При виде новой игрушки дочь вытягивает ножки и ручки, трясет ими

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Читайте также:  Помогут ли витамины «Алфавит Школьник» учиться лучше?

Синдром навязчивых движений у детей: отчего возникает и как лечится

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

  • Эпидемиология
  • Причины
  • Факторы риска
  • Патогенез
  • Симптомы
  • Формы
  • Осложнения и последствия
  • Диагностика
  • Дифференциальная диагностика
  • Лечение
  • К кому обратиться?
  • Профилактика
  • Прогноз

В педиатрической психоневрологии – при наличии непроизвольных движений, которые периодически возникают у ребенка вне зависимости от его желания, а прекратить их приступы усилием воли невозможно – может диагностироваться синдром навязчивых движений у детей.

Такие повторяющиеся стереотипные движения является либо частью общего невротического навязчивого состояния, либо бывают проявлением пароксизмального психоневрологического расстройства, либо рассматриваются как признак экстрапирамидных моторных нарушений.

Эпидемиология

По данным зарубежных экспертов, более чем у 65% гиперактивных детей, родители которых обращались к невропатологам, были проблемы при рождении или в ранний младенческий период. Но в 12-15% случаев выяснить истинную причину синдрома навязчивых движений у ребенка не удается из-за отсутствия полной информации.

Недавние исследования School of Medicine Washington University и University of Rochester показывают, что распространенность тиков составляет приблизительно 20% населения, а частота хронических тиковых расстройств среди детей составляет около 3% (с соотношение мальчиков и девочек 3:1).

Императивная мышечная моторика в виде тиков редко проявляется ранее двух лет, и средний возраст их начала – около шести-семи лет. У 96% тики присутствуют до 11 лет. При этом при легкой степени выраженности синдрома у половины пациентов к 17-18-летнему возрасту он становится практически не заметным.

Среди педиатрических пациентов с тяжелой или глубокой задержкой интеллектуального развития статистика синдрома навязчивых движений составляет 60%, и в 15% случаев такими движениями дети наносят себе повреждения.

Кстати, несмотря на свою связь с психическими расстройствами, есть дети и взрослые с нормальным интеллектом и адекватным уходом, которые имеют данный синдром.

[1], [2], [3], [4], [5], [6]

Причины синдрома навязчивых движений у детей

В преобладающем количестве клинических случаев специалисты связывают причины синдрома навязчивых движений у ребенка с неврозами стрессовой этиологии, нередко определяя данное нарушение как невроз навязчивых движений.

Данный синдром может наблюдаться при состоянии повышенной тревожности ребенка, синдроме раннего детского аутизма, а также синдроме Аспергера у детей.

В препубертатный период навязчивые движения у подростков могут быть симптомом развивающегося обсессивно-компульсивного расстройства.

Двигательные нарушения – синдром навязчивых движений у взрослых – подробно рассматриваются в публикации Нервный тик и статье Синдром Туретта. Кроме того, с возрастом усиливается фактор нарушений микроциркуляции в церебральных сосудах и угрозы ишемии головного мозга – в связи с атеросклерозом.

В детстве появление императивных стереотипных движений – в качестве признака нейродеструктивных расстройств – возможно при нарушениях работы ЦНС вследствие перинатального поражения структур головного мозга из-за гипоксии и церебральной ишемии, а также травм во время родов, приводящих к различным энцефалопатиям.

Данный комплекс симптомов считают коморбидным гиперкинетическому синдрому, свойственному для нарушений экстрапирамидной системы: поражении моторных нейронов боковых рогов спинного мозга; ствола и коры головного мозга; базальных ганглиев подкорки головного мозга; ретикулярной формации среднего мозга; мозжечка, таламуса и субталамического ядра. В результате возникают хорея, атетоз и гемибаллизм. Подробнее см. материал – Гиперкинезы у детей.

Отмечается целый ряд нейродегенеративных заболеваний, патогенез которых обусловлен мутациями генов и унаследованными неврологическими нарушениями, ассоциируемыми с появлением синдрома навязчивых движений у детей в достаточно раннем возрасте. Среди них отмечают:

  • генетические дефекты содержащихся в плазме клеток митохондрий (синтезирующих АТФ) – митохондриальные заболевания, нарушающие энергообмен в тканях;
  • врожденные поражения миелиновых оболочек нервных волокон при метахроматической лейкодистрофии;
  • мутацию гена PRRT2 (кодирующего один из трансмембранных белков тканей головного и спинного мозга), вызывающую пароксизмальные навязчивые движения в виде кинезогенного хореоатетоза;
  • патологическое накопление железа в базальных ядрах головного мозга (нейроферритинопатию), вызываемое мутацией в гене FTL.

Определенное место в патогенезе рассматриваемого пароксизмального моторного расстройства занимают патологии эндокринного характера, в частности, гипертиреоз и аутоиммунный тиреоидит у ребенка. А происхождение наследственной доброкачественной хореи, как показали исследования, заключается в мутациях гена тиреоидного транскрипционного маркера (TITF1).

Среди аутоиммунных заболеваний отношение к развитию непроизвольных движений также имеет системная красная волчанка, на определенной стадии развития приводящая к целому ряду патологий ЦНС.

Специалисты не исключают связи причины синдрома навязчивых движений у ребенка с состоянием кататонического возбуждения, индуцируемого некоторыми формами шизоаффектных состояний и шизофрении; черепно-мозговыми травмами; интракраниальными опухолевыми образованиями; церебральными поражениями органического характера с развитием глиозных изменений отдельных структур мозга; инфекциями – вирусным энцефалитом, Neisseria meningitidis или вызывающим ревматическую лихорадку Streptococcus pyogenes.

[7], [8], [9], [10]

Факторы риска

Ключевые факторы риска развития любой группы симптомов психоневрологического характера, в том числе, синдрома навязчивых движений у ребенка, подростка или взрослого – наличие патологий, приводящих к расстройствам движения.

Как показывает клиническая практика, данный синдром может затронуть любого в любом возрасте, однако мальчиков это касается в значительно большей мере, нежели девочек. Особенно часто навязчивые движения наблюдаются у детей, родившихся с умственной неполноценностью из-за генетических аномалий, при негативном воздействии на плод в период внутриутробного развития или вследствие развития постнатальных патологий.

[11], [12], [13]

Патогенез

Патогенез части гиперкинетических расстройств может заключаться в отсутствии баланса нейромедиаторов ЦНС: отвечающего за мышечные сокращения и расслабление ацетилхолина, управляющего движениями мышечных волокон дофамина, а также возбуждающих все биохимические процессы норадреналина и адреналина. Из-за дисбаланса указанных веществ передача нервных импульсов искажается. Кроме того, усиливает стимуляцию нейронов головного мозга высокий уровень натриевой соли глутаминовой кислоты – глутамата. При этом ингибирующая это возбуждение гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) может быть в дефиците, что также вносит помехи в работу моторных зон мозга.

Читайте также:  У ребенка непереваривание коровьего молока, кушает в основном во время сна

[14], [15], [16], [17], [18], [19], [20]

Симптомы синдрома навязчивых движений у детей

Наиболее часто проявляющиеся симптомы этого нарушения могут включать такие нефункциональные (бесцельные) движения (повторяющиеся и часто ритмичные) с участием мышц языка, лица, шеи и туловища, дистальных отделов конечностей:

  • учащенное моргание;
  • покашливание (имитирующее «прочистку горла»);
  • встряхивание рук, размахивание или скручивание;
  • похлопывание по лицу;
  • битье головой (о что-либо);
  • нанесение себе ударов (кулаком или ладонями);
  • бруксизм (скрежетание зубами);
  • сосание пальцев (особенно часто – большого);
  • кусание пальцев (ногтей), языка, губ;
  • дерганье за волосы;
  • собрание кожи в складку;
  • гримасы (лицевые тики);
  • однообразное колебание всего тела, сгибание туловища;
  • подобные хорее подергивания конечностей и головы (отрывистое кивание головой вперед, в стороны);
  • изгибание пальцев (во многих случаях – перед лицом).

Формы

Виды повторяющихся движений варьируются в широких пределах, и каждый ребенок может иметь свое собственное – индивидуальное проявление. Оно может увеличиваться со скукой, стрессом, волнением и усталостью. Некоторые дети, когда на них направлено внимание или они отвлекаются, могут свои движения резко прекратить, в то время как другие на это неспособны.

В дополнение к названным, у детей с синдромом навязчивых движений возможны признаки дефицита внимания, нарушения сна, расстройства настроения. А наличие приступов ярости и взрывных вспышек свидетельствует о синдроме Аспергера или обсессивно-компульсивном расстройстве.

[21], [22], [23]

Осложнения и последствия

Некоторые бесцельные движения могут вызывать самоповреждение. Кроме того, синдром может вызывать дистресс у ребенка, что приводит к некоторому снижению качества жизни, затрудняет общение и социализацию в детском коллективе; определенным образом влияет на способность к самообслуживанию и ограничивает сферу совместной деятельности вне домашней обстановки.

[24], [25], [26]

Диагностика синдрома навязчивых движений у детей

В первую очередь, диагностика синдрома навязчивых движений у ребенка требует качественной оценки типа движения и обстоятельств его возникновения, которые зачастую трудно определить. Тем белее что моторные стереотипы часто диагностируются у пациентов с умственными недостатками и неврологическими состояниями, но также могут встречаться у психически здоровых детей. К примеру, навязчивые движения у подростков, вызывающие подозрение на дегенеративное расстройство (миоклонус), могут быть совершенно нормальными у младенцев.

Необходим полный анамнез и физический осмотр ребенка – с оценкой имеющихся симптомов (которые должны присутствовать в течение как минимум четырех недель или дольше). Это будет подтверждать диагноз данного синдрома.

Чтобы выяснить его причину могут назначаться анализы:

  • общий анализ крови (в том числе определение гематокрита, массы циркулирующих эритроцитов, СОЭ);
  • анализ крови на уровень аминокислот, тиреоидные гормоны, антитиреодные антитела, волчаночный антикоагулянт, антистрептолизин и др.;
  • анализ мочи на белковые компоненты;
  • анализ спинномозговой жидкости или генетический анализ родителей (при необходимости).

Может использоваться инструментальная диагностика: электроэнцефалография; КТ, МРТ и УЗ-ангиография головного мозга, электромиография.

[27], [28], [29]

Дифференциальная диагностика

Обязательна дифференциальная диагностика, поскольку трудность определения данного состояния заключается в необходимость отличить его от других пароксизмальных неврологических проблем, связанных с хореей, миоклонусом, спастичностью, дистониями, судорогами.

Кроме того, необходимо дифференцировать проявления синдрома навязчивых движений и симптоматику височной эпилепсии – в виде приступов стереотипной моторики.

[30], [31], [32], [33]

К кому обратиться?

Лечение синдрома навязчивых движений у детей

Не меньшие проблемы вызывает и лечение синдрома навязчивых движений у ребенка, поскольку стабильно эффективных лекарственных средств при данной патологии не существует, и нет никаких доказательств эффективности терапии (особенно, когда движения не мешают повседневной жизни).

Чем лечиться, что пить при навязчивых непроизвольных движениях у детей? Если ребенок не имеет существенных отклонений в уровне интеллектуального развития, могут быть полезными занятия с детским психологом и упражнения, направленные на коррекцию привычки и поведенческие изменения. Но когда моторные расстройства могут травмировать ребенка, могут потребоваться определенные физические ограничения (например, если ребенок часто стучит головой, то он должен носить шлем).

Есть лекарства, которые с некоторым успехом используются при выраженных формах данного синдрома. Так как стресс является общим триггером для начала приступа, применяются антидепрессанты, такие как Тиоридазин или Сонапакс (только с трехлетнего возраста), Кломипрамин или Анафранил (только после пяти лет). Больше информации о противопоказаниях и побочных эффектах, которые могут перевесить преимущества данных препаратов, в материале – Таблетки от стресса, а также в публикации – Успокоительные средства для детей разных возрастных групп.

Медикаментозное лечение может включать церебропротекторные средства – ноотропы, чаще всего это Пирацетам (детям старше одного года), а также препараты на основе гопантеновой кислоты (Пантокальцин, Пантогам).

Рекомендуется давать детям витамины: С, Е, В1, В6, В12, Р.

Может дать положительные результаты физиотерапевтическое лечение: электропроцедуры, массаж, бальнеология, ЛФК.

Народное лечение не рассчитано на оказание помощи при пароксизмальных психоневрологических расстройствах, однако совет ходить босиком по траве, песку или гальке может воспринят положительно, учитывая пользу активизации рефлекторных зон на стопах.

В некоторых случаях положительный эффект дает лечение травами, для которого лучше всего использовать такие растения, как валериана (корни и корневища), пустырник (траву), перечную мяту и мелиссу (листья), лаванду и др. Детально в публикации – Успокаивающий сбор.

Ребенок трясется от эмоции

Здравствуйте! Дочери 1,7 года. Приблизительно с года стала замечать такие явления: при эмоциональном возбуждении, когда что- то хочет взять, когда танцует, видит что- то интересное для нее, она как бы напрягается всем телом, приоткрывает рот и дрожит всем телом. Длится это пару секунд. Повторяется по несколько раз в день, но всегда в ответ на эмоции. Выглядит это, как непроизвольное действие, но если ее в этот момент отвлечь, то она тут же прекращает так делать. Диагнозов по неврологии нет.

Читайте также:  Со скольки месяцев нужно давать ребёнку яблочный сок, если ребёнок страдает запорами?

Были несколько месяцев назад у невролога- сказал, что это обычные поведенческие стереотипии и пройдет так же внезапно, как и началось. Но положительной динамики я не наблюдаю.

Еще в последние несколько дней я заметила, что при работе миксера она смотрит на него и тянет уголки губ вниз. Ранее такого не было. Громких звуков не боится, а даже наоборот, танцует под шум миксера или пылесоса.

В остальном ребенок общительный, контактный, улыбчивый, в меру капризный. Развита по возрасту. Ночью спит хорошо, а вот дневной сон стабильно с 1–2 просыпами. Причем первый как по будильнику через 40–45 минут. Можно ли считать это нормальным явлением или следует предпринять меры?

Ответы врачей

  • Персональная консультация
  • Whatsapp/Viber
  • Продолжить в чате

Здравствуйте, Виктория! Я тоже склонна считать, что это поведенческая реакция. Не заостряйте внимание на этом, со временем ребенок перестанет так делать. Просыпание ребенка через 40-45 минут после укладывания связано с особенностью смены фаз сна у детей, это абсолютно нормально.

    2015-02-25 20:43:02

Почему ребенок трясется, как будто судорога, когда на него повышаешь голос
добрый день!
Подскажите, пожалуйста, почему ребенок 1,5 года начинает трястись, как- будто судорога начинается, когда начинаешь повышать на него голос замечания делаешь?
Заранее спасибо.

Здравствуйте! Это проявление страха. Помните, что кричать на ребенка нельзя. Замечания следует делать строгим, но спокойным голосом. Повышением голоса Вы не добьетесь послушания, это может только спровоцировать детские страхи. Если такие симптомы повторяются не только в момент повышения голоса, то обязательно следует обратиться к неврологу.

    2015-03-27 10:08:16

Ребенок сжимает кулачки, челюсти и трясет головой
Здравствуйте! Моему сыну 10 месяцев. В первый месяц были диагностированы кисты сосудистого сплетения и арахноидальная. Лечили: микстурой с валерианой и глицерином, пантогамом, массаж, бассейн. В 6-7 месяцев их не обнаружили при проведении УЗИ. В 9 месяцев мой сын начал кусать при кормлении грудь. Сожмет челюсти и трясет головой как собачка. Чтобы не кусал, я зажимала нос и четко говорила, нельзя. В ответ ребенок хихикал. С месяц назад заметили, что ребенок начал сжимать кулачки и челюсти уже вне кормления, к примеру, в коляске. На вид, беспричинно. Кроме того, нижняя челюсть в этот момент искривляется в сторону, чаще в правую, а сам ребенок трясется. Т. е., он кривится, сжимает ручки, сам как- то напрягается и трясется. Продолжается это состояние максимум несколько секунд. Так он несколько раз на дню может напрягаться. Сегодня он при последнем кормлении перед сном уже на груди так напрягся. Я сделала испуганное лицо и охнула, он снова. После 3- го оха сын устроил истерику, в перерывах между воплями опять напрягался несколько раз. Как Вы считаете, это неврологическая проблема? Если да, что делать? В интернете пишут, возможно, что это реакция на зубы или агрессия. Хотелось бы услышать мнение специалиста.

Здравствуйте! Скорее всего, это поведенческая реакция. Можете обратиться к неврологу, но , скорее всего, неврологических проблем выявлено не будет. Такие эпизоды “напряжения” у многих детей связаны с прорезыванием зубов.

    2015-06-08 14:39:23

Екатерина Иванова

Здравствуйте, моему ребёнку год и восемь месяцев. Ребёнок гиперативный , рожден в 40 недель и три дня , путём кесарево. Имеем аллергию на молочные продукты . Имеем 16 зубов два из них лезущие верхним клыки , последнии две недели стал просыпаться ночью сжимает челюсть и стучит ногами об матрас , мы на гв , пытаюсь в тот момент дать грудь он не берет потом проснётся окончательно , залазит на меня и засыпает . Среди дня тоже сжимает челюсть а сегодня сжал и заплакал при этом стал тереть лоб . До того как это началось мы переболели орви без температуры. И ребёнок удвоился об стол лбом и набил шишку , рвоты небыло сознание не терял такой же активный как и был .

Екатерина Иванова

Здравствуйте. Ребёнку 1год и 7 месяцев. На протежении 5 дней во время самостоятельных игр или просмотре мультфильма с и кивает зубы, напрягает я и немного трясётся. Всё это происходит не больше пары секунд. Иногда может 1-2 раза в день так сделать, иногда чаще. В целом абсолютно нормальный и активный ребёнок. Режутся клыки и коренные зубки. Думаю, что это зубная боль его так беспокоит, но все же беспокоюсь. Подскажите может ли быть это реакция на зубки или лучше к неврологу обратиться?

Екатерина Иванова

Вам необходим осмотр и обследование у невропатолога для исключения ночных эпиприступов у малыша. Обязательно выполнение ЭЭГ во время сна. Также, если есть возможность, снимите приступ на видео – это облегчит задачу доктора при диагностике.

    2020-07-20 00:41:19

Данная реакция возможна как проявление сильных эмоций. Исключите на время телевизор, компьютер и остальные гаджеты. Играйте с малышом только в спокойные игры. Если приступы опять будут повторяться – обратитесь на очный прием к невропатологу. Постарайтесь снять приступ на видео и показать врачу.

    2020-07-20 00:44:01

У меня у дочки то же самое, ей 2,4, у вас до сих пор у ребёнка такая поведенческая реакция? К врачу отводили, что сказал?

Алена

Сейчас нам 2года и 5мес. У врача не были. Ситуация не меняется. В ответ на эмоции трясется и еще качается с ноги на ногу. Отсальное развитие в норме- говорит предложениями, читает книги наизусть. Причем книг много и большой объем рассказывет. Прорыв в речи резкий- месяца за 2 наверное. Заочно консультировалась у нескольких врачей- никто особой проблемы не увидел. Но меня это беспокоит. А вы были у врача?

Виктория

Это не пройдёт, мне 28 и у меня до сих пор трясучка на положительные эмоции, только я при других людях так не делаю, а то примут за дурочку. Это такая дебильная особенность, по наследству передаётся

Читайте также:  Ребенок боится врачей после наложения швов

Ася

Полностью с вами согласна! Мне передалось от папы, а сыну моему от меня))) только вот мне интересно, с чем все-таки это связано. Что-то с нервной системой.

Виктория! Подскажите как дела у вашей дочки? У нас точно такие же движения. Доске 4,6 лет. Сейчас даже и не вспомню когда начались, мне кажется всегда были. Но в последнее время они начали учащатся. При любой игре, при любом интересном действии дочка открывает рот и вся напрягается при этом еще и пальчиками теребит.

Лена

Моему сыну 3,6 при положительных эмоциях подносит руки в кулачках ко рту, сжимается, немного трясётся. Не знаю к кому обратиться ((( в остальном развит по годам. Я боюсь что дети будут дразнить. И у моего брата было такое же, с годами не проходит, только в осознанном возрасте он это контролирует. Говорит, что так радуется, непроизвольно. К врачу не обращался

Лена

Добрый день, понимаю что времени много прошло, но все же, у меня точь в точь ситуация у дочки ей 4’6, и уже с полугода так делает. У вас прошло. Не игнорьте меня, я очень переживаю

Мария

Случайно нашла свою старую тему, т. к проблема не ушла) дочке уже почти 6 лет. И все такие же проявления в ответ на эмоции. В остальном ребёнок абсолютно здоров и развит по возрасту. Когда спрашиваю, зачем так делаешь, она смущённо говорит, что радуется так. Я так понимаю, что не может нервная система справится с эмоциями. Я перестала на этом зацикливаться. Думаю, что как подрастёт, сможет это сама контролировать.

Виктория

У меня тоже дочери уже 5,5 лет и трястись от радости не перестала:) просто стала реже радоваться что ли:) это поведенческое- 100%, уже не переживаем по этому поводу.

Виктория

Спасибо вам за тему. Нам 1,3 мальчик. Делает также. Почитала и немного успокоилась что мы не одни такие. Наверное перерастут врядли, как говорят врачи, нужно смириться (( У моей сестры также, ей 23 и контролировать не получается

Здравствуйте, заметила недавно что ребёнок когда боится трясется всем телом несколько секунд, подскажите пожалуйста что это может быть?
Здравствуйте, подскажите пожалуйста почему ребёнок трясётся несколько секунд когда боится? Что это может быть и с чем связано?

Ребенок трясётся
Добрый вечер, у нас ребёнок очень активный и когда засыпает всегда машет руками пока не уснёт, но иногда бывает такое как будто тремор или я не знаю что трясётся 2-4секунды и все нормально не плачет ни чего и это не постоянно даже не каждый день , сильно это страшно. Обязательно обратимся к врачу, ну а пока решила задать вопрос вам, чтоб уснуть спокойно)))

Здравствуйте, Юлия. Подобную двигательную активность можно объяснить несколько повышенной нервно- рефлекторной возбудимостью и незрелостью нервной системы. Для исключения патологии необходимо обратиться на очный осмотр к неврологу, сделать НСГ. Будьте здоровы.

    2016-06-29 23:09:56

Несколько секунд трясет ребенка
Ребенку 6 месяцев когда очень хочет игрушку которую ему протягивают радуется и трясется несколько секунд. Что это просто имоции или что то другое. Ночью сон хороший, в течение дня играет 2 часа потом сон 2-3 часа. Кушает уже почти всё, аппетит хороший. У невролога по здоровью всё хорошо. Опасно ли это, может ли само пройти?

Если невропатолог не обнаружил никакой патологии, значит тремор при волнении – это особенность вашего малыша. С возрастом это состояние может пройти, но, иногда эта особенность сохраняется и во взрослом возрасте, хотя большинство людей со временем учатся контролировать свое состояние.

    2020-07-19 11:13:32

Ребенок ни с того ни с сего сжимает кулачки, открывает рот, напрягается и трясется всем телом несколько секунд.
Здравствуйте. Очень прошу мне помочь ответом. Ребенку 8 месяцев. Родился 30 марта 2016 года. Роды срочные тяжёлые. Вес 4270 рост 55см. В результате теменная кефалогематома слева. На 6 сутки из роддома отправили в областную детскую больницу со средней степенью тяжести. Оральные рефлексы в норме. Спинальные не вызывались. Пяточные стопы. Там гематому откачали. Лечили пантогамом и массажем, так как был повышенный мышечный тонус, энцефалопатмя гепоксически- травматическая гипертензионный синдром. После выписки этих диагнозов уже не было, состояние улучшилось. После выписки делали еще курс массажа 10 дней и месяц принимали пантогам по 1/2 2 раза в день. В 4 месяца были на консультации невролога который нас лечил. Нарушений и отклонений не выявила. Ребенок хорошо развивался. После 6 месяцев я стала замечать, что он постоянно непроизвольно сжимает ручки в кулаки, гримасничает и капризничает когда ему что- то не нравится. Потом когда стали его ставить в ходуны и ставить на ножки, заметила что он полностью релко упирается на всю стопу, в основном на цыпочках. Неделю назад стала замечать что он ходит в ходуне, потом останавливается и на секунды 2-3 как столбенеет, сжимает кулаки и руки в локтях, открывает рот весь напрягается и трясется как злится, прям краснеет как тужится. После этого как ни в чем ни бывало играет. У нас идут сразу 6 зубов. 2 снизу уже прорезались. Еще 4 сверху. Может ли такое поведение быть обусловлено зубами или это неврология? Он плохо ест, спит, просыпается с плачем. Раньше такого не было. Педиатр замечаоа сжатые кулачки но ничего не говорила. На приеме в 8 месяцев сказала думала перерастет. надо снова к неврологу.

Это может быть от простого нервного напряжения и перевозбуждения ребенка до судорог ( приступы тонических судорог). вам нужен осмотр невропатолога( снимите на телефон ребенка во время этого приступа), что бы врач смог наглядно оценить всю клиническую картину.
на зубы не должно быть никаких подергиваний и непроизвольного напряжения тела. Судороги могут быть на фоне высокой температуры – но у вас она нормальна, поэтому нужен обязательно осмотр невропатолога.

Читайте также:  Ребенок в 10 месяцев все тянет в рот, ест землю

    2016-12-08 22:38:56

Екатерина

Привет! У меня такое же с самого раннего детства! К 16 годам постепенно ушло . в детстве было часто очень. Сейчас уже почти нет, но иногда все таки может проскочить! Не думаю что надо волноваться. я выросла здоровой и очень творческой личностью. Возможно во время “трясучки” ребёнок уходит в своё воображение – у меня было так.

Ручки малышей – развитие познавательной сферы

Развитие малыша во многом обусловлено тем, как происходит стимуляция его органов чувств и тактильных ощущений. У ребенка тесно взаимосвязаны области физического и нервно-психического развития, и когда уделяется в раннем возрасте много внимания специальным занятиям и гимнастике, дети отмечают успехи и в формировании навыков познания и речи. Нужно знать – что ручки малыша один из главных органов, отвечающих за развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы деятельности.

До момента рождения

При появлении малыша на свет вы пристально и детально изучаете его, все в нем кажется вам необычным и забавным – у него нежные складочки на животике и спинке, огромные голубые глазки и совсем маленькие пальчики на руках и ножках, на которых даже страшно стричь ноготки. Ручки и ножки малыша становятся особым инструментом, при помощи которого ребенок начинает знакомство с новым миром, познает возможности, как собственного тела, так и окружающего его мира, за счет тактильных ощущений пальчиков происходит активное развитие мозга и особенно его коры. В первые годы жизни активно происходит развитие сразу обеих рук, как левой, так и правой, они одинаково участвуют в процессе познания мира и развития органов чувств. Еще внутриутробно ребенок постепенно учится понемногу владеть своим телом, двигать руками и совершать ими свои первые движения. Примерно к семи месяцам беременности и далее ребенок учится двигать ручками и пробует подносить их ко рту, сосет палец, разжимает и сжимает кулачки. Движения ручками ощущает во время беременности и мама, она ощущает внутри живота постукивания крохи ручками по стенкам матки, и в такие моменты нужно активно общаться с малышом. ребенку важно чувствовать, что он все делает правильно, что его хвалят и любят, и что его упражнения нужны для дальнейшего развития.

После рождения малыша

В момент рождения тело ребенка переходит в новую для него среду, и на коже возникают новые и необычные тактильные ощущения. Это стимулирует мозг к развитию. Постепенно ручки берут на себя роль инструмента познания мира. При рождении у детей ладошки плотно сжаты в кулачки из-за наличия физиологического гипертонуса (преобладание сгибателей над разгибателями). При этом ножки крохи также согнуты в суставах, и конечности прижаты к телу. Это было необходимо для внутриутробного нахождения, чтоб малыш поместился в матке, не стоит беспокоиться по этому поводу. Постепенно тонус мышц будет проходить примерно до трех месяцев, что вполне нормально и не требует коррекции. В первые недели жизни основными навыками малыша будет управление глазками и головкой, затем постепенно проходит гипертонус и исчезает эмбриональная поза, и вот потом наступает эпоха развития через ручки. Многие психологи и специалисты по раннему развитию рекомендуют проведение первых двух-трех месяцев жизни в небольшом уютном плетеном креслице-корзинке, а не в огромной детской кроватке, малыш будет ощупывать стенки плетенки, задевая за них руками. Они имеют фактуру и приятны на ощупь.

Ладошки и пальчики должны постоянно получать стимуляцию разными вещами, поэтому, не стоит надевать малышам одежды с защитными варежкам и зашитыми ручками. Естественно, эти варежки защищают от оцарапывания своего лица случайными движениями рук. Но можно коротко постричь ноготки и дать волю детским рукам для познания окружающего мира. В одежде с закрытыми руками ребенка лишают знакомства с миром путем ощупывания и прикасания к разным вещам и предметам. И такие контакты происходят постоянно – при сосании груди дети прикасаются ручками к теплой нежной маминой коже, лежа у вас на руках, касаются ваших кофточек, одежды, волос, лежа на пеленальном столе ощущают простынку.

В этом возрасте пальчики еще очень непослушные, но к этому возрасту ладошка у малышей уже раскрыта, и нет сжатия ее в кулачок. За счет расставленных пальчиков и открытой ладошки малыш прикасается к предметам и игрушкам, которые будут давать ему разнообразную палитру тактильных ощущений. Можно подвесить над кроваткой малыша мягкие игрушки и шарики из различных материалов (их можно укрепить на переносном кронштейне или натянуть на резинке между боковинками). Малыши будут визжать от восторга при попадании по игрушкам ручками или при захватывании их в ладошку. Особый интерес будут вызывать любые вещи или игрушки, которые будут при касании их издавать звуки – вместо пластиковых однообразных игрушек можно подвесить колокольчики на шнурочках, детские бубны, мягкие игрушки с бубенчиками внутри, деревянные бусы на прочной нити и с крупными бусинами. Эти предметы надолго увлекут кроху, сначала для рассматривания, затем для ощупывания и потом уже, позже, для исследования уже на зубок и на прочность.

С возраста трех месяцев можно давать в ручки ребенку небольшие поролоновые мячики, или мягкие тканевые игрушки (без ворса), можно также дать ребенку полуспущенный резиновый мячик для игры, который будет удобно держать в ручках, трясти и мять, перекладывать. В возрасте трех месяцев происходит один из важнейших этапов в развитии – ручки учатся попадать в ротик, и теперь можно вкладывать в ручки простые деревянные или качественные пластиковые погремушки. Это будет и полезно на ощупь, и звеняще, и вкусно для облизывания. Но помните, эту погремушку нужно часто мыть, она должна быть безопасной и прочной.

Читайте также:  Ребенок не ест овощи

Учимся хватать предметы и держать их

В развитии движений ручек малыша действует принцип – от плеча к кисти, то есть движения сначала формируются от крупных, к дальнейшим более прицельным и мелким. Постепенно за десять-пятнадцать месяцев от первых беспорядочных движений руками перейдет к целенаправленным предметным действиям руками. То есть малыш будет руками управлять по непосредственному назначению взятых в ручки предметов – по телефону они будет «звонить», ложкой он будет пытаться кушать, расческой он будет пытаться причесать волосики, а карандашами попытается нарисовать что-то на листе бумаги. Но в периоде примерно четырех–пяти месяцев ребенок только начинает развитие ручек и целенаправленных ими движений.

Постепенно ручки становятся все более ловкими наравне со всем телом, и родителей будет приводить в изумление и умиление наличие у ребенка новых возможностей. Лежа на спине малыш задирает ножки и с особым энтузиазмом хватает себя за ступни и тянет пальцы ног в ротик. Это веселит и его самого, и находящихся рядом окружающих. При этом малыш тщательно ощупывает пальцы ног пальчиками на руках и активно знакомится со всеми пальчиками по вкусу. В таком возрасте детишки схватывают предметы двумя ручками, могут активно трясти погремушками, которые вложены в их ручку, могут водить пальчикам по поверхностям игрушек, ощущая пальчиками разные фактуры игрушек. В целом, дети всячески ощупывают и изучают все предметы, попадающие им по руку, запоминают ощущения от них – температуру, поверхность, звуки.

В этом периоде детишкам нужно активно предлагать игрушки, которые будут не только удобными в плане захвата руками, но и удобные для активного их удержания в ручках – деревянные предметы, шерстяные игрушки, крупные шнурки, связанные в веревочки по несколько штук. Можно давать для изучения детям особые бусы из крупных деревянных или янтарных шариков, но они должны быть на прочной веревке. Можно привязать игрушки к прутикам кровати или растянуть на резинке над кроваткой малыша. Это будет развлекать и забавлять карапуза.

Второе полугодие жизни

Постепенно к шести месяцам жизни малыш совершенствует движения руками, и при помощи рук он уже может переворачиваться с живота на спину и обратно, а также учится садиться на попку. В дальнейшем руки будут нужны для того, чтобы помогать ребенку в ползании, вставании и хождении – руки в этих процессах играют неоценимую роль. Без участия рук все эти процессы были бы неосуществимы – малыш не сможет поползти на четвереньках без опоры на руки и ладошки, раскрытые и прикасающиеся к полу. Груднички могут садиться самостоятельно опять же только при участии рук – они опираются на свои ручки во время своих первых попыток. По мере освоения новых навыков дети начинают держаться ручками за прутья кровати или другие предметы и встают на ножки, основную опору осуществляя пока еще руками. Это дает колоссальный толчок мозгу в развитии новых пространственных связей и перехода из горизонтального мира в вертикальный.

Ручки в раннем возрасте играют большую роль, нежели ноги, именно за счет рук происходит познание предметов и мира. Ножки же только помогают в том, чтобы доползти и дотянуться до желаемого. Завтра мы поговорим о дальнейшем развитии через ручки.

Навязчивые движения у детей

В современном мире с его ускоренным ритмом жизни становится больше и больше людей, страдающих различными невротическими расстройствами. Неврозы – это практически бич двадцать первого века, и, к сожалению, с каждым годом они «молодеют». Всё чаще загруженность в школе и на дополнительных занятиях, хроническая усталость, стрессы и многие другие факторы способствуют развитию невротических расстройств у детей и подростков. Одно из таких заболеваний – невроз навязчивых движений.

Навязчивые движения или обсессивно-компульсивное расстройство у детей — что это?

Синдром навязчивых движений входит в целую группу неврозов, объединённых понятием обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Обсессивно–компульсивное расстройство – это расстройство психики, характеризующееся одержимостью навязчивыми состояниями (мыслями, фобиями, воспоминаниями, сомнениями, действиями). Больной постоянно находится под гнётом тревожных мыслей и страхов (обсессий). Например, ребёнок панически боится заразиться какой-нибудь страшной смертельной болезнью или ему кажется, что он своими мыслями может причинить кому-то вред, либо он не может спокойно выходить из дома, потому что считает, что тогда обязательно что-нибудь случится. Тревога нарастает, довлеет, и тогда, чтобы как-то разрядиться, больной совершает какие-то действия (компульсии), которые, по его мнению, должны предотвратить то или иное событие: постоянно моет руки; плюёт через левое плечо и стучит по дереву при каждой «дурной мысли»; перед выходом из дома расставляет вещи на столе в определённом порядке. Для навязчивостей характерны их цикличность и непроизвольность (они имеют чуждый больному характер, он не хочет, чтоб они появлялись, борется с ними). Борьба (компульсия) может быть прямой (как в случае с мытьём рук), то есть направленной непосредственно против страха (боюсь заразиться – мою руки, убиваю микробов) и косвенной, не связанной со страхом по своему смыслу (перед выходом из дома досчитать до десяти и провернуться на одной ноге против часовой стрелки). Такие компульсии называются ритуалами.

Синдром навязчивых движений у детей также проявляется в непроизвольных, часто повторяющихся действиях. Это может быть:

  • гримасничание;
  • причмокивание, покашливание, щёлканье пальцами или суставами;
  • накручивание волос на палец;
  • подёргивание щекой;
  • обгрызание карандашей, ручек, ногтей;
  • сосание пальца;
  • выдёргивание волос;
  • расчёсывание кожи;
  • взмахи руками;
  • подёргивание плечами и прочее.

Трудно перечислить все возможные двигательные навязчивости, они достаточно вариативны и индивидуальны. Некоторые из них можно перепутать с нервными тиками, но в отличие от тиков, которые вызваны автоматическим сокращением мышц и не поддаются контролю, навязчивые движения возможно (хоть это и не просто) подавить усилием воли.
Кроме того, как говорилось выше, существуют так называемые защитные ритуалы, которые со стороны выглядят как странные привычки. Например, ребёнок обходит все препятствия с определённой стороны, складывает тетради в рюкзак только левой рукой, перед тем, как лечь спать, определённое количество раз прыгает на одной ноге и т.д. Характер таких «обрядов» может быть очень сложным.

Читайте также:  Мокрота у грудничка в дыхательных путях без температуры и кашля

Также детям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, свойственно патологическое стремление к порядку, чистоте (бессмысленное перекладывание предметов с места на место, частое мытьё рук).

Навязчивые движения (действия) вызваны психоэмоциональным дискомфортом, они направлены на то, чтобы утихомирить тревогу.

Причины навязчивых движений

К синдрому навязчивых движений предрасположены застенчивые, боязливые, тревожно-мнительные, чрезмерно впечатлительные, неуверенные в себе дети. Причинами развития невроза могут стать следующие факторы:

  • стрессы;
  • хроническая усталость;
  • психологические травмы (конфликты родителей, неблагополучная семья, потеря близкого человека или домашнего питомца, переезд на новое место жительства, смена детского сада или школы и т.п.);
  • появление в семье ещё одного ребёнка;
  • диктаторское воспитание или же, наоборот, чрезмерная вседозволенность;
  • завышенные требования родителей и невозможность им соответствовать;
  • строгое религиозное воспитание;
  • наследственность;
  • некоторые заболевания (туберкулёз, мононуклеоз, вирусный гепатит, корь)
  • органические поражения головного мозга;
  • черепно-мозговая травма.

Диагностика синдрома навязчивых движений у детей основана на жалобах родителей и наблюдении за пациентом. Для постановки точного диагноза необходимо пройти неврологическое, психиатрическое обследование, а также психологическое тестирование.

Лечение синдрома навязчивых движений у ребёнка

Если не придавать значения «странным или дурным привычкам» и ничего не предпринимать, качество жизни ребёнка с синдромом навязчивых движений ухудшается. Он может физически навредить себе: расчесать руки в кровь, вырвать клок волос и т.п. Кроме того, рано или поздно может наступить моральное истощение, ведь жить в постоянной тревоге и страхе очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей детской психике. Такое положение вещей чревато нервными срывами, депрессиями, проблемами с социальной адаптацией, замкнутостью. Часто ребёнок становится заложником собственных ритуалов. Со временем они могут разрастаться, что делает жизнь попросту невыносимой.

Сложность лечения синдрома навязчивых движений у детей заключается в том, что в раннем возрасте они не способны адекватно оценивать своё состояние. То есть взрослый человек с обсессивно-компульсивным расстройством в 80% случаев осознаёт иррациональность своего поведения, бессмысленность и бесполезность своих же ритуалов, понимает, что с ним что-то не так, и рано или поздно сам идёт к специалисту. Ребёнок же не может понять и проанализировать, что с ним происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто и непроизвольно совершает какие-либо движения (действия) или имеет странные привычки, необходимо внимательно пронаблюдать за ним, постараться самостоятельно выявить причины подобного поведения. Очень часто причиной синдрома навязчивых движений у детей являются конфликты родителей. Ребёнок, страдающий неврозом, подсознательно пытается привлечь внимание окружающих к имеющейся у него проблеме. Самое главное — определить психотравмирующий фактор и устранить его. Для начала нужно наладить психологический климат в семье, постараться минимизировать конфликтные ситуации и обеспечить ребёнку спокойные, комфортные условия жизни. Очень важно не ругать за навязчивые движения, помнить, что это не баловство, не блажь и не протест. Это расстройство психики, и ребёнку нужна помощь. В тех случаях, когда у родителей не получается своими силами выяснить, чем вызваны навязчивые движения у ребёнка, им следует незамедлительно обратиться к медицинскому или детскому психологу.

Для устранения синдрома навязчивых движений у детей психологи в нашем Центре используют методы игровой, песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии. Кроме того, обязательно проводится консультирование родителей по созданию психологически комфортной для ребенка обстановки в семье и по необходимости коррекция стиля воспитания (если эти факторы легли в основу детского невроза). Такой подход помогает быстро снять повышенную тревожность, нейтрализовать последствия психотравмы (если она была), научить ребенка справляться со стрессом более конструктивным способом, повысить адаптационные ресурсы. При получении своевременной поддержки специалиста синдром навязчивых движений снимается в сжатые сроки и уходит без следа.

Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Психосексуальное развитие детей 1-7 лет

В этой статье я подробно остановлюсь на раннем этапе психосексуального развития с 1 года до 7 лет. В дальнейшем постараюсь прокомментировать и другие этапы. Надеюсь, текст поможет родителям сориентироваться в теме детской сексуальности, а психотерапевтам даст пищу для размышления о связи некоторых «взрослых» проблем с нарушениями в формировании того или иного этапа. Отдельно остановлюсь на проявлениях у детей интереса к собственному телу ( ласки, мастурбация и.т.д), мне кажется важным помочь сформировать сбалансированное отношение к этим действиям у взрослых.

Психосексуальное развитие человека в течении жизни проходит несколько этапов (Васильченко): 1. Формирование полового самосознания 1-7 лет 2. Формирование стереотипа полоролевого поведения 7-12 лет 3. Формирование психосескуальных ориентаций (13-18 лет) 4. Формирование зрелой сексуальности.

С 1 года до 7 лет выделяют период формирования полового самосознания.

В этом возрасте детям говорят: «ты девочка…ты мальчик». Каждый ребенок живет в окружении взрослых, которые транслируют ему информацию о его поле. Отношение взрослых к полу ребенка и противоположному полу начинает формировать и отношение ребенка к тому, что он/она мальчик/девочка. Например папа говорит: сыну: « какой ты сильный, вырастешь, будешь каратистом…», и тот же папа обращаясь к дочери говорит: «какая ты у меня красавица, вырастешь, будешь моделью…». Очень важно сформировать у ребенка ясное понимание своего пола, и позитивное отношение к нему, это позволит ребенку чувствовать себя уверенно в окружении сверстников, сформировать базу для дальнейшего психосексуального развития.

В этом возрастном периоде дети осваивают половую принадлежность через внешние атрибуты пола: одежду, черты лица и т.д. Детям важно быть успешными в своем поле. Если девочка ощущает себя принцессой, играет в спокойные игры с куклами и не выделяется среди других девочек, окружение дает ей информацию, что она: «хорошая, правильная девочка», также и с мальчиками, им положено играть в активные игры, драться, лезть на деревья и т.д. это будет восприниматься окружением благосклонно.

Читайте также:  У ребенка запор с рождения, хотя питание в норме

Теперь рассмотрим менее типичные варианты. Например, мальчик родился недоношенным, слабеньким, он в силу здоровья не так активен, как сверстники. Или по темпераменту он более спокойный, возможно, интроверт. Такого ребенка могут дразнить сверстники, отец (дед или другой значимый мужчина) может говорить: «ты не мужик…», транслировать свое разочарование в том, что мальчик не отвечает его ожиданиям, мать напротив опекать, запрещать проявлять активность, ведь он еле выжил, а она так боролась за него и боится его потерять. Также бывают проблемы, когда мальчик выглядит очень женственно: золотые кудряшки, огромные ресницы. Ему часто говорят: «какие ресницы, все девочки обзавидуются… жаль, что такие кудряшки и не у девочки». Ребенок может быть в замешательстве: «кто же я: плохой мальчик, хорошая девочка или вообще что-то среднее?». Закладывается основа негативного отношения к себе, как к представителю своего пола. Ребенок может начать переориентироваться на девочек как на более позитивных и спокойных в играх. В этом нет ничего плохого, если подобное поведение просто позволит ему добрать поддержку и почувствовать себя сильнее. Но стоит задуматься, если на протяжении нескольких лет мальчик играет только с девочками или один и негативно отзывается о детях своего пола. Что касается девочек, может сложиться обратная ситуация: девочка недостаточно женственна, она хочет бегать с мальчишками, драться мечом, лезть на деревья, и т.д. Если окружение это принимает, то все хорошо, а если нет? Девочку укоряют: «куда ты лезешь, ты же девочка… ты опять одела джинсы, а я тебе столько красивых платьев купила… я в твоем возрасте вышивала, а ты…» Папы наоборот рады, есть во что поиграть с дочерью: пистолеты, солдатики, машинки… Часто можно услышать: «Жаль, что ты у меня не парень». Девочка получает информацию, что она не успешная девочка. Может сложиться ситуация, при которой девочка неосознанно решит: «раз я не могу быть королевой, я буду в глазах девочек лучшим мальчиком, чем даже настоящие мальчики, ведь я лучше понимаю как надо соблазнять, любить, поддерживать девочек…».

Чем можно помочь не типичному мальчикудевочке?

Во-первых, относиться спокойно к особенностям ребенка, ни в коем случае не бороться с ними. Если девочка хочет драться мечом, можно поддержать ее, рассказав историю о королеве-воине, дать понять, что девочка может быть лучшей на свете принцессой и при этом висеть на деревьях и катать машинки, одеваться в джинсы. Исключительно важна роль папы или любого другого значимого мужчины (дедушка, тренер в кружке, друг семьи), этим людям нужно объяснить, как важно говорить девочке, что она великолепна, красива, прекрасна, у нее самые красивые на свете джинсы, и она вырастет настоящей королевой. Эта опора позволит ей спокойно переносить насмешки сверстниц, и неудовольствие воспитателей, и в итоге вырастет спокойная, счастливая женщина. Роль матери – не мешать становлению. Мама в семье -это королева, дочери – принцессы. Эту нехитрую идею нужно транслировать всем дочерям, безотносительно к тому, отвечают ли они вашим ожиданиям как девочки или нет. Именно мать учит достоинству, уважению своих потребностей и потребностей других, именно ее одобрение – это одобрение всего женского сообщества, принятие в круг прекрасного пола. Хотите вырастить дочь, которой можно гордиться – не конкурируйте с ней, помните вы – Королева, и можете себе это позволить.

Что касается мальчиков, им важна успешность в среде сверстников еще больше, чем девочкам, т.к. в нашей культуре девочка уже девочка хотя бы потому, что потенциальная мать, а мальчик должен на протяжении всей жизни доказывать, что он мужчина. Роль папы (другого значимого мужчины): хвалить сына за малейшие проявления мужественности: влез на горку – молодец, упал и не заплакал – молодец (заплакал – ничего страшного). Если у ребенка проблемы со сверстниками, можно рассказывать истории как в детстве у папы были те же проблемы и как он придумал несколько способов борьбы с ними. Можно предложить ребенку придумать свои способы и опробовать их. Что касается матерей (бабушек, сестер), то меньше тряситесь над мальчиком: лезет на лестницу, волнуйтесь, ненавязчиво подстраховывайте, но терпите и не мешайте. Важно одобрять любую не опасную для жизни активность. Восхищайтесь сыном, давайте возможность проявить силу, добиться своего в споре с вами. Часто неуверенных мальчиков стараются отдать в командный спорт, это не лучший выход, ведь они чувствуют себя аутсайдерами среди более сильных членов команды. Задача родителей повысить уверенность ребенка в себе, для этого лучше подойдут индивидуальные виды спорта (единоборства, теннис), а когда ребенок прочувствует успешность можно переходить к командным видам спорта. Если ребенок слаб здоровьем, больше времени проводит за компьютером (планшет у ребенка четырех лет давно никого не удивляет), хвалите его за успехи в играх, играйте с ним в настольные игры, дайте почувствовать вкус победы, но не сильно поддавайтесь, победа должна достаться с трудом.

В Европе сейчас много говорят о самоопределении в отношении пола, мол, ребенок имеет право сам решать какого он пола. Хочу напомнить, что человек может быть или мальчиком или девочкой, третьего не дано, никакая операция не меняет пол, все клетки организма всё равно несут генотип xx или xy (не считая генетических аномалий), операция только изменит внешние признаки пола. В стрессовых ситуациях может сложиться так, что единственным неоспоримым фактом про себя, на который ребенок может опереться – это понимание: «я – точно девочка (или точно мальчик)». Что бы ни случилось с родителями, окружением, страной в целом, есть что-то неизменное. Эта неизменность будет снижать тревогу, с чем бы ребёнок ни столкнулся в жизни. Поэтому так важно, чтобы ребёнок рос в гармонии со своим полом, получал удовольствие от того кто он есть, тогда и в социальном плане он будет успешен. Именно пол определяет во многом нашу жизнь, можно всю жизнь безуспешно бороться со своим полом, а можно использовать его сильные стороны с удовольствием. Именно родители это те люди, которые могут научить любить себя в своем поле.

Читайте также:  Как расстаться с гномиком Гошей?

Далее я хочу обсудить телесный аспект развития сексуальности в возрасте от 0 до примерно 7 лет.

В первый год жизни все дети трогают себя. Опытным путем они понимают, что касание определенных частей тела вызывает приятные ощущения. Гладя себя, дети успокаиваются, иногда получают приятные волнительные переживания. В этих действиях нет сексуального подтекста, подобной оценкой их наделяют взрослые. Это не сексуальный, а телесный опыт. Вот реальный пример: мальчик 6-ти месяцев на массаже часто дергает себя за писю, каждый раз его мама напрягается, вздрагивает, быстро убирает ручки ребёнка, говорит ребёнку, что так нельзя делать. Малыш будет расти, и половые органы будут иметь для него больше значения, чем для детей, чьи родители не обращали на подобные действия внимания, ведь его мама демонстрирует яркие чувства. Данный кусочек тела может стать отвергаемым или, наоборот, сверхпривлекательным. Другой пример, девочка 3 лет, купаясь в ванне каждый раз трет писю, родители в шоке приходят к специалисту: «с нашим ребенком, что-то не так…». А в сущности ничего особенного не происходит, ей просто приятно и она не понимает, почему это так волнует взрослых. Конечно, в каждой семье взрослым решать, что позволено делать ребёнку со своим телом, а что нет. Но мне кажется, важно помнить, что для ребёнка до 9 лет мастурбация – это всего лишь способ успокоить себя, получить приятные телесные ощущения. Замечено, что в семьях, где много тревоги у взрослых, дети чаще успокаивают себя таким образом. Также дети гладят себя больше в семьях, где мало тактильного контакта с ребенком, где его мало обнимают, возятся, держат на руках. Если взрослым важно, чтобы ребенок себя меньше трогал, нужно больше его гладить, играть в игры, где можно повзаимодействовать физически.

Ребенку после года можно спокойно объяснить, когда и как уместно гладить себя. Важно сделать это на понятном ребенку языке, при этом транслировать спокойное и позитивное отношение к телесности ребенка. Если кричать, что он занимается грязным делом, показывать как вам противно – здоровая, социально одобряемая сексуальность, скорее всего, будет развиваться с трудом.

Далее хочу остановиться на переживаниях родителей относительно тела ребенка. И мамы и папы могут чувствовать сексуальное возбуждение, когда прикасаются к своему ребенку. Это нормально. Есть теория, что до трех лет все дети вырабатывают специфические вещества, которые пахнут и вызывают в родителях три почти рефлекторных типа поведения: заботящееся, пищевое и сексуальное. Это придумано природой не зря, этот механизм помогает взрослым особям лучше заботиться о потомстве. Наверно вы не раз слышали фразы типа: «какой сладенький, какой пухленький, обожаю, так бы и съелазатискалазабрала себе». Часто родители, заметив у себя возбуждение, которое они определяют как сексуальное, смущаются. Особенно это беспокоит пап девочек и мам мальчиков. Я думаю, что рано приписывать себе роль ненормального, если вы заметили у себя подобные чувства. Я бы рассматривала их как любовь к своему чаду и подсказку организма: тактильный контакт с ребенком важен для его развития. Можно задуматься, сколько есть социально приемлемых способов проявить такие чувства. Это и поглаживание по головке, и чтение книжки, когда ребенок лежит у вас на животе и болтает ногами, и совместная возня в куче листьев осенью и многое, многое другое. Важно помнить, пока вы не объясните ребёнку, что его поведение сексуально аморально грязно, он не будет об этом знать, для него это просто приятная игра.

Детки растут, многие ходят в детский сад и довольно быстро понимают, что: «писи у девочек и мальчиков разные». К кому им идти с этим открытием, как не к родителям. Я думаю, что деткам в этом возрасте достаточно услышать от родителей спокойное подтверждение их наблюдений. Можно просто объяснить, что девочки и мальчики разные. Не нужно давать развернутую лекцию о том, зачем детям пригодятся половые органы в будущем, но также не надо пугаться и демонстрировать отвращение к теме. Детям важнее отношение родителей, чем информация, если тема перегрета в эмоциональном плане или наоборот родители всеми силами сдерживают эмоции, ребенок будет в недоумении, почему это так, он может прийти к неверным, а иногда и очень странным выводам. Например, что девочкам писи отрезают за плохое поведение. Лучше заранее продумать свое отношение к разнице полов и придумать, как вы будете отвечать ребенку на вопросы, если тема всплывет.

По мере роста дети начинают замечать особое отношение взрослых к половым органам. Запрет ходить голым по квартире, лезть маме под юбку, купаться вместе с сестрой и т.д. Сверстники также приносят в сад отношение своих семей к вопросам пола и сексуальности. Да, они не умеют это назвать, но всё впитывают на чувственном уровне. Так формируется психологический аспект будущей сексуальности. Дети 3-6 лет могут начать специально демонстрировать попу или писю маме папе, оголяться в общественном месте. Не стоит приписывать им развратное поведение. Вполне возможно, кто-то из окружения дает яркую эмоциональную реакцию на это действие, вот ребенок и пробует управлять эмоциями других. Даже если реакция взрослого ругань, ребенок добился, чего хотел, ведь хотел он, чтобы его заметили. Вполне нормально сказать ребенку, что у него красивая попа, но хорошие девочкимальчики не показывают попу другим, пусть она останется красивой в трусах. Если вы в данный момент не готовы к развернутой беседе с ребенком о его поведении или его вопросы шокируют, метод переключения внимания очень хорош, только объект или игра должны быть действительно интересными. Также важно помнить, что тема обязательно всплывет вновь и подготовиться, продумать, что вы хотите донести до ребенка. В будущей сексуальности есть телесная, психологическая, социальная составляющие. Важно давать ребенку информацию о правилах вашей семьи относительно обращения со своим и чужим телом, эта информация должна подаваться спокойно, с учетом возраста ребенка. Неплохо проверять, понял ли вас ребенок, задав ему пару вопросов, ведь дети часто кивают не понимая, что взрослый имел ввиду. Важно, чтобы ребенок понимал как можно и как нельзя обниматьсяцеловаться, можно ли входить в комнату, если взрослый переодевается или когда дверь родительской спальни закрыта и многое другое. Исключительно важно сделать для ребенка понятным ваше эмоциональное отношение к телесному контакту как с ребенком, так и с другими людьми. Если вы хотя бы иногда радуетесь, когда ваше чадо прыгает вам на руки, онона будет спокойно принимать себя целиком. На этом фундаменте он она будут строить свое отношение к сексуальности в будущем.

Читайте также:  Прививка от ротавирусной инфекции, а на следующий день от гепатита

Надеюсь, этот текст даст пищу для размышлений, поможет выработать свою позицию в вопросах пологого воспитания.

Текст составлен с использованием материалов лекций кафедры сексологии СЗГМУ им. Мечникова.

Просмотр полной версии : 6 мес. Как расслабить кулачки и ножки у ребенка? Как научить смеяться?

Здраствуйте, Полина Львовна! Прошу помощи и советов о развитии своего сыночка – Павла.
Родился 11.08.2012г. На 38 неделе – по месячным и на 36 неделе по первому УЗИ. Вес 2380, рост 47см. Диагноз: задержка внутриутробного развития гипосксический вариант среднетяжелой степени, гипоксически-ишемическое поражение ЦНС 2ст.
На 5 месяцев – рост 66 см, вес 7200.
Со спинки на животик перевернулся в 4 месяца, с животика на спинку в 4,5 месяца.
1) Сейчас пытатается стоять на четвереньках – на согнутых руках и на выпрямленных. Проблема в том, что ладошки он не раскрывает и стоит на кулачках. Видимо это не очень удобно, поэтому пробовать стоять на четвереньках он пытается только на мягкой поверхности – на диване, на кровати. На полу категорически не хочет. Как ему помочь раскрыть кулачки и начать опиратся на ладошки? Что я делаю: массажирую ручки, выглаживаю пальчики, катаю мячик с пупырышками по ладошкам, стучу ладошками по мячику. Правая ручка более-менее: когда он лежит на животике, то она полуоткрыта, левая же все время в кулачке.
2) Не достает до ступней и не играет с ножками, дотягивается только до голени, иногда до щиколотки. Одевала на ножки браслетики, носочки с бубенчиками, приподнимала ему попку – все равно не интересуется ножками. Как можно расслабить ножки и помочь их найти?
3) Мне не нравится, что он мало смеется. Начал смеятся в голос где-то месяца в 4 с небольшим, но по пальцам можно пересчитать сколько раз он это делал. Первый раз засмеялся после болезни, когда температура спала и он проснулся и увидел меня, второй раз смеялся, когда мне нужно было уйти на 2 часа и он радовался при моем возвращении. Еще один раз рассмешил его муж, когда дразнил, как он рычит как тигренок. Еще раз смеялся, когда я хлопала в ладоши. Больше не смеялся и на следующий день рассмешить его, например хлопая в ладоши уже не получается. Улыбается активно, но не смеется. Это такой темперамент? 4) Каким должно быть игровое место на полу? Сейчас он лежит на развивающем коврике с висячими игрушками. Или нужно класть просто на пол?

Спасибо большое за Ваши ответы!
Разжимает ли ребенок сам руки, чтобы взять игрушку.
Что происходит с кулачками при поглаживании тыльной стороны кисти?
Когда Паша спокойно лежит-не напрягаясь, то достаточно хорошо разжимает ручки и хватает игрушки, при поглаживании тыльной стороны – раскрывает ручку. При опоре на вытянутые ручки – ручки всегда в кулачках, при опоре на предплечья – правая ручка может быть полуоткрыта. Еще у него ручки(от плеча до кисти) сами по себе напряженные – скрещивания на груди с последующим разводом очень туго делаются.

Если не интетерсуется, то зачем дотягивается до голени и щиколотки
Как вы себе представляете интерес к ногам?

Не права, интерес есть! Вчера сам дотянулся до правой ноги, прямо за ступню ее схватил и даже была попытка потянуть ногу в рот.

А зачем расслаблять? Где и когда вы упоминали про повышенный тонус?

Невролог в поликлинике, говорит, что какой у вас тонус, что из-за тонуса одна нога короче другой. Были у невролога в центре восстановления, она сказала, что ничего страшного не видит, со временем все нормализуется. Еще массажистка из поликлиники говорила, что тонус ужасный, что он сейчас самый сложный ребенок у нас на участке и что нужно прямо сейчас пройти кучу сеансов массажей. Начали делать массаж(приглашали ее домой) – сынок орет просто не переставая, жуткие истерики устраивает. Просто видит эту женщину и сразу закатывается, пока она не уйдет. Массаж прекратили. Невролог из ЦВЛ говорит, что показаний для массажа она сейчас не видит, особенно через крик. Боюсь, что вдруг время упустим и что массаж не лишний. Но сын сейчас при любой попытке незнакомого человека до него дотронуться, закатывается в истерике, так что массаж пока не делаем.

Сами вы много и часто смеетесь?
Только возраст появления социальной улыбки имеет значение.

Ссылка на основную публикацию