Проблемы со сном у ребенка в 1 год 10 месяцев

Нарушения сна у детей

Нарушения сна у детей — это ряд состояний, характеризующихся неудовлетворительным качеством, недостаточной продолжительностью сна или их сочетанием на протяжении длительного периода времени. Основные симптомы: расстройства засыпания и пробуждения, ночные страхи и кошмары, сомнамбулизм, остановки дыхания. В диагностике «золотым стандартом» является полисомнография. Лечение большинства проявлений консервативное: режимные мероприятия, медикаментозная терапия. Нарушения сна, сочетающиеся с ЛОР-патологиями у детей, могут требовать хирургической коррекции соматического заболевания.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы нарушений сна у детей
    • Поведенческая инсомния
    • Снохождение
    • Ночные ужасы и кошмары
    • Двигательные расстройства
    • Апноэ сна
    • Энурез
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение нарушений сна у детей
    • Консервативная терапия
    • Хирургические лечение
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Нарушения сна у детей в специальной литературе обозначаются термином «инсомния». Инсомнии − распространенная и актуальная проблема в педиатрии и детской неврологии. Для детей до 2-х лет сон — главная физиологическая потребность. Здоровый отдых закладывает условия для нормального психоэмоционального, речевого и физического развития. По статистическим данным, патология встречается у 80% детей раннего возраста, у 30% детей младшего школьного возраста, у 40% подростков. Наибольшая обращаемость родителей (80% от общего числа нарушений сна) отмечается по поводу сноговорения.

Причины

Нарушения сна в детской практике полиэтиологичны. Зачастую в основе заболевания лежит сочетание психических и физических факторов. Причины подразделяются на несколько больших групп:

  1. Нарушение гигиены сна. К данной категории относятся систематическое нарушение времени отхода ко сну, излишняя физическая или эмоциональная активность перед сном, длительный дневной сон.
  2. Соматические патологии. В младенчестве этиологическим фактором выступают кишечные колики, в любом возрасте — тяжелая анемия, рахит. Сопряжены с инсомнией неврологические заболевания (эпилепсия, синдром гипервозбудимости), эндокринопатии, болевой синдром разной этиологии.
  3. Психические заболевания. Наиболее часто с инсомнией связаны шизофрения, тревожные и аффективные расстройства.
  4. Прием некоторых веществ. Провоцирующим фактором для инсомний являются кофеинсодержащие напитки, «энергетики». В настоящее время приобрела актуальность проблема употребления детьми никотина, алкоголя, наркотиков.

Патогенез

В норме сон имеет определенную цикличность: медленный сон (non-REM) сменяется быстрым или парадоксальным (REM). Циклы повторяются 4-6 раз за ночь, при этом в начале ночи удлинена фаза медленного сна, под утро — быстрого. Главная функция non-REM сна состоит в восстановлении энергетического и электролитного гомеостаза мозговой ткани, REM — в обработке полученной за день информации.

Разные структуры мозга отвечают за разные фазы сна, например, таламус и гипоталамус — за медленный сон, продолговатый и средний мозг — за парадоксальный. Воздействие на них внутренних или внешних факторов определяет характер нарушения сна. Из-за расстройства быстрой фазы развиваются психологические проблемы, ухудшается концентрация внимания. Дефицит медленной фазы влечет снижение продукции гормона роста, тестостерона, изменение ликвороциркуляции.

Классификация

Нарушения сна — собирательное понятие. Согласно международной классификации заболеваний, в группу входит более десятка нозологий. Для удобства практической работы медицинским сообществом выделено несколько подгрупп:

  1. Диссомнии — нарушения инициации, продолжительности, качества ночного сна.
  2. Гиперсомнии — патологическая сонливость в дневные часы, летаргия, затяжное пробуждение.
  3. Парасомнии — патологические феномены, возникающие во сне (энурез, скрип зубами, лунатизм).

Симптомы нарушений сна у детей

К общим проявлениям нарушения сна относятся постоянная усталость, вялость по утрам, сонливость в течение дня. Дети жалуются на беспричинные головные боли, головокружения. При засыпании или пробуждении возможно возникновение галлюцинаций и/или скованности движений по типу парализованности. Дети младшего возраста вечером проявляют агрессивность и излишнюю капризность, ночью просыпаются более двух раз и имеют сложности с засыпанием. Привычка систематически приходить в постель родителей также говорит в пользу нарушения сна у детей.

Поведенческая инсомния

При детской поведенческой инсомнии у ребенка формируются неверные установки сна: патологическая зависимость засыпания от определенного ритуала (укачивание, кормление грудью). Укладывание сопровождается различными просьбами: накормить, напоить, успокоить, сводить в туалет.

Снохождение

Типичная детская парасомния — снохождение, или сомнамбулизм, которое сочетает в себе элементы сна и бодрствования: ребенок ходит, находясь в состоянии затуманенного сознания и сниженной реактивности, а, просыпаясь, забывает данный эпизод. Возникает в первой половине ночи. Что касается сноговорения, данное нарушение встречается как у больных, так и у 20% условно здоровых детей.

Ночные ужасы и кошмары

Ночные ужасы более типичны для детей от 4 до 12 лет. Выглядят как вскакивание с постели, сопровождающееся криком, двигательным возбуждением, повышенной потливостью. Память о случившемся утром ограничена. В отличие от ужасов, ночные кошмары не имеют двигательного компонента. Это яркие переживания и страхи во сне, которые ребенок поутру может вспомнить в мельчайших деталях.

Двигательные расстройства

У 2-10% детей, страдающих нарушениями сна, встречается синдром беспокойных ног. К середине ночи возникает болезненность в нижних конечностях. Желая купировать неприятные ощущения, ребенок совершает активные движения ногами. Длительность события может достигать нескольких часов. К двигательным расстройствам также относятся судороги икроножных мышц (синдром крампи), скрежет зубами (бруксизм), ритмичные подергивания туловища, головы.

Апноэ сна

Синдром обструктивного ночного апноэ регистрируется у 1-14% детей, чаще в возрасте 2-8 лет. Характеризуется кратковременной остановкой дыхания во сне в сочетании с храпом. У недоношенных грудничков риск апноэ выше в 3-5 раз по сравнению с доношенными детьми.

Энурез

Признаком нарушения глубокого сна у детей является энурез. Энурезом считается недержание мочи после пятилетнего возраста, повторяющееся с частотой 1-2 раза в месяц и более.

Осложнения

Нелеченные нарушения сна грозят детям серьезными осложнениями. На их фоне формируется гиперактивность с дефицитом внимания, возникают депрессивные расстройства. Дети с длительным течением болезни отстают от сверстников в физическом и психомоторном развитии. Ночное обструктивное апноэ может закончиться синдромом внезапной детской смерти. Снохождение в 5% случаев является предиктором эпилепсии.

Диагностика

Обследование пациента врач-педиатр начинает со сбора анамнеза заболевания. Характерны жалобы на сложности засыпания, капризность, разбитость по утрам, ухудшение успеваемости в школе. Ребенка с подозрением на нарушения сна направляют к детскому неврологу.

Читайте также:  Витамины для подростка при похудении

Основным методом инструментального обследования выступает полисомнография. Сочетает регистрацию ЭЭГ, ЭКГ, пульсоксиметрии, а также электроокулограммы во время ночного сна. Позволяет выявить апноэ и его длительность, ЭЭГ-активации, снижение сатурации менее 90%. На основании полученных данных составляется гипнограмма — графическое изображение фаз сна и их искажений.

При нарушениях сна результаты лабораторных анализов соответствуют возрастным нормам. По данным нейросонографии грубых изменений не определяется. В ходе диагностики исключают эпилепсию, органические патологии головного мозга, общемозговой синдром.

Лечение нарушений сна у детей

Консервативная терапия

Не всякое расстройство сна требует медикаментозной помощи. Лечение начинается с нормализации режима дня, стиля питания, гигиены сна. Родителям рекомендуют ограничить физические и эмоциональные нагрузки на ребенка, увеличить время пребывания на свежем воздухе. Ужин должен состоять из легких блюд, происходить за 2-3 часа до засыпания. Важно исключить из рациона продукты, содержащие кофеин: кофе, чай, шоколад, тонизирующие напитки.

Гигиена сна включает отхождение ко сну, пробуждение в одно и то же время, соблюдение возрастных норм по количеству часов отдыха, сон в темном, тихом помещении, на удобном спальном месте. При необходимости фармакотерапии в детской неврологии используются группы препаратов:

  • психотропные на основе диазепама, хлордиазепоксида;
  • снотворные небензодиазепинового ряда;
  • седативные фитопрепараты с валерианой, пустырником, мелиссой;
  • ноотропы на базе гопантеновой кислоты;
  • гормональные препараты, содержащие мелатонин.

Хирургические лечение

Оперативное вмешательство выполняется пациентам с ночными апноэ при неэффективном консервативном лечении. Цель операции заключается в устранении дефектов ЛОР-органов, расширении просвета верхних дыхательных путей. Осуществляется удаление гипертрофированной лимфоидной ткани у больных с сопутствующим аденоидитом, тонзиллитом, иссечение полипов полости носа. При челюстно-лицевых аномалиях осуществляется их коррекция путем компрессионно-дистракционного остеосинтеза.

Прогноз и профилактика

При верной тактике терапии прогноз для здоровья при нарушении сна благоприятен. Профилактика инсомнии состоит в соблюдении гигиены отдыха, правильного ритма «сон-бодрствование» с рождения. У детей школьного возраста важна организация режима дня, адекватная дотация нагрузок, прививание здорового образа жизни. При имеющихся расстройствах неврологической или психоэмоциональной сферы необходимо своевременно получать профилактическое лечение и обследование.

Проблемы со сном у детей от 1 до 3 лет

Врачи все чаще и чаще слышат от родителей жалобы на то, что ребенок в год плохо спит ночью, существуют проблемы с засыпанием или нарушения в период ночного сна. Да, подобная тенденция действительно существует. Наши малыши стали более беспокойными. Попробуем разобраться, с чем это связано.

Ребенок плохо спит в 1 и 2 года: причины

Если речь не идет о каких-то серьезных заболеваниях, которые требуют наблюдения ребенка специалистами, то сначала стоит выделить первопричины сложившейся ситуации. Почему с какого-то момента дети стали испытывать трудности со сном, стали более беспокойными? Откуда берутся бессонницы, частые ночные пробуждения и плач, боязнь одному спать в своей кроватке? Психологи, которые вели исследования в данном направлении, обнаружили четкую зависимость между тем, что ребенок в год, 1,5-2 года (эти трудности касаются деток разного возраста) плохо спит в течение дня или ночью, и общей напряженностью в обществе, неблагоприятной атмосферой в семьях, на фоне которых малыши сейчас вынуждены расти.[1]

Эда Ле Шан – американский психолог, педагог и писатель – в своей книге «Когда Ваш ребенок сводит вас с ума» называет такой современный образ жизни «антидетским». Взрослые люди стали более резкими, нервными, раздраженными. Родительская нервозность, безусловно, отражается на эмоциональном состоянии маленьких людей. Их слабая нервная система не справляется с такими нагрузками.[2]

Опять же снижение времени пребывания на свежем воздухе, который все чаще заменяется компьютером и ТВ по причине высокой занятости родителей, выяснение отношений последних при ребенке – все это в совокупности повышает нервозность и беспокойность малыша и отражается, в том числе, на качестве и продолжительности его сна. Взрослым нужно научиться контролировать свои эмоции и щадить психику своего ребенка. А также не перегружать его «общением» с гаджетами.

Почему годовалый ребенок плохо спит?

Когда малышу исполняется годик, для него начинается новый этап развития. Ребеночек осваивает неизведанные до этого навыки, в частности, хождение. Это очень увлекательно и волнительно для него, поэтому может способствовать перевозбуждению и переутомлению. Из-за этого крохе бывает трудно уснуть.[3]

Также на фоне внутренних процессов, активно протекающих в организме и мозге малыша, может возникнуть проблема, когда Ваш ребенок в год плохо спит ночью, часто пробуждается, плачет. Как правило, это также вопрос незрелости детской нервной системы, которая не успевает обрабатывать поступившую лавину сведений в течение дня и завершающая данный процесс ночью.

Поэтому если Ваш ребенок в 1-1,5 года плохо спит, постарайтесь начать с упорядочения режима сна, кормления, прогулок и игр. Вечер и время перед сном должны быть спокойными. Посвятите их тихим играм или чтению. Выключите телевизор, пройдитесь по свежему воздуху, а перед самым сном тихонько расскажите сказку на ночь. И помните, никаких стрессов и ссор между мамой и папой на глазах у детей!

Почему ребенок в 2 года плохо спит?

Родители деток двух лет сталкиваются с ситуацией, когда маленький сынок или дочь отказываются делать то, о чем их просят. Этому явлению может быть масса объяснений: каприз, плохое настроение или шалость. Например, кроха не желает идти спать, когда приходит время. Настойчивость родителей приводит к расстройству, скандалу и слезам. Малыш еще более возбуждается. О спокойном сне речь уже не идет.

Кроме того, в этом возрасте проявляются первые страхи: темноты, чудовищ, злой Бабы-Яги – отрицательных персонажей сказок и мультфильмов. Необходимо ограничивать прочтение литературы и просмотр передач, которые могут негативно сказаться на эмоциональном состоянии ребенка, в вечернее время. Так как они могут вызвать беспокойство, страх засыпания и даже бессонницу.[4]

Читайте также:  Можно ли давать рыбий жир ребенку 1 года 10 месяцев, малыш часто ходит на пальцах

Переутомление также может стать причиной того, почему ребенок в 2 года плохо спит. Активный день, большое количество впечатлений – все это перегружает психику малыша. И чтобы справится с этим, организм дает отрицательную реакцию в виде трудностей засыпания, бессонницы, беспокойного сна.

Уважаемые родители! Главное – не паниковать, быть терпеливыми по отношению к Вашим детям и создать для них оптимально комфортные условия для гармоничного развития. Дормикинд может оказать Вашему ребенку дополнительную помощь: мягко скорректировать сон, снять раздражительность и беспокойство, справиться с трудностями засыпания и частыми ночными пробуждениями. Дормикинд содержит натуральные действующие компоненты, экономичен и разрешен к применению с самого рождения.

[1] Раздел «Российская энциклопедия «МАТЬ и ДИТЯ»

[2] Эда Ле Шан «Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума»

[3] Статья «Нормы сна: от года до двух»

[4] Статья «Проблемы сна у детей» с педиатрического сервера для родителей Чадо.ru

Официальный представитель в России: ООО “Альпен Фарма” 117513 , Россия, г.Москва , ул. Островитянова, д.6
Тел./факс: +7 (495) 609-65-72, www.alpenpharma.com, info.russia@alpenpharma.com © 2016-2021

КАРТА САЙТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Дети и сон: если ребенок плохо спит

Главная / Блог / Дети и сон: если ребенок плохо спит

Что делать при нарушениях сна у ребенка?

Нарушения сна являются ранним симптомом для многих соматических и психических заболеваний у детей и взрослых. Исследования показывают, что каждый второй ребенок испытывает проблемы со сном, и около 4% детей имеют формальный диагноз расстройства сна.

Нормальный сон у младенцев и детей

Сон — это возможность для организма сохранять энергию, восстанавливать нормальные процессы, способствовать физическому росту и умственному развитию. Наиболее очевидным последствием недостаточного сна является дневная сонливость. Однако сонливость у детей обычно проявляется и в виде раздражительности, поведенческих проблем, трудностей в обучении и плохой успеваемости. Отличить существенные нарушения сна от нормальных возрастных изменений может быть достаточно сложной диагностической задачей.

Сон значительно меняется в течение первых нескольких лет жизни ребенка, следуя физическому созреванию и развитию. Новорожденные требуют наибольшего общего времени сна и имеют фрагментированный режим сна и бодрствования. Начиная с возраста пять месяцев, младенцы могут спать дольше. В возрасте шести месяцев дети могут обходиться без ночного кормления. Кроме того, у грудных младенцев наблюдаются более частые ночные пробуждения, более короткие периоды сна и немного меньшее общее время сна. По мере взросления детей периоды сна постепенно удлиняются, а общее время сна уменьшается.

Большой разброс в поведении детей во сне может быть вторичным по отношению к культурным или генетическим различиям. Знание нормальных стадий развития сна поможет врачам и родителям отличить нормальный сон от частых нарушений сна, таких как обструктивное апноэ во сне, парасомнии, поведенческая бессонница, нарушение фаз сна и синдром беспокойных ног.

Обструктивное апноэ во сне

Обструктивное апноэ характеризуется обструкцией верхних дыхательных путей, несмотря на дыхательное усилие, что нарушает нормальный режим сна и легочную вентиляцию. Заболевание может быть связано с ожирением, уменьшением размера просвета верхних дыхательных путей или недостаточностью мускулов-расширителей глотки. Однако у детей обструкция возникает в первую очередь из-за увеличенных миндалин и аденоидов. Начальные проявления обычно возникают в возрасте от двух до восьми лет, что совпадает с пиком роста миндалин, но это состояние может проявиться в любом возрасте. Общая распространенность среди детей составляет от 1% до 5%. Страдают апноэ и мальчики, и девочки, но чаще заболевание наблюдается у этнических меньшинств. Классическими симптомами апноэ являются храп и нарушения дыхания. Однако не у всех храпящих детей есть это заболевание. Распространенность ночного храпа у детей достигает 27%, что может затруднить распознавание апноэ. Другие общие симптомы включают необычное положение для сна (например, чрезмерно вытянутую шею, сон, сидя с открытым ртом), связанное со сном парадоксальное дыхание, ночное потоотделение или энурез, утренние головные боли и чрезмерную дневную сонливость. Однако дети реже, чем взрослые, проявляют дневную сонливость. Сонливость у детей чаще проявляется в виде подавленного настроения, плохой концентрации, снижения внимания или поведенческих проблем. При физикальном осмотре могут быть обнаружены увеличенные миндалины, микрогнатия и воронкоообразная грудная клетка.

Детей с подозрением на обструктивное апноэ следует направлять на полисомнографию. Кроме того, направление к специалисту сомнологу понадобится для детей из групп риска, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, кардиореспираторной недостаточностью, черепными аномалиями, врожденными пороками и синдром Дауна.

Оставленное без внимания врача апноэ приводит к нейроповеденческим проблемам, снижению внимания, нарушениям эмоциональной регуляции, снижению успеваемости, ночному энурезу, нарушениям роста и, в редких случаях, к системной гипертензии, легочной гипертензии и развитию «легочного сердца».

Основным методом лечения является аденотонзиллэктомия. Послеоперационная полисомнография демонстрирует избавление от апноэ более чем у 70% детей с нормальным весом, и менее чем у половины детей с ожирением. Также может произойти послеоперационное улучшение качества жизни и поведения. После лечения всем детям необходимо пройти клиническое обследование через шесть-восемь недель после операции, а полисомнографию следует повторить для оценки остаточного апноэ у детей с ожирением. 18 По назначению полисомнографию следует проводить после полного заживления глотки, обычно не ранее, чем через шесть недель после операции.

Парасомнии

Такие парасомнии, как лунатизм (сомнамбулизм), разговоры во сне, спутанное возбуждение, ужасы и кошмары во сне встречаются у каждого второго ребенка. Они определяются как нежелательные события, которые сопровождают сон и обычно происходят во время переходов от сна к бодрствованию. Кроме того, они характеризуются сложной деятельностью ребенка, которая кажется целенаправленной, но характеризуется отсутствием взаимодействия с окружающими людьми. Связанные с этим особенности включают замешательство, автоматическое поведение, трудности с пробуждением, амнезию и быстрое возвращение в полноценный сон после события.

Читайте также:  Гемоглобин 101 у ребенка 4 месяцев

Большинство парасомний, таких, как лунатизм, разговоры во сне, спутанное возбуждение и страх во сне, возникают в первой половине периода сна во время фазы медленного сна. Дети обычно не помнят о таком событии. Напротив, кошмары обычно возникают во второй половине периода сна во время фазы сна с быстрым движением глаз. Эти события дети могут вспоминать. Важно отметить, что симптомы и сроки ночных припадков могут совпадать с парасомниями. На эти расстройства могут указывать повторяющееся стереотипное поведение и странные позы во сне, которые принимает ребенок.

К провоцирующим факторам относятся недостаточный сон и расстройства, вызывающие частичное пробуждение ото сна. Апноэ является частым триггером парасомнии: более половины детей, обращающихся по поводу ужасов во сне сна или лунатизма, также страдают и апноэ. Другие триггеры могут включать расстройство беспокойных ног, гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь, принудительные пробуждения и прим некоторых лекарств.

Парасомнии часто проходят спонтанно к подростковому возрасту. Лечение сосредоточено на успокоении, уменьшении провоцирующих факторов и увеличении общего времени сна. Когда это уместно, родителей следует проинформировать о мерах безопасности (например, запереть двери и окна, использовать сигнализацию движения, очистить пол от игрушек, положить матрас на пол). Детей, которые проявляют атипичное, вредное или агрессивное поведение или которые не реагируют на консервативные методы лечения, следует направлять для дальнейшего обследования к специалисту по психическому здоровью.

Поведенческая бессонница в детстве

Поведенческая бессонница в детстве характеризуется усвоенной неспособностью засыпать и / или спать. Распространенность патологии составляет от 10% до 30%. Часть расстройств характеризуется неспособностью или нежеланием ребенка заснуть или вернуться ко сну при отсутствии определенных условий, таких как убаюкивающий родитель (нарушение ассоциаций сна). Вариант отсутствия ограничений возникает, когда родители не могут установить соответствующие ограничения, например, когда родители разрешают ребенку спать в своей постели, когда ребенок отказывается спать. У большинства детей с поведенческой бессонницей в детстве проявляются черты обоих типов.

Профилактика — лучшее лечение поведенческой бессонницы в детстве. Врачи должны обучать родителей нормальному режиму сна, хорошей гигиене сна, реалистичным ожиданиям, установлению границ и режиму сна. Эти действия должны быть сосредоточены на регулярном и последовательном кормлении ребенка, соблюдению времени сна, распорядка сна и времени сна и бодрствования. Младенцы с большей вероятностью станут сосать пустышку и засыпать самостоятельно, если их постоянно помещать в кроватку бодрствующими, а не уже спящими. Создание регулярного распорядка дня установит ожидания, и в конечном итоге ребенок научится засыпать самостоятельно. Методы игнорирования (укладывание ребенка в постель и игнорирование его до утра или на определенный период) также эффективны в лечении этого расстройства. Снотворные и седативные препараты неэффективны для лечения этого расстройства.

Расстройство задержки фазы сна

Главные циркадные часы, расположенные в супрахиазматическом ядре, контролируют время сна и у большинства людей работают в цикле 24 часа. Несоответствие между внутренними часами и внешним миром требует постоянной «перезагрузки» по временным сигналам, таким как свет, мелатонин, физическая активность, температура тела и прием пищи. Свет — самый мощный из этих указателей — синхронизаторов. Несоответствующее время воздействия света может изменить циркадные ритмы. Например, воздействие света перед сном (особенно синего спектра экранов гаджетов и телевизоров) может подавить выработку мелатонина и, в конечном итоге, отсрочить наступление сна. У детей с расстройством отсроченной фазы сна обычное время сна и бодрствования отстает как минимум на два часа по сравнению с социально приемлемым временем. Расстройство чаще встречается в подростковом возрасте, когда считается, что циркадный ритм удлиняется, и ребенок становится более социальным. Распространенность нарушения среди подростков составляет от 7% до 16%. Заболевание диагностируется на основе истории болезни пациента и документирования времени сна и бодрствования в дневнике или журнале сна. Беспокойство родителей обычно связано с поздним отходом ко сну (в 2 часа ночи или позже), сном, трудностями с пробуждением и опозданиями в школу. Однако частые ночные пробуждения необычны, и архитектура сна обычно нормальная.

Лечение направлено на приведение циркадного ритма в соответствие с желаемым временем сна и бодрствования. Как и при всех нарушениях сна, поддержание регулярного цикла сна и бодрствования, соблюдение правил гигиены сна являются основой лечения. Важно избегать яркого света перед сном. Удаление всех светоизлучающих устройств (например, электроники, портативных носителей, планшетных компьютеров, сотовых телефонов) из спальни может быть полезным. Терапия ярким светом, используемая в течение первых одного-двух часов после пробуждения, также может быть полезной для улучшения циркадного ритма. Существуют убедительные доказательства того, что добавление мелатонина (от 0,3 до 5 мг за 1,5-6,5 часа до желаемого отхода ко сну) является эффективным лечением расстройства отсроченной фазы сна.

Синдром беспокойных ног

Частота синдрома беспокойных ног у детей составляет около 2%. Состояние характеризуется неприятным ощущением в ногах с позывом пошевелить ногами, начиная с вечера. Отдых ухудшает симптомы, а движение приносит некоторое облегчение. Другие симптомы включают трудности с засыпанием, сопротивление перед сном, «боли роста» и симптомы, аналогичные симптомам синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Заболевание у детей связано с негативным поведением и настроением, снижением когнитивных способностей и внимания, и чаще встречается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что дисфункция дофамина и дефицит железа играют основную роль в патогенезе синдрома беспокойных ног. Кроме того, симптомы могут усугубляться чрезмерной или недостаточной физической активностью или употреблением кофеина, никотина, антигистаминных препаратов, селективных ингибиторов обратного захвата серотонина или трициклических антидепрессантов.

Диагностика синдрома беспокойных ног у детей может быть сложной задачей, потому что они могут быть не в состоянии описать основные симптомы. Диагноз может быть поставлен, если анамнез соответствует состоянию и присутствуют, по крайней мере, два из следующих признаков: нарушение сна, заболевание у родственника первой степени родства или пять или более периодических движений конечностями за час сна во время полисомнографии.

Читайте также:  Ребенок не наедается, требует еще

После постановки диагноза синдрома беспокойных ног консервативное лечение включает избегание усугубляющих факторов. Поскольку дефицит железа часто встречается у таких детей, измерение уровня ферритина является необходимым. Терапию восполнения уровня железа следует начинать, если уровень ферритина составляет менее 50 мкг /литр. Не существует лекарственных препаратов, одобренных для лечения синдрома беспокойных ног у детей. Пациентов с симптомами, которые не поддаются консервативному лечению, следует направлять для дальнейшего обследования к специалисту по психическому здоровью.

Нарушение сна у детей

Нарушения сна у детей – это частые расстройства в неврологии дошкольного возраста, проявляют себя бессонницей, недостаточной продолжительностью сна. Подобные явления возникают в любом возрасте, по причинам как психологического, так и физического характера.

После тщательного обследования, главной задачей которого является выявление причины, почему у ребенка бессонница, подбирается адаптированная терапия.

Как правило, применяется консервативное лечение. Когда причина плохого сна в сторонней патологии (ЛОР заболевания или аномалии развития), то возможно, потребуется хирургическое вмешательство[1].

Причины бессонницы у детей

В первые годы жизни сон – одна из основных потребностей ребенка.

Достаточное количество часов сна позволяет малышу достигать уровня психоэмоционального развития, соответствующего возрасту. Однако инсомния или синдром беспокойного сна у детей, встречается в дошкольном возрасте почти у 80%.

Лечение для малышей до года, в 1,5-2, 3 или 4 года проводится только после того, как будет определена причина нарушения сна у ребенка.

Распространенными проблемами в этот период становятся:

  1. Стрессовые ситуации. Нервная система ребенка намного нежнее, подвергается нагрузкам в период раннешкольной адаптации или в подростковом возрасте. Заставлять чрезмерно переживать могут проблемы в школе, с друзьями, психологический микроклимат внутри семьи или страхи, фобии.
  1. Нарушение гигиены сна. Ребенок не вовремя отходит ко сну, в слишком позднее время. Перед укладыванием играется, получает физическую нагрузку. Чрезмерная активность будоражит нервную систему. Слишком длительный дневной сон также мешает полноценно отдыхать по ночам.
  1. Соматические патологии и развившиеся заболевания. Во младенчестве, на состояние влияют кишечные колики или патологии внутренних органов. Позже, инсомнию может спровоцировать синдромгиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ), эпилепсия, боли различного происхождения[2].
  1. Прием лекарственных препаратов, приводящих к чрезмерной активности нервной системы.

  1. Употребление химических и питательных веществ. Негативно на неокрепший организм влияет сахар или продукты, содержащие кофеин и другие «энергетические» добавки. Сейчас еще одной причиной проблем со сном у детей и подростков стало употребление содержащих никотин веществ: сигарет, снюса, жидкостей для электронных сигарет.
  1. Психические заболевания. Как правило, так проявляются тревожные и аффективные процессы. Также подобные проблемы бывают первыми симптомами психических расстройств, например – шизофрении.

Причинами нарушения сна у ребенка в 2,5 года и в 6, 7-10, 9 лет становятся различные явления, которые учитываются при выборе лечения.

Зачастую, чтоб нормализовать детский сон, хватает устранить раздражающий фактор, пересмотреть режим дня. И проблема разрешится.

Виды нарушений сна

Нарушение сна у детей раннего возраста, когда первые признаки проявились до года, – это ряд патологий неврологии. Международная классификация относит к этой категории расстройств десятки заболеваний.

Для удобства формулировки диагноза и подбора лечения, врачи выделяют такие группы расстройств по их симптомам:

  1. Диссомнии, бессонница – ухудшение качества и продолжительности ночного сна, проблемы с засыпанием.
  2. Парасомнии – проявление патологических отклонений во время сна: лунатизм, скрип зубами (бруксизм), энурез.
  3. Гиперсомнии – патологически длящаяся сонливость в дневное время, крайне тяжелое пробуждение, склонность к летаргии.

Не исключено, что у ребенка будут сочетаться два или все три типа расстройств.

Пол при этом не имеет значения, девочка это или мальчик. Помочь может обращение в клинику для уточнения причины и подбора лечения.

Симптомы

Для болезней, связанных со сном, существует множество причин.

Когда родители жалуются на то, что ребенок 2 или 10 лет не может заснуть, врачи советуют понаблюдать за маленьким пациентом. Нередко обнаруживается ряд дополнительных признаков, позволяющих точнее понять, что происходит с больным[3].

Симптомы нарушения сна у детей:

  1. Поведенческая инсомния – невозможность уснуть без проведения определенного ритуала, часто по незнанию сформированного самими родителями. Укладывание сопровождается рядом просьб: попить, поесть, сходить в туалет, почитать, обнять, полежать рядом.
  2. Усиленная сонливость в течения дня, которая проходит к вечеру и времени укладываться в кровать.
  3. Головные боли и головокружение в постели или посреди ночи.
  4. Галлюцинации, ощущение скованности движений при погружении в сон и пробуждении.

Нарушение сна у детей

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Стаж врачебной практики (лет): 14

Как детскому неврологу каждый день в моей работе приходится заниматься различными проявлениями нарушений сна. Нередко я вижу встревоженных мам, которые находятся в очень подавленном состоянии из-за того, что малыш плохо спит.

Действительно, хороший сон ребенка свидетельствует о его здоровье. И если ребенок спит беспокойно, часто просыпается, плачет, это настораживает родителей, и они обращаются за помощью к врачу. Особенно часто беспокоятся родители маленьких детей, ведь не будучи врачами, они не могут быть уверены в здоровье маленького человечка, которого не спросишь: “Что случилось? Болит что-нибудь? Что тебе приснилось?”. Первое время родители также могут сомневаться и в неврологическом здоровье своего ребенка: “Не является ли плохой сон свидетельством более серьезных проблем?” Детский невролог может оценить состояние здоровья малыша и развеять страхи родителей, помочь действенными советами.

Давайте рассмотрим основные причины плохого сна у детей:

  • Физиологические особенности сна ребенка
  • Эмоциональные перегрузки
  • Соматические проблемы
  • Неврологические проблемы

Физиологические особенности сна ребенка

На физиологическом уровне сон ребенка отличается от сна взрослого. Дети спят по-другому, чем мы, их сон более поверхностный, чуткий, и это является нормой.

Читайте также:  Лекарство от сильной головной боли кормящей маме

Как известно, сон состоит из сменяющих друг друга фаз – медленной и быстрой. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон (а у взрослых быстрый сон составляет только 25%). В эту фазу мама может наблюдать, как под закрытыми веками быстро движутся глазные яблоки ребенка, в это время ребенок видит сновидения. Тонус мышц утрачивается (за исключением мышц глаз и носоглотки), ребенок не может двигаться, так предусмотрено природой. Если бы возможность движения оставалась, люди совершали бы все те движения, которые им снятся.

Создаем условия для сна

Чтобы маленький ребенок лучше спал, как это ни странно звучит, не стоит изолировать его от посторонних шумов. Если малыш будет слышать сквозь сон негромкий фон работающей стиральной машины, спокойные приглушенные голоса родителей – он привыкнет к этим звукам, и не будет пугаться их во сне, и соответственно, будет лучше спать, а родители смогут продолжать заниматься привычными делами, не опасаясь разбудить кроху.

Перед сном необходимо хорошо проветрить комнату, в которой спит ребенок. Свежий воздух поможет малышу спать крепче. Очень полезен сон на открытом воздухе, который повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Детям постарше полезны прогулки перед сном.

Для хорошего сна имеет значение и то, насколько удобна подушка и комфортно одеяло. Ребенку не должно быть ни слишком жарко, ни холодно во время сна, поэтому одеяло должно соответствовать сезону и общей температуре в комнате. Если у ребенка мерзнут ноги, он быстрее заснет в носочках. Для более старших детей нужно обратить внимание на подбор подушки, в частности ее высоту. Не маловажно и то, как ребенок спит на подушке: край подушки должен приходиться на шею, а плечи и верхняя часть спины должны лежать на матрасе – это самое физиологически правильное положение.

Длительность сна

Всем известно, что чем меньше ребенок, тем больше он должен спать. Однако, длительность сна для всех индивидуальна, это зависит нередко от темперамента, психофизиологического состояния.

В таблице приведены суточные нормы сна в зависимости от возраста:

1-2 месяца 18 часов
3-4 месяца 17-18 часов
5-6 месяцев 16 часов
7-9 месяцев 15 часов
10-12 месяца 13 часов
1-2 года 13 часов
2-3 года 12 часов

С возрастом у ребенка происходит увеличение продолжительности периодов бодрствования, это связано с повышением работоспособности головного мозга. Некоторым детям, в силу индивидуальных особенностей, требуется меньшее количество сна, чем их сверстникам, если ребенок спит чуть меньше, но чувствует и ведет себя хорошо, родителям не стоит беспокоиться.

То, что ваш малыш подрос и нуждается в другом режиме сна, вы можете понять по следующим признакам: ребенок очень медленно засыпает, рано пробуждается после дневного сна, сохраняет активность в течение всех периодов бодрствования

Сладкий сон с мамой

Еще несколько десятилетий назад в России многие считали, что ребенок должен спать отдельно от мамы. Сразу же после родов малыша приучали спать в своей кроватке, нередко это выматывало и малыша, не желавшего спать вдалеке от мамы, и маму, также лишенную сна.

Современные психологи и неврологи сходятся во мнении, что совместный сон с мамой – это не каприз ребенка, а нормальная физиологическая потребность. Малыш рождается совершенно беспомощным существом (в отличие от многих животных), и долгое время его жизнь полностью зависит от мамы. Быть рядом с мамой – значит выжить, поэтому дети чувствуют себя дискомфортно, если мамы нет рядом. Мамин запах, мамино тепло, нежные объятия, доступность груди – все это создает самые благоприятные условия для полноценного психологического развития ребенка и, конечно же, сказывается на качестве сна. Ведь психологическая стабильность – залог хорошего сна, как для детей, так и для взрослых.

Если малыш проснулся, испугавшись чего-то во сне, мама быстро успокоит его, он не успеет раскричаться, а, следовательно, и качество сна сохранится.

Не бойтесь избаловать вашего ребенка, до 1,5 лет он может спокойно находиться в родительской постели, это только пойдет ему на пользу. Такие дети вырастают более спокойными, уравновешенными, более уверенными в себе. Ведь они получают необходимое количество материнской любви в том возрасте, когда это наиболее необходимо, когда закладываются основы его физического и психологического здоровья. Позже, в возрасте от 1,5 до 3 лет, уже “большой” он сам с удовольствием перейдет в собственную постельку.

Индивидуальные особенности ребенка

В редких случаях ребенок может быть здоровым и спать беспокойно в силу своих индивидуальных особенностей. В моей практике бывали случаи, когда мама обращалась к врачу с жалобой на плохой сон ребенка, но и осмотр, и дополнительные обследования, и консультации светил медицины констатировали здоровье ребенка. Такие случаи редки, но они случаются, и здесь, к сожалению, приходится только ждать, чтобы ребенок “перерос” это состояние. Но чаще всего, если ребенок неврологически здоров, причину плохого сна нужно искать в соматических проблемах или излишней эмоциональности ребенка. О чем и пойдет речь дальше.

Эмоциональные перегрузки

Эмоциональные перегрузки – это самая частая причина плохого сна не только у детей, но и у взрослых.

Если ребенок слишком перевозбужден или переутомлен, засыпание может превратиться в длительный и мучительный процесс. Поэтому родителям следует контролировать занятия ребенка перед сном, нежелательно смотреть телевизор, играть в компьютерные игры или поощрять подвижные, шумные игры со сверстниками или родителями. Переутомление также может быть вызвано излишней загруженностью ребенка в дневное время, что случается достаточно часто у сегодняшних дошкольников и школьников.

Если ваш ребенок плохо засыпает, прежде всего, проанализируйте, чем ребенок занимается перед сном, нет ли факторов, которые могут перевозбудить его нервную систему. Например, может быть, папа работает весь день и приходит только к моменту укладывания ребенка. Ожидание папиного возвращения с работы, общение с ним перед сном могут возбуждать малыша и сбивать настрой на сон.

Читайте также:  Тяжело протекает ОРВИ у ребенка в 10 месяцев

Очень важное значение для хорошего сна ребенка играет эмоциональное состояние мамы. Если мама нервничает по каким-либо причинам, это обязательно сказывается на состоянии малыша. Проанализируйте свое поведение, не раздражаетесь ли вы по пустякам, не выплескиваете ли свои негативные эмоции в общении с ребенком? Некомфортная психологическая обстановка в семье, натянутые отношения между мамой и папой или другими родственниками, с которыми вы живете в одной квартире, могут также нарушать эмоциональное равновесие впечатлительного малыша.

Процедура укладывания

Для того чтобы малыш засыпал лучше желательно придерживаться определенной процедуры укладывания. Если каждый вечер перед сном ребенок будет совершать одни и те же действия, например, убирать по местам свои игрушки, смотреть “Спокойной ночи малыши”, чистить зубы – этот ежевечерний ритуал поможет ему настраиваться на сон. Уложив в кроватку, мама может почитать ему сказку, поцеловать и пожелать “доброго сна”. Если ребенок боится оставаться в темноте, лучше оставить включенным ночник.

При укладывании маленьких детей (до года) я советую также придерживаться небольшого ритуала, это может быть пение колыбельной или чтение сказки, не волнуйтесь, если малыш вас еще не понимает, в этом возрасте при укладывании главное – монотонность речи. Одна моя пациентка (студентка университета) читала своему годовалому малышу конспекты перед сном – и малыш засыпал быстрее, и мама готовилась к экзаменам.

Не советую долго укачивать малыша, сон при укачивании не глубокий, к тому же ребенок очень привыкает и мама становится заложником укачивания. Если ребенок хорошо засыпает у груди, вы можете кормить его лежа в постели, и это может стать для него лучшим ритуалом. Не стремитесь немедленно переложить его в детскую кроватку, дайте ему заснуть глубже.

Соматические проблемы

Соматические проблемы – это заболевания, не связанные с расстройствами нервной системы. Чтобы исключить соматические нарушения – необходимо проконсультироваться с педиатром.

Если у вашего малыша болит животик, не стоит ожидать, что его сон будет хорошим. Причиной этому могут быть, желудочно-кишечные колики, спазмы. Но, как правило, желудочно-кишечные расстройства дают временное нарушение сна – только на период обострения.

Самая частая причина устойчивого расстройства сна на первом году жизни – это рахит – нарушение фосфорно-кальциевого обмена, вследствие дефицита витамина Д. На начальных стадиях рахита всегда отмечается повышение нервно-рефлекторной возбудимости, этот симптом может отчетливо выявляться с 3-4 месяцев, в некоторых случаях даже раньше – с 1,5 месяцев. У ребенка появляется беспокойство, пугливость, раздражительность, заметно нарушается сон. Дети часто вздрагивают, особенно при засыпании. Усиливается потливость, прежде всего, во сне и при кормлении. Наиболее сильно потеют лицо и волосистая часть головы. Назначение врачом соответствующей дозы витамина Д приводит к улучшению состояния.

Неврологические проблемы

Расстройства сна, которые вызваны нарушением деятельности центральной нервной системы ребенка, могут иметь эпилептическое и неэпилептическое происхождение. Определить характер нарушения может только невролог, поэтому с любыми подозрениями следует обратиться к доктору.

Что же должно насторожить маму и послужить поводом для обращения к неврологу:

  • Ночной энурез (у детей с 4 лет)
  • Снохождение, сноговорение
  • Ночные кошмары

Отдельно хотелось бы остановиться на ночных кошмарах эпилептического происхождения. В этом случае мама замечает, что ночные страхи у ребенка повторяются как будто по одному и тому же сценарию. Во время такого ночного кошмара у ребенка может быть застывший взгляд, могут подрагивать конечности, и в то же время может и не быть яркой эмоциональной окраски ночного страха. На утро такие дети всегда вялые, подавленные, чувствуют себя плохо.

В заключение, хотелось бы повторить, что в большинстве случаев нарушения сна не требуют серьезного медицинского вмешательства, и бесследно проходят после того, как мама сама перестанет нервничать и скорректирует режим сна-бодрствования ребенка. Но если малыш продолжает спать беспокойно, лучше доверить решение этой проблемы доктору.

Терапия поведенческих нарушений сна у детей

Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.

Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение. Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала). На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия — это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.

Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания. Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний. Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз — это вредно, разлука с мамой в операционной — вредно, отходить от наркоза — слезно, пребывать в стационаре — стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.

Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза — риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.

Читайте также:  Зеленоватый частый жидкий стул у ребенка в 4 года

Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс. При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей. Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей. Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо.

Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять. Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка».

Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.

Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.

Показания к поведенческой терапии нарушений сна:

  • Расстройство режима сна и бодрствования (количество дневных снов меньше нормы или они короткие (до 40 минут), позднее начало ночного сна).
  • Трудности засыпания (чтобы ребенок заснул, от родителей требуются активные действия: укачивание, кормление, катание в коляске, ношение в слинге, при этом скорость засыпания превышает 15 минут, а степень участия родителей в засыпании со временем только увеличивается).
  • Трудности в поддержание состояния сна (ребенок часто просыпается, при этом пробуждения не связаны с голодом, а чтобы заснуть, ему требуется помощь взрослого, засыпание дольше 15 минут).
  • Раннее окончательное пробуждение (ребенок начинает день раньше 6 утра, как правило, просыпается в плохом настроении).
  • Парасомнии (ночные истерики, ночные кошмары).

При всем этом у ребенка должны наблюдаться признаки нехватки сна: малыш просыпается в плохом настроении, плаксивый в течение дня, случаются истерики на пустом месте, перевозбужден, очень активен (часто ближе к ночи) или, наоборот, засыпает во второй половине дня во время тихих игр, не дожидаясь сигналов родителей, ребенок спит при любом удобном случаем (в машине, слинге, коляске, при этом время сна не соответствует режиму, установленному родителями, но как только движение прекращается — ребенок просыпается), ребенок засыпает всегда со слезами.

Работа проводится с соматически здоровыми детьми, а в случае наличия хронических заболеваний ребенок должен быть в стадии ремиссии. До 6 месяцев (при ИВ) и 9 месяцев (при ГВ) ночные кормления сохраняются. Отмена ночных кормлений решается в индивидуальном порядке, согласовывается с педиатром и консультантом по ГВ (если у мамы есть проблемы с ГВ).

Итак, в чем суть поведенческой терапии нарушений сна?

Мы предлагаем ребенку новую модель поведения — самостоятельное засыпание. Для этого после проведения всех необходимых процедур подготовки ко сну кладем малыша в кроватку и выходим из комнаты. Далее, в зависимости от выбранной методики, либо взаимодействуем с малышом (возвращаясь к нему), подкрепляя правильное поведение и игнорируя нежелательное, либо не взаимодействуем вовсе.

Чем проще правила, которые мы транслируем ребенку, тем быстрее он их понимает и принимает, тем быстрее достигается эффект. Но есть одно «но».

Чем радикальнее изменяются условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.

Отсюда следуют два вывода:

  1. Самое важное в обучении самостоятельному засыпанию — это подготовка ребенка к новым правилам и условиям для того, чтобы с началом работы по методике изменения были минимальны, а значит, минимальным был и протест малыша. Наша задача до начала обучения — обеспечить ребенку комфортные условия сна, выстроить режим сна и бодрствования согласно возрастным особенностям ребенка (чтобы при попадании ребенка в кроватку он хотел спать), ввести ритуалы засыпания (тем самым действиями показать малышу, что скоро придет время сна). И эта подготовка занимает 90% всей работы над сном малыша.
  2. Чем проще правила, тем они понятнее ребенку (а значит, ребенок примет их в самые короткие сроки), но чем радикальнее изменения условий засыпания, тем ярче протест малыша.

Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е. изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже. Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.

Читайте также:  Неврология Задать вопрос

Радикальные, или быстрые методы

Метод исключения плача

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты и игнорирует все проявления недовольства ребенка до утра. Таким образом ребенку транслируется новое правило: теперь ты засыпаешь сам, без помощи взрослых, и спишь в кроватке до утра.

Так как правила очень простые, то ребенок быстро понимает и принимает их, и уже через 3–5 дней засыпает самостоятельно, без слез, а т.к. изменение привычных условий радикальное, то обучение сопровождается ярким протестом со стороны ребенка.

Но тем не менее есть дети и родители, которым подойдет именно этот метод обучения, например детям старше 9 месяцев, которые отличаются энергичностью и упрямством, а значит, только возбуждаются от присутствия взрослых. А также родителям с очень крепкими нервами, уверенными в последовательности своих действий (если взрослый хотя бы единожды откликается на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и усиливает проявления недовольства).

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книге М. Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок».

Метод контролируемого плача

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу спустя 3 минуты после начала плача и успокаивает его в кроватке. Лучше не брать малыша на руки (так он успокоится быстрее, но попадание в кроватку вызовет новую волну возбуждения). Когда ребенок успокоится, родитель снова выходит из комнаты. Если малыш опять начинает плакать, то взрослый заходит в комнату теперь уже через 5 минут. Так, увеличивая интервалы между началом плача ребенка и возвращением родителя в комнату, взрослые действуют до засыпания малыша.

Правила для ребенка остаются достаточно простыми: ребенок засыпает сам в кроватке, но поведение родителей немного усложняют задачу для ребенка. С одной стороны, родители реагируют на плач ребенка и заходят в комнату, чтобы успокоить малыша, как бы подкрепляя его протест, с другой стороны, как только малыш успокоился, родители все равно выходят из комнаты, транслируя неизменность нового правила: теперь малыш засыпает в кроватке сам.

Из-за визитов родителей процесс привыкания затягивается, поэтому ждать результатов приходится уже не через 3–5 дней, а через 7–10. Из-за радикальных изменений привычных условий засыпания протест ребенка будет особенно ярким, но у родителей есть возможность участвовать в успокоении малыша.

У этого метода много поклонников, т.к. он достаточно быстрый, но в то же время не исключает полностью взаимодействие взрослого и ребенка, помогая родителям легче перенести слезы малыша.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно».

Мягкие методики, в которых не допускается, чтобы ребенок плакал в одиночестве

Метод стула

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то он возвращается к малышу и садится на стул, заранее поставленный рядом с кроваткой. Взрослый, который укладывает малыша спать, сидит рядом с ребенком и не покидает комнату, пока тот не заснет полностью. Родитель может помогать малышу успокаиваться в кроватке руками или голосом. Спустя две-три ночи стул постепенно отодвигают от кроватки и уменьшают степень участия взрослого в засыпании. Этому алгоритму следуют, пока стул не окажется за пределами комнаты.

Из-за того, что правила меняются (каждые три дня взрослый меняет свое положение относительно кроватки и уменьшает степень своего участия в засыпании малыша), ребенку нужно больше времени, чтобы понять, что от него требуется, и усвоить новое правило засыпания, поэтому обучение затягивается в среднем на 2 недели. Но зато изменения в условиях засыпания не такие радикальные (если малыш привык засыпать в присутствии взрослого, то он продолжает засыпать со взрослым, сидящим в комнате), поэтому протест минимальный.

Метод подойдет детям, которые тяжело переносят разлуку (часто это малыши, которые только научились ползать или ходить), и родителям, которые достаточно терпеливы и последовательны, но не могут позволить, чтобы ребенок плакал в одиночестве.

Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в книге Ким Вест «Спокойной ночи, спи крепко».

Метод «Обнял-положил»

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу.

Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, взрослый берет его на руки, обнимает, успокаивает и кладет обратно, как только плач прекращается. Если малыш снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Самое главное, чтобы ребенок заснул в кроватке, а не в маминых объятиях.

В этой методике понять ребенку правило самостоятельного засыпания еще сложнее, т.к. поведение родителей неоднозначно — вроде бы берут на ручки по первому требованию и успокаивают, но с другой стороны все равно кладут в кроватку. Поэтому сам процесс укладывания затягивается на час или даже дольше, а работа по методике длится до 3–4 четырех недель, пока малыш не поймет и не усвоит новое правило. Но зато в этой методике ребенок не плачет в одиночестве, а всегда успокаивается у мамы/папы на руках.

Методика подойдет терпеливым родителям, готовым к долгой работе, которым важно постоянное присутствие рядом с ребенком.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш»; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез».

Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая — хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.

Читайте также:  Красные щеки у ребенка 1 год 8 месяцев

Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.

Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна

BabySleepConsult: обучение консультантов по детскому сну

На базе Центра детского сна и развития BabySleep

Проблемы со сном у детей

Канадское сомнологическое общество (Canadian Sleep Society) выпустило брошюру для родителей с информацией о проблемах со сном у детей и поведенческих причинах их возникновения. Прочитав ее, вы получите необходимую базовую информацию, чтобы чувствовать себя увереннее в вопросах детского сна.

BabySleep перевел эту брошюру для вашего удобства.

Введение

Проблемы со сном – один из самых распространенных вопросов, волнующих родителей. Фактически те или иные трудности со сном имеются у 30 % детей. Сон важен и для физического, и для умственного развития ребенка. Важно и количество, и качество сна ребенка. Семьи с детьми живут очень по-разному, и стиль жизни семьи может влиять на то, когда, где и как спит ребенок. Окружающая обстановка также влияет на сон, поэтому важно убедиться в том, что сну ребенка не мешают шум или свет.

Независимо от того, какой стиль жизни выбрала ваша семья, родителям важно иметь представление о правильной организации сна ребенка, о том, как сформировать у детей здоровые привычки сна, а также как заметить проблему в случае ее возникновения и начать ее исправлять. Также важно знать о распространенных у детей и подростков нарушениях сна.

Как регулируются режим сна и его продолжительность?

Сон регулируют два процесса:

  • Первый – гомеостатический, или давление сна. Давление сна постоянно растет в процессе бодрствования ребенка и спадает при засыпании. Следует убедиться, что перед укладыванием ребенок накопил достаточно большое давление сна, это поможет ему уснуть быстро.
  • Второй – циркадианный. Он регулирует время засыпания и пробуждения и способствует закреплению ритма сна и бодрствования.

Два этих процесса формируют качество и количество сна ребенка. В идеале, если ребенок накапливает достаточное давление сна к планируемому времени засыпания и имеет стабильный режим сна и бодрствования, у него в любом возрасте будет оптимальная регуляция сна.

Что происходит, когда мой ребенок спит?

В любом возрасте у человека ночью есть 2 различных типа сна, и мы циклично последовательно проходим через эти типы сна с момента засыпания до утреннего пробуждения.

  • REM-сон (Rapid Eye Movement, быстрые движения глаз), или фаза быстрого сна – фаза сновидений.
  • NREM-сон (Non-Rapid Eye Movement), или фаза медленного сна, которая включает в себя глубокий восстанавливающий сон. Человеку ежедневно нужны обе фазы сна, чтобы быть здоровым и отдохнувшим.

Когда дети и взрослые переходят из одного цикла сна в другой, между ними возникает краткий момент частичного пробуждения. Эти пробуждения возникают примерно 5–7 раз в течение ночи, но обычно мы их не замечаем, т. к. сразу же снова погружаемся в сон. Во время таких микропробуждений дети, имеющие навык самоуспокоения, обычно также могут продолжить свой сон без какой-либо помощи родителей, однако те дети, которые этим навыком не обладают, часто просыпаются полностью и нуждаются в помощи для продолжения сна.

По мере роста и развития ребенка меняется потребность в сне. Необходимое время сна снижается с 16–20 часов в сутки у новорожденных до 10–11 часов у детей дошкольного и школьного возраста. Подростки продолжают нуждаться в 9-часовом сне. Следовательно, важно быть уверенным, что подросток, равно как и младенец, получает достаточно сна. Также по мере роста ребенка меняется распределение сна между днем и ночью: время дневных снов постепенно сокращается (большинство детей перестают спать днем в возрасте от 3 до 5 лет) и сон полностью консолидируется в ночной период.

Каковы последствия недостатка сна?

Плохой или недостаточный сон может влиять на настроение и поведение ребенка, повышает риск эмоциональных или поведенческих проблем, негативно влияет на способность к концентрации внимания, обучение и успеваемость в школе. Это также отражается на физическом здоровье ребенка, повышая риск хронических болезней, таких как ожирение, проблемы с сердцем и метаболизмом, и повышает вероятность несчастных случаев. Кроме того, дети, которым не привили привычки хорошего сна, могут иметь плохой сон во взрослом возрасте.

Как помочь ребенку усвоить привычки хорошего сна:

  • Окружающая обстановка. Выполнив несколько простых действий, вы поможете биологическим часам вашего ребенка работать правильно, обеспечивая способность легко засыпать ночью и просыпаться по утрам.
    Вот эти действия:
    — Вечером помогите ребенку осознать, что наступило ночное время: обеспечьте тишину в спальне (выключите телевизор, музыку и другие гаджеты), темноту и поддерживайте комфортную температуру. Если вы используете ночник, в течение всей ночи его свет должен быть тусклым.
    — Утром помогите ребенку понять, что наступило дневное время: «заливайте» его естественным светом и стимулируйте его активность.
  • Семейные привычки. Самостоятельное засыпание: в возрасте после 4–6 месяцев дети могут учиться засыпать самостоятельно, без помощи родителей в виде укачивания, кормления или других способов успокоения до тех пор, пока ребенок не заснет. Важно, чтобы условия, в которых ребенок засыпает, не менялись при пробуждениях в течение ночи. Важно, чтобы ребенок засыпал в том же самом месте, где он будет спать ночью. Привычками, приводящими к проблемам со сном, могут быть укачивание на руках до полного засыпания, укладывание в движущемся автомобиле, под музыку или телевизор. Некоторые дети успокаиваются при наличии «переходного объекта» (например, любимый пледик или мягкая игрушка).
  • Стабильный режим сна и бодрствования. Время засыпания и пробуждения каждый день должны быть примерно одинаковыми и не различаться более чем на 30 минут в будние и выходные дни.
  • Ритуал перед сном. Тихая, успокаивающая, предсказуемая деятельность (15–30 минут) поможет ребенку переключиться с дневной активности на отход ко сну.
  • Кормления. Чтобы поддерживать здоровый ночной сон в правильное время, важно каждое утро завтракать. Легкий углеводный перекус перед укладыванием (например, сыр и крекеры) помогает уснуть. Однако не стоит кормить ребенка тяжелой пищей незадолго до ночного сна.
  • Физическая активность в течение дня. Для здорового режима сна важна физическая нагрузка, от умеренной до интенсивной.
Читайте также:  Дочь 7 лет сосет палец

Чего стоит избегать, чтобы помочь ребенку усвоить привычки хорошего сна:

  • Кофеин: детям вообще стоит избегать кофеинсодержащих продуктов, но в особенности за 6 часов до укладывания. Это шоколад, кола, чай и кофе. Проверяйте состав продуктов, особенно газировки – они могут содержать кофеин.
  • Интенсивная физическая нагрузка вечером: активные упражнения следует исключить за 3 часа до укладывания. Дело в том, что они возбуждают и увеличивают трудности с засыпанием.
  • Гаджеты: нужно избегать наличия у ребенка гаджетов в спальне, включая планшеты, смартфоны, компьютеры и игровые приставки. Их наличие в спальне может приводить к более позднему засыпанию. К тому же, свечение экранов стимулирует активность мозга, приводя к трудностям с засыпанием.
  • Дневной сон в возрасте после 5 лет: по мере взросления ребенка сон консолидируется в ночное время, вместо необходимых для отдыха дневных снов теперь нужно обеспечивать один достаточно длинный ночной сон. Многие дети и взрослые спят днем время от времени, однако после 5 лет детям, получающим достаточное количество сна ночью, дневной сон не требуется. Если ребенок спит днем, в то время как дневной сон ему уже не требуется, лишний сон днем может снижать давление сна к вечеру, приводя к более позднему и долгому засыпанию. Таким образом, лучше избегать дневного сна после 4–5 лет, если регулярный дневной сон ребенку уже не требуется.

Какие проблемы со сном самые распространенные?

Ниже вы видите примеры проблем, которые мешают засыпанию и непрерывному сну:

  • Ассоциации с засыпанием. Эта проблема общая и для детей младше года, и в возрасте 1–3 лет, и для дошкольников. Она возникает, если при засыпании ребенку необходима помощь взрослых в создании определенных условий. При ночных пробуждениях ребенок также не может уснуть, пока не будут воссозданы те же условия, что и при засыпании. Эти условия могут быть такими: укачивание, кормление, поглаживание спинки, засыпание в одной кровати с родителями. Когда вы создаете эти условия, ребенок быстро засыпает, но при каждом пробуждении в течение ночи их необходимо воссоздавать, чтобы ребенок мог продолжить сон.
  • Слишком позднее засыпание: характерно для детей старшего возраста и подростков, но может быть в любом возрасте. Тинэйджеры обычно «совы», они предпочитают засыпать и вставать поздно (особенно по выходным), пропуская завтрак. Если позволить подростку жить по собственному расписанию, он или она будет спать достаточно, но скорее всего это будет мешать дневным обязанностям ребенка, особенно учебе в школе. Некоторые подростки могут самостоятельно справляться с этим вопросом, но у остальных бывают трудности с засыпанием в разумное время и утренними пробуждениями.
  • Другой вид проблем со сном – парасомнии, представляющие собой необычные проявления по ночам. Например, лунатизм и ночные страхи. Обе эти сопутствующие проблемы со сном проявляются обычно у дошкольников и младших школьников, оба происходят в фазе медленноволнового сна (NREM). Эта фаза сна больше представлена у детей младшего возраста. Эти проблемы могут возникать, но встречаются реже, у детей старшего возраста, подростков и взрослых. Ребенок просыпается через 1–3 часа после засыпания, он выглядит испуганным, вспотевший, может при этом кричать. Когда вы пытаетесь его успокоить, он смотрит будто сквозь вас, а утром не помнит о случившемся. Большинство подобных случаев приходится на первую треть ночи, и обычно ночные страхи возникают в течение нескольких часов после засыпания.

Ответы на часто встречающиеся вопросы:

Как узнать, достаточно ли спит мой ребенок?

Уставшие дети не всегда ведут себя как взрослые, поэтому утомление может проявляться у них по-разному. Иногда дети, не добирающие качественного сна, не выглядят уставшими. Они могут быть даже слишком активными, плохо вести себя, быть агрессивными или рассеянными.

Дети, которых трудно разбудить, и которые подолгу не могут прийти в себя по утрам, могут спать недостаточно в течение суток или иметь плохое качество сна. Конечно, этому могут быть и другие объяснения, но плохой сон должен быть принят во внимание. И напротив, если малыш просыпается утром сам и выглядит хорошо отдохнувшим – скорее всего, он получает достаточное количество качественного сна.

Что делать, если я вижу проблемы со сном у своего ребенка?

Если вы заметили у ребенка эти или другие тревожащие проблемы со сном, можно обратиться к доступным пособиям и книгам по детскому сну. А если проблема так не решится, стоит обратиться за помощью к врачу или специалисту по сну.

Другие симптомы нарушений сна, которые вы, вероятно, захотите обсудить со своим врачом, перечислены ниже, но полный список ими не ограничен:

  • ночное недержание мочи;
  • храп;
  • сильное беспокойство по ночам;
  • частые ночные кошмары;
  • прочие проблемы, связанные с засыпанием, продлением сна;
  • ранними пробуждениями и необычным поведением ночью.

Комментарий BabySleepConsult:

Мы стараемся переводить все важные сведения о сне детей, давать родителям полную информацию, чтобы они могли принять информированное решение о том, как именно спать их семье.

Ссылка на основную публикацию