Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах)

Объявление


ЕСЛИ У ТЕБЯ ПРОБЛЕМЫ - ПРИХОДИ, МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ПОМОЧЬ. ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ ПРОБЛЕМ - ПРИХОДИ, ПОДЕЛИСЬ С НАМИ - КАК ТЫ СМОГ ЭТОГО ДОБИТЬСЯ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



что же это такое физическая терапия?

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Издревле замечено, что физические тренировки, то есть как то особо организованные физические нагрузки, могут повышать выносливость, координированность и из слабого и немощного сделать сильного и ловкого. Поэтому вольно или невольно всякие немощные люди, используя различные природные факторы, пытались добиваться посредством систематических тренировок здоровья. В 18-19 веках стали появляться медицинские заведения где лечили движением, водой. купанием, ездой на лошадях и всякими другими подручными средствами природы. Тогда же начала вычленяться из этих средств так называемая физическая терапия, со своей теорией.  В России в этом сыграл большую роль Лесгафт, анатом, увлекавшийся спортом. С его подачи был открыт первый вмире институт физической культуры, дававший прекрасные знания в области теории и практики физической культуры. Эти знания невозможны без хорошего знания анатомии и физиологии, биохимии, педагогики, психологии и других дисциплин. Позже подобные институты открылись в других регионах страны. Почти по аналогичной программе готовили специалистов на кафедрах физического воспитания при пединститутах.В программе обучения был и предмет под названием лечебная физкультура, а также спортивный массаж. После окончания института выпускники имели право на работ в должности врача ЛФК. Врач ЛФК это специалист, который сам принимает, обследует пациента, ставит задачи и сам же их выполняет.В юридическом плане это парадокс. Специалист без медицинского образования называется врачом. Поэтому  парадокс этот в девяностых годах был устранен и бывших "врачей" стали называть инструкторами -методистами...Вместе с изменением названия мы были лишены возможности работать самостоятельно и на нынешний день ситуация не позволяет развиваться этой специальности в нужном направлении. В нужном направлении развивается специальность физический терапевт, который на равных с врачами правах участвует в реабилитации. В России такой специальности нет.А за рубежами, в Европе, Америке и других таких специалистов готовят при медицинских институтах по программе близкой нашим институтам физкультуры, с той разницей, что все наши усовершенствования по массажным, мануальным прочим методам включены там  программу основного обучения. У нас же это после дипломным образованием называется и к нынешнему времени сведено на нет...Попозже напишу продолжение...

Теги: физическая терапия,тренировки,нагрузки,массаж,методист,инструктор, ЛФК

+1

2

И так продолжу...
В большинстве стран физическим терапевтом называют специалиста, который занимается лечением функциональных, прежде всего двигательных, нарушений и использует для этого не медикаментозное лечение, а физические упражнения, мануальную терапию, массаж, воздействие различных природных факторов (тепла, , воды и др.) и различных феноменов двигательной системы. Такой специалист – не врач, не массажист и не методист по лечебной физкультуре. Физическая терапия – особая медицинская специальность, по которой студентов начинают готовить отдельно от будущих врачей с первого курса университета.
Казалось бы, методы, которые использует в своей работе физический терапевт, хорошо известны. Да, так и есть, но особенность заключается в том, что один физический терапевт заменяет сразу многих привычных для нас специалистов: он сам и осматривает пациента, и диагностирует у него те или иные нарушения, и составляет для него программу занятий, и сам же, выполняя эту программу, занимается с ребенком. Работа по формированию локомоций(перемещение тела в пространстве), это работа физического терапевта или кинезотерапевта. …
Физический терапевт(кинезотерапевт) должен помимо тренерских знаний и умений, еще уметь и мануально(массаж, мобилизации, проводки, помощь) воздействовать на тело ребенка с целью создания благоприятных условий для выполнения движений, уметь увидеть зачатки движений и своими руками довести это движение до логического завершения в самостоятельную локомоцию.
Работу по формированию локомоций необходимо начинать как можно раньше, как только позволяют витальные (жизненные) функции ребенка.
  Почему  необходимо начинать как можно раньше работу по формировании локомоций  и статики ребенка?
        1. Мы еще не знаем глубины поражения ЦНС и в процессе занятий, лучше чем во время редких неврологических осмотров сможем заметить конкретные проблемы. А дети с незначительным поражением ЦНС смогут хорошо восстановить потерянные функции двигательной системы..
         2.Приучаем ребенка не бояться взаимодействовать с посторонними
         3.При очень сильном поражении ЦНС сможем предупредить контрактуры за счет выполнения различных, пусть рефлекторных, но активных движений. В дальнейшем велик шанс, что они,движения, из рефлекторных станут осознанными, а ребенок более координированным и приспособленным к самостоятельным перемещениям тела(локомоциям)…
          4.Наивно было бы предполагать, что появится таблетка или иное средство восстанавливающее поврежденный мозг. Ни какой массаж или пассивные упражнения не научат движениям.(Как приводит пример Ненси Фанни, сколько не сгибай ноги, не массируй их, а на коньках кататься не научишь, пока не поставишь на коньки). Точка приложения массажа это сенсорная сфера. Через эту сферу можно добиться или расслабления или, наоборот, тонизирования, но не движения. Массаж и всякое другое мануальное или медикаментозное или оперативное воздействие необходимы в той мере, в какой они могут создать условия для активного осознанного движения.. То, что мы можем делать уже сейчас,не дожидаясь появления чудодействнного средства – это помогать ребенку развиваться! В том числе или даже в первую очередь развиваться двигательно...
Завтра я расскажу вам, как в норме формируются двигательные функции. Возможно, кому то это будет интересно и, возможно, поможет двигаться в правильном направлении...

+1

3

КАК ФОРМИРУЮТСЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.
Двигательные функции представляют собой важный критерий состояния здоровья. У новорожденных они являются наряду с вегетативными функциями, основным показателем жизнеспособности организма, легко поддаются наблюдению, и при хорошем знании их развития можно своевременно выявить аномалии …
Двигательные функции ребенка начинают формироваться еще внутриутробно. И начинают они формироваться с развития постурального тонуса(тонуса, сохраняющего положение тела в пространстве).Приблизительно до 12 недели внутриутробного развития плод сохраняет флексионное(сгибательное) положение. Затем нижние конечности начинают принимать выпрямленное положение, а приблизительно с 22 недели начинают выпрямляться и верхние конечности и к 28 неделе в состоянии экстензии(выпрялении) находятся и ручки и ножки. После 28 недели сначала ноги, а затем и руки начинают снова сгибаться, таким образом к 37 недели(к моменту рождения доношенного ребенка)  ручки и ножки плода снова принимают согнутое положение.
  Одновременно с развитием постурального тонуса, с 12 недели, начинают формироваться и рефлеторные двигательные ответы на внешние(экстероцептивные) раздражители,  и раздражители, исходящие от самих мышц или анализаторов(экстероцептивные), вызывающие цепное изменение тонуса в различных мышечных синергиях(цепочках мышц, участвующих в каком то движении). Таким образом сначала пояляется изолированный наклон головы, позже присоединяются движения туловища и наконец появляются движения ногами в виде рефлекса Бабинского(отдергивание нижней конечности в ответ на раздражение стопы), хватательный рефлекс, рефлекторное изгибание туловища. С 20 недели начинает появляться и бульбарная и ретикулярная активность, то есть  активность глотательных и дыхательных мышц. Появляется спонтанный асимметричный шейный тонический рефлекс, когда на поворот головы в сторону меняется тонус в мышцах конечностей, появляются перекрестные шагательно-велосипедные движения…
    Первым двигательным актом доношенного новорожденного ребенка является глубокий вдох, за которым следует сопровождающийся криком выдох.Затем наступает 2-3 х дневный период адаптации, и только тогда состояние ребенка новорожденного стабилизируется настолько, что его двигательные реакции можно в неврологическом отношении расценивать с большой достоверностью.
  Двигательные реакции новорожденного имеют преимущественно рефлекторный характер. Вызывающие их импульсы большей частью нами неуловимы. У некоторых новорожденных спонтанная моторика в состоянии покоя весьма бедна, а у других она выражена очень сильно и многообразно; одни реагируют на внешние импульсы минимально и недостаточно, другие исключительно сильно. Движения осуществляются обычно симметрично на обеих половинах тела, однако в постуральном(статичном)  отношении имеет место асимметрия: голова большинства новорожденных поворачивается в той или иной степени преимущественно к одной стороне, с чем обычно коррелирует и положение конечностей в смысле асимметричных шейных тонических рефлексов (АШТР) когда на стороне лица(фронтальной) конечности находятся в состоянии экстензии(разгибания), на шейной стороне они флексированы(согнуты). Здоровый новорожденный способен поворачивать голову в обе стороны, а в положении на животе он способен короткое время асимметрично удерживать в экстензии шею. Однако он не способен поднять голову в положении на спине.
 
   Ряд рефлексов периода новорожденности сопровождается двигательной реакцией, более или менее локализованной. При поисковом рефлексе новорожденный поворачивает голову к одной стороне, при хватательном рефлексе сгибает пальцы одной кисти или пальцы стопы, при рефлексе отдергивания сгибает преимущественно раздражаемую нижнюю конечность, оттягивая тем самым ступню от раздражителя и т.п.
    В положении на спине конечности бодрствующего новорожденного не находятся в состоянии стойкой флексии, они производят сгибательно-разгибательные движения и , порой одна из них остается свободно лежать в полусогнутом положении (семиэкстензии). Можно наблюдать асимметричное влияние положения головы в виде шейных тонических рефлексов.
    Под влиянием шейных тонических рефлексов, например при повороте головы направо, возникает экстензия правых конечностей, сочетающаяся с флексией левых конечностей, а при повороте головы налево имеют место противоположные взаимоотношения. Движение одного сегмента тела вызывает определенное иррадиирующее изменение тонуса и тем самым и движение в других сегментах, что способствует в конечном итоге изменению постуральной ситуации. Основой этого процесса являются тонические миотатические рефлексы, обеспечивающие адекватное положение конечностей и аксиальногоцентрального, головного) органа по отношению к друг другу. Стабилизацию тела в пространстве обеспечивают рефлексы лабиринта. Обе эти группы рефлексов обозначают как рефлексы положения, или постуральные.Их изучение имеет большое значение как с точки зрения нормального, так и патологического развития моторики.
   Новорожденный, поставленный из вертикального положения на весу ступнями на опору, выпрямляет конечности, туловище и подчас и голову(рефлекс опоры) а если, поддерживая его подмышки, слегка наклонять в стороны и продвигать в перед, он сможет даже осуществлять координированные шагательные движения нижними конечностями, остающимися в полусогнутом положении .
    Другой формой локомоции является ползание в положении на животе, при которой новорожденный с помощью координированных движений нижних конечностей продвигает туловище вперед.
   Все постуральные и двигательные рефлексы несут в себе часть какой то локомоции(перемещение тела в пространстве), это все заготовки для возникновения осознанных активных движений или поз. Со временем, по мере развития центральной нервной системы они будут видоизменяться и рефлекторность движений сменится осознанностью.ЦНС научится управлять излишним тонусом или излишним движением и тогда возникнут нормальные локомоторные, статические и манипуляционные функции, свойственные человеку.
В следующем сообщении расскажу про этапы формирования локомоций...

+1

4

Чтобы ориентироваться в хронологическом порядке возникновения движений существует много таблиц, схем. Одна из них приводится в книге Страковской.

Показатели развития и средние сроки их появления:
Удерживает голову в положении лежа на животе 1-2 мес                       
                Фиксирует взгляд 1-2 мес                       
                Первая улыбка 1-2 мес                       
                Отвечает на улыбку взрослого 1-2 мес                       
                Контролирует голову и сосредотачивает взгляд на взрослом, находясь на руках у матери 2-3 мес                   
                Гулит 3 мес                       
                Поворачивает голову на звук 3 мес                       
                Комплекс оживления 3 мес                   
                Громко смеется 2-3 мес                       
                Поворачивается из положения лежа на спине на бок  2-4 мес                       
                Захватывает подвешенную игрушку  2-4 мес                       
                Находит невидимый источник звука  2-4 мес                       
                Отличает чужих от близких  2-5 мес                       
                Поворачивается на живот и с живота на спину  3-4 мес                       
                Начинает ползать на животе 4-5 мес                       
                Играет с предметами, перекладывая их из руки в руку 4-5 мес                       
                Берет игрушку, предложенную взрослым  4-5 мес                       
                Встает на четвереньки и начинает ползти  5-7 мес                       
                Свободно берет игрушку из разных исходных положений 6 мес                       
                Начинает лепетать 6 мес                       
                Произносит отдельные слоги 6 мес                       
                Ест с ложки, снимая пищу губами 6 мес                   
                Хорошо ползает  6-7 мес                       
                На вопрос ГДЕ? – быстро находит предмет 7 мес                       
                Долго самостоятеьно занимается игрушками 8 мес                   
                Садится самостоятельно из ползания на коленях или из другиз положений  7-8 мес                   
                Встает, придерживаясь за неподвижную опору 7-9 мес                       
                Сам держит и ест корочку хлеба  7-9 мес                   
                Действует с игрушками по-разному (размахивает, перекладывает) 7-9 мес                   
                Сам садится,  ложится и встает держась за барьер  8-9 мес                       
                Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги 8-10 мес                       
                Появляются навыки опрятности 9-10 мес                   
                Произносит слоги, повторяемые взрослыми 9-10 мес                   
                Переступает, держась за опору. Стоит с поддержкой за руку 8-11 мес                       
                Стоит самостоятельно. Ходит, придерживаясь за опору или руку взрослого  10-12 мес                   
                Влезает на невысокую поверхность (лестницу) и слезает с нее  10-12 мес                       
                Пользуется простейшими словами (дай, на и др.)  11- 12 мес

Это средние сроки  так называемого психомоторного развития доношенного ребенка. В следущий раз раскажу о наиболее важных показателях, на которые необходимо обращать внимани родителям.

+1