Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах)

Объявление


ЕСЛИ У ТЕБЯ ПРОБЛЕМЫ - ПРИХОДИ, МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ПОМОЧЬ. ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ ПРОБЛЕМ - ПРИХОДИ, ПОДЕЛИСЬ С НАМИ - КАК ТЫ СМОГ ЭТОГО ДОБИТЬСЯ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах) » Письма из интернета » Беседы с родителями незрячих детей (автор В.Д. Озеров)


Беседы с родителями незрячих детей (автор В.Д. Озеров)

Сообщений 21 страница 40 из 59

21

У детей, особенно незрячих, возникают серьезные трудности с определением лицевой и изнаночной сторон, верха и переда многих вещей: трусов, колготок, носков, маек, рубашек. Для устранения этой трудности на всех предметах одежды нужно сделать хорошо различимые на ощупь метки. Метки можно сделать из пуговиц или из кусочков материи с грубой фактурой. Можно применять специальные пасты для нанесения объемных меток. Метки на вещах делают в одном, четко определенном месте, например, справа на лицевой стороне вещи, в области пояса. Застёгивание одежды на пуговицы в этом возрасте для ребенка затруднительно, поэтому лучше использовать неразъемные молнии и липучки. Также еще рано учить его завязывать шнурки.

Очень важен выбор одежды. Она должна быть для ребенка удобной и приятной для его кожи. Если ребенок не хочет надевать какую-либо вещь, например, красивую мохнатую кофточку, то, скорее всего она вызывает у него неприятные ощущения. Учитывая особенности ребенка, не создавайте ситуацию, при которой у Вас может возникнуть желание наказать ребенка за безнадежно испорченную дорогую вещь.

Когда ребенок раздевается, его приучают класть (лучше вешать) одежду в месте, легко доступном для ребенка. Одежда должна быть положена (повешена) в той последовательности, в какой ребенок будет её надевать. Если какой - либо предмет одежды Вы решили заменить (постирать), то ребенок об этом должен знать: "Твои носки стали грязными. Я их постираю, а тебе положу чистые".

Скоро у ребенка появляется связь между предметом одежды, действиями с ним и словами, связанными с действиями над предметом, и он начинает пытаться самостоятельно одеваться. Вам останется только подсказывать, что и как делать, если он начнет путаться. Вскоре ребенок с гордостью будет демонстрировать Вам, что он сам оделся и готов ... к дальнейшему покорению мира.

В этом возрасте дети чувствуют себя не очень комфортно, когда не в состоянии в нужный момент воспользоваться горшком. Ребенок уже знает, для чего нужен горшок, где находится туалет, но не владеет навыком самостоятельно пользоваться ими. Раз ребенок ходит, умеет раздеваться и одеваться, научить его пользоваться горшком, а затем туалетом не составляет большого труда. Главное, чтобы ребенку было удобно пользоваться горшком и туалетом. Не страшно, если ребенок "случайно" познакомится с содержимым горшка - это тоже элемент познания мира. Просто придется лучше вымыть руки.

Ребенок уже знает, что надо умываться, зачем это делают, как и где умываются. Сделайте так, чтобы он сам доставал мыло, мог открыть кран с водой. Полотенце должно быть не большое и легкое. Учите ребенка пользоваться зубной щеткой.

Незрячий ребенок, как и все дети, с удовольствием купается и моется в детской ванночке, но при попытке искупать его в большой ванне у Вас может возникнуть проблема - ребенок вдруг начинает сопротивляться. Я это объясняю следующим образом. Большая ванна глубже, шире и длиннее детской ванночки, воды в неё наливают во много раз больше чем в детскую. В ванночке ребенок сидел на её дне, опираясь локтями и спиной о стены, и чувствовал себя устойчиво. Сидя в большом количестве воды, он немного "всплывает" (вспомните про силу Архимеда из школьного курса физики) и чувствует себя в воде неустойчиво. Ребенок легко теряет равновесие, ему не найти сразу точку опоры, он может перевернуться и окунуться с головой. Неожиданная потеря равновесия, попадание воды на лицо, в рот, нос не только неприятны, но и вызывают страх. Если зрячий ребенок легко находит дополнительную опору и, удерживаясь за неё, быстро осваивается в большой ванне, то незрячему ребенку сделать это сложнее. Поэтому, чувствуя свое неустойчивое положение в большой ванне, он боится в ней купаться. Страх может усугубляться из-за шума льющейся из крана воды, возникающих при этом волн или некомфортной температуры. Один из простых способов преодоления этого страха - купание вместе с ребенком. Вы вместе с ним опускаетесь в воду, усаживаете его на Ваши ноги и, помогая ребенку освоиться в ванне, принимаете водную процедуру.

0

22

Нежелание мыться под душем чаще всего вызвано неприятными ощущениями от падающих на голову и тело струй воды. Ребенку непонятно, что это такое и откуда взялось. Особенно незрячие дети пугаются, когда вода из душа попадает в лицо. Учить ребенка пользоваться душем надо постепенно, используя душ с гибким шлангом. Вначале познакомьте ребенка с устройством душа. Вместе откройте кран, пробуя при этом рукой воду, вытекающую из душевой сетки. Подобрав температуру воды, начните приучать ребенка к душу с обливания ног, затем потихоньку переходите к остальным частям тела. Все действия надо делать совместно с ребенком. Если ребенок сегодня не захотел мыться с помощью душа, не настаивайте, а попробуйте в следующий раз.

Ребенок к трем годам осваивает назначение многих предметов мебели и обихода. Передвигаясь по дому, гуляя по улице, ребенок начинает понимать размерные характеристики: длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже. Незрячему ребенку необходимо помочь разобраться с понятиями большой, маленький, тяжелый, легкий. Однажды сын, обследуя кухню, залез в кухонный стол. В нем стояли кастрюли, сковородки и другая кухонная утварь. Вместе с ним поочередно вынули все предметы, находящиеся там. Он познакомился с каждым предметом, мы обсудили его размеры и уточнили назначение. Затем поставили всё обратно в стол. При этом малые кастрюли вставляли в большие, высокие предметы размещали на одной полке, а низкие на другой. Сын еще несколько раз забирался в стол и под нашим надзором "наводил там порядок". Игры с кухонной посудой помогли ему разобраться с понятиями объема и веса, усвоить такие характеристики, как большой - маленький, тяжелый - легкий, плоский - выпуклый. А такие характеристики как далеко - близко, глубже - мельче, легче всего осваивать во время прогулок.

В завершении бесед, посвященных первым трем годам жизни ребенка, хочется сказать, что возможно у Вашего ребенка процесс освоения окружающего мира пойдет в эти годы несколько иначе, чем описано в беседах. В зависимости от состояния ребенка, наличия сопутствующих заболеваний, возможности получения тифлопедагогической 1 помощи, Ваших жилищных условий и другого Ваш ребенок будет развиваться более медленными темпами или в чем-то будет быстрее, а в чем-то медленнее. Не отчаивайтесь, продолжайте активно заниматься им, у Вас еще достаточно времени. Если Вас что-то беспокоит, или Вам кажется, что ребенок развивается не так, то найдите возможность проконсультироваться с тифлопедагогами. Такую помощь можно найти в специализированных детских дошкольных учреждениях, в медико-психолого-педагогических консультациях органов образования, на кафедрах тифлопедагогики педагогических ВУЗов.

1 Тифлопедагогика - отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

0

23

Беседа шестая: Проблемы взаимоотношений в семье и с окружающими людьми.
Работая более пятнадцать лет в общественной организации родителей детей - инвалидов, я имел возможность часто встречаться и беседовать с членами семей, имеющих детей с нарушениями развития, наблюдать, как влияет на развитие детей взаимоотношения, складывающиеся в семье, и умение родителей найти взаимопонимание у других людей. Поэтому в этой беседе коснемся очень важной темы взаимоотношений членов семьи между собой и с окружающими людьми.

В любой семье хотят, чтобы ожидаемый ребенок родился вовремя и был здоровым. Появление новорожденного существенно сказывается на её жизнь. Основное внимание переключается на новорожденного, все члены семьи в той или иной степени занимаются созданием для него нужных условий жизни и развития. По истечению некоторого промежутка времени, относительно небольшого, жизнь стабилизируется, но уже на качественно новом уровне.

Сложнее обстоит дело в семье, в которой родился ребенок с отклонениями в развитии. Вместе ожидаемой радости в дом входят горе, страх, отчаяние. О чувствах родителей, узнавших о проблемах их новорожденного, мы говорили в первых беседах. Отцы и матери по-разному воспринимают случившееся.

Практически любая мать, носившая ребенка многие месяцы у себя под сердцем, считает его частицей себя. Мать первая узнает о том, что ребенок болен и первая испытывает чувство вины и стыда перед родившимся ребенком, мужем, родными. На неё первую наваливается страх за ребенка, за то, как его будут воспринимать окружающие. Но мать, как правило, не в силах отказаться от своего дитя, оставить одного, не взирая на состояние его здоровья. Она готова все сделать, чтобы вырастить ребенка и "поставить на ноги".

Любой отец, ожидая ребенка, представляет (иногда подсознательно), как он будет гулять, играть с ним, заниматься спортом, обучать его, гордиться им. Психологически отцы настроены на здоровое потомство. Известие о том, что у них родился больной ребенок, вызывает сильное беспокойство. Особенно остро они это воспринимают, если при первой встрече с новорожденным обнаруживают видимые отклонения от нормы. У ряда отцов возникает мысль отказаться от ребенка. Если явных отклонений не видно, то отцы несколько успокаиваются, надеясь, что все образуется. Они ещё не настолько "связаны" заботами о ребенке, чтобы до конца воспринять всю трагичность случившегося.

Развитие дальнейших взаимоотношений в семье во многом определяются поведением матери и реакцией на её поведение ближайших родственников. Мать остро переживает случившееся с ребенком, для неё важно, чтобы было с кем поделиться своими мыслями, чувствами. Огромным утешением для неё будет, если муж предоставит ей возможность, не скрывая своих чувств и эмоций, открыто выговориться, обсудить свои опасения и сомнения. Жена должна почувствовать готовность мужа к участию в решении возникших проблем. Ни в коем случае не должны звучать обвинения в адрес друг друга. Родители должны как можно быстрее определить свое отношение к вопросу "верить - не верить" и понять, что они "не одиноки". Затем придти к обоюдному согласию в своих действиях на ближайшее будущее. Насколько быстро родители адаптируются к новым, экстремальным условиям семейной жизни зависит, каким будет будущее не только ребенка, но и всей семьи.

0

24

Как говорилось в третьей беседе, первая особенность первого года жизни - это необходимость заняться лечением (медицинской реабилитацией) ребенка. Желательно, чтобы на первых парах на консультациях и обследованиях ребенка вместе с матерью был отец. У мужчины на этом этапе более спокойное состояние, чем у женщины. Ему легче воспринять информацию врачей о состоянии ребенка, характере заболевания, возможности лечения. Дома, в спокойной обстановке, он, обладая информацией из первых рук, может помочь жене проанализировать услышанное от врачей и сделать необходимые выводы: "Одна голова хорошо, а две лучше". Такие совместные поездки сближают родителей. У отца появляется привязанность к ребенку, он начинает легче понимает озабоченность матери. Присутствие отца ребенка дает матери уверенность в том, что она не останется без поддержки. В дальнейшем, когда родители по результатам обследований и консультаций примут (определят) свой план (программу) медицинской реабилитации, научаться взаимодействовать с медицинскими учреждениями и врачами, необходимость в совместных поездках не столь обязательна. Мать сможет решать все вопросы самостоятельно и, обсуждая с отцом, как поступить в том или ином случае, легко находить взаимопонимание. Не менее важно участие отца в остальных делах по уходу за ребенком.

Занимаясь ребенком, его лечением, родители должны не забывать, что они живые люди и имеют свои собственные потребности. Им необходимо поддерживать общение с другими детьми, родственниками. Отец должен иметь возможность продолжать свою работу, что бы содержать семью. Родителям нельзя отказываться от встреч с друзьями, от выходов в гости, в театры, на концерты. Они должны удовлетворять свои потребности в еде, сне, отдыхе, развлечениях, сексе. Односторонний или обоюдный отказ от любого компонента "нормальной жизни" не пойдет на пользу ни ребенку, ни самим родителям, ни другим членам семьи.

Некоторые матери, приходят к мысли, что обязаны пожертвовать всем ради больного ребенка и в первую очередь найти способ лечения. Это они считают делом своей жизни и, несмотря на заключение ряда специалистов о невозможности излечения ребенка, продолжают тратить свои силы, средства и время на поиски врача-кудесника. Как правило, они вновь и вновь получают малоутешительные заключения специалистов, но продолжают (иногда десятилетиями) настойчиво идти только этим путем. При этом, принося себя в жертву, добиваются, чтобы другие члены семьи и родственники поддерживали их.

В начале в таких семьях все вроде бы соглашаются с матерью, но со временем в семье нарастает напряжение. Мать, тратя все свое внимание и время на больного ребенка, не в силах полноценно участвовать в жизни семьи. Видя ее неудачи, не все родственники поддерживают её жертвенность ради больного ребенка. Муж, потерявший внимание жены, вынужден искать утешение на стороне, другие дети, оставшись без присмотра, уходят в себя или отбиваются от рук и начинают жить своей жизнью. Психические и физические перегрузки приводят к тому, что мать становится уставшей, раздраженной (задерганной). Отношения с больным ребенком основываются на гиперопеке. Рано или поздно ребенок становится чрезмерной обузой для всех, в семье назревает конфликт. Мать усугубляет его тем, что оправдывая себя невольно начинает нагнетать обстановку, изыскивая или выдумывая все новые и новые "болячки" у ребенка. Это раздражает членов семьи и родственников, у них появляется ненависть к новому члену семьи. Если мать не выходит из состояния "жертвоприносительности", то семья, как правило, распадается. В итоге, мать остается одна с больным ребенком. Виноват ли в этом ребенок? Конечно, нет! Лучше ли ему стало от распада семьи? Тоже нет!

Потеряв поддержку семьи, такие матери, обычно считая себя "героинями" или "мученицами", обвиняют во всем мужа и других родственников. Но "поставить на ноги" больного ребенка в неполной семье очень сложно, поэтому матери, вынуждены обращаться за помощью к государственным или общественным организациям. Находясь в стрессовой ситуации, они не могут четко сформулировать просьбу о помощи или ставят перед сотрудниками организаций необоснованные или невыполнимые требования, иногда даже не связанные с реальными нуждами ребенка. Не получив желаемой поддержки, начинают конфликтовать со всеми. Ребенок, оказавшийся не по своей воле в эпицентре конфликта, вырастает с чувствами обездоленности, несчастья, озлобленности. Страшная картина!? Поэтому ни в коем случае не поддавайтесь соблазну - приносить себя в жертву.

0

25

Бывает и другая ситуация, которую я называю - эффект "бабушки". Иногда роль жертвы на себя берут бабушки, считая себя мудрее и опытнее. Они полностью отстраняют родителей от воспитания внука, предоставляя им возможность жить своей жизнью, не обременённой заботой о больном ребенке. Действительно бабушки делают очень много для ребенка, иногда лучше родителей, но через некоторое время ребенок вырастает и возвращается к родителям (бабушки не всесильны и не вечны). Вроде бы все хорошо, но совместная жизнь не складывается, родители не чувствуют проблем и особенностей ребенка, он плохо знает их характер, привычки, у него не налаживаются взаимоотношения с братьями и сестрами. Ребенок чувствует себя в семье чужим. Мудрость и опыт бабушки, безусловно, нужны детям и внукам, но правильно ли то, что бабушка заменяет внуку родителей?

Не редка и другая, не менее драматичная ситуация, когда один из супругов (как правило, мужчина) настаивает на отказе от ребенка, и, если второй супруг не соглашается это делать, сознательно разрывает отношения с семьей. Это может произойти не сразу, а в течение первого-второго года жизни ребенка. Обычно такой супруг сначала самоустраняется от ухода за ребенком, в чем его поддерживают другие родственники. Уход из семьи одного из супругов, тяжелое испытание для другого, на руках которого остался больной ребенок. Оставленному супругу не понятно, почему все так происходит и за что на него такие напасти.

Если это случилось с Вами, то постарайтесь обдумать следующее: возможно Вы выбрали не того спутника жизни и он, испугавшись трудностей, сбежал. А возможно, поступая не этично, не гуманно по отношению к Вам, он поступает честно по отношению к ребенку. Как мы уже говорили, отцы психологически настроены на здоровое потомство и не всякий мужчина готов принять и полюбить ребенка, которым он вряд ли сможет гордиться. Зная Вас, Ваше непреклонное решение оставить ребенка, он сознает, что не сможет жить в этих условиях, не сможет полюбить ребенка и считает, что лучше разорвать отношения сейчас, чем растягивать их на годы, мучая себя, обнадеживая Вас. Как правило, такой супруг хорошо выполняет свои материальные обязательства по отношению к бывшей семье. Случившееся трагично по своей сути, но оно свершившийся факт. Как бы ни было горько Вам, как бы ни страшно оставаться в одиночестве с больным ребенком на руках, может быть для Вас это не самый худший вариант развития событий. Чем надеяться на человека, который не хочет (не готов, не будет) помогать, может быть лучше рассчитывать только на себя? Мир не без добрых людей. Вокруг много людей, которые могут и готовы помочь Вам. Главное найти их.

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются родители, является необходимость сообщать родственникам, друзьям, знакомым о том, что ребенок родился не такой как все. Сказать правду - больно, стыдно. Не сказать - нельзя: близкие и знакомые должны знать правду. При встрече со знакомым на его вопрос о ребенке сообщите обычные данные (вес, рост, цвет волос) и кратко скажите, что врачи считают, что у него есть нарушения зрения и сейчас уточняют, как лечить. Если спрашивающий сталкивался с такими случаями, то расскажите ему подробнее, может быть он чем-либо Вам поможет. Если это простое любопытство (а это Вы быстро почувствуете), то переведите разговор на другую тему. Так же надо отвечать на вопросы старших детей. Не "нагружайте" знакомых своими переживаниями, эмоциями и подробностями болезни ребенка, не все могут и готовы слушать. Есть вещи, которые можно обсуждать только с близкими людьми или со специалистами.

Разумеется, не все сумеют Вас понять и тактично поддержать, но если Вы будете говорить с людьми искренне, то скоро почувствуете, кто способен Вас понять и поддержать, а кто нет. Если же Вы будете лгать, стыдясь за ребенка или жалея себя, то люди, рано или поздно узнав о Вашей беде, могут обидеться на Вас за недоверие к ним. Между Вами и Вашими знакомыми появится отчуждение.

0

26

Проблемы Вашего ребенка вынуждают Вас вступать в контакт с новым кругом людей, ранее Вам не знакомых - врачами, социальными работниками, родителями таких же детей. Расширяя круг новых знакомых, черпая у них нужные Вам знания, быстрее определитесь с возможными путями развития ребенка. Сумеете сохранить, и даже расширить круг ваших знакомых и друзей, то легко противостоите различным наветам и клевете со стороны недругов или просто несведущих людей. Не злитесь, и не обращайте внимания на людей, которые в силу своего незнания, воспитания, недальновидности не сумели Вас понять или оскорбительно высказались в Ваш адрес, в адрес ребенка. Вскоре Вы выявите, кто из старых и новых знакомых готов Вам помочь, чьё искреннее участие окажется большим подспорьем для Вас и Вашей семьи. Мы уже говорили, что родители живые люди и им кроме решения проблем ребенка, надо выполнять другие обязанности, реализовывать свои права, нести ответственность, то есть жить полнокровной жизнью. Для этого нужна помощь других людей. Научитесь просить и получать помощь.

Не считайте, что только Вы можете осуществлять уход за ребенком. Много людей могут сделать это не хуже Вас. А для ребенка появление в его окружение новых лиц только на пользу. Посторонние люди при общении с Вашим ребенком могут "открыть" у него способности и таланты, не замеченные Вами, и научить его тому, чему Вы не смогли. Привлекая других людей к уходу за ребенком, Вы даете и ему возможность узнать много нового. А у Вас появляется время заняться собой, своими делами и делами всей семьи. Привлечение других людей к уходу за ребенком с отклонением в развитии способствует улучшению Ваших отношений с окружающими и более адекватному отношению в обществе к детям - инвалидам.

У Вас появилась надобность в помощи других членов семьи, знакомых? Просите её заранее! Захотели побыть наедине с супругом, сходить в гости, в театр, съездить в универмаг, попросите побыть с ребенком знакомую, соседку, бабушку, старшего ребенка. Выясните, могут ли они это сделать в нужное Вам время. Объясните им, чего Вы хотите, что нужно ребенку, как действовать в том или ином случае. При возможности заранее привлеките их к уходу за ребенком и понаблюдайте, как у них получается. Оставляя ребенка наедине с новым человеком, познакомьте их, объясните ребенку, что уходите и скоро будете. Если после возвращения Вы обнаружили, что не все выполнено так, как Вы хотели (привыкли), то не устраивайте разнос Вашему помощнику. Скорее всего, Вы не четко его проинструктировали или о чем-то забыли сказать. Будьте всегда благодарны за любую помощь.

Если помощь нужна систематически, а знакомые и родственники не могут Вам её оказать, обратитесь в соответствующие государственные учреждения (органы здравоохранения, социальной защиты, образования) или общественные организации, возможно, они предоставят Вам необходимую помощь.

Но прежде чем просить помощь, надо разобраться, в какой организация Вы сможете поучить необходимую услугу и на каких условиях. Для этого обратитесь (устно или письменно) к сотрудникам интересующей Вас организации и сообщите им, что в Вашей семье есть ребенок с такими - то проблемами и попросите разъяснить, какую помощь Вам могут оказать и на каких условиях. Не обижайтесь, если помощь, которую Вам предложат, окажется не той, которую Вы ждете. Либо Вы не правильно попросили, либо обратились не по адресу.

Часто можно услышать от родителей - "Я знаю про эту организацию, но они занимаются не тем, чем нужно". Правильно было бы сказать - "Я знаю про эту организацию, но они сегодня занимаются тем, что мне не подходит (не нужно)". Не надо обижать работников этой организации, возможно, их помощь окажется Вам нужной потом. Государственные учреждения оказывают помощь в соответствии с действующим законодательством и в объемах, утвержденных местным бюджетом. В общественных организациях работают люди, которые имеют непосредственное отношение к проблемам, ради которых создана организация. Деятельность любой общественной организации определяется её Уставом, решениями общего собрания членов и ресурсами, которыми располагает организация. Общественные организации не финансируются государством и сами собирают или зарабатывают средства для своей деятельности. Решать, как и на что их расходовать, имеют право только члены организации, а их интересы могут не совпадать с Вашими. Если Вы хотите, чтобы общественная организация в своей деятельности осуществляла помощь, интересующую Вас, то Вы должны стать её членом, познакомиться с Уставом и принять активное участие в работе. Возможно, что через некоторое время деятельность организации будет совпадать с Вашими интересами. Другой путь - это найти соратников и вместе с ними создать новую общественную организацию, для решения волнующих Вас проблем.

0

27

Необходимо отметить, что ряд родителей не умеют писать заявления (письма) об оказании помощи. Порядок написания заявления следующий: в начале заявления пишется кому адресуется заявление, все данные о заявителе (Ф.И.О., адрес, тел), затем, после слова "ЗАЯВЛЕНИЕ", кратко описывается проблема, вынудившая Вас обратиться, и излагается конкретная просьба. Заявление должно быть подписанным автором с указанием даты подписания.

Иногда родители не считают нужным в заявлении полностью указывать своего имени и отчества, имени ребенка, дату его рождения (возраста), а то и адреса, что усложняет работу с заявлением и задерживает принятие решения по нему. Объем заявления должен быть не более двух машинописных страниц. При необходимости к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих Вашу просьбу. После того как Вы написали заявление, сделайте с него копию, а заявление передайте адресату. Это можно сделать одним из двух способов. Первому - самому принести в организацию и сдать в канцелярию (ответственному за почту). Факт приема заявления оформляется присвоением заявлению входящего номера и росписью ответственного лица на Вашей копии. Второму - направляете заявление письмом с уведомлением в адрес организации. В соответствии с действующим законодательством в течение месяца на Ваше заявление должен быть дан официальный ответ. По соглашению сторон, а иногда в других случаях, срок ответа может быть изменен. В последнее время распространилась переписка по электронной почте (Internet), позволяющая получить необходимую информацию.

Некоторые родители в заявлении подробно описывают все, что у них наболело на душе, свои эмоции, отношения с родственниками, соседями, врачами, влияние погоды, магнитных бурь и т.д., направляя в адрес организации письма на 10 - 15 страницах. В таких заявлениях красной нитью проходит одна мысль: все плохо, все плохие и никто не хочет решать проблемы моей семьи. Читаешь такие заявления и ни как не поймешь чем можно помочь. В подобных заявлениях часто содержится столько конфиденциальной информации о семье, ребенке, о самом заявителе, что он рискуют попасться на удочку нечистоплотных людей, познакомившихся с этим письмом. При определенных условиях они могут использовать эту информацию в своих целях. Естественно их можно будет наказать, но стоит ли рисковать, "изливая душу" незнакомому человеку?

При личных беседах также не "загружайте" работников организаций Вашими эмоциями, они тоже люди и у них достаточно своих жизненных проблем. Если Вы четко опишете ситуацию и в чем нужна помощь, то они могут Вам посоветовать, как получить интересующее Вас, куда и как надо обратиться.

Будьте благодарными. Благодарите за любую помощь, даже если она оказалась не такой, какую Вы хотели или ожидали получить. Благодарность всегда окупается. Не завидуйте другим. Зависть иссушает завистника и отталкивает окружающих. Не жалейте себя. Жалость обезоруживает жалеющего себя и раздражает окружающих.

Одной из основных задач семьи после появления в ней ребенка с нарушениями в развитии - это сохранит внутрисемейные и внешние социальные связи и контакты. Возможно, придется перестроить внутрисемейные взаимоотношения, привлечь на помощь родственников и друзей. Семья, сумевшая в согласии пережить наиболее сложные первые годы, выходит на новый уровень и будет способна эффективно решить свою основную задачу - подготовку детей к самостоятельной жизни. Ребенок в такой семье успешно развивается, живет полнокровной жизнью, имеет широкий круг общения, счастлив, радует своими успехами родных и близких, становится предметом гордости. Уверен, что у него есть будущее и он сумеет найти себе место в жизни.

0

28

Беседа седьмая: От 3 до 7 лет.
Ни в какие другие годы человек не развивается столь стремительно, как в первые шесть - семь лет жизни. Его мозг постоянно требует притока информации, для него все ново. Ребенок стремиться познакомится со всем, что блестит, светится, звучит, говорит, двигается. "Ребенок напоминает губку, активно впитывающую в себя воду, он, как магнит, тянется ко всему" 1. Активное познание окружающего мира - свойство, заложенное в ребенке природой, присуще всем детям. В этот период у ребенка формируются физическая, психологическая и социальная составляющие, которые образуют личностный фундамент для всей его дальнейшей жизни.

Процесс познания окружающего мира идет поступательно через взаимодействие ребенка с предметами окружающего мира, Как уже говорилось, для каждого возраста выделяют свою "ведущую деятельность", определяющую интенсивность и качество развития ребенка. В раннем возрасте - это общение с взрослым, переходящее к "предметной деятельности". С семилетнего возраста - "учебная деятельность".

За предшествующие годы ребенок с помощью близких людей стал самостоятельно пользоваться многими предметами - научился пить из чашки, кушать ложкой, одеваться, пользоваться туалетом, играть игрушками. К трехлетнему возрасту, предметная деятельность становится ведущей. Однако к этому времени, начинают явно выявляться поведенческие отличия незрячего ребенка от своих зрячих сверстников. Незрячий ребенок сильнее зависит от взрослого при передвижении, в самообслуживании, он недостаточно активен в познании окружающего мира, у него не четко сформирована связь между предметами и действиями с ними. Речь зачастую формальна и не связана с конкретными предметами и действиями.

Поступательный процесс развития ребенка, становление его "Я" требует, что бы ребенок приобретал все новые и новые навыки, учился взаимодействовать и общаться с другими людьми, осваивал правила поведения.

Изменение ведущей деятельности заставляет родителей менять подход во взаимодействии с ребенком. С 2, 5 - 3 лет необходимо создавать условия для активной деятельности ребенка с другими детьми и взрослыми. Наступает время осваивать ребенку новые "премудрости" детской жизни. Для незрячего ребенка это сделать легче всего, посещая детский сад (детское дошкольное учреждение - ДДУ).

Что лучше: воспитывать конкретного ребенка дома или пользуясь услугами ДДУ решать только родителям. Но, основываясь на своем опыте, опыте других семей, хочу сказать, что основная роль родителей при воспитании детей, не в том, чтобы стать для ребенка единственным кормильцем, учителем, воспитателем, защитником, а в привлечении к его воспитанию и обучению необходимых специалистов. Специалисты своевременно выявить у ребенка появление других (вторичных) нарушений развития, вызванных патологией зрения, и подскажут родителям, как действовать в том или ином случае. По моему мнению, в подготовке незрячего ребенка к следующему виду "ведущей деятельности" - учебе, посещение ДДУ является необходимым условием.

Хорошо если в местности, где Вы живете, есть специализированное ДДУ для детей с нарушениями зрения. Узнать об этом можно в органах образования Администрации Вашего района (региона). Специализированные ДДУ оборудованы с учетом потребностей незрячих детей и работают в тесном сотрудничестве с офтальмологическими клиниками, педагогическими ВУЗами. Наполняемость детских групп 10 - 15 чел. Педагогический состав, имеет тифлопедагогическую подготовку. Занятия с детьми проводятся с учетом их индивидуальных особенностей, с привлечением офтальмологов, психологов, логопедов. Как правило, специализированные ДДУ работают по круглосуточному режиму в течение всей рабочей недели.

1 Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотечка для родителя. Под ред. В.А. Феоктистовой. М.: РИО ИПТК Логос, 1993.

0

29

Наличие такого ДДУ дает большую помощь семье в воспитании ребенка. У родителей часто возникает вопрос - "Оставлять ребенка на ночь или нет?". Решение зависит от многих обстоятельств: общего состояния и настроя ребенка, условий в ДДУ, отдаленности Вашего дома от него, Ваших возможностей, желаний и т.п. Максим с 2,5 до 7 лет еженедельно посещал специализированное ДДУ, находящееся в другом районе Санкт-Петербурга, но ночевал там две, иногда три ночи. Несмотря на большие затраты времени на дорогу (1,5 - 2 часа), мы сумели найти "золотую середину", позволяющую оптимально сочетать наши возможности с необходимыми объемами коррекционной помощи, оказываемой в ДДУ, не отрывать ребенка надолго от семьи.

Если специализированное ДДУ находится для Вас в неудобном месте или далеко, то договоритесь со специалистами органов образования, администрацией ДДУ о возможности его периодического посещения для консультаций. Встречаясь со специалистами, Вы сможете познакомиться с особенностями воспитания незрячего ребенка, с приемами и методами коррекционной работы, со специальной литературой. У Вас будет возможность сравнить успехи Вашего ребенка с успехами других детей. Ваш ребенок сможет пообщаться со сверстниками, принять участие в детских праздниках. Желательно, чтобы посещения были бы не реже одного раза в месяц.

Если Ваша семья не сможет воспользоваться услугами специализированного ДДУ, то основную роль по воспитанию и коррекции развития ребенка Вам придется взять на себя. Воспользуйтесь для этого литературой, в которой описывается опыт воспитания незрячих детей дошкольного возраста в семье, даются методические рекомендации и советы. Литературу по вопросам воспитания и обучения незрячих детей можно найти в библиотеках. В нашей стране действует хорошо организованная сеть государственных библиотек для слепых, имеющих обширные фонды литературы выполненной как рельефно - точечным шрифтом для слепых, так и плоской печатью для зрячих. В библиотеках имеется хорошая подборка литературы по тифлопедагогики. При необходимости литература может быть доставлена Вам по межбиблиотечному абонементу. С помощью персонального компьютера и Internet можно найти почти любую литературу. В последние годы при многих библиотеках для слепых стали создаваться различные клубы, общественные организации инвалидов. Библиотеки превращаются в информационно-ресурсные реабилитационные центры. Родители незрячих детей всегда здесь найдут понимание и помощь.

Можно добиться, чтобы Ваш ребенок посещал обычный детский садик. В соответствии с законом "Об образовании", органы образования обязаны принять все меры для обеспечения Вашего ребенка необходимым обслуживанием. Но здесь могут возникнуть как объективные, так и субъективные трудности. Многое зависит от готовности персонала неспециализированного ДДУ к работе с незрячим ребенком, согласия других родителей на то, чтобы в группе с их детьми был бы ребенок с отклонениями в развитии. Подбирать конкретное ДДУ Вам необходимо через специалистов органов образования Вашего района (региона), возможно методом проб и ошибок. Некоторые родители главным считают близость ДДУ к дому. Думаю, что это желательный, но не обязательный фактор в Вашем случае.

Хочу рассказать ещё об одной проблеме, которая возникает практически в каждой семье с незрячим ребенком. В конце второго, начале третьего года жизни у ребенка может сбиться режим сна и бодрствования. Например, он будет засыпать рано вечером, а просыпается в 3 - 4 часа ночи и ни какими силами его не уложить спать. Можно предположить, что основными причинами такого поведения являются отсутствие зрительного восприятия смены дня и малая физическая активность. Возможны и другие причины. Это бывает и со зрячими детьми. У старшего сына такая сдвижка была в 5 - 6 лет. Он мог рано заснуть и, проснувшись в 3 - 5 утра, заняться своими делами, а в выходной августовский или сентябрьский день мог разбудить и меня - пора идти за грибами.

0

30

У незрячих детей, такое нарушение режима дня, может длиться с небольшими вариациями до 7 - 9 лет. Если это начнется на втором году жизни, то мужайтесь, наступает тяжелый период для семьи - ребенок во время бодрствования будет требовать присутствие рядом с собой взрослого. С 3,5 - 4 лет можно научить ребенка, проснувшись, заняться игрой, прослушиванием аудиозаписей. Главное, чтобы бодрствование не превратилось в безделье, с вытекающей из него замещающей деятельностью. Поэтому к утренним занятиям надо подходить со всей серьезность. У сына временная сдвижка началась в три года и длилась до второго класса школы. Вначале он будил нас, затем стал играть в игры или прослушивал аудиозаписи, приготовленные для него с вечера. С шести лет, научившись читать, по утрам читал. В школьные годы, проснувшись утром, делал домашние занятия или читал. С другой стороны, раннее засыпание ребенка, позволяло нам по вечерам иметь свободное время для себя.

В семье к этому периоду, обычно, исчезает напряженнее от шока, вызванного рождением ребенка с проблемами, нормализуются отношение к нему. Вас понимают и поддерживают ближайшие родственники. Ваши знакомые уже не ахают и не охают по поводу Ваших проблем. Некоторые даже удивляются Вашим общим успехам - "А он у тебя умненький!" - восклицает подруга, глядя на игру Вашего ребенка с её сыном. Её возглас радует, а не смущает Вас. Жизнь пошла своим чередом, правда, несколько отличным от жизни других семей. Как и ранее, распорядок жизни определяться интересами незрячего ребенка: ему по прежнему будет требоваться больше внимания, чем зрячему сверстнику; на помощь в освоение тех или иных навыков потребуется большее время; надо быть более изобретательными, чем друзьям, имеющим обычного ребенка - но раз у Вас такая планида, то постарайтесь организовать свою жизнь так, чтобы все это не стало в тягость ни Вам, ни Вашим родственникам.

Чем больше и активнее в этот период Вы будем заниматься развитием ребенка: сами, или с участием бабушки и дедушки, или с помощью ДДУ, тем увереннее можно сказать, что к 6-7 годам у Вашего ребенка во многом будут преодолены поведенческие отличия, о которых мы говорили в самом начале беседы. Конечная цель для этого периода жизни - подготовка ребенка к школе.

Основываясь на опыте общения с семьями детей - инвалидов, хочется поделиться следующим. В семье, имеющей единственного ребенка, да ещё такого сложного, обычно не поднимается вопрос о втором ребенке. А зря! Для безопасности семьи, для её будущего, в семье должно быть не менее двух детей. Действительно в первые три года после рождения незрячего ребенка не до рождения другого, но и откладывать мысль об этом надолго, наверное, также не верно. В будущем будет другие трудности и, возможно, уже будет не до рождения ребенка. Естественно, решившись на новые роды, необходимо перестраховаться и пройти все необходимые медицинские обследования и решать этот вопрос совместно с медиками. Подумайте на эту тему. Решать только Вам.

А пока нам ещё до школы далеко, поэтому поговорим о других особенностях дошкольного воспитания Вашего ребенка.

0

31

Беседа восьмая: Гуляем, знакомимся, общаемся.
Совместные прогулки хороший способ познания окружающего мира. Цель прогулки (совместного выхода из дома) может быть разной: деловой, развлекательной или для здоровья, но все прогулки должны быть познавательными. Особенности деловых и развлекательных прогулок (поездок) обсудим позже, а сейчас поговорим о прогулках для здоровья.

Пока ребенок маленький, на прогулках его возят в коляске. Во время таких прогулок, если ребенок не спит, то с ним необходимо как можно больше говорить, комментируя все происходящее вокруг (о важности такого общения с незрячим ребенком мы говорили в четвертой беседе). Поэтому при покупке коляски в первую очередь обратите внимание ни на её цвет или "престижность", ни на наличие полиэтиленовых чехлов, амортизаторов или другой атрибутики, а на то, как в ней будет сидеть ребенок: лицом или спиной к Вам. Если взрослый видит лицо ребенка, то легко заметит и оценит его реакцию на уличный шум, атмосферные осадки, ветер и другие пугающие факторы и, следовательно, своевременно объяснит происходящее, что поможет ребенку не пугаться.

Когда ребенок начнет самостоятельно ходить, то с ним можно будет совершать и пешеходные прогулки. Расскажу о своих прогулках с сыном, которые мы стали совершать с ним на втором году его жизни.

Пешие прогулки мы совершали в одном из старинных парков, вытянувшихся вдоль дороги от Санкт-Петербурга до Петродворца. Парк имеет интересный двухуровневый ландшафт с обширными лужайками, окаймленными вековыми деревьями, с большими прудами, перекрытыми плотинами, с мостами через ручьи. В парке были детские и спортивные площадки. Детские площадки были оборудованы бревенчатыми домиками, пирамидами, стенками. На спортивных площадках стояли простые тренажеры, качели, шведские стенки. Можно было найти деревья, пригодные для лазания.

Обычно мы гуляли, когда в парке было мало народу, в основном - пожилые пары, мамы и бабушки с маленькими детьми. Такое бывает либо в будние дни, либо в первой половине выходного дня. Вначале мы так же, как и они, чинно ходили по дорожкам, держась за руки и беседуя. Потом, убедившись, что никто не носится по парку на велосипедах или мопедах, я предоставлял сыну максимально возможную свободу. Он сам выбирал маршрут: ходил по дорожкам, газонам, между деревьев, залезал под кусты, исследовал канавы, лужи, высохшие пруды. Я всегда находился рядом, в пределах 5 - 10 метров, держа сына в поле зрения и делая комментарии по ходу его движения: в какую сторону он идет (к дому, к остановке, к пруду), на чем стоит (на дорожке, траве, опавшей листве), что и где шумит (водопад, машины на шоссе, дети на детской площадке), что он задел или обо что споткнулся, почему не нужно идти вперед (влево, вправо), откуда исходит запах и т.д. При необходимости предупреждал сына о возможной "встрече" с деревом, кустом, канавой. Если же он, не учтя предупреждение, запутывался в ветках кустов или, споткнувшись о корни деревьев, падал, или, "не заметив" склона, "съезжал" по нему, то я подсказывал ему, как выбраться. Но там, где было действительно опасно, например, на берегу водоёма, брал сына за руку, и мы вместе обследовали прибрежную часть.

Чтобы защитить во время прогулок лицо ребенка от травм, которые могли появиться в результате "случайных встреч" с ветками, стволами кустов, деревьев или другими предметами, ему всегда надевали головной убор с козырьком и темные очки. Очки защищали не только от травм, но и от любопытных взглядов и ненужных вопросов случайных попутчиков, когда у сына стали заметны анатомические изменения глазниц и глазных яблок.

0

32

Активные прогулки и развитие вестибулярного аппарата (о чем я рассказывал в четвертой беседе) позволили добиться того, что уже в 2 года сын обрел уверенную вертикальную позу, к 2,5 годам мог самостоятельно ходить нормальным шагом и даже делать маленькие пробежки. Удерживание незрячим ребенком вертикальной позы, правильное перестановка ног при ходьбе важны как для его нормального развития, так и для его безопасности. Ребенок с каждым годом становиться все выше и тяжелее. При падении (если он споткнется из-за неправильной походки) увеличивается опасность травм, а Вам все труднее становиться удерживать его за руку, когда он "заваливается".

В три года у сына появились свои любимые места в парке: пруд с водопадами, "звенящий" мост, домик "Бабы - Яги", пирамида из бревен, качающееся бревно и другие. Он неплохо освоил их территорию, замечал происходящие изменения, без моей помощи залезал в домики, под пирамиду, на бревно. Со временем освоили спортивные тренажеры, научились "лазать" по деревьям. Первоначальное знакомство со всеми игровыми объектами парка происходило вместе, я помогал сыну познакомиться с ними, используя приемы "использования ложки" или "надевания одежды", описанные мною в предшествующих беседах. После первоначального знакомства, которое могло повторяться неоднократно, я мог побыть в роли обычного родителя, "пасущего" ребенка на прогулке.

Прогулки мы совершали 1-2 раза в неделю по полтора - два часа, как правило, пешком, а зимой, при хорошем снеге, на санках. Сын очень любил самостоятельно кататься на санках по склонам гор. Как он этому научился? Санками мы пользовались с полуторалетнего возраста, но настоящая "прогулочная" зима для него наступила после 3,5 лет. Естественно, в самом начале я его просто возил в санках, а с горок катался вместе с ним. Когда он "освоил" санки - почувствовал, как в них надо сидеть, держаться, тормозить ногами, как вести себя, если санки "завалятся", я обучил его кататься с гор. Для этого, выбрав подходящий склон горы, сначала скатывался вмести с ним, помогал внизу вылезти из саней, найти веревку от них, поставить на полозья, если они завалились, а затем подняться вверх по склону.

Передвижение любого маленького ребенка по склону, с которого другие катятся на санках или лыжах, таит опасность столкновения. Поэтому надо научить ребенка выбирать самое безопасное направление. В данном случае - это подниматься только вверх по склону, а не поперек его. Наверху, после того как сын снова усаживался в санки, я помогал ему ногами найти нужное направление и, убедившись в отсутствии других желающих скатиться с горы, отпускал санки вместе с ним. Оставаясь наверху, наблюдал за сыном. Внизу, остановившись, он вылезал из санок, и начинал подниматься вверх, а я хлопками в ладоши помогал ему сориентироваться в направлении движения или голосом давал необходимые указания: "влево", "вправо", "стой" и т.д. При необходимости я всегда мог сбежать вниз и помочь сыну. Таким образом он катался с гор каждую зиму до 10 - 12 лет. С шести лет Максим катался в компании старших братьев, которые проявляли даже большее внимание к его безопасности, чем я. Бывали случаи столкновения с другими катающимися - у кого их не бывает - но никогда не было серьезных травм.

В 5-6 лет Максим научился кататься с ледяных горок. В этом случае необходимо научить ребенка, съехав вниз, быстро убежать (отползти) с зеркала катка в сторону и четко, по шуму, издаваемому скатывающимися, и профилю поверхности, вдоль ледяной горки, определять расположение зеркала катка.

Аналогично мы совершали прогулки летом, выезжая на дачу. Ходили пешком, ездили вдвоем на велосипеде: в лес собирать грибы и ягоды, купаться на озеро, за покупками в магазины...

Во время прогулок сын знакомился с другими детьми, принимал участие в совместных играх. Незрячему ребенку в два года сложно играть на равных со зрячими сверстниками, но он уже к трем годам он может водить хороводы, делать простые движения по команде ведущего. Если есть возможность включить ребенка в коллективную игру, не отказывайтесь от неё, играйте вместе с ним. В хороводе, держа ребенка за руку, Вы сможете легко ему помочь скоординировать свои движения, а он, держась за Вашу руку, будет уверенно чувствовать себя.

0

33

Кроме коллективных игр, ребенка надо приучать к играм в паре с другим ребенком. Не все зрячие дети могут стать хорошими партнерами, поэтому придется заняться поиском. Обычно с незрячим ребенком 2 - 4 летнего возраста успешно играют дети, старше его на полтора - два года. Они ещё не совсем понимают, что с их товарищем, но с помощью взрослых могут учитывать во время игры особенности его поведения. Наблюдайте за игрой детей, и, если есть необходимость, подскажите или помогите Вашему ребенку освоить нужные движения. Не спешите вмешиваться в их игру, если Вам показалось, что зрячий ребенок своей активностью "забивает" Вашего или немного жульничает, используя недостатки зрения партнера в свою пользу.

Придет время, когда Ваш ребенок, освоив "правила игры", сам разберется в проблемах, возникающих у него с партнером. Во время совместной игры зрячий ребенок может дать незрячему ребенку столько новых умений, навыков и знаний, сколько не смогут дать несколько взрослый, потратив на это в десятки раз больше времени. Если у зрячего ребенка не получается игра с Вашим ребенком или его действия могут привести к неприятностям, то, найдя повод, прекратите игры и уведите своего ребенка. Только ни в коем случае не ругайте зрячего ребенка и не говорите плохо о нем при Вашем ребенке. У ребенка не должно быть ни страха, ни негативного отношения к другим детям. В следующий раз найдёте другого, более разумного партнера.

Часто родители детей - инвалидов говорят: "Вы, что не знаете, как жестоки здоровые дети? Они могут называть моего ребенка слепым, инвалидом! А это же так ужасно! Такая душевная травма для сына (дочки). Нет, мой ребенок не будет (не может) играть вместе со здоровыми детьми". Давайте попробуем разобраться, что же в действительности происходит в такой ситуации, и чьё душевное спокойствие она нарушает: Ваше или вашего ребенка - дошкольника?

Во-первых, в дошкольном возрасте, да и в начальной школе, детям не свойственна жестокость и если они проявляют акты жестокости по отношению к своим товарищам по играм, то это, как правило, вина окружающих взрослых. Дети в этом возрасте скорее чересчур честны и называют все вещи своими именами. Если им взрослый объяснил, что их товарищ по игре слепой (инвалид), то при определенных условиях это и будет сказано во всеуслышание. Ребенок еще не понимает что это такое, но скажет про это в тех же выражениях и с теми же интонациями, с которыми ему давал пояснения взрослый. А вот не допустить "определенных условий" обязанность взрослых и как это сделать мы уже говорили.

Во-вторых, Ваш ребенок также не понимает, что такое слепота или инвалидность, и не мучается по этому поводу. Мучиться по этому поводу он будет только в том случае, если Вы или ваше окружение уже "вбили" ему в голову мысль о своем "несчастье" - вспомните четвертую беседу. В повести Короленко "Слепой музыкант" говорится о том, что слепой ребенок "страдает" оттого, что не видит свет. Но разве человек может страдать от того, чего не знает? Ваш ребенок начнет понимать, что такое видеть - не видеть, к годам десяти, а что такое свет ещё позднее. Поэтому он, скорее всего, пропустит мимо ушей "оскорбление" - слепой (инвалид) и продолжит игру. Но может и прервать её, услышав Ваш возмущенный голос.

В-третьих. А почему надо скрывать от Вашего ребенка наличие у него проблем со зрением. На них не следует акцентировать внимание, но и не нужно их скрывать. Да это и не удастся: в 3 - 4 года ребенок захочет сеть на трехколёсный велосипед, как соседский Петя, или задаст вопрос "Почему Маша может бегать на перегонки, а я нет"? И на все это надо найти нужный ответ или альтернативу. Придется объяснить, например, - "Петя может кататься на велосипеде сам, а ты, из-за того, что плохо видишь, сможешь ездить только со мной, но зато на большом двухколёсном велосипеде". Или: - "Маша может хорошо днем бегать на перегонки, зато в темноте ты быстрее её найдешь нужную вещь на ощупь". У Вашего ребенка начнется формироваться понимание того, что все люди разные: один может лучше делать одно, а другой другое. Это поможет ребенку в будущем не обращать внимания на некорректные замечания окружающих по поводу его недостатков.

0

34

В подтверждение ранее сказанному опишу случай, происшедший с моим сыном на даче, когда ему было шесть с половиной лет. Максим играл на участке вместе с братьями-погодками, отдыхающими по соседству с нами. Старшему - Сереже - через месяц исполнялось 9 лет, а Алеши был на год с небольшим младше. Они часто играли вместе с Максимом на нашем или на своем участке, ходили с нами в лес, на озеро и хорошо знали проблемы Максима. В этот день я привез из города тифломагнитофон и сказки, записанные на кассетах - так называемые "говорящие книги". Максим хорошо знавший магнитофон, стал его показывать товарищам. Для братьев такой магнитофон был в новинку, и это вызвало некоторый ажиотаж. Для демонстрации особенностей магнитофона Максим вручил его Сереже, а сам стал доставать кассету из коробки. Какое - то неверное движение и кассета полетела в густую траву. Максим полез в траву за кассетой. А Сергей, держа в руках магнитофон, дернулся и закричал: "Максим, я сам, ты же слепо:" и осекся, сообразив, что сказал что-то не то. А Максим, быстро пошарив рукой в траве и найдя кассету, сказал: "Зато я лучше тебя слышу и знаю, куда она упала" и, подойдя к Сереже, стал заправлять кассету в магнитофон. Алексей был так заинтересован магнитофоном, что даже не заметил ни неловкости Максима, ни "оплошности" брата. Дальше знакомство с магнитофоном пошло своим чередом, а я продолжил заниматься своими делами. Должен сказать правду, что при возгласе - ":ты же слепо:", у меня ёкнуло сердце, но ответ сына сразу же его успокоил.

Наблюдая за играми Максима с соседскими детьми, мы быстро выявили тех, кому можно было полностью доверить Максима, а кому нет. С Сережей и Алексеем, как вместе, так и по отдельности, спокойно отпускали Максима гулять за территорию участка. Еще было 3 - 4 ребенка в возрасте от 6 до 10 лет, с которым мы спокойно отпускали сына. Особенно памятна девочка Саша, на 1,5 года старше Максима. Она с большим интересом играла с ним во всевозможные игры, как у нас на участке, так и вне его, и за два летних месяца дала ему столько полезного, сколько не дали бы все взрослые нашей семьи за год. А вот при появлении на нашем участке её ровесницы Люды мы были настороже. Все её игры сводились к пряткам, прыжкам, беготне и крикам. Мы разрешали ей играть с сыном только на нашем участке. Люда всегда была победительницей в играх с Максимом, но могла в любой момент оставить его одного и убежать по своим делам, ни кого не предупредив. Но даже такое общение приносило Максиму свою пользу. Вскоре, без всякой нашей подсказки, у него выработалось осторожное отношение к Люде и, когда были другие дети, он предпочитал играть и общаться с ними.

Расскажу некоторые эпизоды взаимоотношения Максима с братьями. У Максима есть родной брат - Дима, который на 10,5 лет старше, и много двоюродных и троюродных братьев. Со временем было налажено общение со всеми братьями, но наиболее близкими оно сложилось с двумя: родным братом и с двоюродным - Мишей, старше Максима на 4 года.

С двухлетнего возраста, Максим оставался на попечение Димы. Они быстро находили общий язык, но разница в возрасте долго не способствовала развитию их близких отношений. Настоящие братские отношения у них стали складываться позже, когда Максим учился в старших классах школы.

0

35

У Миши с Максимом братские отношения сложились быстрее. Первые их совместные игры начались, когда Максиму было 2,5 - 3 года. Мы достаточно часто гуляли вместе, и Миша рано перенял у меня приемы взаимодействия с Максимом. В 8,5 лет Максиму подарили компьютер, который они на пару быстро освоили. Ведущим был Миша, он научил Максиму пользоваться клавиатурой и работать с программами. Они часто сидели рядом перед монитором, Максим чего - то выяснял, а Михаил объяснял или показывал. Через полгода Максим мог на слух самостоятельно сыграть в некоторые игры - "стрелялки", дойдя до 3 - 4 уровня. Мишка был для Максима непререкаемым авторитетом. Их дружба дала обоим очень много.

Благодаря Мише Максим отучился от навязчивого движения - давление глаз согнутыми фалангами пальцев. Этот вид навязчивого движения наблюдается практически у всех детей с РН. Не допустить, а тем более избавиться от этой привычки очень сложно. У некоторых она наблюдается и в двадцатилетнем возрасте.

С девятилетнего возраста Максим каждое лето выезжал, с группой незрячих детей, играющих на духовых инструментах, в детский оздоровительный лагерь. Этим летом вместе с Максимом в лагерь поехал Миша. Максиму было уже 12 лет, но он ни как не мог избавиться от привычки давить глаза. Миша, зная это, постоянно одергивал Максима. Наступил день, когда Мише надоело делать замечания брату (стыдно перед товарищами), и, зная, что Максим не любит сыра, Миша поставил условие: "Максим, десять раз надавишь на глаза - съешь кусок сыра". Товарищи поддержали и пообещали пожертвовать на это свои куски сыра. Перед Максимом стоял выбор: не давить глаза или быть накормленным сыром. Не принять это условие старшего брата, да ещё поддержанное товарищами, Максиму не позволило самолюбие. В тот же день Максим съел несколько кусков сыра. На другой день - два куска. На третий или четвертый день - ни одного. С той поры Максим не давит глаза и с улыбкой вспоминает эту историю, съедая очередной бутерброд с сыром (со временем он научился и этому). Мы отучали Максима от давления глаз более 10 лет, а Миша, при поддержке товарищей, решил эту задачу в течение нескольких дней.

На этом примере хорошо видно, что в детских коллективах часто решаются коррекционные задачи, непосильные для взрослых. Но направлять ребенка, имеющего нарушения в развитии в обычный лагерь без создания специальных условий нельзя, а создание таких условий во многом зависит от родителей.

Например, по инициативе общественной организации родителей 1, в которой я работал, был организован отдых детей - инвалидов. Ежегодно с 1992 года из Санкт-Петербурга выезжают на отдых в оздоровительные учреждения (лагеря, пансионаты) Ленинградской области, Карелии, Черноморского побережья несколько тысяч детей, имеющих различные отклонения в развитии. Дети отдыхают в сопровождении родителей или в составе детских групп.

1 Санкт-Петербургская ассоциация общественных организаций родителей детей-инвалидов "ГАООРДИ"

0

36

Я расскажу только о выездах групп незрячих детей в обычный детский оздоровительный лагерь. Мы направляли в лагерь детей, объединенных общим интересом, группами по 15 - 30 чел. В составе группы обязательно было несколько зрячих детей. Вместе с детьми выезжали кто-нибудь из работников школы, на 6 - 8 детей один взрослый - сопровождающий. Бывало, что в качестве сопровождающих привлекались отдельные родители, но это было очень редко. Участие родителей, как правило, создавало некоторую дисгармонию во взаимоотношениях участников поездки. Отдых каждой группы проводился по социально - реабилитационной программе: "Духовой оркестр", "Хор и оркестр", "Ориентировка в больших пространствах", "Спортивное развитие" и др. В группу входили дети разного школьного возраста. В лагере каждая группа становилась отрядом и жила своей жизнью, определенной реабилитационной программой. Это создавало некоторую обособленность группы от остальных отрядов, но не исключало её участие в общей жизни лагеря. Дети участвовали почти во всех лагерных мероприятиям. Духовой оркестр играл на всех массовых мероприятиях лагеря. Почти в каждом заезде организовывались выступления творческих коллективов незрячих детей и обязательно несколько номеров выставлялись на общелагерных концертах.

Знание способностей друг друга, взаимоподдержка, хорошее взаимопонимание с сопровождающими позволяло детям в кратчайшие сроки (иногда за сутки) готовиться к конкурсам, "кавээнам" и неоднократно занимать первые места. В свободное время от репетиций, тренировок и других "дел", предусмотренных программой, дети занимались в лагерных кружках и секциях. Мальчики с хорошим остатком зрения играли с детьми из других отрядов в спортивные игры. Девочки участвовали в костюмированных балах, различных выставках и конкурсах. Все ходили на дискотеки. Дети за три недели пребывания в лагере, осваивали то, чему родители не могли научить их месяцами. Педагоги музыкальной школы говорили: - "В лагерях, на репетициях делалось больше, чем за две - три четверти учебного года".

Поездка на отдых без родителей, стали хорошим средством развития самостоятельности у детей и приобретения навыков общения со зрячими сверстниками. После каждой такой поездки дети приезжали окрепшие, полные чувства собственного достоинства. По отзывам самих детей, отдых с родителями не всегда давал такой эмоциональной зарядки, какую они получали в лагере.

Гуляйте, знакомьтесь, общайтесь. С раннего детства приучайте детей к самостоятельности, к познанию окружающего мира. Не ограждайте ребенка от общения со зрячими детьми. Наступить время, когда Вы и окружающие будут относиться к нему, как к обычному ребенку, со своими "особенностями", а у Вас появиться время для собственного отдыха - без него. А какое это удовольствие - отдыхать, не беспокоясь о ребенке!

0

37

Беседа девятая: Поездки по делам.
В жизни каждой семьи возникает необходимость оставить дом на некоторое время для поездок: по делам, за покупками, в гости, в театр, да мало ли куда! Не все поездки необходимо совершать вместе с маленьким ребенком, но, как правило, многие поездки связаны с обеспечением его интересов: покупки, посещение театров, утренников, знакомых и т.п. Для нормального развития ребенка (особенно если ему больше трех лет) участие ребенка в таких поездках является если не необходимым, то желательным. И здесь перед многими родителями возникает вопрос, как ехать: на машине или общественном транспорте? Для многих, имеющих личный автотранспорт, ответ однозначен - зачем толкаться в автобусе, трамвае, метро:, когда на машине лучше, да и быстрее!

Действительно, поездки на легковом автомобиле намного комфортнее, чем поездка в общественном транспорте, но поездки с незрячим ребенком в общественном транспорте, являются хорошим средством познания окружающего мира, развития его пространственной ориентировки, коммуникативных способностей. По моему мнению, такие поездки должны быть достаточно частыми (не менее 2 раз в неделю) и разнообразными (по виду транспорта и направлению), по крайней мере, в период с 3 до 7 - 9 лет.

Расскажу историю, которую поведала мне одна женщина. Мне очень памятна эта встреча. В 1989 году на Большом проспекте Петроградской стороны Ленинграда мое внимание привлекла аккуратно одетая женщина 30 - 35 лет, переходящая улицу. В её руках была белая трость. Я помог ей перейти. Выяснилось, что она идет в магазин, мимо которого я буду проходить. Предложил довести, она согласилась. Сказав, что у меня незрячий сын, посетовал на транспортные проблемы. В ответ услышал её историю.

Она была единственным и долгожданным ребенком в интеллигентной потомственной семье врачей, проживающих в своем фамильном доме в одном из городов Приуралья. Родилась она тотально слепой. Не имея возможности ещё иметь детей, родители не отказались от неё и решили сделать все для будущего своей единственной дочери. Дошкольное детство она провела дома, мать ушла с работы и полностью посвятила себя дочери. Родители много занимались её интеллектуальным развитием: в доме всегда была музыка, ей много читали, учили играть на фортепиано, с раннего детства возили на концерты, детские праздники. Почти все поездки совершались на служебном автомобиле отца. Когда ей исполнилось семь лет, отец продает свой дом, фамильное имущество и семья переезжает в другой город, где есть школа слепых. Новый дом на окраине города. Отец покупает автомобиль, и ежедневно возит её в школу. Почти каждое лето они выезжают отдыхать на юг. Да и вообще, она не помнит ни одной своей поездки из дома не на автомобиле. Школьные годы проходят без хлопот, она с отличием оканчивает школу. Интеллектуально развита, обладает хорошим объемом гуманитарных знаний. Родители находят способ перебраться жить в Ленинград, чтобы она могла учиться в Вузе. Вроде бы все прекрасно. Она готовится к поступлению в институт, но тут, в одночасье, умирают отец и мать. Слепая девушка в чужом городе практически без средств к существованию, остается одна. Дальним родственникам с Приуралья она не нужна. Ужас, охвативший её, чуть не привел к самоубийству. На её счастье, по соседству проживала одинокая пожилая женщина, тоже слепая. Она помогла не только выжить моей спутнице, но и научила её всему: ухаживать за собой, готовить, стирать, шить - т.е. всем житейским премудростям, которым не научили родители. Правда Вуз она закончить так и не сумела.

В заключение своего рассказа, поинтересовавшись, сколько лет сыну, моя спутница сказала: "Ни в коем случае сейчас не покупайте машину, учите своего ребенка ездить в общественном транспорте. Он должен знать город, должен уметь ходить и ездить по городу сам. Знать, как и на чем добраться в нужное место, как себя вести в транспорте, как просить помощи, чтобы войти в автобус (трамвай, троллейбус, вагон) или выйти из него. Всё это оказалась для меня самой трудной наукой в жизни. Моя наставница на моё обучение пользоваться общественным транспортом потратила почти шесть лет".

Этот пример показывает, что "слепая" любовь родителей может привести к очень печальным последствиям. Без любви нельзя ребенка "поставить" на ноги, но любовь должна быть продуктивной, каждый родитель должен всегда задавать себе вопрос - "А как ребенок будет жить, когда не станет меня?", и делать все, чтобы ребенок мог, когда вырастет, жить или самостоятельно, или, не становясь обузой, использовать поддержку других людей (не обязательно родственников).

0

38

Бывают случаи, когда у ребенка не только нарушения зрения, но имеются и другие нарушения в развитии, так называемые сочетанные отклонения в развитии, и для него всю жизнь будет требоваться постоянная помощь других. Если в случае смерти родителей другие родственники не могут оказывать ему нужную помощь (в жизни бывает все), то такие дети (обычно уже старше 18 лет) попадают в учреждения социальной защиты - интернаты (дома для инвалидов и престарелых). И если ребенок не был подготовлен к жизни в этих, новых, условиях, то жизнь в интернате для него (и для обсуживающего персонала) превращается в кошмар на многие месяцы, а то и годы. Не все выдерживают этот кошмар и погибают. Случается это не потому, что в интернатах "плохие" условия и ли "злой, вредный" персонал, а потому, что ребенок оказался неподготовленным родителями к жизни без них.

Когда же родители с раннего детства помогают своим незрячим детям освоить окружающий мир, не создают для них "тепличных" условий, то из детей вырастают активные самостоятельные люди, успешно решающие свои жизненные проблемы, несмотря на слепоту.

Около десяти лет назад у меня на рабочем столе раздался телефонный звонок. Я снял трубку. Приятный женский голос спросил меня, я ответил, что у телефона. Женщина назвала свое имя, фамилию и сказала: "Я проездом, из Москвы, нахожусь на Московском вокзале, хочу зайти к Вам и познакомиться с деятельностью вашей организации. Есть ли возможность встретиться в ближайшее время, и если - да, то как до Вас добраться?" В этот день у меня была назначена деловая встреча, но до неё было ещё часа два. Рассудив, что за это время, я успею принять московскую гостью (ей на дорогу от Московского вокзала до нас 20 - 25 мин., 30 - 40 мин. на рассказ о нашей деятельности, а за оставшееся время я успею собраться и не опоздаю на деловую встречу), я ответил, что готов встретиться. Назвал адрес и объяснил, как добраться: "Спуститесь в метро, проедете одну остановку. Выйдя из станции метро, повернете по проспекту направо, перейдя вторую улицу, идите направо, дойдя до подворотни нашего дома, войдите во двор, на противоположной стене двора наша вывеска. Вход к нам слева от вывески".

Прошло 25 мин., затем еще 20, а гостьи не было (мобильные телефоны в те годы ещё не были распространены). Я уже начал сожалеть о том, что согласился на эту незапланированную встречу, как меня позвали. Вышел в коридор и увидел миловидную молодую женщину. Глаза её были закрыты большими темными очками, а в руках она держала белую трость. Мне стала понятна причина её задержки - её никто не сопровождал, она пришла к нам одна, основываясь на моих объяснениях по телефону.

Так я впервые встретился с Ириной З. - удивительно активным и жизнерадостным человеком. В тот раз моя встреча с Ириной продлилась более двух часов, она меня настолько заинтересовала, что я договорился о переносе деловой встречи на другое время. В дальнейшем я неоднократно встречался с Ириной на различных мероприятиях в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. На одних мероприятиях она была с сопровождающих, на других одна. Мы часто с ней разговаривали об образовании слепых, их жизни; её интересовало, как идут дела у Максима, как он учится, как работает школа и другое. Меня восхищала её самостоятельность, жизнерадостность, жажда деятельности. Как-то в разговоре она мне сказала: "Я очень благодарю свою маму, за то, что она в детстве никогда не ограждала меня и не ограничивала от окружающей жизни".

0

39

Среди слепых я встречал много интересных, жизнерадостных людей: Дима Б. из Уфы - ровесник моего старшего зрячего сына, но в отличие от него, ставший уже дважды отцом; Олег П. - мой ровесник, поэт, прошедший хорошую жизненную школу, активный функционер Общества слепых, сделавший много для выживания Санкт-Петербургской организации ВОС, в тяжелые 80 и 90 - е годы XX столетия, один из создателей издательства "Чтение" и многие, многие другие. И все они отмечают, что основа их жизненных успехов была заложена родителями в детстве и закреплена во время обучения в школе для слепых.

Конечно, необходимость и потребность самостоятельно ездить у Вашего ребенка, появиться только в 15 - 20 лет, т.е. к концу обучения в школе. До этого у него будет размеренная жизнь, определенная школой, при "жесткой" опеке со стороны взрослых: родителей, учителей, воспитателей. Но подготавливать его к реализации этой потребности необходимо с первых годов жизни.

Поэтому, прежде чем выбрать в качестве транспорта для деловой поездки легковой автомобиль, подумайте, а будет ли для Вашего ребенка такая поездка полезна. Может быть, поездка на трамвае, автобусе, метро для ребенка более интересны. Да, для поездки на общественном транспорте с маленьким, да ещё со слепым ребенком, приходится выбирать время, когда транспорт не переполнен. Придется потратить больше времени. Появятся и другие "неудобства", но так ли они значимы, чем те проблемы, которые возникнут перед Вашим ребенком и соответственно перед Вами, через энное количество лет.

Если Вы решили ехать с ребенком на общественном транспорте, то заранее расскажите ему, куда и зачем вы едете, где находится интересующее Вас место. На каком транспорте поедете и т.д. Во время поездки необходимо объяснять причину любого "пугающего" шума и рассказывать обо всем, что может представлять интерес для ребенка - каждая поездка должна превратиться в средство познания окружающего мира.

При поездке на общественном транспорте возникает много "мелких" проблем, которые мы с Вами не замечаем, но при поездке с незрячим ребенком они могут вылиться в серьезные неприятности или травмы. Расскажу о некоторых из них.

При посадке в транспорт ребенка лет до четырех - пяти можно взять на руки и внести, но когда он становится "неподъемным", надо учить его входить в двери автобуса, трамвая, троллейбуса. Кажется, что это так просто: подождать, когда подъедет автобус, откроет двери, подойти к дверям, поставить одну ногу на ступеньку, затем другую и войти в салон. Если с Вами зрячий ребенок, то он, основываясь на своем зрительном опыте, довольно быстро решит эту задачу, держась за Вашу руку. Но незрячий ребенок не имеет такого опыта и знает автобус по издаваемому им шуму, по его покачиванию во время движения и другим слуховым, тактильным и обонятельным ощущениям, которые, естественно, не могут дать полноценного образа. Конечно, игрушечные автобусы, помогут сформировать общее представление, но необходимо найти возможность и обследовать с ребенком транспортное средство. Об этом всегда можно договориться с водителем на конечной остановке, пока транспортное средство "отдыхает" и в нем нет пассажиров. Два - три таких обследования позволят ребенку понять, как надо входить, выходить, проходить между кресел и садиться в них.

Но одно дело посадка в "отдыхающий" автобус и совсем другое дело - в остановившийся на одну - две минуту на промежуточной остановке. Во-первых, старайтесь пользоваться передней дверью, по крайней мере, на начальном этапе. Во - вторых, при посадке не надо ребенка подталкивать к входу, пытаясь, наклонившись и взяв его под мышки, "впихнуть" перед собой - есть опасность, что водитель не увидит Вас с ребенком в зеркало заднего вида и начнет закрывать двери - это уже опасно. Лучше, подойдя к двери держа ребенка за руку и убедившись, что Вам не мешают входить, поставить одну ногу на подножку вплотную к створке открытой двери. Поверьте, даже нежная женская ножка в изящной туфельке без вреда для себя и обуви спокойно удержит в этом положении дверь и не даст её закрыться, если водитель, не заметив Вас, нажмет кнопку "закрыть двери". Водитель же, ни когда не начнет движение при открытых дверях и поэтому, обратит на Вас внимание и исправит свою "оплошность".

0

40

Поставив ногу на подножку, поддерживая ребенка за руку и подсказывая ему, как действовать: "Шагни ближе, найди рукой борт автобуса (угол дверного проема, перила), обопрись, подними ногу, ступи на подножку" и т. п., введите ребенка в салон. Сами входите за ним. Выходить нужно аналогично, только первым выходите Вы и, придерживая ногой дверь, помогаете ребенку выйти. Чем чаще Вы будете ездить, тем быстрее освоите эту процедуру, скоро она станет обычной.

Войдя в салон, некоторые сразу же начинают требовать, от сидящих пассажиров, чтобы уступили место незрячему ребенку (инвалиду). Такое требование выглядит (как бы мягче сказать) не очень тактично по отношению к ребенку. Как правило, если ребенок маленький, Вам и так кто-нибудь уступит место, не обращая внимания на "особенность" ребенка. Когда ребенок подрастет, то он может и постоять. Главное научить ребенка держаться за поручни, спинки кресел, расставив для устойчивости пошире ноги. С возрастом ребенок научится сам находить в салоне комфортное место, а когда он будет ездить с белой тростью, о чем мы будем говорить позже, окружающие всегда помогут.

Некоторые пассажиры в конце своей поездки, начинают готовиться к выходу заранее - за 1 - 2 остановки до нужной: встают с сидения, пробираются к выходу и, встав перед ним, мешают выходящим и входящим, возмущаясь при этом, что их толкают. Не подражайте им, особенно, если едете с незрячим ребенком. Дождитесь, когда после остановки, предшествующей вашей, двери закроются и транспорт, набрав скорость, начнет равномерно двигаться. Тогда вставайте и пробирайтесь к выходу. Гарантирую, что успеете выйти и вывести ребенка.

Максим к 7 годам легко и спокойно входил и выходил из транспорта, без проблем и травм ездил со мной даже в часы пик. Он имел представления о многих видах наземного, воздушного, водного транспорта. Конечно, его представления существенно отличались от представления зрячего ребенка, но для чего нужен транспорт и как на нем ездят (летают, плавают) он знал. Для него не совсем было ясно, почему "стучат" колеса вагона, с этим он разобрался позднее, но этот стук не вызывал у него страха. Позднее, в начальной школе, мы проехали почти по всем станциям метро, используя различные варианты пересадок с линии на линию, и он узнал, что к месту назначения можно добраться разными маршрутами. Всё это сегодня (в студенческие годы) позволяет ему без сопровождающего ездить по городу.

В начале беседы я сказал, что "поездки должны быть достаточно частыми:, по крайней мере, в период с 3 до 7 - 9 лет". Почему? Да потому, что это самые продуктивные годы для познания - все навыки, освоенные в детстве, остаются на всю жизнь.

0


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах) » Письма из интернета » Беседы с родителями незрячих детей (автор В.Д. Озеров)