Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах)

Объявление


ЕСЛИ У ТЕБЯ ПРОБЛЕМЫ - ПРИХОДИ, МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ПОМОЧЬ. ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ ПРОБЛЕМ - ПРИХОДИ, ПОДЕЛИСЬ С НАМИ - КАК ТЫ СМОГ ЭТОГО ДОБИТЬСЯ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах) » Письма из интернета » Беседы с родителями незрячих детей (автор В.Д. Озеров)


Беседы с родителями незрячих детей (автор В.Д. Озеров)

Сообщений 41 страница 59 из 59

41

Беседа десятая: Готовимся к школе.
К семи годам у ребенка завершается созревание всех отделов головного мозга и только с этого времени ребенок готов к обучению в школе. Некоторые родители, не учитывая этого фактора, пытаются "внедрить" своих чад (как здоровых, так и с нарушениями развития) в школу с шести, а то и с пяти лет, испытывая при этом "гордость" за ребенка. Хорошо, если через 8 - 12 лет выяснится только бессмысленность такого решения.

Есть дети, для которых школьные нагрузки и в 7 лет чрезмерны и, возможно, для них имеет смысл начало учебы перенести еще на год. Но плохо и упустить момент "готовности" ребёнка к учебной деятельности, он может "перерасти". Для решения вопроса - идти ребенку в школу в этом году или нет, необходимо посоветоваться со специалистами. Советов специалистов ДДУ в данном случае не достаточно. Им, иногда, "не хочется отпускать" семилетнего "умненького ребеночка" от себя. А их совет часто "созвучен" с Вашим желанием - "продлить ребенку детство". Для принятия решения целесообразно посоветоваться со специалистами школы или медико-психолого-педагогических консультаций. В марте - апреле в каждой школе работают медико-психолого-педагогические комиссии по комплектованию первого класса на новый учебный год. В комиссии входят специалисты школы хорошо знающие незрячих детей и особенности их обучения. В крупных городах, при органах управления образования ("Гороно", департаменты по образованию и т.п.) в течение года работают медико-психолого-педагогических консультаций, помогающие родителям разобраться с "трудностями", возникающими у ребенка в процессе учебы, в том числе и при поступлении в школу. В консультациях работают специалисты разного профиля. Обратитесь туда. Заключения, которые выносят такие комиссии и (или) консультации, являются рекомендательными, но относиться к ним надо серьезно, даже если они не совпадают с вашим мнением.

Что значит готовить ребенка к школе? Многие родители считают, что надо научить его читать, писать, считать и чем лучше он будет это делать, тем лучше его готовность к школе! А так ли это? Ведь всему этому и многому другому обязаны научить в школе. Так стоит ли дублировать учителей? Не спешите это делать, Вы можете совершить ошибки, которые потом придется исправлять учителям.

К шести годам я научил Максима читать книги для слепых (напечатанные брайлевским шрифтом). Когда он начал учиться в школе (в 7,5 лет), выяснилось, что я научил его читать правой рукой, а методика обучения слепых чтению предусматривает правую руку в качестве "ведущей" по строке, а левую - "читающей". В дальнейшем почти все школьники осваивают чтение обеими руками. Эта моя ошибка не сказалась на дальнейшей учебе сына, но создала ему определенные трудности. Его соученики, не умевшие читать до школы, к пятому классу освоили чтение обеими руками, а у Максима до сих пор есть сложности при чтении левой рукой. Умение читать обеими руками для слепого не прихоть, а необходимость. Например, изучая музыкальное произведение и сидя за фортепиано, надо попеременно держать одну руку на клавишах, а другой рукой считывать нотный текст, поочередно для левой и правой руки (ноты, записанные с помощью брайлевского шрифта, для правой и левой пишутся в отдельных строках и считываются сначала для одной руки, затем для другой).

0

42

Как же готовить незрячего ребенка к школе?

Да, так же как и зрячего ребенка.

Во-первых, надо научить ребенка хорошо и правильно говорить. Тифлопедагоги отмечают: "Речь слепого и слабовидящего : имеет свои особенности формирования - изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется "формализм", накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием". У незрячего ребенка, не видящего артикуляцию, часто возникают логопедические нарушения, которые с возрастом усугубляются. "Детей с речевыми нарушениями среди слепых встречается в 4-5 раз больше. Отставание в речи включает довольно большое количество детей с нарушением артикуляции (замены, смешение звуков), голоса (звуковые модуляции, громкость), атипичность речи, заикание" 1. И не всегда рядом окажется логопед, способный устранить речевые нарушения у незрячего ребенка. Поэтому необходимо принять все меры, чтобы в домашних условиях нарушения речи были сведены до минимума.

Один из способов постановки правильной речи у ребенка - это "погружение" его в среду, где звучит "правильная" речь. Этого можно достигнуть не только тем, что все окружающие будут "правильно" говорить, что не всегда возможно, но и используя технические средства. Желательно, чтобы ребенок с раннего детства имел возможность слушать аудиозаписи: сказки, песни, тесты, записанные на профессиональном оборудовании и озвученные артистами и дикторами. Дома должна быть создана зона (комната, угол), в которой ребенку ни кто не мешал бы слушать аудиозаписи. К 2,5 - 3 годам незрячий ребенок может научиться управляться почти с любой звуковоспроизводящей аппаратурой. При выборе музыкальных записей необходимо учитывать не свои пристрастия, а качество записи, возраст ребенка и соответствие музыкального сопровождения темпераменту и интересам ребенка.

По моему мнению, у Максима сформировалась правильная речь и развился абсолютный музыкальный слух благодаря тому, что в нашем доме с первых дней появления в нем сына звучали музыкальные сказки, детские песни и другие музыкальными произведениями. Уже в 3 года Максим мог сам самостоятельно включить проигрыватель, поставить на диск пластинку (в конце 80х недорогие и качественные аудиозаписи можно было найти, в основном, на виниловых пластинках) и опустить на неё звукосниматель. В четырехлетнем возрасте Максим достаточно чисто проговаривал и "пропевал" многие отрывки, прослушанных песен и сказок. Лет с четырех он стал самостоятельно находить интересующую пластинку, определяя её вначале по размеру и фактуре конверта, а позже по наклейкам с условными выпуклыми надписями. Надписи, которые мы вместе с ним сделали на каждой пластинке, содержали 2 - 4 знака записанные брайлевским шрифтом и соответствовали начальным буквам названия пластинки. Таким образом мы пометили более сотни пластинок.

Во-вторых, к школе ребенок должен научиться придерживаться распорядка дня, обслуживать себя, находить нужные вещи и убирать их на место, одеваться, самостоятельно есть и т.д. В общем, делать все, о чем мы говорили ранее.

Очень важно научить ребенка уметь сидеть и слушать определенное время, не мешая другим. Научить ребенка этому можно во время походов в театр, на концерты и смотря вместе телевизор. Ребенок должен научиться тихо сидеть и внимательно слушать речь актеров и звуки, идущие со сцены (от телевизора), а вы, сидя рядом, комментируете происходящее на сцене (экране). Конечно, если Вы начнете делать комментарии по ходу спектакля, сидя в партере, да ещё в первых рядах ("ведь ребенок плохо видит"), то Вас "зашушукают" окружающие, и это испортит у ребенка все впечатление от похода в театр. То же само произойдет, если при совместном просмотре телепередачи Вы будете отвлекаться на разговоры с другими членами семьи, телефонные звонки или домашние дела. Поэтому когда пойдете в театр договоритесь с администратором, билетерами о месте в ложе или в другом укромном уголке зала, где ребенок мог бы хорошо слышать, что происходит на сцене, а Вы могли бы делать комментарии, не мешая другим. Дома договоритесь со всеми, что во время совместного просмотра передач Вы недоступны ни для кого, кроме ребенка. Обязательно ходите с ребенком на детские праздники: новогодние ёлки, различные утренники, массовые гуляния.

1 Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграф сервис, 2000. С. 99-101.

0

43

В-третьих, чтобы ребенок учился в благоприятной для него атмосфере необходимо правильно выбрать школу. Для многих людей словосочетания "школа - интернат для:" или "коррекционное образовательное учреждение:" вызывает дрожь. Большое число родителей считают, что, отдав ребенка в такое учреждение, они ставят на всей его будущей жизни "клеймо". А так ли это?

В нашей стране, дети с глубокими нарушениями зрения обучаются в школах - интернатах для слепых и (или) слабовидящих детей.

Первая школа при Александро - Мариинском попечительстве слепых была основана в Санкт-Петербурге в 1881 г. по инициативе замечательного общественного деятеля XIX века Константина Карловича Крота. С этого времени в России ведется отсчет систематического образования слепых. Сегодня в школах для слепых и слабовидящих детей предоставляется детям комплекс образовательных, социальных, медицинских и других реабилитационных услуг. Образование в школе проводится по образовательным стандартам, соответствующим стандартам общеобразовательной школы. Это позволяет детям после окончания школы получать профессиональное образование наравне со зрячими сверстниками. Педагоги и воспитатели имеют тифлопедагогическое образование, поэтому при обучении детей используют соответствующие методики. В классах для слепых детей учатся не более 8 чел, а в классах для слабовидящих - 16 чел.

При каждой школе имеется интернат для слепых и слабовидящих детей, живущих далеко. В интернате детям предоставляется спальное место с бесплатными постельными принадлежностями, оборудованы санитарно-гигиенические помещения, места для хранения личных вещей. Оставлять ребенка в интернате или ежедневно привозить его на занятия - решают родители совместно с администрацией школы в начале учебного года. Никто не имеет право требовать от родителей оставить ребенка в школе во внеурочное время. Для детей, проживающих в интернате, предоставляется бесплатное четырех - пяти разовое питание.

Нельзя сказать, что в интернатах условия проживания соответствуют домашним или даже близки к ним. К сожалению, в спальнях одновременно могут спать от 4 до 10 чел. Если это еще допустимо для дошкольников и в какой-то мере для учащихся начальной школы, то для детей старшего возраста, по моему мнению, это вообще не допустимо. По западным меркам в комнате должно проживать не более 2 чел. Но существующие интернаты достались нам из предшествующего периода "поголовного коллективизма" и по понятиям советских чиновников от образования - интернат, это не место проживания, а место "временного пребывания". И никого не смущало, что дети в течение 12 лет обучения почти 1/6 времени вынуждены были обитать в местах "временного пребывания". Сегодня администрация многих школ пытается исправить данное положение, но для создания цивилизованных условий проживания в интернатах необходимы большие капитальные затраты, которых у школ нет.

Проживание ребенка во время обучения в интернате, имеет две стороны медали, влияющие на становление ребенка намного больше, чем условия проживания (пребывания).

0

44

С одной стороны - опыт слепых выпускников школы, пользующихся интернатом и не пользующихся им, показывает, что дети, прожившие в интернате школьные годы, оказываются более коммуникабельными, более мобильными и более неприхотливыми, чем их "домашние" соученики. "Интернатные" выпускники оказываются в дальнейшем более независимыми, более легкими на подъем и более самостоятельными, но не всегда готовыми к самообслуживанию в части приготовления пищи, стирки белья и других "домашних" трудностей, которые за них делали работники школы. Но в дальнейшем, жизнь заставит научиться и этому.

С другой стороны - проживание в интернате, вдали от семьи приводит к нарушению семейных связей между ребенком и его родственниками, т.к. часто некоторые дети видят родителей только в каникулы. Есть родители, которые, отправив ребенка в школу с интернатом, считают, что их обязанности и ответственность за воспитание ребенка полностью переходит школе, а им остается только "ждать" результатов. Но в этом случае срабатывает эффект "бабушки", о котором я говорил в шестой беседе. "Бабушкой" по воле родителей становится школа.

Проживание в интернате имеет свои плюсы и минусы, но максимальное использование плюсов интерната и сведение до минимума действие минусов зависит в первую очередь от родителей.

В-четвертых, необходимо выбрать форму образования, соответствующую возможностям ребенка. Сегодня Федеральные Законы "Об образовании" и "О социальной защите инвалидов" 1 дают право родителям выбирать школу или требовать "обучение : по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому". Некоторым детям, имеющим сочетанные нарушения, медико-психолого-педагогические комиссии (консультации) предлагают обучение на дому. Обычно такая форма рекомендуется незрячим детям, имеющим серьезные поведенческие отклонения, вызванные нарушениями ментального характера, или детям, имеющим серьезные нарушения в передвижении, нарушения опорно-двигательного аппарата. Таких детей не много и для них, к сожалению, обучение на дому - единственная форма учебы. Кто сталкивался с этой формой обучения, тот знает её неэффективность, и сколько труда нужно вложить родителям, чтобы ребенок получил приемлемое общее образование. Результативность этой формы обучения зависит от того, как родители сумеют совместить свои возможности обучать ребенка с той, реальной, помощью, которую может им оказать школа.

Бывают случаи, когда некоторые родители требуют надомной формы обучения для своего незрячего ребенка, не имеющего других нарушений. Основанием для такого требования они выдвигают следующие причины: "далеко живем"; "не хотим, чтобы наш ребенок общался с другими "брошенными" детьми этого "вонючего" интерната"; или "я считаю, что в школе будут учить не тому, что нужно моему ребенку" и т.п.

Несколько лет назад я участвовал в конференции посвященной библиотечному обслуживанию слепых. Конференция проходила в одном из красивейших городов Сибири. На секции, посвященной образованию, работниками городской музыкальной школы, был представлен слепой мальчик 9 - 10 лет, который сыграл на синтезаторе несколько популярных вещей. У большинства участников конференции, знавших об обучении слепых через призму библиотечного дела, это выступление вызвало восторг и умиление. По завершению выступления я поинтересовался у преподавателей музыкальной школы: "Знает ли ребенок ноты, записанные брайлевским шрифтом". На что, получил ответ: "Ребенок обучается на слух, а ноты по Брайлю школой не используются, нет специалистов". По мнению директора музыкальной школы для данного ребенка это и не обязательно так, как у него абсолютный слух. Сидящие рядом работники школы слепых (одной из лучших в Сибири), с горечью посетовали: "Очень способный мальчик, но его мама считает, что в школе слепых учат не тому, что надо её сыну, и категорически не хочет, чтобы её сын посещал школу слепых. Добившись надомного обучения, основной упор сделала на музыкальном образовании".

1 Закон РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11. 1995 года № 181 - ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.10.2003 № 132-ФЗ)

0

45

Услышав ответ сотрудников музыкальной школы и сетование работников школы слепых, мне вспомнилась другая семья "слепого музыканта", историю взросления, которого я наблюдал более 10 лет.

Слепой мальчик уже в 12-13 лет незаурядно играл на фортепиано. Музыке он начал обучаться в обычной районной музыкальной школе, ещё до создания в Санкт-Петербурге при школе-интернате для слепых детей музыкальной школы. На слух он мог выучить серьезные музыкальные произведения. Общеобразовательные предметы изучал в школе для слепых. Родители ежедневно привозили его в школу, а после занятий забирали домой. Занятия в общеобразовательной школе, в музыкальной школе, постоянные поездки - все это создавало напряженный ритм жизни для семьи. Родители стойко преодолевали все трудности. Да и было ради чего, по оценкам специалистов ребенок имел неординарный, самобытный стиль игры. Школой - интернат и общественной организацией родителей города семье оказывалась всевозможная помощь: создавались условия для участия ребенка в концертной деятельности, в том числе за рубежом; семья участвовала в летних творческих мастерских, организуемых на юге; учителя "закрывали глаза" на его учебные "успехи" по некоторым предметам.

Когда он стал учиться в старших классах, подключили специалистов (в том числе из-за рубежа), готовых организовать его дальнейшее музыкальное образование. Но дальнейшее музыкальное образование требовало иного принципиального подхода: необходимо уметь читать ноты, записанные рельефно - точечным шрифтом; знать сольфеджио; музыкальную литературу; приучиться к самообслуживанию; освоить пространственную ориентировку, хорошо знать иностранный язык. Но родители не согласились со специалистами. По их мнению, ничего менять не надо, их одаренный ребенок "проживет" и без этих "ненужных трудностей". Проходят годы, семья живет прежней напряженной жизнью. Но, специалисты все ниже и ниже оценивали его музыкальный уровень.

После окончания школы поступает на очное отделение музыкального факультета одного из Вузов Санкт-Петербурга. Но учиться на дневном отделении не смог, не хватило ни только музыкальной грамотности, но и элементарной самостоятельности. А родителям с каждым годом становится все труднее и труднее помогать сыну - возраст берет своё. Перебрался на вечернюю, затем заочную форму обучения, а свою неудачу объясняет тем, что "слепые музыканты никому не нужны". При этом он почему-то забывает о других выпускниках школы для слепых, успешно обучающихся на очном факультете того же Вуза и не плохо "подрабатывающих" музыкой.

После того, как увели мальчика, я рассказал участникам секции эту историю, надеясь, что она заставит задуматься присутствующую маму над будущей судьбой своего сына. Научиться играть без нот на синтезаторе, для ребенка, не лишенного слуха, не так уж и сложно, и даже некоторое время на этом можно получать дивиденды. Родители счастливы - у них такой выдающийся ребенок! Им кажется, что так будет всегда и будущее ребенка очевидно. Но, не научившись читать ноты, не освоив сольфеджио, не изучив музыкальную литературу, ребенок, как бы он не был одарен, через несколько лет останавливается в своем музыкальном развитии. А отсутствие навыков самостоятельности сведет на нет и другие "детские достижения". К сожалению, реакцию мамы на мое выступление я так и не узнал.

Об аналогичных случаях Вам могут поведать работники многих школ для слепых детей. Музыкальное образование всегда считалось важным элементом развития незрячих детей, поэтому в каждой школе для слепых обязательно действуют музыкальные кружки, где дети учатся играть на фортепиано, аккордеоне и других инструментов, изучают нотную грамоту, сольфеджио. В Санкт-Петербурге, Армавире и других городах при школах слепых действую специальные музыкальные школы (отделения), где незрячим детям дается начальное музыкальное образование, позволяющее им в дальнейшем получить среднее и высшее профессиональное музыкальное образование. В Курске работает музыкальное училище - интернат для слепых.

0

46

Надомная форма обучения для некоторых родителей кажется более безопасной: ребенок всегда на глазах, не наберется "плохого" - родитель может научить только "хорошему". А так ли это? Да, человек, имеющий хорошее среднее или высшее образование, может самостоятельно обучить ребенком почти по всей программе средней школы, но сумеет ли он обучить ребенка самой главной науке жизни - общению. Общению со сверстниками, с другими взрослыми людьми, а не только с людьми "ближнего круга". Сумеет ли он научиться перенимать чужой опыт, а не только опыт мамы в борьбе "за место под солнцем"? Вряд ли. Опыт жизни незрячих выпускников, ставших "надомниками" по воле родителей, да и других детей "хорошо" опекаемых родителями, подтверждает это. Роль родителей не в том, чтобы подменить собой учителей, воспитателей и других специалистов, а том что бы найти те необходимые и достаточные условия образования для своего ребенка, дающие ему возможность максимально почерпнуть в школьные годы от окружающих всё "хорошее" и научиться понимать, что значит "плохое".

В 90-х годах в среде родительской и научно - педагогической общественности России широко обсуждался вопрос об интегрированном образовании. Идея интегрированного образования, основанная на абсолютизации прав человека и пришедшая к нам с Запада в конце 80 - годов, на первый взгляд, очень заманчива и проста. Ребенок с отклонениями в развитии получает образование не в специальной школе, а в обычной, рядом с домом, вместе со здоровыми сверстниками, а органы образования создают для обучения необходимые условия. Родители, вспоминая свои школьные годы, считают, что обучение в обычной школе "лучше" и более "надежное" (в свое время так же думал и я), но мало кто задумывается над тем, как практически можно организовать процесс обучение ребенка с нарушением развития, в условиях массовой школы.

Сегодня, основываясь на анализе возможностей нашей системы образования, её традициях, опыте реализации этой идеи в странах запада: Швеции, США, Великобритании, Финляндии и других, считаю, что у нас организовывать интегрированное образование не целесообразно. Особенно это касается детей, имеющих сенсорные, церебральные или опорно-двигательные нарушения. Это связано с рядом объективных причин: неготовностью общества; недостатком финансовых средств, выделяемых на образование; отсутствием соответствующих специалистов и другими причинами. Опыт западных стран, например Швеции, где интегрированное образование стало законодательно широко внедряться в 70 - 80 -х годах, показал, что данная форма образования может быть приемлема не для всех детей, имеющих нарушения в развитии. В прошлое десятилетие часть родителей добилась для своих частично зрячих и слабовидящих детей возможности обучаться в обычных школах. Их опыт показывает, что, за редким исключением, интеграция молодого незрячего человека в общество зрячих проходит легче после получения "нормального" образования в специальной школе, нежели в период его обучения в массовой школе с "хорошо" организованным интегрированным образованием. "Хорошая" организация интегрированного образования обычно осуществлялась силами родителей.

0

47

Беседа одиннадцатая: Начальная школа.
"Первое сентября - красный день календаря. Все мальчишки и девчонки:" - слова знакомые для всех. Первое сентября в первый раз - начало великой вехи в жизни каждого человека. Его ждут с нетерпением и некоторым страхом, к нему готовится всей семьей. На него возлагают большие надежды. Начальная школа - первый этап школьной жизни, и от того, как он будет пройден, зависит многое в будущей школьной и послешкольной жизни любого человека.

Со временем забываются многие разделы математики, физики, химии и других предметов, которые изучались в школе, но не возможно забыть чтение, правила счета, круговорот воды в природе - эти знания используются каждый день. Поэтому в начальной школе родителям легко помогать ребенку, хотя могут быть и сложности.

В классах слабовидящих используются такие же учебники, как в массовых школах, только напечатанные более крупным шрифтом. В классах слепых применяются учебники, напечатанные рельефно - точечным (брайлевским) шрифтом. Многих родителей он озадачивает, им кажется, что из-за этого они не способны ничем помочь своим детям. А так ли это?

Действительно, зрячий человек не сможет читать брайлевские книги, как незрячий - на ощупь, но читать их глазами вполне возможно. Надо знать принципы построения брайлевского шрифта и быть внимательнее, чем при чтении обычных книг, напечатанных плоским шрифтом.

Рельефно - точечный шрифт был изобретен молодым французом Луи Брайлем (1809 - 1852). Луи ослеп в пять лет, в результате несчастного случая. Родители стремились дать ему образование и делали для развития сына все от них зависящее. С 10 лет он учащийся Королевского института слепых в Париже. Институт слепых был основан в 1774 году молодым гражданским служащим Валентином Гаюи (1745 - 1822). Для обучения чтению слепых в институте использовались немногочисленные, громоздкие и дорогие книги. Текст в них печатался выпуклыми, увеличенными в размере буквами латинского алфавита. Он плохо считывался на ощупь, но все же давал возможность слепым самостоятельно получать знания.

В 1921 году Луи Брайл познакомился с системой рельефного письма, предложенной отставным капитаном артиллерии Шарль - Мари Барбье де ля Серр. Предложенная система не удовлетворила Луи, но идея использования выпуклых точек ему понравилась. После многих экспериментов, в конце 1824 года Луи придумал систему написания букв основанную на комбинациях шести рельефных точек, расположенных в два столбца по три точки. Комбинация из шести точек позволяет записать до 63 знаков. Расстояние между точками 2 - 2,5 мм дает возможность подушечкой пальца прощупать (осязать) любой знак записанный шеститочием. В 1829 году Луи Брайл опубликовывает свою систему, включающую алфавит, знаки препинания, цифры и нотные знаки. Окончательный вариант был опубликован в 1837 году. В России первая попытка создать русский алфавит на брайлевском шрифте была сделана в 1861 году 17 летним слепым дворянином Денисом Оболенским. Окончательный вариант, введенный в практику в 1881 году Мариинским попечительством слепых, был создан российским тифлопедагогом Трумбергом Е.Р., с участием директора Дрезденского института слепых - г-на Бютнера.

Сегодня брайлевский шрифт используется слепыми во всем мире. На нем печатаются журналы, учебники, книги. Многие слепые при работе на персональных компьютерах используют брайлевские приставки, позволяющие считывать текст с экрана.

Используя брайлевский шрифт и помогая ребенку выучить азбуку, Вы к концу первого класса легко сможете читать учебники и тетради своего ребенка. Ваши знания, умение читать брайлевский текст позволят Вам помочь ребенку освоить новый вид ведущей деятельности - учебу.

"Изменение ведущей деятельности предъявляет ребенку новые требования, которые он должен принять, выполняя функции ученика. Однако понимание и принятие необходимости новых требований еще не значит, что они влекут за собой их обязательное выполнение" 1.

1 Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграф сервис, 2000. С. 80-81.

0

48

Часто родители, обнаружив, что у ребенка "не идет" учеба или возникают иные школьные проблемы, обвиняют в этом учителя и жалуются на него директору школы, а то и в органы образования. Ни в коем случае не советую этого делать. Если Ваши настойчивые требования, будут спущены учителю "сверху", он вынужден будет им подчиниться и этим серьезно "навредить" Вашему ребенку, не делая при этом ничего предосудительного. Например, поддавшись Вашим требованиям - "гуманнее относиться к незрячему ребенку", будет ставить ему завышенные оценки, удовлетворяя тем самым его самолюбие и Вашу жалость к нему. Это приведет к тому, что ребенок не сможет адекватно отвечать на принуждение, или, по определению великого педагога - философа XX века Сергея Иосифовича Гессена, подчиняться дисциплине. А, "дисциплина ... есть, ... согласование усилий для получения ... максимального эффекта" 1. Иными словами, ребенок не научится главной науке начальной школы - уметь учиться (трудиться).

Или наоборот, поддавшим Вашим честолюбивым устремлениям, учитель начнет ставить перед ребенком трудно разрешимые задачи, создавая у него состояние "постоянной неудовлетворенности собой". А "... преждевременное воспитание, в котором предлагаемый ребенку внешний материал превосходит способность его усвоения, неизбежно воспитывает надломленных, безличных людей" 2.

В случае возникновения у ребенка школьных проблем надо не жаловаться, а искать пути их решения. При этом необходимо помнить, что в отличие от родителей зрячих детей, у Вас мало вариантов для выбора.

В первом классе трудности с освоением учебной программы выявляются, как правило, к концу третьей четверти. Обнаружив их, не паникуйте, но и не оставляйте их без внимания. Причины трудностей могут быть разные: "неготовность" ребенка к обучению, "неудачный учитель", "не тот состав класса", много пропусков из-за болезни, а у Вас не было времени помогать ребенку и т.д. Посоветуйтесь с учителем, завучем начальной школы - может быть, имеет смысл, оставить ребенка в первом классе на повторный год обучения. Как правило, такое совместное решение родителей и педагогов идет на пользу ребенку и у него стабилизируется учеба. Этот прием мы использовали, когда у Максима "не пошла" учеба в первом классе музыкальной школы. Закончил он её на "отлично". Ну, а как ребенок в этом возрасте переживет эту проблему, зависит от Вашего отношения к ней: как к трагедии, или как к одной из возможных жизненных ситуаций.

Бывает и другая ситуация. Ребенок учится легко и успешно, а другие дети "топчутся" на месте. Выявляется это, обычно, в конце второй, третьей четверти второго класса. Посоветуйтесь с учителями Вашего и следующего, третьего класса - может быть имеет смысл за лето самим подготовить ребенка по программе третьего класса (уверен это в Ваших силах), а ему в августе написать контрольную работу и с первого сентября пойти в четвертый класс? Если ребенок не сопротивляется, преподаватели не возражают, согласуйте эту идею с администрацией школы и действуйте. Я знаю несколько таких случаев. В частности, Максим так перешел из второго в четвертый класс. И ни кто - ни дети, ни родители, ни учителя - не пожалели об этом.

Успешность обучения ребенка в старших классах, напрямую зависит от его успехов в первые школьные года. Помогайте ребенку осваивать учебный материал. Внимательно отнеситесь ко всем трудностям, которые возникают в ходе учебы ребенка в начальной школе. "Активная роль взрослого в развитии слепого ребенка значительно больше, нежели в жизни зрячего, что связано с отсутствием у слепого ребенка непосредственного зрительного подражания - одного из каналов самостоятельного приобретения знаний" 3.

Успехов Вам на поприще учебы!

1 С.И. Гессен. "Основы педагогики. Введение в прикладную филисофию". М.: Школа - Пресс, 1995, 448 с. - C. 64.
2 Там же. С. 86.
3 Там же. С. 62-63.

0

49

Беседа двенадцатая: Общая и средняя школа.
Прошли четыре года, и ребенок уже учится в пятом классе. Новые условия: каждый предмет ведет свой учитель, со своим характером, манерой поведения. Другие воспитатели, классный руководитель. Другое классное помещение. А тут ещё новые предметы, которые Вы подзабыли - ну как тут поможешь ребенку?

А нужна ли Вашему ребенку помощь в повседневной учебной жизни? Помощь ребенку в том виде, в котором Вы оказывали ему в начальной школе, ему уже не нужна. Если ребенок умеет учиться, то учителя в небольших классах легко донесут до него знания, воспитатели проследят за выполнением домашних заданий. За четыре годы совместной учебы и жизни в школе, дети научились поддерживать друг друга, и всегда готовы прийти на помощь - важная особенность школ слепых.

Но не расслабляйтесь и постоянно интересуйтесь ходом учебы, поощряйте удачи и помогайте ребенку разбираться в проблемах. А проблем будет много.

Учиться вашему ребенку еще не менее шести лет, в школе слепых учебная программа общей школы завершается в десятом, а не девятом классе, как в массовых школах. Среднюю школу он закончит после обучения в 11 и 12 классах. В десятом классе Вам и Вашему ребенку придется решать, что делать дальше: продолжить обучение в 11 - 12 классах и получить аттестат об окончании средней (полной) школы, или пойти учиться в среднее профессиональное образовательное учреждение, или думать о трудоустройстве.

А пока впереди шесть лет учебы. Это очень интересные годы становления ребенка как личности. Через год - два, паинька-ребеночек превратится в подростка, с собственными интересами, со своим мнением на происходящее вокруг него, со своими пристрастиями и требованиями. Наступит так называемый "кризис подросткового возраста", несущий свои радости и горести.

Ребенок начинает осознавать себя личностью. Уже в конце начальной школы у него изменяется оценка своих возможностей. Раньше оценка жизненной успешности совпадала с оценкой родителей и учителей. Теперь эта оценка, а точнее самооценка, базируется: на мнении товарищей по учебе; на восприятии своих возможностей, через призму зрительного дефекта; на оценке способности делать то же, что и другие; на восприятии своего внешнего вида и на других, часто не понятных для Вас, факторах. Ребенок начинает самоутверждаться. Этот период для родителей чреват тем, что в нем проявляются многие недочеты воспитания, допущенные в предшествующие годы.

В начале кризиса подросткового возраста многие дети начинают активно интересоваться причинами своего плохого зрения. Часто предъявляют родителям необоснованные претензии, считая, что они "не всё сделали". Другие дети, наоборот впадают в уныние, грубят, плохо ведут себя, начинают хуже учиться, им кажется, что с таким зрением у них нет будущего. Третьи начинают требовать к себе снисхождения. Четвертые - не прочь "выбить" дополнительные блага. Вам необходимо найти способы снятия психологического напряжения у подростка от этих вопросов. Это можно сделать только в содружестве с работниками школы. Бывает, что в этот период они видят и общаются с ребенком больше чем Вы и могут, рассказав для Вас много интересного о ребенке, помочь найти с ним общий язык и "утрясти" недоразумения. Игнорирование или несвоевременное реагирование на эти вопросы, может оставить неизгладимый след на взаимоотношениях в семье.

А пока ещё не наступил этот период, подумаем о том, что можно сделать, чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку. Специалисты отмечают, что ":слепые и слабовидящие старшеклассники выделяют те качества личности, которые ценны для становления их самостоятельности и самоутверждения" 1.

1 С.И. Гессен. "Основы педагогики. Введение в прикладную филисофию". М.: Школа - Пресс, 1995, 448 с. - C. 83.

0

50

Существенное влияние на собственную самооценку незрячего школьника оказывает его способность самостоятельно перемещаться - ездить по собственным делам без сопровождения взрослых. Произойдет это, как правило, не ранее 9 - 10 класса, но к этому необходимо готовиться в 5 - 6 классах.

Если у ребенка глубокое нарушение зрения и ему в будущем придется использовать белую трость, то с 10 - 11 лет необходимо приучать его носить её с собой, при каждом выходе из дома, даже если он идет с сопровождающим. Необходимо убедить ребенка в том, что в этом нет ни чего постыдного, а трость, в первую очередь, нужна не ему, а окружающим - они при виде белой трости внимательнее относятся к её владельцу. При поездках в школу в часы пик белая трость в руках Максима неоднократно спасала нас от столкновений со спешащими навстречу людьми. Со временем ношение трости войдет в привычку, и она превратиться в средство, обеспечивающее безопасное передвижение её владельца в пространстве.

Почему в 10 - 11 лет? В этом возрасте, у незрячего ребенка появляется интерес к самостоятельному передвижению и он начинает понимать, что без трости ходить опасно. А вот в 13 - 15 лет Вы вряд ли уговорите его взять в руки трость - "стыдно", и только лет через пять юноша или девушка начнут признавать необходимость трости при хождении и пожалеют, что не научился пользоваться ею раньше.

Разговариваю с Николаем, 22 лет, тотально слепым:

- Коля, наблюдал, как ты идешь по городу. Очень уверенно. Когда ты самостоятельно пошел с тростью. Что тебя заставило сделать это?

- Учась в школе, до 18 лет я не пользовался тростью. Считал, что она "портит" мой вид. А тут, мне повезло, договориться о свидании с девушкой. Надо идти! А как? Не пойдешь же с мамой на свидание. Нашел в школе у товарищей трость, походил с ней вокруг школы - вроде все получается. В субботу с родителями приехал домой. А на утро, сказав, что пошел гулять во двор - его я знал хорошо и без трости, отправился на свидание. Идти было минут десять - пятнадцать, с родителями я неоднократно ходил по этому маршруту. Ну и намучился я: спотыкаешься о бордюры, натыкаешься на кусты. Мешают прохожие. Вокруг какие - то ларьки. Кажется, что все машины едут на тебя. То, что это оказалось так сложно, для меня было открытием. С помощью прохожих, с грехом пополам добрался до места. Чуть не опоздал на свидание, хотя вышел заблаговременно.

- А разве Вас не учили в школе ходить самостоятельно с тростью?

- Когда я учился в 5 классе (11 лет), у нас ввели уроки ориентировки, они нам очень нравились, но учитель часто болел. В те годы все хотели ходить самостоятельно, но в школьной жизни трость обычно не нужна. Там если надо ехать куда-нибудь, то все едут с сопровождающими. Родители также не настаивали на использование трости. В 8 классе (14 лет), у нас снова ввели ориентировку, но мы уже занимались формально, для галочки - "Ходить с тростью, зачем? Над нами будут смеяться зрячие!"

- А как же ты научился ходить один?

- Жизнь заставила. Все началось со свидания, о котором я Вам рассказывал. Но пока учился ходить, чего только не было: свалился в люк, чуть не попал под машину, а сколько раз плутал, опаздывал. Многому научили в реабилитационном центре для слепых. Спокойно я стал ходить всего года два".

Нужны ли комментарии?

Некоторые родители не знают где взять трость и какая она должна быть. В школьной программе есть часы, на которых слепых детей обучают пространственной ориентировки, в том числе с использованием трости, но в обязанность школы не входит обеспечение детей тростями. Это задача органов социальной защиты, но для получения бесплатной трости необходим документ (индивидуальная программа реабилитации инвалида) от медико-социальной экспертизы (МСЭ) - государственного органа, дающего заключение об инвалидности. Иногда легче купить трость самому, чем получить необходимую бумагу от МСЭ. Где купить трость можно узнать в первичной организации Всероссийского общества слепых (ВОС) при школе или в отделении ВОС вашего региона.

0

51

Белые трости бывают трех основных видов: опорные, трости - щупы и складные. Опорные трости обычно нужны для слабовидящих пожилым людей или для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, трости - щупы в основном используются при обучении хождению на занятиях в школе или реабилитационном центре, а так же для слепых, перемещающихся на небольшие расстояния без использования общественного транспорта. Для детей и мобильных инвалидов по зрению целесообразнее использовать складную трость. Они бывают разной конструкции и различной длины. В начале, когда ребенок будет использовать трость в качестве средства сигнализации для окружающих, её длина в развернутом виде не принципиальна, но желательно, чтобы она была не ниже его пояса. Если же трость будет использоваться по прямому назначению, то в вертикальном положении её ручка должна быть в пределах грудной клетки. Немецкие тифлопедагоги считают, что трость для хождения должна, как и лыжная палка, доходить до подмышки. Как научить ребенка самостоятельно ходить, мы поговорим в тринадцатой беседе.

А сейчас, обсудим одну "малозаметную" проблему для родителей, особенно для тех, у которых дети проживают в интернате. Часто родители не замечают перехода ребенка во "взрослое" состояние и возникающие при этом "внешние" последствия.

Мама, забрав ребенка в конце недели из школы и придя домой, говорит: "Прежде чем ужинать, помойся под душем и переоденься - от тебя пахнет интернатом". А в понедельник, собирая ребенка в школу на пять - шесть дней, забывает дать ему на смену рубашки, носки и нижнее бельё.

С наступлением половой зрелости у ребенка меняется деятельность многих систем организма, в том числе системы потоотделения. От ребенка начинает пахнуть "взрослым" человеком. Если запах маленького ребенка для взрослых не очень заметен, а мать, вообще не замечает его, воспринимая как собственный, то запах, исходящий от половозрелого подростка, воспринимается окружающими, в том числе и родителями, совершенно по-другому. Воспитатели жалуются: - "Утром, на подъеме, меньше всего хочется заходить в спальню к старшеклассникам. Стоит такой дух, что мутнеет в глазах". Замечание окружающих, сделанные подростку, по поводу его "пахучести", вызывают у него недоумение и выводят из себя. Он не понимает, что от него хотят, и он отчасти прав - человек не чувствует своего запаха.

Поэтому необходимо своевременно приучить ребенка к гигиене всего тела. Все родители учат детей мыть руки, лицо, ноги, чистить зубы, купаться в ванне. Но к 10 - 11 годам необходимо приучить ребенка более тщательно соблюдать правила гигиены. В школе воспитатели так же заставляют детей ежедневно мыться, но воспитатели не имеют возможности лично заниматься обучением детей соблюдению гигиены и не могут (а иногда и не имеют права) проконтролировать качество мытья. Да и ребенку не очень хочется в интернате бежать из теплой спальни по "холодному" коридору в умывальню, поэтому он "жульничает" и плохо моется. А утром, для профилактики, пользуется широко разрекламированным дезодорантом, не понимая, что тот не спасет его от брезгливых замечаний товарищей и взрослых.

Поэтому родителям необходимо приучить ребенка ежедневно мыться под душем, а если это невозможно, то уметь ежедневно подмывать над раковиной подмышечные впадины, промежности, соблюдать гигиену половых органов. Ребенок должен иметь возможность: ежедневно заменять рубашку (сорочку), носки; не реже двух раз в неделю менять нижнее бельё. Всё это должно войти в обязательную привычку, ребенок должен понимать, зачем это нужно. Если нельзя обеспечить нужным количеством сменного белья - научите ребенка стирать и обеспечьте его стиральными средствами. Сказанное касается не только юношей, но и девушек.

Если, сумеете своевременно приучить ребенка к этим, вроде бы само собой разумеющимся вещам, то поможете своему ребенку в повышении самооценки, что немаловажно в преодолении проблем подросткового возраста. Конечно, это не все проблемы и, возможно, не самые "важные", которые Вам придется решать во время обучения ребенка в общей и средней школе, но опыт их решения, при наличии хорошего контакта с работниками школы, позволит решить большинство других.

0

52

Беседа тринадцатая: Учимся ходить самостоятельно.
В тифлопедагогике, способность незрячего человека ориентироваться в больших и малых пространствах, умение самостоятельно перемещаться из одной точки окружающего пространства в другую, называется пространственной ориентировкой. Это понятие включает в себя две основные составляющие: ориентировка - способность незрячего человека, используя свои органы чувств, определять положение своего тела относительно других предметов окружающей обстановки, и мобильность - способность самостоятельно и (или) с помощью окружающих добраться из начальной места до требуемого.

Зрячий человек, находясь даже в незнакомом месте, легко найдет большое количество ориентиров, позволяющих ему выбрать путь и способ передвижения в нужном направлении. Для незрячего человека быстрота и безопасность решения этой задачи будет зависеть от того, как он научился пользоваться своими органами чувств при ориентировке и самостоятельном передвижении. Немаловажным фактором при ориентировке, является умение просить и получать помощь от других людей.

В предшествующих беседах я обращал внимание на необходимость научить ребенка ориентировке, общению и мобильности. Правда под мобильностью обычно я подразумевал способность ребенка передвигаться самостоятельно в достаточно ограниченном пространстве: квартире, школьном помещении, территории школы, на садовом участке и т.п. Передвижение на большие расстояния незрячий ребенок в дошкольные годы, в начальной школе совершает всегда с сопровождающим. С 5 - 8 класса часть детей начинает ходить самостоятельно, а к 9 - 11 классу у большинства незрячих детей появляется потребность к самостоятельному передвижению без сопровождения взрослых, сначала компаниями, затем парами, а потом и в одиночку.

Для слабовидящих детей обычно нет больших проблем с ориентировкой и мобильностью. Обучение мобильности для них сводятся, в основном, к научению быть внимательным при передвижении, при посадке в общественный транспорт и высадке из него, а так же в четком соблюдении правил дорожного движения.

Среди незрячих детей, можно выделить две группы.

К первой группе можно отнести детей, имеющих остатки зрения, не позволяющие им учиться по обычным учебникам, но достаточные, чтобы заметить крупные препятствия на своем пути, различать сигналы светофора, свет фар. Такие дети не плохо ориентируются на знакомых маршрутах. Обучение их мобильности не представляет большой сложности - достаточно им, несколько раз пройти с сопровождающим по новому маршруту. Разовые поездки на более длительные расстояния, могут также совершаться ими без сопровождающих, при тщательном обсуждении маршрута и умения ребенка прибегать к помощи окружающих. На знакомых маршрутах, незрячие этой группы, белой тростью обычно не пользуются, но желательно, что бы они использовали её в местах больших скоплений людей, в часы пик на транспорте, и при передвижении по новым маршрутам. В старших классах они часто выступают в роли поводырей для своих одноклассников, имеющих более плохое зрение.

Другая группа - слепые дети, не имеющие остатков зрения или имеющие только светоощущение. Это самая малочисленная и самая сложная группа в освоении мобильности на большие расстояния. Расскажу, как я обучал сына самостоятельно ходить.

0

53

О том, как я готовил сына к самостоятельному передвижению в дошкольные годы и в школе, рассказано в предшествующих беседах. Не плохую подготовку к ориентировке, сын получил в школе на уроках пространственной ориентировки и физкультуры. Все это стало основой для ориентирования при обучении мобильности. Правда, когда Максим начал учиться самостоятельно ходить по улицам, выяснилось, что в ориентировке у него есть пробелы, связанные с отсутствием четкого зрительного образа городских кварталов, расположения улиц относительно друг друга. После двух - трех поворотов на перекрестках он терял ориентацию и не мог даже пройти обратно по тому же маршруту.

Устранить этот пробел помогли одноклассники Максима. Узнав о неудачах, они вспомнили, что у Максима были не лады с черчением и, предположив, что он не может соотнести свой маршрут с планом кварталов, предложили сделать для него карту маршрута. Дома, вместе с Максимом начертили рельефно-точечные карты микрорайона нашего дома, микрорайона школы, схемы переходов в метро. На картах контурно были показаны улицы, переходы через них, остановки транспорта. После детального изучения карт, как дома, так и в процессе движения у Максима сформировались четкие образы микрорайонов. Он стал соотносить свой маршрут с расположением улиц, перекрестков и интересующих нас объектов: дом, школа, магазины, остановки транспорта и даже находить обходные пути, когда обычный маршрут оказывался недоступен, например, из-за дорожных работ. В дальнейшем, проблем с потерей ориентации из-за поворотов на перекрестках не возникало.

Этот пример ещё раз указывает на то, что у тотально слепого человека, так же как и зрячего формируются зрительные образы окружающего мира, необходимые для ориентации и достаточные для самостоятельного решения практических задач. Но процесс формирования зрительных образов, их дифференциация и систематизация происходит существеннее дольше, чем у зрячего ребенка. Формирование образов у зрячих и незрячих детей происходит по одним и тем же законам, как результат взаимодействия с окружающими предметами и совместной деятельности с другими людьми. Но если формирование образа на основании зрительной информации, воспринимаемой зрячим ребенком, происходит в результате привычного взаимодействия зрячих людей, то для незрячего ребенка этот процесс зависит от учета окружающими способов получения ребенком необходимой информации об элементах предметного мира. Взрослый должен помогать ребенку обобщать полученную информацию, находить аналогии и уметь выделять отдельные признаки предметов.

Человек, сопровождающий незрячего ребенка во время прогулки, поездки, должен учитывать эту его особенность и делать все возможное для формирования образов о предметах окружающего мира. Еще когда Максим только начал ходить, я выработал для себя несколько обязательных правил:

1. Ни когда не спешить, когда идешь с незрячим ребенком. По ходу движения всегда объяснять ребенку любое заинтересовавшее его событие.

2. При посещении одного и того же места: детской площадки, поликлиники, ДДУ, магазина и т.п., пользоваться одним и тем же маршрутом.

3. При прохождении по маршруту использовать прямолинейные отрезки пути, делая повороты, как правило, под прямыми углами. Ни когда не пользоваться "коротким путем": различными тропинками, не пересекать улицы вне зон пешеходного перехода и т. п. Всегда объяснять ребенку причину отклонения от прямолинейного движения.

4. Объяснять сыну, мимо чего проходим. А при его желании, давать возможность ознакомиться с любым доступным для него предметом (препятствием). Ребенок должен иметь возможность потрогать, ощупать, обойти, обнюхать интересующий его предмет.

5. При движении по маршруту, стараться фиксировать в памяти ребенка положение любого предмета, вызвавшие у него те или иные ощущения: осязательные, слуховые, обонятельные, вестибулярные.

6. Дома совместно вспоминать маршрут, новые предметы и находить аналоги с уже известными предметами.

0

54

Для слепого ребенка хорошим подспорьем в познании является трость, которая как бы "удлиняет" руку и позволяет ощупать предмет без непосредственного тактильного контакта. Приучать Максима использовать трость я начал с 3 -4 лет. Почти на все пешие прогулки мы брали с собой легкую указку из стеклотекстолита, которой я учил Максима обследовать различные предметы, препятствия на дороги и т.п. Хотя в дошкольные годы и в начальных классах трость использовалась достаточно часто, она больше использовалась как игрушка, позволяющая познать окружающие предметы, а не как средство, необходимое для передвижения.

С пятого класса трость стали брать при каждом выходе из дома. Практически, она использовалась в качестве средства сигнализации для окружающих, но на прямых участках дороги, при переходе улицы, хождении по лестницам Максим уже мог её использовал по назначению. К восьмому классу Максим принимал трость, как естественный атрибут, понимал её необходимость и использовал её в качестве щупа на сложных участках маршрута: на лестничных переходах в метро, эскалаторах и чтобы самостоятельно пройти небольшие участки маршрута. У нас ни когда не возникало дилеммы: брать трость, или не брать. В 9-11 классе, Максим тростью пользовался мало, большинство поездок мы совершали на автомобиле.

С третьей четверти 11 класса Максим стал совмещать учебу в школе с посещением Санкт-Петербургского центра медико-социальной реабилитации слепых, где прошел курс реабилитации, включающий пространственную ориентировку. Реабилитационный курс, под руководством тифлопедагогов, дал хорошую основу для самостоятельной ориентировки и мобильности. Была отработана методика пользования тростью при движении, уточнены правила выбора мест перехода улиц и другие особенности хождения по городу с интенсивным транспортным движением. Но отсутствие тренировки, быстро могло свести все знания на нет. Поэтому с сентября мы уже самостоятельно стали отрабатывать хождение по ряду маршрутов. Такие тренировки делали 2- 3 раза в неделю. Основной маршрут был из дома в школу и обратно. Он состоял из трех этапов: пешком от дома до станции метро, затем поездка в метро с пересадкой с линии на линию, и от метро до школы. Длительность маршрута составляла 40 - 45 мин. Иногда надо было ездить по другим маршрутами: в библиотеку, на занятия английским языком и другие места.

Вначале мы ходили по каждому маршруту вместе, Максим шел впереди, используя трость, а я, находясь сзади в 2 - 3 метрах, объяснял ему, мимо чего он проходит, какие препятствия подстерегают, куда и как надо поворачивать и т.п. При необходимости отдельные участки проходили по несколько раз. Затем Максим стал ходить один, а я шел на некотором отдалении от него: сзади в метрах 20 - 30 либо по другой стороне улицы. Подходил к нему, только когда видел явные затруднения или грубые промахи. После прохождения маршрута мы обсуждали ошибки и их причины. Для подстраховки, опробовали несколько альтернативных вариантов маршрута.

Наступил день (в конце второго месяца тренировок), когда решили, что пора Максиму ехать в школу одному. Из дома он вышел один, я же, подождав несколько минут, пошел следом. Быстро догнал и, держась на расстоянии, проводил до школы. Так повторилось несколько раз. Вечером, мы обсуждали каждый его поход, я соотносил его впечатления с моими наблюдениями, и делал на основании них, некоторые замечания, высказанные в виде предположений. У Максима повысилась уверенность в себе, вырос авторитет у товарищей и учителей. А о том, что я его некоторое время "пас", он узнал много позже. С тех пор он стал ездить по городу самостоятельно. Не скрою, я волновался за него, когда от него не было своевременного звонка о благополучном завершении похода, или когда он опаздывал домой - это естественная реакция любого родителя, но моё волнение, не в счет, по сравнению с его сегодняшней самостоятельностью.

0

55

Сегодня он один ездит в университет, в библиотеки, в театр, на встречу с друзьями. Бывают случаи, когда ему необходим сопровождающий, тогда он заранее с кем-нибудь договаривается или пользуется на отдельных участках маршрута помощью окружающих людей. Из-за того, что в последнее время я ездил по городу на автомобиле, оказалось, что Максим лучше меня знает маршруты общественного транспорта. При поездке по новому маршруту он заранее уточняет его особенности, места пересадок, время прохода и проезда на отдельных участках. Иногда опаздывает на занятия и встречи - с кем не бывает!

В ходе обучения Максима хождению по маршрутам я наблюдал, как окружающие реагирую на незрячего человека. В основном все окружающие внимательно относятся к человеку с белой тростью, а многие готовы помочь. Очень важно чтобы подросток умел, как просить помощи, так и корректно от неё отказаться.

В первом случае, сложностью является то, что подростку в 15 - 18 лет "не удобно" просить помощи - такова психологическая особенность этого возраста. Преодолеть эту особенность можно только одним путем - надо создать условия, чтобы он вынужден был просить нужную помощь у окружающих. Для этого я, сопровождая Максима "на расстоянии", при возникновении у него проблемы с ориентацией: сбился с пути, свернул не туда, и если, эта ошибка не создавала опасности, не спешил ему на помощь - "выкарабкивайся сам". Заметив свою ошибку, но не дождавшись меня, ему приходилось обращаться за помощью к прохожим - "не стоять же столбом по середине тротуара". Если же он продолжал "стоять столбом", то я просил кого-нибудь из прохожих подойти к нему и предложить помощь. Большинство людей на просьбу о помощи не отказываются, только им надо правильно объяснить что требуется. Подросток так же должен это уметь. Например, зрячий человек, не сталкивавшийся в повседневной жизни со слепыми, не знает, как правильно его сопровождать - берет за локоть и ведет перед собой, что не удобно и небезопасно. Подросток, не стесняясь, должен сказать, что будет лучше, если он возьмет попутчика под локоть - так им будет удобнее. Несколько удачных "вынужденных" обращений к прохожим за помощью, показали Максиму, что ни какого "не удобства" в этом нет.

А вот вторая проблема - уметь отказаться от чужой помощи, имеет большее число вариаций, решение которых не всегда однозначно. Предложенная помощь может оказаться нормальным порывом человека, желающим помочь другому, но может оказаться бестактным "состраданием" к инвалиду, а то и желанием ограбить. За время своего самостоятельного хождения Максим столкнулся со всеми вариантами предлагаемой помощи.

Слепой человек, идущий знакомым маршрутом, прекрасно знает, где ему может понадобиться помощь других, а где нет. Маршрут четко отработан. Слепому ясно: где надо повернуть, в каком месте перейти улицу, в какие двери вагона входить, как подходить к перрону. Поэтому необходимо сразу же отвергать помощь "сострадающего доброхота", который, обычно не спросив, нужна помощь или нет, хватает слепого под руку и ведет его туда где, по его мнению, слепому будет лучше, а затем, так же молча, бросает его и уходит. Бывают и другие варианты "доброхотов": старушки, требующие через весь вагон, уступить место слепому, хотя он этого не просит, но "она-то лучше знает, что нужно слепенькому"; или дядечка, увидев слепого на перроне, сразу же начинает ему "помогать" войти в вагон - "стоит на перроне, значит, хочет влезть в вагон!". Помощь таких "доброхотов" вредна тем, что слепой сбивается с привычного маршрута и теряет ориентировку. Бывают и другие помощники, готовые "помогать" до тех пор, пока в укромном месте не появится возможность отобрать у сопровождаемого мобильный телефон, кошелек и т.д.

0

56

Научить подростка отказываться от "навязчивой" помощи очень важно, для его же безопасности. Если же он вынужден принять чью-то помощь, то необходимо научить его чётко сообщать "помощнику" в чем и в каких пределах ему нужна помощь. Если тот готов оказать помощь в указанных пределах, то её можно принять. Если же помощник будет, без объяснения причин, предлагать другой вариант, не известный для слепого, то лучше отказаться.

При передвижении со случайным попутчиком, слепой должен быть очень внимательным и четко контролировать своё местонахождение, чтобы попутчик "случайно" не увел его в сторону от маршрута. С Максимом был случай, когда попутчица, "заинтригованная" незрячим юношей, идущим самостоятельно, предложила свою помощь и, разговорившись с ним, увела на другую улицу. Максим, увлекшись разговором с сердобольной попутчицей, тоже не заметил, как "сошел с маршрута".

Для исключения случаев грабежа необходимо научить ребенка: во-первых, не быть откровенным со случайным попутчиком. Во-вторых, при обнаружении явной навязчивости со стороны "помощника" уметь "вызывать" помощь. Например, находясь в людном месте, "позвонить" по мобильному телефону знакомым и попросить встретить его. Обычно "попутчик" после этого исчезает.

Сегодня широко используются мобильные телефоны. "Мобильник" прекрасное средство связи, но он может стать причиной несчастного случая. Слепой, двигающийся по маршруту, прежде чем ответить по телефону, должен найти безопасное место для разговора. Например, он переходит улицу или идет в сплошном потоке людей или т.п., услышав сигнал Вашего вызова и зная, что Вы волнуетесь, если он долго не отвечает, начинает спешить, а спешить или отвлекаться во время движения для него опасно. Эту проблему мы решили следующим образом, когда я звоню сыну, то жду его ответа в течение трех первых гудков, затем прекращаю вызов - значит, он не может ответить. Максим во время движения, узнав по мелодии вызова, что звоню я, не спешит ответить, и перезванивает, когда у него появляется возможность. Обычно приходится ждать его звонка не более двух минут. Так же он реагирует во время движения и на другие звонки.

0

57

Беседа четырнадцатая и заключительная.
Можно ещё много рассказать о том, как сын познавал окружающий мир.

Например, как-то в мае на базе отдыха, где я участвовал в семинаре для работников общественных организаций, десятилетний Максим, гуляя по берегу озера с другими детьми участников семинара, оступившись на причале, упал в холодную воду, потащив за собой девочку, держащую его за руку. Навыки поведения в воде, приобретенные им в бассейне (с 8 лет мы ходили еженедельно в бассейн), позволили ему, не испугавшись, самому выбраться из воды и помочь напарнице. А "зевнувшая" взрослая сопровождающая, быстро довела их до номера и переодела. Назавтра они не только не заболели, но даже не "зашмыгали носами". А сколько было впечатлений после той поездки.

Или как мы осваивали бассейн - сначала просто обходя его, постепенно опускаясь в воду "до макушки" (8 - 8,5 лет), затем научились плавать на спине (10 лет), потом "на животе" (11 лет), прыгать "солдатиком" (с 11,5 лет) и т.д. Сегодня физкультура (обязательный предмет в каждом Вузе) для него связана не только с написание рефератов на тему "адаптивной физкультуры" (что делают большинство студентов - инвалидов), но и с приятными занятиями в бассейне. Или о его сольных выступлениях в 14 - 17 лет перед публикой, где он, аккомпанируя себе на синтезаторе, с успехом исполнял популярные песни. Или о том, как он, став старше, осознал возможность своего будущего в качестве "слепого музыканта" и выбрал другую профессию. И о многих, многих других событиях в его жизни.

Сегодняшняя его самостоятельность, независимость, умение общаться вызывает уважение у людей, с которыми он встречается по учебе в университете, на занятиях музыкой и общественной деятельностью. В первые месяцы учебы Максима в Университете, со стороны сокурсников и преподавателей, к нему было настороженное отношение. Но когда все увидели, что он не пытается получить поблажек от преподавателей, не требует, чтобы его опекали, умеет пошутить над своими "зрительными проблемами", к нему появилось уважительное отношение. Вскоре сокурсники сами стали предлагать помощь, приглашать в свои компании, не отказываются от его приглашений. В начале второго курса в компьютерном классе факультета для Максима были оборудованы специальные рабочие места. А такое отношение окружающих "стоит многого".

Необходимость заниматься подготовкой сына к взрослой жизни заставила нас - родителей отказаться от много того, что было привычным в предшествующей жизни: я вынужден был изменить профиль работы; заняться поиском и изучением литературы; пришлось переосмыслить свое отношение с окружающими, к школе, к решению многих житейских ситуаций. Были и серьезные финансовые проблемы, научившие пользоваться малым, и многие другие трудности. При этом моя жизнь не стала беднее или не интереснее. Сегодня, оглядываясь назад, вижу, что я поступал правильно, направив все свои силы на воспитание сына и все то, что казалось ценным для меня раньше, не идет ни в какое сравнение с ценностью сегодняшней самостоятельности сына.

И сегодня, нам - родителям, приходится много помогать сыну: читать учебные материалы или делать их электронные версии для компьютера; иногда сопровождать его, чтобы он сдал задолженность (что за студент без "хвоста"!); готовить еду; стирать и т.д. и т.п. Но разве в других семьях нет аналогичных забот.

Из-за многолетней привычки сопровождать сына иногда не хочется отпускать его одного, но не поедешь же с ним на свидание с девушкой или на встречу друзей или решать его учебные дела. Приходится сдерживать свои желания. У сына теперь "своя жизнь". Утешает понимание того, что при такой самостоятельности Максиму не придется "сидеть на шее" старшего брата и "мешать" жить его семье. У них прекрасные отношения и взаимоподдержка, но взрослая жизнь у каждого должна быть своя. Какая будет дальнейшая жизнь у сына, я не знаю, но уверен, что он найдет свое место среди людей.

Дорогие читатели, надеюсь, что "беседы" помогут Вам не впадать в отчаяние, и подскажут на первых порах, что и как делать, на что необходимо обратить внимание. Затем Вы сами сумеете найти решение всех, возникающих вопросов и проблем, и будете радоваться успехам своего ребенка.

0

58

Список литературы*

Пособия для родителей
Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье. Под редакцией Солнцевой Л.И. и Ермакова В.П. М., 1979.
Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. /Под редакцией Феоктистовой В.А. М.: Логос, 1993.
Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М.: ВОС, 1983.
Кондратов А.М. Если ребенок не видит. М.: ВОС, 1991.
Обучающие пакеты для членов семьи человека с нарушениями зрения (№1,2,3). /Под редакцией Клочковой Е.В. СПб.: Институт раннего вмешательства, 2001.
Анн-Мари Хартман. Поиграй со мной. СПб.: НОУПК "Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства", 1998.
Леа Хювяринен. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями. СПб.: Петербург - XXI век, 1996.
Михаэль Брамбринг. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. М.: ACADEMA, 2003.
Азарян Р.Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. М.: ВОС, 1989.
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. В.Пышма, 1997.
Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. М: Сов. спорт, 1992.
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения. СПб.: Образование, 1995.
Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями зрения. /Под ред. Плаксиной Л.И. М.: ИКП РАО, 1995.
Витковская А.М. Обучение слепых преддошкольников предметным действиям с игрушкой. /Современные теоретические, экспериментальные и методические проблемы тифлологии. Сб. науч. тр. СПб., 1997. С.9-15.
Как помочь слепому малышу: Рекомендации для семьи, имеющей ребенка с дефектами зрения. /Рекомендации подгот. Всемир. орг. здравоохранения. Женева, 1989. //Соц. обеспечение.- 1999.- N 4.- С. 29-31.
Насибулова Е. Иногда мне приходит в голову. [О том, как незрячий ребенок в полтора года узнает мир по звукам и запаху] //Шк. вестн.- 2001.- № 5.- С. 9-11.
Литература по психологии
Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграф сервис, 2000.
Виллей П. Психология слепых. М.: Учпедгиз, 1931.
Литвак А.Г. Тифлопсихология. М.: Просвящение, 1985.
Ливехуд, Бернард. Фазы развития ребенка. /Перевод с немецкого, 2 изд. Калуга: Духовное познание, 2002.
Методические пособия для специалистов
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения. /Методические пособия под редакцией Л.М. Шипицыной. СПб.: Образование, 1995.
Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1980.
Гудонис В.П. Основы и переспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1998.
Феоктистова В.А. Участие семьи в интеграции слепых детей и подростков. /Интеграция лиц со специальными потребностями. Тез. докл. международной научной конференции. Шауляй, 1993, с. 40-43.
Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. М.: Город, 1998.
Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. Ч.1. М.: ИКП РАО, 1996.
Другая литература
Лапшин А. Восхожение. М.: ВОС, 1990.
Дидро Д. Письма о слепых в назидание зрячим. М.: ОГИЗ, 1941.
* Авторская последовательность источников сохранена.

0

59

Диана Гурцкая рассказала недавно о книге я вижу солнце меня она заинтересовала, где в Интернете ее можзно скачать? а лучше,в каком магазине,в бумажном виде купить? в пределах Южно-Сахалинска конечно же!

0


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах) » Письма из интернета » Беседы с родителями незрячих детей (автор В.Д. Озеров)