Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ"

Объявление


ЕСЛИ У ТЕБЯ ПРОБЛЕМЫ - ПРИХОДИ, МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ПОМОЧЬ. ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ ПРОБЛЕМ - ПРИХОДИ, ПОДЕЛИСЬ С НАМИ - КАК ТЫ СМОГ ЭТОГО ДОБИТЬСЯ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" » Зрение » Компьютерные устройства для слепых


Компьютерные устройства для слепых

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Операционная компьютера и его приложения требуют, чтобы вы следовали инструкциям, которые видите на экране. Мы привыкли к этому, и для нас это очень просто. Но мало кто думает о том, как же работать на компьютере слепым людям. К счастью, существует множество приспособлений и вспомогательных программ, которые помогают незрячим использовать компьютеры так, как это делают те, у кого зрение в порядке. Эти инструменты называются адаптивными компьютерными технологиями.

http://uploads.ru/t/Q/7/m/Q7my3.jpg

Чтение с экрана или приложения оптического распознавания символов

Программы чтения с экрана – это адаптивные приложения, которые преобразовывают текст на экране в звук. Таким образом озвучиваются веб-страницы, меню, диалоговые окна, а также другие визуальные элементы компьютера

Принтер Брайля

Принтер Брайля – это принтер, который используется для печати рельефного текста на специальной бумаге. Слепой человек может почувствовать этот текст и прочитать его с помощью осязания.

http://uploads.ru/t/x/V/n/xVn8N.jpg

Компьютерный дисплей Брайля

   Монитор Брайля – это одно вспомогательное приспособление для незрячих, которое состоит из прямоугольных ячеек, упорядоченных в строки и столбцы. Формирование символов из этих ячеек контролируется электромеханическими драйверами вибрации и эластомерными шнурами. Эти мониторы используются в качестве устройств вывода для чтения с экрана.



Интерфейс управления речью

Программы голосового управления используется практически на всех компьютерах и стандартных электронных устройствах. Это осуществляется посредством голосовых команд, которыми пользователь управляет интерфейсом на экране. Компьютер обязательно должен быть оснащен микрофоном и системой для ввода голосовых команд

Увеличивающие программы

Одной из самых часто используемых категорий программ для людей с проблемами со зрением, является увеличивающее программное обеспечение. Это приложения для не полностью слепых, а тех, у кого очень слабое зрение. Они многократно увеличивают текст и изображения на экране, а в некоторых приложениях есть даже функция изменения цвета.

Все эти компьютерные вспомогательные программные и аппаратные средства, безусловно, доказали свою пользу для слепых людей. А использование одновременно сенсорных и аудио методов, помогает незрячим работать на компьютере более эффективно.

Теги: устройства для слепых

0

2

Современные технологии для слепых

«Виндоус, эксель, корзина...» - перебивая самого себя, бубнит металлический голос с отрывистым немецким акцентом. Шесть человек работают на компьютерах, сосредоточенно смотря на экран. Но монитора никто из них увидеть не может. Человек общается с машиной с помощью небольшой черной коробочки, лежащей на столе.

Внешне компьютер для слепого ничем не отличается от обыкновенного. Единственное специальное приспособление - «брайлевский» дисплей. Из коробочки торчат крохотные пластиковые штырьки, с помощью которых можно переводить обычные слова на «язык незрячих» (по правилам азбуки Брайля). Пощупав или нажав их, человек может прочесть написанное, отдать команду. На этом разница в «железе» заканчивается. Остальные хитрости спрятаны в софте на жестком диске компьютера.

Кстати, хорошо обученные слепцы могут работать быстрее зрячего человека. Те, кто умеет набивать тексты «вслепую», знают, что печатать десятью пальцами гораздо удобнее, чем двумя. К тому же не нужно отвлекаться на работу с мышью - те же команды можно набрать с клавиатуры.

http://uploads.ru/t/z/E/W/zEW5s.jpg

Посмотрев, как ловко стучат по клавишам опытные компьютерщики, я сам решил побывать в роли человека, «не видящего, что творит». Клавиатуру я знаю лучше, чем свои пять пальцев. Но, завязав глаза шарфом, напечатать два слова я смог только через пять минут мучений, после многочисленных ошибок и опечаток. А вот любую другую операцию, например, открыть новое окно, я мог проделать только под руководством инструктора.

Современные технологии как бы открывают наш полноцветный мир людям, лишенным зрения. Например, программа экранного доступа - JAWS озвучивает все действия клавиатуры. Нажимаете на букву «А» - компьютер произносит этот звук. Нажал на PAUSE - в ответ: «Пауза». Так слепые люди могут без посторонней помощи выполнять любую работу: например, писать письма, создавать базы данных и даже программировать. Для слабовидящих людей предназначена другая программа - ZoomText. С ее помощью мышкой можно увеличивать любой «непонятный» объект на экране и работать c выделенным фрагментом.

Увы, больше никаких приспособлений, позволяющих незрячим освоить компьютер, в России нет. У Всероссийского общества слепых нет денег для перевода на русский язык иностранных программ. А разнообразные «железки», упрощающие жизнь инвалидам, часто на границе задерживают таможенники. В их каталогах подобные товары не значатся, и они не знают, как их классифицировать.

В США создан компьютер, позволяющий слепым видеть. Телекамера в виде очков соединена с мини-компьютером, который можно носить на поясе или в сумке. Компьютер обрабатывает видеосигнал с камеры и с помощью 68 вживленных платиновых электродов передает его непосредственно в мозг.

В Израиле налажено производство компьютерных мышей, позволяющих слепым людям пользоваться компьютером. На спинке такой мышки имеются три панели с выступающими подвижными стерженьками, которые переводят в выпуклый шрифт Брайля текст с экрана монитора. Кроме того, мышь может синтезированным голосом сообщать, в какой точке экрана находится курсор, на какой объект он наведен. Система позволяет слепым читать с экрана, заниматься компьютерной графикой, играть.

А вот специалисты Японского космического агентства разработали монитор с 3072 выдвижными штырьками, позволяющий воспринимать изображения на ощупь, прикасаясь руками к экрану. Правда, четкость изображений снижена по сравнению с обычным монитором в сто раз.

По материалам статьи «Как пробраться в сеть на ощупь?»

0

3

По поводу технических средств для незрячих можно посмотреть сайт этой компании. Рекомендую, т.к. некоторые средства испробованы и действительно незрячим очень необходимы, например, в учебе.

Ссылка

Средства дорогие, но если объединиться и писать в гос. органы о том, что слепым детям это нужно, как воздух, возможно ситуация будет меняться (и средства включат в ИПР). У тех, у кого дети еще маленькие, сейчас самое время начинать в этом направлении действовать.

+1

4

Андрей и Светлана, хочу сделать некоторые комментарии к материалам этой темы и темы «10 лучших изобретений, которые слепых делают зрячими»:

1. В тексте о «10 лучших изобретений, которые слепых делают зрячими» сказано, что "технический прогресс сегодня здорово помогает людям с ограниченными возможностями" и в качестве примера приведено, что  " на смену книгам, набранным азбукой Брайля, приходят аудиокниги в формате MP3".

Вынужден огорчить родителей, желающих облегчить своим незрячим детям дорогу по освоению  учебной программы начальной школы и знакомству с литературными произведениями путем замены книг (учебников), напечатанные Брайлем, на аудиокниги (аудио-видиоучебники), тем, что такая замена кроме вреда детям ничего не принесет.

Поясню почему:
а) Самостоятельное чтение книг, что плоскопечатных - для зрячих детей (в т.ч. слабовидящих), что  рельефно-точечных (брайлевских) - для слепых детей, является необходимым элементом развития их мозга . И такое чтение обязательно   в период обучения в первых 4-6 классах. Сказанное могу подтвердить как личным опытом, наблюдениями за другими незрячими детьми, так  и научными данными. В частности, смотрите: http://deti.mail.ru/news/pochemu_tak_va … gi_detyam/ http://otvet.mail.ru/question/76173145

б) Для слепого ребенка – использование осязания при чтения и письме по Брайлю, является важнейшим элементом в развитие мелкой моторики и освоение пространственной ориентировки, без чего жизнь слепого человека будет очень и очень не совершенна и не комфортна.

в) Для многих родителей, занятых текущими жизненными делами, прослушивания текстов кажется удобной и равносильной заменой, как родительского чтения, так и  самостоятельного, что в корне не верно, особенно для детей дошкольников и начальной школы. Приведу пример:

Случилось так, что более 5 лет тому назад моими соседями (по квартире) стали мама с тотально слепым ребенком, который перешел в 4 класс школы слепых. Познакомившись с ним, я обнаружил, что он плохо владеет Брайлем, как при чтении, так и при письме. При этом его интеллектуальное и физическое развитие было, по моим понятиям, в пределах нормы. Через некоторое время выяснилось, что он вместо чтения почти всегда слушает аудиокниги. Слушал их он, обычно, лежа на диване и от ничегонеделания начинал махать (сучить) руками и ногами, иногда в такт с музыкальным сопровождением, что фактически приводило к формированию навязчивых движений. Мать считала, что все нормально: сын занят, не мешает ей заниматься домашними делами, одновременно приобщается к шедеврам мировой литературы, а в тряске нет ничего страшного, так как у сына мало физической нагрузки. Но при этом, в школе обсуждался вопрос о переводе его на надомное обучение.
Удалось убедить мать, чтобы сын перестал постоянно слушать диски, а стал читать книги по Брайлю. Затем сумели убедить и его. Подобрали книги для чтения. Уже через полтора месяца у мальчика повысилась скорость чтения, у него появился интерес к книгам, понравилась возможность самому «перечитать любой фрагмент», читать «в своем темпе». Он стал пересказывать прочитанный текст, обсуждать судьбы героев, у него стало развиваться воображение. Вскоре он читал наравне с другими детьми класса, а по осмыслению прочитанного стал воспринимать текст даже лучше некоторых соучеников (оценка учителя, сообщенная перед каникулами удивленной и радостной мамой). У мальчика уменьшились число случаев «тряски» руками, которые проявлялись и в школе (в дальнейшем исчезли совсем). Все это позволило более-менее успешно продолжить обучение в последующих классах.  Сегодня он заканчивает 9 класс. У него есть серьезные трудности в освоении учебного материала, как в скорости восприятия, так и в общем – комплексном, его понимании. Приходится много дополнительно заниматься дома.  Анализируя характер его трудностей, могу  однозначно отметить, что они были заложены в начальной школе, в частности, в неосознаных попытках мамы «облегчить» жизнь и учебу ребенку.

г) Замена чтения книг прослушиванием аудиокниг равносильна замене  самостоятельного решения  задач (выполнения упражнений) списыванием готовых решений из «решебника».

д) Аудиокниги (читающие машины, чтение «электронным чтецом» с экрана монитора) становятся нужным и эффективным средством познания где-то с 6 – 7 класса и очень будут нужны в старших классах и далее. Т.е., когда ребенок научился учиться, понимает что ему нужно  и может самостоятельно ставить перед собой задачи и контролировать эффективность их  выполнения.

см. далее.

Отредактировано ВячДимОз (29.04.13 03:13)

0

5

2. По поводу: «GPS-навигатор не даст заблудиться», «Зрячие» туфли до дома доведут», Умные очки «просветят» насквозь», «Посуда» и «Ультразвуковые очки «iGlasses» отмечу следующее:
Как бы техника не развивалась, но принципиально нельзя перевести информацию о трехмерном пространстве, которое воспринимается зрением, в упорядоченную информацию, которую слепой сможем воспринимать слухом или осязанием так же быстро и достаточно полноценно, как зрячий.  Почему же?

а) Периодически появляются сообщения о всяких электронных тростях, очках локаторах, экранах и т.п. устройствах, помогающих слепым при перемещении в пространстве. Я сам инженер, и также вначале думал, что это может помочь слепым. Но, внимательно проанализировав процесс восприятия человеком окружающего мира с помощью зрения, а также восприятие окружающего мира слепым человеком через слух, осязание, кинестезию понял, что нельзя передавать слепому человеку информацию о ТРЕХМЕРНОМ пространстве (каким является визуальный окружающий мир) в виде ОДНОМЕРНОГО звукового или вибрационного сигнала, который генерируют любые трости, локаторные очки и т.д.

Представим себя на месте слепого человека, идущего по улице с тростью. Всё его внимание направлено на анализ информации об окружающем мире, поступающей через:

• слух - что, кто, где и куда движется; что, где и почему стучит, говорит, шумит… ;

• кинестезию – почему на дороге появился уклон вправо, влево; как надо наклонится вперед (влево, вправо, назад), чтобы противостоять ветру; как надо поднять ногу, чтобы встать на ступеньку… ;

• осязание – трость уперлась во что: в поребрик тротуара; бампер автомобиля, стоящего на тротуаре; зацепила стенку, крыльцо дома; одежда задела прохожего, столб на тротуаре или ветку куста с дорогой и т.д. и т.п.

А тут, вдруг появляется какой-то дополнительный звуковой (вибрационный) сигнал от трости (очков и т.п.), который надо с помощь слуха или осязания распознать и понять. Внимание слепого вынуждено переключаться на этот сигнал. А переключение внимание легко приводит к беде. Это может подтвердить любой слепой, самостоятельно передвигающийся в большом городе с тростью.
Года 6-7 тому назад, я имел встречу с одним из авторов электронной ультразвуковой трости для слепых и пытался ему рассказать, что аналогичные вещи, только на другой элементной базе были сделаны ещё в 60 – 70-е годы прошлого столетия. Но он заявил, что нашел NOY-XAY и обеспечит слепых новым средством ориентировки слепых для беспрепятственного передвижения. Спустя некоторое время я понял, что ему в первую очередь важна защита диссертации, а не сама проблема ориентировки слепых. Могу сказать, что прошло более 5 лет, как его трость появилась в продаже, но я так и не нашел ни одного слепого, кто, ходя с нею, использовал это NOY-XAY, т.е. эту трость используют как обычную. А вот стоимость этой трости равняется десятку обычных.

б) В сегодняшних условиях можно, сделать любое электронное устройство (в том числе через спутники) с помощью которого человек может определять своё место нахождение в пространстве и двигаться в нужном направлении в любых условиях (в абсолютной темноте, под водой, в лесу). В СМИ, Интернете неоднократно появлялись сообщения о разработках таких системах в Англии, Германии и США и др. странах, причем достаточно недорогих. Но, применяя эти устройства, слепой человек не становиться самостоятельным, а становится человеком, зависимым от системы, и превращается в собачонку на поводке. Все эти технические новинки (в кавычках) создают иллюзию пространственной независимости слепого, а по сути - ПСЕДООРИЕНТИРОВКУ для него.

Поэтому обучение слепого подростка самостоятельно передвигаться с простой белой тростью (без каких либо электронных "примочек"), является жизненеобходимой основой для его  интеграции в обществе зрячих. А нужны ли какие-либо технические средства для перемещения, ему уж потом решать самому.

Мой сосед - Николай (17 лет),  сегодня стал самостоятельно ходить и ездить с тростью из дома в школу и обратно, используя разные маршруты. Например, маршрут из  школы: пешком, через пару перекрестков, подземный переход к остановке троллейбуса (1 км.); на троллейбусе до своей улице (20-25 мин) и пешком через проспект  до дома (около 300 м.) – в общей сложности 40-60 мин.  Это здорово «повысило» его самооценку, к нему стали с большим уважением относится окружающие. Расширился круг ощущений.

в) В последнее время появились действительно интересные работы по созданию устройства, позволяющего  научить мозг слепого человека воспринимать некую плоскую (контурную) картинку с помощью осязания, например, тактильно воспроизводимую на коже спины, бедра и т.д.  Такую возможность психофизиологи подтвердили мне ещё в конце 80-х. Недавно я узнал, что этот способ «видения» был реализован западными учеными тоже в конце прошлого века.   Сегодня  же можно научить мозг слепого «видеть» некую картинку, подобную визуальной, с помощью языка. См. http://nature-wonder.livejournal.com/189322.html  В такую возможность  для поздноослепших я принципиально верю, но поможет ли это слепым с рождения – не знаю, поживем – увидим.

Все сказанное мною, направлено на одно - какие бы не были достижения науки и техники, но чтобы их полноценно научиться использовать, в первую очередь, необходимо  вырастить и воспитать слепого ребенка без попыток подмены традиционных форм деятельности слепого человека «инновационно-ноу-хальными» технологиями для слепых.  Ребенок должен:

-  освоить  чтение и письмо по Брайлю;

-  уметь обслуживать себя без каких-либо технических примочек и облегчающих жизнь устройств: на ботинках шнурки, значит надо уметь завязывать шнурки; на рубашке пуговицы, значит надо уметь застегивать/расстегивать пуговицы; грязную посуду надо уметь мыть, а не заменять одноразовой; надо  пользоваться кранами холодной и горячей водой, а не краном с термостатном, настроенным на безопасную температуру…

- к 17- 18 годам освоить самостоятельное перемещение из пункта А в пункт В  с помощью обычной трости и т.д., и т.п.

С приветом всем, Озеров Вячеслав Дмитриевич.

Отредактировано ВячДимОз (29.04.13 03:46)

0

6

3D-принтер помогает слепым детям «увидеть» мир

http://www.ntdtv.ru  В Японии в одном из учебных заведений для слепых детей появился 3D-принтер, который позволяет малышам в буквальном смысле «увидеть» окружающий мир.

Принтер способен напечатать любой предмет или объект, начиная от горы Фудзияма и заканчивая животными, например, слоном.

Каким образом? смотрите здесь:  Ссылка

0

7

Очень интересная статья -  "Создана вибрирующая одежда для слепых людей", см. http://med.news.am/rus/news/2212/sozdan … udeiy.html Но,  как эту идею  можно  реализовывать на практике, то надо думать. И естественно - вопрос стоимости, т. к. не будешь же носить каждый день одни и те же  одежды?

Отредактировано ВячДимОз (19.06.14 23:46)

0


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" » Зрение » Компьютерные устройства для слепых