Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах)

Объявление


ЕСЛИ У ТЕБЯ ПРОБЛЕМЫ - ПРИХОДИ, МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ПОМОЧЬ. ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ ПРОБЛЕМ - ПРИХОДИ, ПОДЕЛИСЬ С НАМИ - КАК ТЫ СМОГ ЭТОГО ДОБИТЬСЯ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Дети с диагнозом ДЦП - грех современной медицины?

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Дети с диагнозом ДЦП - грех современной медицины?

ДЦП – эта аббревиатура пугает всех родителей и зачастую звучит как приговор. Однако при получении такого диагноза родители ребенка не должны опускать руки, а просто обязаны  бить в набат. Этот страшный диагноз стоит подвергать сомнению и выявлять истинные причины, ведущие к нарушению двигательных функций ребенка. Дело в том, что детские невропатологи склонны ставить этот привычный для них диагноз с первого года жизни ребенка – при появлении первых признаков параличей и парезов. Однако при глубоком научном и практическом исследовании оказалось, что диагноз «ДЦП» - это диагноз весьма условный, неточный. Как отмечает Анатолий Петрович Ефимов, врач травматолог-ортопед-нейрореабилитолог, доктор медицинских наук, профессор, генеральный директор Межрегионального Центра восстановительной медицины и реабилитации в Нижнем Новгороде, «ДЦП – это еще не приговор, так как  80% случаев его можно излечить до полного восстановления ребенка. Если этим заняться своевременно, как показывает моя медицинская практика, дети до 5 лет вылечиваются в 90% случаев и идут в школу вместе с обычными детьми».

ДЦП без причины не бывает. При появлении любого разговора со стороны врачей об угрозе ДЦП или о ДЦП родители должны сделать следующее.
Во-первых, родителям надо вместе с врачом выяснить причины ДЦП, если врач на этом диагнозе настаивает. А причин этих немного, и в любой больнице за одну-две недели их можно установить. Есть всего шесть причин, ведущих к детскому церебральному параличу.

Первая причина – это наследственные генетические факторы. Все нарушения, которые есть в генетическом аппарате родителей, могут действительно проявиться в виде ДЦП у ребенка.

Вторая причина – это ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (недостаток кислорода) мозга плода. Это кислородный фактор, нехватка кислорода мозгу ребенка. И то, и другое может возникнуть во время беременности либо же в родах в результате различных сосудистых нарушений и кровоизлияний.

Третья причина – это фактор инфекционный, то есть микробный. Наличие у ребенка в первые дни и первые недели или месяцы жизни таких заболеваний, как менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит, протекающих с высокой температурой, тяжелым общим состоянием ребенка, с плохими анализами крови или спинномозговой жидкости, с обнаружением конкретных микробов – возбудителей инфекционного заболевания.

Четвертая причина – это действия токсических (отравляющих) факторов, ядовитых препаратов на организм будущего человека. Это чаще всего прием женщиной сильнодействующих лекарственных средств во время беременности, работа беременной женщины во вредных производственных условиях, на химических производствах, в контактах с радиационными или химическими веществами.

Пятая причина – физический фактор. Воздействие на плод высокочастотных электромагнитных полей. Облучение, в том числе рентгеновское, радиационное излучение и другие физические неблагоприятные факторы.

Шестая причина – это механический фактор – родовая травма, травма перед родами или вскоре после них.

В каждой поликлинике за одну-две недели можно вполне оценить первопричины парализации функций головного мозга. Практика показывает, что детские невропатологи увлекаются диагностикой и поиском только инфекционной или ишемической причин поражений головного мозга у ребенка. Часто выставляется диагноз вирусного или инфекционного поражения головного мозга. Врачи обращают также внимание на нехватку кислорода вследствие сосудистых нарушений, хотя большинство сосудистых нарушений и кровоизлияний являются именно травматическими, ибо молодые сосуды у новорожденных сами по себе не могут лопнуть, как у стариков 80-90 лет, поэтому инсульта типичного у детей не бывает. Сосуды у новорожденных и детей мягкие, эластичные, податливые, адаптивные, поэтому объяснять причины ДЦП сосудистыми нарушениями – глубоко неверно. Чаще всего за ними стоят травматические причины. Важность выявления первопричины заболевания в том, что от этого зависит вся программа дальнейшего лечения и жизненный прогноз для ребенка.

ДЦП бывает трех групп.

Первая группа – ДЦП истинный, не приобретенный. Заболевание наследственное, врожденное, первичное, когда на момент рождения ребенка мозг его действительно глубоко поражен генетическими нарушениями или нарушениями эмбрионального развития. Он недоразвит, меньше по размеру и объему, менее выражены извилины мозга, недоразвита кора головного мозга, нет четкой дифференциации серого и белого вещества, есть ряд других анатомических и функциональных нарушений головного мозга. Это и является первичным, т.е. истинным детским церебральным параличом. Мозг на момент рождения биологически и интеллектуально неполноценен, парализован.

Первичный детский церебральный паралич формируется вследствие:
1)наследственных причин;
2)действия различных неблагоприятных факторов во время эмбрионального (внутриутробного) развития ребенка;
3)тяжелой родовой травмы, чаще несовместимой с жизнью.
Но если такого ребенка чудом оживили и спасли – остается несовместимое с нормальным развитием состояние головного или спинного мозга.
Таких детей около 10%.

Вторая группа – ДЦП истинный, но приобретенный. Детей с таким диагнозом  тоже около 10% . Это дети с приобретенным характером нарушений. Среди причин – тяжелая родовая травма, например, глубокое кровоизлияние во время родов с гибелью участков головного мозга, либо травмирующее воздействие ядовитых веществ, особенно наркоза, а также тяжелое инфекционное поражение мозга с гнойным менингоэнцефалитом и пр. такие серьезные причины, воздействуя на головной мозг и нервную систему ребенка, формируют тяжелую картину ДЦП, но они имеют уже не наследственный и эмбриональный характер, в отличие от первой группы больных ДЦП, а приобретенный. Несмотря на тяжесть поражения, дети могут быть адаптированы к самостоятельному передвижению и самостоятельной ходьбе так, чтобы впоследствии они могли себя обслуживать. Возможна их бытовая реабилитация, чтобы их перемещение было самостоятельным, чтоб их не нужно было носить на руках, так как стареющим родителям это делать невозможно, а тело детское вырастает до значительного веса мужчины или женщины.

Третья группа – ДЦП неистинный приобретенный. Это ложный, псевдо-ДЦП, или вторичный, приобретенный ДЦП-синдром, гораздо более многочисленная группа. На момент рождения в данном случае головной мозг у детей был биологически и интеллектуально полноценным, но в результате действия, прежде всего, родовых травм появились нарушения в различных отделах головного мозга, приводящие к последующей парализации отдельных функций. 80% детей страдают приобретенным ДЦП. Внешне такие дети мало отличаются от детей с истинным ДЦП, кроме одного, - у них сохранен интеллект. Поэтому можно утверждать, что все дети с умной головой, с сохранным интеллектом, никогда не являются детьми с истинным ДЦП. Именно поэтому все эти дети весьма перспективны для восстановления, так как причиной ДЦП-подобного синдрома у них явилась в основном родовая травма – тяжелая или средней степени тяжести.
Кроме родовых травм, причиной вторичного (приобретенного) ДЦП является кислородное голодание головного мозга во время беременности, негрубые кровоизлияния в мозг, воздействия отравляющих веществ, физических неблагоприятных факторов.

Кроме диагноза ДЦП стоит остановиться на диагнозе «угроза ДЦП». Он ставится в основном на первом году жизни ребенка. При этом необходимо учесть: пока не выявлены основные причины парализации нервной системы, опорно-двигательного аппарата, пока не проведено современное комплексное обследование ребенка и пока не наступили нормальные, естественные сроки появления ходьбы, нельзя преждевременно ставить диагноз «угроза ДЦП». О таких детях до одного года необходимо много хлопотать прежде всего родителям, консультировать их в самых лучших центрах, у самых лучших врачей для того, чтобы окончательно разобраться в перспективах развития подобного заболевания у ребенка.

Важную и многочисленную группу больных с диагнозом ДЦП составляют дети с так называемым вторичным ДЦП, то есть первично на момент рождения этим детям не было оснований ставить диагноз «ДЦП». Природа таких заболеваний не создает. Откуда же они берутся? Оказывается, все эти дети лишь с ДЦП-подобными заболеваниями, с последствиями родовых травм или воздействия других патологических факторов. Но вследствие неправильного лечения к 7-10 годам они становятся детьми со вторичным ДЦП – абсолютно неперспективными, с необратимыми функциональными нарушениями, с медико-биологическими последствиями, то есть глубокими инвалидами. Эта группа детей полностью лежит на совести врачей. В силу разных причин к ним годами применяли схему лечения ДЦП, не выясняя истинных причин развития двигательных нарушений и других расстройств. Как для лечения ДЦП, использовали сильнодействующие лекарственные средства, поражающие мозг, назначали неадекватные физиопроцедуры, прежде всего, электропроцедуры, применяли мануальную терапию без обоснований , назначали активный массаж тех участков тела, где он нежелателен, использовали методы обкалывания, как при лечении истинного ДЦП, методы электростимуляции, назначали препараты гормонального характера и т.д. Таким образом, неправильное лечение, проводимое годами (5, 7, 10 лет) формирует большую группу инвалидов со вторичным детским параличом. Данная группа детей является большим грехом современной медицины. Прежде всего, детской неврологии. Родителям необходимо об этом знать, чтобы не допустить в нашем обществе формирования и дальше такой группы больных, как дети с ДЦП неистинного, приобретенного, вторичного характера. При правильной современной диагностике, при правильном реабилитационном лечении все эти дети могут восстановиться до нормального состояния, т.е. они могут осваивать определенную рабочую специальность в зависимости от возраста и срока начала адекватной реабилитации.

Как же должны вести себя родители ребенка при диагнозах «угроза ДЦП» или «ДЦП»?

Прежде всего, не опускать руки. Они должны знать, что кроме традиционных неврологических схем лечения ДЦП, в России появилась возможность точной диагностики истинных причин ДЦП. А также для отличия истинного ДЦП от приобретенного, истинных причин, ведущих к парализации мозга, от причин, парализующих временно, т.е. так, что парализующие нарушения обратимы. Особенно эффективной является группа детей, у которых развилось состояние ДЦП в результате родовых травм, так как многие последствия травм обратимы. А обратимость означает излечимость. Поэтому ДЦП, вызванные родовой травмой, лечатся так, что далее у ребенка появляются перспективы восстановления в любом возрасте. Хотя надо отметить, что чем раньше начато лечение, тем оно результативнее. Лучшая излечимость наблюдается у детей до 5 лет – в 90% случаев, до 10 лет – около 60%. После 10 лет, вследствие того, что дети являются запущенными, то есть в их организме к этому времени появляется множество физиологических нарушений, и не только в мозге, но и в костях, суставах, мышцах и других органах, они уже восстанавливаются хуже. Но обязательно восстанавливаются до уровня самостоятельного передвижения и самообслуживания. Эти пациенты должны обращаться и заниматься активно всеми методами семейной реабилитации на дому до появления положительного конечного результата. Безусловно, чем больше возраст ребенка, тем больше времени уходит на восстановление. Но в любом случае нельзя останавливаться и для достижения необходимых результатов необходимо заниматься в домашних условиях. Реабилитации все возрасты покорны.

Екатерина СЕРГЕЕВА

Теги: ДЦП

0

2

Лечение детского церебрального паралича

Лечение ДЦП должно быть начато как можно раньше и вестись непрерывно. Заболевание неизлечимо, но при лечении с раннего возраста возможно наиболее благоприятное развитие ребенка.

В первые годы жизни наиболее возможно компенсировать дефект, уменьшить проявления спастичности, а следовательно, деформаций скелета, контрактур и улучшить приспосабливаемость к нормальным движениям, удержанию равновесия, самообслуживанию.

Ребенок  должен наблюдаться у педиатра, невролога, ортопеда, логопеда, психолога, реабилитолога. Усилия всех специалистов и родителей должны быть направлены на максимально возможную социальную адаптацию ребенка. Терапевтическое воздействие должно быть направлено на повседневную жизнь ребенка, на удовлетворение его желания двигаться самостоятельно – взять игрушку, есть, одеться, сесть, стоять, ходить. Для каждого ребенка должна быть разработана  физиотерапевтами индивидуальная программа занятий, возможно с использованием вспомогательных приспособлений и специального оборудования.

Лечение ДЦП должно быть комплексным и включать медикаментозную терапию, постоянную лечебную физкультуру, ортопедо - хирургические методы лечения, психологическую помощь, развитие речи, санаторно-курортное лечение. Ребенка практически нужно научить выполнять все доступные движения и поддерживать их.

Медикаментозное лечение ДЦП состоит из нейропротекторов, антиоксидантов, сосудистых препаратов, мозговых метаболитов, миорелаксантов, витаминов. Широко применяется церебролизин внутривенно, кортексин внутримышечно, цераксон внутривенно – сироп – таблетки, сомазина – внутривенно – сироп, актовегин внутривенно – таблетки, солкосерил внутривенно, пирацетам внутривенно – таблетки. Иньекции этих препаратов назначает невролог. Глицин, нейровитан  в таблетках назначают курсами. Для снятия спастического напряжения мышц, в зависимости от тяжести, делают или уколы мидокалма, или назначают таблетки – мидокалм, баклофен или другие миорелаксанты. Возможно введение лекарственных препаратов в биологически активные точки конечностей и лица – АТФ, прозерин.  В особо тяжелых случаях возможно применение иньекций ботулинического токсина – ботокса, диспорта. В пораженную мышцу (напряженную мышцу) специальной иглой в несколько точек вводится препарат. Процедура эффективна, но требует повторения через 6 месяцев.

Если у ребенка эпилептические припадки, самолечение не только недопустимо, но и опасно для жизни. Подбор противоэпилептических препаратов индивидуален, зависит от типа припадка, частоты и тяжести, возраста, сопутствующих заболеваний. Используются препараты вальпроевой кислоты, топарамат, ламотриджин. Занимается этим только врач. Самостоятельное назначение и отмена препарата недопустимы.

Медикаментозное лечение детского церебрального паралича носит симптоматический характер, возможно применение и обезболивающих препаратов, спазмолитиков, антидепрессантов и транквилизаторов.

А вот лечебной физкультурой больному ДЦП нужно заниматься постоянно, постепенно отвоевывая у болезни все новые и новые движения, приспосабливаясь к своему телу и окружающему миру. Посещая занятия реабилитологов, родителям предстоит обучиться и технике массажа и лечебной гимнастике, потому что это лечение предстоит повторять и повторять ежедневно. Лечебная физкультура – это и игровые моменты – от «взять конфету и принести мяч» до игры на пианино и занятия на спортивных тренажерах, гимнастических мячах, подушках, лесенках, ходунках.

Физиотерапевтические методы лечения - бальнеотерапия, грязевое и тепловое лечение, озокерит, электрофорез лекарственных веществ, электростимуляция мышц и нервов.

Хирургическое лечение ДЦП рекомендуется при выраженных контрактурах. Применяют гипсовые повязки и оперативное лечение. Ортопеды – хирурги могут удлинять сухожилия и мышцы, кости (ахиллопластика, артропластика), пересаживать сухожилия, подрезать сухожилия для снятия спастики, проводить операции на нервах. Вмешательство направлено для профилактики и лечения контрактур, вывихов и подвывихов суставов, для увеличения стабильности конечности

Бальнеотерапия – в теплой воде снижается тонус мышц, уменьшаются гиперкинезы (подергивания), увеличивается объем активных движений. Назначают йодобромные, валериановые, хвойные, скипидарные, кислородные, радоновые, морские, жемчужные ванны, гидромассаж, плавание. Современные ванны «Акваделиция», «Акваманус», «Аквапедис» дают возможность подводного массажа с аэрацией струи, хромоцветотерапией и озонированием. Ванны четырехкамерные гальванические «Веришофен» сочетают возможность воздействия теплой воды и гальванического или импульсного тока и лекарственного вещества – бишофита, скипидара, никотиновой кислоты, шалфея, хвойного экстракта.

Климатическая цветодинамическая квант – камера сочетается с лазерным душем и бассейном. В бассейне проводят горизонтальное или вертикальное вытяжение позвоночника, разработку суставов, подводный душ – массажер, каскадный душ – водопад.

Аппаратная программированная разработка суставов, тренажеры активной механотерапии с биологически обратной связью – это современные методы лечения больных с параличами.

Комплексное использование  таких процедур высокоэффективно.

Санаторно – курортное лечение – Евпатория, Саки, Трускавец, Одесса и другие, где методами лечения могут быть назначены наиболее эффективные методики:

- этапное гипсование;
- ортопедо – хирургическая коррекция;
- массажи;
- физиотерапевтические процедуры – электрофорез, магнитотерапия, электросон, интердин, миотон, светолечение, дарсонвализация, ультразвук; Электрофорез проводится с прозерином, никотиновой кислотой, фастум – гелем;
- иглорефлексотерапия;
- грязелечение;
- лазеротерапия;
- шиатсу – терапия – массаж биологически активных точек;
- занятия с логопедом;
- в Евпатории – дельфинотерапия – общение и плавание с дельфинами;
- монтессори – терапия. Методика Монтессори формирует у детей широкий кругозор, внутреннюю мотивацию к познанию нового, умение концентрироваться на работе, наблюдательность и самостоятельность;
- методика Бобат – помощь ребенку в «самоорганизации» с использованием вспомогательных средств и специального оборудования.

С 2003 года на бальнеологическом курорте Трускавец работает международная клиника восстановительного лечения по методу профессора Козявкина В. - одной из наиболее эффективных методик лечения больных ДЦП. Это система интенсивной нейрофизиологической реабилитации, биомеханическая коррекция позвоночника и крупных суставов, использование космических технологий для лечения детей, костюма «Спираль», физиотерапевтические методы, лечебная физкультура, тренажеры.

Костюм «спираль» используется для формирования правильного стереотипа движений. Путем стимуляции компенсаторных  возможностей организма  и активирования пластичности мозга эта система создает в организме  больного на детский церебральный паралич новое функциональное состояние, которое открывает возможности для быстрого моторного и психического развития ребенка. Уменьшается спастичность мышц, приобретаются новые двигательные навыки. Костюм изображен на фотографии.

http://www.medicalj.ru/images/stories/bolezni/dcp/dcp7.JPG

Ребенка фиксируют подмышками, за таз и бедра и подвешивают к сетке. Физиотерапевт раскачивает ребенка, поворачивает его, держа то за руки, то за ноги. Ребенок сам держится за кольца. В таком положении мозг получает правильный сигнал от мышц и  «в полете» осваиваются движения. Методика признана Европарламентом и Россией. Профессор Козявкин В. – первый украинец, получивший премию «Призвание», которую вручают лучшим врачам России. Его методика реабилитации больных ДЦП признана одной из четырех наиболее эффективных в мире. Статистический анализ более 12 тысяч пациентов  показал высокую эффективность этой системы. Нормализация мышечного тонуса отмечалась у 94%, формирование навыков правильного контроля головы – у 75% пациентов, навыки сидения приобрели 62%, появление самостоятельной ходьбы зафиксировано у 19% ранее неходящих больных, 87% смогли разжать спастически сжатую в кулак кисть.

Разрабатываются новые технологии, российские ученые  разработали ортопедический пневмокомбинезон, который фиксирует суставы, растягивает мышцы, напрягает мышцы снаружи, а в мозг поступает как бы исправленный сигнал и при занятиях лечебной физкультурой конечности начинают двигаться правильно, но его стоимость - десятки тысяч рублей.

К сожалению, церебральный паралич неизлечим. От объёма поражения мозга, своевременного и длительного кропотливого лечения будет зависеть тяжесть стойких последствий, инвалидность. При сохранном интеллекте и возможности самостоятельного передвижения дети с ДЦП могу учиться в обычных школах и ВУЗах, работать. Для тяжелых случаев существуют специальные интернаты, где обучение сочетается с лечением, учитывая индивидуальные возможности ребенка, проводится профессиональная ориентация с целью подготовки к профессии, соответствующей психофизическим возможностям и интересам больного.

Врач невролог высшей категории Светлана Валентиновна Кобзева

0

3

Общая характеристика ДЦП
1. Церебральный паралич поражает большие полушария, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Основной клинический симптом ДЦП - нарушение двигательной

функции, связанное с задержкой становления и неправильным развитием статокинстических рефлексов, патологией тонуса, парезами.

Парез - неполный паралич, ослабление функций какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы. Помимо нарушений в центральной нервной системе имеются вторичные изменения в нервных и мышечных суставах, связках, возникают расстройства речи, зрения, специфические особенности формирования психической деятельности. О.Г. Приходько отмечает, что ДЦП - одно из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей: 6 случаев на 1000 новорожденных. В Москве отмечено около 4000 детей и подростков с ДЦП. Различают, по определению Л.И. Аксеновой, три степени тяжести двигательного дефекта:

легкая — физический дефект дает возможность свободно передвигаться, не вызывает трудностей в социальной адаптации, позволяет интегрироваться в общество с наименьшими ограничениями;

• средняя — потребность в частичной помощи со стороны окружения в передвижении и самообслуживании.

Специалисты выделяют три периода течения детского церебрального паралича:

ранняя стадия — первые месяцы жизни;

ранняя резидуальная — первые годы жизни;

поздняя резидуалъная — с 2— 4 до 16 лет.

Из каждых 100 случаев церебрального паралича возникают:

во внутриутробном периоде — 30;

в момент родов - 60;

после рождения — 10.

Вредные факторы, воздействующие в перинатальном (внутриутробном) периоде:

инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности;

сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения (нарушения работы желез внутренней секреции);

токсикозы беременности (явления общего отравления организма продуктами, образующимися в самом организме);

физические травмы, ушибы плода;

несовместимость крови матери и плода по резус-фактору;

психические травмы, в том числе отрицательные эмоции;

физические факторы (перегревание, переохлаждение, действие вибрации, облучение, в том числе ультрафиолетовое в больших дозах);

некоторые лекарственные препараты;

экологическое неблагополучие и др. в обшей сложности более 400 факторов.

Наиболее распространенная причина возникновения ДЦП — внутриутробная патология с родовой травмой, действие которой обычно сочетается с асфиксией (удушьем).

Причины ДЦП в период после рождения:

нейроинфекции (менингит — воспаление оболочек головного и спинного мозга; энцефалит — воспаление головного мозга); тяжелые ушибы головы.

0

4

Двигательный дефект при ДЦП
1. Двигательный дефект при ДЦП имеет следующую структуру:

• нарушение мышечного тонуса',

• парезы и параличи;

• насильственные движения;

• атаксия - расстройство согласованности в сокращении различных групп мышц при произвольных движениях; причина нарушения равновесия и координации движений;

• значительное нарушение ощущения движения - мышечно-суставного чувства;

• недостаточное развитие статокинетических рефлексов — ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище;

• синкинезии — непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных действий (например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки; ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются).

2. Нарушение мышечного тонуса может иметь тип:

• спастичности — повышение мышечного тонуса. Мышцы напряжены. Нарастание мышечного тонуса — при попытках произвести то или иное движение. У детей с церебральным параличом ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы; руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в кулаки;

• ригидности — негибкость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц;

• гипотонии — низкий мышечный тонус; мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые;

• дистонии — меняющийся характер мышечного тонуса (непостоянство, изменчивость тонуса).

Указанные выше нарушения мышечного тонуса могут сочетаться.

3. Парез — неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы.

Паралич — потеря двигательной функции какой-либо мышцей или группой мышц вследствие поражения нервной системы. Центральный паралич — невозможность произвольных движений. Центральный парез — ограничение объема движений.

4. Насильственные движения проявляются в виде:

• гиперкинезов — чрезмерные непроизвольные насильственные движения, возникающие при некоторых заболеваниях центральной нервной системы;

• тремора — дрожание, отмечающееся в конечностях, веках.

5. Выраженность патологических тонических (относящихся к тонусу) рефлексов отражает основной механизм нарушений при ДЦП.

Патологически усиленные позотонические рефлексы нарушают последовательное развитие двигательных функций. Данные рефлексы — одна из причин формирования патологических поз, движений, контрактур (стойких ограничений нормальной подвижности в суставе вследствие его поражения) и деформаций (изменений, искажений).

0

5

Нарушение психики при ДЦП
1. Факторы, определяющие механизм нарушения развития психики при ДЦП:

• время мозгового поражения;

• степень выраженности поражения;

• локализация (определенное место данного поражения).

На фоне раннего внутриутробного поражения - грубое недоразвитие интеллекта.

Мозаичность, неравномерность психических нарушений — во второй половине беременности и в период родов. О.Г. Приходько отмечает, что аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования:

• познавательной деятельности;

• эмоционально-волевой сферы;

• личности.

2. Особенности отклонений в познавательной деятельности:

неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем;

неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности;

выраженность психоорганических проявлений.

Причины снижения запаса сведений и представлений об окружающем:

• вынужденная изоляция, ограничение коммуникативных контактов, затруднение познания окружающего мира — в связи' с проявлением двигательных расстройств;

• нарушение сенсорных функций.

Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства негативно влияет на восприятие, затрудняет интеллектуальную деятельность.

Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности (недостаточность одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих) связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития.

Несформированностъ высших корковых функций — важное звено нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, т. е. характерна парциальность их нарушений.

Отмечаются:

• недостаточность пространственных и временных представлений;

• затруднена дифференциация правой и левой стороны тела;

• оптико-пространственные нарушения;

• недостаточность развития фонематического слуха, стереогноза (ребенок не может узнавать предметы на ощупь, не ориентируется в схеме собственного тела, не может дифференцировать пространственные отношения), всех видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений), процессов сравнения и обобщения.

Выраженность психоорганических проявлений:

замедленность, истощаемость психических процессов; трудности переключения на другие виды деятельности; недостаточность концентрации внимания; замедленность восприятия; снижение объема механической памяти.

У многих детей наблюдается низкая познавательная активность:

отсутствие интереса к занятиям;

плохая сосредоточенность;

медлительность;

пониженная переключаемость психических процессов.

О.Г. Приходько выделяет два варианта задержки психического развития у детей с церебральным параличом:

временная задержка темпов психического развития — при целенаправленной своевременной коррекции компенсируется; возможно достижение нормального уровня развития; состояние стойкой, легкой интеллектуальной недостаточности — нарушения интеллекта носят обратимый характер.

Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде:

эмоциональной возбудимости;

раздражительности;

двигательной расторможенности;

или, напротив, заторможенности;

застенчивости, робости.

Наблюдается:

сочетание повышенной эмоциональной возбудимости с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста;

иногда эйфория — не оправданное реальной действительностью благодушное, повышенно-радостное настроение.

Своеобразие формирования личности:

достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью;

отмечается личностная незрелость (наивность суждений, слабая ориентированность в бытовых и практических вопросах);

у детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность к самостоятельной практической деятельности;

выраженные трудности социальной адаптации способствуют, формированию робости, застенчивости, неумению постоять за свои интересы, которые могут сочетаться с повышенной, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

0

6

Речевые нарушения при ДЦП
1. Причины речевых нарушений.

2. Взаимосвязь между речевыми и двигательными нарушениями.

3. Основные формы речевых нарушений.

1. Частота речевых нарушений при ДЦП составляет 80% Причины речевых нарушений:

• повреждение определенных структур мозга;

• более позднее формирование или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга (передние и задние отделы левого полушария);

• ограничение объема знаний и представлений об окружающем;

• недостаточность предметно-практической деятельности.

2. Отмечается взаимосвязь между речевыми и двигательными нарушениями при ДЦП:

• длительное сохранение патологических тонических рефлексов отрицательно влияет на мышечный тонус артикуляционного аппарата (выраженность тонических рефлексов повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх, часто нарушает формирование голосовой активности стороны речи);

• существует зависимость между тяжестью нарушений артикуляция моторики и тяжестью нарушений функций рук;

различные нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых нарушений.

3. Выделяются следующие основные формы речевых нарушений при ДЦП:

• дизартрия;

• задержка речевого развития;

• алалия;

• нарушения письменной речи.

0

7

Коррекционная работа при ДЦП
1. Основными целями коррекционной работы при ДЦП, по определению О. Г. Приходько, являются:

• оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической, социальной помощи;

• обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.

2. Лечебно-профилактическая работа должна быть комплексной, что означает:

согласованность действий специалистов различного профиля (невропатолог, психоневролог, врач ЛФК, логопед, дефектолог, психолог, воспитатель);

необходимость обшей позиции при обследовании, лечении, психолого-педагогической коррекции. Комплексное восстановительное лечение ДЦП включает:

• медикаментозные средства;

• различные вилы массажа;

• лечебную физкультуру;

• ортопедическую помощь;

• физиотерапевтические процедуры.

3. Основные принципы коррекционно-педагогической работы:

• комплексный характер коррекционно-педагогической работы;

• раннее начало онтогенетического последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции;

• организация работы в рамках ведущей деятельности (стимуляция основного для данного возраста вида деятельности):

• младенческий возраст (до I года) - эмоциональное общение со взрослыми;

• ранний возраст — (от 1 года до 3 лет) — предметная деятельность;

• школьный возраст — учебная деятельность;

• наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития; тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

• необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать развитие ребенка, сглаживать негативное влияние заболевания;

• родители — основные участники педагогической помощи при ДЦП;

• активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность;

• доброе, терпеливое отношение должно сочетаться с требовательностью.

4. Направления коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте:

• развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

• стимуляция сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

• развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности;

• формирование математических представлений;

• развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;

• воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

5. Задачи логопедической работы:

развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение;

нормализация тонуса мыши и моторики артикуляционного аппарата;

развитие речевого дыхания, голоса, просодики;

формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке;

выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции;

коррекция нарушений произношения.

0

8

Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в нашей стране (в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах) имеется сеть специализированных учреждены размоведомственного подчинения;

• поликлиники;

• неврологические отделения и психоневрологические больницы;

• специализированные санатории;

• ясли-сады;

• школы-интернаты;

• реабилитационные центры.

1 Дети, проживающие в маленьких городах или сельской местности, к сожалению, не имеют возможности обучаться в специализированных учреждениях.

2. В специализированных детских садах осуществляется:

• коррекционное обучение, воспитание;

• подготовка к школе детей, имеющих различные нарушения опорно-двигательного аппарата.

Цель воспитания — всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

3. Специализированные школы-интернаты:

60—70% детей с церебральным параличом обучаются в учреждениях.

Задачи специализированного образовательного процесса:

сочетание обучения и воспитания с лечебной работой;

трудовая подготовка;

профессиональная ориентация.

Содержание коррекционно-педагогической работы:

последовательное развитие познавательной деятельности;

коррекция нарушений познавательной деятельности;

коррекция высших корковых функций;

воспитание устойчивых форм поведения и деятельности Задачи подготовительного класса:

выявление состояния интеллекта;

подготовка к дальнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).

4. Как отмечает Л.И. Аксенова, надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет мне недостатков.

сокращенная общеобразовательная программа;

нерегулярность домашних уроков;

изоляция ученика от общества сверстников;

отсутствие возможности профориентации.

5. Трудовое воспитание осуществляется:

• в процессе повседневной жизни;

• на специальных занятиях по трудотерапии.

Профориентация проводится а течение всего образовательного процесса.

Цель профориентации: подготовка к будущей профессии дет с церебральным параличом в соответствии с психофизиологическими возможностями, интересами воспитанников.

Детей обучают делопроизводству, машинописи, фотоделу и другим специальностям.

Профессиональное образование, льготное поступление. В профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения.

Функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК).

Можно овладеть профессиями (при сохранном интеллекте):

• программиста;

• экономиста;

• бухгалтера;

• библиотекаря;

• переводчика и др.

7. Современная зарубежная концепция нормализации включает комплексные программы развития личности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, основанные:

• на полноценном восстановлении мышц;

• обучении и воспитании;

• социальной реабилитации.

0

9

ХМ почитала поняла у меня 3 вид ЦП, У меня как раз род травма, хотя я уже сомневаюсь, что это реально ЦП наши врачи кроме него ничего не знают... Уже 2 год мучают сильные боли в спине и стоять без костылей или при чьей-нибудь помощи очень трудно хотя иногда около 3-5 шагов удается сделать, но не больше...

0