее охватывает страх.

Малыши часто ведут себя так же, как Зора, если не умеют засыпать самостоятельно. Им приходится изобретать самые разные страхи и жалобы, потому что им действительно нужно, чтобы взрослые оставались рядом, пока они не уснут. Если уж на то пошло, вы сами — непреднамеренно, конечно, — приучили кроху тревожиться по вечерам, потому что только так он может помешать вам уйти, особенно если не уверен, может ли заснуть один, без вашей помощи.

План пяти шагов задуман так, чтобы перед сном маленькому человеку было комфортно и спокойно. Этот план способен уменьшить детскую тревожность несколькими способами. Он включает в себя:

  • легкий перекус, чтобы ребенок точно не проголодался ночью;
  • уделяет время для чтения и “обнимашек”;
  • дает малышу оберег, игрушку или книгу, которые помогут ему расслабиться, пока не придет сон;
  • и два “спальных билетика” для мелких просьб и дел, на которые ему не хватило времени раньше.

И, наконец, этот план не лишает сына или дочь вашего присутствия, пока они тренируют свои навыки самостоятельного засыпания.

Реальны ли тревоги вашего ребенка перед сном?

Если вы не знаете, действительно ли ваш малыш чего-то боится по вечерам или он просто изобретает повод избежать самостоятельного отхода ко сну, ответьте себе на несколько вопросов:

  • Перед сном он чаще жалуется, что ему страшно, чем в течение дня?
  • Он делится своими страхами только с одним из родителей? Иными словами, заявляет ли он о своей тревоге, только когда именно этот родитель укладывает его спать?
  • Засыпает ли малыш быстро и без страхов, когда кто-то лежит рядом с ним?

Если вы ответили “да” хотя бы на один из этих вопросов, возможно, сын или дочь демонстрирует тревожность просто потому, что не умеет засыпать самостоятельно. Малыш жалуется на страхи, чтобы удержать вас рядом, поскольку нужного навыка пока не выработал.

Не можете ли вы неосознанно поощрять беспокойство ребенка?

Если вас заботит тревожное поведение сына или дочери, внимательно проанализируйте ваше собственное. Возможно, вы — разумеется, сами того не желая, — поощряете тревоги и страхи ребенка, уделяя ему намного больше внимания, заботы и времени, когда он заявляет об этих чувствах.

Многие родители обнаруживают, что их так называемый тревожный ребенок становится более уверенным в себе и перед сном, и в течение дня, как только приобретает навык правильного сна. Дети вообще часто способны на большее, чем кажется их родителям. Ваш малыш быстро освоит навык засыпания, если вы выражаете свою уверенность в его силах и последовательно применяете план пяти шагов.

Читайте также:  Жидкий стул в 2,5 месяца после операции при пилоростенозе

В течение дня игнорировать страхи и беспокойство может быть проще (и взрослым тоже!), но когда приходит время удалиться из комнаты, пожелав спокойной ночи, что вы должны делать, если ребенок начинает беспокоиться? Помните: если ваш малыш лежит в постели и ему нечего делать, ему будет гораздо сложнее справиться с собственными тревогами. Поэтому план пяти шагов рекомендует давать крохе “сонного сторожа” и “сонную корзинку”, чтобы ему было чем себя занять, пока у него не начнут слипаться глаза.

Если ребенок просится из своей кровати в вашу, когда ему страшно, держитесь до последнего, иначе получится, что вы учите, будто его собственная кровать — место небезопасное. Да и переход от ощущения тревоги к ощущению покоя лучше бы происходил в его комнате, а не в вашей. Поэтому без сомнений ведите малыша в детскую и там помогайте ему уснуть.

Боится ли ваш ребенок чудовищ и других ужасов по ночам?

Если сын или дочь перед сном говорит, что боится монстров, разбойников, похитителей детей и других злодеев, старайтесь не придавать этим страхам слишком много значения. Ни в коем случае не добавляйте к вечернему распорядку этапа чудовищ — например поиск монстров под кроватью, использование волшебного спрея для их отпугивания и т.д. Потому что никаких чудовищ в вашем доме нет и быть не может! Просто скажите: “Дома ты в безопасности, мы всегда тебя защитим”.

Если малыш продолжает настаивать на проверке комнаты на наличие чудовищ, позвольте ему осмотреть одно-два места и не выбивайтесь из графика.

Если ребенок настаивает на дальнейшей инспекции после того, как вы вместе проверили пару точек, попробуйте сказать так: “Мы проверили, но ты можешь, если хочешь, сам посмотреть в других местах, всё ли в порядке. Когда закончишь, позови. Дома ты всегда в безопасности!” И выйдите ненадолго. В дальней перспективе маленький человек поймет, что лучше не развивать тему чудовищ, если он не хочет, чтобы вы уходили из детской, так и не уложив его спать.

Все эти детские страхи полезнее обсудить в течение дня. Вы можете помочь исследовать их и составить план, как с ними справляться, но уделять страхам время перед сном не следует.

Страх темноты. Если ребенок боится темноты, поможет наличие в комнате и ночника, и лампочки для чтения. Последнюю можно оставлять включенной на всю ночь, если она не слишком яркая.

Страх собственной спальни. В этом случае можете составить список мер по преодолению страхов, от самых легких до самых невыносимых, и тогда вы сможете помочь ему более уверенно переходить от этапа к этапу, пока в собственной спальне он вновь не почувствует себя уверенно и спокойно.

Например, список может включать в себя отсутствие страха:

  • в своей комнате вместе с кем-то из родителей при включенном свете;
  • то же самое — но при выключенном свете;
  • в своей комнате без родителей, но со светом;
  • и, наконец, в своей комнате без родителей при включенном ночнике и лампочке для чтения.

Первый способ помочь ребенку справиться со страхом — это оставаться на каждом этапе столько, сколько потребуется, чтобы он освоился и привык. Когда вы дойдете до этапа “один в комнате с ночником и лампочкой для чтения”, можно устроить поиск сокровищ с фонариком. В этом случае вы спрячете в детской маленький приз и отправите его на поиски, а сами будете ждать у двери. Постепенно усложняйте условия поиска клада.

Страшно в постели? Для малыша, который боится оставаться в своей постели, попробуйте установить “час беспокойства”, когда можно безнаказанно бояться, в дневное время.

В этот установленный час он сможет говорить с вами обо всех страхах и тревогах, которые его мучают. Обычно для этого хватает тридцати минут. Если страхи кончатся раньше, в оставшиеся минуты можно поиграть в какую-нибудь игру, что-нибудь смастерить, почитать вслух.

Этот метод хорош, чтобы научить малыша тому, что для тревог есть свое время и место и, что еще важнее, что его постель не должна быть “местом для тревог”. Если ребенок захочет поговорить о своих страхах до или после “часа беспокойства”, он может записать их на карточку и положить ее в особую коробку, где она дождется условленного времени.

Что делать, если ребенок боится спать один в комнате

Фобии присущи всем людям, а тем более маленьким детям. В детсадовском возрасте малыши чаще всего боятся спать отдельно от родителей. Почему возникает страх, что делать, если ребенок не может заснуть один в своей комнате или прибегает ночью к маме, обсудим подробнее.

Из этой статьи вы узнаете

Почему малыш боится спать

Страхи появляются по многим причинам. Это может быть перевозбуждение, чрезмерно развитая фантазия, сильнейшая привязанность к родителям, месту сна и другие факторы. Многие из них могут показаться надуманными, банальными. Но знать полный список возможных причин беспокойных ночей и фобий перед сном в собственной кроватке не повредит. Разделим основные поводы страха по возрасту детей.

Грудной ребенок

Дети с рождения до 1,5–2 лет проявляют негатив ко сну без мамы по следующим причинам:

  • Младенцу холодно, он голодный.
  • Кроха обсикался, а мама не замечает мокрых штанишек.
  • Привык быть на руках целый день. Без ощущения тепла чужого тела не может заснуть.
  • Новорожденный перевозбудился: слишком долго не спал или шумно играл перед сном.
  • У крошки колики, болит живот, газы.
  • В кровати неудобно. Грудничкам некомфортно в просторном ложе, или матрац не подходит по жесткости.
  • Малыш заболел. Не обязательно должна быть температура, возможно, он просто чувствует недомогание.
  • Грудничок привык спать в родительской кровати.

На заметку! В отдельной кровати дети должны спать с рождения. Это нормально с точки зрения гигиены и психологии воспитания самостоятельной личности. Колыбель на ночь ставьте возле себя.

В 3–4 года можно осторожно отселить малыша в отдельную комнату.

Читайте также:  Дефекация 4-5 раз в сутки у ребенка в 1 год с аллергией на молочный белок

Дети от 2 до 6 лет

Это период бурного развития фантазии, самостоятельности детсадовца. Он много общается со сверстниками, другими взрослыми, смотрит телевизор. Несозревшая нервная система провоцирует страхи из-за следующих факторов:

  • Малышу мерещатся монстры под кроватью. Виной тому бурная детская фантазия.
  • Нехватка внимания от родителей. Карапуз начал ходить в детский сад, реже видит маму.
  • Крошка воспитывает родителей. Чаще проверка на выносливость грозит родителям 3-летних малышей, когда наступает очередной возрастной кризис под девизом «Я сам!». Ребенок диктует маме, где он будет спать и когда нужно отходить ко сну.

На заметку! Часто маленькие дети не понимают, какое именно чувство испытывают по ночам. От страха быстро бьется сердце, затрудняется дыхание, появляется желание прибежать к маме.

Поговорите о том, что такое страхи и кошмары, с крохой в 4–5 лет. Объясните, что боязнь чего-либо — это нормальная человеческая реакция, с ней нужно справляться, а не прятаться к маме под одеяло.

Младшие школьники от 7–8 до 10 лет

Это время колоссальных изменений в жизни.

Причина страха может лежать в следующем:

  • Волнения, связанные со школой. Чаще всего в группу риска по расстройству сна попадают первоклассники и четвероклассники. У первых причиной волнений становится знакомство с новым коллективом, учебная нагрузка, у вторых — выпускные экзамены из начальной школы и поступление в среднее звено, где будут новые учителя, сложные предметы.
  • Социализация. После садика дети больше времени проводят одни, знакомятся с новыми людьми, заводят друзей в школе, во дворе. На этом пути могут возникнуть сложности, недопонимание с ровесниками. Детям требуется поддержка родителей.
  • Просмотр «взрослых» передач и кино. В отсутствии родителей, да и с ними вместе дети смотрят ужастики, страшные мультфильмы, а ночью видят кошмары.
  • Компьютерные игры. Ходилки и битвы с монстрами отрицательно сказываются на психике малыша.

Кроме этого, есть еще несколько причин ночных фобий, которые не связаны с возрастными периодами. Это:

  1. Жизненные изменения. Переезд в другой город, в новую квартиру, смена обстановки в комнате, другая кровать и так далее.
  2. Психологическая обстановка в семье. Чаще всего фобии формируются при частых ссорах между родителями, особенно если они происходят ночью. Дети слышат, что мама и папа выясняют отношения, они не понимают, что происходит. На следующую ночь им трудно заснуть, хочется быть рядом с мамой, папой, чтобы предотвратить ссору.
  3. Недуги ЦНС, психики. Беспокойные ночи часто сопровождают детей с психическими и неврологическими заболеваниями (аутизм, шизофрения, РАС, гиперактивность).

На заметку! Отучать малыша от ночных хождений к родителям или капризов в собственной кровати нужно сразу. Если мама несколько раз согласится на условия крошки, то следующие ночи точно будет спать в объятиях карапуза. Малыш поймет, что может манипулировать родителями.

Возрастные особенности страха

Ночные страхи чаще всего начинаются у детей после 3 лет и заканчиваются в 10–11 лет. В некоторых случаях ребенок боится спать один с рождения. Если фобии и приходы в мамину кровать по ночам продолжаются у подростка после 11 лет, нужно обратиться за психологической помощью.

Также для выяснения причин страха нужно проанализировать, когда ребенок начал бояться, что могло спровоцировать фобию. У каждого возраста есть такие моменты. Приведем несколько примеров, когда страх является нормальной реакцией на взросление или перемены в жизни, уходе.

Возраст Что провоцирует страх Как ведет себя малыш Сколько длится сложный период
1,5–2 года 1. Отучение от груди.
2. Отказ от ночных подгузников.
3. Отучение от соски, бутылки.
4. Переселение малыша в отдельную комнату.
Младенец в годик плачет, просится в родительскую кровать. Может беспокоиться, злиться, капризничать вечером и целый день.
Он чувствует себя обманутым, одиноким, незащищенным.
Страшные образы, кошмары детей в этом возрасте не преследуют.
Не больше 1 месяца
3 года 1. Адаптация в детском саду и привыкание к няне. Малыш чувствует страх днем, когда остается без родительской опеки, с чужой тетей и другими детьми. Не хочет расставаться с мамой, когда она возвращается домой после работы, предпочитает сидеть на руках, играть с ней. С неохотой отправляется в спальню, боится засыпать один и проснуться утром без мамы. 2–4 недели, в норме не более 2 месяцев.
4–5 лет 1. Социализация в детском коллективе.
2. Развитие фантазии, образного мышления.
В 4 года дети учатся дружить, ссориться, мириться. Отношения с ровесниками становятся причиной переживаний. В 5 лет детсадовцы бурно фантазируют, придумывают ролевые игры с монстрами, много рисуют, а ночью видят дневные игры во сне. Это могут быть и кошмары. Они боятся ложиться спать в темноте, просят включить свет. 2–3 раза в месяц после слишком активного дня.
7–10 лет 1. Поступление в школу.
2. Сложности в освоении программы.
3. Отношения с ровесниками, учителями, родителями.
Ребенок переживает о завтрашнем дне или расстраивается из-за неудач. В 7–8 лет у детей меняется ритм жизни, круг знакомых. Это вызывает массу эмоций. Эпизодически.
11–12 лет 1. Гормональные изменения. Подросток долго не может заснуть, часто просыпается ночью в тревоге, думает о прожитом дне. Фобии возникают периодически на протяжении нескольких лет. К 14–15 годам нервная система успокаивается.

На заметку! Доктор Комаровский считает ночные страхи детей от 3 до 9 лет нормальным явлением, если они не изматывают дитя и родителей постоянно. Советует обращаться за помощью к психотерапевту, если ночные кошмары, истерики усиливаются, учащаются, любые немедикаментозные методы успокоения и приучения к раздельному сну не помогают.

Как избавиться от страха

Если ребенок боится засыпать в своей кроватке, родителям нужно стать более внимательными к крошке.

Расспросите трехлетнего малыша, почему он боится спать отдельно, что его беспокоит. Составьте график дня, следуйте ему неукоснительно. Не поддавайтесь на детские уловки.

Для решения проблемы нужно устранить причину страхов, наладить сон малыша в отдельной комнате. Жалость, лень здесь неуместны. Нахождение в отдельной кровати без мамы, в детской всю ночь — важный этап воспитания полноценной личности. Иначе ваш сын или дочка вырастут мягкотелыми, нерешительными, мямлями.

Советы психологов

Рекомендации психологов направлены на создание комфортной эмоциональной обстановки для отхода ко сну, преодоления боязни, которая провоцируется бурной фантазией ребенка.

1. Подружите малыша со страхами, чудищами из снов

Пусть нарисует монстров, которые живут под его кроваткой. Или слепите фигурки из пластилина. Играйте, дайте им имена. Но придумывайте такие развлечения, где у монстров положительные роли.

2. Придумайте ритуал отхода ко сну

Это может быть книга, колыбельная или 100 поцелуев в щечки. Ритуал может занимать много времени, но в этот момент ребенок получит от вас максимум внимания. Пропускать обговоренный способ укладывания в кровать нельзя ни на один день. Если карапуз сам уснул в кровати, а ночью пришел в родительскую спальню, нужно вернуть малыша в детскую и повторить ритуал.

3. Создайте для ночи позитивный образ

Объясните, что он должен спать в отдельной кровати, потому что его ждет волшебство, ночная фея с подарком. Утром положите под подушку небольшой сюрприз.

4. Обсудите перед сном завтрашний день

Ребенок должен скорее уснуть, чтобы быстрее наступило утро. Поговорите о том, что завтра у вас насыщенный день: поход в кино, в гости, на детскую площадку, дегустация мороженого. Но утром от планов не отказывайтесь, нужно выполнять обещания.

5. Назначьте ночного охранника

Сон ребенка около кровати может охранять плюшевый мишка, солдатики, кукла. Игрушку кладите в кровать или ставьте рядом с дверью. Обсудите выдумку с дошкольником, позвольте самому ежевечерне назначать защитников.

6. Измените интересы ребенка к играм, мультикам

Нельзя просто запретить просмотр или забавы, нужно предложить более интересные варианты развлечений, безопасные для психики.

На заметку! Для крепкого сна очень важен температурный режим в спальне. Комфортным считается воздух, прогретый до 18–22°С. Зимой проветривайте комнату перед сном, а летом включайте кондиционер.

Советы врачей-педиатров

Нарушения сна и тревожность малыша вечером легко объясняются умственной, эмоциональной и физической перевозбужденностью. Маленькие дети не замечают, что устали, сопротивляются идти в постель, но на самом деле уже давно нуждаются в отдыхе. В результате малыш капризничает, требует маму у себя в кровати и отход ко сну превращается в скандал.

Чтобы избежать конфликтов и истерик, педиатры рекомендуют следующее:

  1. Контролируйте время сна и игр у детей раннего возраста.
  2. Проводите время активно за 1–2 часа до сна.
  3. Соблюдайте режим дня в будни и выходные. С детьми школьного возраста можно обсудить точное время отхода ко сну.
  4. Если ребенок гиперактивный, запишите его в спортивную секцию, но не посещайте тренировки за 1 час до сна.

Вопрос от родителей! Нужно ли лечить ребенка, если он боится засыпать один? Медикаментозная помощь нужна детям, если тревога и фобии преследуют малыша ночью и днем на протяжении длительного времени. Обратитесь за советом к психиатру, педиатру или неврологу.

Советы опытных родителей

Снять страх помогут следующие меры:

  1. Находитесь с малышом детсадовского возраста весь вечер рядом. Не водите его к бабушкам или в гости после садика. Крохе важно почувствовать вашу любовь, получить достаточную порцию внимания.
  2. Купите книгу для чтения в постели. Днем эти сказки не доставайте. Читайте 1–2 страницы перед сном.
  3. Если ребенка пугает пустота под кроватью, поставьте туда ящик с книгами, игрушками.
  4. Будьте рядом до полного засыпания пару дней, потом можно разговаривать или смотреть телевизор в соседней комнате. Главное, чтобы малыш ощущал ваше присутствие в квартире.
  5. Чтобы отучить спать со светом, купите самый тусклый ночник. Включайте его перед уходом из детской комнаты. После того как малыш крепко заснул, выключайте и оставляйте кроху в темноте.
  6. Оборудуйте детскую удобной мебелью, придумайте яркий позитивный интерьер. У ребенка должно быть желание ночевать в отдельной комнате. Можно заранее, за пару недель до отселения в детскую, создать интригу: скажите, что малыша ждет сюрприз, и сделайте ремонт в спальне.
  7. Оставляйте дверь в детской открытой на всю ночь.

Совместная детская способствует развитию дружеских, доверительных отношений между братьями и сестрами. Старшие дети будут более ответственными, самостоятельными.

Это интересно! Согласно исследованиям физиологов и психологов, дети начинают чувствовать настоящий страх, когда у них разовьется фантазия и воображение. Мальчики становятся пугливыми в 3 года, а девочки — в 4.

Чего делать нельзя

Страх перед раздельным сном у ребенка может быть спровоцирован родителями. Мамы и папы совершают ошибки в воспитании, не могут создать благоприятные условия для переезда в отдельную комнату, идут на поводу у капризульки и разрешают поспать в родительской спальне. По мнению психологов, это сильно усугубляет возникшую проблему. От чего страдает не только малыш, но и вся семья.

Итак, устраняя страх спать в одиночестве, не совершайте следующих ошибок:

  • Не игнорируйте проблему страхов, фобий. Старайтесь успокоить малыша, настроить положительно при первых проявлениях боязни.
  • Не смотрите страшные мультфильмы, не читайте книги про монстров.
  • Не ругайте крошку за капризы, плач, истерики. И тем более не наказывайте.
  • Не запирайте малыша силком в темноте и не оставляйте одного в слезах.
  • Не показывайте растерянность перед проблемой. Боритесь с кошмарами, неуверенностью ребенка твердо, будто делали это много раз.
  • Не пугайте кроху страшными рассказами, даже в шутку не подтверждайте его фантазии о том, что монстры реальны.
  • Не высмеивайте детские страхи. Отнеситесь к боязни серьезно.
  • Не ругайтесь в присутствии детей. Малыш должен быть уверен, что родители любят друг друга.

Страх — это чувство, которое необходимо человеку для выживания. Радуйтесь, если ваш малыш испытывает боязнь даже перед сном в собственной кровати. Если карапуз развивается правильно, то с помощью поддержки родителей быстро справится с дискомфортом и страхом. Главное, показать ему свою любовь, быть рядом в трудную минуту, чаще обнимать и целовать.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/uhod/rebenok_boitsya_spat_odin.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Что делать, если ребёнок наслушался «страшилок» и теперь всего боится?

Своей историей поделилась наша читательница:

«Сыну 7.6 лет, на улице общается с мальчиками 10-12 лет. Они между собой рассказывают страшилки, он с ними «Хи-хи-ха-ха», а дома заявляет: «Я боюсь оставаться один в комнате» или «Пошли со мной на кухню, я не хочу один». Хотя раньше мог быть один дома пока я езжу до ближайшего магазина, например. Вчера утром был на улице в кофте, я смотрю – он в капюшоне ходит, говорю: «Уже солнышко пригревает, сними его». На что он мне отвечает: «Я ходил на конец улицы – в капюшоне не боюсь, а без капюшона страшно». Начала расспрашивать – как капюшон тебя спасает? Он сказал, что если вдруг навстречу будет идти маньяк, он меня не тронет, потому что подумает, что в капюшоне идёт тоже маньяк.

Объясняю на протяжении 2-х месяцев, что этого не существует, что это всё выдумки, и я в детстве тоже чего-то боялась и т.д. Но, как понимаю, у нас заходит всё слишком далеко.

Я в замешательстве. Запретить общаться с этой компанией – не выход. Страшилки могут рассказывать и его ровесники. Помогите нам, подскажите, как решить эту проблему?»

Ответ эксперта Марии Полубеловой – педагога дошкольного образования и мамы мальчика:

Первое, что хочется отметить: страх – это нормальная эмоция любого человека, часто иррациональная. Объяснения о том, почему чего-то не стоит бояться, мало спасают ребёнка от самой эмоции. Поскольку такими объяснениями мы взываем к логике. За логику отвечает часть мозга под названием неокортекс. А за эмоции вообще, и страх в частности, отвечает более древняя часть мозга – лимбическая система. Она слабо поддаётся контролю и совсем не подчиняется логике. Её задача – защищать, сообщать об опасности. Именно поэтому рациональные объяснения не дают желаемого результата и кажется, что всё заходит слишком далеко.

Попробуйте изменить тактику. Чтобы достучаться до рационального, надо пойти от эмоционального.

1. В первую очередь родителю нужно понять, что ребёнок действительно боится. И это – нормально. Мы все в разные моменты времени чего-то боимся.

То, как проявляется страх у ребёнка, имеет вторичное значение. Хотя очень важно, что его выявили и смогли сформулировать в деталях – это значит, что контакт с ребёнком имеется и задача решаема. Хуже, когда ребёнок закрывается и начинает скрывать свои эмоции, чем усугубляет негативное состояние. Это крайняя форма,

2. Во вторую, помочь ему принять и прожить свой страх. Можно начать диалог с репортажа: «Ты носишь капюшон, хотя на улице тепло. Я чувствую, что ты напряжён. Похоже, ты чего-то боишься». Дать ребёнку ответить, выговориться. Возможно, уже этого будет достаточно.

3. Постараться поддержать его: «Да, действительно, то, что ты говоришь – это страшно. Когда я была маленькой, я тоже услышала неприятную историю и боялась ходить одна». Главное, дать ребёнку понять, что его эмоции – это правильно, что он – не один, что его понимают и поддерживают.

Так как мальчику уже 7 лет, он может попробовать найти выход из ситуации сам. Спросите его, что поможет ему бояться меньше. Может быть окажется, что он боится, потому что чувствует себя физически слабым, не способным дать отпор. И это будет поводом отправить его в секцию борьбы. А может, дело совсем в другом. Помогите ребёнку понять, что с ним происходит. Только не с набега. Дайте время подумать.

Важно! Разговаривать на такие темы и задавать уточняющие вопросы лучше, когда ребёнок спокоен, расслаблен и чувствует себя комфортно.

Эффективно работают проективные методики. Предложите сыну нарисовать или слепить его страх. То есть, сделайте его осязаемым. Когда страх готов, с ним можно делать что угодно (по желанию ребёнка). Изменить страх, чтобы он стал более дружелюбным. Или уничтожить: разорвать или сжечь рисунок, превратить в лепёшку пластилиновую поделку и так далее.

Может оказаться, что ребёнок не захочет ничего менять. Тогда поговорите, почему этот страх важен для него и какую пользу на самом деле несёт.

Один из секретов эффективного устранения страха, который я хочу раскрыть в этом случае, состоит в следующем:

1. Мама уже призналась в том, что сама чего-то боялась в детстве. Нужно пойти дальше и выявить, чего конкретно она боялась.

2. Провести анализ своих как прошлых, так и текущих жизненных обстоятельств, при которых она испытывала страх.

3. Создать из своих детских страхов и страхов, которые появляются сегодня, во взрослом состоянии, весёлую историю и рассказать её ребёнку.

После чего, в свою весёлую историю добавить переживания ребёнка, перевести его в сознание победителя, при котором он побеждает как страх, так и всех (созданных) персонажей,

Есть много книг для детей про страхи. Материалы найдутся в ближайшей библиотеке, онлайн-сервисе или интернете. Выберите книгу, которая подойдёт именно вам, и почитайте вместе с сыном (даже если ребёнок уже хорошо читает сам).

Суть этих действий в том, чтобы осознать самому и помочь ребёнку принять тот факт, что страх существует. Когда мы даём эмоции быть, мы можем с ней работать.

Самое главное – во время выявить проблему и начать с ней бороться. Помощь родителей в борьбе с детскими страхами невозможно переоценить. Если вы подозреваете, что ваш ребёнок чего-то боится, обязательно выясните причину или убедитесь в своих догадках. Воспользуйтесь приложением «Где мои дети» – узнайте, где был ваш ребёнок, что делал в течение дня и с кем общался, чтобы вовремя среагировать и помочь!

Детские фобии, страхи причины и преодоление.

У каждого из нас периодически бывает ощущение тревоги. Однако взрослому человеку легче с этим справиться, чем ребенку – детские страхи протекают несколько сложнее. У малыша нет знаний и опыта, которые могли бы рационализировать эти эмоции и снизить интенсивность беспокойства. Зачастую мы считаем пустяком то, что пугает ребенка, однако на детские страхи следует реагировать серьезнее.

Детские страхи и фобии относятся к специфическим расстройствам. В зависимости от возраста, фобии проявляются переживанием, беспокойством, тревогой. Так детский организм реагирует на мнимую либо реальную угрозу. Боязни сопровождаются эмоциональной трансформацией, ускорением ритмов сердца, сбоем в работе дыхательной и мышечной систем. Поведенческая реакция проявляется уходом от потенциально опасных источников (ситуаций), повышенной привязанностью к родителям, синдромом страха одиночества.

Любые боязни подразделяются на страх, фобию, беспокойство. Некоторые быстро возникают и пропадают, другие остаются в памяти продолжительное время. При этом критическая ситуация не повторяется, а детские страхи остаются. Ребенок не в состоянии самостоятельно понять логически причинно-следственную связь испуга. Восприятие мира у него полностью солидарно с родителями. Следовательно, взрослые зачастую переносят собственные боязни на малышей. Восприятие детских страхов базируется на тревожной интонации либо взгляде. По реакции на стрессовую ситуацию мамы или папы ребенок решает, плакать ему или нет.

Причины возникновения страхов у детей.

Детский страх – это серьезная проблема, и ее провокатором могут стать несколько причин.

Запугивание.

Испуг – наиболее частая причина боязни. Предпосылок для этого существует много:

внезапный крик; паническая реакция родителей; укус животного или насекомого; травма; похороны родственников и тому подобное. Ребенок, растущий в положительной, спокойной и уверенной обстановке, часто переживает ситуацию кратковременно. Если при малыше имеют место родительские ссоры, скандалы и прочие травмирующие обстоятельства, проявление детских страхов может зафиксироваться надолго в памяти, что обуславливает реакцию на критичную ситуацию в виде плача.

Чрезмерно развитая фантазия. Ребенок может ночью принимать тени за чудищ или приведения. Просмотр мультипликационных фильмов рисует в сознании образы негативных героев, типа инопланетян, монстров и злодеев. Важно следить за реакцией ребенка, отфильтровывая просматриваемые телепередачи или фильмы. Старайтесь не запугивать малыша сказочными героями, применяя эту тактику, как метод воспитания. Развитое воображение ребенка может надолго поселить Бабу-Ягу или злого волка в уголках детского сознания.

Приобретенный опыт.

Одна из самых распространенных и очевидных причин появления детского страха – это ранее пережитое волнительное событие. Примером может послужить множество рядовых ситуаций. Например, если малыш во время купания в бассейне нахлебался воды. В такой ситуации обычно пугается сам ребенок и его родители, активно демонстрирующие ему свои переживания. Это может спровоцировать боязнь воды в будущем.

Чрезмерная опека.

Большинство родителей заботятся о детях, но некоторые проявляют чрезмерную опеку. С каждым годом это явление учащается. Пытаясь уберечь их от неприятностей и возможных угроз, затаившихся в современном мире, родители постоянно рассказывают сыну или дочери о том, что им стоит опасаться буквально всего. Эта информация делает детей боязливыми и замкнутыми.

Разговоры взрослых.

Избегайте в присутствии малыша обсуждения различных зверских преступлений и масштабных катастроф. Иногда родителям, кажется, что чадо занято собственными делами и совсем не слышит их бесед, но зачастую это не так. Подобные разговоры могут оставить в неокрепшей психике ощущение того, что какие-то страшные события подстерегают его на каждом углу, и их никак невозможно избежать.

Виртуальная реальность.

Серьезный прогресс отчасти стал большой проблемой человечества. Недостаток общения и отсутствие полезных увлечений оборачивается немалой вовлеченностью современных ребят в мир виртуальности. Компьютерные игры приходят на смену необходимому живому общению. Это оказывает существенное влияние на психику. В современном мире регулярное и качественное общение родителей со своим чадом – необходимость.

Беспокойство родителей.

Родители, обладающие высоким уровнем тревожности, не могут не транслировать свои опасения малышу. Часто они или бабушки с дедушками делают подобные предостережения: «Не бегай – упадешь и сломаешь ногу», «Не смотри долго телевизор – ослепнешь», «Не ешь быстро – подавишься и задохнешься» и тому подобное. Обычно в детской памяти остается лишь вторая часть предостережения о том, что он находится в серьезной опасности. Он не понимает в полной мере, что конкретно ему угрожает, однако чувство беспокойства нарастает и не покидает его. Некоторые родители умудряются даже «передать по наследству» собственные страхи. Например, мама, которая боится темноты, будет всячески транслировать собственные опасения сыну или дочери. Постепенно ребенку передается это беспокойство.

Нарушение привязанности.

Малыш, не ощущает безопасность в семье, если не видит надежной опоры в лице ближайшего взрослого и не испытывает уверенности в том, что родитель сможет встать на его защиту в любом случае. Это обстоятельство провоцирует немало детских страхов. Первая причина явления: нарушение привязанности. Чувство безопасности страдает, ребенку сложно доверять окружающему миру.

Агрессивные родители.

В первую очередь, речь идет об агрессии по отношению к ребенку. Если мать занимает в семье лидирующую позицию и позволяет себе агрессию в отношении других членов семьи, то появление детских страхов практически неизбежно. Мать не воспринимается ребенком, как надежный объект, в любой момент готовый прийти на помощь, защитить. Базовое чувство безопасности страдает.

Конфликтная семья.

Семейные дрязги. В редкой семье исключены разногласия между взрослыми. Скандалы с использованием громкой и нецензурной речи, битье посуды, из-за нестабильной эмоциональной атмосферы в семье, регулярных ссор взрослых, непрекращающейся агрессии между членами семьи, отсутствие поддержки и взаимопомощи, эмоциональной отчужденности – это причина нарастающих детских страхов. Ребенок постоянно находится в стрессе, такая атмосфера причина того, что малыш растет пугливым, капризным, что постепенно ведет к устойчивому страху.

Болезни.

Психологическое отклонение, развивающееся постепенно, если боязнь усиливается и не прорабатывается. Неврозы или иные психические заболевания могут привести к возникновению страха у малыша. Лечением подобных заболеваний должны заниматься медики, или профессиональные психологи психотерапевты, не исключено и вмешательство психиатра. Нередко детский страх является симптомом устойчивого невроза, если он имеет патологический характер и не соответствует возрасту.

Чувство одиночества.

Социальные разлады. Проблемы в отношениях со сверстниками, педагогами и окружающими — также является причиной детских страхов. Девочка или мальчик избегают компаний, ведут себя скованно. Вовремя замеченная боязнь указанного характера быстро устраняется.

Статистика гласит, что чаще всего страхам подвержены малыши, у которых нет сестер или братьев. Особенно часто проявляется страх одиночества.

Возрастные периоды и страхи, которые появляются в них:

От 0–1 года: страх разлуки с мамой; незнакомых; врачей; уколов; шума (резких и неожиданных звуков); страх глубины (при купании).

В 1 год: у детей на второй год их жизни может преобладать страх одиночества и незнакомых взрослых людей.

В 2–3 года: страх наказания; животных; страх боли; высоты и движущегося транспорта.

В 4–5 лет: страх сказочных персонажей или любых выдуманных героев; темноты; одиночества; страх при засыпании.

В 6–7 лет: страх смерти (своей или близких); животных; сказочных персонажей; страшных снов; страх пожара; темноты; привидений.

В 8–10 лет: преобладают школьные страхи (опоздание в школу; страх ответа у доски; страх перед контрольной работой; страх учителей; порицания). Страх потустороннего мира, беды. Также у мальчиков может быть ярко выражен страх смерти.

В 11–16 лет: страх смерти, войны, стихии, нападения; страх заболеть чем-то серьёзным; страх проявить себя; страх изменения (это связано с физиологическими изменениями в организме подростков).

Как бороться с детскими страхами?

Детские страхи по ряду факторов могут усугубляться:

Родные ребенка испытывают постоянную тревожность перед чем-либо. Необходимо поработать над собой, открыть малышу мир с положительной стороны.

Родители напоминают ребенку о его боязни с издевкой. Выход — принять страхи у детей, как свои, найти специалиста для преодоления страхов.

Частое присутствие источника боязни. Нужно выяснить первопричину испуга и устранить ее.

Властное отношение родителей к детям. Стараются психологически стать на уровень ребенка, вызывая не боязнь, а уважение, любовь и дружбу.

За бурное проявление эмоций следует наказание. Это только усиливает проявление детских страхов. Пусть самовыражение будет активным, после того как ребенок успокоится, объясните ему причину.

Недостаток родительского внимания. Необходимо выделять как минимум час времени на беседу с ребенком «по душам».

Отсутствие друзей. Попробуйте стать для сына или дочери товарищем, поймите причину его замкнутости.

Чрезмерная опека. Излишек внимания, как и его недостаток, вызывает развитие определенных детских страхов.

Неполноценная семья. Если ребенок воспитывается только одним родителем, он должен позитивно настроиться, стать не просто другом, но и защитником ребенка.

Большинство страхов у детей возникает вследствие неправильного отношения и поведения родителей. В любом случае каждый член семьи должен стоять друг за друга «стеной», коллективно обсуждая и решая проблемы.

Виды синдрома детских патологических страхов

Есть несколько вариантов, позволяющих классифицировать детские страхи и фобии. Простейшей и наиболее распространенной классификацией называют разделение детских страхов на два типа – социальные и природные. Сначала возникают природные страхи, базирующиеся на инстинкте самосохранения. Они проявляются уже с раннего возраста.

Пример: страх смерти (себя и родителей), высоты, темноты, чудовищ, замкнутого пространства, внезапных звуков и так далее.

Социальные страхи появляются позже. Речь идет о страхе ситуаций социального характера. Пример: страх одиночества, наказания, опоздания, осуждения со стороны сверстников, некоторых людей и так далее.

Специалисты разделяют фобии на несколько видов:

Ночные боязни. В эту группу входят кошмары. Процесс сна ребенка сопровождается непроизвольными действиями (разговором, лунатизмом, судорогами, мочеиспусканием). После пробуждения ребенок ищет родителей, либо крепко засыпает, утром ничего не помнит.

Необоснованные переживания. Это самый распространенный вид детских страхов. Ребенок боится темноты, одиночества, сказочных и мультипликационных героев, часто додумывая несуществующие сценарии. Убеждать ребенка, что боязнь безосновательна не имеет смысла, он будет настаивать на своем.

Страхи навязчивого характера. К этой категории относятся фобии открытого и замкнутого пространства, высоты, полетов на самолете и другие.

Бредовые переживания. Здесь объектом страха выступают обычные вещи (игрушки, элементы одежды, телефон). Справиться с такой боязнью несложно, если понять ее причину.

Как проявляются детские страхи?

Психология дает понять, что маленький ребенок проявляет боязнь одним способом — заходится в истеричном плаче. У детей постарше диапазон признаков несколько шире:

ходят за мамой или папой везде; в кроватке прячутся, накрываясь одеялом;

проявляют агрессивность либо часто плачут без видимой на то причины; капризничают;

рисуют картинки в черных тонах, изображая различных монстров; боятся изображение объекта страха; проявляют нестандартное поведения (грызут ногти, тянут в рот пальцы, перебирают элементы одежды).

Как понять, что ребенок чего-то боится.

Чтобы побороть детский страх, сначала нужно его выявить. Лучше всего это сделать во время доверительного разговора с ребенком. Вы можете прямо спросить его, есть ли вещи, которые у него вызывают беспокойство. Это целесообразно уже после достижения ребенком возраста трех лет.

Маме или папе стоит мягко и неторопливо расспросить ребенка о каких-то его беспокойствах. Не заостряйте внимание на каких-то отдельных из возможных детских страхов – это может привести к внушению и фиксации. Беседуя с ребенком, подбадривайте его и хвалите. Обнаружив детский страх, демонстрируйте спокойствие и уверенность, ведь ребенок обязательно проанализирует вашу реакцию, эмоции. Если он поймет, что его опасения вызывают у взрослого какие либо тревожные чувства, то он может начать беспокоится еще больше. Пусть ребенок опишет свой страх, расскажет, на что он похож, какие чувства или эмоции он вызывает, в каких ситуациях возникает, на что провоцирует.

Диагностика страхов у детей

Страхи и фобии в детском и подростковом возрасте становятся основной причиной обращения к психологам и психотерапевтам. При диагностике детских страхов проводят клиническое собеседование. После налаживания контактов со специалистом, дети не скрывают своих тревог. Для фиксации степени интенсивности расстройства применяются техники психодиагностики:

Опросники, специально созданные для исследования детских фобий. Школьникам начальных классов вопросы задают с глазу на глаз. Подростки самостоятельно заполняют бланки тестов. Литературу подбирают с учетом возраста ребенка.

Проективные способы. Сюда входят рисованные тесты, сказки, методики своеобразного представления ситуаций, позволяя подобрать механизмы взаимодействия между ребенком и специалистом.

Психологи не рекомендуют игнорировать детские страхи – с ними можно и нужно бороться. Как бороться с детскими страхами? Прежде всего, родителям необходимо понимать, что требовать от специалиста вылечить ребенка, не означает что они не должны проводить работу и над собой. В первую очередь родители должны переосмыслить свое поведение, понять своего ребенка и сделать соответствующие выводы.

С целью донесения полезных сведений психотерапевты создают специализированные уголки, в том числе в садах и школах. Там представлена информация, позволяющая ориентироваться в современном подходе к воспитанию подрастающего поколения, а также рекомендации, как бороться с детскими страхами. Чем раньше начать лечение, тем быстрее ребенок станет полноценным членом общества, избавившись от навязчивых мыслей и идей. Запущенные случаи требуют персонального подхода, иначе могут негативно проявляться во взрослой жизни. Главная задача родителей в преодолении детских страхов – находиться рядом с ребенком. Всегда будьте готовы внимательно выслушать ребенка, успокоить его, помочь. Если вы полагаете, что детский страх приобрел хроническую форму, не игнорируйте ситуацию. Лучшим решением станет помощь профессионального психолога.

Рекомендации родителям.

  • Никогда не насмехайтесь над тем, что ваш ребенок боится. Для вас это может казаться пустяком, а для него это серьезная проблема.
  • Ни в коем случае не пугайте ребенка врачами, чужими тетями и дядями, полицейскими, сказочными персонажами. Ведь ребенок все воспринимает всерьез.
  • Обязательно уделяйте ребенку время, не смотря на усталость и огромное количество работы, иначе малыш будет ощущать себя ненужным. Ребенок должен чувствовать вашу защиту и любовь.
  • Разрешайте ребенку немного пошуметь, побегать, покричать. Таким образом, ребенок выплеснет накопившуюся негативную энергию.
  • Дайте ребенку возможность общаться со сверстниками в неформальной обстановке, не ограничивайте его в этом.

Помните, что страхи возникают очень быстро, но вот борьба с ними займет немало времени и сил. Часто возникают ситуации, когда возникновение боязни можно было избежать, если бы родители знали, как вести себя в определенной ситуации.

Возможные варианты преодоления детских страхов:

  • Сочиняйте сказки. Довольно полезный метод. Сочините вместе сказку о детском страхе. Она должна непременно закончиться победой ключевого героя над страхом.
  • Рисуйте страх. Увлекательное и действенное занятие. Рисуя вместе то, чего боится ребенок, ведите доброжелательную беседу. Завершив дело, спокойно поговорите с малышом, объясните, что причин для волнений нет. После этого можно сжечь рисунок, акцентировав на том, что страх сгорает вместе с бумагой, и больше нет причин для волнений. Сожжение должно выглядеть ритуалом. Не прекращайте хвалить, подбадривать чадо, говоря о его смелости и отваге.
  • Игра. Преодолеть детский страх поможет игра или инсценировка. Психологи часто прибегают к этому методу. Как это происходит? Ребята в группе придумывают рассказы о своих страхах. Психолог помогает в проигрывании определенных сюжетов. Волнующую ситуацию можно проиграть и дома, но только в случае, если она не вызывает у ребенка дискомфорта или отрицательных эмоций.
  • Общение. Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте у него, чего он боится и почему. Рассказывайте о своих страхах и о том, как и что вам помогло их преодолеть. Если ребёнок не хочет отвечать, то спросите, чего боится его игрушка (в игровой форме). Вербализация страха притупляет его силу, и он уменьшается.
  • Песочница, песок. Игры с песком очень успокаивают детей. Если у вас есть песочный стол, то обязательно предложите ребёнку порисовать на нём — любые сюжеты или просто героев. Подобного рода занятия укрепляют нервную систему.

Досуг. Хорошие впечатления — залог отличного настроения. Что может порадовать ребёнка? Совместные прогулки и развлечения, игры, творчество. Помните родители всегда должны быть рядом!

ребенок боится остаться один

я очень боялась оставаться одна. помню этот жуткий страх.
если вам поможет: у меня небыло боязни чегото конкретного, просто жуткое ощущение небезопасности.

но вообще меня много в детстве пугали в воспитательных целях))))) даже взрослая боялась оставаться одна. сейчас прошло почти.

я тоже боялась в детстве. и во взрослом возрасте боюсь.. хотя и не пугал никто никогда.

а я не согласна. моя дочка ничего не боится. только реальных штук, типа пауков, потому что наблюдала, как он муху жрет. щас змей будет боятся, потому что моя сестра гадюкой укусилась.

правда верит в ангелочков, но это чисто красивая сказка, они у нее в какомто городе живут, как малыши в “незнайке”, видимо)

мой в 4,5 никогда не остается один. просто не согласен, а я не настаиваю и не предлагаю даже, жду, когда сам попросит
а вообще про страхи вот. это мне отвечала одна очень умная женщина на мои жалобы, чтло у сына страшные страхи и фобии

“– Около 3 лет у ребенка случается очередной переходный возраст. Мозг создает окончательные связи между “островами”, идет (заканчивается) интенсивный рост вутренней “проводки”, периодически замыкает-размыкает некие области воображения-ассоциаций-прогнозирования. Мы не знаем, что и в какой момент малышу кажется, когда он видит что-то вроде бы (для вас) безобидное. На какую цепочку ассоциативных связей, ведущих к страху и даже ужасу, его замыкает.
Ломать его сейчас? Ничего кроме ваших нервов в клочья, его слез и засаживания в него комплекса неполноценности этим не добиться. Не торопиться, выждать, спокойно наблюдая, хваля за какие-то смелые (в его рамках) поступки, не упрекая и не расстраиваясь, если где-то что-то сорвется. Полная аналогия с речью. Кто-то начинает говорить до года, кто-то в 1,5, а кто-то до 3-х хранит упорное молчание. На последующем умственном развитии это никак не сказывается. Чем богаче внутренний мир ребенка, тем больше в его “лесу деревьев”. А в чащах чудища водятся.
Не подгоняйте его пока к смелости, успокойтесь, снимите с себя и с него прессинг. Говорите с ним на разные темы. Даже совсем, вроде бы, не детские. Рассказывайте (ненавязчиво и без “наводящих выводов”) разные истории из вашего детства, с заложенной опасностью, с преодолением, с хорошим концом. Только рассказывать их надо вроде бы случайно, между прочим, к слову. Договоритесь с ним по-взрослому. Скажите, что подумали и решили, что он имеет право на собственное мнение, что страшно и что нет. Когда сам решит, что не побоится то-то и то-то, пусть вам скажет и тогда уже держит слово. Боится страшных моментов в мультике? “Смотришь, если тебе невыносимо страшно, выключим. Если можешь потерпеть, потерпи. Когда почувствуешь, что повзрослел (!) настолько, что уже сможешь посмотреть дальше, скажи!”
Обратите внимание – “когда повзрослеешь”. Этой формулировкой вы снимаете с малыша комплекс “я – неправильный, я – слабый, я – позор для мамы с папой”, который может ему всю жизнь искорежить. Остается в подсознании: “Я боюсь, потому что пока маленький! Вот немного подрасту, и всё наладится. Надо скорее становиться взрослым!”
Получайте от общения с малышом удовольствие, не переживайте и не загоняйте сами себя в нервную ситуацию. Дайте ему повзрослеть.
Хорошая идея – нарисовать страхи. Только не надо её осуществлять “в лоб” – сразу задавая болезненную ситуацию. Берете лист и начинаете по очереди рисовать какое-то “Путешествие” или сказку собственного изобретения. Этап – он, этап – вы. Если свернул с дороги потенциальной опасности, “не замечайте”, играйте дальше. Сохраняйте эти листы, и периодически начинайте с той же точки и в том же направлении. Детишки в возрасте страхов обожают проторенные маршруты и книжки, зачитанные до дыр. Только здесь, в непосредственном творчестве вместе с вами (под защитой), в них будут бороться два желания: остаться на знакомой дороге и разведать что-то новое. Вот на этих новых поворотах будьте особенно внимательны. Как только заметите “отклонение в сторону смелости”, отметьте это фразой: “Ой, как стало теперь интересно! Мы так раньше не делали! Я помню – вот наши старые листы!” И всё – подсознательный толчок в нужную сторону. “

Владимир Леви, доктор психологических наук, автор научных работ и популярных книг по психологии и медицине, психотерапевт с многолетним стажем:
– Страх темноты, одиночества, машин, собак, воды, улицы, сверстников, школы? Ни в коем случае не стыдить, не ругать, не высмеивать. Не уговаривать, не заставлять, не подначивать, слово «трус» не употреблять. Вернуть и укрепить положительную самооценку: как можно больше одобрения, за что угодно! Внушаем всеми возможными способами, что он (она) с каждым днем становится все спокойнее, решительнее, смелее. Объясняем, что каждый чего-нибудь боится. Хвалим за смелость по любым поводам. Создаем ситуации, когда можно легко проявить отвагу. Сделаем вид – раз-другой, вполушутку – что чего-то боимся тоже – ерунды, таракана, подушки. Пусть сочувственно посмеется над нами, пусть уговорит не бояться. Пусть покажет, как быть смелым!
Заикание, тик, ногтегрызение, волосодерганье и другие неподчинения самому себе принимаем спокойно – ну есть и есть, как погода. Не ругаем, не акцентируем внимание. А вместе с тем упорно и потихоньку, как бы между прочим, внушаем: становится лучше, понемножку проходит. И вправду пройдет! Но если есть серьезная проблема без каких-либо улучшений (ночное недержание, большое заикание) – не ругаем и не будем хвалить, когда начнет чуть-чуть улучшаться, чтобы не усиливать огорчение и самопрезрение в обратных случаях. При страхах и прочих навязчивых состояниях два главные детские лекарства – радость и движение. Как можно больше свободы, простора, подвижных игр. И родительской любви, конечно.

Мама 2-х детей,
тут уже много сказано по поводу решения данной проблемы,
что касается самой проблемы, то для детей такого возраста это нормально, в 3-4 года страхи остаться одними, к 5 годам у многих появляется страхи смерти итп.

Ваша задача сейчас, минимизировать последствия, помочь преодолеть этот этап. а для того чтобы перебороть страх, надо снять ситуацию, в которой он проявляется, т.е. не оставлять его пока одного, Кенгуру совершенно права. :ok:

я тоже согласна что рано оставлять его одного, но просто был случай когда он с балкона уронил свой водный пистолет. мы живем на втором этаже и я побежала за ним. домой прихожу сын никакой, состояние критическое. орал как резаный. А по поводу того что я его с коляской оставила один раз, дык что тут такого? я на минуту за хлебом зашла и тут же вышла, причем видела его в окно все это время!

Детские страхи

Есть у Высоцкого песенка про нечистую силу. Там Соловей-разбойник с вампиром устроили «буйный пир», на котором «пили зелье в черепах». Все куплеты заканчиваются присказкой: «Стра-а-ашно, аж жуть!»

Конечно, страшно. Особенно если живо представить себе «зелье в черепах». Дети это умеют. Поэтому часто начинают боятся чего-то, а мы и не понимаем: с какого перепуга? Вот давайте и разберемся с какого. Чтобы страхи не остались с ребенком на всю жизнь и не испортили ее, доведя до невроза. Поможет нам в этом семейный и детский психолог Татьяна СЕМЕНКО.

Как бороться с детскими страхами

1. Страх непонятных персонажей

– Татьяна Григорьевна, почему ребенок вдруг начинает пугаться персонажей сказок, фильмов – тех же Соловья-разбойника, Бабу-ягу?

– Это могут быть последствия какого-то внушения. Например, бабушка много раз говорила внуку перед сном: вот придет Баба-яга и унесет тебя, если не будешь спать. А вскоре он видит по телевизору мультик: Баба-яга пихает в печь Иванушку. И ребенок уверен: ага, она существует, ее по телевизору показывают!

Как бороться. Можно похвалить ребенка: «Ты молодец, у тебя богатое воображение. Творческий человек! Может быть, будешь художником». Есть и такой вариант: с чудищем, которое пугает ребенка, надо. подружиться. Персонифицировать страх, то есть нарисовать монстра. И придумать ему какие-то хорошие качества.

Пример из практики. Был у меня на приеме 7-летний ребенок, у него – целый комплекс страхов. Они развивались на фоне нервозной обстановки в семье: все время скандалы, родители на грани развода.

Я попросила мальчика нарисовать свой страх. И он изобразил какой-то невнятный, но очень неприятный комок. Начали обсуждать: кто это такой? Какого возраста? Оказалось, такого же, как сам мальчик, лет семи. Тут мы его уже назвали не Страхом, а Страшком. «Почему он тебя пугает?» – спросила я. «Он создает шум, ветер, хочет на меня напасть». – «А почему он так себя ведет?» Слово за слово, оказалось, у Страшка тоже есть свои проблемы. У него в школе неприятности, с ребятами не очень ладит. У него плохое настроение, вот он и нагоняет тени, ветер. Страшок стал понятен мальчику. И боязнь вскоре ушла.

2. Страх темноты

– Очень распространенный страх. Но откуда он берется?

– Возможно, у ребенка возникло ощущение, что родители его могут бросить, уйти – скажем, в кино – и не вернуться, и он остается один. Страх темноты может быть спровоцирован разводом – например, уходом отца. В доме нет больше защитника, и теперь тут страшно. Мама ведь не такая грозная. Темнота – это неизвестность, ребенок не знает, что в ней может скрываться, и начинает беспокоиться.

Как бороться. Играйте в темноте – в жмурки, в поиски клада с фонариком, – чтобы ребенок видел, что именно тут, в этой темноте, находится. А ничего страшного, оказывается!

3. Ночные кошмары

– В чем причина повторяющихся кошмаров: ребенок видит какой-то сон и просыпается в ужасе?

– Это может быть страх, который внушили родители. Например, ребенку повторяют на ночь: «Придет серенький волчок и укусит за бочок. » Безобидно, да? А малышу уже снится этот волк, вот он приближается к кровати, серый, большой, зубастый. Другая причина – пережитые травмирующие ситуации – то, что в реальности ребенка напугало, а потом он видит это во сне. Например, большая собака нападает.

Как бороться. Если ребенок просит не выключать на ночь свет – поначалу так и делайте. И вообще не ругайте за страхи: так они только окрепнут. Поймите: все эти монстры существуют для детей на самом деле! Они яркие, настоящие. И не надо формировать у ребенка чувство вины за то, что он их боится. Надо интересоваться: что это за Страшок, который тебя преследует? Чем он живет? То есть вникать в детские проблемы и помогать с ними справиться.

4. Страх, навеянный действительностью

– Маленькая дочка моего коллеги как-то увидела по телевизору Ника Вуйчича, австралийского инвалида без рук и ног, который ездит по миру с лекциями о том, как прекрасна жизнь. И с тех пор ребенок стал бояться всех инвалидов на улице.

– Возможно, девочка воспринимает инвалидов как существ другой породы, неизвестной и опасной. А еще за этим страхом может скрываться боязнь самой стать беспомощным человеком, перестать быть нужной родителям.

Как бороться. На примере того же Вуйчича надо объяснить, что человек бывает не настолько ограничен, как может показаться. И что, возможно, он живет полноценнее, насыщеннее некоторых, у кого все органы на месте. Если причина в том, что ребенок сам боится стать инвалидом, что его бросят, родителям надо подчеркивать: мы будем любить тебя при любых обстоятельствах, просто за то, что ты есть.

5. Страх смерти

– Почему вдруг ребенок начинает бояться кукол или мертвых животных на улице?

– Сначала о мертвых животных: так может проявляться страх смерти.

Как бороться. Надо сделать так, чтобы этот страх, раз уж его все равно не избежать, был минимальным. Ни в коем случае не говорить: «Мы все умрем, поэтому отстань!» Надо учить ребенка переключаться: да, смерти не избежать, но посмотри, сколько всего хорошего в жизни. Когда мой сын видел такое и пугался, я переключала внимание на живых животных. Еще сказкотерапию можно попробовать: что жизнь не прекращается, а переходит в другую форму. Русалочка же не умерла, она стала дочерью воздуха. Какая-то капелька, упав с неба, перестает быть капелькой, но проникает в растение. Показать цикличность существования, которая отрицает конечность бытия.

Теперь о куклах. Ребенку в кукле может видеться какой-то воображаемый монстр. Тут я советую использовать защитные ритуалы (см. «Возьми на заметку»).

Важно! Но, возможно, причина страхов – в расстройствах психики, это неврозы и прочее. Тут – только к психиатрам.

Ссылка на основную публикацию