Ребенок 2 года 4 месяца говорит очень мало снов

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Читайте также:  Ребенок в 5 лет неестественно зажимает руку, не разжимает кулак

Проблемы с засыпанием у ребенка 2-3 лет

Опубликовано сб, 21/10/2017 – 18:18

Наиболее распространенными проблемами засыпания у малышей 2-3 лет являются:

  • затруднение засыпания более (чем 30 минут )
  • «сопротивляемость» сну (т. е. отказ от того , чтобы ложиться в постель при требовании этого со стороны родителей).

Согласно опросам американских родителей, 20-30% маленьких детей испытывают серьезные проблемы со сном и / или пробуждениями в течение ночи (Mindell et al 2006).

По мнению исследователей, проблемы со сном возникают, по крайней мере, из-за двух причин:

Во-первых, дети могут научиться ассоциировать засыпание с определенными формами стимуляции ( например, приемы успокаивания ) или с определенной внешней средой сна. Если они не получают эти формы стимуляции, то дети испытывают трудности с засыпанием и / или продолжительностью сна (Moore et al 2006).

Во-вторых, поскольку дети с возрастом становятся более независимыми, они могут начать тестирование пределов своей свободы и ограничительного поведения своих родителей. Стратегии сопротивления отхода ко сну могут запускать гамму форм поведения от очаровательных попыток свалиться («еще одно объятие») до серьезных истерик (Moore et al., 2007). Если правила отхода ко сну неясны или непоследовательно соблюдаются, сопротивление заыспанию становится серьезной проблемой в семье.

Маленькие дети часто испытывают беспокойство, когда их отделяют от своих родителей (Jenni et al 2005, Ainsworth et al 1978). Кроме того, большинство детей также испытывают ночные страхи. Если ваш ребенок боится, ему нужна ваша помощь. Детям не всегда хватает полноты и скорости созревания мозга , а также когнитивных ( познавательных ) навыков, чтобы хорошо справляться с тревожными эмоциями, и нет никаких доказательств того, что ночные страхи или беспокойство в связи с разделением от родителей уменьшатся в результате специальной “тренировки сна”.

Фактически, исследования показывают, что игнорирование страхов вашего ребенка может привести к кошмарам и эмоциональным проблемам.

Недавние исследования показывают, что многие родители отправляют своих детей в постель слишком рано, задолго до того, как они готовы уснуть. Организм ребенка еще не продуцировал достаточное количество мелатонина, ключевого гормонального регулятора сна (LeBourgeois et al 2013). Другой сценарий заключается в том, что вы сами знаете, сколько времени вашему ребенку нужно спать. Но внутренние часы вашего ребенка настроены на другой график, который включает в себя засыпание позже и пробуждение позже, чем позволяет его или ваш образ жизни. Во всех случаях , за последние 2-3 часа перед сном старайтесь избегать стимулирующих действий или игр (Glaze 2004).

Исследование американских детей школьного возраста сообщает, что дети с аллергией чаще страдают от бессонницы (Stein et al 2001). Они также чаще страдают от шумного сна. Если у вашего ребенка аллергия и проблемы со сном, обратитесь к врачу.

Некоторые дети успокаиваются звуком испарителя или вентилятора. Этот «белый шум» не только блокирует отвлечение от других звуков, но и имитирует звуки, которые младенцы слышат в утробе матери. Не заполняйте кровать вашего ребенка игрушками. Вероятно, лучше всего держать постель вашего ребенка местом для сна, а не местом для игры. Слишком много игрушек в кровати может отвлекать. Один или два объекта – любимая кукла, защитное одеяло или специальная книга – могут помочь вам. Вы можете сказать, бодрствует ли ваш ребенок из-за беспокойства о том , что не видит вас , потому что, если вы рядом, то он сразу успокаивается . Существуют разные причины, по которым ваш ребенок может не захотеть ложиться спать по ночам. У вашего ребенка могут быть проблемы с автономией . Другими словами, они могут захотеть иметь больший контроль над своим телом и окружающей средой. Обычно это происходит примерно через девять месяцев, и это то, чем особенно славятся двухлетние дети! Дайте ребенку ограниченный выбор и «контроль» над типом сна и порядком “рутины сна”. Если у вашего ребенка больше контроля над своими действиями, он может испытывать меньшую потребность в контроле, тогда он и засыпает.

Попробуйте держать дневник сна в течение определенного периода времени. Рассмотрение этой информации в течение нескольких дней или недель может помочь вам найти некоторые шаблоны. Как только вы увидите шаблоны, вы сможете найти решение. Кроме того, если вы пойдете к педиатру вашего ребенка о проблемах со сном вашего ребенка, принесите дневник сна. Вот что вы должны отслеживать:

  • В какое время они проснулись утром
  • Время и продолжительность дремоты в течение дня
  • В какое время они ложились спать вечером
  • В какое время они ложатся в постель вечером
  • Проблемы в урегулировании отхода ко сну ( что вы делаете и как это работает)
  • Количество , время и продолжительность пробуждений ночью
  • Что вы делаете во время ночного бодрствования ребенка и как это работает

Режим дня ребенка в 2 года

Режим ребенка в 2 года

В два года сон по-прежнему важен для физического и умственного развития малыша. Но родителям бывает сложно уложить его спать. Чтобы облегчить этот процесс, важно понимать, сколько должен спать ребенок в 2 года и как создать правильный распорядок дня.

На режим ребенка в 2 года будут влиять особенности возраста:

Малыш уже спит всю ночь без пробуждений. Но в этом возрасте детки осознают свое «Я» и любят проявлять свою самостоятельность, проверяя границы дозволенного. Поэтому укладывание может быть непростым процессом для родителей.

В 2 года дети еще быстро устают. И когда они переутомлены, их тяжелее уложить спать. Поэтому все еще важно следить за признаками усталости и не превышать время бодрствования, чтобы вовремя начать подготовку ко сну. Регулярный и предсказуемый ритуал во время укладывания здесь очень помогает.

Читайте также:  Безопасно ли современное детское питание для ребенка

Норма сна в 2 года

Потребность во сне в этом возрасте остается еще достаточно большой. Для хорошего самочувствия двухлетнему крохе необходимо 10-11 часов ночного сна и 1-2 часа отдыха днем.

Кроха спит днем уже один раз. При подъеме в 7 утра важно начинать дневной сон в промежутке 12.00-14.00. Время вечернего укладывания будет не позднее 19.30-20 часов.

Такой режим физиологичен для маленького организма. Время бодрствования не превышает 5-6 часов.

С какими трудностями вы можете столкнуться

1. Отказ от дневного сна.

Малыш протестует укладыванию, и родители разрешают ему не спать днем. В результате переутомленный, он с трудом засыпает вечером. Дневной отдых необходим ребенку, чтобы усваивать новые знания и умения. Также малыш начинает активнее двигаться и как следствие больше уставать, поэтому ему нужен отдых в течение дня.

Почему дети отказываются спать днем:

  • некорректный режим
  • резкая смена деятельности
  • отсутствие ритуала перед сном
  • малыш не понимает, зачем спать
  • переутомление ребенка после активных развивающих занятий или игр с утра
2. Малыш начинает активно разговаривать и просыпается чаще ночью.

Отрабатывайте навык говорения во время бодрствования: четко и ясно проговаривайте свои слова, так как сейчас ребенок копирует взрослых.

При общении с малышом вовлекайте его в разговор, задавая вопросы: «Как гудит самолет?», «Как говорит собака?» Развивайте мелкую моторику. Читайте книги, слушайте и учите песни.

3. Обостряется сепарационная тревога, вызванная возрастающей самостоятельностью малыша.

Ему хочется все делать самому, но в то же время страшно. В этом возрасте детям важны терпение со стороны родителей, установка границ и возможность выбора. Здесь помогут простые и понятные правила.

Пример правил для двухлетнего малыша:

  • Всегда собираем игрушки в конце игры
  • Пьем воду, ходим в туалет до того, как ложимся в кроватку
  • Читаем одну сказку
  • Чистим зубы перед сном
  • Мультик смотрим после завтрака или обеда

Правил не должно быть слишком много. Взрослым их важно тоже соблюдать и не менять.

Устанавливая правила, давайте крохе и возможность выбора:

  • Предложите самому выбрать пижаму
  • Спросите, когда он хочет чистить зубы: до или после купания
  • Пусть выберет сам одну из двух книг для чтения
4. После перевода в кроватку без бортиков ребенок перестает спать сам.

До 2,5-3 дети еще не умею контролировать свои эмоции, чтобы оставаться в кроватке, где нет физических границ. Поэтому при переходе во кроватку без бортов слишком рано, малыш вылезает из нее, начинаются «гуляния» в комнату родителей. Как можно дольше стоит оставлять кроху спать в кроватке с бортиками.

Если он вылезает из нее, попробуйте:

  • опустить дно кроватки на самый низ
  • сменить матрас на более тонкий
  • нарастить бортики кроватки
  • использовать спальный мешок для сна
5. Малыш не засыпает без вашего присутствия, кормления и просыпается ночью, чтобы попить.

Эти привычки являются ассоциацией на сон и говорят о том, что он не умеет засыпать сам. Обычно, когда мама убирает кормления, сон не улучшается. Можно заменить эту привычку на другую, постепенно уходить от кормлений или обучить ребенка самостоятельному засыпанию по методике. Выбор будет зависеть от ситуации и комфорта родителей.

Общие рекомендации, которые помогут улучшить сон двухлетнего ребенка

  1. Активно проводите время бодрствования, чтобы малыш достаточно уставал днем и легко засыпал вечером.
  2. Следите за качеством перекуса перед сном. Избегайте сладостей в это время. Предложите малышу обычное молоко, сыр, несладкое печенье.
  3. Исключите просмотр телевизора хотя бы за 30 минут до укладывания. Также следите за тем, что смотрит ребенок в течение дня, чтобы избежать ночных кошмаров.
  4. Будьте рядом и поддерживайте. В 2 года дети переживают очень много эмоций. Им важно быть услышанными и понятыми. Учите, как они могут выразить свои эмоции. Это поможет избежать частых истерик.

Питание

Малыш в 2 года переходит на общий стол и ест разнообразную еду. Уже нет физиологической необходимости в грудном или искусственном вскармливании.

Пример режима питания:

Обед в 12.00-12.30

Ужин в 17.30-18.00

Перекус перед сном при необходимости

Сейчас вы можете столкнуться с тем, что ваш привереда отказывается есть определенные продукты или ест одну и ту же пищу каждый день. Такое поведение естественно для детей 2-5 лет. Это еще одна сфера, в которой они могут проявить свою самостоятельность. Читайте в статье подробнее о том, почему ребенок мало ест и как это исправить.

Какой режим у вашего малыша в 2 года? Есть ли трудности?

Дети и сон: если ребенок плохо спит

Главная / Блог / Дети и сон: если ребенок плохо спит

Что делать при нарушениях сна у ребенка?

Нарушения сна являются ранним симптомом для многих соматических и психических заболеваний у детей и взрослых. Исследования показывают, что каждый второй ребенок испытывает проблемы со сном, и около 4% детей имеют формальный диагноз расстройства сна.

Нормальный сон у младенцев и детей

Сон — это возможность для организма сохранять энергию, восстанавливать нормальные процессы, способствовать физическому росту и умственному развитию. Наиболее очевидным последствием недостаточного сна является дневная сонливость. Однако сонливость у детей обычно проявляется и в виде раздражительности, поведенческих проблем, трудностей в обучении и плохой успеваемости. Отличить существенные нарушения сна от нормальных возрастных изменений может быть достаточно сложной диагностической задачей.

Сон значительно меняется в течение первых нескольких лет жизни ребенка, следуя физическому созреванию и развитию. Новорожденные требуют наибольшего общего времени сна и имеют фрагментированный режим сна и бодрствования. Начиная с возраста пять месяцев, младенцы могут спать дольше. В возрасте шести месяцев дети могут обходиться без ночного кормления. Кроме того, у грудных младенцев наблюдаются более частые ночные пробуждения, более короткие периоды сна и немного меньшее общее время сна. По мере взросления детей периоды сна постепенно удлиняются, а общее время сна уменьшается.

Читайте также:  Красные щеки у ребенка 1 год 8 месяцев

Большой разброс в поведении детей во сне может быть вторичным по отношению к культурным или генетическим различиям. Знание нормальных стадий развития сна поможет врачам и родителям отличить нормальный сон от частых нарушений сна, таких как обструктивное апноэ во сне, парасомнии, поведенческая бессонница, нарушение фаз сна и синдром беспокойных ног.

Обструктивное апноэ во сне

Обструктивное апноэ характеризуется обструкцией верхних дыхательных путей, несмотря на дыхательное усилие, что нарушает нормальный режим сна и легочную вентиляцию. Заболевание может быть связано с ожирением, уменьшением размера просвета верхних дыхательных путей или недостаточностью мускулов-расширителей глотки. Однако у детей обструкция возникает в первую очередь из-за увеличенных миндалин и аденоидов. Начальные проявления обычно возникают в возрасте от двух до восьми лет, что совпадает с пиком роста миндалин, но это состояние может проявиться в любом возрасте. Общая распространенность среди детей составляет от 1% до 5%. Страдают апноэ и мальчики, и девочки, но чаще заболевание наблюдается у этнических меньшинств. Классическими симптомами апноэ являются храп и нарушения дыхания. Однако не у всех храпящих детей есть это заболевание. Распространенность ночного храпа у детей достигает 27%, что может затруднить распознавание апноэ. Другие общие симптомы включают необычное положение для сна (например, чрезмерно вытянутую шею, сон, сидя с открытым ртом), связанное со сном парадоксальное дыхание, ночное потоотделение или энурез, утренние головные боли и чрезмерную дневную сонливость. Однако дети реже, чем взрослые, проявляют дневную сонливость. Сонливость у детей чаще проявляется в виде подавленного настроения, плохой концентрации, снижения внимания или поведенческих проблем. При физикальном осмотре могут быть обнаружены увеличенные миндалины, микрогнатия и воронкоообразная грудная клетка.

Детей с подозрением на обструктивное апноэ следует направлять на полисомнографию. Кроме того, направление к специалисту сомнологу понадобится для детей из групп риска, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, кардиореспираторной недостаточностью, черепными аномалиями, врожденными пороками и синдром Дауна.

Оставленное без внимания врача апноэ приводит к нейроповеденческим проблемам, снижению внимания, нарушениям эмоциональной регуляции, снижению успеваемости, ночному энурезу, нарушениям роста и, в редких случаях, к системной гипертензии, легочной гипертензии и развитию «легочного сердца».

Основным методом лечения является аденотонзиллэктомия. Послеоперационная полисомнография демонстрирует избавление от апноэ более чем у 70% детей с нормальным весом, и менее чем у половины детей с ожирением. Также может произойти послеоперационное улучшение качества жизни и поведения. После лечения всем детям необходимо пройти клиническое обследование через шесть-восемь недель после операции, а полисомнографию следует повторить для оценки остаточного апноэ у детей с ожирением. 18 По назначению полисомнографию следует проводить после полного заживления глотки, обычно не ранее, чем через шесть недель после операции.

Парасомнии

Такие парасомнии, как лунатизм (сомнамбулизм), разговоры во сне, спутанное возбуждение, ужасы и кошмары во сне встречаются у каждого второго ребенка. Они определяются как нежелательные события, которые сопровождают сон и обычно происходят во время переходов от сна к бодрствованию. Кроме того, они характеризуются сложной деятельностью ребенка, которая кажется целенаправленной, но характеризуется отсутствием взаимодействия с окружающими людьми. Связанные с этим особенности включают замешательство, автоматическое поведение, трудности с пробуждением, амнезию и быстрое возвращение в полноценный сон после события.

Большинство парасомний, таких, как лунатизм, разговоры во сне, спутанное возбуждение и страх во сне, возникают в первой половине периода сна во время фазы медленного сна. Дети обычно не помнят о таком событии. Напротив, кошмары обычно возникают во второй половине периода сна во время фазы сна с быстрым движением глаз. Эти события дети могут вспоминать. Важно отметить, что симптомы и сроки ночных припадков могут совпадать с парасомниями. На эти расстройства могут указывать повторяющееся стереотипное поведение и странные позы во сне, которые принимает ребенок.

К провоцирующим факторам относятся недостаточный сон и расстройства, вызывающие частичное пробуждение ото сна. Апноэ является частым триггером парасомнии: более половины детей, обращающихся по поводу ужасов во сне сна или лунатизма, также страдают и апноэ. Другие триггеры могут включать расстройство беспокойных ног, гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь, принудительные пробуждения и прим некоторых лекарств.

Парасомнии часто проходят спонтанно к подростковому возрасту. Лечение сосредоточено на успокоении, уменьшении провоцирующих факторов и увеличении общего времени сна. Когда это уместно, родителей следует проинформировать о мерах безопасности (например, запереть двери и окна, использовать сигнализацию движения, очистить пол от игрушек, положить матрас на пол). Детей, которые проявляют атипичное, вредное или агрессивное поведение или которые не реагируют на консервативные методы лечения, следует направлять для дальнейшего обследования к специалисту по психическому здоровью.

Поведенческая бессонница в детстве

Поведенческая бессонница в детстве характеризуется усвоенной неспособностью засыпать и / или спать. Распространенность патологии составляет от 10% до 30%. Часть расстройств характеризуется неспособностью или нежеланием ребенка заснуть или вернуться ко сну при отсутствии определенных условий, таких как убаюкивающий родитель (нарушение ассоциаций сна). Вариант отсутствия ограничений возникает, когда родители не могут установить соответствующие ограничения, например, когда родители разрешают ребенку спать в своей постели, когда ребенок отказывается спать. У большинства детей с поведенческой бессонницей в детстве проявляются черты обоих типов.

Профилактика — лучшее лечение поведенческой бессонницы в детстве. Врачи должны обучать родителей нормальному режиму сна, хорошей гигиене сна, реалистичным ожиданиям, установлению границ и режиму сна. Эти действия должны быть сосредоточены на регулярном и последовательном кормлении ребенка, соблюдению времени сна, распорядка сна и времени сна и бодрствования. Младенцы с большей вероятностью станут сосать пустышку и засыпать самостоятельно, если их постоянно помещать в кроватку бодрствующими, а не уже спящими. Создание регулярного распорядка дня установит ожидания, и в конечном итоге ребенок научится засыпать самостоятельно. Методы игнорирования (укладывание ребенка в постель и игнорирование его до утра или на определенный период) также эффективны в лечении этого расстройства. Снотворные и седативные препараты неэффективны для лечения этого расстройства.

Читайте также:  Инфекционный или аллергический кашель у ребенка с инвалидностью по неврологии

Расстройство задержки фазы сна

Главные циркадные часы, расположенные в супрахиазматическом ядре, контролируют время сна и у большинства людей работают в цикле 24 часа. Несоответствие между внутренними часами и внешним миром требует постоянной «перезагрузки» по временным сигналам, таким как свет, мелатонин, физическая активность, температура тела и прием пищи. Свет — самый мощный из этих указателей — синхронизаторов. Несоответствующее время воздействия света может изменить циркадные ритмы. Например, воздействие света перед сном (особенно синего спектра экранов гаджетов и телевизоров) может подавить выработку мелатонина и, в конечном итоге, отсрочить наступление сна. У детей с расстройством отсроченной фазы сна обычное время сна и бодрствования отстает как минимум на два часа по сравнению с социально приемлемым временем. Расстройство чаще встречается в подростковом возрасте, когда считается, что циркадный ритм удлиняется, и ребенок становится более социальным. Распространенность нарушения среди подростков составляет от 7% до 16%. Заболевание диагностируется на основе истории болезни пациента и документирования времени сна и бодрствования в дневнике или журнале сна. Беспокойство родителей обычно связано с поздним отходом ко сну (в 2 часа ночи или позже), сном, трудностями с пробуждением и опозданиями в школу. Однако частые ночные пробуждения необычны, и архитектура сна обычно нормальная.

Лечение направлено на приведение циркадного ритма в соответствие с желаемым временем сна и бодрствования. Как и при всех нарушениях сна, поддержание регулярного цикла сна и бодрствования, соблюдение правил гигиены сна являются основой лечения. Важно избегать яркого света перед сном. Удаление всех светоизлучающих устройств (например, электроники, портативных носителей, планшетных компьютеров, сотовых телефонов) из спальни может быть полезным. Терапия ярким светом, используемая в течение первых одного-двух часов после пробуждения, также может быть полезной для улучшения циркадного ритма. Существуют убедительные доказательства того, что добавление мелатонина (от 0,3 до 5 мг за 1,5-6,5 часа до желаемого отхода ко сну) является эффективным лечением расстройства отсроченной фазы сна.

Синдром беспокойных ног

Частота синдрома беспокойных ног у детей составляет около 2%. Состояние характеризуется неприятным ощущением в ногах с позывом пошевелить ногами, начиная с вечера. Отдых ухудшает симптомы, а движение приносит некоторое облегчение. Другие симптомы включают трудности с засыпанием, сопротивление перед сном, «боли роста» и симптомы, аналогичные симптомам синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Заболевание у детей связано с негативным поведением и настроением, снижением когнитивных способностей и внимания, и чаще встречается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что дисфункция дофамина и дефицит железа играют основную роль в патогенезе синдрома беспокойных ног. Кроме того, симптомы могут усугубляться чрезмерной или недостаточной физической активностью или употреблением кофеина, никотина, антигистаминных препаратов, селективных ингибиторов обратного захвата серотонина или трициклических антидепрессантов.

Диагностика синдрома беспокойных ног у детей может быть сложной задачей, потому что они могут быть не в состоянии описать основные симптомы. Диагноз может быть поставлен, если анамнез соответствует состоянию и присутствуют, по крайней мере, два из следующих признаков: нарушение сна, заболевание у родственника первой степени родства или пять или более периодических движений конечностями за час сна во время полисомнографии.

После постановки диагноза синдрома беспокойных ног консервативное лечение включает избегание усугубляющих факторов. Поскольку дефицит железа часто встречается у таких детей, измерение уровня ферритина является необходимым. Терапию восполнения уровня железа следует начинать, если уровень ферритина составляет менее 50 мкг /литр. Не существует лекарственных препаратов, одобренных для лечения синдрома беспокойных ног у детей. Пациентов с симптомами, которые не поддаются консервативному лечению, следует направлять для дальнейшего обследования к специалисту по психическому здоровью.

Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить

Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева рассказывает, что делать и чего ни в коем случае не следует делать, чтобы ребенок заговорил правильно и вовремя.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня наш разговор посвящен очень важной и актуальной проблеме – речевому развитию детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится. На самом деле, такой подход в корне не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться.

Основные этапы развития речи ребенка

Начинать заниматься развитием речи малыша можно уже с первого дня его рождения.

Первое, на что нужно обратить внимание, – как ребенок плачет. Плач ребенка с самого рождения очень разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни, по нему можно понять, что малышу нужно: ему холодно, ему больно, он хочет есть или в туалет, а может, просто хочется, чтобы мама взяла на ручки. Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти «просьбы». В этом случае психическое, а затем и речевое развитие происходит гармонично. Если ребенок плачет монотонно, на одном и том же уровне, и плохо реагирует на голос, обратитесь за консультацией к врачу.

Если ребенок здоров и у него нет проблем со слухом, то в ответ на положительные эмоции на втором месяце жизни он начинает «гулить». Вместе с «гулением» появляется и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым. Звуки «гуления» уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.) Этими звуками он пытается общаться, реагирует на происходящее вокруг него. Если малыш не начинает «гулить», обратитесь к врачу, возможно, у него проблема с ушками.

Читайте также:  Ребенок в 8 месяцев периодически сжимает тело и открывает рот от 3 до 5 раз подряд

С двух месяцев начинается период звукоподражания: кроха внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и как бы пытается повторять эти движения, но пока беззвучно. Так к 3,5-4 месяцам формируется истинное «гуление», где ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, как бы слушает сам себя. В период истинного «гуления» звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще возникают губные звуки и сочетания гласных с губными.

К полугоду у ребенка появляется лепетная речь – он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги. В этот период важно отслеживать интонации – как он говорит, как плачет. В полгода здоровый ребенок должен уже болтать, произносить определенные слоги, повторять за мамой конкретные звуки. В период лепета более отчетливо становится подражание звукам взрослого.

К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня». Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.

К году ребенок должен говорить от 8 до 10 простых слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», то есть короткие простые слова из нескольких слогов. Именно в этот период заканчивается раннее речевое развитие и начинает формироваться моторная речь как способ общения между людьми.

После полутора лет ребенок путем подражания легко произносит знакомые и незнакомые слова, как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих. Интенсивное развитие моторной речи обычно начинается со второй половины 2-го года жизни. До одного года шести месяцев ребенок произносит около 30 простых по звуковому составу слов. В два года ребенок говорит уже больше 200 слов, у него практически фразовая речь, он уже должен уметь сформулировать простую мысль или просьбу: «Мама, пойдем в магазин, ты обещала купить мне игрушку». При этом некоторые звуки он может еще пока произносить нечетко. К трем годам в речи ребенка насчитывается до 1200-1500 слов, включающих почти все части речи.

Такое развитие считается нормой. Но происходит это лишь тогда, когда родители постоянно разговаривают с ребенком, рассказывают ему сказки, поют колыбельные песенки. Очень большая проблема сегодня – живую речь все больше заменяют гаджеты. Из-за этого многие изначально рожденные здоровыми с точки зрения неврологии дети не начинают вовремя говорить.

Если здоровый ребенок в 2,5-3 года вообще не владеет фразовой речью и, в лучшем случае, только говорит единичные простые слова, у него задержка речевого развития, и это, к сожалению, надо лечить.

Речь развивается постепенно

Чтобы ребенок научился правильно говорить и строить логичные, образные фразы, требуется время. Когда ребенок только учится ходить, он с маминой помощью делает первые неуверенные шажочки, а через полгода-год он уже самостоятельно бегает, прыгает и танцует. То же самое происходит и с речью: она развивается постепенно. Ребенок не только запоминает новые слова, но и одновременно тренирует артикуляционные мышцы, учится управлять интонацией. На это уходит не один год. Поэтому если в 3-3,5 года ваш ребенок только начинает произносить первые слова и строить простейшие фразы вроде «мама, дай», то к шести годам, когда придет пора идти в школу, у него не сформируется полноценная фразовая речь. Важно заниматься развитием речи постепенно, но с самого раннего возраста.

Причины задержки речевого развития

Первая и самая основная причина – это повреждение головного мозга из-за ишемии, кровоизлияния, инфекции. Но подобные отклонения стразу диагностируются, врачи наблюдают за ребенком и проводят все необходимые мероприятия. Это те пациенты, с которыми уже работает невролог, психолог и логопед.

Но есть категория пациентов, которые рождены абсолютно здоровыми. Но из-за ошибок в обучении у них тоже начинается задержка в речевом развитии. Чаще всего причиной становится чрезмерное увлечение родителей механическим звуком, то есть звуком из телевизора, компьютера, планшета, телефона. У детей, которые много смотрят мультфильмов или постоянно играют с поющими-говорящими игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но их собственная, активная, при этом не формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической. Чтобы ребенок начал говорить, нужно как можно больше разговаривать с ним, самим читать сказки, петь колыбельные песенки.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы телевизор или радио работали фоном в том помещении, где проводит время малыш. Безусловно, если вы хотите показать ребенку какой-то мультфильм или передачу на компьютере, это можно и нужно сделать, но после просмотра устройство нужно выключить и убрать.

Конечно, все эти устройства и игрушки позволяют маме немного отдохнуть или заняться какими-то своими делами. Но когда они заменяют собой живое общение, это приводит к серьезным проблемам с психикой ребенка. Лучше предупредить такие вещи, чем потом годами наверстывать упущенное. Чтобы восстановить у трехлетнего ребенка правильный стереотип речи, изменить его восприятие, требуется очень много сил и времени: ребенок не может быстро нагнать такие пробелы, приходится прибегать к интенсивному медикаментозному лечению, к дополнительным занятиям с логопедами. Это долгий и трудный путь. Зачем до этого доводить, если можно все правильно сделать с самого начала?

Читайте также:  У ребенка температура 40, жалоб нет

Почему нужно петь колыбельные

Пение колыбельных – это важная часть воспитания ребенка. Самые известные колыбельные, например, «баю-баюшки-баю», были придуманы еще в V-VI веке, и мы не случайно поем их детям до сих пор. Они выстроены специально в том тембре и колебании длины волны, которые понятны ребенку, успокаивают его, развивают мозг. Для каждого возраста существуют свои песни, которые необходимо петь. Напевание таких колыбельных маленькому ребенку и одновременное укачивание его на руках создает основу для правильного психического развития.

Сейчас многие пары подходят к планированию беременности со всей ответственностью: ведут здоровый образ жизни, сдают все анализы, читают книги о здоровье и воспитании будущего ребенка. Включите в эту подготовку и разучивание хотя бы нескольких колыбельных песенок, чтобы петь их малышу. Какими бы простыми они вам ни казались, но в них заключена отработанная веками народная мудрость для правильного становления личности, это очень важно. Пойте эти колыбельные хотя бы до года.

К двум годам, когда ребенок уже хорошо понимает фразовую речь, песни можно подбирать уже более сюжетные, чтобы пока мама поет, он мог в голове представить себе эту картинку.

Говорите с ребенком как можно больше

Не спешите в разговорах с малышом, спокойно и размеренно проговаривайте ему, что происходит вокруг, озвучивайте свои действия. Тогда он на слух начнет воспринимать, как называется тот или иной предмет, так формируется пассивная речь. С полугода добавляйте подробности о цвете и объеме предметов: «маленькая игрушка», «красный мяч». Когда вы делаете это постоянно, ребенок учится слышать и понимать вас.

Это помогает уже после года объяснить малышу, что трусики должны быть сухие, то есть довольно рано приучить ребенка к горшку, а не пользоваться все время памперсами. В полтора года ребенок в состоянии удерживать мочевой пузырь, контролировать свои тазовые функции. Это одно из важных звеньев психического развития. Конечно, проситься в туалет он, в конце концов, научится и сам, но эти навыки придут значительно позже и уже не в той форме, в которой хотелось бы.

Поэтому очень важно приучить себя как можно больше разговаривать с малышом и максимально ограничивать механические звуки вокруг него – это важнейшие звенья профилактики задержки речевого развития. Если мы это выстраиваем правильно, то уже в 2,5 года ребенок начинает говорить фразовой речью, и у родителей нет проблем с его поведением, обучением. Если ваш ребенок в 2,5 года не говорит, особенно если нет так называемой своей тарабарской речи, он молчит и не озвучивает игру, обращенную к вам просьбу о чем-то, то это не вариант нормы, это проблема, которой нужно заниматься.

Как разговаривать с ребенком

  1. Разговаривать с ребенком нужно обычным тембром, именно этот ваш тон и тембр ребенок знает еще с внутриутробного своего состояния.
  2. Старайтесь говорить простыми фразами, но не сюсюкайте, не коверкайте слова.
  3. Если у ребенка проблема со зрением или слухом, то маме нужно как можно раньше начать ярко красить губы, чтобы он мог следить за ее губами и понимать, как именно она произносит звуки.
  4. Если у ребенка на первом году жизни были проблемы с глотанием, то, к сожалению, не избежать проблем и со звукопроизношением. Начать заниматься со специальным логопедом можно уже в первые месяцы жизни малыша, еще в доречевой период.
  5. Решайте все проблемы, как только они появляются, не откладывайте и не ждите, что само пройдет. Не пройдет.

Сад логопедический или обычный?

Итак, ребенок подрос, и пришло время решать, в какое дошкольное учреждение его отвести. В этот момент важно разобраться, есть ли у вашего малыша проблемы с психикой и речью, и какие.

Когда никаких серьезных медицинских проблем у малыша нет, начните с обычного сада. Если в первый год речь не выровняется и не разовьется до нужного уровня, тогда стоит подать заявку на прохождение медико-педагогической комиссии. Она проходит с февраля по июнь. Получить направление можно в детском дошкольном учреждении или позвонить им и записаться на прием. Для прохождения медико-педагогической комиссии необходимо иметь заключение невролога, логопеда, психиатра о состоянии здоровья вашего ребенка.

Если ребенок начал говорить фразовой речью, но не выговаривает определенные звуки, то можно отвести его в обычный сад, в котором есть логопедические группы. Там занимаются с детьми с нормальным психо-речевым развитием, но с неправильными установками самих звуков. Обычно логопед начинает работу с такими ребятами с пяти лет, чтобы к школе выровнять речь и исправить все слабые звуки. В среднем на постановку и закрепление одного звука уходит от трех месяцев.

Одно из частых нарушений у детей 3-3,5 лет – так называемая каша во рту, когда из-за нарушения иннервации речевой мускулатуры ребенок не может чисто, понятно произносить часть звуков. В этом случае без помощи специалиста не обойтись, лучше обратиться к неврологу для установки точной причины дизартрии и проведения необходимого лечения, если оно нужно, также необходимо посещать специальный логопедический сад. Здесь требуется комплексный подход: одновременная слаженная работа логопеда, невролога и психолога.

Распределением детей в специализированные группы или сады занимается медико-педагогическая комиссия.

И снова повторюсь, значительно проще заниматься профилактикой задержки речевого развития, чтобы те дети, которые могли бы говорить, но из-за недостаточного внимания родителей не начали, не попадали в специальные группы. Для этого важно не просто разговаривать с ребенком, а слышать, о чем он говорит, стараться понять его и реагировать на его слова. Уверяю вас, если вы с детства наладите этот контакт, то он сохранится на всю жизнь, поможет малышу стать хорошим членом семьи, общества, надежной поддержкой и опорой для вас.

Как предотвратить заикание

Читайте также:  Ребенок бьет детей без причины

Бывают случаи, когда ребенок долго не начинает говорить, при этом с ним занимаются, он накапливает большой пассивный запас слов, может в голове составлять фразы. Если запустить у него речевой процесс чрезмерно активно, то он не справится с потоком речи и начнет заикаться. Чаще всего это происходит в 2,5-3 года. Особенно подвержены заиканию дети с тиками (навязчивое моргание, мигание, шмыганье носом и подобное). Если вы замечаете, что в начале речи ребенок начинает запинаться, это сигнал, что нужно обратиться к неврологу, чтобы решить проблему. Из всех навязчивых состояний заикание – самая сложная проблема, на лечение которой могут уйти годы.

Соска и речевое развитие ребенка

Еще один важный аспект профилактики задержки речевого развития – длительное использование сосок и длительное кормление грудью. Я имею в виду ситуацию, когда пустышка или мамина грудь находятся во рту ребенка не для успокоения или кормления, а просто так, в состоянии бодрствования. В этом случае проблема возникает чисто механическая: для того чтобы говорить, рот должен быть свободен, а если рот занят, то говорить невозможно – мешает соска или грудь.

Пустышку можно использовать, когда ребенок засыпает, когда болеет, когда ударился, но во время бодрствования ее нужно убирать. После двух лет от пустышки нужно отказаться полностью. Это поможет избежать проблем с речью и сохранить правильный прикус, что значительно снизит ваши денежные расходы в дальнейшем при лечении ортодонтом некрасивых зубов вашего любимого ребенка.

Это же относится и к материнской груди. Она должно быть источником пищи или средством успокоения, не более того. Безусловно, грудное молоко содержит в себе очень много хороших веществ, но оно нужно ровно до тех пор, пока ребенок не начал есть нормальную человеческую еду. Сосание груди очень важно для формирования психологического общения мамы и ребенка. Но к двум годам ребенок уже хорошо понимает обращенную речь, может и сам говорить, поэтому эта связь только укрепляется и никак не прервется после отлучения ребенка от груди.

Важно с самого начала отучать малыша сосать палец. К 2,5-3 годам ребенок должен спокойно обходиться без пустышки, материнской груди или сосания пальцев. Почему? Во время сосания качательно-поступательные движения дают ощущение успокоения, седацию. С возрастом потребность ребенка в таких движениях слабеет, теперь ему нужно познавать окружающий мир, быть активным. А если ребенок продолжает сосать палец или пустышку, то он автоматически переносит себя в грудничковый период, ведет себя как малыш и не дает себе возможности полноценно развиваться.

Гаджеты: вред или польза

Современные устройства, с одной стороны, очень полезны, но когда речь идет о детях, нужно быть предельно внимательным и осторожным. Никто не говорит о том, что не нужно использовать телевизор и гаджеты совсем. Это важная часть современной жизни, дети должны уметь владеть ими. Но у маленького ребенка еще нет навыков речи, движений, моторики, правильного психического развития, неправильно сформирована критика, самокритика, умение контролировать самого себя. Поэтому очень опасно бесконтрольно давать ему то, что может спровоцировать неправильное развитие.

В России об этом говорят мало, и сегодня в большинстве семей гаджеты используют сверх допустимой меры, на каждого члена семьи, включая грудного ребенка, приходится от двух до трех гаджетов. При этом в той же высокотехнологичной Японии детям разрешают пользоваться телефоном или компьютером только с пяти лет, когда нервная система дозрела. И я согласна с их подходом. Да, вы можете включать ребенку какие-то развивающие игры или мультфильмы, но не более 30-40 минут в день на хорошем экране с хорошим звуком. Планшетов и смартфонов лучше избегать, потому что у маленьких детей быстро формируется цветовая и тактильная зависимость.

В глушь, в деревню

Напоследок я хочу посоветовать всем-всем родителям больше времени проводить с детьми на свежем воздухе. Особенно полезно это будет малышам, имеющим проблемы с психо-речевым развитием. Самое лучшее – на несколько недель или даже месяцев уезжать в сельскую местность, где вокруг только живые звуки природы от бегущего ручейка, шелеста листьев на деревьях, жужжания пчелки и прочих звуков, где нет городского, механического звука от гудения проводов. Это не только поможет нормализовать сон, подарит спокойствие, но и даст возможность перегруженному информацией мозгу ребенка отдохнуть и набраться сил для преодоления всех трудностей в речевом развитии.

Будьте здоровы! Удачи вам и вашим детям!

Нарушение сна у детей

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Стаж врачебной практики (лет): 14

Как детскому неврологу каждый день в моей работе приходится заниматься различными проявлениями нарушений сна. Нередко я вижу встревоженных мам, которые находятся в очень подавленном состоянии из-за того, что малыш плохо спит.

Действительно, хороший сон ребенка свидетельствует о его здоровье. И если ребенок спит беспокойно, часто просыпается, плачет, это настораживает родителей, и они обращаются за помощью к врачу. Особенно часто беспокоятся родители маленьких детей, ведь не будучи врачами, они не могут быть уверены в здоровье маленького человечка, которого не спросишь: “Что случилось? Болит что-нибудь? Что тебе приснилось?”. Первое время родители также могут сомневаться и в неврологическом здоровье своего ребенка: “Не является ли плохой сон свидетельством более серьезных проблем?” Детский невролог может оценить состояние здоровья малыша и развеять страхи родителей, помочь действенными советами.

Давайте рассмотрим основные причины плохого сна у детей:

  • Физиологические особенности сна ребенка
  • Эмоциональные перегрузки
  • Соматические проблемы
  • Неврологические проблемы

Физиологические особенности сна ребенка

На физиологическом уровне сон ребенка отличается от сна взрослого. Дети спят по-другому, чем мы, их сон более поверхностный, чуткий, и это является нормой.

Как известно, сон состоит из сменяющих друг друга фаз – медленной и быстрой. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон (а у взрослых быстрый сон составляет только 25%). В эту фазу мама может наблюдать, как под закрытыми веками быстро движутся глазные яблоки ребенка, в это время ребенок видит сновидения. Тонус мышц утрачивается (за исключением мышц глаз и носоглотки), ребенок не может двигаться, так предусмотрено природой. Если бы возможность движения оставалась, люди совершали бы все те движения, которые им снятся.

Читайте также:  Витамины при отставании в росте в 14 лет

Создаем условия для сна

Чтобы маленький ребенок лучше спал, как это ни странно звучит, не стоит изолировать его от посторонних шумов. Если малыш будет слышать сквозь сон негромкий фон работающей стиральной машины, спокойные приглушенные голоса родителей – он привыкнет к этим звукам, и не будет пугаться их во сне, и соответственно, будет лучше спать, а родители смогут продолжать заниматься привычными делами, не опасаясь разбудить кроху.

Перед сном необходимо хорошо проветрить комнату, в которой спит ребенок. Свежий воздух поможет малышу спать крепче. Очень полезен сон на открытом воздухе, который повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Детям постарше полезны прогулки перед сном.

Для хорошего сна имеет значение и то, насколько удобна подушка и комфортно одеяло. Ребенку не должно быть ни слишком жарко, ни холодно во время сна, поэтому одеяло должно соответствовать сезону и общей температуре в комнате. Если у ребенка мерзнут ноги, он быстрее заснет в носочках. Для более старших детей нужно обратить внимание на подбор подушки, в частности ее высоту. Не маловажно и то, как ребенок спит на подушке: край подушки должен приходиться на шею, а плечи и верхняя часть спины должны лежать на матрасе – это самое физиологически правильное положение.

Длительность сна

Всем известно, что чем меньше ребенок, тем больше он должен спать. Однако, длительность сна для всех индивидуальна, это зависит нередко от темперамента, психофизиологического состояния.

В таблице приведены суточные нормы сна в зависимости от возраста:

1-2 месяца 18 часов
3-4 месяца 17-18 часов
5-6 месяцев 16 часов
7-9 месяцев 15 часов
10-12 месяца 13 часов
1-2 года 13 часов
2-3 года 12 часов

С возрастом у ребенка происходит увеличение продолжительности периодов бодрствования, это связано с повышением работоспособности головного мозга. Некоторым детям, в силу индивидуальных особенностей, требуется меньшее количество сна, чем их сверстникам, если ребенок спит чуть меньше, но чувствует и ведет себя хорошо, родителям не стоит беспокоиться.

То, что ваш малыш подрос и нуждается в другом режиме сна, вы можете понять по следующим признакам: ребенок очень медленно засыпает, рано пробуждается после дневного сна, сохраняет активность в течение всех периодов бодрствования

Сладкий сон с мамой

Еще несколько десятилетий назад в России многие считали, что ребенок должен спать отдельно от мамы. Сразу же после родов малыша приучали спать в своей кроватке, нередко это выматывало и малыша, не желавшего спать вдалеке от мамы, и маму, также лишенную сна.

Современные психологи и неврологи сходятся во мнении, что совместный сон с мамой – это не каприз ребенка, а нормальная физиологическая потребность. Малыш рождается совершенно беспомощным существом (в отличие от многих животных), и долгое время его жизнь полностью зависит от мамы. Быть рядом с мамой – значит выжить, поэтому дети чувствуют себя дискомфортно, если мамы нет рядом. Мамин запах, мамино тепло, нежные объятия, доступность груди – все это создает самые благоприятные условия для полноценного психологического развития ребенка и, конечно же, сказывается на качестве сна. Ведь психологическая стабильность – залог хорошего сна, как для детей, так и для взрослых.

Если малыш проснулся, испугавшись чего-то во сне, мама быстро успокоит его, он не успеет раскричаться, а, следовательно, и качество сна сохранится.

Не бойтесь избаловать вашего ребенка, до 1,5 лет он может спокойно находиться в родительской постели, это только пойдет ему на пользу. Такие дети вырастают более спокойными, уравновешенными, более уверенными в себе. Ведь они получают необходимое количество материнской любви в том возрасте, когда это наиболее необходимо, когда закладываются основы его физического и психологического здоровья. Позже, в возрасте от 1,5 до 3 лет, уже “большой” он сам с удовольствием перейдет в собственную постельку.

Индивидуальные особенности ребенка

В редких случаях ребенок может быть здоровым и спать беспокойно в силу своих индивидуальных особенностей. В моей практике бывали случаи, когда мама обращалась к врачу с жалобой на плохой сон ребенка, но и осмотр, и дополнительные обследования, и консультации светил медицины констатировали здоровье ребенка. Такие случаи редки, но они случаются, и здесь, к сожалению, приходится только ждать, чтобы ребенок “перерос” это состояние. Но чаще всего, если ребенок неврологически здоров, причину плохого сна нужно искать в соматических проблемах или излишней эмоциональности ребенка. О чем и пойдет речь дальше.

Эмоциональные перегрузки

Эмоциональные перегрузки – это самая частая причина плохого сна не только у детей, но и у взрослых.

Если ребенок слишком перевозбужден или переутомлен, засыпание может превратиться в длительный и мучительный процесс. Поэтому родителям следует контролировать занятия ребенка перед сном, нежелательно смотреть телевизор, играть в компьютерные игры или поощрять подвижные, шумные игры со сверстниками или родителями. Переутомление также может быть вызвано излишней загруженностью ребенка в дневное время, что случается достаточно часто у сегодняшних дошкольников и школьников.

Если ваш ребенок плохо засыпает, прежде всего, проанализируйте, чем ребенок занимается перед сном, нет ли факторов, которые могут перевозбудить его нервную систему. Например, может быть, папа работает весь день и приходит только к моменту укладывания ребенка. Ожидание папиного возвращения с работы, общение с ним перед сном могут возбуждать малыша и сбивать настрой на сон.

Читайте также:  Чем кормить и поить ребенка при энтеровирусной инфекции

Очень важное значение для хорошего сна ребенка играет эмоциональное состояние мамы. Если мама нервничает по каким-либо причинам, это обязательно сказывается на состоянии малыша. Проанализируйте свое поведение, не раздражаетесь ли вы по пустякам, не выплескиваете ли свои негативные эмоции в общении с ребенком? Некомфортная психологическая обстановка в семье, натянутые отношения между мамой и папой или другими родственниками, с которыми вы живете в одной квартире, могут также нарушать эмоциональное равновесие впечатлительного малыша.

Процедура укладывания

Для того чтобы малыш засыпал лучше желательно придерживаться определенной процедуры укладывания. Если каждый вечер перед сном ребенок будет совершать одни и те же действия, например, убирать по местам свои игрушки, смотреть “Спокойной ночи малыши”, чистить зубы – этот ежевечерний ритуал поможет ему настраиваться на сон. Уложив в кроватку, мама может почитать ему сказку, поцеловать и пожелать “доброго сна”. Если ребенок боится оставаться в темноте, лучше оставить включенным ночник.

При укладывании маленьких детей (до года) я советую также придерживаться небольшого ритуала, это может быть пение колыбельной или чтение сказки, не волнуйтесь, если малыш вас еще не понимает, в этом возрасте при укладывании главное – монотонность речи. Одна моя пациентка (студентка университета) читала своему годовалому малышу конспекты перед сном – и малыш засыпал быстрее, и мама готовилась к экзаменам.

Не советую долго укачивать малыша, сон при укачивании не глубокий, к тому же ребенок очень привыкает и мама становится заложником укачивания. Если ребенок хорошо засыпает у груди, вы можете кормить его лежа в постели, и это может стать для него лучшим ритуалом. Не стремитесь немедленно переложить его в детскую кроватку, дайте ему заснуть глубже.

Соматические проблемы

Соматические проблемы – это заболевания, не связанные с расстройствами нервной системы. Чтобы исключить соматические нарушения – необходимо проконсультироваться с педиатром.

Если у вашего малыша болит животик, не стоит ожидать, что его сон будет хорошим. Причиной этому могут быть, желудочно-кишечные колики, спазмы. Но, как правило, желудочно-кишечные расстройства дают временное нарушение сна – только на период обострения.

Самая частая причина устойчивого расстройства сна на первом году жизни – это рахит – нарушение фосфорно-кальциевого обмена, вследствие дефицита витамина Д. На начальных стадиях рахита всегда отмечается повышение нервно-рефлекторной возбудимости, этот симптом может отчетливо выявляться с 3-4 месяцев, в некоторых случаях даже раньше – с 1,5 месяцев. У ребенка появляется беспокойство, пугливость, раздражительность, заметно нарушается сон. Дети часто вздрагивают, особенно при засыпании. Усиливается потливость, прежде всего, во сне и при кормлении. Наиболее сильно потеют лицо и волосистая часть головы. Назначение врачом соответствующей дозы витамина Д приводит к улучшению состояния.

Неврологические проблемы

Расстройства сна, которые вызваны нарушением деятельности центральной нервной системы ребенка, могут иметь эпилептическое и неэпилептическое происхождение. Определить характер нарушения может только невролог, поэтому с любыми подозрениями следует обратиться к доктору.

Что же должно насторожить маму и послужить поводом для обращения к неврологу:

  • Ночной энурез (у детей с 4 лет)
  • Снохождение, сноговорение
  • Ночные кошмары

Отдельно хотелось бы остановиться на ночных кошмарах эпилептического происхождения. В этом случае мама замечает, что ночные страхи у ребенка повторяются как будто по одному и тому же сценарию. Во время такого ночного кошмара у ребенка может быть застывший взгляд, могут подрагивать конечности, и в то же время может и не быть яркой эмоциональной окраски ночного страха. На утро такие дети всегда вялые, подавленные, чувствуют себя плохо.

В заключение, хотелось бы повторить, что в большинстве случаев нарушения сна не требуют серьезного медицинского вмешательства, и бесследно проходят после того, как мама сама перестанет нервничать и скорректирует режим сна-бодрствования ребенка. Но если малыш продолжает спать беспокойно, лучше доверить решение этой проблемы доктору.

Первые признаки аутизма

Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

  • ребенок не смотрит в глаза;
  • говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
  • все время повторяет слова, фразы;
  • ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
  • не произносит слова, мычит;
  • не интересуется игрушками;
  • не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
  • ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
  • трясет головой, руками, раскачивается;
  • ходит на носочках;
  • грызет пальцы, руки;
  • бьет себя по лицу;
  • у ребенка истерики, приступы агрессии;
  • боится незнакомых/ чужих;
  • пугается звуков, вздрагивает.

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма.

Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

  • Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
  • Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
  • Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).
Читайте также:  Рост 80,5 см и вес 9600 гр. у недоношенного ребенка в 1,5 года

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Поведение маленького аутиста

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.

Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.

Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:

— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;

Ссылка на основную публикацию