Дочь 7 лет сосет палец

Как отучить ребенка сосать палец

Для начала разберемся, почему это вообще происходит? Зачем ребенок сосет палец? Ведь, на самом деле, это довольно частое явление не только в семьях с малышами, но и там, где есть дошколята. В каком возрасте сосать палец – норма?

– В возрасте 2-3 месяцев ребенок находит свои ручки и тут же отправляет их в рот для исследования, – говорит Ксения Несютина, детский психолог, ТРИЗ-педагог, автор книг для развития творческого мышления у детей, создатель онлайн-школы для родителей. – Это абсолютно нормально и если родители, волнуясь о том, что ребенок будет сосать пальцы в будущем, не разрешают сосать и вкладывают в рот соску, то это наносит вред развитию ребенка. Ведь для того, чтобы начать пользоваться руками, чтобы развивалась моторика – руки нужно сначала найти и исследовать ртом.

Ну а если малыш подрос, а привычка осталась – нужно разбираться. Причины сосания пальцев могут быть разные.

– В возрасте около 1 года сосание пальца может говорить о неудовлетворенном сосательном рефлексе. Как правило, в это время детей активно переводят с кормления грудью или смесью на обычную еду. Не все дети легко адаптируются к этому и иногда начинают выражать нехватку сосанием пальцев, – объясняет Ксения Несютина. – А в возрасте старше 2 лет сосание пальцев, как правило, признак того, что ребенка что-то тревожит. Часто эти тревоги связаны с разлукой с мамой: мама уходит в свою комнату на ночь и ребенок переживая это, начинает сам себя успокаивать, посасывая палец. Но могут быть и другие более сложные тревоги. В будущем это может трансформироваться в то, что ребенок будет грызть ногти, ковырять ранки на коже или вырывать волосы.

Таким образом, понимаем: если малыш только начинает знакомиться со своим телом и окружающим миром – то пусть спокойно себе сосет пальцы. Ничего, не убудет. А вот если время идет, маленький человек растет и уже давно ходит в сад, а пальцы все еще «прячутся» во рту, надо принимать меры.

Но отучить ребенка сосать палец – задача не из простых.

Найти момент

Оказывается, «палец в рот» – это не просто привычка. По словам нашего эксперта, сосание пальца с точки зрения психологии может быть закрепившимся компенсаторным механизмом.

– Иными словами сосание пальца дает ребенку (компенсирует) что-то такое, чего он не может получить эмоционально, – говорит Ксения Несютина. – Например, мы говорим про тревожную маму – ей тяжело успокоить ребенка, дать ему опору и уверенность. Чтобы как-то успокоить себя ребенок использует не «спокойствие мамы», а сосет палец. То есть ребенку уже 3-4-5 лет, а он все еще успокаивается как младенец 3-4 месяцев – с помощью сосания.

Чтобы отучить ребенка, нужно найти первопричину. То есть, понять, для чего ребенок сует ручки в рот, что он таким образом замещает и как ему обеспечить эту потребность на эмоциональном уровне.

– Важно обратить внимание, в какие моменты ребенок берет пальцы в рот: например, перед сном, когда играет сам в игрушки, в садике. Скорее всего, это и есть стрессовые моменты для ребенка. Важно помочь ребенку адаптироваться к этой деятельности, чтобы она не вызывала столько тревог у малыша, – рекомендует психолог.

Через игру

Для вас, наверное, не секрет, что игра для детей не только вариант провести время, но еще и способ познакомиться с окружающим миром, помощь в развитии и иногда даже – терапия.

Читайте также:  Сказки для психологической подготовки детей к появлению второго ребенка в семье

Игра же может помочь ребенку справиться с тревогой.

– Если ребенок старше 3 лет, то с точки зрения психологии, отучить ребенка можно, если у него уйдет сама потребность в сосании пальца, – отмечает Ксения Несютина. – То есть ребенок тревожится, и компенсирует тревоги сосанием пальца. И здесь должны включаться родители: вы можете помочь справиться с тревогами, страхами с помощью игр, разговоров, колыбельных песенок, чтения сказок. Гораздо лучше, если ребенок будет проигрывать с игрушками или рисовать то, чего он боится, о чем он переживает, чем просто компенсировать это напряжение сосанием пальца.

Отучаем ребёнка сосать палец: советы и рекомендации

Вы заметили, что ваш малыш систематически сосёт свой палец? Иногда, даже, не один, а два, три или сразу всю пятерню? Что делать? Ребёнок сосёт палец! Это ведь — вредная привычка. И негигиенично это, и некрасиво. Начнём с того, что вы в такой ситуации не одиноки. И с подобной проблемой сталкиваются очень многие родители. Конечно же, первым побуждением любой мамы будет – категорически запретить крохе даже подносить руки ко рту. Но, обычно, запреты большой пользы не приносят. А вот если подробно разобраться в причинах такого поведения карапуза, то вполне может произойти так, что вам и не придётся малышу ничего запрещать. Как отучить ребёнка сосать палец? Да просто дать ему то, нехватку чего он пытается компенсировать подобным времяпровождением. Ведь, зачастую, сосание пальца грудничками имеет именно компенсационный характер, а у дошколят причины развития подобной привычки бывают и психологическими.

Прежде всего, родителям нужно выяснить причину того, почему их малыш начал сосать палец

Почему ваш малыш сосёт палец?

  • В младенческом возрасте ребёнок начинает сосать палец по двум причинам: когда он голоден, и когда ему необходимо удовлетворить инстинкт сосания.
  • Дети постарше, таким образом, пытаются себя успокоить.
  • А у некоторых малышей сосание пальца – признак того, что им не хватает родительского внимания, любви, поддержки.

Обычно карапуз, по достижении им 3-х летнего возраста, избавляется от привычки сосать палец самостоятельно. Если же подобного не происходит, родителям следует приложить некоторые усилия, чтобы помочь ему в этом.

Ведь ничего полезного в таком детском пристрастии нет. Скорее, даже, наоборот.

Привычка сосать палец у грудничков связана, скорее, с погрешностями в питании и распорядке дня. Психологические причины преобладают у дошкольников и подростков

Вредно ли это?

  1. Когда малыш сосёт свои пальцы, в его пищеварительную систему попадают бактерии из внешней среды. И не всегда эти бактерии безобидны. Некоторые из них могут быть возбудителями острых кишечных инфекций. Понятно, что когда кроха лежит ещё в своей колыбельке, вероятность такого развития событий невелика. Но приходит время, когда карапуз начинает передвигаться самостоятельно и активно изучать окружающие его предметы. Вот тогда-то очень нежелательно, чтобы его маленькие пальчики постоянно оказывались у него во рту. Это, по меньшей мере, негигиенично.
  2. Сосание ребёнком пальца в младенчестве на рост его зубов особого влияния не имеет. А вот если кроха не избавится от такого пристрастия до достижения им 5-ти летнего возраста, это чревато формированием неправильного прикуса у карапуза. Зачастую у таких малышей передние верхние зубы выдаются вперёд, а нижние – вырастают немного назад.
  3. Среди дошколят и детей младшего школьного возраста обладателей этой привычки уже не так много. Но те карапузы, которые ещё не успели от неё избавиться, могут испытывать проблемы в общении со сверстниками.
  4. Пальчикам, которые кроха сосёт, тоже приходится несладко. На них могут появляться трещины и мозоли. И не исключено, что испытывая боль, малыш начнёт ещё активнее сосать палец, чтобы успокоиться.
Читайте также:  Ребенок 2 года 4 месяца говорит очень мало снов

Когда малыш подрастёт, привычка сосать пальцы может стать причиной формирования у него неправильного прикуса

Вредна ли привычка сосать палец для ребёнка? Из сказанного выше можно сделать вывод, что, да, безусловно, вредна.

Избавлять малыша от неё нужно обязательно. Но как? Это напрямую зависит от причин, по которым ребёнок сосёт палец и от его возраста.

Как отучить ребёнка от подобной привычки?

Если бы вы спросили у представителей старшего поколения, как отучить ребёнка сосать палец, наверняка, услышали бы от бабушек-дедушек не менее дюжины рецептов, один другого «эффективней». Самый популярный в их рейтинге – намазать крохе пальчики горчицей или чем-нибудь ещё, столь же неприятным.

Различные ограничивающие средства типа шин на локти малышу или варежек на кисти, тоже раньше использовались в народном обиходе. Но все они только заставляют карапуза страдать. А разве это ваша цель? И будет ли кроха развиваться полноценно, если его постоянно ограничивать в движениях?

Не стоит намазывать малышу пальцы горчицей, посыпать перцем и другими неприятными для крохи веществами. Пожалейте ребёнка. Не причиняйте ему ненужных страданий

Как же избавить ребёнка от этой совсем не полезной привычки безболезненно? Не причиняя ему страданий и неудобств? Единственно верный способ – устранить причину, по которой малыш начинает сосать палец.

До года

  • Внимательно присмотритесь, в каких обстоятельствах ваш малютка начинает сосать палец. Если это происходит незадолго до кормления, то причина такого его поведения до банальности проста. Он проголодался, и всего-то. Количество молока или смеси на один приём увеличивать не стоит. Младенец должен высасывать свою возрастную норму. Значит, вам нужно на некоторое время увеличить число кормлений в сутки. Если кроха кушал раз в 3 часа, попробуйте кормить его раз в 2,5 часа. Если вы уже начали кормить карапуза с четырёхчасовыми перерывами, вернитесь опять к прежнему графику, когда он кушал чаще.
  • Есть ещё один момент, на который вам стоит обратить внимание. Вероятно, вы знаете, что дети рождаются, уже имея в своём арсенале набор безусловных рефлексов (их ещё некоторые называют инстинктами), которые помогают им выжить в новой для них среде, пока не разовьются в их организме рефлексы условные. Один из таких рефлексов – сосательный рефлекс. В ребёнке самой природой запрограммировано, сколько ему нужно сосать, чтобы не остаться голодным. Если по каким-то причинам время кормления сокращается, неудовлетворённый в полной мере сосательный рефлекс заставит кроху искать, что бы пососать ещё. А собственный палец как нельзя лучше подходит для этой цели. Тем более, он всегда доступен.

При грудном вскармливании попробуйте увеличить длительность кормлений

При грудном вскармливании

По статистике, груднички намного реже сосут палец, чем дети, находящиеся на искусственном вскармливании. Это объясняется тем, что кормят их мамы, в основном, по требованию. И находятся они у материнской груди столько, сколько им нужно для того, чтобы и насытиться, и удовлетворить сосательный рефлекс.

Если, всё же, вы заметили, что ваш малыш периодически берёт в рот свои пальчики и начинает их увлечённо сосать, первое, что вам нужно сделать, убедиться, правильно ли вы наладили грудное вскармливание крохи.

На что следует обратить внимание?

  1. Увеличьте продолжительность кормления. Малыш должен находиться у материнской груди 30-40 минут. Тогда он удовлетворит и голод, и сосательный инстинкт.
  2. Если вы в течение одного кормления предлагаете ребёнку обе груди, вторую давайте только после того, как кроха минут 20-30 сосал первую.
  3. Не волнуйтесь, что карапуз переест. Такое случается лишь тогда, когда ребёнок сильно изголодается. Находясь 40 минут у одной груди, кроха получит столько же молока, сколько и за 20 минут.
  4. Если малыш через некоторое время после того, как начал трапезу, отвлёкся от груди, обратил своё внимание на что-то ещё, не спешите заканчивать кормление.
Читайте также:  Боюсь делать ингаляции с пульмикортом и беродуалом, назначенные доктором

При искусственном вскармливании обратите внимание на жёсткость соски, и на величину отверстия в ней

При кормлении смесями

При искусственном вскармливании специфика борьбы с привычкой ребёнка сосать палец несколько отличается. Ведь здесь вы кормите малыша строго по графику, и чётко дозируете порции высасываемой им смеси.

  1. Но вы можете уменьшить перерывы между кормлениями, если видите, что кроха начинает испытывать чувство голода и, соответственно, тянет руки в рот, чтобы их пососать, чуть раньше, чем положено.
  2. Чтобы удовлетворить сосательный рефлекс карапуза, купите соску более жёсткую и с меньшей дырочкой. Тогда у малыша будет уходить намного больше времени, чтобы справиться со своей порцией смеси.

А ещё, в отличие от грудничка, ребёнку-искусственнику можно попробовать предложить вместо пальца пососать соску-пустышку. И, не лишним будет повториться, не спешите переходить на меньшую частоту кормлений. Четырёхчасовые перерывы между приёмами пищи можно делать тогда, когда ребёнок к этому созреет.

Дошколята сосут палец тогда, когда испытывают психологический дискомфорт

В 4-8 лет

Когда карапуз подрастает, причины, по которым он сосёт палец, уже не связаны с физиологическими процессами в его организме. В них следует искать, скорее, эмоционально-психологический подтекст.

Малышу скучно или страшно. Он возбуждён, взволнован, огорчён. Ребёнок чувствует себя некомфортно или ему недостаёт родительского внимания. Тогда он использует привычку сосать палец, как своеобразный спасательный круг в мире своих переживаний. Это становится его личным успокоительным средством. И пользуется он им в определённых случаях.

Если вы поймёте, из-за чего кроха испытывает психологический дискомфорт, что выводит его из равновесия, и этот повод устраните, привычка сосать палец очень скоро исчезнет из жизни вашего малыша по причине своей невостребованности.

В подростковом возрасте сосание пальца, наряду с другими навязчивыми движениями, может быть симптомом заболеваний ЦНС — центральной нервной системы

В 10 лет и старше

Чаще всего пристрастие к собственным пальцам у детей до того, как у них начинают меняться зубы, проходит. Но каждое правило имеет ряд исключений.

Когда помимо того, что малыш сосёт пальцы, у него присутствуют другие навязчивые движения, и эти симптомы имеют тенденцию с возрастом усугубляться, родителям имеет смысл обратиться за консультацией к специалистам: неврологу, психологу, психиатру.

Ругать ребёнка за его привычки не стоит. Лучше родителям приложить максимум усилий, чтобы помочь своему чаду справиться с ними

То, что ребёнок сосёт палец в подростковом возрасте, может быть не просто вредной привычкой. Подобное, зачастую, свидетельствует о расстройствах нервной системы или о проблемах психологического характера, требующих профессиональной помощи. И чем раньше такую помощь ребёнку оказать, тем быстрее и успешнее он справится со своей проблемой. Себе во благо, и, конечно же, на радость родителям…

Видео «Что делать? Ребёнок сосёт палец»

Ребенок в 8 лет сосет во сне палец

Гиперактивность свидетельствует о перевозбуждении ребенка, сосание пальца- это аутоэротический акт, то есть ребенок пытается разрядить свое возбуждение через акт сосания, что бы иметь возможность уснуть. Сосание пальца это не проблема, а симптом, указывающий на проблему. Что это за проблема, в режиме переписке с Вами установить весьма сложно. Я рекомендую очную консультацию с психологом. Необходимо понанаблюдать за взаимодействием ребенка с родителями и лично побеседовать с самой девочкой.

Читайте также:  Температура и зеленоватый стул со слизью

Какая у Вас в семье обстановка скорее возбужденная или спокойная? Ходят ли родители в нижнем белье или обнаженные по квартире в присутствии дочери? Сама ли девочка ухаживает за своим телом (моется, подмывается)?

Какая у Вас в семье обстановка скорее возбужденная или спокойная? Ходят ли родители в нижнем белье или обнаженные по квартире в присутствии дочери? Сама ли девочка ухаживает за своим телом (моется, подмывается)?

К нервопатологу сходите обязательно, чтобы исключить неврологические проблемы. Но работа с психологом психоаналитического направления необходима. Ребенок имеет влечения, как агрессивные так и сексуальные, которые требуют разрядки. Детская психика не всегда может адекватным образом справляться с возбуждением. Сосание пальца, говорит о регрессе девочки до уровня младенца, это имеет отношение к психосексуальности, а это сфера психоанализа. Важно понять, что происходит во внутреннем мире девочки и помочь ей проработать внутренние конфликты. Именно возбуждение мешает ребенку сосредоточиться и вообще успешно учиться. К моменту начала обучения в школе, ребенок должен разрешить ряд внутренних конфликтов, что бы спокойно учиться, у Вашей девочки что- то по-видимому осталось неразрешенным и ей нужно помочь.

Как протекала беременность, роды у мамы, как долго кормили грудью девочку, были ли ранние госпитализации? Как происходило отнятие от груди? Сосала ли девочка в младенчестве палец или что угодно?

Как Вы ее можете описать дочь, как девочка-девочка или сорванец, с кем у нее эмоционально ближе отношения с мамой, с папой?

И еще вопрос, говорите ли Вы о чувствах с девочкой? Понимая чувства и переживания своего ребенка в той или иной ситуации, проговаривая эти чувства и переживания вместе с ребенком, мы помогаем ему связывать его возбуждение, научаем дифференцировать чувства.

И еще вопрос, говорите ли Вы о чувствах с девочкой? Понимая чувства и переживания своего ребенка в той или иной ситуации, проговаривая эти чувства и переживания вместе с ребенком, мы помогаем ему связывать его возбуждение, научаем дифференцировать чувства

Наверное больше да, чем нет – стараемся обсуждать ситуации, которые носят яркий эмоциональный характер, особенно негативный и по возможности как-то сгладить весомость таких переживаний.

Кстати, были сегодня у невропатолога. Сказали что на неврологическом уровне все в норме, ребенок хороший. Прописали общеукрепляющие препараты (кардонат и йодид). Диагностировали “церебрастенический синдром”, но мне показалось, что это было сделано больше для приличия, чем из объективной необходимости.

Вадим К., Я думаю, в любом случае маме и папе вместе с дочерью необходимо сходить к детскому психологу.

Вадим К., хотелось бы еще сказать о том, что любой симптом, в том числе, сосание пальца, выполняет определенную функцию для психики, для ее стабилизации. Поэтому будьте очень бережны, если Вы будете критически относится к происходящему, запрещать ей делать это, у девочки может появится чувство вины и стыда, что только усугубит ее состояние.

Есть ли еще какие-то вопросы или мы можем на этом остановиться?

Все, о чем я сейчас напишу, это всего лишь ГИПОТЕЗЫ, слишком мало информации, я не знаю что из себя представляют родители девочки, сама девочка, историю развития девочки, о взаимоотношениях в семье, что бы делать достоверные выводы. Как аналитик, я вижу причины возбуждения во влечениях, не в чертах характера, черты характера это скорее способ обходиться со своими влечениями. Вы верно отметили, про желание получить, только вот что получить реально, за этим стоят бессознательные желания. Для примера, ребенок может просить купить ему машинку, снова и снова, но реально он не машинку хочет, а хочет заполучить маму, в том качестве, в котором она была для него в раннем младенчестве, которую он утратил и никак не может ее вернуть. Первая гипотеза: мы можем предположить, что в бессознательном она пережила преждевременную утрату объекта (речь не о смерти, а о сепарации) и через воровство, требование немедленно получит желаемое, пытается компенсировать эту утрату.

Читайте также:  Ребенок поздно засыпает, бессонница – какие препараты дать

Вопрос: Как мама переживала свои преждевременные роды, была ли у нее депрессия, когда дочь была маленькой, были ли у мамы какие-то утраты в период с беременности и последующие три года? “получить, добиться своего не прикладывая усилий”, возможно ей трудно выдерживать фрустрацию?

Вопрос. Уточните, каждую ли ночь дочь сосет палец? Вторая гипотеза, это смещение эрогенной зоны с гениталий на оральную зону. В норме, в этом возрасте ведущей зоной разрядки и получения удовольствия являются гениталии. Я Вас не шокирую сказав, что дети испытывают возбуждение в гениталиях и им нравится получать удовольствие от того, что они их трогают?) Это нормально. Но если, например, у ребенка есть внутренний запрет на мастурбацию, то может быть смещение, и теперь ведущей зоной разрядки удовольствия становится оральная зона (развитие по истерическому типу.) Как папе, рекомендую в девочке поддерживать ее женственность, показывать, что вы восхищены ею как девочкой и сами старайтесь вести себя с ней, как с девочкой, а не как с мальчишкой. Но при этом следите, что бы не соблазнять ее (я имею ввиду не тискаться с чрезмерно, проявлять нежность, но не страстность, на коленки не усаживать, не мыть в ванной, не ходить в трусах перед ней. Маме то же следует вести себя с дочерью, как с другим человеком. Мы же не ходим голышом перед чужими людьми, нам кажется это не уместным, так же стоит поступать и со своими детьми)

Я Вас не шокирую сказав, что дети испытывают возбуждение в гениталиях и им нравится получать удовольствие от того, что они их трогают?)

Дочь 7 лет сосет палец

та же проблема, шесть лет ребенку ,все перепробовали ничего не помогает.

У нас уже десна верхняя диформировалась.зубы не красивые. Врачи только плечами пожимают , мол сами отучайте

Ну правильно врачи говорят, сами отучайте.
Есть лак для ногтей горький или может какую-нибудь страшную историю придумать про пальцы.

Нам скоро 6 лет, та же проблема. Перед сном обязательно сосет.

Я не скажу вам ск лет моему ребенку палец сосет до сих пор, зубной ряд ровный, произношение более менее, честно не заморачиваюсь, птм сама знаю, что рано или поздно бросит это дело. От этой привычки очень тяжело избавиться, палец не отрежешь, не выкинешь, он всегда с тобой.

Страшилки нас не пугают, а лак она смывает. Лавайте без сарказма.правильно не правильно. Люди совет просят, а не нотации .

Мой сосал до 4 класса. Потом на наше счастье сделали операцию по обрезанию уздечки языка. Сначала мы были недовольны, что обнаружили поздно. Но потом поняли, что бросили сосать палец. Потому что до заживления 2 дня он плакал от боли, даже когда не сосал. Так мы избавились от дурной привычки. Нет худа без добра, это про наш случай.:-)

В 1 классе у сына случился панариций на том пальце, что сосал, радовалась тоже ан нет, на замену пришел палец с другой руки так и сосем, мозоль образовалась не хилая и треснуло аж, глубокая трещина и это пережили

Читайте также:  Как оптимизировать сон в течение дня у ребенка 7 месяцев (ГВ + прикорм)

По моему это уже навсегда. Я видела женатого мужика, который сосал палец. Зрелище не из приятных)))

Нее надеюсь мы до такого не дойдем

Наша доча сосала палец до 7лет, прикус изменился. Сходили к ортодонту и нам поставили пластину специальную, одев которую она не могла сосать палец. Так постепенно отвыкла. Носили пластину около 2 лет. Сейчас доче 9 лет, палец не сосем и улыбка красивая. Вам удачи

у меня дочь сама перестала сосать палец в 5 лет после того как я ей сказала ,что накрашенные ногти сосать нельзя .Вот теперь ногти красим

Это неврологическая проблема. Врачи-неврологи, психологи советуют в таких случаях больше внимания обращать на ребенка.

Правильно. Ребенок сосет палец, чтобы почувствовать психологический комфорт.

Вернуть ощущения безопасности, уюта и довольства жизнью, когда был-а младенцем.
Чаще хвалите ребенка, разговаривайте, общайтесь, играйте вместе, перед сном обязательно рассказывайте сказки или читайте хорошие книжки, пока не уснет. Так вы еще и привьете привычку читать.

А если это наследствиность

Tip-Top99, верно. Сын сосет до сих пор. Разводились с его отцом со скандалом, а жили еще хуже, всё это на глазах у ребенка.

У нас перестал в 4года, я уже думала что так и будет сосать, но у нас папа за него конкретно взялся и за пару месяцев он бросил сосать, я так и не поняла как, он ему постоянно напоминал, следил чтобы не сосал, хвалил; а успехи, если что стыдил.

Моя дочь сосала палец до 5 лет. У неё мозоли появились, вот, говорю палец скоро отвалится, давай забинтуем, а сама мажу незаметно таблеткой левомицетин бинт марлевый.Эта таблетка – гадость редкая на вкус.Дочка то снимает бинт и опять за свое, а вкус то остался на пальце, что и в рот не возьмеш. И так дней 10 где-то “бинтовали” пальчик. Так и бросили)))

Как отучить ребёнка (или взрослого) сосать палец?

Дети и взрослые сосут пальцы, грызут и обламывают ногти. Взрослые изобретательны в своих реакциях и попытках (а чаще пытках) «искоренить» эту привычку.

Дети изобретательны и прекрасны в своей способности к адаптации и поисках исцеления. Не существует, к сожалению, универсальных рецептов. Предложу несколько направлений для мыслей и поисков. Будет очень много – но практично. Тема многогранная и разносторонне изученная.

1. Сосание пальцев (уголков одежды, в продолжении — возможно курение и прочее), кусание ногтей, обламывание ногтей — симптомы, на первый взгляд похожие, но имеющие, как правило, разную причину.

2. Это не просто “вредная привычка” — это невротические действия, часто совершенно не осознаваемые, не всегда контролируемые (особенно у деток, у которых волевые центры еще не сформированы). Ребенок это делает не специально, чтобы позлить родителя.

3. За каждым таким действием есть более глубокая причина — и взрослые напрягаются, если уж быть честными, даже не из-за самого действия, а из-за «заряда»- неконтролируемого и важного, который ощущают «за» действиями. (Так же, как родители напрягаются не из-за беспорядка в комнате подростка, а из-за внутреннего состояния подростка, который маскирует беспорядок внешний).

4. Любая сформированная привычка — говорит о существующих закрепленных механизмах — это привычка наших нейронных связей. Для того, чтобы она изменилась — нужно время. И нужно предложить и наработать альтернативное действие или реакцию.

5. Мы ничего не можем забрать, ничего не предоставив взамен. Это базовое правило воспитания. Если мы изымаем себя — оставляем вместо себя бабушку или няню. Забираем компьютер — предлагаем значимую альтернативу — свое эмоциональное присутствие, книгу…. Если нет замены — в этой образовавшейся «пустоте» вырастет новый, возможно более серьезный и уже телесный- соматический симптом.

Читайте также:  Угасание сосательного рефлекса у ребенка

6. Чем больше наше напряжение, чем больше требований «что-то с этим делать» — тем больше ребенок себя чувствует «не таким», тем больше вероятность закрепления симптома или трансформации его во что-то другое (например — без комментариев об адекватности методов «родительской терапии» – у ребенка, которому сказали, что оторвут руки и пенис при еще одном «застукивании» за мастурбацией — появилось сосание пальцев, когда родители пригрозили отрезать пальцы — начался энурез).

Сосание

Мы много знаем об оральной фазе развития. Это время, когда малыш-грудничок получает удовольствие и развивает множество телесных приспособлений и механизмов (например, при сосании задействованы сразу три нерва с огромными зонами «ведения»: блуждающий, троичный и носоглоточный нерв), получает опыт близости, безопасности, доверия — благодаря именно сосанию молочка из груди. И именно тогда и столько, сколько ему нужно. Норма у каждого ребенка своя, как и возможности семейной системы.

Это «оральное» время, когда в ребенке закладывается ощущение Я Существовую и Мои Потребности могут быть миром удовлетворены. Это время формирования привязанности — возможности вообще быть в близких отношениях, принимать и давать отклик на близость. Это время формирования базового доверия или недоверия к миру.

У каждого человечка свои потребности, уроки и свой опыт. Если потребность ребенка по разнообразным причинам не была удовлетворена, если в это время происходило что-то травматичное — ребенок может «доудовлетворять» – добирать эту потребность, выбирая «заменители» — палец, соску, карандаш, сигарету…

В сосании пальцев мы разделяем возраст:

Малыши и дети после 3 лет

Малыши, находящиеся на смешанном вскармливании, при прорезании зубиков — с помощью сосания кулачка и пальчика компенсируют то, чего им не достает или обезболивают процесс. Это вариант нормы, с этим можно «ничего не делать» (но — важный минус — может перерасти в привычку). В этом возрасте недостаток контакта с грудью компенсируется эмоциональной близостью и эмоциональным откликом и телесным контактом.

Старшие и совсем взрослые человеки возвращают себе с помощью сосания ощущение присутствия кого-то важнейшего (заполняют пустоту, в которой должны быть мама и папа), безопасности, снимают эмоциональное напряжение.

Они Регрессируют — возвращаются в прошлое, когда настоящее слишком напряженно.

  • Возвращают себе ощущение безопасных границ.
  • Компенсируют недостающую нежность.
  • Успокаиваются перед сном.
  • Заполняют пространство «скуки».

Для единственных детей в семье — возможность таким странным способом отдохнуть от избыточных контактов (в школе и садике).

Потребность: Безопасность, Опора на маму, снять избыточное напряжение, вернуться в близость и нежность. Вернуть себе ощущение важности при ревности к младшему. Снизить собственную критичность, контроль, выйти из-под давления критичности, контроля, перфекционизма — своего и родителей.

Что делать:

1. Найти источник невротизации — небезопасности.

2. Снизить возможную требовательность и оценочность.

3. Больше телесного контакта, массажиков, телесных игр, особенно обнимашек и всего, что напоминает объятия — объятия — это проекция «матки», игры в прятки, в халабуды и проч. Играть в младенцев.

4. Рисовать мандалы, домики, строить что-то, что создавало бы ощущение границ. Играть под одеялом.

5. Давать пить из трубочки, из поилки.

6. Вместе готовить еду.

7. Иногда работает парадоксальный метод — сделать сосание пальцев не только разрешенным, а обязательным. Я выписывала рецепт с печатью — «в понедельник с 15-15:15 сосать с причмокиванием большой палец правой руки. Вторник — с 16-16:15 — сосать с причмокиванием указательный палец левой руки и так далее. Для родителей это серьезное испытание, для детей — парадоксальная психотерапия.

Читайте также:  Психология и психиатрия Задать вопрос

8. Играть с водой и в воде.

9. Рисовать пальчиковыми красками.

Странные вопросы для взрослого:

  • Что — кого хочешь вернуть — всосать, впитать?
  • О ком скучаешь?
  • Хочется свернуться в калачик?
  • Что для тебя нежность?

Конечно, у каждого человечка и человека свои симптомы и их причины, и выраженность этих симптомов и причин. Конечно, психологи все усложняют и без них вон сколько поколений выросло. И, конечно, вместо всего написанного, легче крикнуть, треснуть или намазать пальцы зеленкой.

Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Читайте также:  Ребенок плохо ведет себя в школе

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.

Читайте также:  Ревность между детьми с разницей в 14 лет

В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.

Ребенок сосет палец: невролог рассказывает, что делать родителям в этой ситуации

Многие младенцы предпочитают соске-пустышке свой пальчик или кулачок. Мам такое положение дел беспокоит. Воображение сразу рисует тревожные картины: занесет инфекцию, испортит прикус, вырастет, а вредная привычка останется.

В первую очередь, не паникуйте! Невролог Татьяна Стецкая советует понять, когда и при каких обстоятельствах ребенок это делает.

Сосание пальца бывает перед сном или в момент скуки. Обычно дети так успокаиваются, — удовлетворяют свой безусловный рефлекс, — поясняет доктор.

Невролог Татьяна Стецкая подготовила «разбивку» по детскому возрасту, чтобы родители понимали, когда пальчик или кулачок во рту не представляют опасности, а когда нужно принимать меры для отучения крохи от нездоровой привычки.

До 2 месяцев дети не дифференцируют свои ручки. Можно сказать, что их сосание получается спонтанным благодаря сосательному рефлексу и хаотичным движениям рук.

С 2-3 месяцев ребенок начинает осознавать, что у него есть руки + движения становятся менее хаотичными + познавательный интерес.

С 5-6 месяцев сосание пальца/кулачка уже становится намеренным. Ребенок ассоциирует их с успокоением.

Мамочек интересует, откуда у детей возникает подобная потребность, переходящая в зависимость. По мнению невролога Татьяны Стецкой, сосание пальчика или кулачка может быть характерно для малышей в таких случаях:

  • искусственное вскармливание;
  • большие промежутки между кормлениями;
  • у кормящей мамы большой поток молока;
  • мама рано вышла на работу.
© Instagram @doctor_steckaya

В среднем, сосательный рефлекс начинает ослабевать к 6-8 месяцам, — отмечает доктор.

И тут же также акцентирует внимание на том, когда пора бить тревогу:

Когда сосание пальца смещает грудь на второй план.

Когда ребенок старше 6 месяцев засыпает и всю ночь сосет палец.

Когда ребенок в старшем возрасте (2-3 года) сосет палец во время просмотра ТВ, игры, от скуки, на сон.

Что делать?

При возрасте ребенка до 6 месяцев

После засыпания сразу же убирать палец/кулачок изо рта;

Давать грудь при попытке пососать палец, но не забывать, что в момент засыпания плавными движениями убирать сосок.

Если ребенок старше 6 месяцев

Предложить альтернативу – сонную игрушку, пеленку, пластиковые рельефные колечки.

Если отказывается от сонных помощников, можно помочь легким укачиванием, похлопыванием, поглаживанием. Самое важное – убрать зависимость от пальца.

Если ребенок категорически не приемлет вышеуказанные методы – предложить пустышку, она считается более безопасной для прикуса.

© Depositphotos

У детей в возрасте от 2 лет

. обязательно переключать внимание на другой вид деятельности, мягко вынимать изо рта. В тяжелых случаях допустимо использовать тканевой пластырь, когезивный бинт.

Невролог Татьяна Стецкая акцентирует внимание родителей на том, что нельзя делать при привычке ребенка сосать пальчик или кулачок:

  • бить по рукам, ругать;
  • мазать горчицей;
  • игнорировать сосание пальца.

А ваш малыш тянул в рот пальчик или кулачок? Расскажите о своем опыте.

Ссылка на основную публикацию