Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ"

Объявление


ЕСЛИ У ТЕБЯ ПРОБЛЕМЫ - ПРИХОДИ, МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ПОМОЧЬ. ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ ПРОБЛЕМ - ПРИХОДИ, ПОДЕЛИСЬ С НАМИ - КАК ТЫ СМОГ ЭТОГО ДОБИТЬСЯ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" » Зрение » Советы родителям по воспитанию слепого ребенка


Советы родителям по воспитанию слепого ребенка

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

В семье родился слепой малыш... Осознание этого факта - сильнейший стресс для его родителей. Подобные переживания, как правило, усугубляются тревогой за будущее ребенка: как скажется этот дефект на умственном и физическом здоровье? Сможет ли малыш нормально развиваться, учиться, общаться с другими людьми? Ответ на все эти вопросы во многом зависит от того, насколько сильными и терпеливыми окажутся родители, которым предстоит нелегкое испытание - адаптировать незрячего ребенка к нормальной, полноценной жизни.

К сожалению, лишь некоторые заболевания органа зрения (например, дальнозоркость, близорукость) вполне успешно излечиваются. Что же касается врожденных заболеваний зрительного анализатора - например, частичной атрофии зрительного нерва (частичного поражения зрительных нервов, по которым проходят сигналы от глаз в зрительные центры коры головного мозга), особенно у глубоконедоношенных детей, - то подобные патологии практически не поддаются лечению и резко ограничивают зрительные возможности ребенка.

                                                                                    Влияние слепоты на общее развитие

До двух-трех месяцев жизни младенец с глубокими нарушениями зрения по характеру реакций и поведению почти не отличается от зрячего ребенка того же возраста. И только после этого периода патология начинает заметно проявлять себя. Малыши отстают от сверстников в освоении навыков подвижности (повороты со спины на живот и обратно, попытки садиться, а в дальнейшем и самостоятельно ходить), у них замедленно развивается мышление, возникают затруднения в попытках овладения предметными действиями.

Кроме того, снижение зрительных функций отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие, что выражается в малой подвижности, пониженном настроении, тенденции к замкнутости, "погружении в себя" и, как следствие, приводит к игнорированию контактов с другими детьми.

                                                                                          За работу - с первых недель

Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей. Не следует забывать и о том, что прежде всего ребенок нуждается в материнской любви, внимании, а также в понимании его проблем и безграничном терпении со стороны близких.

Природа наградила человека помимо зрительных и другими ощущениями: слуховыми, обонятельными, проприоцептивными (исходящими от мышц и сухожилий), тактильными (ощущения от прикосновения, ощупывания). Все это позволяет младенцу в той или иной степени компенсировать дефицит информации об окружающем мире, связанный с отсутствием зрения. Родители обязаны помочь ему, создав адекватную среду, позволяющую развивать органы чувств.

С самого рождения такого малыша рекомендуется одевать в ползунки и свободную распашонку, туго пеленать его недопустимо.

Для стимуляции тактильных ощущений необходимо класть ребенка на тканевые поверхности с различной текстурой. Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые и другие ткани. Предварительно малыша рекомендуется раздеть - так он будет лучше чувствовать поверхность кожей. Совершая доступные ему движения на той или иной поверхности, младенец получает представление об окружающем пространстве, у него формируется осознание того, как предметы перемещаются, как изменяются их соотношение и положение в пространстве, развивается способность понимать связь между причинами и следствиями. Полезно сделать для малыша специальное одеяло, сшитое из лоскутов тканей с различной текстурой. По краям желательно пришить колечки, пуговицы, шарики от погремушек, веревочки, бубенцы и т.п. Класть ребенка на одеяло надо так, чтобы он находился в разных положениях - на животе, на спине или на боку.

Если у малыша есть остаточное зрение, то кусочки ткани, расположенные рядом друг с другом, должны иметь не только тактильный контраст (достаточно резко отличаться по текстуре), но и зрительный (например, один черный и бархатный, другой - белый и шелковый). Кроме того, необходимо проводить занятия, направленные на формирование зрительного внимания. Начинать их нужно как можно раньше, поскольку именно в первые месяцы жизни зрительная система претерпевает значительные изменения и является наиболее чувствительной к внешним стимулам - свету и цвету. Чтобы привлечь внимание ребенка с глубокими нарушениями зрения, целесообразно использовать максимально яркие предметы. Наиболее удачными из них являются фонарик (лампа, флюоресцентные игрушки), блестящие предметы, картинки и предметы с контрастным рисунком, увеличенные изображения. Если сочетания контраста и движения недостаточно, можно пытаться привлечь внимание младенца к предмету каким-либо звуком: голосом, мелодией погремушки постукиванием по предмету.
                                                                                     Налаживаем эмоциональный контакт

С рождения ребенок очень чувствителен к воздействиям взрослого, который за ним ухаживает. Наиболее значимы для младенца прикосновения и ласки. При этом движения мамы должны быть спокойными и неторопливыми. Резкие, неточные, неуверенные жесты взрослого приводят младенца в состояние дискомфорта и тревоги, он может стать беспокойным и плаксивым. Малыш еще не понимает слов, но уже чувствует тон голоса, темп речи. Поэтому во время кормления, а также переодевая малыша или занимаясь с ним, нужно ласково разговаривать с ребенком. Не следует позволять малышу слишком долго кричать. И конечно же необходимо тотчас доброжелательно откликаться на все попытки ребенка общаться, хотя они могут сводиться лишь к тому, что он неподвижно прислушивается, делает неопределенные движения, издает какие-то звуки.
     
                                                                                              Развиваем вестибулярный аппарат

Маленькие слепые дети без специальных занятий мало двигаются, поэтому их вестибулярный аппарат развивается медленно. А это, в свою очередь, тормозит развитие активных движений. Чтобы компенсировать отставание, малыша необходимо как можно чаще брать на руки и всюду двигаться вместе с ним. Лучше всего это делать во время прогулок. Ребенок может находиться в специальном рюкзачке ("кенгуру"). Носить кроху на руках или в рюкзаке желательно и при выполнении легких домашних хозяйственных дел. Ведь, передвигаясь вместе с мамой, малыш совершает пассивные движения, которые способствуют развитию его вестибулярного аппарата. Кроме того, они обеспечивают хороший телесный контакт между мамой и малышом, а он так необходим слепому ребенку!

Подобные совместные передвижения необходимо совершать каждый день, по крайней мере до тех пор, пока вес малыша позволяет маме его носить.

                                                                                                  Знакомство с окружающим миром
У слепого ребенка по понятным причинам не возникает потребности поднимать и высоко держать голову, протягивать руки к игрушкам и окружающим предметам, ощупывать их, ползать или ходить, обследуя окружающее пространство. Поэтому стремление к познанию мира у такого малыша должны развивать родители.

Поисковое поведение и игры с мамой - это первоначальный, но крайне необходимый этап на пути от ранней социальной привязанности (родители, домочадцы) к дальнейшей социальной адаптации ребенка в детском саду, школе и.т.д. Для достижения этой цели необходимо поощрять любые попытки малыша к движению и самостоятельности (всегда под наблюдением взрослых), поскольку его личный, реальный опыт приносит гораздо больше пользы, чем любые словесные описания. А проводниками в окружающий мир станут другие органы чувств.

Осязание играет огромную роль в процессе знакомства незрячего малыша с окружающими предметами. Руки заменяют слепому зрение, с их помощью он получает, представление о тех или иных предметах. Нужно поощрять желание слепого ребенка использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов. При этом родители конечно же должны понимать, что малыш сам не станет интересоваться многими вещами до тех пор, пока ему не расскажут о них, - ведь он попросту их не видит! Показывая ребенку что-либо, взрослые должны управлять его руками, накладывая на них свои, и одновременно рассказывать, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться. Необходимо приучать малыша обследовать предметы систематически, используя обе руки (одна рука, например, держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду).

Естественно, кроху нужно предупреждать об опасности, если он собирается дотронуться до чего-то горячего или очень холодного. Иначе, испугавшись неожиданного ощущения, ребенок станет опасаться использовать свои руки для "рассматривания" окружающего мира.

Обучая малыша тому или иному движению, следует стоять за спиной ребенка и делать все вместе с ним. Если при этом находиться напротив, движение получится зеркальным и ребенку будет трудно воспринять его. Кроме того, взрослые должны постоянно рассказывать незрячему малышу о том, чем они занимаются в данный момент, что происходит вокруг. Таким образом они сформируют предпосылки к установлению содержательного речевого контакта с ребенком.

Слух. Слуховые образы предметного мира дают возможность малышам с глубокими нарушениями зрения реагировать на раздражители, соотносить их с предметами и в соответствии с этим организовывать свое поведение. Разговаривая с ребенком, нужно называть его по имени, объяснять, кто с ним разговаривает. И обязательно предупреждать перед любым неожиданным для него проявлением. Например, перед тем, как прикоснуться к малышу рукой. Иначе ему может быть неприятно или он испугается.

Используя возможности слухового восприятия, слепого ребенка можно обучить хватательным движениям. Для того чтобы схватить звучащий предмет, такому малышу нужно акустически локализовать свою цель. Правда, с помощью слуха он не может контролировать траекторию движения рук по направлению к этой цели. Слепые дети, прежде чем приспособить положение кистей своих рук к размеру и форме предмета, должны сначала исследовать его тактильно (на ощупь). Но в конце концов ребенок должен понять, что тот или иной предмет существует, хотя его нельзя пощупать и он не издает звуков. Родителям необходимо научить малыша определять на слух, куда упала игрушка, или находить исчезнувшие предметы на ощупь. Для этого ребенку нужно предоставить возможность самому отыскивать его вещи, упавшие на пол, подсказывая, где именно они находятся. Если что-то в доме переставлено на другое место, об этом нужно обязательно сообщить ребенку.

Еще один момент, на который необходимо обратить внимание: называть разные направления в пространстве и расположение предметов следует как можно более конкретно. Таких понятий, как "там", "далеко", "тут", малыш не воспринимает. Определяя для незрячего ребенка размеры предмета, исходят из размеров тела малыша. Например, "это такого же размера, как твоя рука".

Формирование слухового восприятия, вместе с побуждением малыша к диалогу, общению, обеспечивает активность речевой деятельности ребенка. А это в дальнейшем становится важнейшим фактором частичной компенсации слепоты.
                                                                                                          Музыка тоже поможет

Значение музыкальных образов в воспитании слепого ребенка, а особенно их влияние на развитие функций мозга, трудно переоценить. Поэтому с самого начала родители должны побуждать незрячего малыша к занятиям вокалом и музыкой. Уже в грудном возрасте для младенца следует устраивать недолгие (5-15 минут) ежедневные "сеансы", ненавязчиво приобщая его к ритмичной негромкой музыке с красивой мелодией.

При этом можно слегка раскачивать кроху на руках или помогать ему подпрыгивать (и желательно, интонировать - подпевая). Важно, однако, чтобы после таких музыкальных "пятиминуток" ребенок оставался не в тишине и изоляции, а в атмосфере естественных бытовых звуков - голоса матери, ее шагов по квартире, криков детей на улице, шума трамваев или закипающего на плите чайника и т. п., адаптируясь тем самым к окружающему его миру.

                                                                                                                  Вместе со всеми

Важно, чтобы ребенок постоянно участвовал в повседневных занятиях семьи. Это поможет ему получить представление о том, как, когда и каким образом происходят те или иные события, а позже он станет воспроизводить их в своих играх, постепенно усваивая определенные бытовые навыки. При этом взрослые должны позволить малышу действовать самостоятельно, создав для него безопасную обстановку и обеспечив хороший контроль. Вещи в доме следует держать на строго определенных местах, о которых должен знать ребенок. Тогда ему можно будет позволить самостоятельно собирать их в квартире и возвращать на свое место. Конечно, малыш вряд ли сумеет сразу хорошо справиться с поручениями. Но взрослые обязательно должны хвалить его за любое проявление самостоятельности. А все огрехи можно будет скорректировать позже.

Развитию независимости от взрослых также способствует практика, в силу которой у ребенка должно быть в семье "свое задание", соответствующее его возрасту и стадии развития. Это повышает самооценку малыша, у него появляется желание справляться с более сложными заданиями. Естественно, прежде чем предоставить определенную самостоятельность незрячему ребенку, родители должны обеспечить ему безопасные и комфортные условия в доме - сделать недоступными для малыша электроприборы, медикаменты, открытые окна, форточки и балкон, источники высокой температуры и т. п. Но самое важное - способствовать формированию у крохи чувства предвидения личной опасности. Это чувство пригодится ребенку и позже, когда настанет пора выходить за пределы родного дома.

                                                                                             Внимание - физическому развитию

Отставание слепого или слабовидящего ребенка в двигательном развитии сказывается и на его игровой деятельности. У таких детей долго могут сохраняться примитивные, однообразно повторяющиеся действия с предметами. Причина появления этих навязчивых движений в том, что малыш просто не умеет занять себя чем-то более интересным. Однако это проявление однообразия и ограниченности можно предотвратить, если вовлечь ребенка в интересную игру.

Физические упражнения, как известно, играют важную роль в формировании правильного телосложения и развитии двигательной сферы. Поэтому ребенку с глубокими нарушениями зрения уже с первых недель жизни необходима оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений строится с учетом детской физиологии и анатомии, на базе возрастных физических и интеллектуальных возможностей такого ребенка.

Незрячим малышам ясельного возраста рекомендуется гимнастика в игровой форме, состоящая из упражнений, которые направлены на развитие вестибулярного аппарата, мышечной системы и тактильной чувствительности. Ребенок может выполнять их с мамой или с воспитателем. Очень полезно проводить занятия под тихую, ритмичную музыку, синхронизируя движения в такт с ней. Для развития мышц кистей и пальцев рук (мелкой моторики) можно использовать повседневные ситуации (когда ребенок застегивает пуговицы, обследует новую игрушку и т.д.).

                                                                                                      Навыки самообслуживания

Умение обслужить себя без посторонней помощи - главное, чему необходимо научиться незрячему малышу. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в обществе. И родителям следует уделить этому аспекту особенное внимание.

Основной прием, на котором строится обучение, - управлять руками ребенка, положив на них свои. Причем, совершая вместе с малышом то или иное действие, взрослый обязательно должен подробно рассказывать малышу, что, для чего и как он делает. Однако научить ребенка абсолютно всему не смогут даже самые старательные и терпеливые родители. Малыш должен получать самые разнообразные впечатления и умения, общаясь со зрячими сверстниками. Именно такие взаимоотношения способствуют его естественной адаптации, помогают формированию целеустремленности и воспитанию самостоятельности.

                                                                                                  Выходим в мир с улыбкой

Итак, малыш подрос и многому научился, благодаря помощи близких. Пора расширять жизненное пространство, получать свежие впечатления о мире, открывать новые возможности общения. Но как определить, что такой момент настал? Своеобразным "тестом" на готовность к социальному контакту с другими людьми становится... улыбка ребенка. А самый эффективный стимул для нее - доброжелательный человеческий голос. Постепенно улыбка и смех слепого ребенка становятся более избирательными, с их помощью он выражает свою возрастающую привязанность к любимым и любящим его людям.

Социализация включает в себя развитие эмоциональных связей, общение с окружающими людьми. И естественно, незрячий малыш должен учиться налаживать эти связи. Это поможет ему быстрее адаптироваться в детском саду (иногда речь может идти только о специализированном детском дошкольном учреждении) и в школе (в большинстве случаев специализированной). Успехи в обучении и хорошие взаимоотношения со сверстниками помогут ребенку выработать такие важные личностные качества, как самоуважение, стремление к признанию среди соучеников и родных, потребность в самовыражении. Как помочь ребенку достичь всего этого? Самое главное, что должен понимать слепой ребенок и его родители, - то, что малышу придется жить в мире, приспособленном для зрячих людей. На прогулке в парке, во дворе, в цирке и детском театре он будет вынужден общаться главным образом с нормально видящими детьми, которые, естественно, будут проявлять к нему повышенный интерес. Наверняка они станут жалеть такого ребенка, и подчас в не очень деликатной форме. Да и не вполне тактичные вопросы о слепоте и ее причинах здесь, к сожалению, неизбежны. В таких случаях родителям нужно реагировать спокойно и с достоинством. Лучший выход - ответить на все, сохраняя выдержку, дипломатично, без стеснения и излишнего драматизма, а в подходящий момент перевести разговор на другую тему и вовлечь в ее обсуждение незрячего малыша. Таким образом и близкие слепого ребенка, и он сам скоро научатся достаточно свободно беседовать на любые, в том числе и неприятные для себя темы. А эта способность очень пригодится в жизни. Опыт ведения спокойного, взвешенного диалога с незнакомыми сверстниками и посторонними людьми позволит незрячему ребенку почувствовать не только их разнообразные интересы и моральную атмосферу, но и поможет выработать для себя признаки того, что беседа протекает в благожелательном тоне и что нет оснований чего-либо или кого-либо опасаться. А возможно, научит "предвидеть" межличностный конфликт, от которого никто не застрахован.

Осмысленный разговор слепого ребенка и мамы в раннем возрасте, беседа мамы в его присутствии со знакомыми и посторонний людьми и, наконец, умение вести диалог - вот главные составляющие условий для его успешного обучения играм, самообслуживанию, начальной грамоте в домашних условиях и брайль-письму, поскольку почти все проблемы начального обучения и воспитания слепого ребенка зависят от его коммуникабельности. Если нет диалога между учеником (младенцем) и учителем (мамой), то уже на этом этапе его развития обучение чрезвычайно затруднено или вообще невозможно. И напротив, обучение слепого ребенка самым сложным навыкам, понятиям и предметам (нотная грамота, теория музыки, математика) даже с незнакомыми учителями существенно упростится, если они вместе с родителями научат малыша грамотно задавать вопросы - так, чтобы получать исчерпывающие, на его взгляд, ответы, подробные инструкции, ясные указания и обоснованные рекомендации.

                                                                                              Детский сад. Обучение. Работа

Слепые и слабовидящие дети могут посещать специальные дошкольные учреждения, где для них предусмотрены определенные педагогические методики. Воспитатели проводят с ними специальные занятия - например, организуют динамичные игры и упражнения под музыку и пение, которые одновременно развивают слух, речь, осязание, вестибулярный аппарат, координацию мышц рук, ног и спины, а также способствуют развитию мелкой моторики (например, занятия лепкой из пластилина).

Кроме того, для малышей с глубокими патологиями зрения предназначены специальные книги с объемными (выпуклыми) буквами, цифрами и иллюстрациями из мира скульптуры, архитектуры, спорта, техники, фауны и флоры, а также говорящие игрушки.

Конечно, прогресс в обучении может оказаться не таким явным, как хотелось бы. Особенно если речь идет о слепом глубоконедоношенном ребенке, у которого функции центральной нервной системы не в полной мере соответствуют его возрасту. Но даже в этом случае усилия не окажутся напрасными и будут вознаграждены позднее. Всегда есть основания надеяться, что с возрастом ситуация более или менее нормализуется. Подростки, успешно закончившие школы-интернаты для слепых и слабовидящих (с высоким уровнем интеллектуального теста), могут закончить соответствующие вузы и стать юристами, историками, музыкантами, даже компьютерными программистами (на машинах, оборудованных брайль-клавиатурой и синтезатором речи). Кроме того, слепые и слабовидящие могут работать в системе учебно-производственных предприятий Всероссийского общества слепых (в зависимости от степени сохранности зрения), сборщиками электроарматуры и изделий из пластмассы, а также картонажниками - при условии предварительного обучения на рабочем месте. Незрячие отлично справляются с обязанностями секретаря на телефоне, массажиста, работой овощевода и т.п. Одним словом, у людей с глубокими поражениями зрения есть масса возможностей для полноценной социализации. Главное - не опускать руки и не сдаваться недугу, каким бы угрожающим он ни казался.

Владимир Устинов
вице-президент Российского благотворительного фонда для слепых и слабовидящих детей
Статья из майского номера журнала
Мама и Малыш

01.06.2005

Теги: Слепой ребенок, развитие адаптивных возможностей, пути социализации,зрение

+1

2

Советы родителям по воспитанию слепого ребенка

Имея слепого ребенка, вы ищите пути взаимопонимания с ним. Это особенно важно до года, пока ребенок еще не умеет говорить. Как узнать, слушает ли вас малыш, если он не смотрит на вас? Как дать ему понять, что вы его слышите, хотя он и не видит вашего взгляда? О чем говорить с ребенком, если не знаешь, чем заняты его мысли? Как помочь ему разобраться в мире, когда он не видит того, о чем ему толкуют? Иногда возникает чувство, что у вас больше вопросов о вашем ребенке, чем ответов, но вы не должны забывать, что у слепого ребенка те же основные запросы, что и у любого другого.

Научитесь понимать своего ребенка — для этого нужно только уделять ему внимание и следить за ним и происходящим вокруг него.

Помните о творчестве в разговоре с вашим ребенком: говорите больше. Ваши фразы дают ребенку добавочную информацию — помогают менять мир.

Предоставьте ребенку возможность делать свои собственные открытия — разрешайте играть с предметами (бытовыми и игрушками) так, как он хочет. Однако ему нужна ваша помощь, чтобы объяснить непонятное.

Иногда вы не знаете, как ответить ребенку, потому что не можете понять, о чем он вам говорит. Иногда имеет смысл попросить его повторить свои слова или объяснить, что он хотел сказать. Особенно важно дать ему понять, что его слышат, если вы видите его растерянность и не можете понять ее причину.

Знакомьте ребенка с окружающим миром — говорите о том, что делаете, позволяйте ребенку дотрагиваться, пробовать, нюхать и выслушивать все то, что его окружает.

Ребенку нужно объяснить, откуда вокруг него берутся звуки и запахи — он не видит предметов, от которых они исходят. После объяснений ребенок будет меньше бояться громкого шума и незнакомых ощущений.

Вы можете помочь ребенку расширить круг своих интересов и понять других людей во время совместной игры. Поощряйте ребенка, чтобы он активно участвовал в игре.

Слепым детям необходима дополнительная помощь, чтобы узнать о самочувствии окружающих людей. Описывайте свои чувства словами и интонацией, чтобы передать ребенку, улыбку и выражение лица, которого он не видит.

Чтобы помочь ребенку понять других людей и окружающие предметы, вы должны много говорить. Помните: лучше говорить слишком много, чем слишком мало.

Ребенок развивается не только за счет количества, но и за счет качества полученной информации. Когда ребенок задает вопросы, старайтесь дать на них наиболее полные ответы. Если вы часто задаете ребенку вопросы — попробуйте как-нибудь иначе привлекать его внимание — позвать по имени или дотронуться до него.

Надеемся, что вам помогут некоторые советы. Вы самый главный человек в мире для вашего ребенка. Будьте уверены в себе, потому что вы знаете своего ребенка лучше всех. Из-за вашей особой связи с ребенком вы для него лучший учитель.

Источник информации:
Подборка материалов общества слабовидящих (Великобритания) [Текст]. — СПб., 1994

Помогите мне! Советы родителям, которые мог бы дать слепой ребенок, если бы его спросили

1. Я нуждаюсь в большей помощи, чем другие дети. Меня надо учить делать такие вещи, которые другие дети просто перенимают, глядя на родителей. Меня необходимо учить пользоваться руками, слухом, чувствами вкуса и обоняния.
2. Пожалуйста, разговаривайте со мной, потому что мне надо знать, что вы рядом.
3. Предупреждайте меня, прежде чем дотронуться или сделать что-либо неожиданное, так как я не могу видеть, как ваши руки двигаются ко мне.
4. Всегда будьте правдивы и честны со мной. Я должен доверять тем, кто помогает мне. Мне нужно слышать ваш смех, когда вы играете со мной, так как я не вижу вашей улыбки.
5. Объясните, пожалуйста, что, что должно произойти. Я не всегда могу видеть, где вы находитесь.
6. Расскажите мне, что значат пугающие шумы и, пожалуйста, держите меня за руку при этом, чтобы вселить в меня уверенность.
7. Рассказывайте мне, что вы делаете и что происходит вокруг меня. Радио — хорошая вещь, но с вами не сравнить.
8. Я могу узнать людей, только находясь вместе с ними, слыша их и «помогая» им.
9. Давайте мне игрушки, сделанные из дерева, шерсти и металла, а не только из пластика. Привязывайте их к кроватке, чтобы я не потерял их. Мне больше нравится играть с жесткими игрушками, которые можно жевать, но не очень маленькими, чтобы я не мог проглотить их.
10. Говорите мне, что как называется, что мокрое, что мягкое, что издает приятные звуки и т.д.
11. Мне нужно играть не только игрушками, но и настоящими вещами, так как это те вещи, которые я должен понять. Возможно, они мне понравятся больше, чем другие игрушки.
12. Разрешайте мне «помогать» на кухне. Я узнаю много с помощью пальцев и носа. Но не забудьте повернуть ручки всех кастрюль и сковородок в сторону и принять другие меры предосторожности (имеется в виду плита), так как я не вижу опасности.
13. По мере роста мне необходимо познавать большой мир. Давайте мне трогать как можно больше предметов окружающей среды (овощи, фрукты, листья, шишки-)
14. Когда вы играете со мной, зовите меня до тех пор, пока я не найду вас.
15. Производите действия, держа меня за руки, так как я не могу обучаться им, глядя на вас.
16. Научите меня самостоятельно раздеваться и одеваться.
17. Помогите мне научиться чистить зубы, умываться и вытираться.
18. Покажите мне, что находится вокруг меня в комнате: столы, полки, потолок, дверь, мебель. При перестановке мебели заранее предупреждайте меня об этом.
19. Приучайте меня к ходьбе по лестнице, но, когда я учусь ходить, обязательно следите, чтобы на лестнице были перила (загородка).
20. Выводите меня на улицу играть в любую погоду. Пожалуйста, не закладывайте мне уши. Они мне необходимы, чтобы узнавать направление.
21. Я такой же, как и другие дети, и я люблю играть с другими. Не слишком беспокойтесь, если я получу пару синяков.
22. Разрешайте мне помогать пеленать ребеночка. Это мальчик или девочка? А я мальчик или девочка? Важно, чтобы я знал разницу.
23. Если мне необходимо носить очки, следите, чтобы я неукоснительно выполнял предписание врача.
24. Если кроме меня в семье еще кто-нибудь носит очки, следите, чтобы я носил свои собственные и узнавал их.
25. Если очки мне необходимы, то обязательно имейте запасную пару.
26. Если мои линзы круглые, убедитесь, что они не вращаются.
27. Проверяйте, чтобы мои очки были мне удобны, я могу «вырасти» из них. Следите, чтобы дужки плотно цеплялись за уши и очки не соскальзывали.
28. Когда очки сняты, убедитесь, что они не лежат стеклами вниз, так как легко могут поцарапаться и испортиться.
29. Грязные стекла вызывают напряжение зрения, так что следите, чтобы они были чистыми. Когда протираете стекла, используйте мягкий материал, который не царапает поверхность линз (пластиковые линзы безопаснее, но ни легче царапаются).

Источник информации:
Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье [Текст] // Библиотека родителей. — М., 1993.


Научите ребенка общаться: Советы родителям по воспитанию ребенка с нарушениями зрения

Для развития коммуникативных способностей ребенка важнейшее значение имеет общение родителей со своим малышом. Эти рекомендации помогут родителям и тем взрослым, которые проводят большую часть времени с ребенком, найти правильный подход к нему, научиться взаимодействовать с ним, быть необходимым ребенку не только в плане физического ухода за ним, но и для равноправного общения.

Чаще ходите с малышом на прогулки в лес, парк. Учите его внимательно рассматривать все, улавливать запахи, звуки, узнавать деревья и кусты, их плоды, листья с помощью зрения и на ощупь, воспринимать изменения, происходящие вокруг. Все, что вы видите и наблюдаете, обсудите вместе с ребенком, предложите ему рассказать о том, что он чувствует и как воспринимает.

Развивайте речь малыша: учите его правильно называть окружающие предметы и действия с ними, четко проговаривать слова, грамотно строить фразы, говорить спокойно, обращать внимание на интонацию.

Активно участвуйте в играх ребенка, проявляйте доброжелательную заинтересованность в том, что он делает, при необходимости помогайте. Ваше активное участие в играх и различных занятиях ребенка необходимо еще и потому, что он может нуждаться в подробном объяснении и показе того, что и как нужно делать.

В семье у малыша должны быть определенные постоянные (в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями) обязанности. Обязательно похвалите его, отметьте то, что он хорошо делает. То, что дается особенно трудно, делайте вместе, постепенно предоставляя ребенку все больше самостоятельности. Такая совместная деятельность очень полезна, так как малыш начинает понимать, что может довериться взрослому в любой ситуации. В то же время у него растет уверенность в своих силах, исчезает страх перед трудностями.

Поощряйте хорошие поступки ребенка, его старание.

Посещая вместе театр, выставки. Музеи, показывайте и объясняйте все, что ему непонятно, незнакомо, то, что он не может воспринять, увидеть или хорошо рассмотреть. Вместе обсуждайте прочитанную книгу или просмотренный фильм, обменивайтесь мнениями — все это будет способствовать вашему сближению, появлению у ребенка еще большего доверия к вам, желания быть с вами рядом, общаться. Кроме того, с вашей помощью он учится ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Приобщайте ребенка к своей жизни. На доступном его пониманию уровне рассказывайте о своей работе, своих делах, об успехах или возникающих проблемах. Представляйте ему возможность высказать свое мнение, поделиться впечатлениями. Относитесь к ним с вниманием и уважением. Если что-то покажется вам неправильным, скажите об этом тактично.

Создавайте ситуации для общения маленького человека со сверстниками, с другими взрослыми. Ненавязчиво помогайте ребенку в знакомстве и налаживании контакта с другими детьми, в организации совместной игры.

Необходимо научить своего ребенка аккуратно есть (не расплескивая первое, не соря вокруг себя).

Учите своего ребенка вести себя дома, в гостях, в общественных местах в соответствии с этическими нормами: не быть назойливыми при общении с окружающими людьми, внимательно, не перебивая, слушать других, спрашивать разрешения взять что-либо, не принадлежащее тебе, возвращать на место те предметы, которые брал, благодарить окружающих за помощь.

Своими поступками, поведением демонстрируйте ребенку образец доброжелательного, заботливого отношения к своим близким, друзьям.

Учите своего ребенка считаться с интересами и желаниями друзей, членов своей семьи.

Не выступайте в роли человека, контролирующего все действия ребенка. Станьте для него понимающим товарищем.

Воспитанные у вашего ребенка качества — доброжелательность, открытость, тактичность, умение считаться с другими — помогут ему в дальнейшем легче вступать в контакт с окружающими, располагать их к себе, приобретать друзей, быть уверенным в себе и самостоятельным, успешно адаптироваться к условиям современной жизни.

Источник информации:
Подкозина Е. Научиться общаться [Текст] / Е. Подколзина // Школьный вестник. — 2005. — N 6. — С. 1-7.

+1

3

Общие рекомендации для родителей по развитию незрячих и с сильно поврежденным зрением детей

Двигайся со мной

Дети с серьезными поражениями зрения часто предпочитают, чтобы их мир был постоянным и знакомым. Поэтому они стараются всячески сопротивляться каким-либо изменениям, и это включает изменения положения. Многие родители говорили нам, что их дети с ограниченным зрением только предпочитали лежать на спине. Таким образом, с самого начала, необходимо предлагать широкий спектр двигательной активности вашего незрячего ребенка. Чем раньше вы начнете и чем более привлекательной вы сделаете эту активность, тем более удобно будет вашему малышу пробовать и изучать новые положения.

Вопрос своевременности тех или иных действий очень важен в этих вопросах, а понимание того, как развивается мускулатура вашего ребенка, поможет вам точно знать, когда он готов к тем или иным движениям. Мышцы вашего ребенка развиваются постепенно, в течение многих месяцев, но сам темп, с которым это происходит, несколько зависит от индивидуальных внутренних «часов» вашего ребенка, характера личности, а также того, родился ли ребенок в срок.

Дети с ограничением или потерей зрения обладают таким же потенциалом для изучения движения, как и зрячие. Мы все имеем в изобилии «навигационные системы», которые используются для ориентации в пространстве. Зрение только одна из них. Следовательно, наша задача — помочь детям с ограничениями зрения настроиться как можно раньше на другие «навигационные системы». Если такая «перенастройка» не произойдет, обычно происходят задержки в определенных областях, таких как ползание и ходьба. В дополнение к этому, развитие навыков движения может стать менее динамичным, чем у зрячих детей. Для вас важно оказать дополнительную помощь вашему ребенку, чтобы он укрепил необходимые мышцы и развил другие органы чувств для того, чтобы обрести необходимую уверенность и хорошее ощущение равновесия для обеспечения более динамичного овладения навыками движения.

Этот буклет предлагает множество путей для развития соответствующих навыков движения в развитии вашего ребенка. Все высказанные предложения носят характер рекомендаций, и мы надеемся, что вы будете использовать их таким образом, чтобы это было работало наилучшим образом для вас и вашего ребенка.

скачать полный текст -Путеводитель для родителей по развитию навыков ориентации и движения у детей с проблемами зрения.

0

4

Учимся кушать

Если вы твердо решили научить своего малыша кушать самостоятельно...

Детям с нарушенным зрением научиться есть самим труднее, чем зрячим. Это связано с тем, что у них не функционирует основной орган исследования, и это существенным образом влияет на их осознание, восприятие и ожидание от еды, которую им предлагают. В результате дети часто противятся употреблению текстурной пищи, не хотят самостоятельно кушать и становятся “плохими едоками”.

Научиться есть — сложный процесс, который включает в себя сенсорную стимуляцию и осознание, умение контролировать движения, координацию, а также стремление исследовать. Культура поведения также является одним из аспектов процесса обучения. Большинство зрячих детей с легкостью учится кушать, и родители часто не знают, какие стадии проходят их дети и насколько сложный это процесс.

Кормление считается важным аспектом в уходе за ребенком. Оно способствует еще большему скреплению уз любви и доверия между родителями и детьми. Когда все складывается хорошо, родители чувствуют свою уверенность в способности удовлетворить одну из наиболее основных нужд ребенка.

Родители и няни расстраиваются и чувствуют себя некомфортно, если их дети, в отличие от других, не проявляют должного энтузиазма, когда им предлагают разную пищу. Такие чувства обычно испытывают родители незрячих детей, и это может негативно отразиться на их взаимоотношениях.

На то, чтобы помочь ребенку научиться есть самостоятельно, может понадобиться много времени. Когда у младенца при нарушениях зрения, задержках в развитии и проблемах, связанных с мышечным тонусом, возникают сложности с питанием, необходимо прибегнуть к специальным методам, учитывающим индивидуальные особенности малыша. К счастью, существуют такие методы, которые способны придать родителям чувство уверенности при проблемном питании ребенка. Есть также специальные приемы, способствующие успешному обучению малыша с нарушенным зрением самостоятельному питанию.

Скачать полный текст- Учимся кушать

0

5

Покажи мне, что мои друзья могут видеть

Интерес к миру и людям обычно пробуждается через глаза новорожденного младенца и подкрепляется видимой радостью его родителей на его реакцию на них и окружение. Таким образом быстро прогрессируют две важных характеристики интеллектуального развития - социальная реакция и побуждение.

Незрячий младенец не может видеть сияющие глаза и выражение лица его родителей, и поэтому он не смотрит и не улыбается в ответ; он так внимательно слушает, когда люди говорят, что его выражение лица может стать пассивным. Эти реакции можно легко неправильно истолковать как недостаток интереса, и это приведет к уменьшению живого контакта, в котором он нуждается. Осознание причины, по которой младенец внешне проявляет недостаток интереса - это первый шаг.

Скачать полный текст-Идеи для содействия интеллектуальному развитию детей с сильно поврежденным зрением.

0

6

Пути к самостоятельности

Ориентирование и мобильность - не те слова, которые часто звучат в повседневных разговорах, но вы наверняка будете постоянно их слышать, пока ваш ребенок растет. Проще говоря, ориентирование - это ощущение своего местоположения, ну а мобильность - это движение. Для малыша, имеющего проблемы со зрением, ориентирование означает точное знание того, где он сейчас находится, куда он хочет идти и как туда добраться; мобильность связана с безопасным и самостоятельным перемещением.

Благодаря тому, что простые игры и занятия легко впишутся в ваш повседневный быт, вы сможете помочь вашему малышу развить основные навыки движения и ориентирования уже в первый год его жизни. В этом буклете рассматриваются семь отдельных навыков и предлагаются игры и занятия для развития каждого из них. Рассматриваемые навыки развиваются одновременно. Вы можете вовлечь вашего ребенка в развивающие игры во всех семи областях с первых месяцев жизни. Однако игры и занятия должны быть тщательно подобраны, в зависимости от готовности к ним конкретного малыша. Когда ваш ребенок пытается сделать что-то новое, успех для него очень важен. Занятия, разработанные для обучения новым навыкам должны быть достаточно легкими, чтобы быть уверенным в успехе и чувстве радости от достигнутого, как у вашего ребенка, так и у вас. Уровень сложности следует увеличивать постепенно, в темпе, который не должен приводить к разочарованию.

скачать- Навыки движения и ориентирования для Вашего малыша

0

7

Учимся играть

Родители и специалисты придерживаются единого мнения о том, что игра – важная и неотъемлемая составляющая развития ребенка. В процессе игры ребенок шаг за шагом обучается применять на практике недавно приобретенные им навыки. На то, как он играет, влияют различные факторы: темперамент, уровень активности, а также предпочтение тех или иных игрушек, игр. Со временем у каждого ребенка развивается свой собственный стиль игры. Не существует единственно «правильного» способа игры. Самое главное – это, чтобы ему нравилось то, чем он занимается.

Для большинства детей способность играть приходит естественным образом; их не нужно учить этому. Дети с нормальным зрением наблюдают и имитируют то, что делают другие. Они учатся, как обращаться с предметами и людьми посредством так называемого «случайного познания». Они учатся выполнять разные задания просто потому, что могут наблюдать каждый день за происходящими вокруг событиями.

У детей с нарушенным зрением или незрячих нет возможности учиться таким образом или с легкостью подражать поведению других. Им, как правило, нужна дополнительная помощь, и больше времени уходит на то, чтобы разобраться, как обращаться с игрушками и взаимодействовать с людьми.

Мы обнаружили, что некоторые игровые ситуации представляют особую трудность для незрячих детей. В предлагаемом буклете мы обращаем внимание на три момента:

    исследование игрушек и различных материалов;
    переход от одного рода занятий к другому;
    игра с другими детьми.

Мы обсудим, почему эти области иногда создают проблемы для слепых детей, а также предложим вашему вниманию некоторые рекомендации, которые были собраны нами в течение многих лет при общении с родителями и специалистами в данной области.

СКАЧАТЬ- Не только забавы, но и важная составляющая развития ребенка

0

8

Говори со мной

Родителям любого малыша очень важно уметь найти взаимопонимание со своим чадом, применяя при этом различные методы. Особенно это важно в течение первого года его жизни, до того как он начнет говорить. В случае с незрячим малышом это выглядит несколько сложнее, т.к. вам необходимо понять слушает ли вас ребенок, когда он на вас не смотрит. Будет ли малыш понимать, не видя вас, что его слушают? Как помочь понять ему окружающий мир, если он не видит то, о чем вы рассказываете?

Но сколько бы вопросов у вас не возникало и как бы тяжело вам порой не было всегда помните, что у вашего ребенка точно такие же основные потребности как у любого другого и вам необходимо найти способы удовлетворения этих потребностей. Ваш малыш(как и любой другой) нуждается в человеке, готовом разделить их интересы. Ему нужен тот, кто поверит в его способности развиваться как полноценная и творческая личность. Ваш ребенок такой же как другие, ему всего лишь необходимо немного больше внимания и развивается он несколько иначе, чем зрячий.

Речь – это важнейшее средство познания мира и связи с ним для любого ребенка, а для незрячего - особенно. Незрячие дети пользуются речью, чтобы узнавать, кто их окружает и что вокруг происходит. Но первыми словами они радуют нас несколько позже, чем зрячие. Наша роль, как родителей огромна в процессе овладения речью такими детьми.

Поскольку каждый ребенок индивидуален, то необходимо искать свои пути, как справиться с его трудностями. Нет одного совета на все случаи жизни, но есть некоторые подсказки с помощью которых вам будет легче найти правильное решение в каждой конкретной ситуации. Вы знаете своего малыша значительно лучше, чем кто -либо и сами решите, что для него больше подходит.

В данном буклете мы выделили области речевого развития ребенка, за которыми надо вести особое наблюдение.

Анализируя опыт родителей незрячих детей можно три основные проблемы возникающие у малышей, в процессе овладения ими речью. А именно:

    1. повторение
    2. вопросы
    3. называние себя.

Скачать- На что обратить внимание, развивая речь наших незрячих малышей

СКАЧАТЬ- Акцент на основные проблемы и трудности, возникающие в процессе развития речи незрячих малышей

0

9


Двигайся со мной

Дети с серьезными нарушениями зрения часто предпочитают, чтобы их мир был постоянным и знакомым, поэтому стараются сопротивляться каким-либо изменениям, в том числе и изменениям положения тела. Но они обладают точно таким же потенциалом для изучения движения, как и зрячие. Поэтому с самого начала надо предлагать широкий спектр двигательной активности вашего ребенка. Чем раньше вы начнете и чем более привлекательной вы сделаете эту активность, тем более удобно будет вашему малышу пробовать и изучать новые положения.

Помните, что иногда, прежде чем незрячий ребенок начнет ходить самостоятельно может пройти длительное время. В конце концов ведь очень страшно ступить в открытое пространство, не имея возможности проконтролировать ситуацию до того, как что-то произойдет. Проявите немного терпения и ничего не бойтесь. С практикой вы обретете больше уверенности, а малыш раскроет в себе новые способности.

Скачать полный буклет- Путеводитель для родителей по развитию у незрячих малышей хорошего ощущения равновесия и динамичного овладения навыками движения

0

10

Начинаем двигаться

Ориентация - это способность определить свое местонахождение, используя окружающую обстановку. Мобильность относится к умению изящно, безопасно и результативно передвигаться с места на место.

Данный буклет состоит из четырех разделов – умение дотягиваться, ползание, ходьба и использование трости. Навыки, изложенные в каждом разделе, основываются друг на друге.

Когда малыш начнет ходить, его тело будет посылать ему много новой информации. Когда он будет ходить по полу, то сможет определять различные текстуры, исследовать руками множество различных предметов. Он начнет учиться держать равновесие и открывать новые грани окружающего мира.

Ваши знания об ориентации и мобильности значительно увеличатся, после того как вы ознакомитесь с этим буклетом. С вашей помощью малыш пройдет путь с ваших рук до самостоятельного передвижения. Он научится прибегать к помощи стационарных предметов, чтобы лучше ориентироваться...

Скачать- Как развить ориентацию и мобильность у детей дошкольного возраста

0

11

Двигаясь и действуя

Все дети лучше всего учатся в действии, будучи активными. Это в особенности относится к малышам, имеющим проблемы со зрением – им необходимо дотрагиваться до окружающих предметов, ощупывать и исследовать их. Прикосновение очень важно для такого ребенка.

Когда незрячие дети занимаются каким-либо делом, им следует рассказывать о том, что они делают и чем пользуются в это время. Комбинация действия и рассказа о нем - один из наилучших для ребенка способов узнать о себе, своей семье и своем все увеличивающемся мире.

В данном буклете предлагаются советы по поводу игр и сами игры, которые, несомненно, принесут удовольствие вам и вашему малышу. Самое важное для вас, вашего ребенка и вашей семьи - это удовольствие от общества друг друга, процесс более глубокого взаимного познания. Обмен впечатлениями со своей семьей - один из важнейших путей познания ребенком мира.

С помощью этих занятий и тех, что вы придумаете сами, вы поможете вашему малышу стать более любознательным, активным, внушите ему еще более сильное желание изучать и пробовать новое, а также вновь повторять то, что уже известно и освоено.

Скачать- Как помочь детям, имеющим серьезные проблемы со зрением, познать мир

0

12

Ребенок с нарушениями зрения. Рост, обучение, Развитие. С младенчества до школьных лет.

Вне зависимости от того, как ребенок видит, у него такие же, как и у других малышей, потребности, чувства и общие реакции на процессы роста. Более того, он не просто ребенок, а личность. Его нарушенное зрение – еще одно отличие, еще одна черта, которая делает его особенным. Незрячим детям необходимо:

    Систематически познавать с помощью взрослых окружающий мир: людей, вещи, даже самих себя. Вещам, которые при наличии зрения узнаются относительно мимоходом, нужно целенаправленно обучать, когда зрение нарушено.
    Иметь возможность узнавать, постигать и развивать свои тела, двигаясь и занимаясь физическими упражнениями.
    Получать стимул использовать имеющееся у них зрение.
    Получать представление о других людях, об их реакциях, чувствах и том, что они делают, на основании их голосов, а не по выражению лица, жестам или взгляду.
    Выработать понимание того, что существуют вещи, к которым нельзя прикоснуться (облака, снежинки, огонь).
    Чаще бывать с другими людьми (как детьми, так и взрослыми), узнавать друг друга, чтобы расширять жизненный опыт и развиваться, как индивидуальная/общественная личность.
    В соответствующее время, учиться заботиться о себе самостоятельно, как и все другие дети.
    Узнать благодаря возрастающему пониманию, выражаемому окружающими, что, несмотря на нарушения зрения, они учатся познавать мир правильно.

Важнее всего понимание того, что на жизнь и взросление ребенка огромное влияние оказывает то, как его принимают, воспринимают, поощряют и ценят в доме, и то, как он учится воспринимать себя самого.

СКАЧАТЬ- Общее описание последовательных стадий развития и специфических нужд незрячего ребенка.

0

13

Как можно просмотреть все эти буклеты?

0

14

Элла написал(а):

Ребенок с нарушениями зрения. Рост, обучение, Развитие. С младенчества до школьных лет.

Вне зависимости от того, как ребенок видит, у него такие же, как и у других малышей, потребности, чувства и общие реакции на процессы роста. Более того, он не просто ребенок, а личность. Его нарушенное зрение – еще одно отличие, еще одна черта, которая делает его особенным. Незрячим детям необходимо:

    ...
СКАЧАТЬ- Общее описание последовательных стадий развития и специфических нужд незрячего ребенка.


Не СКАЧАТЬ! Как можно познакомиться с этими материалами?

0

15

Нажимаете на слово "скачать"- открывается информация. у меня все открывается. попробуйте по ссылке: http://lol.in.ua/PDF/VisImpCh.pdf

0


Вы здесь » Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" » Зрение » Советы родителям по воспитанию слепого ребенка