Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ"

Объявление


ЕСЛИ У ТЕБЯ ПРОБЛЕМЫ - ПРИХОДИ, МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ПОМОЧЬ. ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ ПРОБЛЕМ - ПРИХОДИ, ПОДЕЛИСЬ С НАМИ - КАК ТЫ СМОГ ЭТОГО ДОБИТЬСЯ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" » Законы » Выдержки из законов, касающихся образования детей-инвалидов


Выдержки из законов, касающихся образования детей-инвалидов

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Вот нашла в инете, думаю, будет полезным.
"Каждый человек имеет право на образование: Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам" - сказано в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. Право на образование - это право гражданина на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества. Образование есть целенаправленный процесс обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые

(п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г.          № 3266-1)

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

(Ст. 18, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

(Ст. 19, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации) от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).

Права и обязанности родителей

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

(ст. 52, Закона Российской Федерации  «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1)

Каждая государственная и муниципальная общеобразовательная школа обязана принимать всех детей, достигших 8 лет и проживающих на прикрепленной к ней территории.

(п. 1 ст. 16, п. 2 ст. 19, Закона Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992г. № 3266-1).

Закон РФ «Об образовании» (ст. 10) предусматривает вариабельность форм получения образования и видов образовательных учреждений, а также право родителей выбирать форму получения образования и вид образовательного учреждения для своих детей.

            7.1. Дошкольное образование

Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

Дети инвалидов I и II групп в дошкольное образовательное учреждение принимаются в первую очередь.

(п. 27 и 25 Постановления Правительства РФ "Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении" от 1 июля 1995 г. N 677).

            7.2. Первый раз в первый класс

Зачисление ребенка - инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке приема граждан в образовательные учреждения, установленном законодательством Российской Федерации

Администрация школы может отказать гражданам (в том числе не проживающим на данной территории) в приеме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении (п.46 Типового положения об общеобразовательном учреждении). В этом случае муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс.

Для зачисления ребенка в первый класс родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, медицинскую карту ребенка, справку о месте проживания ребенка.

Как правило, запись в первый класс общеобразовательной школы рекомендуется начинать с 1 апреля по мере поступления заявлений родителей. Документы, представленные родителями (законными представителями), регистрируются через секретариат общеобразовательного учреждения в журнале приема заявлений в первый класс.

После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления о приеме в общеобразовательное учреждение; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в первый класс; контактные телефоны для получения информации; телефон органа управления образованием, являющегося учредителем.

После окончания приема заявлений зачисление в общеобразовательное учреждение оформляется приказом руководителя школы не позднее 30 августа текущего года и доводится до  родителей (законных представителей).

Письмо Минобразования РФ "Рекомендации по организации приема в первый класс" от 21 марта 2003 г. N 03-51-57ин/13-03).

На сегодняшний день в Самарской области действует Закон Самарской области от 2 ноября 2004 г. N 140-ГД «Об утверждении областной целевой программы «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005-2008 годы».

Цель данной программы: интеграция детей  и молодых людей с проблемами в развитии в образовательное пространство

Задачи:

■Создание достаточных ресурсов для включения в процесс раннего выявления и коррекции отклоняющегося развития детей из малочисленных населенных пунктов и детей с тяжелыми и множественными патологиями.

■Развитие сети образовательных учреждений, удовлетворяющих требованиям безбаръерной среды.

■Обеспечение интегрированного и дистанционного образования необходимым оборудованием, приспособлениями, аппаратурой, учебно-методическими комплектами.

■Разработка новых форм сопровождения проблемного ребенка в образовательном процессе, когда специалист приходит в школу, где учится ребенок, а не ребенка отправляют в интернат, где имеется специалист.

■Широкая просветительская работа и пропаганда в средствах массовой информации идей доступного образования, правовое просвещение населения, формирование толерантного отношения к проблемам граждан с ограниченными возможностями.

Согласно Положению об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области, утвержденным приказом министерства образования и науки Самарской области от 27 июля 2005 г. N 82-од образование детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях осуществляется в следующих формах: специальном (коррекционном) классе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (специальный класс) и интегрировано (интегрированный класс).

1.3. Интегрированный класс - форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к специальному классу и индивидуальному обучению.

1.4. Специальный класс - форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии объединены в отдельный класс общеобразовательного учреждения. В специальном классе реализуются общеобразовательные программы (основные и дополнительные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии соответствующего вида. Специальные классы открываются преимущественно для детей с выраженными или осложненными нарушениями или как начальный этап для последующего перевода детей в интегрированный класс в случаях, если дети не получали необходимую коррекционную помощь на более ранних ступенях образования. В последнем случае дети переводятся в интегрированный класс сразу по мере готовности.

Прием детей с отклонениями в развитии в общеобразовательное учреждение, в котором организованы интегрированные классы и (или) специальные классы, осуществляется на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (ПМПК), содержащего рекомендации по выбору образовательной программы.

Зачисление (перевод) ребенка с отклонениями в развитии в специальные классы и в интегрированные классы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.

Для обучающихся, воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид), не имеющих вторичных и сопутствующих нарушений (задержки психического развития, умственной отсталости, выраженных нарушений слуха, зрения, поведенческих нарушений) интегрированный класс является приоритетной формой организации образовательного процесса на всех ступенях общего образования.

Образование в специальном и интегрированном классе осуществляется по индивидуально ориентированным учебным планам и программам, разрабатываемым совместно педагогами класса и членами Консилиума на основании общеобразовательных программ, рекомендованных ПМПК, и данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования.

Для коррекции недостатков развития, обеспечения освоения общеобразовательных программ для детей с отклонениями в развитии организуются фронтальные и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей и предметной направленности. Такие занятия включаются в сетку занятий и проводятся специалистами образовательного учреждения или привлеченными специалистами в соответствии с видом нарушенного развития ребенка (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом, сурдопедагогом и т.д.).

            7. 3. Обучение детей-инвалидов на дому

        1. Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому.

2. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы (далее именуется - образовательное учреждение), как правило, ближайшее к их месту жительства.

(Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» от 18 июля 1996 г. N 861 ).

1. Органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (далее - образовательные учреждения), с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают воспитание и обучение детей - инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, по индивидуальной программе на дому.

2. Основанием для организации обучения на дому ребенка - инвалида является заключение психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии.

3. Обучение на дому детей - инвалидов осуществляет государственное или муниципальное образовательное учреждение, как правило, расположенное по месту жительства ребенка.

(Порядок организации воспитания и обучения детей-инвалидов на дому утв. постановлением Правительства Самарской области от 6 июня 2005 г. N 60)

            7.4.Обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:

специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

4. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

25. Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-педагогической и медикопедагогической комиссий.

26. В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий только после первого года обучения в коррекционном учреждении.

28. Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

(Постановление Правительства РФ "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии"  от 12 марта 1997 г. N 288)

            7.5. Обучение в образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее именуется учреждение), создается для детей и подростков от 3-х до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального образования.

2. Основными задачами учреждения являются:

-оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;

-осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;

-оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

3. Основными направлениями деятельности учреждения являются:

-организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;

-диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

-организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

-психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

-проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;

-оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;

-анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.



22. В учреждение принимаются дети, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленные другим образовательным учреждением с согласия родителей (законных представителей):

-с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения;

-с нарушением эмоционально-волевой сферы;

-подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;

-вынужденные покинуть семью, в том числе несовершеннолетние матери;

-из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и другие.

23. Зачисление детей в учреждение производится на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий в порядке, определяемом уставом учреждения.

            7.6.Основания и порядок помещения несовершеннолетних в психоневрологическое учреждение для специального обучения

Основаниями для помещения несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет, страдающего психическим расстройством, в психоневрологическое учреждение для специального обучения являются заявление его родителей либо иного законного представителя и обязательное заключение комиссии, состоящей из психолога, педагога и врача-психиатра. Заключение должно содержать сведения о необходимости обучения несовершеннолетнего в условиях специальной школы для детей с нарушением интеллектуального развития.

(Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 г. N 3185-I)

7.7. Психолого-медико-педагогическая комисси

Прежде чем идти с документами в ближайшую школу Вам необходимо обратиться к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) для получения заключения об образовательном потенциале ребенка, в заключении необходимо указать тип образовательного учреждения, форму обучения (индивидуальная программа, надомное обучение, заочное обучение и др.). 

ПМПК является учреждением системы образования и реализует консультативно-диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет.

5. Цель ПМПК - организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.

6. Основными задачами ПМПК являются:

- своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;

- комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;

- определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;

- содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

- внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;

- формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

- своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

- консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

- содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.

24. Направление детей и обучающихся воспитанников в ПМПК осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Инициаторами обследования детей в ПМПК могут быть специалисты образовательных учреждений, учреждений, занимающихся обеспечением и защитой прав детей и подростков с отклонениями в развитии, лечебно-профилактические, общественные и др. организации.

25. Предварительная запись на обследование осуществляется с согласия родителей (законных представителей). Родители (законные представители) ставятся в известность о необходимости представления в ПМПК следующих документов:

- свидетельства о рождении ребенка (предъявляется);

- копии коллегиального заключения психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), копий заключений специалистов ПМПК (представляются, только если ребенок обучается и/или воспитывается в образовательном учреждении);

- подробной выписки из истории развития ребенка с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда), наблюдающих ребенка в детской поликлинике по месту жительства. При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка;

- педагогической характеристики (представляется только на обучающегося, воспитанника образовательного учреждения, составляется педагогом, непосредственно работающим с ребенком, и заверяется директором (заведующим) образовательным учреждением).

К документам прилагаются образцы письменных работ по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

32. Обследование детей проводится в присутствии родителей или их законных представителей.

33. По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК с учетом мнения каждого специалиста. Заключение является документом, подтверждающим право детей и обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии на обеспечение оптимальных условий для получения ими образования.

34. Родители (законные представители) имеют право:

- защищать законные права и интересы детей;

- присутствовать при обследовании ребенка.

35. В случае несогласия с коллегиальным заключением ПМПК родители (законные представители) имеют право обратиться в вышестоящую ПМПК.

(Инструктивное письмо Министерства образования РФ от «О психолого-медико-педагогической комиссии» 14 июля 2003 г. N 27/2967-6)

Имея на руках заключение ПМПК необходимо обратиться в БМСЭ для разработки индивидуальной программы реабилитации (ИПР) Вашего ребенка. Один из разделов ИПР это - Программа психолого-педагогической реабилитации (для детей в возрасте до 18 лет), именно на основании заключения  ПМПК заполняется данный раздел, где подробно прописывается каждый пункт. (см. раздел ИПР)

ИПР не является обязательным документом при оформлении ребенка в школу, но наличие ИПР позволит Вам защитить права Вашего ребенка, т.к. индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (Ст. 11 ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 ноября 2004 г. N 287. ИПР содержит следующие разделы: 

Паспортная часть

1. Программа медицинской реабилитации:

-    Восстановительная терапия

-    Протезно-ортопедическая помощь

-    Санаторно-курортное лечение

-    Технические средства медицинской реабилитации

-    Медико-социальный патронаж семьи, имеющей инвалида;

2. Программа профессиональной реабилитации (для лиц в возрасте 14 лет и старше) (Вас пока данный раздел не интересует);

3. Программа социальной реабилитации…

-    Информирование и консультирование по вопросам реабилитации

-    Оказание юридической помощи

-    Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей        инвалида 

-    Адаптационное обучение  для осуществления бытовой и общественной деятельности

-    Технические средства реабилитации для бытовой  и общественной деятельности

-    Психологическая реабилитация

-    Социокультурная реабилитация

-    Реабилитация средствами физической культуры и спорта

Раздел: Программа психолого-педагогической реабилитации (для детей в возрасте до 18 лет) выглядит следующим образом

7.8. Разработка ИПР для получения образования ребенком-инвалидом

Программа психолого-педагогической реабилитации  (для детей в возрасте до 18 лет)

Мероприятия, услуги, технические средства, необходимые для устранения причин, условий и факторов , обуславливающих инвалидность
Срок

проведения
Исполнитель
Отметка

о выполне-нии

Получение дошкольного воспитания и обучения  (вноситься запись о конкретном типе (виде) дошкольного образовательного учреждения, в котором рекомендуется получение дошкольного воспитания и обучения, согласно заключению федерального учреждения МСЭ )
 
Указывается федеральным учреждением МСЭ
 

Получение общего образования   (вноситься запись об уровне образования (начальное, среднее) с указанием типа образовательного учреждения (обычное общеобразовательное, специальная группа обычного общеобразовательного учреждения, специальное (коррекционное) общеобразовательное и др.) и формы обучения (индивидуальная программа, надомное обучение, заочное обучение и др.) в получении которого нуждается ребенок-инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ)
 
Указывается федеральным учреждением МСЭ
 

Психолого-педагогическа коррекционная работа  (Вноситься запись о видах  психолого-педагогической коррекции, в которых нуждается ребенок (коррекция несформированности высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями, формирование мотивации к обучению социально-бытовых навыков и др.), согласно заключению федерального учреждения МСЭ
 
Указывается федеральным учреждением МСЭ
 

Технические средства реабилитации для обучения  (вноситься запись о перечне технических средств реабилитации, в которых нуждается ребенок-инвалид для обучения, согласно заключению федерального учреждения МСЭ )
 
Указывается исполнительным органом Фонда соц. страхования РФ

 

Социально-педагогический патронаж семьи, имеющей ребенка-инвалида  (вноситься запись «нуждается» или «не нуждается» согласно заключению федерального учреждения МСЭ )
 
Указывается федеральным учреждением МСЭ
 


Участие в ЕГЭ отдельных категорий выпускников

Выпускники XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, обучавшиеся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившиеся в лечебно-профилактических учреждениях более четырех месяцев, и дети-инвалиды могут при прохождении ими государственной (итоговой) аттестации участвовать в ЕГЭ на добровольной основе при возможности создания органом управления образованием субъекта РФ специальных условий, обеспечение которых предусмотрено Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 03.12.99 N 1075, зарегистрирован в Минюсте России 17.02.2000, рег. N 2114).

Пункт 2 Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 21 февраля 2006 г. N 01-100/08-01 "Об участии в ЕГЭ отдельных категорий выпускников

Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях

С обучающимися в образовательных учреждениях, имеющими отклонения в физическом развитии, занятия проводятся в рамках рекомендованной индивидуальной программы реабилитации

(Пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации")

Кто и какие льготы имеет при поступлении в образовательные учреждения?

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

(Статья 16 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании")

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;

граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя -инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

(ст.11 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском  профессиональном образовании"  (с изм.18 июля 2006 г.)

На вступительных экзаменах инвалиды I и II групп имеют право на дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более полутора часов.

(Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1999 г. N 27/502-6 "Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования")

Какие документы необходимо предоставить?

При получении начального профессионального образования

6. Прием на обучение в учреждения начального профессионального образования проводится по личным заявлениям граждан на основе представленных документов об уровне образования с целью определения возможности поступающих осваивать образовательные программы начального профессионального образования.

7. К заявлению о приеме в государственные учреждения начального профессионального образования поступающие прилагают документы, удостоверяющие личность, гражданство, документы государственного образца об уровне образования (подлинники) и необходимое количество фотокарточек. Другие документы представляются поступающими, если они претендуют на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или при наличии особых условий для получения начального профессионального образования по профессии (специальности).

8. Прием на обучение проводится с учетом перечня медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению по конкретным профессиям (специальностям). Медицинский отбор лиц, поступающих на обучение в учреждения начального профессионального образования проводится на основании справок медицинских учреждений установленного образца с заключением врача о профессиональной пригодности.

9. При приеме на обучение учреждения начального профессионального образования должны руководствоваться принципами социальной защиты, в первую очередь, лиц, пользующихся преимуществами согласно существующему законодательству Российской Федерации, а также испытывающих различные затруднения в реализации своих прав на получение начального профессионального образования.

(Приказ Минобразования РФ от 30 июня 1995 г. N 367 "Об утверждении Порядка приема в государственные учреждения начального профессионального образования Российской Федерации)

При получении среднего профессионального образования

При подаче заявления о приеме в образовательное учреждение среднего профессионального образования поступающий предъявляет документы, удостоверяющие его личность, гражданство, и представляет по своему усмотрению оригинал документа государственного образца об образовании или его заверенную копию (копия заверяется по оригиналу образовательным учреждением среднего профессионального образования, в которое она представляется, или в установленном порядке) и необходимое количество фотографий.

Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы (справка об инвалидности) установленные законодательством Российской Федерации, или затребованы от поступающего при наличии ограничений на обучение по соответствующим специальностям среднего профессионального образования, установленных законодательством Российской Федерации.

Прием документов от поступающих на очную форму обучения начинается не позднее 15 июня и заканчивается не ранее 31 июля.

Приказ Минобразования РФ от 9 декабря 2002 г. N 4304 "Об утверждении Порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации")
При получении высшего профессионального образования
10. При подаче заявления о приеме в высшее учебное заведение поступающий представляет документы, удостоверяющие его личность, гражданство, и по своему усмотрению - оригинал документа государственного образца об образовании и необходимое количество фотографий.

Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или затребованы от поступающего при наличии ограничений на обучение по соответствующим направлениям подготовки или специальностям высшего профессионального образования, установленных законодательством Российской Федерации.

Прием документов от поступающих на очную форму обучения начинается не позднее 20 июня и заканчивается не ранее 15 июля.

(Приказ Минобразования РФ от 14 января 2003 г. N 50 "Об утверждении Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти"(с изм. от 9 февраля 2004 г.)

Государственные социальные стипендии.

Государственные социальные стипендии назначаются студентам, нуждающимся в социальной помощи.

Государственные социальные стипендии назначаются в обязательном порядке студентам:

-из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-признанным в установленном порядке инвалидами I и II групп;

-пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;

-являющимся инвалидами и ветеранами боевых действий.

Право на получение государственной социальной стипендии имеет студент, представивший в образовательное учреждение выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справку для получения государственной социальной помощи. Эта справка представляется ежегодно.

Размер государственной социальной стипендии определяется образовательным учреждением самостоятельно, но не может быть меньше полуторакратного размера стипендии, установленного законом для учреждения соответствующего уровня профессионального образования.

Студенты, получающие государственную социальную стипендию, имеют право претендовать на получение государственной академической стипендии на общих основаниях.

(Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 487 "Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов" (с изм. от 29 июля 2006 г.)

Справка для получения студентами государственной социальной стипендии должна выдаваться органами социальной защиты населения также и в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" от 17.07.99 N 178-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи" от 22.02.2000 N 152. Справка имеет произвольную форму.

В тексте нового Положения делается акцент именно на социальные стипендии как на средство, позволяющее оказывать адресную поддержку и решать проблемы малообеспеченных студентов за счет стипендиального фонда. Необходимо обратить внимание, что такие категории, как:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I, II групп, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф, инвалиды и ветераны боевых действий в соответствии с п.24 Положения получают стипендию в обязательном порядке, но именно за счет средств стипендиального фонда, предназначенного для выплаты социальных стипендий. Дети-инвалиды (до достижения 18 лет) и инвалиды III группы (при прочих равных условиях) имеют первоочередное право на получение социальной стипендии по сравнению со студентами, представившими справки на получение государственных социальных стипендий.

(Письмо Минобразования РФ от 23 января 2002 г. N 35-55-35ин/02-07 "О новом Типовом положении о стипендиальном обеспечении студентов")

Теги: образование, закон, студенты, дошкольное образование, среднее образование, инвалид

0

2

подписан новый Закон об образовании, который вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Пока ничего не могу по нему сказать - читаю...

а кто что думает?

0

3

Мы с мамой все это проходили... Правду говорят: Закончишь школу и начнешь взрослую жизнь. Грустно мне вспоминать мамины походы в администрации. СахГУ....

0

4

А мне вот что интересно - на этой неделе у сына проводили контрольный срез (с департамента) по русскому языку. Они писали его 2 урока. А как проводятся такие срезы у детишек, которые на домашнем обучении?

0

5

М.Наталья написал(а):

А мне вот что интересно - на этой неделе у сына проводили контрольный срез (с департамента) по русскому языку. Они писали его 2 урока. А как проводятся такие срезы у детишек, которые на домашнем обучении?

У меня проводили так же как у здоровых, я даже пробник егэ писала в 11 классе!

0

6

так... поняла... вопрос поставила не корректно :)
мы не ходим в школу потому что Наська не может (я надеюсь что пока) долго находиться в коллективе... Нам ставят диагноз - аутизм... Т.е. мы не можем прийти в школу, сесть за парту и написать что-то там...

0

7

М.Наталья
Я не знаю про другие диагнозы. это в спеццентрах надо уточнять. мне с моим ДЦП учиться было  легко и главное всегда интересно! В школе всем утирала носы. и даже в ЮИ оказалась лучшей на курсе, хоть я была и самая молодая!

Отредактировано Lady_Ольга (25.01.13 09:04)

0

8

М.Наталья написал(а):

так... поняла... вопрос поставила не корректно
мы не ходим в школу потому что Наська не может (я надеюсь что пока) долго находиться в коллективе... Нам ставят диагноз - аутизм... Т.е. мы не можем прийти в школу, сесть за парту и написать что-то там...

У моей Натуськи тоже аутизм - ходим в школу на индивидуальные занятия. первый год в школе просто играли и привыкали к обстановке в школе... По моему личному мнению (да и по мнению некоторых специалистов) нам надо сидеть в классе, но школа пока не идет на это... да и честно сказать, после почти семи лет индивидуальных занятий я не знаю как сама Натка отнесется к тому чтобы сидеть в классе.
Контрольные пишем регулярно, но срезы знаний специалисты департамента или министерства нам не устраивали - обходятся пока проверкой тетрадей (раз в год берут)

0

9

Алина, благодарю за ответ.

0

10

Вот ссылка на Федеральный Закон об образовании

Может я чего не понимаю... но ущемления прав наших деток не нашла.

Отредактировано Алина (28.01.13 16:33)

0

11

Вот ОЧЕНЬ полезная книжка: "Права особого ребенка в России: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее".
там все написано очень доступным, не "заумным" языком, как раз для родителей, все понятно. там не только об образовании.
Вот из информации об этой книге: "Настоящее руководство продолжает серию книг, обобщающих опыт правовой группы Центра лечебной педагогики (Москва). Читатель узнает о том, как в рамках существующего законодательства реализовать права детей с нарушениями развития, чтобы они получили образование, профессию, работу — все, что нужно для достойной жизни..."

Может быть кому-то поможет этот сайт "Особое детство" по защите Прав детей-инвалидов  на Образование. Здесь все в режиме "ВОПРОС-ОТВЕТ", что очень удобно. 
ЧИТАТЬ здесь.

Вот, например, насущный вопрос:
Чем регулируется прием (зачисление) ребенка c нарушениями развития в детский сад и как обстоят дела на практике?
Ответ:
По закону родители вправе привести любого ребенка в детский сад по месту жительства, и его обязаны туда принять. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Право на образование «особого» ребенка закреплено в весьма значимых международных и российских нормативных актах. В частности, в Конституции РФ (ст. 43), Законе РФ «Об образовании» (ст. 5, 18, 50, 52), Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 18, 19),.

Статья 18 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. N 3266-1 посвящена дошкольному воспитанию:

«3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому».

Отредактировано Vlada (07.08.13 12:13)

0

12

Если ребенку была оформлена инвалидность, то родителю при реализации его права на дошкольное воспитание следует опираться также на следующие правовые акты:

1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (статья 18). Государство гарантирует «образование детей-инвалидов» в «соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида», представляет им «необходимые реабилитационные меры» и создает «необходимые условия» для «пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа» и для обучения в «как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях». Мама ребенка при желании и возможности может сопровождать его на различные занятия. В индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида может быть вписан помощник, который будет его сопровождать его на различных занятиях.   Поэтому, например, отказ заведующего детского сада принять ребенка под предлогом, что его будут обижать другие дети [b](1), что родители других детей будут против (2), что педагоги не смогут заниматься с таким ребенком (3), является незаконным[/b].
Рассмотрим поподробнее такого рода отказы:
(1) Предотвращение агрессии к такому ребенку со стороны других детей входит в число стандартных педагогических задач воспитателей детского образовательного учреждения (ДОУ);

(2) В случае протеста со стороны других родителей (что весьма сомнительно!) воспитатели и руководители учреждения должны разъяснять родителям позицию равенства и толерантности, подкрепив ее собственным примером отношения к такому ребенку;

(3) Поскольку в дошкольном учреждении общего типа в соответствии с законом ребенку-инвалиду должны создаваться специальные условия, руководитель должен озаботиться ставкой помощника воспитателя либо поддержкой медицинского работника (например, в случае эпилептических приступов – обучить персонал первой помощи) либо согласиться на присутствие мамы ребенка на занятиях или в помещении, если это необходимо).

0

13

Я это все выше пишу, т.к. сейчас как раз находимся на этапе решения всех вытекающих проблем при посещении Кирой обычного детского садика. Вот сижу и роюсь в Интернете, ищу поддержку в своих правах. С одной стороны никто мне не отказывает, с другой стороны создавать "специальные условия" для моего ребенка тоже не спешат. А я хочу настаивать именно на этом... Вот, запасаюсь информацией...  http://detisakh.ru/uploads/000f/41/28/628-2.gif

0

14

Vlada написал(а):

Если ребенку была оформлена инвалидность, то родителю при реализации его права на дошкольное воспитание следует опираться также на следующие правовые акты:

1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (статья 18). Государство гарантирует «образование детей-инвалидов» в «соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида», представляет им «необходимые реабилитационные меры» и создает «необходимые условия» для «пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа» и для обучения в «как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях». Мама ребенка при желании и возможности может сопровождать его на различные занятия. В индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида может быть вписан помощник, который будет его сопровождать его на различных занятиях.   Поэтому, например, отказ заведующего детского сада принять ребенка под предлогом, что его будут обижать другие дети (1), что родители других детей будут против (2), что педагоги не смогут заниматься с таким ребенком (3), является незаконным.
Рассмотрим поподробнее такого рода отказы:
(1) Предотвращение агрессии к такому ребенку со стороны других детей входит в число стандартных педагогических задач воспитателей детского образовательного учреждения (ДОУ);

(2) В случае протеста со стороны других родителей (что весьма сомнительно!) воспитатели и руководители учреждения должны разъяснять родителям позицию равенства и толерантности, подкрепив ее собственным примером отношения к такому ребенку;

(3) Поскольку в дошкольном учреждении общего типа в соответствии с законом ребенку-инвалиду должны создаваться специальные условия, руководитель должен озаботиться ставкой помощника воспитателя либо поддержкой медицинского работника (например, в случае эпилептических приступов – обучить персонал первой помощи) либо согласиться на присутствие мамы ребенка на занятиях или в помещении, если это необходимо).

Согласен полностью.

0

15

Началось Общественное обсуждение проекта концепции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (27.09.2013). Ознакомится и высказать свое мнение можно здесь

0

16

Вот нашла статью в интеренет о том как на практике реализовывается Закон об Образовании.  Приведу здесь полностью, не поленюсь  :flirt:

Дети, выброшенные на помойку

Инвалидов на семейном обучении открепляют от школ

Прелести нового закона «Об образовании» начинают в полной мере ощущать школьники на семейном обучении. Особенно ребята с проблемами здоровья. Новые правила не предусматривают ни их прикрепления к школе для семейного обучения, ни финансовой компенсации затрат родителей и фактически тем самым отсекают от учебы.
На это пожаловалась «МК» мама сразу трех таких детей. Всего у Аллы из Южного Бутова пятеро детей. Трое из них инвалиды: старший сын 14 лет и две девочки-сироты, взятые Аллой под опеку — 15 и 7 лет. У всех троих — ДЦП с серьезными нарушениями умственной деятельности. Плюс мальчик- колясочник, а у старшей девочки эпилептические приступы.

Учить таких детей в обычной школе нельзя: поначалу Алла пыталась, но вскоре поняла, что нужны индивидуальные коррекционные программы для ребят с серьезными
двигательными и психическими нарушениями. В обычных школах по ним не учат — только в специализированных. Но в Южном Бутове таковых нет, хотя, по словам
Аллы, «в них нуждается около тысячи детей с нарушением интеллекта и другими заболеваниями, исключающими их интегрированное обучение в обычных школах».
Возить сына и дочек по утренним пробкам в коррекционную школу другого района нереально: чтобы поспеть вовремя, выезжать из Бутова надо с ночи. И Алла стала писать в «инстанции», доказывая необходимость открытия спецшколы в своем районе. Переписка длилась три года, но ответы чиновников приходили уклончивые, школу не открывали, а время шло, и Алла нашла выход: стала учить детей дома.
— Мы заключили договор на семейное обучение по индивидуальной программе с коррекционной школой «Наш дом» (центр лечебной педагогики для детей с  нарушениями Юго-Западного округа Москвы) с прохождением тестирования. В отношении двух старших детей договор был заключен до 2015 года. С младшей — на год, — поделилась Алла с «МК».
— Учебники брали в школе, а учились дома самостоятельно. Причем закон предусматривал оплату такого обучения, и мы получали деньги через школу, к которой прикрепились, — пусть не в таком объеме, как бюджет профинансировал бы обучение непосредственно в школе, но все же. И вот теперь все рухнуло. Ссылаясь на новый закон «Об образовании», моих детей открепили от школы и фактически отлучили от учебы. 

Вас здесь не стояло!

— 16 сентября, — вздыхает Алла, — нам позвонила директор школы и сообщила, что в соответствии со вступившим в силу новым законом «Об образовании» с 8 сентября мои дети не являются контингентом школы и подлежат отчислению.
Компенсация за семейное обучение также отменяется — деньги больше не выделяются. А я, если захочу, могу учить детей самостоятельно, а в школу они будут приходить лишь на аттестацию. Поначалу нам отказались выдавать в школьной библиотеке даже учебники. Но потом все-таки дали. И теперь я учу ребят сама, хотя ничего не получаю — ни на логопеда, ни на других необходимых нам специалистов. Государство решило сэкономить, отказавшись оплачивать обучение тысяч детей-инвалидов, жалуются родители. И ради этой экономии не погнушалось ни односторонним расторжением ранее заключенных договоров о семейном обучении, ни нарушением других законов, где данная норма осталась в силе.
К примеру, в соответствии со ст. 18 Федерального закона №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях является расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. А порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.
Право на получение образования в семье предоставляет и Семейный кодекс, Конституция запрещает принимать законы, ухудшающие права граждан, а ст. 422 Гражданского кодекса прямо говорит, что «если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров». В новом законе «Об образовании» это не оговаривается. Однако детей выставляют из школ.
Алла попыталась искать правды в управлении образования Юго-Западного округа. Но там ей помочь не смогли: дети числились в школе не по электронной записи, а по договорам и в списки учащихся не попали. Впрочем, явно понимая неправедность творимого, чиновники все же обратились к вышестоящим инстанциям и в ожидании указаний взяли паузу.
Среди родителей же пошли слухи о «методических рекомендациях столичного Департамента образования, в которых через окружные управления образования директорам школ предлагается взять у них заявления о выходе из контингента школы, а вопрос о материальной компенсации за семейное обучение обходится молчанием».

Ждем-с!

Действительно, как подтвердили в Мосгордуме, «на 2013 год бюджет Москвы выделял на семейное образование 900 млн руб. А в 2014 году этой суммы не будет».

читать далее можно  здесь.

0

17

Заголовок, как обычно - громкий...  Ну любят у нас журналисты почему-то в одно предложение ставить слова: дети-инвалиды, помойка, ненужные, бедные, брошенные и т.п.  Это повышает, видимо, читательский интерес  :confused:
Но вот так или иначе, именно это:

Vlada написал(а):

И Алла стала писать в «инстанции», доказывая необходимость открытия спецшколы в своем районе. Переписка длилась три года, но ответы чиновников приходили уклончивые, школу не открывали, а время шло,

мне очень что-то напоминает...  :'(
И остаются у нас только громкие слова, а конкретики так никакой и нет...  И фиг знает, когда хоть что-то измениться в пользу нормального школьного обучения...  Даже если эти детки не были в списках школьных, так не было бы более правильным как-то сначала решить этот вопрос и предложить другой вариант обучения, а не просто вытурить их и все, чтоб мама с тремя детьми-инвалидами бегала снова по инстанциям и что-то доказывала? Неужели нельзя было найти другой путь?

0


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" » Законы » Выдержки из законов, касающихся образования детей-инвалидов