Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ"

Объявление


ЕСЛИ У ТЕБЯ ПРОБЛЕМЫ - ПРИХОДИ, МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ПОМОЧЬ. ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ ПРОБЛЕМ - ПРИХОДИ, ПОДЕЛИСЬ С НАМИ - КАК ТЫ СМОГ ЭТОГО ДОБИТЬСЯ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" » А знаете ли Вы, что... » Немного из психологии. как "читать" детские рисунки


Немного из психологии. как "читать" детские рисунки

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

С древних времен человечество придавало цвету символическое значение. Группа ученых разработала методику «Цветные дети», с помощью которой по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, можно определить характер ребенка, его реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье, а главное – спрогнозировать, каким он вырастет.
В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках Ваш ребенок, а также какой цвет является для него самым любимым, можно выделить разные особенности его характера.

"Желтые дети"

На языке цвета желтый – цвет духовности, но в то же время и опасности. Это люди свободные, оригинальные, инакомыслящие, а потому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть. Больше всего предрасположены к творчеству. "Желтый" ребенок – мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда он вырастет, он будет отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут проявляться такие черты характера, как не практичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.

"Красные дети"

Красный цвет – цвет крови, здоровья, жизни, энергии, силы, власти. Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с «красными» детьми: живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Когда они вырастут, то высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего. Среди ярких политиков чаще всего встречаются «красно-желтые» (красный – наиболее любимый), среди умных – «желто-красные».

"Синие дети"

"Синие» дети – полная противоположность «красным». Недаром «красных» детей можно успокоить синим цветом, а «синих» детей – красным. «Синий» ребенок – спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность «красным» детям, ему приятно отдавать, а не получать. Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.

"Фиолетовые дети"

На языке цвета фиолетовый означает ночь, тайну, мистику, созерцание, внушаемость. Дети живут богатым внутренним миром и отличаются артистизмом, очень чувствительны. Их легко загипнотизировать, они возбудимы. Стремятся произвести впечатление, но при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы, более других нуждаются в поддержке и поощрении.

"Сине-зеленые дети"

На языке цвета «сине-зеленый» означает воду, лед, холод, глубину, гордость, престиж, тщеславие. Данный цвет – индикатор состояния нервной системы. У того, кому он нравится, нервы перенапряжены. Такое нервное напряжение определяется характером человека, или может быть вызвано ситуацией, когда человек боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, вызвать в свой адрес критику. Не случайно «сине-зелеными» являются все чиновники и администраторы. Поэтому очень важно уберечь «сине-зеленых» от излишней регламентации. Необходимо предоставить ребенку больше свободы, поощрять инициативу, заменять наказание на поощрение, возможно, снизить требования (например, не требовать учиться только на пятерки).

"Зеленые дети"

«Зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность ( консервативную, боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями), требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.

"Оранжевые дети"

Эти дети легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые», но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама – этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздразжает и опустошает.

"Коричневые дети"

В коричневом цвете оранжевый глушится черным, дискомфорт первого не так заметен. Приземленный, уютный и даже приятный в небольших дозах коричневый цвет у «коричневых» детей становится способом создавать свой мир, надежный и закрытый, маленький мир, который будет создавать чувство безопасности. Существует много причин «коричневого» дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях, и, наконец, умственная неполноценность.

"Черные дети"

Черный цвет, как цвет угрозы, совершенно противопоказан детям. Дети редко предпочитают его, но если ребенок предпочитает всем цветам черный - это свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее цвет, тем сильней угроза, тем драматичнее состояние ребенка.

"Серые дети"

Иную психологическую картину дает серый цвет, тоже противопоказанный детям и означающий рутину, беспросветность, отторжение, бедность. Чаще всего «серые» дети очень тихие, несмелые, замкнутые. «Серая» ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Если человек не может определить, нравится ему серый цвет или нет – это первый признак усталости.

"Пастельные цвета"

Это типичные инфантильные тона, и если их предпочитает взрослый, значит он сохранил в себе «ребенка» и связанные с этим черты характера.

Голубой цвет говорит о свободе, беззаботности, склонности к перемене обстановки. Обычно его предпочитают мальчики. Часто из таких мальчиков вырастают моряки или летчики.

Розовый цвет обычно предпочитают девочки. «Розовый ребенок» обычно нежный, слабый, робкий. Такой ребенок очень зависим от окружающих, нуждается в постоянной поддержке. Когда розовый цвет предпочитает мальчик, он как личность проявляется сильнее.

Лиловый цвет также обычно предпочитают девочки. Он говорит о таких чертах характера как слабость, нежность, чувство одиночества, беззащитность. «Лиловый» ребенок часто погружен в свой собственный мир, как правило, очень артистичен.

Теги: психология, ребенок рисует, цвет

0

2

Рисунки – это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души, о ее благополучии или неблагополучии, о ее радостях и печалях.
На что же нам необходимо обратить внимание, для того, чтобы правильно все это «прочитать»?

Традиционно считается, что в первую очередь необходимо оценить цветовую гамму рисунка. Во многих источниках мне встречались более или менее вольные интерпретации главным образом исследований Люшера о связи «цвета и характера» – то есть состояния психики и цветовых предпочтений. О значениях цветов написано чрезвычайно много и без меня, при желании в Интернете можно найти достаточное количество информации - поэтому я сделаю акцент на другом.
Безусловно, цвет – это важно. Однако важно помнить и то, что нельзя категорично заявлять нечто вроде «если рисунок сделан черным - ребенок находится в состоянии депрессии, а если красным – он чрезмерно агрессивен».

Оценивая цветовую гамму детских картинок, следует обращать внимание вот на что:
- Есть ли у ребенка достаточный выбор цветов, которые можно использовать? (известны случаи, когда ребенок рисовал «мрачный» рисунок только потому, что коробка карандашей была на всех одна, и ему как раз достался черный или серый).
- Как часто использует какой-либо цвет ваш малыш? Всегда ли он выбирает преимущественно красный, к примеру, карандаш - или же это ситуационный выбор? С какими цветами он его комбинирует?
Так, согласно исследованиям А.Л. Венгера, темно-коричневые, серые и черные цвета в качестве преобладающих, постоянно выбираемых – признаки депрессивного состояния. Слишком много красного свидетельствует об актуальном (здесь и сейчас) состоянии тревоги, эмоциональной напряженности, но если красный – постоянно предпочитаемый цвет, это может говорить о невротизации или повышенной конфликтности. Обилие красного в сочетании с темными тонами – возможная тревожная депрессия.
- Какие тона вообще преобладают в рисунке – теплые или холодные?
Избыток темно-голубых и фиолетовых цветов может говорить о сниженном настроении или просто о высокой чувствительности. Выполнение почти всех работ «в пастельных тонах» также говорит о чувствительности либо о тревожности как личностной особенности.
- Использует ли ребенок всю палитру – либо его цветовая гамма обычно бедна и ограничивается парой-тройкой цветов? Если это так, то можно говорить об астении, усталости, пассивности или даже о депрессии.
- Каким цветом кто нарисован? Постоянно ли ребенок выбирает именно этот цвет для данного члена семьи, животного? Сравните серию рисунков, выполненных ребенком в разное время. Появился ли вызывающий вопросы цвет только как тенденция последних дней, или так было всегда?

Следующий важный момент – нажим на карандаш. Это – показатель психомоторного тонуса ребенка.
Если нажим слабенький, легкий, неуверенный – это говорит о робости, пассивности, астении (истощенности психики) малыша.
Если линии постоянно стираются – это свидетельство неуверенности, эмоциональной неустойчивости, тревожности, а когда штрихи делаются как бы эскизными – сначала легонькими штришками, потом наводятся жирнее – это попытка контролировать свою тревогу, взять себя в руки.
Если контуры изображений жирные, сильно продавливают бумагу, это может быть свидетельством эмоциональной напряженности, импульсивности, - ну а если карандаш рвет лист – это признак возможной конфликтности, агрессивности, либо просто возбужденного состояния или гиперактивности.

Размер рисунков также немаловажен. В норме самый крупный объект рисунка занимает примерно 2/3 листа формата А4. Если рисунок человека или животного очень велик, занимает весь лист или даже выходит за его пределы (иногда ребенок переворачивает лист или приклеивает сбоку еще один, чтоб дорисовать то, что «не поместилось») – это может навести на мысль о тревожном или стрессовом состоянии малыша в данный момент (а еще такие рисунки характерны для импульсивных и гиперактивных деток). А вот малюсенький рисунок часто говорит о низкой самооценке или депрессии. Если же размер рисунков непостоянен – ребенок эмоционально нестабилен.

Задуматься заставит и расположение рисунка на листе. Рисунок в верхней части листа свидетельствует о высокой самооценке (либо о склонности к «витанию в облаках»), а вот мелкий размер в сочетании с расположением «внизу» может говорит об эмоциональном неблагополучии. Помните рисунок «очень одинокого петуха», который нарисовал Карлсон? Крошечное нечто в нижнем уголочке листа – и больше ничего….

Обратите внимание также на то, насколько тщательно нарисовано изображение, насколько оно детализировано. Если подробностей много – у ребенка, скорее всего, живое воображение, творческая направленность (хотя возможно он просто демонстративен). Однако всмотритесь, какого рода все эти детали – если они однотипны и количество их велико (к примеру, ребенок не поленился нарисовать 39 пуговиц на мундире солдата или 154 чешуйки на рыбе) – это может быть свидетельством тревожности, ригидности, перфекционизма.

Важен и темп работы ребенка: если малыш рисует медленно, но старательно – значит, таковы особенности его темперамента, а вот медленное и вялое, без интереса рисование – признак пассивности, истощенности нервной системы или депрессивного состояния. Высокий темп говорит о том, что перед нами активный живчик, если же при этом рисунок размашист и неаккуратен – ребенок, скорее всего, гиперактивен (либо негативно настроен и стремится поскорей «отвязаться» от вас и сделать все побыстрее и кое-как).

Подсказкой будут реплики ребенка во время работы. Если малыш делится в процессе создания сюжета своими мыслями, рассказывает о том, что рисовать любит – он настроен положительно и, скорее всего, психологически благополучен. Если малыш постоянно уточняет, что и как «правильно» надо делать – это маленький перфекционист, и/или он тревожен и не уверен в себе. Ну а если просьба нарисовать что-либо вообще воспринимается «в штыки», либо сопровождается нытьем вроде «скучно», «надоело», - это может объясняться и робостью, и усталостью, и негативизмом, и неумелостью в общении, и стремлением уйти от трудностей.

Еще раз хотелось бы предостеречь от скоропалительных выводов о состоянии ребенка на основе одного признака: только если вы видите «симптомы» тревожности или депрессии в нескольких элементах сразу, и тем более – в разных рисунках, можно делать какие-либо выводы. Однако и в этом случае надо воспринимать ситуацию в общем контексте: к примеру, если нарисованное существо тщательно заштриховано – это, конечно, может быть признаком тревожности и неуверенности - но может быть также и свидетельством того, что ребенок посещает художественную школу и его там уже научили, «как рисовать правильно», т.е. передавать штриховкой оттенок и объем.

Чрезвычайно важным в рисунке является сюжет и то общее впечатление, которое он производит. Конечно, впечатление – дело тонкое: маму, допустим, картинка чем-то расстроит, а папу – вполне устроит. Однако есть такие рисунки, которые безусловно производят тягостное впечатление на любого зрителя: изображения сцен насилия, ран, крови, асоциальных сюжетов, агрессивных, «вооруженных изо всех сил» персонажей, или же существ совершенно непропорциональных, с грубыми искажениям формы и пропорций (явно не по возрасту). Все это, по утверждениям признанных мастеров исследования детского рисунка Дж. Дилео и А.Л. Венгера, - признаки неблагополучия, однако, повторюсь, - лишь признаки, и об истинном положении вещей следует судить, только тщательно проанализировав множество факторов.

0

3

Тест «Дом-дерево-человек».

Одна из самых известных и широко применяемых на практике методик исследования нашего сознательного и бессознательного – знаменитый тест «дом-дерево-человек», предложенный Дж. Буком еще в 1948 г. Первоначально предполагалось рисовать все эти элементы по отдельности, однако позже тест был модифицирован другим исследователем - Р. Берне. Он-то и предложил совместить все три объекта в одном рисунке, и именно в таком варианте мы используем в настоящее время этот тест.

Нарисовать «триаду» можно предложить и взрослому, и малышу, как индивидуально, так и в группе – вот почему тест столь популярен в наше время повального увлечения психологией. Во множестве школ дети рисуют этот классический рисунок по просьбе школьного психолога, и даже в детских садах с некоторых пор малыши изображают домики с деревцами не просто так, а «со смыслом».

Можно дискутировать о том, насколько тестирование вообще и проективные методики в частности позволяют получить объективную информацию о личности человека, но тот факт, что внимательному взрослому, вооруженному нужной информацией, будет легче оценить степень душевного благополучия своего ребенка и вовремя обратить внимание на то, что этого внимания настоятельно требует – бесспорно.

Поэтому познакомлю вас с тестом поближе. Как и остальные рисуночные тесты, он называется проективным, поскольку представляет собой именно проекцию нашего бессознательного «на чистый лист».
Идея состоит в том, что ребенку предлагают изобразить дом, дерево и человека, а когда рисунок будет готов, его дополняют расспросами о деталях сюжета.
Полная «расшифровка» всех элементов заняла бы пару десятков страниц, и, кроме того, при желании вы всегда можете найти методику в Интернете. Поэтому ограничимся лишь тем, на что в основном следует обратить внимание.

Итак, давайте посмотрим, как малыш изобразил дом. Хорошо, если он получился симпатичным и уютным. А вот если дом некрасивый, развалившийся – вполне возможно, ребенок таким образом воспринимает свой собственный дом в широком смысле – то есть свою семью.
Если дом много крупнее всех других элементов рисунка (дерева и человека) – значение семьи в его мире чрезмерно велико. А в случае, когда дом очень маленький – семейные связи в понимании ребенка, наоборот, слабы и непрочны. Если же домик еще и нарисован в отдалении, на заднем плане – можно говорить о чувстве отверженности.
Также не слишком здорово, когда вместо дома нарисован его план (проекция сверху), или же дом рисуется с многочисленными исправлениями, стираниями, неуверенными контурами – возможно, имеет место серьезный семейный конфликт.
Обратите внимание на ступеньки. Обычно детки рисуют их перед дверью, но если вдруг они ведут в глухую стену без дверей – это может быть свидетельством конфликтной ситуации, вследствие которой ребенок «закрывается» от общения.
В норме в домике должны быть и окна, и двери. Если их нет – ребенок замкнут, избегает контактов, боится раскрыться. Огромный замок на дверях также говорит о скрытности, мнительности и недоверии к миру.
Решетки на окнах символизируют боязнь агрессии, наличие ощущения опасности либо зависимости и несвободы. Чтобы разобраться, в чем же дело, посмотрите и на стены – слишком толстые стены в сочетании с мощной крышей также говорят о потребности в защите.
Крыша – проекция сферы фантазии. Рассмотрев ее внимательно, можно понять, насколько ваш ребенок – фантазер.
Еще пару десятков лет назад на всех рисунках непременно была и труба с дымком. Ее отсутствие оценивалось психологами как нехватка тепла в семье. Однако современные городские дети все чаще рисуют то, что видят – дома без труб. Конечно, вполне можно предположить, что эмоциональный климат в современных урбанизованных семьях попрохладней, чем в некогда больших патриархальных, но может все объясняется проще: дети просто никогда не видели домика с трубой, тем более – с печью, которую топят (источник дымка).
Еще нюанс: если при обсуждении рисунка ребенок говорит, что в домике живет он один без взрослых – возможно, его чересчур опекают и он уже устал от этого.

Теперь рассмотрим рисунок дерева.
Повышенного внимания требует автор любого «проблемного» растения.
Если дерево сухое, сломанное, без листьев и корней – ребенок явно ощущает сильный психологический дискомфорт или даже депрессию.
Отсутствие корней вообще не слишком хороший знак – это может говорить о слабой привязанности к семье, малой значимости семейный связей.
Если корни висят в воздухе, без земли – ребенок, возможно, не ощущает устойчивости, «почвы под ногами» - или просто плохо ориентируется в реальной жизни.
Если очень тщательно прорисована кора – сильна боязнь агрессии и потребность в защите.
Дупло, особенно сильно наведенное – знак перенесенной в прошлом травматичной, сложной ситуации. Если в дупле сидит белка или птица – это свидетельство потребности в защите и спокойствии.
Ветки – символы общительности ребенка. Если они расходятся в стороны, образуя раскидистую крону - ребенок контактен, открыт, а вот если, напротив, прижаты и нарисованы одной - двумя линиями – с общением могут быть проблемы. Если ветви скрыты листьями – автор рисунка также скрытен.
Проблемно, когда отсутствует крона (листья) – ребенок не видит будущего, не представляет себе перспектив своей жизни. Если ветви обрублены и обломаны – это свидетельство психотравмы или депрессии, а если ветки заканчиваются остриями – это проявление агрессивности. Острая вершина (к примеру, у елочки) говорит о том, что такая агрессивность – защитная, это оборона от опасности - настоящей или мнимой.
Если кусты тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.
Ну а описание рисунка человека уже было подробно рассмотрено в предыдущей статье.

Лучше обратим внимание на общий вид рисунка.
Посмотрим, какая изображена погода – она отражает переживания ребенка в целом. Скорее всего, чем хуже погода нарисована, тем более вероятно, что он воспринимает окружение как враждебное, давящее; и наоборот, чем лучше погода – тем спокойней у ребенка на душе.

Уделим внимание и композиции. Если рисунок ютится на краю листа – скорее всего, ребенок чувствует себя неуверенно.
Считается, что правая сторона картинки символизирует будущее, а левая – прошлое. То есть размещение рисунка преимущественно в левой половине листа – это акцентирование на событиях прошлого, а в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний и желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии, либо страх перед будущим.
Ну а сильное смещение к правому краю листа – наоборот, желание "убежать" в будущее и избавиться от прошлого.

Кроме того, стоит также внимательно понаблюдать, в какой последовательности ребенок рисует предложенные элементы. Считается, что если первым нарисован человек, то основное для ребенка сейчас - осознание себя и своего места в мире; если сначала изображается дерево, то на первом месте – жизненная энергия. Ну а если малыш первым делом нарисовал дом, главное для него в настоящее время – безопасность.

И, конечно, важно не только то, что рисует ребенок, но и как он это делает, и что при этом говорит.
Если он все время беспокоится, что рисует плохо, «неправильно» - видимо, он недостаточно уверен в себе.
Если по ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность – нервная система ребенка склонна к быстрому истощению.
Ну а если тестирование вызывает явное сопротивление и отказ – он не желает раскрыть себя или пытается скрыть проблемы.

В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что по паре тревожных признаков нельзя судить об общей картине, и если вам что-либо не понравилось, насторожило в рисунках сына или дочки, лучше обратитесь за консультацией к хорошему детскому психологу: «домашний» анализ рисунков ребенка необходим лишь для того, чтобы вовремя заметить проблему.

0

4

Тест «Несуществующее животное».
Конечно, изображения людей – самые «популярные» сюжеты детских рисунков, это мы уже выяснили в предыдущих статьях на данную тему.
А вот на втором месте – безусловно, зверюшки! Домашние любимцы, или животные, поразившие воображение ребенка в зоопарке, или же сказочные персонажи – словом, зверики разные, зеленые-красные – практически ни один детский рисунок не обходится без них.

Конечно же, исследователи детской психики не могли обойти своим вниманием этот феномен, поэтому уже давно создан знаменитый тест «Несуществующее Животное», с которым я и хочу вас познакомить. Автор этой замечательной методики, ставшей популярной как у нас в стране, так и во всем мире - отечественный психолог М.З. Друкаревич.

Итак, как же это делается?
Ребенку дают простой карандаш и чистый лист белой бумаги и разрешают располагать рисунок, как ему удобно – по горизонтали или по вертикали.
Карандаш должен быть не слишком твердым (чтобы не царапал бумагу и легко писал), но и не слишком мягким (чтобы изображение не размазывалось от прикосновения ладошек). Стирать можно, но специально наводить малыша на эту мысль не надо: захочет – воспользуется резинкой (ее надо также положить).

Хочу подчеркнуть, что не стоит самостоятельно «тестировать» своего ребенка. Лучше прибегнуть к услугам специалиста или же в крайнем случае попросить «выдать задание» человеку не слишком к ребенку близкому – это обезопасит рисунок от возможных искажений, связанных с излишне эмоциональным отношением юного художника к попросившего «порисовать» родителю. Особенно излишне сообщать ребенку, что происходящее – это тест.

Малышу сообщают: «Давай посмотрим, как ты умеешь фантазировать. Придумай и нарисуй такое животное, которого на самом деле нет и никогда не было – ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх».
Если малыш скажет «я не умею такое рисовать», - надо объяснить, что для этого задания вовсе и не надо ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать «То, чего на самом деле нет», то совершенно все равно, каким оно получится. Если он слишком долго думает, то просто посоветуйте ему начать «как в голову взбредет, куда руку поведет» - а дальше придумывать по ходу дела.

Когда ребенок закончит свое произведение, попросите дать животному название.
Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается и в его имени (котик, мышонок). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок животного, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если снова изображается реальное животное, то – не мучьте дитя и оставьте его в покое. Но если облик животного вполне тривиален (изображен типичный слон), но названо оно необычно («инопланетный слонотоп»), то задание считается выполненным.

Выяснив название животного, попросите рассказать о нем - о его характере, привычках, образе жизни. Как и где оно живет, чем питается, какого размера, что обычно делает, чем любит и чем не любит заниматься больше всего, одно оно живет или с кем-то, есть ли у него друзья, враги – и почему; чего оно боится, о чем оно мечтает, какие у него есть заветные желания?
В случае непонятности рисунка лучше уточните, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.
Не акцентируйте внимание малыша на том, что это – тест, пусть он просто спокойно творит. Не захочет сегодня – пусть нарисует когда ему будет угодно: куда торопиться? Но желательно всю серию выполнить, не слишком растягивая во времени.

Когда произведения будут готовы, постараемся напрячь внимание.
На что же его направить - и что мы можем из них «извлечь» из этих рисунков?

Итак, для начала определим, тип животного.
Если оно действительно оригинальное – это свидетельство высокой креативности ребенка.
Если словно составлено из разных частей существующих животных – ребенок вполне рационалистичен.
Если существо из тех, что было уже придумано или существовало давно (дракон, динозавр) – у ребенка бедное воображение (хотя возможно, ему было просто лень…а о том, почему лень – тоже не грех задуматься).
Ну а если в ответ на все ваши попытки разбудить воображение ребенок старше 7 лет упорно рисовал только реальных животных, было бы неплохо проконсультироваться с психологом.

Обратим внимание и на части тела существа.
Голова – простите за тавтологию, всему голова. Если ее вообще нет – это весьма настораживающий признак.
Но и пословица «одна голова – хорошо, а две – лучше», в данном случае неактуальна. Две головы (а то и больше) говорят о наличии внутреннего конфликта и противоречивости натуры.

Избыток органов чувств (щупов, глаз, ушей) говорит о тревожности ребенка.
Глаза вообще очень информативная деталь. Отсутствие глаз или нетипичное их изображение - в виде точек, в виде пустого кружка (без зрачка), полностью зачерненные - это маркеры неблагополучия душевного состояния, признаки нервного истощения, импульсивности, негативизма или страхов.
Слишком большие уши говорят о настороженности, нервозности, подозрительности автора рисунка.

Ноги – индикатор «устойчивости» ребенка. Если их слишком много или они очень велики – малыш нуждается в дополнительной опоре. А если вообще отсутствуют или «хлипкие» - ребенок, возможно, пассивен и имеет слабую бытовую ориентацию.

Передние лапы или «руки» - символ успешности или неуспешности в социальных контактах. Слишком много рук говорит о недостатке у ребенка общения, если же их нет вообще – он, как и его животное, вероятно, уклоняется от контактов с себе подобными.

Украшения типа узоров на шкуре или павлиньего хвоста – свидетельство демонстративности характера, а вот крылья – атрибут романтиков, фантазеров и выдумщиков.

Толстый и длинный хвост, равно как и очень волосатое тело животного, и уж тем более явно прорисованные половые органы, говорит о проснувшемся внимании к сексуальной сфере жизни.

Признаками агрессивности являются острые рога или наросты, наличие оружия, когтей, клыков, причем зубастая пасть свидетельствует о готовности к агрессии вербальной.
Об оборонительной агрессии говорят иголки и шипы. А вот чешуя или панцирь – это боязнь нападения и потребность в защите.

Внимание: раны, шрамы, увечья, видимые внутренние органы, кровеносные сосуды (в том числе в глазах) – признаки психологического неблагополучия и сигнал о необходимости обратиться за консультацией к специалисту.

А теперь обратим внимание на образ жизни животного.
Если он логично увязывается с его образом (животное крылато и ребенок сообщает, что живет оно на скалах и парит в облаках) – радуйтесь, у чада все в порядке с логическим мышлением. А вот о проблемах в сфере логики свидетельствуют явные «нестыковки»: например, животное имеет плавники и чешую, но живет на суше, или же оно покрыто шипами и колючками «для защиты от врагов», но живет на необитаемом астероиде и врагов у него вообще нет.
Если оно проживает в одиночестве, в пещере, на скале, на другой планете – вероятно, так же одиноко чувствует себя и автор рисунка. Если ребенок при этом упоминает, что «до жилища нелегко добраться» - он тревожен и стремится к защите.
Экзотические места обитания выбирают для своих животных дети демонстративные, стремящиеся к похвале – чтоб их эрудицию заметили и отметили.
А места откровенно неприятные («посреди склизкой болотной жижи») – дети, имеющие проблемы в общении или в состоянии невроза.
Фантазеров выдает очень подробное и богато снабженное деталями описание жизни придуманного существа.

Теперь проанализируем, что животное ест. Порадуемся за него и за ребенка, если это явные вкусности и полезности, а вот если это вещи откровенно несъедобные (к примеру, камни, дома, горы) – это говорит о коммуникационных проблемах и импульсивности.
Еще тревожнее, если дитя сообщает, что животное ест эмоционально неприятную пищу (кал, грязь) и тем более - людей, особенно если даётся подробное описание поедания жертв – это уже требует консультации с психологом.
Бывает и так, что «животное не питается ничем» или «ест воздух» - это признак излишней погруженности в себя.

Заслуживает внимания и любимое занятие изображенного существа.
Все хорошо, если оно играет, гуляет и вообще живет в свое удовольствие.
Если постоянно ищет пищу – ребенок ощущает нестабильность и трудность жизни, если зверь много спит – ребенок чувствует себя усталым.
Если животное совершает «асоциальные» действия – все крушит и ломает – это признак психологического неблагополучия и агрессивности.

Важно, что сообщает малыш о друзьях и врагах нарисованного зверя.
Если их нет – ребенок может чувствовать себя одиноким, а если буквально «все вокруг» (без конкретики) - ему не хватает общения. Если в друзьях у существа злые животные и отрицательные сказочные герои – это сигнал о наличии агрессивности и асоциальности (неприятия общественных норм).
Что касается врагов, то и «все вокруг» и «совсем никого» - оба варианта эти говорят об одном и том же – явной или скрытой боязни агрессии. Если врагов просто много, и ребенок долго их перечисляет, причем мелькают знакомые имена – у него могут быть проблемы в сфере общения.
Тревожно также, если ребенок сообщает, что животное много чего боится. Прислушайтесь, чего именно – обычно это прямая проекция его собственных страхов и опасений.

Интересны и желания животного. Если оно хочет дружить со всеми – ребенок тянется к общению, а если вроде бы о том же, но другими словами - «не иметь врагов» или «чтобы его не боялись» - боится негативного отношения и подозрителен.
Если животное хочет «стать таким как все» - ребенка беспокоит его явное или кажущееся ему отличие от окружающих.
Если зверушка хочет стать большой – маленький художник чувствует себя малозначимым или ощущает потребность в защите.

Напоследок, как и в предыдущих рассказах о психологических тестах, подчеркну: найдя один-два «тревожных» признака в художествах своего малыша, не спешите бить тревогу, записывать его в «проблемные» и тем более допрашивать его с пристрастием - все ли с ним в порядке. Выводы о таких тонких делах, как состояние человеческой психики, можно делать лишь на основе тщательного комплексного исследования – поэтому если что-то вызвало настороженность, лучше обратитесь за консультацией к хорошему детскому психологу. А вот чтобы мы такие сигналы «не пропускали», и даются ориентиры в этом цикле статей.

0

5

Тест «Злое, Счастливое и Несчастное животное».

В предыдущей статье, посвященной диагностике психологического состояния ребенка с помощью выполненного им рисунка Несуществующего Животного, мы познакомились с методикой отечественного психолога М.З. Друкаревич.
Взяв за основу эту богатую идею, другой исследователь, А.Л.Венгер, разработал дополнительные задания - «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».
Эти тесты позволяют выявить скрытые агрессивные или депрессивные тенденции, типичную для ребенка реакцию на угрозу (тест «Злое животное»), его ценности и стремления («Счастливое животное»), характер имеющихся опасений, сознаваемые и неосознанные представления малыша о его наиболее острых проблемах («Несчастное животное»). Задания «Злое животное» и «Несчастное животное» хорошо выявляют степень устойчивости ребенка к стрессам и прояснит ситуацию текущего эмоционального благополучия..

Почему это работает? Да потому, что рисунок животного – штука чрезвычайно богатая информацией. Если, рисуя человека, малыш и может что-то приукрасить или «не показать», то изображения животных, тем более – не существующих, являющихся полностью продуктом воображения маленького художника и раскрывают его внутренний мир во всей полноте.
Конечно, с малышом-трехлеткой этот способ использовать рановато, поскольку в этом возрасте и колобок, и человек, и котик выглядят на рисунках примерно одинаково – а тем более сложно выделить нюансы «настроений». Но вот уже со старшими дошкольниками и младшими школьниками (то есть с 6-7 лет) поиграть в «рисование зверушек» - милое дело.

Как правильно организовать тест, говорилось в предыдущей статье.
Если ребенок не устал после рисования своего Несуществующего животного, дайте ему еще листочек и попросите изобразить теперь уже другое существо - «Злое животное». Все происходит аналогично первому сюжету. Потом так же выполняются задания о «Счастливом» и «Несчастном животном».
Так же, как и в прошлый раз, попросите назвать животное и рассказать о нем - о его характере, привычках, друзьях и врагах, мечтах, образе жизни.

Как интерпретировать полученные картинки – мы уже говорили.
А теперь сравните Злое животное и обычное. Если злое животное лишено признаков агрессивности, описанных ранее – это говорит об их отсутствии и у ребенка (ну или о стремлении их скрыть).
Если таких знаков, напротив, очень много – склонность и готовность к агрессии высока. Смотрите, как она локализована: когтистые лапы – агрессия физическая, огромные клыки – вербальная.
Оцените, боится ли сам ребенок своего Злого животного: четкая уверенная линия рисунка говорит о высокой стрессоустойчивости, а «распадающаяся» форма – о низкой.

Сравнение Счастливого животного с обычным скажет, насколько благополучным ощущает себя ребенок и чего ему не хватает.
Если подчеркивается, что Счастливчик всегда обеспечен едой и всякими материальными благами – ребенок ощущает ненадежность своего материального положения.
Если говорится, что «оно защищено от любых врагов» - ребенок настороженно относится к окружающим и возможно, не ждет от них добра.
А если животное «дружит со всеми», «его все любят» - для него очень ценны эмоциональные связи (а возможно, он даже испытывает недостаток в общении, любви). Если животное «красивое и умное» - эти качества ценны для художника.
О высокой ценности свободы и стремлении к самостоятельности говорит способность животного «летать, куда захочется» или «жить повсюду».
Если Счастливчик «живет вечно» - это может свидетельствовать о страхе смерти.

Ну а сравнение Несчастного животного с обычным расскажет, о чем ребенок тревожится и печалится.
Если оно нарисовано очень маленьким или рисунок содержит признаки тревожности – многократные исправления, нечеткий контур, обильную заштриховку – ребенок склонен к депрессивной реакции на неблагоприятные обстоятельства.
Если Несчастненький зверь страдает от того, что «его никто не любит» - ребенку, возможно, не хватает тепла и приятия.
Если он «совсем один, без друзей» - не хватает общения.
Если «болеет и умирает» - ребенок, возможно, чувствует себя слабым или боится смерти. Если Несчастному «тяжело живется» - нет еды, воды, дома и так далее – может быть, ребенок ощущает материальное неблагополучие.

Если же ребенок не может объяснить, почему именно животное можно считать счастливым или несчастным, это говорит о его не слишком хорошем понимании себя самого.

Думаю, на основании всего, что вы уже прочли о рисуночных тестах, вам станет легче «читать» произведения своего ребенка, а самое главное – надеюсь, вы станете обращать больше внимания на его внутренний мир.

0

6

Вариации на тему «Рисунок семьи».

Что рисуют наши дети? Конечно, самое главное: самих себя, ситуации, происходящие вокруг, ну и конечно – своих родных.
Семья – маленький космос любого ребенка, и все ее члены – звезды и планеты: очень важные и нужные - и все друг с дружкой связанные.

Конечно, многие не раз слышали о том, что рисунки семьи – открытые книги, в которых внимательному взгляду легко прочесть целую сагу. Как ориентироваться в этих «книгах», тоже написано довольно много, поэтому расскажу лишь о нестандартных способах.

Все мы привыкли, что рисунок семьи – это что-то вроде «я-мама-папа-брат-стоят-рядом-и-держатся-за-руки». Однако психологи читают, что есть куда более информативный способ организации «семейного портрета» - так называемый ДИНАМИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ.

Этот способ «работает» лет с 5-6, когда ребенок рисует уже вполне осмысленно и начинает овладевать искусством передачи эмоций и действий.
В отличие от традиционного рисунка, здесь предлагается нарисовать семью так, чтобы каждый ее член что-то делал, был чем-то занят.

Такая постановка вопроса дает возможность получить намного более полную информацию о восприятии ребенком своей семьи в целом и родных в частности, о том, как он понимает и видит распределение семейных ролей.

Особенно хороши бывают рисунки подростков - они подают ситуацию с юмором (порой довольно жестоким), однако и польза несомненна: умение взглянуть на ситуацию «со стороны» снимает напряженность и помогает увидеть возможные пути разрешения проблем.
Так, очень показательно, если папа нарисован сидящим «спиной ко всем-лицом к компьютеру», мама – готовящей бесконечный борщ, дядя – с бутылкой пива, а младшие братья - сцепившимися в кусающийся и дерущийся клубок. Как видите, динамический рисунок дает возможность сразу выявить «проблемные зоны» отношений.

На что же следует обращать внимание в «семейных» картинах?

Конечно, в первую очередь – на состав семьи.
Все ли родственники присутствуют на изображении? Если не все – кого не хватает? (Задумайтесь, почему – он мало значим для ребенка, они редко видятся, часто или серьезно конфликтуют? В любом случае, этот вопрос требует повышенного внимания).
А может быть, на рисунке присутствует кто-то, кого вы лично не воспринимаете как члена семьи, а вот ребенок вашего мнения не разделяет? (Такое случается с бабушками и дедушками, живущими отдельно, или со сводными и двоюродными братьями и сестрами. Так или иначе – обратите внимание, что ребенок тянется к этому человеку, ему не хватает общения с ним).
Если нарисованы члены семьи, не существующие в реальности (к примеру, единственный ребенок в семье рисует рядышком еще двоих братьев) – это повод задуматься, не воспринимает ли он свою семью как ущербную, в чем-то неполную?
Очень важно, есть ли на картине сам автор рисунка (отсутствие, увы, верный признак отверженности малыша).
Домашние животные на рисунке – знак хорошего к ним отношения. Ну а если в реальности их нет – ребенку не хватает общения и эмоционального тепла.

Далее, рассмотрите кто и как на рисунке расположен.
Как вы понимаете, расположение «выше – ниже» – прямая проекция отношений доминирования и подчинения. То же касается размеров: кто крупнее всех, тот для ребенка и «главнее».
Если самым большим ребенок изображает папу, маму или даже бабушку – он признает именно за этим членом семьи главенствующую роль, если же рисует самым большим себя, любимого – это претензия на амплуа «пуп семьи».
Если размеры братьев и сестер существенно разнятся – это говорит о высокой конкурентности отношений: кто нарисован более крупным – тот в представлении ребенка «круче».
Если малыш рисует себя очень маленьким в сравнении с остальными членами семьи (даже меньше домашнего кота) – увы, так он и воспринимает свою значимость….

Теперь о взаимодействии.
Здорово, когда все изображены за семейным столом или занятыми общим делом, с лицами, обращенными друг к другу – это признак дружных и крепких отношений.
Обратная ситуация – когда каждый занят своим и друг с другом вообще не взаимодействует, тем более – если все нарисованы далеко друг от дружки. Это заставляет задуматься, все ли в семье благополучно, и не слишком ли ее члены друг от друга отдалились.
Если родственники расположены подчеркнуто раздельными группами – это недвусмысленное указание на то, что семья неоднородна. Особенно часто это бывает как сюжет «мама и ребенок – папа» или «дети - родители». Плохо, если диспозиция выглядит как «ребенок – все остальные»: малышу явно неуютно, он ощущает себя изолированным и одиноким.
А если все родственники, напротив, слишком тесно «сплетены» между собой – задумайтесь, достаточная ли степень свободы друг от друга у членов вашей семьи.
Бывает, что нарисовано не так уж много людей, зато обилие вещей. Такое случается, когда материальные ценности – главные в семье, и ребенком ощущается недостаточность эмоционального общения.
Отделение кого-либо линией или очень небрежное либо многократно исправленное изображение – признак серьезного нарушения внутрисемейных отношений или конфликта с этим человеком.
Если на рисунке вообще множество исправлений, ребенок часто стирал и наводил линии – скорее всего, в семье достаточно напряженная атмосфера, что сообщает ребенку неуверенность и нервозность.

И совсем нехорошо, если сюжет картинки явно неблагополучен: кто-то с кем-то дерется, или изображен с раскрытым в крике ртом, большими кулаками или даже с острыми зубами. Такой сюжет не нуждается в комментариях – только в «работе над ошибками»: увы, таким видит своих родных ребенок.

Однако сама постановка задачи «динамического рисунка» слишком уж явно предполагает диагностику, и чуткие детишки быстро это улавливают: не зря же взрослым понадобилось рисовать не как бог на душу положит, а непременно «с условием».

Чтобы избежать искажений, существует маленькая хитрость: методика «СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ».
Этот тест проводят точно так же, как и «рисунок семьи» - дают лист бумаги, простой карандаш, и просят изобразить сюжет: семью, состоящую из животных - так, чтобы все члены семьи были животными разными.
Если ребенок говорит, что не умеет рисовать животных, скажите, что это совсем не страшно: если даже по рисунку будет не очень понятно, кто где нарисован, - пусть он сам расскажет.

Когда работа готова, лучше уточнить, кто из животных какую роль играет, причем лучше тактично употреблять словосочетание «член семьи», а не спрашивать в лоб, «кто папа, кто мама, а кто сводная сестра».
Тема вроде бы нейтральна, связь с реальной «семьей» тоже как будто не просматривается, поэтому выплеск подсознания происходит куда более мощный и искренний – только успевайте смотреть внимательно и анализировать.

Самые крупные звери (слоны, жирафы или киты) – те, кто обладает реальной силой. Если же это агрессивные хищники (лев, тигр, крокодил) – делайте выводы сами.

Те, кто изображен в виде мелких зверушек (мышек, птичек или даже насекомых), в представлении ребенка явно не самые значимые фигуры в семье. Если же ребенок такой вот «козявочкой» изобразил себя самого – его либо чрезмерно опекают (и он чувствует себя слишком маленьким) либо вообще в упор не видят (чувствует себя просто ничтожным).

Очень «крупные» родители, если при этом их детишки изображены мелкими зверьками, явно грешат гиперопекой.

Животные с колючками (ежики, дикобразы) – семейные упрямцы. Обладатели панцирей (черепахи) нуждаются в защите.

«Холоднокровные» существа (червяки, змеи, ящерицы, лягушки и рыбы) – не слишком эмоциональные и «теплые» члены семьи.

Ядовитые существа вроде скорпионов и ядовитых змей – явно нелюбимые родственники (либо отношение к ним ребенка весьма амбивалентно).

Итак, материала для размышлений достаточно. Думайте, анализируйте и будьте внимательными и чуткими к своим детям. Они – зеркала, в которых отражаемся мы, а детские рисунки – зеркала, отражающие их отношение к нам...

0

7

Тест «Нарисуй человека».

Итак, в предыдущих статьях мы уже нашли достаточно свидетельств того, что детские рисунки – неоценимый источник информации.
Выяснили также и то, на то в первую очередь следует обратить внимание, когда малыш рисует спонтанно, по своей инициативе.

Однако существуют и специализированные рисуночные тесты.

Сейчас, увы, уже невозможно назвать исследователя, который первым предложил использовать рисунки для анализа психики человека, однако первыми попытками создать систематизированные методики можно считать работы Ф. Гуденаф, создавшей первый стандартизированный тест - «Нарисуй человека».
Этот метод прост и естественен. В самом деле, люди вокруг и собственная личность настолько значимы для малыша, что рисовать человека – одно из наиболее органичных для него занятий.

Тест «рисунок человека» позволяет определить уровень развития интеллекта ребенка, а также выявить немаловажные характеристики его психики: эмоциональное состояние, наличие тревожности и страхов, уровень самооценки и психологического благополучия, социальную направленность личности, уровень агрессивности, умения общаться, степень эмоциональной устойчивости.

Подробно условия выполнения этого теста будут описаны в следующей статье, а пока определимся, на что же нам нужно будет обратить внимание, чтобы выяснить все то, что нас интересует?

Детальный анализ был проведен в исследовании А.Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты», а также Джоном Дилео в работе «Детский рисунок». Обобщив опыт этих ученых и их последователей, можно сказать, что прежде всего надо прислушаться к своему общему впечатлению от рисунка и оценить выражение лица изображенного человека. Лицо – прямая проекция эмоционального настроя ребенка: радостное свидетельствует о благополучии, грустное говорит о печальном настроении, растерянное – о неуверенности и тревоге, отстраненное – о погруженности в себя, злое – об агрессии, неприятное, отталкивающее – о негативизме, асоциальности.

Важна также поза изображенного человека. Подростки в стадии острого кризиса рисуют людей со спины или в профиль; лежащие персонажи характерны для пассивного ребенка или при истощении неровной системы, а бегущие или занятые каким-либо делом – напротив, для ребят с высокой активностью и творческой направленностью.

Если нарисован некий определенный персонаж – это зачастую говорит о демонстративности.
Изображение высокопоставленной особы – президента, монарха - говорит о высоком уровне притязаний, а акцентирование на финансовой стороне (нарисован богач или, наоборот, явный бедняк) – о неудовлетворенности своим материальным положением или о неуверенности в нем.
Военный или просто хорошо вооруженный персонаж говорит о тенденции к агрессивности.
Клоунов рисуют дети с заниженной самооценкой и негативной самопрезентацией. Асоциальных типов (злых сказочных героев, криминальных элементов, алкоголиков, наркоманов) рисуют дети с асоциальной (пассивный вариант) или антисоциальной (активный вариант) направленностью поведения, со склонностью к негативизму.
Роботы и инопланетяне чаще всего появляются в рисунках детей, погруженных в себя или одиноких.

Далее следует обратить внимание на то, как нарисованы отдельные части тела.
Голова должна быть обязательно, ее отсутствие или сильная деформация размеров и пропорций – тревожный признак.
Лет с 7 по размеру головы можно определить ценность интеллекта для ребенка: слишком маленькая голова говорит о том, что она невысока, очень большой же размер говорит о высокой значимости интеллекта для ребенка.
Не слишком хорошим знаком является также отсутствие глаз или нетипичное их изображение - в виде точек, в виде пустого кружка (без зрачка), полностью зачерненные или (после 7 лет) с явной асимметрией, когда нарисован лишь один глаз либо имеет место разительная разница пропорций – все это признаки нервного истощения, импульсивности, негативизма либо страхов.
Слишком тщательно прорисованная голова с детализированной прической, ресницами и множеством дополнительных деталей говорит о демонстративности ребенка.

Рот – тоже элемент показательный. Оскаленная зубастая пасть – признак вербальной агрессии (ребенок склонен поругаться); рот перекошенный – свидетельство негативизма или проблем развития; подчеркнутые, полные губы (особенно в рисунках подростков) – свидетельство внимания к сексуальной сфере; отсутствующий рот – также признак негативизма, отказа от общения или истощенности нервной системы.

Подчеркнуто большие органы чувств - уши или глаза – признак тревожности, а слишком большой нос порой свидетельствует также и о недовольстве собственным внешним обликом. Если же фигурка без ушей – ребенок старается «не слышать» окружающий мир.

Очертания тела тоже говорят о том, как ощущает себя автор рисунка. Если изображена худощавая, долговязая фигура на рисунке ребенка старше 7 лет – это может быть признаком астении, погруженности в себя (интроверсии), а у девочек-подростков – признаком анорексии.
Слишком толстый человек на рисунке говорит о недовольстве ребенка своей внешностью.
Иногда ребенок как бы лишь намечает очертания, рисует неуверенными, неопределенными штрихами – это признак тревожности.
Угловатая, неприятная фигура свидетельствует о проблемах в общении, а нарочито уродливая, с грубо искаженной формой и пропорциями – признак асоциальности, негативизма или психических проблем.

Руки – «индикатор» сферы общения. Это показатель экстраверсии, контактности (в случае открытой, «обнимающей» позы с разведенными в стороны руками) или, напротив, интроверсии, погруженности в свой внутренний мир (если они прижаты к телу или спрятаны за спиной).
Отсутствующие или слишком маленькие руки – свидетельство проблем в общении, ухода от него.
Если руки, напротив, слишком велики – коммуникационные «аппетиты» ребенка не вполне удовлетворены.
Ну а большие кулаки с острыми ногтями-когтями также говорят сами за себя – это агрессия, притом агрессия физическая: автор рисунка – не дурак подраться.

Ноги свидетельствуют о «прочности положения» ребенка в мире, о степени его бытовой ориентации – чем они меньше, тем неуверенней себя чувствует малыш. Слишком длинные и худые ноги – признак истощенности и слабости, слишком большие ступни – свидетельство потребности в надежной опоре.

Признаки пола также важны. Интерес к сексуальной сфере и его отражение характерно для подросткового возраста, лет с 12 – это норма. Если они отсутствуют у подростка – это говорит об его отставании в психосексуальном развитии, но если появляются в рисунках слишком рано – лет с 5-6 – и сюжеты более чем «опережают возраст», это свидетельство негативизма, асоциальности и антисоциальности – неприятия или вызова обществу.
Если подросток рисует фигуру неопределенного пола – он, возможно, еще не определился с собственной половой идентификацией.
А если мальчик рисует подчеркнуто маскулинную фигуру – очевидна значимость для него мужественности и культа силы. Это типично для подростка, но говорит о повышенном уровне агрессии у маленького ребенка – или о его сомнении в своих возможностях соответствовать мужской роли в случае не слишком благополучного «прохождения» так называемой эдиповой фазы – возраста конкуренции с отцом (5-6 лет).

И последнее, на что стоит обратить внимание – детали рисунка. Так, оружие в любой модификации, включая палку в руке – признак агрессивности;
сигареты, бутылки, шприцы, татуировки – свидетельство асоциальности;
игрушки, воздушные шарики на рисунке подростка говорят об инфантильности;
украшения и повышенное внимание, уделенное в рисунке одежде, прическе и прочим «фантикам» скажут о демонстративности рисовавшего;
ну а раны, шрамы, уродства – показатели невротического состояния, невроза и вообще любого неблагополучия психической сферы.

Итак, как видим, данная методика позволяет сделать выводы о психическом состоянии на основании анализа рисунка, выполненного малышом. Однако при помощи анализа рисунка человека возможно также и определение уровня интеллектуального развития ребенка.
Основная идея состоит в том, что уже в возрасте 3,5-4 лет ребенок рисует фигуру, которую психологи называют головоногом: это круг, который одновременно и голова, и туловище, с глазками и ротиком, а также с ручками и ножками-палочками.
Однако с возрастом рисунок человека постепенно прогрессирует: после «головонога» следует стадия схематического рисунка (когда он имеет в основном все необходимые «детали», однако словно «склеенные» между собой, представляющие «набор» частей тела. Помните, как в песенке: «ручки, ножки, огуречик – получился человечек!»).
Эта стадия после 7-8 лет постепенно сменяется промежуточной схематично-пластической, и наконец к подростковому возрасту ребенок «дорастает» до уровня пластического рисунка, когда руки-ноги-тело-голова переходят друг в друга плавно, и рисуются не схематично линией, а начинают все больше напоминать оригинал - соблюдением пропорций, объема и так далее.

Все эти стадии довольно четко и последовательно сменяют друг друга и находятся в прямой зависимости от возраста, что позволяет на основании анализа рисунка человека оценивать уровень умственного развития ребенка: при нарушениях и задержках развития психики и интеллекта наблюдается отставание и в уровне развития изобразительной функции.

Ребенку дают чистый лист бумаги и разрешают располагать рисунок, как ему удобно – горизонтально или вертикально. Рисунок выполняется простым карандашом, желательно не слишком твердым (чтобы не царапал и не рвал бумагу и легко писал), но и не слишком мягким (чтобы «не разводить грязь»). Резинку кладут, но специально внимания на ней не акцентируют (а лучше взять карандаш с резинкой): если ребенок почувствует потребность вносить в свое произведение коррективы – он это сделает, но специально наводить его на эту мысль не надо.
Инструктируют малыша таким образом: «Нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так, как умеешь». Если ребенок задает уточняющие вопросы на тему «а как надо», просто скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Но если он пытается вместо человека нарисовать что-то другое, скажите еще раз: «Давай нарисуем так, как тебя попросили сначала».
Во время работы отмечают, в какой последовательности ребенок рисовал отдельные части тела, какие при этом задавал вопросы или как он комментировал происходящее, сколько времени ушло на рисование, были ли исправления и где.
Каждая деталь рисунка оценивается в баллах, и по сумме баллов можно судить о том, адекватно ли развитие возрасту. Так, наличие на рисунке головы, туловища, глаз, носа, рта, рук и ног оценивается в 2 балла каждый (причем 2 руки или ноги – это 2 балла, а не 4), наличие ушей, волос (головного убора), бровей, шеи, одежды, пальцев рук, ступней (или обуви) оценивается еще баллом за каждый нарисованный элемент. Правильное количество пальцев рук – плюс дополнительный балл. Пластический способ изображения добавляет целых 8 баллов, промежуточный (комбинация пластического и схематического способа) дает 4 балла, схематический с руками и ногами, изображенными двойной линией - всего 2. Если изображение примитивно-схематическое или «головоножное», баллы не добавляются.

Таким образом, минимально рисунок может набрать 0 баллов, максимально – 30.
В возрасте от 3 с половиной до 4 лет норма составляет от 4 до 13 баллов,
в возрасте от 4 до 5 лет – 8-17 баллов;
от 5 до 6 лет – 14-22 балла;
от 6 до 7 лет – 18-25 баллов;
от 7 до 8 лет – 20-26 баллов;
от 8 до 9 лет – 22-27 балла;
от 9 до 10 лет – 23-28 баллов;
от 10 до 11 лет – 24-30 баллов;
от 11 до 13 лет – 25-30 баллов;
от 13 лет и старше – 26-30 баллов.

Чем выше балл – тем выше уровень развития ребенка.
Существенное отставание от возрастной нормы выполнения теста может навести на мысль об отставании и в интеллектуальном развитии.
Если же развитие изобразительной функции опережает возраст – можно порадоваться за малыша (но лучше перепроверить результаты у профессионального психолога, если это вопрос почему-либо для вас принципиален – потому как родительский глаз зачастую необъективен).

Обращаю ваше внимание на чрезвычайно важную деталь: результаты искажаются тем сильнее, чем сильнее эмоциональная связь между «экспериментатором» и ребенком. Не просите и тем более - не заставляйте своих детей рисовать вам «тесты»: получится ерунда. Лучше возьмите для анализа рисунок, который ребенок выполнял без ваших инструкций, либо, если очень хочется, попросите своих не слишком близких ребенку друзей помочь вам. Однако куда лучше с тестированием, а тем более с интерпретацией справится специалист – ведь выводы, конечно же, можно делать лишь на основе тщательного комплексного исследования.

Поэтому, уважаемые родители: если вас что-то настораживает в рисунках вашего ребенка – лучше не занимайтесь самодеятельностью, а не поленитесь проконсультироваться с детским психологом. Описанные в статьях о рисуночном тестировании признаки – только ориентиры, которые могут помочь родителям обратить внимание на внутренний мир своего ребенка – все ли у него благополучно?

0

8

Что значит желтое солнце.а по середине размером с карпа бочка?
***************************************************************************************************

Элла написал(а):

Желтые дети"
На языке цвета желтый – цвет духовности, но в то же время и опасности. Это люди свободные, оригинальные, инакомыслящие, а потому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть. Больше всего предрасположены к творчеству. "Желтый" ребенок – мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда он вырастет, он будет отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут проявляться такие черты характера, как не практичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.
"Красные дети"
Красный цвет – цвет крови, здоровья, жизни, энергии, силы, власти. Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с «красными» детьми: живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Когда они вырастут, то высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего. Среди ярких политиков чаще всего встречаются «красно-желтые» (красный – наиболее любимый), среди умных – «желто-красные».

желтое и красное точно про меня!

0

9

Фантазия Маши
Владимир Шебзухов

читает автор
видео

http://s7.uploads.ru/t/tBGD3.jpg

Маша папу рисовала.
Угодить ему хотела.
Красками (не как попало),
Наложила всё умело…

Жёлтый галстук (модный очень)
И усы – чернее смоли…
Папа должен быть доволен,
Ведь старалась, между прочим!

Папа Машеньке сказал
(Дочку всё ж поцеловал,
Рассмотрев рисунок оный,
Улыбнувшись лишь едва):

«Цветом почему зелёным
Вдруг покрыта голова?»

А в ответ – надуты щёчки...
Мокры, от досады, глазки...
(Думая о той «причёске»):
«У меня нет… лысой краски!»

0

10


Кот в сапогах

Владимир Шебзухов

http://sh.uploads.ru/t/uKJCS.png

Хвалился, как-то раз, сыночек.
«Смотри, что я нарисовал.
Рисунок нравится мне очень.
«Кот в сапогах» его назвал!»

Крутил вертел рисунок папа,
Раскрыв от удивленья рот.
«Я вижу сапоги, однако,
Где нарисованный твой  кот?»

Своё на удивленье – «Ах!» –
Ну, что ж ты не поймёшь никак.
Я же сказал, что у рисунка
Название -- «Кот в сапога-а-ах!»

http://sf.uploads.ru/t/3XgS4.jpg

0

11


Творческая находка

Владимир Шебзухов

http://s3.uploads.ru/t/bkWCN.jpg

Красками рисует дочка,
Кистью, разные цветочки.
Окружают те цветочки
Мелко-чёрненькие точки…

Подглядел за дочкой папа.
Не ругал, что в краске руки.
Но вопрос задал, однако --
«Точки чёрненькие – мухи?»

Улыбнулась папе дочка.
«Мой рисуночек готов!
А вокруг цветочков точки,
Это – запахи цветов!»

0

12

Владимир, классные стихи!!!
Спасибо большое за позитив!! http://detisakh.ru/uploads/000f/41/28/635-4.gif

0


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" » А знаете ли Вы, что... » Немного из психологии. как "читать" детские рисунки